Каргопольская игрушка 3 класс кратко

Обновлено: 11.05.2024

Каргопольская глиняная игрушка Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 50 Приморского района г. Санкт-Петербурга. Составила : воспитатель первой квалификационной категории Голубцова Людмила Петровна

КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА - русский художественный промысел, распространенный в районе города Каргополя Архангельской области.Возникновение промысла Издавна в Торопове, Гриневе, Печникове - деревнях Панфиловской волости Каргопольского уезда , сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах .

Искусство изготовления керамики зародилось на Каргопольской земле ещё в эпоху каменного века . На стоянках Каргопольской неолитической культуры (4 - 3 тыс . до н.э .) найдены обломки глиняной посуды , украшенные ямочно-гребенчатым орнаментом , а также примитивные фигурки , изображающие людей , птиц и животных . Истоки традиционного гончарного промысла Каргополья уходят в 11 - 13 века , ко временам славянской колонизации края из Новгородских и Ростово-Суздальских земель .

Р азвити е гончарства на Каргополье относ и тся к 19 - началу 20 в.в . Наибольшее развитие он получил в деревнях Панфиловской волости , в окрестностях села Печниково . В 1902 году здесь работало на дому 43 гончара , из них 30 человек в деревнях Гринево , Олеховская , Огнево и Ананьино . Как и все крестьяне , каргопольские гончары пахали землю , растили на ней хлеб , держали скот . И лишь в свободное от сельскохозяйственных работ время садились за гончарный круг . Делали посуду разных размеров , форм . Из остатков глины " стряпали " игрушки особо любимы е детворой . Свои изделия панфиловские горшечники продавали на местных ярмарках , развозили по ближайшим деревням , продавали их и в Каргополе .

Каргопольская глиняная игрушка сегодня занимает одно из первых мест среди российских народных промыслов игрушки. Большая заслуга в этом принадлежит известным мастерам из д. Гринево : Ивану Васильевичу Дружинину (1887 - 1949г.г.) - талантливому мастеру - классику каргопольской игрушки и Ульяне Ивановне Бабкиной ( 1889 - 1977г.г.) - самой знаменитой мастерице .

Огромный интерес к её творчеству в 60-е годы способствовал возрождению промысла. В Каргополе создали гончарный цех, который в 1968 г. стал филиалом предприятия народных художественных промыслов "Беломорские узоры" (г.Архангельск ). Возглавил предприятие потомственный гончар из д. Токарёво Шевелёв Александр Петрович. Сохранив традиционные сюжеты, Шевелёв начал разрабатывать новые. В новой игрушке появились усложненность, многофигурность , движение, натурализм, разнообразие цвета, тщательная лепка, заглаженная поверхность. Деревенская тема в игрушке осталась главной.

С И М В О Л Ы Берегиня - это одна из старославянских рун, впоследствии выродившаяся в букву "Буки" алфавита. Руна Берегини - это руна Богини-Матери, ведающей и земным плодородием, и судьбами всего живого. Богиня-Мать дает жизнь душам, приходящим, чтобы воплотиться на Земле, и она отнимает жизнь, когда приходит время. Поэтому руну Берегини можно назвать и руной Жизни, и руной Смерти. Эта же руна является руной Судьбы.

"Медведь" - знак Плодородия. У славянских народов " медведко " считается подателем плодородия земли, существовало поверье о связи медвежьего культа с плодородием женщины. После венца молодых встречали в медвежьей шкуре и желали им счастья, богатства и деторождения . Медведь у большинства гончаров - добрый " хозяюшко леса". Он выходит на встречу к людям полным пирогов. Балагур, весело играет на гармошке.

"Олень. Лось. Баран" - знаки Неба Каргопольским глиняным оленям, лосям и баранам ставили на боках большие буро-красные круги, (либо золотили), которые символизировали бесконечный бег солнца. С ними было связано представление о довольстве и благе, а само слово "рогато" значило на Севере жить в изобилии и богатстве.

" Полкан " - знак Солнца Полкан , огромный и добрый богатырь, защитник людей от сил зла. Он наполовину бравый генерал: грудь у него крепкая, лицо круглое с большой окладистой бородой, а туловище-как у коня, и на ногах копыта. На груди Полкана-лучистое солнышко . Человек здесь-образ большого мира, и его поведение или действия оказывают прямое воздействие на природу, на плодородие земли. Полкан в каргопольской игрушке - это образ неодолимо могучего богатыря. Очень редко лепили Полкана удалым и молодцеватым, обычно он статный "стар матёр человек".

" Тяни-толкай" Фигурка тяни-толкая сосотоит из двух коней - черного и белого. Конь - одно из самых почитаемых у славян животных. Белые и рыжие кони считались посланниками тепла, солнечного света и всякого блага, то конь черный несет саму Смерть. Всадник на коне - символ сам по себе многогранный, а тем более всадник на тяни-толкае , олицетворяющий собой постоянную борьбу между светлой и темной сторонами человеческой души.

СУВЕНИР В современной Каргопольской игрушке, кроме традиционных фигур, широко используются многофигурные композиции, появляется характер и движение, стремление к тому, чтобы "всё было как в жизни". Мастерами установлены темы и сюжеты, чаще всего это крестьянская жизнь, будни и праздники. Разрабатываются и новые сюжеты, связанные с календарными праздниками, с различными мероприятиям и выставками, проходящими в городе.

Традиции лучших мастеров продолжает Валентин Дмитриевич Шевелев- известный Каргопольский гончар и игрушечник, член Союза художников России. В Каргополе открыт частный "Музей семьи Шевелевых". В нем показано творчество представителей этой семьи ведущих свои родовые корни от токаревских гончаров . Также Каргопольская глиняная игрушка выставляется и в Русском музее .

Каргопольская игрушка

Каргопольская игрушка появилась в районе города Каргополя в Архангельской области. А если точнее, то в деревнях Печникова, Гринева и Токарева. Истоки промысла идут еще с 13 века, где найдены первые гончарные изделия, а характерные особенности ремесла сохранились до нашего времени.

Содержание:

История промысла

Мужчины и женщины создавали различную посуду (горшки, миски, кувшины и т.д.), а в свободное время лепили незатейливые фигурки для детей, прибегавших на производство к родителям. Изделия никогда не пользовались большим спросом, поэтому их редко вывозили на продажу и выставляли на ярмарках. Каргопольскую игрушку делали для ребятишек, да чтобы использовать излишки материала, который не пригодился для других изделий.

Традиции ремесла сохранились практически без изменений до наших дней, однако каргопольская игрушка перестала пользоваться спросом уже в середине 20-ых годов, а через десятилетие производство и вовсе сошло на нет.

история каргопольской игрушки

В 1930-ом году созданием незатейливых глиняных фигурок занималось несколько мастеров в деревне, которые считали это не работой, а хобби. К 1950-ому году осталась всего одна мастерица, создающая игрушки. Она обжигала их по-домашнему, в собственной печке, а для придания прочности засыпала углями, ожидая, когда фигурки прокалятся. Для росписи ремесленница использовала старые краски. Изменился внешний вид изделий позже, когда мастерица стала известна за пределами своей области и добрые люди начали присылать ей новые материалы. Тогда каргопольские фигурки стали красочнее, хотя стилистика не изменилась.

Сейчас ее работы выставлены во многих музеях народного промысла, а в Каргополе создан музей каргопольской глиняной игрушки, где собраны лучшие экспонаты гончарного ремесла из этой области.

Виды каргопольских игрушек

разные каргопольские игрушки

В каргопольских игрушках преобладает деревенская тематика. Местные мастера с большей охотой изображали простых русских людей – крестьян, которые работают в поле; пахарей и сеятелей, отдыхающих во время обеденного перерыва; женщин, стирающих белье и нянчащих детей. Обычно люди в этих глиняных изделиях очень трудолюбивы: они сеют поле, кормят скот, готовят еду, собирают урожай или выполняют домашние обязанности. Но было место и праздничной тематике, здесь ремесленники изображали танцующие пары, веселящихся музыкантов с гармошками и резвую детвору, радующуюся гуляниям.

о каргопольской игрушке

Создавали и животных, как настоящих, так и вымышленных. Самый известный персонаж - полуконь-получеловек Полкан, изображенный в военной форме с орденами. Были и другие герои древнерусских легенд, например, двухголовой конь или птица Сирин.

Некоторые настоящие животные также получали некое очеловечивание, им прорисовывали одежду, обустраивали быт, даже давали музыкальные инструменты. В фигурках участвовала все фауна, знакомая русскому человеку – медведи, лоси, бараны, кошки, собаки, птицы, лошади.


Каргопольские игрушки не прорабатывались детально, многие элементы одежды или аксессуары были изображены схематично. Наряды были яркими, заметными. Женщин часто наряжали в длинные сарафаны, заплетали волосы в косу, на шею вешали бусы, а в руки давали или сверток с младенцем или блюда с едой. Мужские образы обладали густой бородой, шапкой или шляпой для защиты от солнца, расписной рубахой, свободными шароварами и высокими сапогами на небольшом каблуке.


Образы традиционного каргопольского ремесла наполнены скрытым смыслом. Например, фигурка обычной женщины была символом Земли, плодородия, кормилицей-матушкой. Именно она пробуждала природу от зимней спячки, давала богатый урожай осенью и спасала в голодные времена. А медведь считался хозяином леса, который мог, как разорвать неугодного путника на части, так и щедро одарить лесными дарами и привести к выходу из чащи. Рогатые животные, как олень или баран, символизировали небо и солнце. Согласно многим преданиям, оказавшим влияние на гончарное дело, рога освещают людям путь, приводят к истине. Полкан же, являющийся скрещением человека и коня, был защитником людского народа от всех бед и напастей. При любой опасности он закрывал широкой грудью народ, отражая нападки судьбы.

Технология изготовления

изготовление игрушки

Первоначальный этап – подготовка материала. Каждый мастер сам выбирает способ: кто-то изначально подсушивает глину, а потом превращает в порошок и смешивает с водой; кто-то сперва замешивает до состояния теста и подсушивает; кто-то и вовсе обходится без сушки.

Фигурки лепятся из цельного куска, иногда с добавлением дополнительных элементов. Каргопольским игрушкам свойственна простота в исполнении, поэтому глине придают самые незатейливые формы в виде силуэта человека или животного. Образ героя передается обобщенно, несколько примитивно.

обжиг игрушки в домашней печи

После придания формы следует обжиг, которые многие мастерицы производили в домашних печах. После тепловой обработки изделие необходимо было поместить в густой раствор из муки. Пригоревшая мука создавала на поверхности причудливые темные узоры, которые в дальнейшем покрывались красками. Подобная технология давала фигурке рельефность и объем.

Завершающий этап – покраска изделия. Раньше ремесленники смешивали красящий пигмент с мелом, что придавало игрушке светлый оттенок.

Роспись каргопольской игрушки


Изделия из Архангельской области не могут похвастаться наличием богатой цветовой палитры. Чаще всего использовали оттенки красного, зеленого, желтого и синего. Предпочтение отдавали ярким и насыщенным цветам.

На фигурки всегда имелся узор - люди получали его в качестве декора к одежде, а животным орнамент наносился на рога или конечности. Сам узор был незатейливым и примитивным: простые и волнистые линии, круги, треугольники, цветочный орнамент. Присутствовала и символика из древней Руси: символичное изображение солнца, неба и луны. Были и стихийные знаки, как огонь, земля и вода.

Каргопольская глиняная игрушка — традиционный промысел в Архангельской области. О том, сколько лет самой старой фигурке, как в давние времена мастера лепили и украшали игрушки и как в Каргополе возродилось ремесло — читайте в нашем материале.

История каргопольского промысла

Гончарный народный промысел в районе Каргополя зародился еще в XI–XIII веках: археологи нашли здесь фрагменты посуды и других предметов быта. В этих местах добывали красную глину, она хорошо подходила и для ручной лепки, и для работы на гончарном круге. Своего расцвета это ремесло достигло в XIX веке.

Сначала гончарное дело не было основным занятием каргопольских крестьян. Мастера садились за круг зимой, когда не нужно было работать в поле. Готовую посуду отвозили на рынки и ярмарки. За зиму умелый гончар мог сделать от 400 до 800 горшков и выручить за них до 15 рублей — немалую сумму для XIX века.

Посуду в Каргополье делали все — мужчины, женщины, дети начиная с 8–9 лет. А из остатков глины лепили разные фигурки. Мастера их особо не ценили: стоили такие игрушки очень мало, чаще всего их просто раздаривали детям. Некоторые торговцы расписывали свистульки натуральными красками и использовали как своеобразную рекламу: ребенок, увидев на прилавке яркую игрушку или услышав переливчатый свист, тянул к ней родителей: «Купи, купи свистульку!» А взрослые заодно могли приобрести и нужный в хозяйстве горшок, квашню или крынку.

Как выглядели средневековые каргопольские игрушки, неизвестно. Археологам удалось найти только одну фигурку коня, которую сделали примерно в XV–XVI веках. По ней можно судить лишь о том, что тогда «бобки» (так здесь называют игрушки) не раскрашивались, отличались простой формой и условностью деталей. Первые упоминания о «классических» фигурках относятся к 70-м годам XIX века.

От птицы до кентавра: самые популярные фигурки

Изображали в основном одиночные фигурки: женщин в широких юбках-колоколах, мужчин с окладистыми бородами, домашних и диких животных — оленей, медведей, лошадей, коров, птиц. В начале XX века появились сюжетные глиняные игрушки, которые показывали сценки из деревенской жизни: охоту и рыбалку, стирку белья и работу в кузнице, сбор урожая и праздничные гулянья.

Многие фигурки сохраняли оттенок древних верований. Например, женщина с младенцем или птицей в руках напоминала старинные изображения матери-земли, олицетворяла плодородие и достаток. Примерно такое же значение имела и фигурка медведя — популярного героя народных сказок, песен и преданий.

Некоторые игрушки изображали фантастических существ. Самое известное из них — Полкан, или Полихан, некое подобие кентавра, верхняя часть тела у которого человеческая, нижняя — конская (в самых старых вариантах — собачья). В былинах Полкан часто фигурировал как добрый богатырь, защитник слабых, бедных и обиженных.

Другое необычное существо, которое лепили каргопольские мастера, — Тянитолкай, похожий на двухголового коня. Одну голову ему красили в черный цвет, другую — в белый, а между ними сажали глиняного всадника. В такую игрушку вкладывали глубокий смысл: белая сторона Тянитолкая олицетворяла свет, добро и жизнь; черная — зло, тьму и смерть. Всадник между ними воплощал вечные метания человеческой души, однако некоторые фигурки все же изображали его прильнувшим к белой половине Тянитолкая — как бы сделавшим выбор.

Мука, свинец и охра: как лепили и чем украшали

Традиционно каргопольскую игрушку создавали из цельного небольшого куска глины, мелкие налепные детали почти не использовали. Лепили только руками, без специальных инструментов: гончар проминал глину пальцами, выбирал из нее мелкие камешки и непромешанные комки, чтобы они не испортили готовое изделие.

Вылепленные из глины игрушки оглаживали мокрыми руками, чтобы убрать неровности и придать окончательную форму. Затем их просушивали на ветру и обжигали в печи. До конца XIX века фигурки почти не раскрашивали, только украшали «обварным» методом: сразу после обжига раскаленное изделие погружали в густой мучной раствор, мука пригорала к поверхности и оставляла необычные темные разводы.

В конце XIX — начале XX века каргопольские игрушки стали лепить иначе. Теперь их нередко создавали по частям, добавляли мелкие налепные детали. На смену «обварной» керамике пришла «поливная»: перед обжигом изделие обмазывали дегтем и обсыпали свинцовым порошком. При обжиге свинец плавился, и на поверхности глины получалась красивая зеленоватая глазурь. В то же время мастера начали украшать игрушки росписью — мелом, цветной глиной, сажей, охрой. Всю фигурку целиком белили, чтобы создать фон, затем намечали лицо или морду, расписывали одежду людей или туловище животных красными, зелеными, синими, черными узорами. Элементы орнамента также происходили из древности: например, круги, кресты и стрелы олицетворяли солнце и тепло, прямые или волнистые линии — воду, колосья, зерна и другие растительные узоры — землю и богатый урожай.

Каргопольская игрушка

Каргопольская игрушка на сегодняшний день является сувенирной продукцией, отличающейся природным своеобразием, и несущим в себе богатейшую историю северных народов. Название этой игрушки произошло от названия местности в Архангельской области. Город Каргополь и все окружающие его деревни являются настоящей родиной этой удивительной глиняной игрушки. Суровые края, расположенные в дремучих лесах, с непроходимыми топкими болотами вокруг, богатейшие самым доступным материалом – красной глиной, издревле славились талантливыми гончарами.

Северные крестьяне в свободное от сельскохозяйственных работ время и в зимний период, садились за гончарный круг, порою целыми семьями, и работали над созданием глиняных изделий, изготовление которых являлось дополнительным средством к существованию. Известны имена таких талантливых гончаров, как Дружинин И.В. и Бабкина У.И. Музеи в первую очередь приобретали работы мастера Дружинина И.В., его игрушки славились и считались классическими. Бабкина У.И. – это единственный человек, кто в период 50-х годов хранил традиции народного искусства. Благодаря ей на Каргопольскую игрушку вновь было обращено внимание, и в Союзе художников был рассмотрен вопрос о возрождении почти целиком утраченного промысла.

Описание игрушки

Каргопольская игрушка традиционной росписи – это выбеленная поделка, расписанная разными цветами, но без нанесения лишних деталей и ненужного глянца. Несмотря на то, что на фигурке присутствовали яркие оттенки, выглядела она приглушенно. Лицо расписывалось довольно условно. Из глины, которая оставалась после изготовления основного изделия, для малолетних детишек крестьяне делали игрушки. В основном это были одиночные фигурки людей с плоскими лицами, с обобщенными деталями одежды и фигуры, напоминающие «каменных баб», а также животных. Все эти творения расписывались при помощи сажи и золы, с применением различных узоров и орнаментов. Жизненный век этих игрушек был недолог, и полного представления об игрушках того периода мы, к сожалению, не имеем.

О Каргопольской игрушке впервые заговорили в начале ХХ столетия. Гончары данного периода передавали свои знания и умения от отца к сыну, от матери к дочери, сохраняя традиции, о которых мы можем судить по их работам. При окрашивании игрушек использовались черные, зеленые, синие, белые, красные цвета. При их росписи использовали древнюю символику - овалы, кресты, колосья, зерна, солнце.

Как играть?

Каргопольскую игрушку можно использовать для сюжетно-ролевых игр. Придумывать с глиняными игрушками сюжеты и разыгрывать их с друзьями или родителями. Однако материал, из которого сделана игрушка, недолговечен, именно поэтому сегодня каргопольские игрушки чаще используются в качестве сувениров.

Плюсы и минусы

Играя в сюжетно-ролевые игры развивается личность малыша, активизируется развитие его познавательных процессов, закладываются основы для овладения новыми, более сложными видами деятельности. Играя, малыши отражают в ролях, которые они на себя примеряют, всё, что видят вокруг: события, модели поведения взрослых и пр. Участие в сюжетно-ролевой игре позволяет почувствовать себя частью коллектива.

Новый век

По сей день есть мастера, которые занимаются лепкой Каргопольских игрушек, но они изготовляются уже не из той красной глины, а из разных ее сортов, и раскрашиваются яркими современными красками. Игрушки имеют большое количество отличий от тех первых игрушек, украшенных сажей и смолой, несмотря на то, что современные мастера гончарного дела стараются придерживаться древних обычаев создания игрушки. В настоящее время Каргополь по-прежнему остается центральным городом изготовления игрушек. Опыт многих поколений художников дает нам сегодня возможность погрузиться в сказочный мир народной игрушки.

Производство

Сегодня кроме классических образов широкую популярность снискали многофигурные композиции. Здесь возникает движение и характер, у мастеров появляется желание сделать все так, как в реальной жизни. Гончары установили сюжеты и темы. В своем большинстве это жизнь крестьян, их праздники и будни. Разрабатывается великое многообразие новых сюжетов, которые имеют отношение к праздничным датам, к разным выставкам, мероприятиям, которые проходят в том или ином городе. Сегодня Каргопольскую игрушку производят мастера своего дела вручную. Массового фабричного производства этой игрушки нет, тем она и ценна. Известные мастера, которые до сих пор сохранили традиции и лепят Каргопольские игрушки, являются Шевелёва, Журавлева, Митрохина, Полуянова и другие мастера.

Следы былых цивилизаций свидетельствуют, что люди во все времена старались украсить жизнь своих детей. В раскопках древних курганов находят рисунки и предметы детских забав — предшественников игрушки. Основой игрушки может стать любой материал — глина и стекло, бумага и ткань, металл и кость, пластмасса и дерево. Не перечесть всего, что в руках умельцев превращается в предмет любви и фантазии ребёнка, познающего через игрушку большой мир

Народная игрушка Каргополья

Вокруг игрушки идут серьёзные споры, но в главном все единодушны: она должна украшать жизнь подрастающего поколения, будить детскую фантазию.

На реке Онеге в Архангельской области, стоит славный город Каргополь. Хотите там побывать и узнать, чем он знаменит? Тогда давайте отправимся в путешествие. Знаменит этот город своими необыкновенными игрушками. В старину в этом городе игрушки называли тарарушками — от слова тарарай, что означает шутник или сказочник.

Та-ра-руш-ки!
Та-ра-руш-ки!
Это русские игрушки,
Очень славные,
Да забавные!
Ненаглядные!

В руках талантливых умельцев рождается праздничный, ликующий мир сказочных образов: нарядный медведь, играющий на гармошке или рожке; волшебно-прекрасная птица Сирин с женской головой; получеловек-полуконь грозный Полкан-кентавр; беззаботные весельчаки-гуляки, пёстро и весело разрисованные собаки, коровы, свиньи, лихие всадники — верхом на конях, оленях и даже барашках и козлах. Давайте познакомимся с дивными игрушками ближе.

Конь — один из любимых сюжетов каргопольских мастеров. Есть у жителей Каргополя поговорка: «Конёчки-бегуночки, верные помощники земледельца». Жители сравнивают его с богом Солнца и его слугой. На Севере в летнее время солнце называли Буркой, а в зимнее Сивкой. Крестьяне верили, что ходят по кругу Сивка да Бурка, оттого стужа сменяется летним зноем: «Бурка идёт в горку, а Сивка бежит под горку». Конь, друг и помощник человека, в сказках превосходит его умом и силой, обладает волшебными свойствами. В Каргополе коня называют кобылкой.

А это свистулька-утушка. Они были самыми распространёнными и любимыми игрушками. На весёлых гуляньях, которые назывались «городища», в первую очередь среди игрушек спрашивались утушки-свистульки. На них можно было сыграть несложную песенку, например хороводную каргопольскую:

— Утушка моховая,
Где, ты, ночь ночевала?
— Там, там, там за болотом,
У Кузьмы — Демьяна…

кар2.jpg

Под пение утушки водили хороводы, парни выбирали невест и устраивали свадьбы. А жениха и невесту величали-называли селезнем и утушкой. Образ этой птицы был так же связан на севере с водой (болотом и мхом), где «гуляла утушка». Недаром её здесь называют «моховой».

А как вам нравится игрушка Полкан-кентавр? Не менее интересный и в то же время загадочный персонаж. Это получеловек-полуконь. Он наполовину бравый генерал: грудь у него крепкая, лицо круглое, с большой окладистой бородой, а туловище как у коня, и на ногах копыта. Образ Полкана в каргопольских игрушках — неодолимо могучий богатырь, как Илья Муромец.

А про этот персонаж обычно говорят: «Коровушка — кормилица крестьян». «Корова есть — и обед есть», — утверждает народная пословица. Её в народе ласково называют «красохой».

Ещё один забавный герой Каргополя — Медведко, добрый хозяюшко леса. Он большой, но не страшный. Говорят о нём так:

Поляночкой
Идёт медведь с тальяночкой.
Он идёт, гармошку «рвёт»,
Баску песенку поёт.

А до чего хороши и пригожи каргопольская барышня и её спутник — весельчак-гуляка.

Каргопольские барышни
Всех на свете краше,
А весельчаки-гуляки —
Кавалеры наши.

Игрушки из глины несложны, красочны, имеют множество вариантов составления. Чем они так нравятся детям? Что необычного в них? Почему так хочется разгадать тайну этих застывших фигурок? Наша жизнь станет богаче, если поймём истоки образов глиняной игрушки из Каргополя.

Вот мы и познакомились с каргопольскими игрушками. Понравились они вам? Чтобы сделать эту игрушку, надо прежде накопать и намесить глины. Затем из ещё мокрой глины вылепить фигурки, которые следует сначала просушить 2–3 дня в помещении, а потом обжечь в русской печке. И, наконец, расписать красками.

Элементы украшения просты и незатейливы, но своеобразны. Орнамент идёт из глубокой древности: это, как правило, крупный круг или овал с обводкой другим цветом, точки, пересекающиеся линии, разноцветные чёрточки. Цвета в основном жёлтый, чёрный, красный, синий, блёкло-зелёный.

Мир детства хорош тем, что живёт в нём неистребимая сила в сказку, в чудо. Этой веры не лишены дети и больших городов, живущие среди многоэтажных громад каменных домов, и дети, живущие в сёлах, деревнях и посёлках. Ощутить малышам чудо сказочного превращения помогает глиняная народная игрушка такая, какую делают в чудесном городе Каргополь.

А теперь мы лепим дальше,
Нужно много нам успеть.
Надо, чтоб увидел каждый
Чудеса, каких не счесть.

Нина Ермолаева,
старший воспитатель высшей кв. категории
д/с «Ласточка»,
поселок Таёжный, Тюменская область

Читайте также: