Какие по вашему мнению игрушки расписывают тремя цветами красный желтый зеленый полосками

Обновлено: 04.05.2024

Задание: декоративно оформить выполненную на предыдущем уроке фигуру одного из промыслов народной игрушки, сохраняя традиции промысла.

  1. для учащихся: гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка, вылепленные фигуры.
  2. для учителя: мультимедиа проектор, экран, таблицы с образцами росписи, компьютерная презентация (см. Приложение 1).

Зрительный ряд: иллюстрации народных глиняных игрушек, таблицы с элементами росписи.

Музыкальный ряд: русская народная музыка.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Формирование новых знаний.
  4. Творческая практическая деятельность учащихся.
  5. Итог урока:
    • выставка и анализ работ;
    • обобщение темы урока.
  6. Домашнее задание.

I. Оргмомент

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Игрушки, кисти, краски,
Проверили? Садитесь.
С усердием трудитесь!

II. Актуализация опорных знаний

Ребята, на прошлом уроке мы с вами совершили путешествие в далёкое прошлое, к мастерам народных глиняных игрушек (слайд 2). Побывав в качестве таких мастеров, создали пластический образ одной из этих игрушек. Давайте вспомним эти игрушки, а также чем они отличаются по своей форме. Все отличия занесем в таблицу (на доске).

Заполняем таблицу (первую колонку).

Очень большое разнообразие образов воплотила в себя эта игрушка. Здесь и удивительные кони с длинными как у жирафа, шеями, коровки, петухи, бараны, олени - растопырки, птицы-курицы, собаки, свиньи (слайд 3).

Крепкие деревенские мужики и бабы рождают добрую усмешку: большеголовые, с короткими руками и ногами, с чуть сплющенным лицом, переходящим у мужиков в бороду-лопату (слайд 4).

Эти игрушки – настоящее чудо. Здесь можно увидеть и разнаряженных щеголих, и нянек-кормилок с детьми на руках, и лихих всадников. И важных индюков, и другие образы (слайд 5).

Отличительные особенности народных глиняных игрушек

основные цвета,
используемые в росписи

имеют вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выглядят изящными, стройными.

приземисты. Они кажутся неуклюжими и тяжеловатыми.

монолитны, силуэт фигурок отличается мягкой плавностью и округлостью.

III. Формирование новых знаний

Дополнение учителя:

1. Филимоновская игрушка (слайд 6)

Орнамент росписи филимоновских игрушек простой: чередующиеся полоски, точки, круги, овалы, звездочки, треугольники. Детали росписи можно расшифровать: круг - это солнце, треугольник - это земля, елочки и ростки - символ растительности и жизни. Простой и легкий узор хорошо сочетается с изящными, вытянутыми формами свистульки. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы.

Любимые цвета филимоновской игрушки – интенсивный красный и малиновый. Они горят еще ярче от соседства темно-синего и зеленого.

Пестрые декоративные узоры наносят куриным перышком прямо на поверхность обожженной глины, так как с кисточки краска к чистой глине не пристает.

2. Каргопольская игрушка (слайд 7)

Роспись каргопольской игрушки очень выразительна и проста. Традиционный набор элементов и цветов данного промысла сохраняет прочную связь с древними мотивами. Символы солнца – большие огненные круги, кресты, кольца, мотивы зерен, хлебных колосьев и веточек растений. Все эти элементы изображены в естественных тонах, приближенных к натуральным природным оттенкам.

3. Дымковская игрушка (слайд 8, 9)

Дымковскую игрушку, покоряющую своей простотой и незамысловатостью образа, нельзя спутать с другими лепными народными игрушками благодаря ее колориту. Это, прежде всего, снежной белизны фон, по которому написан простой узор геометрического характера: кружки, точки, полоски. В декоре преобладают насыщенные цвета: красно-алый, малиновый, синий, золотисто-желтый, фиолетовый, особенно празднично сияющие на белом фоне игрушек.

Если внимательно присмотреться к глиняным фигуркам птиц, зверей, людей, можно увидеть, как экономно и продуманно использует мастер выразительные средства орнамента, чтобы рассказать о красоте оперения птиц, нарядной одежде барынь. Кажется, что в облике дымковской игрушки невольно находит отражение природа тех мест, где родились эти удивительные произведения искусства. Невольно представляешь заснеженные сугробы, белизну которых подчеркивают синие птицы.

На морозе лица людей украшает румянец. На фоне освещенного снега особенно ярко звучит цвет одежды.

Отличительные особенности народных глиняных игрушек

основные цвета,
используемые в росписи

имеют вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выглядят изящными, стройными

чередующиеся полоски, точки, круги, овалы, звездочки, треугольники;

бывают и сложные узоры, особенно на юбках у барынь: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка» или яркое «солнышко»

малиново-красный, желтый, темно-синий, изумрудно-зеленый

приземисты; они кажутся неуклюжими и тяжеловатыми

древние символы Солнца – большие огненно-красные круги, кольца, мотивы зерен, хлебных колосьев, веточек растений, точки, перекрещивающиеся линии, разноцветные черточки

черный, красный, желтый, бледно-зеленый, синий

монолитны, силуэт фигурок отличается мягкой плавностью и округлостью

кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки

малиновый, красный, зеленый, желтый, оранжевый, синий и даже золотой

IV. Творческая практическая деятельность учащихся

Давайте мы с вами представим себя мастерами по росписи народных глиняных игрушек (класс разделен на три группы: 1 группа - «Мастера Дымковских игрушек», 2 группа – «Мастера Филимоновских игрушек», 3 группа – «Мастера Каргопольских игрушек») и декоративно оформим вылепленную на предыдущем уроке фигуру.

Последовательность выполнения работы (слайд 10)

Вначале распределите по поверхности игрушки цветовые пятна, сохранив, где это возможно, белую основу. Белый в сочетании с другими цветами придаст игрушке праздничную нарядность. Все мелкие детали росписи выполняйте после того, как основные цветовые пятна уже будут найдены. Украшая игрушку декоративными элементами, ритмически выстраивая их, фантазируйте, но старайтесь делать роспись в традициях промысла.

Перед работой хочу пожелать вам, чтобы ваша игрушка была не только красивой, а еще доброй и веселой. Украсьте так, чтобы глядя на нее, душа радовалась.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

  1. контроль организации рабочего места;
  2. контроль правильности выполнения приемов работы;
  3. оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
  4. контроль объема и качества выполненной работы.

V. Итог урока

Выставка и анализ работ

Ребята, перед вами расположены «Ступеньки творчества».

Вы должны подумать и сами оценить свою работу. Каким образом? Если вам не нравится ваша игрушка, как вы ее расписали, то ставите игрушку на низкую ступень. Если вы считаете, что работа выполнена хорошо, то ставите на вторую ступень, а если у вас получилась отличная игрушка, то ставите на самую высокую ступень.

Какие нарядные и весёлые получились у вас игрушки.

Работы учителем оцениваются по следующим критериям:

  1. правильность выбора цвета;
  2. правильность рисования элементов;
  3. композиция;
  4. аккуратность выполнения.

Хороша игрушка расписная!
Вся поет, бесхитростна, светла.
И видна в ней радость молодая,
Ставшего искусством ремесла.

Цель урока: Выполнение творческой работы на примере Филимоновской, Дымковской и Каргопольской глиняной игрушки.

  • личностные – активизация учебной, познавательной деятельности;
  • метапредметные – выполнение творческой работы и заданий в группе;
  • предметные – закрепление и применение знаний, полученных на прошлом уроке.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Зрительный ряд: образцы элементов росписи игрушек, игрушки.

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

Сегодня у нас не обычный урок, а народная ярмарка, на которой будут представлены разнообразные игрушки трех известных художественных промыслов.

Вопрос. Вспомните, что это за художественные промыслы, как они называются?

Ответы. Дымковская, Филимоновская и Каргопольская глиняные игрушки.

На прошлом уроке вы лепили игрушки из глины и пластилина. Посмотрите, чего не хватает на ваших поделках?

Ответы. Узоров, цвета, красок.

Вопрос. Как вы думаете, в чем заключается цель сегодняшнего урока?

Ответы. Расписать игрушки узорами и орнаментом.

Так как предмет изобразительное искусство является творчеством, то и работа ваша будет заключаться в выполнение творческой работы на примере Филимоновской, Дымковской и Каргопольской глиняной игрушки. Презентация.

Ребята разделились на 3 группы, это художественные мастерские, каждая из которых представляет свой промысел.

Прошу представиться группам.

1. Дымковская игрушка – самый известный из глиняных промыслов России. Дымковские игрушки мастерят в Кировской области под г. Вяткой. (Презентация. Слайд 2)

2. В живописном уголке Нечерноземья, в Тульской области, над речкой Упой стоит русская деревня Филимоново, в которой издавна живут гончары. Там лепят Филимоновские игрушки. (Слайд 3)

3. Каргопольские игрушки родом из Архангельской области, из деревни Каргополье, что на севере России. (Слайд 4)

Вопрос. Давайте вспомним, кого изображали в игрушках мастера?

1. Ассортимент Дымковских игрушек разнообразен: барыни под зонтиком, румяные кавалеры, кони, медведи, олени, уточки, петухи. Корова, баран, козел очень похожи между собой, а отличаются друг от друга только формой рогов. (Слайд 5)

Наездник может быть не только на коне, но и на козле, свинье или петухе.

2. Филимоновские игрушки разнообразны: барыни и кавалеры, невеста с женихом, солдат всадники, птицы, петухи, собачки, лошади, свиньи, коровы, медведи. (Слайд 6)

3. Каргопольские игрушки– сцены из повседневной жизни: баба, мужик, пахарь, сеятель, кузнец. (Слайд 7)

Не забыты и праздничные темы: бражники в лодке, бородатый старик играет на балалайке, гармонист. Есть и сказочные герои: лиса, медведь – одетые как люди, лошади, тройки, сани.

Вопрос: Какой цвет использовали художники для росписи игрушек? (Слайд 8)

Ответ: Для росписи Дымковских игрушек художники брали все цвета радуги: красный, желтый, оранжевый, синий, голубой, зеленый, фиолетовый, розовый.

Ответ: Для росписи Филимоновских игрушек брали три главные цвета – малиново-красный, желтый и зеленый. Иногда применяли синий или фиолетовый цвета.

Ответ: Для Каргопольских игрушек использовали красный, оранжевый, синий, зеленый, коричневый, черный.

Вопрос: А какое значение имели цвета в росписи? (Слайд 9)

белый – чистота, правда, добро;
красный – огонь, красота, здоровье, сила, слава;
желтый – солнце, свет, радость;
синий – небо, вода;
зеленый – жизнь, молодость;
черный – земля.

В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради – они были участниками древних обрядов. Один из них – весенний праздник “свистопляска”, который был посвящен солнцу. Чтобы принять участие в празднике, нужна была глиняная свистулька и расписной глиняный шарик, которым можно было перекидываться.

Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Яркий цвет и пронзительный свист играли магическую роль. Присмотритесь к игрушкам. У каждого промысла есть похожие игрушки. Назовите их.

Ответ: это конь, птица и баба.

Вопрос: Какой смысл выражают эти образы? (Слайд 10, 11, 12)

конь – кормилец, защитник,
птица – счастье, удача,
баба – плодородие, продолжение рода, берегиня, женщина, мать, хранительница семейного очага.

В них живут память народа, его древние традиции. Все глиняные игрушки имеют обобщенную форму, очень пластичны, а расписаны традиционным орнаментом.

Вопрос: Вспомните, какое значение имеют символы орнамента росписи? (Слайд 13)

Ответ: Роспись очень проста: сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг – это солнце, треугольник – земля, елочки и ростки – символ растительности и жизни, синяя волнистая полоса – это вода, перекрещенные полоски – сруб колодца. Все эти узоры напоминают нам о связях человека и природы.

Орнаменты, используемые при росписи глиняной игрушки.


Вопрос: Где еще можно встретить древние знаки орнамента, которым украшены игрушки?

Ответ: Знаки орнамента можно встретить и в вышивке, и в росписи, и в резьбе.

3. Динамическая пауза.

Вижу, вы сидеть устали, ну-ка, дружненько все встали!

Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуть, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахали,
Друг на друга посмотрели,
Шесть – на место тихо сели.

4. Знание темы урока вы усвоили хорошо, молодцы. А сейчас приступайте к выполнению росписи игрушек, которых вы представите на нашей ярмарке.

Учащиеся приступают к выполнению росписи, звучит музыка, сборник русских народных наигрышей. Перед показом игрушек, когда все закончили работу, включается песня В. Леонтьева “Ярмарка”.

Учащиеся выставляют свои игрушки на стол. Просмотр работ.

5. Завершение урока.

Посмотрите, какая замечательная ярмарка игрушек у нас получилась!

Какими эпитетами можно охарактеризовать эти поделки?

Ответы: яркие, нарядные, красивые, праздничные, веселые.

Продолжите фразу: – я сегодня на уроке…

Какое применение вашим игрушкам вы бы нашли?

Что нового вы узнали на уроке?

Понравилось вам расписывать игрушки?

Мы с вами будем расписывать другие народные игрушки, об этом вы узнаете на следующем уроке.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЖЕРДЕВСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

СУКМАНОВСКИЙ ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«ЖЕРДЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

Рассмотрена

и рекомендована к утверждению

Заведующий Сукмановским филиалом

методическим советом школы

МБОУ «Жердевская СОШ № 2»

от 27 августа 2018 года

Приказ № 349 от 27 августа 2018 года

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

художественной направленности

«Мастерская декора»

(базовый, углубленный уровень)

Возраст обучающихся: 11-14 лет

Срок реализации: 2 года

Автор-составитель:

Генералова Марина Викторовна,

с. Сукмановка, 2018 г.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

Базовый – 1-ый год обучения

Углубленный – 2-ой год обучения

Уровень реализации программы

Основное общее образование

Форма реализации программы

Продолжительность реализации программы

1. Комплекс основных характеристик программы

Пояснительная записка

В настоящее время все острее ощущается необходимость в людях, способных творчески мыслить, искать новые пути решения тех или иных проблем, изобретать. Учить этому человека следует с раннего возраста.

Знакомство детей с различными видами декоративно-прикладной деятельности развивает интерес и внимание к окружающему миру, предметам, обогащает знания о природе, позволяет воспитывать и развивать художественный и эстетический вкус, наблюдательность, восприятие, воображение, фантазию, т.е. те художественные способности ребенка, которые ему будут необходимы в собственной творческой декоративно-прикладной деятельности.

Направленность данной образовательной программы – художественная, позволяющая создавать условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей и подростков с учетом их возможностей и мотивации. Программа позволяет раскрыть способности учащихся, создать предпосылку становления и развития творческой личности.

Программа «Мастерская декора» вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью таких видов художественного творчества, как декорирование предметов с помощью разных техник декупажа и точечной росписи, создания сувениров и подарков из холодного фарфора, подарочных букетов из бумаги и конфет (свитфлористика), дает возможность поверить в себя, в свои способности.

В соответствие с концепцией современного образования в основу программы были положены такие составные части как:

- изучение истории происхождения той или иной техники,

- связь с литературным творчеством, музыкой,

- интегрированная связь с другими предметами и образовательными программами.

Актуальность программы. В последние годы стало заметно, что век технического прогресса, компьютерных и инновационных технологий не прошел мимо и детей, обучающихся в нашем филиале - они много времени проводят за различными гаджетами (телефонами, смартфонами, планшетами и компьютерами). Это негативно сказывается на всестороннем развитии личности. В связи с этим появляется острая необходимость повышения роли художественно-эстетического воспитания детей, развития у них образного мышления, привлечения к различным видам декоративно-прикладного искусства.

В настоящее время отмечается повышенный интерес общества и обучающихся нашей школы к созданию изделий своими руками. В продаже появилось большое количество новых, ярких, необычных материалов для ручного творчества. Литература и интернет поражают разнообразием предлагаемых для изучения и овладения мастерством технологий и мастер-классов.

Современная жизнь и технический прогресс также внесли вклад в копилку рукоделия, создав для него новые возможности. Вещи, созданные своими руками, хранят тепло, создают уют в доме, помогают сохранить старые традиции и ввести новые, способствуют самовыражению в процессе работы, приносят не только материальное, но и духовное удовлетворение, что порой главнее.

Признаком искусства в бытовом предмете является соединение целесообразности и красоты, что находит отражение и в форме предмета, и в правильно выбранном для него материале, и в характере декора.

Исходя из вышеизложенного, содержание данной программы позволяет максимально разнообразить творческую деятельность учащихся и не повторяет имеющиеся школьные курсы трудового обучения (технологии). Программа раскрывает перед ребёнком многогранные возможности декоративно-прикладного творчества; приобщает к большому и разнообразному миру искусства; удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские качества.

Данная программа позволяет охватить популярные среди учащихся техники и технологии художественного творчества, даѐт возможность опробовать их на практике. Изготовление изделий в различных техниках (декупаж, холодный фарфор, свитфлористика, латонагем, точечная роспись и др.) предоставляет широкие возможности для профессиональной ориентации обучающихся, например, для ознакомления их с профессиями: декоратор, дизайнер (во всех направлениях: от интерьера, швейные изделия и т.д.). Занятие различными видами декоративно-прикладного творчества может стать для учащихся как хобби, а также может расширить возможности самореализации на рынке труда.

Педагогическая целесообразность программы заключается в необходимости познакомить учащихся с историей разных видов декоративно-прикладного творчества, помочь освоить тайны мастерства различных ремесел и техник декорирования, и найти новые оригинальные пути соединения традиций и стилей с современным пластическим решением, отвечающим эстетике наших дней.

Отличительная особенность данной образовательной программы состоит в том, что она базируются на предметно-практической деятельности, а известно, что практические действия с предметами обеспечивают ребенку, прежде всего чувственное (сенсорное) познание действительности.

Характерной особенностью данной программы является то, что она помогает воспитанникам в течение короткого времени сделать осознанный выбор в пользу того или иного вида декоративно-прикладного творчества, то есть самореализоваться и самоопределяться. Ученик работает максимум времени самостоятельно, учится планированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему осознать себя в деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях.

Программа содержит в себе различные техники работы, которыми пользуются мастера в разных странах (Китай, Франция, Англия, Россия и т.д.).

В итоге дети создают не только художественно-декоративные сувениры, но и унитарные изделия, имеющие практическую пользу. Создавая красоту своими руками, обучающиеся испытывают чувство гордости за свой труд.

Таким образом, программа знакомит детей с опытом работы многих поколений мастеров, даёт ребёнку свободу в творчестве и подводит его к индивидуальным проектам и композициям.

Новизна программы заключается в синкретизации разных техник бумагопластики (квиллинг, пейп-арт, фигурное вырезание) и разных видов современного декоративно-прикладного творчества (декупаж, холодный фарфор, свитфлористика), изобразительного и цветового решения в создании и художественной отделке готовых изделий, применение их при оформлении интерьеров, создании макетов открыток, шкатулок. В программе прослеживается взаимодействие двух деятельностей: конструкторской и изобразительной. Занятия конструированием, а именно, изготовление плоскостных и объемных изделий, дают хорошую возможность в овладении навыками работы с различными инструментами, развивают чувство материала и пластической формы. Это дает возможность раскрыть воспитанникам всё богатство и красоту современного рукоделия, опираясь на историю творческих направлений. Огромное значение на занятиях имеет применение здоровьесберегающих технологий.

В процессе занятий декоративной работой последовательно и целенаправленно формируется чувство композиции, проявляющееся в умении строить предмет, исходя из единства утилитарного и художественного.

Опорные качества способностей, формируемых занятиями декоративно-прикладного искусства, с одной стороны, относятся преимущественно к области восприятия (развитость аналитико-синтетического взгляда на предмет), с другой стороны – к области моторики (опциальная область руки).

Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику следующих путеводных положений:

1. Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.

2. Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это "что-то" нужно искать.

3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

4. Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.

5. Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.

Адресат программы – программа рассчитана для обучающихся 11-14 лет.

Условия набора обучающихся.

Набор детей осуществляется по принципу свободной комплектации . Учащиеся, приходящие в объединение, как правило, разноодаренные, с разной степенью подготовки и мотивацией.

В группу 1-го года обучения (базовый уровень) принимаются все желающие не зависимо от уровня художественных способностей и подготовленности. Результаты обязательной входной диагностики не влияют на зачисление в коллектив, но важны для выстраивания дальнейшей индивидуальной образовательной траектории развития обучающегося.

Группа 2-го года обучения (углубленный уровень) формируется из детей предыдущего года обучения при успешном усвоении изучаемого материала или задержка в переводе учащегося на следующий уровень при неполном освоении основных тем содержания в силу различных причин (частых пропусков, болезни или др.). Программа предусматривает систему добора учащихся в группу не только первого, но и второго года обучения, обладающие необходимыми знаниями, умениями и навыками, в рамках программы данного года обучения.

Количество учащихся.

Группа 1-ого года обучения формируется из 10-12 человек.

Объем программы.

Программа рассчитана на 2 года освоения и предполагает только очную форму обучения. Общая нагрузка программы составляет 380 часов: программа 1-го года обучения рассчитана на 152 часа, программа 2-го года обучения – на 228 часов.

Режим занятий: для 1-го года обучения – 2 раза в неделю по 2 академических часа с 10-минутным перерывом, для 2-го года обучения – 3 раза в неделю по 2 академических часа с 10-минутным перерывом.

Формы организации образовательного процесса.

Форма обучения – очная.

Форма организации деятельности учащихся – групповая форма с ярко выраженным индивидуальным подходом. Основной формой обучения является учебное занятие.

Занятие состоит из теоретической и практической части, при этом теоретическое освоение информации проходит в начале занятия и составляет 10% учебного времени, а практическая часть воплощается в создание реального изделия (поделка, сувенир, открытка и т.д.).

Программа направлена на развитие умений и навыков рукотворной деятельности с доступными для данного возраста материалами, стимулирует творческую инициативу, самостоятельность, конструкторскую смекалку, находчивость, изобретательность и целенаправленный интерес к поисковой творческой деятельности, обеспечивая формирование устойчивой мотивации к созидательной деятельности (изготовление поделок своими руками).

Закрепление знаний и умений выполнять технологию изготовления изделий осуществляется при выполнении самостоятельной творческой работы. Контроль процесса обучения осуществляется по результатам выполнения практических заданий.

Программой предусматривается разнообразие форм деятельности обучающихся на занятиях:

- групповая или фронтальная формы деятельности обучающихся используется при изучении нового материала, при знакомстве с новой техникой;

- индивидуальная форма деятельности используется при создании поделок, при подготовке к выставкам творческих проектов, зачетных занятий.

Формы проведения занятий: учебное занятие; познавательные игры; видеозанятие; защита творческих проектов; творческие выставки.

Типы учебных занятий:

Методы обучения:

Приемы обучения:

- словесные – рассказ, беседа;

- наглядные – таблицы, схемы, видеофильмы;

- практические – самостоятельная, практическая работы.

Программой предусмотрены также формы воспитательной работы :

- мероприятие – события, занятия;

- дела – общая работа, важные события для коллектива, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самому себе.

Работа с родителями:

- открытые занятия для родителей;

- мастер – классы для родителей;

- совместное проведение мероприятий;

- помощь детям в использовании поделок.

Формами подведения итогов являются:

участие в выставках, конкурсах различного уровня;

разработка и защита творческого проекта с использованием учебно-исследовательской деятельности.

Цели и задачи программы

Цель: Создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, формирование его нравственно-личностных качеств, самореализация и самоопределение личности ребенка посредством приобщения к декоративно-прикладному творчеству, дальнейшая профориентация.

Задачи обучения:

образовательные:

формирование теоретических знаний по предмету; обучение правилам техники безопасности при работе с колюще-режущими инструментами для обработки бумаги, ткани, кожи и др. материалов, используемых в декорировании.

обучение технологическим операциям и, прежде всего, творческому подходу к любой работе;

формирование навыков работы с различными материалами, используемыми в декоративно-прикладном творчестве.

приобретение специальных знаний, умений, навыков, необходимых для творческих процессов.

приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

познакомить:

- с видами декоративно-прикладного искусства его историей, особенностями и спецификой, а так же применением в современной жизни;

- многообразием орнаментальных мотивов разных стран и народов;

- с возможностями декорирования предметов, форм, интерьеров;

- с художественными промыслами;

- технологиям декорирования изделий из дерева, стекла, металла, картона, ткани;

- техническим навыкам конструирования и моделирования из различных материалов;

- знаниям по истории национальной культуры;

- современным техникам декорирования;

- основам знаний в области композиции, формообразования, цветоведения в декоративно-прикладном искусстве;

сформировать:

- собственный стиль в декорировании изделий;

- потребности использования графического изображения (наброска, эскиза) на подготовительном этапе и процессе изготовления изделия.

развивающие:

развитие творческого потенциала ребенка;

развивать желание фантазировать;

развитие умения анализировать, сопоставлять, принимать решения по изготовлению того или иного изделия;

развитие творческих способностей при освоении технологии изготовления изделий из бумаги, декорирования предметов из разнообразных материалов;

содействие развитию творческих способностей и эстетического вкуса.

воспитательные:

воспитание любви к труду, аккуратности при выполнении работы, усидчивости, кропотливости;

воспитание нравственно-трудовых навыков;

расширение представлений об окружающем мире;

формирование художественного вкуса, способности видеть, чувствовать окружающий мир, природу;

воспитание интереса к конструкторской деятельности, декоративно- прикладному и изобразительному искусству;

создание комфортного психологического климата внутри коллектива, способствующего неформальному интересу к образовательному предмету творческому общению учащихся;

добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

предметные :

приобретение специальных знаний, умений, навыков, необходимых для творческих процессов;

формировать пространственные навыки по оцениванию величины предметов, масштаб, перспектива;

соблюдать правила техники безопасности при работе с колюще-режущими инструментами для обработки бумаги, ткани, кожи и др. материалов, используемых в декорировании.

метапредметные :

развитие творческого потенциала ребенка;

развивать желание фантазировать;

развитие умения анализировать, сопоставлять, принимать решения по изготовлению того или иного изделия;

развивать творческие способности при освоении технологии изготовления изделий из различных материалов;

развивать творческие способности и эстетический вкус;

развивать координацию движений и мелкую моторику.

личностного развития :

воспитывать у обучающихся любовь к труду, аккуратность при выполнении работы, усидчивость, кропотливость;

прививать стремление к творчеству;

воспитывать интерес к конструкторской деятельности, декоративно- прикладному и изобразительному искусству.

воспитывать нравственно-трудовые навыки и привычки;

расширить представление об окружающем мире;

формирование художественного вкуса, способность видеть, чувствовать окружающий мир, природу;

Принципы, лежащие в основе программы:

общей культурности (социально-историческая информативность мира вещей; обеспечение расширения круга художественно эстетических знаний и формирование широких созидательных возможностей личности);

доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная программа по ИЗО разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы Б.М. Неменского.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО. 5 класс»

Филиал МБОУ « Бейская средняя общеобразовательная школа-интернат

«Кальская основная общеобразовательная школа»

директор МБОУ «Бейская СОШИ»

от « » __________ 2018г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Изобразительное искусство

Разработчик: учитель ИЗО

первой квалификационной категории

Борисова Ксения Михайловна

Обсуждена и согласована на

методическом объединении учителей

Протокол №____от ___.___.20___г.

Принята на Методическом совете школы

Протокол № 1 от ___.____. 20___г.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

• формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, - освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

5 класс- 34 ч

Древние корни народного искусства — 9 ч

Древние образы в народном искусстве

Дом космос. Единство конструкции и декора в народном жилище

Интерьер крестьянского дома

Конструкция и декор предметов народного быта

Русский народный орнамент

Внутреннее убранство крестьянского дома

Народная праздничная одежда

Народная праздничная одежда

Праздничные народные гуляния

Связь времен в народном искусстве — 7 ч

Связь времен в народном искусстве. Древние образы в современных и народных игрушках

Единство формы и декора

Народные промыслы, их истоки и современное развитие

Народные промыслы, их истоки и современное развитие

Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни

Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни

Промыслы нашего края

Декор — человек, общество, время — 10 ч

Декор: человек, общество, время. Введение в проблематику четверти

Украшение в жизни древних обществ.

Украшение в жизни древних обществ. Декоративное искусство древней Греции.

Украшение в жизни древних обществ. Греческая вазопись.

Что такое эмблемы, зачем они людям?

Гербы и эмблемы

Декоративное искусство Западной Европы 17 века.

Выражения в одежде принадлежности человека к различным слоям общества. Одежда французского двора второй половины 17 века.

Выражения в одежде принадлежности человека к различным слоям общества.

Роль декоративного искусства в жизни общества.

Декоративное искусство в современном мире — 8 ч

Декоративное искусство.

Современное повседневное и выставочное декоративное искусство.

Современное декоративное искусство. Витраж.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная программа по ИЗО разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы Б.М. Неменского.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО. 5 класс»

Филиал МБОУ « Бейская средняя общеобразовательная школа-интернат

«Кальская основная общеобразовательная школа»

директор МБОУ «Бейская СОШИ»

от « » __________ 2018г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Изобразительное искусство

Разработчик: учитель ИЗО

первой квалификационной категории

Борисова Ксения Михайловна

Обсуждена и согласована на

методическом объединении учителей

Протокол №____от ___.___.20___г.

Принята на Методическом совете школы

Протокол № 1 от ___.____. 20___г.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

• формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, - освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

5 класс- 34 ч

Древние корни народного искусства — 9 ч

Древние образы в народном искусстве

Дом космос. Единство конструкции и декора в народном жилище

Интерьер крестьянского дома

Конструкция и декор предметов народного быта

Русский народный орнамент

Внутреннее убранство крестьянского дома

Народная праздничная одежда

Народная праздничная одежда

Праздничные народные гуляния

Связь времен в народном искусстве — 7 ч

Связь времен в народном искусстве. Древние образы в современных и народных игрушках

Единство формы и декора

Народные промыслы, их истоки и современное развитие

Народные промыслы, их истоки и современное развитие

Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни

Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни

Промыслы нашего края

Декор — человек, общество, время — 10 ч

Декор: человек, общество, время. Введение в проблематику четверти

Украшение в жизни древних обществ.

Украшение в жизни древних обществ. Декоративное искусство древней Греции.

Украшение в жизни древних обществ. Греческая вазопись.

Что такое эмблемы, зачем они людям?

Гербы и эмблемы

Декоративное искусство Западной Европы 17 века.

Выражения в одежде принадлежности человека к различным слоям общества. Одежда французского двора второй половины 17 века.

Выражения в одежде принадлежности человека к различным слоям общества.

Роль декоративного искусства в жизни общества.

Декоративное искусство в современном мире — 8 ч

Декоративное искусство.

Современное повседневное и выставочное декоративное искусство.

Современное декоративное искусство. Витраж.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Читайте также: