Какие были у мальчика любимые фарфоровые игрушки толстой детство

Обновлено: 28.03.2024

К какому жанру относится повесть «Детство»? Выберите вариант ответа.

Сюжет повести

Как мама будила его?

О чём молился Николенька?

Чего он просил не говорить свою мать?

Как звал Николенька свою маму?

Маман, мамаша, милая, душечка моя, голубчик мой.

«Если не будет твоей мамаши, ты не забудешь её? Не забудешь, Николенька?»

О спасении мамы и папы.

Отрывок из повести

Вставьте пропущенные слова в текст.

«Потом любимую фарфоровую игрушку — — уткнёшь в угол пуховой подушки и любуешься, как хорошо, тепло и уютно ей там . Ещё помолишься о том, чтобы дал Бог всем, чтобы все были довольны и чтобы завтра была для гулянья, повернёшься на другой бок, мысли и перепутаются, смешаются, и спокойно, ещё с мокрым от слёз лицом…»

Герой из повести «Детство»

Как зовут экономку из повести Л.Н. Толстого «Детство»? Выберите вариант ответа.

Слова из повести

Найдите в квадрате 5 слов из повести «Детство» и выделите их цветом.

Трилогия Л.Н. Толстого

Установите соответствие между вопросами и ответами на них.

О чём просила мама мальчика?

Кто и как его будил?

Где сидел мальчик?

На кого смотрел и кого слушал мальчик?

За кого молился мальчик?

Чьими глазами мы «смотрим на мир» в трилогии Л.Н. Толстого?

За чайным столом, на высоком креслице.

Мама, нежно и ласково.

Никогда её не забывать.

За папеньку и маменьку.

Николенька и мама

Соберите из представленных частей иллюстрацию к повести.

Характеристика героев

Распределите слова по столбикам.

Николенька

Maman

Отрывок из повести «Детство»

Заполните пропуски в тексте. Ответом может быть не только слово, но и цифра.

-го августа 18. ровно в день после дня моего рождения, в который мне минуло лет и в который я получил такие чудесные подарки, в семь часов утра Карл разбудил меня, ударив над самой моей головой хлопушкой — из сахарной бумаги на палке — по мухе. Он сделал это так неловко, что задел образок моего ангела, висевший на дубовой спинке кровати, и что убитая муха упала мне прямо на голову. Я высунул нос из-под одеяла, остановил рукою образок, который продолжал качаться, скинул убитую муху на пол и хотя заспанными, но сердитыми глазами окинул Иваныча.


Скуляночки, баночки, бумажные коробочки от лекарств, поломанные карандаши, тетрадка из жолтой бумаги домашнего приготовления, рваные куелы из тряпок, камешки, обрубки дерева и тому подобный хлам.


Чем различаются рассказы Толстого "Детство'' и Чехова ''Мальчики''?

Чем различаются рассказы Толстого "Детство'' и Чехова ''Мальчики''?


Какое было у льва Николаевича толстого детство?

Какое было у льва Николаевича толстого детство.


Каков образ ребёнка из повести толстого детство?

Каков образ ребёнка из повести толстого детство.


Выписать из рассказа детство толстой эпизоды где мальчику было стыдно?

Выписать из рассказа детство толстой эпизоды где мальчику было стыдно.


Какие были мама и папа в рассказе детство толстой?

Какие были мама и папа в рассказе детство толстой.


Какие проблемы и радости детства описывает Толстой?

Какие проблемы и радости детства описывает Толстой.


ПЛАН характеристики мальчика из рассказа Толстого , , Детство, , ( Напишите пожалуйста)?

ПЛАН характеристики мальчика из рассказа Толстого , , Детство, , ( Напишите пожалуйста).


Что объединяет героев произведений Горького "детство", Толстого "детство", Достоевского "мальчики"?

Что объединяет героев произведений Горького "детство", Толстого "детство", Достоевского "мальчики".


Что объединяет героев произведений Горького "детство", Толстого "детство", Достоевского "мальчики" Ответ виде мини - сочинения?

Что объединяет героев произведений Горького "детство", Толстого "детство", Достоевского "мальчики" Ответ виде мини - сочинения.


Какие события описывает Л?

Какие события описывает Л.

Н. Толстой в главе "Детство"?

Как ты думаешь, что здесь важнее - описание событий или переживания мальчика?

Если вам необходимо получить ответ на вопрос Какие любимые фарфоровые игрушки были у мальчика?, относящийся к уровню подготовки учащихся 5 - 9 классов, вы открыли нужную страницу. В категории Литература вы также найдете ответы на похожие вопросы по интересующей теме, с помощью автоматического «умного» поиска. Если после ознакомления со всеми вариантами ответа у вас остались сомнения, или полученная информация не полностью освещает тематику, создайте свой вопрос с помощью кнопки, которая находится вверху страницы, или обсудите вопрос с посетителями этой страницы.


Ну, курица сбежала вроде от хозяйки и пришла к Аленушке, ну и как бы подружились : - ).


Тем что её писал писатель а не народ.


Владимир Дубровский с одной стороны расточительный и честолюбивый офицер, позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем. Владимир рано лишился матери и почти не знал отца. Со всем тем он романтически был к н..


Ну не знаю. Наверное лучший аргумент это сказка "Спящая царевна и семь богатырей". В этой сказке рассказывается о плохом качестве как завистливость. Самая красивая девушка на земле, Царица, завидовала Царевне, и поэтому доставляла ей неприятности.


Песнь о вещем Олеге Пушкин Лесной царь Жуковский.


Творческие и личные отношения Пушкина и Жуковского важная страница в истории русской литературы. В течение всей своей жизни Пушкин питал к Жуковскому высокое уважение и привязанность ; он часто делился с ним теми из своих переживаний, которые не хот..


Какой именно Катерины? Из какого рассказа.


Дубровский стал учителем французского языка в доме Троекурова для того, чтобы 1)быть рядом с Марьей Кириловной 2)заниматься воспитанием манелького Саши 3)отомстить за несправедливое отношение к своему отцу.


Потому что они жили 6 лет в лицее , не разлучаясь (То есть не ходили как , вы сейчас домой ). В этом лицее был всего один класс 30 человек , и эти 30 человек были Пушкину лучшими друзьями , братьями .


В повести Толстого "Детсво" автор старатся донести до читателей, какая прекрасная пора - детство.

Как много в этой поре познаётся нового и необыкновенного.

5. доброта, смелость, отзывчивость.


Характеристика ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ повести "Детство" Л?

Характеристика ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ повести "Детство" Л.


Какие любимые фарфоровые игрушки были у мальчика?

Какие любимые фарфоровые игрушки были у мальчика?


Как зовут главного героя повести "детство" Толстого?

Как зовут главного героя повести "детство" Толстого?

Напишите краткий пересказ.


Черты характер у мамы в повести детство?

Черты характер у мамы в повести детство.


Цитатная характеристика ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ из повести детства Толстой?

Цитатная характеристика ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ из повести детства Толстой.


Что объединяет героев произведений Горького "детство", Толстого "детство", Достоевского "мальчики"?

Что объединяет героев произведений Горького "детство", Толстого "детство", Достоевского "мальчики".


Сравнительная характеристика главных героев повестей Л?

Сравнительная характеристика главных героев повестей Л.

Н. Толстого «Детство» и М.


ЧТО ВЫ УЗНАЛИ О ЖИЗНИ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ ИЗ ПОВЕСТИ ТОЛСТОГО ДЕТСТВО?

ЧТО ВЫ УЗНАЛИ О ЖИЗНИ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ ИЗ ПОВЕСТИ ТОЛСТОГО ДЕТСТВО?


Каким вы увидели главного героя из повести детство Толстого?

Каким вы увидели главного героя из повести детство Толстого?


Злой мальчик главная мысль и главные герои?

Злой мальчик главная мысль и главные герои.

На этой странице находится вопрос Вопросы по повести Детство Л?, относящийся к категории Литература. По уровню сложности данный вопрос соответствует знаниям учащихся 5 - 9 классов. Здесь вы найдете правильный ответ, сможете обсудить и сверить свой вариант ответа с мнениями пользователями сайта. С помощью автоматического поиска на этой же странице можно найти похожие вопросы и ответы на них в категории Литература. Если ответы вызывают сомнение, сформулируйте вопрос иначе. Для этого нажмите кнопку вверху.


Ну, курица сбежала вроде от хозяйки и пришла к Аленушке, ну и как бы подружились : - ).


Тем что её писал писатель а не народ.


Владимир Дубровский с одной стороны расточительный и честолюбивый офицер, позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем. Владимир рано лишился матери и почти не знал отца. Со всем тем он романтически был к н..


Ну не знаю. Наверное лучший аргумент это сказка "Спящая царевна и семь богатырей". В этой сказке рассказывается о плохом качестве как завистливость. Самая красивая девушка на земле, Царица, завидовала Царевне, и поэтому доставляла ей неприятности.


Песнь о вещем Олеге Пушкин Лесной царь Жуковский.


Творческие и личные отношения Пушкина и Жуковского важная страница в истории русской литературы. В течение всей своей жизни Пушкин питал к Жуковскому высокое уважение и привязанность ; он часто делился с ним теми из своих переживаний, которые не хот..


Какой именно Катерины? Из какого рассказа.


Дубровский стал учителем французского языка в доме Троекурова для того, чтобы 1)быть рядом с Марьей Кириловной 2)заниматься воспитанием манелького Саши 3)отомстить за несправедливое отношение к своему отцу.


Потому что они жили 6 лет в лицее , не разлучаясь (То есть не ходили как , вы сейчас домой ). В этом лицее был всего один класс 30 человек , и эти 30 человек были Пушкину лучшими друзьями , братьями .

С помощью чего автору лирического произведения удаётся передать своё настроение читателю и найти отклик в его душе?

Трилогия – три произведения одного автора, объединённые общим замыслом и преемственностью (последовательностью от одного события к другому) сюжета.

Автобиографический – описывающий свою жизнь.

Maman – мама.

Мамаша – мама.

Итти – идти.

Подле меня – возле.

Досыта – вдоволь, больше не хочется.

Впросонках – сквозь сон.

Ваточный халат - халат на подкладке из ваты.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1.Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С. 66-71

2.Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 34

3.Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл.

Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2016.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Хочу начать наш урок со слов великого русского писателя Л.Н.Толстого «Чуткому сердцу откроются тайны»

-Как вы понимаете это выражение?


-Давайте всмотримся в его глаза. Говорят, что глаза - зеркало души. Какие они? (добрые,внимательные, мудрые).Только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить, печалиться. Чуткое сердце прикасающееся к твоей душе, отзывчивое, благородное, трепетное. Холодное сердце - нечувствующее, спящее.

-Ребята, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

- Правильно. Мы узнаем о жизни и творчестве Л.Н.Толстого.

Недалеко от г. Тулы, в живописном уголке нашей родины, в Ясной Поляне, 28 августа 1828 г. родился великий русский писатель Л. Н. Толстой. Умерла мама, когда маленькому Лёве было 1,5 года. У Толстого было 3 брата – Николай, Сергей и Дмитрий, и младшая сестра Маша. Воспитывала детей тётя –женщина очень добрая и ласковая. Толстой очень любил тетеньку и уважал ее. Он был чуткий, любознательный мальчик, как и все маленькие дети, любил развлечения (поездки на лошадях, бег на гору к ключу). Любимым занятие Толстого в детстве было чтение книг. Он увлекался стихами Пушкина, баснями Крылова.

Лев Николаевич всегда выполнял работу сам. Любил играть с крестьянскими детишками, ходил с крестьянами на рыбалку. В Ясной Поляне Л.Н.Толстой открыл первую школу для крестьянских детей. Он сам работал там учителем. Не было книг для детского чтения, поэтому для обучения крестьянских детей Толстой написал рассказы, басни, сказки, научно-популярные статьи и поместил их в одну большую книгу «Азбуку». Она включала в себя азбуку, арифметику (математику), произведения для чтения. Лев Николаевич всегда с теплотой вспоминал о своём детстве, поэтому и его рассказы о детях и животных отличаются добротой, и мы их с удовольствием читаем.

Лев Николаевич Толстой всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Л.Н. Толстой умел писать не только для всех, но и про всё.

Есть писатели, которые пишут для детей, о детях. Есть сказочники, есть баснописцы. А в творчестве Толстого вы найдёте рассказы и басни, сказки и загадки. Он писал о детях и о животных, о природе и о войне, о русской и всемирной истории. Вот почему рядом с именем Толстой мы произносим слово «великий».

По всей стране установлено много памятников Льву Толстому, отрыто большое количество музеев.

Один из них – это родовая усадьба «Ясная Поляна»

Это место, где Лев Николаевич прожил около 50 лет своей жизни. Своей любви к имению он никогда не скрывал и часто упоминал родное место в своих произведениях.

Не одно поколение помнит и любит этого замечательного человека. И наши бабушки с дедушками, мамы с папами, мы с вами, а также наши дети и внуки читают, и будут читать произведения Льва Николаевича Толстого, и учиться добру, любви, почитанию взрослых.

Давайте проверим, насколько внимательны вы были.

1. Он родился в 1828 году в усадьбе Ясная поляна. Прожил 82 года и посвятил всю свою жизнь литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Писатель очень любил детей.

- Верно, это Лев Николаевич Толстой.

2. Кто открыл школу для крестьянских детей:

-Верно - Толстой Л.Н.

3. Какую книгу написал Л.Н.Толстой для обучения крестьянских детей?

Перед вами отрывки из произведений Л.Н.Толстого. Вспомните, как они называются и к какому жанру относятся?

« А Миша говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой старые будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Правильно – басня «Старый дед и внучек».

«На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первыми попрыгали в воду, но нам тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море…

Правильно – быль «Акула».

« Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьянка и забавляла всех…»

Правильно – быль «Прыжок».

«…мальчик осмелился и сказал:

- Костюшка, я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий.

Учитель остановил его и сказал:

- Ты погоди хвалиться, а поучись. С тех пор он стал ходить с ребятами в школу.» Правильно – рассказ «Филипок».

«Одному человеку захотелось поглядеть зверей, он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съедение…»

Правильно – басня «Лев и собачка.

А давайте мы, из предложенных пословиц, выберем ту, что подходит каждому из названных произведений

- Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

- Кто родителей почитает, тот во век не погибает.

Правильно - «Старый дед и внучек».

- Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Правильно - «Лев и собачка».

- Гордится отец, что у него сын - храбрец.

Давайте прочитаем воспоминание Сергея Сергеевича Толстого

В первый раз в своей жизни я увидел Льва Николаевича вот как: я жил в то время у своего деда с материнской стороны Константина Александровича Рачинского в Петровском-Разумовском, где мой дед был директором Сельскохозяйственной Академии (ныне Академия им. Тимирязева). Мне было в это время 5 лет. Обстановка у моего деда К. А. Рачинского была довольно богатая: он занимал директорский особняк. В верхнем этаже была его квартира, в нижнем этаже помещалась кухня и жила прислуга.

И вот в один день мне говорят, что «приехал твой дедушка, отец твоего папы».— «Где же он?»—спрашиваю я. В ответ слышу: «Он внизу, на кухне». Спускаюсь вниз и вижу: Лев Николаевич сидит на кухне и беседует с нашей кухаркой. Я тогда же почувствовал, как это удивительно! Вместо того чтобы сразу идти наверх и беседовать с профессором Рачинским, Лев Николаевич остановился минут на двадцать поговорить с простой женщиной, мимо которой обычно проходили, не удостаивая её своим вниманием.

Лев Николаевич хотел показать, что он видит в ней такого же человека, как и во всех других людях. Окончив беседу с кухаркой и перебросившись со мной несколькими словами, Лев Николаевич отправился наверх к К.А. Рачинскому и провел у него час-полтора времени.

1. Сколько лет было Сергею, когда он впервые увидел дедушку?

(Правильно, Сергею было 5 лет.)

2.У кого жил Серёжа в то время?

(Правильно, Серёжа жил у своего дедушки по материнской линии Рачинского Константина Александровича.)

3.Какой была обстановка в доме у Рачинского?

(Правильно, обстановка была богатая.)

4.На каком этаже располагалась квартира Рачинского? (Правильно, квартира Рачинского располагалась на втором этаже.)

5.Кто жил на первом этаже этого дома? (Правильно, на первом этаже жила прислуга.)

(Правильно, Лев Николаевич задержался на кухне, разговорился с кухаркой.)

6.Что бы вы сказали о писателе, как о человеке? (Правильно, Лев Николаевич показал, что он считает кухарку таким же человеком, как и он.)

7.Как Сергей Толстой в этом эпизоде показал сравнение своих дедушек?

(Правильно, Сергей Сергеевич Толстой рассказал о том, что его дед, хоть он был и из графской семьи, не считал себя выше простых крестьян. А дед по материнской линии – наоборот, не замечал в своём доме этих же людей.


Мы смогли заглянуть в детство маленького мальчика Сережи Толстого. Давайте же сейчас прочитаем отрывок из повести Льва Николаевича Толстого «Детство». Эта повесть родилась на Кавказе. Именно там Лев Николаевич сделал свой самый главный выбор в жизни – он стал писателем. Он задумал роман «Четыре эпохи развития», в котором хотел изобразить процесс духовного развития человека, «резко обозначить характеристические черты каждой эпохи жизни; в детстве теплоту и верность чувства; в отрочестве скептицизм; в юности красоту чувств, развитие тщеславия и неуверенность в самом себе». На Кавказе написана первая часть задуманного рассказа «Детство»; позднее были созданы две другие – «Отрочество», и «Юность», а четвёртая часть «Молодость» так и осталась ненаписанной.

Детство – это возраст от рождения до 10 лет.

Отрочество – это подростковый возраст от 11-14

Юность – это возраст человека от 15 до 21 года.

Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений.

Набегавшись досыта, сидишь, бывало, за чайным столом, на своём высоком креслице; уже поздно, давно выпил свою чашку молока с сахаром, сон смыкает глаза, но не трогаешься с места, сидишь и слушаешь. И как не слушать? Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса её так сладки, так приветливы. Одни звуки эти так много говорят моему сердцу! Отуманенными дремотой глазами я пристально смотрю на её лицо, и вдруг она сделалась вся маленькая, маленькая — лицо её не больше пуговки; но оно мне всё так же ясно видно: вижу, как она взглянула на меня и как улыбнулась. Мне нравится видеть её такой крошечной. Я прищуриваю глаза ещё больше, и она делается не больше тех мальчиков, которые бывают в зрачках; но я пошевелился — и очарование разрушилось; я суживаю глаза, поворачиваюсь, всячески стараюсь возобновить его, но напрасно.

Я встаю, с ногами забираюсь и уютно укладываюсь на кресло.

— Ты опять заснёшь, Николенька, — говорит мне maman, — ты бы лучше шёл на верх.

— Я не хочу спать, мамаша, — ответишь ей, и неясные, но сладкие грёзы наполняют воображение, здоровый детский сон смыкает веки, и через минуту забудешься и спишь до тех пор, пока не разбудят. Чувствуешь, бывало, впросонках, что чья-то нежная рука трогает тебя; по одному прикосновению узнаешь её и ещё во сне невольно схватишь эту руку и крепко, крепко прижмёшь её к губам.

- Какими чувствами переполнен этот отрывок?

-Найдите в тексте, какими словами обращается Николенька к матери, как он её называет.

Правильно, маман, мамаша.

- Как мама называет своего сына?

Все уже разошлись; одна свеча горит в гостиной: maman сказала, что она сама разбудит меня; это она присела на кресло, на котором я сплю, своей чудесной нежной ручкой провела по моим волосам, и над ухом моим звучит милый знакомый голос:

— Вставай, моя душечка: пора идти спать.

Ничьи равнодушные взоры не стесняют её: она не боится излить на меня всю свою нежность и любовь. Я не шевелюсь, но ещё крепче целую её руку.

— Вставай же, мой ангел.

Она другой рукой берёт меня за шею, и пальчики её быстро шевелятся и щекотят меня. В комнате тихо, полутемно; нервы мои возбуждены щекоткой и пробуждением; мамаша сидит подле самого меня; она трогает меня; я слышу её запах и голос. Всё это заставляет меня вскочить, обвить руками её шею, прижать голову к её груди и, задыхаясь, сказать:

— Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю!

Она улыбается своей грустной, очаровательной улыбкой, берёт обеими руками мою голову, целует меня в лоб и кладёт к себе на колени.

— Так ты меня очень любишь? — Она молчит с минуту, потом говорит: — Смотри, всегда люби меня, никогда не забывай. Если не будет твоей мамаши, ты не забудешь её? не забудешь, Николенька?

Она ещё нежнее целует меня.

— Полно! и не говори этого, голубчик мой, душечка моя! — вскрикиваю я, целуя её колени, и слёзы ручьями льются из моих глаз — слёзы любви и восторга.

-Как в этом отрывке Николенька звал свою маму?

Правильно, милая мамаша, душечка моя, голубчик мой.

-Как мама его будила?

После этого, как, бывало, придёшь на верх и станешь перед иконами, в своём ваточном халатце, какое чудесное чувство испытываешь, говоря: «Спаси, Господи, папеньку и маменьку». Повторяя молитвы, которые в первый раз лепетали детские уста мои за любимой матерью, любовь к ней и любовь к Богу как-то странно сливались в одно чувство.

-О чем мальчик просил в молитвах своих?

Правильно, о спасении папы и мамы.

После молитвы завернешься, бывало, в одеяльце; на душе легко, светло и отрадно; одни мечты гонят другие, — но о чём они? Они неуловимы, но исполнены чистой любовью и надеждами на светлое счастие… Потом любимую фарфоровую игрушку — зайчика или собачку — уткнёшь в угол пуховой подушки и любуешься, как хорошо, тепло и уютно ей там лежать. Ещё помолишься о том, чтобы дал Бог счастия всем, чтобы все были довольны и чтобы завтра была хорошая погода для гулянья, повернёшься на другой бок, мысли и мечты перепутаются, смешаются, и уснёшь тихо, спокойно, ещё с мокрым от слёз лицом…

-О чём ещё просил Николенька у Бога?

Правильно, чтобы Бог дал счастия всем.

-С каким чувством он лег спать?

Правильно, с надеждой на светлое счастие.

Соберите из частей мозаики фотографию Льва Николаева Толстого.

Подсказка: собирайте картину, как пазлы.

К какому жанру относится повесть «Детство»?

Подсказка: прочитайте внимательно о «рождении» повести «Детство».

Установите соответствие, соединяя стрелкой вопрос – ответ.

Как звал Николенька свою маму?

О спасении мамы и папы

Как мама будила его?

Маман, мамаша, милая, душечка моя, голубчик мой.

О чём молился Николенька?

«Если не будет твоей мамаши, ты не забудешь её? не забудешь, Николенька?»

Чего он просил не говорить свою мать?

Правильный вариант ответа:

Как звал Николенька свою маму?

Маман, мамаша, милая, душечка моя, голубчик мой.

Как мама будила его?

О чём молился Николенька?

О спасении мамы и папы

Чего он просил не говорить свою мать?

«Если не будет твоей мамаши, ты не забудешь её? не забудешь, Николенька?»

Подсказка: перечитайте повесть.

Вставьте пропущенные слова в текст.

«Потом любимую фарфоровую игрушку —____________— уткнёшь в угол пуховой подушки и любуешься, как хорошо, тепло и уютно ей там ________. Ещё помолишься о том, чтобы дал Бог ________ всем, чтобы все были довольны и чтобы завтра была ____________для гулянья, повернешься на другой бок, мысли и _______ перепутаются, смешаются, и ___________спокойно, ещё с мокрым от слёз лицом…»

Правильный вариант: «Потом любимую фарфоровую игрушку — зайчика или собачку — уткнёшь в угол пуховой подушки и любуешься, как хорошо, тепло и уютно ей там лежать. Еще помолишься о том, чтобы дал Бог счастия всем, чтобы все были довольны и чтобы завтра была хорошая погода для гулянья, повернёшься на другой бок, мысли и мечты перепутаются, смешаются, и уснёшь тихо, спокойно, ещё с мокрым от слёз лицом…»

С помощью чего автору лирического произведения удаётся передать своё настроение читателю и найти отклик в его душе?

Трилогия – три произведения одного автора, объединённые общим замыслом и преемственностью (последовательностью от одного события к другому) сюжета.

Автобиографический – описывающий свою жизнь.

Maman – мама.

Мамаша – мама.

Итти – идти.

Подле меня – возле.

Досыта – вдоволь, больше не хочется.

Впросонках – сквозь сон.

Ваточный халат - халат на подкладке из ваты.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1.Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С. 66-71

2.Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 34

3.Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл.

Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2016.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Хочу начать наш урок со слов великого русского писателя Л.Н.Толстого «Чуткому сердцу откроются тайны»

-Как вы понимаете это выражение?


-Давайте всмотримся в его глаза. Говорят, что глаза - зеркало души. Какие они? (добрые,внимательные, мудрые).Только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, грустить, печалиться. Чуткое сердце прикасающееся к твоей душе, отзывчивое, благородное, трепетное. Холодное сердце - нечувствующее, спящее.

-Ребята, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

- Правильно. Мы узнаем о жизни и творчестве Л.Н.Толстого.

Недалеко от г. Тулы, в живописном уголке нашей родины, в Ясной Поляне, 28 августа 1828 г. родился великий русский писатель Л. Н. Толстой. Умерла мама, когда маленькому Лёве было 1,5 года. У Толстого было 3 брата – Николай, Сергей и Дмитрий, и младшая сестра Маша. Воспитывала детей тётя –женщина очень добрая и ласковая. Толстой очень любил тетеньку и уважал ее. Он был чуткий, любознательный мальчик, как и все маленькие дети, любил развлечения (поездки на лошадях, бег на гору к ключу). Любимым занятие Толстого в детстве было чтение книг. Он увлекался стихами Пушкина, баснями Крылова.

Лев Николаевич всегда выполнял работу сам. Любил играть с крестьянскими детишками, ходил с крестьянами на рыбалку. В Ясной Поляне Л.Н.Толстой открыл первую школу для крестьянских детей. Он сам работал там учителем. Не было книг для детского чтения, поэтому для обучения крестьянских детей Толстой написал рассказы, басни, сказки, научно-популярные статьи и поместил их в одну большую книгу «Азбуку». Она включала в себя азбуку, арифметику (математику), произведения для чтения. Лев Николаевич всегда с теплотой вспоминал о своём детстве, поэтому и его рассказы о детях и животных отличаются добротой, и мы их с удовольствием читаем.

Лев Николаевич Толстой всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Л.Н. Толстой умел писать не только для всех, но и про всё.

Есть писатели, которые пишут для детей, о детях. Есть сказочники, есть баснописцы. А в творчестве Толстого вы найдёте рассказы и басни, сказки и загадки. Он писал о детях и о животных, о природе и о войне, о русской и всемирной истории. Вот почему рядом с именем Толстой мы произносим слово «великий».

По всей стране установлено много памятников Льву Толстому, отрыто большое количество музеев.

Один из них – это родовая усадьба «Ясная Поляна»

Это место, где Лев Николаевич прожил около 50 лет своей жизни. Своей любви к имению он никогда не скрывал и часто упоминал родное место в своих произведениях.

Не одно поколение помнит и любит этого замечательного человека. И наши бабушки с дедушками, мамы с папами, мы с вами, а также наши дети и внуки читают, и будут читать произведения Льва Николаевича Толстого, и учиться добру, любви, почитанию взрослых.

Давайте проверим, насколько внимательны вы были.

1. Он родился в 1828 году в усадьбе Ясная поляна. Прожил 82 года и посвятил всю свою жизнь литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Писатель очень любил детей.

- Верно, это Лев Николаевич Толстой.

2. Кто открыл школу для крестьянских детей:

-Верно - Толстой Л.Н.

3. Какую книгу написал Л.Н.Толстой для обучения крестьянских детей?

Перед вами отрывки из произведений Л.Н.Толстого. Вспомните, как они называются и к какому жанру относятся?

« А Миша говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой старые будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Правильно – басня «Старый дед и внучек».

«На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первыми попрыгали в воду, но нам тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море…

Правильно – быль «Акула».

« Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьянка и забавляла всех…»

Правильно – быль «Прыжок».

«…мальчик осмелился и сказал:

- Костюшка, я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий.

Учитель остановил его и сказал:

- Ты погоди хвалиться, а поучись. С тех пор он стал ходить с ребятами в школу.» Правильно – рассказ «Филипок».

«Одному человеку захотелось поглядеть зверей, он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съедение…»

Правильно – басня «Лев и собачка.

А давайте мы, из предложенных пословиц, выберем ту, что подходит каждому из названных произведений

- Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

- Кто родителей почитает, тот во век не погибает.

Правильно - «Старый дед и внучек».

- Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Правильно - «Лев и собачка».

- Гордится отец, что у него сын - храбрец.

Давайте прочитаем воспоминание Сергея Сергеевича Толстого

В первый раз в своей жизни я увидел Льва Николаевича вот как: я жил в то время у своего деда с материнской стороны Константина Александровича Рачинского в Петровском-Разумовском, где мой дед был директором Сельскохозяйственной Академии (ныне Академия им. Тимирязева). Мне было в это время 5 лет. Обстановка у моего деда К. А. Рачинского была довольно богатая: он занимал директорский особняк. В верхнем этаже была его квартира, в нижнем этаже помещалась кухня и жила прислуга.

И вот в один день мне говорят, что «приехал твой дедушка, отец твоего папы».— «Где же он?»—спрашиваю я. В ответ слышу: «Он внизу, на кухне». Спускаюсь вниз и вижу: Лев Николаевич сидит на кухне и беседует с нашей кухаркой. Я тогда же почувствовал, как это удивительно! Вместо того чтобы сразу идти наверх и беседовать с профессором Рачинским, Лев Николаевич остановился минут на двадцать поговорить с простой женщиной, мимо которой обычно проходили, не удостаивая её своим вниманием.

Лев Николаевич хотел показать, что он видит в ней такого же человека, как и во всех других людях. Окончив беседу с кухаркой и перебросившись со мной несколькими словами, Лев Николаевич отправился наверх к К.А. Рачинскому и провел у него час-полтора времени.

1. Сколько лет было Сергею, когда он впервые увидел дедушку?

(Правильно, Сергею было 5 лет.)

2.У кого жил Серёжа в то время?

(Правильно, Серёжа жил у своего дедушки по материнской линии Рачинского Константина Александровича.)

3.Какой была обстановка в доме у Рачинского?

(Правильно, обстановка была богатая.)

4.На каком этаже располагалась квартира Рачинского? (Правильно, квартира Рачинского располагалась на втором этаже.)

5.Кто жил на первом этаже этого дома? (Правильно, на первом этаже жила прислуга.)

(Правильно, Лев Николаевич задержался на кухне, разговорился с кухаркой.)

6.Что бы вы сказали о писателе, как о человеке? (Правильно, Лев Николаевич показал, что он считает кухарку таким же человеком, как и он.)

7.Как Сергей Толстой в этом эпизоде показал сравнение своих дедушек?

(Правильно, Сергей Сергеевич Толстой рассказал о том, что его дед, хоть он был и из графской семьи, не считал себя выше простых крестьян. А дед по материнской линии – наоборот, не замечал в своём доме этих же людей.


Мы смогли заглянуть в детство маленького мальчика Сережи Толстого. Давайте же сейчас прочитаем отрывок из повести Льва Николаевича Толстого «Детство». Эта повесть родилась на Кавказе. Именно там Лев Николаевич сделал свой самый главный выбор в жизни – он стал писателем. Он задумал роман «Четыре эпохи развития», в котором хотел изобразить процесс духовного развития человека, «резко обозначить характеристические черты каждой эпохи жизни; в детстве теплоту и верность чувства; в отрочестве скептицизм; в юности красоту чувств, развитие тщеславия и неуверенность в самом себе». На Кавказе написана первая часть задуманного рассказа «Детство»; позднее были созданы две другие – «Отрочество», и «Юность», а четвёртая часть «Молодость» так и осталась ненаписанной.

Детство – это возраст от рождения до 10 лет.

Отрочество – это подростковый возраст от 11-14

Юность – это возраст человека от 15 до 21 года.

Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений.

Набегавшись досыта, сидишь, бывало, за чайным столом, на своём высоком креслице; уже поздно, давно выпил свою чашку молока с сахаром, сон смыкает глаза, но не трогаешься с места, сидишь и слушаешь. И как не слушать? Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса её так сладки, так приветливы. Одни звуки эти так много говорят моему сердцу! Отуманенными дремотой глазами я пристально смотрю на её лицо, и вдруг она сделалась вся маленькая, маленькая — лицо её не больше пуговки; но оно мне всё так же ясно видно: вижу, как она взглянула на меня и как улыбнулась. Мне нравится видеть её такой крошечной. Я прищуриваю глаза ещё больше, и она делается не больше тех мальчиков, которые бывают в зрачках; но я пошевелился — и очарование разрушилось; я суживаю глаза, поворачиваюсь, всячески стараюсь возобновить его, но напрасно.

Я встаю, с ногами забираюсь и уютно укладываюсь на кресло.

— Ты опять заснёшь, Николенька, — говорит мне maman, — ты бы лучше шёл на верх.

— Я не хочу спать, мамаша, — ответишь ей, и неясные, но сладкие грёзы наполняют воображение, здоровый детский сон смыкает веки, и через минуту забудешься и спишь до тех пор, пока не разбудят. Чувствуешь, бывало, впросонках, что чья-то нежная рука трогает тебя; по одному прикосновению узнаешь её и ещё во сне невольно схватишь эту руку и крепко, крепко прижмёшь её к губам.

- Какими чувствами переполнен этот отрывок?

-Найдите в тексте, какими словами обращается Николенька к матери, как он её называет.

Правильно, маман, мамаша.

- Как мама называет своего сына?

Все уже разошлись; одна свеча горит в гостиной: maman сказала, что она сама разбудит меня; это она присела на кресло, на котором я сплю, своей чудесной нежной ручкой провела по моим волосам, и над ухом моим звучит милый знакомый голос:

— Вставай, моя душечка: пора идти спать.

Ничьи равнодушные взоры не стесняют её: она не боится излить на меня всю свою нежность и любовь. Я не шевелюсь, но ещё крепче целую её руку.

— Вставай же, мой ангел.

Она другой рукой берёт меня за шею, и пальчики её быстро шевелятся и щекотят меня. В комнате тихо, полутемно; нервы мои возбуждены щекоткой и пробуждением; мамаша сидит подле самого меня; она трогает меня; я слышу её запах и голос. Всё это заставляет меня вскочить, обвить руками её шею, прижать голову к её груди и, задыхаясь, сказать:

— Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю!

Она улыбается своей грустной, очаровательной улыбкой, берёт обеими руками мою голову, целует меня в лоб и кладёт к себе на колени.

— Так ты меня очень любишь? — Она молчит с минуту, потом говорит: — Смотри, всегда люби меня, никогда не забывай. Если не будет твоей мамаши, ты не забудешь её? не забудешь, Николенька?

Она ещё нежнее целует меня.

— Полно! и не говори этого, голубчик мой, душечка моя! — вскрикиваю я, целуя её колени, и слёзы ручьями льются из моих глаз — слёзы любви и восторга.

-Как в этом отрывке Николенька звал свою маму?

Правильно, милая мамаша, душечка моя, голубчик мой.

-Как мама его будила?

После этого, как, бывало, придёшь на верх и станешь перед иконами, в своём ваточном халатце, какое чудесное чувство испытываешь, говоря: «Спаси, Господи, папеньку и маменьку». Повторяя молитвы, которые в первый раз лепетали детские уста мои за любимой матерью, любовь к ней и любовь к Богу как-то странно сливались в одно чувство.

-О чем мальчик просил в молитвах своих?

Правильно, о спасении папы и мамы.

После молитвы завернешься, бывало, в одеяльце; на душе легко, светло и отрадно; одни мечты гонят другие, — но о чём они? Они неуловимы, но исполнены чистой любовью и надеждами на светлое счастие… Потом любимую фарфоровую игрушку — зайчика или собачку — уткнёшь в угол пуховой подушки и любуешься, как хорошо, тепло и уютно ей там лежать. Ещё помолишься о том, чтобы дал Бог счастия всем, чтобы все были довольны и чтобы завтра была хорошая погода для гулянья, повернёшься на другой бок, мысли и мечты перепутаются, смешаются, и уснёшь тихо, спокойно, ещё с мокрым от слёз лицом…

-О чём ещё просил Николенька у Бога?

Правильно, чтобы Бог дал счастия всем.

-С каким чувством он лег спать?

Правильно, с надеждой на светлое счастие.

Соберите из частей мозаики фотографию Льва Николаева Толстого.

Подсказка: собирайте картину, как пазлы.

К какому жанру относится повесть «Детство»?

Подсказка: прочитайте внимательно о «рождении» повести «Детство».

Установите соответствие, соединяя стрелкой вопрос – ответ.

Как звал Николенька свою маму?

О спасении мамы и папы

Как мама будила его?

Маман, мамаша, милая, душечка моя, голубчик мой.

О чём молился Николенька?

«Если не будет твоей мамаши, ты не забудешь её? не забудешь, Николенька?»

Чего он просил не говорить свою мать?

Правильный вариант ответа:

Как звал Николенька свою маму?

Маман, мамаша, милая, душечка моя, голубчик мой.

Как мама будила его?

О чём молился Николенька?

О спасении мамы и папы

Чего он просил не говорить свою мать?

«Если не будет твоей мамаши, ты не забудешь её? не забудешь, Николенька?»

Подсказка: перечитайте повесть.

Вставьте пропущенные слова в текст.

«Потом любимую фарфоровую игрушку —____________— уткнёшь в угол пуховой подушки и любуешься, как хорошо, тепло и уютно ей там ________. Ещё помолишься о том, чтобы дал Бог ________ всем, чтобы все были довольны и чтобы завтра была ____________для гулянья, повернешься на другой бок, мысли и _______ перепутаются, смешаются, и ___________спокойно, ещё с мокрым от слёз лицом…»

Правильный вариант: «Потом любимую фарфоровую игрушку — зайчика или собачку — уткнёшь в угол пуховой подушки и любуешься, как хорошо, тепло и уютно ей там лежать. Еще помолишься о том, чтобы дал Бог счастия всем, чтобы все были довольны и чтобы завтра была хорошая погода для гулянья, повернёшься на другой бок, мысли и мечты перепутаются, смешаются, и уснёшь тихо, спокойно, ещё с мокрым от слёз лицом…»

Читайте также: