Какую игрушку создал мастер из сергиева посада

Обновлено: 10.05.2024

Русская матрёшка. Неискушённый, да и искушённый иностранный турист в первую очередь везёт из России матрёшку. Она давно уже стала символом нашей страны, наряду с водкой, медведем и тому подобными клише, сложившимися в массовом сознании. С другой стороны русская матрёшка – это блестящий образец народного таланта, слабо поддающйеся влиянию массовой культуры.

История русской матрёшки

Самое удивительное, что до конца XIX века никаких матрёшек в России вообще не было. Во второй половине столетия Великая реформа Александра II даёт свои плоды: бурно развивается промышленность, строятся железные дороги. Одновременно растёт уровень национального самосознания, появляется интерес к отечественной истории и культуре, возрождаются народные промыслы. С 60-х годов XIX век аначинает формироваться новая ветвь изящных искусств, получившее название «русский стиль». В советское время он презрительно именовался «псевдорусским» или, даже, «петушиным» стилем — по резным и вышитым «петухам» — излюбленному мотиву художника и архитектора И.П.Ропета. Многие знаменитые художники, включая В.М. Васнецова, К.А.Сомова, М.А. Врубеля, В.А.Серова, Ф.А.Малявина, К.А.Коровина, С.В.Малютина, Е.Д.Поленову самым активным образом участвовали в создании русского стиля в искусстве. Их поддерживали известные меценаты: Савва Иванович Мамонтов — создатель Абрамцевского художественного кружа, пригласивший этих живописцев в своё подмосковное имение Абрамцево. У Мамонтова художники обсуждали пути развития русского искусства и тут же, на месте, создавали его. Также Мамонтовы старались возродить старинные народные промыслы, коллекционировали предметы народного искусства, включая крестьянские игрушки. Брат Саввы Ивановича, Анатолий Иванович Мамонтов был владельцем магазина-мастерской «Детское воспитание».

А.И.Мамонтов нанимал на работу высококвалифицированных кустарей-игрушечников и требовал от них нестандартного подхода при изготовлении игрушек. Для расширения кругозора мастеров и развития их творческой фантазии в мастерской выписывали образцы игрушек из разных стран мира. В это время возникает повышенный интерес к восточному, в особенности японскому искусству. Выставка японского искусства, состоявшаяся в Петербурге во второй половине 90-х годов, немало способствовала возникновению и развитию моды на «всё японское». В числе экспонатов на этой выставке была представлена фигурка буддийского мудреца Фукуруму, добродушного лысого старика, в которую было вложено ещё несколько деревянных фигурок. Статуэтка Фукуруму была привезена с острова Хонсю, согласно японскому преданию первым такую фигурку вырезал некий русский монах, неведомыми путями попавший в Японию. Считается, что фигурка Фукуруму и стала прообразом русской матрёшки.

Автор русской матрёшки

Автор первой русской матрёшки неизвестен, но её появление было предопределено широким интересом к национальному искусству во всех сферах жизни общества, желанием владельца и мастеров магазина-мастерской «Детское воспитание» заинтересовать публику, создать что-то новое и необычное в русском духе. Наконец, появление фигурки Фукуруму на выставке японского искусства стало некоей точной кристаллизации этой идеи.

Первая русская матрёшка была вырезана в мастерской А.И.Мамонтова. На ней стоит штамп: «Детское воспитание». Выточил её потомственный мастер-игрушечник Василий Петрович Звёздочкин, а расписал С.В. Малютин, который сотрудничалс А.И.Мамонтовым, иллюстрируя детские книги.

Почему матрёшка так называется

Название «матрёшка» для деревянной разъемной расписной фигурки оказалось впору. В старой русской провинции имя Матрёна было одним из самых распространённых и любимых женских имён. Это имя происходит от латинского «mater», что означает » мать». Имя Матрёна вызывает образ настоящей русской женщины, матери многочисленных детей, с настоящим крестьянским здоровьем и типичной дородной фигурой.

Первая русская матрёшка выглядела примерно так.

Василий Звёздочкин выточил первую русскую матрёшку. Её расписаннал Сергей Малютин, Она состояла из 8 мест: девочка с чёрным петухом, потом мальчик, за ним следовала опять девочка и т. д. Все фигурки художник расписал по-разному, а последняя изображала спелёнутого младенца.

Из чего сделана русская матрёшка

Матрёшку обычно режут из липы, берёзы, ольхи и осины. Более твёрдые и прочные хвойные породы для такого «баловства» не используют. Самый лучший материал для изготовления матрёшек — это липа. Дерево, из которого будут резать матрёшки, заготавливают весной, обычно в апреле, когда древесина в соку. Дерево очищают от коры, обязательно оставляя кольца коры на стволе, иначе оно потрескается при сушке. Брёвна укладывают в штабель, оставляя между ними зазор для воздуха. Древесину выдерживают на открытом воздухе два года и более. Только опытный резчик может определить степень готовности материала. Токарь проделывает с липовой чуркой до 15 операций , прежде чем она станет готовой матрёшкой.

Самой первой вытачивают маленькую неразъемную фигурку. Для раскрывающихся матрёшек сначала вытачивают нижнюю часть – донышко. После токарной работы деревянную куклу тщательно зачищают, грунтуют клейстером, добиваясь идеально гладкой поверхности. После грунтовки матрёшка готова к росписи.
Первенцем в изготовлении матрёшек стала мастерская«Детское воспитание», а после её закрытия этот промысел освоили в Сергиевом Посаде. Тамошние мастера создали собственный тип матрёшки, которая по сей день именуется сергиево-посадской.

Роспись русской матрёшки

В 1900 году русская матрёшка была представлена на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль, и мировую известность. Тогда же пошли международные заказы, выполнить которые было по силам только высококвалифицированным мастерам из Сергиева Посада. Для работы в мастерской этого города приехал и В. Звёздочкин.

Первые русские матрёшки были очень разнообразны и по форме и по росписи. Среди ранних сергиево-посадских образцов помимо девушек в русских сарафанах с корзинками, серпами, букетиками цветов либо в зимних полушубках с шалью на голове, часто встречаются и мужские персонажи: жених и невеста, держащие в руках венчальные свечи, пастушок со свирелью, старик с окладистой бородой. Иногда матрёшка представляла из себя целую семью с многочисленными чадами и домочадцами.
Модный русский стиль привёл к появлению исторической матрёшки изображавшей бояр и боярынь, представителей русской знати, былинных богатырей. На украшение матрёшки влияли и различные памятные даты, например, столетие со дня рождения Н.В.Гоголя, отмечавшееся в 1909 году. К юбилею была выполнена серия матрёшек по произведениям писателя («Тарас Бульба», «Плюшкин», «Городничий»).

Матрёшка «Тарас Бульба»

К 100-летней годовщине войны 1812 года появляются матрёшки, изображающие М.И.Кутузова и Наполеона, внутри которых помещались фигурки русских и французских военачальников.

Очень популярны были матрёшки, расписанные по мотивам сказок, легенд и, даже, басен:«Царь Додон» и «Царевна-лебедь» из сказок А.С. Пушкина, «Конёк-горбунок» из сказки П.П.Ершова, персонажи басен И.А.Крылова. В Сергиевом Посаде делали также матрёшки, украшенные выжиганием. Обычно выжиганием выполняли орнаментальный узор по всей матрёшке, её одежду, лицо, руки, платок и волосы.

Международное признание русской матрёшки

Сергиево-посадские матрёшки

В начале ХХ века токарь играл довольно важную роль в создании матрёшки, вытачивая фигурки с тончайшими стенками. В это время резчики резонно считали себя авторами матрёшек, роспись матрёшки играла второстепенную роль. Профессиональные художники, которые расписывали первые игрушки, относились к этому занятию не особенно серьёзно.

Самая большая сергиево-посадская матрёшка была выточена токарем Мокеевым в 1967 году. Она состоит из 60 (!) мест. Матрёшку из Сергиева Посада отличает приземистая форма, верх, плавно переходящий в расширяющуюся нижнюю часть фигурки, роспись гуашью, покрытая лаком. Предпочтительная пропорция матрёшки – 1:2 – это соотношение ширины матрёшки к её высоте.

Семёновская матрёшка

Огромная популярность сергиево-посадской матрёшки привела к появлению конкуренции. Мастера из других мест могли увидеть новинку на ярмарках, в особенности на крупнейшей в стране Нижегородской. Сергиево-посадские матрёшки привлекли внимание нижегородских резчиков-игрушечников. В Нижегородской губернии появляется свой крупный кустарный центр по производству матрёшки — город Семёнов (по нему матрёшка зовётся семёновской).

Традиции росписи семёновской матрёшки ведут своё начало от потомственных мастеров-игрушечников Майоровых из деревни Мериново. Деревня расположена недалеко от Семёнова. В 1922 году Арсентий Фёдорович Майоров привёз из Нижнего Новгорода нераскрашенную сергиево-посадскую матрёшку. Его старшая дочь Люба гусиным пером нанесла на матрёшку рисунок и расписала её кисточкой анилиновыми красками. На голове она изобразила русский кокошник, а в центре расположила ярко-алый цветок, похожий на ромашку.

Почти 20 лет Мериновские матрёшечники занимали первое место среди мастеров Нижегородской области на протяжении 20 лет.

Роспись семёновской матрёшки, который более яркая и декоративная по сравнению с сергиево-посадской. Роспись семёновских матрёшек берёт свое начало в народных традициях «травного» орнамента Древней Руси. У мастеров-семёновцев оставлено больше некрашеных поверхностей, они применяют более современные анилиновые краски также покрытые лаком.

Основа композиции в росписи семёновской матрёшки — это фартук, на котором изображается пышный букет цветов. Современные мастера создают роспись в три цвета – красный, синий и жёлтый. Они меняют сочетание цветов фартука, сарафана и платка. Букет на фартуке по традиции пишут не в центре, а несколько сместив вправо. Семёновские токари придумали особую форму матрёшки. Она, в отличие от сергиево-посадской, более стройная. Верхняя её часть относительно тонкая резко переходит в утолщённую нижнюю.

Семёновская матрёшка отличается от других тем, что она многоместная и состоит из 15-18 разноцветных фигурок. Именно в Семёнове была вырезана самая большая 72-местная матрёшка. Её диаметр — полметра, а высота 1 метр.
Семёнов считается крупнейшим центром по созданию матрёшек в России.

Матрёшка из Полховского Майдана

На юго-западе Нижегородской области находится ещё один знаменитый центр изготовления и росписи матрёшек — это село Полховский Майдан.
Это старинный кустарный центр, жители которого специализировались на резьбе по дереву и изготовлении деревянных игрушек. Первые полховские матрёшки, выполненные по примеру сергиево-посадских, были отделаны выжиганием. Позже местные жители стали расписывать их, используя растительный орнамент. Мастера Полховского Майдана, также как и Семёнова, пишут анилиновыми красками. Колорит

Полховско-майдановская матрёшка отличается ещё более яркой, звучной цветовой гаммой и более крупной росписью.


Полховско-майдановская матрёшка по стилю относится к т.н. крестьянскому примитиву, её роспись напоминает собой детский рисунок., Художники Полховского Майдана, подобно мастерам Семёнова уделяют главное внимание цветочной росписи на фартуке, опуская все бытовые детали костюма.

Главный мотив их росписи — это многолепестковый цветок шиповника(«роза»). Этот цветок издавна считается символом женского начала, любви и материнства. Изображение «розы» обязательно присутствует в любом варианте росписи, созданным мастерами Полховского Майдана.

Матрёшка, инкрустированная соломкой. Русская матрёшка

Вятская матрёшка — самая северная из всех русских матрёшек. Особое своеобразие она получила в 60-е годы ХХ века. Тогда матрёшку стали не только -расписывать, но и инкрустировать соломкой. Это очень сложная, кропотливая работа, включающая в себя подготовку особого вида соломы и её использование в украшении деревянной фигурки. Соломенная инкрустация делает вятские изделия уникальными.

Авторская матрёшка

С конца 80-х, начала 90-х годов 20-го века начинается новый этап в развитии искусства матрёшки — так называемый период авторской матрёшки. Политические и экономические изменения, известные как горбачёвская «перестройка» вызвали огромный интерес в мире к русской культуре, её самобытному, народному началу. Экономические изменения позволили открыть частные мастерские. Мастер-ремесленник получил возможность свободно продавать свои изделия, как это было 100 лет назад.

Среди тех, кто охотно занялся росписью матрёшек, были и профессиональные художники. На место стандартной одинаковой матрешки, сложившейся в советское время , пришла новая, авторская. Прежде всего матрёшечники вернули то тематическое разнообразие в росписи, которое существовало в ранний сергиево-посадский период.

Современная матрёшка

Характерная черта современной авторской матрёшки – её необычайная живописность. Её рисунок похож на цветистую ткань и создает приздничное настроение. Одной из основных тем росписи становится окружающий мир. Многие художники обращаются к мотивам из русской истории- от похода князя Игоря до современной истории. Получилось, что в матрёшке заложен огромный потенциал для передачи событий, развёрнутых во времени и пространстве. Это движение как бы на глазах возникает и так же на глазах может быть «свёрнуто и убрано» в футляр матрёшки.

Скажем, так называемая политическая матрёшка представляет портретную галерею русских государей, отечественных и зарубежных государственных деятелей. Матрёшки с изображением современных политиков больше похожи на добрые шаржи – традиция, идущая от раннего периода развития матрёшки. Известна, к примеру, матрёшка-шарж, расписанная В.А.Серовым. В турецких костюмах были представлены С.И.Мамонтов, сам В.А.Серов, Н.А.Римский-Корсаков и другие участники мамонтовских театральных постановок.

«Субординация» в матрёшке политического характера выражена очень чётко. Стоит упомянуть, что для инаугурации Билла Клинтона в России специально заказывались матрёшки с изображением будущего президента США и его ближайших соратников.

Очень часто современные художники обращаются к традиционным темам росписи матрёшки – «Семья», «Материнство». Впервые мать с младенцем на руках изобразили в своих матрёшках мастера из села Крутец Нижегородской области. Подобной традиции росписи мы не встречаем в матрёшках раннего сергиевского типа, но в период расцвета авторской матрёшки эта тема стала активно развиваться.

С темой материнства связана идея успокоения, утешения, заступничества.

Это и колыбельная песня, спетая на ночь, и чудесная сказка, рассказанная уже подросшим детям. Сюжеты русских сказок, изображённые на фартуке матрёшки весьма разнообразны.

Иногда только одна сказка проиллюстрирована на одной матрёшке, иногда на каждой из вкладывающхся кукол мы увидим героев разных сказок, народных или авторских- Пушкина, Ершова, Аксакова, Толстого и др. Чем не замечательная книга сказок, сюжет которых подсказывают иллюстрации, логическая последовательность которых постепенно открывается на каждой из фигурок? И, как в книге, прослеживается замысел художника-автора, в отличие от неё открывается простор детской фантазии.

Русская матрёшка. Архитектурная роспись

Очень часто художники рисуют на передниках матрёшки памятники архитектуры. Такая матрёшка – лучший сувенир, он напомнит о посещении того или иного места. Часто в орнаменте матрёшки встречается ансамбль Троице-Сергиевой Лавры, памятники архитектуры Москвы, Владимира, Суздаля, Новгорода и многих других городов России.


Часто можно встретить матрёшку, расписанную под «гжель», «жостово», «хохлому», «палех». Иными словами, современная матрёшка как бы концентрирует всё богатство художественных традиций русского прикладного искусства.

Авторская матрёшка по праву может считаться новым видом искусства, обогатившим мировое художественное наследие и ставшим желанным предметом коллекционирования для музеев и частных собирателей.
Матрёшка – это явление большого художественного значения, это произведение одновременно и скульптурное и живописное, это душа и образ России.

О русских национальных традициях опубликована статья «Приём иноземных послов в Москве»

Наш город, Сергиев Посад – родина русской матрёшки. Именно здесь более сотни лет назад художник С.В.Малютин расписал первую из них. С тех пор, получившая признание кукла, стала визитной карточкой нашего города, да и всей России!

Наши губки бантиком,

Да щечки будто яблоки,

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

Мы загорские матрешки

Всех на свете краше.

Расписные, яркие сарафаны наши

Троице-Сергиев монастырь, расположенный в Сергиевом Посаде, был центром художественных ремёсел Московской Руси. По преданию сам Сергий Радонежский, основатель монастыря, резал игрушки и одаривал ими детей. Промысел художественной обработки дерева существовал здесь с XVI века, игрушки, сделанные народными умельцами, забавляли ещё русских царевичей. Посадские мещане занимались кустарным игрушечным промыслом. Богомольцы, стекавшиеся в лавру со всех концов России, покупали здесь игрушки для своих детей. Среди игрушек царских детей также были деревянные троицкие («потешные возки» с конями, братинки, «красные» ложки). Их покупали в Сергиевом Посаде, когда на Богомолье в Троице-Сергиев монастырь приезжали русские цари.

Первая матрешка в России появилась в конце XIX века, и в 1891 году в Сергиевом Посаде была открыта учебно-показательная мастерская игрушек. Интересно, что болванки для сергиевских матрешек поначалу привозили из Подольска, а расписывали их местные иконописцы.

Сергиев Посад - родина русской матрёшки!, фото № 1

Идея создания разъёмной деревянной куклы была подсказана С.В. Малютину японской игрушкой, привезённой с о. Хонсю женой С. И. Мамонтова. Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукуруму, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую.Японцы, кстати, утверждают, что первым выточил подобную игрушку на острове Хонсю русский монах.

Матрёшка, выточенная В.П. Звёздочкиным и считается первой русской матрёшкой. Она участвовала во Всемирной выставке в Париже в 1900 г. Завоевала признание, и с тех пор началось её стремительное шествование по всему миру (на парижской выставке Мамонтовы получили бронзовую медаль за игрушки).

Своё место первая матрёшка заняла в Музее игрушек, созданном Бертраном Н.Д. Собирать свою коллекцию он начал ещё в 1910 г., а в 1931 г музей был переведен из Москвы в Сергиев Посад (тогда это был г. Загорск). И постепенно матрёшка становится настоящим русским символом!

Сергиев Посад - родина русской матрёшки!, фото № 2

Музей игрушки в г. Сергиев посад

В нашем городе фабрика матрешек была основана еще в 1904 году. На рубеже 20-х и в начале 30-х годов прошлого столетия Сергиев Посад был крупнейшим центром по производству игрушек в России. Здесь существовало около 18 игрушечных артелей, а потом на их базе создалось несколько предприятий по производству игрушки и единственное в России учебное заведение, выпускающее дизайнеров игрушки. Здесь находился единственный в стране НИИ игрушек. Матрёшка получила фирменное название «Загорская» (после революции Сергиев Посад переименовали в Загорск). Её до сих пор по привычке так называют, а отличает эту матрешку от других особый внешний вид. Красят ее гуашью и покрывают лаком. Нос изображается двумя точками, губы — тремя. У загорской куклы из-под платка выглядывают две пряди волос, сарафан прикрыт передником, расписанным некрупным горохом или цветами. В руках матрешка может держать корзину, узелок или петуха. Роспись яркая с использованием 3-4 цветов (красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий). Линии лица и одежды обведены черным контуром.

Сергиев Посад - родина русской матрёшки!, фото № 3

Загорская артель имени Рабоче-Крестьянской Красной Армии в 1960 году была организована в «Загорскую фабрика игрушек №1». Просущетвовав в таком виде более 30 лет фабрика была приватизирована в 1992 году, на сегодня у нее полное название ЗАО "Художественные изделия и игрушки". Но матрешка так и осталась Загорской, не смотря на то, что 23 сентября 1991 года нашему городу вернули историческое имя Сергиев Посад.

Появление названия «Матрёшка» связывают с женским именем Матрёна. Всем известно, что Матрёна - это любимое женское имя крестьян (в переводе с латыни имя означает «мать»). Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой. По другой версии - от имени Маша, Маня, Матрешенька.

Современный Сергиев Посад достаточно большой город, в нем проживает больше 100 тыс. человек, очень много людей профессионально занимаются росписью матрешек, и каждый художник имеет свой стиль, свою манеру росписи. Конечно, многие рисуют матрешки для массовой продажи, тут трудно говорить о художественном уровне матрешек, но существует целый слой любительских и профессиональных художников, создающих настоящие произведения искусства.

Сергиев Посад с высоты птичьего полёта

У сергиевских мастеров были совершенно оригинальные игрушки, начиная от простых «болвашек и дур» и кончая дорогими, сделанными на манер саксонских фарфоровых фигурок.

Матрёшка

Конечно, говоря о Сергиевом Посаде, нельзя не упомянуть о матрёшке. По одной из версий, русская матрёшка родилась именно в Сергиевом Посаде. Первая русская матрёшка, выточенная по эскизам художника Сергея Малютина , лучшим игрушечником из Сергиева Посада В. П. Звёздочкиным, появилась на свет в 1890–1900 гг. Матрёшка Малютина стала крестьянской девочкой с чёрным петухом в руках. Сегодня оба артефакта хранятся в экспозиции Музея игрушки в Сергиевом Посаде.

Сергиев Посад — старейший центр производства матрёшек и деревянных игрушек в России.

Богородская игрушка

Богородская игрушка в селе Богородское Сергиево-Посадского района сохранила свои 300-летние традиции до сегодняшнего дня.

На Богородской фабрике игрушек по-прежнему вручную «режут» весёлые сюжетные скульптурные игрушки из липы на тему русских сказок или на тему России XIX века. Но отличительной особенностью этого промысла является игрушка двигающаяся.

Самая известная игрушка — «Кузнецы», изображает мужика и медведя, которые поочерёдно бьют по наковальне. Богородская игрушка — ещё один уникальный промысел России.

Музей игрушки

Полное наименование музея — Федеральное государственное учреждение «Художественно-педагогический музей» Российской академии образования. Музей основан в 1918 году художником, коллекционером, музейным деятелем Николаем Дмитриевичем Бартрамом (1873—1931). Музей владеет одним из самых крупных и уникальных собраний игрушек в России.

Экспозиция состоит из коллекций: «Русская народная игрушка», «Игрушки стран Востока», «Русская и западноевропейская игрушка XIX века», «Русский и западноевропейский детский портрет XVII—XXI веков». Всего более 30000 экспонатов. Постоянно работает выставочный зал.

Старинный город

На месте будущего города, в начале XIV в, два брата-монаха построили деревянную церковку в честь Троицы и келью. Один из братьев, Варфоломей, носящий в монашестве имя Сергий, впоследствии прославился как прп. Сергий Радонежский.

22 марта 1782 года Екатериной II был подписан указ, согласно которому был учрежден из сел и слобод около Троице-Сергиевой Лавры Сергиевский посад. Такое название связано с именем Сергия Радонежского, основателя Троице-Сергиевой Лавры, вокруг которой был образован посад. Учреждение Сергиевского посада произошло в процессе проведения губернской реформы Российской Империи.

В 1919 году Сергиевский посад был преобразован в город Сергиев, став при этом центром уезда.

6 марта 1930 года постановлением Президиума ЦИК СССР город переименован в Загорск в честь погибшего в 1919 году революционера В. М. Загорского.

23 сентября 1991 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР городу возращено историческое название — Сергиев Посад.

Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник

Музей был создан в 1920 г. на основе собрания историко-художественных ценностей Свято-Троицкой Сергеевой лавры. В 1992 г. Музей отнесён к числу особо ценных объектов национального культурного наследия РФ и большая часть музея, за исключением экспозиции «Ризница» Троице-Сергиева монастыря, была выведена за пределы монастыря и находится в нескольких старинных особняках в центре города.

В музее представлено уникальное и одно из крупнейших в России собрание древнерусского искусства XIV—XIX в.: иконопись, шитьё, ювелирное искусство, резьба и роспись по дереву, камню, кости.

Музей ведёт активную научно-исследовательскую, издательскую и выставочную работу. Ежегодно проводятся научные конференции, археологические экспедиции, актуальные выставки и другие мероприятия.

Достопримечательности

Уникальной городской и российской достопримечательностью является архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры.

За пять столетий территория Троице-Сергиевой Лавры стала ансамблем разностильных построек из более пятидесяти архитектурных сооружений.

Здесь Андрей Рублёв написал всемирно-известную икону «Троица».

В этих стенах крестили наследников престола. Во время стрелецких бунтов дважды здесь укрывался юный Пётр I.

Троицкий монастырь свят не только для сердец набожных, но и для ревностных любителей отечественной славы; не только россияне, но и самые просвещённые иностранцы, знающие нашу историю, любопытствуют видеть места великих происшествий.» Н. М. Карамзин «Исторические воспоминания и замечания на пути к Троице и в сём монастыре

В XXI веке в стенах Троице-Сергиевой лавры находятся Московская духовная академия (МДА, с 1814) и семинария.

В 1993 году Лавра занесена в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Спасо-Вифанский монастырь

Спасо-Вифанский монастырь был изначально задуман московским митрополитом Платоном (Левшиным) как пустынь для погребения братии Лавры. В монастыре был построен Преображенский собор с символической горой Фавор внутри. На верху этой горы сооружен придел в честь праздника Преображения Господня. А внутри горы, в виде пещеры, был создан придел праведного Лазаря, напоминая о погребальной пещере, где находился Лазарь до своего воскрешения. В монастыре также находилась Вифанская духовная семинария.

В советское время монастырь был закрыт, многие его сооружения были снесены или перестроены. В настоящее время происходит восстановление монастыря.

Ремёсла Сергиева Посада

Начиная с XV века в городе активно развивались самые разнообразные ремёсла. По неполным данным иториков, их насчитывалось более 60 разновидностей. Связано это было с удобным расположением города, а также, с монастырской деятельностью и всяческим попечением.

Так, хлебопекарный промысел был связан с благотворительной деятельностью монастыря. Среди прочих, сохранившихся и поныне, перечисляются и забытые, непривычные для нас ремёсла:

  • епанечники
  • калачники
  • квасовары
  • котельники
  • крашенники
  • манатейщики
  • неводчики,
  • оконишники
  • оловянишники
  • скатертники
  • солодовники

Золотое кольцо

Сергиев-Посад, единственный город, среди городов Московской области, вошедший в состав Золотого кольца России.

В городе находится ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви, архитектурный памятник культуры и искусства, объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО — Троице-Сергиева Лавра.

Московское шоссе

В 1845 г. было проложено шоссе, соединившее Сергиевский посад с Москвой. В 1862 году Фёдором Чижовым и Иваном Мамонтовым была проложена Московско-Троицкая железная дорога до станции «Сергиево».

Фабрика матрёшка

В 1904 году была создана фабрика матрёшек, которая в советское время, значительно расширив свой ассортимент, называлась «Загорская фабрика игрушек номер 1», а в 1990-е годы была переименована в «Художественные изделия и игрушки».

Сегодня предприятие сохранило выработанную ранее традицию и технологию «Загорской матрёшки» — их по-прежнему специально подготовленные мастера делают и расписывают вручную, что сохраняет уникальность этого промысла.

Предприятие выпускает традиционные с советских времён неваляшки (разработка НИИ игрушки), а также куклы, одетые в подлинные этнографические костюмы губерний и уездов России.

Матрешка — одна из самых узнаваемых кукол в мире. Румяная нарядная красавица с цветастым платком на голове олицетворяет широту русской души и подчеркивает выразительность национального характера. С чего началась история матрешки, почему ее так назвали и как мастера создают «куклу с секретом», читайте в нашем материале.

История промысла

Документальных свидетельств о происхождении матрешки, увы, не осталось. Согласно одной из версий, эта игрушка пришла к нам из Японии. Она состояла из семи фигурок, которые вкладывались одна в другую, — каждая представляла японское божество.

Почему ее назвали матрешкой? Исследователи считают, что это название происходит от распространенного в те времена женского имени Матрена.

Посадские матрешки

Всемирное признание матрешка получила на выставке в Париже в 1900 году. Она настолько понравилась жюри, что даже удостоилась бронзовой медали. В то время русская культура как раз была в тренде.

Четыре года спустя мастерская Мамонтовых частично была распродана, а некоторые образцы ее игрушечного ассортимента попали в Сергиев Посад. Там существовала Учебная игрушечная мастерская Московского губернского земства, которая выкупила образцы и, начиная с 1904 года, матрешку стали изготавливать в Подмосковье.

В 20-х-30-х годах производство матрешек стало поточным, начали появляться артели. Именно тогда сложился тот образ матрешки, который мы привыкли видеть и сейчас. Это улыбающаяся крестьянка в традиционном костюме. Из цветов в росписи использовались синий, белый, красный и желтый. Иногда матрешки изображали исторических или литературных персонажей.

Экспонаты выставки «Музей русской матрешки»

В XX–XXI веках центры матрешечного производства начали появляться и в других городах: в подмосковном Подольске, в городах Семеново и Городец Нижегородского края, селе Полховский Майдан и Вятском крае.

Как изготавливают Посадскую матрешку

Технология изготовления матрешки за более чем 100 лет почти не изменилась. Куклы делают в основном из мягкой липы, реже — из ольхи или березы. Дерево обтачивают и шкурят, а потом просушивают. Причем сушить брусья нужно не меньше полутора лет!

Каждая заготовка проходит более десятка операций. Самую маленькую куклу делают первой. Внутри она не полая, поэтому изготовить ее проще всего. Когда она готова, мастер приступает к следующей фигурке. Он обрабатывает и разрезает заготовку нужной высоты на верхнюю и нижнюю части, а затем удаляет древесину изнутри обеих частей так, чтобы меньшая кукла плотно вставлялась внутрь. Этот процесс повторяется несколько раз для кукол большего размера.

Мастер должен обладать идеальным глазомером: если он совершит хоть одно неверное движение, работу придется начинать сначала. Кроме того, токарь должен уметь с точностью до миллиметра рассчитать пропорции, чтобы матрешки могли помещаться одна в другую и не болтаться.

Изготовление Посадской матрешки

Из токарной мастерской куклы отправляются к художникам на роспись. Сначала они делают карандашные наброски, а после — используют краски. Сергиево-Посадская манера росписи считается традиционной. Матрешку расписывают смесью клея ПВА, гуаши и темперы, а затем покрывают лаком.

Нос матрешки изображают двумя точками, а рот — тремя. Из-под платка выглядывают две пряди волос. Сарафан прикрыт передником в горошек или цветок. В руках матрешка может держать корзину, узелок или петуха. Линии лица и одежды обведены черным контуром.

Выставка «Музей русской матрешки» в музейном комплексе «Конный двор» Сергиева Посада

В Сергиево-Посадском музее находится одно из лучших собраний матрешек из разных уголков России. На выставке вы увидите экспонаты XX–XXI веков из собрания музея и частных коллекций, а также авторские игрушки. Это работы профессиональных художников и народных мастеров всех традиционных центров производства матрешки.

Экспонаты выставки «Музей русской матрешки»

Выставка работает со среды по воскресенье, с 10:00 до 18:00 (в пятницу — с 10:00 до 17:00).

Игрушечная мастерская «Город мастеров»

«Город Мастеров» представляет собой художественную артель, подобную производственным объединениям 20-30-х годов прошлого века. Здесь жители и гости Сергиева Посада получают возможность не только увидеть процесс росписи матрешки, но и самостоятельно поучаствовать в нем.

Игрушечная мастерская «Город мастеров» в Сергиевом Посаде

Авторы проекта постарались полностью воссоздать весь цикл производства игрушки, от старинного токарного станка и деревянной «болванки» до готового сувенира ручной работы.

История происхождения и развития матрешки

Матрешка – забавная расписная игрушка с милым личиком. Она считается национальным сувениром, поэтому ее охотно покупают иностранные туристы и наши сограждане. Многие думают, что матрешка существует чуть ли не со времен древней Руси, но на самом деле это не так, и история этой игрушки имеет весьма оригинальное развитие.


Где и кто изобрел?

Деревянная куколка с привычной для нас росписью и краснощеким лицом появилась не так уж давно. Не стоит приписывать ей солидный возраст и искать истоки корней у древних славян. Известно, что первую матрешку сделали в 1890-х годах. Рождение игрушки связывают с популярностью русского стиля и интересом к народной культуре. Забавная куколка изначально должна была демонстрировать традиционные наряды жителей различных губерний, однако она многим полюбилась, что и привело к дальнейшему развитию промысла.


Родина прототипа матрешки – Япония. Многие бы никогда не подумали об этом, но именно в восточной стране очень давно было принято делать кукол-неваляшек и разъемные деревянные фигурки.

Однако эти игрушки имели другой облик и были совсем не похожи на улыбчивую крестьянскую девушку.


Одна из них изображала мудреца по имени Дарума. Считалось, что он помогает в исполнении желаний и приносит счастье. Японцы до сих пор используют такие фигурки, устанавливая их на домашнем алтаре.


Также есть мнение, что предшественника матрешки создал беглый русский монах, поселившийся на острове Хонсю. За основу он взял фигурку бога по имени Фукурокудзю, который обычно изображается в виде благообразного старца с посохом или веером. Игрушка имела грушевидную форму, а внутри содержала еще несколько куколок, олицетворяющих других божеств. Считается, что такую фигурку однажды привезли в усадьбу Мамонтова, и именно с этого момента начинается история матрешки в России.



В гостях у известного мецената оказался художник Малютин, который заинтересовался диковинкой и вдохновился на создание собственного эскиза. Деревянные формы поручили выточить мастеру Звездочкину. С появлением куколки само собой пришло имя – Матрена, оно было одним из наиболее распространенных и популярных на Руси. Некоторые исследователи считают, что художник никакого отношения к происхождению матрешки не имеет, а игрушку для детей придумал и сделал именно Звездочкин.

Несмотря на то что история выглядит немного туманной, та самая фигурка хорошо сохранилась и находится в музее Сергиева Посада.


Описание первой матрешки

Куколку изготовили в мастерской, специализирующейся на игрушках, на изделии можно найти штамп с названием «Детское воспитание». Игрушка состояла из восьми фигурок, помещающихся внутри самой большой из них. У нее улыбчивое и краснощекое лицо крестьянской девушки, и одета она в традиционном стиле: спереди у нее повязан передник, на голове – нарядный платок с цветастым узором. В руках она держит черного петуха.


Другие фигурки выполнены в таком же стиле. Они изображают девушек в русской крестьянской одежде, две из них держат в руках каравай и серп. Есть в этом семействе и младший братец – мальчик в красной расписной рубахе. А самая маленькая фигурка – младенец в пеленках.


Развитие до наших дней

Сергиево-Посадская матрешка быстро стала популярной. Ассортимент расширялся, и куклы уже изображали не только румяных девушек, но и пастушков, женихов и невест, дедушек и бабушек. Появлялись и тематические серии. Например, такие:

  • к 100-летнему юбилею Гоголя – фигурки были выполнены в виде героев произведений этого писателя;
  • к столетию с окончания Отечественной войны 1812 года – самые большие матрешки были с лицами главных полководцев (Кутузова и Наполеона), а внутри помещались их подчиненные;
  • в честь сказок: «Конек-Горбунок», «Жар-Птица», «Репка» – куколки изображали всем известных персонажей.


Матрешки стали настолько популярны, что их даже пытались подделывать за границей, а в России тем временем появилось несколько разных направлений.

В каждом регионе делали свои оригинальные изделия, которые можно было опознать по особенностям росписи.


Семеновские

Эти матрешки родом из Нижегородской области. Им присущи определенные черты, которые прослеживаются как в форме, так и в рисунке:

  • куклу делали из липы, осины или березы, вытачивая ее на специальном станке, основание при этом получалось немного зауженным у низа;
  • затем дерево грунтовали картофельным клейстером, чтобы материал не впитывал краску, а готовое изделие имело приятный блеск;
  • после этого вырисовывали черты лица и одежду, одна из характерных особенностей семеновских игрушек – кайма на платке, украшенная цветочными бутонами.


Традиции росписи закладывались потомственными мастерами Майоровыми, которые адаптировали народные мотивы древней Руси. В качестве декоративных элементов присутствовали различные цветы: розы и колокольчики, колоски и травы. Для росписи использовались оттенки желтого, красного, зеленого, фиолетового, малинового. В завершение игрушку покрывали лаком.


Характерная черта семеновских матрешек – они многоместные, могут состоять из 15–18 фигурок. Также именно здесь была изготовлена самая большая игрушка высотой 1 метр. Она включала 72 куклы.


Загорские

Они напоминают самую первую матрешку – такие же круглобокие, с устойчивой формой. Роспись лица довольно простая: две пряди волос под платком, нос в виде двух точек и губки бантиком. Одета кукла традиционно – в сарафан с передником. Наряд украшен незамысловатым растительно-цветочным орнаментом.


Полхов-Майданские

Эти игрушки – соседки семеновских, они тоже происходят из Нижегородской области. Процесс создания у них похож на начальных этапах, но роспись при этом отличается. На лице из-под платка видны завитки волос, передник имеет овальную форму, а не прямоугольную, и украшен цветочным узором. Орнамент может включать георгины, яркие розы, нежные колокольчики, дикий шиповник. Кроме того, эти матрешки имеют более стройный силуэт в отличие от своих соседок.


Вятские

На севере России тоже делали свои игрушки и украшали их особым способом. Техника инкрустации соломкой придает матрешкам оригинальный вид. Сама роспись оставалась традиционной: милое личико, платок и сарафан с передником, но поверх краски наносили дополнительный декор. Из соломенных элементов выкладывали цветы на переднике, окантовку и другие детали. Распространение такие игрушки получили позже других – в 60-х годах прошлого века.


Современные

Изменения в стране сказались и на дальнейшем развитии матрешки. Перестройка не только вызвала растущий интерес к русской культуре, но и дала возможность открывать небольшие мастерские, не зависящие от государства. Умельцы снова могли свободно продавать свои изделия, многие художники охотно воспользовались этим.


Современные игрушки очень разные по стилю, но можно выделить несколько наиболее популярных направлений.

  • Политические. Изображают известных деятелей разных эпох: как отечественных, так и зарубежных. Рисунки выполняются в реалистичном стиле или в виде шаржей – с чертами, преувеличенными для комичного эффекта.


  • Со звездами. Как и политические, являются портретными, только изображают в этом случае разных знаменитостей. Можно встретить фигурки с лицами звезд эстрады и кино, футболистов или гонщиков.


  • В традиционном стиле. Напоминают первых русских матрешек, фактически это подражание известным видам росписи. Куклы представляют крестьянских девушек или семью – мать с детьми.


  • Сказочные. Знакомые с детства истории нередко вдохновляют художников. На фигурках может присутствовать целый сюжет с последовательным развитием событий или же отдельные персонажи.


  • Архитектурные. Матрешек украшают изображениями старинных зданий. Это могут быть архитектурные памятники из разных городов, церкви и соборы.

Сюжетом для росписи может стать что угодно – современное искусство не ставит ограничений, позволяя художникам творить так, как они видят.


Процесс изготовления

Чтобы игрушка получилась красивой, нужно правильно подобрать основу. Чаще всего используют древесину липы: она хорошо поддается обработке и довольно пластична. Иногда также применяют ольху или березу. Дерево нужно как следует просушить, чтобы оно стало пригодным для работы.


Процесс создания заготовок включает несколько этапов:

  • начинают с самой маленькой фигурки;
  • затем делают следующую: сначала вытачивается цельная форма, после чего ее разрезают пополам и удаляют древесину, чтобы внутри могла поместиться первая куколка;
  • этапы повторяются нужное число раз в зависимости от количества фигурок.


Игрушки просушивают и полируют, а затем приступают к росписи. Художник может использовать разные типы красок: акварель, масло, темперу, гуашь. Многие мастера отдают предпочтение именно последней, следуя традиции.


Матрешки стали неотъемлемой частью культуры, но история этой игрушки не застыла во времени, она продолжает развиваться. Появляются новые стили и сюжеты для росписи, новые формы: от миниатюрных до гигантских. Матрешка вошла и в цифровой мир – с 2020 года ее включили в число символов эмодзи – смайликов, используемых в интернете.

Читайте также: