Какие у шорцев были игрушки в древности

Обновлено: 25.04.2024

1 МОУ « Средняя общеобразовательная школа 23» «Детские игрушки шорского народа» Работу выполнила ученица 3 Б класса Доценко Дарья 2009 год

2 Актуальность темы Игра, игрушка… Это те понятия, которые сопровождают абсолютно каждого человека, начиная с колыбели. Игра, игрушка… Это те понятия, которые сопровождают абсолютно каждого человека, начиная с колыбели. С помощью игр и игрушек дети моделируют самые разные жизненные ситуации, могут перевоплощаться в других людей из прошлого или современности, «прыгнуть выше себя», ибо они изображают взрослых, «примеривая на себя» далекий от их повседневной жизни образ. С помощью игр и игрушек дети моделируют самые разные жизненные ситуации, могут перевоплощаться в других людей из прошлого или современности, «прыгнуть выше себя», ибо они изображают взрослых, «примеривая на себя» далекий от их повседневной жизни образ.

3 Предмет исследования Шорские игрушки Шорские игрушки

4 Цель: Исследовать шорские игрушки. Задачи: Познакомиться с краткой историей шорского народа. Выяснить религиозное назначение детской игрушки у шорцев. Изучить традиции шорского народа в изготовлении детских игрушек.

5 Ход исследования: Подбор литературы по интересующему вопросу. Подбор литературы по интересующему вопросу. Поиск информации в средствах Интернет. Поиск информации в средствах Интернет. Анализ и систематизация материала. Анализ и систематизация материала. Подбор иллюстраций. Подбор иллюстраций. Выполнение практической работы. Выполнение практической работы. Оформление результатов работы. Оформление результатов работы.

7 Детские игрушки: Игрушка-балалайка, игрушка-грабли, игрушка-туесок, игрушка-топор.

10 Орекеннер Войлок, мешковина, ткань. Высота 10 см.

12 Алгоритм изготовления кукол: Выполнить туловище из поролона или ватина; Выполнить туловище из поролона или ватина; Обтянуть туловище светлой тканью; Обтянуть туловище светлой тканью; Оформить голову вышивкой, бисером, мехом, перьями; Оформить голову вышивкой, бисером, мехом, перьями; Нарядить куклу. Нарядить куклу.

15 Куклы в шорских костюмах

16 Выводы: Игрушки – неотъемлемая часть периода жизни любого человека, который называется – детство; Игрушки – неотъемлемая часть периода жизни любого человека, который называется – детство; Игрушки шорских детей были точными копиями настоящих орудий труда, предметов, необходимых в хозяйстве; Игрушки шорских детей были точными копиями настоящих орудий труда, предметов, необходимых в хозяйстве; Подавляющее большинство фигурок делалось с религиозной целью. К ним относились изображения, связанные с охраной детей и их лечением, изображения предков по женской линии, покровителей домашнего очага. Все они изготовлялись женщинами и предназначались для них. Подавляющее большинство фигурок делалось с религиозной целью. К ним относились изображения, связанные с охраной детей и их лечением, изображения предков по женской линии, покровителей домашнего очага. Все они изготовлялись женщинами и предназначались для них.

Лучше пусть будет мало, да хорошо,
чем много, да плохо.

Лошади узнают друг друга по ржанию.
Люди знакомятся - разговаривая.

Пять человек старика Орандая
Садят в седло, из ворот провожая.
Пять человек старика Орандая,
Снимут с седла, из поезди встречая.
(Надевание шапки)

Развивающие: развить навык работы с иглой (выполнение сметочного и подшивочного шва); способствовать развитию эстетического вкуса, художественно-творческого мышления учащихся.

Обучающие: научить работать с тканью, освоить все основные характеристики ткани (находить лицевую, изнаночную, основу, уток, кромку). Ознакомить с народными традициями шорского народа.

Воспитательные: на народных традициях воспитать чувство уважения к традициям нашего народа, умение видеть красивое.

Оборудование: образцы кукол-оберегов (тряпичных), рисунки на формате А4.

Швейные принадлежности: нитки, иголка, английские булавки.

Набор для работы: Лоскуты ткани любого цвета (ткани все х/б), ватин или поролон, светлая ткань 30x20, разноцветные кусочки ткани разного качества, тесьма, кружева, бисер, перья, кусочки меха.

Ход урока

Шорские дети чаще всего играли деревянными лошадками, лодочками с вёслами и шестами и маленькими куклами. Более многочисленны были куклы кыдак, сшитые из материи. Среди них встречались фигурки женщин, девушек, детей. Для кукол шили одеяльца и подушки.

Основу шорской куклы составляли стержень из плотно свёрнутой ткани или бумаги. Ниже лица (черты его обычно не изображали) кукла обёртывалась цветной тканью, и на неё надевалось одно или несколько платьев из материи, иногда подпоясанных ленточкой. У некоторых кукол волосы были из пучка пакли. Размеры кукол 25 – 30 (см рис. 1).

Рисунок 1. Кукла. Бумага и ткань

Подавляющее большинство фигурок из различных материалов, как мягких, так и твёрдых, делались с религиозной целью. К ним относились изображения, связанные с охраной детей и их лечением, изображения предков по женской линии, покровителей домашнего очага. Все они изготовлялись женщинами и предназначались для них.

Орекеннеры шились из мягких материалов и представляли собой крайне упрощенные изображения человека, чаще всего безрукие и безногие, лишенные шеи, ушей, иногда носа и рта.

Наиболее древние орекеннеры сделаны из кусочков шерсти или войлока, обмотанного лоскутком пестрой ткани. К верхней части пришиты глаза из легкого бисера (рис. 2).

Рисунок 2. Орекеннер. Войлок, мешковина, ткань. Высота 10 см

Орекеннеры не редко соединялись попарно, иногда по три и более фигурок вместе. Высота фигурок обычно не превышала 15-20 см. Более распространенная простейшая форма орекеннеров – на рис.3.

Фигурки сшиты из мешковины, каждая пара их изображает жену и мужа. У женских фигур отмечены груди слегка приплюснутые шарики из той же ткани. Глаза – чёрный бисер.

Шорцы видели в них не бесполезных духов, а живые существа, нуждавшиеся в пище и уходе. Поэтому в случае болезни или другого несчастья их достают, затем немного камлают над этими куклами и «кормят» их приготовленной кашицей.

Тор-кижилер также олицетворяли собой родоначальниц. Внешне они отличались от орекеннеров более разработанной фигурой человека, наличием одежды и головных уборов. Среди них встречались не только сшитые из ткани и других мягких материалов, но и палкообразные деревянные фигуры ксоанического типа. Кормили их маслом и салом, иногда подносили араку. При небрежном обращении с этими предками они, по мнению шорцев, могли наслать на людей болезни.

Шорцы думали, что некоторые тор-кижелеры склонны наносить вред домашнему скоту, отравлять питьевую воду и т.д.; но если их периодически кормить, то они, наоборот, будут охранять скот своих хозяев.

На рис. 4 одна из таких фигурок. Основа её – лоскуток свёрнутой ткани тёмно-серого цвета (или двойной светлой ткани). На голове белый колпачок (или красный). К лицевой части пришиты 3 бисеринки (глаза, нос), ниже лица фигурка обшита белой тряпочкой (или затянута темно-красной тканью и красным поясом).

В другую серию тор-кижилёров входили изображении, основу которых составляли отрезки деревянных палочек зашитые в кусочки ткани.

Одна из таких форм представлена на рис. 5. Деревянный стержень обмотан серой тканью. Глаза – узелки их чёрной нитки, рот (или нос) вышит в виде треугольника той же ниткой. На голове чёрная повязка.

Иногда к таким фигурам пришивали короткие руки, сшитые из светлой материи, нос – из двух перекрещивающихся стежков нитки, стежками отмечен крупный рот, серьги – в виде узелков из чёрной нитки. Фигурка опоясана.

Изображения тор-кижелеров делались тщательнее, чем фигурки орекеннеров. В отличие от оррекеннеров тор-кежилёры вкладывались в берестяные коробочки, дно которых устилалось кусочками меха, им покрывались и сами фигурки. Их одевали и украшали.

Изготовление кукол.

Учащиеся выполняют любую понравившуюся куклу-оберег, по предложенному алгоритму:

  • выполнить туловище из поролона или ватина;
  • обтянуть туловище светлой тканью;
  • оформить голову вышивкой, бисером, мехом, перьями;
  • нарядить куклу.


Задания для закрепления урока.

Пословица: «Мало хотеть, надо уметь».

1 задание.

Ответьте на вопросы.

1. Как назывались куклы-обереги у шорских детей (нужное подчеркнуть): кыдак, рыбак, тор-морон, оркоры, орекеннеры, тор-кижилер, кортар.

2. Какой материал использовался для создания кукол-оберегов у шорцев:

3. Что хотели передать шорцы в куклах-оберегах:
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________

2 задание.

Практическая работа. Выполнение куклы-оберега.

I. Требование к качеству работы:

  1. Пригодны все ткани, но больше всего подходят хлопчатобумажные ткани.
  2. Все детали выкраивать по нити основе.
  3. Швы должны быть крепкими.

II. Последовательность выполнения работы:

  1. Вырезать из поролона или ватина прямоугольник по размеру выбранной куклы для туловища;
  2. Свернуть поролон или ватин в виде трубки (для туловища) и зашить смёточной строчкой;
  3. Обтянуть туловище светлой хлопчатобумажной тканью и закрепить подогнутые края косыми стежками;
  4. Оформить голову куклы вышивкой, бисером, мехом;
  5. Нарядить куклу в ткань любой расцветки, можно использовать мех, тесьму, кружево.

3 задание.

№ п/п

Вопросы

Ответы

Как называются нити, идущие вдоль волокон?

Что образуется по краям ткани при её изготовлении?

Какие ткани получают их волокон растительного происхождения?

Основное переплетение нитей основы и утка?

Какие нити более толстые и пушистые?

Как называется процесс получения ткани из пряжи путём её переплетения?

А – кромка, Б – лицевая и изнаночная, В – основные нити, Г – уток, Д – ткачество, Е – льняные и хлопчатобумажные, Ж – полотняное.

4 задание.

Отметить правильные ответы:

1. Волокна растительного происхождения получают из:

2. Процесс получения ткани из ниток путем их переплетения называется:

3. По каким признакам можно определить направление долевой нити:

4. Гигроскопичность это:

а) способность ткани удерживать тепло;
б) способность ткани поглощать влагу из окружающей среды;
в) способность ткани противостоять разрыву.

5 задание.

1. Деталь швейного изделия, выполненная на бумаге.
2. Набросок модели, отражающий замысел художника.
3. Размеры фигуры человека, полученные путем измерений.
4. Процесс проработки вариантов моделей изделия и выбора лучшего.
5. Чертежный инструмент для проведения прямых линий.

6. Процесс разработки чертежа изделия.
7. Декоративное оформление одежды.
8. Середина ткани, сложенной пополам.

6 задание.

Отгадай ребус. Запиши ответ.

Ответы

Задание 4. 1 – б, г. 2 – б. 3 – в. 4- б.

Задание 5.

По вертикали: 1. Выкройка. 2. Эскиз. 3. Мерки. 4. Моделирование. 5. Линейка.
По горизонтали: 6. Конструирование. 7. Отделка. 8. Сгиб.

Цель занятия: формирование у обучающихся знаний о природном и культурном наследии родного края, развитие их гражданственности и патриотизма.

Задачи занятия:

  • углубление знаний обучающихся о природном и культурном наследии родного края;
  • ознакомление обучающихся с методами организации познавательно-исследовательской деятельности по изучению и сохранению природного и культурного наследия родного края.

Оборудование: презентация «Древнейшие жители Кузнецкой земли», литература по теме занятия (см. список литературы), чистые листы, листы с заданиями для групп.

Ход занятия

1. Вступительное слово учителя

- Послушайте стихотворение Степана Торбокова и подумайте о чем идет рассказ?

Среди высоких гордых гор -
Простор Кузнецкой котловины.
Синеют блюдечки озер.
Пестрят коврами луговины.
Вихрами дыбятся леса,
Пронзают небо стрелы кранов,
И заводские корпуса
Дымят, как трубки великанов.
Пусть о тебе, мой край родной,
Молва идет-шумит по свету:
В твоей богатой кладовой
Каких сокровищ только нету!

2. Ответьте на вопросы

- О каких сокровищах идет речь?

- Какие полезные ископаемые добываются на территории Кузбасса?

- В каком районе Кузбасса добывают железную руду?

- Почему этот район называется Горная Шория?

3. Работа с текстами и фотографиями на презентации (форма работы - квазиисследование).

Проанализируйте текст (фото) и запишите на листочке по 2-3 ключевых слова, которые по вашему отражают особенности текстовой информации или фотографии. По итогам работы составьте текст на тему «Знакомьтесь - коренные народы Кузбасса - шорцы».

Текст 1, Фото 1 (слайды 2, 3)

3. Знакомимся с коренными жителями Кузбасса – шорцами

Шорцы - тюркоязычный народ, проживающий на юге Кемеровской области в горнотаежной местности, получившей в начале XX в. название Горная Шория. Немногочисленные группы шорского населения, не утратившего свою традиционную культуру и разговорный язык, сохранились только в таежных улусах по р. Мрассу и ее левому притоку Пызасу.

Текст 2, Фото 2 (слайды 4, 5, 6)

Из истории шорского народа

Первые письменные свидетельства о шорцах относятся к началу XVII в., к периоду освоения русскими верховьев реки Томи. Основными их занятиями были рыболовство и пушной промысел, у некоторых групп — примитивное ручное земледелие, стойловое скотоводство, торговля и извоз.

Ремесло у шорцев до начала XX в. носило домашний характер и было сосредоточено, в основном, в руках женщин; наиболее развитыми были ткачество, гончарное дело и плетение сетей. Повсеместно была распространена обработка кожи и дерева (в изготовлении седел, лыж, лодок-долблёнок, мебели, берестяной посуды и др. вещей домашнего обихода).

Большое значение издавна имело кузнечное дело, а также добыча и плавка железной руды.

Текст 3, Фото 3 (слайды 7,8,9,10)

Религия и фольклор

В прошлом шорцы формально считались православными, фактически же у них сохранялись шаманизм и анимизм (культ предков, промысловые культы и др. верования).

Шорский фольклор составляют героические поэмы («кай»), сказки, рассказы и легенды, загадки, пословицы и поговорки, охотничьи, свадебные, любовные, хвалебные, исторические и др. песни. Шорские героические поэмы и песни относятся к музыкально-поэтическому творчеству. Исполнялись они под аккомпанемент щипкового двухструнного инструмента «комус», который делался из ствола ивы, кедра.

4. Работа с литературой

Класс разбивается на три группы и каждой группе дается индивидуальное задание:

Задания для 1 группы:

1. В атласе Кемеровской области найдите географические названия, характерные для шорского языка; выпишите их на листочек.

2. Используя текст книги В.Шабалина «Тайны имен земли Кузнецкой», определите, все ли выбранные вами названия действительно шорские.

3. Дайте перевод этим словам, поясните их.

Задания для 2 группы:

1. Изучите текст сказки С.Торбокова «Пчелка» из книги «Шория Всюду со мной» и ответьте на вопросы.

2. – Почему у шорцев образ человека сравнивался с образом животных?

- В чем мудрость главной героини сказки?

- Как связан образ пчелки с образом всего шорского народа?

Задание для 3 группы:

1. Познакомьтесь с историей создания шорских сказаний (сборники № 2,5 «Золотая Шория»).

2. Определите значение шорских сказок для жизни шорского народа.

3. Кайчи и их роль в распространении шорской культуры.

4. Почему народные произведения стали источником знаний об истории шорского народа.

Межпредметные связи: русский язык, история, природоведение, география, изобразительное искусство.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма - урок внеклассного чтения.

  • рассказ учителя;
  • выразительное чтение;
  • беседа по вопросам;
  • самостоятельная работа;
  • сравнительный анализ;
  • творческая работа.

Теория литературы: фольклор, сказочный эпос, главный герой, основная идея, подтекст.

Оборудование: компьютер (мультимедиа), диск со слайдами.

I. Организационный этап

Задача: подготовить обучающихся к работе

(приветствие, проверка готовности к уроку).

II. Этап подготовки к активному восприятию нового материала

1. Повторение сведений о фольклоре.

Беседа по вопросам:

- Что такое фольклор?

(Фольклор – устное народное творчество).

- Какие жанры фольклора вы знаете?

(Песни, пестушки, потешки, приговорки, пословицы, поговорки, загадки, игры, былины, сказки и т.д.)

Приложение 1 (Слайд 1 - Обобщение сказанного).

В фольклористике (науке, изучающей фольклор) принято различать жанры фольклора в зависимости от их принадлежности к эпосу, лирике или драме.

История фольклора уходит далеко в глубокое прошлое человечества и связана с мифологическим представлением человека о мире. Фольклору свойственен синкретизм – единство слова, музыки, танца, декоративного искусства.

Фольклор отличается от литературы следующими чертами: устной формой бытования, опора на традиции, непосредственность контакта исполнителя и слушателя, коллективность, народность, сочетание слова с элементами других видов искусств.

Приложение 1 (Слайд 2 - Отличие литературы от фольклора).

III. Этап восприятия нового материала

Беседа по вопросам:

- Какие картины и образы возникают у вас после прочтения этого стихотворения?

(Бескрайние просторы, тайга, окутанная снегами, цветущие луга, где легко и привольно дышится, чистые озера и т.д.).

- Как вы думаете, какими качествами может быть наделен народ, проживающий в Шории?

(Сильный духом и телом, живущий в согласии с природой, умеющий приспосабливаться к суровому климату Сибири).

Рассказ учителя об истории и культуре шорского народа.

Фольклор каждого народа неповторим, как и его история, обычаи, культура.

Шорцы – потомки древних тюрков VI века н.э. , а Горная Шория, входящая в состав современной территории Кемеровской области, раньше являлась исторической и географической частью северного Алтая. Сюда приезжали купцы из Китая, а монгольские воины заказывали оружие и мечи. Хакасия, Тува, Горная Шория и Горный Алтай представляли собой единое культурное пространство.

Приложение 1 (Слайд 7 – Карта).

Шорцы – народ, живущий на юге Кемеровской области (Горная Шория), главным образом в бассейне реки Томь и её притоков Кондомы и Мрассу. В русских исторических документах XVII – X VIII веков шорцев называли кузнецкие, кондомские и мрасские татары.

Приложение 1 (Слайд 8 - Карта).

Принято выделять у шорцев конца XIX - начала XX вв. две этнографические группы: северную –“абинскую” и южную горнотаежную –“шорскую”. В основу деления этих групп положены, главным образом, особенности хозяйства и уровень социально-экономического развития населения.

Приложение 1 (Слайд 9 - Этнографические группы).

По культуре и происхождению они близки северным алтайцам и некоторым этническим группам хакасов. Их основными занятиями были: охота, рыболовство, у некоторых групп – примитивное земледелие; большое значение имело кузнечное дело, а также добыча и плавка железной руды (отсюда наименование кузнецкие татары).

У южных шорцев главным занятием оставались охота, собирательство и рыболовство. У северных шорцев преобладало стойловое скотоводство, земледелие, торговля и извоз, изготовление и сбыт глиняной посуды. Относительно хорошо были развиты пчеловодство и рыболовство, сбор кедрового ореха.

Приложение 1 (Слайд 10 - Основные занятия).

Жильем для шорцев служили бревенчатые срубные юрты, одаги (летний шалаш в виде усеченной пирамиды), русские избы (у северных групп), крестовые дома (у богатых).

Приложение 1 (Слайд 11 – Жилище шорцев).

Ремесло у шорцев носило домашний характер и было сосредоточено, в основном, в руках женщин. Наиболее развитым было ткачество. Повсеместно была распространена обработка кожи и дерева ( изготовление седел, лыж, курительных трубок, мебели, различной берестяной посуды, рукояток ножей, плетей, пистонниц, мерок для пороха).

Приложение1 (Слайд 12 – Ремесло шорцев).

На одежде шорцев конца XIX – начала XX вв. все ощутимее сказывалось влияние элементов русской культуры. Шили её из покупного гладкого черного сатина или из домотканой ткани “кендыря”.

Приложение 1 (Слайд 13,14 –Одежда шорцев).

Домашняя утварь у шорцев была преимущественно деревянная или берестяная, изготавливалась самими хозяевами. Для хранения зерна, переноски воды, меда использовали берестяные туеса “тозек”, “куспак”. Изготавливали берестяные короба “эпчек”, трехгранные сольницы “саа-раг”, ложки “кажык”, чашки “аяк”.

Приложение 1 (Слайд 15,16 - Домашняя утварь).

Шорский фольклор был представлен несколькими жанрами: героическими поэмами “кай”, сказками бытового и фантастического содержания “навак”, “черчек”, “нарт-пак”, рассказами и легендами “порунгу чоок”, “каепчоок”, “эрбек”, загадками “таптак”, пословицами и поговорками “кеп тос”, “тагпак сое”, “улгер сое”, свадебными, любовными, хвалебными, бытовыми, жанровыми, историческими песнями “сарын” - древними героическими поэмами и охотничьими песнями.

Приложение 1 (Слайд 17 - Жанры шорского фольклора).

Героические поэмы и песни относятся к музыкально – поэтическому творчеству. Исполнялись оно под аккомпанемент щипкового двухструнного инструмента “комус”. Он делался из ствола ивы, а дека обтягивалась кожей или вырезалась из ивовой пластины. У низовских шорцев встречалась и русская балалайка.

Приложение 1 (Слайд 18 - Музыкальный инструмент).

Жанры шорского фольклора по содержанию и идеям отражают, в основном, охотничий образ жизни.

На этом уроке мы познакомимся с одним из самых интересных жанров шорского фольклора – сказками.

Беседа по вопросам:

- Что такое сказка?

(Сказка –эпический жанр устного народного творчества, занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях).

- Какие виды сказок вам известны?

(Сказки о животных, бытовые сказки, волшебные).

- По каким основным признакам мы различаем виды сказок?

(Волшебные(фантастические) - наличие, чуда, волшебства, очевидной фантастики, столкновение с волшебной силой.

Бытовые – в основе сюжета необычные происшествия в рамках реальных человеческих отношений, вместо волшебства используется смекалка, реальные жизненные конфликты получают необычное сказочное разрешение (реализм условен).

Сказки о животных – специфический состав действующих лиц, конфликты отражают реальные жизненные отношения людей, облегченная композиция)

Приложение 1 (Слайд 19 - Обобщение сказанного).

Наиболее распространенными у шорцев являлись сказки бытового и фантастического содержания.

Какие незнакомы слова вам встретились при домашнем прочтении шорских сказок ?

Словарная работа: Ульгень – добрый властелин духов, Шалыг- злой дух тайги, “шергей” – деревянный силок, комус – музыкальный инструмент.

Приложение 1 (Слайд 20 - Словарная работа).

(Тексты сказок для чтения и анализа по выбору учителя ) - Приложение 2

Выразительной чтение сказки

“Как птицы огонь добывали” по ролям.

Поговорим о прочитанном.

Беседа по вопросам:

- К какому виду относится сказка “Как птицы огонь добывали”.

(Сказка относится к бытовая сказка ).

- Почему Ульгень разгневался на людей?

Найдите ответ в тексте.

(Человек не хотел самостоятельно добывать еду, шить одежду, искать способы добычи огня.

“. Одному человеку было плохо. ”. )

- Какие качества проявили птицы, добывая огонь для человека?

(Находчивость, смелость и т.д.).

- Какие эпитеты вы подобрали бы характеризуя человека?

(Слабый, беззащитный, беспомощный и т.д.)

(Отзывчивые, добрые, бесстрашные и т.д.)

- Случайно ли в сказке орлица помогает человеку добыть огонь?

(Неслучайно, орел – очень сильная выносливая птица, издавна орлов обучали, и они помогали человеку охотиться)

- Какой вывод можно сделать, прочитав эту сказку? Чему она учит?

(Человек – величайшее из творений на Земле. Он должен быть сильным и смелым, должен учиться бороться с суровой природой ).

Выразительное чтение сказки

“Темир – Тау - Железная гора”.

Поговорим о прочитанном.

Беседа по вопросам:

- К какому виду относится сказка “Темир-Тау – Железная гора”.

(Сказка относится к бытовым).

- О чем эта сказка?

(Сказка объясняет возникновение города, в котором добывают железо).

- О чем просил деревянного божка Шалыга шор-анчи?

(Шор-анчи просил, чтобы Шалыг послал ему удачу).

- Почему шор-анчи выбросил мешок с камнями?

(Он не знал, что из камня можно добывать железо, а мех ценился, с помощью него шор-анчи стал купцом)

-Как люди нашли способ добычи железа из камня? Найдите в тексте.

(“. Молодой охотник бросил камешек в жаркий очаг. ”

- Какие качества проявили люди, чтобы Хозяин гор отдал им свои богатства?

(Силу, настойчивость и т.д.).

- Чему учит сказка?

(Только сильным, настойчивым и бесстрашным природа открывает свои недра).

Самостоятельное чтение сказки

“Отчего у глухаря глаза красные”.

Поговорим о прочитанном.

Беседа по вопросам:

- К какому виду относится сказка “Почему у глухаря глаза красные”.

(Сказка относится к бытовым).

- Почему эта птица получила такое название. Ответ найдите в тексте.

(“. Он в густой тайге свои песни пел и ничего не слышал.

А глухарь опять ничего не слышал и не видел. ”)

- Как шорский народ объясняет, почему у глухаря глаза красные?

(Глухарь жил обособленно, не обращал внимания на окружающих, не интересовался тем, что происходит в тайге, все время беззаботно распевал песни. Опомнился только зимой, когда стало трудно одному, и “. понял, что один – одинешенек в морозной тайге остался. Сильно опечалился он, горько заплакал. ”.

- Какой вывод можно сделать, прочитав эту сказку?

( Со всеми нужно жить в дружбе и согласии, ведь вместе любую беду пережить легче.)

Коллективное чтение сказки

“Как созвездие Кан – Ергек появилось”

Поговорим о прочитанном.

Беседа по вопросам:

- К какому виду относится сказка “Как созвездие Кан-Ергек появилось”.

(Сказка относится к фантастическим).

- Что объясняется в сказке?

(Народ с помощью фантастики объясняет, как появилось созвездие Кан –Ергек (Орион) и почему люди его так называют).

IV. Обобщение

Беседа с обучающимися

1. Что нового вы узнали на уроке о жизни и занятиях шорцев?

2. Какими жанрами (кроме сказок) представлен шорский фольклор?

3. Что общего в шорских сказках и русских народных? В чем отличие?

4. О чем рассказывает шорский народ в своих сказках?

(В сказках шорцев мудрость и опыт предков, мечты о сильном человеке и жизни в согласии с природой).

V. Подведение итогов.

“ Можно ли оценить душу народа, его многовековой опыт жизни в тайге, его поэзию, его мудрость, нажитую в ежедневной борьбе с холодом? Да и кто осмелиться оценить главное качество фольклора – наставление предков потомкам, как жить, как искать счастья, как общежительствовать с Природой?” - так говорил в своей статье А.В. Преловский о ценности устного народного творчества коренных народов.

Содержание шорских народных сказок убеждает нас в справедливости этого высказывания.

  • Нарисовать иллюстрации к прочитанным сказкам.
  • Письменно ответить на вопрос: чему учат шорские сказки?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Атлас для школьников. Кемеровская область. М.- Просвещение, 2002.

2. Галаганов, З.П. История Кузбасса/ З.П. Галаганов// Кемерово: СКИФ, Кузбасс, 2006.

3. Золотарева, И.В. Поурочные разработки по литературе. 5класс./ И.В.Золотарёва// М.- ВАКО, 2002.

3. Казаркин, А. П. Литературное краеведение в Кузбассе. Учебное пособие / А.П.Казаркин // Кемерово: Кемеровское кн. изд-во.- 1993.

4. Коровина, В.Я., Журавлев, В.П., Коровин,В.И. Литература в 5 класс. Учебник-хрестоматия в 2-х частях/ В.Я. Коровина , В.П. Журавлев, В.И. Коровин // М. - Просвещение, 2006.

5. Лутовинова, Е. Русский фольклор Кузбасса. Пособие для учителей. / Е.Лутовинова// Кемерово: Кемеровское кн. изд-во.- 1993.

7. Мищенко, М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь / М.И. Мищенко // М.- Айрис, 2005.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Администрации Топкинского муниципального района

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

652300, Кемеровская область, г. Топки, ул. Топкинская, 8, тел.: 3-10-09

Материал по краеведению.

«Шорцы – кузнецкие люди»

hello_html_m38981e3d.jpg

Автор: Семендяева Е.И.

учитель начальных классов

2. Шорцы нашего времени

2.1. Территориальная расположенность народа ……………………. 6

2.5. Национальные блюда ………………………………………….… 11

2.8. Жизнь шорского народа …………………………………………. 15

2.9. Культура шорского народа …………………………………. 17

В бассейне реки Кондомы издавна обитал многочисленный род «Шор» по их имени стали называть всех жителей верховья Томи и её притоков Кондомы и Мрассу. Шорцы – народ, воспринявший язык и обычаи тюрков.

hello_html_21e8e9d0.jpg

Из истории народа

Это лесные оседлые племена, но своего государства у них не сложилось. Вплоть до Октябрьской революции у них было родовое деление, во главе рода стояли князья. Своей письменности у шорцев не было, но свои надежды, радость, горе они выражали в песнях, сказках, легендах. По религии они были шаманистами, так же, как и их предки – тюрки верили, что мир населён многими невидимыми добрыми и злыми богами и духами, которые могут помогать или вредить людям. Некоторые, самые сильные люди получают тайные знания, им даётся дар разговаривать и общаться с духами. Их называли «шаманами».

hello_html_m7591ea47.jpg

Шаманы во время волшебного магического танца – камлания – путешествовали по разным мирам, говорили или даже сражались с духами. Они лечили людей, предсказывали погоду, помогали в охоте. Ни одно важное дело не обходилось без шамана.

hello_html_5127cdb1.jpg

Каждый род имел свои охотничьи угодья и пахотные земли. На расчищенных от леса землях шорцы сеяли пшеницу, коноплю, ячмень. Землю обрабатывали сохой и «абылом» – особой лопатой, которая передавалась по наследству. Весной занимались собирательством. Собирали орехи, ягоды, корни Пиона, сараны и др. Животноводство было развито слабо. Основным занятием шорцев была охота. Орудие охоты: лук, самострелы, капканы. Уже с 12 лет мальчики ходили на лыжах. Жили в Тайге и считались зрелыми охотниками. В древности охотились на крупного зверя: марала, оленя, лося, медведя из-за мяса. Позже начали охотиться на пушного зверя: соболя, колонка, выдру, белку. Охотились зимой на лыжах и нартах. Охота является основным занятием шорцев и в настоящее время. Древнюю историю в Шории имеет и рыболовство. Рыбу ловили с помощью самодельных сетей, мордушек, сачков, били железными острогами, стрелами из лука, устраивали запруды из камня. Рыба занимала важное место в питании, шорцев, особенно летом.

Предки современных шорцев были искусными мастерами по выплавке железа из руды и изготовлению различных железных изделий.

Еще сибирские летописцы называли население верховьев

Томи, Мрассу и Кондомы «кузнецами». Отсюда и пошли названия: Кузнецкий острог, город Кузнецк, Кузнецкая земля. Именно по рекам Кондоме, Мрассу и Бельсу обнаружены следы разработок железных руд. Из железа шорцы делали самые разнообразные орудия труда, предметы домашнего обихода и военного снаряжения

Свои изделия шорцы обменивали у калмыков и кыргызов на лошадей, корав, овец, войлок, выделанные овечьи шкуры.

Кроме кузнечного дела, у шорцев было хорошо развито изготовление деревянной посуды из березового капа из кедра, берестяной посуды, туесов, бураков больших размеров.

С 6 по 9 век шорцы были в составе Уйгурского, Тюркского и Енисейского каганатов. В этот период народ был тюркизирован и частично смешался с монгольскими, уйгурскими, древне-алтайскими, енисейско-киргизскими племенами. В 15-17 веках шорцы входили в состав Ойратского ханства. В 17-18 веках с народом слились кочевники-скотоводы телеуты, которые пришли с Севера.

Первые письменные свидетельства о шорцах, в частности степных, относятся к периоду освоения русскими верховья реки Томи. В середине 19 века часть шорцев переселилась в Хакасию, в результате основная часть народа перешла на хакасский язык, и сегодня их потомки уже не относятся к шорцам. В 1925 году образовался Горно-Шорский национальный район, центр которого располагался сначала в селе Мыски, затем в Кузедеево. Район прекратил существование в 1939 году.

С 1940-х годов начался процесс ослабления этнической специфики и ассимиляции шорского этноса, который продолжается до сих пор. В 20 веке в Северной Шории начались значительные изменения, на территории активно добывали уголь, образовались крупные рабочие поселки, где проживали ссыльные и заключенные со смешанным этническим составом. Когда Кемеровский облисполком принял в 1960 году решение ликвидировать в Горной Шории все колхозы, как нерентабельные, коренной народ начал массово мигрировать в крупные поселки и города Кемеровской области. Поэтому там сегодня проживает основная часть шорцев.

Территориальная расположенность народа

hello_html_59dd366c.jpg

Шорцы являются малочисленным коренным народом Западной Сибири. Всего в мире около 14000 представителей этой народности. На территории Кузбасса – 10672 человек.

Шорцы – тюркоязычный народ, живущий в юго-восточной части Западной Сибири, главным образом на юге Кемеровской области в Таштагольском, Новокузнецком, Междуреченском, Мысковском, Осинниковском и других районах, а также в некоторых смежных районах Республики Хакасия и Республики Алтай, Красноярского и Алтайского краёв, в таких городах, как Таштагол, Шерегеш, Новокузнецк.

Делятся на две этнографические группы:

- южную, или горнотаёжную (в начале XX века область проживания южных шорцев получила название Горная Шория);

- северную, или лесостепную (так называемые абинцы).

hello_html_3f803105.jpg

Самоназвание

Все родовые группы шорцев (абинцы, каргинцы, шорцы, каларцы) до 1926 года назывались тадар-кижи, что переводится «человек татарин».

hello_html_5475d5a3.jpg

Название «шорцы» за народом закрепилось после 18 века, так их называли хакасы и алтайцы.

hello_html_m54480521.jpg

Русские именовали народ кузнецкими татарами, абинцами, мрасскими и кондомскими татарами. Сегодня у шорцев есть и другие самоназвания — шор-кижи, татар-кижи, татар и тадар.

Сами шорцы называли себя по именам родов, управ, волостей и рек, например, Кобый, Кый, Карга. Те, кто проживал в Таяшской волости назывались таяш-чоны.

hello_html_89a57b5.jpg

Язык народа

Свыше 40% шорцев говорят на русском языке и считают его родным. Большинство говорят на шорском языке. Шорский язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи. Шорский язык подразделяется два диалекта:

1. Кондомский, относится к северно-алтайской группе западно-тюркских языков;

2. Мрасский, относится к кыргызо-уйурской (хакасской) группе восточно-тюркских языков. Распространен в Кемеровской области, в основном в предгорьях Алтая, Кузнецком Алтау, на границе с Республикой Алтай и Хакасией, вдоль реки Томь и ее притоков.

Каждый из диалектов распадается на несколько говоров.

В дорусское время шорцы владели древнетюркским, орхонским, старо-монгольским и китайским письмом.

hello_html_210f17cf.jpg

С 1920-х годов был создан литературный язык на основе мрасского диалекта (современный литературный язык шорцев) и началось общее распространение грамотности. Это значительно отразилось на самосознании шорцев.

Для изучения шорского языка в Новокузнецком филиале-институте Кемеровского Государственного Университета (НФИ КемГУ) создана научная школа по изучению шорского языка.

hello_html_48f9b92f.jpg

Традиционная вера шорцев – пантеизм, анимизм и шаманство. С древних времен народ представлял, что мир поделен на три сферы: земля Ульгеня – верховного божества в шаманизме, земля людей и земля злых духов, или подземный мир. Во владении Ульгеня 9 небес: на седьмом – звезды и луна, на восьмом – солнце, на девятом живет сам Ульгень. Люди представляли его добрым божеством. Человек и мир, по верованиям шорцев, были созданы Ульгенем и его братом Эрликом, который является олицетворением злого начала, владыкой подземного мира и главным правителем царства мертвых.

hello_html_m36b4f954.jpg

Связывающим между божествами и людьми был шаман. Он лечил больных и защищал народ от злых духов, совершал различные обряды, связанные с жизнью и бытом людей. Во время камлания к нему на помощь приходят духи, чьи изображения есть на шаманских бубнах. Шаманство у шорцев передается по наследству. Души умерших шаманов воплощаются в различные виды и могут быть животными или насекомыми.

В начале 20 века основная часть коренных жителей, проживающих в верховье Томи начала исповедовать православное христианство. Большую роль в этом сыграл миссионер Василий Вербицкий. Распространялось христианство разными методами, вплоть до принуждения, введения льгот для тех, кто пройдет обряд крещения. Им обещали бесплатный хлеб, освобождение от налогов в летний период. Крестили шорцев в церкви, на берегах местных рек. У шорцев появились иконы, нательные кресты, на могилах стали устанавливать кресты.

hello_html_m3cf5d2b6.jpg

Но языческие религиозные обряды и верования до конца искоренить так и не удалось. Шаманы продолжали играть немаловажную роль в жизни народа, и дальше существовали культы медведя, огня и гор. Религию шорцы сохранили до наших дней.

Национальные блюда шорского народа

Издавна основной пищей в рационе народа было мясо зверя и птицы, рыба, дикорастущие растения. Мясо и рыбу варили и жарили на костре. Корни дикого пиона сушили, затем несколько раз варили, чтобы избавиться от ядовитых веществ. Потом растирали в ручной мельнице и делали муку, готовили каши и лепешки. После развития земледелия стали использовать ячменную, пшеничную муку и крупу. Муку талкан ели с молоком, чаем, медом, сметаной, маслом, варили из нее кашу саламат. Кусочки теста (тутпаш) варили в воде или молоке с мясом и рыбой. Пресные лепешки тертпек варили в воде и ели с ухой и супом. У зажиточных шорцев на севере был распространен хлеб калаш и конина, которая считалась роскошью. Шорцы, проживающие в степи, употребляли молочные продукты: творог, кислое молоко, сыр пыштак, масло и творог. Позже начали употреблять больше овощей.

В кухне шорцев существует три вида супа:

Мясные бульоны варят долго, на медленном огне, обычно в них кладут много мяса. Раньше добавляли талган и дикий лук, затем измельченный лук с тертой морковью. Вместо мяса можно использовать говяжьи и конские потроха и рубец, такое блюдо называется суп из внутренностей. Особенность его в том, что готовится он не так долго.

Шорская кухня очень калорийна, потому что практически в каждом блюде присутствует мясо, едят его шорцы всегда и в больших количествах. До сих пор народ не использует мясорубку или современные блендеры, мясо принципиально измельчают ножом или сечкой, а жарят только на жирной сметане.

Самое любимое блюдо шорцев – пельмени пелбен. Готовят их тоже по-особенному:

hello_html_22b4051f.jpg

• тесто делают из ржаной муки, иногда с добавлением пшеничной;

• фарш измельчают вручную, он может быть из говядины, оленины и конины;

• в мясо добавляют измельченные кедровые орехи и молоко;

• варят пельмени в молоке, иногда разведенном с водой;

• лепят пельмени большими, полукруглой формы, как вареники, не залепляя ушки.

hello_html_m63f9aa0f.jpg

Любимыми у народа являются напитки на основе толокна, различные растительные чаи из душицы, шиповника, черемухи, иван-чай, айран и сыворотка, буза, арака, сыра. Из ячменной муки делают водку аргы и брагу абыртка.

hello_html_m57f05507.jpg

Национальным продуктом у народа является кровяная колбаса кан, если использовать ливер вместо крови, получится ыста – домашняя ливерная колбаса.

hello_html_3622b6dd.jpg

Из выпечки популярны пирожки с различными начинками, хворост, лепешки с мясом, крупный пирог с начинкой – кюрмек.

Читайте также: