Какие игрушки развивают мелкую моторику в 1 год

Обновлено: 28.03.2024

Все мамы знают, что у детей нужно раз­ви­вать мел­кую мото­рику рук. Но не все знают, как пра­вильно это делать, да и вообще что явля­ется мел­кой мото­ри­кой и какие осо­бен­но­сти она имеет? Какие заня­тия, игры и упраж­не­ния стоит про­во­дить с детьми для раз­ви­тия мото­рики? Рас­смот­рим подробно все эти вопросы.

Общее поня­тие и осо­бен­но­сти мел­кой мото­рики детей

Мел­кая мото­рика – это спо­соб­ность выпол­нять мел­кие и точ­ные дви­же­ния кистями и паль­цами рук и ног в резуль­тате ско­ор­ди­ни­ро­ван­ных дей­ствий важ­ней­ших систем: нерв­ной, мышеч­ной и кост­ной. Отно­си­тельно мото­рики кистей и паль­цев рук часто при­ме­няют тер­мин лов­кость. Область мел­кой мото­рики вклю­чает боль­шое коли­че­ство раз­но­об­раз­ных дви­же­ний: от про­стых жестов (напри­мер, захват игрушки) до очень слож­ных дви­же­ний (напри­мер, писать и рисовать).

Раз­ви­тие мел­кой мото­рики играет важ­ную роль для общего раз­ви­тия ребенка. Мел­кая мото­рика раз­ви­ва­ется уже с ново­рож­ден­но­сти. Сна­чала малыш раз­гля­ды­вает свои руки, потом учится ими управ­лять. Сна­чала он берет пред­меты всей ладо­нью, потом только двумя (боль­шим и ука­за­тель­ным) паль­чи­ками. Потом ребенка учат пра­вильно дер­жать ложку, каран­даш, кисть.

У мел­кой мото­рики есть очень важ­ная осо­бен­ность. Она свя­зана с нерв­ной систе­мой, зре­нием, вни­ма­нием, памя­тью и вос­при­я­тием ребенка. Также уче­ные дока­зали, что раз­ви­тие мел­кой мото­рики и раз­ви­тие речи очень тесно свя­заны. А объ­яс­ня­ется это очень про­сто. В голов­ном мозге рече­вой и мотор­ный цен­тры рас­по­ло­жены очень близко друг к другу. Поэтому при сти­му­ля­ции мотор­ных навы­ков паль­цев рук рече­вой центр начи­нает акти­ви­зи­ро­ваться. Именно поэтому для свое­вре­мен­ного раз­ви­тия речи ребенка необ­хо­димо боль­шое вни­ма­ние уде­лить раз­ви­тию мел­кой мото­рики. Мел­кая мото­рика непо­сред­ственно вли­яет на лов­кость рук, на почерк, кото­рый сфор­ми­ру­ется в даль­ней­шем, на ско­рость реак­ции ребенка.

По осо­бен­но­стям раз­ви­тия мел­кой мото­рики ребенка в даль­ней­шем судят о готов­но­сти его к обу­че­нию в школь­ном учре­жде­нии. Если все в порядке, то ребе­нок под­го­тов­лен к обу­че­нию письму, умеет логи­че­ски мыс­лить и рас­суж­дать, имеет хоро­шую память, кон­цен­тра­цию, вни­ма­ние и вооб­ра­же­ние, связ­ную речь.

Мел­кая мото­рика раз­ви­ва­ется посте­пенно, это инди­ви­ду­аль­ный про­цесс и у каж­дого ребенка он про­хо­дит сво­ими тем­пами. Сна­чала дви­же­ния малыша нелов­кие, неуме­лые и негар­мо­нич­ные. Чтобы помочь малышу совер­шен­ство­вать мел­кую мото­рику, нужно играть с ним в раз­ви­ва­ю­щие игры (в интер­нет-жур­нале «Раз­ви­тие» есть ста­тьи про раз­ви­ва­ю­щие игры для детей в 1 год, а также игры для раз­ви­тия детей в 2 года).

Заня­тия, игры и упраж­не­ния для раз­ви­тия мел­кой моторики

Суще­ствует мно­же­ство заня­тий, игр и упраж­не­ний для раз­ви­тия мел­кой мото­рики. Их можно раз­де­лить на сле­ду­ю­щие группы: паль­чи­ко­вые игры, игры с мел­кими пред­ме­тами, лепка и рисо­ва­ние, мас­саж паль­чи­ков. Ста­тьи о раз­ви­тии ребенка по системе Мон­тессори а также о монессори-играх, также будет интересна.

Рас­смот­рим наи­бо­лее про­стые и эффек­тив­ные игры:

1. Мас­саж ладошек

Это самый про­стой и уни­вер­саль­ный для любого воз­раста спо­соб раз­ви­тия мел­кой мото­рики. Своим паль­цем водите по ладо­шкам ребенка, гладьте их и мас­си­руйте. Свои дей­ствия сопро­вож­дайте при­сказ­кой «Сорока-ворона».

Все с дет­ства знают потешку «Ладушки-ладушки». Эта игра научит самых малень­ких рас­прям­лять паль­чики и хло­пать в ладоши.

3. Раз­ры­ва­ние бумаги

Это упраж­не­ние под­хо­дит дет­кам с 7 меся­цев. Дайте малышу несколько листов мяг­кой цвет­ной бумаги. Он с удо­воль­ствием ощу­пает ее, нач­нет вер­теть в руках и рвать. Это заня­тие доста­вит ему неска­зан­ное удовольствие.

4. Пере­ли­сты­ва­ние страниц

После года раз­ры­ва­ние бумаги можно заме­нить пере­ли­сты­ва­нием стра­ниц какой-нибудь книжки с кар­тин­ками или журнала.

Детям нра­вится пере­би­рать мел­кие пред­меты, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с буси­нами раз­лич­ного раз­мера и формы. Ребе­нок будет с радо­стью и заин­те­ре­со­ван­но­стью пере­би­рать их пальчиками.

Из них можно стро­ить башенки, вкла­ды­вать их друг в друга. Эта игра фор­ми­рует у ребёнка поня­тие о раз­мере предметов.

В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет тро­гать крупу рукой или про­сы­пать её сквозь паль­чики. Эта игра хорошо раз­ви­вает мел­кую мото­рику и так­тиль­ные ощущения.

8. Баночки с крупами

Насыпьте в баночки раз­ные крупы и дайте ребенку по оче­реди опус­кать руку в каж­дую из банок. Так он смо­жет про­щу­пать раз­ные кру­пинки и брать их паль­чи­ками. Можно услож­нить задачу. На гла­зах ребенка зако­пайте какой-нибудь малень­кий пред­мет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попро­бует найти этот предмет.

9. Рисо­ва­ние на песке

Насыпьте на под­нос песок. Возь­мите паль­чик ребенка в свою руку и про­ве­дите им по песку. Начать можно с про­стых фигур – линий, пря­мо­уголь­ника, круга, посте­пенно услож­няя задание.

Игрушки для раз­ви­тия мел­кой моторики

Вам пона­до­бятся горо­шина и баночка со сни­ма­ю­щейся крыш­кой. Пока­жите ребенку, что сна­чала надо снять крышку, затем взять горо­шину паль­чи­ками и поло­жить в баночку, после закрыть крышку. Попро­сите ребенка про­де­лать те же дей­ствия. Не рас­стра­и­вай­тесь, если с пер­вого раза ничего не полу­чится. Пока­жите малышу всю цепочку дей­ствий мед­ленно несколько раз и тогда он обя­за­тельно смо­жет все повто­рить. Актив­ным дет­кам эта игра быстро надо­едает, в этом слу­чае не нужно их застав­лять. Пред­ло­жите ребенку дру­гую игру.

11. Завин­чи­ва­ние крышек

Такое про­стое заня­тие, как завин­чи­ва­ние и рас­кру­чи­ва­ние кры­шек банок, буты­лок, пузырь­ков раз­ви­вает лов­кость паль­чи­ков. Пред­ло­жите вашему малышу сосуды раз­ного раз­мера и формы, это сде­лает игру более разнообразной.

12. Засте­ги­ва­ние, рас­сте­ги­ва­ние и шнуровка

Для этого упраж­не­ния не потре­бу­ется ника­ких допол­ни­тель­ных игру­шек. Посте­пенно вклю­чайте ребенка в про­цесс оде­ва­ния. Пусть сам засте­ги­вает и рас­сте­ги­вает себе пуго­вицы и мол­нии. Это не только разо­вьет дви­же­ния рук, но и при­учит ребенка к само­сто­я­тель­но­сти. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненуж­ный боти­нок со шну­ров­кой, кото­рый ста­нет пре­крас­ным тре­на­же­ром для рук.

Лепка под­хо­дит для детей раз­ного воз­раста. Для лепки под­хо­дят пла­сти­лин, глина, тесто. Когда соби­ра­е­тесь что-то испечь, обя­за­тельно позо­вите с собой ребенка. Ему очень понра­вится мять и рас­ка­ты­вать тесто. К тому же он будет горд, что помо­гает маме.

Упраж­не­ния для раз­ви­тия мел­кой мото­рики рук

14. Рисо­ва­ние и раскрашивание

Очень полезно обво­дить кон­тур кар­ти­нок, состо­я­щий из пунк­тир­ных линий, а также рас­кра­ши­вать объ­екты раз­лич­ной формы. Очень полезно рисо­вать на вер­ти­каль­ных поверх­но­стях: стене, доске, зер­кале. Поэтому жела­тельно пове­сить малышу спе­ци­аль­ную доску, чтобы он рисовал.

15. Соби­ра­ние мозаик и паззлов

Для детей до 3 лет выби­рают паз­злы и моза­ики с круп­ными частями. Паз­злы также тре­ни­руют воображение.

Купите малышу дет­ские нож­ницы, клей-каран­даш, цвет­ную бумагу и кар­тон. Научите его масте­рить. Выре­зайте кар­тинки, при­кле­и­вайте их, делайте сне­жинки и т.п. Это не только разо­вьет мел­кую мото­рику, но и про­стран­ствен­ное вооб­ра­же­ние и твор­че­ское мышление.

Однако, стоит запом­нить одну про­стую вещь. Игры для раз­ви­тия мел­кой мото­рики должны про­во­диться под наблю­де­нием взрос­лых. Иначе ребе­нок может про­гло­тить какую-нибудь мел­кую деталь или пода­виться ей. Играть в игры и выпол­нять упраж­не­ния, раз­ви­ва­ю­щие мел­кую мото­рику, нужно систе­ма­ти­че­ски. Зани­май­тесь с ребен­ком каж­дый день и скоро заме­тите, что дви­же­ния вашего малыша с каж­дым разом ста­но­вятся все более плав­ными, чет­кими и скоординированными.

Универсальная подборка игрушек: пособия для развития мелкой моторики и логики, игры на развитие координации, игрушки,
с которыми детки играют самостоятельно – одним словом, всё здесь. Не забудьте добавить в закладки!

1. Различные пазлы

Один из лучших инструментов для развития мелкой моторики и логического мышления. Пазлы рассматривайте различные:
горизонтальные и вертикальные, со скреплением и без.

2. Рамки-вкладыши

Тот случай, когда ребенок развивает свои когнитивные навыки, учит названия предметов – и при этом получает огромное удовольствие. Особенной любовью пользуются вкладыши с соответствующим звуковым сопровождением. После полутора лет задачу усложняем: смотрите вкладыши Радуга Кидс.

3. Кубики и кубики-головоломки

Второе крупное достижение для ребенка после сбора своей первой пирамидки – это построение башни из кубиков, для которой подойдут самые традиционные. А кубики-головоломки – это и полезный, и очень увлекательный вариант. Рекомендуем:

4. Конструктор

Приходит в жизнь малыша постепенно, но остается, разумеется, надолго. Начинайте с самых простых наборов из крупных деталей. Рекомендуем:

5. Мозаика

К 2 годам малыш уже сможет делать «дорожки» из классической мозаики. В этом возрасте предлагайте также варианты с трафаретами. Рекомендуем:

Не забывайте! Игра с мозаикой – строго под присмотром взрослых!

6. Развивающие игры

Потрясающие «тренажеры» для логики, пространственного мышления и концентрации.

7. Краснокамская игрушка «Геометрик»

«Геометрик» помогает малышу познакомиться с формами, цветами и счетом. При этом развивает мелкую моторику и координацию.

Larsen
Smile Decor
TopGame

8. Квадраты Никитина, кубики Никитина

Обучающие пособия, разработанные российским педагогом. Сегодня интеллектуальные игры Никитина включены практически во все методики раннего развития.

Larsen
Smile Decor
TopGame

9. Сортеры

Сортеры на удивление универсальны: сначала знакомят малыша с цветами и формами, а затем плавно перекочевывают в песочницу:) Рекомендуем:

10. Наборы цилиндров (по Монтессори)

Монтессори-игрушки – это когда нет кричащих цветов и пластика, а есть натуральные материалы и ненавязчивое вовлечение в развивающую игру. Очень популярный пример – наборы деревянных цилиндров. Рекомендуем:

11. Шнуровка (бусы)

Первые шнуровки у малышей, как правило, появляются еще до годика. Но после 1 года размер бусин следует пересмотреть: для того, чтобы шнуровка оставалась развивающей игрой, диаметр бусин не должен превышать 1 см. Рекомендуем: Goki

Larsen
Smile Decor
TopGame

Не забывайте! Игра с мелкими деталями – строго под присмотром взрослых!

12. Досочки Сегена

Одновременно игровое и обучающие пособие для детей, разработанное по методике французского педагога Эдуарда Сегена. Развивает зрительное восприятие и логическое мышление.Рекомендуем:

13. Настольные игры на развитие мелкой моторики и координации

Они могут быть совершенно различными, приведем лишь несколько надежных примеров: для начала — игры-стучалки с молоточком (Ikea, Игрушки из Дерева), затем — «Соберу я урожай» (Вальда) и игры-рыбалки с крючками (Djeco).

Larsen
Smile Decor
TopGame

14. Лото с толстыми элементами

В полтора года у ребенка появляется первое лото. Не стоит выкладывать перед малышом сразу весь набор: начните с одной простой карточки – и один за одним сами положите все соответствующие элементы на место. Затем предложите это сделать ребенку: постепенно, по одному предмету. Так и продолжайте – элемент за элемент, карточка за карточкой. Рекомендуем:

15. Тесто для лепки, мягкий пластилин, классический «советский» пластилин

Занятия лепкой развивают мелкую моторику и творческие способности, поэтому пластилин (всех видов) должен быть у ребенка обязательно. Еще полезнее будет подобрать соответствующее возрасту пособие по играм с пластилином. Рекомендуем:

16. Пальчиковые краски

Как и для детей до года, рисование пальчиковыми красками (лучше в ванной, где у ребенка нет никаких ограничений) – замечательный способ психологической разгрузки, которая на самом деле нужна в любом возрасте. Кроме того, для малышей от полутора лет существует целый комплекс развивающих заданий по работе с красками, которые учат его осмысленно манипулировать и пальчиками, и красками. Рекомендуем: Jovi

Larsen
Smile Decor
TopGame

17. Фигурки животных

Какой малыш не любит животных? Фигурки можно смело давать малышу для самостоятельной игры – и в то же время с ними можно придумать массу интересных заданий для совместных занятий с мамой.

18. Бизиборд, бизикуб

Развивающая игрушка, на которой малыши непременно «залипают» (только убедитесь заранее в ее безопасности). Сортер, шнуровка, молния, лабиринт и другие игры на развитие мелкой моторики и концентрации – в одном месте. Отличный шанс для мамы попить чая:) Рекомендуем:

19. Музыкальные инструменты

Казалось бы, все эти детские барабаны, бубны, ксилофоны и маракасы способны лишь производить шум (хотя одним этим они уже нравятся малышам) – но нет, детские музыкальные инструменты развивают чувство ритма, музыкальный слух, координацию и внимание. Обязательно приобретайте такие игрушки, если планируете развивать творческие способности ребенка. Рекомендуем:

20. Ортоковрики

В чем незаменимая польза ортоковриков? Специалисты говорят про усиление кровообращения стопы, укрепление мышц и стимуляцию сенсорики. Желательно, чтобы такой коврик появился у ребенка в самом раннем возрасте, когда он только начинает передвигаться с опорой. Не поверите, но затем коврик останется с ним вплоть до подросткового возраста! Просто выстелите им пол под рабочим местом – и регулярный массаж стоп обеспечен. Рекомендуем:

21. Кольцеброс

Активная и веселая игра для развития крупной моторики. Играть можно всей семьей! Только не начинайте учить годовалого ребенка бросать кольца с 6-ти метров:) В самый первый раз малыш стоит прямо над игрушкой и старается бросить кольцо на штырь сверху вниз. Только с течением времени игру усложняем и расстояние постепенно увеличиваем. Не забывайте, что для ребенка очень важно добиваться успеха и побеждать, поэтому форсировать ситуацию ни в коем случае не стоит.

22. Боулинг

Развивающая игрушка для малыша, а затем – веселое развлечение для всей семьи. Начинать играть можно уже в годик. И пусть ребенок после броска сам поднимает кегли – это полезно! Рекомендуем:

23. Баскетбольное кольцо (растущее)

Баскетбольную стойку в комнате ребенка можно поставить уже тогда, когда малыш начал уверенно и свободно ходить. Для начала установите кольцо на уровне груди ребенка и научите его забрасывать в него мячик – лучше мягкий, пожалейте соседей снизу:) Со временем игра «растёт» с ребенком: кольцо будет подниматься, а расстояние до него при броске – увеличиваться. Полезнейший инструмент для развития координации движений, крупной моторики – и отличного настроения! Рекомендуем:

24. Мини-гольф, крокет

Игра, которая нравится всем деткам! Незаметно для себя даже малыши учатся концентрировать внимание и управлять своим телом – и получают при этом массу положительных эмоций. Как и в других играх, главное – поставить перед ребенком посильную задачу. Начните с самого минимального расстояния от лунки и отчаянно хвалите за каждое попадание:) Рекомендуем:

25. Активная игра «Ложки – яйца»

Вариант разнообразить прогулки с малышом – добавить соревнование по переносу яиц в ложках! Веселая и полезная игра на развитие крупной моторики и координации увлечет не одного малыша на детской площадке. Рекомендуем: Bondibon

Larsen
Smile Decor
TopGame

26. Игрушки-каталки, крупный транспорт

Игрушки, которые так любят дарить взрослые, — а все потому, что их так любят получать дети:) Искренний сиюминутный восторг любимого малыша бесценен. В этой категории для фантазии нет предела: каталки на веревках и палках, большие машины с прицепами, транспорт с первыми в жизни ребенка элементами конструктора – выбирайте на свой вкус. Рекомендуем:

27. Машинки

В полтора-два года просыпается интерес и к более мелким моделям транспорта – причем как у мальчиков, так и у девочек. Рекомендуем:

28. Железная дорога

Кто из нас в детстве не мечтал о железной дороге? Потрясающая игрушка сегодня доступна и безопасна даже для малышей полутора-двух лет. Вам достаточно будет всего несколько раз показать ребенку, как играть с железной дорогой – и поверьте, в итоге он проведёт за игрой (причем, игрой самостоятельной) не один час! Если не в полтора, то в два или в два с половиной года – но в определенный момент железная дорога ребенку «зайдет» точно. Проверено! Рекомендуем:

29. Посуда или кухня (и для мальчиков тоже!)

Одно из главных желаний ребенка – быть похожим на своих родителей. Именно поэтому готовить в этом возрасте любят все: и мальчики, и девочки. Смело приобретайте для малыша детскую кухню или посуду: и приготовьтесь каждый день кушать суп, кашу или пюре от «маленького шефа»! Рекомендуем:

30. Машина-каталка \ толокар \ пушкар (абсолютный маст-хэв!)

Не родился еще тот ребенок, которого бы не осчастливила машина-каталка:) С ней он делает первые неуверенные шаги, учится ходить, а затем «седлает» и начинает ощущать себя настоящим автомобилистом. Рекомендуем:

Как видите, теперь есть из чего выбрать подарок ребенку от 1 года до 2 лет. Добавляйте список в закладки и обязательно разошлите его родственникам! Пусть вашему малышу дарят только полезные и нужные игрушки.

Покупаете ли вы игрушку для своего ребенка или в подарок – всегда хочется, чтобы она оказалась нужной и полезной. Поэтому мы подготовили для вас тщательно продуманный список из 20 лучших развивающих игрушек для малышей.

1. Мобиль

Карусель с подвесными игрушками, двигающимися под спокойную музыку или звуки природы – зачастую это самая первая игрушка малыша. Младенец смотрит, концентрирует внимание, успокаивается и даже иногда засыпает. Рекомендуем:

2. Подвесные игрушки

Первые игрушки малыша, способные вызвать долгожданную улыбку – ведь они яркие, фактурные, шуршащие и приятные на ощупь! Качественная подвесная игрушка привлекает внимание и вызывает эмоции у ребенка уже в 2 месяца – и становится постоянным спутником надолго. Рекомендуем:

3. Развивающий коврик

Уже в 3-4 месяца малыш с удовольствием проводит время, лежа в своём развивающем коврике: он рассматривает подвесные игрушки, пытается попробовать их на вкус, начинает «агукать» и «болтать». Коврик остается востребованным и позднее: когда ребенок переворачивается, когда начинает сидеть и даже ползать. Рекомендуем:

4. Погремушки

Помогают малышу концентрировать внимание, тренируют захват и удерживание рукой, тем самым развивая мелкую моторику, а музыкальные погремушки (то есть те, что издают громкие звуки) – ещё и развивают слуховое восприятие. Из мировых хитов – мячики Oball. Рекомендуем:

5. Прорезыватели

Эти полезные штуки массажируют малышам дёсны и облегчают дискомфорт в период прорезывания зубов. Международная классика – жираф Софи, однако в деле себя лучше проявляет абсолютный бестселлер – цветочек от японского производителя Pigeon. Рекомендуем:

6. Мягкие игрушки

Уют, который создает плюшевый зайчик с длинными ушами, актуален для малышей во все времена. Но сегодня мягкие игрушки часто способны на большее: к примеру, воспроизводить убаюкивающую музыку, создавать вибрации и даже вмещать в себя специальные безопасные грелки. Рекомендуем:

7. Тактильные книги, книги-пищалки

Не совсем книги в привычном понимании, а скорее, игрушки с выпуклыми, фактурными, шелестящими и даже пищащими деталями – тем не менее, они приучают ребенка к перелистыванию страниц, а главное, учат концентрировать внимание. Впоследствии, благодаря таким «тренировкам», малыша будет гораздо легче заинтересовать полноценными детскими книгами. Рекомендуем:

8. Сенсорные и тактильные игры

К примеру, сенсорное лото – набор деревянных цилиндриков со вставками из материалов различных текстур. Или наборы тактильных шариков. Такие игрушки обостряют и развивают тактильные ощущения у малышей, стимулирует развитие мелкой моторики. Рекомендуем:

9. Пирамидка

Пластмассовая или деревянная, классическая или нетрадиционная, пирамидка – это отличная игрушка для развития координации и мелкой моторики. Для детей до года оптимальная высота – 15-20 см. Усложненный вариант – пирамида-башня из квадратных стаканчиков. Рекомендуем:

10. Бусы (шнуровка)

Совершенно простой и в то же время эффективный способ помочь ребенку «подружиться» со своими пальчиками – научить его нанизывать большие элементы-бусины на шнурок и создавать тем самым своеобразные бусы. При этом бусины должны быть размером не более 2 см. За процессом, конечно же, лучше присматривать. Рекомендуем:

11. Пальчиковые краски

Прекрасная игрушка, которую можно использовать для выплескивания эмоций и снятия стресса, а можно – как развивающее пособие для развития моторики, внимания, мышления. Для малышей до года актуален, разумеется, первый вариант, и для него есть небольшая хитрость: давайте ребенку пальчиковые краски только в ванной! Рекомендуем:

12. Фигурки животных

Животные – это, как правило, первая и любимейшая тема любого малыша. Различные фигурки домашних и диких животных не только расширяют кругозор ребенка, но и развивают слуховое внимание (практикуйте игру «Дай мне собачку / котика / ёжика»), мелкую моторику, а через звукоподражание стимулируют речь и память. Оптимальный размер фигурок – не более 5 см.

13. Тесто для лепки

14. Дартс на липучках

Исключительно детский вариант игры с мячиками на липучках: малыш учится отрывать мячики, а затем снова их прикреплять. Рекомендуем:




15. Рыбалка

Увлекательная и полезная игра, которая отлично развивает координацию. Начинать играть можно уже в 10 месяцев! Рекомендуем:

16. Интерактивные музыкальные игрушки

Обожаемый малышами формат игрушки: будь то зайчик, рассказывающий сказку, утенок, читающий стихи Агнии Барто, или музыкальный паровозик. Интерактивные игрушки умеют и увлекать, и обучать.

17. Игра Smartmax «Сафари»

Самый первый магнитный конструктор, с которым малыш будет играть уже к 12 месяцам. Здесь мы работаем с мелкой моторикой, а также тренируем память и стимулируем мышление. Рекомендуем:




18. Развивающий игровой столик

Игрушка, скорее, для развлечения, чем для развития или обучения. Зато все эти тактильные элементы, звуковые эффекты и занимательные игры способны увлечь малыша, пока мама пьет чай. А это ох как нужно и полезно! Рекомендуем:

19. Игра Smartmax «Мой первый тотем»

Одно из главных развивающих пособий для подрастающего малыша: уже с 11-12 месяцев он учится ставить деталь на деталь, а с течением временем задания усложняются. Игра долгоиграющая и очень полезная: развивает мелкую моторику, логическое мышление и зрительно-моторную координацию.




20. Мозаика

Игрушка и полезный инструмент для развития мелкой моторики в одном флаконе. Первая мозаика должна состоять из шестигранных деталей размером не более 1 см в диаметре. Игра начинается с 5-6 деталей, которые годовалый малыш пытается для начала достать за шляпку из плашки. По мере того, как у него развивается устойчивый щипок большим и указательным пальцами, ребенок пробует засунуть деталь в отверстие. Мелкая моторика просто вопит от восторга:) Внимание! Игра проводится строго под наблюдением взрослых! Рекомендуем:

Итак, у нас получилось 20 отличных вариантов. Сохраняйте список в закладки и приобретайте только полезные игрушки!

Мы подготовили топ-10 игрушек, которые помогут развить мелкую моторику ребенка и подготовить его к школе.

Мелкая моторика — это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.

Развитие мелкой моторики напрямую влияет на развитие речи и умственных способностей малышей. Начинать развивать кисти, пальчики и ладошки нужно с грудного возраста и до самой школы, с каждым годом повышая уровень сложности.

1. Развивающий коврик

Сначала можно купить ортопедический рельефный коврик. Он лечит и предотвращает плоскостопие, укрепляет мышцы и связки, снимает усталость с ног. Коврики имеют разную поверхность, существуют такие, как: «трава», «шипы», «жесткие камни», «мягкие камни», «шишки» и другие. Массаж стоп приятно удивит не только малышей, но и взрослых.

Для детишек постарше можно найти коврики, которые собираются как пазлы. На таких мозаиках зачастую есть буквы или цифры — ребенок может составлять числа или слова.

2. Фигурки на магнитах

Обязательно купите магниты на холодильник. Совсем маленькие детишки начнут развивать хватательный рефлекс и навык передвижения магнитов. Ребяткам постарше будет интересно изучать буквы и цифры с помощью магнитов, а потом появится любовь к выстраиванию слогов и слов, интерес к счету. С интересным комплектом магнитов в форме животных ребенок быстрее выучит названия всех домашних питомцев и диких зверей.

3. Тесто для лепки или полимерная глина

Тесто для лепки и полимерная глина массируют кончики пальцев, улучшают тактильную чувствительность, развивают фантазию и аналитические способности. Ребенок именно во время лепки может начать изучение геометрических фигур, научится сочетать их. Самым маленьким скульпторам подойдет соленое тесто, детишки могут пробовать его на вкус — это совершенно безвредно. Ребята постарше могут лепить фигурки из глины — поделки затвердеют и их можно будет сохранить на память.

4. Кинетический песок

Если вы хотите удивить своего ребенка чем-то совсем необычным, то можете приобрести кинетический песок, состоящий из кварцевого песка и синтетической добавки Е900. Он абсолютно безопасный, более пластичный, чем обычный песок, не пересыхает и не прилипает к рукам. Из него можно строить фигуры, замки и многое другое. Песок бывает разных цветов.

5. Мольберты и доски для рисования

Какой ребенок не любит рисовать? Поэтому от этой покупки любой малыш останется в восторге. Рисовать не только увлекательно, но и полезно, так как это хорошее развитие творческих способностей, чувства стиля и композиции и, конечно, самовыражения ребенка. Многие мамы выбирают мольберты 2 в 1 с доской для мелков и магнитной доской, на которой можно рисовать фломастерами.

6. Пальчиковые раскраски

Такие раскраски подойдут и для малышей, не умеющих держать в руке кисть, и для тех, кто постарше. Игрушка поможет ребенку научиться контролировать размах кисти (руки) и не выходить за рамки, почувствовать силу нажима, также ребенок попробует смешивать палитру. Обычно раскрашивание успокаивает нервную систему малыша, развивает координацию движений, способствует творческому процессу и воображению.

7. Гриб-винт и винтовые конструкции

Гриб-винт — замечательная простая игрушка, которая показывает механизм вкручивания. Гриб имеет шляпку с винтом и ножку с отверстием, через которое может наблюдать, как вкручивается винт в ножку. Процесс развивает ловкость рук и укрепляет мышцы кисти и запястья.

Для более взрослых деток есть конструкторы, где с помощью болтов и гаек можно собирать машинки, дома, самолеты и многое другое. Кто знает, может ваш ребенок — будущий инженер?

8. Шнуровки

Если среди игрушек вашего ребенка до сих пор нет шнуровок, то это следует срочно исправлять. Игры-шнуровки помогают развить усидчивость, логику, улучшают глазомер и гибкость кисти.

Для начала можно научиться надевать разноцветные макароны на нитку или деревянные игрушки, потом пришить пуговицу (с деревянной иглой), изучить возможные способы шнуровки (стежки, крестик), затем перейти на сюжетные шнуровки, где нужно пришить недостающие детали. На высшем уровне можно вообще «сошнуровать» целые композиции.

9. Конструктор Lego

Эта игрушка должна быть у каждого ребенка, потому что она тренирует навык моделирования и конструирования, тренирует креативность, память, наблюдательность и внимательность, ну и просто очень нравится детям.

Прелесть этой игрушки в том, что подойдет она для любого возраста (для детей до 3 лет конструкторы крупнее, для старших — мельче). Стоит отметить, что в коллекции Lego входят самые разнообразные модели — от пожарных и скорых машин, катеров до целых островов или даже городов.

10. Пальчиковый театр

Если вы чувствуете, что ребенок чаще работает одной рукой (или одними и теми же пальцами), обратите внимание на пальчиковый театр. Эта игрушка поможет развить все пальчики на обеих руках, укрепит кисть (что подготавливает к письму), улучшит воображение, мышление, память, стимулирует речевой аппарат, а еще поможет ребенку лучше ориентироваться в пространстве.

Приобретая театр, помните, что нужно серьезно отнестись к подготовке сцены, поиску зрителей (игрушки или родные), раздаче ролей и самому процессу игры. И кто знает, может в вашей семье растет маленький режиссер?

Цель : Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

Задачи достижения поставленной цели:

• Подготовить методический материал, план работы, картотеку пальчиковых игр.

• Разработать игры-драматизации с элементами пальчиковых игр.

• Провести пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности.

• Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

• Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

• Улучшить общую двигательную активность;

• Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

• Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. Нам можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока», и др. Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься и дома. (Приложение № 1)

Успешность работы с детьми младшего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду.

I этап – аналитический – при выявлении уровня развития мелкой моторики руки у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т. д.

Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения (пальчиковые игры) под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности, где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности.

II этап – диагностический

На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка.

III этап – этап формирования навыков и умений при разучивании пальчиковых игр, следовательно, развития мелкой моторики руки

Форма отчё тности:

1. Сделать консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников.

2. Провести анкетирование родителей.

3. Составить картотеку пальчиковых игр.

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Система работы представлена по следующим направлениям:

В непосредственно - образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;

Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика во второй половине дня);

Родительское собрание с показом пальчиковых игр детьми (в конце учебного года);

Работа с родителями- консультации и беседы.

Наблюдения за детьми, диагностика Будут пальчики дружить

1. Разглаживание скомканных комочков из цветной бумаги. Развернув, дети узнают, что спряталось в комочке (контуры предметов нарисованы на бумаге)

"Найди и положи рядом такой же" - разложить геометрические фигуры по цвету и форме

3."Клубочки для котят" - рисование методом наращивания, не отрывая карандаш от листа

4. Пальчиковая гимнастика " Шарик" 1. Катание между ладонями карандашей, орехов, теннисных шариков.

2. Упражнение с массажными мячиками "Орех"

3. Разрывание бумаги, отщипывание кусочков от листа

4. Растегивание и застегивание пуговиц, молний, игра "Собери цветочек"

5. Игры с мозаикой

Овощи и фрукты Птицы осенью

1. "Собираем урожай" - лепка разноцветных шариков из пластилина

2."Сложи картинку" из 4 частей

3."Строим забор" выкладывание из счетных палочек по образцу

4. "Чудесный мешочек" - определение овощей и фруктов на ощупь

5."Сушка овощей" - двойные трафареты развесить веревке

1. "Яблоки на тарелке" аппликация из шариков из салфеток

2. Штриховка и обводка по контуру овощей и фруктов

3. "Найди вторую половинку" - разрезные картинки

4. Упражнения с массажными мячиками " Прокати по ладошке"

6. Пальчиковая гимнастика "Апельсин"

1."Посмотри, кто спрятался в комочке" - разглаживание скомканных бумажных шариков с изображением птиц

2. Рисование пальчиками "Птицы" - силуэт птицы закрасить отпечатками разных цветов

3. Упражнения в сухом бассейне "Найди птичку"

4. "Разрезные картинки" - сложи птичку из 3 частей (голова, туловище, лапки)

Труд людей в природе Одежда и обувь

1."Собери инструменты" - из двух частей, детали вырезаны из картона (лопата, молоток)

2. "Нарисуй на песке лопату, молоток"

3."Определи на ощупь" инструменты из наждачной бумаги

4. Пальчиковая игра "Строим стенку"

. "Покатай, покатай" катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями.

2."Разложи по своим местам" - в окошки, вырезанные по форме разложить соответственно лопату, топор, молоток

3. Работа с тактильной дощечкой из спичек

1."Что это" -разглаживание скомканных комочков бумаги с изображением одежды и обуви

2."Застегни одежду" - на пуговицы, липучки, молнию

3."Помоги развесить одежу" - для сушки на веревку и прикрепить прищепками

4. Рисование горошков на платье Разложи пуговицы по цвету

2. Работа со шнуровками

3. "Найди пару" на ощупь в коробке сапожки и туфельки куклы

4. пальчиковая игра "Ладошки"

Город Транспорт Дикие животные зимой Зима, зимний лес

1. Строим дом из кубиков

2. Выкладывание дома из геометрических фигур

3."Кто в домике живет" найти фигурку в сухом бассейне

4. Упражнение с массажным мячиком "Иголки"

1."Что у кого" - раскатывание скомканных комочков

2."Грузим камушки в грузовик" камушки рассыпаны по ковру

3."Проехала машина" - рисуем на песке слад от машины

4. Пальчиковый театр по выбору воспитателя

1."Волшебный мешочек" -определить на ощупь резиновых животных

2. Работа с тактильными дощечками

3."Новогодний подарок для белочки"

Собрать в мешочек грецкие, кедровые орехи, фундук, а затем определять х на ощупь

1."Снегопад в лесу" - на трафарете елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты

2."Лепим снежки большие и маленькие" из салфеток скатывание шариков разного размера

3."Снежная баба" -лепка из пластилина

Дикие животные и их детеныши Птицы зимой

1."Кто это" крупные трафареты из наждачной бумаги. детям надо определить где мама, где детеныш

2."ЁЖ и ежата" втыкание спичек в 1."Собери семью" наложи трафарет на контур

2."Кто пришел" рисуем на песке следы животных разного размера: большим пальцем и мизинцем 1."Ворона или воробей" определить на ощупь размер трафарета из наждачной бумаги

2. работа с тактильными дощечками

пластилиновый 3."Подарок для мышек и мышат" сортировка семечек тыквы и подсолнуха

4. Упражнение "Ёжик" с массажными мячиками 3."Чтобы мишке было теплее" нарвать кусочки бумаги и засыпать мишку

4. Пальчиковая гимнастика "Пчелы"

3."Угощение для птиц" - сортировка семян

4."Кто спрятался под листочком" определить предмет под зеленой тканью

1. Пальчиковая игра "Моя семья"

2."Кто это" собери фигурку человека из геометрических фигур по образцу

3. "Бусы для мамы" нанизывание крупных бусин на шнурок

4."Что купила мама" - поиск овощей и фруктов в сухом бассейне

1."Поможем бабушке развязать узелки на веревке

2."Поможем сестричке застегнуть пуговицы"

3. "Научим дочку шнуровать ботинки"

4. "Для кого подарок" - волшебный мешочек

5. Самомассаж ладоней

1. "Построим бом из кубиков"

2. "Рельсы для поезда" рисование прямых линий

3. "Оторви чек" отрывание кусочков от полоски бумаги

4. "Помоги повару разложить фасоль по цвету"

1. Пальчиковая игра "Мы капусту режем"

2."Витаминный завод" лепим витамины из пластилина

3."Собери машину" из геометрических фигур

4."Разрезные картинки из 4 частей"

Праздник мам Начало весны Игрушки

1. Изготовление подарка для мамы

(Из шариков из салфеток)

2. Пальчиковые игры и упражнения по выбору воспитателя

1."Следы от капели" рисуем точки на манке

2."Солнце светит ярко" лучики из прищепок на желтом круге

3."Аппликация "Цветы" цветы скомканы в комочки, дети разворачивают их и приклеивают на бумагу.

4. Пальчиковая гимнастика "Дождик" 1. Собери пирамидку

2."Мячи для котят" лепка из пластилина

3."Что спряталось в комочке" разглаживание бумажных комочков с контурами животных

4."Матрешки разбежались" собрать матрешки одна в одну

1. Штриховка и обводка по контуру игрушек

2. Пальчиковый театр "Репка"

3. "Чудесный мешочек" определи игрушки на ощупь

4. Рисуем на песке большие и маленькие предметы

Дикие и домашние животные Птицы весной Растительный мир

1."Недошитое платье" пришить воротник, карман, пуговицу (разложить недостающие детали"

2. "Рисунок на платье" на трафарете из наждачной бумаги выкладывать узор из ниток

3. Шнуровка, застегивание пуговиц и молний

4. "Сушка белья" пристегнуть прищепками кукольную одежду на веревку

1."Собери картинку из 4 частей"

2."Нарви молодой травки для кролика" нарвать плоски зеленой бумаги"

3. "Кто где живет" выкладывание домика из счетных палочек

4. Упражнение с массажными мячиками "Ласковый еж"

1."Червячки для грачей" лепка из пластилина

2."Поможем птицам" выкладывание гнезда комочками выты

3. "Напоим птиц" работа с водой и пипеткой

4. Пальчиковая гимнастика "Червячки"

1."Каждому листочку свое место" закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки

2. "Красивый одуванчик" втыкание спичек в пластилиновый комочек

3. Коллективная работа "Весенний луг" скомкать кусочек бумаги и приклеить на общую картину

4. Пальчиковые игры, разученные раннее

Труд весной на даче Мы подросли и повзрослели

1"Посадка фасоли" дети в песке пальцем делают ямки и сажают семена

3. "Кто больше соберет фасоли" сбор фасоли, рассыпанной на столе

4."Едем на дачу" собрать грузовик из геометрических фигур

1. Упражнение с мячиками " Крепкий орех"

2."Строим дачный дом" из конструктора

3."Дорожка" выкладывание геометрических фигур на ковре

4. "Рисуем пуговицы" выкладывание картинок из пуговиц

1. Пальчиковый театр "Колобок"

2. Игры и упражнения, изученные ранее

3. Шнуровки, липучки

4. Работа с тактильными дощечками и счетными палочками

5. Заключительное наблюдение за детьми

«Веселые пальчики». Развитие мелкой моторики рук у детей 6–7 лет Тренировка и развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет — одно из важнейших направлений педагогической работы, которую необходимо планомерно.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики детей 2–3 лет» «Развитие мелкой моторики для детей 2–3 лет» Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности рук. Нормальное развитие.

Консультация для родителей «Игры на развитие мелкой моторики у детей 3–4 лет» Игра «Собери бусы». Маша в гости собиралась, Маша в платье наряжалась, Туфли новые надела, Долго в зеркало глядела. Причесалась не спеша,.

Консультация «Развитие мелкой моторики рук для детей 2–3 лет» «Развитие мелкой моторики рук для детей 2-3 лет» «Мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности рук. Важным фактором в формировании.

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики рук у детей 2–3 лет» Методическая разработка. «Развитие мелкой моторики рук у детей 1-3 лет». Все родители знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику.

Опыт работы по теме «Развитие мелкой моторики у детей 2–3 лет»

Опыт работы по теме «Развитие мелкой моторики у детей 2–3 лет» «Развитие мелкой моторики у детей 2 – 3 лет» Цель: Развитие мелкой моторики рук у детей первой младшей группы раннего возраста в играх,.

Развитие мелкой моторики детей 2–3 лет

Развитие мелкой моторики детей 2–3 лет азвиваем мелкую моторику детей 2-3 лет. В последние 5–10 лет, уровень речевого развития детей заметно снизился. Из-за большой занятости.

Развитие мелкой моторики детей с рождения до восьми лет Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры.

Развитие мелкой моторики у детей 3–4 лет при помощи прищепок

Развитие мелкой моторики у детей 3–4 лет при помощи прищепок «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ» «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский Специалисты в области дошкольного.

Читайте также: