Какие игрушки безопасны для детей

Обновлено: 18.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников № 16 «Малышок»

Шпанцева Виктория Евгеньевна,

Vikki _ vikkish @ mail . ru

Консультация для родителей

« Полезные и вредные игрушки»

Вредные игрушки .

Психологи утверждают, что некоторые игрушки вредны детям. Так называемые интерактивные игрушки, которые умеют разговаривать, двигаться и имитировать живые создания не принесут ребенку никакой пользы. Ребенок лишь нажимает на кнопочки, чтобы получить заранее известный результат. Такая игра делает ребенка пассивным наблюдателем, а активность головного мозга при этом блокируется.

Также вредны гигантские мягкие игрушки , которые представляют для детей реальную опасность. Во-первых , за ними трудно ухаживать, их не возможно постирать в стиральной машине, это «пылесборниками» , в комнате ребенка, такие игрушки могут стать причиной развития аллергии.

Во-вторых, при попытке поднять такого огромного мишку или зайца ребенок может потерять равновесие и упасть. Поэтому безопасная игрушка должна быть минимум вдвое меньше по размеру, чем сам ребенок.

А Фантастическое оружие с обильными световыми и шумовыми эффектами излишне возбуждает нервную систему ребенка и может вызвать агрессию.

Еще одна беда всевозможных игрушечных страшилок – возможные нарушения коммуникативной функции. Монстры не дружат, не спасают мир и не создают семьи. Единственный сюжет, в который с ними можно играть – это бесконечная битва. Причем не за правое дело – а просто по принципу «кто сильнее» . Стоит ли удивляться, что дети, играющие в такие игрушки , не понимают ценности дружбы, становятся агрессивными и раздражительными

Полезные игрушки.

Лучшими игрушками для детей старшего дошкольного возраста считаются разные виды конструкторов (тканевые, мягкие, металлические, деревянные, пластмассовые) трафареты и схемы для конструирования, которые развивают творческие способности и пространственное мышление. Это строительные материалы и игровые наборы мелкого, среднего и крупного размера, (кирпичики, кубики, болты, винтики, гайки и инструменты для их закручивания, «Зоопарк», «Птичий двор», «Архитектор» «Лего»).

Наглядное и образное мышление, мелкую моторику, воображение, творческие способности, внимание и аккуратность, помогают развивать такие виды деятельности, как моделирование, лепка, рисование, конструирование из природного и бросового материала.
Все дети в этом возрасте любят конструировать из теста и пластилина. Они с увлечением лепят из них шарики, фигурки, учатся раскатывать скалкой, резать на полосы, скручивать и плести из полос косы, вырезать буквы, геометрические узоры.

Сюжетно – ролевые игры дают ребенку возможность узнать и научиться социальным нормам поведения. Дети с удовольствием играют в больницу, кафе, парикмахерскую, магазин, школу, библиотеку, дочки-матери. Соответственно, им нужен инвентарь и атрибуты для этих игр. Например, набор доктора или парикмахера.

В качестве познавательных игрушек можно использовать отслужившие свой срок механические будильники, фотоаппараты и т.п. Разбирая эти вещи, ребенок узнает, что у них внутри, и осваивает «практическую механику». Такая разборка-сборка дает стимул мышлению, развивает мелкую моторику рук.
Для развития логического мышления, ребенку нужны игры, позволяющие устанавливать последовательность событий и причинно-следственные связи. Это могут быть различные настольные игры и головоломки.

В развитии музыкальных способностей помогут клавишные, струнные, духовые и ударные музыкальные инструменты, музыкальные книжки и открытки.

А для улицы нужны игрушки, помогающие в познании окружающей среды. Это принадлежности для песка (грабли, лейки, щетки, лопаты, молотки и др.) Не следует забывать и о спортивных игрушках, которые развивают у детей физические качества (самокаты, велосипеды, мячи, ракетки, и тд)

Игрушек существует множество. Полезная игрушка должна оставлять простор для детского воображения, быть открытой для превращений и перемены игровой функции. Игрушка для ребенка-это не предмет обладания или гордости, это всего лишь вспомогательный материал для игры. Свою ценность она обретает в процессе использования, при условии вложения в нее фантазии и эмоций ребенка.
И пусть Ваш ребенок играет с удовольствием!

1. Сюжетно-образные игрушки . В этих игрушках нашли свое определенное отражение образы животных, человека, транспорта или иных предметов.

-Куклы (Средних размеров) , куклы бибабо.

-Набор кукол «семья» .

-Домашние и дикие животные, динозавры.

-Автомобили разного назначения средних размеров.

-Наборы : военная техника, корабли, самолеты.

-Наборы для сюжетно-ролевых игр.

-Предметы домашнего обихода, кукольный дом.

2. Дидактические игрушки . Это такие игрушки , которые специально предназначены для обучения чему-либо.

-Набор объемных геометрических фигур.

-Набор картинок для группировки.

-Серия картинок для установки последовательности.

3. Строительные игрушки .

-Набор цветной бумаги и картон.

4. Музыкальные игрушки .

5. Спортивные игрушки .

6. Игрушки-забавы .


Курс профессиональной переподготовки

Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования

Курс повышения квалификации

Развитие творческих способностей для дошкольников и младших школьников


Курс повышения квалификации

Организационно-педагогическое обеспечение деятельности педагога-организатора образовательного учреждения


«Творческая работа с детьми (3-10 лет) по теме Космос»

Краткое описание документа:

Вредные игрушки.

Психологи утверждают, что некоторые игрушки вредны детям. Так называемые интерактивные игрушки, которые умеют разговаривать, двигаться и имитировать живые создания не принесут ребенку никакой пользы. Ребенок лишь нажимает на кнопочки, чтобы получить заранее известный результат. Такая игра делает ребенка пассивным наблюдателем, а активность головного мозга при этом блокируется.

Также вредны гигантские мягкие игрушки, которые представляют для детей реальную опасность. Во-первых, за ними трудно ухаживать, их не возможно постирать в стиральной машине, это «пылесборниками», в комнате ребенка, такие игрушки могут стать причиной развития аллергии.

Во-вторых, при попытке поднять такого огромного мишку или зайца ребенок может потерять равновесие и упасть. Поэтому безопасная игрушка должна быть минимум вдвое меньше по размеру, чем сам ребенок.

А Фантастическое оружие с обильными световыми и шумовыми эффектами излишне возбуждает нервную систему ребенка и может вызвать агрессию.

Еще одна беда всевозможных игрушечных страшилок – возможные нарушения коммуникативной функции. Монстры не дружат, не спасают мир и не создают семьи. Единственный сюжет, в который с ними можно играть – это бесконечная битва. Причем не за правое дело – а просто по принципу «кто сильнее». Стоит ли удивляться, что дети, играющие в такие игрушки, не понимают ценности дружбы, становятся агрессивными и раздражительными

Полезные игрушки.

Лучшими игрушками для детей старшего дошкольного возраста считаются разные виды конструкторов (тканевые, мягкие, металлические, деревянные, пластмассовые) трафареты и схемы для конструирования, которые развивают творческие способности и пространственное мышление. Это строительные материалы и игровые наборы мелкого, среднего и крупного размера, (кирпичики, кубики, болты, винтики, гайки и инструменты для их закручивания, «Зоопарк», «Птичий двор», «Архитектор» «Лего»).

Наглядное и образное мышление, мелкую моторику, воображение, творческие способности, внимание и аккуратность, помогают развивать такие виды деятельности, как моделирование, лепка, рисование, конструирование из природного и бросового материала.
Все дети в этом возрасте любят конструировать из теста и пластилина. Они с увлечением лепят из них шарики, фигурки, учатся раскатывать скалкой, резать на полосы, скручивать и плести из полос косы, вырезать буквы, геометрические узоры.

Сюжетно – ролевые игры дают ребенку возможность узнать и научиться социальным нормам поведения. Дети с удовольствием играют в больницу, кафе, парикмахерскую, магазин, школу, библиотеку, дочки-матери. Соответственно, им нужен инвентарь и атрибуты для этих игр. Например, набор доктора или парикмахера.

В качестве познавательных игрушек можно использовать отслужившие свой срок механические будильники, фотоаппараты и т.п. Разбирая эти вещи, ребенок узнает, что у них внутри, и осваивает «практическую механику». Такая разборка-сборка дает стимул мышлению, развивает мелкую моторику рук.
Для развития логического мышления, ребенку нужны игры, позволяющие устанавливать последовательность событий и причинно-следственные связи. Это могут быть различные настольные игры и головоломки.

В развитии музыкальных способностей помогут клавишные, струнные, духовые и ударные музыкальные инструменты, музыкальные книжки и открытки.

А для улицы нужны игрушки, помогающие в познании окружающей среды. Это принадлежности для песка (грабли, лейки, щетки, лопаты, молотки и др.) Не следует забывать и о спортивных игрушках, которые развивают у детей физические качества (самокаты, велосипеды, мячи, ракетки, и тд)


Игрушек существует множество. Полезная игрушка должна оставлять простор для детского воображения, быть открытой для превращений и перемены игровой функции. Игрушка для ребенка-это не предмет обладания или гордости, это всего лишь вспомогательный материал для игры. Свою ценность она обретает в процессе использования, при условии вложения в нее фантазии и эмоций ребенка.
И пусть Ваш ребенок играет с удовольствием!

1. Сюжетно-образные игрушки. В этих игрушках нашли свое определенное отражение образы животных, человека, транспорта или иных предметов.

-Куклы (Средних размеров), куклы бибабо.

-Набор кукол «семья».

-Домашние и дикие животные, динозавры.

-Автомобили разного назначения средних размеров.

-Наборы: военная техника, корабли, самолеты.

-Наборы для сюжетно-ролевых игр.

-Предметы домашнего обихода, кукольный дом.

2. Дидактические игрушки. Это такие игрушки, которые специально предназначены для обучения чему-либо.

-Набор объемных геометрических фигур.

-Набор картинок для группировки.

-Серия картинок для установки последовательности.

3. Строительные игрушки.

-Набор цветной бумаги и картон.

4. Музыкальные игрушки.

5. Спортивные игрушки.

6. Игрушки-забавы.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 918 205 материалов в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Обеспечить безопасность ребенка - одно из основных заданий для каждого родителя. Сразу учесть все не получится - нужен опыт.

Тысячи и тысячи новых игровых наборов, помогающих развивать вашего ребенка, поступает ежегодно на витрины магазинов. Все ли они безопасны? Давайте разбираться.

Маленькому ребенку для понимания окружающих его предметов всё необходимо тянуть в рот и пробовать на вкус. И как бы ни были бдительны родители, уследить бывает практически невозможно, и, к сожалению, происходят несчастные случаи.

Чтобы их предотвратить еще на этапе выбора игрушек для малыша, исключите те, которые даже чисто гипотетически могут принести вред деткам.

Советы, которые помогут выбрать безопасную игрушку для вашего ребенка

Совет 1. Выбирайте подходящие по возрасту игровые наборы

Игры специально сделаны для каждой возрастной группы, так что не поддавайтесь искушению выбрать просто любую красочную безделушку. Возрастные ограничения действительно помогают обеспечить безопасность и помогают с приобретением нужных навыков на данном этапе развития.

Совет 2. Обращайте внимание на размер изделия

Избегайте игрушек, которые слишком мелкие для ребенка, ведь малыши все тянут в рот и могут их случайно проглотить или перекрыть дыхательные пути. То же самое касается изделий у которых есть съемные мелкие детали. Детки легко могут ими подавиться.

Совет 3. Избегайте громких игрушек

Слишком громкие игровые модули могут повредить слух вашего ребенка. Не стоит так рисковать, покупая мощные, издающие резкие звуки, сирены, пищалки, музыкальные наборы.

Совет 4. Покупайте моющиеся игрушки

Мыть игрушки нужно как можно чаще. Дети их кидают, потом облизывают. На них накапливаются микробы, от которых можно заболеть. Так что, независимо от материала, игрушки должны быть моющиеся.

Совет 5. Выбирайте прочные игрушки

Счастливый от вновь приобретенной игрушки, ребенок обязательно попробует ее стукнуть, бросить, порвать, сломать, потянуть. Убедитесь, что игрушка так легко не сломается и малыш не сможет пораниться частями и острыми краями.

Совет 6. Избегайте электрических игровых модулей

А точнее, пусть детки играют с ними под присмотром. Не разрешайте их грызть, бросать, стучать, спать с ними. Повреждение корпуса или ваш ребенок просто пытается положить ее в рот может привести к короткому замыканию, что очень опасно.

Совет 7. Нет токсичным игрушкам

Изделия из дешевых материалов, содержащие некачественные красители, имеющие в своем составе ядовитый пластик и резину очень токсичны и опасны для детей. Существует большая вероятность наличия в них опасных веществ: фталаты, свинец, формальдегид. Перед покупкой убедитесь в отсутствии резкого неприятного запаха. Потрите краску, она не должна размываться или оставаться на руках. Если возможно, проверьте лицензию такого игрового набора.

Заключение

Когда покупаете детям игрушки, всегда выбрасывайте пластиковое покрытие, даже если с ним очень весело играть, оно может быть опасно. Время от времени проверяйте их на предмет износа и сломанных частей. Мойте и дезинфицируйте их как можно чаще.

На что следует обратить внимание выбирая игрушки для малышей?

1. Остерегайтесь мелких деталей.

Малыши любят тащить в рот абсолютно все, поэтому важно, чтобы игрушка была крупная, без пуговиц, бусин и прочих мелочей, которые легко можно оторвать или отгрызть! Малыши исследуют мир через рот, но могут подавится мелкими деталями. Кубики, мячики и другие мелкие предметы должны быть диаметром не меньше 4см.

2. Игры с веревочками

Обычно деткам нравятся игры с верёвочками, слингобусами, шнурками, но такие игрушки тольком под строгим вашим присмотром. Они не должны быть слишком длинными (не более 20см), иначе ребенок может перетянуть себе кожу и навредить.

3. Игры со старшими детьми

Не разрешайте старшим детям играть рядом с малышами игрушками, которые производят громкие звуки (может привести к снижению слуха у ребенка). Соответственно, и сами старайтесь выбирать игрушки со спокойной, приятной мелодией.

4. Покупайте только качественные игрушки

Желательно, чтобы игрушки были из дерева, ткани или качественного, толстого пластика (разбитой пластмассовой игрушкой можно сильно пораниться).

5. Балдахины, мобили и другие игрушки, которые крепятся к стене, тольком до 5месяцев

После 5 месяцев, детки учатся вставать на четвереньки и на ножки. Поэтому могут легко дотянуться до таких игрушек и упасть.

6. Сразу выбрасывайте упаковку и пакеты - это не игрушки!

Дети очень интересуются упаковкой, но играть с ней не следует. Картон быстро размокает и ребенок быстро его съедает. Пластиком можно поцарапать лицо и тело. От пакета можно задохнуться или подавится. Так же, на упаковках множество микробов и бактерий. Сколько человек трогало их до вас? Та же история с воздушными шарами, которые ужасно пахнут и несут опасность для ребенка.

7. Нет - ходункам!

Откажитесь от использования данного предмета. Во-первых, ходунки негативно влияют на физическое развитие ребенка, перегружая позвоночник. Во-вторых, в ходунках ребенок может быстро добраться до интересных, но опасных вещей (бытовая химия, инструменты и прочее).

Играя, дети познают мир. Поэтому при покупке очередной игрушки важно оценивать не только красивый внешний вид и безопасность, но и то, насколько и как она может повлиять на психологическое и эмоциональное состояние ребенка.

Формирование личности ребенка, его развитие, освоение полезных бытовых и коммуникационных навыков невозможно без игр и игрушек. Если раньше куколок и лошадок делали из подручных материалов, то сегодня при производстве игрушек используются самые современные технологии. Психологи и педагоги относятся к этому двояко. Одни утверждают, что высокотехнологичные игрушки позволяют детям легко осваивать мир гаджетов, без которых немыслима жизнь современного человека. Другие бьют тревогу – по их мнению, чересчур реалистичные игрушки не дают развиваться детской фантазии и мешают развитию коммуникативных навыков. Насколько оправданы эти опасения? Давайте разберемся.

Многим родителям знакома картина : ребенок выпросил очередную интерактивную игрушку, день-другой не выпускал ее из рук, а потом забросил и уже просит новую. Взрослые удивляются, а детям – скучно.

Не спешите обвинять детей в избалованности. Психологи утверждают – такие игрушки и в самом деле скучны! Поначалу их яркий внешний вид привлекает ребенка, но быстро выясняется, что в эту игрушку нельзя по-настоящему играть. Куклы все делают сами: поют, танцуют, говорят, плачут, кушают и даже ходят в туалет. Машинки ездят, вертолеты летают, интерактивные мягкие игрушки почти не отличаются от реальных домашних животных. Что же остается ребенку? Только нажимать на кнопки. Разве это – игра?

Ребенку интересен сам процесс игры, интересно активно участвовать в ней. Что-то придумывать. Катать машинку по полу. Говорить от имени куклы или плюшевого мишки. Игрушка, обладающая собственной активностью, превращает детей из участников игры в сторонних наблюдателей, и быстро становится неинтересной детям.

Первоначальная цель игрушек – развивать фантазию, творческий потенциал, воображение ребенка. Суть игры – в создании воображаемых миров и ситуаций. Современные технологии, которые используются при производстве игрушек, не позволяют это сделать. На помощь придут игры с предметами заместителями.

Страшилки и монстры.

Прекрасные принцы и принцессы появляются в мультфильмах все реже. В моде – монстры, мутанты, нечисть, куклы с утрированными и неестественными чертами лица. По мотивам этих мультиков делают игрушки.

Беда в том, что ребенок всегда идентифицирует себя с той игрушкой, в которую в данный момент играет. Он говорит от ее имени, принимает за нее решения, оценивает мир с точки зрения игрушечного персонажа – и незаметно перенимает его качества. Игры в Ивана-царевича, Маугли, благородного рыцаря и удалого гусара помогают детям проявлять благородство, великодушие, смекалку, отвагу, находчивость. А чему научат ребенка кукольные монстры?

Еще одна беда всевозможных игрушечных страшилок – возможные нарушения коммуникативной функции. Монстры не дружат, не спасают мир и не создают семьи. Единственный сюжет, в который с ними можно играть – это бесконечная битва. Причем не за правое дело – а просто по принципу «кто сильнее». Стоит ли удивляться, что дети, играющие в такие игрушки, не понимают ценности дружбы, становятся агрессивными и раздражительными?

Барби и компания.

Изначально на куклах девочки отрабатывали модель будущего материнства. Купали, кормили, укладывали спать. Барби и ей подобные – шикарные светские тусовщицы с умопомрачительными формами и всеми атрибутами роскошной жизни. Они вызывают у маленьких девочек интерес к тем сферам жизни, к которым те в силу возраста еще не готовы: флирту, романам, шопингу, красивой жизни.

Кроме того, красивые и богатые куклы, по мнению психологов, зачастую приводят к формированию у своих маленьких хозяек большого комплекса неполноценности – ведь их внешность не так идеальна, а таких красивых нарядов, машин и яхт в реальной жизни, скорее всего не будет. Уже известно немало случаев, когда подросшие хозяйки Барби начинают перекраивать себя с помощью пластической хирургии, чтоб стать похожими на своих кукол.

Опасные игрушки.

1. Гигантские мягкие игрушки представляют для маленьких детей реальную опасность. Во-первых, за ними трудно ухаживать, их не засунешь в стиральную машину. Будучи форменными «пылесборниками», эти игрушки могут стать причиной развития аллергии.

Во-вторых, особо огромный мишка или заяц может запросто придавить ребенка. А при попытке поднять такое чудище малыш может потерять равновесие и упасть. И, наконец, самые маленькие дети могут попросту испугаться таких гигантов. Поэтому безопасная игрушка должна быть минимум вдвое меньше по размеру, чем сам ребенок.

2. Фантастическое оружие с обильными световыми и шумовыми эффектами излишне возбуждает нервную систему ребенка и может вызвать агрессию.

3. Излишне яркие игрушки, окрашенные более, чем в три цвета, не годятся для младенцев – они их раздражают и пугают.

Вот примерный список полезных детских игрушек. Этот перечень может изменяться в отличие от возраста ребенка.

1. Сюжетно-образные игрушки. В этих игрушках нашли свое определенное отражение образы животных, человека, транспорта или иных предметов.

Куклы (Средних размеров).

Набор кукол «семья».

Домашние и дикие животные, динозавры.

Автомобили разного назначения средних размеров.

Наборы: военная техника, корабли, самолеты.

Наборы для сюжетно-ролевых игр.

Предметы домашнего обихода, кукольный дом.

2. Дидактические игрушки. Это такие игрушки, которые специально предназначены для обучения чему-либо.

Набор объемных геометрических фигур.

Набор картинок для группировки.

Серия картинок для установки последовательности.

3. Строительные игрушки.

Набор цветной бумаги и картон.

Пластмассовый конструктор.

4. Музыкальные игрушки.

Поющие игрушки.

5. Спортивные игрушки.

6. Игрушки-забавы.

Важно не количество игрушек у ребенка, а то, умеет ли ребенок в них играть.

Перед покупкой необходимо убедиться, что игрушка безопасна. Как же выбрать ребенку безопасную, полезную и интересную игрушку?

Важна реалистичность игрушек.

Большой размер игрушек.

Материал, из которого сделана игрушка, должен быть: прочным, нетоксичным, не хрупким.

Мелкие детали у игрушки должны отсутствовать.

Недопустимы игрушки с острыми краями, зазубринами.

Игрушка должна соответствовать возрасту ребенка.

Игрушка должна развивать координацию движений, мышление, воображение, активность и любознательность ребенка.

Музыкальные игрушки не должны вызывать неприятных слуховых ощущений.

Нельзя использовать сломанные игрушки, игрушки с дефектами.

Игрушка не должна вселять страх в ребенка.

Игрушка должна быть яркой и интересной для ребенка.

Беседа «Полезные и вредные привычки» Беседа «Полезные и вредные привычки.» Цели и задачи: Учить детей отличать вредные и полезные привычки. Формировать сознательный отказ от.

Консультация для родителей «Полезные и вредные привычки» Консультация для родителей Что лежит в основе правильного воспитания? Как у ребенка воспитывать полезные привычки? На эти вопросы можно.

НОД по ФЦКМ «Полезные и вредные привычки» в средней группе Задачи : Учить детей отличать вредные и полезные привычки. Формировать сознательный отказ от вредных привычек. Закреплять умение объяснять.

Конспект НОД «Полезные или вредные?» для подготовительной к школе группы Полезные или вредные? Программные задачи: Формировать у детей представление о том, что животных нельзя делить на полезных и вредных. Развивать.

Конспект открытого занятия «Полезные и вредные продукты» Фамилия, имя, отчество педагога, должность Лебедева Наталья Борисовна, воспитатель Наименование учреждения, город СПб ГБСУСО «ДДИ № 1».

Конспект занятия «Полезные и вредные продукты» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №23 с. Шурскол Конспект НОД «Полезные и вредные.

Консультация для родителей «Вредные и полезные продукты для детей» Самые полезные продукты для детей Список полезных продуктов для детей составить достаточно трудно. Нормы питания детей разные, у одних.

Мероприятие совместно с родителями «Полезные и вредные продукты» в старшей группе

Мероприятие совместно с родителями «Полезные и вредные продукты» в старшей группе Желаете быть здоровыми и энергичными? Начните с правильного питания. От того, что мы едим, напрямую зависит наше самочувствие. Сбалансированность.

Образовательная ситуация в средней группе «Полезные и вредные продукты» «Полезные и вредные продукты» Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Конспект занятия «Полезные и вредные продукты» Программное содержание: Учить различать полезные и вредные продукты. Закрепить у детей знания о пользе тех или иных продуктов. Уточнить.

Как мы выбираем игрушки для ребенка? Одни ориентируются на определенную фирму-производителя, другие тянутся к куклам и машинкам, о которых мечтали сами в далеком детстве, третьи стремятся создать развивающую среду для ребенка. Игрушки очень важны для ребенка. Их педагогической направленности и эффективности посвящено немало исследований. Однако многие родители иногда забывают, что игрушки обязательно должны быть еще и безопасными.

Факты

По данным Роспотребнадзора за первое полугодие 2005 года из проверенных 163 тысяч игр и игрушек было изъято из оборота 54,9% в связи с несоответствием данной продукции установленным требованиям безопасности. Основная масса этой продукции поступила из Китая, Польши и Белоруссии. Специалистами территориальных управлений Роспотребнадзора в результате проверок было наложено 2694 штрафов на сумму более 3 миллионов рублей. По оценкам специалистов, примерно каждые три вида игрушек из пяти не соответствуют требованиям.

Что с законодательным обеспечением данной проблемы? Требования к качеству и безопасности продукции долгое время содержались в ГОСТах и "СанПиНах" (санитарные правила и нормы). Однако 27 декабря 2002 г. был принят Федеральный закон "О техническом регулировании", установивший, что обязательные требования безопасности могут содержаться только в федеральных законах, каковыми ГОСТы и "СанПиНы" не являются. Новые федеральные законы пока только разрабатываются. Иными словами, проблема правового регулирования безопасности игрушек до сих пор не решена.

Требования безопасности

На все игрушки, прошедшие сертификацию в России, наносится номер ГОСТа и "CанПиНа", соответствие требованиям которым было подтверждено в результате проверки. Также обязательно должны присутствовать информация на русском языке и маркировка. Маркировку обычно наносит фирма-производитель.

К игрушкам предъявляется множество требований безопасности:

  • химическая безопасность
  • механическая безопасность
  • пожарная безопасность
  • требования к уровню шума
  • электрическая безопасность.

Для определения степени опасности изделия по каждому из критериев проводится множество испытаний. Ведь неизвестно, что придет в голову ребенку, особенно маленькому, и что он сделает с игрушкой: может поломать, а может и лизнуть. Изделие, предназначенное для детей, должно быть изготовлено из нетоксичных материалов, которые не разлагаются с течением времени с образованием токсичных веществ (например, при окислении металлических деталей). Содержание тяжелых металлов - кадмия, свинца, ртути - должно быть сведено к минимуму. Отдельно тестируются химические свойства металлических деталей, пластмассовых составляющих, красителей, упаковочных материалов и печатных чернил на упаковке и инструкциях.

Особые требования химической безопасности предъявляются к так называемым химическим игрушкам - наборам для юных химиков, для занятий фотографией и т.д. Во-первых, к таким наборам должен прилагаться перечень включенных в них веществ, во-вторых, пользоваться ими ребенок должен только под присмотром взрослых, а в-третьих, в инструкции по пользованию обязательно должны быть указаны правила первой помощи.

Механическая безопасность игрушек - довольно широкое понятие. Это неспособность изделия наносить ребенку различного рода травмы. Если внутрь крупногабаритного изделия можно залезть, оно должно иметь выходное отверстие, легко открываемое изнутри. Существует также опасность запутаться в веревках. Размер деталей игрушек для детей до 3-х лет не должен позволить им быть проглоченными. Кстати, вы обратили внимание, что сейчас почти все фломастеры имеют колпачки с отверстиями? Именно для возможности дышать в случае попадания в горло.

При проверке изделия на механическую безопасность обращают внимание на острые края, детали из фольги (которая может быть оторвана и проглочена), мелкие детали, погремушки (размер их "гремучей" составляющей и прочность корпуса - не могут ли, скажем, при повреждении корпуса высыпаться мелкие шарики), колеса и шины (насколько легко их отломать), прочность крепежных элементов (гаек, шайб), прочность деталей моторов, пружины, нитки и эластичные ленточки.

Игрушки, предназначенные для использования в воде (круги, надувные звери), должны проектироваться так, чтобы нести вес ребенка, и чтобы риск потери плавучести был сведен к минимуму. Однако следует оговориться, что данная категория игрушек предназначена для использования на мелководье и исключительно под присмотром взрослых.

Игрушки, с помощью которых ребенок может передвигаться, должны иметь систему торможения, достаточно простую для использования ребенком и соответствующую кинетической энергии, развиваемой такой игрушкой.

Стреляющая игрушка (баллисты для игрушечных замков, например) должна быть спроектирована так, чтобы кинетическая энергия летящего "снаряда" исключала возможность получения травмы.

Существует целая группа испытаний на так называемое неправильное использование, включающие испытания на вращение, падение, кусание, растяжение и сжатие, а также на сопротивляемость ударам (относится к погремушкам). Если после "неправильного использования" игрушка не утратила своих первоначальных свойств, значит, она прошла испытание.

Пожарная безопасность игрушки включает в себя скорость воспламенения, скорость полного сгорания, способность не гореть под прямым воздействием пламени, трудновоспламеняемость (пламя гаснет, как только устраняется его источник), а также способность выделять при горении нетоксичные вещества. Требования к пожарной безопасности предъявляются главным образом к карнавальным костюмам, мягким игрушкам, а также изделиям, внутрь которых ребенок может залезть. Если речь идет о химических игрушках (см. выше), то включенные в набор вещества не должны образовывать самовоспламеняемые и взрывоопасные смеси.

Требования к уровню шума предъявляются к электрическим игрушкам и погремушкам. Предельный уровень шума в закрытом помещении не должен превышать 65 децибел.

Примечательно, что испытания также проходит и упаковка игрушек. Упаковочные пакеты, в которых изделия поступают на рынок, не должны быть опасными с точки зрения удушения ребенка.

Электрические игрушки условно делятся на работающие от трансформатора и от батареи. Напряжение в источнике питания не должно превышать 24 вольт. Трансформатор должен быть изготовлен из прочных огнеупорных материалов. Особые требования предъявляются также и к батарейкам: они должны быть взрывобезопасны, и риск получить удар током должен быть сведен к минимуму. Все контактирующие и способные контактировать с источником электричества детали должны быть изолированы. Электрические игрушки не должны служить помехой другой электротехнике. Максимально нагревающиеся части не должны вызывать ожоги.

Теперь немного о маркировке. На все игрушки, не предназначенные для детей до 3-х лет, производитель обязан наносить соответствующее предупреждение. Иногда встречается также и указание рекомендуемого возраста. Этот показатель не связан с безопасностью, он диктуется педагогическим назначением конкретной игрушки или степенью сложности, если изделие сборное. (Помню, как собирала космический корабль для пятилетнего племянника. Ушло на это три часа, и то корабль я так и не собрала до конца. Рекомендуемый возраст, между прочим, был 7-12 лет, так что самостоятельно ребенок явно не справился бы.)

Ладошка на маркировке означает, что данное изделие развивает моторику и мускулатуру.

Знак CE (латинские буквы, похожие на половинки эллипса) означает соответствие изделия директивам Европейского союза о безопасности.

Как обезопасить своего ребенка?

Теперь о некоторых наиболее простых правилах безопасности игрушек, проследить за соблюдением которых может любой потребитель. Вообще при выборе игрушек старайтесь ориентироваться на известные фирмы-производители, такие как Lego, Mattel, Playmobil и другие. Конечно, их продукция дороже, чем игрушки, продающиеся на рынке и в ларьках, но известные фирмы сами проводят испытания своей продукции и отвечают за ее безопасность, в том числе и своей репутацией.

Всем известна аксиома: нельзя давать игрушки, содержащие мелкие детали, детям до 3-х лет. Но следует также помнить, что мелкие детали не обязательно должны отделяться согласно задумке дизайнеров - они могут также быть отломаны в процессе игры, и изделие, на первый взгляд не содержащее таких деталей, является на деле опасным для ребенка.

Покупая погремушку, обязательно потрясите ее: конечно, восприятие взрослого отличается от детского восприятия, но если звук даже вам кажется резким, это достаточное основание отказаться от такой покупки.

Мы уже упоминали химическую безопасность игрушек. Конечно, без химического анализа невозможно узнать, какие вещества содержатся в материале, из которого изготовлено то или иное изделие, но я советую воздержаться от покупки в сомнительных местах пластмассовых игрушек, в которых преобладает желтый цвет: как правило, желтый краситель содержит тяжелый металл кадмий.

Если вы покупаете мягкую игрушку, обратите внимание на материал, которым она набита. Маленькому ребенку рискованно давать изделие, набитое шариками: если чадо распорет шов в надежде узнать, что внутри, и наглотается шариков, серьезное отравление неизбежно. Вопреки распространенному суждению, поролон также не лучший вариант, ибо со временем он начинает разлагаться, выделяя ядовитые вещества. Этот факт следует иметь в виду, если вы сами будете шить мягкие игрушки. Наилучший материал - синтепон. Игрушка, набитая синтепоном, хорошо стирается и держит форму.

К сожалению, многие детские травмы связаны с неправильной эксплуатацией игрушек. "Лидируют" здесь травмы глаз, полученные от игрушечных пистолетов с пластмассовыми, резиновыми, а иногда и металлическими пулями. Здесь налицо халатность со стороны взрослых: во-первых, такие игрушки категорически противопоказаны к использованию детьми до 12 лет, во-вторых, даже подросток должен играть такими игрушками в присутствии взрослых, а перед началом игры взрослые обязаны объяснить ему правила обращения с "оружием". Правила эти точно такие же, как и правила обращения с настоящим огнестрельным оружием: не наводить на людей и животных и тем более не стрелять в них, не заглядывать в дуло, не приставлять к виску, не стрелять, держа ствол вблизи глаз и т.д.

Множество травм наносят и рогатки. Раньше дети делали их самостоятельно, теперь же не проблема приобрести даже металлическую модель с удобным упором для руки. Настоятельно советую вам воздержаться от покупки такой игрушки вашим детям.

Году в 1997 мне постоянно приходилось видеть на улице, как дети играют лазерными указками. К сожалению, я вижу такое до сих пор. Однажды луч попал мне в глаз. Поверьте, боль просто адская. К счастью, все обошлось. А если бы воздействие было чуть более продолжительным… Давайте подумаем: точно так же случайно луч может попасть в глаз вашему ребенку или кому-нибудь другому и привести к травме глаза. Лазерная указка детям не игрушка!

Некоторые родители делают игрушки своими руками. Конечно, я не стану говорить, что этого делать нельзя. Разумеется, можно и нужно. Только при изготовлении игрушки следует учитывать правила безопасности. О синтепоне для набивки мы уже говорили. Если вы делаете игрушку для маленького ребенка, воздерживайтесь от обилия металлических украшений и проволоки, ибо чадо может поцарапаться. Деревянные игрушки необходимо тщательно ошкуривать во избежание попадания заноз.

Помню, как один дедушка вытаскивал из своей каморки "сокровища" вроде ржавых водопроводных кранов, поломанных телефонов и мотков проволоки, и с радостью отдавал все это своему двухлетнему внуку. Зрелище, сами понимаете, было ужасное. На замечания по поводу опасности такого рода развлечений дедушка возражал: "Чем бы ребенок ни тешился! Я его очень люблю!"

Многие согласятся с тем, что истинная любовь выражается в заботе. Надеюсь, безопасные игрушки помогут вам проявить ваши самые теплые чувства к ребенку.

Читайте также: