Какие бывают игрушечные солдатики

Обновлено: 22.04.2024

Именно про второй пункт мы сегодня и поговорим. Предлагаю сегодня вспомнить все наборы больших солдатиков, которые производились в Советском Союзе на Донецком Заводе Игрушек (ДЗИ) на пресс формах компании Louis Marx and Company (США ) .

"Древние люди"/"Неандертальцы"

Начнем с набора "Неандертальцы", который часто на ценниках называли "Древние люди". Как и все большие солдатики ДЗИ, этот набор начал выпускаться с 1978 года. И как все "большие наборы" он состоит из шести фигур.

Думаю вполне можно называть этот набор наименее популярным - ибо в остальных три ружья, мечи, пистолеты, гранаты с винтовками, а тут ножи и дубины, да и копья с наконечниками и то каменными :).

"Викинги"/"Варяги"

Некоторые коллекционеры уверены, что этот набор называется "Галлы" (наверное из-за крылышек на шлеме одного из бойцов), но в американском каталоге производителя Louis Marx and Company четко и понятно написано Vikings - никаких галлов Астерикса и Обелиска тут искать не надо, так как их просто нет ;).

У меня набор неполный - только четыре викинга, и те разных цветов, как вы можете видеть на фотографии.

На подставках "Варягов", как и на прочих больших солдатиках, виден оттиск "Цена 25 коп." - именно столько стоил один солдатик, вплоть до конца восьмидесятых годов.

"Советские солдаты"

Набор "Советские солдаты" или другое название "Советские воины". Все большие солдатики производились в высоте около 15 сантиметров. Добавлю, что название оригинального набора MARX - WW II. Russians и он входит в серию "Вторая Мировая война". Кроме русских военных в комплект входят британцы, немцы, японцы, американцы и прочие.

К сожалению, у меня только два солдатика данного набора - он весьма популярен, подозреваю, что самый популярный среди больших советских солдатиков. Но я обязательно найду недостающих и покажу ;).

"Дозорные", они же"Зверобои" (в честь одноименного героя, одноименного романа Фенимора Купера :)), они же "Трапперы". Ну, а в США на коробках с этим набором красовалась надпись Frontiersmen. Желающие перевести - добро пожаловать в комментарии ;).

Суровые североамериканские парни вооружены пистолетами, ружьями, ножами и томагавками. У всех персонажей присутствует бахрома на одежде и боевое выражение лиц.

К слову, сейчас в России этот набор продается под названием "Американские скауты".

Наборы больших солдатиков чаще всего выпускались в черном цвете. Но так же был выпуск в красном, синем, зеленом, коричневом цветах и оттенках. К слову, у старых советских солдатиках гораздо более богатая цветовая гамма, чем в современных российских перезапусках. Все наборы сейчас выпускает российская компания Ark model. Но качество к сожалению, лично мне досталось не очень - присутствует облой, чего ни разу не встречалось в советских солдатиках, вплоть до Перестройки.

Вот такие они большие солдатики СССР. Были у вас такие в детстве? Какой набор больше всего нравился?

Если вам понравился материал, то прокомментируйте его, поделитесь им в социальных сетях, оцените лайком и возможно подпиской - у нас уже более 5000 читателей!

Одним из лучших подарков для советского мальчишки были солдатики. Оловянные и пластиковые, большие и маленькие. Как создавались игрушечные армии, и какие недетские скандалы порой сотрясали индустрию — в нашей, почти детективной, истории.

Солдатики Российской империи мало чем отличались от европейских. Реалист или гимназист мог обзавестись армией из оловянных пехотинцев, драгунов и казаков или устроить варгейм с помощью бумажных бойцов.

Как казакам головы отпилили

После окончания Гражданской войны и введения новой экономической политики производство солдатиков попало в руки частников. Нэпманы в погоне за быстрой прибылью порой брались за дело слишком резво.

Чтобы запасам царских солдатиков не пропадать зря, им решили дать новую жизнь. И просто поменяли головы с реакционными казацкими фуражками на политически верные будённовские шлемы.

Впрочем, такая рокировка возмутила прессу молодой республики.

Производство солдатиков и других игрушек в Союзе практически на 100% было сосредоточено в артелях.

Что в те времена представляли собой солдатики? Чаще всего это были наборы столбиков из оловянного сплава — красноармейцы стояли по стойке смирно или шагали в колонне. Отряд дополняли командир, знаменосец, трубач, барабанщик и так далее.

Но встречались и «экшн»-солдатики: стрелки с винтовками, ведущие огонь стоя или с колена, лежащие пулемётчики, мотоциклисты и, естественно, кавалеристы.

Игрушечную живую силу дополняли жестяные заводные танки, броневики и пушки.

Борис Емельянов в книге «Рассказы о Гайдаре» описывает, как играли в те времена: «Из кусков пилёного сахара мы выстроили укреплённую каменную цитадель, и в ней засели мои зелёные оловянные снайперы. Голубые солдаты Гайдара пошли в наступление. Артиллерийскую подготовку его полевые орудия провели неудачно. Две деревянные пушки могли стрелять только шариками из жёваной бумаги — гороху в доме не было, — и оловянные снайперы громко смеялись в своём сахарном укреплении над огневой немощью врага».

Продолжалась и традиция выпуска бумажных воинов. Кроме того, продавались специальные штампы, которыми можно было перенести контуры солдатика на бумагу, а потом его вырезать. Вырезали таких солдатиков и из листового металла, и из фанеры, и даже из резины.

Сейчас фигурки 30-х стали объектом настоящей охоты коллекционеров. Стоимость их доходит до нескольких сотен долларов.

Но не спешите пускаться на поиски игрушечного антиквариата. По барахолкам гуляет масса искусных подделок. Нужно хорошо разбираться в вопросе, чтобы случайно не купить отлитого умельцами и состаренного в горшке с цветком «солдатика сталинских времён». По этой причине многие коллекционеры предпочитают честный пластик.

В поисках врага

Самым большим огорчением мальчишек в те годы было отсутствие врагов для красноармейцев. Их советская промышленность не выпускала. Нужно было делить армии либо на условных «красных» и «синих», либо временно назначать «фашистами» и «буржуинами» часть солдатиков из своей коллекции.

Ситуация начала меняться только в 1970-х. Тогда появились наборы, посвящённые Куликовской битве и Ледовому побоищу. Но вот к прекрасным революционным матросам контрреволюционных кадетов вы бы не нашли. Не говоря уже об игрушечных солдатах вермахта.

И на это было множество причин. Основная — жёсткие идеологические установки. И если в кино без персонажей Белого движения было не обойтись, в игрушечном воплощении будёновцы могли бороться только с воображаемым врагом. Лишь с началом перестройки и возрождением кооперации прилавки начали заполнять пластиковые американцы, англичане, японцы и немцы.

Скульпторы сверхмалых фигур

В послевоенную эпоху производство солдатиков встало на широкие рельсы машиностроительной отрасли. Оловянных бойцов отливали на больших заводах — Минском и Брянском моторных, Ленинградском карбюраторном, Тульском патронном и многих других.

К созданию наборов солдатиков в Союзе подходили очень ответственно. Так, автором знаменитого набора«Ледовое побоище» Ленинградского карбюраторного завода стал Лев Разумовский — известный скульптор, художник и медальер.

К созданию набора его привлекли в 1972 году. Днями напролёт он просиживал в этнографическом музее, делая зарисовки одежды, доспехов и оружия русских воинов и сражавшихся с ними рыцарей. Потом скульптор создал 14 двусторонних рельефов. Каждого солдатика сначала лепили из пластилина на отдельном куске стекла — на одной стороне аверс, а на другой — реверс. С каждого рельефа делали гипсовые отливки, которые обрабатывались автором, а потом передавались на завод. Там с них снималась форма и уменьшалась в несколько раз.

Разумовский создал не только персонажей «Ледового побоища». Он также сваял фигурки для набора«Матросы революции», которых можно увидеть выше. А его «Куликовская битва» выдержала множество переизданий и выпускалась вплоть до 2010-х годов.

Ещё одно плоское «Ледовое побоище», но в пластике, создала советский скульптор Зоя Рылеева (она же — автор скульптуры «Золотой сноп» на ВДНХ, ставшей затем фонтаном «Дружба народов»).

Маркс и пластмассовая революция в СССР

Советская игрушечная индустрия до 1970-х годов предлагала в основном плоских оловянных (точнее, из алюминиевого сплава) и пластиковых солдатиков. А детям хотелось большего реализма.

Да и набор эпох и народов был крайне ограничен. В продаже практически не было стрельцов, петровских гвардейцев, суворовских чудо-богатырей или солдат Отечественной войны 1812 года.

Историческая преемственность прослеживалась лишь в паре наборов «дутышей» (так называли пустотелые пластиковые фигурки).

Да, вот таких миниатюрных резиновых пехотинцев 1812 года выпускал завод «Малыш».

Игровые солдатики были неотъемлемым элементом детства многих наших читателей. Мы все выстраивали отряды, включали воображение и проводили напряженные и кровавые сражения. Но это была не единственная роль миниатюрных воинов в истории и культуре человечества. Они прошли тысячелетия эволюции, становясь то церемониальным атрибутом, то наглядным пособием для аристократии, то массовой детской игрушкой. А иногда и самым настоящим предметом искусства.


Глубокая древность

Миниатюрные фигуры пеших или конных воинов зародились раньше, чем можно подумать. Нам, конечно, никогда не узнать, кто и когда начал делать их первым. Но есть вполне четкие «минимальные» цифры. Старейшие находки, обнаруженные археологами в Египте, датируются примерно 2000 годом до нашей эры. С этого времени солдатики древности встречаются более-менее регулярно, причем параллельно в совершенно разных культурах – от древнего Рима и эллинских полисов до не менее древнего Китая.

Последний, в своих лучших традициях, отметился особым масштабом. Только китайцы могли додуматься сделать самый, пожалуй, богатый и дорогостоящий набор солдатиков в истории – более восьми тысячи штук! Причем, для большего эффекта – в масштабе один к одному.


Выкопанная археологами Терракотовая армия Цинь Шихуанди

Да, речь о знаменитой «Терракотовой армии». Во всем был виноват старый обычай хоронить с императором его лучших солдат. Но Цинь Шихуанди, объединивший Китай после столетий кровавых усобиц, не мог позволить себе такой роскоши. Ослабленная гражданскими войнами страна имела множество лишь поверхностно заживших ран, которые могли открыться по любому поводу. Поэтому строивший свой мавзолей император мудро обошел древний обычай, заменив жертвоприношение воинов созданием терракотовой армии в натуральную величину.

Правда, династии такой гуманизм не помог – она прекратила свое существование всего лишь через четыре года после смерти Цинь Шихуанди.

Возможно, Цинь Шихуанди не просто отдавал дань традиции, а реально планировал обмануть богов, в которых верил. Ведь каждая статуя по-настоящему уникальна – в том числе и в чертах лиц. Они не просто отличны друг от друга, но соответствуют физиогномике различных этносов, населявших империю. То есть, каждый «солдатик» имел вполне конкретного прототипа. Ну, или заказ был размещен в разных мастерских, каждая их которых приглашала конкретных людей в качестве моделей для лепки.

Дворянское развлечение

Но все-таки армия Цинь Шихуанди была исключением. Как правило, для церемониальных целей не требовалось такого количества фигурок воинов. Все стало изменяться к «Осени Средневковья». С XIV века солдатики становятся одним из увлечений крупных феодалов – наряду с охотой, пирами и войной. Коллекции в несколько сотен фигур имели такие гранды европейской политики, как император Максимилиан I и король Франции Людовик XIII.

Чем дольше шло время, тем более утонченными становились увлечения аристократии. И тем большее место в них занимали солдатики. Известным любителем таковых был, например, император России Петр III. Говорят, что он даже устроил торжественную казнь крысы, испортившей значительную часть его коллекции солдатиков из сахарной ваты.

Играли солдатики и обучающую роль. Рост их популярности в качестве игрушки аристократов совпал с эпохой регулярных армий. Раньше, в феодальных армиях, дворянин был основной ударной единицей на поле боя. Теперь же он стал командиром множества рекрутов. Которых, в отличие от старых времен, можно было массово обучать на регулярной основе. Это значило, что резко выросла управляемость пехоты. Теперь, в отличие от феодальной эпохи, она могла производить более сложные тактические маневры.

Это повышало требования к подготовке офицеров. Львиную их часть составляли все те же аристократы. И коллекции солдатиков могли использоваться нанятыми семьей учителями, чтобы с детства объяснять будущим полководцам азы тактики. Инструмент был более чем удобный и наглядный.

Массовое производство

На рубеже XVIII и XIX веков солдатики перестали быть игрушкой дворян, и стали доступны большему количеству людей. Какую-то лепту в этот процесс внесла Великая французская революция, резко увеличившая размер армий и изменившая социальный состав офицерства. А что-то сделали новые технологии.


Набор оловянных солдатиков, конец XIX — начало XX века

Последние заключались в применении для тиражирования оловянного литья, что значительно удешевляло стоимость одной фигурки. Все началось со здравствующей и поныне Нюрнбергской миниатюры ещё в 1770-е годы. Первые такие солдатики были «плоскими» – толщина составляла всего лишь несколько миллиметров. Но зато рельеф мог быть проработан весьма подробно. Формат очень быстро прижился, и вышел за пределы Нюрнберга, освоив другие германские земли.

Очень быстро плоские солдатики стали неким «национальным продуктом» еще даже не объединенной Германии – фирмы плодились одна за другой именно на немецких землях. Их продукция шла и на экспорт. Это побуждало заграничных предпринимателей освоить производство плоской миниатюры своими руками. Но конкурировать с немцами на равных все равно не получалось.

Забавно, что более привычные для нас «объемные» солдатики появились примерно в то же время – в конце XVIII века. Причем не в Германии, а во Франции – где, что характерно, пребывали в определенной безвестности, пока за объемных оловянных солдатиков не взялись все те же немцы.

Запустила этот процесс фирма Густава Хейде, открытая в Дрездене в 1870 году. Время для такого бизнеса было удачное – шла победоносная для германцев Франко-Прусская война, и солдатики имели спрос. Дела у предприятия шли хорошо вплоть до знаменитой бомбардировки Дрездена в феврале 1945 года, когда завод был полностью уничтожен.

Сегодня коллекционирование военно-исторической миниатюры из детской игрушки стало любимым хобби для немалого количества взрослых и весьма обеспеченных людей. На новый уровень солдатиков выводит роспись – искушенные коллекционеры предпочитают её привычной «игрушечной» заводской покраске.

Специально для них существуют тысячи фирм военно-исторической миниатюры. Её качество состоит из двух компонентов – уровня лепящего мастер-модель скульптора и чистоту отливки. В качестве материала используется эпоксидная смола или напоминающий олово сплав «белый металл». Что любопытно, расписывающие миниатюры художники предпочитают смолу, потому что она легкая, и при работе с фигуркой её удобнее держать в руке. Коллекционеры же любят металл – им нравится «приятная тяжесть» очередного элемента своей коллекции.

Пластик, что характерно, в представляющей интерес для коллекций военно-исторической миниатюре практически не используется. Все потому, что для литья из пластика нужно более дорогое оборудование. Оно, в совокупности с материалом, дает большую живучесть пресс-форм, и большие тиражи. Но за это приходится платить серьезнейшими вложениями в производство. В то время как небольшая фирма, производящая смоляных или оловянных солдатиков, может иметь более чем скромный капитал, и состоять всего из нескольких человек. А иногда и вообще из одного.


Скромная роспись смоляной фигурки, выполненная автором этой статьи

В итоге множество мелких «оловянно-смоляных» фирм выигрывает у сравнительно небольшого количества пластиковых хотя бы за счет ассортимента. Кроме того, они могут себе позволить выпускать нишевые и интересные вещи – например, каких-нибудь древнеегипетских воинов, венгерских танкистов, или генуэзских арбалетчиков. В то время как выпускающие пластиковые наборы компании ограничены высокой стоимостью пресс-форм и оборудования. И, чтобы отбить эти деньги, они вынуждены делать предсказуемую «попсу» – то есть, ограничивать себя рамками довольно затертых, с точки зрения коллекционеров, тем.

Интересно, что Россия в этом бизнесе занимает далеко не последнее место. У нас есть скульпторы, лепящие более чем конкурентоспособные фигурки, а в отдельных масштабах – лучшие в мире. Отечественные художники расписывают бокс-арты для продукции серьезных иностранных фирм – особенно это видно в жанре военно-исторических бюстов в масштабе 1/9. Есть даже особые направления росписи – как, например, знаменитая «Питерская школа», известная умением воспроизводить сложнейшие узоры на клочке в один-два квадратных сантиметра.

Отечественная военно-историческая миниатюра становится все сложнее и многообразнее. Многочисленные выставки растут в масштабе и уровне работ. А это значит, что многотысячелетняя история солдатика еще не закончена.

Древняя Русь. Сражения солдатиков

Каждый мальчик в Советском Союзе играл с этими богатырями.

А истоки этих плоских солдатиков можно найти в так называемой нюрнбергской миниатюре, которую стали массово производить в Германии с конца первой половины ХIХ века. Родоначальником производства плоских фигур солдатиков из олова был нюрнбергский мастер Иохим Готфрид Хилперт, живший в ХVIII в. Он произвел прусское воинство Фридриха Великого, а фигурка самого Фридриха принесла ему дополнительную славу.

Немного истории

Сложно сказать, почему в СССР именно плоская форма приобрела популярность, а позднее, в период, когда в соседних европейских странах активно производились объемные фигуры, у нас делался упор именно на плоских.

Думаю, здесь объяснение простое: первое — это экономия на производстве, второе — инертность в производстве игрушки, третье — советские солдатики 50-60 гг. ХХ в. берут свое начало от солдатиков 30-40 годов производства частных кооперативов, и все они тоже были плоскими. Можно даже наблюдать эволюцию некоторых фигурок от кооперативных 40-х до массовых 70-х, они практически не изменились. Наработанные формы давали возможность производить много, давать "вал" без работы над качеством.

С началом внедрения в производстве игрушек пластмассы в 50-60-х годах ХХ в. и в Советском Союзе перешли к производству солдатиков из пластмассы, тем более что это удешевляло его стоимость и давало возможность делать большие объемы.

Если говорить о древнерусском игрушечном воинстве, то меня всегда удивляла их эстетика: достаточно странные позы богатырей, которые трудно было использовать в сражении. Один, например, из дружинников держит меч только с гардой и за гарду, без рукояти.

Можно предположить, что скульпторы, работавшие в этот период, находились под серьезным воздействием работ художников «русского модерна» В. М. Васнецова и И. Я. Билибина, авторов разных, но много изображавших древнерусских воинов в стиле модерна. Модный в этот период И. С. Глазунов, также писавший Русь, оригинальностью в изображении воинов не отличался. Все тот же тип во внешнем виде и вооружении, от Х до ХVII века, под общим наименованием «древнерусского воина». Наверное, поэтому в миниатюрах больше присутствовало экспрессии, движения, можно сказать, былинности, но мало реалистичности.

Но конец 70-х — начало 80-х были временем изменений, в ГДР и Польше производились объемные солдатики, в это же время стал выпускать объемные солдатики Донецкий завод игрушек, детям уже было с чем сравнивать.

Я уже писал в статье, посвящённой солдатикам-викингам, о том, что сегодня есть мнение, что нам не надо было закупать пресс-формы компании «Марс» (США) для донецкого завода, а создавать свои: брать не викингов и индейцев, а из своей истории. Это, конечно, было бы правильно, но доподлинно известно, что данное решение (о покупке американских форм) было обосновано экономией средств при собственной разработке.

Одновременно шел спор о том, нужна нам военная игрушка в целом или не нужна: если руководство партии считало, что нашему мирному обществу солдатики не нужны, то ВЛКСМ считал, что такая игрушка воспитывает будущих воинов и она необходима.

Богатыри в СССР

Итак, первым появился в самом конце 60-х годов набор «Русские воины», известный сегодня как «Донской поход». Около двадцати лет его выпускал завод «Прогресс», набор состоял из 8 пеших и 2 конных воинов, стоил он 45 копеек. Это безусловно, как теперь принято говорить, культовый набор, выпускавшийся миллионными тиражами и дублировавшийся другими фабриками игрушек (Саратовская фабрика игрушек делала солдатиков в голубом цвете). Именно об этом наборе со странной эстетикой я и писал выше.


Одновременно завод игрушек «Прогресс», который был создан в 1966 г. объединением двух заводов металлических игрушек, выпускал этих же русских воинов в металле (ЦАМ). Всадники стоили 25 коп., пешие воины стоили 15 коп. Они продавались отдельно в киосках "Союзпечати" и набором в магазинах игрушек.


Еще стоит вспомнить про аналогичных воинов, которые были произведены на заводе им. 50-летия СССР в г. Котовске Тамбовской области. Это очень странные, малохудожественные фигурки, но из-за их «странности» и крайней редкости они очень популярны у коллекционеров.


Большим минусом всех этих наборов было отсутствие противников: с кем воевать?

Впрочем, такой же вопрос можно было адресовать всем наборам, посвященным нашей армии, за редким исключением.

Но вот другой массовый набор, который был у каждого мальчишки, исправил эту ошибку. Это «Ледовое сражение» (или «Ледовое побоище») стоимостью 1 руб. 10 копеек. Количество воинов — 20: 10 русских и 10 немецких рыцарей, в каждом отряде 3 всадника и 7 пеших. Русские были красными или малиновыми, немцы – зелеными. Позднее коричневыми и серыми.


Если снаряжение древнерусских солдатиков отдаленно напоминало воинов и дружинников ХIII века (чего стоят только «зерцала» на груди у пехотинцев и у Александра Невского), то «рыцари», за исключением одной фигуры, восходили к концу ХIV века и выше. Культовый фильм С. М. Эйзенштейна «Александр Невский», которой постоянно, на радость мальчишкам, демонстрировался по телевидению в это время, способствовал настоящим правильным сражениям «наших» с рыцарями. Миф, который невольно пропагандировали фильм и солдатики, показывая воинов Ордена эдакими бронированными машинами, живуч и сегодня, хотя появился новый миф: теперь говорят о более тяжелом вооружении русских по сравнению с немцами.

Дешевизна этих наборов давала возможность «реконструировать» битву на Чудском озере, схему которой благодаря учебнику истории 4 класса и замечательной «Книге будущих командиров» Анатолия Васильевича Митяева знал любой мальчишка.

В 70-е годы ХХ века древнерусских воинов и их противников выпустила Астрецовская фабрика металлической игрушки, расположенная в Дмитровском районе Московской области. Астрецово – историческое место производства русской жестяной игрушки с середины ХIХ века до 1990 г. Очень жаль, что такая замечательная традиция по производству жестяной игрушки погибла, совсем недавно, будучи в Мадриде, увидел магазин жестяной современной игрушки испанского производства: замечательные заводные мотоциклы, машинки, поезда и клоуны.

На астрецовской фабрике набор воинов изготовлялся из сплава ЦАМа, с конца 80-х без чернения. В набор входило 8 всадников: четыре русских и четыре их противника. Продавались они в коробке и размещались на пластмассовой подставке. Скульптор этих фигур был Б. Д. Савельев. Его сын, Д. Б. Савельев продолжил эту серию, сделав 16 пеших воинов. Солдатики были крайне хрупкими, особенно пехотинцы, вероятно, поэтому были выпущены те же фигурки в пластике, но только конные. Удивительно, как контрольные органы пропустили такие хрупкие изделия, ломавшиеся буквально в руках. Естественно, пластмассовые были резко более устойчивыми и неломкими.


В это же время в Ленинграде на Ленинградском карбюраторном заводе (ЛКЗ) выпускался набор «Ледовое побоище».

Набор состоял из 14 воинов-противников: шесть пеших и восемь всадников, рыцари «закованы» в броню приблизительно ХIV века. У коней для поддержки фигур сделаны огромные хвосты. Использование таких элементов придавало нереальность, сказочность таким солдатикам. Фигуры располагались на пластиковой высокой подставке, закрытой прозрачной крышкой.


Сложные и мелкие элементы солдатиков быстро ломались, поэтому, несмотря на большие объемы производства, до нашего времени сохранилось немного этих фигурок. Стоит добавить, что в Ленинграде они были у каждого мальчишки и их… правильно, активно громили с помощью кубиков. Поэтому в наши дни набор крайне популярен среди коллекционеров и стоимость его постоянно растет.

Автором фигурок был известный скульптор Л. В. Разумовский, создавший много игрушек.

Производство этого набора, правда, в пластмассе, было продолжено в начале ХХI в. на Украине — в Луганске компанией «Альпанус». Фигурки были чуть меньше, чем в ленинградском наборе. Изготовлялись они из разноцветной пластмассы и, в отличие от своих металлических старших собратьев, они неломкие.


Л. В. Разумовский был автором и другого набора, который успешно производится с 1987 г., по другой информации — с 1991 г., и выпускается до наших дней. Речь идет о наборе «Куликовская битва» (позднее — «Русь и Орда»). Набор производился в разноцветной пластмассе. Вначале он выпускался на Ленинградском карбюраторном заводе. Русичи были красного цвета, а ордынцы – синего.


Теперь можно встретить наборы разных расцветок. После ЛКЗ фигурки производили «Балтийская химическая компания» и «Пластмастер». Всего 14 фигурок, из них древнерусских воинов 5 конных и 2 пеших. Среди татар все конные, но одна фигура сдвоенная, рядом с всадником с арканом стоит лучник.

Это весьма хорошо сделанные миниатюры, более-менее отражающие реалии, как раз ХIV в.

Ниже я привожу фото раскрашенного варианта «Куликовской битвы», стоит сказать, что среди коллекционеров солдатиков раскрашивать фигуры не принято, они должны сохраняться в первозданном виде.


Кроме советских плоских воинов, стоит отметить, что в ПНР кооперативами выпускались, помимо всего прочего, солдатики на тему ранней истории Польши, внешне они очень походили на древнерусское воинство, судите сами:



А вот в 80-х годах объединение «Прогресс» выпустило первых объемных древнерусских воинов, и безусловной новацией был тот факт, что воины имели съемное оружие, то есть в игре можно было менять у воинов мечи, копья, топоры и булавы. Выпуск «Русской дружины» в масштабе 60 мм, да еще и объемными, был шагом вперед, но все это происходило уже на исходе интереса детей к такой игрушке.


Богатыри наших дней

В 90-е годы интерес к солдатикам упал совсем, тем более что стала совершенно неактуальной тема древней военной истории. Хотя, например, ДЗИ выпускал свои наборы до самого начала ХХI века. В этот период появилась компания «Технолог» в городе Геленджике (1987 г.), она выпускает недорогих солдатиков для настольных игр и раскрашивания в размерах 40-54 мм. В её линейке «Артмастер» есть русичи и варяги.


В перестройку активно стало развиваться направление военно-исторической миниатюры из металла (ВИМ). И лишь в начале «нулевых» силами энтузиастов-коллекционеров советских солдатиков была осуществлена попытка развивать прерванный в конце 80-х процесс. Желание придать ему массовость не увенчалась успехом: дети играли в другие игры, и так же, как и в случае с солдатиками в 60-е годы, кинематограф играл значительную роль в продвижении игрушки. А героями были уже не богатыри и викинги, пираты или ковбои. Интересно, что компания Lego в 2004 г., находясь на стадии банкротства, стала активно использовать сериалы для продвижения своих игрушек, этим и спасла ситуацию.

В том же году в Москве коллекционером солдатиков Тимуром Замиловым была создана фирма «Ура», которая выпустила ассортимент солдатиков из ЦАМа, превышающий весь советский. Среди них был и набор, посвящённый битве на Чудском озере.

Это были плоские, хорошо раскрашенные воины, выполненные в нарочито игрушечном стиле. Набор продавался в красивой подарочной упаковке.


Не хотели отставать от Москвы и питерские компании, также создавшие плоских солдатиков из металла на темы знаменитых сражений Александра Невского. Компания «Солдатики на все времена» выпустила набор плоских противников в Ледовом побоище из белого ЦАМа, в 2019 г. они сделали эти же фигурки в разноцветном пластике.


А компания «Солдатики Публия» вначале создала набор из всадников и пехоты по мотивам битвы на Чудском озере, затем магистра и Александра Невского в металле, после чего пеших воинов на тему битвы на Неве, вначале в ЦАМе, а позднее в пластике.


Следующим их этапом был выпуск объемных фигурок в масштабе 60 мм на тему Грюнвальдской и Куликовской битвы, и, конечно же, на тему сражения на льду Чудского озера. Стоит отметить, что Грюнвальдская битва была сделана впервые в России, до это её делали только в Польше.

При разработке мастер-моделей компания опирается на научно-популярные реконструкторские работы, что придает особую достоверность её фигуркам.


Компания «Инженер Басевич» выпустила набор объемных солдатиков «Древние славяне» в масштабе 54 мм. А в 2018 г. компания выпустила великолепный набор №23 пеших «Кочевников», где есть хазары, печенеги и половцы. У компании традиционно очень высокая детализация и проработка.


Совсем недавно появившаяся компания «Воины и битвы» активно развивает тему игрового плоского солдатика. Она сделала в рамках серии «Киевская Русь. Друзья и враги» всадников, пехоту, волхвов, дружину Древней Руси, а также их противников, половцев.


В заключение хочу сказать, что солдатики – это все-таки прежде всего игрушка, поэтому не стоит судить о них очень строго, с высот наших исторических знаний. Скажу более, часто дорогой и отрисованный профессиональными художниками ВИМ тоже не выдерживает никакой критики с точки зрения исторической реконструкции. Другое дело, стоит ли такая задача перед авторами?

И последнее. Сегодня объемные пластмассовые солдатики достигают высокой степени детализации и исторической достоверности.

У массовых отечественных солдатиков довольно короткая история, около ста лет — до революции отечественных производств практически не было. Солдатиков в те времена отечественные кустари создавали из дерева, а оловянных поставляли из-за границы (Германии и Австро-Венгрии), они были доступны только знати. Выпускали бумажных, с которыми, как нам доподлинно известно, играл даже маленький Володя Ульянов…

«Куклы для мальчиков»


Хотя во всех этих солдатиках не существовало идеи, они были «куклами для мальчиков». Враг выглядел нейтрально — такая же фигурка, просто мундир другого цвета.

При Советской власти в первых же кустарных солдатиках проявились идеологические мотивы. Изображался враг, он был узнаваем, изображался достаточно жёстко — например, колчаковский офицер, расстреливающий крестьян, или карикатурно — в виде пузатого буржуя в цилиндре.

Это были поделки кустарей и маленьких частных артелей, государство занималось сначала преодолением разрухи, а затем индустриализацией страны — было не до игрушек, в частности, не до солдатиков.

Однако в середине 1930-х годов солдатики стали делом воистину государственным. Политическое руководство в полной мере оценило роль игрушки в воспитании не просто советского человека, но патриота, будущего защитника Родины.

Проблемы выпуска отечественных солдатиков освещались не только в профильном журнале «Игрушка», об этом писали даже «Известия» ЦИК СССР.
В журнале «Игрушка» состав авторов был не просто «звёздный»! Кроме всесоюзно известных героев, таких как Валерий Чкалов и Марина Раскова, авторами статей про солдатиков и военную игрушку выступали маршалы Будённый и Ворошилов, а уж статьи полковников и майоров публиковались из номера в номер.

Примечательно, что авторы уделяли огромное значение не только выпуску военной игрушки, а предъявляли требования к ней как к практическому пособию, преподающему, к примеру, основы действий артиллерийского расчёта.

Военные критиковали солдатиков с точки зрения достоверности изображения служебных обязанностей солдата, обращали внимание на самые мелкие, незначительные детали, такие, как лишняя палочка у большого полкового барабана, торопили производственников.

С конца 1930-х годов солдатики ИЗО фабрики ЦПКиО имени Горького начали выпускать миллионными тиражами. Всё это внимание к выпуску массовых солдатиков было не напрасно — они оказались одним из кирпичиков нашей Победы.

Когда грянула война, юные солдаты и лейтенанты, воображавшие себя героями в мальчишеских играх, стали храбрыми воинами, настоящими патриотами, несгибаемыми защитниками своего социалистического Отечества…



Именно она — советская молодёжь, воспитанная на книгах Гайдара, игравшая в детстве идеологически выверенными солдатиками, вынесла на своих юных плечах тяжесть войны и заплатила за Победу своими жизнями.

Поисковики часто «поднимают» из окопов, из истлевших гимнастёрок и шинелей старых, окислившихся алюминиевых солдатиков 1930-х годов — многие бойцы и командиры брали их с собой на память. Возможно, эту традицию они почерпнули из книги Гайдара «Комендант Снежной крепости», где мальчик отдал солдатика красноармейцу, уходившему на Советско-финскую войну, кто-то брал на память о своих детях…

Советские довоенные солдатики полностью выполнили своё предназначение и ушли в Историю. После войны, когда страна вставала из руин, залечивала раны и строила новую жизнь, производство солдатиков не подвергалось жёсткому идеологическому контролю — для военно-патриотического воспитания имелось достаточно примеров. Они окружали детей дома, на улице, в школе.

Солдатики, оставаясь непременными участниками мальчишеских игр, были, как правило, повторами своих славных довоенных предшественников.



К началу1960-х годов стала формироваться тенденция, отражённая в протоколах заседаний худсоветов по утверждению игрушек, что советским детям не нужны автоматы, танки и солдатики, их воспитание должно происходить исключительно в миролюбивом духе…

К счастью, эта тенденция продолжалась очень недолго, и период нахождения у власти Леонида Ильича Брежнева, который несправедливо всё ещё иногда называют «застоем», стал воистину «золотым веком» советских солдатиков.



Было выпущено более двадцати различных наборов на разные периоды не только советской, но и русской истории:

«Русские воины», «Ледовое побоище», «Слава русскому оружию», «Конница 1812 года», «Красная конница», «Чапаевцы», «Матросы Октября», «Солдаты революции», «Наша армия» и т.д. В целом в период с середины 1960-х по середину 1980-х с конвейера сошло больше видов и тиражей солдатиков, чем за всю предыдущую советскую историю, да и за всю историю нашей страны…

В середине 1980-х, в годы «перестройки», когда с возникновением кооперативов появилась возможность выпуска солдатиков без участия государства, несколько энтузиастов-солдатистов попыталось начать выпуски новых наборов, но этому помешало отсутствие у них предпринимательского опыта. Осуществлялось копирование западных наборов 1970–1980-х годов, а государственные предприятия продолжали выпускать свои старые разработки.

В это же время против советской военной игрушки началась настоящая война, возглавленная главным редактором журнала «Огонёк» — недоброй памяти — Виталием Коротичем. Он придумал «День уничтожения военной игрушки».



Его инициативу, к сожалению, подхватил журнал «Мурзилка». Было объявлено соревнование среди детей — кто сдаст больше советских военных игрушек для их последующего уничтожения. Эта вакханалия происходила на фоне потери Советским Союзом своих позиций как мировой державы, что окончилось распадом великой страны.

После этого за «воспитание» подрастающего поколения взялись китайские и американские производители. Первые наводнили страну дешёвыми пластмассовыми вояками, изображающими американскую армию, вторые начали внедрять культ всевозможной чертовщины — человеков-пауков и всякой фантастической нечисти, которая пустила корни и остаётся на прилавках магазинов и поныне.

К сожалению, этому соблазну поддались и некоторые отечественные производители. Так, одна из фирм наряду со всевозможными «киберпанк-амазонками», «пещерными троллями», ниндзями и самураями выпустила совершенно вопиющий набор «Стрелка — Перестрелка».

Героями этой, с позволения сказать, игрушки были чудовищные фигурки, изображающие бандитов и таких же звероподобных милиционеров.

Чему могли научить подобные солдатики? Кого воспитать? В 2004 году, когда неожиданно для себя я начал заниматься выпуском игрушечных солдатиков, все эти мысли мне в голову не приходили, да и не могли прийти. Мне всего лишь хотелось делать нормальных игрушечных солдатиков, которыми я играл в детстве, хотелось сделать такие фигуры, каких мне тогда не хватало, о которых я мечтал.

Никакие сверхзадачи передо мной не стояли. Но год от года, всё глубже погружаясь в предмет, я стал понимать, насколько важны солдатики для ребёнка, для его воспитания настоящим патриотом, мужчиной, готовым защитить себя, свою семью, свою страну.



Сначала наша компания занималась лишь историческими темами, не раскрытыми до конца нашими советскими предшественниками, совершенно не касаясь реалий современной армии и тем более событий новейшей истории.

Но сама жизнь заставила нас обратиться к теме современных военных конфликтов — слишком принципиально, слишком бескомпромиссно противостояние России сегодняшним вызовам, и мы должны отражать его, чтобы дети имели перед глазами чёткие ориентиры, могли отличить добро ото зла.
«Героями» новейшей истории России до недавнего времени были бандиты и проститутки, презирающие труд дети олигархов и воров, деятели поп-культуры самого низкого пошиба…



Поэтому, когда в 2014 году мы увидели настоящих героев — «вежливых людей», ополченцев Новороссии, взявших в руки оружие для защиты своей земли от неофашистов, это потребовало немедленного воплощения.

Ещё больше удивила реакция покупателей на этих солдатиков. Эти фигуры стали необходимы тем, кто никогда раньше не покупал солдатиков ни своим детям, ни тем более себе. Таким образом, люди отождествляли себя с современными событиями, хотели каким-то образом быть сопричастными настоящим героям нашего времени.

Теперь мы видим нашу задачу не просто максимально полно отразить в солдатиках историю военной славы России, но и отдать дань нынешним событиям, показать не только посмертную, но и прижизненную славу настоящих героев.



Сейчас государство не уделяет должного внимания такому мощному воспитательному средству, как солдатики и военная игрушка, хотя ещё в 2011-м, на заседании Книжной палаты, в своём выступлении президент России Владимир Путин с горечью сказал: «У нас даже солдатиков не выпускают»…



Время от времени эту тему поднимают Дмитрий Рогозин, Владимир Жириновский, который предложил наладить выпуск ванек-встанек как символа русского солдата… К сожалению, дальше благих пожеланий о выпуске военной игрушки дело не шло. Но, по моему глубокому убеждению, никто из граждан России не должен ждать помощи от государства, а помогать ему сам. По-моему, это наш долг.

Являясь гражданами великой страны, мы должны нести тяготы и трудности этого бремени наравне с ней — так было в России во все времена, так и будет. Надо не причитать, а работать. Идёт битва за умы и души, битва за историю, которую беззастенчиво пытаются исказить в свою пользу сторонники однополярного мира и их прислужники.



Наша задача — материализация нашего прошлого, воплощение образов наших героических предков и современников в металле, для того чтобы нынешние и будущие поколения гордились своей Родиной и всегда были готовы встать на её защиту.

Читайте также: