Какой материал используется для лепки дымковской игрушки на занятиях в доу

Обновлено: 17.05.2024

Становление разносторонне развитой, творческой личности – ключевая задача образовательной деятельности, решение которой начинается в дошкольный период. Чрезвычайно важно поддерживать природную любознательность и познавательную активность дошкольника разнообразными увлекательными видами изобразительной деятельности. Занятия по лепке дымковской игрушки в детском саду развивают мелкую моторику и ручные умения ребенка, творческие способности и эстетический вкус, а также приобщают к родной культуре.

Название промыслу дала Дымковская слобода, где начали делать эти глиняные игрушки. Уже давно это поселение является частью города Кирова, раньше носившего названия Хлынов и Вятка.

Зарождение промысла связывают с печальной исторической легендой. Ночью войска союзников сошлись вблизи города и начали сражаться, из-за темноты принимая друг друга за врагов. Много воинов осталось лежать на поле боя. С той поры по весне стали поминать погибших в этой битве – Хлыновском побоище 1418 года.

Шло время, и стиралась из народной памяти эта трагическая история. Так день поминовения превратился в весенний праздник свистунья (свистопляска). К массовым гуляниям изготавливали дымковчане игрушки-свистульки: уточек, козликов, барашков и глиняные расписные шары.

Большой спрос на поделки из глины, а также наличие больших запасов этого природного материала сделали Дымковскую слободу местом зарождения известного народного промысла. Конечно, облик первых поделок был далек от канонического, но со временем сформировались знакомые нам облик и орнаментика дымковской игрушки.

Появление первых глиняных поделок в Дымково датируется XV-XVI веками. К этому времени игрушка теряет свое сакральное значение, определявшее простоту ее формы: языческое мировоззрение славян и дохристианские обряды, остались в прошлом. Форма игрушек начинает меняться, они становятся красивыми и разноцветными.

Традиции и техники изготовления первых мастеров сохранились и до наших дней. Известная нам сегодня дымковская игрушка отразила элементы русского быта XIX века, позднее появились образы бравых кавалеров и модниц-барынь.

После больших потрясений начала ХХ века промысел практически исчез. Его возрождение произошло благодаря потомственной мастерице Анне Афанасьевне Мезриной, бережно сохранившей традиции создания игрушки. В начале 30-х гг мастерица вместе с художником и первым исследователем этого народного промысла Алексеем Ивановичем Деньшиным собрала вокруг себя энтузиастов, желавших воссоздать уникальную дымковскую игрушку.

Тип проекта: творческий проект.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели).

Участники проекта: дети старшей группы 5 – 6 лет, воспитатели, родители.

Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Предполагаемый результат проекта: выставка творческих работ детей, показ презентации для детей и родителей.

Актуальность

Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества. Она даёт возможность ребёнку ощутить себя мастером и творцом. И многие даже не подозревают, к какой удивительной, развивающей и полезной деятельности приобщается ребёнок.

Известные педагоги В. А. Сухомлинский, Б. М. Неменский обращали внимание на то, что детское творчество – это своеобразная самобытная сфера духовной жизни. Дети очень рано начинают проявлять интерес к творчеству. Их привлекают не только действия с изобразительными материалами, но и результаты этой деятельности. Восторг восприятия требует яркого произведения, вызывает желание самовыразиться. И здесь должен оказать поддержку педагог или родители.

«Рука – это вышедший наружу мозг человека» - говорил И. Кант. В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что все дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Занятия лепкой воспитывают терпение, усидчивость, аккуратность, умение планировать и доводить начатое дело до конца. Все эти навыки пригодятся не только в школе, но и помогут ребёнку стать гармоничной и творческой личностью.

Лепка — это интересное и полезное увлечение, помогающее всесторонне развить личность ребёнка, она открывает простор для его фантазии.

Проблема

Продолжить знакомство с народным промыслом, изготовлением игрушек, игры с поделками расширят кругозор детей, приобщат их к изобразительному искусству, помогут развивать интерес детей к традициям и истории русского народа.

Цель проекта: развивать интерес детей к традициям и истории русского народа, знакомство с народным промыслом, изготовление игрушек.

Задачи проекта:

- познакомить детей с историей дымковской игрушки;

- развивать интерес к лепке, художественный вкус, фантазию, воображение;

- формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;

- развивать мелкую моторику кисти рук, синхронизацию действий обеих рук;

- развивать восприятие формы, фактуры, цвета, пластичности материала;

- совершенствовать зрительное восприятие;

- развивать умение рисовать простейшие элементы;

- развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение;

- формировать умение создавать узоры;

- соединять образ Дымковской игрушки с художественным словом;

- лепить предмет по частям, передавать форму частей (овальное туловище и ноги, характерные признаки — плетеная грива, делить колбаску пополам и переплетать;

- закреплять умение работать со стекой для пластилина.

- прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с народным искусством, любовь к Родине, воспитывать гордость за свою страну;

- формировать эмоционально-волевую сферу деятельности детей;

- развивать навыки самоконтроля за выполняемыми действиями;

- развитие трудовых навыков планирования работы по реализации замысла;

- умения предвидеть результат и достигать его, при необходимости – вносить коррективы в первоначальный замысел.

Интеграция областей.

- Познавательное развитие. Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя. Беседа.

- Социально – коммуникативное развитие. Настольно – печатные игры: «Собери животных из геометрических фигур».

- Художественно-эстетическое развитие. Изображение Дымковской лошадки и оленя при помощи пластилина. Передача характерных особенностях росписи игрушек, умение создавать узоры по собственному замыслу.

- Речевое развитие. Чтение стихотворения, частушки, потешки, заучивание песни.

- Физическое развитие. Физкультурные минутки: «Раз, два, три, четыре – и на месте походили…», «Конь». Подвижные игры: «Кони». Упражнение для развития мелкой моторики «Кони».

Методы и приёмы реализации проекта

наглядные - наблюдение, показ, образец;

словесные – беседы, объяснение, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение;

практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный);

игровые методы - игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

Приёмы лепки:

раскатывания и доработка пальцами для получения более точной формы;

Предполагаемый результат.

По итогам освоения проекта дети освоят основные приемы лепки и росписи дымковской игрушки, самостоятельно создавая узоры.

Материально – техническое обеспечение: дымковские игрушки (барыня, лошадка, олень, иллюстрации с изображением элементов дымковской росписи; пластилин, стеки, влажные салфетки, доски, пластина на каждого ребенка, гуашь, вода, кисть, водоэмульсионная краска, ИКТ.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Этапы реализации проекта

Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.

Подбор методической литературы для реализации проекта.

Подбор наглядно – дидактического материала, художественной литературы, организация развивающей среды в группе.

Разработка комплексно – тематического планирования по теме проекта.

Организация самостоятельной деятельности в уголках творчества. Проведение целевых наблюдений, игры. Активно исследование предметов - изучить форму предметов, объем, фактуру, узоры.

Подготовительная работа с детьми: выставка дымковских игрушек, иллюстраций с изображением дымковской барыни, лошадки, оленя; чтение и выполнение пальчиковой гимнастики, настольно – печатные игры: «Собери лошадку из геометрических фигур», рисование элементов дымковской росписи, роспись трафарета лошадки элементами дымковской росписи.

Организованная образовательная деятельность. Лепка «Дымковская игрушка. Лошадка». Цель: учить детей лепить Дымковскую игрушку; передавать овальную форму его туловища, головы, ног. Закреплять приемы лепки и соединения частей. Развивать образное представление, воображение.

1) Пед. показ. Деление куска. Разделить ком на три части — большая часть — туловище, 4 ноги, поменьше — голова, уши, грива.

Последовательность лепки. Сначала основные части туловище, ноги и голова. Плотно соединить основные части, затем раскатать столбик и разделить на две части. Показать, как из одной части слепить уши: разделить столбик пополам и сплющить, придать треугольную форму, а другую часть разделить пополам и каждую часть еще раз пополам (четыре лапки, плотно их примазать. Затем вылепить из двух частей гриву и примазать ее к шее и голове.

Самостоятельная работа. Индивидуальная помощь. Развитие конструктивного способа лепки. Развитие самостоятельности в выборе элементов росписи.

2) Покраска пластилиновой фигурки водоэмульсионной краской. Сушка при комнатной температуре.

3) Показ элементов дымковской росписи. Роспись фигурки элементами дымковской росписи.

2. Проговаривание плана работы.

Выставка детских работ. Познакомить родителей с результатом проекта. Показ презентации. Повысить интерес художественному творчеству. Повысить самооценку у детей.

Анализ проделанной работы.

Системное и поэтапное выполнение лепки и росписи Дымковской лошадки из пластилина, способствовало точной передачи образа Дымковской игрушки.

В ходе изучения данной темы дети смогли передать образ Дымковской игрушки, совершенствуя приемы работы с пластилином, красками, проявляли самостоятельность.

Необходимо продолжить изучать народно – прикладное творчество, новые приемы лепки и виды росписи необходимые для создания образа во время занятий по замыслу. Развивать умения расписывать более сложные по форме дымковские изделия.

Дымковская игрушка, барыня, овоид, раскатывание, скатывание, сплющивание, налепливание, примазывание.

1. Грибовская А. А., Халезова-Зацепина М. Б. "Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей 2— 7 лет". — М. : ТЦ Сфера, 2013.

2. Колдина Д. Н. "Лепка с детьми 4 – 5 лет. Конспекты занятий". Москва, Мозаика – Синтез, 2009.

3. Комарова Т. С. "Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. " Москва, Мозаика – синтез, 2017.

4. Халезова Н. Б., Курочкина Н. А, Пантюхина Г. В. "Лепка в детском саду. Книга для воспитателей детского сада" – Москва «Просвещение», 1986.

5. Селивон В. А. "Пластилиновая страна Лепилка". Минск "Поппури", 2010 г.

6. Плаксина Л. И. "Программа 4 вида"

7. Давыдова Г. Н. "Пластилинография: анималистическая живопись". Скрипторий 2003г. 2008 год выпуска.

8. Шпикалова Т. Я. "Волшебный мир народного творчества"

9. Гаврилова В. В. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет: рекомендации, планирование, конспекты занятий / под ред. В. В. Гаврилова, Л. А. Артемьева. – Волгоград: Учитель, 2011. – 143с.

Прикреплённые файлы:

«Дымковская слобода» (коллективная композиция в старшей группе по теме «Народная игрушка»)

«Дымковская слобода» (коллективная композиция в старшей группе по теме «Народная игрушка») Мир дымковской игрушки - это мир сказочно нарядных, красивых и выразительных по пластике фигурок животных, людей и птиц. "Дымковская слобода".

Интегрированное развлечение для детей второй младшей группы «Наша первая Дымковская игрушка».

Интегрированное развлечение для детей второй младшей группы «Наша первая Дымковская игрушка». Цель развлечения: воспитывать в детях чувство прекрасного, чувство уважения к мастерам народного творчества. Задачи развлечения: - показать,.

Конспект занятия в старшей группе по лепке «Дымковская игрушка. Олешек»

Конспект занятия в старшей группе по лепке «Дымковская игрушка. Олешек» Интеграция ОО:"Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".

Краткосрочный проект для детей подготовительной группы «Дымковская игрушка»

Краткосрочный проект для детей подготовительной группы «Дымковская игрушка» Краткосрочный проект для детей подготовительной группы «Дымковская игрушка» Автор: Ершова А. И. воспитатель дошкольного отделения №5 ГБОУ.

Краткосрочный проект для детей старшей группы «Великие Луки — город воинской славы»

Краткосрочный проект для детей старшей группы «Великие Луки — город воинской славы» 17 января 2017 года город Великие Луки празднует 74 годовщину освобождения от немецко-фашистских захватчиков Солдаты боролись за мир во.

Краткосрочный проект по пожарной безопасности «Юные пожарные» с детьми старшей группы

Краткосрочный проект по пожарной безопасности «Юные пожарные» с детьми старшей группы Цель проекта: создание условий, для формирования у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности,.

Конспект занятия по лепке из глины «Дымковская игрушка «Козлик»

Конспект занятия по лепке из глины «Дымковская игрушка «Козлик» Методическая разработка занятия на тему: «Дымковская игрушка - «Козлик». Направление: формирование функциональной грамотности обучающихся.

Проект «Декоративно-прикладное искусство. Дымковская игрушка» для средней группы

Проект «Декоративно-прикладное искусство. Дымковская игрушка» для средней группы Автор проекта: Долматова Юлия Сергеевна Вид проекта: Долгосрочный, творчески-информационный Участники проекта: Дети средней группы, родители.

Использование дымковской народной игрушки в дошкольном учреждении дает возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству Использование дымковской народной игрушки в дошкольном учреждении дает возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству

ВложениеРазмер
dymkovskaya_igrushka.docx 17.12 КБ

Предварительный просмотр:

Дымковская игрушка в детском саду.

Дымковская глиняная игрушка - это чудо-ремесло. Нас, работников дошкольных учреждений и наших воспитанников, всегда привлекали яркие, забавные игрушки, сделанные руками мастеров из села Дымково Кировской области. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Дымковские игрушки просты, но своеобразны, наивны, но выразительны. Они дают возможность мастеру показать и фантазию ваятеля, и творчество художника-декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира. Дымковская игрушка вошла в наш быт, вписалась в интерьеры помещений, стала любимым подарком и сувениром, желанной гостьей выставок и экспозиций.

Для осуществления задач эстетического воспитания дошкольников программа "Детство" рекомендует обращаться к этим замечательным образцам русского прикладного искусства. Используют лепную игрушку в основном на занятиях по изобразительной деятельности.

Лепная игрушка родилась еще в XVI веке в руках кустарей-одиночек. Сейчас игрушка приобрела мировую славу. Над ее созданием трудятся в цехах фабрики много мастеров, среди которых лауреаты Государственной премии имени И.Е.Репина: Е.И.Косс-Деньшина, З.В.Пенкина, Л.С.Фалалива. Глина - податливый материал. Изготовленные и хорошо просушенные игрушки обжигают в муфельной печи, затем грунтуют белой водоэмульсионной краской. Но самое сложное - это раскрашивание готовых форм. В росписи используется такие элементы, как кольца, полоски, дуги.

Мы составили перспективный план работы по ознакомлению детей с дымковской игрушкой, рассчитанный на 4 года и включающий 3 этапа:

1. Освоение отдельных элементов дымковского орнамента (младшая и средняя группы);

2. Освоение дымковской росписи и начало лепки игрушек (старшая группа);

3. Лепка и роспись дымковских игрушек (подготовительная группа).

В младшей и средней группах дети учатся рисовать мазки, точки, клетки, округлые формы. Сначала они рассматривают пятнистых лошадок, нарядных кукол, играют с ними, а затем украшают фартуки, платки, салфетки для кукол, разрисовывают силуэты животных. Первоначально идет освоение точек-горошин кистями, далее учим делать клетки - пересечение вертикальных и горизонтальных линий и заполнять их мазками-точками.

В средней группе включаем два-три новых элемента: расписываем фартук, используя полоску с точками, в салфетке добавляем к этому изображению мазки, а юбку оформляем кружками с различными дополнениями: полосками, мазками, точками. Добиваемся от детей умения правильно пользоваться кистью и двумя-тремя красками, составлять простейшие композиции.

При переходе к следующему этапу работы задача усложняется. Здесь мы уже учим ребят составлять узоры из знакомых элементов, украшать орнаментом рисунки, силуэты игрушек, т.е. составлять композицию; подбирать нужный цвет, работать с несколькими кистями для выполнения различных элементов; давать оценку сделанному своими руками, подмечать красоту, оригинальность изделия. Работа в старшей группе предусматривает: знакомство с дымковским промыслом, роспись силуэтов игрушек с помощью таблиц и самостоятельно, подготовка к лепке и начало -освоения лепных форм.

Расписывая силуэты, старшие дошкольники первоначально использовали в рисунках только отдельные легкие элементы, упрощали орнамент, невыразительно пользовались цветом. Поэтому на занятии надо чаще использовать таблицы, работать над композицией рисунков, над подборкой цвета. Знакомя детей с росписью, надо обращать внимание на то, что нарядность игрушке придает сочетание разных узоров, например, на фартуке и на юбке барыни. Дети самостоятельно составляют узоры из отдельных элементов к концу старшей группы.

Готовя детей к поделке игрушек из глины, мы берем простые задания (слепить бусы, плиточки) по книге Н.Г.Пантелеевой "Декоративное искусство детям". Рисовать на объемной форме намного труднее, чем на листе бумаги. В старшей группе дети лепят петушков, курочек, уток, так как объемная форма и способы лепки этих игрушек наиболее просты.

В подготовительной группе ставятся задачи: глубже познакомить детей с народным промыслом, с разнообразной тематикой изделий, научить их различным специфическим приемам лепки дымковских игрушек, изображать скульптурные группы, использовать в росписи сложные по композиции и цвету орнаменты, развивать творческую фантазию. Дети неплохо справляются с лепкой, передают характерные особенности народной игрушки, активно участвуют в анализе работ.

Из проделанной работы можно сделать следующие выводы:

1. Использование дымковской народной игрушки в дошкольном учреждении дает возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству.

2. Эффективность педагогического воздействия зависит от уровня подготовленности педагога (эрудиции, практических умений и навыков), от создания специальных условий в дошкольном учреждении.

Дымковская игрушка из пластилина

В старину дымковские игрушки были популярным украшением практически каждого дома. Они изготавливались из глины и расписывались различными яркими красками. Данные изделия создают и в наши дни. Сегодня мы разберем, как можно их изготовить своими руками, что для этого понадобится.


Особенности

В настоящее время дымковские игрушки чаще всего производятся уже не из глины, а из пластилина. Они могут быть выполнены в форме свистульки, детской погремушки либо просто в виде декоративных статуэток для дома.

Мастера, которые остались полностью верны старинным традициям, создают, как правило, различные фигурки птиц, животных, барышень, а иногда и мужчин. Но можно встретить и более сложные композиции, в том числе и людей, сидящих верхом на конях, женщин, которые держат в руках каравай.


При формировании данных игрушек используются простой узор и небольшое количество цветов при росписи. Следует помнить, что при традиционном производстве фон обязательно оставляют белым, но в настоящее время очень часто можно увидеть дымковские игрушки, которые раскрашиваются в различные цвета.

Все орнаменты, которые изображаются на поверхности статуэтки, представляют собой гладкую роспись, которая сочетается с геометрическими мелкими рисунками.

Из-за простой технологии изготовления данная игрушка достаточно часто используется для детского творчества. Занятие лепкой позволяют развивать мелкую моторику рук у детей, а роспись помогает формировать эстетический вкус.

Среди одиночных пластилиновых статуэток нередко можно увидеть целые тематические композиции, которые демонстрируют сцены быта либо сюжеты народных сказок.


Инструменты и материалы

Перед тем как приступить к изготовлению данной статуэтки, следует подготовить все необходимое для этого:


На современном этапе развития дошкольного образования большое внимание уделяется знакомству детей с различными видами декоративно-прикладного искусства и народными традициями.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на формирование общей культуры личности ребенка, развитие его социальных, нравственных, эстетических качеств, объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей. Реализация данных задач предполагает знакомство детей с культурными традициями России, истоками народной культуры, народным декоративно-прикладным искусством, формирование умения выражать свое эмоциональное состояние в художественном творчестве.

По мнению С.В. Михалкова «только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом» [2, с. 117].

Важную роль народного декоративно-прикладного искусства в воспитании детей отмечали искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.П. Усова, Н.П. Сокулина, Т.С. Комарова, Н.Б. Халезова, Т.Я. Шпикалова, Т.Н. Доронова, А.А. Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду [2, c.54].

Одним из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей является включение ребенка в различные виды изобразительной деятельности, которые основаны на материале народного творчества.

Занятия декоративным рисованием и ознакомление с народными промыслами могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.

Начать нужно с дымковской игрушки, так как именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребёнка.

Дымковскую игрушку легко узнать среди других народных игрушек. Она выделяется своим белоснежным фоном, по которому мастера наносили простые геометрические узоры. Это круги, кольца, точки, полосы, линии, ромбики, овалы, черточки. Дымковские мастера расписывали игрушки в добрый десяток ярких цветов: красный, малиновый, синий, золотисто-жёлтый, фиолетовый, зеленый… и даже золотили блестками. Кажется, что в облике каждой дымковской игрушки невольно находит своё отражение природа тех мест, где она родилась. Представляешь заснеженные сугробы, мороз, румянец украшает лица людей. На фоне освещённого снега особенно ярко звучит цвет одежды [3, с.97].

Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. И в наши дни дымковской игрушки делают вручную в отличие от других народных промыслов. Каждая игрушка уникальное произведение искусства, у каждой свой особый характер. Злому образу серого волка дымковские мастера предпочитают образ доброго барана или гордого красавца оленя.

Дымковская игрушка – это обобщенная, декоративная глиняная скульптура, близкая к народному примитиву: фигурки высотой в среднем 15-25 см, разукрашенные по белому фону многоцветным геометрическим орнаментом из кругов, горохов, полос, клеток, волнистых линий, яркими красками, часто с добавлением золота.

Традиционными и постоянно повторяющимися в дымковской игрушке являются всадники, петухи, женские фигуры в расширяющихся книзу колоколообразных юбках и высоких головных уборах – кокошниках, именуемые няньками, кормилицами, барынями, водоносками.

Дымковская игрушка, жизнерадостная по колориту, живая и динамичная по рисунку, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам, поражает своей яркостью. Контрастные сочетания, яркие цвета, нанесенные по белому фону, пробуждают в детях интерес к «дымке», вызывают желание самим научиться так расписывать [1, с.15].

Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа.

Ознакомление с дымковской игрушкой оказывает большое влияние на дошкольников:

  • способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства;
  • развивает детское творчество и формирует эстетический вкус;
  • воспитывает чувство любви к родному краю.

Знакомство с дымковской игрушкой помогает сформировать устойчивый интерес к лепке, рисованию [4, c.5].

Использование дымковской народной игрушки в дошкольном учреждении дает возможность решать задачи:

  • художественного развития и воспитания детей;
  • постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность;
  • воспитывает интерес к народному творчеству.

Знакомя детей с дымковской игрушкой, нужно представить ее ярко, эмоционально, используя различные сравнения и эпитеты, обратить внимание:

  • на особенности росписи (насколько она проста);
  • на умение выражать полученные впечатления от восприятия этих изделий;
  • необходимо подчеркнуть яркость и разнообразие цветов, используемых в росписи, так как ребенок эмоционально отзывчив к цвету [5, c. 17].

Все это вызовет у дошкольников интерес к народной игрушке, чувство радости от встречи с прекрасным.

Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях:

  • в предварительном создании эскизов на бумаге;
  • в продумывании элементов узора;
  • в расположении их на объемах;
  • в создании предметов декоративного характера;
  • умения найти способ изображения и оформления предмета;
  • в перенесении задуманного декоративного узора на изделие.

В процессе работы с различными материалами дошкольники познают свойства разных материалов, возможности их преобразования и использования в своих работах. В процессе овладевания приемами народной росписи у детей формируется свобода и раскованность всей руки, развиваются разные части руки (предплечье, кисти, пальцы), координация руки и глаза.

Развитие детского творчества в декоративной лепке во многом зависит от умения детей работать с глиной, красками и соответствующими инструментами. Декоративная лепка способствует приобретению этих умений, так как предметы требуют тщательности в обработке, что достигается при помощи стеки, пальцев, мокрой салфетки. Следовательно, работа влияет на развитие мелких мышц кисти ребенка, учит работать кончиками пальцев, делает их более чувствительными, т.е. развивается рука, а это очень важно для обучения в шк?оле [4, c.8].

Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

На занятиях по декоративно-прикладному искусству развивается речь детей, которая способствует обогащению и расширению словаря и словарного запаса. При рассматривании подлинных предметов де коративно-прикладного искусства и иллюстраций формируется связная речь, правильность произношения, умения описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии.

Народное творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. Вместе с тем ребенок овладевает такими понятиями, как форма, размер и цвет, а также специфическими художественными навыками. Приобщение к народному искусству на всю жизнь оставляет отпечаток прекрасного в душе человека, учит видеть красоту в окружающих предметах и явлениях. Развитие гармоничной самодостаточной творческой личности сложно представить без участия искусства.


Главный смысл широкого применения народного декоративного искусства в частности, дымковской игрушки в работе с дошкольниками – это воспитание предпосылок чувства глубокой любви к своей Родине, к своему народу, чувство патриотизма, самосознание, осознание своей национальной принадлежности.

В стародавние времена дымковские игрушки часто использовались для украшения дома. Настоящие мастера делали их из глины, а поверх наносили различные яркие краски. Эти изделия настолько красивы и интересны, что их изготавливают и сегодня. Начинать их самостоятельное создание лучше всего из пластилина.

Что такое дымковская игрушка

Дымковская игрушка из пластилина. Лепка поэтапно

Дымковская игрушка из пластилина представлена разными изображениями

Например, можно вылепить из пластилина:

  • свистульки;
  • животных;
  • фигуру человека;
  • погремушки для малышей;
  • декоративные статуэтки.

Мастера, которые соблюдают многовековые традиции, делают в основном птиц, домашних животных, красивых женщин или мужчин исконного славянского вида.

Дымковская игрушка из пластилина. Лепка поэтапно

Дымковская игрушка из пластилина — это яркие и красочные цвета

Впрочем, рассматривая результаты творческой деятельности современных мастеров, можно увидеть и более сложные композиции: например, мужчин, которые сидят на лошадях или женщин, которые держат в руках хлеб, встречая гостей.

Формируя дымковские игрушки, мастера применяют простой узор. Для их росписи используются яркие цвета в небольшом количестве.

Если говорить только о традиционных изделиях, то фон их непременно должен оставаться белым. Однако многие современные игрушки могут нарушать это правило. Что касается орнаментов, которые наносят на поверхность изделия – это зачастую гладкая роспись, сочетающаяся с небольшими геометрическими рисунками.

Инструменты и материалы

Дымковская игрушка может быть создана после подготовки необходимых материалов и инструментов.

Пластилин

Он будет основным материалом. Больше всего потребуется белого цвета, ведь фон классических дымковских статуэток имеет именно такой цвет. Из белого пластилина изготавливается основа игрушки, а затем – на поверхность наносятся другие цвета, преимущественно те, которые являются наиболее яркими.

А именно:

  • синий;
  • красный;
  • желтый;
  • оранжевый;
  • зеленый.

Стеки

Разделять кусочки пластилина на части нужного размера помогут стеки. Как правило, эти незамысловатые инструменты входят практически во все наборы пластилина, предназначенного для детского творчества. Специальные стеки имеют заостренные и закругленные края. Также они могут иметь форму лопатки или петли.

Дымковская игрушка из пластилина. Лепка поэтапно

С помощью таких приспособлений можно:

  • снимать лишний пластилин;
  • делать надрезы;
  • прорабатывать детали и фактуру.

Если же стеков по той или иной причине не окажется, можно применять похожие на них подручные средства.

Доска

Доска, на которой будут выполняться работы, должна быть специальной. Она поможет сохранить в чистоте стол. Есть доски, которые предназначены для лепки фигурок. Если игрушка будет иметь размер не более 20 см, то для ее изготовления подойдет доска со сторонами 22 на 35 см.

Дымковская игрушка из пластилина. Лепка поэтапно

Для лепки можно использовать также фанерную доску

Если же специальной доски нет для работы, можно использовать деревянную дощечку или пластиковую широкую палитру.

Другие материалы

Помимо пластилина, нужны будут дополнительные материалы, которые помогут улучшить внешний вид готовых статуэток и сделать их более похожими на настоящие глиняные дымковские игрушки.

К таким материалам относятся:

  • краски;
  • грунтовка;
  • защитный лак.

Мастер-классы

Когда материалы будут подготовлены, можно выбирать любой вариант игрушки и изготавливать ее, следуя инструкции.

Петух

Дымковская игрушка из пластилина может быть представлена фигуркой птицы. Наиболее яркий пример – петух.

Чтобы изготовить такую фигуру нужно выполнить следующие шаги:

Следует сделать 3 разные по размеру фигурки и соединить их:

  • 1-я фигура – самая большая, она станет туловищем птицы;
  • 2-я фигура – голова петуха, которая присоединяется к туловищу птицы;
  • 3-я фигура представляет собой форму невысокого цилиндра, который будет расширяться книзу. Это будет аналог ног петуха. Такая подставка придаст изделию устойчивости

Процесс изготовления гребешка проходит следующим образом:

  • Формируют 3 элемента, каждый из которых должен быть похож на каплю.
  • Все элементы соединяются.
  • Образовавшаяся тройная деталь прикрепляется к белой основе
  • клюв изготавливается из желтого пластилина. Он должен иметь форму конуса;
  • глаза – это небольшие черные круги. Находиться они должны по разную сторону головы – справа и слева

Еще одна домашняя птица, которую часто изготавливают в стиле дымковской игрушки.

Работа по созданию утки будет проходить в следующие этапы:

  • Из желтого куска пластилина слепить 2 фигуры: достаточно объемный овал для туловища водоплавающей птицы и небольшой шар, который в результате превратится в голову. Обе детали нужно аккуратно соединить друг с другом.
  • Взять кусок коричневого пластилина и слепить из него утиные ножки. От взятой массы коричневого цвета следует отщипнуть небольшое количество маленьких кусочков. Они скручиваются в тонкие нити, и затем полученные элементы присоединяются к подготовленной на 1-м этапе желтой форме.
  • Аналогично коричневому пластилину применить красный для создания клюва. Эта деталь должна иметь форму небольшого конуса.
  • Используя белый и черный куски пластилина, сделать глаза для птицы.
  • После соединения всех элементов в единую игрушку взять яркие краски и, используя тонкую кисть, нанести их на поверхность для создания простых узоров.

Утку из пластилина можно сделать и без лап. Однако без них птичка потеряет свою устойчивость. Поэтому придется вместо них из коричневого куска пластилина сделать небольшую подставку и прикрепить ее к нижней части основной фигуры.

Индюк

Мастера по изготовлению дымковских игрушек не могут обойти стороной эту птицу. Шикарные хвосты индюков можно делать из глины с последующим нанесением ярких красок. Для начинающих же подойдет пластилин. В результате получится красивое изделие.

Дымковская игрушка из пластилина в виде индюка будет проходить в следующие этапы:

Всего их будет 5:

  • 1-я деталь – самая большая. Она будет туловищем индюка. Ее форма – овал;
  • 2-я деталь – маленький круг. Это будет голова;
  • 3-я и 4-я детали – крылья, представленные тонкими фигурами, похожими на капли;
  • 5-я деталь – гордость индюка: его пышный хвост.

Барышня

Дымковские игрушки при коллекционировании редко обходятся без барышни, представленной в пышной юбке. Поначалу может показаться, что такое изделие выполнить сложнее, чем птиц, о которых речь шла выше. Однако в действительности изготовление барышни – это простая работа. Главное соблюдать рекомендации тех, кто имеет опыт в лепке из пластилина дымковских игрушек.

Работа проходит в следующие этапы:

  • Начинать с изготовления юбки, ведь она является самой крупной деталью всего изделия. Чтобы юбка барышни получилась красивой и аккуратной, опытные мастера советуют применять каркас, в роли которого может выступать верхняя часть обычной пластиковой бутылки.
  • На этот каркас нужно налепить пластилин, при этом толщина слоя должна быть небольшой – несколько миллиметров. В результате образуется туловище барышни. Эта деталь может выступать и в роли опоры для прикрепления следующих элементов.
  • Подготовить следующий элемент – голову, которая формируется в виде шара из пластилина белого цвета. Иными словами, голова просто устанавливается на горлышко облепленной пластилином бутылки.
  • Перейти к созданию рук. Руки должны представлять собой длинные раскатанные и чуть закругляющиеся кусочки пластилина. Они прикрепляются к верхней части туловища.

Дымковская игрушка из пластилина. Лепка поэтапно
Дымковская игрушка из пластилина. Лепка поэтапно

  • Создать волосы и головной убор. Волосы – это сплетенная из 2-х раскатанных в длинные жгуты кусочков пластилина коса. Она должна опоясывать всю голову.
  • Головной убор, который должен располагаться над косой, делается следующим образом: из пластилина изготавливается полумесяц, затем эту деталь немного сгибают так, чтобы она стала чуть волнистой. Получившийся кокошник придавливают к голове женщины. Все места соединения нужно тщательно прогладить пальцами и в итоге сформировать объем.
  • Начать роспись. В большинстве случаев достаточно будет 2-3-х ярких красок. Их наносят на пышную юбку, создавая красивые, но простые узоры.
  • Важно помнить о последовательности нанесения краски: сверху вниз (исключением является только головной убор). Сначала оформляются волосы, затем – брови, глаза, щеки, рот. После этого можно придавать цвет головному убору. Затем рисунок наносится на одежду.
  • При необходимости дополнить фигуру. Это может быть какой-либо предмет у женщины в руках. Например, широкая тарелка с выпечкой, словно демонстрирующая широту души и гостеприимство русской женщины. Также в руках у крестьянки могут быть ведра или маленький ребенок.

Дымковская игрушка из пластилина. Лепка поэтапно

Лошадь

В дымковских композициях часто фигурируют лошади. Поэтому каждый, кто задумал посвятить некоторую часть своего времени изготовлению таких игрушек, должен считать своим долгом создание коня. Статуэтка, которая получится в результате стараний, будет радовать своей красотой.

Работа проходит в следующие этапы:

  • Подготовить основу. В данном случае она будет иметь белый цвет. Кусок пластилина нужно разделить на 7 частей разного размера.
  • Самая большая часть будет иметь форму цилиндра и представлять собой туловище животного. К ней должны присоединяться 4 одинаковые по размеру конечности. Каждая из них должна иметь форму конуса, ширина которого увеличивается книзу. И еще 2 части – это голова и шея. Они должны быть по форме похожи на конусы. Лучше всего слепить их из загнутой полоски пластилина.
  • Создать уши, которые также должны иметь коническую форму.

Дымковская игрушка из пластилина. Лепка поэтапно
Дымковская игрушка из пластилина. Лепка поэтапно
Дымковская игрушка из пластилина. Лепка поэтапно
Дымковская игрушка из пластилина. Лепка поэтапно
Дымковская игрушка из пластилина. Лепка поэтапно

  • Взяв коричневый пластилин, изготовить гриву. Она будет состоять из 2-х переплетающихся жгутов. Их нужно соединить в единое замкнутое кольцо и прикрепить к белой основе.
  • Из коричневого пластилина создать хвост, который по форме будет похож на изогнутую пирамиду.
  • Когда сама фигурка лошади выполнена, можно приступать к ее раскрашиванию, применяя для этого гуашь. Цвет краски должен быть белый. Предварительно ее следует развести с клеем ПВА в соотношении 1:1.
  • После обработки игрушки краской нужно подождать, пока нанесенный слой полностью высохнет. Затем приступить к нанесению узоров акриловыми составами. При этом важно помнить основное правило, касающееся всех дымковских игрушек: элементы наносимых рисунков должны быть яркими, но несложными.
  • Достаточно будет применить незамысловатые круги, ромбы, точки. Что касается цвета краски, то лучше всего подойдет желтая, оранжевая, красная, золотистая.
  • Закончив работу с красками, для защиты готового изделия нанести на его поверхность прозрачный лак. Он будет выполнять не только практическую, но и эстетическую функцию, придавая игрушке блеск.

Козлик

Дымковская игрушка из пластилина в виде козлика создается аналогично предыдущим вариантам.

Дымковская игрушка из пластилина. Лепка поэтапно
Дымковская игрушка из пластилина. Лепка поэтапно

Этапы создания следующие:

  • Взять белый пластилин и тщательно его размять, а затем сформировать из мягкого пластилинового куска несколько основополагающих деталей: туловище, 4 конечности, голову и пару рогов для нее.

При желании рога можно сделать из желтого куска пластилина. При их создании необходимо учитывать, что они должны быть скручены в 2 жгута и иметь одинаковые размеры. Каждый из них чуть загибают с одного конца.

  • Из черного пластилина изготовить глаза для козлика. Из него же сделать тонкие уши и копыта.
  • Все подготовленные детали соединить в одну поделку.
  • Начать расписывать изделие, применяя акриловые составы. Узоры создают обычно на туловищах и на ногах.

Баран

Козлика легко превратить в барана, заменив его задние конечности на широкую подставку, которая будет обеспечивать устойчивость.

Дымковская игрушка из пластилина. Лепка поэтапно
Дымковская игрушка из пластилина. Лепка поэтапно
Дымковская игрушка из пластилина. Лепка поэтапно
Дымковская игрушка из пластилина. Лепка поэтапно
Дымковская игрушка из пластилина. Лепка поэтапно

Этапы работы будут следующие:

  1. Слепить козлика по вышеприведенной схеме, затем отсоединить от туловища 2 его задние ноги, а само туловище при этом свести на конус вниз (словно хвост рыбы).
  2. Пластилин, из которого были изготовлены 2 задние конечности, нужно разделить на 2 куска, придать им форму конусов и завить каждый из них по крутой дуге, одновременно немного сплющивая в области изгиба. В результате получатся рога, которые стоит присоединить к уже имеющимся козлиным и аккуратно пальцами замазать образовавшийся шов.
  3. Поскольку новые рога достаточно крупные и тяжелые, нижним изгибом их опереть на спину игрушки. Такой нехитрый прием не позволит им провисать.

Игрушечный баран с 2-мя передними конечностями и задней широкой подставкой готов. Теперь можно любоваться красивой дымковской игрушкой, выполненной из пластилина.

Технология изготовления дымковской игрушки довольно проста, она часто применяется для детского творчества. Лепка из пластилина способствует развитию мелкой моторики, а роспись – формированию эстетического вкуса.

Видео о поделках

Дымковская игрушка из пластилина:

Дизайнер и модельер, специалист в моде, дизайне, колористике, социальной психологии личности, творчестве и рукоделии.

Читайте также: