Какие игрушки делали в старину

Обновлено: 27.03.2024

Очень интересна тема по ознакомлению детей дошкольного возраста с культурой и бытом, традициями русского народа. Но при этом нельзя пройти мимо одной проблемы. Мы все знаем, какое место в жизни ребенка занимают игрушки. А история народных традиций не может быть не связана с историей народной игрушки. И вот что характерно: в настоящее время у детей абсолютно не развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители не покупают современным детям народные игрушки. Хотя многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своего народа. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то ребенок не будет знаком с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.

Постараемся немного увлечь родителей историей народной игрушки, чтобы они смогли рассказать об этом своим малышам.

Игрушки известны с самой глубокой древности. Нет ни одного народа, в культуре которого игрушка не занимала бы своего значимого места. На территории расселения восточных славян археологами обнаружены деревянные лодочки, волчки, птички, погремушки, дудочки, фигурки людей, свистульки, изображения животных и т. д. Согласно легенде, сам Сергей Радонежский - наиболее почитаемый русский святой - не только благословил игрушку как разумную детскую забаву, но и собственноручно делал деревянные игрушки. Игрушки всегда сопровождали детство, но в прежние времена они выполняли гораздо более значимые функции и использовались в культуре гораздо более разнообразно.

Самые ранние игрушки, обнаруженные на территории нашей страны, относятся ко II тысячелетию до н. э. Как только малыш появлялся на свет, его верным спутником становилась игрушка или "потешка", как называли ее в старину. Самые маленькие получали погремушки или "шаркуны". Это могла быть засушенная коробочка мака с семенами, трещотка, яркий лоскуток ткани с колокольчиками или пришитыми кусочками меди. Кроме развлечения, эти игрушки, по мнению родителей, служили для привлечения к малышу доброго духа, ангела-защитника, оберегающего ребенка от нечистой силы и сглаза. В игрушках русского народа не встретишь изображения злого или страшного персонажа, ведь в старину считалось, что такая игрушка может принести зло малышу.

Ребенок рос, менялись и игрушки, окружающие его. Они усложнялись, помогали ему научиться ходить, самостоятельно изучать окружающий мир. Сначала игрушка увлекала ребенка звуками, которые издавали колокольчики или трещотки, закрепленные на ней, - и малыш начинал ходить вслед за палочкой с прикрепленной игрушкой. Потом появились каталки, но уже на веревочке. Чаще всего это был конь - как символ солнца. Ребенок чувствовал, что его друг следует за ним всюду, ни на шаг не отставая от него. Таким образом, ребенок впервые мог почувствовать себя сильным и смелым другом для своей игрушки.

Наши предки были прозорливы и умны. Точно чувствуя природу ребенка, они давали ему ту детскую игрушку, которая не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к дальнейшей жизни. Игрушек было немного, но каждая из них приучала ребенка к дальнейшей жизни.

А деревенские девочки играли в тряпичных кукол. Мамы делали дочкам куколок из кусков ткани и веревок. Причем такую куклу не выбрасывали, бережно хранили в доме, передавая от дочки к дочке, ведь в крестьянских семьях традиционно было много детей. Лицо у такой куклы обычно не прорисовывалось и это позволяло ребенку самому придумать характер и внешность тряпичной подружки. Наши предки считали, что такие игры приучают девочку быть в будущем хорошей матерью и хозяйкой в доме.

Кукла всегда была самой распространённой среди игрушек. Куклы во многом были связаны со всевозможными обрядами во время проведения праздников. Существовала рождественская обрядовая кукла, символизирующая добро, процветание, богатый урожай. Пасхальную куклу-закрутку дарили в Вербное воскресенье. Кукла-плодородие и кукла-стригушка были связаны с богатым урожаем. Делали подобные куклы из соломы, лыка, отходов производства льна. Соломенные куклы, сделанные из первого "именного" снопа, считались священными. Существовала кукла - домашняя масленица, которая символизировала крепкий достаток и здоровье семьи.

Встречались детские игрушки, характерные для какой-то определенной местности. Эта особенность народной игрушки сохранились в нашей культуре и до настоящего времени.

Наибольшей известностью среди центров глиняной лепной игрушки пользуется Дымковская слобода под городом Кировом (бывшая Вятка). Это очень древний промысел. В старину праздновали "Свистопляску" - праздник, на котором люди свистели в свистульки, танцевали и веселились, отгоняя злых духов. Так и повелось, что в селе Дымково делали свистульки и игрушки. Промысел сохранился и до наших дней. Славу и известность промыслу принесли многочисленные барыни, купчихи, франты-помещики, лихие всадники, гусары, цирковые и ярмарочные сценки. Роспись делали вручную, очень красочно и оригинально. Именно этим дымковская игрушка и привлекает современных детей. Они с удовольствием слушают рассказы мастеров о способах ее изготовления и росписи.

Северная каргопольская игрушка происходит из деревни Гринёво Каргопольского уезда Олонецкой губернии. Отличительная черта каргопольской игрушки - фантастичность образов. Здесь и полканы (существа с туловищем коня и головой человека, двухголовые кони и олени.

Центр производства филимоновской игрушки находится в деревнях Филимоново и Татево Тульской области. Для филимоновской игрушки характерны образы и сюжеты - барыни, солдаты, всадники, реже крестьяне. Традиционные сюжеты: "Медведь смотрится в зеркало", "Солдат кормит курицу", "Жених и невеста".

Но наиболее крупным и известным центром Росси по производству деревянных игрушек был Сергиев Посад. Дамы и гусары, разносчики, солдатики, монахи - персонажи, характерные для сергиевских мастеров. Сергиев Посад знаменит так же своей матрёшкой, которая стала игрушкой-сувениром, визитной карточкой России. Затем появилась семеновская матрешка.

Центром развития деревянной резной игрушки в Подмосковье является село Богородское. Оно стало крупным промысловым центром по изготовлению деревянной игрушки. Вот уже более 300 лет здесь изготавливают необыкновенные игрушки, вырезанные из липы. Для богородской игрушки характерны сказочные и исторические сюжеты, детали прокрашивались очень слабо; некоторые из них, по старой традиции, делали подвижными. Вы наверняка встречали такую игрушку! Это и курочки, клюющие зернышки, и медведи, бьющие по наковальне. Подвижность достигается с помощью пружин, планок или грузиков. Все богородские игрушки - это шутейные, юмористические, динамичные, забавные. Дети обожают не только разглядывать их, но и приводить в движение. К тому же дерево - теплый, природный материал, совершенно безопасный для ребенка. Сейчас главным персонажем стал медведь - один из любимых образов богородских мастеров. Он присутствует во многих игрушечных композициях : "Маша и медведь", "Как медведь дуги гнул", "Два медведя". Изображая зверей, птиц, животных, человека, резчики очень точно передают их характерные черты.

Современные психологи считают, что игрушка - не просто развлечение, средство физического развития и обучения, игрушка - это культурный объект. Народная игрушка привлекает внимание своей простотой, но вместе с тем своим изяществом. В ней нет ничего лишнего. Характерно, что у крестьянских детей никогда не было много игрушек. Игрушки были очень просты, а порою и невыразительны. Большинство из них были самодельные. Ребёнок сам силой своего воображения и фантазии наполнял игрушку тем или иным духовным содержанием. Не зря в народе говорили : "Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства".

Игрушка - одна из древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя её национальные особенности и своеобразие. Поэтому народная игрушка - всегда рассказ об истории народа, о его ценностях. Настоящая народная игрушка всегда добрая, красивая, она приносит радость, веселье, счастье. Именно поэтому, когда в наших руках оказывается народная игрушка, возникает особое, непередаваемое ощущение светлого, солнечного, гармоничного и красивого чувства и настроения.

Лепка мордовской народной игрушки «Конь» «Лепка мордовской народной игрушки “Конь”» (Конспект НОД по лепке для детей старшей группы) Цель: выяснить, каких результатов достигли дети.

Фотоотчет «Использование народной игрушки в работе с детьми младшего возраста»

Фотоотчет «Использование народной игрушки в работе с детьми младшего возраста» «Игрушка -неизменный спутник детства, друг ребенка, главное действующее лицо в его играх, пробуждая мысль, давая широкие возможности для.

Использование народной игрушки в работе с младшими дошкольниками Использование народной игрушки в работе с младшими дошкольниками. «Игрушка -неизменный спутник детства, друг ребенка, главное действующее.

Конспект беседы для детей средней группы «История игрушки» Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект беседы для детей средней группы (4-5 лет) по теме «История игрушки». Данный конспект.

Презентация «История про игрушки» Игрушки старины Презентация знакомит с игрушками прошлых времен, игрушками времен наших бабушек и дедушек. пап и мам и с современными игрушками.

Проект «История новогодней игрушки» в старшей группе Проект в старшей группе «История новогодней игрушки». Автор: Минина Галина Михайловна, воспитатель 1 категории Продолжительность проекта:.

Проект «История происхождения народной куклы» Проект «История происхождения народной куклы» Старшая логопедическая группа. МБДОУ №295 город Ростов-на-Дону Автор: воспитатель высшей.

Роль народной игрушки в художественно-эстетическом развитии ребенка. Лепка Тема: «Роль народной игрушки в художественно-эстетическом развитии ребенка. Лепка». Старший воспитатель Белова Л. Н. В настоящее время в.

Влияние русской народной игрушки на формирование личности ребенка Традиционная игрушка во все времена оказывала важное и, во многом, определяющее влияние на формирование личности, души русского ребенка.

Какие игрушки были у детей во времена Древней Руси.


Игрушки были у детей с незапамятных времён. Правда, игрушки эти очень отличались от тех, в которые играют современные малыши. Впрочем, не исключено, что и избалованные гаджетами современные дети с превеликим удовольствием взяли бы в руки шаркунки или тряпичницу.

Археологи датируют самые ранние обнаруженные на территории современной России игрушки II веком до н.э. Это были погремушки, фигурки людей, топорики из глины. Деревянные игрушки – потешки - на Руси появились в IX веке В древние времена игрушки изготавливали для детей сами родители из подручных материалов. Поэтому для древних игрушек характерны лаконизм приёмов и простота изготовления.

Художник Карл Лемох. «Варька». (1893).

Экологически чистые игрушки для младенцев

По мнению педиатров, новорождённым обязательно нужны игрушки, поскольку они помогают развивать сенсомоторную координацию. Сейчас можно купить любые варианты, начиная от обычных погремушек и заканчивая сложными подвесными конструкциями. Наши предки не отставали в этом, и изготавливали для новорождённых игрушки собственными руками. С первых дней малыш получал потешки - так в древние времена назывались игрушки.

Шаркунки из бересты./Фото: cdn.imgbb.ru

Для совсем маленьких делали шаркунки, то есть погремушки. Их мастерили из сушеных маковых коробочек с семенами, из лоскутков ткани с пришитыми колокольчиками. Существовали также погремушки из бересты, которые были наполнены семенами или мелкими камушками, потому имели приятное слуху малыша звучание.

Дети постарше играли в погремушки, сделанные из мочевых пузырей коров, овец и других домашних животных. Для этого пузырь тщательно промывался, очищался от жира при помощи золы, затем в него клали немного сушеного гороха и надували через обыкновенную соломинку.

Все детские потешки делались из натуральных материалов - это были еловые шишки, дерево, солома, глина. Для обвешивания колыбели на Руси использовали бубенчики, трещотки, различные погремушки, яркие тряпочки. Всё это называлось побрякушками. Кстати, родители делали это не только для того, чтобы научить малыша концентрировать взгляд или перебирать пальчиками: они верили в то, что побрякушки буду защищать ребеночка от порчи и злого духа.

Игрушки для развития способностей ребенка

Малыш подрастал, ему требовались игрушки, которые могли бы формировать его моторику, мышление. Сегодня существует масса изделий самых разных материалов, раскрашенных в яркие привлекательные цвета. В древности же эти предметы делались из дерева, но смысл был точно такой же, как и сегодня. Пирамидку нужно было собрать, кубики составить определенным образом, колечки накинуть на палочку.

Во времена СССР очень популярной была игрушка «Наковальня» - медведь и кузнец сидели на концах бревна и при перемещении основы были молотом. Эта забавная потеха пришла также из Древней Руси.

Игрушка «Наковальня»./Фото: zabavushka.net

Были дергунчики, то есть куколки с частями тела, соединенными нитками. Они забавно двигались и были прекрасным примером динамической игрушки.

Самым популярным предметом активных детских игр был мяч. Упоминание о нём историки находили в старинных летописях 10 века. Делали мячики из тряпок: тканевый каркас набивали лоскутами. Иногда для изготовления использовали березовое лыко, также это могла быть липа или ива. Эти мячи были потяжелее, поскольку их внутренности щедро набивались мелким песком. Существовали мячики, которые валялись из остатков овечьей шерсти. И мальчики девочки с удовольствием стреляли из лука, который делался из упругой ветки дерева и обычной верёвки или бычьей жилы.

Игрушки для приучения к труду

Крестьянские дети в старину очень рано начинали трудиться наравне со взрослыми. Это отразилось и на игрушках: для мальчиков делали из бересты тележки и кузова, кнуты, упряжь для лошадок и даже игрушечный столярный инструмент. Что касается девочек, то им дарили игрушечную деревянную посуду, мебель, прялки и веретена. В отличие от потешек для совсем маленьких такие «трудовые» игрушки были весьма простыми, не нарядными. Видимо, для того, чтобы ребёнок мог почувствовать, что жизнь – это труд.

Крупенички./Фото: tuapse24.tv

Конечно, не только из игрушечных предметов труда состояла детское богатство. Были и другие потехи, например, куклы. Их часто называли «болванчиками», эти деревянные простые куколки для своих малышей изготавливал отец или дедушка. Простота болванчика открывала простор для фантазии ребенка, позволяла наделять его разными чертами, использовать для импровизации.

Куклы: игрушки и обереги одновременно

Многие куклы предназначались не только для игры – это были символы, обереги. Например, крупенички, то есть простые куклы из тряпичного мешочка с насыпанным в него зерном. Такие игрушки красиво украшались и считались очень важными. Их хранили, выставляли на видное место в доме, а дети играли с ними осторожно. Наполнялись крупенички отборным зерном (гречиха, овес). Такая кукла была символом достатка, богатства, благополучия и сытости. Сегодня их относит к разряду сувенирных и дарят на свадьбу или семейное торжество.

Стригушки, танцующие куклы./Фото: web-kapiche.ru

Чрезвычайно популярны были мотанки, куколки из ниток. Делали их и взрослые и дети, использовались они для того, чтобы успокоить, повеселить или убаюкать малыша. Их также считали оберегами, защищающими от болезни, сглаза и порчи. Славяне считали, что в каждой кукле-мотанке есть дух предка. Часто ее передавали из поколения в поколение, чтобы нити, связующие род, не обрывались.

Ещё одна кукла, стригушка, делалась из сухой соломы, лыка, прутиков. Представители этих кукол есть даже в Русском музее в Санкт-Петербурге. Иногда в них вплетали целебные и душистые травы, это была своеобразная ароматерапия. Одевалась куколка в красивый сарафанчик, платочек, кофточку. Низ не заплетался, а распускался, представляя собой своеобразную юбку. Если стригушку поставить на ровную поверхность и стукнуть рядом с ней кулаком, то она запляшет - будет крутиться и вертеться, потому их часто называют танцующими куклами.

Тряпичница – кукла с женскими формами

Одной из самых распространенных кукол было тряпичница. Лица у нее не было, зато женская грудь подчеркивалась, что олицетворяло культ плодородия. Для красоты тряпичницу одевали в одежду, которую носили в том регионе, где ее сделали. Платье для куклы шили один раз, и она носила его, не снимая, всю свою кукольную жизнь. Девочки украшали одежду при помощи бисера, тесьмы, вышивки, тем самым оттачивая свое мастерство.

Тряпичные куклы./Фото: mtdata.ru

Эти игрушки были настолько распространены, что даже у бедняков в избе можно было увидеть десяток смешных тряпичниц. Позднее, когда кукол стали делать на фабриках, а для голов использовать дорогой фарфор, тряпичницы постепенно стали отходить на второй план. Но даже в тех семьях, где могли себе позволить купить дорогущую кукольную барышню, использовались традиционные народные куклы, а более дорогие игрушки выдавались детям в праздничные дни.

Мультики каменного века и чихуахуа на колёсиках: самые старые детские игрушки.


До XX века практически все детские игрушки изготавливались из недолговечных материалов. Современным историкам приходится в основном догадываться, как играли дети, глядя на рисунки, анализируя упоминания в текстах или исходя из здравого смысла и условий жизни людей прошлого. Но всё же некоторые очень, очень старинные игрушки можно увидеть в музеях: их нашли археологи.

Самые древние «машинки» в мире


Как только появились повозки, дети стали в них играть. А самые добрые из родителей — дарить красивые, долговечные маленькие колесницы, которые можно катать по полу, сколько душе угодно. Самая старая игрушечная повозка найдена в греческом захоронении на территории Турции, ей около пяти тысяч лет. Она сделана из терракоты и украшена узорами. К сожалению, её положили в могилу ребёнку вместе с другими терракотовыми игрушками: фигурками животных и людей.

Самую старую игрушечную повозку нашли в могиле греческого мальчика.

На раскопках хараппской цивилизации в Индии нашли игрушечную повозку, запряжённую быками, с извозчиком на козлах и местом для любого игрушечного груза. Ей около двух тысяч лет. В Индии археологи находили и другие игрушки-тележки.

Игрушка хараппской цивилизации.

А сирийской повозке и лошадке к ней — таких игрушек в Сирии найдено много — около двух тысяч лет.

Внутрь можно посадить крохотную куклу и прокатить.

Такая кибитка может перевозить и игрушечную посуду.

Звери на колёсиках

Заставлять игрушечных зверей «бегать» или «следовать за хозяином» всегда было проще всего, поставив их на колёса. Неудивительно, что животных на колёсиках находят в разных частях света постоянно.

Льве, ежу и быку-зебу из Ирана больше трёх тысяч лет.

Не все уверены, что это были детские игрушки.

Всегда остаётся вероятность, что любая маленькая скульптура связана со священными обрядами.

Маленькая фигурка также могла быть и украшением жилища.

Вот эта чихуахуа на колёсиках была изготовлена до прихода европейцев. Говоря точнее, ей больше трёх тысяч лет. Она очень удивила археологов, потому что ацтеки не знали повозок и, как считалось, колеса тоже. Возможно, в их сознании колёсики годились только для игрушек или делать большие колёса было кощунственно, потому что колесо похоже на солнце, а солнцу поклонялись. Эта собачка тоже терракотовая. Глина долго «заменяла» пластик в производстве игрушек: она была относительно дёшева и позволяла легко и быстро придавать изделию любую форму.

Таких собачек в Мексике нашли несколько.

Выставлен в Лувре.

Этому греческому коню чуть меньше трёх тысяч лет.

Дети Древней Греции и Рима обожали лошадок на колёсиках.

На Руси тоже малые ребята играли с лошадками. Резной скакун двенадцатого века.

Обломки игрушечных лошадок часто находят в раскопках под Новгородом или в Старой Ладоге.

Самая старая подвижная лошадка не на колёсиках, а на полозьях — чтобы качаться. Изготовлена в семнадцатом веке, возможно, принадлежала в детстве английскому королю Карлу I.

При жизни хозяина лошадка выглядела лучше.

Воинственные игрушки


Этот бронзовый рыцарь из-за манеры исполнения кажется очень древним, но на самом деле ему шестьсот или семьсот лет. Нашли его в Германии.

Средневековый минимализм.

Игрушечному мечу из римской крепости в Британии от полутора до двух тысяч лет. Он, конечно, деревянный.

Настоящий меч, даже небольшой, попадал в руки мальчику не сразу.

А этим мечам из Старой Ладоги не больше тысячи двухсот. Они тоже деревянные.

Игрушечные мечи формой имитировали взрослые. Любовь ко всему старинному появилась намного позже.

Лошади верхом на помосте с колёсами выглядят странно только для взрослых. А для детских игрушечных битв — просто то, что надо. Возраст этой греческой игрушки — чуть больше двух тысяч лет.

Греческие дети играли в битвы на колесницах.

Типичный Древний Египет


Игрушки, которые совершают одно и то же движение, мало годятся для каждодневных игр, но поначалу детей забавляют. В Древнем Египте делали, например, вот такого раба-зернотёра. Ему почти три с половиной тысяч лет. Распрямляясь и нагибаясь, он как бы возил камнем, растирая зерно на доску.

Подвижные игрушки были не редкостью в Древнем Египте.

Примерно того же возраста лягушка, которой можно «скармливать» мух — с защёлкивающейся при помощи верёвочки челюстью.

Игрушка из кости.

В Древнем Египте находят и самых древних детских кукол. Все более древние найденные куклы были обрядовыми. Кстати, возможно, куклы для девочек у многих народов не только «работали» игрушками, но и служили оберегами.

Тряпичной кукле трудно чем-то удивить.

Мультики доисторической эпохи


Задолго до изобретения телевидения родители, похоже, усаживали детей смотреть мультики, чтобы малыши вели себя потише. Этот диск, который, если его вращать за ниточки, показывал «бегущую антилопу», найден на одной из стоянок каменного века. Ему больше шестнадцати тысяч лет. И он такой найден не один!

Для демонстрации работы учёные изготовили копию одного из вращающихся дисков.

Похожие диски с отверстиями для верёвочек возрастом около трёх тысяч лет находят и в Израиле, но только изготовлены они из глины. Судя по некоторым признакам, чаще всего их делали сами дети.

Подвижные игрушки


В Лувре выставлен глиняный кубарь из античных Фив. От волчка кубарь отличается тем, что играли с ним при помощи хлыстика из палочки и верёвки. Сначала верёвку закручивали, укладывая в специальные желобки, вокруг игрушки и ставили кубарь на пол. Потом резко дёргали за рукоятку хлыстика так, чтобы кубарь закрутился, пока верёвка сходит с него. Но на этом игра не останавливалась: ребёнок заставлял кубарь крутиться дальше, ловко подстёгивая его хлыстиком.

В кубари играли также в Средневековой Европе и на Руси.

Более простой в обращении волчок в античном мире тоже знали. Игрушка из погибших Помпей.

Волчки также использовались для настольных игр, но не в античном мире.

Мячи шили из ткани или кожи уже в Древнем Египте. Но они были очень тяжёлыми, ведь их набивали подручным материалом. До лёгких резиновых мячей было ещё очень далеко.

Играли в мячи практически по всему миру.

Погремушки


Погремушки одновременно развлекали детей и отгоняли шумом злых духов. Эта древнеримская погремушка изображает малыша, катающегося верхом на свинье. Внутри катается глиняный шарик, издавая звон о глиняные же стенки.

Один из экспонатов Лувра.

Месопотамские погремушки возрастом в четыре тысячи лет были устроены точно так же, только вместо одного шарика укладывалось несколько.

К сожалению, почти всегда погремушки находят в детских могилах.

Древнеегипетская погремушка в форме рыбы на пару веков помладше. Она также выполняла функцию амулета — именно из-за формы. Рыба была символом рождающейся жизни.

Довольно затейливая по сравнению с месопотамскими.

Бронзовые погремушки из Ирана возрастом около трёх тысяч лет.

Наверное, были очень звонкими.

Этой мексиканской погремушке три или четыре тысячи лет. Кстати, возможно, не все найденные погремушки давали в руки детям или, если давали, то только при исполнении религиозных обрядов. Никто не знает точно.



Советские игрушки были не такими, как современные. Наверное, нынешнему поколению они покажутся примитивными. Все эти пупсики и мишки, паровозики и машинки — простота и ограниченность по сравнению с современными «навороченными» игрушками. Но от этого они не становятся хуже. Советские игрушки менялись вместе со страной, отражая происходящие в обществе перемены. Читайте, какими были детские любимые вещи в разные годы советской власти, и какие события влияли на них

Послереволюционный провал: картонные кубики и тряпичные куклы

Самодельные куклы радовали детей так же, как и фабричные. /Фото: ds04.infourok.ru

После революции производителям было не до игрушек, к сожалению, их почти не делали. Построение новой жизни занимало умы людей, какие уж тут забавы. Детям же все равно хотелось играть, политические и экономические проблемы их мало интересовали. Потому везло тем, у кого остались старые игрушки, со времён царской России. Если таких запасов не находилось, приходилось мастерить самодельных куколок, машинки, тележки. Взрослые (да и сами дети) делали кубики из картона, пупсов из лоскутков. Из тряпок мамы шили мячи, а из дерева отцы выпиливали фигурки, машинки, коляски. Времена минимализма и революционных идей накладывали отпечаток и на детские игры.

Игрушки 30 годов, которые делали в артелях: идеологическая направленность и небольшое количество кукол

Фигурки красноармейцев заменили привычных оловянных солдатиков. /Фото: pbs.twimg.com

Время шло, в 30-е годы 20 века стали возникать артели, которые занимались производством игрушек для детей. Конечно, в основном это были варианты, выполненные в стиле нового времени: предлагались маленькие фигурки бойцов-красноармейцев и матросов, также можно было купить целый пионерский отряд, укомплектованный флагом, горном и барабанами. К счастью, не только «идеологические» игрушки можно было приобрести в магазинах. Можно было найти и обычных кукол (чаше всего у них были длинные волосы из пакли, а одеты они были в пионерскую форму или строгий костюм), медведей из плюша с опилками внутри, деревянных лошадок на колесах.

Послевоенные машинки, самосвалы и ружья, а также использование натуральных материалов

Детские игрушки делались из натуральных материалов. /Фото: static.auction.ru

После окончания Великой отечественной войны большой популярностью пользовалась игрушечная военная техника, различные автомобили, самосвалы, а также пистолеты, сабли и ружья. Конечно, такой арсенал привлекал прежде всего мальчишек. Девочки же с удовольствием играли с алюминиевой посудой и куклами.
К сожалению, выбор был маленьким, да и денежных средств у людей было мало, потом у по-прежнему использовались самодельные игрушки, от мячей до машинок и кукол.

До начала 60-х годов в опале были народные игрушки. Такие вещи, как расписная матрешка или глиняная свистулька можно было достать, но не в магазине, а на рынке, где их продавали народные умельцы.

Зато для производства игрушек использовались только натуральные материалы: плюш, дерево, металл, каучук. Не очень большое утешение для ребенка, которому не досталось куклы, но все же.

В 50 годах в магазинах стали появляться механические медведи, у которых лапы были заняты бочонком меда, балалайкой или бутылкой молока. Чтобы привести игрушку в действие, нужно было завести ее ключом, и милый медвежонок начинал играть на музыкальном инструменте, качать головой или подносить к пасти бочонок, бутылочку. Такие медведи были очень популярны и в первое время считались дефицитом.

Нашествие медведей и влияние полета в космос: 50-60 годы

Заводные мишки были очень популярны в 50-70 годы. /Фото: i0.u-mama.ru

Медведи вообще были очень востребованной фигурой в производстве игрушек. Они были разные — мягкие и деревянные, механические и набитые опилками, в одежде и без. А когда прошла Олимпиада 1980 года, то игрушечные магазины заполонили олимпийские мишки из каучука, резины, пластмассы, меха, плюша, целлулоида. Почти у каждого ребенка, жившего в тот период, был такой мишутка с поясом из олимпийских колец.

После того как первый человек покорил космическое пространство, игрушки стали отражать это великое событие 60-х. В игрушечных магазинах появились спутники и ракеты, а также фигурки космонавтов с большой надписью СССР — вот на что делалась ставка в начальный период покорения космоса. Луноход или космическая станция стали мечтой советских мальчишек.

Игрушки на поток и появление героев из телевизора, 70-80 годы

Чебурашка был почти у каждого ребенка — пластиковый, меховой, резиновый. /Фото: static.auction.ru

С 60 годов изготовление детских игрушек в СССР было поставлено на поток. Артели постепенно уходили в прошлое, их место занимали фабрики игрушек. Стали использоваться новые материалы, уже было сложно удивить покупателя пластмассой, резиной, поролоном, целлулоидом, синтетическими тканями и искусственным мехом. В результате на прилавках стали появляться новые игрушки в большом количестве. К сожалению, это была тенденция увеличения количества, а не разнообразия ассортимента.

Одинаковые пупсы с голубыми глазами, в простых нарядах, радующие розовыми щеками м веселым выражением лица — этому никто не удивлялся. Набор был однообразен: детям предлагалась скакалка и машинка, волок и мяч, барабан и водяной пистолет, плюшевый мишка и кукольная мебель — в то время о большем и мечтать не приходилось. Если в магазине «выкидывали» кукол иностранного производства, то за ними немедленно вырастал хвост-очередь. А купить индейцев или ковбоев, или же вожделенную железную дорогу из ГДР — это было невероятное везение.

Очень яркой тенденцией было появление игрушек-героев мультиков. Например, Чебурашка, Винни-Пух, Буратино. Они были особенно востребованы, ведь, по сути, речь шла о своеобразных звездах их мультипликационного кино. Как здорово было посадить героя на паровозик из Ромашкино, и отвезти в страну, где живут любимые герои.

Каждый ребенок в СССР имел свою любимую игрушку. Неважно, что это было — странная кукла из пластика, самолетик или мяч, мишка или железная дорога, пупсик или солдатик — это была любимая игрушка, которую берегли и с которой были связаны любимые воспоминания.

Подростки советского времени сильно отличались от современных. Последним и в голову не пришло бы коллекционировать сегодняшним тинейджерам.

Игрушки старины. История игрушки.

Игрушки появились очень давно. Просто в то время делали их из глины, камня, дерева, палок – одним словом из подручных и доступных материалов на то время.

Конечно, с каждым веком игрушки стремительно эволюционировали. И если сравнить, какие игрушки были в древнее время, а какие игрушки сейчас, то древние люди были бы шокированы от современности наших игрушек и, возможно, думали, что это какие-то мистические предметы)

Например, в Древнем Египте в середине III тысячелетия игрушки делали из слоновой кости, камня, керамики, дерева. Собой они представляли разные фигурки животных: лев, тигр, собака, корова, кошка, конь. Но также встречались игрушки с несложным проволочным механизмом – у крокодилов открывалась пасть.

Дымковская игрушка

Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило свистульки из глины в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета.

Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий.

Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной поверхности.

Роспись игрушки начинают после обжига и забеливания с самой светлой краски, затем более темным цветом. При этом важно знать значение цвета. Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни. символизирует природу, землю, пашню. Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды и добра. Черный говорит о горе, неправде, зле. Красный цвет не только символ огня. но и красоты, силы, славы, здоровья. Голубой — цвет неба. Элемент росписи Элементы росписи В дымковской игрушке характерно использование символики, стремящейся к красоте, правде и здоровой жизни. Все узоры в традиционной дымковской игрушке знаковые, связанные с природой, оберегами. Элементы росписи Элементы росписи Есть солярные солнечные знаки, например, круг с пересекаемыми полосками. Лунные — пересечение перпендикулярной и горизонтальной линии с точками внутри четырех образованных от пресечения треугольниках. точки в круге или чередующиеся точки с кругом — знаки семян и зародышей. Элементы росписи

Филимоновская игрушка

В Древней Руси игрушки делали в основном из двух материалов: глины и дерева. Самая знаменитая на то время игрушка – это была Филимоновская игрушка. ,названная так в честь деревни Одоевского района Тульской области, где были обнаружены залежи глины высочайшего качества. Это были различные фигурки и свистульки в форме медведей, коней, петушков, коров и др. животных, которые расписывали в малиновые, желтые, голубые и зеленые цвета. От этого они были достаточно яркими и забавными для игр маленьких детей.

Наносят узоры на игрушку

Богородска игрушка

Во всем мире деревянные игрушки считаются экологически чистыми и безопасными.

- Всем известно, что дерево дарит умиротворение. Есть даже такие народные приметы – «подержаться за дерево в лесу, чтобы получить от него силу и состояние спокойствия». Ребенок, играя, в деревянные игрушки «подзаряжается» теплом дерева.

- Деревянные игрушки очень приятны на ощупь, они более гладкие и теплые. Соответственно деревянные игрушки очень положительно влияют на развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия ребенка.

- Как правило, деревянные игрушки не напичканы огромным количеством функций, что так свойственно для современных пластиковых игрушек. Деревянная игрушка оставляет место для творчества, фантазии ребенка. Стимулирует активные действия ребенка, побуждает его исследовать.

- Деревянные игрушки – это уже история нашего народа. Такие игрушки не дают традициям исчезнуть. Формируют причастность к культуре.

- Деревянные игрушки являются более стойкими к ударам, чем другие игрушки. Некоторые дети постоянно ломают свои игрушки. Поскольку деревянные игрушки не могут быть легко повреждены, они живут гораздо дольше.

- Деревянные игрушки очень красивы. Чаще всего деревянные игрушки изготавливаются вручную, а это значит, что их можно рассматривать и как произведение искусства

Игрушки режут из липы. Перед тем как стать игрушкой, она должна сохнуть два года. Отходы липы - щепа тоже идет на игрушки, но более мелкие, а также на подставки к ним. Богородске игрушки чаще бывают не крашенные и редко расписные.

Можно встретить и такие игрушки, подвижные части которых прикреплены к ниткам с грузом; груз раскачивается, тянет за собой, нитку, она приводит в действие части фигурок.

Матрешка. Эта расписная деревянная игрушка имеет почти столетнюю историю. Пришла из Японии. Она стала одним из самых распространенных изделий русского народного творчества, своеобразным символом России. Существует несколько центров по изготовлению матрешек. Несмотря на общие черты, изделия каждого производства имеют свои особенности.

РУССКАЯ МАТРЕШКА. Русской игрушке, окрещенной матрешкой, рожденной в подмосковном Сергиевом Посаде, достались особая слава и любовь. Для жителей многих стран она стала поистине «русской девочкой», символом всего русского. И вполне заслуженно, ибо с завидной обобщенностью и с народным юмором, веселой выдумкой и красочной лаконичностью решены были мастером характер куклы, ее одежды и формы.

ТРЕЩОТКИ. Бывают двух видов: деревянный валик с рукояткой и трещотка из 10-15 дощечек.

Трещотка, кроме забавы, имела распространенное применение при охране фруктовых садов от птиц, а в дальнейшем как шумовой инструмент при исполнении песен.

СОЛОВЕЙ. Это глиняный горшочек, величиной с яблоко. Имеет носик, как у чайника, и несколько отверстий, наполняется водой и при вдувании образует мелодию, которая отвлекает и забавляет ребенка.

КУБАРЬ. Небольшой деревянный шар или цилиндр на коротенькой ножке, похожий на волчок, пускали по полу, земле или по льду. При игре дети подхлестывали его кнутиком и этим заставляли вертеться его без конца. Иногда дети спорили, кто дальше угонит кубарь или перегонит его через песок, лужу или грязь.

РЕВУНЫ. Получались из плодов акации и соломинок. Крепко натягивая листочек пырея, ленточку, листочек бересты, коры, стебельков, можно произвести пронзительный звук пищания

ФУРЧАЛКА. Берется тоненький кружочек или пластинка из дерева, свинца, кости; посередине делают две дырочки и протягивают две ниточки. Закрутив нитки, начинают быстро дергать их руками, то натягивая, то ослабляя. От этого происходит быстрое вращение и особый шум фурчания.

ДЗЫК. Берут обыкновенную пуговицу, вставляют в дырочку тоненькую палочку, один конец которой заостряют, а за другой берут пальцами и приводят в движение - происходит легкое жужжание

ПЛЯСУНЫ. Из дерева вырезают двух человечков, у которых руки и ноги слабо привязаны нитками. Плясуны нанизываются на конский волос, который еле-еле заметен. риподергивании плясуны смешно двигаются, кажется, без видимой причины.

ПИЛЬЩИК. Это довольно остроумная игрушка, напоминающая собой качание маятника. Была популярна в Туле, Нижнем Новгороде. Пильщика ставят на край стола, а нитку с камнем опускают вниз. Дают легкий толчок по его голове, и он качается довольно долго, натягивая нитку о край стола.

СОЛДАТ С САБЛЕЙ. В плечо деревянного солдатика вставляли валик. К валику прикрепляли деревянную саблю или куриное перо. Ставят куда-нибудь на ветер, и когда он подует, солдатик делает движение саблей. Распространена в Вятской губернии.

ПЛЯСУНЫ. Из дерева вырезают двух человечков, у которых руки и ноги слабо привязаны нитками. Плясуны нанизываются на конский волос, который еле-еле заметен. риподергивании плясуны смешно двигаются, кажется, без видимой причины.

КУЗНЕЦЫ. Два деревянных бруска кладут один на другой, на них верхом усаживают две фигуры с молотками в руках, а в середине - наковальня. Затем бруски начинают разводить в разные стороны, и куклы двигаются, создавая эффект работы в кузне.

КОЗЮЛЬКА. В деревянный ящик величиною с портсигар укрепляют спирально вырезанную деталь, к ней приделывается иголка-жало и прикрепляется нитка. Нитка расположена в коробочке по лабиринту спирали, и, когда играющий дергает за конец, который торчит из коробочки, высовывается "козюлька" с игольчатым жалом.

МЕЛЕНКИ. Делают два или четыре крыла на подобие мельничных крыльев. Эти крылья надевают на валик, а валик - на палочку и выставляют против ветра. От ветра они свободно крутятся и приносят детям большое удовольствие.

ЦЫКАЛКА. Похожа на современный шприц, только дети изготовляли ее из твердого стебля дикого морковника, борца и тому подобное.

У славян кукла имела глубокий смысл - оберегала и походила на идола - Берегиню - пышную куклу и помещалась над крыльцом, на окнах. Позже на Руси были популярны куклы-лихорадки. Хозяйка шила обязательно 12 штук - на 12 месяцев в году от 12 страшных болезней. Шила, чтобы угодить Лихоманкам, трясучкам, то есть задабривала духов разных болезней. Каждая имела свое имя

Трясея, Ледея, Пухнея, Желтея, Коркуша, Грудица, Огнея, Глядея, Нивея.

У крестьян была популярна кукла-закрутка. Какая-нибудь тряпица свертывалась в скалку, перетягивалась ниткой голова и сверху покрывалась лоскутком, заменяющим платье. Иногда их называли "рясочки".

Каждая девочка умела делать и куклу-стригунок из соломы. Пучок соломы перекручивался и так получалась голова. Между двумя пучками просовывался меньший пучок - и получались руки. Оформляли куклу по-разному: и приделывали косу, и вязали платок, и из негодного тряпья даже изготовляли платья.

Совсем бедные дети вынуждены были делать кукол даже просто из поленьев, обмотав их чем-нибудь.

В русской деревне тряпичная кукла - наиболее распространенная игрушка. Она была в каждом крестьянском доме, а в некоторых семьях кукол насчитывали до сотни.

Тряпичные куклы дети начинали "вертеть" с пяти лет

Свертывали в скалку кусочек цветной ткани, обтягивали лицо белой тряпицей и стягивали её на уровне шеи. Затем скатывали боковые остатки ткани, получались руки - вот и готова кукла. Наряжай! Надо сказать, что куклу делали с большим старанием, так как по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.

Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались "безликими". По народным поверьям, кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом.

Раньше был обычай: как только женщина почувствует, что у нее будет ребенок, она начинала мастерить тряпичную куколку-закрутку: "Связывала поначалу тулово, потом приделывала ручки вместе с головушкой, а уж тоды наряжала простенько. Работала без иголки: не надо, чтобы руки прикасались к металлу. И вот соорудит такую куколку мама и за две недели до родов укладывает ее в люльку, и они обе уже ждут, когда появится ребеночек. А куколка оберегает люльку от дурного глаза. Вырастет ребеночек, играет в свою куколку-оберег, в которой сохранилось тепло маминых рук. Став взрослой, девочка сама за две недели до рождения своего ребеночка делает такую куколку-оберег".

Сделать такую куклу-закрутку несложно. Особенность работы состоит в том, что мы делаем куклу без иголки, только закрутка, только тряпочки и завязывание хлопчатобумажной ниткой.

Возьмем небольшой кусочек любой ткани, размерами примерно 20х20 см. Нижний край следует отогнуть на 2-3 см и не очень сильно закрутить. Свободный край бокового среза также выгнем наизнанку и получим только один открытый срез -вверху. В двух местах (условно на линии шеи и талии) перевязываем закрутку нитками. Вот и вышло у нас так называемое "тулово". Оно должно быть устойчивым, для этого и нужен подгиб внизу. Можно в закрутку "тулова" вставить тонкий ватный стержень.

КУКЛЫ. Куклы быстро совершенствовались, от деревянных до восковых, глиняных и фарфоровых. Куклу всегда старались приблизить к реальному женскому образу и даже придумали движущиеся руки, ноги, глаза.

В Московской губернии делали кукол из глины и мела. У детей из зажиточных семей в ходу были куклы с фарфоровыми головками. Кукла всегда помогала развивать добрые, семейно-нравственные понятия и правила.

Есть такая примета: когда дети много и усердно играют в куклы, в семье будет прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками - быть в доме беде. Верили, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка, поэтому она всегда рядом с ним - и в играх, и во сне. Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода. Например, народы Средней Азии верили, что кукла приносит хороший урожай, если девушка играет с ней до самого замужества.

Ёлочные игрушки из стекла.

Лошадки из дерева

«Не укладывайте спать

Неваляшку на кровать!»

«Мой веселый, звонкий мяч…»

«Чуть-чуть тряхнешь - совсем иные краски,

Иной узор, иное настроенье.»

«Полосатая юла напевала ла-ла-ла»

Советские игрушки. Юла.

Железная, пластмассовая, издающая какие-то свистящие звуки – именно такой в советские времена была юла. Помимо кручения вокруг своей оси, эта игрушка также развивала отличную моторику рук. Ребенку необходимо было не только давить на стержень, но и удерживать балансирующую юлу в движении.

«Попалась в руки мне «змея»,

Не аспид злой, головоломка»

Советские игрушки. «Змея».

Изобретатель и скульптор Рубик подарил миру не только всемирно известную головоломку – кубик, но еще и «змею». Эта игрушка, состоящая из 24 треугольных призм, позволяла конструировать различные фигуры.

Пятнашки - отличная игра, чтобы «убить время»

Советские игрушки. Пятнашки.

Пятнашки развивали логику и мышление, а также были прекрасным вариантом «убить время». Именно по этой причине взрослые нередко сами переставляли фишки с места на место.

Серьезные баталии в настольный хоккей

Советские игрушки. Настольный хоккей.

Несмотря на то, что настольный хоккей был игрушечной игрой, баталии между соперниками устраивались по-настоящему. Для того, чтобы выиграть, игроки шли на хитрости: загибали фигуркам клюшки, меняли пружины для более сильного удара.

У детей в Советском Союзе не было компьютеров и прочих гаджетов, именно поэтому их детство было насыщено яркими красками, как именно нужно проводить время, чтобы на душе остались воспоминания радости и безграничного счастья.

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы «История елочной игрушки» Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по познавательно – исследовательскому и речевому развитию для детей.

Конспект занятия по изготовлению поделки «История новогодней игрушки» Конспект мастер – класса «История новогодней игрушки». Цель: оказать практическую помощь в изготовлении елочных украшений; способствовать.

Конспект занятия-беседы «История новогодней игрушки».

Конспект занятия-беседы «История новогодней игрушки». В декабре в детском саду проходила выставка «Ёлочка - краса», на ней были представлены самые разнообразные ёлочки из различного материала,.

Новогодние игрушки

Новогодние игрушки Дети группы №7 "Красная Шапочка" МБ ДОУ Д/С №2 "Крепыш" г. Кузнецка приняли участие в конкурсе новогодних поделок и рисунков, которое.

Проект «История новогодней игрушки» Проект подготовительной логопедической группы №7 "Мальчиши" «История новогодней игрушки». Выполнили: Калашникова Т. Ф. Булгатова А. В. Давлетханова.

Проект «История новогодней игрушки» МБДОУ № 87 «Улыбка» г. Улан-Удэ Подготовительная группа № 9 «Звездочка» Воспитатель: Богатикова В. А Проект «История новогодней игрушки».

Проект «История возникновения новогодней игрушки» Проект «История возникновения новогодней игрушки» Выполнила : Згонник А. А. Тип проекта: Творческий (краткосрочный) Группа: средняя «Дюймовочка».

Занятие «Игрушки» Упражнение на развитие восприятия. Детям выдаются конверты, в которых лежит разрезанная на 4 части картинка игрушки. Задача детей - собрать.

Занятие «Игрушки»

Занятие «Игрушки» Цели: обогащать словарный запас детей названиями игрушек, знакомиться с геометрическими фигурами, развитие мелкой моторики детей в процессе.

Занятие по формированию целостной картины мира «История Новогодней игрушки»

Занятие по формированию целостной картины мира «История Новогодней игрушки» Цель: - формировать у детей интерес и стремление узнавать новое; - развивать у детей творческие способности. Задачи: - знакомить детей.

Читайте также: