Какую игрушку подарить ребенку аутисту

Обновлено: 16.05.2024

Как выбрать игрушки для аутичных детей.

1. Критерии выбора игрушек

2. Больше разнообразия

3. Батуты и пазлы

4. Мультипликационные герои

7. Специальные игрушки для детей с РАС

8. Как играют аутичные дети

Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) особенные и требуют своеобразного подхода. По внешним признакам их развитие соответствует нормам, но в то же время они существенно отличаются от сверстников.

Дети-аутисты плохо контактируют с внешним миром (при наличии тяжелого аутизма наблюдается полная отчужденность). Малыши часто проявляют пассивность ко всему происходящему: не демонстрируют никакой реакции на голод, холод и даже боль. Чаще всего они молчаливы, но могут ни с того ни с сего процитировать фразу, услышанную ранее.

К подбору игрушек для таких детей нужно подходить с особой тщательностью, так как их большая часть попросту будет игнорироваться.

Все детки, не зависимо от своих предпочтений и особенностей, любят играть. Нужно учесть, что игрушки для ребенка с ауитзмом должны быть немного другими. Обычно дети-аутисты предпочитают изделия для младшей возрастной категории. Современные производители разработали тематическую серию из развивающих материалов, которые помогают детям с особенностями познавать окружающий мир.

На какие моменты необходимо обращать внимание в первую очередь при выборе? Основная задача игрушек для детей-аутистов – это активизация слабо развитого чувства осязания. Такие дети обычно творческие личности, следовательно, они находят свой способ исследования вещей.

Игрушками могут быть :

• изделия с музыкальными элементами;

• тканевые и картонные книги;

• кубики разных размеров с нанесенным изображением цифр, букв, фигур, животных;

Важный принцип: сложная форма заболевания = простые игрушки.

Дети сложно воспринимают новое, и каждая игрушка встречается с настороженностью. Поэтому все развивалки часто покупаются по принципу подобия: когда ребенок предпочитает игрушки одной формы, определенного цвета, музыкального или мягкого типа — эти критерии учитываются при покупке в первую очередь. Но за таким постоянством кроется опасность. Ребенок может отказаться воспринимать все новое, и это напрямую повлияет на его развитие. По этой причине необходимо постараться подбирать разнообразные развивающие материалы.

Не стоит засыпать кроху различными предметами, ведь загроможденная комната для аутиста провоцирует появление чувства тревоги.

Правильно подобранные игрушки предоставят возможность удовлетворить весь спектр актуальных потребностей.

Совет: хотите сделать правильный выбор – возьмите малыша с собой в магазин и прислушайтесь к его мнению.

Если дети хотят стать обладателями яркой надувной горки или небольшого домика, не стоит этому препятствовать. У аутистов нарушен не только контакт с окружающим миром, но и со своим телом. Батут поможет в форме увлекательной игры научить контролировать свое тело и правильно реагировать на движения.

Пазлы же развивают терпение и чувство концентрации. Начинать знакомить детей с игрой нужно с простых вариантов, постепенно их усложняя.

Часто аутичные дети (АД) увлекаются мультипликационными фильмами, и это можно использовать с пользой. Они привязываются к образам. На современном игрушечном рынке можно найти музыкальных и плюшевых мультипликационных героев, из дерева или иных материалов. Постарайтесь отдать предпочтение качественным изделиям повышенной крепости, так как аутичные дети к ним привязываются сильнее, чем здоровые.

Одной из проблем АД является нарушенная способность взаимодействовать с окружающими. По этой причине рекомендуется выбирать игры, которые позволяют наладить контакт между детьми и родителями. К ним относятся:

• конструкторы;

• детские железные дороги;

Конструктор «Лего», например, развивает фантазию, и способен увлечь одновременно людей разной возрастной категории.

Важно играть с ребенком, а не оставлять его наедине.

В магазинах данная разновидность развивалок встречается редко, но их можно сделать и самому. Это так называемые сенсорные игрушки, основной задачей которых является развить:

• крупную и мелкую моторику;

Например, небольшой коврик с яркими элементами, шуршащими отделениями, разноцветными карточками, фетровыми игрушками на липучках, шершавыми цифрами и буквами, бубенцами, шариками и т. д. Часто родители изготавливают целые стенды, на которых располагают молнии, шнуровки, крючки, замочки с ключами, разнообразные липучки и кармашки, шьют мягкие книги, и многое другое.

Важно, чтобы на одном коврике или стенде сочетались разные стимульные материалы: холодные, гладкие, теплые, шершавые, мягкие, колючие или твердые предметы.

Специальные игрушки для детей с РАС

В начале 2018 года стала популярной игрушка под названием «спиннер». Большинство людей считает, что она специально разработана для аутистов : одновременно и развивает, и успокаивает. Но практикующие коррекционные психологи опровергают данную информацию и утверждают, что спиннер наоборот погружает в себя по принципу гипноза. Основная цель занятий с АД – это социализация. Именно по этой причине подбирать необходимо предметы, по типу фотоальбомов или говорящих плакатов, которые будут выступать в роли коммуникатора.

Также к этой категории можно отнести массажеры, подушки с вибрацией, настенное планирование дня.

Как играют аутичные дети

Малыши с расстройством аутистического спектра играют по-особенному. Уже с первых лет жизни можно отметить некоторые отличия:

• чаще выставляют подобные игрушки в одну линию;

• предпочитают играть в одиночестве;

• преобладают монотонные и цикличные движения;

• не допускают к процессу посторонних.

Обычные дети в период игры балуются, шумят, подражают взрослым и сверстникам, задают десятки вопросов в минуту.

Совет: если вы стали замечать, что ребенок отказывается от вербальной или социальной коммуникации, не может или не хочет познавать новое, обратитесь к психиатру, возможно, у ребенка присутствует та или иная степень РАС.

Консультация для музыкальных руководителей «Как выбрать синтезатор» Дорогие коллеги! Сегодня я решила помочь вам разобраться в огромном количестве синтезаторов,которые нам предлагают разные фирмы и магазины. В.

Консультация для родителей «Как подарить и выбрать подарок ребёнку?»

Консультация для родителей «Как подарить и выбрать подарок ребёнку?» Что такое Новый год - прежде всего, это самый веселый и самый долгожданный праздник в году. В этот день все ждут чудес! А как выяснить.

Консультация для родителей «Как правильно выбрать спортивную секцию для ребёнка?» Консультация для родителей "Как правильно выбрать спортивную секцию для ребёнка?" Все родители хотят, чтобы их дети росли здоровыми, крепкими.

Консультация для родителей «Какие игрушки нужны для детей 2–3 лет» Материал подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад №3 Приморского района г. Санкт- Петербурга. Для развития самостоятельной игры детей третьего.

Консультация для родителей «Какой вид спорта выбрать ребёнку» «Какой вид спорта выбрать ребёнку?" Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок рос здоровым и сильным, поэтому решено, что надо заниматься.

Консультация для родителей «Убери игрушки»

Консультация для родителей «Убери игрушки» Вопрос приучения ребенка к порядку, наверняка, возникает в каждой семье. В первую очередь пример аккуратности должны показывать сами родители,.

Развивающие игры для аутичных детей

Развивающие игры для аутичных детей Подбирая наиболее эффективные развивающие игры с аутичными детьми, я руководствуюcь следующими факторами: 1. Прежде всего личные предпочтения.

Советы родителям «Как правильно выбрать искусственную ёлку для дома»

Советы родителям «Как правильно выбрать искусственную ёлку для дома» Трудно представить себе праздник Новый год без зелёной пушистой красавицы-ёлки. Конечно, хорошо, когда она настоящая, большая, пахнет.

Советы родителям «Как выбрать безопасные игрушки своим детям»

Советы родителям «Как выбрать безопасные игрушки своим детям» Материал может быть полезен воспитателям, родителям и для людей, которые, идя в гости, где есть маленькие дети, захотят купить для них.

10 советов по выбору игрушек для ребенка с задержкой речи

Логопедов часто спрашивают, какие игрушки рекомендованы больше всего для детей с задержками речи и языка. Сегодня мы поделимся 10-ю советами по выбору игрушек для вашего ребенка с задержками речи и/или языка.

Мы так же рекомендуем вам ознакомится с авторскими пособиями по развитию речи от наших специалистов.

1. Откажитесь от батареек

Первая рекомендация- откажитесь от батареек. Если игрушка требует батарейки не покупайте их ИЛИ . если это возможно, вы можете вынуть их. Один хороший пример — действительно симпатичный фермерский набор от очень популярного производителя игрушек. Сам набор игрушек отличный! Но у сарая есть батарейки чтобы он мог издавать звуки. Вам не надо что бы сарай издавал звуки, вам надо что бы ВАШ ребенок издавал звуки, так что просто убираем батарейки.

Конечно есть несколько исключений, например игрушки созданные для развития вашего ребенка, например игрушечный ноутбук, или микрофон повторяющий за вашим ребенком.

2. Выберите игрушки с открытым концом

Что такое игрушки с открытым концом? Это игрушки, у которых нет начала, середины или конца. Они могут использоваться различными способами и дают вашему ребенку творческую свободу в том, как манипулировать ими и использовать их. Эти игрушки, как правило, более простые и традиционные игрушки .

3. Вернуться к основам: выбрать традиционные игрушки

Как упомянуто выше, более традиционные игрушки также имеют тенденцию быть более открытыми по своей природе. Вот несколько примеров открытых традиционных игрушек:

  • Деревянные блоки
  • Legos
  • Автомобили, грузовики, транспортные игрушки (они НЕ должны издавать звуки. Звуки должен издавать ваш ребенок. Выньте батарейки!)
  • Железные дороги, тоже желательно без батареек
  • Играй на кухне и играй в еду
  • Фермерский набор (без шумных!) Или другие наборы животных, которые соответствуют интересам вашего ребенка (например, динозавры)
  • Кукольный дом
  • Мистер Картофельная Голова
  • Пластилин
  • Набор инструментов
  • Чайный сервиз
  • Куклы

4. Не беспокойтесь о поле

Когда речь идет о развитии вашего ребенка не стоит придерживаться стереотипа о том, что девочки должны играть в куклы, а мальчики в машинки. Как говорится на войне все средства хороши. И если ваш мальчик хочет поиграть в «чайную церемонию» пусть играет. Опять, важно что бы ваш ребенок сам издавал звуки.

5. Пропустить «Азбука и 123»

На тему возвращения к основам . Прогуливаясь по торговому центу старайтесь избегать полок с надписями: «Обучает азбуке!» «Учим цифры» и т.д. Мы не говорим что их вообще не надо давать вашему ребенку. Мы говорим о том что всему свое время. И если вы занимаетесь с логопедом он вам подскажет когда и на каком этапе развития вашего ребенка его нужно учить азбуке. Вы можете отвлечь вашего ребенка от занятий и потерять прогресс, которого он добился занимаясь с логопедом.

6. Используйте игрушки, которые заставляют их двигаться

Это так важно, чтобы ваши дети двигались! Даже когда в помещении. Создание фортов и туннелей — отличный способ заставить их двигаться в помещении, без необходимости «покупать» специальные «игрушки» для этой цели. Так же есть шары, лошади, и все то что заставит вашего ребенка двигаться.

7. Не забудьте выйти на улицу

Вам не нужно * покупать * уличные игрушки. Прогулка в парке — это здорово и БЕСПЛАТНО! Но иногда у вас нет парка поблизости, или вас и детей трудно туда доставить . так вот некоторые из моих любимых игрушек на свежем воздухе:

  • Ведра, чашки, ложки.
  • Маленькая лопата / мотыга для копания
  • Все то на чем можно ездить,

8. Меньше значит больше

Мы перечислили несколько игрушечных рекомендаций для вас. Но правда в том, что чем меньше, тем лучше . Вашему ребенку НЕ нужны горы игрушек! На самом деле, слишком много игрушек может стать большим негативом. Хотите верьте, хотите нет, но дети могут быть перегружены слишком большим количеством игрушек и могут быстро перейти от одной игрушки к другой, что может фактически ограничить их игровые (и языковые) возможности в целом. Но иногда у набирается много игрушек из-за праздников и дней рождений. Итак, как вы можете сохранить все эти игрушки, но при этом предоставить своему ребенку широкие возможности для полноценной и содержательной игры с каждой из них?

9. Рассмотрим игрушечную ротацию

Одним из решений проблемы с множеством игрушек является ротация игрушек. Многие кто использовал ротацию дома остались довольны таким решением.

10. Иногда ЛУЧШИЕ Игрушки вовсе не «Игрушки»!

Вы, наверное, заметили, что несколько раз упоминал об использовании вещей, которые не являются традиционными «игрушками», в качестве игрушек (например, изготовление фортов или использование ведер для игры в воду). Это потому, что иногда ЛУЧШИЕ игрушки вовсе не * настоящие * игрушки ! Кастрюли, сковородки, деревянные ложки, картонные коробки, домашние форты с одеялами и подушками . это могут быть ЛУЧШИЕ игрушки для вашего ребенка . Будь креативным. Думайте вне коробки.

И иногда ВЫ — лучшая игрушка для вашего ребенка. Спой с ним. Играть в пирожок. Разговор смешным голосом. Расскажи ему истории. Будь глупым. Играть в прятки. Научите его играть пальцами. Играйте в игры на коленях.

Как выбрать игрушки для ребенка с особенностями развития: советы психолога

Департамент труда и социальной защиты
Как выбрать игрушки для ребенка с особенностями развития: советы психолога


Невозможно переоценить роль игрушек в жизни малыша: они вызывают положительные эмоции и способствуют психоэмоциональному и интеллектуальному развитию ребенка. Выбор правильной и полезной игрушки очень важен для детей с особенностями развития. Ольга Букарева, психолог Московского городского центра реабилитации (МГЦР, подведомственного столичному Департаменту труда и соцзащиты, рассказывает, на что обращать внимание при поиске игрушек для малышей с различными нозологиями и какие игрушки лучше всего подойдут таким детям.

Общие советы по выбору игрушек:

Лучше всего выбирать игрушки, которые воздействуют сразу на несколько органов чувств. Это нужно для того, чтобы малыш с особенностями развития смог испытывать разнообразные ощущения во время игры.

Не менее важно подобрать игрушку, которая соответствует психическому возрасту ребенка: «Биологический и психический возрасты детей не всегда совпадают, поэтому всегда ориентируйтесь на вашего малыша, а не на возрастные рекомендации на упаковке, – подчеркивает Ольга Букарева. – Например, самая простая пирамидка или сортер базово может быть не по возрасту вашему ребенку. Но если ему сложно нанизать кольца по размеру, или он путается в формах и пытается протолкнуть в прорезь неподходящую фигуру, нет ничего страшного в том, чтобы приобрести простую игрушку. Наоборот, лучше еще раз отработать навык».

Стоит обратить внимание и на то, из чего изготовлена игрушка и как она выглядит. Материалы должны быть качественными, а цвета – корректными. Последнее важно, потому что дети могут путаться в определении цветов, и родителям должно быть несложно им помогать. А если цвет неясный, то проблемы с его определением могут возникнуть.

Наконец, надо обязательно включаться в игру с малышом, чтобы помочь ему в формировании всех ключевых навыков и представлений: сенсорных, пространственных, количественных. «Если просто дать ребенку игрушку, то она его заинтересует, но на очень короткое время, – объясняет Ольга. – А если вы вместе с ним в игровой форме будете их осваивать, вскоре он начнет играть в них самостоятельно, подражая вам».

6 игрушек для детей с особенностями развития

«Самые простые игрушки наиболее полно отвечают потребностям и возможностям маленьких детей с особенностями развития, – рассуждает психолог. – Такие игрушки универсальны, и их можно использовать в любом возрасте и при любой нозологии, в зависимости от целей».

В набор базовых игрушек входят следующие игрушки:

1. Пирамида, стаканчики. Классические игрушки, которые можно использовать по-разному, в зависимости от того, что наиболее трудно дается ребенку с особенностями развития. «Разложите элементы пирамидки по цветам: в коробочки или корзины таких же цветов, – советует Ольга. – Можно «раздать» кольца или стаканчики разных размеров большим и маленьким куклам или мишкам, построить башню из стаканчиков или сложить их все в один. Сначала просто пробуя вставить один в другой, а затем осознанно вкладывая стаканчики поменьше в стаканчики побольше».

2. Коробка форм, сортеры. Игрушка, которая поможет освоить основные цвета и геометрические фигуры. А еще ребенок научится взаимодействовать с предметами в пространстве.

3. Динамические игрушки или каталки. Отличительная особенность таких игрушек состоит в том, что ребенок самостоятельным усилием запускает процесс: раскручивает юлу, толкает перед собой машинку или качает неваляшку. «Когда ребенок наблюдает за движением игрушки и поддерживает его, у него развивается координация и ловкость, улучшается концентрация внимания, он быстрее осваивает пространство, – поясняет специалист. – Все это помогает приблизиться к внутреннему равновесию, которое особенно важно для детей с двигательными нарушениями: например, с церебральным параличом».

4. Кубики. Отлично подходят для того, чтобы научиться считать и действовать с предметами в пространстве: строить башни разной высоты, выкладывать фигуры или узоры. «Хорошо, если у вас будет несколько наборов кубиков: разных цветов, размеров, и текстуры», – добавляет Ольга.

5. Мяч. Лучше выбирать самые разнообразные мячи: мягкие и твердые, гладкие и шершавые или колючие, легкие и тяжелые, большие и маленькие и т. д. «Мячик – отличная игрушка, потому что тренирует общую моторику и координацию: у ребенка будут лучше работать кисти, пальцы рук. А еще разовьется глазомер и внимание, – рассказывает психолог. – Все это улучшает работу головного мозга в целом и влияет на развитие речи».

6. Кукла (пупс, мишка. С помощью таких игрушек ребенок освоит части лица и тела. Чуть позже можно использовать куклу для сюжетных игр: покормить ложкой, покачать, уложить спать и т. д. «По мере взросления ребенка к игрушке можно добавить одежду, игрушечную посуду и мебель, муляжи продуктов, – добавляет Ольга. – Во время такой игры у ребенка активно развивается воображение и навыки коммуникации, он становится более общительным и лучше осваивает бытовые навыки».


Консультация для родителей «Советы по воспитанию детей от педагога-психолога» Мы часто любим в ребёнке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребёнок, а мы, потому что не сумели его научить.

Консультация «Игры и игрушки для развития интеллекта и креативности ребенка» Часто детская игра, как и игра животного, выполняет функцию исследования окружающего. В процессе игры происходит освоение внешнего мира,.


Ко Дню любимой игрушки и игры на МAAM. Про любимые игрушки, или О том как важно помочь ребенку выбрать любимую игрушку Игрушки очень важны для детей, мы как педагоги, знаем об этом не по наслышке. Игрушки разные нужны, игрушки разные важны. Для ребенка.


Советы для безопасного катания ребенка на самокате Наступили летние дни. А это значит, пришла пора для катания на роликах, велосипедах и самокатах. Самокат — это отличный вариант уличного.

Советы психолога для родителей «Страх перед медицинскими процедурами» Советы психолога: Страх перед медицинскими процедурами. Знакомая картина: испуганные дети, которые стоят перед процедурным кабинетом. Малыш.


Советы родителям «Как правильно выбрать искусственную ёлку для дома» Трудно представить себе праздник Новый год без зелёной пушистой красавицы-ёлки. Конечно, хорошо, когда она настоящая, большая, пахнет.


Советы родителям «Как выбрать безопасные игрушки своим детям» Материал может быть полезен воспитателям, родителям и для людей, которые, идя в гости, где есть маленькие дети, захотят купить для них.

Консультация психолога «Причины школьных трудностей и социальное развитие ребенка» Страничка психолога Причины школьных трудностей и социальное развитие ребенка Начало систематического обучения в школе связано с изменениями.

Развивающие игрушки и игры для детей с ЗПР

Виктория Ефимова, кандидат педагогических наук, психофизиолог, логопед, руководитель центра «Логопрогноз» (Санкт-Петербург)

Если ребенок отстает в развитии и у него диагноз ЗПР или ЗПРР, нужны ли ему какие-то специальные коррекционно-развивающие игрушки? Подбирая развивающие игры и игрушки для детей с ЗПР важно учитывать в большей степени не диагноз, а персональные особенности развития вашего ребенка.

Понаблюдайте за ребенком. Вам кажется, что он не интересуется игрушками? Но возможно вы предлагаете то, что нравится вам, а не ему.

Наблюдая за тем, что выбирают дети на консультациях и занятиях в центре «Логопрогноз», мы составили для себя список самых любимых игрушек большинства детей дошкольного возраста. И эти игры и игрушки прекрасно подходят для развивающих занятий.

Конструктор ёжик

Это самая популярная игра. У многих детей с ЗПР есть трудности с моторикой: мелкой и крупной. Часто ребенок быстро теряет интерес к игрушке, потому что ему просто трудно с ней справится. Но с этим конструктором может играть даже младенец: детали легко соединяются между собой и легко разъединяются.

Кроме того, колючие детали обеспечивают тактильную стимуляцию. Это важно, так как у большинства детей с ЗПР снижена сенсорная реактивность тактильной системы. Этот конструктор можно даже пожевать – ничего страшного не произойдет.

Доска с окошками и задвижками Melissa and Doug

Хотя у нас в центре много разных бизибордов, но именно эту доску с окошками чаще всего выбирают дети. В чем секрет? Развивающие игрушки для детей с ЗПР от компании Melissa and Doug из США очень качественные и прочные.

Конечно, это важно: покупая игрушку для ребенка с особенностями в развитии, нужно в первую очередь думать о безопасности. Но дети-то вряд ли об этом думают. Скорее всего их привлекают размер и форма замочков. Владельцам компании Melissa and Doug помогают тестировать игрушки их собственные дети, возможно разгадка успеха в этом.

Последовательность бусин

Нужно помнить о том, что дидактические игры на развитие мышление для детей с ЗПР тоже должны быть безопасными и качественными. Вот такая деревянная игра пригодится и дома, и на занятиях с логопедом, дефектологом или психологом. Детям она очень нравится.

Эта игра безопасная: крупные деревянные бусины невозможно проглотить, они не поместятся в нос или в ухо. Эта дидактическая игра для детей с ЗПР многофункциональная: бусины можно нанизывать на шнур, но ребенку с моторными трудностями будет легче нанизывать их на палочку. В зависимости от задач развития ребенка эту игру можно использовать для тренировки мелкой моторики, памяти, логического мышления, обучения счету.

Дидактический конструктор «Буквы и цифры»

Ребенка с ЗПР не всегда легко заинтересовать буквами и цифрами. Поэтому нужно стараться знакомить ребенка с символами, используя конкретные опоры – то, что можно потрогать и покрутить в руках. Это ускорит процесс запоминания.

Из деталей этого конструктора дети составляют и буквы, и цифры. В комплект входят карточки с образцами.

Нашего ребенка ничего не интересует!

Как часто я слышу на консультациях эту фразу от родителей. Но потом оказывается, что это не так. Нет таких детей, которых ничего не интересует. Возможно все дело в том, что у нас в центре очень хорошие педагоги. Но еще мы умеем выбирать развивающие игры и игрушки.

Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) особенные и требуют своеобразного подхода. По внешним признакам их развитие соответствует нормам, но в то же время они существенно отличаются от сверстников.

Дети с расстройством аутистического спектра

Дети-аутисты плохо контактируют с внешним миром (при наличии тяжелого аутизма наблюдается полная отчужденность). Малыши часто проявляют пассивность ко всему происходящему: не демонстрируют никакой реакции на голод, холод и даже боль. Чаще всего они молчаливы, но могут ни с того ни с сего процитировать фразу, услышанную ранее.
К подбору игрушек для таких детей нужно подходить с особой тщательностью, так как их большая часть попросту будет игнорироваться.

Критерии выбора игрушек

Все детки, не зависимо от своих предпочтений и особенностей, любят играть. Нужно учесть, что игрушки для ребенка с ауитзмом должны быть немного другими. Обычно дети-аутисты предпочитают изделия для младшей возрастной категории. Современные производители разработали тематическую серию из развивающих материалов, которые помогают детям с особенностями познавать окружающий мир.
На какие моменты необходимо обращать внимание в первую очередь при выборе? Основная задача игрушек для детей-аутистов – это активизация слабо развитого чувства осязания. Такие дети обычно творческие личности, следовательно, они находят свой способ исследования вещей.

Критерии выбора игрушек

Игрушками могут быть:

  • изделия с музыкальными элементами;
  • тканевые и картонные книги;
  • кубики разных размеров с нанесенным изображением цифр, букв, фигур, животных;
  • рельефные фигурки.

Критерии выбора игрушек для аутистов

Важный принцип: сложная форма заболевания = простые игрушки.

Больше разнообразия

Дети сложно воспринимают новое, и каждая игрушка встречается с настороженностью. Поэтому все развивалки часто покупаются по принципу подобия: когда ребенок предпочитает игрушки одной формы, определенного цвета, музыкального или мягкого типа — эти критерии учитываются при покупке в первую очередь. Но за таким постоянством кроется опасность. Ребенок может отказаться воспринимать все новое, и это напрямую повлияет на его развитие. По этой причине необходимо постараться подбирать разнообразные развивающие материалы.
Не стоит засыпать кроху различными предметами, ведь загроможденная комната для аутиста провоцирует появление чувства тревоги.

Критерии выбора игрушек для детей аутистов

Правильно подобранные игрушки предоставят возможность удовлетворить весь спектр актуальных потребностей.

Совет: хотите сделать правильный выбор – возьмите малыша с собой в магазин и прислушайтесь к его мнению.

Батуты и пазлы

Если дети хотят стать обладателями яркой надувной горки или небольшого домика, не стоит этому препятствовать. У аутистов нарушен не только контакт с окружающим миром, но и со своим телом. Батут поможет в форме увлекательной игры научить контролировать свое тело и правильно реагировать на движения.
Пазлы же развивают терпение и чувство концентрации. Начинать знакомить детей с игрой нужно с простых вариантов, постепенно их усложняя.

Батуты и пазлы для аутистов

Мультипликационные герои

Часто аутичные дети (АД) увлекаются мультипликационными фильмами, и это можно использовать с пользой. Они привязываются к образам. На современном игрушечном рынке можно найти музыкальных и плюшевых мультипликационных героев, из дерева или иных материалов. Постарайтесь отдать предпочтение качественным изделиям повышенной крепости, так как аутичные дети к ним привязываются сильнее, чем здоровые.

Аутичные дети (АД)

Игры-головоломки

Одной из проблем АД является нарушенная способность взаимодействовать с окружающими. По этой причине рекомендуется выбирать игры, которые позволяют наладить контакт между детьми и родителями. К ним относятся:

  • конструкторы;
  • строительные блоки;
  • детские железные дороги;
  • головоломки.

Конструктор «Лего», например, развивает фантазию, и способен увлечь одновременно людей разной возрастной категории.
Важно играть с ребенком, а не оставлять его наедине.

Игры-головоломки

Сделай сам

В магазинах данная разновидность развивалок встречается редко, но их можно сделать и самому. Это так называемые сенсорные игрушки, основной задачей которых является развить:

  • крупную и мелкую моторику;
  • зрительное восприятие;
  • тактильные ощущения;
  • слух;
  • мышление;
  • навыки общения.

Игры-головоломки сделай сам

Например, небольшой коврик с яркими элементами, шуршащими отделениями, разноцветными карточками, фетровыми игрушками на липучках, шершавыми цифрами и буквами, бубенцами, шариками и т.д. Часто родители изготавливают целые стенды, на которых располагают молнии, шнуровки, крючки, замочки с ключами, разнообразные липучки и кармашки, шьют мягкие книги, и многое другое.
Важно, чтобы на одном коврике или стенде сочетались разные стимульные материалы: холодные, гладкие, теплые, шершавые, мягкие, колючие или твердые предметы.

Специальные игрушки для детей с РАС

В начале 2018 года стала популярной игрушка под названием «спиннер». Большинство людей считает, что она специально разработана для аутистов: одновременно и развивает, и успокаивает. Но практикующие коррекционные психологи опровергают данную информацию и утверждают, что спиннер наоборот погружает в себя по принципу гипноза. Основная цель занятий с АД – это социализация. Именно по этой причине подбирать необходимо предметы, по типу фотоальбомов или говорящих плакатов, которые будут выступать в роли коммуникатора.
Также к этой категории можно отнести массажеры, подушки с вибрацией, настенное планирование дня.

Специальные игрушки для детей с РАС

Как играют аутичные дети

Малыши с расстройством аутистического спектра играют по-особенному. Уже с первых лет жизни можно отметить некоторые отличия:

  • чаще выставляют подобные игрушки в одну линию;
  • предпочитают играть в одиночестве;
  • преобладают монотонные и цикличные движения;
  • не допускают к процессу посторонних.

Специальные игрушки для детей с РАС игра

Обычные дети в период игры балуются, шумят, подражают взрослым и сверстникам, задают десятки вопросов в минуту.
Совет: если вы стали замечать, что ребенок отказывается от вербальной или социальной коммуникации, не может или не хочет познавать новое, обратитесь к психиатру, возможно, у ребенка присутствует та или иная степень РАС.
Отзывы относительно правильного подбора игрушек для детей с РАС

Положительные Отрицательные
У нашей малышки с 2 лет есть обожаемый друг – ушастый зайка, и она себя чувствует с ним более защищенной и спокойной. Стирать и сушить его приходится оперативно ночью, так как она его просто не выпускает из рук никогда. Психолог наша сказала, что это даже хорошо. (Света) Нам недавно поставили диагноз, и я даже не догадывалась, что полная комната игрушек – это плохо. Будем исправляться! (Нина)
Спасибо игрушечной индустрии, сегодня настолько большой выбор, что порой сам теряешься. Мы взяли себе за правило раз в неделю покупать новую и кардинально отличающуюся развивалку. И знаете, это реально работает. (Ксения) Что только не пробовали, а дочь одного медведя за собой носит, ни на одну другую игрушку не реагирует, и психиатры не помогают. Руки опускаются, не все так просто и безоблачно. (Ира)
Фетровые фигурки на липучках – это нечто. Сама освоила технику кройки и шитья, теперь я разрабатываю, шью, мы играем недельку-две, а потом относим в свой детский сад. И все счастливы, и квартира не “загромождается”, и ребенок развивается, да и бюджетно, что немаловажно. (Дина) Дома мы рисуем, лепим, делаем поделки, игрушкам современным не доверяю, и стараюсь от телевизора держать подальше (Надежда)
В игровой у дочери есть большой аквариум (с пузырями, разными рыбками, замками, водорослями и улитками), надувной бассейн с разными шариками (пластиковыми, надувными, гладкими, пупырчатыми, разноцветными), стенд для рисования ладошками и многое другое. У нас из трех комнат в квартире пришлось выделить одну комнату для игровой. Всем родителям рекомендую. (Екатерина)
Никогда не задумывалась, что игрушки нужно выбирать правильно. Теперь буду данному вопросу уделять больше внимания. (София)
Спасибо за информацию, особенно относительно советов «Сделай сам». (Яна)
Сенсорные игры для меня открыли в одном детском центре. Это просто нечто из категории «невероятное». Малышка просто в восторге была, и моментально увлеклась новой игрушкой. (Тамара)

Вывод
Выбирая очередную игрушку своему малышу, помните, она должна быть не только нужной и полезной, но и желанной. Ведь то, что его не заинтересует, будет пылиться в комоде.
Даже самая интересная вещь станет абсолютно бесполезной, если с ней не научить взаимодействовать. Своеобразная игра детей-аутистов часто сложна и скучна для взрослых, но без посторонней помощи они не справятся.
Важно наладить с ребенком контакт, и все получится.

Видео — Коррекция аутизма дома: игры и игрушки. Воспитание ребенка с аутизмом

Видео — Развивающие игры. Арина, аутист, 4 года


Даже родители особых детей затрудняются сказать, какие игрушки любят аутисты. Им тяжело угодить, сложно заинтересовать и даже то, на что они обращают внимание в магазине, может быть потом отвергнуто. Тем более сложно приходится тем, кто идет в гости и выбирает подарок

Проще всего взять с собой малыша в торговый центр и сразу купить то, что ему понравилось, но это не всегда осуществимо. Поэтому рассмотрим, что все-таки можно приобрести, а от каких идей сразу отказаться.

Игрушки, которые нельзя дарить

Не стоит преподносить ничего символического, что вы купили исключительно для приличия. Дети с расстройством не больны, они лишь обладают особенностями, поэтому будут ждать от вас чего-нибудь действительно интересное, а пустышка их разочарует. Еще одна причина — они легко утомляются, слишком много бесполезных игрушек для них — эмоциональный хлам.

Аккуратнее с рекламируемыми спиннерами и слаймами. Во-первых, они далеко не всем интересны, а во-вторых, не при всякой форме аутизма их стоит дарить. Возможно, это подойдет взрослому или подростку, но не маленькому ребенку.

Пищащие, визжащие, орущие предметы — можете оставить на одной полке со спиннерами. Большинство людей с расстройством обладают гиперчувствительным слухом, поэтому такой презент может вызвать напряжение и даже испугать.

Дарить сложные головоломки или трудные в сборке игрушки для аутистов – все равно, что преподнести безногому человеку ботинки. Даже здоровым детям не рекомендуется выбирать то, что не соответствует пока их возможностям, а также возрасту.

Подходящие игрушки для детей с аутизмом

Неплохо перед покупкой все-таки узнать, чем увлекается ребенок, какие у него предпочтения. Однако есть универсальные подарки:

● пазлы с крупными деталями

● музыкальный инструмент (если увлекается музыкой)

● несложный конструктор типа «Лего»

● фигурки героев любимых мультфильмов

● карточки с картинками


Детям с аутизмом важно удовлетворять сенсорный «голод». Для развития вестибулярного аппарата им можно преподнести снаряды из домашнего игрового комплекса, для мелкой моторики:

• легкие головоломки, наподобие «змейки»

• тесто для лепки

Подходящие по возрасту головоломки и логические игры, понравятся не только ребенку, но и родителям. Развивающие игрушки для детей с аутизмом помогают улучшать мышление, память, создают ощущение успеха.

Кроме того, при расстройстве полезны игры, в которые можно играть коллективно, тем самым безболезненно выдергивая ребенка из неконтактной среды. Поэтому можно подарить:

Отличный вариант — игровая палатка или домик. Особенно если в доме нет личного пространства, где аутист может прятаться в моменты эмоционального перенапряжения.

Стереотипия — стоит ли покупать однотипные игрушки

Аутисты консервативны в своих предпочтениях. Например, они могут каждый раз просить игрушки только красного цвета или вовсе, одинаковые наборы конструкторов. С одной стороны, ребенок будет доволен, с другой, однообразие — это шаг назад в развитии.

Если он так хочет игрушку, которая у него уже есть, постепенно приучайте его к разнообразию. Сделайте выбор в пользу другого цвета или формы, купите немного модифицированную по функциям и возможностям. В любом случае, хотя бы попробуйте договориться о замене.


Альтернативные подарки аутистам

Если при конкретной форме аутизма та или иная игрушка не актуальна, узнайте, можно ли у вас в городе приобрести сертификат на иппотерапию или дельфинотерапию. В большинстве случаев это самый лучший подарок.

Оба вида терапии не только улучшают физические и контактные показатели, но также необъяснимым пока образом влияют на повышение уровня норадреналина, ГАМК, дофамина, мелатонина в 90% случаев. В 70% отмечаются улучшение эмоционального спектра и снижение влияния фобий.


Дети, которые имеют расстройства аутистического спектра, обычно нуждаются в отдельном подходе к своему развитию. Визуально и многим другим признакам они отвечают нормам, однако при этом их поведение все равно отличается от сверстников.

Дети-аутисты нередко не могут нормально контактировать с миром. Иногда у них формируется практически полная отчужденность от контактов. Дети нередко пассивны – они никак не реагируют на холод, на боль, часто не отзываются даже в случае голода. Обычно такие дети молчаливые, но зачастую могут что-то внезапно рассказать.

Выбирая игрушки для таких детей, стоит проявлять особую бдительность. Многие игрушки будут проигнорированы аутистами.

Как выбирать игрушки для аутистов

Дети, вне зависимости от имеющихся предпочтений, предпочитают игру в качестве механизма получения знаний и навыков. Важно учесть, что подбор игрушек для аутистов должен быть несколько иным. Нередко аутистам нравятся игрушки, подходящие детям младшей категории. Производители специально создают такие комплекты игрушек, которые помогают детям с особенностями изучать внешний мир.

Как правильно выбрать игрушки для аутистов? Основная задача – активировать в таком случае чувство осязания. Нередко эти дети проявляют высокую творческую активность, а потому они ищут свой собственный путь исследования вещей.

В качестве игрушек для детей с аутизмом подойдут:

  • Музыкальные изделия.
  • Картонные книги.
  • Книги из ткани.
  • Кубики различных размеров с буквами, цифрами.
  • Фигурки с рельефом.

Игрушки – это связь между ребенком и взрослыми. Также с помощью игрушек аутисты могут устанавливать контакты и со своими сверстниками. Нередко для этого применяются лото, викторины и т.д. Выбирая игрушку, стоит обязательно ориентироваться на возраст ребенка, на степень аутизма, увлеченность, реакцию и т.д.

Разнообразие в игрушках

Дети с аутизмом плохо воспринимают что-то новое. Они каждую игрушку встречают в штыки. Потому все развивающие игры стоит покупать только по подобию: если ребенок любит игрушки одной формы, некоторого цвета и типа – эти критерии стоит учесть. Однако за постоянством всегда скрываются и проблемы. К примеру, ребенок может отказаться к восприятию чего-то нового, в результате этого его развитие будет медленным. Потому стоит пытаться покупать разнообразные материалы для развития детей.

Комната, переполненная предметами, вызывает у детей с аутизмом тревогу. Грамотно подобранные игрушки помогают реализовать потребности ребенка в качественном развитии. Можно взять ребенка с собой в магазин и там уже узнать, что именно он хочет получить.

Пазлы, батуты

Если детям хочется получить в свое распоряжение надувную горку или же домик, в котором можно прятаться, то не стоит им противоречить. Аутисты испытывают сложности в контактах с окружающим миром, не осознают реакций своего тела. Батут помогает им управляться своим телом, что дает возможность правильно реагировать на все движения.

Пазлы – хороший способ пробудить терпеливость и увеличить концентрацию ребенка на одном занятии. Стоит осуществлять начальное знакомство с изделий попроще, а затем уже переходить к более сложным пазлам.

Мультипликационные персонажи

Зачастую дети с аутизмом увлечены именно мультфильмами. Они сильно привязываются к персонажам, а потому можно приобрести таких героев, выполненных их древесины, пластика и других материалов. Лучше всего брать игрушки более крепкие, поскольку аутичные дети привязаны к таким персонажам. Любую поломку они воспринимают близко к сердцу.


Головоломки

Проблема детей с аутизмом – нарушение коммуникационных функций. Поэтому важно выбирать такие игры, во время которых дети могут взаимодействовать с родителями и друзьями.

Игры, которые пригодятся аутистам:

  • Конструкторы.
  • Детские ж/д дороги
  • Головоломки

Конструкторы позволяют проявить фантазию, вы можете сами играть с ребенком, не оставляя его одного.

Игрушки для развития

Сенсорные игрушки также очень хорошо подходят аутистам. Игрушки позволяют развивать моторику, визуальное восприятие, слух, интеллект и т.д.

К примеру, красивый коврик с многочисленными деталями, подвесками, карточками, разными игрушками, шариками – хороший вариант приобретения для тренировки детей. Зачастую родители сами формируют целые стенды, на которых накручивают и навязывают разные ниточки, веревки, кармашки, крючки. Нужно, чтобы все вещи были разными по своему воздействию: острые, гладкие, теплые, холодные и т.д.

Стоит ли использовать спиннеры?

Спиннер – это успокаивающая игрушка, а потому ее нередко советуют аутистам. Но на практике она вряд ли их устроит. Спиннер может сильно погрузить в себя, замкнуть, поскольку он работает примерно как гипноз. Главная цель занятий с ребенком, у которого диагностирован аутизм – налаживание социализации. Потому и нужно подбирать такие предметы, которые являются коммуникаторами с миром.

Любые массажеры, планировщики, виброподушки – все это подойдет детям с аутизмом.

Процесс игры с аутичным ребенком

Дети с расстройствами аутистического спектра ведут себя во время игры не так, как остальные малыши. С первых лет у них уже можно выделить некоторые особенности:

  • Они часто ставят игрушки в одну линию.
  • Любят играть в одиночестве.
  • Им нравятся однотипные движения.
  • Они не хотят подключать к процессу игры других людей.

Простые дети без расстройств часто балуются, кричат, пытаются задавать свои бесконечные вопросы. Если же ребенок перестал проявлять навыки коммуникации, он не желает ничего изучать, то в таком случае нужно обратиться к психиатру.

Если вы покупаете игрушку своему малышу, обязательно учитывайте тот факт, что она должна быть нужной, полезной, желанной. Если игрушка не придется по нраву, то она просто будет отброшена в дальний угол.

Дети с аутизмом плохо играют в сюжетные игры. К трем годам обычные дети уже способны играть в достаточно сложные ролевые игры, причем как в одиночку, так и с другими. У детей с аутизмом такого нет. Они редко проявляют свои символические навыки. Им требуется помощь со стороны, чтобы как-то их развить. Потому такие дети могут наслаждаться игрой с машинками, монотонно катая их по треку, однако никаких сложных сценок они не смогут разыграть.

Даже самая увлекательная игрушка окажется бесполезной, если ребенок не понимает, как взаимодействовать с ней. Игры детей-аутистов нередко чересчур сложны и запутанны для взрослых. Но при этом таким детям нужна помощь, иначе их состояние будет только ухудшаться.

Читайте также: