Какая игрушка изготовленная русскими мастерами малютиным и звездочкиным в конце 19 века были созданы

Обновлено: 28.03.2024

«При сем Вашему Царскому Величеству доношу, что я здесь таких токарных мастеров, которые превзошли российских мастеров, не нашел и чертежи махинам, которые Ваше Царское Величество приказал здесь сделать, я мастерам казал, и оные сделать по ним не могут. Также и инструмент к тому подлежащий сделал и тот инструмент и пробу работе моей я не премину в кабинет Вашего Царского Величества прислать на кораблях», - писал Андрей Константинович Нартов из Англии Петру Первому .

А. К. Нартов, механик Петра Первого, в 1717 году изобретает оригинальный токарно-копировальный и винторезный станок с механизированным суппортом и набором сменных зубчатых колес.

По сути это был первый в мире автоматизированный токарный станок. Он на 80 лет опередил Генри Модели, которому незаслуженно приписывают это изобретение в 1797 г.

Изобретение Нартова освободило руки токаря. Как вы понимаете, электричества тогда не было, и станки работали от ножного привода.

Токарное ремесло очень увлекало Петра Первого. В 1718 году он выслал прусскому королю Фридриху-Вильгельму I в подарок токарный станок Нартова, бокал собственноручной работы, и самого Нартова для обучения короля работе на станке. Ничего подобного тогда в Европе не было. В Париже в Национальном хранилище искусств и ремесел стоит русский токарно-копировальный станок, на котором Нартов демонстрировал свое искусство президенту Парижской академии наук Биньону. Биньон написал в связи с отъездом Нартова из Парижа письмо Петру I, в котором говорил о "великих успехах", достигнутых русским новатором "в механике, наипаче же во оной части, которая касается до токарного станка". Об изделиях, изготовленных Нартовым на русском токарном станке, привезенном в Париж, Биньон написал: "Невозможно ничего видеть дивнейшего!".

К слову, Нартов первым изобрел и оптический прицел, положивший начало истории военной оптики.

В Петербурге с конца 17 века работала дворцовая мастерская "Токарня", которая была лучшей мастерской в Европе среди подобных заведений. В ней было 27 станков.

В аристократических кругах того времени токарное искусство считалось "благородным" видом художественного ремесла.

В 1765 году в России было организовано "Императорское Вольноэкономическое Общество " (ИВЭО). Специальное отделение этого Общества занималось организацией и развитием всей промышленной и ремесленной деятельности. Хозяева имений стали устраивать производства, некоторые из которых в будущем стали кустарными промыслами.

Вполне возможно, что - в русле этих веяний - начало производству игрушек в Вороново положил знаменитый граф Федор Васильевич Ростопчин, генерал-губернатор Москвы во время наполеоновского нашествия, руководитель внешней политики при императоре Павле. В 1800 году он покупает в Подольском уезде село Вороново. В 1812 году, при приближении французов к имению, собственноручно поджигает усадьбу, в которой было много картин, бронзы, серебра, хрусталя, уникальной мебели. С 1814 по 1822 годы находится за границей, в 1823 году возвращается в Россию.

В 1879 году начала свою работу Комиссия по исследованию кустарной промышленности, на первом заседании которой прозвучали такие слова: "Предстоит представить те ветви народного труда, которые почти никогда еще не участвовали на выставке. Между тем, как по числу занятых рук, так и по тем заработкам, которые доставляет крестьянам средней России кустарная промышленность, она имеет первенствующее значение".

В 1879 году земские статистики насчитали в Вороновской и Красно-Пахорской волостях 111 мастеров, занимавшихся производством токарной игрушки. В это время токари точили яйца, мелкие рюмочки, чашечки, графинчики, грибки, баночки, подсвечники. Тут же на станке игрушки полировались в разные цвета. За неделю токарь мог сделать около трехсот графинчиков, рюмочек, грибков, выручая за все это от 3 рублей до 3 рублей 15 копеек. Правительство всячески поощряло кустарную промышленность. С 1879 по 1899 год количество токарей увеличилось до 347. Токарный промысел здесь процветал, и вскоре в сорока селениях работало около тысячи кустарей.

В Сергиевском Посаде в 1880 г. насчитывалось 322 игрушечные мастерские, из них 28 занимались изготовлением токарных игрушек.

Лидируя среди городов губернии по количеству ремесленных заведений, Сергиевский Посад превосходил их и по числу ремесленников. В 1879 г. среди мужского населения Посада, согласно земским статистикам, ремесленников насчитывалось 1742 человека. В 1879 г. игрушечников в Посаде насчитывалось 782 человека. Если к ним прибавить живописцев, чеканщиков, фольговщиков, сусальщиков и токарей, то получится, что производством игрушек, икон и сувениров занималось до 900 человек, или более половины всех ремесленников города, а вместе с их семьями – до половины всего коренного населения Сергиевского Посада . По числу представителей перечисленных специальностей, кроме сусальщиков, Посад обгонял все остальные города Московской губернии.

Чаще всего мастера делали матрешки из липы. Такая древесина была мягкой, но при сушке не давала сильных трещин.

Первых матрешек начали создавать в 1890-х годах. В то время в России стал популярен так называемый «русский стиль». Посуду, предметы быта и интерьера стилизовали под древнерусские изделия. А в Москве и Петербурге даже открывались мастерские, которые реконструировали старинные украшения, одежду и игрушки.

Такое предприятие создал и купец Савва Мамонтов. В своем московском особняке в Леонтьевском переулке он открыл магазин «Детское воспитание». Его работники изготавливали и продавали деревянных кукол в народных костюмах разных губерний. Здесь и трудился создатель первой матрешки — Сергей Малютин.

Существует несколько версий того, как возникла идея легендарной игрушки. По одной из них, на создание матрешки художника вдохновила жена Саввы Мамонтова Елизавета. В конце XIX века она побывала в Японии и привезла оттуда несколько куколок, которые вкладывались друг в друга. Они изображали японских богов ситифукудзин (семь богов счастья). Игрушки с пустым пространством внутри, куда помещали других кукол, издревле существовали и в других восточных странах — Индии и Китае.

Согласно другой теории, Малютин нашел похожую на матрешку игрушку в Кустарном музее, где хранились изделия мастеров-ремесленников из разных губерний Российской империи.

В итоге по эскизу Малютина токарь Василий Звёздочкин выточил из дерева куклу, внутри которой располагалось еще семь фигурок. Самая большая из них изображала девушку с черным петухом в руках. Среди других кукол были девочка с караваем, брат с сестрой и младенец в пеленках. Расписали фигурки художники «Детского воспитания», имена которых неизвестны. Готовую игрушку решили назвать матрешкой: в конце XIX века в России было популярно имя Матрена, которое в переводе с латинского значит «мать семейства».

В 1900 году матрешку показали на Всемирной выставке в Париже, где игрушку наградили бронзовой медалью. После этого матрешки стали популярны в России. Их делали не только в магазине «Детское воспитание», но и в ремесленных мастерских в Сергиевом Посаде. Со временем там начали вытачивать и другие предметы, части которых вкладывались друг в друга, например деревянные пасхальные яйца. Их тоже украшали росписями, стилизованными под древнерусское искусство.

В Сергиевом Посаде же усовершенствовали технологию изготовления матрешек. Для кукол тщательно выбирали материал. Чаще всего мастера делали фигурки из липы. Такая древесина была мягкой, но при сушке не давала сильных трещин. Каждую заготовку несколько раз обрабатывали, покрывали лаком и полировали. Затем их расписывали или украшали рельефом.

В начале XX века матрешки еще несколько раз побывали на зарубежных выставках. Их привозили на кустарный базар в Лондоне, показывали на ярмарках в Германии, Греции и Турции. Игрушка стала так популярна, что в 1911 году в Лейпциге даже начали продавать копии матрешек в русском стиле, которые делали в Японии. От оригинальных их отличали черты лица и отсутствие лакового покрытия.

В России к тому времени стали делать не только традиционных матрешек, которые изображали девушек. Специальные игрушки выпускали на заказ к свадьбам, юбилеям и другим торжествам. В 1909 году, к столетию со дня рождения Николая Гоголя, создали серию матрешек по произведениям писателя — повести «Тарас Бульба» и пьесе «Ревизор». А в 1912 году, к юбилею Отечественной войны 1812 года, выпустили куклы с Наполеоном и Кутузовым. В каждую из игрушек вкладывали русских и французских генералов и солдат их армий.

Производство матрешек освоили и мастера из других регионов России. Игрушки делали в городе Семенове, деревне Мериново, селе Полхов-Майдан Нижегородской губернии. Эти куклы отличались техникой росписи. Нижегородские мастера пользовались анилиновыми красками, а вместо лака использовали крахмальный грунт. В Вятке (сейчас — Киров) матрешек не только расписывали, но и украшали аппликацией из соломы, которые изображали волосы или наряды кукол.

Матрешек не перестали делать и в советское время. В 1918 году в Москве создали музей игрушек, при котором открыли мастерскую по изготовлению этих кукол. Вскоре музей переехал в Сергиев Посад (в советское время — Загорск), где располагается и сейчас. В 1959 году в Загорском научно-экспериментальном институте игрушки создали 42-местную матрешку. Каждая фигурка символизировала один год советской власти.

В СССР производство матрешек наладили почти по всей стране. В каждом регионе игрушки отличались техникой росписи, сюжетами. Например, в Уфе популярны были матрешки в национальных костюмах и куклы, которые изображали героев национального эпоса.

Сейчас матрешек продолжают изготавливать во многих регионах России. А музеи этой игрушки открыты в Москве, Нижнем Новгороде, Сергиевом Посаде и других городах.

Первых матрешек начали создавать в 1890-х годах. В то время в России стал популярен так называемый «русский стиль». Посуду, предметы быта и интерьера стилизовали под древнерусские изделия. А в Москве и Петербурге даже открывались мастерские, которые реконструировали старинные украшения, одежду и игрушки.

Такое предприятие создал и купец Савва Мамонтов. В своем московском особняке в Леонтьевском переулке он открыл магазин «Детское воспитание». Его работники изготавливали и продавали деревянных кукол в народных костюмах разных губерний. Здесь и трудился создатель первой матрешки — Сергей Малютин.

Существует несколько версий того, как возникла идея легендарной игрушки. По одной из них, на создание матрешки художника вдохновила жена Саввы Мамонтова Елизавета. В конце XIX века она побывала в Японии и привезла оттуда несколько куколок, которые вкладывались друг в друга. Они изображали японских богов ситифукудзин (семь богов счастья). Игрушки с пустым пространством внутри, куда помещали других кукол, издревле существовали и в других восточных странах — Индии и Китае.

Согласно другой теории, Малютин нашел похожую на матрешку игрушку в Кустарном музее, где хранились изделия мастеров-ремесленников из разных губерний Российской империи.

В итоге по эскизу Малютина токарь Василий Звёздочкин выточил из дерева куклу, внутри которой располагалось еще семь фигурок. Самая большая из них изображала девушку с черным петухом в руках. Среди других кукол были девочка с караваем, брат с сестрой и младенец в пеленках. Расписали фигурки художники «Детского воспитания», имена которых неизвестны. Готовую игрушку решили назвать матрешкой: в конце XIX века в России было популярно имя Матрена, которое в переводе с латинского значит «мать семейства».

В 1900 году матрешку показали на Всемирной выставке в Париже, где игрушку наградили бронзовой медалью. После этого матрешки стали популярны в России. Их делали не только в магазине «Детское воспитание», но и в ремесленных мастерских в Сергиевом Посаде. Со временем там начали вытачивать и другие предметы, части которых вкладывались друг в друга, например деревянные пасхальные яйца. Их тоже украшали росписями, стилизованными под древнерусское искусство.

В Сергиевом Посаде же усовершенствовали технологию изготовления матрешек. Для кукол тщательно выбирали материал. Чаще всего мастера делали фигурки из липы. Такая древесина была мягкой, но при сушке не давала сильных трещин. Каждую заготовку несколько раз обрабатывали, покрывали лаком и полировали. Затем их расписывали или украшали рельефом.

В начале XX века матрешки еще несколько раз побывали на зарубежных выставках. Их привозили на кустарный базар в Лондоне, показывали на ярмарках в Германии, Греции и Турции. Игрушка стала так популярна, что в 1911 году в Лейпциге даже начали продавать копии матрешек в русском стиле, которые делали в Японии. От оригинальных их отличали черты лица и отсутствие лакового покрытия.

В России к тому времени стали делать не только традиционных матрешек, которые изображали девушек. Специальные игрушки выпускали на заказ к свадьбам, юбилеям и другим торжествам. В 1909 году, к столетию со дня рождения Николая Гоголя, создали серию матрешек по произведениям писателя — повести «Тарас Бульба» и пьесе «Ревизор». А в 1912 году, к юбилею Отечественной войны 1812 года, выпустили куклы с Наполеоном и Кутузовым. В каждую из игрушек вкладывали русских и французских генералов и солдат их армий.

Производство матрешек освоили и мастера из других регионов России. Игрушки делали в городе Семенове, деревне Мериново, селе Полхов-Майдан Нижегородской губернии. Эти куклы отличались техникой росписи. Нижегородские мастера пользовались анилиновыми красками, а вместо лака использовали крахмальный грунт. В Вятке (сейчас — Киров) матрешек не только расписывали, но и украшали аппликацией из соломы, которые изображали волосы или наряды кукол.

Матрешек не перестали делать и в советское время. В 1918 году в Москве создали музей игрушек, при котором открыли мастерскую по изготовлению этих кукол. Вскоре музей переехал в Сергиев Посад (в советское время — Загорск), где располагается и сейчас. В 1959 году в Загорском научно-экспериментальном институте игрушки создали 42-местную матрешку. Каждая фигурка символизировала один год советской власти.

В СССР производство матрешек наладили почти по всей стране. В каждом регионе игрушки отличались техникой росписи, сюжетами. Например, в Уфе популярны были матрешки в национальных костюмах и куклы, которые изображали героев национального эпоса.

Сейчас матрешек продолжают изготавливать во многих регионах России. А музеи этой игрушки открыты в Москве, Нижнем Новгороде, Сергиевом Посаде и других городах.

Матрешка — это раскрашенная деревянная разъемная кукла, внутри которой находятся куклы меньшего размера.

Матрешка — это раскрашенная деревянная разъемная кукла, внутри которой находятся куклы меньшего размера.


Какой же была самая первая матрешка? Автором эскиза игрушки, которую создал Василий Звездочкин называют Сергея Малютина, несмотря на то, что Василий Звездочкин в своих воспоминаниях никогда Малютина не упоминал.

История создания матрешки

Матрешка — это раскрашенная деревянная разъемная кукла, внутри которой находятся куклы меньшего размера. Эту игрушку по праву считают самым известным и популярным русским сувениром. История создания матрешки очень интересна и до сих пор вызывает вопросы. Существует версия, согласно которой русский мастер создал фигурку матрешки, увидев аналогичную фигурку, привезенную из Японии. Японская куколка, в которую вкладывались еще несколько куколок, символизировала местных богов счастья.

Разъемные куколки существовали и в других культурах, например, в Индии и в Китае. Истинное происхождение матрешки до сих пор остается загадкой. Однако, наиболее вероятно, русский мастер создал знаменитую игрушку, вдохновившись славянскими образами. Мастер из Подмосковного Подольска Василий Звездочкин изобрел форму матрёшки в 1890-х годах, утверждая что он не видел ранее японские деревянные игрушки. Вопрос о происхождении знаменитой игрушки требует дальнейшего изучения.

Какой была первая матрешка?

Какой же была самая первая матрешка? Автором эскиза игрушки, которую создал Василий Звездочкин называют Сергея Малютина, несмотря на то, что Василий Звездочкин в своих воспоминаниях никогда Малютина не упоминал. Сергей Малютин трудился в артели «Детское воспитание». Это была артель известного мецената Саввы Мамонтова. Первая матрешка изображала девушку с черным петухом в руках, внутри нее находились другие куклы, самой маленькой из которых оказывался младенец в пеленках.

Название новой игрушки, несомненно, происходило от очень популярного в то время имени Матрёна. В 1900 году матрешку отправили на всемирную Парижскую выставку, где она получила бронзовую награду. После этого это игрушку начали делать не только в «Детском воспитании». За изготовление матрешки взялись ремесленники из Сергиева Посада, они же усовершенствовали технологию изготовления матрешек. Чаще всего игрушки делали из липы, так это — мягкий древесный материал, который не трескается при сушке. Реже использовались древесина ольхи или березы.

Матрешка в современном мире

игрушка

В начале XX-го века русская деревянная игрушка приобрела огромную популярность, побывав еще несколько раз на зарубежных выставках этого времени. Матрешка — это до сих пор первый и самый желанный сувенир для всех иностранцев, посещающих нашу страну. В настоящее время можно увидеть матрешек любых видов, типов, размеров и форм. Фантазия мастеров поистине безгранична. Теперь это не только традиционные девушки в платочках.

Матрешки могут изображать:

  • исторических личностей,
  • литературных персонажей,
  • героев народных сказок и басен.

Современные мастера могут отходить и от классической формы матрешки. В России постепенно появилось несколько центров изготовление матрешек. Широко известны:

  • Семеновская матрешка;
  • Загорская матрешка;
  • Тверская матрешка;
  • Вятская матрешка.

Каждая из них имеет свои ярко выраженные отличительные черты.

Матрешки различаются по технике, стиле росписи и материалу изготовления. Во многих городах России существуют музеи русской матрешки, в которых посетители могут увидеть замечательные образцы ручной работы с авторской росписью.

Такие музеи есть

  • в Сергиевом Посаде;
  • В Нижнем Новгороде;
  • В Ногинске;
  • В Вознесенском.

Создать матрешку совсем непросто. Изготовление проходит в несколько этапов. От бруска древесины до готового изделия матрешка проходит большой путь. Для приобретения прочности древесина должна два года выдерживаться на открытом воздухе! Матрешка — это не просто сувенир, недаром игрушка появилась в артели с названием «Детское воспитание». Это — прекрасный образец развивающей игрушки для детей.

Созданная чуть более века назад кукла до сих пор вдохновляет мастеров и восхищает своей красотой людей по всему миру.

Это была деревянная фигурка, изображающая буддийского бога счастья Фукурукоддзю (Фукуруму), разымающаяся на две части. Ее будто бы привезла из Японии жена Анатолия Мамонтова, брата известного предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова.

Анатолий Иванович известен как издатель. Ему же с женой принадлежала артель «Детское воспитание», поначалу бывшая книжным магазином, а позже ставшая магазином-мастерской, занимающейся среди прочего возрождением русских кустарных промыслов. В конце XIX века и в архитектуре, и в искусстве вошел в моду «русский стиль» - национальное вновь стало актуально.

Вот там, на Арбате, и встретились привезенный Марией Александровной из путешествия японский божок и художник Сергей Малютин. Тот самый, о котором Игорь Грабарь писал: «Малютин весело и остроумно претворяет в своём декоративном искусстве русский лубок». Будто бы художника осенила идея, он сделал эскиз, попросил токаря Василия Звездочкина сделать форму-болванку, а потом расписал ее. Так на свет появилась круглолицая девица в русском сарафане с петухом в руках. В «животе» ее скрывались и другие члены многодетной крестьянской семьи: девочки с серпом, корзинкой, братиком… Последняя, восьмая, изображала запеленутого младенца. Эта, первая матрешка — в сарафане, переднике, с петухом, с тремя сестрами, братишкой и младенцем, хранится в Музее игрушки в Сергиевом Посаде.

Название матрёшка — уменьшительное от имени Матрена, которая, в свою очередь, происходит от латинского Матрона — мать семейства. Впрочем, известный русский сувенир могли назвать и Марфушей, почему нет?

А теперь — внимание — альтернативная версия, в которой нет места ни путешествию в Японию, ни Сергею Малютину. Почти 50 лет спустя, в своих воспоминаниях, Василий Звездочкин утверждал, что увидел «подходящую чурку» в каком-то журнале и выточил по ее образцу фигурку, которая имела «смехотворный вид, напоминала как будто монашенку» и была «глухая» (не раскрывалась), а болванку отдал расписывать группе художников. «В 1900 году изобретаю трех- и шестиместную матрешку и посылаю на выставку в Париж» . Справедливости ради, надо заметить, что эскиз матрешки в архиве Малютина так и не был найден, а вот расписать ее, как художник, плотно работающий с издательством Мамонтова, он вполне мог.

Так или иначе, доподлинно известно, что матрешка экспонировалась в 1900 году на Всемирной выставке в Париже. Россия тогда получила 1 589 наград: 212 высших (Гран-при), 370 золотых медалей, 436 серебряных и 347 бронзовых. Вот одна из бронзовых медалей — награда нашей русской Матрешки.

Матрешка (от русского имени Матрёна или Матрёша)- наиболее известный и наиболее популярный из всех российских сувениров. Традиционно это кукла в образе молодой русской женщины, одетой в национальный костюм и с косынкой на голове. В классической матрешке все куклы набора выглядят одинаково, количество кукол в комплекте - от 5 до 30(!). Несмотря на то, что матрешка считается исконно русской и древней игрушкой, ее возраст составляет немногим более 100 лет.

Считается, что первая русская матрешка появилась в 1890 году в мастерской усадьбы Абрамцево новой Москвы. Владельцем усадьбы был Савва Мамонтов - промышленник и меценат. У этой версии есть один изьян.

Автором первых матрешек стал токарь по дереву Василий Звездочкин. Он родился в 1876 году и в 1890 году ему всего 14 лет! Маловат для создания "шедевра"! Около 1898 год а он устраивается в мастерскую при магазине "Детское воспитание" в Леонтьевском переулке, которую создала Мария Александровна Мамонтова, жена Анатолия Ивановича Мамонтова. Значит первая матрешка могла появитьсяи в мастерской при магазине.

Утверждается, что росписью занимался художник Сергей Малютин, но это только версия. Документальных подтверждений авторства Малютина не найдено.

Сергей Васильевич Малютин (1859 - 1937) - русский живописец, портретист, архитектор, мастер самобытного русского модерна. Картины Малютина хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее и других сокровищницах искусства нашей страны.

Сергей Васильевич Малютин (1859 - 1937) - русский живописец, портретист, архитектор, мастер самобытного русского модерна. Картины Малютина хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее и других сокровищницах искусства нашей страны.

Вот что Звездочкин вспоминал про Матрешку : ". увидел как-то в журнале подходящую чурку и по её образцу выточил фигурку, которая имела смехотворный вид, напоминала как будто монашенку и была «глухая» (не раскрывалась). По совету мастеров Белова и Коновалова выточил её иначе, затем они показали игрушку Мамонтову, который одобрил изделие и отдал его расписывать группе художников , работавших где-то на Арбате". По этой "версии" кто-то из местных или бывающих на Арбате художников и расписал деревянные чурки. Кто – неизвестно.

В 1905 году производство переехало в мастерские Сергиева Посада. Руководитель мастерской, Владимир Иванович Боруцкий, пригласил к себе токаря В. П. Звездочкина. В массовых масштабах матрёшки стали производиться в артели в Сергиевом Посаде.

Фигурок было всего восемь . У самой крупной в руках был петух, а наименьшая матрешка выглядела как завернутый в пеленку младенец. Самыми распространенными были куклы, состоящие из 3, 8 и 12 элементов. Традиционными сюжетами для изображения на матрёшках были бытовые темы. Чаще всего отражались занятия русских барышень того или иного периода. Девушки изображались в традиционных нарядах с платками на головах. В руках они могли держать серпы для жатвы, кувшины с молоком, корзины с ягодами и т. д. Немногим позже на матрёшках стали изображать и другие сюжеты, например, персонажей сказок и басен, героев рассказов известных писателей.

Первый вариант матрешек Малютина и Звездочкина. Этот комплект и некоторые другие наборы сейчас хранятся в музее игрушки Сергиева Посада.

Первый вариант матрешек Малютина и Звездочкина. Этот комплект и некоторые другие наборы сейчас хранятся в музее игрушки Сергиева Посада.

Тип изделий, когда несколько предметов вкладываются один в другой, известен давно. По такой технологии русские ремесленники несколько столетий производили деревянные пасхальные яйца и яблоки.

Читайте также: