Какие методы и приемы обучают младших дошкольников восприятию игрушек

Обновлено: 23.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного направления развития воспитанников
№ 10 «Родничок»

Консультация для педагогов

«Методы и приемы в обучении детей раннего возраста».

Воспитание детей от 2-х месяцев до 7 лет, педагогическая преемственность в работе с группами раннего и дошкольного возраста приобретает все большую актуальность.

Маленький ребенок развивается в активной деятельности, приобретает способности действовать. Педагогическое воздействие на формирование у детей той или иной деятельности - один из основных принципов "Программы воспитания в детском саду" осуществляется педагогическое воздействие на занятиях через методы и приемы.

Метод – это способ воздействия или способ передачи знаний.

Прием – это варианты применения данного метода.

Методы и приемы подразделяются на игровые, словесные, наглядные и практические. Рассмотрим их в отдельности.

1.Игровые методы и приемы в обучении детей:

а) Внесение игрушек,

б) Создание игровых ситуаций (сегодня мы будем птичками)

в) Обыгрывание игрушек, предметов (например, чтение стихотворения "Уронили Мишку на пол", дидактическая игра "Скажи, что звучит")

г) сюрпризность, эмоциональность (показ "Птичка и собачка" - воспитатель показывает пищалку, вызывает желание прислушиваться "Кто это поет, поищите". Прилетает птичка, кружится над детьми, садится на руки, чирикает.)

д) Внезапность появления, исчезновение игрушки.

е) Изменение местонахождения игрушек (зайчик на столе, под шкафом, над шкафом).

ж) Показ предметов в разных действиях (спит, ходит, кушает).

з) интригующие обстановки.

2.Словесные методы и приемы:

1)Чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок.

2) Разговор, беседа.

3)Рассматривание картинки, инсценировки.

-Показ с называнием игрушек, предметов. Кукла Маша идет, идет, бах - упала, упала. Маша, ой-ой, плачет.

-Просьба произнести, сказать слово (это платье).

-Перекличка до 1,5 лет ("скажи-повтори").

-Подсказывание нужного слова.

-Объяснение назначения предмета (посуда - это из чего мы едим и пьем).

-Многократное повторение нового слова в сочетании со знакомым (у кошки котята, у курицы цыплята).

-Договаривание слова в конце фразы ("Котята пьют (молоко)", "Катя, ешь суп (с хлебом)").

-Повторение слова за воспитателем.

-Использование художественного слова (потешки, песенки, стихи, шутки).

1)Упражнения (оказание помощи).

2)Совместные действия воспитателя и ребенка.

4.Наглядные методы и приемы:

1)Показ предметов, игрушек.

2)Наблюдение явлений природы, труда взрослых.

3)Рассматривание живых объектов.

5)Использование кукольного театра, теневого, настольного, фланелеграфа.

-Непосредственное восприятие предмета, игрушки.

-Показ с называнием (это кролик).

-Пояснение к тому, что видят дети (это Катя пришла; Катя идет гулять; иди, Катя, иди; ой, побежала Катя и убежала).

-Просьба-предложение (Андрюша, давай, покорми птичку).

-Многократное повторение слова.

-Активное действие детей.

-Приближение объекта к детям.

-Задание детям (иди, Вася, покорми кролика).

-Вопросы (простые для детей до 1,5 лет, с 2-3 лет сложные).

-Включение предметов в деятельность детей ("Вот я кладу кубик, на него еще кубик, еще кубик, получилась башенка").

-Выполнение игровых действий.

Ранний возраст характеризуется как первоначальный и необходимый этап обучения и развития ребенка. Организатором педагогического процесса, деятельности ребенка в детском саду является воспитатель. Он формирует личность ребенка. Обучающее воздействие взрослого осуществляется едва ли не с первых месяцев жизни ребенка.

Обучение детей раннего возраста является составной частью педагогического процесса, направленного на всестороннее развитие и воспитание ребенка, формирование личности ребенка.

Процесс обучения осуществляется различными методами обучения.

Обучающее воздействие взрослого на детей раннего возраста осуществляется, прежде всего, через индивидуальное общение с ребенком и организацию его самостоятельной деятельности с игрушками, дидактическими материалами и пособиями. Индивидуальное общение обязательно должно сопровождаться ласковой, спокойной речью.

В условиях детского учреждения нельзя обеспечить разносторонее развитие всех детей группы, пользуясь только индивидуальным общением в процессе их самостоятельной деятельности. Поэтому, особой важной стороной педагогического процесса являются игры и занятия в ясельных группах. Это не только средство развития, но и организованная форма обучения, которая обеспечивает смену видов деятельности и поэтому поддерживает у детей состояние активности и бодрости. Занятия чередуют с самостоятельной деятельностью детей и планируют наряду с остальными режимными процессами.

1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины.

Виды наблюдений: кратковременные и длительные; повторные и сравнительные; распознающего характера; за изменением и преобразованием объектов; репродуктивного характера.

2- Демонстрация наглядных пособий (предметов, репродукций, диафильмов, слайдов, видеозаписей, компьютерных программ) .

Наглядные пособия, используемые для ознакомления с окружающим: дидактические картины, объединенные в серии; репродукции картин известных художников; книжная графика; предметные картинки; учебные фильмы.

Приемы

Словесные методы и приемы обучения

Методы

1- Рассказ педагога.

Рассказ достигает своей цели, если: педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу; в рассказе отчетливо прослеживается главная идея, мысль; рассказ не перегружен деталями; его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание; речь взрослого выразительна.

2- Рассказы детей (пересказ сказок, рассказы по картинам, о предметах, из детского опыта, творческие рассказы) .

По содержанию выделяют познавательные (со средней группы) и этические беседы (в старшем дошкольном возрасте).

По дидактическим задачам выделяют: вводные (предварительные) и итоговые (обобщающие) беседы.

4- Чтение художественной литературы.

Приемы

• вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности) ;

• указание (целостное и дробное) ;

• беседа (после экскурсии, прогулки,

просмотра диафильмов и т. п.) .

Игровые методы и приемы обучения

Методы

1. Дидактическая игра

2. Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.

Приемы

• внезапное появление объектов;

• выполнение воспитателем игровых

• загадывание и отгадывание загадок;

• введение элементов соревнования;

• создание игровой ситуации.

Практические методы обучения

1- Упражнение – это многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания (подражательно-исполнительского характера, конструктивные, творческие) .

2- Элементарные опыты, экспериментирование.

Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

3- Моделирование – это процесс создания моделей и их Использования для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов (Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков). В основе – принцип замещения (реальный предмет замещается др. предметом, условным знаком). Используются предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели.

Выбор и сочетание методов и приемов обучения зависит от :

- содержания учебного материала;

- возрастных особенностей детей (в младшем дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит наглядным и игровым методам; в среднем дошкольном возрасте возрастает роль практических и словесных методов; в старшем дошкольном возрасте повышается роль словесных методов обучения) ;

- формы организации обучения (воспитатель выбирает ведущий метод и к нему предусматривает разнообразные приемы) ;

- оснащенности педагогического процесса;

СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

– система предметов, объектов, явлений, которые используются в воспитательном процессе как вспомогательные.

Классификация средств воспитания

(Л. С. Выготский, И. П. Подласый, П. И. Пидкасистый, В. И. Логинова, П. Г. Саморукова)

Средства материальной культуры

– игрушки, посуда, предметы окружения, ТСО, игры, одежда, дидактические материалы и др.

Средства духовной культуры

– книги, предметы искусства, речь.

Явления и объекты окружающего мира

– явления природы, растительный и животный мир.

Средство обучения

– это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний

Выбор средств обучения зависит от :

- закономерностей и принципов обучения;

- общих целей обучения, воспитания и развития;

- конкретных образовательных задач;

- уровня мотивации обучения;

- времени, отведенного на изучение того или иного материала;

- объема и сложности материала;

- уровня подготовленности обучаемых, сформированности у них учебных навыков;

- возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых;

- типа и структуры занятия;

- количества детей;

- интереса детей;

- взаимоотношений между педагогом и детьми (сотрудничество или авторитарность) ;

- материально-технического обеспечения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;

- особенностей личности педагога, его квалификации.

Виды детской деятельности (с соответствии с ФГОС ДО)

в младенческом возрасте

Возрастная категория (2 месяца - 1 год)

- непосредственное эмоциональное общение с взрослым,

- манипулирование с предметами

- восприятие музыки, детских песен и стихов,

в раннем возрасте

Возрастная категория (1 год - 3 года)

- предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

- экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр. ,

- общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого,

- самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр. ,

- восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

для детей дошкольного возраста

Возрастная категория (3 года - 8 лет)

- игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,

- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками,

- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними,

- восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице,

- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,

- изобразительная (рисование, лепка, аппликация,

- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)

- двигательная (овладение основными движениями) форма активности ребенка.

Методы и приемы формирования представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста В начале учебного года целесообразно проверить, все ли дети, и в первую очередь те, которые впервые пришли в детский сад, умеют считать.

Эффективные методы и приемы работы по развитию у детей старшего возраста познавательных интересов к ФЭМП В процессе работы по развитию у детей старшего возраста познавательных интересов мы используем разнообразные методы обучения (практические,.

Цели, задачи и методы обучения детей младшего дошкольного возраста аппликации Аппликация - один из наиболее любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радует яркий цвет бумаги, удачное расположение фигур,.

Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного.

Консультация для воспитателей «Приемы обучения выразительному чтению стихов детей дошкольного возраста» Приемы обучения выразительному чтению стихов детей дошкольного возраста При заучивании стихотворений в детском саду, опираясь на методические.

Консультация «Методы и приемы стимулирования речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста» Тема: «Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста». Подготовила: Овчаренко Марина Леонтьевна.

Методы и приемы экологического образования детей младшего дошкольного возраста Современная система образования выдвигает в качестве одной из основополагающих задач учебно-воспитательного процесса формирование у подрастающего.

Методы, приемы и средства обучения Понятие и сущность метода, приема и правила обучения Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.

Игровые методы и приемы обучения как средство развития интеллектуальных способностей при подготовки детей к школе Педагогический опыт работы воспитателя МДОУ – детский сад №51» Хазипова Алевтина Замировна «Игровые методы и приемы обучения как средство.

Младший возраст Средний возраст Старший возраст Детей учат сосредоточиваться при рассматривании игрушек и предметов, затем научить отвечать на вопросы по их описанию. Детей подводят к составлению с помощью воспитателя высказываний об игрушках из 2-3 предложений. Индивидуально и по подгруппам организуется беседа-разговор: какие игрушки есть у тебя дома? Какую игрушку ты больше любишь? Кто ее купил или подарил? Какая она (размер, цвет, материал)? Как ты с нею играешь? какие игрушки тебе нравятся в детском саду?Особенно важен выбор игрушек для занятий. Они должны привлекать к себе внимание детей ярко выраженными качествами (цвет, форма, размер), активизировать речь, создавать настроение. Игрушки могут быть одинаковыми по названию, но разными по внешнему виду (кошки белая и черная).Проводятся дидактические игры («Найди и опиши»); описание с помощью вопросов воспитателя; используется совместное составление описания; дается лексико-синтаксическая схема описания: воспитатель начинает предложение, а дети продолжают «Это (котенок). Он (маленький, пушистый). Котенок любит (молоко). Кто хочет рассказать про котенка?»; используется драматизация, потешки, загадки, стихи. Приемы: беседа-разговор, рассматривание, вопросы, обобщение педагога (образец описания). Закладываются основы для развития умения самостоятельно описывать игрушки и составлять рассказ-повествование о них. Учат подбирать сравнения, определения, образные слова и словосочетания (осторожная, хитрая лиса) . В этом возрасте вводится план рассказа. Воспитатель указывает в каком порядке нужно рассказывать про игрушку или предмет. Педагог задает вопросы, учит детей думать, в какой последовательности они будут описывать игрушку. Это поможет соблюдать логику описания. Также используется речевой образец воспитателя, его можно предъявить в виде дидактических игр: «Скажи, как Петрушка», «Скажи, как я». У детей формируются навыки повествовательной речи, их подводят к составлению рассказов. Важно сформировать элементарные представления о структуре высказывания (начало, середина, конец). Для осознания структуры используют схему составления совместного с детьми рассказа. Сначала дается представление о том, как можно по-разному начинать рассказ («Однажды», «Как-то раз», «Дело было летом»), затем взрослый предлагает ребенку заполнить его содержанием. Заполнение схемы помогает ребенку усвоить средства связи между предложениями и частями текста, формирует умение пользоваться словами-связками вдруг, тогда. Затем дети начинают самостоятельно составлять рассказы. Педагог помогает развивать сюжет, используя слова-связки, глагольную лексику (позвал – убежал, встретил и., стали они.), учит включать диалог действующих лиц (спросил – ответил), элементы описания внешнего вида героев. Для рассказа вначале отбираются 2–3 игрушки. Детям легче развить сюжет и включить в повествование всех действующих лиц, подобрать слова к действиям, использовать прямую речь. Позднее количество игрушек можно увеличить. Приемы: беседа, рассматривание, лексические упражнения, вопросы, образец воспитателя, подсказ слова, дополнение, совместное описание, поощрение, сценки с игрушками, составление детьми загадок по образцу воспитателя, дидактические игры («Магазин игрушек»). Повышается требование к рассказам описаниям и повествованиям. Они должны быть более полными, логичными, с использованием образной речи. Дети должны научиться самостоятельно развивать сюжет и соблюдать композицию. В этом возрасте детей учат составлять загадки по игрушкам и предметам. Также используется драматизация. В подготовительной к школе группе дается более полное описание признаков (если это животное, говорят о его полезности, образе жизни, повадках). В описание вносится соревновательный момент. Используются дидактические игры («Подарки»). Наиболее сложно для детей придумать рассказ по одной игрушке. Ребенок должен активизировать свой опыт, память, воображение. Трудность -определен только один персонаж, другие придумываются ребенком. Рассказчик должен наделить каждого персонажа соответствующими качествами, найти ему место в повествовании, придумать действия и весь сюжет, композиционно правильно оформить рассказ. К выбору приема обучения следует подходить с учетом темы, умений детей, их представлений о структуре рассказа. Образец является стимулятором детского творчества (а не подражания), поэтому лучше давать его после 1 – 2 детских рассказов. Наиболее простой прием – образец в виде начала рассказа, когда воспитатель начинает, а дети продолжают рассказ. Продолжается работа над структурой высказывания. Описательные и повествовательные тексты анализируются с точки зрения их структуры, проводится работа с моделями (круг, разделенный на части; схемы), обсуждается возможное начало рассказа; речь детей обогащается словами-связками для соединения предложений. Речевую деятельность детей активизируют применение ситуации письменной речи, анализ детских высказываний (удачное развитие сюжета, интересные приключения, образная речь, выразительность)

ВложениеРазмер
petrova_i.a._rasskazyvanie_po_igrushkam_v_raznyh_vozrastnyh_gruppah.doc 34 КБ

Предварительный просмотр:

Петрова И. А. Обучение рассказыванию по игрушкам в разных возрастных группах.

Детей учат сосредоточиваться при рассматривании игрушек и предметов, затем научить отвечать на вопросы по их описанию. Детей подводят к составлению с помощью воспитателя высказываний об игрушках из 2-3 предложений. Индивидуально и по подгруппам организуется беседа-разговор: какие игрушки есть у тебя дома? Какую игрушку ты больше любишь? Кто ее купил или подарил? Какая она (размер, цвет, материал)? Как ты с нею играешь? какие игрушки тебе нравятся в детском саду? Особенно важен выбор игрушек для занятий. Они должны привлекать к себе внимание детей ярко выраженными качествами (цвет, форма, размер), активизировать речь, создавать настроение. Игрушки могут быть одинаковыми по названию, но разными по внешнему виду ( кошки белая и черная ).Проводятся дидактические игры («Найди и опиши»); описание с помощью вопросов воспитателя; используется совместное составление описания; дается лексико-синтаксическая схема описания: воспитатель начинает предложение, а дети продолжают «Это (котенок). Он (маленький, пушистый). Котенок любит (молоко). Кто хочет рассказать про котенка?»; используется драматизация, потешки, загадки, стихи .

Приемы: беседа-разговор, рассматривание, вопросы, обобщение педагога (образец описания).

Закладываются основы для развития умения самостоятельно описывать игрушки и составлять рассказ-повествование о них. Учат подбирать сравнения, определения, образные слова и словосочетания ( осторожная, хитрая лиса ) . В этом возрасте вводится план рассказа. Воспитатель указывает в каком порядке нужно рассказывать про игрушку или предмет. Педагог задает вопросы, учит детей думать, в какой последовательности они будут описывать игрушку. Это поможет соблюдать логику описания. Также используется речевой образец воспитателя, его можно предъявить в виде дидактических игр: «Скажи, как Петрушка», «Скажи, как я». У детей формируются навыки повествовательной речи, их подводят к составлению рассказов. Важно сформировать элементарные представления о структуре высказывания (начало, середина, конец). Для осознания структуры используют схему составления совместного с детьми рассказа. Сначала дается представление о том, как можно по-разному начинать рассказ («Однажды», «Как-то раз», «Дело было летом» ), затем взрослый предлагает ребенку заполнить его содержанием. Заполнение схемы помогает ребенку усвоить средства связи между предложениями и частями текста, формирует умение пользоваться словами-связками вдруг, тогда . Затем дети начинают самостоятельно составлять рассказы. Педагог помогает развивать сюжет, используя слова-связки, глагольную лексику ( позвал – убежал, встретил и., стали они .), учит включать диалог действующих лиц ( спросил – ответил ), элементы описания внешнего вида героев. Для рассказа вначале отбираются 2–3 игрушки. Детям легче развить сюжет и включить в повествование всех действующих лиц, подобрать слова к действиям, использовать прямую речь. Позднее количество игрушек можно увеличить.

Приемы: беседа, рассматривание, лексические упражнения, вопросы, образец воспитателя, подсказ слова, дополнение, совместное описание, поощрение, сценки с игрушками, составление детьми загадок по образцу воспитателя, дидактические игры («Магазин игрушек»).

Повышается требование к рассказам описаниям и повествованиям. Они должны быть более полными, логичными, с использованием образной речи. Дети должны научиться самостоятельно развивать сюжет и соблюдать композицию. В этом возрасте детей учат составлять загадки по игрушкам и предметам. Также используется драматизация. В подготовительной к школе группе дается более полное описание признаков (если это животное, говорят о его полезности, образе жизни, повадках). В описание вносится соревновательный момент. Используются дидактические игры («Подарки») . Наиболее сложно для детей придумать рассказ по одной игрушке. Ребенок должен активизировать свой опыт, память, воображение. Трудность -определен только один персонаж, другие придумываются ребенком. Рассказчик должен наделить каждого персонажа соответствующими качествами, найти ему место в повествовании, придумать действия и весь сюжет, композиционно правильно оформить рассказ. К выбору приема обучения следует подходить с учетом темы, умений детей, их представлений о структуре рассказа. Образец является стимулятором детского творчества (а не подражания), поэтому лучше давать его после 1 – 2 детских рассказов. Наиболее простой прием – образец в виде начала рассказа, когда воспитатель начинает, а дети продолжают рассказ. Продолжается работа над структурой высказывания. Описательные и повествовательные тексты анализируются с точки зрения их структуры, проводится работа с моделями (круг, разделенный на части; схемы), обсуждается возможное начало рассказа; речь детей обогащается словами-связками для соединения предложений. Речевую деятельность детей активизируют применение ситуации письменной речи, анализ детских высказываний (удачное развитие сюжета, интересные приключения, образная речь, выразительность)

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Методика обучения детей описанию игрушек

и натуральных предметов

Методы и приемы, подбираемые воспитателем для обучения детей составлению описательных рассказов должны обеспечить сознательное и глубокое усвоение нарабатываемых детьми навыков. Главным направлением в методике работы по развитию речи и составлению описательных рассказов является постоянное и разнообразное сочетание в сознании ребенка слова и образа. Поэтому, прежде всего выделяются методы и приемы, которые связаны с расширением чувственного познания ребенка. На этой основе дети учатся самостоятельно описывать предмет или явление, у них развивается умение пользоваться более точными определениями предмета. Педагог должен стремиться, чтобы ребенок точно передавал результаты своих наблюдений.

В обучении рассказыванию применяются специфичные приемы, назначение которых - получить от ребенка связное высказывание, монолог (а не ответ словом, жестом, фразой). На первоначальном этапе занятия употребляются приемы, с помощью которых детям показывают примерный результат предстоящей им речевой деятельности (что от них требуется) и пути достижения этого результата (как это делается).

Приемы обучения рассказыванию: образец рассказа, дублер рассказа, разбор образца рассказа, предоставление плана рассказа, коллективный разбор плана рассказа, коллективное составление рассказа, составление рассказа по частям, окончание рассказа, начатого воспитателем, подсказ вариантов, привлечение детей к исправлению ошибок рассказывающего ребенка, подсказ словом или предложением, оценка рассказа.

Образец рассказа - это краткое, живое описание какого-либо предмета или события, доступное детям для заимствования по содержанию и форме.

В данном случае следует отличать познавательный рассказ воспитателя, предназначенный для слушания детьми, для расширения их кругозора, от рассказа-образца - дидактического приема, который предназначен для подражания.

Образец рассказа могут повторить 1-2 ребенка, рассказывающие плохо (это очень их простимулирует - ведь именно им доверили рассказать первыми!), при этом прямое подражание играет положительную роль, вызывая речевую активность.

Можно предложить второй вариант рассказа - дублер образца, при сопоставлении которого с первым ярче выявятся общие закономерности построения повествования. Например, педагог последовательно описывает две разные игрушки и поясняет обязательные элементы этих описаний.

Осознанному отбору речевых форм способствует такой прием, как разбор образца рассказа, который подводит к вычленению плана высказывания.

План рассказа - это 3-4 основных вопроса (пункта), определяющих содержание и последовательность изложения. Обычно после одного-двух занятий с образцом рассказа план становится самостоятельным, ведущим приемом обучения.

Поскольку дети старшей группы имеют (или должны уже получить в процессе обучения в течение учебного года) некий опыт в составлении описательных рассказов, можно план - в виде свободных поясняющих указаний предоставлять детям до образца рассказа (в этом случае дети более сознательно воспринимают правила построения высказывания), но употребление этого приема зависит от уровня подготовленности детей.

При этом педагог не только сам отмечает отступление от плана, но и привлекает детей к контролю за рассказами (О чем нужно сейчас рассказать? Что лучше рассказать сначала, чтобы всем было понятно?). Таким образом, план - это распространенный и важный прием, с помощью которого ребенок учится описывать предметы, объекты, делать это не сумбурно.

Коллективное составление рассказа - это своеобразный прием, используемы в основном на самых первых ступенях обучения творческому рассказыванию. Преимущество этого приема в том, что в работе активно участвуют все дети. В процессе совместной деятельности дети получают наглядное представление о том, что значит придумывать рассказ, постепенно формируется их воображение. Но у этого приема есть и недостаток: дети упражняются в придумывании фраз, подборе слов - а речевая активность ограничена, т.к. они мало упражняются в монологической речи.

Оценка, является обучающим приемом. Применяется для того, чтобы дети подражали тому, что похвалил воспитатель, избегали того, что он осудил.

Занятиям по описанию игрушек должны предшествовать занятия по их рассматриванию, на которых дети учатся выделять детали и качества игрушек, овладевают соответствующим словарем. Некоторые особенности имеют эти занятия в средней группе на 1 этапе обучения. Желательно предъявить детям игрушки образные, с яркой индивидуальностью, чтобы ребенок имел возможность уловить «состояние» героя (кукла радуется, утенок смешно, медвежонок грустный) или демонстрировать их в движении. Иногда бывает целесообразно внести игрушки в групповую комнату минут за 5 до занятия, предложить детям рассмотреть их, потрогать, а в момент рассказа на занятии уже на давать в руки, так как на первых порах это может помешать ребенку сосредоточиться на построении высказывания. Можно обыграть появление знакомой игрушки, а затем этот персонаж обращается к детям с вопросами и просьбами что-то рассказать дополнительно (Расскажи о моей кофточке, о моем хвостике).Ведущие приемы обучения - образец описания, который дает воспитатель, план рассказа, подсказ, дополнения детей.

В старших группах такие занятия проводят реже, а игрушки подбирают более сложные. Хорошо, если описание такой игрушки требует определения пространственного положения ее частей, а также их материала и формы (игрушечные часы, телефон, плита, автобус). На одном и том же занятии задания следует дифференцировать: дети с более высоким уровнем развития могут описывать не одну игрушку, а статичную композицию из 2-3 предметов, указывая их расположение на столе, составлять описательный рассказ пары игрушек, сравнивая их по элементам.

На первом занятии воспитатель дает образец и план рассказа (Какая это вещь? Какие у нее есть части? Для чего они нужны? Покажи и объясни, как используют эту вещь.). Ребенок, подойдя к игрушке, берет ее в руки, рассматривает, ощупывает и начинает рассказывать, демонстрируя объект описания всем присутствующим. Если рассказ не получается, можно предложить эту же игрушку для описания другим детям, чтобы наглядно показать, как нужно выполнять задание.

Повысить интерес к рассказыванию помогают такие приемы: ребенку предлагают поставить рядом любые 2-3 игрушки и рассказать о них самому или вызвать для рассказа любого из детей.

После занятий с общим наглядным материалом можно провести 1-2 с индивидуальным раздаточным материалом. Допустимо подбирать разнородные игрушки, но они должны быть примерно одинаковой сложности, некрупные (это упростит их хранение и раздачу). Все объяснения, указания воспитатель дает детям в начале занятия, до того, как игрушки будут розданы; к раздаче и сбору можно привлекать дежурных. В процессе занятия предлагаются дополнительные задания, например для классификации предметов по цвету, назначению и т.д. Эти занятия подготавливают детей к дидактическим играм различных видов.

Описание натуральных предметов.

Большое воспитательно-образовательное значение имеют занятия, на которых предлагаются натуральные предметы, знакомые детям из жизненной практики, окружающие их, используемые в обиходе. Это могут быть объекты природы (овощи, листья, комнатные растения), орудия труда и т.д. Поскольку таким занятиям предшествовала работа с демонстрационными и раздаточными игрушками, эффективнее сразу использовать комплекты предметов по числу детей в группе для раздачи всем.

Рассказывая, ребенок тут же поясняет назначение предмета и правила его использования, демонстрирует действия с ним (движения щетки при чистке зубов, закрепление конца нитки на катушке и т.д.). Поскольку в каждом комплекте имеются аналогичные предметы, отличающиеся несущественными признаками, дети могут составлять о них сравнительные рассказы. Занятия разнообразятся придумыванием загадок, чтением художественных текстов о предметах.

Умение описывать предметы закрепляется и в другой деятельности - на занятиях по конструированию ребенок рассказывает о свое постройке, в ролевой игре в космонавтов сообщает «по радио», что он видит внизу на земле.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Различные методы и приемы работы с дошкольниками

по реализации ФГОС

(методичка для педагогов)

Воспитание и обучение в большинстве случаев зависит от методов и приемов, используемых воспитателем, чтобы объяснить детям что-либо, формировать у них умения и знания, развивать способности в определенной области деятельности.

Метод обучения – это определенная система действий воспитателя, который организовывает познавательную и практическую деятельности ребят. В свою очередь прием обучения – это детали, части определенного метода. Методы и приемы обучения дошкольников имеют свою специфику.

Обычно методы обучения классифицируют по источнику получения знаний, навыков и умений. Дети-дошкольники обретают знания в непосредственном восприятии предметов, а также из разговоров с воспитателем и в практической деятельности, конечно.

В связи с этим выделяют такие методы обучения дошкольников:

3. практические методы.

Методы и приемы:

Практические: рисование, физкультминутка , импровизация, имитация , игровая беседа с элементами движений, экспериментирование , проектная деятельность, решение проблемной ситуации, игровые задания, моделирование, элементы драматизации творческие задания, игровые упражнения, аппликация, рассматривание, игры-драматизации

Наглядные : показ, рассматривание, просмотр мультфильмов, наблюдение, демонстрация, прослушивание аудиозаписи, презентация

Словесные: беседа, вопросы, пояснения, объяснения, составление рассказов, объяснения, указания ,разговор, ситуативный разговор, напоминание , проблемные ситуации и вопросы, художественное слово, загадки, рассказы детей и воспитателя, чтение

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

Методы воспитания

– способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели.

Методы обучения

– совокупность путей, способов достижения целей.

Приём обучения

– часть метода, отдельный шаг в реализации метода.

В дошкольной педагогике принята классификация методов обучения, в основу которой положены основные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное) .

Наглядные методы и приемы обучения

1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины.

Виды наблюдений: кратковременные и длительные; повторные и сравнительные; распознающего характера; за изменением и преобразованием объектов; репродуктивного характера.

2- Демонстрация наглядных пособий (предметов, репродукций, диафильмов, слайдов, видеозаписей, компьютерных программ) .

Наглядные пособия, используемые для ознакомления с окружающим: дидактические картины, объединенные в серии; репродукции картин известных художников; книжная графика; предметные картинки; учебные фильмы.

Словесные методы и приемы обучения

1- Рассказ педагога.

Рассказ достигает своей цели, если: педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу; в рассказе отчетливо прослеживается главная идея, мысль; рассказ не перегружен деталями; его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание; речь взрослого выразительна.

2- Рассказы детей (пересказ сказок, рассказы по картинам, о предметах, из детского опыта, творческие рассказы) .

По содержанию выделяют познавательные (со средней группы) и этические беседы (в старшем дошкольном возрасте).

По дидактическим задачам выделяют: вводные (предварительные) и итоговые (обобщающие) беседы.

4- Чтение художественной литературы.

• вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности) ;

• указание (целостное и дробное) ;

• беседа (после экскурсии, прогулки,

просмотра диафильмов и т. п.) .

Игровые методы и приемы обучения

1. Дидактическая игра

2. Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.

• внезапное появление объектов;

• выполнение воспитателем игровых

• загадывание и отгадывание загадок;

• введение элементов соревнования;

• создание игровой ситуации.

Практические методы обучения

1- Упражнение – это многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания (подражательно-исполнительского характера, конструктивные, творческие) .

2- Элементарные опыты, экспериментирование.

Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

3- Моделирование – это процесс создания моделей и их Использования для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов (Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков). В основе – принцип замещения (реальный предмет замещается др. предметом, условным знаком). Используются предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели.

Выбор и сочетание методов и приемов обучения зависит от:

- возрастных особенностей детей (в младшем дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит наглядным и игровым методам; в среднем дошкольном возрасте возрастает роль практических и словесных методов; в старшем дошкольном возрасте повышается роль словесных методов обучения) ;

- формы организации деятельности (воспитатель выбирает ведущий метод и к нему предусматривает разнообразные приемы) ;

- оснащенности педагогического процесса;

СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

Средства воспитания

– система предметов, объектов, явлений, которые используются в воспитательном процессе как вспомогательные.

Классификация средств воспитания

(Л. С. Выготский, И. П. Подласый, П. И. Пидкасистый, В. И. Логинова, П. Г. Саморукова)

1.Средства материальной культуры

– игрушки, посуда, предметы окружения, ТСО, игры, одежда, дидактические материалы и др.

2.Средства духовной культуры

– книги, предметы искусства, речь.

3.Явления и объекты окружающего мира

– явления природы, растительный и животный мир.

Средство обучения

– это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний

Выбор средств обучения зависит от:

- закономерностей и принципов обучения;

- общих целей обучения, воспитания и развития;

- конкретных образовательных задач;

- уровня мотивации обучения;

- времени, отведенного на изучение того или иного материала;

- объема и сложности материала;

- уровня подготовленности обучаемых, сформированности у них учебных навыков;

- возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых;

- типа и структуры занятия;

- взаимоотношений между педагогом и детьми (сотрудничество или авторитарность) ;

- материально-технического обеспечения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;

- особенностей личности педагога, его квалификации.

Виды детской деятельности (с соответствии с ФГОС ДО)

в младенческом возрасте

Возрастная категория (2 месяца - 1 год)

- непосредственное эмоциональное общение с взрослым,

- манипулирование с предметами

- восприятие музыки, детских песен и стихов,

в раннем возрасте

Возрастная категория (1 год - 3 года)

- предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

- экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.,

- общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого,

- самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.,

- восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

для детей дошкольного возраста

Возрастная категория (3 года - 8 лет)

- игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,

- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками,

- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними,

- восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице,

- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,

- изобразительная (рисование, лепка, аппликация,

- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)

- двигательная (овладение основными движениями) форма активности ребенка.

Использованная литература:

1. Карелина И. О. Дошкольная педагогика: курс лекций: учебно-методическое пособие. – Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012.

2. Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. – Балашов: Николаев, 2005.

3. Приказ министерства образования науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Читайте также: