Какие игрушки являются самыми первыми в жизни детей

Обновлено: 28.04.2024

По используемым материалам игрушки делят на деревянные, металлические, текстильные, пластмассовые, резиновые, комбинированные, полиграфические, стеклянные (елочные).

Игрушки — изделия, предназначенные для детей до 14 лет. Игрушкам принадлежит важная роль в развитии ребенка. Они являются материальной базой игр. От того, какие игры и игрушки окружают ребенка, во многом зависит его интеллектуальное и личностное развитие. Игрушки помогают ребенку познавать окружающий мир, приучают его к целенаправленной, осмысленной деятельности, развивают воображение, интуицию, формируют у ребенка нравственные ценности, любовь к труду, интерес к технике, любознательность, наблюдательность, воспитывают художественный вкус, побуждают к творчеству.

Именно с помощью игрушек и игр ребенок наиболее естественно и непосредственно открывает для себя одну за другой сферы общечеловеческого знания, получает необходимую предметную информацию. Играя, ребенок осваивает различные способы действия в определенных мыслительных или реальных ситуациях, накапливает свой первый опыт жизни. В игре развивается способность к осознанию деятельности и человеческих отношений.

Ассортимент игрушек чрезвычайно многообразен и непрерывно обновляется с учетом последних достижений в различных областях знаний. Многие игрушки оснащаются электроникой и другими механизмами, приводящими игрушки в движение, обеспечивающими выполнение голосовых команд, превращающими их в игрушки с искусственным интеллектом.

Игрушки могут быть классифицированы по педагогическому назначению, возрасту детей, материалу изготовления.

По педагогическому назначению игрушки условно объединяют в следующие группы:

• развивающие первоначальные движения и восприятия;

• знакомящие детей с предметами и образами окружающего мира;

• способствующие умственному развитию;

• знакомящие детей с трудовыми процессами и развивающие первоначальные трудовые навыки;

• способствующие художественному и музыкальному развитию детей;

• знакомящие детей с элементами науки и техники;

• способствующие физическому развитию;

• развивающие жизнерадостность и чувство юмора.

Некоторые игрушки объединяют в себе признаки и свойства разных групп, становятся не просто функциональными, а многофункциональными, реализуя комплексный подход к задаче развития ребенка, стремятся воздействовать на все его чувства. В последнее время в продаже появились и развивающие игровые центры или детские комплексы, которые объединяют игрушки разного педагогического назначения.

Игрушки, способствующие развитию первоначальных движений и восприятий (зрения, осязания, слуха), являются самыми первыми в жизни детей. Игрушки, способствующие развитию органов чувств, называют сенсорными игрушками. К ним относят погремушки, пищалки, подвески, простые сборно-разборные игрушки, кубики, шарики, кольца, привлекающие внимание ребенка яркими цветами, звучанием, формой. Прозрачная погремушка, у которой внутри прозрачного корпуса находятся цветные пластмассовые шарики, приучает малыша следить не только за большими, но и за маленькими предметами, позволяет установить причину возникновения звука, дает представление об объеме.

Игрушки, знакомящие детей с предметами и образами окружающего мира (образные), знакомят детей с людьми, животным и растительным миром, техникой, предметами домашнего обихода. Ассортимент этих игрушек наиболее разнообразен. К ним относятся куклы (с одеждой, мебелью, предметами быта, жилищем); фигурки, изображающие людей и животных, транспортные средства. В играх с ними расширяются и уточняются представления ребенка об окружающем мире, развиваются мышление, речь и воображение.

Игрушки, способствующие умственному развитию (дидактические), объединяют игрушки, содержащие обучающий элемент. К этой группе относятся многочисленные настольные и компьютерные игры, игры-головоломки: наборы ребусов, кроссвордов, чайнвордов, расширяющие кругозор, развивающие интерес к знаниям, внимание, память, мышление, речь, сообразительность, наблюдательность. По тематике они подразделяются на исторические, географические, астрономические, зоологические, ботанические, математические, литературно-художественные и др.

Игрушки, знакомящие детей с трудовыми процессами и развивающие первоначальные трудовые навыки, включают садово-огородный инвентарь, наборы посуды, различных инструментов: столярных, слесарных, для выпиливания лобзиком, выжигания по дереву, гравирования, наборы для лепки, вышивания, кроя и шитья одежды, а также разнообразные строительные и транспортные конструкторы. Они знакомят детей с разнообразными инструментами, материалами (их свойствами и способами обработки), воспитывают интерес к разнообразным профессиям, трудолюбие, трудовые навыки.

К игрушкам, способствующим художественному и музыкальному развитию детей, относятся калейдоскопы, мозаика, альбомы для раскрашивания картинок, наборы пластилина для лепки, наборы по художественным ремеслам: выжиганию, резьбе по дереву; конструктивно-художественные, театральные и музыкальные игрушки. Музыкальные игрушки знакомят детей с различными видами музыкальных инструментов, с основами музыкальной грамоты, развивают музыкальный слух, чувство ритма. Театральные игрушки знакомят детей с театральным искусством, приобщают к самостоятельной игре, способствуют обогащению речи.

К игрушкам, знакомящим детей с элементами науки и техники, относятся наборы для сборки технически сложных электронных конструкций: моделей автомобилей, самолетов, судов, телефона, радиоприемников, различные электронные игры, микроскопы, наборы для опытов по физике, химии. Они знакомят детей с устройством и принципом действия машин, приборов, техническими чертежами, физическими и химическими явлениями, способствуют формированию навыков самостоятельного конструирования, развивают техническую грамотность и творчество, помогают политехническому образованию детей.

К игрушкам, способствующим физическому развитию детей (спортивно-моторные игрушки), относятся игрушки для упражнений в ходьбе и беге (каталки, тележки, санки и др.), для прыгания (скакалки), для бросания (мячи, городки, кегли и др.), для развития и укрепления мускулатуры ног (спорт-роллеры, самокаты, велосипеды, педальные автомобили, лыжи, коньки и др.), для развития меткости (ружья, арбалеты, пистолеты), для развития мышц рук и пальцев, (сборно-разборные игрушки: пирамидки, матрешки; бадминтон, настольный теннис и др.), для развития координации движения, ловкости, гибкости (обручи, кольца и шары для жонглирования и др.).

К игрушкам, развивающим жизнерадостность и чувство юмора, относятся игрушки-забавы: различные электронные роботы, игрушки-сюрпризы с выскакивающими из коробочки смешными фигурками, надувные резиновые игрушки, наборы фокусов, прыгающие и клюющие птицы, кувыркающиеся обезьянки, вращающийся волчок и др.

По возрастному назначению игрушки подразделяют на три основные группы: для детей ясельного возраста (до 3 лет); для детей дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) и для детей школьного возраста (от 6 до 14 лет). Возрастное назначение игрушек определяется соображениями безопасности, уровнем развития детей и связанным с ним проявлением интереса к окружающим предметам и явлениям. Игрушки-пищалки, издающие резкий звук, могут напугать малыша, длинный мех мягких игрушек способен попасть в рот и в дыхательные пути, большой кубик ребенок просто не сможет взять в руки и т. п.

По материалам, применяемым в производстве, игрушки подразделяются на деревянные, пластмассовые, резиновые, меховые, металлические, керамические, бумажные, картонные, мягконабивные.

Задачи: научить родителей выбирать игрушки для своего ребенка, учитывая его возрастные особенности.

Младенческий возраст

Возрастные особенности развития детей от 2-х месяцев до одного года

В первые месяцы жизни у ребенка интенсивно развиваются зрение и слух, малыш учится сосредотачивать взгляд на лице взрослого или игрушке, следить за их движением, прислушиваться к голосу или звучащему предмету, тянуть руки и захватывать предметы, подвешенные над кроваткой. Игрушки для самых маленьких, прежде всего, должны развивать органы чувств: глаза, уши, руки. И пока основная его потребность - чувствовать тепло, первые игрушки малышей должны быть мягкими и тёплыми, тогда они будут полностью соответствовать стремлению малыша всё познать через осязание. Самые лучшие игрушки для маленьких – это те, которые можно кусать. Они должны быть сделаны из мягких материалов – пластмассы, резины, хорошо мыться, быть лёгкими, не иметь удлиненной плоской формы, чтобы, засовывая их в рот, ребёнок не мог подавиться. Окраска игрушек должна быть яркой. Хорошо, если игрушки будут звучащими.

После 4,5-5 месяцев дети способны различать основные цвета и формы. Они эмоционально отзывчивы на интонацию и музыку разного характера.

Под их контролем и при их участии начинают действовать руки: малыш хватает и удерживает видимый предмет (4-5 месяцев). Дайте возможность малышу чаще прикасаться к предметам, предлагайте его вниманию игрушки разной формы (круглые, овальные, прямоугольные, из разного материала (мягкий, упругий, гладкий). Подвесьте над детской кроваткой 2-3 игрушки (подвесные - звучащие игрушки) так, что бы ребенок мог задевать их ручками. Малыш заденет - и схватится. Такие действия очень полезны: из них разовьется умение брать и удерживать.

После 4 месяца перед малышом на разном расстоянии можно разложить несколько разных игрушек. Например, погремушку, плюшевого мишку, киску. Положите малыша на животик, погремите погремушкой и скажите вслух: «Погремушка». Пусть малыш возьмет ее и делает с ней, что захочет. Повторите этот процесс с другими игрушками, пока малышу не надоест. Хорошая игрушка - реалистична, она передает основные, типичные черты изображаемого. Нужно, чтобы игрушка вызывала удивление ребенка – это начало понимания и путь к познанию окружающего. Вид яркой игрушки или голос близкого человека побуждает ребенка, опираясь на руки или держась за опору, ползать и потом ходить (второе полугодие).

После 5-6 месяцев малыш начинает обследовать предметы. Пока он просто манипулирует тем, что попала в ручки: крутит, стучит, трясет, пробует на зубок, бросает… Дети обучаются различным действиям, наблюдая, как это делают взрослые и подражают им. Помогите малышу разобраться что делать с предметами, каковы их свойства. Обязательно позволяйте своему малышу много и свободно двигаться. Передвигаясь, ребенок начинает ориентироваться в пространстве (манеж, комната, двигаться на встречу окликающему его взрослому, развивается его умение действовать с предметами.

Простые действия с игрушкой (удерживает, размахивает) превращаются после 9-10 месяцев в несложные предметно-игровые. Малыш способен выполнять простые действия по словесной просьбе взрослого: брось маме мячик, возьми мишку. Кубики малыш кладет в коробку, мяч бросает, куклу баюкает, пирамидку собирает. Появляются любимые игрушки. Реализм игрушки сочетается с некоторой условностью (конь на колесиках, машинка - которую нужно возить за веревочку) - для того чтобы ребенок мог активно действовать с игрушкой. Эта условность помогает раскрыть реальный образ. Благодаря разнообразным играм – занятиям, появляются и оформляются первичные познавательные действия и мыслительные функции, малыш начинает размышлять о предметах.

Возрастные особенности развития детей от одного года до двух лет

На втором году жизни малыш много двигается, совершенствуются основные движения, особенно ходьба. Играйте с малышом в подвижные игры, поменьше держите его в коляске. Поставьте дома старый чемодан без острых углов – и пусть малыш забавляется, осваивая подъем и спуск с него. Почаще играйте с малышом в мяч. С начала дети катают большой мяч, сидя, потом учатся катать, стоя. Освоить броски поможет маленький мячик. Побуждайте ребенка бросать мяч то левой, то правой рукой. В это время ребенку полезно поиграть с игрушками, которые можно толкать впереди себя (тележки, коляски, игрушки на колесиках).

Наблюдается быстрое и разноплановое развитие предметно-игрового поведения, благодаря чему формируются компоненты всех видов деятельности. У ребенка меняется отношение к миру предметов и способ взаимодействия с ними. Раньше они были просто интересными штучками для манипулирования. Теперь же любой предмет становится для него вещью, имеющей определенное назначение и определенный способ употребления. Обучать ребенка нужно посредством игры, наглядно и поэтапно, используя игрушки соответствующего размера (куклы, мишки, зайки, машинки, кубики).

Кукла самая древняя и популярная игрушка, динамически живой образ человека. Учит и закрепляет в игре простейшие жизненные навыки, ориентирует в величине, цвете, движении. В раннем возрасте для игры лучше всего подходит кукла - голыш, она становится для ребенка игровым партнером. Игрушка должна быть привлекательной, красивой, но простой, такой, чтобы с ней можно было активно действовать. Игрушка должна быть безопасна (не иметь острых углов, деталей которые могут причинить вред, отвечать требованиям гигиены: она должна быть из такого материала, чтобы ее можно было мыть, дезинфицировать.

Происходит быстрое развитие речи, темп развития понимания речи окружающих по-прежнему опережает умение говорить. Быстро формируется связь между предметом (действием) и словом его обозначающим. Речь малыша становится основным средством общения со взрослым, развивается эмоциональное взаимное общение, от языка жестов, мимики и словосочетаний малыш постепенно переходит к словам. Теперь он может сказать вам о своих просьбах и предложениях. В это время необходимо развивать слух и звуковую память с помощью простых музыкальных инструментов (бубен, дудочка, барабан, свистульки, звучащих и музыкальных игрушек.

Развивается самостоятельность детей в предметно-игровой деятельности и самообслуживании. Важно подталкивать ребенка к открытиям, а не представлять ему готовый результат. Для годовалого малыша интересны и полезны будут пластмассовые пирамидки из 3-4 составляющих колец разного цвета, мисочки разных размеров, вкладывающиеся друг в друга, разноцветные кубики. Манипуляция с этими игрушками не только развивает интеллект ребёнка, но и доставляет удовольствие и радость, когда у малыша что-то получается так же, как у взрослого. Поиграйте с малышом в дидактические игрушки (матрешки, пирамидки, грибочки, бизиборды). Дидактическая игрушка подчеркивает какое-нибудь одно свойство, на котором строится игра: форму, цвет, величину. Она способствует накоплению опыта, совершенствованию познавательных процессов

Ребенок осваивает правила поведения с другими детьми - играть, не мешая сверстникам, учится просить игрушки, обмениваться ими. Все это является основой для развития в будущем совместной игровой деятельности.

Возрастные особенности развития ребенка от 2 до 3 лет

На третьем году жизни малыш продолжает познавать мир и становиться самостоятельней. В активной совместной деятельности с близкими взрослыми развивается его память, воображение, речь, появляется способность к анализу, синтезу, сравнению. Задача родителей в этот период - продолжать знакомить ребенка с предметами, окружающими его: с их свойствами, назначением. Важно помнить, что у малыша появляется потребность создавать что-то своими руками-рисовать, конструировать, строить, лепить.

На третьем году жизни у ребенка формируется образ своего Я. В этом возрасте дети думают о себе в превосходной степени: Я самый ловкий, смелый, красивый… Но на самом деле их навыки, пока еще далеки от совершенства. И если родители не будут помогать своему ребенку в развитии, однажды его может постичь горькое разочарование, которое впоследствии обернется неуверенностью в себе. Родители должны знать, что лучше всего разные навыки усваиваются и совершенствуются в интересной игре.

К трем годам набор игрушек расширяется : очень хороши большой разноцветный мяч, который не закатывается под мебель и способствует развитию основных движений, крупные пирамидки из 7-8 колец, мягкие игрушки, которые дети уже не тянут в рот, а хорошо засыпают с ними. С мягкими игрушками можно разыгрывать знакомые сказки, они уточняют, дополняют представление ребенка о внешнем виде животных. К сюжетно - образным игрушкам, прибавляются простейшие конструкторы, которые малыши собирают вместе со взрослыми, испытывая удовольствие от того, что из странных кусочков получается замечательная, понятная ребенку игрушка.

Для малыша будет интересна крупная мозаика, из которой они могут мастерить сами, развивая свои творческие способности и фантазию.

На этом возрастном этапе ребенок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнает, что люди заняты в жизни работой и имеют разные профессии. Поэтому чаще всего ребенок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в дочки - матери, в папу и маму, в магазин, в доктора, в детский сад, в гараж. Эти игры помогают развивать речь ребенка, расширяют его словарный запас. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь, большая машина).

Правильной будет покупка парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности.

Очень порадуют ребенка игрушки - забавы, назначение которых вызывать веселый смех детей, развивать чувство юмора. Они радуют неожиданным движением или звучанием (пищалки, хлопушки, дудочки, крякающая уточка, часики и т. д.)

Необходимы и настольно-печатные игры: лото, парные картинки, домино, разрезные картинки из 2,4,6 частей пазлы, кубики – эти игры требуют самостоятельной умственной работы, учат сравнивать, соотносить, группировать.

Хорошо, если уже в этом возрасте у ребенка будет свое игровое место в квартире, а у игрушек свой «домик», или большая коробка, куда можно сложить игрушки. Именно с этого возраста нужно приучать малыша к аккуратности.

Стремление ребенка жить общей со взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии эмоций и социальной адаптации. Основное требование к игрушкам – они должны быть похожи на оригинал, быть прочными и безопасными. Играя в игрушки, ребенку должно быть радостно и весело.

После того как игрушки выбраны родителями, проходит обсуждения правильности выбора.

- «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования. ФГОС.

Арапова-Пискарева Н. А., Белая К. Ю., Борисова М. М., Веракса А. Н., Веракса Н. Е., Волосовец Т. В. Мозаика-Синтез, 2020 год, 368 стр.

- «Воспитателю о детской игре» Д. В. Менджерицкая. Москва Просвещение, 1982 год, 128 стр.

- «Игра и игрушки» Е. А. Флерина. Москва Просвещение, 1973 год, 111 с.

- Журналы «Воспитатель ДОУ» № 5, ст. «Игра в раннем возрасте

(организация самостоятельной игровой деятельности детей раннего возраста в ДОУ)

канд. пед. наук Печора К. Л. стр. 73. 2008 г.

- «Игровые занятия с детьми 1-2 лет» Д. Н. Колдина.

- «Психическое и физическое развитие ребенка от 1 до 3 лет» А. С. Галанов.

К началу раннего возраста ребёнок приобретает стремление к самостоятельности и независимости. Общение ребё нка со взрослым теряет свою непосредственность: оно начинает опосредоваться предметами. На втором году жизни содержание предметного сотрудничества ребёнка со взрослым коренным образом меняется.

Взрослый становится для ребёнка не только источником внимания и доброжелательности, не только "поставщиком" самих предметов, но и образцом человеческих предметных действий. Такое сотрудничество уже не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов. Теперь необходимо соучастие взрослого, выполнение одного и того же дела. В ходе такого сотрудничества ребёнок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребёнка и, главное - новые способы действия с предметами. Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передаёт способ действия с ним.

Действуя с предметами, ребёнок чувствует свою самостоятельность, независимость, уверенность в своих силах.

Основные типы игрушек для раннего возраста

Пирамидка - очень полезная игрушка для малышей. Начиная с раннего возраста пирамидка может использоваться для сериационных игр (соотнесения деталей по размеру и цвету, в результате которых формируются соответствующие сенсорные эталоны.

Для детей от 1 года до полутора пирамида должна быть простая, состоящая из 3-4 колец одного размера. Это может быть, как пластиковая, так и деревянная пирамидка, важно, чтобы в деталях были достаточно большие отверстия, и они легко надевались на штырек. Для этого возрастного периода хороши пирамидки, имеющие элементы образных игрушек, завершающиеся вместо обычных шишечек, головкой курочки или клоуна. Такой образный завершающий элемент пирамидки мотивирует малыша к ее нанизыванию.

После освоения самого действия нанизывания можно предложить пирамидку с колечками разного размера (их также должно быть не много). Наиболее простой и удобной является пирамидка с основанием в виде конуса. Нанизывая колечки на такую пирамидку, ребёнок сам убеждается, какое колечко свободно опускается, а какое не влезает на стержень.

Для детей третьего года жизни пирамидка может состоять из 6-7 колец разного цвета. В этом возрасте с помощью пирамидки можно учиться различать не только размеры, но и цвета.

Вкладыши - это специальные игрушки, предназначенные для развития наглядно-действенного мышления малыша. Набор вкладышей представляет собой несколько (от 3 до 12) полых предметов одинаковой формы и разного размера. Это могут быть кубики, стаканчики, цилиндры, мисочки, половинки шара, убывающие по величине или даже матрешки. Вкладывая меньший предмет в больший, дети учатся соотносить величину предметов, координируя действия руки и глаза. Эти игрушки очень полезны для развития восприятия и мышления ребёнка второго года жизни. К вкладышам также относят коробки для форм и предметных изображений. Это специальные пособия с прорезями или углублениями различной формы и размера, в которые вкладываются соответствующие предметы или картинки. Такие игровые пособия способствуют развитию восприятия формы и размера.

Детям от 1,5 лет подойдут наборы, состоящие из 5 и более предметов. Лучше, если это будет 5, и более местная матрешка и, соответствующий ей по количеству предметов и размеру, набор мисочек или кубиков. Выбирая плоскостной вкладыш или коробку для форм для детей более старшего возраста, следует выбирать такие, в которых само действие по вкладыванию предметов различной формы включено в какой-то игровой сюжет. Подойдут вкладыши с изображениями разных предметов, ориентируясь на форму которых ребенок должен найти соответствующее окошко, особенно хороши такие, где предметные картинки являются частями большой сюжетной картины. В этом случае можно будет разыгрывать ситуации с развитием какой-нибудь сказки, истории.

Консультация для родителей «Речь детей раннего возраста» Консультация для родителей "Речь детей раннего возраста" Основными задачами детей ясельного и младшего возраста (до четвертого года жизни).

Консультация для родителей «Упрямство детей раннего возраста» Упрямство и "негативизм" начинают развиваться еще в возрасте одного года, так что вас этим не удивишь. Но после 2 лет это достигает новых.

Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста» Малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации.

Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста в ДОУ» Знакомство ребенка с миром, где он остается один на один со сверстниками, не может немедленно прибегнуть к защите (ласке мамы, папы, бабушки,.

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста «Какие игрушки купить моему ребенку?» Цель: способствовать повышению компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка – дошкольника; показать значение грамотного.

Консультация «Капризы и упрямство» для родителей детей раннего возраста Капризы и упрямства детей раннего возраста. Капризность и упрямство – спутники любого возрастного кризиса в детстве. В наибольшей степени.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Малыш и его игрушки» Консультация для родителей детей раннего возраста: «Малыш и его игрушки» Ранний возраст ребенка – это очень ответственный период в развитии.

Консультация для родителей по сенсорному воспитанию детей раннего возраста Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете,.

Консультация для родителей «Развивающие игры и игрушки для детей дошкольного возраста» Главной деятельностью дошкольника должна быть игра. Она имеет фундаментальное значение для детского развития: и воображение, и произвольность,.

Консультация для родителей «Речь детей раннего возраста» Консультация для родителей "Речь детей раннего возраста" Основными задачами детей ясельного и младшего возраста (до четвертого года жизни).

Первая игрушка — это первая собственная ценность малыша. Это очень важная вещь, которая может запомниться на всю жизнь, и она определенно внесет значительную лепту в дело развития ребенка. Первые игрушки нередко покупают еще до рождения ребенка, или уже в первые дни после его появления на свет. Их редко бывает много, чаще всего на первое время покупают всего 2-3 вещицы, способные занимать малыша, и уже потом, по мере его взросления, докупают новое. И этих нескольких вещиц на первое время будет вполне достаточно. Главное — выбрать их правильно.

первая игрушка младенца

Игрушки для младенца: их роль в развитии ребенка

В первые недели, месяцы жизни ребенка его зрение, слух, и все органы чувств в целом еще настраиваются, оттачиваются. И игрушки первого года жизни ребенка должны максимально способствовать его развитию, не создавая при этом рисков. Также они должны занимать его свободное время, вызывать позитивные эмоции.

В первые дни после рождения игрушки еще не нужны, потому брать их сразу в роддом не стоит. В первые дни ребенок привыкает к новой обстановке вне утробы матери, учится пользоваться ручками и пальчиками вообще. Нередко младенцы в первое время вообще пугаются своих рук, и это тоже вполне нормальное явление. Должно пройти какое-то время, прежде чем маленький человечек сможет понять, что он может контролировать свои конечности, управлять ими. Для фокусировки зрения тоже требуется какое-то время. И самое главное в эти первые дни — чтобы рядом была мама, которая успокаивает, согревает, кормит, помогает справляться с возникающими сложностями. Внимания малыш должен получать максимум, а вот игрушки пока не нужны. Но как только новоиспеченный член семьи начинает контролировать ручки и пальчики, учится фокусировать взгляд и задерживать его на каком-то предмете, когда он начинает реагировать на звуки и поворачиваться в их сторону, приходит пора вручать ему первое имущество.

Правила выбора игрушки новорожденному, что можно и что нельзя

Итак, малыш уже изучил новорожденного себя и создал какое-то свое представление об обстановке, которая его окружает. Пришла пора разобраться, какую первую игрушку купить новорожденному, чтобы заняться его развитием и расширением его кругозора. Если вы уже готовы к этому важному и ответственному приобретению, необходимо указать главный критерий выбора вещицы: ее безопасность. Выбирать изделие следует, ориентируясь главным образом именно на этот показатель.

Однако по каким же критериям оценивается безопасность изделия для ребенка? Разобраться в этом не сложно, тем более, что критерии примерно одинаковы для одежды, игрушек, и всех прочих вещей, которые окружают новорожденного. Если вас интересует, какие игрушки для новорожденных безопасны, то выбирайте вещи:

  • Крепкие, надежные, где нет риска отделения мелких деталей.
  • Приметного, но не ядовито-яркого цвета. Излишняя яркость свидетельствует о химических добавках, и к тому же, она не лучшим образом отражается на цветовом восприятии ребенка.
  • Без острых элементов, максимально простого устройства, где негде застрять детскому пальчику или ручке.
  • Из качественного надежного пластика или из натуральных материалов.

Возможно, вы уже видели, что в большинстве аптек продают погремушки и некоторые другие игрушки для самых маленьких. В идеале, покупать первые изделия стоит именно здесь, так как в аптеку попадают только сертифицированные и проверенные варианты.

Примеры игрушек для младенцев: погремушки, мобили

Проверенные временем и определенно лучшие игрушки для малышей до года — это погремушки. Они представлены в огромном ассортименте — из ткани и пластика, пристегивающиеся к ребенку, к одежде, к коляске и кроватке, или просто приспособленные для того, чтобы с удобством брать их в ручку. Полезны и те, и другие — те, которые не пристегиваются, формируют еще и хват. Многим родителям это совсем не нравится, но эти погремушки ребенок может и кидать, тоже формируя полезные навыки.

Погремушки развивают реакцию на звук, могут подолгу занимать ребенка. Сначала демонстрировать игрушку должны родители, именно мама трясет погремушку, чтобы малыш перестал плакать и отвлекся на новую вещь, которая вдруг появилась перед ним и издает интересный звук. К тому моменту, как у ребенка появятся первые зубки, стоит купить специальную погремушку, которую можно грызть, чтобы ускорить процесс выхода первых молочных зубок. А вот с излишне яркими изделиями, с тяжелыми погремушками или с теми, что обладают сильным запахом, стоит проявить осторожность. Также стоит проверить звучание — слишком громкая погремушка лишит ребенка и весь дом покоя, от таких приобретений стоит отказаться.

Есть и более современные игрушки, развивающие и успокаивающие детей самого маленького возраста. Это мобили, которые есть в каждом детском магазине. Их навешивают на кроватку, и они необходимы для того, чтобы ребенок научился концентрировать зрение на статичном или подвижном предмете. А еще они снабжаются звуковым модулем с приятной музыкой. Наблюдение за медленно вращающимися игрушками под мерную музыку успокаивает, потому мобиль считается одним из лучших средств, способных быстро успокоить малыша. Эта первая игрушка для новорожденных принесет пользу и малышу, и его родителям. Ребенок не всегда начинает интересоваться мобилем сразу же, иногда ему нужно немного «дорасти» до такой вещи. Но в возрасте от пары месяцев до годика он подарит много приятных минут. Игра начнется с пристального наблюдения за парящими предметами, а закончится попытками поймать эти игрушки. При выборе мобиля стоит учитывать тот факт, что рано или поздно игрушка окажется в руках любопытного подрастающего поколения, и потому она не должна быть хрупкой. В идеале она должна отвечать всем тем же требованиям, что и погремушка.

Как сделать игрушку новорожденному своими руками

Дети не всегда пользовались покупными игрушками. Скорее наоборот. Во многих семьях все еще жива традиция делать вещи малышу своими руками, и такой подход можно только одобрить. Обычно эти вещи изготавливает кто-то из старшего поколения, например, бабушка. В таких ситуациях наглядно проявляется связь поколений, и не стоит запрещать близким делать для малыша самодельные вещи, дарить их. Стоит перечислить, на первый месяц какие игрушки можно сделать своими руками.
Можно сделать самодельные погремушки, матерчатые игрушки, резные вещицы — например, из дерева. Есть старые выкройки для шитья, следуя которым, можно с легкостью сделать красивую и простую игрушку из ткани. А если положить внутрь нее, к примеру, «желток» от киндер-сюрприза с сухим горохом, она станет погремушкой. Однако прежде чем брать или покупать самодельные детские изделия, стоит внимательно проверить их на качество и безопасность.

Хорошая домашняя игрушка делается из натуральных материалов. Она тщательно прошивается, из нее не торчит ни одна ниточка. Ткань подбирается натуральная, без яркого окраса. К ней не нужно пришивать пуговки или бусинки, которые ребенок может оторвать, откусить. Если нужно выделить глазки — можно хоть нарисовать их, но не в коем случае не обозначать бусинкой. В самом крайнем случае используют пуговицы с четырьмя отверстиями небольшого размера, и тщательно пришивают их. Нравятся малышам и вязаные изделия, для них нужно выбирать натуральную шерсть и плотную вязку.

Рассматривая первые игрушки ребенка, какие исторически использовались многими народами, можно выделить сушеные овощи, наполненные тем же горохом — получается погремушка. Или даже без наполнителя. Они твердые, хорошо лежат в ручке, их можно кусать, и вообще брать в рот. А без подобной «пробы» ознакомление ребенка с новой вещью уж никак не состоится.

Разборные вещи с мелкими деталями, хрупкое и опасное нужно исключить. Если любая игрушка вызывает у вас подозрения — от нее разумнее отказаться сразу.

Но все же большинство современных родителей предпочитает приобретать игрушки в магазинах. Благо, в Москве и в любом другом городе страны нет проблем с поиском и выбором таких вещей. Потому стоит дать максимально подробную инструкцию, которая позволит избежать покупки неподходящей или опасной вещи.
1. Не нужно покупать дешевые вещи от малоизвестных брендов. Машинок, которых хватает на один день, или кукол, у которых отпадают конечности, вы успеете напокупать более старшему ребенку, для которого такие вещи не создадут особого риска. К сожалению, дешевых игрушек низкого качества сегодня продается очень много, и крайне важно быстро научиться отличать их на глазок, чтобы избежать их приобретения.
2. Внимательно относитесь к пластику, его качеству и толщине. Рекомендуется даже проверять изделие на прочность. Если вещь гнется при продавливании и грозит расколоться в любой момент, это будет плохое приобретение для вашего ребенка. Расколовшийся пластик может натворить много бед.
3. Нужно выбирать вещи именно для новорожденных, с пометкой возраста 0. Как уже говорилось, проще всего выбирать их в аптеке.
4. Если изделие имеет мелкие детали — его лучше не брать. В крайнем случае, обязательно проверьте, насколько крепко они держатся, и не сможет ли ребенок их оторвать. Бусинки, стразики, пуговки опасны, они проглатываются или попадают в дыхательные пути, что влечет за собой серьезные риски.
5. В составе изделия не должно быть ничего опасного для ребенка. По возможности изучите состав. Если это невозможно — убедитесь, что нет хотя бы химического запаха и ядовитых ярких цветов.
6. Веревочки, резинки могут быть столь же опасными, как и бусинки.
7. Острые швы, углы на игрушке недопустимы, как и мелкие отверстия, в котором может застрять пальчик, к примеру.
8. Тяжелые игрушки, слишком громкие вещи тоже не принесут пользу. Если ребенок останется с ними один на один, он может сильно испугаться, испытать настоящий шок.
9. Не нужно покупать что-то сложное для детского понимания. В качестве первых игрушек не нужны даже герои мультфильмов. Простое лицо, нейтральное выражение эмоций — этого вполне достаточно. Нечто более сложное потребуется уже потом, когда ребенку будет больше года. Вспомните советских пупсов. Самым маленьким детям нужна примерно такая же игрушка по выражению лица, формам, и так далее.
Таким образом, покупать первые игрушки наобум не стоит. Это достаточно сложный процесс, как и выбор других вещей для ребенка на первое время. Однако если вы воспользуетесь нашей совсем не сложной инструкцией, вы сможете с легкостью приобрести все необходимое. Не спешите с покупкой вещей для новорожденного, делайте все обдуманно. И тогда ваш малыш получит свой первый базис для развития, сможет с удовольствием проводить время со своим первым имуществом, в полной безопасности и комфорте, не беспокоя лишний раз родителей, давая им хотя бы пару лишних минут на отдых. А ведь отдых от бытовых хлопот — это настоящая мечта молодых родителей!

Посмотрев на полочки магазинчиков на Ярмарке Мастеров, нашла много чудесных игрушек. Захотелось узнать историю игрушки и рассказать невыдуманную историю маленькой девочки и ее первой игрушки. А пока — когда появилась первая игрушка и что она собой представляла…

Сначала, что пишет нам Википедия:

Игру́шка — предмет, предназначенный для игры.

Воссоздавая реальные и воображаемые предметы, образы, игрушка служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.

Игрушки известны людям с глубокой древности, они были обнаружены при раскопках остатков древних цивилизаций. Так, при раскопках Индской цивилизации, это 3000-1500 до.н.э., обнаружены маленькие повозки на колесиках, свистки в виде птиц и обезьянок, которые могут сползать по веревочке. Кстати, в России тоже свистки пользовались популярностью, особенно у бедных людей. Их вырезали из дерева, украшали резьбой.

Как появилась первая игрушка. История девочки и ее первой игрушки, фото № 1

Как появилась первая игрушка. История девочки и ее первой игрушки, фото № 2

Описана история игрушек была впервые в мифологии Древней Греции. Древние греки любили играть в «камушки». В те времена уже появились первые матрешки, которые забавляли детей своим необычным видом. Любимой игрушкой у греческих детишек был троянский конь, внутри которого находились фигурки солдат. Куклы в Греции и Древнем Риме изготавливались также из воска, а затем ярко раскрашивались. Уже тогда зародилась специальная отрасль производства — изготовление кукол. Самыми дорогими были праздничные и сувенирные куклы — из слоновой кости.

В основном, детские игрушки находили в погребениях. Чаще всего сделаны они из обожженной глины. Были найдены погремушки VI века до нашей эры, которые напоминали современные, и I-II веков в виде раковины, в виде колыбели, на которой изображен летающий ребенок со скрещенными ножками, придерживающий рукой игрушечного оленя.

Как появилась первая игрушка. История девочки и ее первой игрушки, фото № 3

Как появилась первая игрушка. История девочки и ее первой игрушки, фото № 4

За 6000 лет до нашей эры появилась игра, внешне очень похожая на современные шахматы. Тогда уже люди начинали соревноваться друг с другом, играя. Первые шашки за 2000 лет до н.э появились в Египте. В них играли как взрослые, так и дети. Египтяне же играли с луком и стрелами, и эта игра у многих и сейчас популярна. Дети «охотились» на придуманных зверей, в то время как их родители уходили на охоту за настоящей добычей.

Игрушка в Росии до 18 века называлась потеха, потешка. Это были деревянные фигурки лошадок, барашек, козликов, птичек, медведей, домашних животных. Игрушечные домики, колодцы, избы, городки, беседки и т. д.

Одной из первых игрушек был также мячик (мечик) — из тканей, с бубенцами внутри.

Но самой древней детской игрушкой, пожалуй, является кукла. Первой была игрушка, сделанная из соломы и ветхих тряпок. Она была похожа на настоящую маленькую девочку, поэтому дети с удовольствием играли с такой куклой.

Как появилась первая игрушка. История девочки и ее первой игрушки, фото № 5

Куклы-обереги приобрели более презентабельный вид и популярны до сих пор.

Как появилась первая игрушка. История девочки и ее первой игрушки, фото № 6

Первые куклы появились в Египте. Волосы у них были настоящими, а руки и ноги — подвижными.

Особой популярностью пользовались куклы, вылепленные из глины. Для них изготавливался специальный глиняный раствор, поэтому они отличались повышенной прочностью.

Игрушки советской эпохи отличались прочностью и долговечностью. Заменить резинку, которая держала руки и ноги, не составляло труда.

Как появилась первая игрушка. История девочки и ее первой игрушки, фото № 7

История игрушек будет продолжаться до бесконечности, потому что каждый ребенок играет с самого рождения. Игрушки существовали всегда, они просто необходимы каждому ребенку для правильного развития и восприятия мира. Игрушки изменяются, совершенствуются, но их актуальность не утратится никогда.

Я вам хочу рассказать маленькую историю из жизни для того, чтобы показать важность игрушки для ребенка.

Моей внучке на рождение подарили игрушку — ушами похожую на чебурашку, со сплющенным носом, чудную какую-то. Так и стояла она всегда в кроватке у малышки. Она к ней очень привыкла. Но однажды, пока ходили в магазин, игрушку украли из коляски. Заметили пропажу, когда стали ложиться спать. Если сказать, что ночь была без сна — ничего не сказать. Ребенок постоянно плакал. Утром родители, объехав весь город (оказывается, не так просто было найти такую же), привезли игрушку. Но не тут-то было, внучка отворачивалась и плакала,Причину обнаружили, когда посмотрели фото. Предыдущий Кеша, так назвали подаренное чудо, был коричневый, а купили серый, других просто не было. Еще ночь без сна, всем на работу. Я просто завернула в пеленку, которая лежала на подушке малышки, игрушку — это оказалось спасением.

Внучка подросла, ходила в садик, но стали замечать, что когда ложилась спать в обнимку с Кешей, стала сосать пальчик. Ничего не помогало, пальчик становился меньше собрата.

Как-то раз, уехав к бабушке в город, забыла своего любимца, с которым не расставалась, даже в саду лежал в шкафчике. Я решила спрятать, а там — что будет. С волнением ждала встречи.

Приехав, услышала от меня грустную историю, что Кеша очень расстроился, что она его забыла, и пошел ее искать. Так как город далеко, и куда пошел, я не видела, то, наверное, он не скоро вернется.

Так мы спасли пальчик, но, постоянно приходя из сада, спрашивала, не вернулся ли Кеша.

На Новый год решили написать Деду Морозу письмо. Писала я, поэтому знала, что просила внучка «Пусть Кеша вернется» больше ничего ей было не нужно.

Так Кеша сидел под елкой в новом вязаном комбинезоне. Сколько было радости в глазах, просто не передать. У меня от воспоминания даже слезы на глазах.

Сейчас внучке 14 лет, совсем взрослая, но Кеша всегда рядом, он потрепан временем, но он самый родной. И только потом я поняла почему в пеленке она приняла игрушку — запах. Она не давала стирать Кешу, когда маленькой была, потому что от него не так пахнет. Вот так, оказывается, важен запах детства ребенку.

Мы в своей суете порой не замечаем самых обыденных вещей, которые, кажется не так важны, а для ребенка это целый мир — мир его первой игрушки. Это его талисман на всю жизнь.

Читайте также: