Какое значение для жизни людей имело изготовление игрушек оружейное дело

Обновлено: 26.04.2024

Народная игрушка является важным этническим элементом и памятником традиционной культуры русского народа. Она представляет собой синтетический вид народного творчества, в котором соединяются средства декоративно-прикладного и изобразительного искусства, музыкальные элементы. Игрушка — это также традиционный элемент воспитания детей. Дети познают мир и социализируются в обществе через игру. Традиционные народные игрушки различаются по типу, материалу и способу изготовления. Кроме того, существует взаимосвязь народной игрушки с разными видами хозяйственной деятельности людей, орудиями труда и религиозными верованиями. Народная игрушка являлась важным элементом социализации и воспитания детей.

Русская народная игрушка привлекательна своей многозначностью, глубиной, символичностью изображения, декоративностью, лаконичностью, чувством материала и его природных свойств, традиционностью технологических приемов, условностью образов и многим другим. Народные игрушки изображают людей, объекты фауны: птиц, оленей и лосей, медведей, коней, козлов и других животных. Русские традиционные игрушки выполняются в основном из глины, дерева, соломы, бересты.

Русская народная игрушка имеет различную символику. Например, игрушка в форме солнца, коня-качалки, качелей является символом благополучия. Игрушка в форме яйца, петуха — символом Неба. Олень символизирует солнечный свет, мир на земле и счастливый брак. Медведь является символом силы и богатства.

Русская народная игрушка из глины

Жители определенного региона на протяжении столетий создавали и передавали из поколения в поколение самобытные традиции изготовления народной игрушки, которая являлась своеобразной, оригинальной и сочетала в себе национальные особенности определенного региона России. По внешним особенностям русской народной игрушки можно было понять, в какой именно местности ее смастерили. Как уже выше говорилось, игрушки в основном изготавливались из двух материалов: глины (Абашевская, Дымковская, Каргопольская, Плешковская и Филимоновская игрушка) и дерева (Богородская Мазыкская игрушка, матрешка, птица счастья).

Абашевская русская народная игрушка

Абашевская русская народная игрушка выполняется из глины. Ее название происходит от села Абашево Пензенской губернии. В XIX–XX вв. в селе Абашево проживали лучшие мастера гончарного дела, работы которых ценились по всей России. В Пензенской губернии в селе Абашево были богатые месторождения глины, которую изначально использовали для изготовления красивой посуды. Впервые абашевские игрушки начали делать в середине XIX века для детских игр. Но спустя время игрушкам стали придавать сатирический характер, с целью высмеивания лжецов и тех, кто наживается на ближних.

Пик развития абашевской игрушки пришелся на XX век, когда многие умельцы по изготовлению посуды из глины уже не могли соперничать с фабриками и заводами. Как раз в этот период большинство мастеров занялось изготовлением свистулек, которые вызывали неподдельный интерес и даже восторг у детей. Одним из знаменитых мастеров того периода являлся Тимофей Зоткин . Его работы оказали немалое влияние на последующие поколения.

Сюжеты абашевской игрушки разнообразны, среди основных — животные и птицы, главная особенность которых — чересчур длинное туловище с шеей и короткие лапы. У животных часто изображали пышные кудри и бороды. В основном лепили баранов, оленей, коз. По виду они напоминают фантастических кентавров, которым присуща некоторая сатиричность.

Абашевская игрушка призвана высмеивать человеческие пороки, в особенности сребролюбие и обман. Именно поэтому вместе с необычными фигурками животных можно увидеть нарядную барышню, лихого всадника и князя в образе барана с человеческим лицом.

При изготовлении игрушки мастер применяет глину и несколько стеков, с помощью которых формирует фигурку, проделывает отверстия и узоры. После изделие обжигают и расписывают. Для росписи абашевской игрушки мастера использовали масляные и эмалевые краски, которые обеспечивали долговечность и насыщенность рисунков. Тематика росписи — это прежде всего природа и окружающий мир, не лишенные символизма. В абашевской игрушке преобладают красный, зеленый и синий цвета.

Дымковская русская народная игрушка

Широко известна и по сей день дымковская русская народная игрушка, которая также делается из глины. Дымковскую игрушку мастерят уже не одно столетие. Изготовляли такую игрушку в слободе Дымково, расположенной неподалеку от города Кирова. Умельцы трудились в слободе Дымково в одиночку и семьями. К началу XIX века игрушки из Дымкова распространились по всей России.

В те времена в год изготовлялось более 100 тысяч игрушек, которые поступали на продажу, в том числе и в столицу и в Оренбургскую губернию. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Самыми известными мастерами были Кошкины и Никулины . В начале XX века дымковские игрушки потеряли былую популярность, хотя уже в 1930-е годы в Кирове начал возрождаться дымковский промысел.

Дымковская игрушка традиционно выполняется в форме барыни, всадников, гусаров, фантастических птиц и животных, а также существуют многофигурные сюжетные композиции. Процесс изготовления дымковской игрушки состоит из двух этапов: лепки изделия и росписи его. В создании формы игрушки и в оформлении существуют свои традиции, выражающиеся прежде всего в статичности, пышности форм и яркости росписи. Например, в композиции «Мать с детьми» фигура женщины смотрит прямо перед собой, она как бы замерла в этом положении. Эта же статичность присутствует в игрушках, изображающих птиц и животных.

Особенно популярны следующие образы дымковской игрушки :

  • Индюк — красочный, словно павлин.
  • Барыня — это и изящная городская особа, и традиционная крестьянская женщина в кокошнике. Рядом с ней могут изображаться ребятишки.
  • Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отметим, что они всегда позолоченные. Барашков изображают обычными или в нарядной одежде.
  • Лошадь — традиционно в ярко-голубых тонах.
  • Мужчины в дымковской игрушке изображаются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского кавалера.
  • Свинки, птицы, колокольчики. Изображаются в разных вариациях и тонах.

Для изготовления дымковской игрушки используется вятская красная глина и речной песок. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из круглого куска глины лепится тело, на которое прикрепляются остальные части игрушки. Далее изделие несколько суток сушится на открытом воздухе. Затем обжигается на огне. На Руси для этого использовали печь. Сегодня это муфельная печь, где температура достигает 1000 °С. Когда фигурка остывает, ее подвергают отбеливанию. На Руси для этого использовали в том числе и молоко. Следующий этап — раскрашивание. В давние года для этого использовали натуральные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. В наши дни чаще всего применяют акриловые краски. Хвосты птиц, рога животных, одежда людей покрываются медной поталью (тонкой фольгой). Для дымковской игрушки характерно использование красного, синего, желтого, изумрудного, голубого, зеленого и оранжевого цветов. Белая и черная краска применяется в небольшом количестве. Каждый цвет, которым окрашена игрушка, имеет свое значение: белый — символ чистоты; черный — лжи; зеленый — природа; красный — силы, здоровья; синий — неба.

Узоры, используемые при росписи дымковской игрушки, тесно связаны с народными верованиями, символами природы. Например, солнце и луна — символ зарождения жизни; ромбы — знак плодородия; волны — знак неба и влаги. Заключительным моментом росписи является нанесение сусального золота. В настоящее время дымковская игрушка развивается, возникают новые технологии, появляются свежие идеи, но традиции изготовления остаются неизменными.

Каргопольская русская народная игрушка

По всей России и в зарубежье известна глиняная Каргопольская игрушка. Название изделия происходит от древнего города Каргополь Архангельской губернии, являвшимся в старину одним из центров старообрядчества. Известно, что жители этого города и его окрестностей издавна занимались гончарным делом, делали традиционную игрушку.

По сравнению с яркими по цвету дымковскими и филимоновскими игрушками, каргопольская игрушка на вид сурова. Для нее характерна многофигурность композиции (веселые тройки с седоками в санях, танцующие фигуры, катания на лодке, сказочные сюжеты и другое). Все фигурки немного приземистые, с короткими руками и ногами, туловище у них удлиненное, толстая и короткая шея и сравнительно большая голова. Интересно, что животные изображаются с толстыми лапами.

Каргопольской игрушке свойственна тема деревни. Герои местных мастеров — простые русские люди, работающие в поле, пахари и сеятели, которые отдыхают в период обеда, женщины, которые стирают белью и нянчат детишек. Часто мастера создавали не только существующих, но и вымышленных зверей. Например, полуконя-получеловека, которого изображают в военной форме с орденами; двухголового коня или птицу Сирин.

Настоящих животных каргопольские умельцы очеловечивали, то есть рисовали им одежду, бытовые предметы, музыкальные инструменты. Изображали медведей, лосей, баранов, лошадей, кошек, собак, птиц.

Женщин изображали в длинных сарафанах, волосы заплетали в косу, на шее рисовали бусы, а в руки помещали сверток с младенцем или блюдо с пищей. Мужчина изображался обязательно с густой бородой, в расписной рубахе, свободных шароварах и высоких сапогах на небольшом каблуке. На голове шапка или шляпа для защиты от солнца. Каждая игрушка имеет свою символику, скрытый смысл. Женщина является символом Земли, плодородия, кормилицы. Медведь — символом хозяина леса, олень или баран — символом неба и солнца.

Каргопольскую игрушку делали из цельного куска глины, иногда добавляли дополнительные элементы. После обжига фигурку помещали в густой раствор из муки. Благодаря пригоревшей муке на поверхности возникали причудливые темные узоры, которые в дальнейшем покрывали красками. Подобная технология придавала фигурке рельефность и объем. При росписи наибольшей популярностью пользовались следующие цвета: красный, зеленый, желтый и синий.

Игрушку всегда украшали узором: на изображениях людей это был орнамент на одежде, а животным украшали рога или конечности. Узор был простым и незамысловатым: волнистые линии, геометрические фигуры и цветы. Кроме того, в качестве узора служили изображения на игрушке солнца, неба, луны, огня, земли и воды.

Плешковская русская народная игрушка

Игрушки из Плешково лепятся из смеси глины со слюдой. После обжига игрушки слюдовые вкрапления придают изделию дополнительный серебристый блеск и искорки по всей поверхности. У обожженных свистулек пористая структура и розовый оттенок. Мастера окрашивают глину в свободной манере и распределяют натуральную краску пятнами. Изначально при изготовлении плешковских игрушек краска не применялась вообще, но более современные мастера растирают для полноценного покрытия свистульки кирпич и смешивают его с выжимкой из лопуха или конопли. Ранее было достаточно найти необходимое количество местной золотистой глины и провести 2-3 полоски вдоль фигурки.

Название игрушки происходит от села Плешково Орловской губернии. Игрушки отличаются простотой и лаконичностью. Основные цвета плешковской игрушки: синий, красный, зеленый. При окрашивании изделия использовали натуральные красители — сок бузины и лопуха, которые наносили на поверхность фигурки в форме пятнышек. Сюжеты плешковской игрушки различны: звери (кони, бараны, коровы, олени, петухи), птицы (утки), люди (солдаты, барыни), фантастические существа (русалки, птицы — сирин).

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.


Курс повышения квалификации

Профилактика синдрома «профессионального выгорания» у педагогов


Курс повышения квалификации

Профессиональные компетенции педагога в рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012


Курс повышения квалификации

Этические проблемы современного естествознания


«Цифровые трансформации и инновационные компетенции: как успевать бежать в два раза быстрее?»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:


10203040501020304050102030405010203040501020304050РемёслаКартинная галереяПря.

Изготовление полезных предметов ручным способом с применением некоторых инстр.

Изготовление полезных предметов ручным способом с применением некоторых инструментов.
Что такое ремесло?
А) приготовление обедов
Б) изготовление предметов заводами
В) Изготовление полезных предметов ручным способом с применением некоторых инструментов.

Скорняжное мастерство (обработка кожи), ювелирное мастерство, производство пр.

Скорняжное мастерство (обработка кожи), ювелирное мастерство, производство продуктов питания, гончарное ремесло, обработка металла, обработка дерева, обработка льна, строительные ремёсла, обработка шерсти.
Какие ремёсла существовавшие в России ты знаешь?
РЕМЁСЛА
20

Объединения ремесленниковЧто такое артели?РЕМЁСЛА30

Объединения ремесленников
Что такое артели?
РЕМЁСЛА
30

Гжельская росписьОпредели по картинке название росписи РЕМЁСЛА40

Гжельская роспись
Определи по картинке название росписи

Балхарская росписьРЕМЁСЛА50Как называется такая роспись?

Балхарская роспись
РЕМЁСЛА
50
Как называется такая роспись?

РУССКОЕ ОРУЖИЕ10ТулаКакой город являлся центром производства русского оружия.

РУССКОЕ ОРУЖИЕ
10
Тула
Какой город являлся центром производства русского оружия?
а) Москва
б) Смоленск
В) Муром
Г) Тула

РУССКОЕ ОРУЖИЕ20Никита ДемидовКто изображён на портрете?

РУССКОЕ ОРУЖИЕ
20
Никита Демидов
Кто изображён на портрете?

РУССКОЕ ОРУЖИЕ30Русские сабли (16 в.)Определи что изображено на иллюстрации.

РУССКОЕ ОРУЖИЕ
30
Русские сабли (16 в.)
Определи что изображено на иллюстрации:
А) Ножи
Б) Сабли
В) Мечи

РУССКОЕ ОРУЖИЕ40Пищаль – огнестрельное оружие, однозарядное ружьё или пушка.

РУССКОЕ ОРУЖИЕ
40
Пищаль – огнестрельное оружие, однозарядное ружьё или пушка.

Что такое пищаль?
А) Птица
Б) Вид огнестрельного оружия
В) Часть доспехов

РУССКОЕ ОРУЖИЕ50Ювелирным. Каким ремеслом владели многие мастера оружейного.

РУССКОЕ ОРУЖИЕ
50
Ювелирным.
Каким ремеслом владели многие мастера оружейного дела?
А) Ювелирным
Б) Гончарным
В) Плотницким

ГОРОДА10В) ТулаКакой город славился производством ружей и пистолетов? А) Моск.

ГОРОДА
10
В) Тула
Какой город славился производством ружей и пистолетов?
А) Москва
Б) Новгород
В) Тула

ГОРОДА20Б) Сергиев ПосадВ каком древнерусском городе мастера изготавливали де.

ГОРОДА
20
Б) Сергиев Посад
В каком древнерусском городе мастера изготавливали деревянные игрушки, которые дарят радость и взрослым, и детям?
А) Москва
Б) Сергиев Посад
В) Дымково

НОМИНАЦИЯ30В) КаргопольВ каком северном русском городе лепили забавные глинян.

НОМИНАЦИЯ
30
В) Каргополь
В каком северном русском городе лепили забавные глиняные игрушки?
А) Архангельск
Б) Санкт-Петербург
В) Каргополь

ГОРОДА40Б) кольчужникиЧто в переводе с персидского означает название города З.

ГОРОДА
40
Б) кольчужники
Что в переводе с персидского означает название города Зерихгер, где издавна изготавливали оружие и доспехи?
А) Кузнецы
Б) Кольчужники
В) Оружейники

ГОРОДА50В) ЗлатоустКакой из старинных русских городов славился мастерами, кот.

ГОРОДА
50
В) Златоуст
Какой из старинных русских городов славился мастерами, которые изготавливали оружие, украшенное узорами и драгоценными камнями?
А) Москва
Б) Тула
В) Златоуст

ПРЯЛКА И ВЕРЕТЕНО10Б) Прялка Как назывались специальные деревянные приспособл.

ПРЯЛКА И ВЕРЕТЕНО
10
Б) Прялка
Как назывались специальные деревянные приспособления для изготовления пряжи?
А) Гребень
Б) Прялка
В) Ткацкий станок

ПРЯЛКА И ВЕРЕТЕНО20А) ТкачихаКто являлся героиней «Сказки о царе Салтане» А.С.

ПРЯЛКА И ВЕРЕТЕНО
20
А) Ткачиха
Кто являлся героиней «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина?
А) Ткачиха
Б) Пряха
В) Швея

ПРЯЛКА И ВЕРЕТЕНО30В) ЛыкоИз какого материала нельзя спрясть нить? А) Шерсть.

ПРЯЛКА И ВЕРЕТЕНО
30
В) Лыко
Из какого материала нельзя спрясть нить?
А) Шерсть
Б) Лён
В) Лыко

ПРЯЛКА И ВЕРЕТЕНО40Б – это ткацкий станокНа какой из этих иллюстраций изображ.

ПРЯЛКА И ВЕРЕТЕНО
40
Б – это ткацкий станок
На какой из этих иллюстраций изображена не прялка?

ПРЯЛКА И ВЕРЕТЕНО50В) ВеретеноЧто это такое? А) Спицы для вязания Б) Части тк.

ПРЯЛКА И ВЕРЕТЕНО
50
В) Веретено
Что это такое?
А) Спицы для вязания
Б) Части ткацкого станка
В) Веретено

КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ10А) Прядёт Каким ремеслом занимается эта девушка? А) Прядёт.

КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ
10
А) Прядёт

Каким ремеслом занимается эта девушка?
А) Прядёт
Б) Вышивает
В) Вяжет

КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ20А) гончарнаяЧто за мастерская изображена на картине? А) Го.

КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ
20
А) гончарная
Что за мастерская изображена на картине?
А) Гончарная
Б) Столярная
В) Слесарная

КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ30А) ТкачихаКто эта девушка? А) Ткачиха Б) Пряха В) Швея

КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ
30
А) Ткачиха
Кто эта девушка?
А) Ткачиха
Б) Пряха
В) Швея

КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ40В) кружевницаЭта картина русского художника Василия Тропин.

КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ
40
В) кружевница
Эта картина русского художника Василия Тропинина называется…
А) вышивальщица
Б) ткачиха
В) кружевница

КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ50Б) Собирают дикий мёдНа картине «Бортники» люди занимаются.

КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ
50
Б) Собирают дикий мёд
На картине «Бортники» люди занимаются старинным ремеслом:
А) они заготавливают
древесину для поделок
Б) они собирают дикий мёд
В) они заготавливают
материал для плетения
лаптей

http://www.hereisfree.com/content1//pic/zip/201122421113324977801.jpg и.

Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Ива.

Ранько Елена Алексеевна
учитель начальных классов
МАОУ лицей №21
г. Иваново

Краткое описание документа:

Интерактивная викторина по окружающему миру по темам раздела "Что создавалось трудом ремесленника?" может быть использована для проведения внеклассных мероприятий, внеурочной деятельности.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 918 285 материалов в базе

Материал подходит для УМК

«Окружающий мир (в 2 частях)», Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С.

Что создавалось трудом ремесленника?

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

  • Учебник: «Окружающий мир (в 2 частях)», Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.
  • Учебник: «Окружающий мир (в 2 частях)», Плешаков А.А.
  • Тема: Общение
  • Учебник: «Окружающий мир (в 2 частях)», Плешаков А.А.
  • Учебник: «Окружающий мир (в 2 частях)», Плешаков А.А., Крючкова Е.А.
  • Тема: Планеты Солнечной системы
  • Учебник: «Окружающий мир (в 2 частях)», Плешаков А.А.
  • Тема: Что такое Бенилюкс

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»
  • Курс профессиональной переподготовки «Экология и основы безопасности жизнедеятельности: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Нормирование качества окружающей среды»
  • Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»
  • Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»
  • Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»
  • Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»
  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация системы учета и мониторинга обращения с отходами производства и потребления»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»

Оставьте свой комментарий

  • 30.04.2021 442
  • PPTX 5 мбайт
  • 48 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Ростошанская Анна Владиславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

57 минут

«Игра в архитектуру. "Учимся рисовать эскизы зданий, мебели, интерьеров"»

88 минут

«Организация профессиональной деятельности социального педагога в условиях реализации ФГОС»

65 минут

«Формирование единой системы гармоничного и эффективного развития математических способностей детей»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 04.05.2016

Тема: «Русские оружейники»

Тип урока: ОНЗ

Цель урока: Познакомить детей с возникновением и развитием на Руси оружейного ремесла.

Образовательная: дать представления о том, как развивалось ремесло оружейников на Руси.

Развивающая: развивать умение работать с источниками информации; расширение кругозора.

Воспитательная: воспитывать любознательность; воспитывать самостоятельность и ответственность по отношению к выполняемому труду.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

- различать характер ремесла по результату труда ремесленника; кратко рассказывать об изготовлении оружия и защитных доспе­хов — древнем ремес­ле славян.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД:

Познавательные - находить и выделяет необходимую информацию из различных источников.

Регулятивные - определять цель учебной деятельности с помощью учителя, самостоятельно; принимать и сохранять учебные задачи в течение всего урока.

Коммуникативные - участвовать в диалоге; слушать и понимать речь других; высказывать своё мнение.

Личностные – формирование осознания смысла своих учебных действий; умение адекватно оценивать себя и свои действия; формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину

Средства обучения : учебник Виноградова 3 класс часть 2, презентация.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята! Меня Виктория Сергеевна. Я проведу у вас урок окружающего мира.

· - Как вы понимаете пословицу « Оружие — сила бойца, используй его до конца » (Слайд 1)

- приветствуют учителя

-размышляют, высказывают свое мнение

2. Актуализация знаний

- Чтобы узнать оружия бойца, давайте с вами отправимся в путешествие по древнему городу. Я называю то, что нам нужно, а вы зовете ремесленника, который сможет нам помочь. И говорите, на какой улице он живет. (Слайд 2)

- Кого называют игрушечниками?

- Кого называют ткачами?

- Кого называют пекарем?

- Кого называют ювелиром?

- Кого называют кузнецами?

- Кого называют гончарами?

- На каких улицах они могут жить?

- О какой улице мы не говорили?

-рассказывают

3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания

1) Определение темы и задач урока.

- Изготовление оружия – тоже ремесло. Как вы думаете, для чего необходимо изготавливать оружия? Какое оно было?

- Назовите тему урока.

- Предположите задачи урока.

- Вот как я сформулировала задачи урока: (слайд 3)

· узнаем , какое было оружие у наших предков

· узнаем, когда какое оружие было

· узнаем, как защищались наши предки от врагов

- А еще будем расширять свои знания об истории России. Сейчас у нас их немного. В конце урока посмотрим, сколько стало.

- В оина нужно правильно вооружить. Согласны? Значит, нужно оценить свои реальные возможности в этом вопросе. И я вам предлагаю з аполнить лист оценивания.

Лист оценивания

Я знаю, кто такие оружейники.

Я пока не знаю, кто такие оружейники.

Я знаю, какое оружие было у русских воинов в 9-10 веке.

Я пока не знаю, какое оружие было у русских воинов в 9-10 веке.

Я знаю, что такое доспехи

Я пока не знаю, что такое доспехи

Я знаю, что такое кольчуга

Я пока не знаю, что такое кольчуга

Я знаю, в каком веке появились ружья и пушки на Руси.

Я пока не знаю, в каком веке появились ружья и пушки на Руси.

Я знаю, кто создал самую большую пушку в России

Я пока не знаю, кто создал самую большую пушку в России

Я знаю, где в России появились первые оружейные производства

Я пока не знаю, где в России появились первые оружейные производства

- Достаточно ли у вас информации о том, как правильно вооружить русского воина? Что мы может в такой ситуации сделать?

- Оружие изготавливалось с давних времен. Изначально люди использовали случайно найденные валуны или палки. Добывая себе пищу, защищая свой дом от врагов, человек учился делать каменные молотки. Копья, луки и стрелы появились по мере усовершенствования оружия. Добыча, обработка металла привела к появлению новой профессии. Оружейник – это мастер изготовления оружия, защитных средств. Он занимался изготовлением мечей и щитов, шлемов и арбалетов. Оружие древности сменилось более усовершенствованными моделями. Сначала это было холодное оружие, колющие и режущие предметы. С изобретением пороха появилась огнестрельная техника. Мастера оружейного дела свои секреты передавали по наследству. Отец показывал на практике технологии получения особого вида стали, излагал сыну особенности закалки лезвия. Так появились целые династии оружейников.

Считается, что слово "оружие" происходит от слова "рог" ("рога"). Для животного они являются средством защиты и нападения. Значение слова "оружейник" – специалист по военному снаряжению.

Физкультминутка «Богатыри»
Богатырь- вот он каков:
(Показывают силача)
Он силён , он здоров,
Он из лука стрелял,
(Имитируют движения)
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко - зорко наблюдал,
Подрастём, мы и, смотри,
(Поднимаем руки высоко вверх)
Станем, как богатыри!

Как только приходится говорить о делах «дней, давно минувших», сразу вспоминается старая шутка: «Нет ничего более непредсказуемого, чем история государства Российского». В каждой шутке, как известно, есть доля правды, и то же самое можно сказать о русской оружейной школе.

Многие скептики сразу возразят, что, собственно, никакой русской оружейной школы никогда и не было. А все изобретения, носящие русские имена – это лишь подражание иностранным достижениям. И Мосин – это Наган, и Калашников – это Шмайссер вместе с Фольмером, «Жигули» - «Фиат», «Москвич»- «Опель» и т.д. и т.п.

Не буду вдаваться в эту тему (об этом сейчас не пишет только ленивый), сделаю попытку схематично набросать историю зарождения и развития оружейного дела в России. А об истинно российских успехах поговорим чуть позже.

Согласно летописям, впервые огнестрельное оружие на Руси было использовано при отражении нападения на Москву хана Тохтамыша в 1382 году.

Осада Москвы ханом Тохтамышем. Обратите внимание на интересную деталь: лица, одежда, прически, бороды воинов с обеих сторон идентичны!

Из сохранившегося описания «тюфяки пущаху на ня, иные из самострел стреляху и пороки шибаху, иные пушки великие пушаху» невозможно определить вид используемого оружия. Единственное, что понятно - то, что использовалось, по крайней мере, два вида орудий, пушка и тюфяк. Самострел оставим под знаком вопроса – возможно, это тоже вид огнестрельного оружия, а, возможно, лук или арбалет. «Тюфяк» имеет восточное происхождение и, вероятно, применялись те самые тюфяки, которые за шесть лет до описываемых событий московские князья привезли в виде трофеев из похода в волжскую Булгарию. Слово «пушка», как и само орудие, вероятно, имеет европейское происхождение, что косвенно подтверждается в Тверской летописи от 1389 года, «того же лета из немец вынесоша пушкы». Так или иначе, с большой долей вероятности, можно сказать, что первое огнестрельное оружие на Руси было завозным.

Отсюда вполне закономерно, что определенное время именно иноземные мастера возглавляли оружейное дело. Так, в 1475 году в Москве работает Пушечная (или Пушкарская) изба, организованная Аристотелем Фиорованти, который нам более известен, как архитектор. Поначалу, первыми мастерами были итальянцы, в том числе Павлин Фрязин. Но в обучении у них находились русские подмастерья, многие из которых затем сами становились известными мастерами. Ярким представителем этой школы считается Андрей Чохов, создатель «Царь-Пушки».

В 1511 году в Москве была основана Оружейная палата с мастерскими при ней, занимавшимися, в том числе, производством холодного и огнестрельного оружия.

Несомненно, в Смутное время деятельность Оружейной палаты и Пушкарского приказа были парализованы. В то же время, среди исследователей-историков бытует устойчивое мнение, что Смута послужила настоящим катализатором развития оружейного дела на Руси! Далеко не все иностранные оружейные мастера, приведенные Лжедмитрием I, покинули Москву впоследствии.

До определенного момента трудно уверенно говорить о количественном составе иноземных мастеров на российских оружейных фабриках. Самый старый сохранившийся списочный состав мастеров Кремлевской оружейной палаты от 1613 года состоит из чуть более ста фамилий. И, на первый взгляд, только двадцать пять человек имеют явно иностранное происхождение – остальные мастера носят, вроде бы, вполне русские имена и фамилии. Однако не всегда чисто русские имя и фамилия говорят о происхождении. Например, с некоторой долей осторожности современные исследователи заявляют, что первый изготовитель револьверов на Руси, замочных дел мастер Первуша Исаев, возможно, имеет западноевропейское происхождение и является оружейником Исаия из города Золинген.

В поддержку данной версии служит то обстоятельство, что в револьвере применен кремневый замок французского типа, который тогда был новинкой не только на Руси, но и в Европе! Использование авторского клейма, которое мы видим на револьвере, также не практиковалось русскими оружейниками в то время.

Именно поэтому установить точное количество иностранных мастеров трудно. Впрочем, сохранились данные, что, например, в 1646-47 годах, «прислано в Оружейный приказ из Иноземного приказу иноземцев 13 человек». В 1648 году прислано 4 человека. Это вполне укладывалось в общемировые тенденции - миграция оружейников из одной страны в другую была в то время обычным делом, причем, не только в пределах Европы, но из Европы в Азию (Турция, Япония, Индия).

Великий российский реформатор, император Петр I, в 1707 году переводит всех мастеров Оружейной палаты на построенный в Санкт-Петербурге Оружейный двор. 18 век также можно считать началом унификации оружейных образцов, производившихся на различных предприятиях, что имело решающее значение для повышения боеготовности армии.

Россия вела многочисленные войны и на Западе, и на Востоке. Военные успехи, как и поражения, требовали преобразования вооруженных сил. Поскольку западноевропейское оружие считалось в то время наиболее передовым, то и предпочтение отдавалось западным мастерам.

Появление новых оружейных заводов требовало новых мастеров и квалифицированных кадров. Поэтому потребность в иностранных специалистах оставалось острой, по крайней мере, до конца 19-го века. Найм зарубежных мастеров, однако, не всегда приносил ожидаемый результат. Так, например, из 74 иностранных мастеров, приехавших на Златоустовскую фабрику в 1817 году, лишь только 29 смогли подтвердить свою квалификацию, остальные же нуждались в профессиональном обучении. Поэтому одним из требований к иностранным специалистам было обязательное обучение российских подмастерьев.

Такой подход, порой, давал удивительный результат. Антон Федорович Фурман, назначенный в 1817 году директором Златоустовской фабрики, добился того, что через два года прием иностранных мастеров был полностью прекращен, а большей части уже работающих иностранцев было предложено уволиться по собственному желанию.

Российские мастера, в ряде случаев, смогли превзойти своих учителей. Так, например, ученики знаменитого мастера Вильгема Шафа – Иван Бушуев, Иван Бояршинов, Петр Тележников – превзошли своего учителя по качеству и оригинальности украшения оружия.

Сабля произвольного образца (И.Н. Бушуев,1824 г.). Из коллекции Эрмитажа.

Отметим, что они смогли самостоятельно разработать свои составы для травления, золочения, зеленения и воронения частей оружия. Состав своих смесей Вильгем Шаф так и не передал на производство, несмотря на отдельный пункт своего контракта, предписывавший это сделать.

После поражения в Крымской войне подготовка отечественных оружейных специалистов перестает быть уделом отдельных руководителей заводов. 15 июля 1869 года император Александр II высочайше утвердил рассмотренное Военным Советом «Положение о специальных школах артиллерийского ведомства», согласно которому в ведущих оружейных центрах России, Туле и Ижевске, были учреждены оружейные школы для подготовки оружейных мастеров. Официально эту дату можно считать днем рождения русской оружейной школы.

Что было дальше – достаточно хорошо известно и исследовано. И по сей день русское оружие на мировом рынке вооружений заслуженно считается эталоном разумной простоты, надежности и неприхотливости.

Конечно, всегда найдутся скептики, убежденные в неспособности русского человека сделать что-нибудь выдающееся, но давайте взглянем на эту тему из космоса. На сегодняшний момент есть три страны – условные лидеры космической гонки: Россия, США и Китай. Исключаем Китай сразу, так как никто особо и не скрывает российский фундамент китайского ракетостроения. В основе успеха американской космической программы стоит штурмбанфюрер СС Вернер Фон Браун. Мультяшные «Аполлоны» отправились на Луну по «трассе Кондратюка». Про которого, конечно же, скептики скажут, что он имел шведско-еврейское происхождение…

Но что можно сказать про С.П. Королева, В.П. Глушко, В.П. Бармина, Н.А. Пилюгина, которые обеспечили многолетнее первенство России в космосе – порой, не благодаря, а вопреки существовавшей тогда власти?

Они были русскими и одними из лучших представителей российской оружейной школы!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: расширить представление о русской культуре, сформировать представление о народной игрушке.

Образовательные: раскрыть особенности работы ремесленника, познакомить с традиционными ремеслами и местами традиционных игрушечных народных промыслов, продемонстрировать основные виды игрушек;

Воспитательные: формировать художественный вкус, воспитывать трудолюбие, уважение и гордость достижениями своего народа,

Развивающие: способствовать формированию психических познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, речи;

- Предметные: формировать умение анализировать, систематизировать, сравнивать и оценивать прочитанное.

формировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с темой урока, планирование, прогнозирование.

поиск и выделение необходимой информации - смысловое чтение - построение логической цепи рассуждения, формирование умений отличать изделия народных промыслов.

строить рассуждение, проявлять активность высказываться, задавать вопросы. Слушать и понимать речь других.

формировать умение ориентироваться в содержании прочитанного.

Оборудование: Проектор, презентация, учебник, конспект, рабочая тетрадь

Этапы учебного занятия

Образовательные задачи

УУД, формирующиеся на данном этапе

Возможные методы и приёмы выполнения

- Здравствуйте, сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Меня зовут Лилиана Григоровна. Давайте сядем правильно и поскорее начнем урок.

1) Регулятивные: - волевая саморегуляция; 2) Личностные: - смыслообразование (Я должен посмотреть. ) 3) Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2. Проверка домашнего задания. Подготовка к работе на основном этапе.

- Ребята, в начале нашего урока давайте озвучим, что мы узнаем или повторим сегодня на занятии:

- Кто такой ремесленник?

- Что такое ремесло?

- Какие есть виды ремесла?

- Кто может сказать кто такой ремесленник? (Слайд 1)

- Для начала обозначим, что ремесленник – это человек, который занимается ремеслом, он обладает особыми навыками мастерства и производит на продажу или заказ изделия ручной работы, так он имеет заработок.

-Так если ремесленник – это мастер, что же такое ремесло?

Ремесло – мастерство, или требующая специальных навыков работа по изготовлению каких-либо. изделий ручным, кустарным способом. Ремесло основано на применении ручных орудий труда.

А какие были ремесла в 17-18 веке в России давайте узнаем на страничке 112, рассмотрим табличку.

- Давайте пойдем по порядку

1.Скорняжное ремесло, обработка кожи.

- Как думаете ребят, чем занимался мастер? Что он изготавливал?

Скорняк — мастер по выделке шкур пушных животных на мех, скорняжное ремесло всегда было одним из важнейших промыслов на Руси, так как кожа и меха давали нам одежду. Он занимался изготовлением и ремонтом изделий из меха и кожи.

2. Работы с кожей, башмачное ремесло

Данная работа посвящена ремеслу, связанному с изготовлением кожаных изделий. Кожевники обрабатывали шкуры животных для изготовления одежды, кожаных доспехов, а также упряжок для ездовых животных. Башмачники изготавливали обувь из кожи.

3. Обработка шерсти – это добыча ниток, в частности из шерсти. Процесс этот был весьма трудоемким и длительным, включал много стадий.

Делали нитки с помощью процесса – прядение - самый длительный и трудоемкий процесс, продолжавшийся примерно 120-140 дней. Орудия прядения были: деревянная прялка и веретено.

4. Ювелирное ремесло, но тут я думаю и так все понятно.

Ювелир – это мастер по изготовлению ювелирных изделий.

5. Строительные ремесла – это строительство, каких либо домов, помещений и т.д. Занимались мужчины – строители.

6. Производство продуктов питания – люди занимались продажей и переработкой зерна, производством растительного масла, огородничеством , выпечкой и т.д.

7. Обработка льна, из льна мастерицы получали ткань.

8. Гончарное мастерство - ремесло, служившее для изготовления сосудов для приготовления, приёма пищи или для хранения жидких и сыпучих материалов. Этим занимались гончары с помощью глины.

9. Обработка металла. С самых давних времен люди обрабатывали железо. Самым древним методом обработки считается ковка. Эти занимались кузницы. Особо распространено было производство доспехов и оружия, также изготавливали орудия труда, для других ремесел и инструменты.

10. Обработка дерева. Основным материалом на Руси было дерево. Из него строили дома, оборонительные стены, мосты; его применяли при изготовлении средств передвижения (сани, волокуши, лыжи, лодки и суда), многочисленных бытовых вещей, начиная от мебели и кончая столовой посудой. Этим занимались мастера плотники.

1) Познавательные: - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2) Логические: - анализ, сравнение, синтез. 3) Регулятивные: - контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

Обмениваются мнениями по пройденной теме.

3. Усвоение новых знаний и способов действия

- Ремесло было помощником не только в бытовых делах, а еще и в игровых. С помощью своих умений мастера создавали игрушки.

- А тема сегодняшнего нашего уроки «Игрушки делать - тоже ремесло». (Слайд 2)

- Русских народных игрушек много. Сегодня мы узнаем истории некоторых из них, о способах их изготовления, как они называются, выглядят и что они из себя представляют. (Слайд 3)

- Когда бабушкам и дедушкам твоих бабушек и дедушек было столько же лет, сколько сейчас тебе, они тоже очень любили играть. Вот только игрушки у них были другие.

-А какие это были игрушки, вы узнаете из текста учебника на стр.113,первый абзац.

Кто хочет прочитать?

- Тут мы узнали, что игрушки бывают деревянные и глиняные, а какие еще бывают?

Из чего мастерили игрушки?

глина дерево ткани солома нитки

1) Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, - прогнозирование. 2) Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. 3) Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

- Возможные ответы детей.

4. Реализация построенного проекта и закрепление изученных способ действий.

-И когда же в нашей стране появились детские игрушки?

Найдите мне эту информацию в тексте на той же странице во втором абзаце.

- Молодцы. А что это за игрушки были?

- А какая игрушка вам кажется самой знаменитой из всех деревянных? Даю подсказку – она многослойная.

Первая русская матрёшка была восьмиместной: за девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, потом девочка и так далее. Все фигурки отличались друг от друга. Последняя, восьмая, изображала младенца.

Изначально, у этой куклы не было даже названия. А вот когда токарь её сделал, художник расписал ее яркими красками, то и название появилось – Матрёна, в то время самое популярное женское имя, а в уменьшительно - ласкательной форме – Матрешка.

- А вам что-нибудь говорит название «Дымковская игрушка»?

Давайте прочитаем на странице 114, второй абзац.

- На странице 115 рассмотрим игрушки.

Ребят, я предлагаю вам разделиться на 6 групп – чтобы каждая подготовила ответ про свою игрушку.

1 группа - Богородская игрушка;

2 группа - Федосеевская игрушка;

3 группа - Игрушки Сергиева Посада;

4 группа - Романовская игрушка;

5 группа - Дымковская игрушки;

6 группа - Филимоновская игрушки;

Я вам раздам информацию, а вы должны выделить про свою игрушку – где ее производили? Из чего? И что она из себя представляла?

Даем полный ответы (Пример: Болгородская игрушка произвошла из посёлка Богородск, Сергиево-Посадского района Московской области России.) Потом каждая микрогруппа выйдет с рассказом о своей игрушке.

- Давайте вспомним правила работы в группе. (Слайд 6)

(Когда дети будут выступать от 7 до 13 слайда)

1) Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества.

2) Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации - смысловое чтение - построение логической цепи рассуждения

( В великом Новгороде, в 10 веке).

(Свистульки, маленькие глиняные топорики, игрушечная посуда, погремушки).

Читайте также: