Как заинтересовать ребенка игрушками

Обновлено: 25.04.2024

Современная детвора - не то, что мы в свое время. На улицу их и палкой не выгнать! Вот хотя бы мой сын и племяши: вечно они в смартфонах сидят. А если не в смартфонах, то в планшете зависают или на приставке играют. В целом, так жизнь современных детей и проходит.

С одной стороны, знание новых технологий и владение интернетом - дело нужное. Без этого в наше время никак нельзя! А с другой стороны, детскому подрастающему организму нужен свежий воздух и активное движение, чтобы правильно развиваться, быть крепким и здоровым.

Именно поэтому я и решил передать малышне собственный опыт, и показать, какие игрушки были у детворы в советское время.

Самодельные игрушки из СССР, которыми я на досуге радую своих детей

Естественно, в Советском Союзе, хоть он и был Великим и Могучим, а все же изобилия разных игрушек для детей не было. Вот нам и приходилось с дворовыми пацанами выкручиваться и мастерить эти самые игрушки самостоятельно.

Итак, если я хочу оторвать малышню от телефонов, и привлечь к активной игре на свежем воздухе, я делаю для них давно забытые игрушки из моего советского детства.

Самолетик из бумаги

Бумажные самолетики были самой распространенной забавой всей советской детворы. Причем не только мальчишек, но и девчонок. Схем сборки таких истребителей существует огромное множество.

Помню, мы в детстве частенько устраивали дворовые турниры по запуску наших бумажных летательных аппаратов на дальность.

Их можно было запускать с:

Да и что греха таить, в закрытом помещении мы тоже запускали наши истребители.

Польза от такой игры неоспоримая:

  • ребенок активно двигается;
  • дышит свежим воздухом;
  • развивает мелкую моторику, создавая свой самолет;
  • развивает воображение, придумывая новые схемы сборки;
  • осваивает искусство оригами.

Телефон из стаканчиков

Это сейчас малышню не удивить тем, что можно переговариваться между собой, находясь в разных комнатах. А вот мы в 80-х о таком чуде-техики, как смартфон, даже и мечтать не могли. Тогда-то и обычный дисковый телефон далеко не в каждой семье имелся. Вот нами и был создан такой вот нехитрый гаджет, как телефон из стаканчиков.

Как ни странно, но в наш век электроники этим нехитрым устройством можно удивить современного ребенка в возрасте до 10 лет. Сделать сей аппарат не составит труда!

Для этого достаточно лишь взять:

  • 2 одноразовых стаканчика (бумажных или пластиковых). Их можно заменить консервными банками или срезанным донышками с пластиковых бутылок;
  • катушку ниток и иголку;
  • спички.

Сначала берем один стаканчик и через центр дна пропускаем иголку с ниткой. На конце нити крепим спичку. Отматываем нить необходимой длины и таким же образом крепим ко второму стаканчику вместе со спичкой. Нить может достигать в длину 40 м. Говорить нужно в стаканчик. Пока один говорит, другой слушает.

Рогатка

При помощи это нехитрого приспособления мы проверяли себя на меткость. Пригодится этот навык и современному чаду.

Смастерить рогатку просто. Ее можно сделать из раздвоенной ветки и резинки или из металлического «намордника» от бутылки с шампанским и все той же резинки.

За последние полвека отношение к детским игрушкам кардинально изменилось. Если раньше покупка каждой новой игрушки была невероятным и редким праздником, то сейчас вряд ли кто-то страдает от дефицита кукол и машин (а также роботов, конструкторов, колясок и плюшевых зверей). Оказывается, беззаботное детство с игрушками в избытке — это не очень полезно для самих детей, их родителей и дома, в котором они живут.


Дешевые, дорогие, пластмассовые, деревянные, резиновые, интерактивные, музыкальные, развивающие — даже если вы изначально не планировали покупать ребенку много игрушек, рано или поздно они все равно появятся в вашем доме — по вашей воле или по воле щедрых родственников.

Почему же это происходит? Почему еще мы сами помним, что такое месяцами мечтать об одной игрушке, а для наших детей поход в магазин игрушек превратился в обыденность? Этому есть несколько объяснений, говорят эксперты: игрушки дарят на праздниках, вечеринках, в гостях, за хорошее поведение и просто так. Также нередко родители покупают какие-то дешевые мелочи во время походов в магазин — ребенок, как правило, играет с ними совсем недолго, а потом ломает или забрасывает.

«Мы часто покупаем что-то, чтобы показать детям, что мы их любим», — говорит руководительница исследований раннего детства в Гуэлфском Университете Торонто Никки Мартин. — «Создается ощущение, что чем больше всего у тебя есть, тем больше тебя любят. Это социальная проблема». Плюс ко всему, дети проводят меньше времени, играя во дворе, а потому им требуется больше игрушек, чтобы занимать себя дома.


Почему плохо иметь слишком много игрушек?

Во-первых, потому, что дети просто не способны качественно взаимодействовать с большим количеством предметов. «По уровню своего развития маленькие дети не способны сделать выбор между 20 или даже 10 предметами», — объясняет Мартин. Это значит, что когда ребенок заходит в комнату с большим количеством игрушек, его парализует от разнообразия и количества возможных вариантов — примерно так же, как нас парализует в больших супермаркетах от обилия разных брендов и продуктов. «Когда речь заходит об игрушках, нам кажется, что чем больше, тем лучше. Но на самом деле, получается слишком много, — говорит она. — Качественная игрушка или качественный опыт намного лучше, чем просто много всего».

Во-вторых, от большого количества игрушек страдают и родители тоже. Чем больше в доме игрушек, тем сложнее находить им место, организовывать хранение и разгребать завалы. Каждый новый праздник начинает страшить — ведь вместе с ним в доме станет еще меньше места. «Если вас накрывает чувством тяжести с приближением дня рождения или Рождества, важно не игнорировать его», — говорит детский и подростковый психиатр Эшли Миллер. Также она рекомендует использовать вашу потребность в расхламлении в качестве воспитательного момента для детей: «Чему вы больше всего хотите их научить? Вы хотите научить их щедрости и умению делиться? Умеренности? Экологичности? У вас есть много разных вариантов».

В-третьих, как мы уже писали выше, игрушки для детей превращаются в эквиваленты любви. Их начинают ждать больше, чем встречи с родственниками и друзьями, их начинают требовать — не потому, что с ними хочется играть, а просто для того, чтобы они были. Получаются те самые «избалованные», а на самом деле обделенные вниманием дети, для которых новые игрушки стали единственным способом поддерживать контакт с близкими людьми.


Это что же теперь, вообще игрушек не покупать?

Конечно, нет. Вопрос в том — какие игрушки покупать/оставлять, потому что не все они одинаково полезны. Миллер рекомендует выбирать те игрушки, которые требуют от ребенка участия, проявления фантазии и предполагают разные варианты взаимодействия: куклы, поезда или машинки.

«Когда вы покупаете игрушку, которая все делает за вас, вы быстро теряете к ней интерес, потому что для вас в этой игре места не остается, — объясняет она. — Детям очень важно иметь возможность играть самим и самостоятельно отвечать за свой игровой мир».

Дети будут дольше и увлеченнее играть с теми игрушками, которые предоставляют им больше свободы действий: дайте им машинки, и они будут катать их по полу и стенам, строить дороги из книг и покорять горы из мебели. Но если вы дадите детям гоночный трек, то им скоро надоест, что машинки постоянно ездят по одной и той же траектории.

Не давайте детскому восторгу в связи с любой игрушкой, которая спрятана в блестящей пластиковой упаковке, сбить вас с толку — и не бойтесь говорить «нет» новейшим хитам и проходить мимо бесячих игрушек, которые сейчас можно встретить практически в любом магазине. «Способность говорить ребенку „нет“ — это очень важный навык, и помогает в установлении границ», — добавляет Миллер.


Как избавиться от избытка игрушек?

Замените вещи опытом. Чтобы уменьшить поток игрушек, наводняющих ваш дом, попросите гостей на праздниках дарить ребенку опыт вместо вещей: билеты в театр, музей или на концерт, творческий мастер-класс или оплату абонемента на развивающие занятия.

Привлеките детей к процессу расхламления. Предложите детям самостоятельно выбрать игрушки, от которых они хотят избавиться — отдать на переработку или благотворительность. Не все дети с энтузиазмом отнесутся к этой идее, однако это не значит, что вам надо отказываться от этой затеи — продолжайте беседовать с ребенком и объяснять, почему избавиться от лишнего в доме — это важно.

Организуйте хранение. Сделайте так, чтобы оставшиеся у вас игрушки всегда находились в доступе у детей, чтобы их можно было легко найти и достать. Когда игрушки рассортированы по удобным ящикам, коробкам, мешкам и контейнерам, детям проще разобраться в том, что у них есть, и во что они хотят играть, чем когда все просто свалено в одну кучу.

Осторожно подходите к покупке новых игрушек. Не обязательно отказываться от покупки игрушек раз и навсегда — просто подходите к процессу критичнее и учитесь оценивать игровой потенциал, который иногда сложно разглядеть за яркой упаковкой.

Не заменяйте внимание игрушками. Если до этого у вас была привычка «откупаться» от ребенка материальными подарками или компенсировать ими нехватку своего времени и внимания, то от нее лучше отказаться.

Ещё почитать по теме

Почему детям нравятся стремные игрушки и коробки от подарков вместо самих подарков? Кажется, ученые все поняли

Пластиковые игрушки: как контролировать их количество в жизни ребенка

10 вещей, которые интересуют вашего малыша больше, чем (нормальные) игрушки

Мы все покупаем любимым чадам игрушки. Бывает они нравятся, бывает- нет.

При этом с каждым месяцем игрушек все больше и больше… Как же не допустить свалку дома из кукол, машинок и погремушек?

В статье короткий список правил, как не захламить дом и купить максимум любимых малышом и полезных вещей.

1. Составьте список полезных и нужных игрушек на каждый возраст малыша(я примерный сделаю список отдельным постом). Купите минимальный набор игрушек ребенку.

2. Не делайте спонтанных покупок, многие спонтанно купленные игрушки превращаются в хлам

3. Анализируйте, какие игрушки особенно любит Ваш малыш(первые звоночки о способностях). Например любит собирать пирамидку, купите еще более усложненную пирамидку. Развивайте способности!

4. Игрушка должна быть качественной

( так, я выбирая сортер, увидела на американских сайтах высокорейтинговый сортер — обычное ведро с фигурками, я бы на него никогда не обратила внимание, но его рейтинги были огромные, пошла в магазин, он у нас стоит 600-700 рублей, не самая дорогая цена для такой игрушки. Что оказалось? Мой малыш очень увлеченно играется с ним уже пол года!)

Смотрите отзывы мам, рейтинги. Особенно они правдивы на американских сайтах.

6. Если тип игрушек один, но нескольких фирм разных, дайте выбрать ребенку, какую именно купить.

7. Ребенка нужно заинтересовать. Всегда играйте с ребенком, попытайтесь увлеченно показать, как можно использовать игрушку.

8. Играйте до тех пор, пока ребенку интересно! А это от 2 минут до получаса и больше:).

9. Не исправляйте ребенка, если он использует игрушку по своему, не так, как принято. Здесь он творчески подходит к игре, не убейте это качество своими фразами " нет, так неправильно", «давай покажу, как нужно играть» и тд

10. Когда увидите, что ему Ваша помощь не нужна- оставьте ребенка наедине с игрой. Приучайте к самостоятельности.

11. Покупайте много книг, ярких, красочных. Читайте каждый день. Читайте с выражением и отходите от текста, объясняйте ребенку все, что не понятно. Разглядывайте людей, животных, природу, говорите что есть что и какого цвета. Подробнее об увлекательном чтении в другом посте пишу.

12. Полюбите играть с ребенком. Малышей не проведешь. Они видят вас насквозь. Если вы будите делать и показывать что то без интереса и увлечения, малыши скопируют ваше отношение и не смогут полюбить конструкторы, рисование, чтение и тд.

Почти все, что наши дети умеют- зачастую это то, чему мы их научили.

И если ваш ребенок неусидчив и долго ничем не может играть- это вы недостаточно с ним играли и не показали какой интересной может быть игра.

Ведущий редактор, пишет на темы, которые актуальные для мам: мода, красота, питание, здоровье, беременность, роды, воспитание, обучение, хобби.


Как часто мамы огорчаются, что ребенок быстро теряет интерес к занятию и жалуется, что ему скучно. Мы собрали идеи, которые работают. Сохраните их на тот момент, когда малыш затянет привычное: «Маааам, поиграй со мной».

№1. Играйте в переодевание

Детям нравится примерять одежду взрослых. Если вы готовы к внеплановой уборке в шкафу, дайте ребенку на примерку платья, рубашки, шапки. Он будет рад этому.

№2. Пеките печенье

Дети любят помогать маме, когда речь идет о тесте. Выделите ребенку персональную скалку, завяжите ему фартук и смиритесь с тем, что мука будет повсюду

№3. Спрячьте сокровища

Спрячьте что-то интересное, нарисуйте карту и предложите ребенку квест.

№4. Поручите выполнение домашних дел

Малышам под силу выполнение легкой работы. Они отлично справляются с такой задачей, как вытирание пыли. Главное, выжмите тряпку самостоятельно!


№5. Предложите ребенку игру в шалаше

Шалаш можно построить из стульев, подушек и одеял. Эта забава обычно увлекает детей на продолжительное время.

№6. Организуйте купание игрушек

Наполните контейнер (таз, ванночку) теплой водой и предложите ребенку устроить водные процедуры для его игрушек. Если емкость для воды большая, постоянно присматривайте за малышом.

№7. Устройте чемпионат по сборке кубиков

Детей привлекает соревновательный момент. Если кроха устал играть, добавьте в занятие драйв. К примеру, предложите собрать высокую (очень высокую) пирамиду из кубиков.

№8. Насыпьте в контейнер крупу

Малыши обожают сыпучие материалы. Они могут подолгу копаться в крупе и фасоли.

№9. Разрисуйте картонную коробку

В ближайшем магазине попросите большую коробку. Закрепите ее края и предложите ребенку раскрасить.

№10. Устройте танцы

Включите музыку с любимыми детскими песенками. Танцуйте и пойте вместе с ребенком.


№11. Играйте в «светофор»

Правила этой игры просты: папа или мама играют роль полицейского, ребенок —становится «автомобилем» (можно меняться). Если произносят слово «красный», ребенок должен остановиться. «Зеленый» — может двигаться.

№12.Отдайте ребенку свою старую клавиатуру

Дети обожают с ней играть. Они либо просто стучат по клавиатуре, либо ищут на ней знакомые буквы и цифры.

В первые годы игра — основной вид деятельности для ребенка, и практически весь день напролет малыш играет, переставляет игрушки, выдумывает сюжеты. Но навык самостоятельной игры нужно развивать у ребенка также, как и умение кушать самостоятельно или ходить на горшок. Иначе маме придется постоянно принимать участие в играх ребенка, и он не разовьет у себя важные навыки самостоятельности. Так что даже не для себя, а для ребенка узнайте как научить его играть самостоятельно.

Как научить ребенка играть самостоятельно

Некоторые родители ошибочно полагают, что даже годовалые крохи могут играть часами в одиночестве и это врожденное умение. Иногда встречаются такие самостоятельные дети, но это скорее исключение из правил. Потому что среднестатистический ребенок не умеет сам себя занять и развлечь.

Кто-то может подумать, что играть с собственным ребенком — это радость и не стоит учить его самостоятельности в этом деле, потому что дети так быстро взрослеют и нужно больше времени проводить вместе. Но время можно проводить вместе и в ином русле. А самостоятельность в ребенке нужно развивать обязательно и с самых юных годов. Ведь когда малыш играет в одиночестве, он вместе с этим развивается:

получает социальные навыки;

Для положительного эффекта важно правильно построить процесс. Если просто в один день бросить ребенка наедине с игрушками, ничего хорошего не выйдет. Такое непривычное поведение мамы вызовет тревогу, беспокойство, стресс, и маленькому ребенку будет совсем не до игр. Поэтому действовать нужно постепенно, начиная с раннего детства малыша. Ну или с сегодняшнего дня, если ваш малыш уже подрос.

Главное — действовать постепенно и без резких перемен!

Еще один немаловажный момент — самостоятельность не может проявляться только в одном деле, поэтому развивайте ее в целом. Чаще спрашивайте мнение ребенка о разных вещах (куда пойдем гулять, что хочешь на обед это или это, что наденешь и т.п.). Давайте больше свободы и не пытайтесь оградить его от всего на свете. Позволяйте делать посильные повседневные вещи, чтобы ребенок рос в целом самостоятельным, и тогда будет проще научить его играть в одиночку.

Как научить ребенка играть одному

Внимание младших дошкольников неустойчивое. Они очень быстро теряют интерес к процессу игры. Что могут сделать родители, чтобы этот интерес создать и поддержать? Игре, как и многим другим видам деятельности, ребенка надо учить. Малыш, умеющий играть, будет с удовольствием строить домики из простых кубиков и кирпичиков. Другой, наоборот, из множества дорогих игрушек не сможет выбрать ту, что вызовет у него интерес и желание начать игру самостоятельно.

Ключевые моменты:

1. Родители показывают ребенку как играть. Безусловно, на начальном этапе родителям необходимо играть вместе с ребенком. Это требует времени, так как придется оставить все свои домашние дела, а это не всегда просто. У родителей должно быть желание взаимодействовать вместе со своим ребенком – строить дома, укладывать куклу спать, лечить мишку, возить на грузовике кирпичики.

Любое действие родителя должно подробно рассказывать ребенку — что, как и зачем он делает. «Сейчас мы стелем для Мишки простынку, теперь кладем подушку, мягкую и красивую. Мишу укладываем вот так, на бочок и укрываем его одеялом. Спи, Миша, а мы тебе споем песенку».

Все это надо делать эмоционально, выражая свое настроение голосом, жестами. В следующий раз предлагаем ребенку самому уложить куклу Катю в красивую кроватку и спеть ей песенку. Совсем скоро ребенок сам, без просьбы родителей, будет укладывать свои игрушки спать и петь им колыбельные. Начинать лучше с небольших игровых эпизодов, чтобы ребенок не устал и не заскучал. Например — построить гараж, полечить зайчику лапку, накрыть на стол для куклы и ее гостей. Хорошо, если у малыша будет организована своя игровая зона или игровой уголок в комнате для его самостоятельной игры. Родителям необходимо позаботиться о безопасности в этой зоне.

2. Тщательно выбирайте игрушки. Приобретая игрушку, следует обращать внимание на то, для какого возраста предназначено данное изделие. Например, ребенку, который еще не пошел в школу, нужен простой конструктор, в котором мало деталей и они более крупные, чем для представителя старшей возрастной группы. На сегодняшний день существует широкий выбор развивающих игр и игрушек, которые вызывают у детей интерес. Но и мотивация родителей будет играть важную роль для создания игровой ситуации «Ты построил красивую башню. Она такая высокая. А ты можешь построить еще выше? Тогда мы сможем на ее верхушку прикрепить флаг».

Если игрушек накопилось слишком много, то можно часть из них сложить в коробку и убрать на некоторое время. Когда ребенок соскучится, он снова будет играть с ними как с новыми. Тогда можно убрать другие, с которыми он в данное время совсем не играет, или потерял к ним интерес.

3. Поощряйте старание. Важно часто хвалить малыша и поощрять его самостоятельность. «Ты такой заботливый и внимательный доктор! У тебя все больные зверята поправились так быстро, потому что ты правильно их лечил…». «Твой гараж из кубиков такой большой и красивый, ты сам его построил? Какой ты молодец! Давай поставим в него самую современную машину…».

4. Постепенно отстраняйтесь. Во время игр с ребенком не нужно захватывать инициативу, отказываясь от предложенных малышом идей. Не высмеивайте его неловкие попытки что-то придумать или неправильное использование предметов, не так как принято. Наблюдайте, участвуйте, когда это необходимо, но дайте свободу малышу проявить свою фантазию. Через некоторое время с такими играми, мы можете начать на время уходить из игры. Подгадайте момент, когда малыш увлечется игрушками, и скажите, что пойдете на кухню за водой и сейчас вернетесь. Подождите за дверью пару минут, потом вернитесь. Постепенно увеличивайте период отсутствия, но не слишком затягивайте — ориентируйтесь на поведение ребенка. Если он спокойно воспринимает ваш уход, можно задержаться подольше, если отвлекается от игры или идет за вами — возвращайтесь.

Игрушки должны быть доступны для малыша, но с самых ранних лет следует приучать его к порядку и понимать, что игрушки надо убирать на место. Сначала родители могут убирать игрушки вместе с ребенком. Можно, например, попросить чадо помочь собрать кубики в коробку. Дошкольник, наблюдая бережное отношение мамы к игрушке, вряд ли специально сломает или бросит ее.

Играя вместе с ребенком и обучая его игре, у родителей есть замечательная возможность соприкоснуться с его миром и стать ближе. Поэтому, специалисты рекомендуют играть с детьми чаще, откладывая дела и забывая о своих собственных проблемах хотя бы ненадолго. Если не забирать инициативу в играх у детей, вы сможете научить ребенка играть самостоятельно без специальных методик и проблем. Ведь в дружных семьях все получается само собой.

Читайте также: