Какие есть старинные игрушки

Обновлено: 04.05.2024

Ответ на вопрос «Какая самая дорогая ёлочная игрушка в мире?» легко найти во всемирной сети. Долгое время в верхних строках рейтингов находится прелестный ёлочный шарик ценой в 82 000 евро. Уникальная игрушка – это многочасовая работа мастеров ювелирного дома Hallmark Jewellers. Блики света гуляют по граням 188 рубинов, расположенных на золотых кольцах, опоясывающих центральный шар из белого золота, где поблёскивают полторы тысячи бриллиантов.

Идею игрушки предложил дизайнер Марк Хасси, сам удивлённый столь дорогой оценкой, из-за которой этот шар угодил в Книгу Рекордов Гиннеса. Сам Хасси хотел, чтобы это ёлочное украшение как можно точнее передала будущему владельцу дух рождественских праздников. Сейчас уникальный шар находится в Британском замке графства Гемпшир.

А вот назвать самые дорогие ёлочные игрушки СССР будет не так уж просто. Причина в том, что государство рабочих и крестьян не стремилось создать игрушки, которые потрясут ценой. Старались, чтобы украшения, сделанные сначала из ваты и фольгированного картона, а потом и хрупкого цветного или окрашенного стекла, были доступны любому гражданину. Тем не менее, существуют и советские игрушки, способные поразить ценой. Особенно тех, кто покупал их когда-то за пять или шестнадцать копеек.

Проекты советских художников, создававших ёлочные украшения, проходили утверждение строгих комиссий. В результате из тонкого стекла рождались фигурки или сценки, отражающие важные события в жизни страны или оригинально иллюстрирующие какую-нибудь сказку. Создавались целые наборы ёлочных украшений. Выше показан один из них – «Сказка о рыбаке и рыбке». Казалось бы, состав персонажей ограничен. Но художник показал героев после исполнения каждого желания старухи. Такой набор в родной коробке сейчас достать очень сложно.

Если на чердаке или антресолях обнаружился чемоданчик со старинными советскими ёлочными игрушками, как понять, есть ли в этой россыпи редкие и ценные. Здесь надо помнить, что большинство экземпляров, выпущенных с начала 1970-х гг. и до развала СССР, сохранилось в огромном количестве. Если же найденные игрушки, явно сделанные раньше, предварительную оценку им может дать гид-каталог «Елочные украшения 1936-1970 гг.» с указанием диапазона стоимости в долларах США.

Однако лучше сразу уяснить, что не существует способа узнать точную цену определённой ёлочной игрушки, особенно, если она входит в число редких. Одна и та же игрушка годами может выставляться на какой-то площадке, тогда как в другом месте за неё будут биться коллекционеры. Для ориентировки можно заглянуть на сайт «Советский фарфор», где в разделе «Елочные игрушки СССР» можно понять реальную цену конкретной позиции.

Главным фактором, влияющим на стоимость ёлочного украшения, всегда остаётся его состояние. Облезлую игрушку с обсыпавшейся краской вряд ли оторвут с руками, так как коллекционеры всегда мечтают об экземпляре с достойной степенью сохранности. Даже мелкая трещинка существенно снижает стоимость, а скол убирает до 90% от каталожной цены. Переходя на нумизматический язык, игрушка со сколом – это всё равно, что монета с дыркой. Поэтому сначала поймём, какие ёлочные игрушки СССР ценятся, а уже потом поглядим на самые дорогие из них.

Оценка редких игрушек на примере набора «Чиполлино»

Покупая советские ёлочные игрушки, надо досконально разбираться в теме. Например, самым дорогим набором ёлочных украшений обычно называют «Чиполлино». Статьи взахлёб обещают его обладателю сумму до 600 000 рублей, которую обязательно заплатят коллекционеры. И внезапно вы видите на одной из интернет-площадок объявление о продаже вот такого набора по смешной цене в десять тысяч или чуть больше.

Конечно же, первый импульс – немедленно купить, пока никто не успел перехватить, и сказочно обогатиться. Но при визите в первый же антикварный магазин вам назовут сумму, в несколько раз меньшую, чем вы заплатили. Почему же так произошло? Ведь у вас в руках набор «Чиполлино»? Да. Советский? Да. Тогда в чём же дело? Где баснословная прибыль? А дело в том, что в статьях речь шла о совсем другом наборе. А тот, который у вас, коллекционеры не разыскивают и больших денег за него не дают.

Посмотрим на оригинальный набор, о котором и рассказывают статьи. Его в 1950-е гг. в Ленинграде выпускала артель «Культигрушка». Разберёмся с героями. Кто это стоит вторым и третьим в нижнем ряду? Предположение «принц Лимон и синьор Помидор» будет верным лишь отчасти. Ведь принц Лимон – пятый в нижнем ряду (чуть позади барона Апельсина и рядом с мистером Моркоу). Тогда кого же мы видим в компании синьора Помидора? Оказывается, его же самого. Если заглянуть в каталог «Ёлочные украшения (1936-1970)», мы узнаем, что в набор входили две фигурки синьора Помидора. Поэтому утверждения в интернет-обзорах «самым дорогим оказался синьор Помидор, видимо, он самый харизматичный из персонажей» сразу вызывают вопрос: «А какой именно из этой пары?» Посмотрим, что говорит о ценах упомянутый нами каталог.

  1. Чиполлино (30-70$)
  2. Чиполлоне (100-200$)
  3. Принц Лимон (50-100$)
  4. Кавалер Помидор (70-150$)
  5. Мастер Виноградинка (50-100$)
  6. Адвокат Горошек (70-150$)
  7. Профессор Груша (150-300$)
  8. Огородник Лук Порей (200-400$)
  9. Сторожевой пёс Мастино (30-50$)
  10. Барон Апельсин (250-400$)
  11. Служанка Земляничка (10-30$)
  12. Племянник Вишенка (50-100$)
  13. Девочка Редиска (10-30$)
  14. Доктор сеньор Мухомор (70-150$)
  15. Доктор Каштан (400-500$)
  16. Генерал Мышь Длиннохвост (400-500$)
  17. Синьор Крот (100-150$)
  18. Сыщик мистер Моркоу (500-700$)
  19. Собака-ищейка Держи-Хватай (500-1000$)
  20. Симпатичный медведь (200-300$)
  21. Болтливый тюлень (100-200$)
  22. Синьор Помидор под арестом (200-300$)
  23. Тряпичник Фасоль (70-120$)

Судя по каталогу, ценовыми чемпионами тут стали вовсе не синьоры Помидоры, а мистер Моркоу и его собака (известна продажа собачки Держи-Хватай за 120 000 рублей). Почему же такой разброс в ценах? Потому что существовал как стандартный вариант набора (16 игрушек), так и расширенный (23 игрушки). Более того, на волне успеха отдельные фигурки начали выпускать и другие предприятия. Понятное дело, что охотнее раскупались главные герои. Те, кто не читал книгу Джанни Родари, а познакомился с Чипполино лишь после просмотра фильма или мультфильма, вообще не подозревали, что в сюжете есть такие персонажи, как Симпатичный медведь и Болтливый тюлень, оказавшиеся вне экранизаций.

Обозначенная в каталоге цена – это ещё далеко не последний вердикт. Значение имеет крепление. Например, на Украине тех же героев делали не на прищепках, а на подвесках (единственная игрушка набора, которая вообще не выпускалась на прищепке, - это барон Апельсин). Большое внимание обращают и на раскраску. Заглянем в раздел «Елочные игрушки СССР» сайта «Советский фарфор» и увидим главного героя с различными креплениями и раскраской. На момент написания статьи любой из Чиполлино продавался от 1600 до 2400 рублей, что лишь немногим превышало нижнюю границу каталожного значения. А принца Лимона на подвеске (на сайте он обозначен как «Лимон-полицейский») можно было приобрести, заплатив от 1300 до 1900 рублей.

Поэтому не всякий комплект «Чиполлино» (равно, как и отдельные фигурки из него) будет стоит больших денег. Однако за оригинальный набор артели «Культигрушка» в полной комплектации с героями нужной раскраски без подмены от сторонних серий и малейших дефектов цена в полмиллиона рублей вполне приемлема. Ведь число доступных наборов в идеальной сохранности крайне невелико.

Мифы о ценах на примере игрушки «Пограничник Карацупа»

Многие рейтинги, повествующие о самых дорогих советских ёлочных игрушках, верхнюю строчку отводят, казалось бы, абсолютно непримечательной плоской фигурке серебристого цвета. Это картонажное украшение сделано из двух половинок с рельефным тиснением, меж которыми вставлена нитка для подвешивания на еловую ветвь. Перед нами легендарный пограничник Никита Фёдорович Карацупа и его не менее знаменитая собака по кличке Ингус (на самом деле пса звали Индус, но после установления тёплых отношений с Индией решили одну букву в имени поменять). Как пишет пресса, фигурку продали за 108 000 рублей, а эксперты оценивают её аж в полторы сотни тысяч. Её ценность объясняли малым количеством (выпускалась всего год) и недоступностью. Якобы на продажу выставили чуть ли не единственный сохранившийся экземпляр.

Информация о блистательной продаже подстегнула скупщиков антиквариата, и те довольно быстро обнаружили ещё несколько подобных фигурок. Раритеты были выставлены по оценочной стоимости, но ценители ёлочных украшений так и не появились. Причина в том, что «так сошлись звёзды». Игрушка «Карацупа и Ингус» появилась в нужное время в нужной точке, когда повстречался единственный человек, который готов был платить за фигурку любые деньги. Свой момент славы этой покупкой он получил. Когда выяснилось, что игрушка сохранилась далеко не в единственном экземпляре, другие коллекционеры попридержали финансы, зная, что цены пойдут вниз. Приведём пример продажи «Карацупы и Ингуса» на Антик-форуме в январе 2021 года. Воодушевлённый публикациями в интернете владелец назначил старт в 15 000 рублей, но так и не дождался ни одной ставки. Лишь когда стартовая цена снизилась до 4000 тысяч, торги начались. В итоге картонажная игрушка ушла за сумму 11 600 рублей. На момент завершения обзора площадки выставляли эту фигурку и за 35 000 и даже за 14 000 рублей. Но реальная стоимость – это не та цена, за которую выставляют, а та, за которую покупают. Поэтому называть самой дорогой ёлочной игрушкой СССР именно «Карацупу и Ингуса» очень опрометчиво.

Редкие новогодние игрушки СССР

В первую очередь коллекционеры разыскивают игрушки, которые не удостоились больших тиражей. Здесь наиболее желанными являются пробные экземпляры из единичных выпусков или тематических наборов, отвергнутых комиссией и не допущенных до массового производства. На фотографии выше показаны работы художницы Воиновой – создательницы знаменитого набора «Чиполлино». Владельцы редких экземпляров утверждают, что ни Карабас-Барабас, ни Дуремар, ни лиса Алиса не удостоились подписи ответственных лиц, которые могли бы запустить их в серию. Остаётся гадать, как выглядел Кот Базилио, который, как и Лиса Алиса, должен входить в набор «Золотой ключик». Стоимость каждой такой игрушки оценивается примерно в 100 000 рублей.

Однако ценители могут заплатить и куда больше. Например, «Лягушку с часами» из того же не вышедшего набора приобрели на аукционе 584 822 рубля (пока это и есть самая дорогая ёлочная игрушка СССР). Столь же редка и выглядывающая из бутона Дюймовочка (на снимке выше фронтально показана слева), дубликатов которой коллекционеры пока не нашли. Но хозяйка игрушки на продажу её не выставляет, так как очень ей дорожит. «Если такая игрушка разобьется, даже имея деньги, мы просто не сможем купить аналогичную», - объясняет владелица раритета. - «Ведь это очень редкий экземпляр. Такой нет ни у одного из моих коллег-коллекционеров. Видимо, это был образец».

Ценятся игрушки, выпущенные к значимому историческому событию. В 1939 году таким стало открытие ВСХВ – Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Выше показан набор «Скотный двор», изготовленный по сведениям каталогов артелью «Промполиграф» (г. Ленинград). Однако, изучая прессу тех лет, можно понять, что подобные наборы могли выпускать и другие производители. Например, в июльском номере журнала «Игрушка» за 1938 год говорится: «Артель им. Шаумяна (Москва) к этому времени уже выпустила 7 тыс. комплектов "птичьего двора", и председатель ее тов. Димант заверил, что к открытию выставки будет изготовлено 25 тыс. таких комплектов (в денежном выражении примерно на 100 тыс. руб. по отпускным ценам). Кроме того, артель освоила выработку игрушек из штампованной ваты (горячая штамповка). К середине июня уже было готово 5 тыс. этих игрушек - гуси, кролики и т.д. И, наконец, артель, по утверждению тов. Диманта, даст к выставке около 50 тыс. картонажных елочных украшений по пятнадцати новым образцам. Всекопромсовет предложил Институту игрушки оказывать этой артели помощь в улучшении окраски игрушек». Каталожная цена для ленинградского набора указана в диапазоне от 100 до 200 долларов за каждую игрушку. Возможно, что редкие московские позиции окажутся и подороже.

Высокую стоимость имеют сюжетные игрушки со сложной окраской. Для примера приведём несколько однотипных игрушек. В интернет-источниках подробно рассказано о «Коньке-Горбунке» и «Гусях-Лебедях». С их высокой оценкой (от 400 до 600 долларов) соглашается и каталог «Ёлочные украшения (1936-1970)». Однако на страницах каталога фигурируют и такие игрушки, как «Иванушка с Жар-птицей» (500-700$), «Птица Сирин» (500-1000$) и «Витязь на распутье» (500-1000$). Это одни из самых дорогих каталожных позиций.

Возвращаемся к наборам. Выше показаны герои сказки «Три поросёнка». По каталогу каждая такая фигурка стоит от 100 до 250 долларов. Но полный комплект может быть продан дороже, так как собрать фигурки по отдельности, чтобы каждая из них была в достойной сохранности, довольно сложно. Часто позиции одного набора имеют разную встречаемость. К 150-летию со дня рождения Пушкина страна готовилась разнопланово. Тогда появился один из первых тематических наборов ёлочный украшений – «Сказка о золотом петушке». «Звездочёта» из этого набора раздобыть несложно, зато царя Додона придётся поискать. Появились наборы к сказам Бажова («Серебряное копытце», «Каменный цветок») и к русским народным сказкам. В процессе поиска недостающей позиции ценитель порой готов заплатить в несколько раз выше каталожной цены. Этим можно объяснить уход ёлочной игрушки «Лиса» из набора по сказке «Колобок» почти за 333 000 рублей. Одним из дорогих является и набор «Доктор Айболит», в который входит пять игрушек.

Изображение игрушки «Северный полюс» в каталогах (слева и в центре) и экземпляр, отличающийся от стандарта (справа)

Есть и такие коллекционеры, которые не стремятся к полным комплектам какой-нибудь серии, но истово разыскивают редкие разновидности. Многих удивила продажа на интернет-аукционе ёлочной игрушки «Северный полюс» (в каталоге именуется «О.Ю. Шмидт с белым медведем устанавливают флаг на Северном полюсе»). После 102 ставок аукцион финишировал на сумме 189 000 рублей. Секрет кроется в том, что герои поставлены в ином ракурсе, чем стандартный образец, зафиксированный каталогом. Желание раздобыть уникальную разновидность, не описанную каталогом, заставило коллекционера достичь столь высокой ценовой планки.

Каталоги ёлочных игрушек нельзя назвать законченными. К примеру, в январе 2020 года на аукцион выставили ранее невиданную игрушку «Красавица в шубке». В каталогах на момент продаж она не значилась. Тем не менее после упорной борьбы (74 ставки) итоговая сумма торгов составила 435 750 рублей. Быть может, самые редкие и дорогие ёлочные игрушки Советского Союза пока не найдены. Но возможен и другой вариант. К очередному Новому году и большие заводы, и маленькие мастерские создадут массу новых ёлочных украшений, многие из которых станут смотреться достойно и оригинально. Вдруг именно сейчас появилась та самая игрушка, которая когда-нибудь станет самой дорогой из всех, что выпущены в нашей стране.

Русские мастера творили из глины и дерева наряду с посудой и другими бытовыми предметами ещё и диковинные игрушки, отражавшие детали обихода того времени, национальные узоры и орнаменты и даже тайные смыслы, понятные жителю той эпохи. По словам А.К. Чекалова, исследовавшего промыслы русского Севера: «Народное творчество – это сама природа, сказочный Феникс, возрождающийся, чтобы умереть. Это не примитивный реликт, а зеркальное отражение реальной жизни». Попробуем и мы погрузиться в тайны, которые скрывают старинные игрушки наших предков.

Глиняные свистульки и игрушки

Полые игрушки из глины, способные издавать свист, пришли в обиход от древних ритуалов. Шаманы, волхвы и колдуны, общающиеся с невидимыми высшими или низшими силами, использовали инструменты, издающие самые необычные звуки. Какими-то приманивали неведомых помощников. Другие, напротив, отпугивали, прогоняли злых духов прочь. Считалось, что определённые звуки могут призвать ветер, чтобы закрутить крылья мельниц, или пролить дождь на высохшие поля. Игрушки на Руси – это не только предмет для развлечений. Детям вручали глиняные свистульки в качестве оберега.

Самой знаменитой глиняной российской поделкой называют дымковскую игрушку, которой славилась заречная слобода Дымково близ Вятки, ныне вошедшая в территорию города Киров. Появление свистулечного промысла в тех местах неслучайно. Историки говорят о двух основных причинах популярности свистулек в том регионе. Первая связана с печальным Хлыновским побоищем. Когда Хлынов-град (прежнее название Вятки) осадили новгородцы, жители позвали на помощь дружину Великого Устюга. Но союзное войско, прибывшее ночью, было приняло за неприятеля и перебито. Поминки погибших союзников провели под пересвисты, что положило начало празднику свистопляски или свистуньи. По другой версии Свистунья – весёлый праздник на четвёртую субботу после Пасхи, когда народ радовался окончательному приходу тепла и приближению лета. Ожившую весной природу символизировали глиняные фигурки домашних и диких животных, раскрашенные яркими красками.

Искусствоведы делят старорусские игрушки в виде глиняных свистулек на три категории. Первые имеют внутреннюю полость, причём, чем значительнее её объём, тем ниже звук, издаваемый свистулькой. Звуки, издаваемые второй категорией, целиком зависят от конструкции свистка, который мастерят обособленно, а потом прилепляют к основной фигурке. Единым целым их делает общая окраска. Третья категория может быть обычной внутренне-полостной свистулькой, однако если в неё набрать немного воды, то свист становится переливчатым. За издаваемые трели такие водяные свистульки получили прозвище «соловей».

До появления устойчивого спроса выделка глиняных игрушек сопутствовала гончарному промыслу. Сам мастер часто занимался только изготовлением свистка, а лепить сопутствующую фигуру поручал жене или детям. На раннем этапе обычные глиняные фигурки раскупались на ярмарках не столь активно, как свистульки. Дети, получив игрушку, начинали искать отверстия для свиста и очень огорчались, если не могли их обнаружить. Уяснив запрос, мастера начали приспосабливать свистульки, встраивая их порой в самые неожиданные места. Яркие глиняные игрушки притягивали взор и помогали продавать обычные горшки, миски или корчаги.

Большую популярность также снискала жбанниковская глиняная игрушка (Нижегородские земли). Хотя она названа по имени деревни Жбанниково, лепила подобные свистульки вся округа. Для жбанниковской свистульки характерна треугольная форма и три точки опоры. Собственно, оформлением различалась лишь верхняя часть свистульки, показывая чудо-птицу или конного воина. «Игрушка не копирует свой зоологический прототип, а дает сказочно-фантастическое решение образа, в котором точность отдельных деталей не вызывает ощущения обыденного, а сказочность не уводит совсем из реальности, как в сказке о выдуманном и в то же время таком реальном коньке-горбунке», - писал о жбанниковской свистульке её исследователь Геннадий Блинов. Мастера стремились удивить свистульками, экспериментируя со звуком, и порой встраивали в одну свистульку целый оркестр. Отверстия для свиста можно было найти не только в хвостовой части, но и рогах. Жбанниковская глиняная игрушка обладает характерной окраской, включающую нанесение на однотонный фон россыпи цветных точек или узоров. Применяют для её оформления и узоры, которыми славится Хохлома, Семёнов и Полховский Майдан. Зачастую в росписи можно узнать городецкие мотивы. Такие жбанниковские свистульки иногда относят к городецкой игрушке, хотя они сделаны из глины, а не из дерева.

Разглядывая дымковскую или жбанниковскую игрушку, порой подумаешь, что это исконно русское творчество. Но теми же глиняными свистульками с самобытной росписью могут похвастаться гуцульские мастера, а выше показана глиняная фигурка всадника на лошади, сделанная в высокогорном дагестанском ауле Балхар. За этого всадника на аукционе, состоявшемся в январе 2021 года, заплатили 80 000 рублей. Интересно, что большинство балхарских игрушек сделаны женщинами. Когда-то производство представляло настоящий ритуал: глину месили ногами, исполняя народные песни. После лепки фигурки тщательно сушили и украшали узорчатой росписью с национальными мотивами.

Тряпичные и соломенные куклы

Древние куклы, которыми игрались деревенские малыши много веков назад, совершенно непохожи на их пластиковых сестричек, которых предпочитают дети нашего времени. Популярность их на протяжении долгого периода обеспечивалась простотой изготовления. Для создания куклы требовались обрывки ткани и наполнитель, которым часто выступала обычная зола. Если же за выделку бралась мастерица, то её куклу можно было подарить, настолько красиво смотрелась на ней одёжка и украшение.

Почему же древние куклы гладколицые? Что мешало нарисовать глаза, нос, рот? Оказывается, это связано с бытующими поверьями, что куклы только кажутся неживыми. Будь у куклы глаза, она бы высматривала всё, что творится в семействе. Окажись она в посторонних руках, нарисованный рот выболтал бы знающему человеку сокровенные тайны чужого рода. Для своих детей родители делали куклы из лоскутков ношеной одежды: считалось, что так передавалась детям семейная сила (традиционно в ношеную одежду заворачивали и новорожденных). Если же куклу готовили в подарок или на продажу, то на выделку шла покупная ткань. Мистическую силу передавали кукле, если её изначально мастерили в виде оберега от всяческих хворей, недугов и болезней (куклы, которые имеют прозвище «лихоманки» или «лихорадки»).

Искусствоведы выделяют в русской тряпичной кукле несколько видов, обусловленных местными традициями той или иной территории:

  • столбушка или палочковая кукла (столбец, полено, чурка, щепка, лучина);
  • крестушка (крестообразное основание, обмотанное тряпками);
  • узелковая кукла, созданная из тряпок, завязанных узлами;
  • набивная кукла (фигурный мешочек с наполнителем).

На северных землях преобладали палочковые куклы, в южных областях – набивные с большой головой, в центральных районах – набивные куклы, чьи части сшивались. Варианты набивки тоже имели смысловое наполнение. Кукольную голову заполняли счёсом женских волос, шерстью или обрезками меха домашних животных. Иногда в голове древней куклы прячется клубок. Он не только придавал голове нужную шарообразную форму, но как бы подталкивал играющую с куклой девочку к будущему рукоделию. Тело чаще всего заполняли тряпками или золой. Исследователи связывают последнюю с силами огня и духами идолов – каменных баб. Тот же кубок символически – это магический атрибут, с помощью которого богиня Мокошь, прядёт человеческую судьбу. Его же связывают со святой Параскевой Пятницей, которая покровительствует ткачеству и прядению.

Подготовка основы набивной куклы много времени не занимало. В лоскут ткани засыпалась зола. «Голова» получалась перевязкой, затем её смачивали водой. Когда «голова» подсыхала, её обтягивали белой тканью. Туловище-мешочек получали выворотным способом, а после туго набивали золой, подворачивали нижний конец и завязывали по талии ниткой. Если сомневались в прочности ткани, то задействовали второй слой, чтобы зола не высыпалась. А вот многослойное обряжение куклы – это уже кропотливый труд. Но в результате ребёнок получал нарядную белолицую красавицу.

Безликими оставались куклы из кудели и соломы. Соломенные куколки мастерили повсеместно, потому что материал был всегда под рукой и не требовал хитростей в обработке. Достаточно было перегнуть пучки соломы в нужных местах и перевязать нитками. На одёжку соломенной девице шли всё те же лоскутки. Часто в гардеробе соломенных кукол преобладает красный цвет или есть яркая деталь с оттенками красного. Ведь «красное» не только синонимично «красивому», но также несёт защитное (обережное) свойство.

Народные куклы обретают черты лица лишь ближе к концу 19-го столетия, когда окончательное превращается в игрушку – предмет развлечения. Кукле становятся необходимы яркие черты и нарочитая привлекательность. В одежде или лице таких куколок легко угадать их сословие или происхождение: платье и головной убор показывали гордую барыню, зажиточную горожанку или крестьянскую девушку, принарядившуюся для деревенского праздника. Первоначально лицо обрисовывали углём, но потом стали применять стойкие краски, вышивку или те же лоскутки. В зависимости от места производства черты лица могут принимать характерные отличия. Но некоторые мастера даже сейчас оставляют тряпичные или соломенные куклы безликими.

Деревянные игрушки

Резные игрушки проделали вместе с человечеством длинный многовековой путь. На момент создания статьи древнейшей игрушкой считается фигурка, вырезанная из кости мамонта. Её обнаружили на раскопках близ столицы Моравии (часть современной Чехии). Учёные оценили её возраст в 30 000 или даже 35 000 лет. Но это не означает, что игрушки не делали раньше. Просто эти находки у археологов пока впереди. Считают, что игрушки Древней Руси для детей (а не для совершения обрядов) начали делать из дерева в IX веке. Как и глиняные игрушки, часть деревянных поделок была тесно связана со звуками, отгоняющими злых духов: трещотки и те же свистульки. Однако вырезали и фигурки без полостей. Первые письменные упоминания об игрушечных промыслах датируются началом 15-го столетия.

Из числа народных промыслов, относящихся к игрушкам из дерева, наиболее известна Сергиево-Посадская (Загорская) игрушка. Именно в Сергиевом Посаде, начиная с XV века, зародилось мастерство резных игрушек, которые после раскраски привозили на Сергиево-Посадское торжище. Казалось бы, игрушки – дело, сугубо мирское, но даже в Троице-Сергиевой лавре занимались её выделкой из дерева и раскраской, достигая больших высот. Заезжие купцы потом продавали эти деревянные детские игрушки по всей округе, а близость к Первопрестольной тоже сыграла важную роль в распространении промысла. Уже на Московском торгу поделки перекупали богатые жители столицы, представители боярских родов, придворные. Зафиксировано документами, что именно здесь посадские игрушки, где среди прочих были фигурки животных и наборы солдатиков с миниатюрными копиями домов, приобрели для детей Петра Великого. Покупали расписные диковинки и заезжие иностранцы, увозя их потом в Европу.

Мастера старались предложить игрушки на любой кошелёк. Например, у дешёвых кукол одежду рисовали или приклеивали. Куклы подороже одевали в дорогие и прочные костюмы. Вершиной же были нарядные красавицы, чьи платья шили из шёлка, атласа и батиста, отделывая вычурными кружевами. Появилась даже специальность – одевальщица кукол. К началу ХХ века здесь производили около полутора сотен различных кукол в национальных одеждах. Однако фабричное производство, с которым объёмами кустари конкурировать не могли, сильно подкосило промысел, который захирел к началу Первой мировой войны. После революции новая власть не только решила восстановить производство, но и превратило Серигиев Посад (в те годы – Загорск) в своеобразную «игрушечную столицу» России. Здесь размещались Всесоюзный научно-исследовательский институт игрушки, художественно-промышленный техникум игрушки, Музей игрушки и несколько фабрик, которые работали как над возрождением народных промыслов, так и над выпуском современных игрушек.

С посадскими промыслами долгое время конкурировала Богородская игрушка, происходящая из располагавшегося неподалёку селе Богородское. Её зарождение относят к XVII веку. Самобытность её заключается в том, что работу местных мастеров выделяет не окраска (чем славится загорская игрушка), а оригинальный узор дерева и элементы, созданные искусной резьбой. Большую популярность имели подвижные игрушки, из которых самая известная – это «богородские кузнецы», где мужик и медведь поочерёдно бьют молотами по наковальне. Расцвет местного промысла пришёлся на конец XVIII – начало XIX веков.

Не менее знаменита, чем подмосковные промыслы, городецкая игрушка (г. Городец, Нижегородская область). Основой ранних игрушек служила балбешка (часть полена, чурбашек, чурка, болвашек). Обрубок цилиндрической формы раскалывали пополам, получая плоскость спереди и полукруг сзади. На плоскости резьбой создавали контур фигуры и раскрашивали. Сзади балбешку обстругивали, но без шлифовки или окраски. Получались как человеческие фигуры (барыни, няньки, кормилицы), так и подобия животных (коты, петухи и пр.). Наиболее выделялись поделки села Курцево, но не отставали мастера и близлежащих сёл Новинки, Леденцово или Телячье, где собирали знаменитые «колески»-каталки. Тамошним мастерам из поколения в поколение передавали секреты, как без клея и гвоздей соорудить каталку, чтобы её колёсики свободно крутились, но не слетали. Городецкие мастера использовали контурную плоско-выемчатую резьбу геометрического узора, чтобы создать иллюзию объёма. Раскраска применялась лишь для выделения некоторых углублений. Название «Городецкая игрушка» эти поделки получили, когда город Городец стал административным центром округи. В самом Городце знаменитых коней на колёсиках стали вырезать гораздо позднее.

Как всеобщие сказочные сюжеты, послужившие основой для национальных эпосов, переплетаются и мотивы народных промыслов различных территорий России. Например, среди федосеевской игрушки (Нижегородская область) можно отыскать тех же «богородских кузнецов» или фигурки с типично посадской раскраской. А колёсики здесь, возможно, заимствовали от городецких мастеров. Федосеевская топорно-щепная игрушка имеет нарочито грубые очертания, очарование которым придаёт незатейливый растительный орнамент. Эти игрушки получили ласковое прозвище «балясинка» от слова «баляса», обозначающего забаву или шутку.

Говоря о народной деревянной игрушке, невозможно не вспомнить о матрёшке. Кажется, что семейство расписных кукол, находящихся внутри друг дружки, изобретено давно. Но это не так. Хотя выделка разборных игрушек (например, расписных пасхальных яиц с сюрпризом внутри), действительно, уходит вглубь веков, возраст матрёшки не так уж и велик. Её распространению поспособствовали токарные станки, позволяющие точно подгонять очередную куклу к внутреннему пространству предыдущей. Поэтому начало массового производства матрёшки датируют 1890-ми годами. Почему кукла получила именно такое имя? Скорее всего, из-за широких округлых боков. Полных и дородных женщин часто называли «Матрёна» или ласково «Матрёша». Это прозвище перешло и на куклу. Родоначальниками промысла считают мастерскую «Детское воспитание» (г. Москва) и московский Музей кустарных изделий, тоже имевший свои мастерские. Саму деревянную основу выточил токарь Василий Петрович Звёздочкин. Набор состоял из восьми единиц, вложенных друг в друга. Самой большой была девочка с чёрным петухом, в которой прятались ещё пять расписанных под девочку кукол и один мальчик. А неразборной восьмой куклой был спелёнатый младенец. Несмотря на то, что матрёшка получила в 1900 году приз на международной выставке кустарных ремесел в Париже, производство из-за финансовых неурядиц переехало из Москвы в Сергиев Посад. Но переезд как раз и спас матрёшку. Ведь именно в Загорске при СССР промысел расцвёл.

Разборные деревянные куклы из трёх и более элементов стали такой же привычной деталью квартирной обстановки как знаменитые семь слонов. Матрёшки вместе с деревянными грибами и ёлками входили в состав детских наборов счётного материала (кроме того, разборка и сборка деревянных куколок способствует развитию мелкой моторики рук). Семёновская матрёшка известна не менее Сергиево-Посадской. Её раскраска, как считают искусствоведы, ближе по духу к древнерусской росписи. Семёновскую матрёшку отличают и глубокие задумчивые глаза. А вот черты лица за время производства претерпели эволюцию: раньше она была сердитой, но постепенно научилась и улыбаться. Матрёшки выпускали различные советские предприятия (например, Туринская фабрика детской игрушки). Национальные мотивы в росписи заметны на матрёшках Уфы и Сыктывкара. А в Бресте сопрягли свойства двух игрушек, освоив выпуск матрёшек-неваляшек.

Удивительно, что матрёшке немногим больше века, но она успела превратиться в один из самых узнаваемых символов России. Зарубежные туристы стараются прихватить с собой яркую куклу в качестве сувенира. Матрёшечные мастера XXI века удивляют не только росписью, но и вместимостью. В главной матрёшке можно отыскать до 35 её меньших сестёр. Самой вместительной матрёшкой долгое время считалась показанная на выставке «EXPO-70» (г. Осака, Япония), внутри которой находилось более семи десятка фигур (всего 72 позиции). Однако сейчас можно найти сведения, что в фондах Исторического музея хранится стоместная матрёшка. Самый вместительный набор для продажи, куда вошла 51 позиция, изготовили в 2003 году. А самой большой матрёшкой в мире называют тридцатиметровую гигантшу Музея русского творчества в центре китайского города Маньчжурия. Однако она к разборным не относится, а представляет собой корпус здания. Трёхстороння роспись показывает символизированные женские образы русской, монгольской и китайской души.

Какие игрушки были у детей во времена Древней Руси.


Игрушки были у детей с незапамятных времён. Правда, игрушки эти очень отличались от тех, в которые играют современные малыши. Впрочем, не исключено, что и избалованные гаджетами современные дети с превеликим удовольствием взяли бы в руки шаркунки или тряпичницу.

Археологи датируют самые ранние обнаруженные на территории современной России игрушки II веком до н.э. Это были погремушки, фигурки людей, топорики из глины. Деревянные игрушки – потешки - на Руси появились в IX веке В древние времена игрушки изготавливали для детей сами родители из подручных материалов. Поэтому для древних игрушек характерны лаконизм приёмов и простота изготовления.

Художник Карл Лемох. «Варька». (1893).

Экологически чистые игрушки для младенцев

По мнению педиатров, новорождённым обязательно нужны игрушки, поскольку они помогают развивать сенсомоторную координацию. Сейчас можно купить любые варианты, начиная от обычных погремушек и заканчивая сложными подвесными конструкциями. Наши предки не отставали в этом, и изготавливали для новорождённых игрушки собственными руками. С первых дней малыш получал потешки - так в древние времена назывались игрушки.

Шаркунки из бересты./Фото: cdn.imgbb.ru

Для совсем маленьких делали шаркунки, то есть погремушки. Их мастерили из сушеных маковых коробочек с семенами, из лоскутков ткани с пришитыми колокольчиками. Существовали также погремушки из бересты, которые были наполнены семенами или мелкими камушками, потому имели приятное слуху малыша звучание.

Дети постарше играли в погремушки, сделанные из мочевых пузырей коров, овец и других домашних животных. Для этого пузырь тщательно промывался, очищался от жира при помощи золы, затем в него клали немного сушеного гороха и надували через обыкновенную соломинку.

Все детские потешки делались из натуральных материалов - это были еловые шишки, дерево, солома, глина. Для обвешивания колыбели на Руси использовали бубенчики, трещотки, различные погремушки, яркие тряпочки. Всё это называлось побрякушками. Кстати, родители делали это не только для того, чтобы научить малыша концентрировать взгляд или перебирать пальчиками: они верили в то, что побрякушки буду защищать ребеночка от порчи и злого духа.

Игрушки для развития способностей ребенка

Малыш подрастал, ему требовались игрушки, которые могли бы формировать его моторику, мышление. Сегодня существует масса изделий самых разных материалов, раскрашенных в яркие привлекательные цвета. В древности же эти предметы делались из дерева, но смысл был точно такой же, как и сегодня. Пирамидку нужно было собрать, кубики составить определенным образом, колечки накинуть на палочку.

Во времена СССР очень популярной была игрушка «Наковальня» - медведь и кузнец сидели на концах бревна и при перемещении основы были молотом. Эта забавная потеха пришла также из Древней Руси.

Игрушка «Наковальня»./Фото: zabavushka.net

Были дергунчики, то есть куколки с частями тела, соединенными нитками. Они забавно двигались и были прекрасным примером динамической игрушки.

Самым популярным предметом активных детских игр был мяч. Упоминание о нём историки находили в старинных летописях 10 века. Делали мячики из тряпок: тканевый каркас набивали лоскутами. Иногда для изготовления использовали березовое лыко, также это могла быть липа или ива. Эти мячи были потяжелее, поскольку их внутренности щедро набивались мелким песком. Существовали мячики, которые валялись из остатков овечьей шерсти. И мальчики девочки с удовольствием стреляли из лука, который делался из упругой ветки дерева и обычной верёвки или бычьей жилы.

Игрушки для приучения к труду

Крестьянские дети в старину очень рано начинали трудиться наравне со взрослыми. Это отразилось и на игрушках: для мальчиков делали из бересты тележки и кузова, кнуты, упряжь для лошадок и даже игрушечный столярный инструмент. Что касается девочек, то им дарили игрушечную деревянную посуду, мебель, прялки и веретена. В отличие от потешек для совсем маленьких такие «трудовые» игрушки были весьма простыми, не нарядными. Видимо, для того, чтобы ребёнок мог почувствовать, что жизнь – это труд.

Крупенички./Фото: tuapse24.tv

Конечно, не только из игрушечных предметов труда состояла детское богатство. Были и другие потехи, например, куклы. Их часто называли «болванчиками», эти деревянные простые куколки для своих малышей изготавливал отец или дедушка. Простота болванчика открывала простор для фантазии ребенка, позволяла наделять его разными чертами, использовать для импровизации.

Куклы: игрушки и обереги одновременно

Многие куклы предназначались не только для игры – это были символы, обереги. Например, крупенички, то есть простые куклы из тряпичного мешочка с насыпанным в него зерном. Такие игрушки красиво украшались и считались очень важными. Их хранили, выставляли на видное место в доме, а дети играли с ними осторожно. Наполнялись крупенички отборным зерном (гречиха, овес). Такая кукла была символом достатка, богатства, благополучия и сытости. Сегодня их относит к разряду сувенирных и дарят на свадьбу или семейное торжество.

Стригушки, танцующие куклы./Фото: web-kapiche.ru

Чрезвычайно популярны были мотанки, куколки из ниток. Делали их и взрослые и дети, использовались они для того, чтобы успокоить, повеселить или убаюкать малыша. Их также считали оберегами, защищающими от болезни, сглаза и порчи. Славяне считали, что в каждой кукле-мотанке есть дух предка. Часто ее передавали из поколения в поколение, чтобы нити, связующие род, не обрывались.

Ещё одна кукла, стригушка, делалась из сухой соломы, лыка, прутиков. Представители этих кукол есть даже в Русском музее в Санкт-Петербурге. Иногда в них вплетали целебные и душистые травы, это была своеобразная ароматерапия. Одевалась куколка в красивый сарафанчик, платочек, кофточку. Низ не заплетался, а распускался, представляя собой своеобразную юбку. Если стригушку поставить на ровную поверхность и стукнуть рядом с ней кулаком, то она запляшет - будет крутиться и вертеться, потому их часто называют танцующими куклами.

Тряпичница – кукла с женскими формами

Одной из самых распространенных кукол было тряпичница. Лица у нее не было, зато женская грудь подчеркивалась, что олицетворяло культ плодородия. Для красоты тряпичницу одевали в одежду, которую носили в том регионе, где ее сделали. Платье для куклы шили один раз, и она носила его, не снимая, всю свою кукольную жизнь. Девочки украшали одежду при помощи бисера, тесьмы, вышивки, тем самым оттачивая свое мастерство.

Тряпичные куклы./Фото: mtdata.ru

Эти игрушки были настолько распространены, что даже у бедняков в избе можно было увидеть десяток смешных тряпичниц. Позднее, когда кукол стали делать на фабриках, а для голов использовать дорогой фарфор, тряпичницы постепенно стали отходить на второй план. Но даже в тех семьях, где могли себе позволить купить дорогущую кукольную барышню, использовались традиционные народные куклы, а более дорогие игрушки выдавались детям в праздничные дни.



Советские игрушки были не такими, как современные. Наверное, нынешнему поколению они покажутся примитивными. Все эти пупсики и мишки, паровозики и машинки — простота и ограниченность по сравнению с современными «навороченными» игрушками. Но от этого они не становятся хуже. Советские игрушки менялись вместе со страной, отражая происходящие в обществе перемены. Читайте, какими были детские любимые вещи в разные годы советской власти, и какие события влияли на них

Послереволюционный провал: картонные кубики и тряпичные куклы

Самодельные куклы радовали детей так же, как и фабричные. /Фото: ds04.infourok.ru

После революции производителям было не до игрушек, к сожалению, их почти не делали. Построение новой жизни занимало умы людей, какие уж тут забавы. Детям же все равно хотелось играть, политические и экономические проблемы их мало интересовали. Потому везло тем, у кого остались старые игрушки, со времён царской России. Если таких запасов не находилось, приходилось мастерить самодельных куколок, машинки, тележки. Взрослые (да и сами дети) делали кубики из картона, пупсов из лоскутков. Из тряпок мамы шили мячи, а из дерева отцы выпиливали фигурки, машинки, коляски. Времена минимализма и революционных идей накладывали отпечаток и на детские игры.

Игрушки 30 годов, которые делали в артелях: идеологическая направленность и небольшое количество кукол

Фигурки красноармейцев заменили привычных оловянных солдатиков. /Фото: pbs.twimg.com

Время шло, в 30-е годы 20 века стали возникать артели, которые занимались производством игрушек для детей. Конечно, в основном это были варианты, выполненные в стиле нового времени: предлагались маленькие фигурки бойцов-красноармейцев и матросов, также можно было купить целый пионерский отряд, укомплектованный флагом, горном и барабанами. К счастью, не только «идеологические» игрушки можно было приобрести в магазинах. Можно было найти и обычных кукол (чаше всего у них были длинные волосы из пакли, а одеты они были в пионерскую форму или строгий костюм), медведей из плюша с опилками внутри, деревянных лошадок на колесах.

Послевоенные машинки, самосвалы и ружья, а также использование натуральных материалов

Детские игрушки делались из натуральных материалов. /Фото: static.auction.ru

После окончания Великой отечественной войны большой популярностью пользовалась игрушечная военная техника, различные автомобили, самосвалы, а также пистолеты, сабли и ружья. Конечно, такой арсенал привлекал прежде всего мальчишек. Девочки же с удовольствием играли с алюминиевой посудой и куклами.
К сожалению, выбор был маленьким, да и денежных средств у людей было мало, потом у по-прежнему использовались самодельные игрушки, от мячей до машинок и кукол.

До начала 60-х годов в опале были народные игрушки. Такие вещи, как расписная матрешка или глиняная свистулька можно было достать, но не в магазине, а на рынке, где их продавали народные умельцы.

Зато для производства игрушек использовались только натуральные материалы: плюш, дерево, металл, каучук. Не очень большое утешение для ребенка, которому не досталось куклы, но все же.

В 50 годах в магазинах стали появляться механические медведи, у которых лапы были заняты бочонком меда, балалайкой или бутылкой молока. Чтобы привести игрушку в действие, нужно было завести ее ключом, и милый медвежонок начинал играть на музыкальном инструменте, качать головой или подносить к пасти бочонок, бутылочку. Такие медведи были очень популярны и в первое время считались дефицитом.

Нашествие медведей и влияние полета в космос: 50-60 годы

Заводные мишки были очень популярны в 50-70 годы. /Фото: i0.u-mama.ru

Медведи вообще были очень востребованной фигурой в производстве игрушек. Они были разные — мягкие и деревянные, механические и набитые опилками, в одежде и без. А когда прошла Олимпиада 1980 года, то игрушечные магазины заполонили олимпийские мишки из каучука, резины, пластмассы, меха, плюша, целлулоида. Почти у каждого ребенка, жившего в тот период, был такой мишутка с поясом из олимпийских колец.

После того как первый человек покорил космическое пространство, игрушки стали отражать это великое событие 60-х. В игрушечных магазинах появились спутники и ракеты, а также фигурки космонавтов с большой надписью СССР — вот на что делалась ставка в начальный период покорения космоса. Луноход или космическая станция стали мечтой советских мальчишек.

Игрушки на поток и появление героев из телевизора, 70-80 годы

Чебурашка был почти у каждого ребенка — пластиковый, меховой, резиновый. /Фото: static.auction.ru

С 60 годов изготовление детских игрушек в СССР было поставлено на поток. Артели постепенно уходили в прошлое, их место занимали фабрики игрушек. Стали использоваться новые материалы, уже было сложно удивить покупателя пластмассой, резиной, поролоном, целлулоидом, синтетическими тканями и искусственным мехом. В результате на прилавках стали появляться новые игрушки в большом количестве. К сожалению, это была тенденция увеличения количества, а не разнообразия ассортимента.

Одинаковые пупсы с голубыми глазами, в простых нарядах, радующие розовыми щеками м веселым выражением лица — этому никто не удивлялся. Набор был однообразен: детям предлагалась скакалка и машинка, волок и мяч, барабан и водяной пистолет, плюшевый мишка и кукольная мебель — в то время о большем и мечтать не приходилось. Если в магазине «выкидывали» кукол иностранного производства, то за ними немедленно вырастал хвост-очередь. А купить индейцев или ковбоев, или же вожделенную железную дорогу из ГДР — это было невероятное везение.

Очень яркой тенденцией было появление игрушек-героев мультиков. Например, Чебурашка, Винни-Пух, Буратино. Они были особенно востребованы, ведь, по сути, речь шла о своеобразных звездах их мультипликационного кино. Как здорово было посадить героя на паровозик из Ромашкино, и отвезти в страну, где живут любимые герои.

Каждый ребенок в СССР имел свою любимую игрушку. Неважно, что это было — странная кукла из пластика, самолетик или мяч, мишка или железная дорога, пупсик или солдатик — это была любимая игрушка, которую берегли и с которой были связаны любимые воспоминания.

Подростки советского времени сильно отличались от современных. Последним и в голову не пришло бы коллекционировать сегодняшним тинейджерам.

Мультики каменного века и чихуахуа на колёсиках: самые старые детские игрушки.


До XX века практически все детские игрушки изготавливались из недолговечных материалов. Современным историкам приходится в основном догадываться, как играли дети, глядя на рисунки, анализируя упоминания в текстах или исходя из здравого смысла и условий жизни людей прошлого. Но всё же некоторые очень, очень старинные игрушки можно увидеть в музеях: их нашли археологи.

Самые древние «машинки» в мире


Как только появились повозки, дети стали в них играть. А самые добрые из родителей — дарить красивые, долговечные маленькие колесницы, которые можно катать по полу, сколько душе угодно. Самая старая игрушечная повозка найдена в греческом захоронении на территории Турции, ей около пяти тысяч лет. Она сделана из терракоты и украшена узорами. К сожалению, её положили в могилу ребёнку вместе с другими терракотовыми игрушками: фигурками животных и людей.

Самую старую игрушечную повозку нашли в могиле греческого мальчика.

На раскопках хараппской цивилизации в Индии нашли игрушечную повозку, запряжённую быками, с извозчиком на козлах и местом для любого игрушечного груза. Ей около двух тысяч лет. В Индии археологи находили и другие игрушки-тележки.

Игрушка хараппской цивилизации.

А сирийской повозке и лошадке к ней — таких игрушек в Сирии найдено много — около двух тысяч лет.

Внутрь можно посадить крохотную куклу и прокатить.

Такая кибитка может перевозить и игрушечную посуду.

Звери на колёсиках

Заставлять игрушечных зверей «бегать» или «следовать за хозяином» всегда было проще всего, поставив их на колёса. Неудивительно, что животных на колёсиках находят в разных частях света постоянно.

Льве, ежу и быку-зебу из Ирана больше трёх тысяч лет.

Не все уверены, что это были детские игрушки.

Всегда остаётся вероятность, что любая маленькая скульптура связана со священными обрядами.

Маленькая фигурка также могла быть и украшением жилища.

Вот эта чихуахуа на колёсиках была изготовлена до прихода европейцев. Говоря точнее, ей больше трёх тысяч лет. Она очень удивила археологов, потому что ацтеки не знали повозок и, как считалось, колеса тоже. Возможно, в их сознании колёсики годились только для игрушек или делать большие колёса было кощунственно, потому что колесо похоже на солнце, а солнцу поклонялись. Эта собачка тоже терракотовая. Глина долго «заменяла» пластик в производстве игрушек: она была относительно дёшева и позволяла легко и быстро придавать изделию любую форму.

Таких собачек в Мексике нашли несколько.

Выставлен в Лувре.

Этому греческому коню чуть меньше трёх тысяч лет.

Дети Древней Греции и Рима обожали лошадок на колёсиках.

На Руси тоже малые ребята играли с лошадками. Резной скакун двенадцатого века.

Обломки игрушечных лошадок часто находят в раскопках под Новгородом или в Старой Ладоге.

Самая старая подвижная лошадка не на колёсиках, а на полозьях — чтобы качаться. Изготовлена в семнадцатом веке, возможно, принадлежала в детстве английскому королю Карлу I.

При жизни хозяина лошадка выглядела лучше.

Воинственные игрушки


Этот бронзовый рыцарь из-за манеры исполнения кажется очень древним, но на самом деле ему шестьсот или семьсот лет. Нашли его в Германии.

Средневековый минимализм.

Игрушечному мечу из римской крепости в Британии от полутора до двух тысяч лет. Он, конечно, деревянный.

Настоящий меч, даже небольшой, попадал в руки мальчику не сразу.

А этим мечам из Старой Ладоги не больше тысячи двухсот. Они тоже деревянные.

Игрушечные мечи формой имитировали взрослые. Любовь ко всему старинному появилась намного позже.

Лошади верхом на помосте с колёсами выглядят странно только для взрослых. А для детских игрушечных битв — просто то, что надо. Возраст этой греческой игрушки — чуть больше двух тысяч лет.

Греческие дети играли в битвы на колесницах.

Типичный Древний Египет


Игрушки, которые совершают одно и то же движение, мало годятся для каждодневных игр, но поначалу детей забавляют. В Древнем Египте делали, например, вот такого раба-зернотёра. Ему почти три с половиной тысяч лет. Распрямляясь и нагибаясь, он как бы возил камнем, растирая зерно на доску.

Подвижные игрушки были не редкостью в Древнем Египте.

Примерно того же возраста лягушка, которой можно «скармливать» мух — с защёлкивающейся при помощи верёвочки челюстью.

Игрушка из кости.

В Древнем Египте находят и самых древних детских кукол. Все более древние найденные куклы были обрядовыми. Кстати, возможно, куклы для девочек у многих народов не только «работали» игрушками, но и служили оберегами.

Тряпичной кукле трудно чем-то удивить.

Мультики доисторической эпохи


Задолго до изобретения телевидения родители, похоже, усаживали детей смотреть мультики, чтобы малыши вели себя потише. Этот диск, который, если его вращать за ниточки, показывал «бегущую антилопу», найден на одной из стоянок каменного века. Ему больше шестнадцати тысяч лет. И он такой найден не один!

Для демонстрации работы учёные изготовили копию одного из вращающихся дисков.

Похожие диски с отверстиями для верёвочек возрастом около трёх тысяч лет находят и в Израиле, но только изготовлены они из глины. Судя по некоторым признакам, чаще всего их делали сами дети.

Подвижные игрушки


В Лувре выставлен глиняный кубарь из античных Фив. От волчка кубарь отличается тем, что играли с ним при помощи хлыстика из палочки и верёвки. Сначала верёвку закручивали, укладывая в специальные желобки, вокруг игрушки и ставили кубарь на пол. Потом резко дёргали за рукоятку хлыстика так, чтобы кубарь закрутился, пока верёвка сходит с него. Но на этом игра не останавливалась: ребёнок заставлял кубарь крутиться дальше, ловко подстёгивая его хлыстиком.

В кубари играли также в Средневековой Европе и на Руси.

Более простой в обращении волчок в античном мире тоже знали. Игрушка из погибших Помпей.

Волчки также использовались для настольных игр, но не в античном мире.

Мячи шили из ткани или кожи уже в Древнем Египте. Но они были очень тяжёлыми, ведь их набивали подручным материалом. До лёгких резиновых мячей было ещё очень далеко.

Играли в мячи практически по всему миру.

Погремушки


Погремушки одновременно развлекали детей и отгоняли шумом злых духов. Эта древнеримская погремушка изображает малыша, катающегося верхом на свинье. Внутри катается глиняный шарик, издавая звон о глиняные же стенки.

Один из экспонатов Лувра.

Месопотамские погремушки возрастом в четыре тысячи лет были устроены точно так же, только вместо одного шарика укладывалось несколько.

К сожалению, почти всегда погремушки находят в детских могилах.

Древнеегипетская погремушка в форме рыбы на пару веков помладше. Она также выполняла функцию амулета — именно из-за формы. Рыба была символом рождающейся жизни.

Довольно затейливая по сравнению с месопотамскими.

Бронзовые погремушки из Ирана возрастом около трёх тысяч лет.

Наверное, были очень звонкими.

Этой мексиканской погремушке три или четыре тысячи лет. Кстати, возможно, не все найденные погремушки давали в руки детям или, если давали, то только при исполнении религиозных обрядов. Никто не знает точно.

Читайте также: