Какую игрушку из глины смастерил жилин для дины л н толстой кавказский пленник

Обновлено: 15.05.2024

Автор: Федькина Анастасия Николаевна

Организация: МОУ г. Горловки «Школа-интернат ДО»

Населенный пункт: ДНР, г. Горловка

Тема: Дина и Жилин. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов

Цели:

предметные: продолжить работу над осмыслением содержания рассказа, над умением выделять проблемы, затронутые автором;

регулятивные: развивать навыки анализа художественного произведения, формировать умения быть внимательным к слову, сравнивать, совершенствовать монологическую речь;

личностные: воспитывать чувство интернационализма, культуру речевого общения и этикета.

Тип урока: комбинированный (урок исследование).

Оборудование: учебник, мультимедийная презентация, видеофрагмент фильма, раздаточный материал.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний обучающихся

III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА



Разгадай кроссворд (СЛАЙД 2, 3):

  1. Имя главной героини
  2. Как называли татары Костылина?
  3. Татарская деревня
  4. Как по-кавказски «молодец»?
  5. Верхняя мужская одежда на Кавказе.
  6. Название жилища на Кавказе
  • Теперь найдите по вертикали слово, и подумайте, почему я выбрала именно его для сегодняшнего урока.

Многие знают о таком явлении как дружба, но дружить умеет не каждый. А ведь дружба – это важная часть нашей жизни. К сожалению, не все живут в дружбе и согласии. Часто возникают войны между странами.

  • Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Давайте сформулируем тему нашего урока

Дина и Жилин. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов (СЛАЙД 4)

IV. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

1. Беседа по вопросам

  • А о какой войне рассказывает Л.Н. Толстой в рассказе «Кавказский пленник»? («На Кавказе тогда война была»).
  • Кто с кем воюет? («Чуть кто из русских отъедет или отойдет от крепости, татары или убьют, или уведут в горы»).
  • Как вы считаете, с какими героями рассказа Толстого связано понятие «дружба»?
  • Дина и Жилин были одной национальности?
  • С чего и когда началась дружба между татарской девочкой и русским офицером? (Примерный ответ. Жилин начал делать игрушки из глины, а девочка Дина в благодарность стала носить ему еду)
  • Только ли из-за кукол девочка поддерживала пленника? (Примерный ответ. Ей было очень жаль его. Она перестала видеть в нем врага. Он воюет со взрослыми горцами, но не с детьми)
  • Как меняется жизнь героев после первого неудачного побега?
  • Есть ли у героев в таких условиях шанс самостоятельно вырваться из плена? (Примерный ответ. Нет. Вот почему помощь Дины является решающей в судьбе героя).
  • Почему татары собираются убить Жилина? Он же не вооружен и абсолютно безопасен для них! (Примерный ответ. Приближаются русские. Татары боятся, что они зайдут в аул. Они боятся Жилина, потому что видят, что дух его не сломлен).
  • Каким образом помогает Дина Жилину? (Примерный ответ. Приносит шест.)
  • Можно ли считать Дину героиней? Что её ожидает, если отец догадается, кто помог Жилину бежать?
  • Что изменилось бы, если бы Дина испугалась наказания отца и не принесла бы шест Жилину? (Жилин не убежал бы, его убили бы, девочка страдала бы)
  • Как вы относитесь к поступку Дины?
  • Что вы можете сказать в её защиту?
  • Как бы вы поступили на места Дины?

V. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (СЛАЙД 5)

VI. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ Работа

1.Чтение отрывка «Прощание Жилина и Дины»

  • Читаю отрывок из рассказа «Прощание Жилина и Дины» (с.255-256)
  • Так прощаются настоящие друзья. Что же объединяет Жилина и Дину?

Предлагаю исследовать это.

2. Составление сравнительной таблицы «Жилин и Дина» (СЛАЙД 6,7 )

Заполните таблицу «Жилин и Дина» и сделайте вывод. Работать будете в парах

А вот и ответ, что делал из глины Жилин, какие игрушки, цитата из текста "Кавказский пленник":

TuNVCUe5wkvLd544sNN2H3iUjOqOy4PS.jpg

Жилин был, видимо, большим мастером. Он умел не только игрушки делать, но и чинить вещи, даже татары восхищались его работой и приходили к нему за помощью.

А для Дины он делал кукол, чем и завоевал симпатию со строны этой девочки. Она его отблагодарила тем, что помогла бежать.

Приятельство между татарской девчушкой и бравым русским офицером Жилином началась, когда он начал делать разные игрушки из глины. Девочке он начал делать кукол, а вот девочка Дина в признательность стала таскать ему еду. Конечно, ей было очень жаль Жилина. Благодаря Дине, ему удалось выкарабкаться из глубокой ямы.

Кавказский пленник. Рассказ Льва Николаевича Толстого. Касаемо главного героя произведения- Жилина, то был он человеком не из богатой семьи, волевым и к жизни приспособленным, в том числе и мастеровитым и добрым.

Он мастерил игрушки для девочки Дины, да и вообще был мастером по починке всевозможных вещей.Даже татры восхищались его умениям, только, конечно же, мне не совсем понятно, причём там татары, ведь, скорее всего,это были либо чеченцы, либо ингуши, либо дагестанцы.

Но суть не в этом, так вот, для девочки Дины пленный офицер Жилин делал игрушки из глины. Ребёнок почувствовал доброту Жилина и помог ему бежать.


После того, как татары взяли план Жилина, а потом, как оказалось, и костылина, они жили в сарае, можно сказать свободно, хотя убежать они почти не могли, за ними следили днем. Но все же Жилин время не терял и рыл проход, чтобы бежать. Им вдвоем с Костылиным удалось бежать, но из-за слабости и трусости Костылина им так и не удалось осуществить побег полностью.

Когда их поймали во второй раз, то свободы им никто не дал. Яма - это то место, где они находились после неудачного побега, кормили их теперь еще хуже и грозились убить, если не будет выкупа в течение месяца. Жилину помогла бежать девочка Дина, а Костылин остался в плену, позже его выкупили.

Кавказский пленник. В этом рассказе Льва Николаевича Толстого описывается один из реальных эпизодов , ну , или один из очень похожий на реальный эпизод Рсско- Кавказской войны 1817-1864 годов, но скорее всего, действо рассказа можно отнести примерно к периоду 1850-х годов, когда Толстой служил на Кавказе.

Итак, два офицера, Жилин И Костылин попадают в плен к горцам, которых в рассказе почему-то упорно именуют татарми. Причём Костылин бросает Жилина и убегает, но потом всё равно попадает в плен.

В плену сначала они живут в сарае и им иногда снимают колодки. Жилин занимает активную позицию , организовывает побег и сподвигает на это Костылна. Но опять из-за нерасторопности и тучности Костылина всё проваливается и их ловят.

На этот раз офицерам уже не снимают колодки и сажают в яму, из которой Жилин всё равно хочет выбраться, а Костылин полностью падает духом и решает ждать выкупа, а Жилин понимает, что его родня денег на выкуп не найдёт.

Жилину помогает девочка Дина, к которой он хорошо относился и он бежит в расположение русской армии, а через месяц отпускают и Костылина с сильно подорванным здоровьем.

Л.Н. Толстой написал рассказ «Кавказский пленник». Произведение не большое и не сложное. В нем описана жизнь героев и судьба двух офицеров. В рассказе подробно написано о дружбе Жилина (офицер) и девочки Дианы. Между ними сложились теплые и дружеские отношения. События в произведении происходят в период военных действий на Кавказе.

Первая встреча Жилина и Дианы произошла не в самой хорошей обстановке. Мужчину взяли в плен и привезли в аул. Это была жуткая ночь для него. Он захотел пить, и воду ему принесла в кувшине девочка. Дина красивый, худенький ребенок в возрасте тринадцати лет. Она красиво одевается. Она активная, веселая и внимательная. Она испугалась пленника, но все же напоила его.

Раньше Дина не встречалась с людьми иной национальности. Поэтому опасалась Жилина. Но, мужчина со временем втерся в доверие к девочке. Они подружились. На Кавказе принято девочек рано выдавать замуж. Родители Дины планировали женить ее через два года. Отец выберет для нее мужа, и она простится с беззаботным детством. На данный момент ее учат быть хозяйственной и приучают к взрослой жизни. Жилин видит в ней ребенка. Мужчина сделал для нее глиняную куклу похожую на девочку. Дина очень обрадовалась подарку, но побоялась сразу его взять. Она позвала других девочек взглянуть на куклу, после чего робко взяла ее. Диана начала с ней играть и делать для нее различные красивые наряды из ткани. Однажды старуха увидела это и разбила куклу. Потому, что Дине нельзя было играться, она должна была готовиться к замужеству и материнству. Девочке запретили брать, что - либо из рук Жилина. Но, Дина успела по - дружески полюбить пленного.

Девочка втайне от всех носит Жилину вкусную еду, а он делает для нее разные поделки. Мужчина попросил Дину помочь ему убежать. Девочка долго не решалась совершить подобный поступок.

Ради друга Дина рискнула своей безопасностью, освободив Жилина. Совершая этот поступок, девочка могла серьёзно разгневать отца. Он даже мог убить собственную дочь. Дина оказалась смелой девочкой. Ей было сложно прощаться с Жилиным, потому что она к нему привязалась. Дина совершила благородный поступок. Не каждый человек способен на это. Она рисковала своей жизнью ради Жилина. Она искренняя и честна. Она не смогла остаться равнодушной к человеческому горю и оставить его в беде. Дина достойна уважения.

Произведение «Кавказский пленник» учит нас быть добрыми и помогать другим людям.

2 вариант

Произведение Толстого рассказывает о событиях, произошедших во время кавказской войны. Русский офицер Жилин, служивший в одной из крепостей Кавказа, собрался домой, чтобы встретиться с матерью и, возможно, остаться там навсегда. Дорога представляла собой большую опасность, так как татары нападали на русских военных, убивали их или забирали в плен. Передвигаться в горах можно было только в сопровождении солдат. Во время пути, чтобы ускорить движение, Жилин с приятелем верхом на лошадях поехали впереди обоза и нарвались на отряд горцев, которые захватили их в плен.

Хозяином пленников стал татарин Абдул-Мурат, который требовал с них выкуп. Он заставил офицеров написать письма родным с просьбой прислать за них деньги. Мать Жилина была небогатой, поэтому на конверте он указал неверный адрес, а для себя решил сбежать из плена. Пленников на время ожидания выкупа поместили в сарай, а на ноги надели колодки.

В плену Жилин познакомился с хозяйской дочерью, которая впоследствии стала его другом. Впервые Жилин увидел её, когда Дина по просьбе отца принесла ему воды. Это была тоненькая красивая девочка-подросток, похожая на Абдул-Мурата чёрными светлыми глазами. Одета она была в длинную синюю просторную рубаху, а на ногах – штаны и башмачки на высоких каблучках. Шею Дины украшало монисто из русских полтинников.

Таким образом, автор дал понять, что настоящая дружба возможна между людьми разных национальностей и вероисповеданий. Самое главное в ней - человеческие качества.

Также читают:

Картинка к сочинению Жилин и Дина

Популярные сегодня темы

Тема переживаний за судьбу поколения 1830-х многократно затрагивается М.Ю.Лермонтовым в своём творчестве. На примере стихотворения «Дума» рассмотрим, что же беспокоило и мучило поэта, какую судьбу он предрекал своему поколению.

Про историю Мальчиш-Кибальчиш в лагере рассказывает пионерам девочка Натка. Это были времена 1930 годов, когда Красная армия воевала против буржуев.

Главным героем произведения можно назвать Холдена Колфилда. Учитывая его весьма юный возраст (16 лет), парню присущи такие качества, как максимализм, перфекционизм, искренность и честность.

Любимое дело – залог успешной жизни. Выбирая профессию, с которой предстоит связать всю свою жизнь, мы подходим к серьезным размышлениям о правильности выбора.

Рассказ Л. Толстого Кавказский пленник повествует о русском офицере Жилине, которому удалось спастись из плена. Но перед тем, как сбежать, Жилину удаётся ознакомиться с жизнью татарского аула.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Дружба Жилина и Дины»

предметные: продолжить знакомство с идейно-художественным содержанием рассказа "Кавказский пленник".

регулятивные: развивать навыки анализа художественного произведения, формировать культуру умственного труда, совершенствовать монологическую речь;

личностные: воспитывать чувство интернационализма, культуру речевого общения и этикета.

Оборудование к уроку:

Учебник литературы, компьютер, выставка произведенийЛ.Н. Толстого для детей, фрагмент из кинофильма по рассказу Толстого "Кавказский пленник"( сцена прощания Дины и Жилина"), песня М.Пляцковского "Настоящий друг"

самая высокая радость в жизни -

чувствовать себя нужным и близким людям.

Ход урока:

1.Организация начала урока.

Имя главной героини рассказа Толстого " Кавказский пленник"?

Как называли татары Костылина?

Как по-кавказски «молодец»?

Верхняя мужская одежда на Кавказе?

Название жилища на Кавказе?

Обратите внимание на слово по горизонтали и подумайте, почему оно является ключевым?

3.Выявление темы и целей урока.

Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?

Каковы будут цели нашего урока?

Как вы понимаете значение слова дружба ? Подберите синонимы к этому слову? Какие ассоциации к этому слову у вас воникают?

Дружба- личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи; дружба предполагает личную симпатию

4.Актуализация опорных знаний.

Игра " Продолжи пословицу"

Дружбу водить – так себя не щадить.

Без беды друга не узнаешь.

Для милого дружка и серёжку из ушка.

Дружба - великая сила.

За дружбу дружбой платят.

Не бросай друга в несчастье.

Дружба заботой да подмогой крепка.

Как вы считаете, с какими героями рассказа Толстого связано понятие «дружба»?

Возможна ли дружба между людьми разного возраста?

5.Углубление сведений по теме урока

Пересказ эпизода.

Расскажите, с чего и когда началась дружба между татарской девочкой и русским офицером? (Жилин делатл для Дины игрушки из глины, а Дина в благодарность стала носить ему еду)

Только ли из-за кукол девочка поддерживала пленника? (Ей было очень жаль его. Она перестала видеть в нем врага. Он воюет со взрослыми горцами, но не с детьми)

Сегодня в центре нашего внимания материал 6-й, заключительной, главы рассказа Л.Толстого «Кавказский пленник».

Комментированное чтение эпизода побега.

Как меняется жизнь героев после первого неудачного побега?

Есть ли у героев в таких условиях шанс самостоятельно вырваться из плена? (

Инсценировка.Разговор Дины и Жилина.

- О чем мы узнаем из этого разговора? (татары собираются убить Жилина) Почему? Он же не вооружен и абсолютно безопасен для них! (Приближаются русские. Татары боятся, что они зайдут в аул. Они боятся Жилина, потому что видят, что дух его не сломлен.)

4. Каким образом помогает дина Жилину? (приносит шест)

5. Можно ли считать ее поступок героическим? Почему? (1. она многим рискует, может, даже жизнью. 2. превозмогает страх. 3. спасает жизнь хорошему человеку).

Именно поэтому в 6 главе она становится главной героиней.

Давайте пристальнее приглядимся к этой удивительной девочке. А поможет нам в этом работа в группах.

Работа в группах:

Группа № 1 выявляла отношение Толстого к героине

(Описывая Дину, Толстой использует много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: тоненькая, худенькая, коленочки, ручонки, прутики, козочка, Динушка. Это показывает трепетное отношение автора к героине.)

Группа №2 работала над сценой расставания Дины и Жилина и выявляла в детали, показывающие душевное состояние наших героев.

(- заплакала, когда не получилось разбить колодку.

- держала Жилина за плечо, пока тот возился с замком

- после прощальных слов она заплакала, закрывшись руками.

Эти детали говорят о том, что Дина глубоко переживает.)

- Почему плачет Дина?

- А что при расставании чувствует Жилин?

6. Просмотр кинофрагмента (прощание Жилина и Дины)

Есть ли в нем отличия от текста?

- Почему режиссер ввел фрагмент, в котором татарин пытается застрелить Жилина, а Абдул ему не дает сделать это и уезжает со словами «Хорош джигит»?

(он хотел ярче выразить авторскую мысль. Рассказ пронизан идеей дружбы между людьми разных национальностей. Ни разные обычаи, ни разная вера не могут помешать людям дружить).

8.Подведение итогов урока.

- Как вы считаете, как Толстой относится к войне?

Всё творчество Л.Н.Толстого пронизано идеями дружбы между людьми и между народами. Читая рассказ «Кавказский пленник», мы почувствовали и поняли, как прекрасно дружить, любить друзей, жить для других. Это поняла и маленькая Дина, хотя Жилин был взрослее её и чужим по крови.

Л.Н.Толстой учит нас умению прижиться в любой обстановке, выжить в любой ситуации, не перекладывая на чужие плечи своих бед.

Лев Николаевич Толстой пробуждает в нас добрые чувства, стремление к справедливости и красоте. Давайте закончим наш разговор об этом рассказе словами известного поэта Н.Рубцова:

«На всё добро ответим мы добром,

На всю любовь ответим мы любовью».

Прослушивание песни М.Пляцковского "Настоящий друг"

9.Задание на дом по выбору учащихся: 1) Написать сочинение на тему " Мой друг"

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

ВОПРОСЫ ДЛЯ АНАЛИЗА ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

Л.Н.ТОЛСТОЙ. «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК»

1. Как звали барина, который служил на Кавказе? – ЖИЛИН.

2. Кто написал этому барину такое письмо: «Стара я уж стала, и хочется перед смертью повидать любимого сынка. Приезжай со мной проститься, похорони, а там и с богом, поезжай опять на службу. А я тебе и невесту приискала: и умная, и хорошая, и именье есть. Полюбится тебе, может и женишься и совсем останешься». – СТАРУХА МАТЬ.

4. Какие события в то время происходили на Кавказе? – ШЛА ВОЙНА.

5. Что делали татары с русскими, которые отходили или отъезжали от крепости? – ИЛИ УБИВАЛИ, ИЛИ УВОДИЛИ В ГОРЫ.

6. Сколько раз в неделю из крепости в крепость ходили провожатые солдаты? – ДВА РАЗА.

7. В какое время года происходили события, описанные в данном произведении? – ЛЕТОМ.

8. Сколько вёрст необходимо было проехать? – 25

9. Какой музыкальный инструмент извещал о том, что нужно остановиться? – РОЖОК.

10. Кого из героев автор описывает так: «Мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет»? – КОСТЫЛИНА.

11. Сколько денег заплатил за свою лошадь? – 100 РУБЛЕЙ.

12. Сколько татар увидал Жилин перед собой? – ЧЕЛОВЕК ТРИДЦАТЬ.

13. Что сделал Костылин, услыхав крик Жилина: «Вынимай ружьё!»? – СБЕЖАЛ.

14. Сколько татар ехало наперерез Жилину? – ШЕСТЕРО.

15. Что сделали татары с лошадью Жилина? – РАНИЛИ ЕЁ, А ПОТОМ УБИЛИ.

16. А что произошло с Жилиным? – ЕГО ВЗЯЛИ В ПЛЕН.

17. Куда татары привезли Жилина? – В АУЛ.

18. Как татарские ребята встретили Жилина? – ПИЩАЛИ, РАДОВАЛИСЬ, КИДАЛИ В НЕГО КАМНЯМИ.

19. «Принес работник два чурбака дубовых на железные кольца насажены, и в одном кольце пробойчик и замок». Как назывался этот предмет? – Колодка.

20. Куда поместили Жилина? – В САРАЙ.

21. Чей это портрет: «Прибежала девочка — тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на черного похожа. Видно, что дочь. Тоже — глаза черные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На полах, на груди и на рукавах оторочено красным. На ногах штаны и башмачки, а на башмачках другие с высокими каблуками; на шее монисто, всё из русских полтинников. Голова непокрытая, коса черная и в косе лента, а на ленте привешаны бляхи и рубль серебряный»? – Дины.

22. Что принесла Дина Жилину? – ВОДУ И ПРЕСНЫЙ ХЛЕБ.

23. Что ели татары, когда к ним привели Жилина? – БЛИНЫ С МАСЛОМ.

24. Как повели себя татары после еды? – ПОМЫЛИ РУКИ, СЛОЖИЛИ ИХ, СЕЛИ НА КОЛЕНИ, ПРОЧИТАЛИ МОЛИТВУ.

25. Что велели татары Жилину? – НАПИСАТЬ ПИСЬМО ДОМОЙ.

26. Какой выкуп они хотели за него? – 3000 МОНЕТ.

27. Сколько мог заплатить Жилин? – 500 РУБЛЕЙ.

28. Сколько за Жилина заплатил хозяин? – 200 РУБЛЕЙ.

29. Какое наказание ожидало Жилина, если он не заплатит 3000 и не напишет письмо? – ПОСАДЯТ В ЯМУ И БУДУТ НАКАЗЫВАТЬ ПЛЕТЬЮ.

30. Жилин сказал: «А ты ему, собаке, скажи, что если он меня пугать хочет, так ни копейки ж не дам, да и писать не стану. Не боялся, да и не буду бояться вас, собак!» Как его назвали после этих слов? – ДЖИГИТ – ЭТО ЗНАЧИТ МОЛОДЕЦ.

31. И вдруг «Пришел работник и идет за ним человек какой-то, толстый, босиком и ободранный, на ноге тоже колодка». Кто это? – КОСТЫЛИН.

32. Сколько денег пришлют Костылину? – 5000 МОНЕТ.

33. На какой выкуп за Жилина согласился Абдул? – 500 РУБЛЕЙ.

34. В какое время суток пообещал хозяин снимать с пленников колодку? – НОЧЬЮ.

35. Как написал Жилин письмо? – ЧТОБ НЕ ДОШЛО.

36. Сколько времени так жили Костылин и Жилин? – МЕСЯЦ.

37. Кто из героев так себя вёл: «По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет, или спит»? – КОСТЫЛИН.

38. А о чём думает Жилин? – БОГ ДАСТ – И САМ ВЫБЕРУСЬ.

39. Кто из героев был мастером на всякое рукоделье? – ЖИЛИН.

40. Какой предмет очень понравился Дине? Она его схватила и с ним убежала. – КУКЛА.

41. Что сделала старуха с куклой, которой играла Дина? – СХВАТИЛА И РАЗБИЛА.

42. Как поступил Жилин? – СДЕЛАЛ ЕЩЁ ОДНУ КУКЛУ.

43. Что однажды принесла Дина в кувшине? – МОЛОКО.

44. Как девочка отреагировала на то, что Иван выпил молоко? – ВСКОЧИЛА, ЗАХЛОПАЛА В ЛАДОШИ, ВЫРВАЛА КУВШИН И УБЕЖАЛА.

45. Что девочка тайком приносила Жилину каждый день? – МОЛОКО И СЫРНЫЕ ЛЕПЁШКИ.

46. Что починил Жилин Абдуле? – ЧАСЫ.

47. Как стали называть Жилина татары? – МАСТЕРОМ.

48. «Ушел в сарай, взял воды, песку, помешал. При татарах нашептал на воду, дал выпить». Объясните действия Жилина – ОН ЛЕЧИТ ХОЗЯИНА.

49. Чей это портрет: «Жил он не в ауле, а приходил из-под горы. Видал его Жилин только, когда он в мечеть приходил богу молиться. Он был ростом маленький, на шапке у него белое полотенце обмотано, бородка и усы подстрижены, — белые, как пух; а лицо сморщенное и красное, как кирпич. Нос крючком, как у ястреба, а глаза серые, злые и зубов нет — только два клыка. Идет, бывало, в чалме своей, костылем подпирается, как волк озирается. Как увидит Жилина, так захрапит и отвернется»? – СТАРИКА, КОТОРЫЙ ЖИЛ ПОД ГОРОЙ.

50. Зачем Жилин пошёл к этому старику? – ПОСМОТРЕТЬ, КАК ТОТ ЖИВЁТ.

51. Что хозяин рассказал про этого старика? – «ЭТО БОЛЬШОЙ ЧЕЛОВЕК! ОН ПЕРВЫЙ ДЖИГИТ БЫЛ, ОН МНОГО РУССКИХ ПОБИЛ, БОГАТЫЙ БЫЛ. У НЕГО БЫЛО ТРИ ЖЕНЫ И 8 СЫНОВ. ВСЕ ЖИЛИ В ОДНОЙ ДЕРЕВНЕ. ПРИШЛИ РУССКИЕ, РАЗОРИЛИ ДЕРЕВНЮ И СЕМЬ СЫНОВЕЙ УБИЛИ. ОДИН СЫН ОСТАЛСЯ И ПЕРЕДАЛСЯ РУССКИМ. СТАРИК ПОЕХАЛ И САМ ПЕРЕДАЛСЯ РУССКИМ. ПОЖИЛ У НИХ ТРИ МЕСЯЦА, НАШЕЛ ТАМ СВОЕГО СЫНА, САМ УБИЛ ЕГО И БЕЖАЛ. С ТЕХ ПОР ОН БРОСИЛ ВОЕВАТЬ, ПОШЕЛ В МЕККУ — БОГУ МОЛИТЬСЯ. ОТ ЭТОГО У НЕГО ЧАЛМА. КТО В МЕККЕ БЫЛ, ТОТ НАЗЫВАЕТСЯ ХАДЖИ И ЧАЛМУ НАДЕВАЕТ. НЕ ЛЮБИТ ОН ВАШЕГО БРАТА. ОН ВЕЛИТ ТЕБЯ УБИТЬ».

52. Что по ночам делал Жилин? – КОПАЛ В САРАЕ ПОД. СТЕНОЙ ДЫРУ.

53. Зачем Жилину нужно было выйти за аул на гору? – ПОСМОТРЕТЬ МЕСТО.

54. Кто следит за ним, корда уехал хозяин? – ЕГО СЫН.

55. Что Жидин пообещал ему сделать? – ЛУК И СТРЕЛЫ.

56. Автор пишет: « На полдни, за горой, лощина, табун ходит, и аул другой в низочке виден. От аула другая гора — еще круче, а за той горой еще гора. Промеж гор лес синеется, а там еще горы всё выше и выше поднимаются. А выше всех — белые, как сахар, горы стоят под снегом. И одна снеговая гора выше других шапкой стоит. На восход и на закат — всё такие же горы; кое-где аулы дымятся в ущельях. Стал смотреть в русскую сторону: под ногами речка, аул свой, садики кругом. На речке, как куклы маленькие, видно, — бабы сидят, полоскают. За аулом, пониже, гора, и через нее еще две горы, по ним лес; а промеж двух гор синеется ровное место, а на ровном месте, далеко-далеко, точно дым стелется. Стало солнышко закатываться. Стали снеговые горы из белых — алые; в черных горах потемнело; из лощин пар поднялся, и самая та долина, где крепость наша должна быть, как в огне загорелась от заката». Как называется этот приём в литературе? – ПЕЙЗАЖ.

57. Почему Жилин не убежал в ту ночь? – Вернулись злые татары.

58. На какой день после похорон брата татарина Жилин предложил Костылину бежать? – НА ЧЕТВЁРТЫЙ.

59. Полез Костылин в дыру. А что случилось? – ОН ЗАЦЕПИЛ НОГОЙ КАМЕНЬ, ЗАГРЕМЕЛ.

60. Как звали собаку хозяина? – УЛЯШИН.

61. «Услыхал Уляшин, — забрехал и кинулся, а за ним другие собаки». А что сделал Жилин? – ЖИЛИН СВИСТНУЛ И КИНУЛ СОБАКЕ КУСОК ЛЕПЁШКИ.

62. Как Жилин примечал дорогу? – ПО ЗВЁЗДАМ.

63. Почему Костылин изрезал все ноги? – ПОТОМУ ЧТО ШЁЛ БОСИКОМ.

64. В какую сторону пошли беглецы? – ВПРАВО.

65. А куда нужно идти? – ВЛЕВО.

66. Как ведёт себя Костылин? – ПОСТОЯННО НОЕТ, ЖАЛУЕТСЯ, ГОВОРИТ, ЧТО НЕ ДОЙДЁТ.

67. «…вставай, садись на закорки, снесу, коли уж идти не можешь. Подсадил его на себя, подхватил руками под ляжки, вышел на дорогу, поволок.— Только, — говорит, — не дави ты меня руками за глотку, ради Христа. За плечи держись». О чём нам рассказывает автор? – КАК ЖИЛИН ТАЩИЛ КОСТЫЛИНА НА СЕБЕ.

68. Почему вернулся татарин, который гнал корову? – УСЛЫХАЛ, КАК ЗАКРИЧАЛ КОСТЫЛИН.

69. Какие действия предпринял татарин? – ВЫСТРЕЛИЛ И ПОСКАКАЛ ПРОЧЬ ПО ДОРОГЕ.

70. Что предлагает Костылин Жилину? – ИДТИ ОДНОМУ.

71. Что произошло с нашими героями? – ИХ СХВАТИЛИ ЧУЖИЕ ТАТАРЫ И ПРИВЕЗЛИ К АБДУЛЕ.

72. Какие условия поставил хозяин Жилину? – «ЕСЛИ МНЕ НЕ ПРИШЛЮТ ЗА ВАС ВЫКУП, Я ЧЕРЕЗ ДВЕ НЕДЕЛИ ВАС ЗАПОРЮ. А ЕСЛИ ЗАТЕЕШЬ ОПЯТЬ БЕЖАТЬ, — Я ТЕБЯ КАК СОБАКУ УБЬЮ. ПИШИ ПИСЬМО, ХОРОШЕНЬКО ПИШИ!»

73. Какой стала жизнь пленников? – НЕВЫНОСИМОЙ.

74. Как ведёт себя Костылин? – ВЕСЬ ОПУХ, РАЗБОЛЕЛСЯ, ЛОМОТА ВО ВСЁМ ТЕЛЕ. НЕ СПИТ, СТОНЕТ.

75. За что хозяин пригрозил их убить? – ЗА ТО, ЧТО ЖИЛИН ОПЯТЬ НАЧАЛ ПОДКАПЫВАТЬ ЗЕМЛЮ.

76. Кто однажды принёс пленникам лепёшек, черешен? – ДИНА.

77. Что Дина сообщает Жилину? – ЧТО ЕГО ХОТЯТ УБИТЬ.

78. Что вечером Дина принесла Жилину? – ДЛИННЫЙ ШЕСТ.

79. О чём Иван узнаёт от Дины? – УЕХАЛИ ВСЕ, ДОМА ТОЛЬКО ДВОЕ.

80. С кем Жилин бежал во второй раз? – ОДИН.

81. Что девочка принесла ему в дорогу? – ЛЕПЁШКИ.

82. Каким словом он её назвал? – УМНИЦА.

83. Кого на вторую ночь увидел Жилин? – КАЗАКОВ, РУЖЬЯ, СОЛДАТ.

84. Кто пустились навстречу Ивану? – ТРОЕ ТАТАР.

85. Что кричал Жилин, когда бежал к казакам? – БРАТЦЫ.

86. Сколько было казаков? – 15 ЧЕЛОВЕК.

87. Где остался служить Жилин? – НА КАВКАЗЕ.

88. Что произошло с Костылиным? – ЧЕРЕЗ МЕСЯЦ ЕГО ВЫКУПИЛИ ЗА ПЯТЬ ТЫСЯЧ И ПРИВЕЗЛИ ЕЛЕ ЖИВОГО.

Читайте также: