Какие игрушки нужны ребенку в 5 месяцев для развития мальчику

Обновлено: 27.04.2024

Когда ребенок не спит, ему нужно чем-то заняться он может взять в руки игрушку и играть с ней. В то же время, потеряв к ней интерес, он роняет ее. Если малышу не дотянуться до предмета, он смотрит на него и при этом медленно сжимает и разжимает кулачки. В его представлении игрушка приобретает особый смысл. Это не просто предмет, а нечто такое, что можно взять, попробовать на вкус и ощупать. Ребенок пытается познать окружающий его мир. Он стремится найти применение предметам, которые находятся рядом с ним.
Относясь приветливо к любому новому гостю, он, тем не менее, делает четкое различие между знакомыми и незнакомыми людьми. Малыш всегда отдает явное предпочтение тем, кого знает. Когда он устал и капризничает, его могут успокоить только родители.
По мере того как ребенок знакомится с окружающим миром, у него появляются новые реакции. До этого момента вся его жизнь протекала между двумя состояниями -когда он был счастлив или несчастлив. К пяти месяцам поведение ребенка становится более осмысленным - можно различить, когда он возбужден или доволен и спокоен. С другой стороны, состоянию дискомфорта сопутствуют настороженность, печаль, страх. Многообразие окружающего мира вызывает у малыша целую гамму чувств, которые выражаются в виде бессвязного лепета. Теперь он может означать: "посмотри на меня", "возьми меня на руки", "мне это не нравится".

В возрасте пяти месяцев у детей появляются некоторые особенности, связанные с развитием двигательных навыков.
Некоторые малыши уже могут хорошо ползать по дому, а другие начинают делать это только через несколько месяцев. Важно помнить, что раннее развитие двигательных навыков не обязательно связано с ранним развитием умственных способностей.
Ребенку всегда доставляет удовольствие чувствовать, что он может самостоятельно передвигаться. С помощью родителей он способен подняться и встать на ноги. Лежа в ванночке во время купания, малыш охотно отталкивается ножками от рук взрослого и барахтается в воде.
Особенно нравится детям надувное детское креслице. Сидя в нем, они любят отталкиваться ногами от пола и подпрыгивать. Проверьте, чтобы кресло, которым вы пользуетесь, было прочным и устойчивым. Когда ребенок сильно возбужден, он способен опрокинуть его.
К началу шестого месяца большинство детей уже умеют дотягиваться до игрушек и хватать их. Они могут делать это сначала одной рукой, затем другой.
В этом возрасте ребенок уже научился управлять движениями руки, хватать какой-либо предмет и рассматривать его. Теперь он владеет движениями всех пальцев и без труда берет самые маленькие предметы, включая чайную ложку.
По-видимому, малыш начинает осознавать, что у него есть правая и левая рука - одну и ту же вещь он может держать в левой руке, а потом перекладывать в правую.
Более того, для него становится ясным, что в какой бы руке ни находилась игрушка, она не меняет своих свойств (колокольчик звенит одинаково).

Способность видеть, слышать, чувствовать

Теперь для ребенка особенно важными являются зрительные образы, с которыми он сталкивается. До этого малыш ударял по предмету в поисках интересных ощущений, затем хватал его, чтобы засунуть в рот. Пятимесячный ребенок уже берет предметы, чтобы рассмотреть их. Прежде чем взять погремушку в рот, он трясет ее, вертит и внимательно изучает.
По мере того как у малыша накапливаются знания об окружающем мире, он продолжает с особым вниманием относиться к поведению матери. Если она выходит из комнаты, ребенок продолжает пристально смотреть на то место, где она только что находилась. Когда мать входит обратно, он следит за каждым ее движением.
Пятимесячный ребенок не только поворачивает голову, услышав какой-либо звук, но пытается найти его источник, даже если он трудно различим. Малыш живо реагирует на звук шагов, и когда кто-нибудь входит в комнату, он настораживается и становится необычайно внимательным. Он проявляет любопытство к звукам, которые произносит сам, обнаруживая при этом, что звук голоса меняется, если положить в рот палец или игрушку. Ему нравится слушать музыку, и он часто оживляется при звуках ритмичной, бодрой мелодии.
В этом возрасте купание может стать для малышей настоящим праздником. Большинство детей уже умеют брызгаться и делают это сразу, как только попадают в воду. Обычно они бьют по воде сразу двумя руками. Когда ваш малыш научится играть в эту игру, он будет разбрызгивать воду себе в лицо и в глаза, вскрикивать от восторга и снова брызгаться. Он как бы пытается понять, как надо реагировать, когда вода попадает ему в лицо.
Во время купания ребенок может вволю наиграться в воде и одновременно узнать, какие у него есть части тела. Если родители поддерживают его за спинку, он дотянется до пальцев ног и потрогает их. Забавляясь в воде с игрушками, малыш неожиданно для себя откроет свою половую принадлежность. Затем, пока его вытирают, он обнаружит пупок или с удовольствием потрогает свой нос и уши. Когда вы близко наклонитесь к нему, он попытается ощупать ваше лицо и сравнить его со своим.

Понимаем своего ребенка

К этому времени ребенок освоил многие согласные звуки и может произнести: "Ма-Ма", "Па-Па", "На-На". Интересно, что он почти никогда не произносит слоги по одному, например "Ма", а только "Ма-Ма" или "Ма-Ма-Ма-Ма". Когда малыш произносит осмысленные звуки, такие как "Ма-Ма" или "Па-Па", его родители, братья и сестры обычно подхватывают и повторяют их, явно получая от этого наслаждение. Ребенок, отвечая на их восторги, произносит эти слова снова и снова. Вот так, получая поддержку, он постепенно переходит от бессвязного лепета к осознанной речи.
Хотя пятимесячный ребенок не вкладывает смысла в то, что произносит, тем не менее его речевые упражнения являются необходимым условием для овладения речью. Он находит способы позвать в комнату маму или заставить ее обратить на себя внимание, если она отвернулась. Отвечая на зов малыша, мать тем самым дает ему представление о том, какой силой обладает человеческая речь.
Когда мама и папа, ненадолго расставшись с малышом, возвращаются обратно, он восторженно приветствует их, изо всех сил размахивая руками, возбужденно подпрыгивая и издавая громкие звуки. Он также радуется появлению братьев, сестер и других членов семьи, однако при этом проявляет свои чувства более сдержанно.
Пятимесячный ребенок способен выражать недовольство столь же непосредственно, как и восторг. В более раннем возрасте, как мы уже наблюдали, эта реакция обычно возникала в результате каких-либо внутренних или внешних физических воздействий. Теперь, повзрослев, ребенок раздражается, когда не может получить того, чего хочет. Если вы отнимете у него игрушку или положите его в кроватку, пока он еще не уснул, или будете слишком долго переодевать его, то рискуете вызвать у малыша гнев.

ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ

Опустите двигающиеся игрушки
Опустите вниз все висящие высоко игрушки, до которых ребенок пытается дотянуться. Его больше не удовлетворяет наблюдение за интересными предметами издалека. Он хочет их схватить, потрясти, повертеть и увидеть вблизи. Если невозможно опустить игрушку, к которой он тянется, лучше будет убрать ее совсем.
Детский рюкзачок
Берите ребенка на прогулку, посадив в детский рюкзачок. Рюкзачки, которые закрепляются спереди, подходят для этой цели лучше всего, потому что ребенок может видеть ваше лицо, когда вы с ним разговариваете.
Посадите малыша к себе на спину
Делая домашние дела, сажайте малыша в рюкзачок себе на спину (как это делают индейцы).
Разговаривайте с ребенком при перемене обстановки
Вынимая из кроватки, переодевая, сажая в ванночку или устраивая на сиденье машины, разговаривайте с ребенком. Даже если он не понимает точного значения слов, то так или иначе догадается, что вы подаете ему сигнал о предстоящей перемене обстановки.
Протягивайте руки навстречу малышу
Независимо от того, откуда вам приходится брать малыша, протягивайте к нему руки, говоря при этом "Оп!" Через некоторое время ребенок начнет тянуться навстречу вам.

Новые открытия
Блестящая кастрюля
Дайте ребенку большую блестящую кастрюлю, чтобы он мог посмотреться в нее. Пусть он повертит, похлопает и постучит по ней со всех сторон. Малышам нравятся "игрушки" взрослых.
Перед зеркалом
Подержите малыша перед большим зеркалом, где его видно во весь рост. Пусть он внимательно рассмотрит свое изображение. Покажите ему, где в зеркале мама, а где он.
Несколько игрушек в детской кроватке
Оставляйте в детской кроватке несколько маленьких игрушек. Ребенок научится отличать их друг от друга, выберет самую любимую и даже сможет заметить, когда в кроватке появится новый предмет.
Куклы-неваляшки
В этом возрасте детям очень нравится обнаруживать новые интересные предметы, и поэтому ваш ребенок будет с удовольствием играть в куклы-неваляшки. Стоит ему уронить такую игрушку, как она тут же самостоятельно принимает стоячее положение. Воображение малыша поражает эта необычная реакция на его действия.
Детские качели
Посадите ребенка в домашние детские качели и начните осторожно раскачивать. Когда качели качнутся от вас, скажите: "До свидания", а когда вернутся обратно: "Здравствуй". Хотя малыш еще не понимает смысла сказанного, он догадается, что вы употребляете два разных слова. Через некоторое время он обнаружит, что слова, звучащие по-разному, имеют разное значение.
Потрогай звук
Когда ребенок начнет проводить эксперименты со своим голосом, вы заметите, что он отчетливо произносит несколько звуков: б, м, д, а, и, у. Попробуйте повторять их вслед за ним. Произнося звуки, положите пальцы малыша на свои губы. Пусть он ощутит вибрацию вашего голоса и дрожание губ.
Погремушки
Поскольку теперь принято считать, что погремушки отживают своей век, многие дети лишены возможности играть с ними. Это непростительная ошибка со стороны родителей. Народная мудрость, создавшая эту замечательную игрушку, жива и по сей день. В возрасте пяти месяцев ребенок начинает осознавать связь и взаимодействие окружающих предметов и явлений. Он обнаруживает, что определенные действия, которые он совершает, связаны с определенными предметами. Поскольку в ребенке изначально заложены некоторые двигательные навыки, в частности способность трясти руками, он автоматически начинает трясти погремушкой, как только она попадает ему в руки. Чем больше ребенок будет играть с разными погремушками, тем больше удовольствия он получит, развивая при этом свои двигательные навыки.
Развитие координации
"Вот какой ты большой"
Посадите малыша в высокий детский стул или устройте его так, чтобы он мог на что-нибудь опираться. Опустите его руки вниз и спросите: "Ты большой?" Затем поднимите руки над головой и скажите: "Вот какой ты большой!" Если в ответ вы услышите смех, это значит, что игра ему нравится.
Веселые прыжки
Дети любят слушать веселые песенки и стишки, сидя на коленях у мамы или у папы. Особенно их забавляют песенки с "сюрпризом". Ребенок уже заранее предчувствует, что его ждет в конце песни, и подает вам знак улыбкой или смехом. Такая реакция свидетельствует о постепенном укреплении памяти.
Раз-два встали!
Малыш уже умеет садиться, и, возможно, вы обнаружите, что он пытается вставать. Помните, что прежде, чем расслаблять колени, ребенок учится распрямлять их. Если вы видите, что ребенок готов подняться на ноги, обязательно поддерживайте его, взяв под мышки. Благодаря этому ребенок будет меньше уставать не переутомится.
Прикрепите кольца к детской кроватке
Прикрепите к передней спинке кроватки пластмассовые кольца. Малыш будет стремиться схватить их и подтянуться вперед.
Вниз под горку
Ваш ребенок наверняка уже умеет переворачиваться. Если погода позволяет, выйдите вместе с ним на улицу и расстелите на траве одеяло в том месте, где есть небольшой уклон. Положите малыша на одеяло и, придерживая, помогите ему несколько раз перевернуться.
Спасательный круг
Надуйте детский резиновый круг. Наденьте его на ребенка, когда он сидит. Если малыш начнет падать, круг защитит его от ушиба.
Принятие решений
По игрушке в каждой руке
Дайте малышу игрушку сначала в одну, а затем в другую руку. Вскоре он научится перекладывать игрушки туда и обратно.
Игра в мяч
Пусть малыш увидит, как вы кидаете мячик вверх и вниз. Постепенно он будет все внимательнее следить за его движениями.
Нарисованное лицо
Лица по-прежнему притягивают внимание ребенка. Нарисуйте на кусочке ткани рожицу и пришейте к внутренней стороне простыни, которой он накрыт. Поднимая простыню, малыш увидит улыбающееся лицо.
Карусель
Теперь малыш замечает разницу между нормальным лицом и перекошенным. Нарисуйте цветным карандашом или мелом на твердой бумажной тарелке две рожицы - с одной стороны веселую, а с другой - печальную. (Можно сделать дырочки вместо глаз или менять положение пак и перевернуть тарелку. На какую рожицу вашему малышу нравится смотреть больше?
Исчезающий мяч
Поставьте у стены стул, на котором сидит ваш ребенок, и закатите под него мячик. Пусть он ударится о стену и выкатится обратно. Понаблюдайте, будет ли малыш следить за мячом.

Время кормления
Дайте ребенку ложечку
Во время кормления дайте ребенку в руки ложечку, тогда он перестанет тянуться к той, которой вы его кормите. Не ждите, что малыш начнет есть самостоятельно. То, что он держит ложку, уже само по себе большое достижение.
Дайте ребенку чашку
Некоторым пятимесячным детям нравится пить из чашки. Чтобы ребенок не разлил жидкость, капните в пластмассовую чашку сначала всего 2-3 капли и дайте подержать ее своему малышу.
Называйте части тела ребенка
Переодевая или купая ребенка, называйте ему части тела и лица, до которых вы дотрагиваетесь.
Застывшее лицо
Разговаривая с ребенком во время переодевания, остановитесь на секунду, и пусть малыш увидит, что ваше лицо стало совершенно неподвижным. Понаблюдайте за тем, как он будет пытаться заставить вас заговорить снова.
Кораблик в детской ванночке
Если, купая ребенка, вы опустите в ванночку кораблики, это доставит малышу огромное удовольствие. Их можно легко сделать, взяв пластмассовые коробочки из-под маргарина.
Время отдыха
Ласково похлопайте малыша
Если вы видите, что ребенок устал, но никак не может успокоиться, возьмите его на руки, прислоните к плечу и ласково и ритмично похлопайте по спине. Он расслабится и отдохнет вместе с вами.
Разговор шепотом
Попробуйте прошептать малышу на ушко несколько слов. Новые способы общения способствуют установлению более близких контактов между вами и ребенком.
Укачивание
Дети любят, когда мама или папа прижимают их к себе и качают. Укачивая ребенка, пойте ему колыбельную песню.

опубликовано 21/05/2007 13:23
обновлено 13/05/2011
— Педагогика и психология

В 5 месяцев малыш с удовольствием тянет все в рот: свои ручки, ножки, одежду, игрушки. Поэтому особенно в это время следите за чистотой игрушек и предметов вокруг. Ребенок больше активничает, может спокойно сам поиграть в свои игрушки 15-20 минут, не беспокоя маму. Относительно легко переворачивается со спины на живот и обратно. Тянется за игрушками и с упорством пытается ползти.



Также малышу хочется общения. Он привлекает к себе внимание самыми разными способами: кряхтением, гулением, машет ручками. Малыш начинает проявлять “ревность”, если вы долго разговариваете по телефону или заняты своими делами. Если вы еще не сделали это раньше, организуйте место для игр сейчас. Например, постелите на пол детский коврик, на котором малыш сможет учиться переворачиваться, сидеть, ползать, безопасно играть со своими игрушками.

Игрушки для пятимесячного малыша:

  • игрушки с изображением животных
  • музыкальные игрушки (маракас, барабан, бубен, колокольчик)
  • стучалки
  • игрушки на руку (Зебра, Пингвин)
  • заводные игрушки (Панда крутит глазками)
  • игрушки для ванной (зеркало, кубик)
  • тактильные мячики

Игры в 5 месяцев:

  1. Повернись
    Положите малыша на простынку. Приподнимите край простынки и подождите, пока под действием силы тяжести малыш перевернется на бочок, а затем на спину.



Малышу в этом возрасте интересно играть и с вашими “взрослыми” предметами. Пульт от телевизора, ваш телефон, половник, кастрюля особенно привлекают его внимание, потому что в это “играете” вы. Вы можете дать ему эти предметы только под вашим присмотром. Малыши в 5 месяцев активно повторяют за взрослыми.

Достаточно 2-3 игр в день и побольше вашей доброты, заботы и внимания. Почаще обнимайте своего ребеночка, он уже может и вам ответить нежностью и улыбкой.

Вот Ваш кроха и достиг пятимесячного возраста. Малыш уже спит гораздо меньше и больше времени проводит с Вами, он смеется и активно гулит, когда вы разговариваете с ним и совсем скоро он начнет ползать и за ним уже трудно будет угнаться, а в наведении порядка в доме ему не будет равных. Что же нового будет происходить с малышом на этом этапе и каким будет развитие ребенка в пять месяцев читайте в статье.

Развитие ребёнка в 5 месяцев

Физическое развитие в 5 месяцев 4 5

Оценку физического развития важно проводить, чтобы оценивать здоровье малыша. Нормальные показатели массы и роста для мальчиков и девочек (по данным ВОЗ Anthro) представлены в таблице.

Рост (длина тела) малыша в 5 месяцев зависит от пола - мальчики в этом возрасте обычно немного длиннее. По весу они также обгоняют девочек. Однако важно понимать, что каждый ребенок растет по своему индивидуальному графику: некоторые малыши рождаются настоящими богатырями, в то время как другие отличаются миниатюрной комплекцией. Родителям нужно обращать внимание на то, что говорит по поводу роста и веса пятимесячного ребенка наблюдающий его педиатр, а не таблицы роста. Он оценивает состояние грудничка по целому комплексу показателей и способен понять, что является нормой для конкретного малыша.

Видно, что показатели физического развития варьируют в очень широких пределах для одного и того же возраста. Это зависит от многих факторов, например, роста родителей, течения беременности и родов, характера питания ребенка, наличия особенностей в состоянии его здоровья. В целом, физическое развитие мальчиков характеризуется более высокими значениями массы и роста, а также более интенсивными темпами роста, по сравнению с девочками.

Иногда малыши в этом возрасте прибавляют вес слишком быстро, и это может свидетельствовать о риске избыточной массы, и, возможно, потребует консультации специалиста, например, диетолога или эндокринолога для оценки пищевого поведения и коррекции рациона питания ребенка, а также индивидуального планирования этапа введения прикорма. Основные рекомендации специалистов коснутся увеличения доли физической активности в течение дня и снижения количества быстрых углеводов.


Вторая еще более частая ситуация связана с плохими прибавками массы тела. Если вес ребенка в 5 месяцев значительно ниже нормы, имеет место дефицит массы тела, который также нуждается в уточнении причины и диетологической коррекции. Поскольку дефицит массы сопровождается недостатком важных нутриентов, железа, кальция, йода, цинка, он негативно сказывается на самочувствии и здоровье малыша.

В итоге, нужно сказать, что нормы развития ребенка в 5 месяцев являются весьма индивидуальными и характеризуются значительной разницей в показателях массы и роста.

Моторное и нервно-психическое развитие ребенка 5 месяцев

Давайте разберемся, что должен уметь Ваш малыш в возрасте 5 месяцев 1 3 .

Итак, зрительные ориентировочные реакции позволяют малышу отличать близких от чужих людей и по-разному реагировать. Малыш узнает Ваш голос, отличает его строгую и ласковую интонацию.

Ваш ребеночек может уже подолгу лежать на животе и самостоятельно переворачивается со спины на живот, если малыш ленится переворачиваться, не нужно переживать по этому поводу, ведь темпы освоения навыков у всех разные. Можно активизировать двигательную активность крохи гимнастикой, массажем. Важно, что такие простые вещи как прогулки на свежем воздухе и соблюдение режима дня тоже положительно влияют на психомоторное развитие ребенка. Когда ребенок сыт, выспался, погулял и хорошо себя чувствует, значимых отклонений в моторном развитии не будет.

Если же малыш перестал переворачиваться или имеются другие тревожные симптомы, то нужно срочно обратиться специалисту

Речевое развитие малыша в 5-6 месяцев характеризуется произношением отдельных слогов, малыш будет особенно активно с Вами «общаться» только в режиме диалога, т.е. когда молчите Вы, молчит и Ваш кроха.


Тем не менее, каждой маме важно понимать то, что для ребенка характерен свой индивидуальный темп развития и что навыки и умения малыша могут варьировать в широких пределах. Так, если ребенок сел в 5 месяцев, это является вариантом нормы, некоторые дети в этом возрасте могут начать ползать на четвереньках, и даже пытаться вставать в кроватке. Другие, же, напротив, отлично себя чувствуют только, переворачиваясь со спины на живот, и свое свободное время комфортно проводят на лёжа на животе, и перебирая игрушки.

Режим питания ребенка в 5 месяцев 6

Питание Вашего ребенка в возрасте 5 месяцев, включает 5 кормлений, малыш еще находится на грудном вскармливании по рекомендации ВОЗ. Введение прикорма рекомендуется с 6 месяцев. Интервалы между кормлениями составляют около 4 часов, рекомендуется ночной перерыв между кормлениями около 6 часов.

Режим дня ребенка в 5 месяцев 1 3

Режим дня включает в себя два обязательных дневных сна продолжительностью 2-3 часа. При условии раннего пробуждения 07.00-07.30 и засыпания 20.30-21.00 продолжительность дневного сна должна быть достаточной. Если малыш плачет, он полон сил, энергии и не хочет засыпать, то нужно проанализировать достаточно ли физической активности в течение дня. А именно, прогулок на свежем воздухе, водных процедур, игр, разговоров с ребенком, его собственных движений лежа на животе, перекладыванию и изучению игрушек, массажа, гимнастики, поскольку любая активность это - работа для малыша, и она нуждается в большом количестве энергии, вызывает усталость, и требует отдыха.

Купать кроху в возрасте 5-6 месяцев нужно ежедневно или через день в вечернее время. Для вашего малыша прогулка на свежем воздухе – это неотъемлемая часть повседневной активности и в зависимости от погодных условий продолжительность её может варьировать от 1 до 2 часов, можно и дольше, в среднем, выходить на улицу можно дважды: утром перед сном, и после второго сна в вечернее время.

Фото 1

Малыш ещё чуточку подрос: ему уже 5 месяцев. Маленький человечек становится все мобильнее и самостоятельнее.

Он умеет переворачиваться на животик, учится садиться, подолгу внимательно и осмысленно рассматривает игрушки и свои первые книжки. Чтобы закрепить освоенные навыки и продолжить дальнейшее развитие крохи, с ним нужно постоянно заниматься.

Сделать обучение увлекательным и весёлым помогут игры с ребёнком в 5 месяцев.

Какие навыки можно развить у малыша играя?

Выбирая игры с ребенком 5 месяцев, надо учитывать особенности данного возраста. Пять месяцев — это такой период, когда малыш активно постигает мир. Его всё меньше забавляют подвешенные над кроваткой игрушки.

Грудничку интереснее подержать предмет в руках, попробовать на вкус, извлечь звук. Из всего многообразия предложенных игрушек, карапуз предпочтёт самую яркую или ту, которая шуршит, звенит и моргает.

Чтобы выбрать правильную игрушку, нужно учитывать следующие моменты:

Фото 2

  • изделие должно быть качественным: экологически чистым, окрашенным безопасными красителями;
  • предмет должен иметь яркий цвет и понятные формы. Если это мишка, то игрушка должна быть похожа на этого зверя. Кроха в 5 месяцев различает основные спектральные цвета без полутонов. Поэтому следует покупать яркие игрушки, окрашенные в 1 или 2 цвета. Начинать рекомендуется с красного и жёлтого;
  • разнообразие материала. Предмет может быть пластмассовым, тканевым, деревянным или резиновым, но главное — крупным. Детки в этом возрасте всё тянут в рот, поэтому мелких деталей в игрушке быть не должно.

Не стоит показывать крохе все предметы сразу. Достаточно предложить 2-3 игрушки. Когда карапуз наиграется ими, можно сменить ассортимент. Рекомендуется иметь дома 3-4 игровых набора и регулярно менять их 2-3 раза в неделю.

Развитие речи

Фото 3

Пятимесячный малыш радует близких различными звуками. Чуть позднее, к 6 месяцам, он освоит слоги – «буу», «ваа», «маа» и др. Это лепет. Так он тренирует артикуляционный аппарат.

Лепет — первое упражнение, которое в дальнейшем поможет младенцу овладеть речью. Этот разговорный навык следует развивать и поощрять. Речь необходима грудничку как средство общения со взрослыми.

Чтобы младенец заговорил правильно и в срок, с ним необходимо много и эмоционально общаться, не забывая делать паузы, чтобы малыш успел пролепетать что-то в ответ. Так, он быстро освоит сначала простые, а затем всё более сложные звукосочетания.

Чтобы речь развивалась хорошо, все игровые действия следует сопровождать песенками, прибаутками, стишками. Малыш — это личность. Поэтому разговаривать с ним нужно на равных. Следует постоянно поддерживать с ребёнком диалог и рассказывать о каждом предмете, который попадает в его поле зрения.

Двигательные навыки

Фото 4

В этом возрасте детки начинают манипулировать предметами: берут их в кулачок, ощупывают, перекладывают из одной руки в другую. Кроха уже отличает большой пальчик от других пальцев.

В игрушках должны присутствовать подвижные детали, которые удивят ребёнка и будут стимулировать к действию. Занимательным элементом может стать двухсторонняя раскраска мячика, что заставит малыша поворачивать шарик.

Другой пример — пищалка, когда при нажатии на игрушку, появляется звук. Игры с ребёнком 5 месяцев не обходятся без погремушек с ручками различной формы и фактуры. Почему это важно? Если в 4 месяца малыш осваивал первые хватательные движения и ему требовались погремушки с простыми ручками, то сейчас на первый план выходит навык по удерживанию предмета и вращению его в разные стороны.

Поэтому ручки должны быть сложные: в виде петельки, гантельки, зверюшки, то есть такие, которые дадут малышу возможность освоить разные способы захватывания предмета с учётом его формы.

Расширение кругозора

Теперь кроха видит всё, что его окружает. Если до 4-х месяцев младенец различал предметы на расстоянии вытянутой руки (30-40 см), то теперь он может сфокусировать взгляд, независимо от дистанции до предмета.

Становится важным освоение нового занятия: рассматривание улицы из окна или на прогулке. Простое наблюдение — это уже расширение кругозора. Следует показывать крохе как можно больше предметов, называть и объяснять их назначение и характеристики.

Малыш продолжает познавать мир на ощупь. Рекомендуется дать ребёнку в ручку различные материалы – шерсть, мешковину, шёлк и др. Кроме того, новорожденного в этом возрасте интересует температура предметов. Можно дать ему в ладошку холодную ягодку ил теплую бутылочку с водой.

Игры с ребёнком 5 месяцев должны быть простыми и непродолжительными по времени. Вполне достаточно 10-15 минут.

Во что можно играть с ребенком в 5-6 месяцев?

Развивающие игры с малышом 5-6 месяцев — это способ освоить сенсорно-моторные навыки, испытать социально-эмоциональные переживания. Такие занятия незаменимы для интеллектуального развития младенца. Игра для ребёнка – это работа, помогающая осознать собственное «Я», развить творческие способности и самостоятельность.

«Неваляшка»

Фото 5

Важным моментом в развитии крохи является умение ориентироваться в пространстве и координировать свои движения (система «глаз-рука»). Освоить непростой навык помогает игрушка «Неваляшка».

Нужно сделать следующее: малышу, лежащему на спинке, с расстояния в полметра показывают игрушку. Чтобы привлечь внимание малыша, «Неваляшку» нужно покачивать. Затем игрушку плавно перемещают вправо или влево и снова раскачивают.

Младенец должен увидеть предмет и потянуть к нему ручки. «Неваляшку» подносят поближе, чтобы грудничок мог до неё дотронуться, толкнуть, покачать, то есть привести в движение. Можно показать «Неваляшку» малышу, находящемуся на руках взрослого. Когда кроха увидит игрушку, её подносят поближе, давая ребёнку возможность исследовать предмет из вертикального положения.

Фото 6

Суть игры в следующем: взрослый закрывает своё лицо руками, «прячась» от малыша. Спустя 20 секунд руки разводят в стороны, открывая лицо и произнося «ку-ку».

Детки обожают эту игру, смеются и пытаются повторить звуки. Позже, когда малыш подрастёт, взрослые могут прятаться от него за шкаф, дверь или за подушку. А пока эта незатейливая игра помогает грудничку познавать окружающий мир.

У малышей до года долгосрочная память неразвита: они запоминают лишь то, что видят. Поэтому такое простое развлечение помогает крохе понять, что предметы сами по себе не могут исчезнуть или появиться.

И постепенно ребёнок начинает осознавать, что если объект пропал из поля зрения, это не значит, что он исчез навсегда. Такое простое развлечение совершенствует мышление и внимание ребёнка, развивает память и уверенность в себе, формирует чувство безопасности.

Игры с пальчиками и ладошками

Эти занятия улучшают координацию и развивают речевые навыки малыша.

Фото 7

Перед игрой необходимо провести разминку рук:

  • пальчики на каждой ладошке поочередно сгибают и разгибают;
  • затем делают расслабляющую гимнастику. Движения напоминают надевание перчатки: каждый пальчик массируется сверху вниз с аккуратным надавливанием на фалангу;
  • кисть младенца берут в руку и сгибают её влево-вправо, затем сжимают в кулак и вращают.

Теперь можно приступать к пальчиковым играм. Простейшее развлечение — «Сорока-белобока». Нужно взять ладошку ребёнка и водить по ней указательным пальцем, делая круговые движения и повторяя одноименный стишок. Затем следует загибать каждый пальчик по очереди, начиная с мизинца, одновременно их массируя.

Можно придумать свою потешку или рассказать крохе историю про каждый пальчик. Ещё одна любимая детками игра — «Ладушки». Услышав первые слова ритмичного стишка, малыш начинает ударять в ладоши, смеяться и гулить.

Фото 8

Сначала ребёнок будет хлопать ручками при помощи взрослых, но затем научится делать это самостоятельно. Эта игра полезна для развития речевых, слуховых навыков, поскольку в ней задействованы многократные повторения слов.

Игры с малышом в 5-6 месяцев схожи с развлечениями в раннем возрасте. Новых забав не требуется, для гармоничного развития достаточно прежних, но чуточку усложнённых упражнений.

Кроме совместных игр, малышу требуется личное время, когда он может остаться один, чтобы изучить тело, подвигать ручками и ножками, полепетать, постепенно осознавая свою самостоятельность.

С подручными предметами

Занятия с подручными предметами должны носить регулярный и неутомительный характер:

  • игры с мячом. Нужно привязать к мячу веревочку и удерживать над лежащим на спинке младенцем. Он будет бить игрушку ножками, хватать руками и пытаться обнять;
  • воздушный шар. Задача игры — научить малыша противопоставлять большой палец всем остальным. Для этого нужно несильно надуть шарик и привязать к нему ленточки. Затем следует показать игрушку ребёнку, вызвав интерес. Когда кроха потянется к шарику, необходимо вложить ленточку в его руку так, чтобы ребёнок схватил её, зажав между большим пальчиком и остальной ладошкой. Малыш должен научиться притягивать шар к себе, обхватывать его и самостоятельно удерживать за ленточку;
  • ползём за игрушкой. Пятимесячного грудничка нужно стимулировать к ползанию, если он ещё не освоил эту «науку». Для игры подойдут любые предметы, которые интересны малышу. Как только новорожденный перевернётся на живот, нужно положить перед ним игрушку, но так, чтобы её было недостать. Кроха обязательно начнёт движение, пытаясь дотянуться до желанного предмета;
  • две руки. Цель занятия — научить младенца перекладывать предмет из одной руки в другую. Это отличное упражнение для развития координации и смекалки. Когда ребёнок держит в одной руке кубик, а в другой колечко, нужно предложить ему, новую, небольшую по размеру, игрушку. Что младенец будет делать? Незнакомый предмет его заинтересовал, но и прежние игрушки выпускать не хочется. И вот ребёнок перекладывает кольцо к кубику, а освободившейся рукой берёт «новинку»;
  • причинно-следственные связи. Из подручных предметов нужно соорудить возвышение. Затем взять машинку или кубик и скатить игрушку с горки. Это занятие станет для ребёнка первым уроком, развивающим логику.

Видео по теме

О том, как играть с малышом в 5 месяцев, в видео:

Играть с младенцем можно в любое время, но при условии, что он бодр и активен. Нужно замечать его настроение и самочувствие. Если развлечение малышу наскучило или он устал, занятия следует прекратить. Полезно привлекать в игру с новорожденным всех, кто находится дома: старших детей, бабушек и дедушек. Ребёнок должен учиться выстраивать отношения со всеми членами семьи.

Появление в семье малыша – приятный повод для друзей и родственников одарить кроху подарками, но мало кто из них задумывается о пользе презента: часто они выбирают игрушки для детей 6 месяцев, превышающие их собственные размеры (рекомендуем прочитать: какой можно сделать подарок на рождение девочки?). Такие презенты потом долго пылятся на полках, дожидаясь своего часа. В полгода, когда ребенок начинает активно реагировать на игрушки, тянется к ним, пытается взять в руки, плюшевый мишка или зайчик – не лучший выбор для малыша. Он обязательно потянет их в рот, и тогда они станут источником опасности для маленького организма: пыль, микробы, мелкие ворсинки способны вызвать аллергию или стоматит.

Что же рекомендуют психологи, по каким критериям и какие игрушки следует выбирать для детей в полгода, есть ли различия презентов для мальчиков и девочек в таком возрасте?

Малыш с медведем

Малыш с мишкой – классический тандем, но лучше повременить с покупкой плюшевого друга до более осмысленного возраста ребенка

Правильные критерии выбора

Основа выбора заложена в развитии ребенка. У 6-ти месячного ребенка пальчики плотно сжаты в кулачок. К полугоду ладошка раскрывается, он начинает захватывать предметы, брать их в руку – нагрузка на пальчики зависит от формы и размера игрушки. Чтобы развитие моторики шло правильно, в игру включаются обе руки. Малыш начинает постукивать взятой игрушкой, появляются такие движения, как накладывание, нанизывание – для грамотной помощи крохе нужны безопасные, удобные и полезные игрушки.

В их список включены:

  1. Деревянные, резиновые или пластиковые игрушки, изготовленные из высококачественного сырья. Они легко моются, мало весят и не впитывают в себя пыль.
  2. Игрушки удобной формы для захватывания.
  3. Предметы, издающие различные звуки: музыкальные, пищащие, говорящие, сигнальные.
  4. Прочные, способные выдержать множество падений, надкусывание и крепкое сжатие детских кулачков.
  5. В игрушке должна быть заложена возможность производить ребенку простые действия: вращение, нажатие, вкладывание, надавливание, совмещение.
  6. Катающиеся и движущиеся игрушки помогут ребенку освоить азы ползанья, как начального способа передвижения.
  7. Яркие, цветные игрушки, с разнообразной фактурой необходимы для развития зрительного восприятия и мелкой моторики.


С полугода до 9 месяцев происходит бурное развитие таких органов чувств, как обоняние, вкус, осязание, слух. Грамотно подобранные забавы помогают малышу познавать мир безопасно и увлекательно. Происходит концентрирование внимания, ребенок осваивает не только моторику, но и формирует тактильные ощущения, развивает свой интеллект.

В процессе занятий с игрушками ребенок знакомится с формой и размерами предметов, определяет их мягкость и твердость, узнает цвета и ощущает вес. Постепенно, шаг за шагом, расширяются двигательные способности малыша – он учится стучать, делать броски, двигать предметы, извлекать из них звуки.

Разновидности игрушек и их особенности

Необязательно заполнять детскую горой игрушек – для занятий с малышом подойдут обычные предметы домашнего обихода. Дети 6-9 месяцев тянутся ко всем предметам, они с удовольствием изучают вещи, которыми пользуются родители. Малыш будет увлеченно играть с пластиковой бутылочкой, коробочкой, лоскутами материи, пластмассовыми стаканчиками и баночками. Из них легко сделать игрушки, заполнив шуршащими и гремящими деталями: монетами, бусинами, фольгой. Фото таких поделок можно найти на детских сайтах.

Малыш с пирамидкой

Основная забава малыша в этом возрасте – изучать свойства предметов: их форму, цвета, возможности, вкус. Задача родителей – обеспечить кроху хорошим игровым материалом из специализированного магазина или самодельным

Главное, помнить о безопасности и чистоте. Используя такую самодельную вещь, нужно обязательно проверить надежность крышки и крепость швов. Магазинные пирамидки и развивающие наборы тоже послужат отличным вариантом.

На какие виды подразделяются игрушки и как их использовать?

Игрушки для купания

В 6 месяцев процесс купания переходит из гигиенической процедурой в увлекательную игру (см. также: особенности развития ребенка в 6 месяцев). У игрушек для купания две задачи:

  • отвлечь внимание крохи, пока родители проводят гигиеническую процедуру; .

Для купания можно купить тематические наборы резиновых пищалок. Это могут быть животные, фрукты, птицы, рыбки, машинки, геометрические фигуры. Если во время купания малыш любит выбрасывать игрушки за борт, можно расположить их по периметру ванны так, чтобы он мог их видеть.

Особый интерес вызывают у ребенка плавающие уточки, лягушки, рыбки. Для развития моторики отлично подходят губки, которые малыш может легко сжимать. Важное условие – игрушки для купания не должны тонуть, чтобы исключить погружение ребенка за ними, если только это не задумано специально.

Не забывайте об уходе за игрушками для купания. После каждой процедуры мойте их нейтральными моющими средствами, храните в отдельном месте.

Игрушки для купания

Купание с игрушками – настоящее удовольствие для деток, позволяющее одновременно изучить некоторые особенности материалов и развить мелкую моторику, воображение

Развивающие игрушки

Деревянный сортер

Для малыша в 6 месяцев интересны сортеры, работающие по принципу сортировки деталей. Их конструкции разрабатываются в специальных лабораториях под руководством детских педагогов и других опытных специалистов. Для знакомства с сортерами выберите простейшие модели матрешек и пирамидок. Нанизывая, проталкивая, вкладывая разновеликие детали игрушки, ребенок познает размер, объем и форму (см. также: что должен уметь делать ребенок в шесть месяцев?). В первое время для упрощения задачи можно покупать сортеры с деталями на веревочках, но уже 9 месяцам ребенок хорошо справляется уже с большим количеством отдельных фигурок.

Не теряют своей актуальности привычные пирамидки и кубики – в них можно играть вместе. Игровой процесс начинается с того, что малыш по просьбе взрослых подает им детали башенки или домика. Когда фигура будет построена, шалун с удовольствием разрушит ее и проследит за падением.

Какие еще игрушки можно приобрести? Специальные коврики , сшитые из фактурных ярких тканей – они могут быть снабжены кармашками, замочками, кнопочками. Если сшить такой коврик самостоятельно, можно наполнить его ячейки сухой травой, крупой, шуршащей бумагой, горохом. Желательно, чтобы рисунок сюжета был понятен крохе, чтобы детали сюжеты были четкими и красочными.

Развитию двигательных навыков помогают изделия, умеющие кататься по полу и «убегать» от ребенка. Мячики, машинки, лошадки на колесиках захватывают его внимание, он старается дотянуться, дотронуться до них, а значит, осваивает новые движения. Если такая игрушка оснащена звуковыми и световыми эффектами, она научит кроху концентрировать внимание.

Погремушки

Классическая развивающая игрушка – это погремушка (рекомендуем прочитать: какие существуют игрушки, развивающие мелкую моторику для детей до года?). С самого рождения она нужна малышу, чтобы осознавать результаты своих усилий. Изготавливают погремушки из самых различных, но безопасных материалов. Ткани, пластик, бумага – выбирайте то, к чему у крохи проявится больший интерес. К этому возрасту он уже способен отслеживать звук, поэтому надо менять расположение погремушки. Ее можно подвешивать над кроваткой, давать ему в руку, показывать, держа в своей руке, добиваясь, чтобы он потянулся к ней. Важно, чтобы звук, издаваемый погремушкой, не пугал ребенка.


Ручки погремушки должны быть удобными для захвата, удержания и перекладывания. Приветствуется разнообразие форм ручки: петелька, колечко, столбик, капелька и другие. Не стоит покупать малышу большое количество однотипных предметов: лучше взять те, которые наиболее удобны и привлекательны.

Книжки

Полугодовалый человек книжку не читает, он пробует ее на вкус, поэтому ее делают из плотного картона или обшивают фактурными тканями. Книжки содержат много картинок. Малыш их рассматривает, учится перелистывать страницы, трогает пальчиком заинтересовавшее изображение. Ни удержать, ни понять содержание книжки он еще не может.

Пока это только совместные занятия, когда родители комментируют изображения и разговаривают с ребенком: через общение с родителями пробуждается интерес к книжке. Для первых книжек подойдут «Курочка Ряба» и «Репка» . Современная электронная книжка позволяет занять малыша на некоторое время, не требуя участия взрослого.

Без разъяснений взрослого даже самая продвинутая игрушка не принесет пользы ребенку. Общаясь с крохой, вы формируете у него речевые навыки и ускоряете умственное развитие.


Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »

Читайте также: