Какие классы игрушек и материалов необходимы для игровой терапии

Обновлено: 04.05.2024

В центре игровой терапии в Университете Северного Техаса мы обнаружили, что для облегчения самовыражения ребенка полезны следующие игрушки. Их список является плодом двадцатилетнего экспериментирования, в процессе которого одни игрушки вычеркивались, другие добавлялись, и сохранялись те из них, которые постоянно использовались большинством детей, пытавшимися выразить себя разнообразными способами.

Рекомендуемые игрушки и материалы для игровой терапии

кукольная мебель (дерево);

гнущиеся фигурки членов семьи;

Гамби (гнущаяся фигурка с непрорисованным лицом);

кукольная кровать, одежда и т. д.;

бутылка с соской (пластмассовая);

кошелек с драгоценностями;

классная доска, мел;

цветные мелки, губка;

тарелки (пластмасса или жесть);

пищевые продукты (из пластмассы);

пустые консервные банки из-под фруктов и овощей;

картонки, из-под яиц;

мыло, щетка, расческа;

цветные карандаши, бумага;

прозрачная лента, клей;

строительные кубики (различной формы и размера);

краски, мольберт, газетная бумага, кисти;

пластилин или глина;

маска Лоуна Рэйнджера;

ершики для бутылок;

шпатели, палочки от «эскимо»;

ATV (приспособление со многими колесами, на котором можно кататься);

грузовик, машина, самолет, трактор, лодка;

наковальня и молот;

игрушечные солдатики и армейское снаряжение;

каска пожарного и другие головные уборы;

сосновое полено, молоток, гвозди;

ящик с песком, большая ложка, воронка, сито, ведро;

животные из зоопарка, домашние животные;

резиновая змея, крокодил; Бобо (бопбэг);

дротики с присосками для метания;

ружье с дротиками;

мячи (большие и маленькие);

телефон (2 штуки);

бумага для труда (несколько цветов);

игрушечные деньги и кассовый аппарат;

половики или старые полотенца;

куклы би-ба-бо (доктор, медсестра, полицейский, мама, папа, сестра, брат, малыш, крокодил, волк);

Многие из этих игрушек и материалов можно приобрести недорого на распродажах, их могут отдавать родители, дети которых выросли из своих игрушек. Терапевты, работающие в местных агентствах, могут представлять свои программы игровой терапии городской общественности, обрисовав свою потребность в игрушках, и попросить финансовой поддержки. Школьные психологи могли бы также обратиться в Ассоциацию игровой терапии и попросить спонсорской поддержки для программы игровой терапии в виде ежегодной дотации на приобретение игрового материала. Вышеприведенный список можно вывесить в агентстве или в учительской. Это можно делать только после того, как психолог изложил программу игровой терапии на встрече с учителями. Избегайте случайных просьб об игрушках, потому что тогда можно превратить их «выбор» в «сбор», что несовместимо с идеями игровой терапии.

Особые замечания

Хотя успешное решение головоломок может облегчить развитие толерантности к фрустрации и чувства адекватности, применять их не рекомендуется, поскольку, по меньшей мере, один кусочек из головоломки непременно потеряется. События в игровой комнате не должны закреплять негативный опыт ребенка. Дети, страдающие от чувства неадекватности и испытывающие трудности в решении головоломок, должны иметь возможность испытывать успех и следующее за ним чувство удовлетворения.

Следует специально оговорить использование полена, молотка и гвоздей. Полено должно быть примерно 30 см в высоту и представлять собой кусок дерева мягкой породы. Молоток должен быть обычного размера. Специальный детский молоток детей не устраивает. Гвозди должны быть двух размеров: короткие толстые с большой шляпкой и более длинные и тонкие. Короткие гвозди не будут гнуться, и каждый ребенок сможет выбрать собственный уровень трудности.

Уберите поломанные игрушки. Все вещи, находящиеся в комнате, должны быть целыми, аккуратными и функционирующими. Многие дети приходят в игровую комнату из неустойчивой и фрустрирующей среды, и эта неустойчивость и фрустрация не должны подкрепляться наличием в игровой комнате неисправных или поломанных игрушек.

Темпера должна быть свежей. Ничто так не угнетает и не фрустрирует ребенка, как засохшие, потрескавшиеся краски. Кроме того, краски закисают и распространяют ужасный запах, поэтому их надо периодически менять. Смешивая краски, добавьте несколько капель жидкого детергента в каждую формочку с краской, чтобы замедлить распространение запаха. Наличие в краске детергента облегчает также удаление краски с одежды. В коробку с красками можно поставить, маленькие кофейные чашечки, и это облегчит смывку и смешение красок. Положите в каждую формочку по 2 см краски, чтобы ребенок не разбрызгивал их по комнате, а если и разбрызгает, их легче будет убрать. Детям вовсе не нужно много краски – это только спровоцирует беспорядок.

Небольшой жесткий пластиковый бассейн может послужить отличной песочницей. Периодически песок нужно обильно сбрызгивать водой, чтобы прибить пыль.

Детям нужно такое место, куда можно убежать от терапевта и спрятаться. Устройте игровую комнату таким образом, чтобы какой-то объект (например, это может быть шкаф или плита) отступал от стены. Тогда дети могут играть по другую сторону плиты, укрывшись от взглядов терапевта, когда они почувствуют в этом необходимость. Возможность отделения терапевта или его отвержения весьма важна в развитии свободы отношений.

Игровая комната не должна использоваться как детская. Часто терапевты, которые не работают с детьми, считают игровую комнату именно таким местом, где дети их взрослых клиентов могут поиграть в ожидании родителей, пришедших на консультацию. Это правило относится и к детям, получающим игровую терапию. Отношения в игровой терапии – это специфические эмоциональные отношения, которые возникают именно в игровой комнате. Если вы позволите ребенку поиграть без присмотра, пока его родителей принимает игровой, терапевт, развитие отношений будет нарушено.

После каждого сеанса в игровой комнате надо навести порядок, и расставить игрушки по местам. Поскольку игрушки – это слова ребенка, ребенок не должен тратить время на поиски игрушек, необходимых для выражения чувств. Игровая комната должна являть собой образец порядка и надежности. Частью этой надежности является то, что каждая игрушка всегда находится на своем месте. Бутылочка не может сегодня находиться в одном Месте комнаты, а завтра в другом. Игрушки всегда должны находиться в отведенных для них местах. Это вовсе не означает, что комната должна быть очень тщательно убрана, просто там должен быть порядок. Это делает и комнату, и отношения прогнозируемыми. Когда одна и та же комната используется разными работниками, рекомендуется раз в месяц назначать день для уборки, когда все работающие в этой комнате собираются, чтобы прибраться в ней и привести ее в порядок. Если этого не делать, в комнате может воцариться полный хаос, а комната, которая выглядит как чулан: и вызывает такие же чувства, не является; терапевтической.

Хотя в этой главе основное внимание уделяется отбору подходящих игрушек и материалов, мы не стремимся подчеркнуть, что именно они являются наиболее важными в установлении терапевтических отношений с ребенком. Ничто не может заменить эмоционального климата, возникающего как результат установок терапевта, влияния его индивидуальности и спонтанного взаимодействия между терапевтом и ребенком. Тем не менее, игрушки и материалы могут определять или структурировать тип и степень экспрессии ребенка и его взаимодействие с терапевтом, и, следовательно, их подбору следует уделить самое пристальное внимание. Некоторые игрушки и материалы по самой своей конструкции и оформлению могут скорее, чем другие, вызывать определенные типы поведения и в некоторой степени структурировать поведение ребенка. Хорошим примером является «боп бэг». Когда он стоит посреди комнаты, он каждой своей черточкой как будто предлагает: «Ударь меня», и поэтому, разумеется, дети скорее будут пихать, толкать или пинать его, чем вообразят, что это их больной приятель, которого надо выходить. Изначальное структурирование, основанное на качествах игрушки, чаще происходит на ранних стадиях игровой терапии, когда ребенок не чувствует себя в достаточной безопасности для того чтобы создавать что-либо самому.

Предложения, приводимые в этой главе, направлены на то, чтобы снабдить игрового терапевта некоторыми достаточно широкими указаниями по выбору целого множества структурированных и неструктурированных игрушек и материалов, которые могли бы помочь ребенку познавать действительность и выражать свои чувства. Игрушки и материалы, необходимые для игровой терапии, можно сгруппировать в три больших класса.

1. Игрушки из реальной жизни. Кукольное семейство, кукольный домик, марионетки и несуществующие персонажи (Гамби) (СНОСКА: Гамби – кукла с «пустым» (неразрисованным) лицом. (прим. Перев.) могут изображать членов реальной семьи ребенка и таким образом делают возможным непосредственное выражение чувства. Гнев, страх, соперничество между братьями и сестрами, кризисы и семейные конфликты могут выражаться непосредственно, когда ребенок разыгрывает сценки с человеческими фигурками. Машина, грузовик, лодка и касса особенно важны для упрямого, тревожного, застенчивого или замкнутого ребенка, поскольку с этими игрушками можно играть в неопределенную игру, не выражая никаких чувств. Когда дети будут готовы, они выберут такие игровые средства, которые помогут им выразить свои чувства более полно и открыто. Готовность терапевта или его желание, чтобы ребенок выразил те или иные чувства, не имеет значения. Ребенка никогда не следует заставлять обсуждать какие-то темы или выражать чувства. Когда ребенок почувствует, что он в безопасности, его опыт принимается, а терапевту можно верить, выражение чувств будет спонтанным.

В таких модифицированных условиях можно держать набор игрушек и игровой материал в ящике или рюкзачке под столом, в углу в кладовке, а располагать все необходимое на уголке стола, на стуле, или на полу прямо перед началом каждого сеанса игровой терапии. Книжный шкаф со шторками или книжный шкаф с ящиками и закрывающимися дверями также представляют собой хорошее место для хранения игровых материалов. Открытое размещение игровых материалов, предшествующее каждому сеансу, позволяет детям чувствовать себя более удобно, приглашает к участию и создает обстановку дозволенности, которая, кажется, говорит: «Это как раз для тебя?»

Логические основания для выбора игрушек и игровых материалов

Тридцать лет назад Джайнотт (Ginott, 1961) указывал, что в литературе содержится очень мало указаний на то, как выбирать подходящие игрушки и игровые материалы для использования в игровой терапии. Эта ситуация сохранилась и сейчас. Поэтому в этой главе я считал своей основной задачей изложить подробные указания, которыми терапевт может воспользоваться при отборе игрушек и игрового материала, который послужит для детей той средой, которая позволила бы им выражать свои чувства, исследовать отношения и познавать себя.

Некоторые общие соображения, которыми следует руководствоваться, состоят в том, что игрушки должны быть долговечными и должны говорить ребенку скорее: «В игре будь самим собой», чем «Будь осторожен». Игрушки и материалы должны предоставлять ребенку широкие возможности в выборе средств экспрессии. Игрушки не должны быть сложными; их следует использовать в соответствии с возрастом, чтобы попытки самовыражения не вызывали у детей фрустрации. Ни одна игрушка не должна провоцировать ребенка на обращение за помощью к терапевту. Многие дети, нуждающиеся в игровой терапии, изначально склонны к зависимому поведению, и такое поведение не следует поощрять. Дети должны быть в состоянии сами играть с игрушкой. Многие игры не отвечают этому критерию и по самой своей природе требуют прямого вовлечения терапевта, часто в роли соперника. Таким образом, терапевт невольно оказывается в таком положении, когда он либо все время выигрывает у ребенка, либо обманывает его, позволяя выигрывать ему. Дети обычно чувствуют цену такого выигрыша и поэтому не испытывают удовлетворения, так необходимого для формирования позитивного самовосприятия.

DELETED

Добрый вечер! Интересно, есть ли какие-нибудь особенности у игрушек , которые использует игровой психотерапевт, отличающие их от игрушек, в которые играют дети, скажем, в повседневной жизни?

Аннета Межерицкая

Максим,в недирективной игровой терапии, например, точно существуют определенные требования к игрушкам.Лучше Лэндрета об этом никто не писал:

"Некоторые общие соображения, которыми следует руководствоваться, состоят в том, что игрушки должны быть долговечными и должны говорить ребенку скорее: «В игре будь самим собой», чем «Будь осторожен». Игрушки и материалы должны предоставлять ребенку широкие возможности в выборе средств экспрессии. Игрушки не должны быть сложными; их следует использовать в соответствии с возрастом, чтобы попытки самовыражения не вызывали у детей фрустрации. Ни одна игрушка не должна провоцировать ребенка на обращение за помощью к терапевту. Многие дети, нуждающиеся в игровой терапии, изначально склонны к зависимому поведению, и такое поведение не следует поощрять. Дети должны быть в состоянии сами играть с игрушкой. Многие игры не отвечают этому критерию и по самой своей природе требуют прямого вовлечения терапевта, часто в роли соперника. Таким образом, терапевт невольно оказывается в таком положении, когда он либо все время выигрывает у ребенка, либо обманывает его, позволяя выигрывать ему. Дети обычно чувствуют цену такого выигрыша и поэтому не испытывают удовлетворения, так необходимого для формирования позитивного самовосприятия.
.
Игрушки и материалы, необходимые для игровой терапии, можно сгруппировать в три больших класса.

Аннета Межерицкая

2. Игрушки, помогающие отреагировать агрессию. В игровой терапии дети часто испытывают сильные эмоции, для описания и выражения которых у них нет словесных обозначений. Структурированные игрушки и материалы, такие как «боп бэг», игрушечные солдатики, крокодил «би-ба-бо» (СНОСКА: Кукла, которая надевается на руку, типа кукол, использующихся в кукольных театрах. (Прим. ред.), ружья и резиновый нож, могут использоваться детьми для выражения гнева, враждебности и фрустрации. В располагающей обстановке игровой комнаты агрессивные дети чувствуют, что им позволено выражать агрессивные чувства; от этого они испытывают удовлетворение и постепенно у них развиваются более позитивные чувства. Стрельба, закапывание, кусание, битье и ножевые удары в игровой комнате приемлемы, поскольку они выражаются символически. Интенсивность, с какой в игровой комнате выражаются агрессивные чувства, может иногда смутить начинающего терапевта. В таких ситуациях терапевт должен понимать, что необходимо защищаться от возникающего чувства неловкости, и неуверенности, стараться удержаться от вмешательства в процесс самовыражения ребенка. Однако временами бывает необходимо установить границы поведения ребенка, если, например, Он принимается разбрасывать песок по всей комнате. Забивая гвозди в полено из мягкой древесины или барабаня по вешалке, ребенок отреагирует чувства и в то же самое время сосредотачивает на этом действии внимание и энергию, усиливая тем самым степень концентрации.

Джайнотт (Ginott, 1961) предлагает включить в этот перечень также игрушки, изображающие диких животных, так как на ранних стадиях игровой терапии детям трудно выражать агрессивные чувства по отношению к людям, даже если это просто куклы. Такие дети, например, не будут стрелять в куклу, изображающую папу, но будут стрелять в льва. Некоторые дети выражают враждебность тем, что кусают, жуют и грызут игрушечного крокодила. Примером материала, который может быть отнесен к двум категориям, является глина: она может служить для выражения творческого потенциала и для отработки агрессивных чувств. Глину можно мять, колотить, швырять, энергично раскатывать, с силой разрывать на куски. Кроме того, ребенок может пользоваться глиной, чтобы вылепить фигурки для игры.

3. Игрушки для творческого самовыражения и ослабления эмоций. Песок и вода, пожалуй, наиболее часто используются ребенком в качестве неструктурированной среды для игры, однако их реже всего можно найти в интерьере игровой терапии, хотя даже Джайнотт (Ginott, 196I) описывает воду как наиболее эффективное терапевтическое средство из всех игровых материалов. Отсутствие песка и воды в интерьере игровой терапии чаще всего бывает вызвано тем, что психотерапевт плохо переносит беспорядок, любит, чтобы все было чисто и аккуратно. Такое нежелание может проистекать также из вполне законной мысли о неизбежности предстоящей уборки. Однако не думаю, чтобы все эти причины были серьезными, поскольку вовремя введенные ограничения позволят удержать большую часть песка и воды в отведенных для них емкостях. Даже когда терапия проводится не в специальной комнате, а в ограниченном пространстве, сковорода со слоем песка в 3 см и ведро с водой, наполненное на 5 см, вполне подойдут для наших целей. Песок и вода не имеют структуры и могут превратиться по желанию ребенка во что угодно: в поверхность луны, зыбучие пески, пляж, в чистящее вещество – возможности здесь безграничны. Не существует правильного или неправильного способа игры с песком и водой, поэтому ребенок всегда может быть уверен в успехе. Это особенно полезно для застенчивых или замкнутых детей.
Кубики могут быть домами, их можно швырять, их можно ставить друг на друга и разбрасывать – все это позволяет ребенку почувствовать, что значит созидать или разрушать. Как в случае с водой и песком, ребенок может испытывать чувство удовлетворения, поскольку не существует «правильного» способа игры с кубиками. Палитра и краски дают ребенку возможность творить, пачкаться, мусорить, разыгрывать сценки в ванной и выражать свои чувства."

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Игровая терапия дошкольников в ДОУ

Игровая комната

Для повышения эффективности игровой терапии желательно иметь специально оборудованное помещение. Его значимость определяется, в частности, спецификой отношений между психологом и ребенком.

Специально оборудованная игровая комната позволяет

Ребенку - адаптироваться к условиям игровой терапии и психологу, отыгрывать чувства и эмоции, закреплять навыки, полученные в ходе игровой терапии, учиться новым формам взаимодействия, уменьшить тревогу из-за новой ситуации и незнакомой деятельности;

психологу - создать нужный эмоциональный настрой, условия для ролевого переключения («психолог - психолог», «психолог - ребенок»), облегчить переход от директивной к недирективной позиции, и наоборот.

Немаловажное значение имеет расположение игровой комнаты. Прежде всего это связано с особенностями поведения детей на занятиях: они могут достаточно громко кричать, что мешает остальным детям. Поэтом)' желательно, чтобы игровая комната находилась в изолированном месте, подальше от тех помещений, где обычно бывает много детей и взрослых. С другой стороны, обязательность изоляции игровой комнаты связана с необходимостью ограждать и детей, и психолога от постороннего вмешательства во время занятий.

Физиологические особенности детей требуют, чтобы в одном помещении с игровой находилась туалетная комната.

Желательно также наличие в смежной комнате раздевалки и специально оборудованного места, где могли бы расположиться родители ребенка, ожидающие его. Практически можно говорить об организации не одной комнаты, а помещения, состоящего из нескольких комнат.

Комната для родителей

Остановимся подробнее на организации «родительской комнаты». Мебель в ней должна включать мягкие кресла, диваны и стулья не менее чем на 15 посадочных мест. Это важно, ибо в игровой, как правило, находятся до 10 детей. Родителям обязательно сообщают о нежелательности присутствия других детей в смежных с игровой комнатах, однако не все имеют возможность оставить их дома, поэтому в «родительской комнате» желательно организовать детский уголок с набором игрушек.

Специально подобранная литература по психологии и педагогике, уголки, стенды и другие формы наглядности позволяют родителям с пользой для себя провести время в ожидании ребенка. В некоторых случаях такое ненавязчивое информирование не только дает возможность предупредить нежелательные поведенческие реакции родителей по отношению к детям, которым необходима помощь психолога, но и подвигает их обратиться за психологической помощью другим своим детям.

Оборудование игровой комнаты

Кроме места расположения особое .внимание нужно обратить на размеры игровой комнаты. Ее площадь должна быть не менее 20 квадратных метров при работе с одним-тремя детьми и не менее 28 квадратных метров, если занят™ посещают четверо-пятеро воспитанников. Только в таком помещении можно организовать свободные игры детей так, чтобы не мешали друг друг)', проводить подвижные игры и игры, требующие достаточно большого игрового пространства; Д1ть ребенку возможность при желании отдохнуть или побыть одному, а также найти наиболее оптимальные для него способы выражения экспрессии.

При проведении игротерапии большое значение имеет организация пространства между психологом и ребенком -так называемой дистанции. В процессе индивидуальной работы ее установление в столь большом пространстве становится достаточно сложной задачей. Поэтому мы предлагаем использовать палас или ковровое покрытие размером не более 3x4 метра. Их можно расположить в углу или у одной из стен, тем самым как бы ограничив небольшое пространство, что способствует созданию у ребенка чувства комфорта и безопасности.

Некоторые психологи отмечают нежелательность наличия в игровой комнате застекленных дверей, а также возможность занавешивания окна, но практика показала: подобные меры не являются обязательными, так как дети просто не придают им значения. Наличие же занавесок (а не дорогих штор пли жалюзи) позволяет ребенку использовать их в качестве дополнительного игрового материала, что является положительным моментом.

В качестве покрытия для пола предпочтительнее использовать линолеум, с которого достаточно легко можно смыть краску, грязь и черные полосы от подошвы обуви. Последнее особенно важно для сохранения спокойствия детей и снятия у них тревожности. Для поддержания чистоты желательно наличие сменной обуви и проведение влажной уборки после каждого сеанса игровой терапии.

Стены в игровой комнате обычно красят в светлые, теплые тона. Возможно оклеивание верхней половины стен обоями желательно моющимися), при этом следует избегать навязчивых аляповатых рисунков и «кричащих» цветов. В качестве критерия оформления игровой комнаты можно взять такое его свойство, как неброскость, что позволяет не отвлекать детей от основных занятий. Наличие же вкуса и чувство меры в оформлении будут способствовать созданию нераздражающей атмосферы.

В игровой комнате мебель как для взрослого, так и для детей должна иметь деревянную или пластиковую поверхность. На ковровом покрытии вдоль стен следует разместить несколько полок для игрушек и игрового материала. Нежелательно перегораживать комнату полками или шкафами.) Помимо полок в игровой должны находиться два стула для взрослого, восемь-десять детских стульев, четыре детских стола. Желательна также детская мягкая мебель. При ее расстановке следует исходить из следующего: пространство должно быть организовано так, чтобы оставалось достаточно свободного места.

Игрушки и игровой материал

Важной частью игровой терапии являются игрушки и игровой материал, в том числе применяемые в игротерапии недирективного типа. Они способствуют самовыражению ребенка и обеспечивают ему широкий спектр игровой активности. Мы рекомендуем учитывать следующие критерии отбора игрушек и материала, предложенные:

1) обеспечение широкого спектра
творческой экспрессии ребенка;

облегчение выражения им эмоций;

облегчение спонтанной и исследовательской игры;

возможность играть без вербализации;

наличие жестких конструкций.

При учете указанных критериев наиболее оптимальным является список игрушек и игрового материала, предложенный тем же автором. Мы считаем целесообразным привести его здесь полностью.

Кукольная мебель из дерева; гнущиеся фигурки членов семьи; куклы, одежда для них; пустышка, бутылка с соской (пластмассовая); классная доска, мел, цветные мелки, губка; кукольная посуда (тарелки, кастрюли, сковородки, ложки, вилки, чашки, блюдца); полотенце; метелка, совок; мыло, щетка, расческа; бумага, цветные карандаши, краски, кисти; прозрачная лента, клей; игрушечные часы; строительный материал (кубики разных размеров); пластилин или глина; ершики для бутылок; транспортные средства (грузовик, трактор, лодка, автобус, легковой автомобиль, самолет); наковальня и молот; ксилофон, барабан; игрушечные солдатики; резиновый нож, пистолет, ружье, автомат, наручники: головные уборы (пожарный, солдат, врач и т.д.); сосновое полено, молоток гвозди: ящик с песком, большое сито, воронка, ложка, ведро; дикие и домашние животные; дротики с присоска-

ми для метания, мишень: мячи (большие и маленькие); телефон; ножницы, цветная бумага; докторский саквояж; игрушечные деньги; куклы бибабо: доктор, милиционер, члены семьи, крокодил, волк; пластмассовые конструкторы, головоломки; лоскутки, мусор, веревочки и т.д.

Как уже отмечалось, данный список является минимальным, то есть недостаточным для проведения игровой терапии интегративного типа. То, что еще необходимо, определяет психолог с учетом своего опыта работы, трудностей и индивидуальных особенностей ребенка, а также формы организации занятия и количества детей, участвующих в нем. (Чаще всего дополнения носят количественный, а не качественный характер.)

Хотелось бы остановиться не столько на списке игрушек и игровых материалов, необходимых для интегративной игротерапии. сколько на их видовой классификации. Игрушки и игровой материал можно сгруппировать так.

Игрушки и материалы, моделирующие

Отношения вне дома. Позволяют смоделировать эмоциональные состояния ребенка, связанные с взаимоотношениями в семье, найти выход из реальных ситуаций, проигрывая их. Способствуют установлению контакта, основанного на доверии, между психологом и ребенком. К этим игрушкам можно отнести куклы, человеческие фигуры, изображающие маму папу, детей, бабушку, дедушку (список может быть дополнен психологом, знающим о других родственниках, проживающих вместе с ребенком). К ним же относятся кукольная мебель, комнаты и дом для кукол, телефон, посуда, одежда для кукол, щетки, расчески и другие домашние принадлежности.

Игрушки и материалы, моделирующие


отношения, вне дома. Помогают раскрыть внутренний мир ребенка, вербализовать его проблемы, связанные с установлением контактов со сверстниками и взрослыми. Позволяют психологу получить дополнительную информацию о ребенке. К данному виду игрушек относятся куклы (мальчики и девочки), дикие и домашние животные, мягкие игрушки, различные виды транспорта и другой техники, а также игрушки связанные с трудом людей (докторский чемоданчик, набор парикмахера и т.д.).

3- Игрушки и материалы для выражения и ослабления эмоций и

психических состояний Дают ребенку возможность выразить чувства социально приемлемым способом. Это солдатики, ножи, пистолеты, ружье, дротики, подушки разных размеров, боксерская груша и перчатки, надувные мячи, наручники, маски, головные уборы-«страшилки», старые газеты и т.д.

4- Игрушки и материал для выражения творческой экспрессии Предназначены как для спонтанного самовыражения, так и для сублимации чувств, а также удовлетворения потребности в созидании. К ним относятся игрушки и материал, перечисленные в предыдущем пункте, и еще такие, как материалы для изобразительной деятельности бумага, карандаши, краски, кисточки цветные мелки, доска и маркеры, глина-пластилин, ножницы, цветная бумаге клей, шаблоны, а также природный и бросовый материал и т.д.

5- Полифункциональный игровой материал

Позволяет ребенку выражать свои чувства и эмоциональные состояния косвенным образом. Дает возможность играть е игру, не раскрывающую, с точки зрения ребенка, его внутренние переживания ;: чувства. К полифункциональным материалам относятся кубики, строительный материал, мозаика, конструкторы, в том числе «Лего», старые газеты, глина, пластилин, лоскутки, веревочки и т.д.

Полностью и правильно оборудованная игровая комната необходима, но недостаточна для того, чтобы процесс игровой терапии был эффективен. Без высокопрофессионального психолога результатов вряд ли удастся добиться.

Читайте также: