Какие у шорцев были игрушки в древности
Обновлено: 25.04.2024
1 МОУ « Средняя общеобразовательная школа 23» «Детские игрушки шорского народа» Работу выполнила ученица 3 Б класса Доценко Дарья 2009 год
2 Актуальность темы Игра, игрушка… Это те понятия, которые сопровождают абсолютно каждого человека, начиная с колыбели. Игра, игрушка… Это те понятия, которые сопровождают абсолютно каждого человека, начиная с колыбели. С помощью игр и игрушек дети моделируют самые разные жизненные ситуации, могут перевоплощаться в других людей из прошлого или современности, «прыгнуть выше себя», ибо они изображают взрослых, «примеривая на себя» далекий от их повседневной жизни образ. С помощью игр и игрушек дети моделируют самые разные жизненные ситуации, могут перевоплощаться в других людей из прошлого или современности, «прыгнуть выше себя», ибо они изображают взрослых, «примеривая на себя» далекий от их повседневной жизни образ.
3 Предмет исследования Шорские игрушки Шорские игрушки
4 Цель: Исследовать шорские игрушки. Задачи: Познакомиться с краткой историей шорского народа. Выяснить религиозное назначение детской игрушки у шорцев. Изучить традиции шорского народа в изготовлении детских игрушек.
5 Ход исследования: Подбор литературы по интересующему вопросу. Подбор литературы по интересующему вопросу. Поиск информации в средствах Интернет. Поиск информации в средствах Интернет. Анализ и систематизация материала. Анализ и систематизация материала. Подбор иллюстраций. Подбор иллюстраций. Выполнение практической работы. Выполнение практической работы. Оформление результатов работы. Оформление результатов работы.
7 Детские игрушки: Игрушка-балалайка, игрушка-грабли, игрушка-туесок, игрушка-топор.
10 Орекеннер Войлок, мешковина, ткань. Высота 10 см.
12 Алгоритм изготовления кукол: Выполнить туловище из поролона или ватина; Выполнить туловище из поролона или ватина; Обтянуть туловище светлой тканью; Обтянуть туловище светлой тканью; Оформить голову вышивкой, бисером, мехом, перьями; Оформить голову вышивкой, бисером, мехом, перьями; Нарядить куклу. Нарядить куклу.
15 Куклы в шорских костюмах
16 Выводы: Игрушки – неотъемлемая часть периода жизни любого человека, который называется – детство; Игрушки – неотъемлемая часть периода жизни любого человека, который называется – детство; Игрушки шорских детей были точными копиями настоящих орудий труда, предметов, необходимых в хозяйстве; Игрушки шорских детей были точными копиями настоящих орудий труда, предметов, необходимых в хозяйстве; Подавляющее большинство фигурок делалось с религиозной целью. К ним относились изображения, связанные с охраной детей и их лечением, изображения предков по женской линии, покровителей домашнего очага. Все они изготовлялись женщинами и предназначались для них. Подавляющее большинство фигурок делалось с религиозной целью. К ним относились изображения, связанные с охраной детей и их лечением, изображения предков по женской линии, покровителей домашнего очага. Все они изготовлялись женщинами и предназначались для них.
Лучше пусть будет мало, да хорошо,
чем много, да плохо.Лошади узнают друг друга по ржанию.
Люди знакомятся - разговаривая.
Пять человек старика Орандая
Садят в седло, из ворот провожая.
Пять человек старика Орандая,
Снимут с седла, из поезди встречая.
(Надевание шапки)
Развивающие: развить навык работы с иглой (выполнение сметочного и подшивочного шва); способствовать развитию эстетического вкуса, художественно-творческого мышления учащихся.
Обучающие: научить работать с тканью, освоить все основные характеристики ткани (находить лицевую, изнаночную, основу, уток, кромку). Ознакомить с народными традициями шорского народа.
Воспитательные: на народных традициях воспитать чувство уважения к традициям нашего народа, умение видеть красивое.
Оборудование: образцы кукол-оберегов (тряпичных), рисунки на формате А4.
Швейные принадлежности: нитки, иголка, английские булавки.
Набор для работы: Лоскуты ткани любого цвета (ткани все х/б), ватин или поролон, светлая ткань 30x20, разноцветные кусочки ткани разного качества, тесьма, кружева, бисер, перья, кусочки меха.
Ход урока
Шорские дети чаще всего играли деревянными лошадками, лодочками с вёслами и шестами и маленькими куклами. Более многочисленны были куклы кыдак, сшитые из материи. Среди них встречались фигурки женщин, девушек, детей. Для кукол шили одеяльца и подушки.
Основу шорской куклы составляли стержень из плотно свёрнутой ткани или бумаги. Ниже лица (черты его обычно не изображали) кукла обёртывалась цветной тканью, и на неё надевалось одно или несколько платьев из материи, иногда подпоясанных ленточкой. У некоторых кукол волосы были из пучка пакли. Размеры кукол 25 – 30 (см рис. 1).
Рисунок 1. Кукла. Бумага и ткань
Подавляющее большинство фигурок из различных материалов, как мягких, так и твёрдых, делались с религиозной целью. К ним относились изображения, связанные с охраной детей и их лечением, изображения предков по женской линии, покровителей домашнего очага. Все они изготовлялись женщинами и предназначались для них.
Орекеннеры шились из мягких материалов и представляли собой крайне упрощенные изображения человека, чаще всего безрукие и безногие, лишенные шеи, ушей, иногда носа и рта.
Наиболее древние орекеннеры сделаны из кусочков шерсти или войлока, обмотанного лоскутком пестрой ткани. К верхней части пришиты глаза из легкого бисера (рис. 2).
Рисунок 2. Орекеннер. Войлок, мешковина, ткань. Высота 10 см
Орекеннеры не редко соединялись попарно, иногда по три и более фигурок вместе. Высота фигурок обычно не превышала 15-20 см. Более распространенная простейшая форма орекеннеров – на рис.3.
Фигурки сшиты из мешковины, каждая пара их изображает жену и мужа. У женских фигур отмечены груди слегка приплюснутые шарики из той же ткани. Глаза – чёрный бисер.
Шорцы видели в них не бесполезных духов, а живые существа, нуждавшиеся в пище и уходе. Поэтому в случае болезни или другого несчастья их достают, затем немного камлают над этими куклами и «кормят» их приготовленной кашицей.
Тор-кижилер также олицетворяли собой родоначальниц. Внешне они отличались от орекеннеров более разработанной фигурой человека, наличием одежды и головных уборов. Среди них встречались не только сшитые из ткани и других мягких материалов, но и палкообразные деревянные фигуры ксоанического типа. Кормили их маслом и салом, иногда подносили араку. При небрежном обращении с этими предками они, по мнению шорцев, могли наслать на людей болезни.
Шорцы думали, что некоторые тор-кижелеры склонны наносить вред домашнему скоту, отравлять питьевую воду и т.д.; но если их периодически кормить, то они, наоборот, будут охранять скот своих хозяев.
На рис. 4 одна из таких фигурок. Основа её – лоскуток свёрнутой ткани тёмно-серого цвета (или двойной светлой ткани). На голове белый колпачок (или красный). К лицевой части пришиты 3 бисеринки (глаза, нос), ниже лица фигурка обшита белой тряпочкой (или затянута темно-красной тканью и красным поясом).
В другую серию тор-кижилёров входили изображении, основу которых составляли отрезки деревянных палочек зашитые в кусочки ткани.
Одна из таких форм представлена на рис. 5. Деревянный стержень обмотан серой тканью. Глаза – узелки их чёрной нитки, рот (или нос) вышит в виде треугольника той же ниткой. На голове чёрная повязка.
Иногда к таким фигурам пришивали короткие руки, сшитые из светлой материи, нос – из двух перекрещивающихся стежков нитки, стежками отмечен крупный рот, серьги – в виде узелков из чёрной нитки. Фигурка опоясана.
Изображения тор-кижелеров делались тщательнее, чем фигурки орекеннеров. В отличие от оррекеннеров тор-кежилёры вкладывались в берестяные коробочки, дно которых устилалось кусочками меха, им покрывались и сами фигурки. Их одевали и украшали.
Изготовление кукол.
Учащиеся выполняют любую понравившуюся куклу-оберег, по предложенному алгоритму:
- выполнить туловище из поролона или ватина;
- обтянуть туловище светлой тканью;
- оформить голову вышивкой, бисером, мехом, перьями;
- нарядить куклу.
Задания для закрепления урока.
Пословица: «Мало хотеть, надо уметь».
1 задание.
Ответьте на вопросы.
1. Как назывались куклы-обереги у шорских детей (нужное подчеркнуть): кыдак, рыбак, тор-морон, оркоры, орекеннеры, тор-кижилер, кортар.
2. Какой материал использовался для создания кукол-оберегов у шорцев:
3. Что хотели передать шорцы в куклах-оберегах:
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
2 задание.
Практическая работа. Выполнение куклы-оберега.
I. Требование к качеству работы:
- Пригодны все ткани, но больше всего подходят хлопчатобумажные ткани.
- Все детали выкраивать по нити основе.
- Швы должны быть крепкими.
II. Последовательность выполнения работы:
- Вырезать из поролона или ватина прямоугольник по размеру выбранной куклы для туловища;
- Свернуть поролон или ватин в виде трубки (для туловища) и зашить смёточной строчкой;
- Обтянуть туловище светлой хлопчатобумажной тканью и закрепить подогнутые края косыми стежками;
- Оформить голову куклы вышивкой, бисером, мехом;
- Нарядить куклу в ткань любой расцветки, можно использовать мех, тесьму, кружево.
3 задание.
№ п/п
Вопросы
Ответы
Как называются нити, идущие вдоль волокон?
Что образуется по краям ткани при её изготовлении?
Какие ткани получают их волокон растительного происхождения?
Основное переплетение нитей основы и утка?
Какие нити более толстые и пушистые?
Как называется процесс получения ткани из пряжи путём её переплетения?
А – кромка, Б – лицевая и изнаночная, В – основные нити, Г – уток, Д – ткачество, Е – льняные и хлопчатобумажные, Ж – полотняное.
4 задание.
Отметить правильные ответы:
1. Волокна растительного происхождения получают из:
2. Процесс получения ткани из ниток путем их переплетения называется:
3. По каким признакам можно определить направление долевой нити:
4. Гигроскопичность это:
а) способность ткани удерживать тепло;
б) способность ткани поглощать влагу из окружающей среды;
в) способность ткани противостоять разрыву.
5 задание.
1. Деталь швейного изделия, выполненная на бумаге.
2. Набросок модели, отражающий замысел художника.
3. Размеры фигуры человека, полученные путем измерений.
4. Процесс проработки вариантов моделей изделия и выбора лучшего.
5. Чертежный инструмент для проведения прямых линий.
6. Процесс разработки чертежа изделия.
7. Декоративное оформление одежды.
8. Середина ткани, сложенной пополам.
6 задание.
Отгадай ребус. Запиши ответ.
Ответы
Задание 4. 1 – б, г. 2 – б. 3 – в. 4- б.
Задание 5.
По вертикали: 1. Выкройка. 2. Эскиз. 3. Мерки. 4. Моделирование. 5. Линейка.
По горизонтали: 6. Конструирование. 7. Отделка. 8. Сгиб.
Цель занятия: формирование у обучающихся знаний о природном и культурном наследии родного края, развитие их гражданственности и патриотизма.
Задачи занятия:
- углубление знаний обучающихся о природном и культурном наследии родного края;
- ознакомление обучающихся с методами организации познавательно-исследовательской деятельности по изучению и сохранению природного и культурного наследия родного края.
Оборудование: презентация «Древнейшие жители Кузнецкой земли», литература по теме занятия (см. список литературы), чистые листы, листы с заданиями для групп.
Ход занятия
1. Вступительное слово учителя
- Послушайте стихотворение Степана Торбокова и подумайте о чем идет рассказ?
Среди высоких гордых гор -
Простор Кузнецкой котловины.
Синеют блюдечки озер.
Пестрят коврами луговины.
Вихрами дыбятся леса,
Пронзают небо стрелы кранов,
И заводские корпуса
Дымят, как трубки великанов.
Пусть о тебе, мой край родной,
Молва идет-шумит по свету:
В твоей богатой кладовой
Каких сокровищ только нету!
2. Ответьте на вопросы
- О каких сокровищах идет речь?
- Какие полезные ископаемые добываются на территории Кузбасса?
- В каком районе Кузбасса добывают железную руду?
- Почему этот район называется Горная Шория?
3. Работа с текстами и фотографиями на презентации (форма работы - квазиисследование).
Проанализируйте текст (фото) и запишите на листочке по 2-3 ключевых слова, которые по вашему отражают особенности текстовой информации или фотографии. По итогам работы составьте текст на тему «Знакомьтесь - коренные народы Кузбасса - шорцы».
Текст 1, Фото 1 (слайды 2, 3)
3. Знакомимся с коренными жителями Кузбасса – шорцами
Шорцы - тюркоязычный народ, проживающий на юге Кемеровской области в горнотаежной местности, получившей в начале XX в. название Горная Шория. Немногочисленные группы шорского населения, не утратившего свою традиционную культуру и разговорный язык, сохранились только в таежных улусах по р. Мрассу и ее левому притоку Пызасу.
Текст 2, Фото 2 (слайды 4, 5, 6)
Из истории шорского народа
Первые письменные свидетельства о шорцах относятся к началу XVII в., к периоду освоения русскими верховьев реки Томи. Основными их занятиями были рыболовство и пушной промысел, у некоторых групп — примитивное ручное земледелие, стойловое скотоводство, торговля и извоз.
Ремесло у шорцев до начала XX в. носило домашний характер и было сосредоточено, в основном, в руках женщин; наиболее развитыми были ткачество, гончарное дело и плетение сетей. Повсеместно была распространена обработка кожи и дерева (в изготовлении седел, лыж, лодок-долблёнок, мебели, берестяной посуды и др. вещей домашнего обихода).
Большое значение издавна имело кузнечное дело, а также добыча и плавка железной руды.
Текст 3, Фото 3 (слайды 7,8,9,10)
Религия и фольклор
В прошлом шорцы формально считались православными, фактически же у них сохранялись шаманизм и анимизм (культ предков, промысловые культы и др. верования).
Шорский фольклор составляют героические поэмы («кай»), сказки, рассказы и легенды, загадки, пословицы и поговорки, охотничьи, свадебные, любовные, хвалебные, исторические и др. песни. Шорские героические поэмы и песни относятся к музыкально-поэтическому творчеству. Исполнялись они под аккомпанемент щипкового двухструнного инструмента «комус», который делался из ствола ивы, кедра.
4. Работа с литературой
Класс разбивается на три группы и каждой группе дается индивидуальное задание:
Задания для 1 группы:
1. В атласе Кемеровской области найдите географические названия, характерные для шорского языка; выпишите их на листочек.
2. Используя текст книги В.Шабалина «Тайны имен земли Кузнецкой», определите, все ли выбранные вами названия действительно шорские.
3. Дайте перевод этим словам, поясните их.
Задания для 2 группы:
1. Изучите текст сказки С.Торбокова «Пчелка» из книги «Шория Всюду со мной» и ответьте на вопросы.
2. – Почему у шорцев образ человека сравнивался с образом животных?
- В чем мудрость главной героини сказки?
- Как связан образ пчелки с образом всего шорского народа?
Задание для 3 группы:
1. Познакомьтесь с историей создания шорских сказаний (сборники № 2,5 «Золотая Шория»).
2. Определите значение шорских сказок для жизни шорского народа.
3. Кайчи и их роль в распространении шорской культуры.
4. Почему народные произведения стали источником знаний об истории шорского народа.
Межпредметные связи: русский язык, история, природоведение, география, изобразительное искусство.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма - урок внеклассного чтения.
- рассказ учителя;
- выразительное чтение;
- беседа по вопросам;
- самостоятельная работа;
- сравнительный анализ;
- творческая работа.
Теория литературы: фольклор, сказочный эпос, главный герой, основная идея, подтекст.
Оборудование: компьютер (мультимедиа), диск со слайдами.
I. Организационный этап
Задача: подготовить обучающихся к работе
(приветствие, проверка готовности к уроку).
II. Этап подготовки к активному восприятию нового материала
1. Повторение сведений о фольклоре.
Беседа по вопросам:
- Что такое фольклор?
(Фольклор – устное народное творчество).
- Какие жанры фольклора вы знаете?
(Песни, пестушки, потешки, приговорки, пословицы, поговорки, загадки, игры, былины, сказки и т.д.)
Приложение 1 (Слайд 1 - Обобщение сказанного).
В фольклористике (науке, изучающей фольклор) принято различать жанры фольклора в зависимости от их принадлежности к эпосу, лирике или драме.
История фольклора уходит далеко в глубокое прошлое человечества и связана с мифологическим представлением человека о мире. Фольклору свойственен синкретизм – единство слова, музыки, танца, декоративного искусства.
Фольклор отличается от литературы следующими чертами: устной формой бытования, опора на традиции, непосредственность контакта исполнителя и слушателя, коллективность, народность, сочетание слова с элементами других видов искусств.
Приложение 1 (Слайд 2 - Отличие литературы от фольклора).
III. Этап восприятия нового материала
Беседа по вопросам:
- Какие картины и образы возникают у вас после прочтения этого стихотворения?
(Бескрайние просторы, тайга, окутанная снегами, цветущие луга, где легко и привольно дышится, чистые озера и т.д.).
- Как вы думаете, какими качествами может быть наделен народ, проживающий в Шории?
(Сильный духом и телом, живущий в согласии с природой, умеющий приспосабливаться к суровому климату Сибири).
Рассказ учителя об истории и культуре шорского народа.
Фольклор каждого народа неповторим, как и его история, обычаи, культура.
Шорцы – потомки древних тюрков VI века н.э. , а Горная Шория, входящая в состав современной территории Кемеровской области, раньше являлась исторической и географической частью северного Алтая. Сюда приезжали купцы из Китая, а монгольские воины заказывали оружие и мечи. Хакасия, Тува, Горная Шория и Горный Алтай представляли собой единое культурное пространство.
Приложение 1 (Слайд 7 – Карта).
Шорцы – народ, живущий на юге Кемеровской области (Горная Шория), главным образом в бассейне реки Томь и её притоков Кондомы и Мрассу. В русских исторических документах XVII – X VIII веков шорцев называли кузнецкие, кондомские и мрасские татары.
Приложение 1 (Слайд 8 - Карта).
Принято выделять у шорцев конца XIX - начала XX вв. две этнографические группы: северную –“абинскую” и южную горнотаежную –“шорскую”. В основу деления этих групп положены, главным образом, особенности хозяйства и уровень социально-экономического развития населения.
Приложение 1 (Слайд 9 - Этнографические группы).
По культуре и происхождению они близки северным алтайцам и некоторым этническим группам хакасов. Их основными занятиями были: охота, рыболовство, у некоторых групп – примитивное земледелие; большое значение имело кузнечное дело, а также добыча и плавка железной руды (отсюда наименование кузнецкие татары).
У южных шорцев главным занятием оставались охота, собирательство и рыболовство. У северных шорцев преобладало стойловое скотоводство, земледелие, торговля и извоз, изготовление и сбыт глиняной посуды. Относительно хорошо были развиты пчеловодство и рыболовство, сбор кедрового ореха.
Приложение 1 (Слайд 10 - Основные занятия).
Жильем для шорцев служили бревенчатые срубные юрты, одаги (летний шалаш в виде усеченной пирамиды), русские избы (у северных групп), крестовые дома (у богатых).
Приложение 1 (Слайд 11 – Жилище шорцев).
Ремесло у шорцев носило домашний характер и было сосредоточено, в основном, в руках женщин. Наиболее развитым было ткачество. Повсеместно была распространена обработка кожи и дерева ( изготовление седел, лыж, курительных трубок, мебели, различной берестяной посуды, рукояток ножей, плетей, пистонниц, мерок для пороха).
Приложение1 (Слайд 12 – Ремесло шорцев).
На одежде шорцев конца XIX – начала XX вв. все ощутимее сказывалось влияние элементов русской культуры. Шили её из покупного гладкого черного сатина или из домотканой ткани “кендыря”.
Приложение 1 (Слайд 13,14 –Одежда шорцев).
Домашняя утварь у шорцев была преимущественно деревянная или берестяная, изготавливалась самими хозяевами. Для хранения зерна, переноски воды, меда использовали берестяные туеса “тозек”, “куспак”. Изготавливали берестяные короба “эпчек”, трехгранные сольницы “саа-раг”, ложки “кажык”, чашки “аяк”.
Приложение 1 (Слайд 15,16 - Домашняя утварь).
Шорский фольклор был представлен несколькими жанрами: героическими поэмами “кай”, сказками бытового и фантастического содержания “навак”, “черчек”, “нарт-пак”, рассказами и легендами “порунгу чоок”, “каепчоок”, “эрбек”, загадками “таптак”, пословицами и поговорками “кеп тос”, “тагпак сое”, “улгер сое”, свадебными, любовными, хвалебными, бытовыми, жанровыми, историческими песнями “сарын” - древними героическими поэмами и охотничьими песнями.
Приложение 1 (Слайд 17 - Жанры шорского фольклора).
Героические поэмы и песни относятся к музыкально – поэтическому творчеству. Исполнялись оно под аккомпанемент щипкового двухструнного инструмента “комус”. Он делался из ствола ивы, а дека обтягивалась кожей или вырезалась из ивовой пластины. У низовских шорцев встречалась и русская балалайка.
Приложение 1 (Слайд 18 - Музыкальный инструмент).
Жанры шорского фольклора по содержанию и идеям отражают, в основном, охотничий образ жизни.
На этом уроке мы познакомимся с одним из самых интересных жанров шорского фольклора – сказками.
Беседа по вопросам:
- Что такое сказка?
(Сказка –эпический жанр устного народного творчества, занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях).
- Какие виды сказок вам известны?
(Сказки о животных, бытовые сказки, волшебные).
- По каким основным признакам мы различаем виды сказок?
(Волшебные(фантастические) - наличие, чуда, волшебства, очевидной фантастики, столкновение с волшебной силой.
Бытовые – в основе сюжета необычные происшествия в рамках реальных человеческих отношений, вместо волшебства используется смекалка, реальные жизненные конфликты получают необычное сказочное разрешение (реализм условен).
Сказки о животных – специфический состав действующих лиц, конфликты отражают реальные жизненные отношения людей, облегченная композиция)
Приложение 1 (Слайд 19 - Обобщение сказанного).
Наиболее распространенными у шорцев являлись сказки бытового и фантастического содержания.
Какие незнакомы слова вам встретились при домашнем прочтении шорских сказок ?
Словарная работа: Ульгень – добрый властелин духов, Шалыг- злой дух тайги, “шергей” – деревянный силок, комус – музыкальный инструмент.
Приложение 1 (Слайд 20 - Словарная работа).
(Тексты сказок для чтения и анализа по выбору учителя ) - Приложение 2
Выразительной чтение сказки
“Как птицы огонь добывали” по ролям.
Поговорим о прочитанном.
Беседа по вопросам:
- К какому виду относится сказка “Как птицы огонь добывали”.
(Сказка относится к бытовая сказка ).
- Почему Ульгень разгневался на людей?
Найдите ответ в тексте.
(Человек не хотел самостоятельно добывать еду, шить одежду, искать способы добычи огня.
“. Одному человеку было плохо. ”. )
- Какие качества проявили птицы, добывая огонь для человека?
(Находчивость, смелость и т.д.).
- Какие эпитеты вы подобрали бы характеризуя человека?
(Слабый, беззащитный, беспомощный и т.д.)
(Отзывчивые, добрые, бесстрашные и т.д.)
- Случайно ли в сказке орлица помогает человеку добыть огонь?
(Неслучайно, орел – очень сильная выносливая птица, издавна орлов обучали, и они помогали человеку охотиться)
- Какой вывод можно сделать, прочитав эту сказку? Чему она учит?
(Человек – величайшее из творений на Земле. Он должен быть сильным и смелым, должен учиться бороться с суровой природой ).
Выразительное чтение сказки
“Темир – Тау - Железная гора”.
Поговорим о прочитанном.
Беседа по вопросам:
- К какому виду относится сказка “Темир-Тау – Железная гора”.
(Сказка относится к бытовым).
- О чем эта сказка?
(Сказка объясняет возникновение города, в котором добывают железо).
- О чем просил деревянного божка Шалыга шор-анчи?
(Шор-анчи просил, чтобы Шалыг послал ему удачу).
- Почему шор-анчи выбросил мешок с камнями?
(Он не знал, что из камня можно добывать железо, а мех ценился, с помощью него шор-анчи стал купцом)
-Как люди нашли способ добычи железа из камня? Найдите в тексте.
(“. Молодой охотник бросил камешек в жаркий очаг. ”
- Какие качества проявили люди, чтобы Хозяин гор отдал им свои богатства?
(Силу, настойчивость и т.д.).
- Чему учит сказка?
(Только сильным, настойчивым и бесстрашным природа открывает свои недра).
Самостоятельное чтение сказки
“Отчего у глухаря глаза красные”.
Поговорим о прочитанном.
Беседа по вопросам:
- К какому виду относится сказка “Почему у глухаря глаза красные”.
(Сказка относится к бытовым).
- Почему эта птица получила такое название. Ответ найдите в тексте.
(“. Он в густой тайге свои песни пел и ничего не слышал.
А глухарь опять ничего не слышал и не видел. ”)
- Как шорский народ объясняет, почему у глухаря глаза красные?
(Глухарь жил обособленно, не обращал внимания на окружающих, не интересовался тем, что происходит в тайге, все время беззаботно распевал песни. Опомнился только зимой, когда стало трудно одному, и “. понял, что один – одинешенек в морозной тайге остался. Сильно опечалился он, горько заплакал. ”.
- Какой вывод можно сделать, прочитав эту сказку?
( Со всеми нужно жить в дружбе и согласии, ведь вместе любую беду пережить легче.)
Коллективное чтение сказки
“Как созвездие Кан – Ергек появилось”
Поговорим о прочитанном.
Беседа по вопросам:
- К какому виду относится сказка “Как созвездие Кан-Ергек появилось”.
(Сказка относится к фантастическим).
- Что объясняется в сказке?
(Народ с помощью фантастики объясняет, как появилось созвездие Кан –Ергек (Орион) и почему люди его так называют).
IV. Обобщение
Беседа с обучающимися
1. Что нового вы узнали на уроке о жизни и занятиях шорцев?
2. Какими жанрами (кроме сказок) представлен шорский фольклор?
3. Что общего в шорских сказках и русских народных? В чем отличие?
4. О чем рассказывает шорский народ в своих сказках?
(В сказках шорцев мудрость и опыт предков, мечты о сильном человеке и жизни в согласии с природой).
V. Подведение итогов.
“ Можно ли оценить душу народа, его многовековой опыт жизни в тайге, его поэзию, его мудрость, нажитую в ежедневной борьбе с холодом? Да и кто осмелиться оценить главное качество фольклора – наставление предков потомкам, как жить, как искать счастья, как общежительствовать с Природой?” - так говорил в своей статье А.В. Преловский о ценности устного народного творчества коренных народов.
Содержание шорских народных сказок убеждает нас в справедливости этого высказывания.
- Нарисовать иллюстрации к прочитанным сказкам.
- Письменно ответить на вопрос: чему учат шорские сказки?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Атлас для школьников. Кемеровская область. М.- Просвещение, 2002.
2. Галаганов, З.П. История Кузбасса/ З.П. Галаганов// Кемерово: СКИФ, Кузбасс, 2006.
3. Золотарева, И.В. Поурочные разработки по литературе. 5класс./ И.В.Золотарёва// М.- ВАКО, 2002.
3. Казаркин, А. П. Литературное краеведение в Кузбассе. Учебное пособие / А.П.Казаркин // Кемерово: Кемеровское кн. изд-во.- 1993.
4. Коровина, В.Я., Журавлев, В.П., Коровин,В.И. Литература в 5 класс. Учебник-хрестоматия в 2-х частях/ В.Я. Коровина , В.П. Журавлев, В.И. Коровин // М. - Просвещение, 2006.
5. Лутовинова, Е. Русский фольклор Кузбасса. Пособие для учителей. / Е.Лутовинова// Кемерово: Кемеровское кн. изд-во.- 1993.
7. Мищенко, М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь / М.И. Мищенко // М.- Айрис, 2005.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Администрации Топкинского муниципального района
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
652300, Кемеровская область, г. Топки, ул. Топкинская, 8, тел.: 3-10-09
Материал по краеведению.
«Шорцы – кузнецкие люди»
Автор: Семендяева Е.И.
учитель начальных классов
2. Шорцы нашего времени
2.1. Территориальная расположенность народа ……………………. 6
2.5. Национальные блюда ………………………………………….… 11
2.8. Жизнь шорского народа …………………………………………. 15
2.9. Культура шорского народа …………………………………. 17
В бассейне реки Кондомы издавна обитал многочисленный род «Шор» по их имени стали называть всех жителей верховья Томи и её притоков Кондомы и Мрассу. Шорцы – народ, воспринявший язык и обычаи тюрков.
Из истории народа
Это лесные оседлые племена, но своего государства у них не сложилось. Вплоть до Октябрьской революции у них было родовое деление, во главе рода стояли князья. Своей письменности у шорцев не было, но свои надежды, радость, горе они выражали в песнях, сказках, легендах. По религии они были шаманистами, так же, как и их предки – тюрки верили, что мир населён многими невидимыми добрыми и злыми богами и духами, которые могут помогать или вредить людям. Некоторые, самые сильные люди получают тайные знания, им даётся дар разговаривать и общаться с духами. Их называли «шаманами».
Шаманы во время волшебного магического танца – камлания – путешествовали по разным мирам, говорили или даже сражались с духами. Они лечили людей, предсказывали погоду, помогали в охоте. Ни одно важное дело не обходилось без шамана.
Каждый род имел свои охотничьи угодья и пахотные земли. На расчищенных от леса землях шорцы сеяли пшеницу, коноплю, ячмень. Землю обрабатывали сохой и «абылом» – особой лопатой, которая передавалась по наследству. Весной занимались собирательством. Собирали орехи, ягоды, корни Пиона, сараны и др. Животноводство было развито слабо. Основным занятием шорцев была охота. Орудие охоты: лук, самострелы, капканы. Уже с 12 лет мальчики ходили на лыжах. Жили в Тайге и считались зрелыми охотниками. В древности охотились на крупного зверя: марала, оленя, лося, медведя из-за мяса. Позже начали охотиться на пушного зверя: соболя, колонка, выдру, белку. Охотились зимой на лыжах и нартах. Охота является основным занятием шорцев и в настоящее время. Древнюю историю в Шории имеет и рыболовство. Рыбу ловили с помощью самодельных сетей, мордушек, сачков, били железными острогами, стрелами из лука, устраивали запруды из камня. Рыба занимала важное место в питании, шорцев, особенно летом.
Предки современных шорцев были искусными мастерами по выплавке железа из руды и изготовлению различных железных изделий.
Еще сибирские летописцы называли население верховьев
Томи, Мрассу и Кондомы «кузнецами». Отсюда и пошли названия: Кузнецкий острог, город Кузнецк, Кузнецкая земля. Именно по рекам Кондоме, Мрассу и Бельсу обнаружены следы разработок железных руд. Из железа шорцы делали самые разнообразные орудия труда, предметы домашнего обихода и военного снаряжения
Свои изделия шорцы обменивали у калмыков и кыргызов на лошадей, корав, овец, войлок, выделанные овечьи шкуры.
Кроме кузнечного дела, у шорцев было хорошо развито изготовление деревянной посуды из березового капа из кедра, берестяной посуды, туесов, бураков больших размеров.
С 6 по 9 век шорцы были в составе Уйгурского, Тюркского и Енисейского каганатов. В этот период народ был тюркизирован и частично смешался с монгольскими, уйгурскими, древне-алтайскими, енисейско-киргизскими племенами. В 15-17 веках шорцы входили в состав Ойратского ханства. В 17-18 веках с народом слились кочевники-скотоводы телеуты, которые пришли с Севера.
Первые письменные свидетельства о шорцах, в частности степных, относятся к периоду освоения русскими верховья реки Томи. В середине 19 века часть шорцев переселилась в Хакасию, в результате основная часть народа перешла на хакасский язык, и сегодня их потомки уже не относятся к шорцам. В 1925 году образовался Горно-Шорский национальный район, центр которого располагался сначала в селе Мыски, затем в Кузедеево. Район прекратил существование в 1939 году.
С 1940-х годов начался процесс ослабления этнической специфики и ассимиляции шорского этноса, который продолжается до сих пор. В 20 веке в Северной Шории начались значительные изменения, на территории активно добывали уголь, образовались крупные рабочие поселки, где проживали ссыльные и заключенные со смешанным этническим составом. Когда Кемеровский облисполком принял в 1960 году решение ликвидировать в Горной Шории все колхозы, как нерентабельные, коренной народ начал массово мигрировать в крупные поселки и города Кемеровской области. Поэтому там сегодня проживает основная часть шорцев.
Территориальная расположенность народа
Шорцы являются малочисленным коренным народом Западной Сибири. Всего в мире около 14000 представителей этой народности. На территории Кузбасса – 10672 человек.
Шорцы – тюркоязычный народ, живущий в юго-восточной части Западной Сибири, главным образом на юге Кемеровской области в Таштагольском, Новокузнецком, Междуреченском, Мысковском, Осинниковском и других районах, а также в некоторых смежных районах Республики Хакасия и Республики Алтай, Красноярского и Алтайского краёв, в таких городах, как Таштагол, Шерегеш, Новокузнецк.
Делятся на две этнографические группы:
- южную, или горнотаёжную (в начале XX века область проживания южных шорцев получила название Горная Шория);
- северную, или лесостепную (так называемые абинцы).
Самоназвание
Все родовые группы шорцев (абинцы, каргинцы, шорцы, каларцы) до 1926 года назывались тадар-кижи, что переводится «человек татарин».
Название «шорцы» за народом закрепилось после 18 века, так их называли хакасы и алтайцы.
Русские именовали народ кузнецкими татарами, абинцами, мрасскими и кондомскими татарами. Сегодня у шорцев есть и другие самоназвания — шор-кижи, татар-кижи, татар и тадар.
Сами шорцы называли себя по именам родов, управ, волостей и рек, например, Кобый, Кый, Карга. Те, кто проживал в Таяшской волости назывались таяш-чоны.
Язык народа
Свыше 40% шорцев говорят на русском языке и считают его родным. Большинство говорят на шорском языке. Шорский язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи. Шорский язык подразделяется два диалекта:
1. Кондомский, относится к северно-алтайской группе западно-тюркских языков;
2. Мрасский, относится к кыргызо-уйурской (хакасской) группе восточно-тюркских языков. Распространен в Кемеровской области, в основном в предгорьях Алтая, Кузнецком Алтау, на границе с Республикой Алтай и Хакасией, вдоль реки Томь и ее притоков.
Каждый из диалектов распадается на несколько говоров.
В дорусское время шорцы владели древнетюркским, орхонским, старо-монгольским и китайским письмом.
С 1920-х годов был создан литературный язык на основе мрасского диалекта (современный литературный язык шорцев) и началось общее распространение грамотности. Это значительно отразилось на самосознании шорцев.
Для изучения шорского языка в Новокузнецком филиале-институте Кемеровского Государственного Университета (НФИ КемГУ) создана научная школа по изучению шорского языка.
Традиционная вера шорцев – пантеизм, анимизм и шаманство. С древних времен народ представлял, что мир поделен на три сферы: земля Ульгеня – верховного божества в шаманизме, земля людей и земля злых духов, или подземный мир. Во владении Ульгеня 9 небес: на седьмом – звезды и луна, на восьмом – солнце, на девятом живет сам Ульгень. Люди представляли его добрым божеством. Человек и мир, по верованиям шорцев, были созданы Ульгенем и его братом Эрликом, который является олицетворением злого начала, владыкой подземного мира и главным правителем царства мертвых.
Связывающим между божествами и людьми был шаман. Он лечил больных и защищал народ от злых духов, совершал различные обряды, связанные с жизнью и бытом людей. Во время камлания к нему на помощь приходят духи, чьи изображения есть на шаманских бубнах. Шаманство у шорцев передается по наследству. Души умерших шаманов воплощаются в различные виды и могут быть животными или насекомыми.
В начале 20 века основная часть коренных жителей, проживающих в верховье Томи начала исповедовать православное христианство. Большую роль в этом сыграл миссионер Василий Вербицкий. Распространялось христианство разными методами, вплоть до принуждения, введения льгот для тех, кто пройдет обряд крещения. Им обещали бесплатный хлеб, освобождение от налогов в летний период. Крестили шорцев в церкви, на берегах местных рек. У шорцев появились иконы, нательные кресты, на могилах стали устанавливать кресты.
Но языческие религиозные обряды и верования до конца искоренить так и не удалось. Шаманы продолжали играть немаловажную роль в жизни народа, и дальше существовали культы медведя, огня и гор. Религию шорцы сохранили до наших дней.
Национальные блюда шорского народа
Издавна основной пищей в рационе народа было мясо зверя и птицы, рыба, дикорастущие растения. Мясо и рыбу варили и жарили на костре. Корни дикого пиона сушили, затем несколько раз варили, чтобы избавиться от ядовитых веществ. Потом растирали в ручной мельнице и делали муку, готовили каши и лепешки. После развития земледелия стали использовать ячменную, пшеничную муку и крупу. Муку талкан ели с молоком, чаем, медом, сметаной, маслом, варили из нее кашу саламат. Кусочки теста (тутпаш) варили в воде или молоке с мясом и рыбой. Пресные лепешки тертпек варили в воде и ели с ухой и супом. У зажиточных шорцев на севере был распространен хлеб калаш и конина, которая считалась роскошью. Шорцы, проживающие в степи, употребляли молочные продукты: творог, кислое молоко, сыр пыштак, масло и творог. Позже начали употреблять больше овощей.
В кухне шорцев существует три вида супа:
Мясные бульоны варят долго, на медленном огне, обычно в них кладут много мяса. Раньше добавляли талган и дикий лук, затем измельченный лук с тертой морковью. Вместо мяса можно использовать говяжьи и конские потроха и рубец, такое блюдо называется суп из внутренностей. Особенность его в том, что готовится он не так долго.
Шорская кухня очень калорийна, потому что практически в каждом блюде присутствует мясо, едят его шорцы всегда и в больших количествах. До сих пор народ не использует мясорубку или современные блендеры, мясо принципиально измельчают ножом или сечкой, а жарят только на жирной сметане.
Самое любимое блюдо шорцев – пельмени пелбен. Готовят их тоже по-особенному:
• тесто делают из ржаной муки, иногда с добавлением пшеничной;
• фарш измельчают вручную, он может быть из говядины, оленины и конины;
• в мясо добавляют измельченные кедровые орехи и молоко;
• варят пельмени в молоке, иногда разведенном с водой;
• лепят пельмени большими, полукруглой формы, как вареники, не залепляя ушки.
Любимыми у народа являются напитки на основе толокна, различные растительные чаи из душицы, шиповника, черемухи, иван-чай, айран и сыворотка, буза, арака, сыра. Из ячменной муки делают водку аргы и брагу абыртка.
Национальным продуктом у народа является кровяная колбаса кан, если использовать ливер вместо крови, получится ыста – домашняя ливерная колбаса.
Из выпечки популярны пирожки с различными начинками, хворост, лепешки с мясом, крупный пирог с начинкой – кюрмек.
Читайте также: