Какие игрушки нужны ребенку в 4 месяца для развития девочки

Обновлено: 23.04.2024

Грудничок в возрасте 4-5 месяцев уже уверенно держит голову, самостоятельно переворачивается. Некоторые малыши в 5 месяцев умудряются самостоятельно сидеть. Улучшается чёткость зрения, налаживается слух. Игрушки помогают ребёнку быстрее совершенствовать свои навыки и умения, поэтому их присутствие в жизни крохи очень важно. В этой статье вы узнаете о том, какое влияние оказывают игрушки на развитие 4-5 месячного ребёнка, какие игрушки ему необходимы, а также как правильно их выбирать.

Влияние на развитие крохи

Игрушки оказывают неоценимую помощь в развитии ребёнка. Они не только радуют малыша каждый день, но и влияют на разные сенсорные системы, на развитие моторики. Малыш получает социальное воспитание, благодаря игрушкам, изображающим подобие людей и животных.

Зрение

Для совершенствования зрения хорошо подходят игрушки разных цветов (желательно, естественных и не бледных).

  1. Хорошо подойдут погремушка, которую мама сможет медленно вводить перед глазами малыша, а он будет следить за ней взглядом. Тем самым укрепляя глазные мышцы и фокусируя взгляд.
  2. Также будут полезными мобили, малыш будет следить за игрушками, перемещающимися по кругу. Если вы видите, что ваш карапуз теряется, не может выбрать конкретный объект, и у него разбегаются глазки, то лучше пока отказаться от подобного приспособления. Или, если есть такая возможность, отсоединить лишние объекты, оставить один. Когда малыш к нему привыкнет – подцепить ещё один, через время – третий, и так постепенно добавлять по одному объекту, пока все игрушки не вернутся на мобиль.

У нас тоже было такое приспособление. Я подцепила его, когда сыну был ещё только месяц. В возрасте 4-5 месяцев ребёнок усердно пытался дотянуться до вращающихся животных, уж очень ему хотелось их потрогать. Поэтому я отсоединяла мобиль от кроватки и опускала игрушка достаточно низко, чтоб сын мог совершить задуманное.

Кроме этого, мама может показывать разных животных и называть их, показывать на мягких игрушках и куклах расположение носика, глазок, ушек.

Для развития слухового восприятия, у ребёнка должны быть разные музыкальные игрушки. И, в этом случаи, на помощь придут погремушки и мобили. Также можно самостоятельно изготовлять шумные коробочки и даже брать пустые яйца от киндеров, заполнять их на треть крупой и тарахтеть перед ребёнком. Уже можно издавать звук тогда, когда карапуз вас не видит. Таким образом, можно проверять насколько хорошо малыш слышит. Если всё в порядке – он будет поворачивать голову в сторону источника звука.

Важно понимать, что необходимо избегать игрушки с крайне резкими и громкими, а также противными звуками.

Тактильные ощущения

В 4-5 месяцев мама может водить ручкой ребёнка по гладкой и шероховатой ткани. Стимулировать прикосновение к мягким и твёрдым, тёплым и холодным объектам.

Какие игрушки необходимы малышу

Для грудничка в 4-5 месяцев подойдут игрушки, которые будут отвечать таким требованиям:

  1. Удобной формы и с правильной ручкой, чтоб малыш был в состоянии обучаться правильному захвату.
  2. Безопасные. Нужно учитывать то, что карапуз может попытаться их погрызть.
  3. Подходящих размеров для возраста малыша. Противопоказаны мелкие детали.
  4. Игрушки разной формы и цвета (желательно, не более 6 основных цветов).
  5. Музыкальное сопровождение или звуковой эффект.

Ребёнок в 4-5 месяцев уже пытается активно познавать окружающий маленький мирок, поэтому его игрушки стают разнообразнее.

Вот список нужных игрушек для развития ребёнка в 4-5 месяцев:

Выбираем правильно

  1. Приобретайте с пометкой «до шести месяцев».
  2. Приобретайте игрушки со скруглёнными краями, преимущественно неразборные (состоящие из одного объекта).
  3. Рекомендуют игрушки, состоящие из достаточно твёрдой пластмассы. Чтоб избежать риска того, что малыш со временем откусит кусочек.
  4. Не покупайте игрушки неприродного ярко-ядовитого цвета. В них используют агрессивные химикаты, которые нанесут непоправимый вред организму ребёнка.
  5. Для того, чтоб карапузу не приедались одни и те же игрушки, рекомендуется менять их дня через два. Некоторые мамочки совершают эту процедуру раз в неделю.
  6. Будьте бдительны. У некоторых детей начинают резаться зубки в таком возрасте. Ребёнка беспокоят дёсенки, могут чесаться. Вот малыш и начинает всё пихать себе в рот. Мама не всегда может уследить. Поэтому у карапуза не должно быть под рукой игрушек, которые целиком поместятся во рту, да ещё и будут проглочены.

Кроме этого, когда малыш постоянно суёт себе игрушки в рот, он рискует получить болезнетворный процесс. Именно поэтому маме нужно регулярно очищать и мыть игрушки.

  1. Нельзя малышу навязывать игрушки. Не исключено, что некоторые игрушки могут даже пугать карапуза.
  2. Важно класть кроху на животик, а красивую и привлекающую внимание ребёнка игрушку ставить на небольшом расстоянии от глаз крохи. Это будет стимулировать малыша к ползанью. Только не перетрудите ребёнка с первого раза.
  3. Важно давать крохе ощупать новую игрушку. Познание новых предметов положительно сказывается на общем развитии ребёнка.

Рекомендуем к прочтению статьи:

Теперь вы знаете, насколько важны игрушки в жизни каждого ребёнка. Ведь они не только положительно влияют на развитие малыша, но также повышают настроение крохи. А хорошие эмоции способствуют не только тому, что у вас будет расти жизнерадостный ребёнок, но и укреплению состояния здоровья малыша. Главное соблюдать рекомендации по выбору игрушек и придерживаться ограничений по возрасту.

В 5 месяцев малыш с удовольствием тянет все в рот: свои ручки, ножки, одежду, игрушки. Поэтому особенно в это время следите за чистотой игрушек и предметов вокруг. Ребенок больше активничает, может спокойно сам поиграть в свои игрушки 15-20 минут, не беспокоя маму. Относительно легко переворачивается со спины на живот и обратно. Тянется за игрушками и с упорством пытается ползти.



Также малышу хочется общения. Он привлекает к себе внимание самыми разными способами: кряхтением, гулением, машет ручками. Малыш начинает проявлять “ревность”, если вы долго разговариваете по телефону или заняты своими делами. Если вы еще не сделали это раньше, организуйте место для игр сейчас. Например, постелите на пол детский коврик, на котором малыш сможет учиться переворачиваться, сидеть, ползать, безопасно играть со своими игрушками.

Игрушки для пятимесячного малыша:

  • игрушки с изображением животных
  • музыкальные игрушки (маракас, барабан, бубен, колокольчик)
  • стучалки
  • игрушки на руку (Зебра, Пингвин)
  • заводные игрушки (Панда крутит глазками)
  • игрушки для ванной (зеркало, кубик)
  • тактильные мячики

Игры в 5 месяцев:

  1. Повернись
    Положите малыша на простынку. Приподнимите край простынки и подождите, пока под действием силы тяжести малыш перевернется на бочок, а затем на спину.



Малышу в этом возрасте интересно играть и с вашими “взрослыми” предметами. Пульт от телевизора, ваш телефон, половник, кастрюля особенно привлекают его внимание, потому что в это “играете” вы. Вы можете дать ему эти предметы только под вашим присмотром. Малыши в 5 месяцев активно повторяют за взрослыми.

Достаточно 2-3 игр в день и побольше вашей доброты, заботы и внимания. Почаще обнимайте своего ребеночка, он уже может и вам ответить нежностью и улыбкой.

Ваш любознательный четырехмесячный малыш тянется к общению, играм и веселью — у него для этого огромный потенциал. В этом возрасте он готов перебраться из колыбельки в кроватку, пройти вторую иммунизацию и, возможно, попробовать новую пищу. Развитие ребенка в 4 месяца многогранно и у каждого идет своим путем. Но есть несколько общих черт, на которые стоит обратить внимание, чтобы не беспокоиться о здоровье своего малыша.

— Екатерина Борисовна, малыши на четвертом месяце жизни лучше видят и уже исследуют окружающую среду руками и ртом. Давайте перечислим то, что умеет ребенок в 4 месяца.

Навыки ребенка в 4 месяца:
  • держит голову в вертикальном положении;
  • демонстрирует более разнообразные движения;
  • осваивает опору ладонями, некоторое время держится на вытянутых ручках;
  • пытается ползти, совершает червеобразные движения по направлению к игрушке;
  • активно тянет руки в рот, тянется за игрушками, может их удерживать, ощупывает предметы;
  • переворачивается со спины на бок, может переворачиваться на живот и обратно, но необязательно;
  • поворачивает голову на источник звука, долго гулит;
  • выражает эмоции, улыбается, гримасничает;
  • способен узнавать маму, близких людей;
  • при обращении по имени быстро запоминает и потом узнает свое имя.

— Какой рост и вес можно считать нормальными для четырехмесячного ребенка?

— К этому возрасту ребенок обычно прибавляет в росте до 6—10 см и удваивает свой вес с момента рождения. Обхваты головы и грудной клетки обычно сравниваются, далее грудная клетка растет более интенсивно. Нормы для конкретного ребенка можно оценить по специальным центильным таблицам, которыми пользуются педиатры. Врачи оценивают также гармоничность физического развития по соответствию веса росту.

— Как распознать отклонения в развитии маленького ребенка — на что родителям надо обращать внимание?

Физические показатели правильного развития ребенка

— Отклонения могут проявляться в случае замедления темпов развития за короткий период времени. Например, когда ребенок рос-рос-рос и вдруг останавливается. Оценка антропометрических показателей проводится врачом ежемесячно, и при своевременном посещении поликлиники педиатр обязательно заметит отклонения в развитии грудничка.

Двигательная активность детей

— Помимо оценки физического развития, важно следить за формированием двигательных навыков. В четыре месяца малыш активен и многое умеет. Но если ребенок плохо удерживает голову, не предпринимает попыток перевернуться, не способен удержать игрушку, его эмоции скудны, он много плачет, не гулит — это тревожные симптомы, и необходимо показаться врачу. Педиатр сможет определить причину задержки психомоторного и физического развития, назначит дополнительные обследования, скорректирует питание, порекомендует комплекс физических упражнений.

Как развивать ребенка в 4 месяца
  • фокусирует взгляд на предмете
  • способен различить форму, объем, расстояние до предмета
  • пытается проследить движение взрослых, предметов
  • отличает голоса мамы и папы
  • с интересом слушает новые звуки

мобили и подвешенные игрушки с разнообразными звуками, за которыми нужно тянуться; актуальны погремушки всевозможной формы, резиновые пищалки, шумовые коробочки

  • долго может лежать на животе
  • проявляет интерес к многообразию материалов и форм

демонстрационные (неваляшки) и удобные для захвата игрушки из дерева, пластика, резины, ткани с гладкими, шероховатыми и ребристыми поверхностями

  • мышечный тонус полностью нормализуется
  • можно аккуратно заниматься гимнастикой

простые разгибательно-сгибательные, круговые движения в руках и ногах, подтягивания за ручки; для укрепления связок костей полезно хлопать в ладошки и бить ручкой по ровным предметам (барабану, бубну)

  • отлично слышит
  • понимает настроение, интонацию
  • пугается громких резких звуков

— Екатерина Борисовна, есть ли разница между развитием 4-месячных мальчиков и девочек?

— Мальчики обычно рождаются крупнее девочек, и эта тенденция сохраняется в развитии длительный период времени. Часто в этом возрасте рост мальчиков достигает 66 см, вес — 7,2 кг, в то время как девочки редко дотягивают до 63 см и их вес часто не превышает 6,5 кг. В остальном различия между здоровыми детьми обоих полов на этом этапе незначительны и зависят от конституциональных особенностей, характера, национальной принадлежности ребенка и других факторов.

— Какие ошибки чаще всего допускают родители, когда занимаются детским развитием?

— Ошибки допустимы: не каждая мама сразу знает, как правильно поступать. Поговорим о том, как делать не стоит.

Первый тип — ошибки во взаимоотношениях «мать — ребенок»

Гиперопека над ребенком

Мама реагирует на каждый звук, издаваемый ребенком, предугадывает его желания и потребности, не позволяет проявить самостоятельность.

Ребенок растет пассивным, неприспособленным, поздно демонстрирует двигательные навыки, поздно обучается навыкам самообслуживания.

Полное игнорирование интересов ребенка

Контакт с матерью ограничен. Ребенок лишен внимания, его надолго оставляют в кровати, даже если плачет, боясь приучить к рукам.

Малыш лишен грудного вскармливания по маминым убеждениям или получает грудь по расписанию только с целью питания.

Ребенок растет неуверенным, замкнутым, сложно адаптируется в коллективе.

Второй тип — педагогические ошибки

Родители совсем не занимаются ребенком, считая, что он еще маленький

Ребенок лишен внимания, инструментов развития — звуковых, двигательных, тактильных раздражителей.

Ребенок постепенно начинает отставать от сверстников, у него медленнее формируются двигательные, а впоследствии и речевые навыки.

Родители спешат научить малыша всему и сразу

Ребенок перегружен информацией и слишком активными занятиями, из-за чего может произойти срыв адаптационных возможностей.

Не стоит предлагать ребенку игрушки не по возрасту, проводить долгие сеансы массажа, выполнять сложные комплексы гимнастических упражнений, изучать азбуку с пеленок. Лучше посвятить это время общению и играм с малышом, прогулкам на свежем воздухе.

— Питание ребенка в 4 месяца — чем кормить, чтобы он рос здоровым?

— Независимо от характера вскармливания прикорм должен быть введен в интервале с 17-й по 26-ю неделю. Здоровому ребенку оптимально вводить прикорм в пять месяцев. Минимальный возраст, в котором допустимо введение продуктов прикорма, — четыре месяца. К этому периоду желудочно-кишечный тракт постепенно созревает, уменьшается проницаемость слизистой оболочки тонкой кишки, в достаточном объеме вырабатывается ряд пищеварительных ферментов, формируется хороший уровень местного иммунитета, что уменьшает вероятность появления аллергических реакций. Ребенок уже способен проглатывать пищу более густую, чем молоко или смесь.

Сроки введения прикорма устанавливаются индивидуально с учетом особенностей физического развития, функционирования пищеварительной и нервной систем ребенка.

В четыре месяца детям маловесным, с учащенным стулом, плохими массо-ростовыми прибавками можно предложить безглютеновую кашу, а вот ребенку с избыточной массой тела или склонностью к запорам — овощное монокомпонентное пюре. Для профилактики рахита и правильного усвоения кальция в этом возрасте каждый ребенок должен получать витамин D в профилактической дозе. Лечебную дозу и показания к ее приему определяет педиатр.

— В каком объеме можно прикармливать малыша?

— Начинать введение прикорма рекомендуется постепенно с одной чайной ложки, в течение 5—7 дней доводя объем до возрастной нормы. В среднем это 50—70 г, но для каждого порция будет индивидуальной. Новый продукт всегда следует давать в первой половине дня, чтобы была возможность проследить за реакцией на его введение. Если в течение нескольких суток реакции на новую пищу не отмечалось, можно немного сместить время ее приема. Овощное пюре оптимально предлагать в обеденное время, а каши лучше давать на ужин, чтобы ребенок дольше оставался сытым и постепенно отучался от ночных кормлений.

— Что можно давать ребенку в 4 месяца в случае нехватки у мамы грудного молока или при необходимости завершения лактации?

— В такие моменты малыш может быть переведен на смешанное или полностью искусственное вскармливание. Здоровому малышу без симптомов аллергии педиатр может предложить адаптированную смесь на козьем молоке. Она имеет ряд преимуществ перед смесью на основе коровьего молока: легче усваивается, менее аллергенна, в меньшей степени вызывает нарушения пищеварения и подходит большинству здоровых малышей, а также некоторым малышам с непереносимостью белка коровьего молока.

Запрещенное меню 4-месячного ребенка:
  • взрослые продукты, не предназначенные для питания детей первого года жизни;
  • продукты негомогенной консистенции;
  • продукты с ароматизаторами, консервантами, специями, солью, сахаром;
  • цельное коровье или козье молоко, соки;
  • продукты, предназначенные для малышей второго полугодия жизни, — глютеновые поликомпонентные каши, мясное пюре, рыба, кисломолочные продукты. Сроки их введения — 6—8 месяцев;
  • продукты просроченные и с истекающим сроком годности.

— Различны ли способности четырехмесячных детей на естественном и искусственном вскармливании?

— При правильно подобранной смеси значимых отличий в развитии младенцев, находящихся на разных типах вскармливания, нет. Современные адаптированные смеси по своему составу максимально приближены к материнскому молоку и содержат весь набор питательных веществ, необходимых для полноценного развития малыша. Перед переходом на смешанное или искусственное вскармливание врач порекомендует адаптированную смесь в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Здоровому малышу без признаков аллергопатологии, жалоб на пищеварение и случаев семейной непереносимости белков коровьего молока врач может рекомендовать смесь на козьем молоке. Она будет предпочтительнее смеси на коровьем молоке.

В качестве первой смеси я советую назначать питание на основе козьего молока марки MAMAKO ® Premium. Молочко в желудке формирует мягкий створоженный сгусток, он хорошо расщепляется ферментами и усваивается. В нем также практически нет сложного альфа-S1-казеин белка, поэтому смесь менее аллергенна и переваривается легче. К тому же в ее составе есть:

  • Омега-6 и Омега-3 аминокислоты в максимальном соотношении и лютеин — такой IQ-комплекс необходим для правильного развития зрения и головного мозга;
  • пре- и пробиотический комплекс — желудочно-кишечный тракт заселяется полезными микроорганизмами, которые подавляют рост условно-патогенной микрофлоры, нормализуют пищеварение и благоприятно влияют на иммунную систему.

Эти уникальные свойства позволяют рекомендовать смесь MAMAKO ® Premium в качестве хорошей альтернативы материнскому молоку при необходимости докорма или искусственного вскармливания.

В четыре месяца малыш продолжает активно расти, но прибавки уже не так заметны, как в первые три месяца жизни. В этом возрасте полезно заниматься гимнастикой и делать легкий массаж, предлагать ребенку разнообразные игрушки и знакомить его с удивительным миром звуков, достаточно времени проводить на улице. В случае необходимости малыш может попробовать первое блюдо прикорма — овощное пюре или кашу. Но не стоит торопить естественное развитие грудничка, нагружать его слишком интенсивными физическими занятиями, предлагать продукты не по возрасту. Обязательно следует своевременно посещать врача-педиатра и выполнять его рекомендации.

Топ 10 игрушек, которые можно предложить новорожденному

Первые игрушки можно предлагать малышу в 1 месяц. К этому времени малыш начинает смотреть по сторонам и кратковременно фиксирует взгляд на предмете.

При выборе игрушки рассуждайте так: все, что попадает ребенку в руки сразу попадает ему в рот Поэтому предметы должны быть безопасными и прочными: не иметь острых краев и мелких отделяющихся деталей.

П ервая игрушка должна быть яркая и с хорошим звуком.

В 4 месяца рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки.

В 5 месяцев берет из рук взрослого игрушку и удерживает.

игрушки.jpg

1. Погремушка

Это первая игрушка малыша. Ее можно приобрести в месяц. Внутри есть гремящие шарики или колокольчиками. Продаются в виде навесных бус, состоящих из мячиков или фигурок животных. Малыш разглядывает бусы лежа в кроватке или коляске.

2. Музыкальный мобиль

Это набор навесных игрушек, которые крепятся над кроваткой малыша. Устройство крутится и издает приятную музыку, малыш следит взглядом за перемещениями предметов. Выбирайте мобиль со спокойной музыкой и не слишком яркими предметами. Располагайте над ножками, чтобы игрушка попадала в поле зрения малыша.

3. Черно-белые карточки и предметы

Дети хорошо воспринимают черные и белые цвета. Приобретите специальные карточки или распечатайте их из интернета. Повесьте такие рисунки в кроватку и на стены в квартире. Для совсем маленьких выбирайте простые линии и усложняйте рисунки по мере взросления.

4. Прорезыватель

прорезыватель.jpg

Должен быть примерно 4-6 см, чтобы удобно поместиться в ручку малыша. Хорош в период прорезывания зубов. Выбирайте экологичные материалы с прорезиненными вставками.

5. Мякиши

Для развития тактильных ощущений предлагайте ребенку мягкие игрушки из ткани: кубики-мякиши, куклы - тильды, мягкие книжки. Выбирайте натуральные материалы с прочными швами. Это один из самых безопасных видов игрушек.

6. Развивающий коврик

Предназначен для малышей от 3х месяцев. Представляет собой полотно с дугами, на котором располагаются навесные игрушки. Основание имеет шуршащие, пищащие, двигающиеся элементы. Можно дополнять любыми навесными предметами по вашему вкусу.

7. Резиновые игрушки для купания

Черепашка, уточка, кораблик. Выбирайте разные цвета. Такие игрушки часто содержат пищащие элементы, которые привлекают малыша. Развлечения в воде могут помочь заинтересовать кроху купанием, если он, например, боится воды.

Это важно!

8. Звуковые игрушки

муз коврик.jpg

Детское пианино или другое устройство издающее звуки. Говорящие и поющие игрушки. Они разовьют слух и мышление. Помогут деткам различать игрушки. Очень скоро малышу начнет нравиться нажимать на кнопки и извлекать звуки из игрушки самостоятельно.

9. Неваляшка

Игрушка имеет образ в виде улыбающегося личика, который детям очень нравится разглядывать. Музыкальный элемент и способность качаться привлекает малышей. Игрушка способствует играм на животике, а также помогает, например, одеваться. Дети часто улыбаются и гулят с неваляшками. Первую неваляшку лучше приобрести небольшую – 20-25 см. чтобы малыш мог сам ее качать.

10. Игрушки-развивайки

Кубик-сортер, детские счеты, молоточек с фигурками, развивающий центр. Игрушки с движущимися и музыкальными элементами. Подойдут малышам от 6 мес, когда они уже сидят.

Мамы могут сделать игрушки своими руками:

  1. Тканевая куколка с наполнителем. Возьмите выкройку в интернете, а в части куколки вшейте разные материалы: фасоль, макароны, гречку, шуршалки из бумаги. По этому же принципу можно сделать любую игрушку-мякиш.
  2. Маленькая пластмассовая бутылочка из-под воды с крупой и макаронами внутри. Малыш видит гремящие элементы сквозь стенки бутылки. Позаботьтесь о плотно закрученной крышечке.
  3. Вырежете черные и белые фигурки из фетра. Повесьте их на шнурок. Расположите над кроваткой или коляской малыша.

Как играть с младенцами:

игра с младенцем.jpg

  • Расположите погремушку на расстоянии 25-30 см от личика ребенка, погремите и привлеките внимание. Потряхивайте и медленно перемещайте из стороны в сторону. Малыш будет внимательно следить за ней глазками.
  • Детям от 2х месяцев вкладывайте игрушки в ручки. Привлеките внимание к ручке с вложенным предметом и потрясите ее, поводите из стороны в сторону.
  • Катайте по ладошке малыша игрушки с разными фактурами: резиновый мячик, тканевую куколку, пластмассовую погремушку. Так Вы развиваете тактильные ощущения и мышление крохи.
  • Покажите как играть: берите ручку ребенка и трогайте предметы в развивающем коврике. Нажимайте пальчиком ребенка на кнопки и открывайте дверцы.
  • Перемещайтесь с малышом по квартире и разглядывайте черно-белые карточки. Разговаривайте с ним. Малыш будет внимательно слушать Вашу речь и смотреть на фигурки. Для него это увлекательно и познавательно.

Это важно!

Учите малыша играть: вкладывайте предметы в ручки ребенка, показывайте как перемещать игрушку и издавать звуки.

Выделим главное:

  1. Предлагайте игрушки малышу с 1 мес. Это период когда кроха активно начинает крутить головой и рассматривать предметы. До 3х месяцев это 3-4 игрушки. Дальше игрушек может быть больше, их нужно периодически менять когда ребенок теряет интерес.
  2. Предлагайте малышу безопасные и качественные игрушки из экологичных материалов. Следите чтобы не было отделяющихся мелких элементов, которыми малыш может подавиться.
  3. Выбирайте игрушки по возрасту: до 3х месяцев это игрушки, за которыми малыш наблюдает: движущийся мобиль, навесная погремушка, черно-белые картинки. С 3х месяцев предложите игрушки, которые можно трогать, задевать и брать в ручку.
  4. Учите малыша играть с игрушками: вкладывайте в ручку, покажите как перемещать и издавать звуки.
  5. У малышей есть любимые игрушки. А некоторые игрушки могут напугать ребенка. Когда предлагаете новое, не подносите сразу близко, понаблюдайте за реакцией.

Опытная мама, консультант по юридическим вопросам

Другие статьи

Рекомендуем для вас

Подвижные игры для детей

Подвижные игры в 1-3 года, игры для группы детей.

Ротавирусная инфекция у детей

Температура при ротавирусе у ребенка. Лечение ротавирусной инфекции. Что дать ребенку при ротавирусе.

Выбираем детский крем

Состав детского крема. На что стоит обратить внимание?

Игры с песком для ребенка

Развивающие игры для песочницы. Игры с кинетическим песком.

Игры с водой для детей

В какие игры с водой можно поиграть с ребенком. Игры в бассейне для детей. Правила безопасности игры с водой

Ребенок убегает. Что делать?

Ребенок убежал от мамы на улице. Разбираемся, что делать взрослым. Почему ребенок убегает? Как объяснять ребенку, что убегать нельзя.

Прикорм в 4 месяца

К 4-м месяцам желудочно-кишечный тракт младенца становится более зрелым. Самое время задуматься о начале прикорма.

Ребенок обжегся. Что делать?

Ребенок обжегся смесью, чаем, водой в ванной, об плиту.

Официальный сайт производителя детского питания Nutrilak создан в помощь молодым родителям. Здесь есть не только полная информация о нашей продукции: молочных смесях, кашах, специализированных продуктах для беременных и кормящих, но и полезные материалы для мам и пап.

В разделе Школа мам вы найдете статьи и видеоуроки о питании, росте, развитии детей первого года жизни и старше. Мы ответили на частые вопросы о детском здоровье, психологии, продуктах для детей, собрали советы экспертов. Не нашли ответа на свой вопрос? Пишите, будем рады помочь!

Грудное молоко — лучшее питание для малыша.
Всемирная Организация Здравоохранения рекомендует грудное вскармливание для детей до 6 месяцев.
«Nutrilak» поддерживает ВОЗ и предлагает продолжать грудное вскармливание как можно дольше. Перед применением продукта проконсультируйтесь со специалистом.

Полгода – это первый полноценный юбилей малыша, и, конечно, любящие родители интересуются его развитием. Вопрос, что умеет ребенок в 6 месяцев, волнует и маму, и папу: знать это нужно, чтобы вовремя понять, нормально ли развивается малыш. Конечно, это в любом случае не новорожденный младенец: шестимесячный ребенок может намного больше, радует родителей своим любопытством к миру и первыми попытками самостоятельно двигаться. Помните, что каждый малыш развивается индивидуально и разные дети в одном и том же возрасте чуть отличаются друг от друга поведением. Но есть основные критерии, на которые можно ориентироваться.

Особенности развития ребенка в 6 месяцев

Полугодовалый малыш в среднем уже ростом 65–67 сантиметров, а его вес составляет 7,2–7,9 кг. Мальчики в этом возрасте уже становятся чуть крупнее девочек: обычно они весят больше и выше ростом. Значение имеет и генетика: габариты ребенка могут зависеть в том числе от нее. Начиная с возраста в 6 месяцев рост немного замедляется по сравнению с невероятно быстрым темпом развития до полугода.

Слух. Полугодовалый малыш в среднем уже ростом 65–67 сантиметров, а его вес составляет 7,2–7,9 кг. Мальчики в этом возрасте могут быть чуть крупнее девочек: могут весить больше и быть чуть выше ростом. Значение имеет и генетика: габариты ребенка могут зависеть в том числе от нее. Начиная с возраста в 6 месяцев рост немного замедляется по сравнению с невероятно быстрым темпом развития до полугода.



Зрение. К полугодовому возрасту зрение малыша существенно улучшается. Он начинает более ясно и четко видеть окружающие предметы, следит за ними взглядом. Влияет это и на движения: они становятся точнее, так как малыш хорошо видит, что делает. Поворот взгляда становится быстрее, улучшается и реакция.

Речевые навыки. Малыш в полгода уже пытается говорить, правда, речь его пока не похожа на человеческую: он начинает лепетать, издает бессвязные звуки, но довольно активно. Обычно шестимесячный ребенок уже произносит слоги, такие как «ма» или «ба». Речь развивается лучше, если с малышом чаще говорить: он запоминает, как разговаривают взрослые, и пытается это воспроизвести, имитирует их произношение. В полгода улучшается артикуляция, звуки становятся более четкими и разнообразными, самому же ребенку становится интересна речь: он начинает лепечет, даже находясь наедине с собой. В этом возрасте малыш может имитировать звуки, которые издают животные, например лай или мяуканье.



Сон. Родители наконец могут вздохнуть спокойно: спит полугодовалый малыш более крепко, способен проспать всю ночь, не проснувшись. Сон ребенка в этом возрасте длится до 14-16 часов в сутки, 8–10 из них приходится на ночное время. Малыш также несколько раз засыпает днем и спит до 2-3 часов. Родители могут отметить, что на свежем воздухе, например во время прогулки, ребенку спится спокойнее и крепче. Гулять с ним стоит два раза в день, если это позволяют погодные условия и самочувствие. Малышам в этом возрасте очень важен режим сна: старайтесь укладывать кроху в одно и то же время каждый день.

Двигательная активность ребенка в 6 месяцев

В полгода малыш демонстрирует не только улучшившиеся речевые и когнитивные навыки, но и более уверенные движения. Укрепляются мышцы спины и кости, кроха может переворачиваться со спины на живот и обратно. Пытается самостоятельно принять сидячее положение и удержаться в нем.

Правда, самостоятельно сесть малыш, возможно, еще не может, в этом ему помогают родители. Долго просидеть ребенок тоже не сможет и через какое-то время, скорее всего, переместится в лежачее положение.

Мелкая моторика. Родители быстро замечают, что умение ребенка обращаться с окружающими предметами улучшается. Он намного свободнее и активнее двигает руками, намного лучше обращается с пальцами. Например, малыш легко сможет поднять упавшую игрушку или переложить ее из одной руки в другую. Теперь он хватает предметы не всей ладонью, а пальцами, которые сделались намного подвижнее: ребенок может ими манипулировать. Для развития мелкой моторики применяют ряд специальных упражнений.

Попытки встать на ноги. У каждого ребенка этот процесс проходит по-разному. Кто-то просто может сесть, если найдет, за что ухватиться, например за мамин палец. Другой может предпринимать попытки встать, держась за опору. Большинство детей в этом возрасте могут удерживаться на ногах короткое время, если их придерживать, но через какое-то время устают и садятся обратно. Некоторые дети подпрыгивают, если придерживать их под мышками. Ходить ребенок в этом возрасте не сможет даже при поддержке, но некоторые перебирают ногами, пытаясь делать маленькие шаги.

Активная жестикуляция. Ребенок в полгода живо осваивает язык жестов и с его помощью показывает родителям, что ему нравится и чего хочется. Если малыш хочет выбраться из кроватки, он тянет руки к маме или папе, если хочет игрушку – показывает на нее рукой. Благодаря улучшению мелкой моторики жесты становятся более точными и понятными. Некоторые из них ребенок копирует у взрослых, поэтому развивающие игры с малышом помогут ему лучше научиться жестикулировать. Ребенок пытается управлять руками, даже если сидит: использовать ручки, чтобы удерживать равновесие, ему уже не нужно.

Попытки передвигаться. Малыш не просто пытается встать, он активно пробует двигаться. Многие дети в 6 месяцев уже ползают, некоторые по-пластунски, другие встают на четвереньки. Даже если ползать не выходит, ребенок будет активно переворачиваться с живота на спину и обратно, пытаясь сдвинуться с места. Важно помнить, что примерно в этом возрасте ребенок начинает ползать, и постараться заранее подготовить квартиру к его передвижениям. Маленькие дети активны, поэтому следить за ними нужно внимательно, чтобы избежать травматизма. Ходить в этом возрасте им еще рано, но ползают уже многие. Даже те, кто еще не научился, уже пытаются ползти.



Психоэмоциональное развитие ребенка в 6 месяцев

Наблюдать, как развивается психика малыша, особенно завораживает. Шестимесячный ребенок проявляет эмоции: может нахмуриться или засмеяться, пытается копировать мимику взрослых. Он начинает понимать эмоции родителей и реагирует на них соответственно ситуации, а его собственный голос меняется в интонациях в зависимости от потребностей и настроения. Малыш осознает причинно-следственные связи: если ударить по колокольчику, тот зазвенит. Родителей полугодовалый ребенок узнает и радостно к ним тянется, но незнакомые люди его часто пугают и смущают, имейте это в виду. Малыш распознает свое имя, названия некоторых знакомых предметов, может посмотреть или указать на них, если назвать этот предмет. В этом возрасте совершенно нормальная часть развития – тянуть все в рот, включая собственные ножки и игрушки. Ребенок становится очень тактильным, ему интересны различия между фактурой поверхностей предметов, поэтому рекомендуется иметь разные игрушки: гладкие, шершавые, пушистые.

Особенности развития девочек в 6 месяцев

Физиологически девочки развиваются чуть быстрее мальчиков, поэтому в полгода они с несколько большей вероятностью будут уметь садиться и ползать. Правда, высаживать малышку, если она сама не может сесть, все-таки не стоит. Что касается других различий, девочки могут быть немного меньше ростом и легче, чем мальчики. Так в детстве начинает проявляться половой диморфизм. Норма ВОЗ для роста девочки составляет 61,2-70,3 см, для веса – от 5,7 до 9,3 кг.



Особенности развития мальчиков в 6 месяцев

Мальчики, как уже было сказано, могут чуть медленнее обучаются навыкам в раннем возрасте. Это связано с тем, что в детстве девочки развиваются чуть быстрее. Если малыш еще не ползает, но, например, встает на четвереньки, это нормально. Что касается параметров роста и веса, то мальчишки в среднем крупнее, их рост составляет от 63,3 до 71,9 см, вес – от 6,4 до 9,8 кг. Важно, чтобы соотношение было здоровым и оптимальным: крупные дети весят больше. Дети в этом возрасте пухлые, упитанные, это совершенно нормально.

Развивающие игры с шестимесячным ребенком

Чтобы малыш развивался быстрее и активнее, ему в этом надо помогать. Даже именитые авторы говорят, что дети, с которыми занимались в детстве, лучше усваивают знания в будущем. Исследования говорят [2], что у них даже выше шанс получить хорошее образование. Конечно, чрезмерно стараться и пытаться учить полугодовалого ребенка математике не надо. Достаточно развивать те его умения, что малыш уже пытается проявить: помогать учиться ползать и садиться , работать с мелкой моторикой и восприятием новой информации.

Тактильные игрушки. У ребенка в шесть месяцев просыпается интерес к новым фактурам и поверхностям. Он в восторге от того, что в мире существует что-то жесткое, шершавое, скользкое или пушистое. Чтобы не давать малышу трогать предметы, которыми ему не стоит пользоваться, можно приобрести тактильные игрушки, разные на ощупь. Ребенок будет рад, а родители смогут рассказывать ему о том, как называется то или иное ощущение, на примере игрушки. Чем больше в жизни малыша будет разнообразия, тем быстрее он будет усваивать новое.

Новые звуки. Здесь работает тот же принцип: чем больше разных звуков ребенок услышит, тем лучше. Конечно, не стоит его пугать. Лучше показывайте и рассказывайте ему, как звучат разные вещи: шумит вода, мяукает кошка, гудит машина. Ребенок активно этим интересуется, старается имитировать звуки, поступающие извне. Именно в этом возрасте закладывается то, как он будет говорить в дальнейшем. Несмотря на то, что полугодовалые дети не умеют говорить, представители разных народов могут опознать ребятишек из своей языковой среды по одному только гулению [3].

Новые формы и цвета. Не стоит окружать малыша только одним цветом: синим, если это мальчик, или розовым, если девочка. Наоборот, ребенку стоит видеть вокруг много разных оттенков, чтобы быстрее научиться отличать цвета друг от друга. Разнообразие информации, которая поступает к малышу, определяет скорость его обучения и объем знаний. Можете купить специальные игрушки, раскраски или книжки с картинками – ребенок будет в восторге.

Разговоры с ребенком. С малышом нужно говорить. Уже в этом возрасте он прекрасно различает интонации и может отличить речь родителей от чужой. Не стоит кричать или ругаться при младенце: это напугает или насторожит его. Вместо этого с ребенком рекомендуют разговаривать: на прогулке и дома описывать и называть предметы, на которые он смотрит, показывать на разнообразные вещи и давать им названия. Чем больше малыш слышит живой речи, тем обширнее его словарный запас. С магнитофонными записями это не работает: разговор обязательно должен быть живым. Старайтесь говорить мягким тоном, отчетливо выговаривая звуки, чтобы ребенку было проще их повторить.



Возможные отклонения в развитии

Несмотря на то, что каждый малыш индивидуален, есть признаки, которые должны насторожить родителей: они могут быть симптомом задержки развития. Стоит обратиться к специалисту, если ребенок в полгода:

  • не гулит, не меняет интонаций, когда издает звуки;
  • слабо держит голову;
  • не может перевернуться или переложить предмет из одной ручки в другую;
  • не реагирует, когда рядом появляются родители, слышатся какие-то звуки или что-то происходит.

Насторожить также должно отсутствие интереса к игрушкам или неспособность отличить родителей от других людей. В таких случаях ребенка нужно показать врачу: он скажет, что делать дальше.

Развитие малыша – процесс завораживающий: из несмышленого грудничка вырастает любознательный, интересующийся миром карапуз. Будьте внимательны к этим изменениям. Помните, что все дети индивидуальны, не ставьте слишком жестких критериев, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, но сверяйтесь с медицинскими нормами развития и старайтесь развивать ребенка по мере его взросления.

[1] Евгений Комаровский «Начало жизни. Ваш ребенок от рождения до года»

[2] Джон Медина «Правила развития мозга вашего ребенка»

[3] Елена Сосорева «Первый год жизни малыша. 52 самые важные недели для развития ребенка»

Читайте также: