Какой мастер филимоновской игрушки

Обновлено: 16.05.2024

Представляем вам уникальную семью мастеров филимоновской игрушки, единственную семью на промысле, все члены которой являются мастерами филимоновской игрушки — Народный мастер России Елена Алексеевна Орлова, ее мама — Масленникова Валентина Николаевна, супруг Елены — Владимир Першин и ее сын — Роман Орлов. В родословной этой семьи потомственных мастеров имена лучших филимоновских мастериц.

Родными бабушками Елены Алексеевны были Александра Федоровна Масленникова и Анна Иосифовна Дербенева, «двоюродной» бабушкой была Лукьянова Евдокия Ильинична (она приходилась золовкой А.И.Дербеневой и крестной Валентины Николаевны). Именно Е.И.Лукьянова и ее подруга Е.К.Евдокимова когда-то в трудные для промысла годы сохранили филимоновскую дель, дали ей второе дыхание, возродили промысел вместе с замечательным художником, энтузиастом этого возрождения Денисовым Николаем Васильевичем.

Народный мастер Масленникова Валентина Николаевна (1936 г.р.)

Потомственная мастерица, дочь известной потомственной мастерицы А.Ф.Дербеневой. Плодотворно работает на промысле, создаёт игрушки в своем неповторимом стиле, близком по манере лепки и росписи к работам мастериц, работавших в 50-60-е годы. Ее работы всегда узнаваемы по своеобразной лепке — лаконичной, строгой и композиционно выверенной. В росписи ее манера изящна, графична и находится в гармонии с пластической формой изделия.


Народный мастер Першин Владимир Борисович (1960 г.р.)

Народный мастер, занимается лепкой филимоновской игрушки с 1987 года. Создает замечательные работы, отличающиеся чистотой традиционного стиля, прекрасной пластикой, выверенной в пропорциях и верно найденными силуэтными линиями. Роспись его игрушек всегда безупречно точна и гармонична.


Народный мастер Орлов Роман Вячеславович (1982 г.р.)

Народный мастер, окончил художественное отделение Тульского музыкального училища, в настоящее время работает в Музее Филимоновской игрушки в Одоеве. Молодой художник, прекрасно освоивший традиции пластики и росписи, достойный потомственный мастер и продолжатель дела своей семьи. В своих работах стремится к поиску новых форм и образов, гармонично сочетая традиции и новаторство.


Народный мастер Елена Алексеевна Орлова (1963 г.р.)

Имеет звание Народный мастер филимоновской игрушки, которое она получила в 18 лет в 1981 году, с 1990 года является членом Союза художников России, а также носит высокое почетное звание Народный мастер России. Она является участником всех крупнейших Всероссийских художественных выставок. Свое мастерство и умение Елена Алексеевна впитала от своих бабушек и мамы, училась у них с детства и пробовала свои силы под их чутким присмотром. Сейчас Елена Алексеевна — зрелый мастер, со своим художественным почерком, известный художник и одна из ведущих мастериц филимоновского промысла. В своем творчестве она достигла подлинных вершин мастерства, ее работы говорят сами за себя, демонстрируя уникальный сплав традиции и авторской индивидуальности.

Работы Елены Алексеевны Орловой находятся в собраниях: Государственного Русского музея, Тульского художественного музея, Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, Музея филимоновской игрушки (открыт в 2009 году) Фонда народных художественных промыслов, Музея игрушки «Забавушка»( Общества любителей народного искусства «Традиция», г. Москва), Сергиево-Посадского Музея игрушки, Музея свистульки г.Чезуна (Италия). В том числе во многих частных коллекциях в России и за рубежом.

Слово мастеру

Елена Алексеевна Орлова рассказывает о себе, о творчестве и о промысле.

«Всю жизнь училась у мастеров, у своих бабушек. С рождения жила рядом с этими игрушками, постоянно видела, как их расписывает бабушка. Всю свою сознательную жизнь видела, как лепят, красят, сама пробовала, училась у старших. В 18 лет стала Народным мастером филимоновской игрушки, потом членом Союза художников России. Да, все азы игрушки можно изучить в учебном заведении, но чтобы стать настоящим мастером, надо учиться у мастеров индивидуально. Конечно, кто учится этому ремеслу, постигает умение делать роспись, делает зарисовки, копирует — тот сумеет сделать хорошую роспись.

Но на самом промысле так никогда не делали и я так не делала. Сразу училась расписывать саму игрушку. Когда делаю роспись, чувствую какой узор «просится» на игрушку, но люблю и «экспериментировать» с росписью и сюжетами. Стараюсь вводить в промысел новые сюжеты, чтобы ремесло жило и развивалось. Сама глина, природа подсказывает новое, все оттуда. Мастера, которых я знала, были сама Поэзия, были людьми с поэтической, художественной натурой. А сама, когда делаю игрушку о многом думаю, вспоминаю детство, самые яркие моменты, своих родных. Больше люблю лепить, чем красить. В лепке больше фантазии, творчества, в этом я похожа на бабушку Анну Иосифовну Дербеневу, она тоже любила повторять: «Все лепила бы, лепила, а расписывал бы кто другой». Мне трудно судить о том, врожденное ли у меня «чувство формы», интуиция это или обучение. Все мои предки занимались филимоновской игрушкой, я жила с этим, но и приобретала тоже. А что важнее — традиция или свобода? Скажу, что и то и другое. Традиция — это основа, свобода — это развитие.

В жизни промысла должны появляться новые сюжеты, новые формы, особенно для детей. У них сейчас много информации, большие требования ко всему, появляется спрос на другие игрушки и в жизни промысла должны появляться новые игрушки. Детей сейчас обучают нашему ремеслу, например, в Тульских школах искусств, в Одоеве в школе искусств, мы проводим мастер-классы, также в Поленовском музее они ежегодно бывают в августе-сентябре. Внучка Анечка растёт среди наших игрушек, любит сама что-нибудь слепить или покрасить. Возможно, со временем она тоже унаследует наше семейное дело.

Среди игрушек промысла есть такие новые работы, что кажется — им уже тысяча лет, так они влились в промысел и понравились мастерам. Мастера друг у друга перенимают находки, так как и было раньше. Мои игрушки тоже были восприняты промыслом — «Карусель», «Свинка», «Емеля на печке», «Птица-горлица». Секретов про игрушку не держу, все что знаю и умею — отдаю людям. По молодости казалось, что ты уже настоящий мастер, а сейчас кажется, что надо еще учиться и совершенствоваться».

Филимоновская игрушка

Филимоновская игрушка появилась в Тульской области в небольшой деревеньке Филимоново. По некоторым данным этот промысел появился более тысячи лет назад и существует по сей день. Сейчас филимоновская игрушка практически не изменилась, а местные мастерицы до сих пор передают знания из поколения в поколение.

Содержание:

История промысла


Эта местность никогда не славилась богатым урожаем, но крестьяне нашли выход – гончарное дело. Мужчины лепили кирпичи для постройки домов, делали кухонную утварь, а женщины собирали остатки глины и создавали игрушки для детей. Первое время лепили для себя, да чтобы развлечь детвору, а потом уже стали продавать изделия на местных ярмарках. Ездили на базары в ближайшие города и поселки.

Секреты лепки бабушки рассказывал детям и внукам, которые приобщались к семейному промыслу с малых лет. Уже в восемь лет девочки умели создавать незатейливые фигурки из глины, а к двадцати годам имели неплохое приданное, собранное на продаже разноцветных “свистулек”.

изготовление филимоновской игрушки

К середине XIX века промысел стал известен далеко за переделами Тульской области. По всей стране любили яркие глиняные фигурки, покупали их на ярмарках и дарили детям. В этот период практически все семьи в деревне Филимоново жили за счет гончарного дела. Однако популярность изделий пошла на спад в начале ХХ века. Люди искали новые способы заработка, число мастеров и мастериц заметно сократилось. В деревне осталось всего три женщины, которые не бросали свое ремесло и продолжали лепить из глины.

Производство улучшилось в 50-ые годы, когда народ снова стал интересоваться филимоновскими игрушками. Народный промысел быстро вернулся в прежнюю колею, мастерицы снова взялись за создание глиняных фигурок. Уже в 80-ых годах популярность местного народного промысла достигла новых высот благодаря созданию творческой группы из выпускников художественно-промышленного лицея.

Виды филимоновских игрушек

разные филимоновские игрушки

Большинство изделий, созданные филмоновскими мастерицами, являются “свистульками”. Изображают как животных, так и людей. Сюжеты традиционны – барыни и крестьянки, бравые солдаты в форме, влюбленные деревенские пары, барышни в длинных сарафанах и пареньки в лаптях, наездники на лошадях. Животные тоже исконно русские – медведи, петухи и курочки, бараны и овцы, коровы, лошади, лисы и волки.

филимоновская барыня

Игрушки никогда не славились наличием мелких проработанных деталей. Если изображалась барыня, то в длинной юбке-колокол, со шляпкой на голове. Если делали мужчину (чаще всего солдатов в военной форме), то ему создавали мундир с погонами, фуражку с козырьком и сапоги с небольшим каблуком.

филимоновский петушок

Животные все имели тонкую талию и длинную изящную шею. Различить их друг от друга позволял или окрас фигурки, или характерные рога с ушами. У коней – небольшие коричневые ушки, у баранов – круглые рога, у коровы – рога-полумесяцы.


Были у филимоновских игрушек и образы. Например, медведь считался символом могущества, женщина являлась олицетворением великой “Природы” и считалась Матерью-кормилицей, продолжательницей рода. Олень был символом счастливого и долгого брака, поэтому зачастую оленей дарили молодоженам. Птицы стали помощниками Матери-земли, вестниками пробуждения природы. Коровы символизировали плодородие и сулили хороший урожай крестьянам.

Технология изготовления

изготовление филимоновской игрушки

Отличительная особенность филимоновских игрушек – вытянутая форма и удлиненные пропорции. Диктовалась такая форма самим материалом, который использовали для лепки. В Тульской области богатые залежи жирной глины, она хорошо подходит для придания формы, однако при сушке оседает и сильно трескается. Мастерам приходилось несколько раз поправлять фигурку, каждый раз вытягивая ее, чтобы скрыть все неровности с трещинами. Именно из-за свойств материала и родился фирменный стиль филимоновских игрушек.

Поэтапная технология создания:

1. Сперва лепилась предварительная форма фигурки. Намечали, где будет голова, туловище и ноги. Если человек – то изображали стоя, животных – сидя или стоя на четырех лапах. Далее выравнивали форму, убирали излишки.

2. Потом следовал обжиг, где в процессе мастер поправлял фигурку, разглаживал, добавлял детали. Обожжённая глина из темного цвета приобретала бело-розовый, что позволяло в дальнейшем наносить различные краски без грунтовки.

3. После приступали к росписи. Народные мастерицы использовали гусиные или куриные перья, это позволяло создать тонкие и ровные линии. А краска с перьев отлично ложилась на глину.

Роспись филимоновской игрушки

роспись филимоновской игрушки

Палитра для росписи была довольно скудная – чаще всего использовали три цвета: желтый, красный и зеленый. Изредка брали синий и фиолетовый.

Проводили роспись в строгом порядке – сперва желтым цветом рисовали пятна, потом обводили их красным (делали узоры) и добавляли зеленый. Рисовать узоры мастерицы начинали всегда из центра, плавно переходя к краям. Узоры были просты и незатейливы: “елочка”, цветные полоски, геометрические фигуры, звездочки. В основном преобладал растительный орнамент – листочки, солнышко, веточки, ягодки, цветочки.

Не смотря на скудную цветовую гамму, все филимоновские изделия были яркими, праздничными. Детям нравились красочные фигурки, способные издавать громкий свист. Для взрослых же эти фигурки считались сувениром, хотя некоторые полагали, что филимоновская игрушка способна привлечь в дом благополучие и счастье.

филимоновская игрушка

В поисках интересных тем для уроков просматривала свои залежи материалов по народной игрушке. Обнаружила среди них большой конспект статьи про филимоновскую игрушку. Статью читала лет десять назад в журнале «Антиквариат». Не смотря на то, что я уже писала немного о филимоновской игрушке, решила, что этот материал не будет здесь лишним.

Впервые наши современники смогли познакомиться с филимоновскими игрушками на выставке русской народной игрушки, состоявшейся в Москве в 1959 году. Стройные барыни в юбках колоколом, с тонкими талиями и изящными головками, всадники на удивительных лошадях, напоминающих жирафов, небывалые полосатые звери сразу привлекли внимание посетителей. Эти яркие игрушки с геометрическими узорами желтого, малинового, синего и зеленого цвета, сильно отличались от хорошо известных к этому времени дымковских барынь, кормилок и всадников. Они стали открытием не только для любителей русского народного искусства, но и для специалистов.

филимоновская игрушка - барыни

Очаг народного творчества в деревне Филимоново, который после десятилетий забвения вновь затеплился в 1950-е годы, был обнаружен сотрудниками НИИ художественной промышленности во время экспедиционного обследования Тульской области. Несколько пожилых мастериц в расположенной вдалеке от дорог деревне вспомнили – очевидно под влиянием успехов дымковских умелиц и возникшего в те годы общего интереса к народному искусству – полузабытое уже ремесло лепки игрушек.

филимоновская игрушка - конь, лось, корова

Филимоновские творения выглядят гораздо архаичнее дымковских, что и породило ошибку в проспекте выставки 1959 года, где были неправильно указаны даты их создания: «VIII – XX века». На самом же деле, филимоновские игрушки, представленные в экспозиции, были выполнены тогда же в 50-е годы XX века, но в их формах, орнаменте можно проследить тысячелетнюю традицию. Очень похожие фигурки из глины (X – XI век) были найдены археологами при раскопках в Киеве. Силуэты филимоновских игрушек напоминают рисунки старинных народных вышивок из северных областей России.

филимоновская игрушка - кувшинчик

Более того, некоторые специалисты сравнивают формы и роспись филимоновских изделий с доисторическими рисунками пещер Сахары или видят в них сходство с индийской народной пластикой. Однако наибольшее сходство по лепке и по росписи филимоновские игрушки имеют с древнегреческой терракотовой скульптурой. Так или иначе, ясно одно – они созданы в соответствии с теми глубинными закономерностями творчества, которые сближают порой даже очень отдаленных и географически и по времени художников.

филимоновская игрушка - барыня

Более знакомая широкому кругу зрителей дымковская игрушка таких ассоциаций не вызывает, напротив, она воспринимается как типично русское явление, вроде матрешки и балалайки. Образное различие произведений из двух центров – Дымкова и Филимонова – можно объяснить и тем, что если вятские мастерицы испытали на себе сильное влияние города, то Филимоново на протяжении всей своей истории оставалось глухой деревней, лежащей вдали от дорог. К концу XIX века изделия многих народных промыслов, и дымковского в том числе, стали декоративными сувенирами, уйдя далеко от своих древних прототипов. Филимоновская же игрушка продолжала оставаться крестьянской по своему существу потому, что ее создатели были крепко связаны с деревенским трудом, с землей, и воспринимали мир на рубеже XIX и XX веков точно так же, как и их предки в древние времена. Однако далеко не всему находится объяснение – в истории филимоновского промысла все еще много загадок.

Как правило, изготовление глиняных игрушек неотделимо от гончарного ремесла. Когда стали заниматься гончарством в Филимонове – неизвестно. Есть предание о горшечнике Филимоне, который начал здесь «глиняное дело». Прибыл он сюда еще при Иване Грозном. От старика Филимона будто бы и название деревни пошло, и гончарное дело зародилось.

филимоновская игрушка - коза, доярка с коровой

Однако, судя по всему, филимоновская игрушка явно связана с более глубокими пластами истории. Безусловный факт, что филимоновский промысел возник на территории бассейна Оки, где в древности обитали племена вятичей. Поэтому можно предположить, что в облике глиняных фигурок из Филимонова закрепились черты племенной магии. Ведь известно, что в далекие времена практически повсеместно глиняные фигурки носили культовый характер, а затем они утратили свое религиозное назначение, став любимой детской забавой или украшением жилища.

Самые ранние сведения о промысле относятся лишь ко второй половине XIX века, когда он уже приобрел черты развитого производства, а деревня Филимоново была известна своими гончарами и «свистулечницами» далеко за пределами Одоевского района. Тогда семьдесят пять из ста деревенских домов кормились гончарством; семейным делом была и лепка игрушек. Земля здесь скудная, без подсобного промысла невозможно было выжить. А вот богатые залежи хорошей глины нескольких сортов способствовали развитию гончарного и игрушечного ремесла.

Кстати сказать, все, кто когда-либо побывал в Филимонове, отмечают великолепие пейзажа в этом районе. Деревня расположена в прекрасной местности, пересеченной живописными оврагами, поросшими орешником. Особенно красива здесь река Упа, в водах которой отражаются вековые ивы. Нет сомнений, что красота здешней природы сыграла не последнюю роль в развитии у филимоновских мастериц высокого чувства прекрасного.

Так же как и в других районах производства керамики, мужчины здесь занимались «настоящим» делом – тянули на гончарных кругах горшки, кринки, печные трубы, изготавливали черепицу. А лепка игрушек, которая, как и везде, считалась чем-то второстепенным, не заслуживающим серьезного внимания, была уделом женщин. Девочки начинали работать рано, с 5-6 лет. Они посвящали лепке игрушек все свободное от сельскохозяйственных работ время – занимаясь этим с поста и до Пасхи целые дни.

филимоновские мастерицы

Игрушечное ремесло приносило семьям неплохой доход. За сезон мастерица изготовляла две-три тысячи игрушек, которые продавались по цене 3-7 копеек за штуку. Таким образом девушки не только помогали семьям, но и готовили себе приданое.

Зарабатывали филимоновские девушки иногда поболе мужчин-гончаров, а потому считались завидной партией и были самыми разборчивыми невестами.

NB Так как материал про филимоновскую игрушку получился довольно объемный, я разбила его на три части. Постараюсь в ближайшее время опубликовать остальные.

Приветствуем вас на официальном сайте мастеров филимоновской игрушки.

2асж

Филимоновская игрушка — старейший народный художественный промысел России. Ро­дина промысла - деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, впер­вые упоминается в древних летописях XVI века. На протяжении многих лет мужчины в деревне Филимоново изготовляли на гончарных кругах посуду, печные трубы, различную домашнюю утварь. Это было серьезное мужское дело, использовалась для этой цели местная глина, дающая после обжига светло терракотовый цвет. Лепить игрушки считалось делом легким, занимались им женщины, а обучать начинали девочек уже с семи лет. Для игрушки использовали нежирную, но пластичную глину «синику», которая после обжига приобретала белый цвет. Уникальная по своим свойствам глина, позволяла мастерице всю скульптурку лепить из одного куска, добиваясь красивых по пластике, выразительных форм. Высушенные изделия прежде обжигались в горне, который каждый мастер вырывал на склоне бугра недалеко от дома. Сейчас для обжига мы используем муфельные электрические печи. «Советский период» в жизнь промысла не внес чуждые сюжеты, но появились многофигурные композиции, созданные не для игры, а для любования и коллекционирования.

Условно все игрушки можно разделить на несколько групп:

1) люди – солдат, барыня, гармонист, мальчик на петухе, всадник, солдат с гусем, любота.

2) животные – олень, корова, конь, баран, козел, собака, кот, лиса.

3) птицы - петух, наседка, павлин, утка.

4) многофигурные композиции – чаепитие, тройка, карусель, древо, на лавочке, Георгий со змеем.

Сюжеты игрушек разнообразны, насчитывают более пятидесяти наименований, но стилистические особенности, выработанные многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными. В лепке - вытянутые пропорции фигур, длинные шеи у людей и животных, в росписи - трехцветный геометрический орнамент. Удлиненные изящные силуэты фигур, гармонично сочетаются с жизнерадостной, яркой, лаконичной росписью. Расписывают игрушку анилиновыми красителями на лаке. Орнамент из зеленых и малиновых полос, солнышек, ело­чек, решеток наносится на белый или желтый фон. Люди и птицы раскрашиваются в малиновые, реже - в желтые рубашки. Почти все филимоновские игрушки свистульки, не свистят петухи и индюки.

На сегодняшний день в Одоеве лепят филимоновскую игрушку несколько семей, продолжающих художественные традиции старинного промысла Елена Ивановна, Константин Николаевич и Платон Константинович Кехаиди, Орлова Елена Алексеевна, Першин Владимир Борисович, Орлов Роман Вячеславович, Масленникова Валентина Николаевна, Левитина Ирина Константиновна, Дроздовская Елизавета Артемовна.

Вы можете купить у нас традиционную Филимоновскую игрушку, а также произведения авторские - шкатулки, картинки, скульптуру малых форм. На любой из указанных адресов напишите заявку с вашими пожеланиями, заглянув предварительно в прайс - лист и мы изготовим для вас всё, что Вы увидите в разделе фото. Срок изготовления не более месяца. Оригиналы документов (договор, счет, накладная) прилагаются к заказу. Возможна отправка транспортной компанией, но следует учитывать, что расходы по пересылке в стоимость изделий не входят.

С 1990 года в Одоевской школе искусств народные мастера России, супруги Елена и Константин Кехаиди преподают лепку Филимоновской игрушки и гончарное мастерство. Четыре года учащиеся школы осваивают приемы лепки, последовательность работы и стилистические особенности промысловой игрушки. Изделия, выполненные гончарным способом, декорируются налепкой и теснением, обваркой и глазуровкой. Многие наши ученики активно и результативно участвуют со своими изделиями в конкурсах и ярмарках.

В светлом, теплом и просторном помещении для приезжающих детей и взрослых мы проводим платные мастер – классы, которые вызывают неподдельный интерес. Мастера подробно объяснят и поэтапно покажут, как лепить и как раскрашивать филимоновскую игрушку, помогут свертеть на гончарном станке горшочек, подсвечник или сделать свисток. Возможны скидки большим группам и оплата перечислением. Предварительная запись по тел. 89065376270 Константин Николаевич.

Константин Кехаиди – автор идеи и руководитель фестиваля народного творчества «Поляна». На берегу реки Упы, вблизи деревни Филимоново, мы, при поддержке единомышленников, проводим фестиваль, ставший своеобразной школой ремесел. Взрослые и дети знакомятся с народными промыслами, древними художественными ремеслами, участвуют в мастер – классах по лепке филимоновской, хлудневской, скопинской, романовской, липецкой, сапожковской, рязанской игрушки. Чередуются древние и современные ремесла, обучение гончарному ремеслу и батику, плетение из лозы и бересты, фольклор и народные игры. Город мастеров весело живет и активно работает в течение недели. В программе фестиваля конкурсы, концерты, выставка и ярмарка декоративно - прикладных изделий. Фестиваль проводится ежегодно в июле и собирает любителей художественных ремесел всех возрастов. Об условиях участия читайте в разделе «Поляна» или звоните по тел. 89065376270 Константин.

В краеведческом музее вас ждет рассказ об истории Одоева, богатой замечательными событиями и славными именами, а так же путешествие по улочкам поселка с красивой старинной архитектурой. Приглашаем к общению и сотрудничеству всех, кому интересно народное и профессиональное искусство во всем его разнообразии.

филимоновская игрушка- коровы

П.И.Илюхина.Корова. А.Ф.Масленникова.Корова. Конец 1960-х гг.

Загадочный мир филимоновских игрушек един и многолик в то же время. Его единство рождено одной художественной традицией, индивидуальные манеры как будто растворяются в общих чертах местного стиля. Однако эту традицию развивали и варьировали многие мастерицы, каждая в меру своих творческих способностей.

филимоновская игрушка

А.Г.Карпова. Доярка скоровой.Конец 1980-х гг. Е.К.Евдокимова. Всадник на трехголовом коне. 1981г.

Создатели игрушки – это династии Масленниковых, Карповых, Дербеневых, Евдокимовых, Зайцевых. До наших дней самобытный стиль филимоновской пластики дошел в работах уроженок деревни, старейших мастериц, заслуженных художниц РСФСР: А.Г.Зайцевой (1897 – 1985), А.И.Карповой (1910 – 1983), А.Г.Карповой (1911 – 1992); членов Союза художников СССР: А.Ф.Масленниковой (1910 – 1970), А.И.Дербеневой (1909 – 1990), Е.К.Евдокимовой (1912 – 1993), Е.И.Лукьяновой (1912 – 2002). Это они во второй половине XX века дали новую жизнь древнему игрушечному промыслу и принесли ему широкую популярность. Их творения неизменно пользовались успехом не только на местных ярмарках, но и на художественных выставках разных рангов, как областных, так и международных, музеи и коллекционеры приобретали их как ценнейшие экспонаты народного творчества.

филимоновская игрушка - коровы

Е.И.Карпова. Коровы. конец 1960-х гг.

Особенно великолепны сохранившиеся в музеях и частных коллекциях игрушки Александры Федоровны Масленниковой. Она любила лепить животных. Ее коровы воплощают своеобразную красоту, наивность и горделивое кокетство. Иной пластикой отличаются коровы Елены Ивановны Карповой. У ее коровок короткие ноги и головы с тяжелыми большими рогами, налепы вокруг глаз напоминают очки. Основные цвета росписи - желтые и темно-синие; полосы перемежаются орнаментальными мотивами.

филимоновская игрушка

А.Г.Зайцева.Петух.1983г. А.Г.Карпова.Петух.1968г. Е.А.Орлова.Пастух.1983г.

В игрушках Александры Гавриловны Карповой своеобразно сочетаются грубоватость и изящество, все ее игрушки вытянутых, удлиненных пропорций. Роспись классическая для Филимонова – полоски; несколько сумрачный колорит– малиновых, темно-зеленых и лиловых оттенков.

Антонина Ильинична Карпова большое внимание уделяет лепке. Ее фигурки обладают выразительными линиями силуэта, тонко проработанной моделировкой объемов. Роспись их яркая, многоцветная. Особый творческий почерк у Анны Иосифовны Дербеневой: строгая фронтальность игрушек часто нарушается, присутствуют новые мотивы в орнаменте.

В Филимонове сейчас уже нет старых мастериц, а на месте самой деревни возводятся дачи и коттеджи. Но в Туле и Одоеве живут и работают потомки нескольких знаменитых игрушечных династий: А.И.Гончарова (внучка А.И.Карповой, правнучка А.Г.Дербеневой), Е.А.Орлова (внучка А.И.Дербеневой и А.Ф.Масленниковой), которые приобщили к лепке игрушек своих детей.

В 1980-х годах в г.Одоеве серьезно увлекся филимоновским искусством художник Н.В.Денисов, который не только сам лепил игрушку, но и привлекал к этому делу молодых учеников.

Читайте также: