Каргопольская игрушка цветовая гамма

Обновлено: 13.05.2024

Каргопольская глиняная игрушка — традиционный промысел в Архангельской области. О том, сколько лет самой старой фигурке, как в давние времена мастера лепили и украшали игрушки и как в Каргополе возродилось ремесло — читайте в нашем материале.

История каргопольского промысла

Гончарный народный промысел в районе Каргополя зародился еще в XI–XIII веках: археологи нашли здесь фрагменты посуды и других предметов быта. В этих местах добывали красную глину, она хорошо подходила и для ручной лепки, и для работы на гончарном круге. Своего расцвета это ремесло достигло в XIX веке.

Сначала гончарное дело не было основным занятием каргопольских крестьян. Мастера садились за круг зимой, когда не нужно было работать в поле. Готовую посуду отвозили на рынки и ярмарки. За зиму умелый гончар мог сделать от 400 до 800 горшков и выручить за них до 15 рублей — немалую сумму для XIX века.

Посуду в Каргополье делали все — мужчины, женщины, дети начиная с 8–9 лет. А из остатков глины лепили разные фигурки. Мастера их особо не ценили: стоили такие игрушки очень мало, чаще всего их просто раздаривали детям. Некоторые торговцы расписывали свистульки натуральными красками и использовали как своеобразную рекламу: ребенок, увидев на прилавке яркую игрушку или услышав переливчатый свист, тянул к ней родителей: «Купи, купи свистульку!» А взрослые заодно могли приобрести и нужный в хозяйстве горшок, квашню или крынку.

Как выглядели средневековые каргопольские игрушки, неизвестно. Археологам удалось найти только одну фигурку коня, которую сделали примерно в XV–XVI веках. По ней можно судить лишь о том, что тогда «бобки» (так здесь называют игрушки) не раскрашивались, отличались простой формой и условностью деталей. Первые упоминания о «классических» фигурках относятся к 70-м годам XIX века.

От птицы до кентавра: самые популярные фигурки

Изображали в основном одиночные фигурки: женщин в широких юбках-колоколах, мужчин с окладистыми бородами, домашних и диких животных — оленей, медведей, лошадей, коров, птиц. В начале XX века появились сюжетные глиняные игрушки, которые показывали сценки из деревенской жизни: охоту и рыбалку, стирку белья и работу в кузнице, сбор урожая и праздничные гулянья.

Многие фигурки сохраняли оттенок древних верований. Например, женщина с младенцем или птицей в руках напоминала старинные изображения матери-земли, олицетворяла плодородие и достаток. Примерно такое же значение имела и фигурка медведя — популярного героя народных сказок, песен и преданий.

Некоторые игрушки изображали фантастических существ. Самое известное из них — Полкан, или Полихан, некое подобие кентавра, верхняя часть тела у которого человеческая, нижняя — конская (в самых старых вариантах — собачья). В былинах Полкан часто фигурировал как добрый богатырь, защитник слабых, бедных и обиженных.

Другое необычное существо, которое лепили каргопольские мастера, — Тянитолкай, похожий на двухголового коня. Одну голову ему красили в черный цвет, другую — в белый, а между ними сажали глиняного всадника. В такую игрушку вкладывали глубокий смысл: белая сторона Тянитолкая олицетворяла свет, добро и жизнь; черная — зло, тьму и смерть. Всадник между ними воплощал вечные метания человеческой души, однако некоторые фигурки все же изображали его прильнувшим к белой половине Тянитолкая — как бы сделавшим выбор.

Мука, свинец и охра: как лепили и чем украшали

Традиционно каргопольскую игрушку создавали из цельного небольшого куска глины, мелкие налепные детали почти не использовали. Лепили только руками, без специальных инструментов: гончар проминал глину пальцами, выбирал из нее мелкие камешки и непромешанные комки, чтобы они не испортили готовое изделие.

Вылепленные из глины игрушки оглаживали мокрыми руками, чтобы убрать неровности и придать окончательную форму. Затем их просушивали на ветру и обжигали в печи. До конца XIX века фигурки почти не раскрашивали, только украшали «обварным» методом: сразу после обжига раскаленное изделие погружали в густой мучной раствор, мука пригорала к поверхности и оставляла необычные темные разводы.

В конце XIX — начале XX века каргопольские игрушки стали лепить иначе. Теперь их нередко создавали по частям, добавляли мелкие налепные детали. На смену «обварной» керамике пришла «поливная»: перед обжигом изделие обмазывали дегтем и обсыпали свинцовым порошком. При обжиге свинец плавился, и на поверхности глины получалась красивая зеленоватая глазурь. В то же время мастера начали украшать игрушки росписью — мелом, цветной глиной, сажей, охрой. Всю фигурку целиком белили, чтобы создать фон, затем намечали лицо или морду, расписывали одежду людей или туловище животных красными, зелеными, синими, черными узорами. Элементы орнамента также происходили из древности: например, круги, кресты и стрелы олицетворяли солнце и тепло, прямые или волнистые линии — воду, колосья, зерна и другие растительные узоры — землю и богатый урожай.

Гончарное дело в Архангельской области зародилось в 10 – 13 веке. Здесь вели добычу глины, подходящую для ручной лепки и работы на гончарном круге. Расцвета ремесла приходится на 19 век.

Изначально промысел не являлся основным источником дохода для каргопольцев. Мастера садились за гончарный круг зимой, когда не нужно было участвовать в полевых работах. Изделия продавали на рынках и ярмарках. За зиму мастер лепил от 400 до 800 горшков. Некоторые расписывали свистульки яркими красками, привлекая внимание.

Промысел дошли до нас почти без изменений. Только в середине 20-х годов спрос на изделия упал, а через десятилетия производство совсем прекратилось. К 1950 году остался всего один мастер по созданию глиняных сувениров.

Символика

Многие фигурки сохранили оттенок древних времен.

Берегиня

Символ земли. Представлялась как облик женщины с оголенным бюстом. Земля для крестьянина была «живой», она засыпала на зиму и просыпалась весной. Пила воду и приносила урожай. Для славян земля была символом чистоты и света. Фигурку берегини окрашивали в белый цвет. Голова была увенчана светилом. В руках она держала птиц, они были подняты к небу.

Медведь

Знак плодородия. После венчания молодых встречал гость, наряженный медведем. Редко медведя изображали с птицей в лапах и декорировали большим крестом. Медведь часто топтал крестьянские посевы и задирал скот. Так и появилась игрушка, мужик борющийся с медведем.

Олень. Лось. Баран

Символы неба. Так как у оленя коричнево-красная шерсть, его часто ассоциировали с солнцем. Мастера изображали на боках рогатых животных золотистые или бурые круги, как символ вечного движения светила.

Полкан

Символ солнца. Фигурка доброго богатыря, который защищал людей от нечистой силы. Это был генерал с бородой на круглом лице и туловищем лошади. На груди защитника сияет солнце. Полкан символ непобедимого богатыря. Его изображали статным старцем.

Тяни-толкай

Внешне похожа на двухголовую лошадь. Одну часть была окрашена в белый цвет, а другая в темный. Между ними размещали всадника. Светлая сторона - жизнь и добро, а черная – зло и смерть. Всадник - воплощение душевных метаний человека.

Орнамент

Основные элементы узора: круги с пятнами другого цвета, «ёлочки», «гребёнки» и т.п. Орнамент был простотой и напоминал вышивку северных народов. Основные цвета: зеленый, белый, красный. Алый - символ солнца.

Технология

Первый этап - подготовка сырья. Кто-то глину подсушивает, потом превращает ее в порошок и смешивает с водой. Кто-то замешивать материал до консистенции теста и потом высушивают.

Фигурки изготавливают из цельного куска. Игрушки просты в изготовлении. После создания нужной формы игрушку обжигают. Затем заготовку помещают в густой раствор из муки.

Пригоревшая мука образовывала узоры темного цвета, далее их покрывали краской. Это придавало сувенирам объемность и рельефность.

Финальный этап - окрашивание. Ранее использовали смесь из красящего пигмента и перемолотого мела.

Роспись

Роспись была однообразна, цвета выбирали яркие. У фигурок был примитивный узор, который состоял из линий, геометрических форм, растительности.

Каргопольская игрушка – это сувенир, несущий в себе историю Руси и развития гончарного дела. Неуклюжие фигурки пользуются популярностью, так как они наполнены любовью к родине.

Из видеосюжета вы получите дополнительные сведения о каргопольской игрушке.

В последние 15 лет жизни её «бобки» (так Ульяна Ивановна называла свои игрушки) показывались на всех выставках произведений народного искусства. Они хранятся во многих музеях и частных коллекциях. Игрушка «Полкан».


Классиком народного промысла каргопольской игрушки по праву считается замечательный мастер, односельчанин Бабкиной, Иван Васильевич Дружинин (1887 – 1949 гг.). Иван Васильевич Дружинин род. в 1887 г. в семье гончаров. Игрушки начал лепить ещё в детстве, посудой же почти не занимался. В 1930-е гг. Дружинин был хорошо известен в среде собирателей народного искусства. Ему заказывали игрушки многие музеи страны, о нём писали в газетах. Долгое время считалось, что все работы, хранящиеся в музеях, сделаны одним только И.В. Дружининым. Но в 1976 г. вдова мастера, Екатерина Андреевна Дружинина, рассказала, как работала вместе с мужем. Иван Васильевич трудился в колхозе, а лепил лишь вечерами да по ночам. Игрушки он раскрашивал редко, «узоры наводила» Екатерина Андреевна. Игрушками до замужества она не занималась, лепить их так и не научилась, а вот в росписи мужа превзошла, да и многих односельчан тоже.
Иногда дружининские «бабы» держат в руках младенца, блюдо с хлебами или птицу. Голова лепится в условной манере: круглое лицо с выступающим подбородком да треугольный нос, уши и причёска отсутствуют. Головной убор напоминает шляпу с полями, островерхий колпак, цилиндрическую шапочку, изредка – крест. У «баб» на лифах изображены краснокирпичный круг или миндалевидное зерно.
Часто встречаются большие налепные пуговицы, которые напоминают большие серебряные пуговицы в одежде каргополок в начале XIX в. Передник очерчивается чёрной линией и на нём пишутся красно-оранжевые круги, кресты в лучах, круг с крестом внутри, мотивы колосьев, ветви деревьев. Большинство фигурок Дружинина окрашены извёсткой, и по белому фону написан узор. Цветовая гамма приглушена и сдержанна. Для неё характерны жёлтые, зелёные, розовые, красные, сиренево-синие краски неярких оттенков.
Мужские фигурки изображают крестьян и солдат, стоящих или сидящих. Одеты они в длинные кафтаны с налепными пуговицами. Лепкой рук, головы, лица они схожи с женскими фигурками. У стариков борода «расчёсана» красными и чёрными полосками, иногда – «серебром» и киноварью.
Фигурки животных близки между собой по форме и орнаментации. Они различаются лишь деталями: у коня – небольшая головка со стоящими ушами, у коровы – рожки серпом, у оленя – рога с короткими веточками. Роспись также несложна: фигурки забеливаются известкой, голова закрашивается синим или розовым. У коровы, оленя, на спинах птиц рисуются большие красно-оранжевые круги и кресты.
Пожалуй, одним из интереснейших персонажей дружининских игрушек является медведь. Он стоит на задних лапах, а в передних держит птицу, цветок, гармонь или сосуд. Туловище медведя белили известкой, голову красили охрой, сажей рисовали глаза, киноварью – рот. На брюхе часто рисовали что-то вроде деревца или цветка. Есть также ряд фигурок, раскрашенных чёрной краской с «серебром».
Музеи приобретали в первую очередь его работы. Игрушки И.В. Дружинина известны сейчас как «классические», каргопольские.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Для работ Дружинина характерна монументальная пластика, тонкая цветовая разработка орнамента. Среди фигурок преобладают женские, в длинной юбке колоколом. Значительно меньше мужских фигур, изображений животных и птиц. Женские фигурки, будучи размером всего в ширину ладони, напоминают древних каменных баб. При лепке основой служил торс с головой, он насаживался на юбку, к торсу присоединялись скатанные калачиком руки, шляпы, корзинки и другие детали. Руки часто бывают положены на бёдра, вытянуты вперёд или воздеты к небу. Смотрите слайд-шоу «Мастера каргопольской игрушки».

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Каргопольская игрушка.pptx

КАРГОПОЛЬ


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam


Курс повышения квалификации

Особенности введения и реализации обновленного ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 1304 человека из 76 регионов


Курс повышения квалификации

Ментальная арифметика: отрицательные числа, дроби, возведение в квадрат, извлечение квадратного корня

«Ребенок с ОВЗ в семье и школе. Как выстроить единую систему поддержки»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

КАРГОПОЛЬ

Каргополь

И что-то лепит мастерица…

И что-то лепит мастерица…

Каргопольская игрушка

Гончарный промысел

Игрушки, как и посуда, были «обварными»

Игрушки, как и посуда, были «обварными»


Ульяна Ивановна Бабкина (1888—1977)

Ульяна Ивановна Бабкина (1888—1977)

Любимые темы Бабкиной: баран, медведко, баба, мужик в лодке, утушка, собака.

Любимые темы Бабкиной: баран, медведко, баба, мужик в лодке, утушка, собака.

"Полкан" - знак Солнца Полкан, огромный добрый богатырь, защитник людей от.

"Полкан" - знак Солнца
Полкан, огромный
добрый богатырь,
защитник людей
от сил зла.

"Берегиня" – знак ЗемлиБерегиня – женщина, которая в руках держит голубей. Си.

"Берегиня" – знак Земли
Берегиня – женщина, которая в руках держит голубей. Символизирует
моление "матери сырой земли" о вешних лучах солнца, о свете, тепле,
так необходимых для её
плодородия.

"Тяни-толкай"- свет и тьма Если светлый конь олицетворяет собой радость со.

"Тяни-толкай"- свет и тьма

Если светлый конь олицетворяет собой радость солнечного света, то конь черный несет саму Смерть.

"Медведь" - знак ПлодородияПоляночкой Идет медведь с тальяночкой, Он идет, г.

"Медведь" - знак Плодородия
Поляночкой
Идет медведь с тальяночкой,
Он идет, гармошку рвет,
Баскую песенку поет.

КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА

ДРЕВНИЕ СИМВОЛЫКрасивы и необычны по цвету Каргопольские игрушки. Расписанные.

ДРЕВНИЕ СИМВОЛЫ
Красивы и необычны по цвету Каргопольские игрушки. Расписанные в ярких или приглушенных тонах, они отличаются простыми и ясными узорами. На поверхности фигурок наведены древние символы солнца – большие, огненно красные круги, кресты, а также мотивы зерен, хлебных колосьев и веточек растений

многофигурные композиции

ГОНЧАРЫ И ИГРУШЕЧНИКИ ШЕВЕЛЁВЫИгрушка из Каргополя своим развитием во многом.

ГОНЧАРЫ И ИГРУШЕЧНИКИ ШЕВЕЛЁВЫ
Игрушка из Каргополя своим развитием во многом обязана Шевелевым

Валентин Дмитриевич Шевелёв

Валентин Дмитриевич Шевелёв

Дом-музей мастеров Шевелёвых и каргопольской игрушки

Дом-музей мастеров Шевелёвых и каргопольской игрушки

Чтобы создать каргопольскую игрушку, нужно проникнуться крестьянским духом.

Чтобы создать каргопольскую игрушку, нужно проникнуться крестьянским духом и пропитаться любовью к древнему искусству и своей Родине.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Выбранный для просмотра документ Каргопольская игрушка ( с презентацией).docx

Мороз суров. Широко поле.
Январь идет по Каргополью.

И утопая в море снега,
Где льдами скована Онега,
Где спит медведь в своей берлоге,
И замело пути-дороги,
Подсмотрим в светлое окошко:

3 слайд
Там на скамейке дремлет кошка,
И необычная картина –
Печная сажа, мел да глина,
И что-то лепит мастерица,
Вот тройка удалая мчится,
Стоит Полкан, снуют зайчата,

4 слайд
Здесь хоровод, там медвежата,
Герои старых русских сказок
На землях чуди белоглазой.

Издавна в деревнях Торопове, Гриневе, Печникове, которые находились на территории Каргопольского уезда (сегодня это Каргопольский район Архангельской области), сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах. Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды: печных горшков, кубов, кринок, мисок. Участвовала вся семья: и мужчины, и женщины, и дети. Каргопольская посуда пользовалась спросом по всему Поонежью, ее возили в Архангельск, большой гончарный торг был в самом Каргополе.

Из остатков глины мастера лепили игрушки, не придавая им особенного значения. Глиняные лошадки, упряжки, фигурки людей и животных стоили недорого, особенным спросом не пользовались, и их лепили скорее для собственного удовольствия, чем ради заработка.

Первоначально к этому ремеслу никто не относился серьезно. Игрушки, как и посуда, были «обварными». После обжига раскаленное изделие погружали в «болтушку», густой мучной раствор. Пригоревшая мука оставляла на светлой поверхности сосуда или игрушки черный кружевной узор. Такие игрушки напоминали скорее произведения художников каменного века. Для раскрашивания изделия использовали подручные материалы. В основном эта была печная сажа и известь.

Самые ранние сведения о каргопольской глиняной игрушке относятся к 70 годам 19 века. В настоящее время в музейных собраниях сохранились лишь единичные экземпляры старой каргопольской игрушки.

8 слайд ( Ульяна Ивановна Бабкина )

Велика Россия наша
И талантлив наш народ
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.

Каргопольская глиняная игрушка как художественное явление сегодня по праву занимает одно из первых мест среди российских народных промыслов игрушки. Большая заслуга в этом принадлежит Ульяне Ивановне Бабкиной ( 1888 - 1977г.г.) - самой знаменитой мастерице.

Ульяна Ивановна начала делать игрушки с 15 лет и занималась этим всю жизнь (1888—1977), не дав прерваться традиции изготовления игрушек. Ульяна Ивановна Бабкина жила в покинутой всеми деревне Гринево, расположенной в 17 километрах от Каргополя. Восемьдесят девять лет - всю жизнь делала мастерица свои "бобки" (это местное название игрушки), то под протяжно распеваемую сказку, то под задорную частушку, то под напев старинной песни, перекликавшейся с образами глиняных фигурок

Любимые темы Бабкиной: баран, медведко, баба, мужик в лодке, утушка, собака. Размер игрушек невелик – сантиметров восемь – девять. Раскраска (из-за нехватки красок) самая простая – кирпично-красным, зелёным, чёрным. Она часто дарила игрушки детям или

несла на ярмарку в Каргополь.

10 слайд (Символика каргопольской игрушки)
Именно она сохранила образ Полкана (полуконя) — бородатого кентавра, который является одним их самых популярных персонажей в каргопольской игрушке.

Каргопольская игрушка
Ей не налюбуешься
И в Париже и в Нью-Йорке
Наш Полкан красуется.

"Полкан" - знак Солнца

Полкан, огромный и добрый богатырь, защитник людей от сил зла. Он наполовину бравый генерал: грудь у него крепкая, лицо круглое с большой окладистой бородой, а туловище-как у коня, и на ногах копыта. На груди Полкана-лучистое солнышко.

"Берегиня" – знак Земли

Берегиня – женщина, которая в руках держит голубей. Символизирует моление "матери сырой земли" о вешних лучах солнца, о свете и тепле, так необходимых для её плодородия. Птицы издавна считались в народе предвестницами тепла и весны. Своим громким щебетом они "прогоняли" с земли силы тьмы, несли свет, радость и счастье.

12 слайд
Как тянутся руки к глине,
Хочется мять и мять,
Потом получится грива,
Хвост и стать.
5

Ты появился на свет

Какой ты желанный,
Цены тебе нет.

"Тяни-толкай"- свет и тьма

Фигурка тяни-толкая состоит из двух коней - черного и белого. Конь - одно из самых почитаемых у славян животных. Белые и рыжие кони считались посланниками тепла, солнечного света и всякого блага. Если светлый конь олицетворяет собой радость солнечного света, то конь черный несет саму Смерть. Сидящего между черным и белым конем всадника стараются перетянуть на свою сторону светлые и темные силы. Интересно положение всадника - на одних фигурках он еще держится руками за обоих коней, как -бы не определившись в своей судьбе - а на других он уже прильнул к светлому коню.

"Медведь" - знак Плодородия

Особое почетное место занимала медведица («медвежаха») Сама собой медвежаха передаёт Добро, она может быть с пирогами, бочкой мёда или медвежатами.
Медведь у большинства гончаров - добрый "хозяюшко леса". Он выходит на встречу к людям полным пирогов. Балагур, весело играет на гармошке:

Поляночкой,
Идет медведь с тальяночкой,
Он идет, гармошку рвет,
Баскую песенку поет - пела про него У.И. Бабкина

Глиняные каргопольские игрушки представляют собой фигурки в виде собак, медведей, сказочных героев, приземистых мужиков с бородами-лопатами, баб с новорождёнными малышами, птиц и других живых существ.

Красивы и необычны по цвету игрушки. Расписанные в ярких или приглушенных тонах, они отличаются простыми и ясными узорами. На поверхности фигурок наведены древние символы солнца – большие, огненно красные круги, кресты, а также мотивы зерен, хлебных колосьев и веточек растений.

В современной Каргопольской игрушке, кроме традиционных фигур, широко используются многофигурные композиции, изделия, которые демонстрируют сцены из деревенского быта, сюжеты из сказок. Теперь их украшает не блеклый узор, наведенный цветной глиной по известковому фону, а яркая темперная роспись.

17 слайд (Династия Шевелевых)

Игрушка из Каргополя своим развитием во многом обязана Шевелевым. Об удивительных вещицах невозможно рассказывать без упоминания этих славных людей. Сам род Шевелевых, гончаров и игрушечников не менее чем в пяти поколениях, происходит из деревни Токарево, располагавшейся в нескольких верстах от Каргополя.

Семья Шевелевых сыграла особую роль в деле возрождения каргопольской игрушки. Основателем династии Шевелевых был потомственный гончар Дмитрий Васильевич Шевелев (1907 – 2000 гг.).

Долгое время каргопольская игрушка была незаслуженно забыта, а потом, видя народный интерес, в середине 60-х годов создаётся мастерская по изготовлению игрушки, а возглавил её Александр Петрович Шевелёв (1910—1980), партизан, начальник лесопункта после войны, набрал он мастеров и начали лепить каргопольскую игрушку. Его игрушки сразу завоевали популярность. Глиняных мужиков и баб, и диковинных зверей стали спрашивать все, кто приезжал в Каргополь.

В настоящее время традиции продолжает художник Валентин Дмитриевич Шевелёв.

В старом бревенчатом доме на ул. Гагарина располагается Дом-музей мастеров Шевелёвых и каргопольской игрушки, который был открыт в Каргополе в 2003 году. В нём жили до недавнего времени, а сейчас члены семьи с удовольствием проведут экскурсию по дому, расскажут про каргопольскую игрушку и покажут мастер-класс по её изготовлению на кухне с традиционной русской печью.

Валентин Дмитриевич Шевелёв рассказывает: «За одним столом отец и кушал, и красил, и игрушки лепил. Игрушки обжигались в русской печи и хранились в шкафу. Отец работал кассиром, вставал рано утром и ещё до работы всегда успевал слепить десяток простых игрушек. Игрушки белили известью, а красками служили: сажа из трубы, луковая кора и анилиновые красители».

Валентин Дмитриевич Шевелёв воссоздаёт именно старинную технологию обварки игрушек. Он сохранил традицию приёма лепки, которая соблюдается как у большой, так и у малой игрушки. Любая игрушка лепится из единого кусочка глины.

Возможно, тот, кто впервые увидит глиняное изделие, скажет: «Такое я и сам сделаю». Но нет, здесь необходимо особое умение, талант, дар. Чтобы создать каргопольскую игрушку, нужно проникнуться крестьянским духом и пропитаться любовью к древнему искусству и своей Родине.

Каргопольская игрушка

Каргопольская игрушка появилась в районе города Каргополя в Архангельской области. А если точнее, то в деревнях Печникова, Гринева и Токарева. Истоки промысла идут еще с 13 века, где найдены первые гончарные изделия, а характерные особенности ремесла сохранились до нашего времени.

Содержание:

История промысла

Мужчины и женщины создавали различную посуду (горшки, миски, кувшины и т.д.), а в свободное время лепили незатейливые фигурки для детей, прибегавших на производство к родителям. Изделия никогда не пользовались большим спросом, поэтому их редко вывозили на продажу и выставляли на ярмарках. Каргопольскую игрушку делали для ребятишек, да чтобы использовать излишки материала, который не пригодился для других изделий.

Традиции ремесла сохранились практически без изменений до наших дней, однако каргопольская игрушка перестала пользоваться спросом уже в середине 20-ых годов, а через десятилетие производство и вовсе сошло на нет.

история каргопольской игрушки

В 1930-ом году созданием незатейливых глиняных фигурок занималось несколько мастеров в деревне, которые считали это не работой, а хобби. К 1950-ому году осталась всего одна мастерица, создающая игрушки. Она обжигала их по-домашнему, в собственной печке, а для придания прочности засыпала углями, ожидая, когда фигурки прокалятся. Для росписи ремесленница использовала старые краски. Изменился внешний вид изделий позже, когда мастерица стала известна за пределами своей области и добрые люди начали присылать ей новые материалы. Тогда каргопольские фигурки стали красочнее, хотя стилистика не изменилась.

Сейчас ее работы выставлены во многих музеях народного промысла, а в Каргополе создан музей каргопольской глиняной игрушки, где собраны лучшие экспонаты гончарного ремесла из этой области.

Виды каргопольских игрушек

разные каргопольские игрушки

В каргопольских игрушках преобладает деревенская тематика. Местные мастера с большей охотой изображали простых русских людей – крестьян, которые работают в поле; пахарей и сеятелей, отдыхающих во время обеденного перерыва; женщин, стирающих белье и нянчащих детей. Обычно люди в этих глиняных изделиях очень трудолюбивы: они сеют поле, кормят скот, готовят еду, собирают урожай или выполняют домашние обязанности. Но было место и праздничной тематике, здесь ремесленники изображали танцующие пары, веселящихся музыкантов с гармошками и резвую детвору, радующуюся гуляниям.

о каргопольской игрушке

Создавали и животных, как настоящих, так и вымышленных. Самый известный персонаж - полуконь-получеловек Полкан, изображенный в военной форме с орденами. Были и другие герои древнерусских легенд, например, двухголовой конь или птица Сирин.

Некоторые настоящие животные также получали некое очеловечивание, им прорисовывали одежду, обустраивали быт, даже давали музыкальные инструменты. В фигурках участвовала все фауна, знакомая русскому человеку – медведи, лоси, бараны, кошки, собаки, птицы, лошади.


Каргопольские игрушки не прорабатывались детально, многие элементы одежды или аксессуары были изображены схематично. Наряды были яркими, заметными. Женщин часто наряжали в длинные сарафаны, заплетали волосы в косу, на шею вешали бусы, а в руки давали или сверток с младенцем или блюда с едой. Мужские образы обладали густой бородой, шапкой или шляпой для защиты от солнца, расписной рубахой, свободными шароварами и высокими сапогами на небольшом каблуке.


Образы традиционного каргопольского ремесла наполнены скрытым смыслом. Например, фигурка обычной женщины была символом Земли, плодородия, кормилицей-матушкой. Именно она пробуждала природу от зимней спячки, давала богатый урожай осенью и спасала в голодные времена. А медведь считался хозяином леса, который мог, как разорвать неугодного путника на части, так и щедро одарить лесными дарами и привести к выходу из чащи. Рогатые животные, как олень или баран, символизировали небо и солнце. Согласно многим преданиям, оказавшим влияние на гончарное дело, рога освещают людям путь, приводят к истине. Полкан же, являющийся скрещением человека и коня, был защитником людского народа от всех бед и напастей. При любой опасности он закрывал широкой грудью народ, отражая нападки судьбы.

Технология изготовления

изготовление игрушки

Первоначальный этап – подготовка материала. Каждый мастер сам выбирает способ: кто-то изначально подсушивает глину, а потом превращает в порошок и смешивает с водой; кто-то сперва замешивает до состояния теста и подсушивает; кто-то и вовсе обходится без сушки.

Фигурки лепятся из цельного куска, иногда с добавлением дополнительных элементов. Каргопольским игрушкам свойственна простота в исполнении, поэтому глине придают самые незатейливые формы в виде силуэта человека или животного. Образ героя передается обобщенно, несколько примитивно.

обжиг игрушки в домашней печи

После придания формы следует обжиг, которые многие мастерицы производили в домашних печах. После тепловой обработки изделие необходимо было поместить в густой раствор из муки. Пригоревшая мука создавала на поверхности причудливые темные узоры, которые в дальнейшем покрывались красками. Подобная технология давала фигурке рельефность и объем.

Завершающий этап – покраска изделия. Раньше ремесленники смешивали красящий пигмент с мелом, что придавало игрушке светлый оттенок.

Роспись каргопольской игрушки


Изделия из Архангельской области не могут похвастаться наличием богатой цветовой палитры. Чаще всего использовали оттенки красного, зеленого, желтого и синего. Предпочтение отдавали ярким и насыщенным цветам.

На фигурки всегда имелся узор - люди получали его в качестве декора к одежде, а животным орнамент наносился на рога или конечности. Сам узор был незатейливым и примитивным: простые и волнистые линии, круги, треугольники, цветочный орнамент. Присутствовала и символика из древней Руси: символичное изображение солнца, неба и луны. Были и стихийные знаки, как огонь, земля и вода.

Читайте также: