Какие свойства игрушек побуждают двигательную активность ребенка

Обновлено: 19.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста через использование нестандартного физкультурного оборудования

Автор: Логвина Ирина Ивановна

ст.воспитатель МБДОУ д/с № 14

Миасский городской округ

Введение : Аннотация. Актуальность темы. Цели и задачи. 3

Основная часть: Упражнения с использованием нестандартного

физкультурного оборудования. 6

Список литературы. 17

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: Дошкольный возраст в развитии ребенка – это период, когда закладывается фундамент его здоровья и культуры движения. Удовлетворить естественную потребность детей в движении и увеличить двигательную активность дошкольников, призваны занятия физкультурой. Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Можно без особых затрат обновить игровой инвентарь в спортивном зале, если есть желание и немного фантазии. Выполнение упражнений с ним оказывает значительное влияние на освоение дошкольниками движений, развитие сенсорики, двигательных качеств и способностей.

Так как, данное оборудование многофункционально, оно может быть использовано в разных направлениях развития детей (физическое развитие, математика, развитие речи, творческие игры и т.д.).

Поэтому, можно смело использовать его для мониторинга детского развития (на основе оценки развития интегративных качеств ребенка).

Ключевые слова: дети; здоровье; нестандартное оборудование; упражнения; развитие.

Народная мудрость гласит : «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым!».

В современном обществе предъявляются высокие требования к человеку, к его знаниям и способностям. На организм человека постоянно усиливается влияние разнообразных отрицательных факторов окружающей среды, которые приводят к ухудшению состояния здоровья, к снижению умственного и физического потенциала.

На протяжении многих лет физическое воспитание рассматривается как единая система мероприятий, направленная на то, чтобы научить детей управлять своим телом, помочь ему овладеть такими важными видами движений как: бег, прыжки, ходьба и т. д. (4, с.83).

Дошкольный возраст – важный период в формировании физического здоровья. Именно в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением приведут к положительным результатам.

Физические качества развиваются естественно, по мере перехода из одной возрастной категории в другую. Такое развитие называется возрастными изменениями. Происходит оно сравнительно медленно и неравномерно, иногда с задержкой, снижением и даже прекращением роста. Однако возможно целенаправленное развитие физических качеств на основе так называемых сензитивных (т. е. наиболее благоприятных) периодов развития тех или иных качеств и применения, соответствующих данному возрасту, средств и методов.

Сохранение и укрепление здоровья ребенка – первооснова его полноценного развития. Главная цель физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении состоит в том, чтобы удовлетворить естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня здоровья и физического развития детей (3, с.92).

В современном обществе приоритетным становится интеллектуальное развитие ребенка. Дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже нормы. Это увеличивает статистическую нагрузку на определенные группы мышц. Снижается сила и работоспособность мускулатуры, что влечет за собой нарушение функций организма.

Мы на практике убеждаемся в снижении интереса дошкольников к двигательной активности, их малоподвижности, нежелании принимать участие в играх и упражнениях. Именно гиподинамия в детском возрасте приводит чаще всего к снижению уровня здоровья малышей дошкольного возраста, к ослаблению иммунозащитных сил организма.

В результате «двигательного дефицита»:

· увеличивается статическая нагрузка на определённые группы мышц;

· снижается сила и работоспособность мускулатуры;

· нарушаются функции организма.

Поэтому, для полноценного развития ребёнка необходимо, чтобы в двигательной деятельности он знакомился как можно с большим количеством разнообразных физкультурных пособий и предметов. Известен научно обоснованный вывод, что ни имитация, ни образы не дают такого положительного результата при выполнении двигательных заданий, как оборудование и пособия.

Поэтому необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям физкультурой и спортом, развивая интерес к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Физическое и интеллектуальное развитие должно проходить параллельно.

Убедившись на практике в снижении интереса детей к двигательной активности, поставлены следующие цели и задачи:

Цель: Привитие интереса у детей дошкольного возраста к двигательной активности через использование нетрадиционного оборудования.

1. Способствовать укреплению и охране здоровья детей.

2. Содействовать созданию условий для формирования и совершенствования умений и навыков в основных видах движений.

3. Побуждать участию детей в совместных играх и физических упражнениях.

4. Способствовать формированию у детей положительных эмоции, активности в самостоятельной двигательной деятельности.

Доказано, что интерес детей к различным новшествам всегда вызывает положительные эмоции, что тонизирует организм в целом.

Детям всегда интересны необычные, нестандартные занятия. Если удаётся удивить дошкольника, значит, половина успеха достигнута. На эффективность проведения физкультурно-оздоровительной работы влияет качественная и глубоко продуманная предварительная работа по подготовке всех необходимых пособий и инвентаря. Один из приёмов повышения эффективности физкультурного оборудования – новизна, которая создаётся за счёт внесения нового нестандартного инвентаря (1, с.32-34). Понятие «нестандартный» - не соответствующий стандарту, не избитый, не шаблонный, оригинальный (словарь русского языка) . Можно сказать, что это оборудование , сделанное своими руками, любой предмет, при помощи которого идет развитие движений. Многообразен и непредсказуем мир вещей, способных обрести вторую жизнь благодаря творчеству выдумке и умелым рукам. Не одно поколение использовало для реализации своих фантазий куриные яйца, катушки, пробки, спичечные коробки и прочий подручный материал. Эти бесполезные на первый взгляд, предметы, но для педагога незаменимые помощники в работе,превратились в забавные игрушки и пособия для выполнения различных упражнений и корригирующих гимнастик (2).

К нестандартному оборудованию предъявляются следующие требования. Оно должно быть : безопасным, максимально эффективным , удобным к применению, компактным, простым в изготовлении и эстетическим, соответствоть возрастным нормам.

Спортивно-игровое нестандартное оборудования призвано:

· обогащать знания детей о мире предметов и их многофункциональности;

· приучать ощущать себя в пространстве, ориентироваться в нём;

· приучать применять предметы спортивно-игрового нестандартного оборудования в самостоятельной деятельности;

· пробуждать интерес к спортивным играм, занятиям, расширять круг представлений о разнообразных видах физкультурных упражнений, их оздоровительном значении. Задачи физического развития можно решать с применением нетрадиционного оборудования, которое позволяет:

· повышать интерес детей к выполнению основных движений и игр;

· способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей;

· чередовать различные виды активности детей, направляя их интересы, стимулируя желания детей заниматься двигательной деятельностью;

· повысить моторную плотность физкультурных занятий;

· развивать чувство цвета и формы;

· развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память.

Сделанные пособия являются многофункциональными. Они используются в общеразвивающих упражнениях, в основных движениях, соревнованиях, на праздниках и развлечениях и в самостоятельной двигательной активности детей.

Так как нестандартное оборудование должно быть универсальным и многофункциональным, его довольно сложно классифицировать.

Поэтому, с точки зрения эффективного его применения в работе педагога, мы разработали примерную картотеку с подробной характеристикой данного оборудования. В качестве примера, предлагаем рассмотреть несколько вариантов пособий.

Двигательная активность является неотъемлемой частью гармоничного развития ребенка. В современные годы, когда появилось такое разнообразие компьютерных игр, интерактивных панелей, удерживающих ребенка у экранов и гаджетов, двигательная активность детей ограничивается уже в дошкольном возрасте. Самое время вспомнить о важности физического развития, чтобы не допустить вреда формирующемуся детскому организму.

ВложениеРазмер
razvitie_dvigatelnoy_aktivnosti_detey_doshkolnogo_vozrasta_v_igrovoy_deyatelnosti.docx 18.28 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Двигательная активность является неотъемлемой частью гармоничного развития ребенка. В современные годы, когда появилось такое разнообразие компьютерных игр, интерактивных панелей, удерживающих ребенка у экранов и гаджетов, двигательная активность детей ограничивается уже в дошкольном возрасте. Самое время вспомнить о важности физического развития, чтобы не допустить вреда формирующемуся детскому организму.

Движение как естественная потребность дошкольника

В дошкольном возрасте закладываются основы умственного и физического развития. Природа позаботилась о том, что в младенчестве развитие органов чувств опережает развитие телесных движений. Но уже к третьему году преодолевается разобщенность сенсорных и моторных функций, и двигательное развитие способствует совершенствованию восприятия, а органы восприятия помогают формированию двигательных навыков.

Стремительное развитие двигательной активности детей начинается с младшего дошкольного возраста.

После 3 лет значительно меняются координационные возможности ребенка, совершенствуется ходьба. И сразу же малыш заинтересовывается поиском препятствий и их преодолением. Он карабкается на горку, пытается перешагнуть через предметы, не обходит вниманием ни одну ступеньку лесенки. Но малыш еще довольно неуклюж.

К 4-м годам происходит прогресс, меняющий общий стиль движений дошкольника. Четырехлетний ребенок подвижен, много бегает, легко прыгает на одной ножке, отлично удерживая равновесие.

В среднем и старшем дошкольном возрасте двигательная активность отличается разнообразием. Интересные игры, соревнования, спортивные упражнения – доступные и посильные занятия. У детей закладывается базовая физическая подготовка, формируются такие качества организма как выносливость, координация движений, быстрая реакция, ловкость, скорость.

Особенности двигательной активности детей

Определимся, что такое двигательная активность дошкольников. Можно выделить несколько основных видов:

  1. естественные действия в повседневной жизнедеятельности
  2. подвижная игровая деятельность
  3. организованные физические упражнения
  4. самостоятельная активность по внутреннему побуждению ребенка
  5. комплексы движений, которые выполняет ребенок с подачи другого человека

Если взрослый предлагает ребенку собрать каштаны на прогулке в парке, или сверстник азартно призывает «Догони меня!», это пример побуждения дошкольника к активному движению.

У каждого ребенка проявляются свои предпочтения. Одни предпочитают бегать-прыгать большую часть времени бодрствования. Выделяются гиперактивные дети, которые неспособны выдержать состояние покоя даже незначительное время. Чрезмерная активность так же нежелательна, как и ее недостаточность.

Часть дошкольников отличается не в меру выраженной усидчивостью. Особенно привязывают ребенка к месту интерактивные и компьютерные игрушки. Поэтому актуален поиск путей повышения двигательной активности детей дошкольного возраста и разностороннее физическое воспитание.

Средства развития двигательной активности дошкольников

Элементы двигательного развития заложены практически во всех видах деятельности, которыми занимаются дошкольники. Возьмем занятия художественным творчеством. Для того чтобы рисовать, лепить, конструировать, важно освоить специальные движения руками. Но все же, двигательная активность в подобных занятиях минимальна.

Другое дело, танцевальная практика. Обучение танцевальным движениям – тот случай, когда формирование определенных движений и умелое их выполнение становится целью деятельности.

Родители, обеспокоенные малой двигательной активностью своего ребенка, могут решить проблему через посещение танцевального кружка для малышей.

Но в первую очередь необходимо использовать возможности естественного детского времяпрепровождения. Многие ресурсы развития дошкольника заложены в игровой деятельности, познавательных прогулках, самостоятельных занятиях.

Подвижные игры детей дошкольного возраста

Главное назначение подвижных игр как раз и состоит в развитии двигательной активности. В игре дети могут преодолевать серьезные физические трудности, тренируют свою ловкость и выносливость. Они проверяют свои возможности и самостоятельно решаются на испытание собственных сил.

Чаще всего, подвижные игры способствуют развитию одного-двух физических качеств. Например, в «пятнашках» главная задача догнать и коснуться участника, и дети, прежде всего, тренируют беговые навыки. Но многие игры развивают несколько качеств:

  • Внимание и скорость реакции
  • Наблюдательность и ловкость
  • Выносливость и координацию движений

Примером, где важны внимание и быстрая реакция, являются игры, в которых выполняются действия по команде («Кто быстрее», «Третий лишний»). Различные веселые состязания по принципу перетягивания каната или прыжков в мешках требуют координации и выносливости.

Подвижные игры, кроме своего физического назначения, выполняют важную функцию эмоциональной разрядки и способствуют развитию общения дошкольников. Их значение невозможно преувеличить.

Физическая активность дошкольников на прогулке

Отправившись на прогулку в парк или лес, дети получают благодатную среду для развития как познавательного интереса, так и двигательной активности. Но просто побегать и попрыгать ребенку быстро наскучит. Поэтому взрослым стоит загодя продумать небольшую программу игр и упражнений на природе.

Младшему дошкольнику интересно искать цветы в траве, собирать желуди или шишки, обдувать одуванчики и подобные привлекательные занятия. Увидев яркую бабочку, малыш подражает взмахам крылышек насекомого. Услышав рассказ о зайчиках, ребенок прыгает по тропинке. В таком возрасте природа выступает фоном сюжетной игры, и дети с удовольствием выполняют роли лесных жителей.

Для дошкольников среднего и старшего возраста подойдут упражнения на достижение конкретных целей. Нарисовав круг, они учатся попадать шишкой или камушком в цель. Пользуется популярностью игра «Замри!». Непринужденная обстановка актуализирует воображение, и дети по команде застывают в самых замысловатых позах.

С интересом выполняют упражнения на координацию движений с закрытыми глазами. Например, выбрав в качестве маяка одно из деревьев, предложите ребенку дойти до него с расстояния метров 10-15, закрыв глаза. Вначале обязательно нужно пройти этот путь с открытыми глазами, потом вернуться в исходное положение и повторить с повязкой на глазах. Повязку ребенок снимает, когда услышит команду «стоп». Как правило, детей удивляет, насколько они уклонились в сторону. Поэтому после первой попытки с задором предпринимают следующие.

Такой организованный активный отдых очень нравится дошкольникам. И, если вначале побуждение к игре исходит от взрослых, то в дальнейшем старшие дошкольники придумывают новые упражнения. Важно только позаботиться о том, чтобы их идеи были безопасны в реализации.

Самостоятельная двигательная активность детей дошкольного возраста

Развитие двигательной активности дошкольников не может и не должно опираться исключительно на организованные формы занятий. Дети предпочтут действия, если для них созданы привлекательные условия.

Редкий ребенок отказывается от катания на велосипеде, если у него есть детский вариант этого вида транспорта. В трехлетнем возрасте малыш осваивает трехколесный велосипед. А это развитие и координации движений, и силы ножек. Интерес к этому виду деятельности сохраняется и дальше, когда ребенок способен пересесть на двухколесный велосипед.

Сейчас распространены детские батуты. И, если есть возможность установить эту спортивную принадлежность у дома или на загородном участке, стоит ею воспользоваться. Прыжки на батуте оказывают комплексное положительное действие на развитие всего организма (имеется в виду малый детский батут, а не спортивный снаряд).

У ребенка чаще будет проявляться потребность в активном движении при виде привлекательных атрибутов. Что еще важно в данном случае, дошкольник сам определяет задачу и цель (буду кататься, хочу прыгать), ориентируется в условиях, решает, как долго он хочет заниматься, и сам же себя контролирует. Это отличные условия для расширения границ самостоятельности дошкольника, к чему он неустанно стремится.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Консультация для родителей на тему: «Использование нестандартного физкультурного оборудования для развития двигательной активности детей дошкольного возраста».

Иллюстрированный материал для родителей об использовании нестандартного физкультурного оборудования в ДОУ и дома для физического развития детей, их оздоровления и укрепления здоровья малышей.


"Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста в ДОУ и семье"

“ Физическое воспитание – это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость» Крэттен.


Тема самообразования "Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста в игровой деятельности"

Примерные игры на развитие двигательной активности детей, формирование ценности здорового образа жизни.

Игровая методика – как средство развития двигательной активности детей дошкольного возраста в системе дополнительного образования

Методические рекомендации по организации физкультурно-спортивной работы с дошкольниками в условиях УДОД.

Представление педагогического опыта «Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста в игровой деятельности».

Двигательная активность является одной из основных, генетически обусловленных биологических потребностей детского организма.Двигательная активность способна сохранить здоровье без лекарств. Фундамент .


План самообразования на тему: «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Игра для ребёнка – это жизнь. Отсутствие активной игровой деятельности может привести к серьёзным нарушениям личностного развития ребёнка. Психологи определяют игру, как особый вид детской деяте.

Основной задачей дошкольных учреждений является оздоровление, обеспечение разностороннего физического развития ребенка. Для сохранения и укрепления здоровья дошкольников необходимым условием является двигательная активность детей. Не секрет, что в детском саду и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении за столами, у телевизора и т. д. В последнее время увеличилось количество детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. Движение и активный отдых должны помочь детям избавиться от синдрома гиподинамии.

Таким образом перед педагогами дошкольного учреждения встаёт вопрос организации двигательной активности детей младшего дошкольного возраста. А именно- как заинтересовать малышей в выполнении упражнений, при их небольших двигательных возможностях, посильности и дозволенности упражнений для данного возраста.

Что же такое двигательная активность?

Двигательная активность – это биологическая потребность организма в движении, от степени удовлетворения которой зависит уровень здоровья детей, их физическое и общее развитие.

Активизация – это побуждение к более активной деятельности.

При активизации двигательной активности детей младшего возраста необходимо учитывать особенности их физического развития

темп физического развития замедляется, но организм в целом крепнет, движения совершенствуются

опорно-двигательный аппарат развит сравнительно слабо

двигательный опыт небольшой, движения часто непреднамеренны, направления их случайны

эмоциональные проявления неустойчивы, активное торможение плохо развито

кости ребенка эластичны, гибки, легко деформируются и искривляются, так как костная система 2-3-летних детей имеет значительные зоны хрящевой ткани, слабые, мягкие суставы и связки

Для того чтобы обеспечить развитие двигательной активности у детей младшего возраста, необходима разнородная предметная среда, которая наряду с традиционными физкультурными пособиям должна содержать и нетрадиционное оборудование.

Целью педагогического воздействие на двигательную активность детей с использованием нетрадиционного оборудования, является в постепенном вовлечении малоподвижных детей в активную двигательную деятельность и переключении на более спокойную чрезмерно подвижных детей, что позволяет укреплять здоровье, повышать умственную и физическую работоспособность дошкольников.

Использование нетрадиционного оборудования позволяет решать следующие задачи:

повышать интерес детей к выполнению основных движений и игр

способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей

чередовать различные виды активности детей, направляя их интересы, стимулируя желания детей заниматься двигательной деятельностью

уточнять представления о форме предметов, положении частей, их относительной величине, о цвете предметов; развивать чувство цвета и формы

развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память

Для изготовления нетрадиционного оборудования можно использовать самые разнообразные вещи: футляры от «киндер-сюрпризов», пластиковые бутылочки, баночки из-под йогуртов, а так же всевозможные упаковки, резиновые пробки, бобины из-под скотча, пуговицы и т д. Эти бесполезные на первый взгляд предметы можно превратить в забавные игрушки и пособия для выполнения различных упражнений и корригирующих гимнастик.

Особое внимание при изготовлении оборудования для организации двигательной деятельности и развития сенсорных способностей мы обратили на изготовление всевозможных пособий, направленных на профилактику плоскостопия и развитию свода стопы, т. к. стопа на втором, частично на третьем году жизни частично уплощена. При плоскостопии резко ухудшается опорная функция ног, изменяется положение таза и позвоночника, затрудняются движения, что приводит к нарушению осанки.

Для профилактики развития плоскостопия мы используем различные профилактические дорожки :

-с комбинацией различных фактурных и цветовых поверхностей (пуговицы, пробки, карандаши, кусочки поролоновой губки)

-с использованием костяшек от старых счёт в виде змейки, которая также позволяет развивать равновесие и координацию движений. Коврик из пластмассовых трубочек. Массажёр, в качестве которого также используются старые счёты.

Подобное оборудование способствует развитию не только физических, но и сенсорных способностей, а именно, пробуждают интерес детей к исследованию поверхностей и позволяют развивать различные виды зрительной, осязательной активности и тактильной чувствительности, а также массируют активные точки стопы.

Так же в нашей группе есть и другие нетрадиционные пособия, способствующие активизации двигательной активности детей :

Использование : для перешагивания, перепрыгивания для игр и забав.

Змейка из киндер сюрпризов

Используется также для перешагивания, перепрыгивания, построения в шеренгу, колонну, круг

Короткие змейки можно использовать как массажёр

Цель использования : развивать гибкость, координацию, упражнять в подлезании

Используется для ОРУ, перешагивания, перепрыгивания

Все эти пособия изготовлены при активном участии родителей детей нашей группы.

Варианты нетрадиционных пособий многообразны, так же как и материал, используемый для их изготовления. В дальнейшем мы планируем при помощи родителей изготовить следующие виды нетрадиц. оборудования :

-гантели из киндер-сюрпризов (используются для ОРУ, массажа ног и рук)

-колечки (для ОРУ)

-пособие «Накорми зверюшку» (для метания в цель)

-ведёрки для метания и закрепления цветов

-разноцветные квадраты (для прыжков)

-массажный коврик из камешков и ракушек (для профилактики плоскостопия)

Исходя из всего выше сказанного, были сделаны следующие выводы:

-Применение нестандартных пособий вносит разнообразие в физические занятия и эффекты новизны, позволяет шире использовать знакомые упражнения.

-Нестандартное оборудование объединяет физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности.

-Использование ярких цветных пособий повышает у детей интерес к занятиям, придает им необходимую эмоциональную окраску.

Нестандартное оборудование для занятий физкультурой

Нестандартное оборудование для занятий физкультурой Основной задачей дошкольных учреждений является оздоровление, обеспечение разностороннего развития ребенка. Я работаю над этой темой, и ваши.

На современном этапе развития общества выявлена тенденция ухудшения здоровья детей. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, психическое и социальное благополучие ребенка. Ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье. Движения необходимы ребенку, так как они способствуют совершенствованию его физиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Рост количества детских заболеваний связан не только с социально-экологической обстановкой, но и самим образом жизни семьи ребенка, во многом зависящим от семейных традиций и характера двигательного режима. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность (ДА) – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.

Возрастные и индивидуальные особенности ДА детей в значительной мере определяются как условиями организации деятельности, так и ее характером и содержанием. Особенно велика роль целенаправленного руководства двигательной активностью детей, воспитывающихся в старших возрастных группах детского сада. Это обусловлено тем, что к старшему дошкольному возрасту дети, имея высокую потребность ДА, не всегда могут ее реализовать на должном уровне.

При этом надо учитывать, что самостоятельная двигательная активность детей на шестом-седьмом году жизни все больше ограничивается созданными условиями в детском саду и семье (увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз, а также возрастающими познавательными интересами детей (компьютерные игры, конструирование, просмотр телепередач и видеокассет и т. д.). В связи с этим именно у детей этого возраста уже могут сформироваться вредные привычки малоподвижного образа жизни. Следует также помнить, что старшие дошкольники еще не умеют соотносить свои желания со своими истинными возможностями, что может повлечь к переоценке своих сил и привести к нежелательным последствиям (переутомлению, нервному перевозбуждению, травмам). Все это свидетельствует о том, что необходимо обеспечение рациональным уровнем ДА детей.

По данным ряда медико-педагогических исследований, двигательная активность детей старшего дошкольного возраста за время пребывания их в детском саду, составляет менее 40-50% периода бодрствования, что не позволяет полностью обеспечить биологическую потребность организма ребенка в движении. Полноценная двигательная активность (в ее доступных формах) является залогом успешного оздоровления детей. Различные виды двигательных упражнений являются к тому же физиологически обоснованными средствами развития общей выносливости. Такие упражнения, как быстрая ходьба, бег, прыжки, плавание, ходьба на лыжах, скольжение на коньках содействуют повышению умственной и физической работоспособности, улучшению эмоционального состояния, полноценному физическому и психическому развитию детей, укреплению их здоровья.

Двигательная активность дошкольника должна быть направлена и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку. Поэтому мне, как педагогу, необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию. Содержательная сторона двигательного режима дошкольников должна быть направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей.

Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников, определились приоритеты в режиме дня.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной активности : утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой.

Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей.

С целью оптимизации двигательной активности и закаливания детей в практику нашего дошкольного учреждения внедряются дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанных с комплексом закаливающих мероприятий, а также вносятся нетрадиционные формы и методы их проведения и применение нестандартного спортивного оборудования. К таким занятиям относятся: оздоровительный бег на воздухе, пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами, гимнастика после дневного сна.

Применение нестандартного спортивного оборудования в целях оптимизации двигательной активности дошкольников

Нестандартное оборудование стимулирует интерес детей, желание двигаться, участвовать в играх; вызывает радость и положительные эмоции.

Применение нестандартных пособий вносит разнообразие в физические занятия и эффекты новизны, позволяет шире использовать знакомые упражнения. Нестандартное оборудование объединяет физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности.

Использование ярких цветных пособий повышает у детей интерес к занятиям, придает им необходимую эмоциональную окраску.

Задачи физического развития детей можно решать с применением нетрадиционного оборудования, которое позволяет:

• повышать интерес детей к выполнению основных движений и игр; способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей;

• чередовать различные виды активности детей, направляя их интересы, стимулируя желания детей заниматься двигательной деятельностью; повысить моторную плотность физкультурных занятий;

• уточнять представления о форме предметов, положении частей, их относительной величине, о цвете предметов;

• развивать чувство цвета и формы;

• развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память.

В реализации этих задач особое значение придается использованию нестандартного физкультурного оборудования, которое позволяет более быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки, способствует повышению интереса к физкультурным занятиям, обеспечивает активную двигательную деятельность детей в течение всего дня.

Требования, предъявляемые к нестандартному оборудованию

Нестандартное оборудование должно быть :

• удобным к применению;

• технологичным и простым в изготовлении;

Ожидаемые результаты Обогащение двигательного опыта; Развитие сноровки, внимания, ловкости, умения быть в коллективе; Повышение самооценки; Бережное обращение с пособиями, применение их творчески. Навыки самостоятельной двигательной активности при использовании нестандартного оборудования.

Виды нестандартного оборудования.

«Разноцветные крышечки»

Материал: пластиковые бутылки обрезанные наполовину. Самоклеющая пленка того же цвета, что и пробка. Чтобы дети не забыли, не запутались, какой цвет им нужно собирать.

Задачи: развивать ловкость, координацию движений, сноровку и меткость.

Варианты использования: пробки рассыпаем на полу и перемешиваем. По команде: «Раз, два, три», дети собирают пробки, каждый своего цвета. Кто первый соберет, тот и молодец!

Материал: К ручке пластмассовой бутылки привязана ленточка, а другой её конец прикреплен к контейнеру от киндер сюрприза. Дети подбрасывают контейнер вверх и бутылочкой ловят его. Если поймали — молодцы!

Задачи: Развивают глазомер детей, ловкость, воспитывают волевые качества, внимания, быстроты реакции, умения регулировать и координировать движения, формирование навыков самоконтроля.

Задачи: развивать глазомер, координацию мелких движений, тренировать предплечье и кисти рук

Материал:пластиковые бутылки, ленты. капсулы от шоколадных яиц, самоклеющая бумага, изолента

Варианты использования:к ручке пластмассовой бутылки привязана тесьма или лента, а другой её конец прикреплен к контейнеру от шоколадного яйца. Дети подбрасывают контейнер вверх и бутылочкой ловят его. Если поймали — молодцы!

«Дорожки для профилактики плоскостопия»

Материал: плотная ткань, разнообразный материал для массажа стопы (камни, крышечки, пуговицы, использованные фломастеры, счетные палочки, крупы и многое другое)

Задачи: осуществлять профилактику плоскостопия; укреплять иммунитет,развивать внимание, мышление, сообразительность.

Материал: мягкие игрушки, тесьма и палочка

Задачи: развивать мелкую моторику пальцев рук и ловкость.

«Веселые карандаши»

Материал:оборудование изготовлено из цветных карандашей, контейнера от шоколадного яйца, синтетического шнура

Задачи: способствовать профилактике плоскостопия, массаж стоп. Улучшение кровообращения в пальцах, кистях рук и предплечий

Варианты использования: массаж ладоней (вращение ствола карандаша между ладонями, массаж кончиков пальцев, массаж тыльной стороны и внутренней стороны ладони. Массаж стоп.

«Веселая гусеница»

Это оборудование особо полюбилось детям, так приятно наступать на мягкие следочки вырезанные из поролона. По гусенице можно не только ходить, но и прыгать.

Материал: плотная ткань зеленого цвета, мягкий поролоновый коврик, клей, цветная самоклеющаяся пленка.

Изготовление: выкроить круги из ткани, прошить по краям, приклеить следочки из поролона, пленкой оформить мордочку гусеницы

Один из примеров использования «Веселой гусеницы»

Физкультурное занятие, дети выполняют основные виды движений, метод организации поточный. Это пособие прекрасно комбинируются и с другим нестандартным оборудованием. Его можно так же использовать для закаливания и для профилактики плоскостопия.

Материал: стаканчики из под йогурта и любая крупа, цветная самоклеющаяся пленка.

Изготовление: насыпаем в стаканчик крупу, накрываем еще одним и склеиваем, украшаем цветной пленкой.

Эти яркие шумелочки нами используются даже на праздниках и развлечениях, они прекрасно заменяют музыкальный инструмент под названием маракас.

Применяя нетрадиционное оборудование на физкультурных занятиях, играх и игровых упражнениях, эстафетах, занятиях на свежем воздухе мы повышаем интерес детей к различным видам двигательной деятельности, увеличиваем объём двигательной активности, поднимаем эмоциональный настрой.

Физические развлечения как средство реализации двигательной активности детей Проект на тему: «Физические развлечения как средство реализации двигательной активности детей». Тип проекта: По содержанию: оздоровительный.

Нестандартное оборудование, как средство повышения интереса детей к двигательной активности Консультация для педагогов. Хорошее здоровье- фундамент для всестороннего и гармоничного общего развития. Именно в детстве закладываются.

Характеристика двигательной активности старших дошкольников Дети шестого года жизни доступно овладение сложными движениями, методы и некоторые элементы техники их выполнения, - говорит М. А. Руновой[16].

Игра-как средство двигательной активности детей (из опыта работы) Игра - как средство двигательной активности детей. (из опыта работы) В физическом развитии основной формой двигательной активности детей.

Консультация для воспитателей «Подвижная игра как средство развития двигательной активности детей в контексте ФГОС» Консультация для воспитателей «Подвижная игра, как средство развития двигательной активности детей в контексте ФГОС ДО»[/b] Согласно ФГОС.

Нестандартное физкультурное оборудование для подвижных игр старших дошкольников Использование нестандартного физкультурного оборудования для реализации здоровьесберегающих технологий в ДОУ. «Здоровье и счастье.

Нестандартное оборудование для развития двигательной активности детей

Нестандартное оборудование для развития двигательной активности детей ЦЕЛЬ: Использование нестандартного оборудования для повышения эффективности физического воспитания дошкольников. ЗАДАЧИ: - Вызвать у детей.

Проект «Ритмическая гимнастика как средство повышения двигательной активности дошкольников» Ритмическая гимнастика как средство повышения двигательной активности дошкольников Проектная работа Вид проекта: творческий. Цель проекта:.

Роль двигательной активности дошкольников Роль двигательной активности в жизни дошкольников На современном этапе развития общества выявлена тенденция ухудшения здоровья детей. Кроме.

Игра как средство повышения двигательной активности младших дошкольников Статья. Воспитатель: Хазова Н. Ю. Игра как средство повышения двигательной активности младших дошкольников. О необходимости физического.

В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармоничного развития личности ребенка. Одну из главных ролей при этом играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание. дной из основных задач которого является развитие и совершенствование движений.

Развитие и совершенствование движений ребенка в период дошкольного детства осуществляются разными путями. С одной стороны, обогащению двигательного опыта малышей, приобретению новых навыков и умений способствуют их самостоятельная деятельность, игры, труд, с другой - специально организованные мероприятия по физической культуре, направленные на решение задач как оздоровительного, так и воспитательного характера.

Основной формой обучения детей движениям признаны занятия. В то же время весьма существенное место в системе физического воспитания дошкольников занимают подвижные игры, которые широко применяются во всех возрастных группах. Для ребенка нет ничего более увлекательного, чем игра: в игре он может удовлетворить свою потребность в движении, в деятельности. Важная особенность подвижной игры заключается в большой свободе действий, меньшей регламентации движений, чем это принято при традиционных занятиях физическими упражнениями. Подвижные игры оказывают укрепляющее действие на нервную систему ребенка, способствуют созданию бодрого настроения. Увлеченный игрой, ребенок забывает о своих маленьких огорчениях, весело и дружно играет со сверстниками.

Для дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а также привычек и навыков жизни в коллективе.

Подвижные игры в основном - коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве. Дети согласовывают свои движения с движениями других играющих, находят свое место в колонне, в кругу, не мешая другим. По сигналу быстро убегают или меняют место на игровой площадке или в зале и т. п. Совместные действия маленьких детей создают условия для общих радостных переживаний, общей активной деятельности. В коллективных подвижных играх дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу.

Работая над этой темой я поставила перед собой цель: укреплять здоровье детей с помощью подвижных игр; формировать двигательные умения и навыки, развивать двигательные способности. Для достижения своей цели я ставлю перед собой следующие задачи - научить детей играть активно и самостоятельно - формировать правильное отношение к подвижной игре - способствовать проявлению смелости, решительности, уверенности с индивидуальными особенностями - вести борьбу с эгоизмом, несправедливостью. - способствовать в процессе игры двигательным действиям, развитию эмоциональной сферы. При планировании игр обязательно учитываю, развитие каких двигательных навыков и умений требует особого внимания в данный период.

Чтобы вызвать интерес к игровым упражнениям, я совместно с воспитателями и специалистами нашего детского сада, изготовили пособия: цветные дуги разной высоты, цветные дорожки разной длины, сачки, лопаточки. Прокатывая шары, дети могли подбирать их по цвету (красные шары прокатывали через красную дугу, по величине (большие мячи прокатывали через высокие дуги, прокатывали мячи по дорожкам разной длины, разного цвета и т. д. Большое место в работе с детьми занимают сюжетные подвижные игры. В этих играх, наряду с развитием и совершенствованием движений, я приучаю детей действовать в соответствии с правилами игры. Выполнение этих задач, прежде всего зависит от нас, от того, насколько мы сумели заинтересовать детей игрой. Поэтому объяснить игру я старалась эмоционально и выразительно и принимала непосредственное участие в игре, проявляла заинтересованность действиями детей. Все это помогало создавать хорошую эмоциональную атмосферу в игре, побуждало детей к активным действиям, вызывало желание повторять движения снова и снова. При проведении подвижных игр широко использовала такие методические приемы, как показ и объяснение того, как надо выполнять движение. Требования по качеству выполнения движений я повышали с учетом возраста детей.

. При разработке вариантов подвижных игр я старалась предусмотреть использование различных пособий и оборудования: шнуров, кубов, обручей, скамеек и т. д., что позволило, с одной стороны, усложнить двигательные задания, с другой — сохранить интерес к их выполнению. Так, в игре «Воробушки и автомобиль» дети-воробушки, улетая от автомобиля, занимали гнезда-обручи. Во втором варианте они могли использовать в качестве гнезда любой предмет, приподнятый от земли (встать на скамейку, бревно, на перекладину лесенки и т. д.).

Для реализации поставленных задач в нашем детском саду имеются все необходимые условия: отдельно оборудованный спортивный зал. В зале имеется определённая разметка (ориентир, что служит быстрому перестроению по квадратам (в подвижных играх «Птички в гнёздышках», «Бездомный заяц»). По кругу («Сбей кеглю», «Удочка»). Также изготовлено нетрадиционное оборудование: лазы - для пролезания, «Дорожка топотошка» для профилактики плоскостопия, различные дорожки со следами, мягкое бревно для ходьбы на равновесие, эспандеры - для различных массажеи спины, рук, ног. Имеются разнообразные пособия для дыхательной гимнастики. Оборудование в зале размещено так, чтобы была достаточная площадь для бега, игр с мячом и других движений. Дети в достаточном кол-ве обеспечены мячами, лентами, кеглями, кубиками, обручами, гантелями, игрушками, палками, флажками стимулирующими двигательную активность. Расположение спортивного инвентаря тоже строго продумано.

Для проведения подвижных игр на свежем воздухе у нас оборудована спортивная площадка, где имеются бумы различной высоты и ширины, кольцебросы, лесенки, вкопаны шины для бега и перепрыгивания. В каждой группе имеются атрибуты и спортивный инвентарь для проведения подвижных игр (мячи, скакалки, кубики, погремушки и т. д.).

Одним из условий является совместная работа детского сада и семьи. Считаю, что детский сад и семья связаны формой преемственности, что должно обеспечивать непрерывность воспитания и обучения детей. Ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга, поэтому для результативной деятельности необходим хорошо продуманный тесный контакт с семьёй.

Учитывая все выше изложенное, в своей работе я достигла положительных результатов. Дети стали выдержанными, смелыми, ловкими, решительными. В подвижных играх дети научились решать самостоятельно, как действовать в той или иной игре. Играя в подвижные игры, они стали более активными, инициативными, творческими, сообразительными.

Л. И. Пензулаева Физическая культура в детском саду. Младшая группа. М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016г

Л. И. Пензулаева Физическая культура в детском саду. Средняя группа. М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г

Л. И. Пензулаева Физическая культура в детском саду. Старшая группа. М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г

Л. И. Пензулаева Физическая культура в детском саду. Старшая группа. М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016г

Л. И. Пензулаева Физическая культура в детском саду. Подготовительная к школе группа. М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г

Л. И. Пензулаева Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений для занятий с детьми 3-7 лет. М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г

.И. Пензулаева Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений для занятий с детьми 3-7 лет. М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018г

Э. Я. Степаненкова Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет. М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г

М. М. Борисова Малоподвижные игры и игровые упражнения: Для занятий с детьми 3-7 лет. -2-е изд., испр. и доп. -. М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016г

Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет/ Авт. -сост. Э. Я. Степанькова. - МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016г

Система физического воспитания в ДОУ: планирование, информационно-методические материалы, разработки занятий и упражнений, спортивные игры/ авт. - сост. О. М. Литвнова. – Волгоград: Учитель, 2007

Сулим Е. В. Детский фитнес. Физкультурные занятия для детей 3-5 лет М. :ТЦСфера, 2016

Сулим Е. В. Детский фитнес. Физкультурные занятия для детей 5-7 лет М. :ТЦСфера, 2015

Сулим Е. В. Занятия физкультурой: игровой стретчинг для дошкольников 3-е изд. ,дополн. и испр. -М. :ТЦСфера, 2016.

Спортивные занятия на открытом воздухе для детей 3-7 лет/ авт. сост. Е. И. Подольская. 2-е изд. -Волгоград. Учитель, 2012

Кузнецова М. Н. Ситема комплексный мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях: Практическое пособие. -М. : АРКТИ, 2002

Спортивно-развивающие комплексы первая младшая группа: планирование, развлекательные интегрированные занятия, педагогические консультации/авт. - сост. И. В, Померанцова и др. - Изд. 2-е, испр. -Волгоград: Учитель. -2016

Алябьева Е. А. Не скучная гимнастика. Тематическая утренняя зарядка для детей 5-7 лет. -2-е изд. ,испр. и доп. -Москва л М. :ТЦСфера, 2016

Бабенкова Е. А., Параничева Т. М. Подвижные игры на прогулке.. М. :ТЦСфера, 2011

Вавилова «Развитие основных движений у детей 3-7 лет» Москва «Скрипторий 2003» 2007г. ГлазыринаЛ. Д. Ковалько. Азбука физкультминуток для дошкольника.

З. Ф. Аксенова Спортивные праздники в детском саду М., Т. Ц. Сфера, 2004г.

Кирилова Ю. А. Картотека подвижных игр в спортивном зале и на прогулке для детей с ТНР с5 до 6 лет. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. (Методический комплект программы Н. В. Нищевой).

Фотоотчет «Развитие двигательной активности у детей младшего возраста»

Фотоотчет «Развитие двигательной активности у детей младшего возраста» "Развитие двигательной активности у детей младшего возраста". Фотоотчет. У детей раннего возраста отмечается огромный интерес к движениям.

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ

Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ Фитбол - гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ. Фитбол -гимнастика.

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Нестандартное оборудование для развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста

Нестандартное оборудование для развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста Нестандартное оборудование для развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста изготовленное в сотрудничестве.

Конспект ООД по физическому воспитанию в младшей группе «На лесной полянке». Развитие двигательной активности детей

Конспект ООД по физическому воспитанию в младшей группе «На лесной полянке». Развитие двигательной активности детей «НА ЛЕСНОЙ ПОЛЯНКЕ» Цель: Накопление и обогащение двигательного опыта детей. Удовлетворение естественной потребности детей в движении,.

Развитие двигательной активности детей во время зимней прогулки

Развитие двигательной активности детей во время зимней прогулки Специалисты утверждают, что без движения ребёнок не может вырасти здоровым и крепким. Движение – фундамент настоящего и будущего здоровья.

Развитие двигательной активности у детей раннего возраста

Развитие двигательной активности у детей раннего возраста Вопрос поддержания здоровья наших детей всегда актуален. Наиболее распространённым детским заболеванием является сколиоз. Именно не врождённый,.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Читайте также: