Какая бывает роспись на игрушках

Обновлено: 19.04.2024

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как появились на Руси глиняные игрушки? И почему они такие разные? Филимоновская, каргопольская, дымковская, тульская… Глиняные "достопримечательности" можно обнаружить во многих областях России. Русские игрушки преимущественно изготавливались из двух материалов: глины ( Абашевская , Дымковская игрушка ) и дерева ( матрёшка , Мазыкская игрушка , Птица счастья ). Этот материал будет посвящен отдельным местам производства глиняной игрушки. Начнем с буквы "А" и далее по алфавитному списку с некоторыми отклонениями:

  1. Пензенская (Абашевская);
  2. Городецкая (Жбанниковская);
  3. Вятская (Дымковская);
  4. Архангельская (Каргопольская);
  5. Курская и Орловская (Плешковская и Чернышенская, Кожлянская );
  6. Рязанская ( Сапожковская)
  7. Костромская (Петровская или Сусанинская);
  8. Новоторжская;
  9. Новгородская (Солецкая);
  10. Липецкая (Романовская);
  11. Рязанская (Скопинская);
  12. Старооскольская;
  13. Тульская (Филимоновская);
  14. Калужская (Хлудневская)
  15. Воронежская;

1. Аб́ашевская игрушка

Русский художественный промысел , сформировавшийся в Спасском уезде , ныне Спасском районе Пензенской области. Производство игрушки возникло в XIX в. на базе местного гончарного промысла. Вытеснение в начале XX в. кустарных изделий заводской посудой обусловило постепенное угасание гончарства и выделение игрушки в самостоятельный промысел. В отличие от большинства игрушечных центров здесь работали преимущественно мужчины. Активное развитие абашевской игрушки припадает на XX век, одним из самых известных мастеров в те годы был Тимофей Зоткин. Абашево не было обычным селом. Особенность его проистекала из староверческого большинства его жителей. Влияние религиозных убеждений особенно явно проявилось в изделиях абашевских мастеров. Они любили изображать золоторогого оленя с фантастическими рогами, напоминающими лестницу. Это отражение мифологии старообрядцев: лестница ведёт к богу.

Главная особенность таких игрушек - удлинённое туловище и короткие ноги , на фоне которых сразу же привлекает внимание неестественно длинная шея . Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами (символ древа жизни в язычестве или лестницы у старообрядцев) . Подобным образам присуща некая сатиричность. Традиционный размер игрушки – в ладонь. Окраска однотонная, встречается позолота или серебрение (краской). Основные цвета – красный, синий и зелёный.

Встречаются и совсем необычные персонажи – такие, как городовой-взяточник с курами, встречается и в виде кентавра, и на свинье!

Встречаются и совсем необычные персонажи – такие, как городовой-взяточник с курами, встречается и в виде кентавра, и на свинье!

Лаконичность и однотонность раскраски усиливают влияние формы. В начале тридцатых годов иссякли запасы материалов для глазури , приобрести их стало невозможно – страна переживала трудности, а тут деревенскую кооперацию буквально заполнили всевозможных цветов масляные краски. Поначалу обожженные изделия расписывались маслом, а поверх покрывались лаком; когда же широкое распространение получили эмалевые краски , перешли на них – излишен стал этап лакирования.

В 1969 г. вернуться к работе с глиной старого мастера Акинфия Фроловича Зоткина (1883 – 1974 гг.), который в ту пору добирал восьмой десяток лет. Он положил начало производству на Беднодемьяновской (г. Беднодемьяновск (ныне г. Спасск) фабрике глиняных свистулек – дудок , изготовляя их руками, как это делали исстари. За время работы на фабрике Акинфий Фролович изготовил шесть тысяч свистулек. Его изделия, традиционные для абашевского промысла, в отличие от деревенских, были покрыты разноцветной поливой , что выделяло их из поделок других мастеров. На промыслах сложились целые династии и из других фамилий.

Абашевскую игрушку можно увидеть в Государственном историческом музее Москвы, Русском музее Санкт-Петербурга, музеях Сергиева Посада, Пензы. Компания ЗАО «Абашевская Керамика» награждена дипломом «за сохранение и возрождение народного искусства России».

Много подробностей об Абашевской игрушке здесь .

2. Городецкая или Жбанниковская игрушка

Городецкий район Нижегородской области известен как центр деревянной «городецкой» резьбы, но изготовление глиняных свистулек - «дудок» - малоизвестный народный промысел. Производство игрушек возникло здесь во второй половине XIX века. Крупный центр - западная часть Балахнинского уезда. Игрушку лепили в деревнях Роймине, Рыжухине, Смиркине, Прокурене, Язвицах, Шадрине и др.

Центром изготовления глиняных игрушек традиционно считается деревня Жбанниково, имя которой дало название всему промыслу. Городецкая земля — родина целого созвездия народных художественных промыслов.

Особенность жбанниковской игрушки в том, что туловище всех фигурок напоминает глиняную пирамиду на трёх ногах-основах. Сначала делали дудки-свистульки в виде птиц. Со временем появились животные, всадники и женские фигурки. Местная свистулька получила известность в 1930-е гг., тогда же появились новые типы игрушк и, помимо традиционных (например, всадники ) и сложился характер росписи, сохраняющийся и в современной игрушке.

Удивительно то, что сегодняшняя традиционная жбанниковская свистулька мало чем отличается от средневековой, найденной при археологических раскопках на городецкой земле.

Удивительно то, что сегодняшняя традиционная жбанниковская свистулька мало чем отличается от средневековой, найденной при археологических раскопках на городецкой земле.

Причудливое сочетание красок в росписи создается использованием темной эмалевой краски в качестве фона, по которому наносятся пятна более светлых тонов. Рога, уши, копытца, конец хвостика - свистка, у птиц – гребешки, иногда серебрятся алюминиевой краской.

После этого тычком наносится несколько пятен эмалевой же краской, но другого цвета (красные пятна по желтому фону, молочно-белые по красному и т. д.). Продолжают расписывать игрушки и «под Хохлому».

Раньше для росписи игрушек мастерами использовались масляные краски , сегодня широкое применение получили темперные. В завершении игрушку окрашивали бесцветным лаком.

Много материалов о Городецкой игрушке здесь.

3. Дымковская игрушка

Пожалуй, самой большой известностью пользуются глиняные игрушки из Дымковской слободы под Вяткой (в городе Кирове) . Они широко представлены во многих музеях. Для многих само понятие русской глиняной игрушки ассоциируется с дымковскими фигурками и свистульками.

Самые старые образцы, созданные в XIX веке, очень редки. Они не имеют ничего общего с теми яркими, многоцветными игрушками, с которыми связано наше сегодняшнее представление о Дымкове.

Первые свистульки лепили к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи» — в память о погибших в Хлыновском побоище 1418 года. Столкнулись тогда вятчане и устюжане — «своя своих не познаша». Заканчивались дни памяти всеобщей игрой на свистульках. Первое письменное упоминание о «дымке» относится к 1811 году.

Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е года XX века и связано с именем А. И. Деньшина, который сумел уговорить потомственных мастериц А. Мезрину, Е. Пенкину, Е. Кошкину не бросать ремесло и организовать артель «Вятская игрушка».

Деньшин, Ал. Вятская глиняная игрушка в рисунках / Ал. Деньшин. М.: Издание собственность автора, 1917.

Деньшин, Ал. Вятская глиняная игрушка в рисунках / Ал. Деньшин. М.: Издание собственность автора, 1917.

Игрушечный промысел стал делом жизни для художника Алексея Деньшина. В 15 лет он впервые разглядел в глиняных фигурках настоящее искусство. Зарисовывал, изучал технологию, возил в музеи Москвы и Петербурга целые коллекции. Создал три рукописных альбома.

Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина , тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком . Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал.

Когда заготовка остывает, ее отбеливают. Готовую глиняную фигуру вначале покрывали смесью молока и мела, а затем поверху красками. Раньше игрушки расписывали темперными красками , замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти.

Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки -ромбики из потали или сусального золота , наклеенные поверх узора.

В основном, они представляют собой отдельно стоящие фигурки; сравнительно немного в это время композиций, объединенных общей пластиной-основанием. Самая многочисленная группа – игрушки-свистульки.

Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:

Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отличительной чертой является их позолота. Барашки бывают обычными или же в нарядных потешных одеждах;

Индюк — красочный, словно павлин, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры могут быть разными: от крошечных 5 см до внушительных 40 см;

Лошадка — традиционное изображение животного в ярко-голубых тонах или же «в яблочко».

Барыня — это и изысканная городская дама, и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Золотая поталь также украшает отдельные детали;

Мужчина — этот образ в дымковской игрушке обыгрывают в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского «кавалера». Популярны фигурки свинок, птичек, колокольчиков.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

В России существует более 200 видов художественной росписи, которые зарождались в разные времена и в разных уголках страны. Некоторые узнаваемы и популярны, другие доживают свой век вместе со старыми мастерами и закрывающимися фабриками. В древности люди верили, что рисунки не только украшают дом или вещи, но и оберегают хозяев, защищают их. Мы хотим рассказать о 31 росписи, которые существуют в нашей стране.

Борецкая

Может выполняться из набора простых ромбиков, кружков или треугольников, а может содержать сложный тематический рисунок и орнаменты. Главной же особенностью является черный контур всех элементов узора.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Вологодская

Один из современных видов росписей, который был придуман в 1976 году вологодскими мастерами: они решили сделать новый вид хохломы, взяв ее узоры, но заменив краски — стали рисовать голубыми и черными по серебру.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Волховская

Яркие розаны, которые выполняются градиентами: на кисть берется сразу несколько цветов, чтобы был переход между оттенками.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Вятская

Одна из самых древних славянских росписей, первые упоминания которой относятся еще к IX-X векам, но археологи считают, что она гораздо старше и могла зародиться до принятия христианства. Чаще всего люди использовали простые узоры с точечной росписью для посуды и животные мотивы для мебели или сундуков. Но самым узнаваемым персонажем стал уткоконь — выдуманное существо с телом утки и длинными конскими ногами.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Гаютинская

На яркий алый фон мастера наносят целый хоровод синих, зеленых и белых точек, которые создают красивые рисунки. Самый частый мотив — древо жизни.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Гжель

Один из самых узнаваемых народных промыслов благодаря голубым оттенкам. Обычно гжелью расписывают керамику, используя белый цвет как фон, но в последнее время встречается синяя керамика с белыми гжельскими узорами. Почему гжель — обрусевшее ремесло другого народа, мы писали здесь.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Глубоковская

Для нее могут использовать разные фоны от красных до голубых, а рисунки богаты на цветы, бутоны, листики и веточки.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Городецкая

Возникла в IX веке, а главным цветом считается желтый. Он используется как фон, на котором изображаются сцены из жизни людей, животные, птицы или цветочные мотивы.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Гуслицкая

Считается, что первые мастера использовали рисунки из византийских книг, чтобы в той же манере украшать посуду и предметы декора, а позже такой росписью орнаментировали старообрядческие книги.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Жостово

Промысел по росписи металлических подносов. Основной мотив — это цветочный букет. Чаще всего художники рисуют на темном фоне, но встречаются нежные жостовские росписи светлых оттенков.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Костромская

Одна из самых простых видов росписей, для которой используются самые разнообразные цвета или краски. Но отличить ее можно по лаконичным узорам из веточек и цветочков. В прежние века костромской росписью украшали не столько мебель или посуду, сколько стены в теремах. Удовольствие это было дорогим, и позволить его могли не все, а по наличию рисунков на бревнах можно было судить о зажиточности хозяев. К примеру, если корова стоила 15 рублей, то расписать одну стену дома обходилось в 30.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Липецкая

Довольно яркая роспись, которая напоминает хохлому, но при этом имеет не такой ограниченный набор цветов. Так, мастера могут дополнять узоры изумрудной, пурпурной и лазурной красками.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Мезенская

Ее легко узнать по множеству мелких черно-красных деталей и геометрическим орнаментам из дисков, ромбов и крестов.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Мстёра

Это лаковая миниатюра, которая вместе с палехом и холуем является центром русской иконописи. Кроме того, в тематике преобладают русские сказки, исторические или бытовые сюжеты. Мастера стараются избегать слишком темных фонов, чтобы не перекликаться с «конкурентами», а потому мстёрская миниатюра светлая и яркая.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Обвинская

Эту роспись легко отличить благодаря классической обвинской розе — цветку с восьмью лепестками, который изображается на всех орнаментах.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Онежская

Это свободная роспись, лишенная точной симметрии. Чаще всего художники изображают птиц и цветы белого и красного цвета. Фон при этом может быть как светлый, так и темный — синий или зеленый.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Палех

Сюжеты заимствуются из русских былин, легенд и сказаний. Фон всегда черный, а рисунки украшаются золотыми деталями.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Пермогорская

Яркие красные узоры на светлом фоне, желтые и зеленые оттенки использовались как дополнительные цвета. Чаще всего мастера выбирали растительные узоры, мифических птиц Сирин или жанровые сцены из крестьянской жизни.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Петербургская

Как и в жостово, эта роспись специализируется на украшении подносов, однако цвета используются более элегантные: белые цветы с золотыми листьями на традиционном черном фоне.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Пижемская

Простая, но старинная роспись, которая зародилась на Ладоге и в ее окрестностях. Для рисунков часто используются простые узоры, напоминающие кельтские орнаменты.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Полховско-майданская

Яркая роспись с крупными цветами, птицами, грибами и ягодами. Именно такую роспись часто использовали в советское время, чтобы украшать матрешек, деревянные пасхальные яйца, солонки и ложки.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Прикамская

Цветочные и животные узоры на ярком оранжевом фоне — по таким признакам легче всего узнать эту роспись, зародившуюся на Урале.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Пучужская

Родилась эта роспись в северных регионах страны и использовалась для украшения посуды и мебели. Основным цветом для промысла был выбран темно-красный — другие оттенки быстро выцветали на морозах и ярком солнце, а этот оставался заметным долгое время.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Ракульская

Для нее художники используют крупный орнамент, золотистые, зеленые, коричневые цвета и обязательно черный, которым изображают не только контуры, но и детали: птиц, ветки, кусты.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Северная Двина

Обычно мастера обобщают четыре вида живописи — борецкую, пермогорскую, ракульскую и северодвинскую — в одну большую группу «северная роспись», потому что все они зародились в селах на берегах реки Северная Двина. Однако каждый из этих видов имеет свои особенности, и конкретно этот не исключение. Он имеет более яркие цвета и сложные орнаменты.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Семикаракорская

Это яркие рисунки на белой керамике придумали мастера донского казачества. Как и гжель, такая расписная посуда высоко ценится среди коллекционеров, но приковывает больше внимания благодаря ярким краскам.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Федоскино

Эта миниатюра также делается лаковыми красками, как палехская или холуйская, но в отличие от тех не использовалась для росписи икон. Основными же мотивами служат сцены из жизни обычных людей, реже эпизоды из русских сказок.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Холуй

В этой росписи мастера используют самое широкое многообразие цветовой палитры, а также не ограничиваются сказочной или крестьянской тематикой — современные работы могут изображать космос, ракеты, спорт и строительство.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Хохлома

Яркая роспись, которая чаще всего делается на темном фоне. Для рисунка используют красные, желтые, зеленые и оранжевые цвета. Также в росписи всегда добавляется золотой цвет. Чаще всего мастера используют цветочные и ягодные мотивы, а также птиц.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Шекснинская золоченка

Ее прозвали «огненной росписью» за яркий алый фон и золотые узоры. Одна из самых типичных русских росписей, которая ценится у иностранных коллекционеров.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Шенкурская

Об этой росписи известно меньше всего, а данные разнятся. Но и для нее характерен свой определенный стиль: светлый фон, обычно прозрачный лак на дереве, и желтые, зеленые, оранжевые цветы.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Ранее мы показывали художественные техники со всего мира: взгляните на суминагаши, нерикоми, бидри и другие здесь.

P.S. У нас есть telegaram-канал, где мы публикуем подборки горящих туров 😎😎😎

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

В России существует более 200 видов художественной росписи, которые зарождались в разные времена и в разных уголках страны. Некоторые узнаваемы и популярны, другие доживают свой век вместе со старыми мастерами и закрывающимися фабриками. В древности люди верили, что рисунки не только украшают дом или вещи, но и оберегают хозяев, защищают их. Мы хотим рассказать о 31 росписи, которые существуют в нашей стране.

Борецкая

Может выполняться из набора простых ромбиков, кружков или треугольников, а может содержать сложный тематический рисунок и орнаменты. Главной же особенностью является черный контур всех элементов узора.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Вологодская

Один из современных видов росписей, который был придуман в 1976 году вологодскими мастерами: они решили сделать новый вид хохломы, взяв ее узоры, но заменив краски — стали рисовать голубыми и черными по серебру.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Волховская

Яркие розаны, которые выполняются градиентами: на кисть берется сразу несколько цветов, чтобы был переход между оттенками.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Вятская

Одна из самых древних славянских росписей, первые упоминания которой относятся еще к IX-X векам, но археологи считают, что она гораздо старше и могла зародиться до принятия христианства. Чаще всего люди использовали простые узоры с точечной росписью для посуды и животные мотивы для мебели или сундуков.

Но самым узнаваемым персонажем стал уткоконь — выдуманное существо с телом утки и длинными конскими ногами.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Гаютинская

На яркий алый фон мастера наносят целый хоровод синих, зеленых и белых точек, которые создают красивые рисунки. Самый частый мотив — древо жизни.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Гжель

Один из самых узнаваемых народных промыслов благодаря голубым оттенкам. Обычно гжелью расписывают керамику, используя белый цвет как фон, но в последнее время встречается синяя керамика с белыми гжельскими узорами. Почему гжель — обрусевшее ремесло другого народа, мы писали здесь.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Глубоковская

Для нее могут использовать разные фоны от красных до голубых, а рисунки богаты на цветы, бутоны, листики и веточки.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Городецкая

Возникла в IX веке, а главным цветом считается желтый. Он используется как фон, на котором изображаются сцены из жизни людей, животные, птицы или цветочные мотивы.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Гуслицкая

Считается, что первые мастера использовали рисунки из византийских книг, чтобы в той же манере украшать посуду и предметы декора, а позже такой росписью орнаментировали старообрядческие книги.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Жостово

Промысел по росписи металлических подносов. Основной мотив — это цветочный букет. Чаще всего художники рисуют на темном фоне, но встречаются нежные жостовские росписи светлых оттенков.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Костромская

Одна из самых простых видов росписей, для которой используются самые разнообразные цвета или краски. Но отличить ее можно по лаконичным узорам из веточек и цветочков. В прежние века костромской росписью украшали не столько мебель или посуду, сколько стены в теремах. Удовольствие это было дорогим, и позволить его могли не все, а по наличию рисунков на бревнах можно было судить о зажиточности хозяев. К примеру, если корова стоила 15 рублей, то расписать одну стену дома обходилось в 30.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Липецкая

Довольно яркая роспись, которая напоминает хохлому, но при этом имеет не такой ограниченный набор цветов. Так, мастера могут дополнять узоры изумрудной, пурпурной и лазурной красками.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Мезенская

Ее легко узнать по множеству мелких черно-красных деталей и геометрическим орнаментам из дисков, ромбов и крестов.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Мстёра

Это лаковая миниатюра, которая вместе с палехом и холуем является центром русской иконописи. Кроме того, в тематике преобладают русские сказки, исторические или бытовые сюжеты. Мастера стараются избегать слишком темных фонов, чтобы не перекликаться с «конкурентами», а потому мстёрская миниатюра светлая и яркая.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Обвинская

Эту роспись легко отличить благодаря классической обвинской розе — цветку с восьмью лепестками, который изображается на всех орнаментах.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Онежская

Это свободная роспись, лишенная точной симметрии. Чаще всего художники изображают птиц и цветы белого и красного цвета. Фон при этом может быть как светлый, так и темный — синий или зеленый.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Палех

Сюжеты заимствуются из русских былин, легенд и сказаний. Фон всегда черный, а рисунки украшаются золотыми деталями.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Пермогорская

Яркие красные узоры на светлом фоне, желтые и зеленые оттенки использовались как дополнительные цвета. Чаще всего мастера выбирали растительные узоры, мифических птиц Сирин или жанровые сцены из крестьянской жизни.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Петербургская

Как и в жостово, эта роспись специализируется на украшении подносов, однако цвета используются более элегантные: белые цветы с золотыми листьями на традиционном черном фоне.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Пижемская

Простая, но старинная роспись, которая зародилась на Ладоге и в ее окрестностях. Для рисунков часто используются простые узоры, напоминающие кельтские орнаменты.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Похловско-майданская

Яркая роспись с крупными цветами, птицами, грибами и ягодами. Именно такую роспись часто использовали в советское время, чтобы украшать матрешек, деревянные пасхальные яйца, солонки и ложки.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Прикамская

Цветочные и животные узоры на ярком оранжевом фоне — по таким признакам легче всего узнать эту роспись, зародившуюся на Урале.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Пучужская

Родилась эта роспись в северных регионах страны и использовалась для украшения посуды и мебели. Основным цветом для промысла был выбран темно-красный — другие оттенки быстро выцветали на морозах и ярком солнце, а этот оставался заметным долгое время.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Ракульская

Для нее художники используют крупный орнамент, золотистые, зеленые, коричневые цвета и обязательно черный, которым изображают не только контуры, но и детали: птиц, ветки, кусты.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Северная Двина

Обычно мастера обобщают четыре вида живописи — борецкую, пермогорскую, ракульскую и северодвинскую — в одну большую группу «северная роспись», потому что все они зародились в селах на берегах реки Северная Двина. Однако каждый из этих видов имеет свои особенности, и конкретно этот не исключение. Он имеет более яркие цвета и сложные орнаменты.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Семикаракорская

Это яркие рисунки на белой керамике придумали мастера донского казачества. Как и гжель, такая расписная посуда высоко ценится среди коллекционеров, но приковывает больше внимания благодаря ярким краскам.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Федоскино

Эта миниатюра также делается лаковыми красками, как палехская или холуйская, но в отличие от тех не использовалась для росписи икон. Основными же мотивами служат сцены из жизни обычных людей, реже эпизоды из русских сказок.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Холуй

В этой росписи мастера используют самое широкое многообразие цветовой палитры, а также не ограничиваются сказочной или крестьянской тематикой — современные работы могут изображать космос, ракеты, спорт и строительство.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Хохлома

Яркая роспись, которая чаще всего делается на темном фоне. Для рисунка используют красные, желтые, зеленые и оранжевые цвета. Также в росписи всегда добавляется золотой цвет. Чаще всего мастера используют цветочные и ягодные мотивы, а также птиц.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Шекснинская золоченка

Ее прозвали «огненной росписью» за яркий алый фон и золотые узоры. Одна из самых типичных русских росписей, которая ценится у иностранных коллекционеров.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Шенкурская

Об этой росписи известно меньше всего, а данные разнятся. Но и для нее характерен свой определенный стиль: светлый фон, обычно прозрачный лак на дереве, и желтые, зеленые, оранжевые цветы.

Палехская, мстерская, холуйская и еще 28 видов русской народной росписи

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/41/Mice_burying_a_Cat_01_Cropped.jpg?uselang=ru

Богородская резьба (Богородская игрушка) — русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, осины). Его центром является посёлок Богородское Сергиево-Посадского района Московской области России.

богор1

История богородской деревянной игрушки насчитывает больше 350 лет. Известны изделия во всем мире, и по достоинству их в свое время оценили не только дети, но и скульпторы с мировым именем.

File:Bogorodskoe toy fabric.JPG

Отличительная особенность богородской игрушки – это отсутствие явных деталей и строгих резных форм в изделиях скульптурного плана. Благодаря такому способу изготовления игрушка развивала у детей творчество и фантазию, и в течение длительного времени не надоедала им.

богор4

Не менее интересными были подвижные игрушки. Их продуманная конструкция длительное время работала и не ломалась.

богор3

Богородская игрушка получила свое название от села, в котором проживали мастера, делающие деревянные заготовки.

Богородская игрушка

Богородская игрушка настолько прочно вошла в жизнь местного населения, что одно из изделий стало символом поселка и изображено на его гербе. Это подвижная игрушка с мужиком и медведем.

История промысла

Изготовлением богородской игрушки начали заниматься в XV – XVI веках, в одноименном селе близ Сергиева Посада, Московской области.

Изначально мастера по обработке и художественной резке дерева трудились по заказам скупщиков. Они готовили основу, которую уже после раскрашивали в Сергиевом Посаде.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/01a0/0012d9d7-ebfc0662/hello_html_m167ddf02.jpg

Окончательно, как промысел, изготовление богородских игрушек сформировалось в конце XVIII – начале XIX века, когда весь процесс изготовления игрушек был передан мастерам из села Богородское. Их они разрабатывали, определяясь с тематикой, изготавливали основы и при необходимости расписывали.

File:Bogorodskoye toy fabric building.JPG

Вначале XX века в этом же селе организовали артель, в которой готовили мастеров резки игрушек, передавая им накопленные знания, техники и умения. Из-за войны и экономических неурядиц, артель временно закрывалась, и после с новой силой заработала уже в советское время.

богор2

Богородские деревянные игрушки активно экспортировали в страны Европы. Вначале тематики были представлены бытом простого народа, позже, после окончания Второй мировой войны, мастера ушли в сказочную тематику. В более поздние годы на появление сюжетов для изготовления игрушек, влияние оказывали события, происходящие в стране, например, отправка человека в космос, популяризация спорта и т.д.

Богородские деревянные игрушки бывают двух видов: скульптурная и подвижная.

скульптурная богородская игрушка

Фигурки скульптурного плана отличались отсутствием четко выраженных черт. В них дети, ввиду развития собственной фантазии, могли видеть мишку, лису и прочих животных.

подвижная богородская игрушка

Также вырезались богородскими мастерами игрушки с движущимися конструкциями. Фигурки крепились мастерами на плашки, которые двигались относительно друг друга.

https://i.pinimg.com/originals/97/1f/db/971fdbb17132c2e5a54067c70526d1cc.jpg

Также внутрь их отправлялись пружины с кнопками, а еще одна часть игрушек представляла собой фигурки, закрепленные на плашке с противовесом на нитях.

https://sun9-27.userapi.com/impf/c852220/v852220876/fb72b/X65W9I4fiUg.jpg?size=807x558&quality=96&sign=4723ea4cd239ad47cf1760e9aaffd0b4&type=album

Сюжетом для изготовления игрушек выбирались эпизоды из обычной жизни, нередко освещались ремесла и профессии того времени.

https://static-sl.insales.ru/images/products/1/8003/378945347/3fb926dc-30e5-499f-bb64-b9d476a3c7a4.jpg

Например, сапожник изображался в момент изготовления сапог, пряха сидела с веретеном за прялкой, лесорубы рубили дрова, гусары восседали на конях, барышни изображались с цветками в руке.

https://sun9-7.userapi.com/impg/kJHkUXOYCr0lUA1GT101lCCgr0uwjtkDV4MGDg/fWrU96utNA4.jpg?size=807x807&quality=96&sign=4f9259b4d4f604fedd360eb4182f03fb&type=album

В более поздних сюжетах появлялись медведи в сопровождении космических спутников, пылесосы, футболисты и т.д.

Технология изготовления

изготовление богородских игрушек

Традиционно богородские деревянные игрушки вырезали из массива липы. Среди всех деревьев, эта древесина наиболее мягкая и податливая.

Вначале заготовленные и высушенные стволы распиливали на небольшие брусочки и только после этого они отправлялись в работу к мастерам.

Брусочки ремесленники раскалывали самостоятельно, парой взмахов на четыре части. Именно такой формы заготовки были наиболее удобными для работы. Вырезали фигурки с помощью специальных богородских ножей и напильников. Из цельного куска делались дорогие виды игрушек, а из оставшихся щеп изготавливали игрушки попроще.

При отборе дерева старались брать те, в которых сучков было наименьшее количество, так как древесина с сучками сложна в обработке для данного вида промысла. Мастерами по резьбе дерева выступали, как правило, мужчины.

Как создают Богородскую игрушку

Богородская резьба.

Для богородской игрушки нужна хорошо просушенная на открытом воздухе древесина липы, дерева мягкого и податливого. Можно также использовать осину и ольху, отличающиеся такой же мягкой и однородной древесиной. Предназначенный для резьбы материал должен быть хорошо высушенным. Сушить древесину очень хлопотно. На открытом воздухе под навесом дерево сохнет от нескольких месяцев до трех лет. Сушку можно во много раз ускорить, если обработать древесину запариванием. Старые мастера запаривали древесину в русской печи на вольном жару (то есть после выгреба углей).

Запаренная древесина не только противостоит растрескиванию, но и приобретает глубокий коричневато-золотистый цвет.

Игрушки бывают токарной и ручной обработки. С первой все проще - детали будущих игрушек вытачивают на станке, выпиливаются по шаблону, сборщики их соединяют, а живописцы делают роспись, если необходимо, и покрывают лаком.

А вот ручная работа гораздо сложней. Ствол пилят на части, которые потом разрубают вдоль волокон на треугольные поленья в зависимости от необходимого размера игрушки. Потом игрушку "зарубают", т.е. придают ей самые общие очертания будущего произведения.

Богородская резьба.

Острейшим прямым богородским ножом («щучкой») снимают всю лишнюю древесину и моделируют форму. Окончательная отделка игрушки связана с работой мелкими полукруглыми стамесками (описка), с помощью которых изображается шерсть животного, перья птицы или детали одежды людей, тяжелые и легкие ткани, мех, кружева, ленты.

Богородская резьба.

Работа богородским ножом

Другой прием окончательной отделки игрушки связан с ошкуриванием формы мелкой наждачной бумагой. Этим приемом обычно пользуются, чтобы передать гладкие поверхности. Затем деревянное чудо расписывается красками или покрывается лаком. Но чаще игрушки оставляют неокрашенными, сохраняя природный цвет и структуру дерева.

Отличить ручную работу от фабричной просто. Для ручной работы характерна проработка мельчайших деталей, точное соблюдение пропорций. Да и ценится такая игрушка значительно дороже.

Самыми традиционными куклами, сделанными в Богородском, были барыни и гусары, няньки, кормилицы с детьми, солдаты, пастушки, мужики.

Вырезанная фигурка имела трехгранную форму, так как выполнялась из чурки, полученной при разрубании полена на несколько частей.

Сначала игрушки раскрашивались, позже богородская скульптура остается неокрашенной — фактура и характер резьбы прекрасно передают форму и движение, и потому цвет может здесь помешать.

Богородская резьба.

Раскрашенная богородская игрушка

Игрушка становится скульптурой и требует от мастера своего стиля резьбы, а это меняет характер резьбы. Вместо традиционной угловатой она становится сложной узорчатой. Мастер пытается передать оперение у птиц и шерсть у животных.

Богородскую резьбу всегда можно узнать по знаменитому следу от инструмента резчика в виде желобка и кругу изображаемых персонажей — людей, животных, сюжетов.

Богородская резьба.

Большое место занимало изображение животных, среди которых самым любимым был медведь. Волею богородских мастеров он наравне с человеком активно участвовал в различных работах — гнул дуги (правда неудачно), ковал металл, а в часы досуга играл на музыкальных инструментах.

Среди прочих игрушек были небольшие фигурки в виде солдата или барина, так называемые щелкуны. Они не только служили настольным украшением, но и имели определенное практическое назначение - щелкали орехи. Нижняя челюсть щелкуна была частью рычага, поднимая который в рот щелкуна вкладывали орех. При нажатии на рычаг орех легко раскалывался. Подобный щелкун (щелкунчик) стал героем знаменитой сказки Гофмана и балета Чайковского.

Богородская резьба.

Щелкуны. XIX в. Троице-Сергиев посад

Особенно интересны подвижные богородские игрушки. Они всегда пользовались особенной любовью детей и взрослых, приводя детей и их родителей в неописуемый восторг. Заставляют игрушки двигаться с помощью нехитрых приспособлений. Встречаются игрушки на планках, с пружинкой, с балансом и кнопкой.

Некоторые фигурки укреплены на параллельно расположенных подвижных планках, скрепленных гвоздиками. Так сделана, например, игрушка "Кузнецы".

Богородская резьба.

Потянешь планки за концы в стороны, и фигурки оживают: хитрый и добродушный медведь дружно стучат молоточками по маленькой наковальне, зайцы лакомятся морковкой, рыбак ловит рыбку.

Когда известному французскому скульптору Огюсту Родену подарили популярную богородскую игрушку "Кузнецы", он сказал: "Народ, который создал эту игрушку, - великий народ".

Богородская резьба.

Игрушка на кругу «курочки»

И игрушка "Курочки" - тоже долгожитель. Ею играли дети еще во времена Пушкина и Лермонтова. Но и в наше время при всем изобилии игрушек незатейливая игра с расписными курочками по-прежнему радует и детей, и взрослых. Устроена она так: расписные курочки укреплены на подставке, под ней - круглый баланс, связанный веревочками с головками курочек. Натягивается веревочка – наклоняется головка курочки. Стоит слегка покачать игрушку в руках, как курочки начнут клевать зернышки. Раскрутишь посильнее, и курочки стучат клювами дружнее. Чем сильнее качаешь игрушку - тем активнее курочки клюют. Приостановишь покачивание, и движения курочек становятся замедленными, ленивыми – курочки "наелись". И только горка пшена на подставочке все не убывает, как "неразменный" пятак.

Аналогичны им игрушки с подвешенным внизу шариком, например барабанщики

Богородская резьба.

Игрушки-дергуны. Изготавливаются в виде с совы или медведя. Стоит медведь спокойно, лапы вниз опущены, но стоит дернуть за веревочку, начнет ими махать.

Богородская резьба.

Некоторые игрушки крепятся на подставках-тумбочках, а внутрь вставляется спиральная пружинка, она и приводит фигурку в действие ("Лыжники", "Как яблоньку сажают", "Мишка-дровосек").

Богородская резьба.

У других с помощью вставленной внутрь пружинки "оживает" только определенная деталь. Качает головой "русская красавица", дрожат листья на березке и зонтики в руках "дам".

Богородская резьба.

Листья на пружинках

Остроумна и занимательна игрушка "акробатик" с легкостью и динамичностью выделывающая невообразимые пируэты на турнике. А есть и медведь-акробат.

Богородская резьба.

Еще одним традиционным механизмом считается развод, когда фигурки прикрепляют к раздвигающимся планкам. Так устроены "Солдаты на разводе".

Богородская резьба.

«Развод» всадники на подвижных планках. Начало ХХ в.

В более сложных композиционных богородских игрушках оживает и движется каждый персонаж.

Делают и целые композиции: «Крестьянская изба», «Крестьянский двор». На "Крестьянском дворе" все герои заняты своим делом: мать доит коров, отец колет дрова, дочка кормит кур, и они стучат клювами, а маленький сынишка качается на качелях. Фигурки приводит в движение кнопочный механизм. Детали крепятся на суровой нитке к внутренней планке. Сдвинулась планка - и фигурки "оживают".

Подвижная композиция «Крестьянская изба»

Незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления, "оживляют" игрушку, делают ее подвижной, более выразительной и привлекательной.

Для маленьких детей эти игрушки - самые лучшие: приводишь игрушку в движение - развивается рука, и материал естественный не какая-то пластмасса.

Роспись богородской игрушки

https://obj.mosregtoday.ru/img/articles/items/inline_153752394292590997186.jpg

После заготовки всех элементов игрушки, она собиралась и отправлялась на роспись. Если композиция представляла собой не единую конструкцию, а была собрано из множества фигур либо щеп, крепили элементы между собой при помощи клея ПВА и деревянных штапиков.

росписные богорордские игрушки

Чаще всего встречались богородские игрушки, которые не были окрашены вовсе.

https://www.goldencockerel.com/product/544000-G/m_544000-G_b.jpg

Они позволяли детям развивать фантазию. Если же игрушки расписывались, краски мастерами брались яркие, насыщенные и очень сочные.

https://spo.mosmetod.ru/news/8f1527bcdd3c1bc2a4510fb7a7153088.jpg

В игрушках прослеживались элементы хохломской и городецкой росписи, но при этом они были лишены характерных для данных техник мелких деталей, так как игрушки были рассчитаны на детей.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Росписи по дереву - это особый вид искусства, история которого уходит корнями во II век до н. э., когда люди научились делать железо, а из него различные ножи, скребки, пилы и другие режущие инструменты.

Однако недостаточно было просто вырезать из дерева какое-либо изделие, человеку хотелось, чтобы результат его труда выглядел красиво. Так появились древние росписи по дереву, примитивные и далеко не художественные, но зарождение искусства произошло. В те далекие времена краски уже существовали, оставалось применить их должным образом.

росписи по дереву

Художественная роспись по дереву

Существующие сегодня народные промыслы по изготовлению предметов быта основаны на разнообразных методиках. Деревянные изделия представлены в нескольких категориях: в первую очередь, это посуда и кухонные принадлежности. Вторым списком проходят предметы, олицетворяющие изобразительное искусство. Это расписные панно, украшения интерьера, разнообразные предметы обихода. И, наконец, третья категория – деревянная мебель винтажного стиля, расписанная особым образом под старину. Художественная роспись по дереву как таковая применяется во всех трех случаях. Ценность изделий несомненна, поскольку над ними работают профессионалы.

Разновидности

Росписи по дереву бывают нескольких видов и различаются по принадлежности к определенному региону, а также по стилю. Рисунок может быть сюжетным или орнаментальным.

Виды росписи по дереву :

  • мезенская;
  • полховская;
  • хохломская;
  • городецкая;
  • палехская;
  • северодвинская;
  • петриковская.

Перечислены основные виды росписи по дереву. Каждая разновидность содержит "фирменные" признаки, которые придают изделию дополнительную привлекательность.

виды росписи по дереву

Мезенская роспись

Мезенская роспись (или как ее еще называют - палащельская) - это раскрашивание предметов домашнего обихода: ковшей, коробов, прялок, лавок и кухонных столов. Эти художественные традиции появились в низовьях реки Мезень примерно в 1815 году.

Мезенская роспись состоит премущественно из орнаментированных изображений лесных обитателей: оленей и лосей, росомах, лисиц и медвежат. Все изображения обезличены и несут на себе печать статичности. Фризы, сложенные из многократно повторяющихся фигурок, нарисованных в ярких тонах, производят впечатление праздничности и вызывающей роскоши, поскольку красочные полосы орнаментов никак не вяжутся с убогой обстановкой русского жилища. Примитивная прялка, расписанная в мезенском стиле и сверкающая красками в темном углу, лишь подчеркивала запустенье горницы.

художественная роспись по дереву

Палех

До начала 20-го века промысел палехской живописи процветал, революционные бури 1905 и 1917 года едва не погубили тонкое народное искусство. Поскольку после 17-го года все церкви были упразднены невежественными представителями коммунистической власти, то расписывать стало нечего, и художники-полешане создали артель, выпускающую художественные изделия из дерева.

Вскоре в московской мастерской была создана первая работа в стиле палех. На деревянной шкатулке, покрытой черным лаком, Иван-царевич, вышедший из царских покоев на волю, знакомится с Жар-птицей. Вся картина была выписана золотом и киноварью - от рисунка невозможно было глаз отвести.

В настоящее время палехская роспись по дереву - это глубоко традиционное искусство, с той лишь разницей, что натуральное дерево заменили на папье-маше. Теперь изделия с палехской росписью не только красивые, но и легкие.

роспись по дереву для начинающих

Хохлома

Старинный народный промысел, получивший развитие в селах Нижегородской губернии в 17-м веке. Центром стала деревня Хохлома, в которую съехались старообрядцы, гонимые за веру. Среди переселенцев было немало художников-иконописцев, которые принесли с собой тонкое мастерство живописи, каллиграфическое письмо и множество образцов растительного орнамента.

Местные жители, проживающие в Хохломе и близлежащих селах, владели техникой токарной обработки древесины, а рисовать не умели. Вот и получилось, что деревянную посуду, выточенную на месте, расписывали пришлые художники. Так появилось искусство хохломской росписи, которое превратилось в один из самых известных художественных промыслов России.

Резчики по дереву не только вытачивали блюда и тарелки, они вскоре научились вырезать ложки и ковши, классические "братины". Обычно ковш делался в форме лебедя, а по бокам навешивалась дюжина черпаков. Материалом служила липовая древесина, которая по своей природе не имеет волокон и легко режется во всех направлениях.

Хохломская роспись состоит из четырех основных цветов: черного, золотистого, красного и зеленого. Черный и золотой используются в качестве фона, а красный и зеленый, вместе с их оттенками, составляют непосредственно рисунок. Темой для рисунка в стиле хохлома чаще всего служат ягоды рябины, земляники, различные цветы и травяные растения. Иногда художник использует изображения птиц, рыб и мелких животных.

роспись по дереву фото

Резьба и рисунок

Русские народные промыслы (такие, как городец или хохлома) - это изделия из дерева, покрытые узором. Сначала мастера-краснодеревщики делают заготовки из отборной древесины, так называемое "белье", а затем художники покрывают их рисунком. Резьба и роспись по дереву в этом случае неотделимы – они дополняют друг друга. Самый распространенный тип раскрашенной заготовки - русская матрешка. Для ее изготовления применяется токарный метод резьбы, когда изделие вытачивается, шлифуется и затем расписывается. Данный сувенир известен во всем мире и пользуется высоким спросом на протяжении многих лет.

Можно ли научиться росписи по дереву?

Народные художественные промыслы относятся к изобразительному искусству и требуют определенной подготовки, но каждый, кто обладает терпением и усидчивостью, может освоить основные принципы раскраски изделий. Существуют специальные методики, которые так и называются "Роспись по дереву для начинающих", куда входят ознакомление с процессом и практическая работа. Первоначально занятия носят обобщенный характер, а после приобретения навыков можно переходить на конкретный художественный стиль, например, городецкий. В любом случае, роспись по дереву - для начинающих это увлекательный творческий процесс.

резьба и роспись по дереву

Методы раскраски

Натуральная древесина - это материал, который требует тщательной предварительной обработки. Поверхность для росписи должна быть гладкой, без отслоений и трещин. Заготовка сначала шлифуется наждачной шкуркой, а затем покрывается специальным грунтом, который заполняет все микроскопические трещинки и выравнивает мелкие неровности. Дефекты покрупнее можно устранить с помощью шпаклевки. После предварительной обработки заготовку необходимо хорошо просушить.

Изделия народных художественных промыслов из дерева отличаются яркими, интенсивными цветами. Рисунки обычно контрастируют с фоном, черным или ярко-красным. Для раскраски изделий применяются темперные или художественные гуашевые краски, которые обладают хорошей укрывистостью. Наиболее стойкие результаты дает акриловая роспись по дереву, особенно если рисунок сверху покрыть прозрачным нитролаком. Изделия после такой обработки становятся стойкими к истиранию и не меняют свой цвет.

акриловая роспись по дереву

Роспись по дереву (фото готовых изделий представлены на странице) - это разновидность изобразительного искусства, которое корнями уходит в далекое прошлое, а живет и процветает в настоящем.

Читайте также: