Какую вату использовать для ватных игрушек

Обновлено: 18.04.2024

Наверное, это самый частый вопрос, которые задают люди, собираясь прикоснуться к чуду. Потому что те, кто уже попробовал свои силы, понимают, что сделать ватную игрушку можно из любой ваты.

Да-да, не стоит в начале пути расстраиваться, что в вашем регионе нет той ваты, которую чаще всего рекомендуют мастера. Нет - и ладно. Берите любую медицинскую, ещё лучше - хирургическую.

А если хочется попробовать свои силы прямо сейчас, то достаньте из аптечки ту, что имеется в запасе. И, поверьте, даже из неё что-то да получится.

Или вы всерьёз думаете, что в старину вся вата была высочайшего качества? Вовсе нет. Однако игрушки из неё получались наипрекраснейшие, тёплые и душевные.

Поэтому, главный вывод: начинать можно с любой ваты. Важно почувствовать ее возможности. А в дальнейшем уже можно пробовать, искать лучшие варианты, совершенствовать мастерство.

Я собрала всю вату, с которой работаю, чтобы показать ее особенности. Специально показала увеличенное фото каждой фактуры, чтобы можно было составить представление о разнице видов.

Вполне возможно, что в регионах в аптеках продаются разные виды ваты. Вот и прекрасно: покупайте, пробуйте, ищите своих фаворитов. Не забывайте, что есть ещё великие возможности интернета, можно сделать заказ на разных сайтах и маркетплейсах.

1.Обычная хлопковая вата

Это самый простой, самый бюджетный вариант. Я использую такую вату для формирования основ-скелетиков. Она скручена в рулончики и имеет не очень равномерную структуру. Часто в ней попадаются толстые волокна, узелочки. Игрушке сложно будет придать ровную фактуру. Сложно, но возможно.

Однако для начала и эта вата вполне пригодна. Мне доводилось работать и с ней, когда из продажи пропадала моя любимая.

2.Вата фирмы Матопат (зигзаг)

Это моя любимая. Она имеет ровную структуру, пышная, без заломов. Работать с ней одно удовольствие. Бывает, конечно, что и в ней встречаются комочки, но это редко.

Если в ваших аптеках нет такой ваты, попробуйте другую фирму, которую так же упаковывают слоями зигзаг. Обычно именно она оказывается очень неплохим вариантом. Но мне попадались и довольно удачные рулоны. В общем, пока не найдёте нужную, эксперимент останавливать не стоит.

3.Льняная вата

Почему-то многие убеждены, что именно льняная вата - залог непременного успеха в сотворении игрушки. Поспешу вас разубедить. Да, вата очень интересная, фактурная, напоминает шерстяные волокна, красиво и натуралистично выглядит в образе. Но поверьте, работать с ней вовсе не так просто. Она довольно капризная, не такая пластичная, не любит излишки клея. Набив руку, приспособившись, справитесь и с ней, но на первых порах ее точно не стоит использовать.

4.Синтепон

Конечно, ничего не может заменить ощущения натурального материала. Но если именно этот факт вас пока не сильно напрягает, то даже маленький кусочек синтепона, добытый из подушки, с радостью превратит вашу шапочку в пуховую, а снежок - в воздушное облачко.

5.Ватные диски

Вот ещё один прекрасный вид ваты, который может пригодиться в работе. Удобны тем, что структура ровная, тонкая, слегка спрессованная. Их удобно окрашивать. Они идеальны для формирования кружев, цветов, оборочек.

6.Ватные подушечки

Однажды увидела в продаже такие подушечки и тоже решила их протестировать. Они мне понравились. С одной стороны имеют рифление, с другой - гладкие. Я бы не сказала, что вата, использованная для них, идеально ровная и без комочков. Но если нужно быстро сделать юбочку, тонкое платье, косынку - они подходят прекрасно.

С другой стороны, их вполне можно заменить обычной ватой.

7. Винтажная вата

Для меня абсолютная загадка, почему на старинную вату такой ажиотажный спрос. Думаю, дело тут исключительно в настрое: винтажная игрушка будет по - особому душевной, если выполнена из старинного материала. Ну, по принципу, как в одежде очень дорогих интерьерных кукол используют театральный плюшевый занавес. Возможно, смысл в этом есть.

Благодаря моему бездонному чердаку там откопался огромный раритетный баул с ватой. Я ее перебрала, проветрила, перепаковала. Что сказать? Желтоватая, рыхлая, комковатая. Обычная, самая дешевая вата. Есть аромат времени. Наверное, только в этом и заключается вся ценность.

Поскольку я пока не увлеклась копированием винтажных игрушек, отложила эту вату на хранение. Возможно, однажды она мне понадобится. Но сейчас только еще раз убедилась, что в былые времена игрушки получались душевными вне зависимости от материала.

8. Лен сантехнический

Не могу не упомянуть и такой материал. Куплен в обыкновенном хозяйственном магазине лет сто назад. Шучу, конечно. Года три назад купила 50 грамм. До сих пор не использовала и половины. Но он очень интересно смотрится при имитации волос, шерсти, маленьких корзиночек. И тоже очень даже натуральный материал, хоть и не совсем вата.

9. Салфетки из нетканого материала

Последнее, о чем хочу упомянуть, это нетканые салфетки. Тоже очень выручают, если нужна хорошая гладкость фактуры. Или, наоборот, нужна имитация легчайшего материала. Несколько раз пропитанные клейстером и высушенные, они способны на многое. Даже печатать принт на них можно, как на бумаге. Например, рисунок платка. Потом закрепляются краски лаком и получается очень интересный вариант.

Вот основные характеристики материалов, которые я использую в своем творчестве. Надеюсь, статья будет для вас полезной и поможет в работе.

Нет, ситуации разные, конечно, бывают. Я тоже иногда имею острое желание воткнуть голову поглубже в какой-нибудь песок, и вытащить, когда все неприятности закончатся. Но в основном, жить не успеваю, несусь, делаю все на бегу и кое-как, а в голове рой мыслей, планов и задумок.

Последняя моя страсть страстная - ватные игрушки. Ну, это реальное чудо, возвращение в детство, перемещение в сказку. И ведь буквально из ничего получается волшебство.

Фотография никогда не передает реальной прелести. Стоит взять их в руки - эмоции умиления льются через край

Фотография никогда не передает реальной прелести. Стоит взять их в руки - эмоции умиления льются через край

Я давно мечтала попробовать этот вид творчества. Потому что такие игрушки стоят недешево, а эффект полного погружения в нереальность – зашкаливает. Сидишь себе, лепишь потихонечку. И вот уже из эмбриончика и проволочного скелетика вдруг вырисовывается фигурка маленького человечка.

Вы и не заметили, а я уже начала рассказывать процесс изготовления ватных игрушек. Конечно, чтобы стать настоящим мастером, нужно много трудиться и развиваться. Но свою собственную раритетную вещицу, которая может стать семейной реликвией, вполне под силу слепить и молодой мамочке, и молодой бабулечке, и даже дедулечка вполне может попробовать себя в роли творца.

Итак, из любой гнущейся проволоки делаете схематический скелетик человека. Нет под рукой проволоки? Берете фольгу для выпечки и тоже из жгутиков формируете ножки-ручки. Дальше обматываете скелетик тонким слоем ваты и закрепляете его нитками: также хаотично обматываете.

В процессе формирования тельца можно придать ему движения: согнуть ножки в коленках, а ручки в локотках

В процессе формирования тельца можно придать ему движения: согнуть ножки в коленках, а ручки в локотках

С тельцем почти разобрались . Теперь о реальной трудности, которая может подстерегать на пути начинающего творца. Это головка, вернее, личико. Если вы не обладаете знаниями и даром профессионального художника, то соорудить мало-мальски приличное личико будет проблематично. Но не переживайте, в конце статьи я дам ссылочку, как быстро и безболезненно решить эту проблему.

Готовое личико прикрепляем к тельцу. Я это делаю с помощью горячего пистолета. Но можно использовать и другой крепкий клей. Рисовать глазки и ротик можно на любом этапе, как вам удобно. Я обычно расписываю их заранее. Но иногда очень хочется прикрепить головку к тельцу, чтоб игрушка уже получила свой характер. Тогда расписываю все уже по ходу дела.

А дальше варим крахмальный клейсте р ( в стакане холодной воды разводим столовую ложку крахмала и, помешивая, доводим до загустения - но не кипятим) , обмазываем тельце этим клейстером и прикладываем кусочки ваты, чтобы выровнять поверхность, спрятать бугорки и впадинки, а также обмотку. Дальше лучше просушить фигурку. Можно на батарее (около суток), а можно, если очень не терпится, в электропечи, электрогриле, даже в сушилке для фруктов.

И самое сладенькое – начинаем одевать нашу куколку. Тут уж, кому что нравится. Лучше каждую одежку просушивать. Сформировали юбочку – просушили. Одели сверху шубку – опять сушить. Я делаю так. Но многие одевают сразу всю игрушку.

Просушили и беремся за краски. Красить можно чем угодно: акварелью, акрилом, гуашью, даже строительными красками. Отведите душу, это особая прелесть. Не бойтесь что-то испортить. Все можно подсушить, загрунтовать сверху белой краской – и вот уже у вас снова нерасписанная игрушка.

А это сердитый мальчонка с сосулькой и снежками. И главное,почему таким сердитым -то получился - не понятно. Живут мои игрушки своей жизнью

А это сердитый мальчонка с сосулькой и снежками. И главное,почему таким сердитым -то получился - не понятно. Живут мои игрушки своей жизнью

Конечно, деталей и нюансов много. Игрушки бывают не только елочными. Сейчас, например, приближается Пасха. И ватные малыши станут прекрасным дополнением к сервировке. Игрушки можно слегка увеличить, и они будут не традиционного 12-сантиметрового размера, а, например 25-30 см. Их можно закрепить на специальной подставочке, а можно сделать красивым подвесом. Вариантов масса.

Елена Бобер

Я решила создать тему как я учусь делать ватные елочные игрушки. Я очень надеюсь что с прошествием времени я научусь их делать так, что бы самой быть довольной ими. Сейчас множество вопросов меня "беспокоит", но я решила делать все пошагово. О чем и буду последовательно писать здесь.
Т.к. для меня лицо игрушки, красивое лицо, является очень важным, то с этого я и решила начать.
За образец и эталон к которому я стремлюсь я взяла игрушки Комаровой Людмилы. Прекрасного мастера, который дает мне советы и отвечает на мои вопросы. Я очень хочу попасть на её МК. Но до этого хочу хоть что-то попробовать сделать сама.
Это моя игрушка от Людмилы.

Елена Бобер

Итак лица.
У игрушек Людмилы лица-это копии антикварных кукольных лиц.
Я купила 3 головы фарфоровых куколок.
С них я сделала силиконовые молды. Молды делала по многочисленным МК в интернете. Смешиваю в равной пропорции силиконовый герметик(любой) и картофельный крахмал (пропорции брала весовые, отмеряла на кухонных весах). Смешивала в одноразовом стаканчике, потом мяла руками.
Я делала 3 молда. Толстый/высоки, тонкий (оба в формах-колпачках от лака для волос и пены для бриться) и произвольную лепешку. Самый удачный молд это толстый в форме. Именно такие теперь и буду делать. Если молд будет очень тонким, при вынимание оттиска лицо деформируется.
Для лиц я использую самозатвердевающую массу телесного цвета. Это позволяет не красить тон лица.
После высыхания молдов я изготовила несколько личиков и просушила их на воздухе.

Елена Бобер

Теперь роспись лиц.
Первое личико (самый неудачный оттиск) с черными волосиками. Я хотела сделать мальчика))) не вышло.
Хотела бы заметить что у меня нет абсолютно никакого художественного опыта, даже в школе по рисованию я не всегда получала "отл."))))
Что считаю не удачным: цвет губ-очень яркий; цвет щек-неприемлем, ярко и неестественно, ресницы-лишнее.
Второе лицо с рыжеватыми волосами. Более удачно, но все равно не то.
Что не так: ноздри-не на месте, не тот у них цвет; глаза-не стоит их подводить снизу; не получилось сделать естественные тени.
Неудачные моменты можно стереть. Я немного мочу ватную палочку или наматываю вату на зубочистку и просто стираю неудачный штрих.
Второе личико исправляла, путем стирания мокрой ватной палочкой. Переделала брови и тени. Лицо стало добрее.
И третье за сегодня лицо(рыжик). Я довольна румянцем, хороший цвет губ, но вот форма не удалась. Глазки слишком разные. Недостаточно теней, лицо простовато.
Продолжаю тренировки))))
После непредвзятого взгляда мужа поняла, что зрачки рисую круглыми, а у человека они "срезаны" сверху и снизу. Попробовала. Лучше, но я пока недовольна.
Эту тему буду пополнять)

Мастер-класс по ватной елочной игрушке. Эти игрушки выполнены в старинной технике "вата + клейстер", с примениением различных хитростей. Надеюсь, что данная информация вдохновит вас на изготовление своих неповторимых игрушек, которые будут радовать вас и ваших деток многие годы.
Итак, начинаем.
Для работы нам понадобятся следущие материалы и инструменты:


1. Вата (хлопковая, однородная).

2. Проволка (у меня вязальная из строительного магазина, но лучше даже потоньше и попроще, нам она понадобится для "скелетика" каркаса).

3. Картофельный крахмал.

5. Фольга (обыкновенная, какую только сможете найти. У меня для кулинарии).

6. Стеки (Очень удобны с шариками, закругленные, острые. Понадобятся для мелких деталей, личика, варежки, манжеты. ).

8. Краски акварельные.

9. Краски акриловые.

10. Глиттер (блестки) сухой белый.

11. Лак в балончике. (подойдет лак для волос).

12. Веревочка (для петельки золотая или серебрянная).

13. Нитки (обыкновенные хлопковые белые или светлые нитки).

14. Длинная иголка. Понадобится для того чтобы вдеть веревочку в готовую игрушку. (у меня набор игл для игрушек).

15. Кисти ( разных размеров, для росписи).

Вот, пожалуй, и все материалы. Хочу заметить, что все достаточно бюджетное, и у вас не составит труда все это найти и приобрести.

Я буду делать новогоднюю "Компанию" на елочку.
Берем проволку и начинаем крутить из нее "Скелетики".
На одну основную крутим ноги, руки ,уши. Должно получиться примерно вот так:


Дальше начинаем придавать объем при помощи фольги, и добавляем движения нашим фигуркам.


Уже на этом этапе видны очертания будущих игрушек. В данном случае — это зайка.


Фольги не жалеем, как следует обматываем все части, ручки, ножки, ушки. Она должна закрыть проволку, и прилегать к ней очень плотно (сминаем, что бы воздуха лишнего не осталось). И не забываем уже формировать позу каждой игрушке (сгибать ручки, ножки, а может быть, наклонить голову).


Вот так у меня выглядит заготовочка для будущего петушка:


Теперь начинаем наращивать "мышечную массу", объем, путем прикладывания кусочков ваты, и обматываем (фиксируем) белыми нитками. Тут же мне удобно добавить проволку для хвоста. Вот так:


На этом этапе я добавила недостающей длинны на руках (проволка).


И снова обматываем ватой и нитками фиксируем.


На этом этапе торопиться не стоит, потому что, чем тщательнее будет проработана форма, тем легче потом будет работать с мокрой ватой. Поэтому еще раз смотрим, и добавляем, если что-то еще требуется. Ниток тоже не жалеем.


По такому же принципу делаем зайку и остальных ребяток.



И будущий бельчонок.


Вот такие замечательные три петушка:


И остальные заготовочки. На этом этапе еще можно поравить позу, поворот головы, или ручки повыразительнее. С верхнего ряда слева направо: Зайчик, лисичка, бельченок, зайка и три петушка.


Теперь идем на кухню варить клейстер. Нам понадобятся: вода, крахмал картофельный, пва (совсем не много).

Я все делаю на глаз :) Наливаем воды, нагреваем. Тем временем небольшое кол-во крахмала( 1-2 ст.л) разводим в холодной воде, и добавляем в нашу горячую воду. Дальше варим постоянно помешивая, как обычный кисель. Должно получиться не очень густо, но и не жидко. Если видете, что очень сильно густеет — добавляйте воды. Затем остужаем до теплого состояния, добавляем немного ПВА и приступаем к работе. (Мой совет — сильно не остужайте, т.к. с холодным клейстером не очень приятно работать. И еще многие пользуются кистью для нанесения клейстера на вату. Мне удобно руками, а не кисточкой, но это кому как удобнее.)


Сначала я намазала всю заготовочку клейстером, затем прикладывала маленькие кусочки ваты и снова клейстер поверх каждого нового кусочка. И разглаживайте, разглаживайте, выгоняйте весь воздух.


Сухая вата очень липнет к рукам. К этому просто нужно привыкнуть :) И прорабатываем личико, делаем при помощи стеков носик, стеком с шариком продавливаем глазницы. Добавляем выты на затылок, на животик, на пяточки. До тех пор, пока вы не будете довольны результатом. Занятие очень увлекающее!


Отправляем сушиться. Просто на клееночку (не на батарею!), а например, на подоконник. По такому же принципу делаем остальные заготовочки.



Вечером я доделала все заготовки, и положила их сушиться но ночь. На следущий день приступаем к вылепливанию деталей (воротнички, юбочки, манжетики и т.д.) Так выглядят малыши на этом этапе.



А здесь уже нарядный и с воротничком! После того как все ребятишки наряжены и украшены, снова отправляем их сушиться.


На следущий день все подсохли и уже готовы "оживиться". Теперь можно приступать к росписи.


Поскольку вата при высыхании становится морщинистой, а личики из пластики я вставлять не стала, придется их слегка выровнить и сделать посимпатичнее. Для этого, я в несколько слоев покрыла лица акриловой краской.


Дальше можно расписывать фигурки акварельными и акриловыми красками.


Приступаем к росписи.


Вот такая лисичка вырисовывается.


После того как все высохнет, слегка трогаем кисточкой с клеем (ПВА) все и присыпаем сухим глитером (блестки).



Затем все сбрызнем лаком.



Для того чтобы наши блестки не отлетали, сверху я сбрызнула все лаком. (Подойдет лак в балончиках, у меня был лак для волос.)


Вот такие нарядные и блестящие детки получились :) Теперь пора подумать о том, как они будут висеть на елке.


Игрушки у меня получаются достаточно крепкие и твердые, поэтому берем шило, и делаем отверстие для веревочки.


Ну а теперь посмотрим, что получилось! По-моему очень нарядные ребятишки :)



Теперь покажу каждого отдельно, ну и потом всех на елке!


Первый петушок! Год петуха все же на носу :)












Ну и фотография "Ребятки на елочке"


Вот и все :)
Многие спрашивают, сложно ли это? Отвечаю, если вас это занятие увлечет и понравится, то не сложно! :)
Я буду очень рада, если приобретенный мною опыт, станет вам полезен!
Счастливого Нового Года!

Вот таких барышень (или аналогичных ) мы будем с вами делать из ваты.
И вот тут лирическое отступление: ватное папье-маше -это ремесло, которое относится к декоративно прикладному искусству , то есть к народному творчеству и поэтому каждая игрушка является авторской работой ,допускающей любые вольности со стороны автора к пропорциям , цвету и так далее . Другими словами любой автор всегда может сказать золотые слова:" Я так вижу!" и наслаждаться творческим процессом .
Ниже я не много коснусь пропорций , но это не более чем моё видение, то есть я делаю так , вы можете не соглашаться и делать по своему.

Вот таких барышень (или аналогичных ) мы будем с вами делать из ваты. И вот тут лирическое отступление: ватное папье-маше -это ремесло, которое относится к декоративно прикладному искусству , то есть к народному творчеству и поэтому каждая игрушка является авторской работой ,допускающей любые вольности со стороны автора к пропорциям , цвету и так далее . Другими словами любой автор всегда может сказать золотые слова:

Это материалы, которые нам понадобятся. На фотографии всё видно, но назову основные:
клей ПВА
вата (лучше зиг-заг), так как она хорошо расслаивается на пласты
бумага (лучше тонкая калька, так как она мягкая и с ней легче работать), проволока , малярный скотч, нитки , кисть , ваши золотые руки и стремление сотворить что ни будь красивое.

Это материалы, которые нам понадобятся. На фотографии всё видно, но назову основные: клей ПВА вата (лучше зиг-заг), так как она хорошо расслаивается на пласты бумага (лучше тонкая калька, так как она мягкая и с ней легче работать), проволока , малярный скотч, нитки , кисть , ваши золотые руки и стремление сотворить что ни будь красивое. (фото 2)

Фото мк процесс довольно сложный, поэтому наберитесь терпения и внимательно читайте мои комментарии к фото.
Надо бы начать с того, что сначала возникает идея, которую я стремлюсь воплотить, но в моём случае это ни когда не работает, то есть начальная идея ни когда не совпадает с конечным результатом. В этом мк я хочу показать ключевые моменты того как я работаю в технике ватного папье-маше, без претензий на изобретение велосипеда.
Не много о пропорциях и размерах. Так как делать будем людей (условно) , то исходим от размера головы , в моём случае это 2 см, а значит весь размер игрушки может быть от 10 до 12 см , талия на уровне 5-6 см , длина рук так же 5-6 см, но я своим куклам делаю руки короче (мне так нравится больше).
Берём проволоку обматываем её малярным скотчем, расслаиваем вату на пласты (далее везде работаем ватными пластами), обматываем проволочный каркас и закрепляем вату обмоткой нитками.
Из тонкой кальки (но можно любую бумагу) формируем конус (можно и более широкий, если планируется более пышная юбка), так же закрепляем малярным скотчем затем вата и закрепление нитками.

Фото мк процесс довольно сложный, поэтому наберитесь терпения и внимательно читайте мои комментарии к фото. Надо бы начать с того, что сначала возникает идея, которую я стремлюсь воплотить, но в моём случае это ни когда не работает, то есть начальная идея ни когда не совпадает с конечным результатом. В этом мк я хочу показать ключевые моменты того как я работаю в технике ватного папье-маше, без претензий на изобретение велосипеда. Не много о пропорциях и размерах. Так как делать будем людей (условно) , то исходим от размера головы , в моём случае это 2 см, а значит весь размер игрушки может быть от 10 до 12 см , талия на уровне 5-6 см , длина рук так же 5-6 см, но я своим куклам делаю руки короче (мне так нравится больше). Берём проволоку обматываем её малярным скотчем, расслаиваем вату на пласты (далее везде работаем ватными пластами), обматываем проволочный каркас и закрепляем вату обмоткой нитками. Из тонкой кальки (но можно любую бумагу) формируем конус (можно и более широкий, если планируется более пышная юбка), так же закрепляем малярным скотчем затем вата и закрепление нитками. (фото 3)

Ножницами делаем в "юбке" дырку капаем клей и соединяем с "руками".

Ножницами делаем в

Затем обильно кисточкой наносим клей ПВА на "болванку" и руками втираем клей в вату (я работаю густым не разбавленным клеем).

Затем обильно кисточкой наносим клей ПВА на

Далее накрываем ватными слоями (не толстыми) и с силой приглаживаем их кисточкой с клеем. Потом опять всё загладили руками втирая клей во все слои и выдавливая лишний . На выходе получаем гладкую основу , которую отправляем сушится (я пользуюсь батареей центрального отопления) .

Далее накрываем ватными слоями (не толстыми) и с силой приглаживаем их кисточкой с клеем. Потом опять всё загладили руками втирая клей во все слои и выдавливая лишний . На выходе получаем гладкую основу , которую отправляем сушится (я пользуюсь батареей центрального отопления) . (фото 6)

Пока болванки сохнут мы занимаемся головой ( мк по лепке и покраске головы я уже показывала) поэтому остановлюсь только на причёске . Сделали из сухой ваты валик причёски и кисточкой с клеем пригладили к голове , можно продавить имитацию волос .

Пока болванки сохнут мы занимаемся головой ( мк по лепке и покраске головы я уже показывала) поэтому остановлюсь только на причёске . Сделали из сухой ваты валик причёски и кисточкой с клеем пригладили к голове , можно продавить имитацию волос . (фото 7)

Другой голове сформировали блин (из сухой ваты) и кисточкой с клеем пригладили к голове.

Другой голове сформировали блин (из сухой ваты) и кисточкой с клеем пригладили к голове. (фото 8)

Затем скатали шарик и то же пригладили , формируя кистью горку шляпки (на кисти всегда! обильно находится клей) .

Затем скатали шарик и то же пригладили , формируя кистью горку шляпки (на кисти всегда! обильно находится клей) . (фото 9)

Вот такая получилась шляпка. Головы воткнули в пенопласт ( или чтото подобное) пусть сохнет .
На этом первая часть мк закончена , ждём до завтра , когда все детали высохнут

Вот такая получилась шляпка. Головы воткнули в пенопласт ( или чтото подобное) пусть сохнет . На этом первая часть мк закончена , ждём до завтра , когда все детали высохнут (фото 10)

Как видите ничего нового или сложного . Если остались вопросы (вдруг я что то упустила ), то спрашивайте отвечу.

Можно прямо в комментариях выкладывать фотографии, если нужно что то прокомментировать по процессу . Хочу предупредить , что отвечать смогу в основном только вечером ( так как основную работу ни кто не отменял), так что наберитесь терпения.

Читайте также: