Калужская игрушка из глины

Обновлено: 03.05.2024

Изучение фондовых материалов местных музеев позволило подразделить глиняные игрушки, бытовавшие на территории Калужского региона, на две большие группы: звуковые и безмолвные (В. Ткаченко, Л. Фёдорова, 1995, с. 19). В обеих группах игрушек можно выделить: зооморфные и антропоморфные игрушки, домовых, соловьи, дудки, погремушки, шарики (В. Ткаченко, Л. Фёдорова, 1998, с. 345). По способу получения звука игрушки делятся на две подгруппы. Свистящие игрушки издают свист различных тональностей музыкального звукоряда, в шумящих игрушках звуковой эффект возникает при ударе между собой глиняных шариков и стенок игрушки. Среди шумящих игрушек можно выделить:

1. Шаровидные погремушки, технология изготовления которых одинакова по всей территории Центральной части России, хотя в отдельных регионах имеются отличительные особенности (Л. Фёдорова, В. Ткаченко, В. Фёдоров, 2013, с. 353). Это зависит от качества и состава местных глин, традиций их подготовки к использованию;

2. Бочковидные уплощенные погремушки, которые мы называем «плоские погремушки». Их объединяет особая неизменная внешняя форма: круглая цилиндрическая коробочка, закрытая сверху и снизу плоскими донышками;

3. Другие глиняные игрушки - грематухи.

Мы попытались выделить три территории, где, как нам известно, бытовали плоские погремушки: Московско-Коломенская (к ним можно добавить Рязань), Старооскольская и Калужско-Тульская (Рис. 1).

Благодаря материалам археологических раскопок в Коломне в 1990-2000 гг. стало известно о ста одиннадцати экземплярах белоглиняной погремушки с росписью красным ангобом и без нее и пяти экземплярах красноглиняной погремушки с росписью белым ангобом (Черкасов, 2004. с. 317). Одна плоская погремушка бытовала в Москве (Розенфельд, 1968, с. 109). Одна плоская погремушка показана в музейной экспозиции «Переяславль Рязанский. Археология открывает тайны» (Судаков, Иванов, Фатюнина, 2014, с. 36).

Характерной особенностью всех этих изделий является низкий цилиндр, наличие сквозного отверстия по центру плоских донышек, шарик-ударник внутри погремушки. Время бытования погремушек XVI, XVII–XVIII века. Игрушка из Рязани показана в отделе экспозиции, витрина 7 - «Город в XII-XIII вв.».

Бытование плоских погремушек в Старом Осколе стало известно благодаря наблюдениям местного краеведа Шевченко Б. А. Среди изученных игрушек в количестве шести штук имеются большие и малые плоские погремушки. Впечатление, что нарушена техника прокола центра донышек, невыразительны боковые стенки. Предполагается, что выявленные погремушки относятся к XVI–XVII векам. Это можно связать с перемещениями населения во второй половине XVI века и охраной южных границ Московского государства (Папков, 2000, с. 334).

Калужско-Тульская территория бытования плоских погремушек наиболее обширна. Находки наблюдаются в Калуге, Воротынске Перемышльского района, Козельске, Подборках Козельского района, в Михееве Медынского района, в Туле, поселении Мельгуново-3 Кимовского района, Белёве Тульской области. На всей изученной территории изделия однотипны: круглая цилиндрическая коробочка, закрытая сверху и снизу плоскими донышками. Отверстия для подвеса находятся не только на донышках, но и на боковой стенке цилиндрической коробочки. Благодаря археологическим находкам, полученным в результате работ, произведенных Верхне-Донской археологической экспедицией ГИМ и Тульской археологической экспедицией, мы можем познакомиться с двумя экземплярами плоских погремушек, бытовавших в XVI–XVII веках. У белоглиняной погремушки ХVI века, происходящей из Тульского кремля (археологические исследования 1996 года А. М. Воронцова) имеется три отверстия по кругу на цилиндрической коробочке и сквозные проколы по центрам донышек. Вероятнее всего, она была изготовлена способом ручной лепки. Характер росписи нам неизвестен.

Другая белоглиняная погремушка XVI века, из поселения Мельгуново-3, Кимовского района Тульской области (археологические исследования 1992 года Ю. Г. Екимова), расписана красно-коричневым ангобом крупной крестообразной решеткой. Количество боковых проколов нам неизвестно (Карасёва, 2000, с. 227). Раскопки последних лет в Туле выявили гончарные горны, где среди глиняных игрушек попадаются плоские погремушки как Калужского типа, так и Московско-Коломенского типа, но нам не представилась возможность более полно ознакомиться с этими находками.

Найденная в 2005 году в Белёве на огороде Петровым Вячеславом Николаевичем погремушка относится к разряду случайных находок и отличается от изученных игрушек выпуклой крышечкой и наклонными боковыми стенками. Огород находится на улице Посад, проходящей в двухстах метрах от старого городища. Калужский краевед А. А. Илюхин наблюдал в Белёве еще три подобные погремушки. Микрорельефные особенности погремушки, дающие возможность заглянуть внутрь сквозь отверстия, позволяют почти с полной степенью достоверности восстановить технологический процесс ее изготовления: первоначально была вылеплена плоскодонная мискообразная часть игрушки с расширяющимися к верхнему краю стенками. Выпуклой крышечкой диаметром приблизительно на десять миллиметров больше диаметра верхнего края был накрыт основной элемент погремушки, а выступающие края были примазаны движением от крышечки к донышку по всему периметру. Каждое из четырех попарно крестообразно расположенных отверстий на боковой поверхности, донышке и крышечке игрушки, проколото вращающейся палочкой. На донышке погремушки имеется сложной конфигурации знак, пока не поддающийся расшифровке, прочерченный по сырой подвяленной глине заостренным предметом. Внутри находится один керамический «камушек» округлой формы (Рис. 2).

Погремушки из Калуги, Воротынска, окрестностей Козельска и Медыни имеют технологическую и стилевую однотипность. Каждое отверстие в центре плоских донышек проколото самостоятельно по сырой глине вращающейся палочкой. На цилиндрических боковинах погремушек имеются проколы: от двух до десяти отверстий в разных погремушках. Шарик-ударник внутри погремушек всегда один.

Известно о двадцать одной плоской погремушке из Калуги и Калужской области. Четыре погремушки найдены в населенных пунктах области, три из них изучены. По словам козельского краеведа А. Н. Секерина, в 1999 году в подъемном материале около села Подборки под Козельском, предположительно возле городища, была зафиксирована плоская ручной лепки погремушка ХVI-ХVII веков, диаметром 61 мм и толщиной 31 мм (Кашкин и др., 2006, с.153). Она имеет пару отверстий, проколотых сквозь центры донышек. По боковине проколоты по кругу три отверстия через 115-125 градусов. Роспись красно-коричневым ангобом – полосками, на одном донышке – четыре полоски, на другом – пять. Боковина украшена двенадцатью вертикальными линиями (Рис. 3).

Одна плоская белоглиняная погремушка была выявлена в деревне Михеево Медынского района (Рис. 4).

глиняные игрушки горница дом мастеров Калуга

В 2018 году мы запустили интересный проект, который познакомит вас с Хлудневской игрушкой. А наша серия статей станет вашим путеводителем по миру этой удивительной глиняной игрушки.

С начала XIX века в деревне Хлуднево Калужской губернии (сейчас Думиничский район Калужской области) лепили из глины игрушку и продавали на базарах и ярмарках. По названию деревни игрушку стали называть хлудневской.
Эта игрушка “…не имеет поливы, цвет черепка светло-желтый, переходящий почти в белый, раскраска полосатая – чередование полос красных и синих, красных и зелёных. Встречается так же ярко-жёлтый цвет.” (Н.М. Маслов «Калужская художественная керамика»).

Во время сельских и городских ярмарок, которые являлись, с одной стороны, местом хозяйственных покупок и торговых сделок, а с другой – местом праздничного веселья и различных развлечений, ярморочные площади оглашались разноголосым пронзительным свистом ребятишек, свистевших в глиняные коньки, петушки и другие диковинные по форме игрушки-свистульки. Кроме свистулек-зверей бытовала так же и другая игрушка. Сюжеты глиняной игрушки традиционны: “коза”, “петух”, “конёк”, сказочные персонажи. Кроме того, тематика хлудневской игрушки имеет глубокие корни, которые таятся в древних дохристианских формах славянского культа.

История хлудневской игрушки

Как появилась хлудневская игрушка достоверного ответа нет, но есть различные версии как народные, так и теории краеведов. В рамках проекта “Хлудневская игрушка” , мы приведём пару таких примеров.

Устная народная традиция связывает изготовление хлудневской глиняной игрушки с появлением здесь в первой половине XIX века нескольких крестьянских семей, выигранных местным помещиком в карты. Согласно местному поверью, они и принесли в Хлуднево гончарное ремесло, быстро привившееся здесь, благодаря запасам хорошей глины.

Калужский краевед Н.М. Маслов, оставивший описание хлудневской игрушки, изготовленной в конце XIX – начале XX веков, и не сохранившейся до наших дней, связывает производство игрушки с древними народными праздниками “Ярилками”, широко распространенными в Калужском крае. Приуроченность хлудневской игрушки к этому празднику, посвященному языческому богу Яриле, который постепенно трансформировался из календарного народного обряда весенне-летнего цикла в ярмарочные гулянья, равно как и неоднородный, разнохарактерный состав игрушек, свидетельствуют о различных этапах её собственного становления, о её связи с культурными пластами разновременного происхождения.

Обжиг игрушек Роспись игрушек

Интересно, почему хлудневская глиняная игрушка так долго была в тени?

Изготовление Хлудневской игрушки шло как дополнение к производству глиняной посуды. Мужчины добывали и обрабатывали глину, вытягивали из нее различные сосуды. Женщины, хранительницы семейного очага и уюта, создавали фигурки из глины различных направлений: обрядовые и обереговые, игральные и хозяйственно-бытовые.

На ярмарках эти изделия распространялись по ближайшим крупным селениям: Жиздра, Сухиничи, Брянск, Людиново и Дятьково. Хлудневская игрушка ни по своим художественным особенностям, ни по уровню организации промысла не выделялась среди прочих игрушек других селений.

Невыделенная, не обособившаяся от гончарного промысла в целом, не ставшая предметом собственно художественного творчества калужская глиняная игрушка не экспонировалась на первых выставках игрушки в России (1890 г., 1909 г.) и оставалась самобытной и народной.

Знания и умения по созданию хлудневской игрушки передавались из поколения в поколение, от матери к дочери.

В периоды народных волнений и воин изготовление игрушки было приостановлено. Мужчины, основные добытчики глины, уходили воевать, а оставшиеся жёны, дети и старики брали на себя ведение хозяйства.

История хлудневской игрушки

В середине ХХ века хлудневский промысел прогремел на всю страну. Это событие является важной частью истории развития глиняной игрушки. Цикл статей нашего проекта “Хлудневская игрушка” раскроет вам главные моменты, но обо всём по порядку=)

Со временем широко развились транспортные пути и торговые обороты. Хлудневская игрушка стала распространяться на дальние расстояния. Стало уделяться большое внимание изучению родного края, его истории и культуры.
В конце 60-х годов ХХ века была создана комиссия по народному искусству, которая занималась вопросами сохранения и поддержания изобразительного творчества деревни. В 1970 году в Центральном выставочном зале впервые экспонировались хлудневские игрушки, где были отмечены почетным дипломом журнала «Декоративное искусство».

В последствии взоры искусствоведов были направлены на подробное изучение этих глиняных изделий. В 1987 году А.Н. Фрумкин ввел Хлудневскую игрушку на выставку «Народное гончарство России. Сохранившиеся центры. Пути возрождения». Вклад в изучение и популяризацию Хлудневской игрушки внесла Д.П. Дундукова, заведующая музейным сектором «Дома мастеров». При её участии были организованы выставки и экспозиции произведений мастериц разных поколений и семейных династий.

Тульский заиграй

26 мая в Тульском кремле прошел четвертый Межрегиональный фестиваль народной традиционной культуры «Тульский заиграй».

Тульский заиграй

Гости пели и танцевали, смотрели мультфильмы и спектакли, соревновались и получали призы, участвовали в мастер-классах, обучались и делились опытом, играли в национальные игры, пробовали тульские сладости… и просто радовались яркому солнечному дню.

Тульский заиграй

Тульский заиграй

Тульский заиграй

Тульский заиграй

Тульский заиграй

На центральной площади расположились мастера традиционной и авторской игрушки из текстиля, дерева и глины.

Тульский заиграй

Здесь и тульская городская игрушка Ирины Дмитриевны Бежиной,

Тульская городская игрушка

и хлудневская глиняная игрушка Виктора Ивановича Трифонова,

Хлудневская глиняная игрушка

и романовская глиняная игрушка Анжелики Александровнаы Волокитиной и Виктора Васильевича Маркина,

Романовская глиняная игрушка

романовская глиняная игрушка Любови Евгеньевны Скользневой,

Романовская глиняная игрушка

и кожлянская глиняная игрушка Анастасии Олеговны Неволиной

Кожлянская глиняная игрушка

и кожлянская глиняная игрушка Валентина Алексеевича Тимофеева,

Кожлянская глиняная игрушка

Федоровская глиняная игрушка

скопинская глиняная игрушка.

Скопинская глиняная игрушка

Добровскую игрушку представлял мастер из Липецка Максим Игоревич Фролов — победитель прошлогоднего конкурса. Фотография не получилась, к сожалению.

Колокольчики встретились среди богородицкой глиняной игрушки Виктора Ивановича Потапова,

Богородицкая игрушка

петровской глиняной игрушки, которую представлял Сергей Юрьвич Краснов,

Петровская глиняная игрушка

Старооскольская глиняная игрушка

Колокольчики, скопинская керамика

Яснополянская керамика

и авторских работ Натальи Харыбиной из города Щекино Тульской области.

Колокольчики

На следующей фотографии слева — две конкурсные авторские дамы-погремушки Оксаны Николаевны Буряченко. Обожженные фигурки мы не застали — кто-то сразу забрал всю привезенную партию. Эх…

Дамы-погремушки

Моя коллекция пополнилась колокольчиком-свистулькой Оксаны Рощупкиной в стиле старооскольской глиняной игрушки.

Колокольчик

Среди мастеров прошел блиц-конкурс композиций на тему «Без самовара тульского нет застолья русского». Вот конкурсные работы из глины:

Авторская керамика


Буряченко Оксана Николаевна, Курская область. Авторская керамика

Как вепсы за самоваром ездили. Конурсная работа из глины


«Как вепсы за самоваром ездили…» Авторская керамика Оксаны Александровны Холоповой, г. Пикалево Бокситогорский район Ленинградская область
«Вепсы — народность, традиционно прожмвающая на территории Леннгралской области. Считается, что лось был у вепсов домашним животным и использовался как в качестве коровы, так и в качестве коня. Вот и поехали вепсы Тулу за самоваром на лосе».

Конурсная работа из глины


Якушкин Даниил Александрович, Рязанская область

Старооскольская глиняной игрушка. Конурсная работа из глины


Рощупкина Оксана Михайловна, Белгородская область. Старооскольская глиняной игрушка

Самовар тульский, застолье романовское. Конурсная работа из глины


Виктор Васильевич Маркин. «Самовар тульский, застолье романовское», романовская игрушка

Федоровская игрушка. Конурсная работа из глины


Елена Семеновна Кудрова, Тамбовская область. Федоровская игрушка

Петровская глиняная игрушка. Конурсная работа из глины


Лариса Андреевна Краснова, Костромская область. Петровская глиняная игрушка

Хлудневская игрушка. Конурсная работа из глины


Трифонов Виктор Иванович, Калужская область.
«Под Хлудневским деревом,
Да с Тульским самоваром»

Кожлянская глиняная игрушка. Конурсная работа из глины


Тимофеев Валентин Алексеевич, Курская оболасть, Кожлянская глиняная игрушка

Романовская глиняная игрушка. Конурсная работа из глины


Волокитина Анжелика Александровна, Липецкая область. Романовская глиняная игрушка

Романовская глиняная игрушка. Конурсная работа из глины


Скользнева Любовь Евгеньевна, Липецкая область. Романовская глиняная игрушка

Кожлянская глиняная ишрушка. Конурсная работа из глины


Неволина Анастасия Олеговна, Курская область. Кожлянская глиняная ишрушка

Автор моего колокольчика Оксана Рощупкина стала лауреатом I степени в номинации «Глиняная игрушка»!:)

Награждение

Награждение


Награждение авторов композиций из глины

Награждение


Награждение авторов композиций из глины

Великолепный фестиваль! Хочется вернуться в Тулу снова. Приятно встретить знакомых мастеров, познакомитьс с новыми. Порадовали молодые мастера, сохраняющие старые традиции. Желаю фестивалю развития, новых идей и открытий.

Хлудневская игрушка представляет собой изделия одного из видов русских народных художественных промыслов, изготовление которых до конца XX века было распространено в Калужской области. Название своеобразным глиняным игрушкам было дано от наименования деревни Хлуднево, где данный вид народного промысла был чрезвычайно популярен среди местных гончаров.

Хлудневская игрушка

Хлудневская игрушка

История происхождения промысла

Начало изготовления хлудневских игрушек датируется началом XIX века. Многие местные мастера, наряду с посудой и другими изделиями из керамики , стали делать смешные и трогательные игрушки — сувениры из глины.

В процессе работы в мастерской участвовала вся семья гончара, и чаще всего лепкой незамысловатых глиняных фигурок занимались женщины и дети, для которых это было весьма увлекательным занятием.

Хлудневская игрушка - свистулька

Хлудневская игрушка — свистулька

После все изготовленные изделия — посуда, бытовые керамические мелочи и игрушки отправлялись на базар в Сухиничи и Жиздру, где их охотно покупали как местные жители, так и приезжие торговцы.

Хлудневские игрушки, хоть и были далеки от совершенства по своим декоративным качествам и художественному оформлению, тем не менее, пользовались спросом у покупателей. Таким образом, игрушки из глины были для мастеров немалым подспорьем.

Постепенно промысел изготовления посуды сошел на нет, потому что спрос на нее значительно снизился. Эта же участь постигла и хлудневскую игрушку, изготовлением которой теперь исключительно в качестве хобби занимались жительницы деревни Хлуднево.

В 70 — х годах XX века в советской прессе был опубликован ряд статей, рассказывающих об этом своеобразном народном промысле. Далее была всесоюзная выставка произведений народного искусства, где хлудневская игрушка заняла свое заслуженное место. А мастер — гончар Анастасия Гаврикова получила диплом за вклад в развитие декоративного искусства Советского Союза.

В настоящее время промысел изготовления хлудневской игрушки не исчез бесследно. Так, созданием своеобразных глиняных игрушек и сувениров продолжают заниматься мастера — энтузиасты из Хлуднево и соседних Думиничей. Это потомки тех местных гончаров, которые в течение более полутора веков передавали из поколения в поколение секреты мастерства.

Современная мастерица игрушек из деревни Хлуднево Т. Городничева

Современная мастерица игрушек из деревни Хлуднево Т. Городничева

Особенности технологии изготовления игрушек

Хлудневские игрушки лепят вручную из местных сортов глины, а затем оставляют для просушивания на открытом воздухе в течение 2 — 3 дней. После этого их отправляют в печь, где при умеренной температуре происходит процесс окончательного досушивания глины, во время которого она значительно светлеет.

Далее изделия обжигают в печи особым образом, так что после обжига игрушки приобретают уникальный светло — розовый оттенок. Хлудневские игрушки характеризуются простотой, граничащей с примитивностью и некоторой грубостью форм.

Росписи хлудневской игрушки

В вот росписи имеют характерные особенности, так что хлудневскую игрушку невозможно спутать с образцом другого народного промысла. Так, хлудневские игрушки не расписывают полностью, а только отдельные их элементы — рисуют перья на крыльях и хвостах птиц, фрагменты очертаний туловища животных и схематические изображения элементов одежды на фигурках людей.

Хлудневская глиняная игрушка

Хлудневская глиняная игрушка

Наиболее распространенными являются полоски разных цветов, которые чередуются с натуральной окраской обожженной глины. Среди самых распространенных графических элементов изображений можно назвать следующие:

Роспись на хлудневской игрушке

Роспись на хлудневской игрушке

Среди основных цветов, которые используются для росписи хлудневских игрушек, можно назвать следующие:

Таким образом, некоторые мастера и на сегодняшний день продолжают делать хлудневские игрушки, которые являются отличным декоративным элементом для оформления интерьера в русской национальной стилистике.

Образцы хлудневских изделий из глины

Образцы хлудневских изделий из глины

Хлудневская игрушка – русский художественный промысел в Калужской области. Своё название промысел получил от села Хлуднево Думиничского района, где жили мастерицы, занимавшиеся этим ремеслом. Изделия хлудневских игрушечников отличает наивная простота, незатейливость росписи, некоторая грубоватость лепки.

Промысел игрушки возник в 1-й половине XIX века в среде местных гончаров. По данным Всесоюзной переписи мелкой промышленности 1929 года, в Хлуднево из 130 домохозяйств в 76 занимались гончарным производством. Как правило, мастера работали семейно, сдавая свои изделия перекупщикам или самостоятельно продавая их на базаре. Причём мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки.

Гончарный промысел в Хлудневе развивался до конца 1950-х гг. Мужчины возили свои изделия на рынки Сухиничей, Жиздры и Брянска, и благодаря глиняным игрушкам торговля у них шла гораздо лучше, чем у других горшечников и крыночников. Но затем в колхозах ввели денежную оплату, выросла оплата по трудодням, и работать на ферме или на полевых работах стало выгоднее, чем заниматься гончарством. Да и спрос на глиняную посуду упал. Постепенно практическое занятие превратилось в хобби.

Но хлудневские женщины продолжали лепить свистульки и грематухи. Интерес к их творчеству родился в 1969-1971 гг., после публикаций в центральной прессе и участия во Всесоюзных выставках. О хлудневской игрушке узнала вся страна. В сентябре 1970 г. на Всесоюзной выставке народных и самодеятельных художников хлудневская мастерица Анастасия Фёдоровна Гаврикова была награждена почётным дипломом. Её игрушки отмечены редакцией журнала «Декоративное искусство СССР».

Процесс лепки и сами образы хлудневской игрушки очень архаичны. Сначала лепятся «куржупки» – полые ёмкости для свиста, для сопелок – поменьше, для гудух – побольше, чтобы звук был как у свирели. Когда они подсохнут, мастерицы протыкают и формуют отверстия палочкой, острой с одного конца и плоской с другого. Эти инструменты они делают сами, моют после работы и бережно хранят. А уже потом примазываются к свисткам птички, женские фигурки, конские головки на удлинённых шеях. Внутрь конических по форме с закрытым донышком кукол кладут шарики, чтобы гремели. Отсюда её название – «гремотуха». В сложенные на груди руки обязательно что-нибудь вставляют: цветок, зверюшку или младенца. На большую голову надет кокошник либо какой-нибудь другой узнаваемый местный головной убор. Костюм декорируется вдавленными в сырую глину линиями, насечками, дырочками. Лицо тоже решается глубокими ямками.

После просушки на воздухе хлудневские мастерицы обжигали игрушки в самодельных горнах на берегу маленькой чистой речки. К ней выходят все местные огороды. Поделки становились бело-розовыми, чуть потемневшими в выпуклых местах. Быстро нанесённые красные и зелёные пятнышки, полоски, точки – дополнительный декор. Сейчас краски покупные, а раньше их готовили так: зелёную выжимали из побегов ржи, фиолетовую – из несозревших желудей.

Для выставок хлудневские керамистки делают больших барынь, нарядных петухов и павлинов. Но особенно эффектно чудо-дерево. К нему примазываются ветки, листья, цветы, птички в гнёздах. А к подножию ставятся коники, медведи, люди. Этот сюжет олицетворяет вечное древо природы. Он не имеет аналогий в других центрах народной керамики. Единство композиции придаёт, прежде всего, характер лепки. Он похож на детский, нетерпеливо быстрый, без детализации, с заострением главного. Само дерево – толстый цилиндр, короткие конические сучки как наросты на коре. Птицы, поющие и вытягивающие шеи, по форме тоже похожи на сучочки. Художницы выделяют их цветом. Звери плотно прижаты к стволу, их ноги не вылеплены, сливаются с основанием дерева. Глядя на эту сложную, пестро украшенную композицию сначала удивляешься, потом начинаешь рассматривать диковинные формы, искать среди них знакомые и, наконец, радуешься, словно ребёнок буйству фантазии и смелости народных мастериц.

История хлудневской игрушки

Где появилась хлудневская игрушка? История возникновения и развития промысла.

Истоки хлудневской игрушки. Почему именно в Хлудневе появилась хлудневская игрушка?

Почему хлудневская игрушка так называется? Происхождение наименования данного промысла.

Что означает каждый элемент хлудневской игрушки? Как нарисовать хлудневскую игрушку?

Читайте также: