Какое средство выразительности использует автор в словосочетании заснувшую игрушку

Обновлено: 12.05.2024

Средства художественной выразительности – это тропы, фигуры речи и другие литературные приемы, используемые поэтами, писателями и драматургами для создания уникальных эффектов в своих произведениях.

В этой статье мы рассмотрим средства художественной выразительности, которые встречаются в прозе, поэзии и драматургии чаще других. Мы дадим определение каждого из терминов вместе с примерами из известных литературных произведений. Также мы рассмотрим контекст, в котором используются эти литературные приемы.

Знание арсенала средств художественной выразительности позволит нам не только глубже проникать в историю и сильнее привязываться к персонажам, но и успешно понимать и анализировать смысл, заложенный авторами.

Зачем нужны средства художественной выразительности?

… жизнь – не лучший, а плохой сценарист,
Чьи недочёты надлежит исправлять.

(Д. Рудой, «Галактика звёзд»)

Во-первых, зная, в каких случаях используются те или иные приемы, легче понять мотивацию автора, его отношение к персонажам, сюжетным поворотам и событиям.

Кроме того, способность идентифицировать литературные приемы может прояснить для читателя общий смысл или цель произведения. Например, роман «Лев, колдунья и платяной шкаф» К. С. Льюиса является религиозной аллегорией. Понимая это, легче разобраться, почему автор использует определенный язык для описания персонажей, и почему некоторые события происходят именно так, как происходят.


Наконец, средства художественной выразительности делают тексты более интересными, увлекательными и литературными, то есть использующими творческую свободу для создания эффектов и впечатлений, невозможных в реальности. Поэтому те, кто считает, что жизнь – лучший драматург, не осознают, сколько тысяч банальных историй ей требуется, чтобы создать сценарий, который даже писатель средней руки придумает с закрытыми глазами с помощью лишь некоторых тропов, даже не касаясь фигур речи. Литература, а тем более, хорошая литература – это весьма сложный и хитроумный мир, где любая деталь, кажущаяся мелочью, может оказаться ключом к пониманию истинного смысла и красоты произведения; так что, читая роман, не зная литературных приемов, вы скорее всего упустите многие смысловые уровни, заложенные в историю.

Главные средства художественной выразительности

Хотя наша статья разбирает больше средств художественной выразительности, чем остальные сайты, мы ни в коем случае не претендуем на полноту списка и предлагаем лишь наиболее часто встречающиеся литературные приемы, которые обязательно нужно знать любому, кто интересуется литературой и филологией. Каждый прием снабжен примером, иллюстрирующим его суть, и если вам в голову придут другие удачные примеры обязательно поделитесь ими в комментариях с указанием того, к каким средствам художественной выразительности они относятся.

Аллегория

Аллегория – использование запоминающегося образа или сюжета для иносказательного выражения универсальной идеи, реальных (исторических) проблем и/или событий. Используется в романах, в баснях.

Например, антиутопия Оруэлла «Скотный двор» – это аллегория событий, предшествовавших русской революции и сталинской эпохе. По сюжету, животные на ферме практикуют анимализм (отсылка к коммунизму). Многие персонажи соответствуют реальным историческим фигурам.

Другой пример: басня Крылова «Стрекоза и муравей», где стрекоза символизирует беспечность и легкомыслие, а муравей – трудолюбие.

Аллюзия

Аллюзия – это намёк или косвенная ссылка на лицо, событие или идею, имеющие место вне рамок основного произведения. Многие аллюзии отсылают к ранее созданным художественным произведениям.

В поэме «Петербургский роман» Бродский обращается к главному герою пушкинского «Евгения Онегина»:

Гоним столетьями гонений,
от смерти всюду в двух шагах,
теперь здороваюсь, Евгений,
с тобой на этих берегах.

Алогизм и парадокс

Алогизм – утверждение, в котором нарушены логические связи. Используется для создания более яркого зрительного образа, нередко – в детской литературе.

Жабы по небу летают,
Рыбы по полю гуляют,
Мыши кошку изловили,
В мышеловку посадили. (К. Чуковский, «Путаница»)

Парадокс – это утверждение нелогичное или противоречащее здравому смыслу на первый взгляд, но по сути оказывающееся истинным или правдоподобным.

В качестве примера можно привести известную фразу из повести Оруэлла «Скотный двор»:

«Все животные равны, но некоторые животные равнее».

Анафора

Анафора – это многократное повторение звука, слова или словосочетания в начале строк или предложений на протяжении всего текста. Используется как в прозе, так и в поэзии. Служит для усиления эмоционального воздействия на читателя.

Пример фонетической анафоры:

Пример лексической анафоры:

Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством. (М. Лермонтов, «Демон»)

Анахронизм

Анахронизм возникает, когда автору нужна намеренная ошибка в хронологии или временной шкале. Это может быть персонаж, появляющийся не в тот период времени, когда он на самом деле жил, или технология, используемая до того, как она была изобретена. Анахронизмы часто используются для создания комедийного эффекта.

В сатирическом романе «История одного города» Салтыков-Щедрин для усиления комичности использует путаницу в датах и часто допускаемые летописцем анахронизмы наподобие ссылок на Герцена и Огарева.

Антитеза

Антитеза – противопоставление двух или более различных (обычно противоположных по смыслу) идей, характеров, вещей и т. д. Этот прием помогает четче охарактеризовать объект или идею, сравнивая их между собой.

В начале «Повести о двух городах» Диккенс использует антитезу:

«Это было лучшее из времен, это было худшее из времен, это был век мудрости, это был век глупости, это была эпоха веры, это была эпоха неверия, это было время Света, это было время тьмы, это была весна надежды, это была зима отчаяния…»

Гипербола и гротеск

Гипербола – это намеренное преувеличение, которое не должно восприниматься читателем буквально.

В сто сорок солнц закат пылал… (В. Маяковский)

Гротеск – разновидность гиперболы. Служит для изображения в карикатурном или абсурдном, неправдоподобном ключе каких-либо качеств объекта или идеи. Часто служит для создания комедийного эффекта.

В романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле часто прибегает к гротеску при описании непомерных размеров героев:

«Будучи препровождены таким порядком в рот, паломники приложили все усилия, чтобы не попасть под жернова его зубов, и уже начали думать, что их заточили в какое-то глубокое подземелье…»

Инверсия

Под инверсией подразумевается изменение привычного порядка слов в предложении. Нередко используется в поэзии для встраивания фразы в ритмический рисунок.

Сравнится ль что в моих стихах
С нежнейшей матери слезами? (В. Жуковский)

Ирония

Ирония – употребление слова или изображение ситуации в насмешливом ключе, часто – в значении противоположном буквальному. В литературе существуют разные типы иронии:

  • Вербальная ирония: говорится одно, а подразумевается обратное.

В «Мертвых душах» Гоголь называет мошенника Чичикова «самым благопристойным человеком».

  • Ситуационная ирония: происходит нечто противоположное тому, что должно было произойти.
  • Драматическая ирония: зритель знает об истинных намерениях или последствиях, а персонажи – нет. В результате действия и события приобретают для аудитории иной смысл, чем для участников.

В шекспировском «Короле Лире» аудитория знает, что Корделия – настоящая дочь Лира, но сам он этого не ведает.

Примером иронии является вся песня Александра Башлачева «Подвиг разведчика»:

Эпитет (греч. epitheton - «приложенное» , «прибавленное» ) - это художественное образное определение, обладающее особой художественной выразительностью, выражающее чувства автора к изображаемому предмету, создающее живое представление о предмете. Как правило, эпитет выражается прилагательным, употреблённым в переносном значении. В художественных текстах встречаются редкие (индивидуально-авторские эпитеты) : слезливое утро (А. Чехов) , дряблый смех (Д. Мамин-Сибиряк) .

Метафора (греч. metaphora - «перенесение» ) представляет собой перенесение значения по сходству. Это средство выразительности очень близко к сравнению: сонное озеро города (А. Блок) , взлетающий бубен метели (А. Блок) .

Олицетворение - художественный приём, заключающийся в том, что при описании животных и неодушевлённых предметов они наделяются человеческим чувствами, мыслями, речью: Луна хохотала, как клоун (С. Есенин) .

Гипербола (греч. hyperbole - «преувеличение» ) - это изобразительный приём, построенный на количественном усилении признаков предмета, явления, действия: Пройдёт - словно солнцем осветит! (Н. Некрасов) .

Антитеза (греч. antithesis - «противоположение» ) - это приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Как правило, антитеза основывается на употреблении антонимов: Расстаться казалось нам трудно, но встретиться было б трудней (М. Лермонтов) .

Оксюморон, или оксиморон (греч. oxymoron - «остроумно-глупое» ) - сочетание противоположных по значению слов: Порой влюбляется он страстно в свою нарядную печаль. (М. Лермонтов) .

7. Лексический повтор

Лексический повтор - намеренное повторение в тексте одного и того же слова в тексте. Как правило, с помощью этого приёма в тексте выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание читателя: Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза. (С. Есенин) .

Градация - (лат. gradation - «постепенное возвышение» ) - расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости: Я звал тебя, но ты не оглянулась, я слёзы лил, но ты не снизошла. (А. Блок).

IV. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Он телом сильный, как бык, и храбрый, как лев, а душою слабый, как вода» (Л.Толстой):

1) метафора
2) эпитет
3) олицетворение
4) сравнение

V. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является МЕТАФОРА

1. Сквозь кусты глядит вечерний луч (М.Ю.Лермонтов).
2. Видишь, полозьев чернеются швы, мёрзлый нарыв мостовых расковырян (Б.Пастернак).
3. Неожиданное оскорбление и боль переполнили чашу терпения в душе… (В.Г.Короленко).
4. На седых уральских кручах вороны кричат… (А.А.Сурков).

VI. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

1. И жёлтые листы шумят под робкими шагами (М.Лермонтов).
2. Возле глаз собрав морщинки-трещины, смотрит в синий мрак седая женщина (Э.Асадов).
3. В пряже солнечных дней время выткало нить… (С.А.Есенин).
4. Дыхну – с ладони скатишься, чихну – в огонь укатишься, щелкну – мертва покатишься (Н.А.Некрасов).

VII. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ЭПИТЕТ

1. Заголовок книги несколько уколол меня, но первая же страница вызвала в душе улыбку восторга (М.Горький).
2. Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта? (А.С.Пушкин).
3. Изредка ветер трепал гроздья звёзд (К.Г.Паустовский).
4. Солнце золотило верхушки деревьев (Соколов-Микитов).

VIII. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является СРАВНЕНИЕ

1. Солнце горело на каплях чернил, как в кистях запылённой смородины (Б.Пастернак).
2. Весна на голубом картоне цветные пробует карандаши (В.Шефнер).
3. Раскинув луч - шаги, шагает солнце… (В.Маяковский).
4. Осень, в шубу жёлтую одета, по лесам с метёлкою прошлась (Д.Кедрин).

IX. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ГИПЕРБОЛА

1. Заря из сада обдавала стёкла кровавыми слезами сентября (Б.Пастернак).
2. Обида колючею, злой метелью любое тепло обращает в лёд (Э.Асадов).
3. Народу в селе – туча (В.Солоухин).
4. По зеркальной воде, по кудрям лозняка от зари алый свет разливается. (И.З.Суриков).

X. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ФРАЗЕОЛОГИЗМ

1. Тихо льётся с клёнов листьев медь (С.А.Есенин).
2. На горах весь день лежали, зацепившись за вершины, одни и те же облака из серой сухой ваты (К.Г.Паустовский).
3. Демидов… проезжал по пустынным, безмолвным улицам города. Давно ли здесь все шумело и жизнь била ключом! (Е. Федоров).
4. Сосны подняли в небо свои золотистые свечи (М.Горький).

XI. Какого из перечисленных средств выразительности нет в предложении: «Ночевала тучка золотая / На груди утёса-великана. / Утром в путь она умчалась рано, / По лазури весело играя» (М.Лермонтов):

1) олицетворение
2) метафора
3) эпитет
4) сравнение

Материал содержит теоретическую и практическую часть, предназначен для использования на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ.

1) Через минуту проливной дождь вымочил меня до нитки.
2) Тихо струится река серебристая в царстве вечернем зеленой весны.
3) Усталый день склонялся к ночи ,затихла шумная волна.
4) Задул холодный ветер, разверзлись хляби небесные, реки затопили луга и дороги.
5) Приближаясь к березовой роще, услыхал он удары топора.

1) Не знаю, сколько прошло времени, но внезапно ночь озарилась ярким светом фар, и длинная тень какого-то великана легла на моё лицо.
2) Сверху всё смолкло: только камыш на берегу шепчет.
3) Он работал не покладая рук и наконец увидел, что сделано уже много.
4) Двинулись орудия, а руки у меня дрожат, зубы стучат, сердце замирает, задыхаюсь.
5) Сердце у него стучало так, как будто он пробежал во весь дух несколько вёрст.

1) Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно
2) По дороге попали в страшную метель, машина застряла, и водитель визгливо, как женщина, стал кричать, что теперь все мы замёрзнем.
3) Грушницкого на площадке уже не было. Все в один голос вскрикнули
4) На первый взгляд письмо это может показаться резким, даже для современного читателя.
5) Прошло несколько времени, а здоровье бедного Дубровского было всё ещё плохо.

1) В автопарке ценили своего старшего диспетчера на вес золота.
2) Географическая карта висела на стене без всякого употребления и соблазняла меня широтою и добротою бумаги.
3) Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье.
4) Облачко обратилось в белую тучу которая тяжело подымалась , росла и постепенно облегала все небо.
5) Из уцелевших брёвен на скорую руку сколотили избёнку, покрыли её тёсом.

1) Тишин кричал, что он выведет на чистую воду всех хвастунов и зазнаек.
2) Он взвизгнул , а потом засмеялся мелким, как дрожь, смехом .
3) Он у нас и учёный, и на скрипке играет, и выпиливает разные штучки, одним словом, мастер на все руки.
4) Актовый зал был полон, яблоку негде упасть, а у дверей ещё много ребят стояло.
5) Он глянул в самый тёмный угол — прямо на него смотрели жуткие золотые глаза.

1) Усталый день склонялся к ночи ,затихла шумная волна.
2) Лошади стояли, понуря голову и изредка вздрагивая.
3) Было так темно,что хоть глаз выколи.
4) Черемуха душистая с весною расцвела и ветви золотистые, что кудри, завила.
5) Марья Кириловна видела в своей комнате пред раскрытым окошком.

1) Из серых туч глядит,как капля,одинокая звезда.
2) Но едва Владимир выехал в поле,как поднялся ветер и сделалась метель.
3) Погода утихла,тучи расходились,перед ним лежала равнина,устланная белым волнистым ковром.
4) Черемуха душистая с весною расцвела и ветви золотистые, что кудри, завила
5) Гаснут красные крылья заката.

1) В безмолвии садов, во мгле ночей, поет над розою восточный соловей.
2) Ветер резвый уснул на пути; ни проехать в лесу, ни пройти.
3) Скачет конь, простору много, валит снег и стелет шаль.
4) Зашумели ветры, охнул лес зеленый, зашептался с эхом высохший ковыль.
5) Тихо струится река серебристая.

1) В ночь погода зашумела, взволновалась река.
2) Отговорила роща золотая березовым веселым языком.
3) Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит.
4) В трепетный сумрак озябшего сада льётся со степи волнами прохлада.
5) Вьюга злится, вьюга плачет ,кони чуткие храпят.

1) Я приехала просить милости, а не правосудия.
2) Они сошлись. Волна и камень, //Стихи и проза, лёд и пламень. //Не столь различны меж собой.
3) Мне приснился сон, которого я никогда не мог позабыть.
4) Луна сияла, июльская ночь была тиха, изредка подымался ветерок, и легкий шорох пробегал по всему саду.
5) Прошло несколько дней , и не случилось ничего достопримечательного.

Средства речевой выразительности – это один из важнейших факторов, благодаря которому русский язык славится своим богатством и красотой, которая не раз была воспета в стихах и бессмертных произведениях русских классиков-литераторов.

Средства речевой выразительности – это один из важнейших факторов, благодаря которому русский язык славится своим богатством и красотой, которая не раз была воспета в стихах и бессмертных произведениях русских классиков-литераторов. По сей день русский язык является одним из наиболее сложных для изучения. Этому способствует огромное количество средств выразительности, которые присутствуют в нашем языке, делают его богатым и многогранным. На сегодняшний день нет чёткой классификации средств выразительности, но всё же можно выделить два условных вида: стилистические фигуры и тропы.

Стилистические фигуры – это речевые обороты, которые использует автор для того, чтобы достигнуть максимальной выразительности, а значит, лучше донести до читателя или слушателя необходимую информацию или смысл, а также придать тексту эмоциональную и художественную окраску. К стилистическим фигурам относятся такие средства выразительности, как антитеза, параллелизм, анафора, градация, инверсия, эпифора и другие.

Тропы – это речевые обороты или слова, которые используются автором в непрямом, иносказательном значении. Эти средства художественной выразительности – неотъемлемая часть любого художественного произведения. К тропам относятся метафоры, гиперболы, литоты, синекдохи, метонимии и пр.

Наиболее часто встречающиеся средства выразительности.

Как мы уже говорили, существует очень большое количество средств лексической выразительности в русском языке, поэтому в данной статье рассмотрим те из них, которые чаще всего можно встретить не только в литературных произведениях, но и в повседневной жизни каждого из нас.

  1. Гипербола (греч. hyperbole – преувеличение) – это вид тропа, основой которого является преувеличение. Благодаря использованию гиперболы усиливается значение и производится нужное впечатление на слушателя, собеседника или читателя. Например: море слез; океан любви.
  2. Метафора (греч. metaphora – перенесение) – одно из важнейших средств речевой выразительности. Этот троп характеризуется переносом характеристик одного предмета, существа или явления на другой. Этот троп похож на сравнение, но слова «словно», «как будто», «как» опускаются, но каждый понимает, что они подразумеваются : подмоченная репутация; светящиеся глаза; бурлящие эмоции.
  3. Эпитет (греч. epitheton – приложение) – это определение, придающее самым обыденным вещам, предметам и явлениям художественный окрас. Примеры эпитетов: лето золотое; струящиеся волосы; волнистый туман.

- речевым оборотом, в котором присутствуют союзы «будто», «словно», «как», «подобно» (Кожа ее рук была грубой, как подошва сапога).

Кроме вышеперечисленных, существуют следующие средства выразительности, которые мы рассмотрим в следующей статье:

Читайте также: