Какие игрушки развивают у детей усидчивость смекалку наблюдательность

Обновлено: 13.05.2024

Краткое описание статьи и предложение разных игр для усидчивости по возрастам.

ВложениеРазмер
statya_razvitie_vnimaniya_i_usidchivosti_u_detey_dou.docx 18.31 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Развитие внимания и усидчивости у детей дошкольного возраста».

Развитие внимания – одно из главных направлений педагогической деятельности. Ведь от того как ребенок умеет слушать и слышать, вникать в сказанное, акцентировать внимание, зависит качество его обучения, способность приобретать и накапливать полученные знания.

Особенности развития внимания у ребенка дошкольного возраста

Развитие внимания у детей дошкольного возраста. С младенчества ребенок приобретает первые навыки, в том числе и внимание. Но если грудные дети реагируют на раздражители, цветовые или звуковые, то годовалые малыши уже владеют вниманием. Им интересно что-то трогать, брать в рот, слушать, смотреть. Все интересно. В дошкольном возрасте дети интересуются тем, что им доставляет удовольствие, вызывает положительные эмоции.

Психологи выделяют три вида.

Первичное непроизвольное внимание

Это внимание возникает, когда человек вдруг видит или слышит некий раздражитель. Резкий звук может привлечь внимание. Или яркая картинка, на которой остановился взгляд. Это обычный рефлекс, которым человек наделен с младенчества. Недаром, когда маленького ребенка хотят отвлечь, то трясут погремушкой, издающей внезапный звук. А если игрушка еще и яркая, то этого достаточно, чтобы сработал рефлекс и внимание ребенка переключилось. Подобная реакция на переключение внимания характерна и для дошкольников.

Вторичное непроизвольное внимание

У дошкольников непроизвольное внимание можно развить путем вовлечения в интересный познавательный процесс. Так, ребенку сложно, к примеру, отвлечься от интересной игры, поделки, если он полностью погружен в творчество. Это погружение, заставляющее его ни на что другое не отвлекаться – вторичное внимание.

Этот вид отличается от непроизвольного тем, что человек должен сам сконцентрироваться на деле, сам принять решение, что ему это нужно. Умением быть осознанно внимательным маленькие дети не владеют, эта способность появляется с возрастом и опытом. Дошкольники же могут погружаться в процесс лишь кратковременно, поэтому в работе с детьми нужно разнообразить деятельность, чтобы не возникало монотонности, убивающей интерес. Конечно, постепенно ребенок научится концентрировать свои чувства и волю. Он научится не только становиться собранным и внимательным, но и правильно распределять внимание, переключать его по необходимости, вбирать объем необходимой информации. Но на это потребуется время.

Как улучшить усидчивость и внимательность у ребенка

Чем раньше малыш разовьет усидчивость, тем лучше. Такой ценный навык тренируют постепенно. На его приобретение уйдет немало времени. Многие родители задумываются о том, как привить усидчивость ребенку только в 7 лет. В итоге он идет в школу без этого навыка. Ему трудно слушать учителя даже на протяжении 10-15 минут, не говоря уже о большем промежутке времени.

Основная задача родителей – помочь малышу научить концентрироваться на выполнении задачи задолго до того, как он начнет учиться в школе. Есть множество способов для развития этого навыка у детей разных возрастов.

КАК ВЫРАБОТАТЬ УСИДЧИВОСТЬ У РЕБЕНКА 3 ЛЕТ

У маленьких детей концентрация носит непроизвольный характер, малыши обращают внимание только на то, что их заинтересовало. Но к началу обучения в школе необходимо развить у ребенка умение управлять своим вниманием по собственному желанию. И именно в играх происходит проработка этого навыка.

Занятия, которые поспособствуют развитию усидчивости у детей 3 лет, должны проводиться регулярно и длиться не более 10 минут. Перед началом игры следует убрать все отвлекающие факторы – лишние игрушки, мультики.

Совсем не обязательно водить чадо на курсы для детей для повышения усидчивости, можно заниматься дома. А помогут в этом различные игры:

  1. Мозаика. Ребенку понравится собирать из мелких деталей красивое изображение, главное – не ограничивать его фантазию.
  2. Пазлы. Двухлетние дети способны собирать картинки из 4-6 элементов. В возрасте 3-4 лет можно использовать более сложные пазлы.
  3. Конструктор – с его помощью легко увлечь как мальчика, так и девочку. На первое время подойдут наборы с крупными деталями.
  4. Лепка, разные техники рисования – ватными палочками, пальчиками, песком. Если позволить ребенку самому выбрать то, что он хочет делать, скорее всего, он будет увлечен своей работой на протяжении 10-15 минут.
  5. Нахождение различий на картинках.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА УСИДЧИВОСТИ В 5 ЛЕТ

Пятилетним детям легче сосредоточиваться на каком-то объекте или действии, чем малышам 2-3 лет. К этому возрасту они становятся более избирательными в играх. Дошкольник способен сконцентрироваться на чем-то увлекательном на 20-30 минут и более. Однако у многих детей есть сложности в том, чтобы сосредоточить внимание на вещах, которые им не интересны. Поэтому родители должны знать, как тренировать усидчивость у ребенка в 5-6 лет, ведь совсем скоро он станет учеником, а школьная программа далеко не всем кажется увлекательной.

Полезные занятия для развития усидчивости и внимания у детей дошкольного возраста:

  1. изготовление поделок из бумаги или пластилина, аппликаций;
  2. чтение длинных сказок с увлекательным сюжетом;
  3. решение головоломок, прохождение лабиринтов;
  4. сборка сложных конструкторов;
  5. совместная готовка с ребенком, украшение блюд.

КАК ВОСПИТАТЬ УСИДЧИВОСТЬ У РЕБЕНКА В 7 ЛЕТ

Младших школьников бывает не просто усадить за стол, чтобы заняться чем-то полезным. В этом возрасте у детей происходит очередной кризис. Дети 7-8 лет выражают протест против всего, что им не нравится. В связи с этим родители должны быть гибкими.

Не нужно принуждать ребенка к занятиям, нужно сделать так, чтобы он сам захотел выполнить поставленную задачу. Без мотивации и поощрения здесь не обойтись. Каждый раз, когда школьник справился с каким-то делом, довел его до конца, его надо хвалить. Нельзя скупиться на хорошие слова, ребенок должен знать, что родители им гордятся.

Вне школьных занятий, когда есть свободное время, важно продолжать тренировать внимание и концентрацию. В этом помогут настольные игры. Хорошо зарекомендовали себя шахматы и шашки как средство формирования усидчивости у гиперактивного ребенка. Во время игры малыш полностью сосредоточен на процессе, ему приходится обдумывать каждый шаг, чтобы не потерять фигуры. И здесь не столь важна победа, сколько проработка навыка концентрации внимания в течение длительного времени.

Другие способы, помогающие научить усидчивости ребенка 7-8 лет:

  1. лото, домино;
  2. выжигание на дереве;
  3. плетение из газетных трубочек;
  4. изготовление украшений и картин из бисера;
  5. конструирование моделей самолетов, кораблей.

Внимание! Родители должны подавать ребенку личный пример, без этого ничего не выйдет. Если дети видят, что мать или отец никогда не доводят дело до конца, то будут поступать так же.

По используемым материалам игрушки делят на деревянные, металлические, текстильные, пластмассовые, резиновые, комбинированные, полиграфические, стеклянные (елочные).

Игрушки — изделия, предназначенные для детей до 14 лет. Игрушкам принадлежит важная роль в развитии ребенка. Они являются материальной базой игр. От того, какие игры и игрушки окружают ребенка, во многом зависит его интеллектуальное и личностное развитие. Игрушки помогают ребенку познавать окружающий мир, приучают его к целенаправленной, осмысленной деятельности, развивают воображение, интуицию, формируют у ребенка нравственные ценности, любовь к труду, интерес к технике, любознательность, наблюдательность, воспитывают художественный вкус, побуждают к творчеству.

Именно с помощью игрушек и игр ребенок наиболее естественно и непосредственно открывает для себя одну за другой сферы общечеловеческого знания, получает необходимую предметную информацию. Играя, ребенок осваивает различные способы действия в определенных мыслительных или реальных ситуациях, накапливает свой первый опыт жизни. В игре развивается способность к осознанию деятельности и человеческих отношений.

Ассортимент игрушек чрезвычайно многообразен и непрерывно обновляется с учетом последних достижений в различных областях знаний. Многие игрушки оснащаются электроникой и другими механизмами, приводящими игрушки в движение, обеспечивающими выполнение голосовых команд, превращающими их в игрушки с искусственным интеллектом.

Игрушки могут быть классифицированы по педагогическому назначению, возрасту детей, материалу изготовления.

По педагогическому назначению игрушки условно объединяют в следующие группы:

• развивающие первоначальные движения и восприятия;

• знакомящие детей с предметами и образами окружающего мира;

• способствующие умственному развитию;

• знакомящие детей с трудовыми процессами и развивающие первоначальные трудовые навыки;

• способствующие художественному и музыкальному развитию детей;

• знакомящие детей с элементами науки и техники;

• способствующие физическому развитию;

• развивающие жизнерадостность и чувство юмора.

Некоторые игрушки объединяют в себе признаки и свойства разных групп, становятся не просто функциональными, а многофункциональными, реализуя комплексный подход к задаче развития ребенка, стремятся воздействовать на все его чувства. В последнее время в продаже появились и развивающие игровые центры или детские комплексы, которые объединяют игрушки разного педагогического назначения.

Игрушки, способствующие развитию первоначальных движений и восприятий (зрения, осязания, слуха), являются самыми первыми в жизни детей. Игрушки, способствующие развитию органов чувств, называют сенсорными игрушками. К ним относят погремушки, пищалки, подвески, простые сборно-разборные игрушки, кубики, шарики, кольца, привлекающие внимание ребенка яркими цветами, звучанием, формой. Прозрачная погремушка, у которой внутри прозрачного корпуса находятся цветные пластмассовые шарики, приучает малыша следить не только за большими, но и за маленькими предметами, позволяет установить причину возникновения звука, дает представление об объеме.

Игрушки, знакомящие детей с предметами и образами окружающего мира (образные), знакомят детей с людьми, животным и растительным миром, техникой, предметами домашнего обихода. Ассортимент этих игрушек наиболее разнообразен. К ним относятся куклы (с одеждой, мебелью, предметами быта, жилищем); фигурки, изображающие людей и животных, транспортные средства. В играх с ними расширяются и уточняются представления ребенка об окружающем мире, развиваются мышление, речь и воображение.

Игрушки, способствующие умственному развитию (дидактические), объединяют игрушки, содержащие обучающий элемент. К этой группе относятся многочисленные настольные и компьютерные игры, игры-головоломки: наборы ребусов, кроссвордов, чайнвордов, расширяющие кругозор, развивающие интерес к знаниям, внимание, память, мышление, речь, сообразительность, наблюдательность. По тематике они подразделяются на исторические, географические, астрономические, зоологические, ботанические, математические, литературно-художественные и др.

Игрушки, знакомящие детей с трудовыми процессами и развивающие первоначальные трудовые навыки, включают садово-огородный инвентарь, наборы посуды, различных инструментов: столярных, слесарных, для выпиливания лобзиком, выжигания по дереву, гравирования, наборы для лепки, вышивания, кроя и шитья одежды, а также разнообразные строительные и транспортные конструкторы. Они знакомят детей с разнообразными инструментами, материалами (их свойствами и способами обработки), воспитывают интерес к разнообразным профессиям, трудолюбие, трудовые навыки.

К игрушкам, способствующим художественному и музыкальному развитию детей, относятся калейдоскопы, мозаика, альбомы для раскрашивания картинок, наборы пластилина для лепки, наборы по художественным ремеслам: выжиганию, резьбе по дереву; конструктивно-художественные, театральные и музыкальные игрушки. Музыкальные игрушки знакомят детей с различными видами музыкальных инструментов, с основами музыкальной грамоты, развивают музыкальный слух, чувство ритма. Театральные игрушки знакомят детей с театральным искусством, приобщают к самостоятельной игре, способствуют обогащению речи.

К игрушкам, знакомящим детей с элементами науки и техники, относятся наборы для сборки технически сложных электронных конструкций: моделей автомобилей, самолетов, судов, телефона, радиоприемников, различные электронные игры, микроскопы, наборы для опытов по физике, химии. Они знакомят детей с устройством и принципом действия машин, приборов, техническими чертежами, физическими и химическими явлениями, способствуют формированию навыков самостоятельного конструирования, развивают техническую грамотность и творчество, помогают политехническому образованию детей.

К игрушкам, способствующим физическому развитию детей (спортивно-моторные игрушки), относятся игрушки для упражнений в ходьбе и беге (каталки, тележки, санки и др.), для прыгания (скакалки), для бросания (мячи, городки, кегли и др.), для развития и укрепления мускулатуры ног (спорт-роллеры, самокаты, велосипеды, педальные автомобили, лыжи, коньки и др.), для развития меткости (ружья, арбалеты, пистолеты), для развития мышц рук и пальцев, (сборно-разборные игрушки: пирамидки, матрешки; бадминтон, настольный теннис и др.), для развития координации движения, ловкости, гибкости (обручи, кольца и шары для жонглирования и др.).

К игрушкам, развивающим жизнерадостность и чувство юмора, относятся игрушки-забавы: различные электронные роботы, игрушки-сюрпризы с выскакивающими из коробочки смешными фигурками, надувные резиновые игрушки, наборы фокусов, прыгающие и клюющие птицы, кувыркающиеся обезьянки, вращающийся волчок и др.

По возрастному назначению игрушки подразделяют на три основные группы: для детей ясельного возраста (до 3 лет); для детей дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) и для детей школьного возраста (от 6 до 14 лет). Возрастное назначение игрушек определяется соображениями безопасности, уровнем развития детей и связанным с ним проявлением интереса к окружающим предметам и явлениям. Игрушки-пищалки, издающие резкий звук, могут напугать малыша, длинный мех мягких игрушек способен попасть в рот и в дыхательные пути, большой кубик ребенок просто не сможет взять в руки и т. п.

По материалам, применяемым в производстве, игрушки подразделяются на деревянные, пластмассовые, резиновые, меховые, металлические, керамические, бумажные, картонные, мягконабивные.

S:К игрушкам, развивающих у детей усидчивость, смекалку, дисциплинированность, стремление к достижению поставленной цели, аккуратность, внимание, относятся:

-: велосипеды, скакалки, мячи, обручи

-: куклы, мебель, посуда, фигурки животных

+: тематические настольные игры, игры-головоломки

-: лопатки, грабли, лейки

I:

S:Игрушки, способствующие художественному и эстетическому развитию детей:

+: кукольный театр, краски, пластилин, раскраски

-: посуда, наборы профессий

-: настольные игры, модели машин

I:

S:В основе классификации игрушек лежат следующие признаки: -: вес, цвет, тематика игр и игрушек -: назначение -: уровни безопасности

I:

S:Высота звука зависит от:

+: частоты колебаний источника звука

-: частоты колебаний всего инструмента

I:

S:Громкость звука зависит от:

+: размаха амплитуды колебаний источника звука

-: частоты колебаний источника звука

I:

S:К струнныем щипковым музыкальным инструментам относятся: -: пианино, рояль -: скрипка, альт, виолончель, контрабас

-: гармонь, баян, аккордеон

+: гитара, балалайка, мандолина, домра

I:

S:К струнным смычковым музыкальным инструментам относятся: -: пианино, рояль + : скрипка, альт, виолончель, контрабас

-: гармонь, баян, аккордеон

-: гитара, балалайка, мандолина, домра

I:

S:К струнным ударно-клавишным музыкальным инструментам относятся: +: пианино, рояль

-: скрипка, альт, виолончель, контрабас

-: гармонь, баян, аккордеон

-: гитара, балалайка, мандолина, домра

I:

S:К язычковым музыкальным инструментам относятся: -: пианино, рояль -: скрипка, альт, виолончель, контрабас

+: гармонь, баян, аккордеон

-: гитара, балалайка, мандолина, домра

I:

S:К духовым амбушюрным (мундштучным) музыкальным инструментам относятся:

+: трубы, туба, валторна, фанфара

-: флейта малая и большая

-: саксофон, английский рожок, фагот, кларнет

-: гитара, балалайка, мандолина, домра

I:

S:К духовым лабиальным музыкальным инструментам относятся: +: флейта малая и большая -: саксофон, английский рожок, фагот, кларнет

-: гитара, балалайка, мандолина, домра

-: трубы, туба, валторна, фанфара

I:

S:К духовым лингвальным музыкальным инструментам относятся: -: флейта малая и большая +: саксофон, английский рожок, фагот, кларнет

-: гитара, балалайка, мандолина, домра

-: трубы, туба, валторна, фанфара

I:

S:К ударным перепончатым музыкальным инструментам относятся: -: саксофон, английский рожок, фагот, кларнет -: ксилофон, металлофон.

I:

S:Показатель качества, отличающий бумагу от картона: -: цвет -: плотность +: масса

I:

S:Бумага для черчения называется: +: ватман -: писчая -: тетрадная -: нотная

I:

S:По периодичности выпуска издания классифицируют на: +: периодические, непериодические, продолжающиеся -: массовое, детское, юридическое, медицинское -: анонимное, собственное, фирменное, пиратское

-: художественное, поэтическое, учебное, публицистическое

I:

S:По читательскому адресу издания классифицируют на: +: массовое, детское, юридическое, медицинское -: периодические, непериодические, продолжающиеся

-: художественное, поэтическое, учебное, публицистическое

-: художественное, поэтическое, учебное, публицистическое

I:

S:По принадлежности издателю, автору издания классифицируют на: +: анонимное, собственное, фирменное, пиратское -: периодические, непериодические, продолжающиеся

-: художественное, поэтическое, учебное, публицистическое

I:

S:По содержанию издания классифицируют на:

+: художественное, поэтическое, учебное, публицистическое

-: периодические, непериодические, продолжающиеся

-: массовое, детское, юридическое, медицинское

-: художественное, поэтическое, учебное, публицистическое

I:

S:По характеру информации издания классифицируют на: +: научное, рекламное, справочное -: художественное, поэтическое, учебное, публицистическое

-: периодические, непериодические, продолжающиеся

-: массовое, детское, юридическое, медицинское

I:

S:К принадлежностям для черчения относятся:

+: чертежные доски, линейки, рейсшины, угольники, лекала

-: карандаши, ручки, чернила, тушь

-: краски масляные и сухие, акварельные, гуашевые, подрамники, мольберты

-: тетради, блокноты, записные книжки

I:

S:Волокнистые карандаши –это… -: гелиевые +: фломастеры -: шариковые -: текстильные

I:

S:Установлено три ряда форматов бумаги:

I:

S:Картон, материал преимущественно из растительных волокон, связанных между собой силами поверхностного сцепления, массой (г/м²):

I:

S:Бумага, материал преимущественно из растительных волокон, связанных между собой силами поверхностного сцепления, массой (г/м²):

S:К принадлежностям для письма относятся: -: чертежные доски, линейки +: карандаши, ручки, чернила, тушь

-: краски масляные и сухие, акварельные, гуашевые

-: тетради, блокноты, записные книжки

I:

S:К принадлежностям для рисования относятся:

-: чертежные доски, линейки

-: карандаши, ручки, чернила, тушь

+: краски масляные и сухие, акварельные, гуашевые, подрамники, мольберты

I:

S:Материал, которую получают из растительных волокон, специально обработанных, массой до 250 г/м кв –это..

I:

S:Показатель качества, отличающий бумагу от картона: -: цвет -: плотность

I

I:

S:Существуют сдедующие виды инвентаря для легкой атлетики: +: шест, стойки для прыжков, ядро -: штанга, гири, гантели -: шахматы, шашки -: лыжи, коньки

I:

S:Существуют сдедующие виды инвентаря для тяжелой атлетики: +: штанга атлетическая, гантели, гири -: эстафетные палочки -: шест, стойки для прыжков -: диски, ядро, граната

I:

S:Существуют сдедующие виды инвентаря для фехтования: +: рапира, сабля, шпага -: копьё, молот, граната -: рапира, копьё, сабля -: шест, сабля, рапира

I:

S:К бивачным принадлежностям относятся: +: палатки, рюкзаки

-: биты, городки, фигуры

-: рапира, шпага, сабля

I:

S:К бивачным принадлежностям относятся: +: спальные мешки, надувные матрацы

-: мячи футбольные, баскетбольные, волейбольные

-: защитные очки, компас

-: гимнастические кольца, бревно

I:

S:К боеприпасам относят: +: картечь, пули, дробь -: ягташ -: патронташ

I:

S:Охотничьи ружья по количеству стволов классифицируют на: +: одно- и двуствольный -: одно- двух- трехствольный -: курковые и бескурковые -: массовые и улучшенные

Наиболее целесообразно классифицировать игрушки по их основной педагогической направленности, выполняемой в про­цессе игры, т.е. по воспитательному назначению, по возрасту детей, для которых предназначена игрушка, и по виду основного материала, из которого она изго­товлена.

Классификация игрушек в зависимости от их основной пе­дагогической направленностиобъясняется свойствами игрушек влиять на умственное, физическое и эстетическое развитие детей, позволяет наиболее полно проанализировать их потребительские свойства. В соответствии сэтим признаком игрушки объединяют в следующие группы.

Игрушки, способствующие развитию перво­начальных движений и восприятий (зрения, осязания, слуха развивают координацию движений), являются самыми первыми в жизни детей, дают ребенку первое представление о форме, размере, цвете. Это самые первые погремушки, различные кольца, шары, кубики, пи­рамиды и др. Игрушки этой группы яркие и разноцветные, пре­имущественно пластмассовые и резиновые. Для развития дви­жений детей до года большое значение имеют кресла-каталки, мячи, каталки на палке.

Игрушки, способствующие физическому раз­витию детей, развивают силу, ловкость, меткость ударов ибросков, координацию движений. Для детей в возрасте одного года это мячи и каталки; в более старшем возрасте дети играют с кег­лями, прыгалками, обручами, настольными играми в футбол, хоккей, го­родки, игрушечное оружие. Для подвижных игр детей приме­няют санки, самокаты, велосипеды, лыжи и др.

Игрушки, знакомящие с окружающей природной средой (образно-сюжетные игрушки), знакомят детей с внешним миром, людьми, животными, природой, техникой, предметами домашнего обихода. Ассортимент этих игрушек на­иболее разнообразен. Многие образные игрушки имеют меха­низмы, приводящие их в движение. Особое место в группе об­разных игрушек занимают куклы различных размеров, знако­мящие детей с разными национальностями, профессиями.

Игрушки, знакомящие с элементами науки и техники (политехнические игрушки), включают раз­личные конструкторы, наборы для опытов по физике, химии, для сборки моделей самолетов, судов, автотранспорта, теле­фона или телеграфа, микроскопы, фильмоскопы, действующие модели машин и механизмов, электронные, аэродинамические, пневматические, радио- и электромеханические игрушки, телеигры. Технические игрушки развивают у детей стремление к конструированию, способствуют их умственному развитию, прививают трудовые навыки, знакомят с устройством машин, приборов.

Игрушки, способствующие трудовому воспи­танию, включают садово-огородный инвентарь, наборы бу­маги для труда, переводные картинки, наборы для кроя одежды и детские швейные машинки, наборы различных столярных и слесарных инструментов, наборы для выжигания и чеканки и др. Они воспитывают у детей трудолюбие, трудовые навыки.

Игрушки, способствующие художественному и музыкальному развитию детей – это театральные и музыкальные игрушки.

Театральные игрушки (образы героев сказок и рассказов в театральных костюмах, театр кукол, альбомы для раскрашивания, пластилин, ёлочные и карнавальные украшения) знакомят с театральным искусством, приобщают к самостоятельной игре, вызывают у детей много радости.

Музыкальные игрушки (игрушки в форме музыкальных ин­струментов) развивают музыкальный вкус, знакомят с осно­вами музыкальной грамоты, прививают любовь к музыке.

Игрушки-забавы вызывают смех и удивление. Для них характерен элемент неожиданности. Это фигурки-неваляшки, волчки, прыгающие и кувыркающиеся животные, сказочные персонажи, а также игрушки, у которых имеется элемент неожиданности, головоломки и фокусы и др.

Настольные игры: развивают наблюдательность, логическое мышление, смекалку, дисциплинированность, чувство коллективизма.

Классификация игрушек по возрасту детейдиктуется тем, что воспитательное значение игрушки может быть достигнуто лишь в том случае, если она правильно подобрана к возрасту ребенка. Игрушки, непонятные ребенку (или слишком прос­тые), не представляют для него никакого интереса. Поэтому главной задачей воспитателей является правильный подбор иг­рушек.

Детский возраст подразделяется на три периода: ясельный (до 3 х лет), дошкольный и школьный.

В раннем, ясельном, возрасте (до года) количество игрушек не­велико. Они имеют наиболее простую и наиболее совершен­ную геометрическую форму (шара или куба). Это яркоокрашенные погремушки, кольца, некоторые резиновые игрушки. После года у детей появляется потребность в игрушках, спо­собствующих организации подвижных игр (мячи, каталки и др.). К концу второго года любимыми играми детей становятся копание в песке, катание шариков, возникает потребность в пе­сочницах, формочках, ведерочках, лейках, лопаточках, сопках, автомобилях. Затем с двух с половиной лет ребенка начинает интересовать кукла. Игрушки должны соответствовать размеру руки ребенка, развивать его интерес к окружающим предметам и явлениям.

У детей дошкольного возраста (от 3 х до 6 и лет) игры становятся более содержательными и разнообразными. Дети начинают проявлять больше выдумки, фантазии, самостоятель­ности. Игрушки становятся более разнообразными.

Дети младшего дошкольного возраста играют с куклами и кукольной мебелью, мишками, зайцами, автомобилями, элект­ровозами, простейшими конструкторами, мозаикой, музыкаль­ными игрушками, игрушками для игр в песок и др.

У детей среднего дошкольного возраста значительно воз­растают подвижность и активность в играх. Им нужны мячи, кегли, прыгалки. В этом возрасте повышается значение транс­портной игрушки.

Игры детей старшего дошкольного возраста более органи­зованны и длительны. Им рекомендуются куклы разных разме­ров, гарнитуры мебели, кухонная посуда, транспортная и тех­ническая игрушка. Для детей этого возраста важное значение приобретают игры и игрушки, готовящие их к занятиям в шко­ле (наборы букв и цифр, настольные игры и др.).

Игры детей школьного возраста более серьезны и целенаправленны (шахматы, шашки, конструктор, компьютерные игры, наборы по радиотехнике, различные инструменты). На первых порах дети играют с теми же иг­рушками, что и в дошкольном периоде. Однако характер игр, их содержание становятся более углубленными. В этом воз­расте требуется также много новых игрушек, развивающих кру­гозор, способствующих закреплению учебного материала. Это технические наборы, настольно-печатные игры, различные кон­структоры. На протяжении всего школьного периода дети иг­рают в спортивные игры с мячом, в кегли, городки, настольный футбол, хоккей и др.

Школьники старших классов увлекаются конструированием и моделированием, фото- и радиотехникой, занятиями в круж­ках физики и химии. Возникает потребность в радиоконструк­торах, наборах опытов по физике, оптике, разнообразной тех­нической игрушке. Большое значение в этом возрасте имеют содержательные настольные игры по различным отраслям на­уки и техники.

Акселерация детей привела к смещению границ возрастных групп, поскольку большая часть детей в возрасте 7 лет умеет читать и писать.

Классификация игрушек по материалу изготовленияносит в основном производственный характер, так как предприятия, выпускаю­щие игрушки, часто специализированы по виду материала для их изготовления.

Пластмассовые: отличаются лёгкостью, изяществом, разнообразием форм и конструкций; должны обладать высокими эстетическими, эргономическими (в том числе и гигиеническими) свойствами, надежностью и безопасностью. Металлические: 2 ая и 3 ая возрастные группы; ассортимент: транспортные игрушки, садово-огородный инвентарь, конструкторы, инструменты. Деревянные и керамические игрушки: ограниченный ассортимент: гарнитуры кукольной мебели, лукошки, корзинки, свистки, копилки, городки; в настоящие время в целях безопасности заменены пластмассовыми. Резиновые игрушки: изготовлены из натурального каучука, имеют ограниченное применение; в настоящее время их заменяют мягкие игрушки из ПВХ-пленок и ПВХ-пластизоля. Надувные игрушки: изготавливают из ПВХ-пленки, предварительно закладывая специальный клапан, через который игрушки надувают. Мягконабивные: из искусственного и натурального меха, различных ворсованных тканей; игрушки могут иметь заводной механизм и украшение; выпускают в широком ассортименте, приятны на ощупь, но их трудно мыть и дезинфицировать.

Кроме этого выпускают игрушки из папье-маше, стекла (елочные украшения), картонажные. Знание характеристики игрушек с учетом такой классификации важно для контроля качества игрушек, поскольку стандарты разрабатываются на игрушки из определенного материала.

Игрушки являются важным средством воспитания личности ребенка, способствуют умственному, физичес­кому и эстетическому развитию. Их группируют по возраст­ному назначению, педагогическому назначению и матери­алу изготовления.

По возрастному назначению игрушки делят на следу­ющие группы:

для детей ясельного возраста. В раннем ясельном возрасте ребенку для развития органов чувств необходимы погремушки, шары, кольца, мячи. Игрушки должны быть яркими, простыми по форме;

для детей дошкольного возраста. Это игрушки-забавы, куклы, кукольная мебель, игрушки для игр с песком, мебель, наборы цифр и букв и др.;

для детей школьного возраста. Шахма­ты, шашки, электронные и настольные игры, конструкторы.

По педагогическому назначению игрушки подразделя­ются:

на игрушки, развивающие первичные движения и восприятия ребенка. Дают представление о форме, цвете, количестве, размере. Это погремушки, кольца, пирамидки;

игрушки, способствующие физическо­му развитию ребенка. Они развивают силу, лов­кость, меткость (мячи, каталки, скакалки, обручи, вело­сипеды);

игрушки, отображающие предметы и образы внешнего мира. Они знакомят детей с окружающей средой (куклы, фигурки животных, рыб, насекомых и др.).

Технические игрушки знакомят детей с эле­ментами науки и техники (конструкторы, модели ма­шин).

Игрушки, знакомящие детей с трудо­выми процессами, - это ведра, лопатки, песочные наборы, наборы для выжигания, вышивания).

Игрушки, способствующие художест­венному и музыкальному развитию де­тей, - балалайки, дудочки, кукольный театр и др.

Игрушки-забавы вызывают у ребенка восторг, удивление, смех. Это прыгающие фигурки животных, сказочные персонажи.

Настольные игры развивают у детей усидчи­вость, смекалку, дисциплинированность (хоккей, футбол, лото, домино и др.).

По материалу игрушки делят на деревянные, метал­лические, текстильные, пластмассовые, резиновые, ком­бинированные и др.

Елочные игрушки. Для изготовления елочных игрушек используют разнообразные текстильные материа­лы, бумагу, картон, пластмассы, стекло, металлы и т.д.

В ассортимент елочных украшений входят стеклянные пустотелые украшения в виде разных шаров, сосулек, ши­шек и т.д.

Требования к качеству игрушек. Игрушки и елочные украшения должны быть изготовлены в соответствии с требованиями нормативной документации, санитарно-гигиенических норм.

Игрушки должны быть безопасными и безвредными, отвечать своему функциональному назначению, должны быть красиво оформлены, иметь равномерное покрытие.

Читайте также: