Какие виды игрушек по воспитательному воздействию

Обновлено: 04.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

на тему:
«Игрушка, ее история, воспитательно-образовательная ценность, виды, педагогические требования, подбор, методика внесения новой игрушки».

1. Характеристика игрушки и взгляды педагогов на игр………………..4

Дошкольное детство, по словам Т. И. Бабаевой, уникальный возрастной период, обладающий своеобразной логикой и спецификой развития; это особый культурный мир со своими границами, ценностями, языком, образом мышления, чувствами, действиями. Понять детство - значит найти важнейшие механизмы и факторы развития ребёнка.

Как мы постигаем мир дошкольного детства? Как открываем его влияние на развитие ребёнка? Прежде всего, через детские игры, ведь игра - ведущий вид деятельности дошкольника.

Игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.

Мир детства неразрывно связан с игрой и игрушкой. Играя в песочнице, возводя замки из песка, укладывая кукол спать, «путешествуя» по разным странам, дети постигают азы жизнеустройства, моделируют пространство, познают время.

1. Характеристика игрушки и взгляды педагогов на игр

Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста.

Януш Корчак писал: «Игра - это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной». К. Д. Ушинский утверждал, что для ребёнка игра - это «действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интересна она для ребёнка потому, что понятнее, а понятнее, потому что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живёт, и следы этой жизни глубже остаются, чем следы действительной жизни, в которую он не мог ещё войти по сложности её явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более как дитя, существо, не имеющее ещё никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя - уже зреющий человек. Оно пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими созданиями». Большинство детских игр связано с использованием разнообразных игрушек. Однако значение игрушки в воспитании детей значительно шире. Игрушка - спутник жизни ребенка, источник его радости. Игрушка важна для развития мимики и личности ребенка.

Поэтому, изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка, занимались многие педагоги и психологи.

Так, исследования Коссаковской Е. А. по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показал, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, а обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности.

Игрушка - это специальный предмет, предназначенный для игры и иного жизненного назначения. В ней в обобщенной форме представлены типичные свойства предметов, которые обеспечивают воспроизведение соответствующих действий с ним. Кукла – обобщенный образ человека, позволяет детям воспроизвести целый ряд действий: сажать, укладывать, переодевать и т.д.

Игрушка чрезвычайно разнообразна по типам, материалам, по технике изготовления, возрастному и воспитательному назначению. Но при всем разнообразии игрушек в них, прежде всего, изображаются реальные вещи и предметы, с которыми действует ребенок. Условность изображения предмета не исключает, а предполагает отражение типичных черт предмета, отличающих их от других (например, у Деда Мороза - длинная шуба, большая шапка, палка, мешок с подарками).

Игрушка, по образному выражению А. С. Макаренко, - «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. С её помощью ребёнок создаёт задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль.

Игрушка должна помогать детям изучать окружающую конкретную действительность. Для малыша нужна игрушка, развивающая умение различать цвет, величину предметов, их материалы и т.д. Правильно подобранные игрушки способствуют умственному развитию детей. В народной педагогике разработана целая система игрушек, игры с которыми направлены на совершенствование сенсорики ребенка. Многие образные и дидактические игрушки побуждают детей к речевой активности, используются для обогащения словаря. Разборные игрушки, разнообразные конструкторы, упражняют детей в анализе, синтезе и обобщении. Различные мозаики способствуют развитию сосредоточенности и устойчивости внимания. К. Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка - это своеобразная школа воспитания чувств ребёнка. «Дитя искренне привязывается к своим игрушкам, любит их горячо и нежно, и любит в них не красоту, а те картины воображения, которые само же к ним привязало». Так же Ушинский подчёркивал, что именно от того, какие впечатления будут отражаться в игре ребёнка, как в ней будут применяться

игрушки, будет формироваться характер и направление развития человека. Игрушка забавляет и радует ребенка, вызывает положительное отношение к окружающему. Симпатия и привязанность к игрушке переносится и на предметы, людей, изображенных в игрушке. Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогают накопить опыт положительных нравственных переживаний.

Н. К. Крупская писала о важности игрушки для ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития.

Менджерицкая Д. В., известный педагог в области изучения игрушки, считала, что игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Давая детям представления о людях разных профессий, разных национальностей, она в тоже время может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к ним. Игрушка побуждает детей к разнообразным действиям и удовлетворяет потребности ребенка в активном движении. Игры с мячом, шарами, игры в городки развивают быстроту реакции, точность и координированность движений. Многочисленные игрушки, предназначенные для детей раннего возраста: погремушки, мячики резиновые, - развивают у ребенка зрительную и слуховую сосредоточенность, способствуют развитию хватательных движений и предметных действий.

Игрушка - неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтоб подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Как говорила известный психолог Урунтаева Г. А., что главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками. Таким образом, воздействие игрушек разносторонне. Но разностороннее воздействие может оказать не каждая отдельная игрушка, а их совокупность, соответствующий их подбор.

2. История игрушки.

Игрушка во все исторические эпохи была связана с игрой - ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. Однако, конкретно-исторические условия каждой эпохи накладывают отпечаток на содержание игрушек и направленность игр.

Игрушка – это предмет, специально предназначенный для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых.

Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых, ребенок, играя воспроизводит те или иные действия. Например, кукла - обобщенный образ человека; автобус, машина, мотоцикл - обобщенные образы транспорта; слон, лиса, заяц - обобщенные образы различных зверей.

Классификация игрушек, разработанная Е. А. Флериной, и в настоящее время принята в теории и практике дошкольного воспитания и помогает подбору игрушек для детей разного возраста. Достоинство этой классификации в том, что она соответствует основным видам детских игр, обеспечивает их многообразие. Среди них игрушки: образные (куклы, животные, мебель, транспорт, технические (конструкторы, строительные материалы, игрушки из полуфабрикатов —дощечек, планок и т. д., дидактические, веселые, музыкальные, театральные

Первый вид: Сюжетно-образные игрушки (игрушки-куклы, игрушки-звери, игрушки-домашние животные, посуда, мебель и т. д. ; они определяют сюжет игры).

Второй вид: Технические игрушки (заводные игрушки, игрушки с дистанционным управлением, фильмоскопы; они отражают используемую человеком технику).

Третий вид: Игрушки-забавы (смешные фигурки животных, человечков; в их основе - движение, сюрприз, неожиданность; назначение - развеселить, позабавить детей; например, танцующий поросенок, прыгающий лягушонок и др.).

Четвертый вид: Спортивно-моторные игрушки (предназначены для осуществления задач физического воспитания:

1) Игрушки, развивающие сенсомоторный аппарат, укрепляющие мелкие мышцы, развивающие ловкость, глазомер: волчки, бусинки;

2) Игрушки для укрепления мышц предплечья и плеча, развития силы: серсо, обручи, мячи, кегли, кольцебросы;

3) Игрушки, содействующие развитию основных движений, укрепляющие мышцы ног и туловища: каталки, скакалки, кони-палочки, велосипеды, педальные автомобили;

4) Игрушки для групповых игр: настольные крокеты, баскетбольные мячи. В детском саду должны быть подобранны спортивно-моторные игрушки всех групп; только при этом условии игры могут проводиться в известной системе.

Пятый вид: Музыкально-озвученные игрушки (погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, органчики, детское пианино и др. ; они удовлетворяют интерес дошкольников к звукам, мелодии, побуждают их воспроизводить).

Шестой вид: Театральные игрушки (Петрушка, куклы-марионетки, костюмы и их элементы, маски; по содержанию они являются образными, но имеют свое специально педагогическое назначение - служат задачам эстетического воспитания, развития речи, мышления, воображения, способности воспроизведения).

Седьмой вид: Дидактические игрушки (предназначены для умственного развития дошкольников: пирамиды, матрешки, вкладыши, мозаика).

Восьмой вид: Маскарадно елочные игрушки (они связаны с празднованием Нового года; дети с ранних лет понимают, что эти игрушки - дар елке и делают ее красивой и нарядной).

Е. А. Флерина считала, что эти игрушки помогают детям в разнообразных играх отражать окружающую действительность и нужны детям и раннего, и дошкольного, и даже младшего школьного возраста. По для каждого возраста характер игрушек должен быть особым. Малышам важно самим действовать — превращаться в автомобиль или паровоз, бегать, дудеть. Им нужна машина, которую можно возить за веревочку, нагружать, разгружать. А старшим интереснее игрушки с механизмами

Е. А. Флерина работала над созданием таких игрушек, которые помогали бы детям от разить в игре окружающую действительность, способствовали бы воспитанию коллективизма, патриотических и гуманных чувств.

Традиционная игра в дочки - матери часто остается вне педагогического руководства, недостаточно используется для воспитания навыков культурного поведения, заботы об окружающих. Недостаточно разнообразен тип кукол для детей старших групп, в которых кукла в основном дается в виде образа ребенка, указывала на большое педагогическое значение военных игрушек, которые помогают воспитанию патриотизма, смелости, организованности

К техническим игрушкам Флерина относит также строительные материалы, конструкторы, различные полуфабрикаты, из которых дети сами мастерят игрушки. Этот материал способствует развитию творчества, изобретательства.

Веселые игрушки предназначены не для игры, а для забавы, развлечения. Их нельзя применить в любой игре, так как у них. всегда законченный, неизменный об раз: птицы только клюют, поросенок всегда танцует. Основное назначение их — вызывать веселый смех, развивать чувство юмора

Е. А. Флерина, выделяя дидактические и моторные игрушки, подчеркивает их общевоспитательное значение: они не только тренируют движения, глазомер, органы чувств, но и помогают организовать детский коллектив, воспитывают внимание, выдержку, находчивость.

Большое внимание уделяла автор уделяла руководству строительными играми и методам обучения детей конструированию. Она считала, что, кроме свободного конструирования, следует давать детям задания -упражнения в игровой форме: воспроизвести конструкцию по образцу, по памяти, по рисунку.

«Классификация игрушек» В. С. Мухиной

Игрушки, направленные на познавательное развитие ребенка, воздействующие на нравственную сферу личности ребенка (погремушки, матрешки, пирамидки, игрушки-заместители реальных предметов человеческой культуры, орудий); (куклы, мягкие игрушки - изображения зайца, обезьяны, собаки и др.). Среди игрушек, направленных на познавательное развитие ребенка, в первую очередь следует назвать погремушки, которые определяют содержание его поведенческой активности, его манипулирования. Ребенок внимательно рассматривает подвешенные перед его глазами игрушки, что упражняет его восприятие (происходит запечатление формы и цветов, возникает ориентировка на новое, появляется предпочтение). Все куклы, по мнению В. С. Мухиной, также можно разделить на несколько групп, отличающихся по своему внешнему виду, который определяет направление общения ребенка с игрушкой и тем самым выполняет различные функции: - «прекрасные куклы», имеющие большие глаза, обрамленные ресницами, короткий носик, маленький яркий рот, обязательно густые и блестящие - белые, золотистые, рыжие, черные - волосы. Среди них выделяются куклы для любования - в рост человека и средних размеров; - характерные куклы (кукла-мальчик или кукла-девочка) с ярко выраженными определенными качествами: наивность, глупость, озорство и т. п. ; - куклы эмоциональной рефлексии изображают мальчика или девочку в разных эмоциональных состояниях (покой, улыбка, печаль, злость, страх, удивление). Ребенок строит с каждой из них свои отношения, соответствующие его настроению; - этнографические куклы, внешний вид которых отражает национальные черты того или иного народа.

«Классификация игрушек» Е. А. Аркина

Ассортимент игрушек чрезвычайно многообразен и непрерывно обновляется с учётом последних достижений в различных областях знаний.

В своей классификации Е. А. Аркин одним из первых выделил несколько групп игрушек, которые он назвал «изначальными»:

1. звуковые игрушки – трещотки, жужжалки, бубенцы, погремушки и т. д. ;

2. двигательные игрушки – лук, стрелы, бумеранги и т. д. ;

3. образные игрушки – изображения животных и куклы;

4. верёвочка, из которой делают различные, порой самые замысловатые фигуры.

«Классификация игрушек» С. Л. Новосёлова

Она включает шесть разрядов:

Первый – основной – определяет виды игрушек по степени их соотносимости к различным видам игр;

Пять последующих – раскрывают качественные характеристики игрушек: степень готовности, вид применяемого сырья, величину, функциональные свойства, художественно-образное решение.

Игрушки можно классифицировать по разным признакам:

· по возрастному назначению (для новорожденных (от 0 до 3 месяцев, для младенцев (4-5 – 12 месяцев, для детей 1-2 лет и т. д.);

· по материалу изготовления (деревянные, пластмассовые, резиновые, меховые и т. п.);

· по воспитательному назначению:

- сенсорные (погремушки, пищалки, музыкальные игрушки; калейдоскоп);

- двигательные (мяч, юла, заводные игрушки);

- образные (изображения животных, куклы, солдатики, машинки);

- общественно-бытовые и производственно-технические (игрушечные инструменты, совок и ведёрко, оружие);

- конструктивные (различные конструкторы и сборные игрушки).

«Классификация игрушек» А. С. Макаренко

Практика подтверждает положение А. С. Макаренко в детской игре все три вида игрушек.

Первый вид: готовые игрушки (автомобиль, пароход, кукла, слон и др. ; они хороши тем, что знакомят дошкольников со сложными идеями и вещами, вызывают деятельность воображения).

Второй вид: полуготовые игрушки (разрезные картинки и кубики, конструкторы, разборные модели, они хороши тем, что ставят перед детьми задачу, для разрешения которой требуется дисциплина и логика мышления, усидчивость; недостаток в том, что одни и те же задачи надоедают детям своим повторением).

Третий вид: игрушки-материалы (песок, глина, куски дерева, картон, бумага, бросовый материал; А. С. Макаренко их назвал самым благодатным детским игровым материалом, так как он создает простор для творческой фантазии ребенка).

«Классификация игрушек» Тихеевой Е. А.

В современной теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр: с игрушками и предметами; настольно-печатные; словесные. В основу данной классификации положены идеи Е. И. Тихеевой. Система Е. И. Тихеевой была достаточно прогрессивной и инновационной. Она включала использование различных знакомых детям предметов (две чашечки, две вазочки разных размеров, цветовой окраски и т. д., игрушек и природного материала (листья, цветы, плоды, шишки, раковины и т. д.).

В работах Е. И. Тихеевой предложена специально-оборудованная дидактическая кукла, «приспособленная в целях обучения ребенка, например, знакомства с одеждой, ее назначением, названием, предметами домашнего обихода и т. д.». Так в отечественной педагогике возникает особый интерес к игрушкам как средству обучения и эстетического развития дошкольника.

Должны быть игрушки, представляющие собой предметы жизненного окружения в уменьшенном виде. Такие игрушки способствуют закреплению представлений детей, которые они добыли опытным путем. Это игрушечные персонажи, фигурки людей, транспорт различного вида, кукольная посуда, овощи, фрукты, грибы, птицы, домашние животные. Эти игрушки используются педагогом в процессе специальных игр-занятий, но не даются им в свободное пользование.

Е. И. Тихеева предложила собственную классификацию дидактического материала, разделив его на «естественный» и «искусственный». «Естественный дидактический материал» включает игрушки и предметы жизненного обихода, овощи, плоды, цветы, шишки, растения, семена и др. Искусственный строится по принципу парности и предназначен для изучения различных качеств и свойств предметов, сравнения и рассматривания.

Экскурсия в магазин игрушек

Экскурсия в магазин игрушек Цель: создание условий для социальной адаптации детей с особенностями развития посредством экскурсионного метода, ознакомление обучающихся.

Фотозарисовка «Коллекция елочных игрушек»

Фотозарисовка «Коллекция елочных игрушек» Во все времена новогодние праздники были самыми любимыми и долгожданными. Оттаивая от тепла, елка источала удивительный запах смолы, талого.

Календарный план недели «Дома бывают разные. Классификация зданий по назначению» в средней группе Тема недели: «Дома бывают разные. Классификация зданий по назначению"ПонедельникУтроУтренняя гимнастика Д/и «Найди что я назову»,Пальчиковая.

Коллекция игрушек из киндер-сюрпризов

Коллекция игрушек из киндер-сюрпризов Немного истории. Сын владельца кондитерской фабрики Микеле Ферерро придумал Киндер-сюрприз. В Италии на Пасху пекли пирожные с запечёнными.

Конспект занятия по математике в старшей группе «Классификация геометрических фигур»

Конспект занятия по математике в старшей группе «Классификация геометрических фигур» Цель: обобщение полученных ранее знаний о геометрических фигурах и их свойствах. Задачи: Дать представление о глубине; Закрепить знания.

Консультация для педагогов ДОУ «Классификация народных игр» Русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной.

3. Развитие педагогической мысли о значении игрушек.

4. Педагогические требования к игрушке.

5. Виды игрушек.

1. Характеристика игрушки

Игрушки – специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. Главнойособенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном видепредставлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которыхребенок, играя, воспроизводит те или иные действия.

В игрушке присутствует условность изображения предмета. Динамикав игрушке обеспечивается конструкцией, материалами, подвижностьючастей, звучанием.

Игрушка, по образному выражению А. С. Макаренко, – «материальнаяоснова» игры, она необходима для развития игровой деятельности. С еепомощью ребенок создает задуманный образ, выражает свои впечатления обокружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль. Игрушка имеет общеобразовательное значение, служит цели разностороннего развития ребенка.

Многие детские игрушки развивают движения, удовлетворяют потребность детей в двигательной активности, общении. Игрушки ссюрпризом, звучащие, заводные вызывают удивление, неожиданную радость,смешат и забавляют, делают жизнь ребенка счастливее. Игрушки длямаленького ребенка – своеобразное окно в мир, они расширяют его кругозор,пробуждают любознательность. Есть игрушки, с помощью которых ребенок решает проблемные задачи, учится самостоятельно мыслить, экспериментировать.

К. Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, чтоигрушка – это своеобразная школа воспитания чувств ребенка. Любимыеигрушки учат ребенка доброте, сопереживанию.

Игрушка наряду с детской книгой – первое произведение искусства,которое входит в жизнь малыша. Хорошо оформленная игрушка будит в немэстетические переживания, прививает художественный вкус.

Игрушки стали частью общечеловеческой культуры.

2. История возникновения игрушек

Игрушка как специальный предмет игры, как одно из проявленийкультуры появилась в ходе исторического развития общества. История возникновения игрушки раскрыта В. Плехановым в егопроизведении «письма без адреса».

На протяжении веков игрушка радикально меняется. Они, преждевсего, касаются производства игрушек : от кустарного к промышленному. Сразвитием последней создается специальное производство игрушек, котороеделает их более дешевыми и ценными в художественном отношении, а такжедоступными для всех.

Развитие науки и техники влияет на технологию создания игрушек,появляются более совершенные орудия труда, краски и материалы, изкоторых изготавливаются игрушки.

Под влиянием социальной политики общества и научно-техническогопрогресса меняется ассортимент игрушек, их качество. Об этосвидетельствует появление в наше время компьютерных игрушек и игрушекна космическую тему, куклы Барби. Ассортимент игрушек становится болееразнообразным, усложняется. На него оказывает влияние экономическоесостояние общества.

3. Развитие педагогической мысли о значении игрушек

Под влиянием развития педагогической мысли меняется отношение к использованию игрушек как средства воспитания и обучения.

О значении игрушек для развития ребенка писали известные педагоги, просветители прошлого:

Анализ педагогической литературы свидетельствует о том, что новые подходы к игрушкам формировались под влиянием ученых, педагогов иписателей этого периода (А. Гайдара, М. Горького, Л. Кассиля; Е. А. Аркина,Л. С. Выгоцкого, Е. А. Флериной, А. П. Усовой; Н. К. Крупской,А. С, Макаренко и др.).

Социально-экономическая политика и общественное воспитание детей дошкольного возраста потребовали развития производства дешевых игрушек новой тематики.

Огромное педагогическое наследие по вопросам игрушки оставилаЕ. А. Флерина.

А. П. Усова рассматривала игрушки как один из главных источниковвозникновения игры.

Под руководством Р. И. Жуковской ряд исследователей разрабатывали проблему влияния кукол и игрушек-животных на нравственное становлениедетей, развитие их интересов и положительного отношения к людям разныхнациональностей (А. А. Анцыферова, М. М. Богомолова и др.).

Уточняются требования к игрушкам и оборудованию ими педагогического процесса (В. М. Григорьева, обобщается практический опытиспользования игрушек на занятиях и в повседневной деятельности (В. М. Изгаршева); детально разрабатывается методика использованиясюжетно-образных игрушек в работе с детьми раннего возраста (Е. В. Зворыгина, Г. Г. Локуциевская, Н. Я. Михайленко, Н. С. Пантина).

Огромный интерес проявляют исследователи к изучению истории возникновения игрушек и развития их производства (В. П. Пряхин,Д. Б. Эльконин, влиянию их на эмоциональное состояние и поведение детей (В. С. Мухина, А. С. Спиваковская); значительное внимание уделяетсяизучению возможностей использования конструктивно-строительныхматериалов для умственного развития дошкольников (В. Г. Нечаева, Е. И. Корзакова, З. В. Лиштван, Л. А. Парамонова, созданию развивающейпредметно-игровой среды (Н. Т. Грынявичене).

Актуальными являются вопросы использования технических,электронных игрушек и компьютерной техники в обучении дошкольников.

Проблема исследуется группой ученых под руководством С. Л. Новоселовой.

В последнее время много внимания уделяется разработке методики обучения детей созданию игрушек из бросового и природного материала,ткани, бумаги, дерева, соломы (З. В. Богатеева, Э. К. Гульянц, Л. В. Куцакова).

Таким образом, значение игрушек в решении проблем воспитания иобучения детей дошкольного возраста всестороннее и разнообразное.

4. Педагогические требования к игрушке

Основное требование к игрушкам определила Н. К. Крупская в статье «Об игрушках для дошколят».

Особое требование предъявляется к тематике, содержанию игрушки,поскольку от этого во многом зависят характер игры, действия, которыеребенок выполняет, его чувства, переживания. Об этом писала Е. А. Флерина. Игрушка должна быть динамичной, побуждать ребенка кразнообразным действиям в игре. Это важное требование, учитывающеетакие психофизиологические особенности дошкольника, как потребность в активных действиях, деятельности. Если игрушка такова, что ребенок только созерцает ее, то она не окажет влияния на его развитие.

Предъявляются определенные требования к оформлению игрушки.

Игрушка нуждается в привлекательном, красочном оформлении, чтобывызывать у ребенка эмоциональное отношение, воспитыватьхудожественный вкус.

Оформление игрушки должно быть безопасным для жизни и здоровьяребенка и отвечать ряду гигиенических требований.

В дошкольном учреждении игрушки должны быть соответствующимобразом размещены, что требует использования определенного игровогооборудования: шкафов, стеллажей, ящиков, сеток для хранения мячей и т. д.

Для развертывания самостоятельных игр желательно иметь модули,трансформирующуюся мебель-игрушку, сценическое оборудование, подиумы.

5. Виды игрушек

Игрушки распределяются по видам игр, в которых онипреимущественно используются. Это деление весьма условно: каждаяигрушка многофункциональна и поэтому ее можно применять в разныхиграх.

Выделяются следующие виды игрушек :

Сюжетныеигрушкиили образныеигрушки. Это куклы и фигурки, изображающие людей и животных; транспортные средства (автомашины, поезда, самолеты, посуда, мебель и др.

Дидактическиеигрушкипредназначены для умственного исенсорного развития и обучения детей.

Игрушки-забавы, «веселые игрушки», по определениюЕ. А. Флериной, используются для развлечения детей.

Спортивные игрушки предназначены для реализации задач физического воспитания.

Музыкальныеигрушкипредназначены для развития музыкальногослуха.

Театрализованныеигрушки – это куклы – театральные персонажи,куклы бибабо, куклы-марионетки; наборы сюжетных фигурок дляразыгрывания сценок по сказкам, инсценировок.

Техническиеигрушкивводят детей в мир техники; знакомят свнешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортныесредства, с характерными для них действиями.

Строительные и конструктивные материалы рассчитаны на детскоеконструирование, техническое изобретательство.

Игрушки-самоделкиизготовляются самими детьми, их родителями,воспитателями.

Консультация для педагогов «Требования к дидактическому материалу для проведения образовательной деятельности»

Консультация для педагогов «Требования к дидактическому материалу для проведения образовательной деятельности» Дидактический материал являются орудием труда педагога и инструментом познавательной деятельности детей. Его можно разделить на следующие.

Требования к предметному содержанию развивающей ППС

Требования к предметному содержанию развивающей ППС Английский писатель Оскар Уайльд сказал, что «Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми…» А у нас все дети хорошие.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Виды транспорта. История возникновения транспорта» Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Виды транспорта. История возникновения транспорта». Цель: Познакомить.

Консультация для педагогов и родителей «Солнечные часы. История возникновения и виды»

Консультация для педагогов и родителей «Солнечные часы. История возникновения и виды» Материал будет полезен для воспитателей старших и подготовительных групп ДОУ, для учителей начальных классов, а также для творческих.

Консультация для родителей «История театра и его виды»

Консультация для родителей «История театра и его виды» Консультация для родителей «История театра и его виды» Театр - род искусства, а также здание, предназначенное для представления драматических.

Сценарий развлечения «Огородная история». Кукольная история по мотивам русских народных сказок Действующие лица: кошка Мурка, внучка Маша, дед, баба, ворона, ежик, мышка. Декорации. На сцене ширма с домиком, огород с овощами: репкой,.

Опыт работы «Современные требования к организации игровой деятельности»

Опыт работы «Современные требования к организации игровой деятельности» Современные требования к организации игровой деятельности. “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное.

Психологические требования к цветовому оформлению интерьера ДОУ Психологические требования к цветовому оформлению интерьера ДОУ. Дорогие мои коллеги, добрый вечер! Предлагаю вам интересную информацию.

В современной педагогике игрушки принято делить по видам детских игр. Такое деление приблизительно, поскольку практически все игрушки обладают многообразными функциями (дидактической, развлекающей, забавляющей и пр., что позволяет использовать одну и ту же игрушку в разных видах игр.

1. Среди игрушек для подвижных и спортивных игр можно отметить: каталки, серсо, бильбоке, кольцебросы, воздушные змеи, самокаты и т. д. В качестве игрушек такого типа могут выступать уменьшенные копии спортивных снарядов: мячи, скакалки, детские велосипеды, гимнастический инвентарь и т. п.

2. Игрушки для сюжетно-ролевых игр (драматизации, режиссерских, му-зыкальных и т. п.) и игр-забав представляют наиболее многочисленную группу - это куклы, фигурки людей и животных, предметы для игр с ними (кукольная мебель, посуда) и др.

3. Игрушки дчя дидактических и познавательных игр сконструированы с учетом определенной обучающей программы, которая усваивается ребенком в процессе игры. Некоторые игрушки разработаны на основе принципа автодидактизма (погремушки, пирамидки, вкладыши, матрешки и пр.). К дидактическим игрушкам относятся головоломки (например, игрушки венгерского инженера Э. Рубика, а также настольные и нас'толь-но-печатные игры с правилами. Такие игрушки смыкаются с игрой, и подчас трудно провести четкую границу между игрой и игрушкой. Наборы и комплекты игрушек разной сложности создаются для систематического обучения и развития детей.

4 Игрушки для строительно-конструкторских и технических игр объеди-няют игрушки - технические приспособления, наборы строительных деталей, конструкторы, некоторые виды игровых орудий труда, игровые аудиовизуальные средства и технические предметы для детского творчества с использованием механических, магнитных, электрических, электронных и др. устройств. Такие игрушки должны быть ориентированы на возрастные особенности детей.

5. Театральными игрушками принято называть: куклы-театральные персо-нажи, куклы-марионетки; наборы сюжетных фигурок для разыгрывания, сценок, ро сказкам, басням и другим произведениям; декорационное панно на определенные темы, театральные переносные сцены, теневые театры; магнитные, фланелевые и др. устройства, состоящие из экрана-основы и крепящихся к нему фигурок; театральные костюмы и их элементы, парики и маски театральных персонажей.

Театральные игрушки используются в детских театрах при организации театрализованных игр, развлечений на праздниках, при проведении обучающих сюжетных игр и в самостоятельной игре детей, включающей элементы театрализации.

6. К музыкальным относятся игрушки, имитирующие по форме и звуча-нию музыкальные инструменты, - детские ксилофоны, металлофоны, цимбалы, органчики, гармошки, дудочки, барабаны, музыкальные шкатулки. Наборы колокольчиков, бубенчиков, музыкальные дидактические игры, сюжетно-образные игры с музыкальными устройствами, игровые приборы для прослушивания музыкальных записей на карточках и кассетах с магнитной лентой также причисляются к музыкальным игрушкам.

Музыкальные игрушки находят применение на занятиях по эстетическому воспитанию, на музыкальных праздниках, в сюжетно-ролевых и познавательных играх, используются детьми для самостоятельного музицирования.

7. Среди игрушек-забав - "дергунчики", мячи на резинках, крутящиеся на турниках гимнасты, подпрыгивающие птички, лягушки, бодающиеся козлики и т. п. Широко известны народные игрушки-забавы из дерева, папье-маше с хитроумными устройствами, вызывающими забавляющий эффект. К игрушкам-забавам относят также наборы фокусов и игрушки-сюрпризы. Наряду с механическими в современных игрушках-забавах применяются электротехнические и электронные устройства.

«Откуда появилась игрушка». «Виды игрушек» Проблема исследования. Цель : Развивать познавательные, творческие, интеллектуальные способности детей. Активизировать речь. Расширять.

Консультация «Виды творчества для развития ребенка»

Консультация «Виды творчества для развития ребенка» Ребенок более чувствителен взрослого, потому что для него это все впервые, он воспринимает все иначе, ярче, эмоциональней. Он по-другому.

Консультация для педагогов «Виды дидактических игр, задачи игр» Игра со сверстниками занимает существенное место в ряду других видов самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста. Раскрытие.

Консультация для воспитателей «Моделирование как средство познавательного развития детей: модели, виды моделей» Моделирование как средство познавательного развития детей: модели, виды моделей, условия организации. Моделирование - наглядно-практический.

Консультация для воспитателей «Виды арифметических задач, используемых в работе с дошкольниками» Простые задачи, т. е. задачи, решаемые одним действием (сложением или вычитанием, принято делить на следующие группы. К первой группе относятся.

Консультация для воспитателей «Виды утренней гимнастики и возможности её использования» Виды утренней гимнастики и возможности её использования Утренняя гимнастика Утренняя гимнастика - это постепенное введение организма в.

Консультация «Виды утренней гимнастики» «Виды утренней гимнастики и возможности её использования» Консультация. Утренняя гимнастика Утренняя гимнастика - это постепенное введение.

Консультация «Экспертиза игрушек» Экспертиза игрушек: прошлое, настоящее, будущее. Прошлое. Педагогическая экспертиза в нашей стране существует давно, уже более двух столетий.

Консультация на тему «Виды бумагопластики» Дошкольный возраст – период активного развития творческих навыков и мышления ре-бенка. Психологи и педагоги отмечают значи-тельно более.

Консультация «Виды техник по нетрадиционному рисованию» Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста Дети с самого раннего возраста пытаются.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Тема: Виды игрушек


Курс повышения квалификации

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО


Курс повышения квалификации

ФГОС ДОО. Развитие поисковой активности, инициативы и познавательной мотивации методом экспериментирования у детей дошкольного возраста


Курс повышения квалификации

Теория и методика воспитательной работы в дошкольном образовательном учреждении

«Песочная терапия»

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема: Виды игрушек

Тема: Виды игрушек

Сюжетные игрушкиСюжетные игрушки – это образные игрушки. Это куклы и фигурки.

Сюжетные игрушки
Сюжетные игрушки – это образные игрушки. Это куклы и фигурки, изображающие людей и животных; транспортные средства (автомашины, поезда, самолеты, тележки), посуда, мебель и др. Игрушки данного вида во многом определяют сюжет игры (отсюда название – сюжетные), в этом их основное назначение. Они развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребенка, его социальный опыт.


Сюжетные игрушки

Среди сюжетных игрушек особое место занимает кукла. Она – источник разнообраз.

Среди сюжетных игрушек особое место занимает кукла. Она – источник разнообразных переживаний ребенка. Особенно любимы ребенком куклы, изображающие детей.

В последние десятилетия появились куклы, вводящие в «тайны» взрослой жизни. Э.

В последние десятилетия появились куклы, вводящие в «тайны» взрослой жизни. Это и кукла Барби, Братц, Винкс.


Куклы отображают людей разного возраста, пола, иногда профессии и национальн.

Куклы отображают людей разного возраста, пола, иногда профессии и национальной принадлежности.



2.Дидактические игрушки Дидактические игрушки предназначены для умственного и.

2.Дидактические игрушки
Дидактические игрушки предназначены для умственного и сенсорного развития и обучения детей. Среди них много народных игрушек: матрешки, пирамиды, разнообразные шары, бочонки, бирюльки и др.


К дидактическим играм также относятся различные мозаики и настольно-печатные.

К дидактическим играм также относятся различные мозаики и настольно-печатные игры.


3.Игрушки-забавыИгрушки-забавы – это «веселые игрушки», которые используются.

3.Игрушки-забавы
Игрушки-забавы – это «веселые игрушки», которые используются для развлечения детей. Они представляют собой смешные фигурки людей, животных: клоун, кувыркающийся на вертикальной лестнице; бодающиеся козлики, мишка - «дергунчик» и др.

Особенность игрушек-забав в движении, сюрпризе, неожиданности и небычности иг.

Особенность игрушек-забав в движении, сюрпризе, неожиданности и небычности игровых эффектов.


4.Спортивные игрушкиСпортивные игрушки предназначены для реализации задач физ.

4.Спортивные игрушки
Спортивные игрушки предназначены для реализации задач физического воспитания (волчки, мячи, бильбоке, обручи, серсо)



К спортивным игрушкам также относятся велосипеды, каталки, самокаты, коньки.

К спортивным игрушкам также относятся велосипеды, каталки, самокаты, коньки, ролики и т.д.

К коллективным спортивным игрушкам относятся настольные игры - баскетбол, хок.

К коллективным спортивным игрушкам относятся настольные игры - баскетбол, хоккей, пинг-понг, бильярд, футбол и т.д.

5.Музыкальные игрушкиМузыкальные игрушки предназначены для развития музыкальн.

5.Музыкальные игрушки
Музыкальные игрушки предназначены для развития музыкального слуха. Они используются на занятиях, праздниках, развлечениях, в самостоятельных играх.

Музыкальные игрушки отличаются особенностями звучания, нарядным оформлением.

Музыкальные игрушки отличаются особенностями звучания, нарядным оформлением. Это игрушки, имитирующие по форме и музыкальному звучанию музыкальные инструменты: детские балалайки, металлофоны, ксилофоны, органчики, гармошки, барабаны, дудки, волынки, музыкальные шкатулки (в том числе электронные) и т.д.

К музыкальным игрушкам причисляют сюжетные игрушки с музыкальным устройством.

К музыкальным игрушкам причисляют сюжетные игрушки с музыкальным устройством (пианино, рояль), наборы колокольчиков, бубенчиков, игровые приборы для прослушивания музыкальных записей.


Основные требования к музыкальным игрушкам: благозвучность, высокое качество.

Основные требования к музыкальным игрушкам: благозвучность, высокое качество изготовления, эстетичность оформления.

6.Театрализованные игрушкиК театрализованным игрушкам относятся куклы – театр.

6.Театрализованные игрушки
К театрализованным игрушкам относятся куклы – театральные персонажи, куклы бибабо, куклы-марионетки.


К театрализованным игрушкам относятся наборы сюжетных фигурок для разыгрывани.

К театрализованным игрушкам относятся наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, инсценировок.

К этим игрушкам относятся костюмы и элементы костюмом, атрибуты, элементы дек.

К этим игрушкам относятся костюмы и элементы костюмом, атрибуты, элементы декораций, маски, бутофория и т.д.


7.Технические игрушкиТехнические игрушки вводят детей в мир техники, знакомят.

7.Технические игрушки
Технические игрушки вводят детей в мир техники, знакомят с внешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортные средства) с характерными для них действиями.

К таким игрушкам относятся игрушечные фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы.

К таким игрушкам относятся игрушечные фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, летательные модели, калейдоскопы, детские швейные машинки, микроскопы, компьютеры и т.д.

8.Строительные и конструктивные материалыСтроительные и конструктивные матери.

8.Строительные и конструктивные материалы
Строительные и конструктивные материалы расчитаны на детское конструирование и техническое изобретательство. К таким материалам относятся различные конструкторы LEGO)


9.Игрушки-самоделкиИгрушки-самоделки изготовляются самими детьми, их родителя.

9.Игрушки-самоделки
Игрушки-самоделки изготовляются самими детьми, их родителями и воспитателями.


  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 918 199 материалов в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация воспитательной деятельности в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Теория и методика развития дошкольника для организации образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях с учетом ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Система работы специалистов ОО по выявлению профессиональных предпочтений от дошкольного до подросткового возраста»
  • Курс повышения квалификации «Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»
  • Курс повышения квалификации «Простые машины и механизмы: организация работы ДОУ с помощью образовательных конструкторов»
  • Курс повышения квалификации «Использование декоративно-прикладного искусства в работе с детьми дошкольного возраста»
  • Курс повышения квалификации «Здоровьесберегающие технологии в физическом развитии дошкольников и их применение в условиях ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Песочная терапия в работе с детьми»
  • Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Технология проектной деятельности в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с природой»
  • Курс повышения квалификации «Проектирование предметно-игрового пространства дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Управление качеством дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Музыкальное развитие детей в соответствии с ФГОС ДО»
  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования»
  • Курс повышения квалификации «Система оптимизации взаимоотношений родитель-воспитатель, администрация-воспитатель, воспитатель-воспитатель»

Оставьте свой комментарий

  • 18.04.2019 6642
  • PPTX 4.9 мбайт
  • 64 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Фирстова Елена Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

67 минут

«Имидж современного преподавателя»

48 минут

«Буллинг: вызовы и решения в воспитании и образовании детей»

52 минуты

«Профилактика профессиональной деформации у педагогов»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: