Какие из глиняных игрушек вытянуты вверх

Обновлено: 15.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 45
с углубленным изучением иностранного языка»

Московская обл., Ногинский р-он, с. Ямкино, ул. Центральная усадьба, д.46

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ

Составитель: Белоусова М.А.,

учитель изобразительного искусства

2018 – 2019 уч. год

Тема: «Глиняные игрушки»

Форма проведения: комбинированный

Цель: Познакомить детей с изделиями народных мастеров, дать представление о способах их изготовления и особенностях росписи; закрепить названия некоторых видов народных игрушек: филимоновские свистульки, дымковские игрушки, каргопольские игрушки ; развивать слуховое и зрительное внимание, умение сравнивать; упражнять в нанесении узоров соответствующей тематики; развивать аккуратность и бережное отношение к народному творчеству.

Познакомить детей с народным промыслом – филимоновская, дымковская и коргопольская игрушки, с характерными особенностями этих промыслов (материал, форма, цвет, узор).

Освоить простейшие элементы росписи, правильно использовать основные цвета промысла.

Развивать графические умения и навыки в изображении элементов узора по народным мотивам.

Воспитывать у детей интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций.

Углублять эстетические впечатления от народного и декоративно-прикладного искусства страны.

Дать возможность детям почувствовать себя в роли художника по росписи народной игрушки.

1. Организационный момент

2. Вводная беседа.

3. Изучение теоретического материала по плану:

3.1. Филимоновская игрушка.

3.2. Дымковская игрушка.

3.3. Каргопольская игрушка.

4. Закрепление изученного материала.

5. Самостоятельная работа.

6. Подведение итогов.

Организационный момент.

Приветствие. Проверка комплектности материалов к уроку.

Вводная беседа.

Любой природный материал – глина, дерево, жесть – красив. Но красота его открывается не всем людям, а лишь чутким и внимательным, в руках которых эти материалы говорят на языке красоты. По всей стране живут такие люди – это художники-умельцы. В их руках происходят удивительные превращения природного материала в изделия, с которыми мы с вами, познакомимся сегодня. Места, где живут эти художники, называются центрами народных промыслов. Таких центров существует много, а мы с вами познакомимся пока лишь с тремя – теми, где делают глиняную игрушку, - Дымково, Филимоново и Каргопольскую игрушка с русского Севера.

Изучение теоретического материала .

3.1. Филимоновская игрушка.

hello_html_727980af.jpg

В деревне Филимоново Тульской области с древних времен существует производство знаменитых филимоновских игрушек. Фигуры с вытянутыми пропорциями, мягкими очертаниями формы выглядят очень стройными и изящными. А знаете почему? Глина, из которой их лепят, жирная и тягучая. Она быстро сохнет, в ней образуются трещинки, которые приходится заглаживать, после чего фигурки вытягиваются. Когда игрушки обжигают, то глина оседает и изделия становятся приземистыми, массивными. Учитывая это, мастер заранее вытягивает фигурки вверх, что придает им изящество и стройность. Филимоновские игрушки всегда свистят.

hello_html_46eb5561.jpg
hello_html_20093d19.jpg

3.2. Дымковская игрушка.

hello_html_m45559c15.jpg

Самыми знаменитыми среди глиняных игрушек являются Дымковские игрушки, появившиеся в стародавние времена в Дымковской слободе близ города Вятка.

hello_html_m6a74a3fc.jpg

С незапамятных времён здесь, в малоплодородной местности с суровым климатом занимались лепкой глиняных игрушек, изображавших коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь, водоносок, кормилиц, всадников и пр. Этот промысел был исключительно женским делом.

Осенью в лугах готовили красную глину, на отмелях реки- чистый песок. Смешав глину с песком и водой, тщательно месили до получения однородной массы. Из густого глиняного теста лепили сначала основные части игрушки и отдельно-мелкие, которые затем прилеплялись и примазывались с помощью мокрой тряпки.

hello_html_5451691.jpg

Вылепленная игрушка сушилась 2-4 дня при комнатной температуре и обжигалась в русской печи на горящих поленьях и железных противнях. По остывании поверхность изделия белилась мелом, разведённом на снятом молоке.

К работе готовили 6-10 красок, для чего красочный порошок растирали на чугунной плите, добавляли немного воды, а перед росписью и цельное сырое яйцо, в результате чего получалась яичная темперная краска, которой и наносили яркую разноцветную роспись на белый фон игрушки.

3.3. Каргопольская игрушка.

hello_html_m78aed672.jpg

Родина Каргопольской игрушки - русский Север, Архангельская область. Пропорции этих фигурок противоположны филимоновским- приземисты, неуклюжи и тяжеловесны. Весёлые плосковатые лица каргопольских мужичков переходят в бороду- лопату, а короткие руки и кривоватые ножки делают фигуру забавной и шутливой. Любимым персонажем каргопольской игрушки всегда был Конь-Полкан или Полихан - Чудо с головой и туловищем человека и телом коня.

hello_html_m6e275c75.jpg

Узоры каргопольских мастеров состоят из п олосок, колец, дуги, овалов, точек, ростков. Цвета неяркие, приглушенные: розовые, зеленые, желто-оранжевые бледных оттенков, сиреневато-синие.

Каждый элемент узора имеет свой смысл, свое значение. Так круги, кольца с крестом внутри – символ Солнца; дуги и скобки – символ Земли, пашни; точки и веточки – символы зерна и ростков.

hello_html_4bb3295c.jpg
hello_html_m42f13c75.jpg

4. Закрепление изученного материала.

А теперь посмотрим на все игрушки сразу и попробуем определить, что у них общего и что отличает их друг от друга.

Из чего сделаны игрушки? (Из глины)

Какого размера и формы каждая игрушка? (Они все маленькие, чтобы в руку ребенка помещались)

1 .Из ровных кирпичиков сложена ладно, а) стена; б) печка; в)костер; г)паровоз.

И рядышком с ней не бывает прохладно.

Не курит, а в небо пускает колечки

И любит сухие дрова и дощечки.

2 . Ростом разные подружки а)кукла; в)барышня;

Не похожи друг на дружку. б)матрешка ; г)девочка .

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

3 . Рыба в море, а)акула; в)ковш;

Хвост на заборе. б)рубашка; г) лодка.

4.Глиняные игрушки ,которые перед тем ,как расписывать, белят:

а)дымковские ; б)каргопольские; в)филимоновские.

5. Глиняные игрушки , среди которых встречается «полкан»:

а)дымковские ; б)каргопольские; в)филимоновские.

6.Какие из глиняных игрушек вытянуты вверх:

а)дымковские ; б)каргопольские; в)филимоновские ?

7.Как называется роспись подносов:

а)Хохлома ; б)Гжель; в)Жостово; г)Городец ?

8.Роспись в которой используются только синий и белый цвета :

а)Хохлома ; б)Гжель; в)Жостово; г)Городец.

9.В какой росписи используют «розан» и «купавку»:

а)Хохлома ; б)Гжель; в)Жостово; г)Городец?

10.Какую роспись называют «золотой»:

а)Хохлома ; б)Гжель; в)Жостово; г)Городец ?

11.Какие сосуды в Древней Греции украшали «краснофигурной» и «чернофигурной» росписью: а)кувшины; б)тарелки; в)вазы; г)горшки ?

12.Как называется отличительный знак города, государства:

а)флаг; б)герб; в)вывеска; г)рисунок ?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Методика проведения урока изо по теме "Декоративное-прикладное искусство в жизни человека".Декоративное искусство Древней Греции.Военные доспехи грека.

В публикуемой методической разработке урока изо рассматривается мужской костюм Древней Греции, а именно военные доспехи грека.

Урок ИЗО в 7 классе по программе 8 вида "Изобразительное искусство. Декоративно- прикладное искусство. Витраж. Тест Люшера".

Данный комплект для проведения урока включает в себя тезисы, сценарий и структуру урока, презентацию "Витраж" и презентацию "Тест". Этот комплект позволит проводить качественный урок изобразитель.


Тема урока: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Витраж», раздел программы Б. М. Неменского: «Декоративное искусство в современном мире», тема по программе Б. М. Неменского: «Витраж в оформлении интерьера».

Наше время ставит перед современными технологами, дизайнерами, инженерами задачи, когда в начале работы уже надо представлять конечный продукт и его свойства. Для решения таких задач нужны практически.

Технологическая карта учебного занятия раздела «Декоративное искусство в современном мире» Тема: «Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж» 5 класс

Учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева 5 класс. Учебное занятие раздела «Декоративное искусство в современном мире». Тема: «Ты сам – мастер декоративно-пр.

Тест "Декоративно-прикладное искусство". 9 класс

Контрольный тест по теме "Декоративно-прикладное икусство".


Тест "Декоративно- прикладное искусство" 9 класс

Декоративно- прикладное искусство - сложное и многогранное явление культуры. Оно охватывает многие виды народных промыслов.

конспект урока изобразительного искусства на тему "«Современное выставочное декоративно-прикладное искусство. Ты сам –мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж»

В ходе урока учащиеся знакомятся с современными формами декоративно-прикладного искусства, с разнообразием матералови техник , учатся понимать отличие современного от искусства традиционного народного.

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях. Знание традиционного наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог плодотворного развития народа в будущем. Осознавая и общие человеческие ценности, и самобытность народной культуры, надо отчетливо понимать, что приобщение детей к исторической народной памяти имеет своей целью не бездумное возвращение к прошлому народа в его изжитых конкретно-исторических формах, а напротив, оно должно обеспечить жизнеспособность человека и народа на современном этапе и в будущем. Для этого требуется и бережное сохранение уже сформировавшихся традиций, и их творческое переосмысление в новых условиях, и создание нового.

ВложениеРазмер
urok_tekhnologii.docx 22.57 КБ

Предварительный просмотр:

Урок технологии (2 часа)

Тема: Лепка по мотивам филимоновских глиняных игрушек

Задачи: расширять и уточнять знания учащихся о народных промыслах; совершенствовать приемы лепки сложной фигуры из целого куска глины; обогащать и закреплять приемы восприятия; воспитывать любовь к народной игрушке.

Оборудование: образцы глиняных игрушек (филимоновских, дымковских, каргопольских и др.), таблица методической последовательности лепки глиняных игрушек-животных в традициях филимоновских мастеров)

I Организационный момент

  1. Проверка готовности учащихся к уроку.
  2. Объявление темы и задач урока.

II. Работа по теме

Любой природный материал – глина, дерево, жесть – красив. Но красота его открывается не всем людям, а лишь чутким и внимательным, в руках которых эти материалы говорят на языке красоты. По всей стране живут такие люди – это художники-умельцы. В их руках происходят удивительные превращения природного материала в изделия, с которыми мы с вами, познакомимся сегодня. Места, где живут эти художники, называются центрами народных промыслов. Таких центров существует много, а мы с вами познакомились пока лишь с тремя – теми, где делают глиняную игрушку, - Дымково, Абашево, Филимоново.

а) с дымковскими:

Среди современных русских глиняных игрушек самой популярной является дымковская; ее ласково и нежно называют «дымка», потому что делают ее в заречной слободе Дымково в городе Кирове, что стоит на высоком берегу реки Вятки.

Зимой слобода в дыму оттого, что топятся печи, а в пасмурные дни стелется туман от речки – отсюда и название Дымковская слобода, и игрушки также именуются дымковскими. Жители этой слободы все от мала до велика, лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке.

-живопись, роспись, вязание, графика, вышивка, пейзаж, резьба, натюрморт.

3.Что такое орнамент?

а) искусство украшать; б) изображение фигурок; в) художественное украшение, узор.

4.Выбери виды орнамента:

а) растительный, зооморфный, арифметический;

б) геометрический, растительный, зооморфный;

в) геометрический, зигзагообразный, узорчатый;

5. Глиняные игрушки, которые перед тем, как расписывать, белят:

а) дымковские; б) каргопольские; в) филимоновские.

6.Какие из глиняных игрушек вытянуты вверх:

а) дымковские; б) каргопольские; в) филимоновские?

7. Как называется роспись подносов:

а) Хохлома; б) Гжель; в) Жостово?

8. Роспись в которой используются только синий и белый цвета:

а) Хохлома; б) Гжель; в) Городец?

а) терем; б) изба; в) палаты?

10.Искусство росписи по ткани:

а)гобелен; б) батик; в)ковер?

11. Композиция из цветного стекла, пропускающего свет:

Всероссийский конкурс патриотической песни к Дню России «ДИВО ДИВНОЕ – ПЕСНЯ РУССКАЯ»

Всероссийский конкурс патриотической песни к Дню России «ДИВО ДИВНОЕ – ПЕСНЯ РУССКАЯ »

Международный конкурс детско-юношеского творчества «УДИВИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА РАДУГИ»

Международный конкурс детско-юношеского творчества «УДИВИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА РАДУГИ »

Международный конкурс детско-юношеского творчества «ИЗ ЖИЗНИ НАСЕКОМЫХ»

Международный конкурс детско-юношеского творчества «ИЗ ЖИЗНИ НАСЕКОМЫХ »

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)

Также вас может заинтересовать

  • Разное по изо для «Лепка скульптурного образа с использованием пищевой пленки.» ИЗО
  • Планирование по изо для «Учебно-тематический план предмета "Беседы об изобразительном искусстве"» ИЗО
  • Конспект занятия по изо для дошкольников «Аппликация в технике ниткографии «Веселые снеговики».» ИЗО
  • Конспект занятия по изо для дошкольников «Учимся, играем, познаем-Родительское занятие» ИЗО
  • Разное по изо для «Методика и технология изготовления авторской книги «ПРИРОДНЫЕ МОТИВЫ»» ИЗО

Курсы повышения квалификации для педагогов дистанционно

Курсы профессиональной переподготовки педагогов

Современные авторские сказки

Адрес: 197371, Санкт-Петербург, Испытателей пр. д.39 лит.А оф.С-3-20к. ИНН 7840447816 КПП 781401001 ОГРН 1117847081153. Ограничение по возрасту: 6+

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

по изобразительному искусству

учени ___ 5___ класса__________________

1. Что такое быт-

А) Часть физической и социальной жизни человека, включающая удовлетворение духовных и материальных потребностей: одежда, пища, жилище.

Б) Повседневная жизнь человека, лишенная праздников и веселья .

2. Как на Руси называли дом крестьянина?

3. Какая часть дома называлась "п ричелины "?

4. Чем на Руси было принято украшать окна снаружи дома?

5. Для чего служил такой предмет быта как "ухват"?

А) Для удержания лучины

Б) Для помешивания углей в печи

В) Для снятия чугунка с печи

6. Что наши предки называли "божья ладонь"

7. Какой из этих женских головных уборов называется "кичка"?

8. Как называется мужская лавка в избе?

9. Что является самым почетным местом в доме

10. Декоративно- прикладное искусство это-

А) Широкий раздел изобразительного искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями.

Б) Вид искусства отражающий повседневный быт человека.

В) Разновидность искусства направленный на эстетическое наслаждение и не несущий практическую функцию.

11. Какую роспись называют «золотой»:

12. С какой фамилией откупившихся на волю крестьян связано возникновение производства подносов в Жостово?

13. Форма какой глиняной игрушки вытянута вверх

14. Какой элемент хохломской росписи называется завиток

15. Персонажем какой из народной игрушки является "полкан"- мифическое существо "родственник "кентаврам.

16. Соотнесите названия росписи с изображаемыми мотивами

17. Образ какой богини изображен в этой вышивке

18. Какие цвета используются в хохломской росписи?

А) красный, черный, желтый, зеленый

Б) голубой, синий

Перед вами шаблон народной игрушки. Определите к какой из народных игрушек он относится, раскрасьте его используя нужные цвета и орнаменты.

Курс повышения квалификации

Авторская разработка онлайн-курса


Курс повышения квалификации

Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках ИЗО и искусства


Курс повышения квалификации

Учебная деятельность по предметной области «Черчение»: основы предмета и реализация обучения в условиях ФГОС


«Творческая работа с детьми (3-10 лет) по теме Ежик в тумане»

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 918 236 материалов в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»
  • Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»
  • Курс повышения квалификации «Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО»
  • Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»
  • Курс повышения квалификации «Основы духовно-нравственной культуры: история и теория зарубежной культуры»
  • Курс повышения квалификации «Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках ИЗО и искусства»
  • Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»
  • Курсы повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов мировой художественной культуры в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»

Оставьте свой комментарий

  • 16.05.2017 3186
  • DOCX 2.6 мбайт
  • 10 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Терентьева Наталья Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

61 минута

«Современное содержание и практические аспекты социализации и воспитания школьников: инструменты и возможности образовательных организаций»

63 минуты

«Как пережить подростковый возраст»

68 минут

«Раннее физическое воспитание. Детский фитнес. Увлекательные занятия для детей и родителей»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: