Какого вида народной игрушки не существует

Обновлено: 22.04.2024

Русские мастера творили из глины и дерева наряду с посудой и другими бытовыми предметами ещё и диковинные игрушки, отражавшие детали обихода того времени, национальные узоры и орнаменты и даже тайные смыслы, понятные жителю той эпохи. По словам А.К. Чекалова, исследовавшего промыслы русского Севера: «Народное творчество – это сама природа, сказочный Феникс, возрождающийся, чтобы умереть. Это не примитивный реликт, а зеркальное отражение реальной жизни». Попробуем и мы погрузиться в тайны, которые скрывают старинные игрушки наших предков.

Глиняные свистульки и игрушки

Полые игрушки из глины, способные издавать свист, пришли в обиход от древних ритуалов. Шаманы, волхвы и колдуны, общающиеся с невидимыми высшими или низшими силами, использовали инструменты, издающие самые необычные звуки. Какими-то приманивали неведомых помощников. Другие, напротив, отпугивали, прогоняли злых духов прочь. Считалось, что определённые звуки могут призвать ветер, чтобы закрутить крылья мельниц, или пролить дождь на высохшие поля. Игрушки на Руси – это не только предмет для развлечений. Детям вручали глиняные свистульки в качестве оберега.

Самой знаменитой глиняной российской поделкой называют дымковскую игрушку, которой славилась заречная слобода Дымково близ Вятки, ныне вошедшая в территорию города Киров. Появление свистулечного промысла в тех местах неслучайно. Историки говорят о двух основных причинах популярности свистулек в том регионе. Первая связана с печальным Хлыновским побоищем. Когда Хлынов-град (прежнее название Вятки) осадили новгородцы, жители позвали на помощь дружину Великого Устюга. Но союзное войско, прибывшее ночью, было приняло за неприятеля и перебито. Поминки погибших союзников провели под пересвисты, что положило начало празднику свистопляски или свистуньи. По другой версии Свистунья – весёлый праздник на четвёртую субботу после Пасхи, когда народ радовался окончательному приходу тепла и приближению лета. Ожившую весной природу символизировали глиняные фигурки домашних и диких животных, раскрашенные яркими красками.

Искусствоведы делят старорусские игрушки в виде глиняных свистулек на три категории. Первые имеют внутреннюю полость, причём, чем значительнее её объём, тем ниже звук, издаваемый свистулькой. Звуки, издаваемые второй категорией, целиком зависят от конструкции свистка, который мастерят обособленно, а потом прилепляют к основной фигурке. Единым целым их делает общая окраска. Третья категория может быть обычной внутренне-полостной свистулькой, однако если в неё набрать немного воды, то свист становится переливчатым. За издаваемые трели такие водяные свистульки получили прозвище «соловей».

До появления устойчивого спроса выделка глиняных игрушек сопутствовала гончарному промыслу. Сам мастер часто занимался только изготовлением свистка, а лепить сопутствующую фигуру поручал жене или детям. На раннем этапе обычные глиняные фигурки раскупались на ярмарках не столь активно, как свистульки. Дети, получив игрушку, начинали искать отверстия для свиста и очень огорчались, если не могли их обнаружить. Уяснив запрос, мастера начали приспосабливать свистульки, встраивая их порой в самые неожиданные места. Яркие глиняные игрушки притягивали взор и помогали продавать обычные горшки, миски или корчаги.

Большую популярность также снискала жбанниковская глиняная игрушка (Нижегородские земли). Хотя она названа по имени деревни Жбанниково, лепила подобные свистульки вся округа. Для жбанниковской свистульки характерна треугольная форма и три точки опоры. Собственно, оформлением различалась лишь верхняя часть свистульки, показывая чудо-птицу или конного воина. «Игрушка не копирует свой зоологический прототип, а дает сказочно-фантастическое решение образа, в котором точность отдельных деталей не вызывает ощущения обыденного, а сказочность не уводит совсем из реальности, как в сказке о выдуманном и в то же время таком реальном коньке-горбунке», - писал о жбанниковской свистульке её исследователь Геннадий Блинов. Мастера стремились удивить свистульками, экспериментируя со звуком, и порой встраивали в одну свистульку целый оркестр. Отверстия для свиста можно было найти не только в хвостовой части, но и рогах. Жбанниковская глиняная игрушка обладает характерной окраской, включающую нанесение на однотонный фон россыпи цветных точек или узоров. Применяют для её оформления и узоры, которыми славится Хохлома, Семёнов и Полховский Майдан. Зачастую в росписи можно узнать городецкие мотивы. Такие жбанниковские свистульки иногда относят к городецкой игрушке, хотя они сделаны из глины, а не из дерева.

Разглядывая дымковскую или жбанниковскую игрушку, порой подумаешь, что это исконно русское творчество. Но теми же глиняными свистульками с самобытной росписью могут похвастаться гуцульские мастера, а выше показана глиняная фигурка всадника на лошади, сделанная в высокогорном дагестанском ауле Балхар. За этого всадника на аукционе, состоявшемся в январе 2021 года, заплатили 80 000 рублей. Интересно, что большинство балхарских игрушек сделаны женщинами. Когда-то производство представляло настоящий ритуал: глину месили ногами, исполняя народные песни. После лепки фигурки тщательно сушили и украшали узорчатой росписью с национальными мотивами.

Тряпичные и соломенные куклы

Древние куклы, которыми игрались деревенские малыши много веков назад, совершенно непохожи на их пластиковых сестричек, которых предпочитают дети нашего времени. Популярность их на протяжении долгого периода обеспечивалась простотой изготовления. Для создания куклы требовались обрывки ткани и наполнитель, которым часто выступала обычная зола. Если же за выделку бралась мастерица, то её куклу можно было подарить, настолько красиво смотрелась на ней одёжка и украшение.

Почему же древние куклы гладколицые? Что мешало нарисовать глаза, нос, рот? Оказывается, это связано с бытующими поверьями, что куклы только кажутся неживыми. Будь у куклы глаза, она бы высматривала всё, что творится в семействе. Окажись она в посторонних руках, нарисованный рот выболтал бы знающему человеку сокровенные тайны чужого рода. Для своих детей родители делали куклы из лоскутков ношеной одежды: считалось, что так передавалась детям семейная сила (традиционно в ношеную одежду заворачивали и новорожденных). Если же куклу готовили в подарок или на продажу, то на выделку шла покупная ткань. Мистическую силу передавали кукле, если её изначально мастерили в виде оберега от всяческих хворей, недугов и болезней (куклы, которые имеют прозвище «лихоманки» или «лихорадки»).

Искусствоведы выделяют в русской тряпичной кукле несколько видов, обусловленных местными традициями той или иной территории:

  • столбушка или палочковая кукла (столбец, полено, чурка, щепка, лучина);
  • крестушка (крестообразное основание, обмотанное тряпками);
  • узелковая кукла, созданная из тряпок, завязанных узлами;
  • набивная кукла (фигурный мешочек с наполнителем).

На северных землях преобладали палочковые куклы, в южных областях – набивные с большой головой, в центральных районах – набивные куклы, чьи части сшивались. Варианты набивки тоже имели смысловое наполнение. Кукольную голову заполняли счёсом женских волос, шерстью или обрезками меха домашних животных. Иногда в голове древней куклы прячется клубок. Он не только придавал голове нужную шарообразную форму, но как бы подталкивал играющую с куклой девочку к будущему рукоделию. Тело чаще всего заполняли тряпками или золой. Исследователи связывают последнюю с силами огня и духами идолов – каменных баб. Тот же кубок символически – это магический атрибут, с помощью которого богиня Мокошь, прядёт человеческую судьбу. Его же связывают со святой Параскевой Пятницей, которая покровительствует ткачеству и прядению.

Подготовка основы набивной куклы много времени не занимало. В лоскут ткани засыпалась зола. «Голова» получалась перевязкой, затем её смачивали водой. Когда «голова» подсыхала, её обтягивали белой тканью. Туловище-мешочек получали выворотным способом, а после туго набивали золой, подворачивали нижний конец и завязывали по талии ниткой. Если сомневались в прочности ткани, то задействовали второй слой, чтобы зола не высыпалась. А вот многослойное обряжение куклы – это уже кропотливый труд. Но в результате ребёнок получал нарядную белолицую красавицу.

Безликими оставались куклы из кудели и соломы. Соломенные куколки мастерили повсеместно, потому что материал был всегда под рукой и не требовал хитростей в обработке. Достаточно было перегнуть пучки соломы в нужных местах и перевязать нитками. На одёжку соломенной девице шли всё те же лоскутки. Часто в гардеробе соломенных кукол преобладает красный цвет или есть яркая деталь с оттенками красного. Ведь «красное» не только синонимично «красивому», но также несёт защитное (обережное) свойство.

Народные куклы обретают черты лица лишь ближе к концу 19-го столетия, когда окончательное превращается в игрушку – предмет развлечения. Кукле становятся необходимы яркие черты и нарочитая привлекательность. В одежде или лице таких куколок легко угадать их сословие или происхождение: платье и головной убор показывали гордую барыню, зажиточную горожанку или крестьянскую девушку, принарядившуюся для деревенского праздника. Первоначально лицо обрисовывали углём, но потом стали применять стойкие краски, вышивку или те же лоскутки. В зависимости от места производства черты лица могут принимать характерные отличия. Но некоторые мастера даже сейчас оставляют тряпичные или соломенные куклы безликими.

Деревянные игрушки

Резные игрушки проделали вместе с человечеством длинный многовековой путь. На момент создания статьи древнейшей игрушкой считается фигурка, вырезанная из кости мамонта. Её обнаружили на раскопках близ столицы Моравии (часть современной Чехии). Учёные оценили её возраст в 30 000 или даже 35 000 лет. Но это не означает, что игрушки не делали раньше. Просто эти находки у археологов пока впереди. Считают, что игрушки Древней Руси для детей (а не для совершения обрядов) начали делать из дерева в IX веке. Как и глиняные игрушки, часть деревянных поделок была тесно связана со звуками, отгоняющими злых духов: трещотки и те же свистульки. Однако вырезали и фигурки без полостей. Первые письменные упоминания об игрушечных промыслах датируются началом 15-го столетия.

Из числа народных промыслов, относящихся к игрушкам из дерева, наиболее известна Сергиево-Посадская (Загорская) игрушка. Именно в Сергиевом Посаде, начиная с XV века, зародилось мастерство резных игрушек, которые после раскраски привозили на Сергиево-Посадское торжище. Казалось бы, игрушки – дело, сугубо мирское, но даже в Троице-Сергиевой лавре занимались её выделкой из дерева и раскраской, достигая больших высот. Заезжие купцы потом продавали эти деревянные детские игрушки по всей округе, а близость к Первопрестольной тоже сыграла важную роль в распространении промысла. Уже на Московском торгу поделки перекупали богатые жители столицы, представители боярских родов, придворные. Зафиксировано документами, что именно здесь посадские игрушки, где среди прочих были фигурки животных и наборы солдатиков с миниатюрными копиями домов, приобрели для детей Петра Великого. Покупали расписные диковинки и заезжие иностранцы, увозя их потом в Европу.

Мастера старались предложить игрушки на любой кошелёк. Например, у дешёвых кукол одежду рисовали или приклеивали. Куклы подороже одевали в дорогие и прочные костюмы. Вершиной же были нарядные красавицы, чьи платья шили из шёлка, атласа и батиста, отделывая вычурными кружевами. Появилась даже специальность – одевальщица кукол. К началу ХХ века здесь производили около полутора сотен различных кукол в национальных одеждах. Однако фабричное производство, с которым объёмами кустари конкурировать не могли, сильно подкосило промысел, который захирел к началу Первой мировой войны. После революции новая власть не только решила восстановить производство, но и превратило Серигиев Посад (в те годы – Загорск) в своеобразную «игрушечную столицу» России. Здесь размещались Всесоюзный научно-исследовательский институт игрушки, художественно-промышленный техникум игрушки, Музей игрушки и несколько фабрик, которые работали как над возрождением народных промыслов, так и над выпуском современных игрушек.

С посадскими промыслами долгое время конкурировала Богородская игрушка, происходящая из располагавшегося неподалёку селе Богородское. Её зарождение относят к XVII веку. Самобытность её заключается в том, что работу местных мастеров выделяет не окраска (чем славится загорская игрушка), а оригинальный узор дерева и элементы, созданные искусной резьбой. Большую популярность имели подвижные игрушки, из которых самая известная – это «богородские кузнецы», где мужик и медведь поочерёдно бьют молотами по наковальне. Расцвет местного промысла пришёлся на конец XVIII – начало XIX веков.

Не менее знаменита, чем подмосковные промыслы, городецкая игрушка (г. Городец, Нижегородская область). Основой ранних игрушек служила балбешка (часть полена, чурбашек, чурка, болвашек). Обрубок цилиндрической формы раскалывали пополам, получая плоскость спереди и полукруг сзади. На плоскости резьбой создавали контур фигуры и раскрашивали. Сзади балбешку обстругивали, но без шлифовки или окраски. Получались как человеческие фигуры (барыни, няньки, кормилицы), так и подобия животных (коты, петухи и пр.). Наиболее выделялись поделки села Курцево, но не отставали мастера и близлежащих сёл Новинки, Леденцово или Телячье, где собирали знаменитые «колески»-каталки. Тамошним мастерам из поколения в поколение передавали секреты, как без клея и гвоздей соорудить каталку, чтобы её колёсики свободно крутились, но не слетали. Городецкие мастера использовали контурную плоско-выемчатую резьбу геометрического узора, чтобы создать иллюзию объёма. Раскраска применялась лишь для выделения некоторых углублений. Название «Городецкая игрушка» эти поделки получили, когда город Городец стал административным центром округи. В самом Городце знаменитых коней на колёсиках стали вырезать гораздо позднее.

Как всеобщие сказочные сюжеты, послужившие основой для национальных эпосов, переплетаются и мотивы народных промыслов различных территорий России. Например, среди федосеевской игрушки (Нижегородская область) можно отыскать тех же «богородских кузнецов» или фигурки с типично посадской раскраской. А колёсики здесь, возможно, заимствовали от городецких мастеров. Федосеевская топорно-щепная игрушка имеет нарочито грубые очертания, очарование которым придаёт незатейливый растительный орнамент. Эти игрушки получили ласковое прозвище «балясинка» от слова «баляса», обозначающего забаву или шутку.

Говоря о народной деревянной игрушке, невозможно не вспомнить о матрёшке. Кажется, что семейство расписных кукол, находящихся внутри друг дружки, изобретено давно. Но это не так. Хотя выделка разборных игрушек (например, расписных пасхальных яиц с сюрпризом внутри), действительно, уходит вглубь веков, возраст матрёшки не так уж и велик. Её распространению поспособствовали токарные станки, позволяющие точно подгонять очередную куклу к внутреннему пространству предыдущей. Поэтому начало массового производства матрёшки датируют 1890-ми годами. Почему кукла получила именно такое имя? Скорее всего, из-за широких округлых боков. Полных и дородных женщин часто называли «Матрёна» или ласково «Матрёша». Это прозвище перешло и на куклу. Родоначальниками промысла считают мастерскую «Детское воспитание» (г. Москва) и московский Музей кустарных изделий, тоже имевший свои мастерские. Саму деревянную основу выточил токарь Василий Петрович Звёздочкин. Набор состоял из восьми единиц, вложенных друг в друга. Самой большой была девочка с чёрным петухом, в которой прятались ещё пять расписанных под девочку кукол и один мальчик. А неразборной восьмой куклой был спелёнатый младенец. Несмотря на то, что матрёшка получила в 1900 году приз на международной выставке кустарных ремесел в Париже, производство из-за финансовых неурядиц переехало из Москвы в Сергиев Посад. Но переезд как раз и спас матрёшку. Ведь именно в Загорске при СССР промысел расцвёл.

Разборные деревянные куклы из трёх и более элементов стали такой же привычной деталью квартирной обстановки как знаменитые семь слонов. Матрёшки вместе с деревянными грибами и ёлками входили в состав детских наборов счётного материала (кроме того, разборка и сборка деревянных куколок способствует развитию мелкой моторики рук). Семёновская матрёшка известна не менее Сергиево-Посадской. Её раскраска, как считают искусствоведы, ближе по духу к древнерусской росписи. Семёновскую матрёшку отличают и глубокие задумчивые глаза. А вот черты лица за время производства претерпели эволюцию: раньше она была сердитой, но постепенно научилась и улыбаться. Матрёшки выпускали различные советские предприятия (например, Туринская фабрика детской игрушки). Национальные мотивы в росписи заметны на матрёшках Уфы и Сыктывкара. А в Бресте сопрягли свойства двух игрушек, освоив выпуск матрёшек-неваляшек.

Удивительно, что матрёшке немногим больше века, но она успела превратиться в один из самых узнаваемых символов России. Зарубежные туристы стараются прихватить с собой яркую куклу в качестве сувенира. Матрёшечные мастера XXI века удивляют не только росписью, но и вместимостью. В главной матрёшке можно отыскать до 35 её меньших сестёр. Самой вместительной матрёшкой долгое время считалась показанная на выставке «EXPO-70» (г. Осака, Япония), внутри которой находилось более семи десятка фигур (всего 72 позиции). Однако сейчас можно найти сведения, что в фондах Исторического музея хранится стоместная матрёшка. Самый вместительный набор для продажи, куда вошла 51 позиция, изготовили в 2003 году. А самой большой матрёшкой в мире называют тридцатиметровую гигантшу Музея русского творчества в центре китайского города Маньчжурия. Однако она к разборным не относится, а представляет собой корпус здания. Трёхстороння роспись показывает символизированные женские образы русской, монгольской и китайской души.

русская народная игрушка

Русская народная игрушка отличается образностью, красочностью и оригинальностью. Благодаря своему лаконичному содержанию, они характеризуются доступностью для детского восприятия. Выполненные из натуральных материалов (глина, дерево, керамика, солома) они представляют собой различные сказочные персонажи, фигурки и изображения людей и животных.

Каждая народность, живущая в определенном регионе нашей страны, на протяжении многих веков создавала и передавала из поколения в поколение уникальные традиции создания народной игрушки, отличающейся своеобразностью, оригинальностью и сочетающей в себе национальные особенности каждого отдельно взятого региона России. Именно по игрушке можно определить, в какой именно местности она сделана. Там, где были богатые залежи глины, создавались удивительные глиняные фигурки животных и людей, в регионах богатых древесиной мастера-умельцы делали игрушки из дерева.

Основные игрушки русского народного промысла:

Абашевская глиняная игрушка

Абашевская игрушка

Игрушка, сделанная из глины, названа в честь своей исторической Родины — села Абашева Пензенской губернии, которое славилось своим гончарным промыслом и наравне с глиняной посудой торговало игрушками из глины, пользовавшиеся большим спросом. Большая часть населения была старообрядцами, поэтому их верования нашли свое отражение в игрушках-свистульках, визитная карточка абашевской игрушки — фигурка оленя с огромными как будто упирающимися в небо рогами, который считался символом изобилия и достатка. Большая часть игрушек были фигурками животных, являвшихся у древних славян символами различных аспектов человеческой жизни: птицы символизировали счастье и удачу, кони — солнце, медведи — силу, могущество и власть, бараны и коровы — плодородие. Отличительная особенность этой игрушки — удлиненная форма тела, короткие, широко расставленные ноги, очень длинные, толстые шеи и маленькая голова, четко проработанные черты лица и прически людей.

Дымковская глиняная игрушка

Дымковская игрушка

Игрушка носит название одноименной слободы Дымково, которая располагается вблизи города Кирова. Всем хорошо известны красочные, пышно оформленные и расписные фигурки кукол-барышень, козликов, петушков с яркими, пышными хвостами, коней, поросяток, мишек и уточек-свистулек. В селе Дымково существовали целые семьи мастеров, которые копали глину, мешали её с песком, тщательно вымешивали, лепили фигурки, обжигали их в русских печах, а затем расписывали вручную яркими цветами, причем в процессе изготовления принимали участие и женщины, и дети. Дымковская игрушка отличается своей особенной специфичностью, она статична, имеет пышные формы и яркую окраску, обладает особой жизнерадостной энергией и тонким юмором, привлекающим внимание детей, которые очень любят их рассматривать и слушать занимательные истории об их создании.

Богородская деревянная игрушка

Богородская игрушка

Игрушка создавалась талантливыми руками мастеров села Богородского Московской области, это шутливые, затейливые и подвижные искусно вырезанные из дерева фигурки курочек, которые увлеченно клюют зернышки, медведей, бьющих по наковальне, различные сюжетные и жанровые композиции.

Главный материал для игрушек - тщательно высушенная липа и её отходы в виде щепок, чаще всего изделия из неё не окрашивались. Выразительная фактура дерева позволяла мастерам сочетать в игрушках, как гладкую поверхность, так и небольшие выемки и вырезки, передающие некоторые тонкости и нюансы различных деталей. Детям нравится не только их рассматривать, а еще и приводить в движение механические пружины, спрятанные внутри них, заставляющие бравых солдат маршировать, а добродушного мишку заниматься тяжелым физическим трудом.

Филимоновская глиняная игрушка

Филимоновская игрушка

В Тульской области в деревне Филимоново изготовляли удивительные глиняные игрушки, получившие одноименное название филимоновских. Здесь находились залежи пластичной и качественной белой глины, из которой по легенде местный старожила дед Филимон лепил свои смешные, причудливые и не похожие на другие фигурки-свистульки животных и людей. Игрушки отличаются особой формой: короткие ножки, вытянутые тела и длинные шеи с маленькой головой, сюжеты традиционны — барыни и солдаты, различные композиции (чаепития, заигрывания, тройка), баранчики и петушки, коровы и лошадки, а и даже порой абсолютно фантастические создания, которые трудно отнести к какому-либо существующему виду. Расписаны эти игрушки яркими, сочными цветами, среди которых преобладает малиновый, ярко-желтый, зеленый, оранжевый, синий и белый, часто они наносились полосками в самых различных сочетаниях, причем лицо было всегда чисто белым с едва очерченными контурами глаз и губ.

Каргопольская игрушка

Каргопольская игрушка

Маленький городок под Архангельском под названием Каргаполь, дал имя знаменитым каргапольским игрушкам, которые делали здесь талантливые мастера гончарного искусства из обожженной глины, изображавшие различные фигурки животных и людей. Отличаются они некоторой суровостью образов, вследствие применения исключительно натуральных красителей (сажа, мел, известь, разновидности цветной глины, различные минералы) темными, насыщенными цветами: коричневым, бежевым, темно-зеленым и даже черным. Представляли собой эти игрушки фигурки сказочных героев, птиц, собак, медведей, приземистых мужичков с бородой-лопатой или крупных женщиных с новорожденными на руках.

Плешковская игрушка-свистулька

Плешковская игрушка

Еще одним знаменитым русским промыслом, зародившимся в селе Плешково Орловской губернии, являются плешковские игрушки. Это разнообразные глиняные свистульки, сделанные из местных залежей глины, приобретавшей во время обжига интересный розоватый оттенок. Отличались игрушки простотой и лаконичностью, окрашивались в синие, красные и зеленые цвета натурального происхождения (сок бузины и лопуха, битый кирпич), которые наносились на поверхность в виде произвольно разбросанных пятен. Это были фигурки разных животных (коней, баранов, коров, оленей, петухов, уточек) людей (солдат, барыней), и фантастических существ (русалки, птицы-сирин). Типичный образ плешковской игрушки — фигурка женщины, держащей левой рукой младенца.

Дымковская игрушка

На Руси гончарное искусство зародилось еще в давние времена. В тот период наши предки большое значение уделяли обрядовым праздникам. Не стала исключением и «свистопляска» — торжество, почитающее бога солнца Ярила. В этот день участники праздника перекидывались расписными шариками из глины и вовсю использовали глиняные свистульки. Именно это и стало причиной появления обрядовых аксессуаров, среди которых почетное место заняла дымковская игрушка.

Содержание:

История промысла


Дымковская игрушка «родилась» в Кирове. Пять столетий назад за речкой Вяткой находилась небольшая слобода Дымково, куда царь Иван III приказал переселить жителей из северных регионов России. Среди них оказалось много талантливых мастеров гончарного дела, которые на новом месте развернули активную деятельность по производству игрушек. Целые семьи были вовлечены в рабочий процесс: одни добывали глину и делали смеси из комового мела; другие — лепили игрушки; третьи — их обжигали; четвертые — белили и разрисовывали.

Четыреста лет развивался дымковский промысел. За это время сложились свои темы, образы, характерные рисунки. Тут не нашлось места невыразительным орнаментам или тусклым оттенкам. Дымковская игрушка — это воплощение жизни в самых радостных красках. Не удивительно, что к началу 19 века свистульки из Дымкова завоевали любовь жителей всей России. В год производилось больше 100 тысяч игрушек, которые продавались в столице и Оренбургской губернии. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Среди самых известных фамилий звучали Кошкины, Никулины.

Мезрина Анна Афанасьевна

(Мезрина Анна Афанасьевна - мастерица дымковской игрушки)

В начале 20 века для дымковской игрушки настали «черные времена». Они перестали пользоваться былой популярностью, поэтому знаменитые семьи гончарных ремесленников начали искать другие варианты заработка. Эксклюзивные свистульки начали вытесняться дешевыми гипсовыми вариантами. Только одна мастерица, Анна Мезрина, осталась верной традиционному изготовлению из глины. Именно ей потомки могут быть благодарными за сохранение дымковского промысла.

мастера дымковской игрушки

(Мастер Е. А. Кошкина и художник А. Деньшин)

Не менее важную роль в продолжение традиций предков сыграл и художник Алексей Деньшин. С юных лет он увлекался дымковской игрушкой, тщательно зарисовывая все известные орнаменты. Даже после Октябрьской революции не терял надежды привлечь внимание к народному искусству: выпускал рукописные альбомы, собирал коллекции игрушек. Его старания увенчались успехом: в 30-х годах 20 века в Кирове начал возрождаться дымковский промысел.

Виды дымковской игрушки

различные виды дымковских игрушек

Традиционные образы дымковских игрушек — барыня, домашние животные, индюк. Все они выполнены в ярких цветах, призывающих показать радость жизни. Коллекционеры ценят фигурки, при помощи которых можно создавать определенные сюжетные композиции.

Дымковская игрушка, несмотря на каноничность, является эксклюзивной. Дело в том, то каждая мастерица пытается привнести в изделие свои авторские наработки. Поэтому невозможно найти две абсолютно идентичные игрушки.

Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:

Дымковский индюк

Индюк — красочный, словно павлин, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры могут быть разными: от крошечных 5 см до внушительных 40 см;

Дымковская барыня

Барыня — это и изысканная городская дама, и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Золотая поталь также украшает отдельные детали;

Дымковский барашек

Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отличительной чертой является их позолота. Барашки бывают обычными или же в нарядных потешных одеждах;

Дымковская лошадка

Лошадка — традиционное изображение животного в ярко-голубых тонах или же «в яблочко».


Мужские образы в дымковской игрушке обыгрываются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского «кавалера». Популярны фигурки свинок, птичек, колокольчиков.

Технология изготовления

схема изготовления дымковской игрушки

Процесс создания дымковской игрушки состоит из двух этапов: формирование фигурки и ее раскраска.

Для создания фигурки используется глина и речной песок. По правилам, это должна быть вятская красная глина. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из шарообразного комка глины формируется тело, на которое «собираются» остальные части (ножки, ручки, голова, аксессуары и т.д.). Все детали должны скрепляться с плавными переходами. Это помогает избегать сколов в будущем.

Готовый образ сушиться на открытом воздухе несколько суток. Затем обжигается на огне. Раньше для этого использовали русскую печь. Сегодня — муфельную, где температура достигает 1000С.

Когда заготовка остывает, ее отбеливают темперными красками. Наши предки для этой цели использовали молоко.

На следующем этапе создания игрушки — раскраске, используются только чистые цвета без смешивания. В старину для этого брали естественные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. Сегодня есть готовые акриловые краски. Главное требование: яркость и естественность. Обязательно использование золотой потали для отдельных деталей.

Роспись дымковской игрушки

росписная дымковская игрушка

Дымковская игрушка — символ радости, жизненной силы. Орнаменты, которые на ней изображены — это гладкая роспись в сочетании с геометрическими узорами. Цвета подобраны по принципу контрастности и выгодного подчеркивания друг друга. Хвосты птиц, рога животных, детали гардероба людей покрываются медной поталью (в старину для этого брали тонкие листы сусального золота).

Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, желтый, изумрудный, голубой, зеленый, оранжевый. Белая и черная краска используются в минимальном количестве для придания акцента на отдельных участках.

Каждый цвет, который задействован в дымковской игрушке, имеет свое значение: белый — символизирует чистоту; черный — ложь; зеленый — природу; красный — силу, здоровье; синий — небо.

зарисовка Алексея Деньшина дымковской игрушки

(Зарисовка художника Алексей Деньшина для игрушки)

Давние мастера разводили краски на яичном желтке. Рецепты хранились в секрете.

Раскраска велась в строгой последовательности:

самые разные дымковские игрушки

Узоры в дымковской игрушке тесно связаны с оберегами, символикой природы. Есть солнечные и лунные знаки как символ зарождения жизни; ромбы — как знак плодородия; волны — как знак неба и влаги.

Окончательным штрихом в росписи было нанесение сусального золота.

Сегодня дымковская игрушка продолжает свое развитие. Появляются новые технологии, рождаются свежие идеи. Но традиции производства остаются неизменными.

Очень интересна тема по ознакомлению детей дошкольного возраста с культурой и бытом, традициями русского народа. Но при этом нельзя пройти мимо одной проблемы. Мы все знаем, какое место в жизни ребенка занимают игрушки. А история народных традиций не может быть не связана с историей народной игрушки. И вот что характерно: в настоящее время у детей абсолютно не развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители не покупают современным детям народные игрушки. Хотя многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своего народа. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то ребенок не будет знаком с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.

Постараемся немного увлечь родителей историей народной игрушки, чтобы они смогли рассказать об этом своим малышам.

Игрушки известны с самой глубокой древности. Нет ни одного народа, в культуре которого игрушка не занимала бы своего значимого места. На территории расселения восточных славян археологами обнаружены деревянные лодочки, волчки, птички, погремушки, дудочки, фигурки людей, свистульки, изображения животных и т. д. Согласно легенде, сам Сергей Радонежский - наиболее почитаемый русский святой - не только благословил игрушку как разумную детскую забаву, но и собственноручно делал деревянные игрушки. Игрушки всегда сопровождали детство, но в прежние времена они выполняли гораздо более значимые функции и использовались в культуре гораздо более разнообразно.

Самые ранние игрушки, обнаруженные на территории нашей страны, относятся ко II тысячелетию до н. э. Как только малыш появлялся на свет, его верным спутником становилась игрушка или "потешка", как называли ее в старину. Самые маленькие получали погремушки или "шаркуны". Это могла быть засушенная коробочка мака с семенами, трещотка, яркий лоскуток ткани с колокольчиками или пришитыми кусочками меди. Кроме развлечения, эти игрушки, по мнению родителей, служили для привлечения к малышу доброго духа, ангела-защитника, оберегающего ребенка от нечистой силы и сглаза. В игрушках русского народа не встретишь изображения злого или страшного персонажа, ведь в старину считалось, что такая игрушка может принести зло малышу.

Ребенок рос, менялись и игрушки, окружающие его. Они усложнялись, помогали ему научиться ходить, самостоятельно изучать окружающий мир. Сначала игрушка увлекала ребенка звуками, которые издавали колокольчики или трещотки, закрепленные на ней, - и малыш начинал ходить вслед за палочкой с прикрепленной игрушкой. Потом появились каталки, но уже на веревочке. Чаще всего это был конь - как символ солнца. Ребенок чувствовал, что его друг следует за ним всюду, ни на шаг не отставая от него. Таким образом, ребенок впервые мог почувствовать себя сильным и смелым другом для своей игрушки.

Наши предки были прозорливы и умны. Точно чувствуя природу ребенка, они давали ему ту детскую игрушку, которая не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к дальнейшей жизни. Игрушек было немного, но каждая из них приучала ребенка к дальнейшей жизни.

А деревенские девочки играли в тряпичных кукол. Мамы делали дочкам куколок из кусков ткани и веревок. Причем такую куклу не выбрасывали, бережно хранили в доме, передавая от дочки к дочке, ведь в крестьянских семьях традиционно было много детей. Лицо у такой куклы обычно не прорисовывалось и это позволяло ребенку самому придумать характер и внешность тряпичной подружки. Наши предки считали, что такие игры приучают девочку быть в будущем хорошей матерью и хозяйкой в доме.

Кукла всегда была самой распространённой среди игрушек. Куклы во многом были связаны со всевозможными обрядами во время проведения праздников. Существовала рождественская обрядовая кукла, символизирующая добро, процветание, богатый урожай. Пасхальную куклу-закрутку дарили в Вербное воскресенье. Кукла-плодородие и кукла-стригушка были связаны с богатым урожаем. Делали подобные куклы из соломы, лыка, отходов производства льна. Соломенные куклы, сделанные из первого "именного" снопа, считались священными. Существовала кукла - домашняя масленица, которая символизировала крепкий достаток и здоровье семьи.

Встречались детские игрушки, характерные для какой-то определенной местности. Эта особенность народной игрушки сохранились в нашей культуре и до настоящего времени.

Наибольшей известностью среди центров глиняной лепной игрушки пользуется Дымковская слобода под городом Кировом (бывшая Вятка). Это очень древний промысел. В старину праздновали "Свистопляску" - праздник, на котором люди свистели в свистульки, танцевали и веселились, отгоняя злых духов. Так и повелось, что в селе Дымково делали свистульки и игрушки. Промысел сохранился и до наших дней. Славу и известность промыслу принесли многочисленные барыни, купчихи, франты-помещики, лихие всадники, гусары, цирковые и ярмарочные сценки. Роспись делали вручную, очень красочно и оригинально. Именно этим дымковская игрушка и привлекает современных детей. Они с удовольствием слушают рассказы мастеров о способах ее изготовления и росписи.

Северная каргопольская игрушка происходит из деревни Гринёво Каргопольского уезда Олонецкой губернии. Отличительная черта каргопольской игрушки - фантастичность образов. Здесь и полканы (существа с туловищем коня и головой человека, двухголовые кони и олени.

Центр производства филимоновской игрушки находится в деревнях Филимоново и Татево Тульской области. Для филимоновской игрушки характерны образы и сюжеты - барыни, солдаты, всадники, реже крестьяне. Традиционные сюжеты: "Медведь смотрится в зеркало", "Солдат кормит курицу", "Жених и невеста".

Но наиболее крупным и известным центром Росси по производству деревянных игрушек был Сергиев Посад. Дамы и гусары, разносчики, солдатики, монахи - персонажи, характерные для сергиевских мастеров. Сергиев Посад знаменит так же своей матрёшкой, которая стала игрушкой-сувениром, визитной карточкой России. Затем появилась семеновская матрешка.

Центром развития деревянной резной игрушки в Подмосковье является село Богородское. Оно стало крупным промысловым центром по изготовлению деревянной игрушки. Вот уже более 300 лет здесь изготавливают необыкновенные игрушки, вырезанные из липы. Для богородской игрушки характерны сказочные и исторические сюжеты, детали прокрашивались очень слабо; некоторые из них, по старой традиции, делали подвижными. Вы наверняка встречали такую игрушку! Это и курочки, клюющие зернышки, и медведи, бьющие по наковальне. Подвижность достигается с помощью пружин, планок или грузиков. Все богородские игрушки - это шутейные, юмористические, динамичные, забавные. Дети обожают не только разглядывать их, но и приводить в движение. К тому же дерево - теплый, природный материал, совершенно безопасный для ребенка. Сейчас главным персонажем стал медведь - один из любимых образов богородских мастеров. Он присутствует во многих игрушечных композициях : "Маша и медведь", "Как медведь дуги гнул", "Два медведя". Изображая зверей, птиц, животных, человека, резчики очень точно передают их характерные черты.

Современные психологи считают, что игрушка - не просто развлечение, средство физического развития и обучения, игрушка - это культурный объект. Народная игрушка привлекает внимание своей простотой, но вместе с тем своим изяществом. В ней нет ничего лишнего. Характерно, что у крестьянских детей никогда не было много игрушек. Игрушки были очень просты, а порою и невыразительны. Большинство из них были самодельные. Ребёнок сам силой своего воображения и фантазии наполнял игрушку тем или иным духовным содержанием. Не зря в народе говорили : "Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства".

Игрушка - одна из древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя её национальные особенности и своеобразие. Поэтому народная игрушка - всегда рассказ об истории народа, о его ценностях. Настоящая народная игрушка всегда добрая, красивая, она приносит радость, веселье, счастье. Именно поэтому, когда в наших руках оказывается народная игрушка, возникает особое, непередаваемое ощущение светлого, солнечного, гармоничного и красивого чувства и настроения.

Лепка мордовской народной игрушки «Конь» «Лепка мордовской народной игрушки “Конь”» (Конспект НОД по лепке для детей старшей группы) Цель: выяснить, каких результатов достигли дети.

Фотоотчет «Использование народной игрушки в работе с детьми младшего возраста»

Фотоотчет «Использование народной игрушки в работе с детьми младшего возраста» «Игрушка -неизменный спутник детства, друг ребенка, главное действующее лицо в его играх, пробуждая мысль, давая широкие возможности для.

Использование народной игрушки в работе с младшими дошкольниками Использование народной игрушки в работе с младшими дошкольниками. «Игрушка -неизменный спутник детства, друг ребенка, главное действующее.

Конспект беседы для детей средней группы «История игрушки» Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект беседы для детей средней группы (4-5 лет) по теме «История игрушки». Данный конспект.

Презентация «История про игрушки» Игрушки старины Презентация знакомит с игрушками прошлых времен, игрушками времен наших бабушек и дедушек. пап и мам и с современными игрушками.

Проект «История новогодней игрушки» в старшей группе Проект в старшей группе «История новогодней игрушки». Автор: Минина Галина Михайловна, воспитатель 1 категории Продолжительность проекта:.

Проект «История происхождения народной куклы» Проект «История происхождения народной куклы» Старшая логопедическая группа. МБДОУ №295 город Ростов-на-Дону Автор: воспитатель высшей.

Роль народной игрушки в художественно-эстетическом развитии ребенка. Лепка Тема: «Роль народной игрушки в художественно-эстетическом развитии ребенка. Лепка». Старший воспитатель Белова Л. Н. В настоящее время в.

Влияние русской народной игрушки на формирование личности ребенка Традиционная игрушка во все времена оказывала важное и, во многом, определяющее влияние на формирование личности, души русского ребенка.

Русская народная игрушка как особый вид народного творчества.

Левичева И. А., воспитатель

МБДОУ «Змиевский детский сад

комбинированного вида №1»

Лоскуток да ниток катушка.

В умелых руках оживает игрушка.

(русская народная мудрость)

Каждый народ имеет свои корни. Это - язык, культура, история, традиции, обычаи, верования. Это и мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность. Может ли человек, не зная родного языка, не уважая культуру и традиции своего народа, считаться его представителем? Думается, что нет. Только на основе ознакомления с прошлым своего народа можно понять его настоящее и предвидеть будущее. А народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение, народ без будущего.

В дошкольном возрасте происходит становление личности, в основе которого лежит приобщение к национальной культуре. В сегодняшние дни особенно актуальной является задача ознакомления детей с русской народной культурой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну, родной край. Одним из наиболее доступных для освоения дошкольниками видов народной культуры является декоративно-прикладное искусство и в первую очередь - народная игрушка. Русская народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции. Ведь игрушка — это не только игра, забава, детское увлечение, но и средство педагогического воздействия, средство воспитания и обучения, развития творческих возможностей ребёнка, неиссякаемый источник его культурного развития. Считаю, что приобщение детей к изготовлению народных игрушек, активные игры с ними — важный этап воспитательного воздействия на ребёнка, получения им истинных знаний о мире, природе, людях, формирования устойчивых нравственно-духовных ценностей русского народа. Через игрушку устанавливается связь между поколениями, объединяются предки с потомками. В этом главная ее ценность.

Народные игрушки несут в себе определенные образы, а именно, представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. С точки зрения воспитания целесообразно вводить традиционные игрушки в жизнь современных детей. Как только малыш появлялся на свет, его верным спутником становилась игрушка или «потешка». Для забавы ему вручали погремушки или «шаркуны». Это могла быть засушенная коробочка мака с семенами, трещотка, яркий лоскуток ткани с колокольчиками или пришитыми кусочками меди. Кроме забавы, эти игрушки были (по мнению предков) «оберегами», выполняя защитную функцию и оберегая детей от воздействия злых людей, от разного рода жизненных неприятностей. Ребенок рос, менялись и игрушки, окружающие его, выполняя функцию уже «развивающего помощника». Они усложнялись, помогали ему научиться ходить, самостоятельно изучать окружающую действительность. Для этой цели изготавливались различные каталки на палочке. Игрушка увлекала ребенка звуками, которые издавали колокольчики или трещотки, закрепленные на ней, ритмичным движением колес — и малыш двигался вслед за палочкой с прикрепленной игрушкой. Наступала очередь каталки, но уже на веревочке. Чаще всего это был конь, выступающий символом солнца. Ребенок чувствовал, что его друг следует за ним по пятам. Таким образом, дитя впервые ощущало свою силу, ответственность, уверенность, желание быть смелым другом для своей любимой игрушки. Наши предки были дальновидны и находчивы. Интуитивно осознавая природу ребенка и его психологию, они давали ему ту детскую игрушку, которая не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к новому этапу его жизни.

Мир народной игрушки чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить всё богатство русской игрушки, потому что она почти полностью исчезла из повседневного быта. Современный рынок изобилует яркими, интересными, но порой бесполезными, а иногда и вредными, с точки зрения воспитания и развития детей, игрушками. Работать над этой проблемой необходимо. И одним из возможных путей её решения является изучение народной игрушки в игре современных детей. Для этого был разработан и реализован в практике педагогический проект «Народная игрушка», целью которого приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство дошкольников с народной игрушкой. Чтобы укрепить интерес детей к народному творчеству и русской народной культуре, был составлен цикл занятий по народной игрушке. На первых занятиях знакомила детей с игрушками – самоделками, которые изготовлялись из подручного материала - шишек, соломы, сена, бересты, дерева. Как было малышу, нашему далекому предку, не любить такую игрушку? Ведь все, из чего она была изготовлена, радовало детский глаз, окружало ребенка, было связано с бытом и трудовой деятельностью его родителей. Однако эти игрушки были недолговечны, они быстро выходили из строя, и тогда, например, кукол стали делать из тряпок (тряпичные куклы). Такая игрушка в то время стала самой распространенной. Куклы эти не шили, не вязали. Их сворачивали из кусочков тканей, сматывали из нитей и пряжи. Ткань и нити рвали вручную, не пользовались ножницами. Еще интересно то, что ткани для изготовления тряпичной куклы брали «ношеные» и лишь с той одежды, которая при «жизни» своей приносила хозяину радость, одевалась по праздникам. Поэтому люди верили, что магическая сила этих маленьких фигурок будет положительной и доброй. По тому, как выглядела кукла, судили ее хозяйку: ее умение, мастерство. К куклам относились очень бережно. Их никогда не разбрасывали по избе, не оставляли на улице. Кукол брали на посиделки, в гости. Их передавали по наследству, невестам дарили в день свадьбы. Все куклы делались безликими. Считалось, что лицо могут иметь только одушевленные особы.

Через занятия, фольклорные праздники дети научились любить свой край, не забывать традиции родного посёлка, Орловской области. Подтверждением этого стали проведенные традиционные праздники «Вербное Воскресенье», «Пасха в гости к нам пришла», «Рождественские колядки», «Сороки», «Купальские забавы», «Масленица».

Чтобы воспитать интерес к народному творчеству и желание приобщиться к нему, вместе с детьми и их родителями оформили в группе мини – музей театра. Своими руками изготовили такие театры как: театр народной игрушки, пробковый театр по мотивам сказки Орловской губернии «Как гусей делили», перчатковый «Волк и семеро козлят», театр из бросового материала «Медведь и мужик». По мотивам сказки «Коза - дереза» изготовили пальчиковый театр, ложковый театр «Кот, петух и лиса», кулачковый театр «Лиса и кувшин», театр «Зайчик на пальчик» - «Лесные яблоки», театр глиняной игрушки «Теремок». В постановках сказок дети научились различать и передавать интонации, характеры сказочных персонажей.

В практической работе немаловажное значение необходимо отводить взаимодействию с семьями воспитанников. Проводились родительские собрания на темы: «Русские обряды и традиции», «Народная кукла», «Русская народная мудрость о воспитании»; мастер - класс на тему: «Широкая Масленица», где родители познакомились с масленичными играми, с технологией изготовления куклы «Масленица»; познавательные консультации на темы: «Кукла из бабушкиного сундучка», «Матрёшка в жизни ребенка», «Традиционная игровая кукла Орловская Мадонна», «Народные традиции в воспитании детей»; оформлены флаеры: «Игровые куклы», «Грушина кукла», «Куклы - закрутки», «Изготовление куклы Кувадки».

Активизировать знания родителей по народоведению помогло анкетирование по проблеме «Народная игрушка», из которого выяснилось, что родители с детьми стараются посещать выставки народного творчества, музеи искусств, областные выставочные центры. Взрослые знают в какие игрушки играли их бабушки и дедушки. Проблема приобщение детей к истокам русской народной культуры через народную игрушку волнует родителей. Они заинтересованы в том, чтобы педагоги вели работу с детьми по данному направлению.

Подводя итоги деятельности по данному направлению видно, что эта тема интересна и доступна детям. Уважение к истории и культурному наследию предков – одна из форм проявления внутреннего, духовного мира человека.

Приобщая детей к истокам русской народной культуры, у дошкольников развивается национальное самосознание, а значит и уважение к своему народу, прививается любовь к родной природе, уважение к людям труда, воспитываются добрые отношения в общении с другими детьми и взрослыми. Кроме этого у них формируются эмоционально окрашенные чувства причастности к духовному наследию прошлого, устойчивый интерес к народному искусству, способствует лучшему пониманию ценностей родного языка, развивается самостоятельность, инициатива и творческие способности в самостоятельной и художественно–творческой деятельности.

«В народной игрушке народ отдает ребенку свою любовь и ласку, свою веселость и смех, свои думы и знания, свое умение – в этом большая сила ее влияния на ребенка. Через народную игрушку кто-то совсем близкий и ласковый говорит с ребенком правдиво, мудро» Е. А. Флерина

«Русская народная глиняная игрушка». Региональная особенность руками детей

«Русская народная глиняная игрушка». Региональная особенность руками детей В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, так как прилавки магазинов переполнены разнообразием.

Лэпбук «Русская народная кукла»

Лэпбук «Русская народная кукла» Лэпбук «Русская народная кукла»«Без неё, без куклы, мир бы рассыпался, развалился, и дети перестали бы походить на родителей, и народ бы.

Мини-музей «Русская народная Игрушка»

Мини-музей «Русская народная Игрушка» Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет)

Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет) Участвуя в конкурсе традиционной русской народной игрушки "Забытая старина" мы более тесно прикоснулись к русской истории, к народным традициям,.

Осенняя ярмарка — русская народная традиция.

Осенняя ярмарка — русская народная традиция. Традиционно в каждый год в нашем детском саду проходит русская народная «Осенняя ярмарка». На ярмарке предоставляются осенние дары, выращенные.

Проект «Матрешка — русская народная игрушка» Проект «Матрешка-русская народная игрушка» Вид проекта: краткосрочный, творческий, познавательный. Участники проекта: Дети, воспитатели,.

Русская глиняная игрушка — особый вид народного творчества.

Русская глиняная игрушка — особый вид народного творчества. Искусство глиняной игрушки – одно из древнейших. Его древние основы народ сохранил и пронес сквозь века, казалось бы, в почти неизменных.

Русская народная игрушка

Русская народная игрушка "Есть у нас одна игрушка, Не лошадка, не Петрушка. Алый шёлковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А.

Читайте также: