Каргопольская игрушка история презентация

Обновлено: 01.05.2024

Каргопольская глиняная игрушка Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 50 Приморского района г. Санкт-Петербурга. Составила : воспитатель первой квалификационной категории Голубцова Людмила Петровна

КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА - русский художественный промысел, распространенный в районе города Каргополя Архангельской области.Возникновение промысла Издавна в Торопове, Гриневе, Печникове - деревнях Панфиловской волости Каргопольского уезда , сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах .

Искусство изготовления керамики зародилось на Каргопольской земле ещё в эпоху каменного века . На стоянках Каргопольской неолитической культуры (4 - 3 тыс . до н.э .) найдены обломки глиняной посуды , украшенные ямочно-гребенчатым орнаментом , а также примитивные фигурки , изображающие людей , птиц и животных . Истоки традиционного гончарного промысла Каргополья уходят в 11 - 13 века , ко временам славянской колонизации края из Новгородских и Ростово-Суздальских земель .

Р азвити е гончарства на Каргополье относ и тся к 19 - началу 20 в.в . Наибольшее развитие он получил в деревнях Панфиловской волости , в окрестностях села Печниково . В 1902 году здесь работало на дому 43 гончара , из них 30 человек в деревнях Гринево , Олеховская , Огнево и Ананьино . Как и все крестьяне , каргопольские гончары пахали землю , растили на ней хлеб , держали скот . И лишь в свободное от сельскохозяйственных работ время садились за гончарный круг . Делали посуду разных размеров , форм . Из остатков глины " стряпали " игрушки особо любимы е детворой . Свои изделия панфиловские горшечники продавали на местных ярмарках , развозили по ближайшим деревням , продавали их и в Каргополе .

Каргопольская глиняная игрушка сегодня занимает одно из первых мест среди российских народных промыслов игрушки. Большая заслуга в этом принадлежит известным мастерам из д. Гринево : Ивану Васильевичу Дружинину (1887 - 1949г.г.) - талантливому мастеру - классику каргопольской игрушки и Ульяне Ивановне Бабкиной ( 1889 - 1977г.г.) - самой знаменитой мастерице .

Огромный интерес к её творчеству в 60-е годы способствовал возрождению промысла. В Каргополе создали гончарный цех, который в 1968 г. стал филиалом предприятия народных художественных промыслов "Беломорские узоры" (г.Архангельск ). Возглавил предприятие потомственный гончар из д. Токарёво Шевелёв Александр Петрович. Сохранив традиционные сюжеты, Шевелёв начал разрабатывать новые. В новой игрушке появились усложненность, многофигурность , движение, натурализм, разнообразие цвета, тщательная лепка, заглаженная поверхность. Деревенская тема в игрушке осталась главной.

С И М В О Л Ы Берегиня - это одна из старославянских рун, впоследствии выродившаяся в букву "Буки" алфавита. Руна Берегини - это руна Богини-Матери, ведающей и земным плодородием, и судьбами всего живого. Богиня-Мать дает жизнь душам, приходящим, чтобы воплотиться на Земле, и она отнимает жизнь, когда приходит время. Поэтому руну Берегини можно назвать и руной Жизни, и руной Смерти. Эта же руна является руной Судьбы.

"Медведь" - знак Плодородия. У славянских народов " медведко " считается подателем плодородия земли, существовало поверье о связи медвежьего культа с плодородием женщины. После венца молодых встречали в медвежьей шкуре и желали им счастья, богатства и деторождения . Медведь у большинства гончаров - добрый " хозяюшко леса". Он выходит на встречу к людям полным пирогов. Балагур, весело играет на гармошке.

"Олень. Лось. Баран" - знаки Неба Каргопольским глиняным оленям, лосям и баранам ставили на боках большие буро-красные круги, (либо золотили), которые символизировали бесконечный бег солнца. С ними было связано представление о довольстве и благе, а само слово "рогато" значило на Севере жить в изобилии и богатстве.

" Полкан " - знак Солнца Полкан , огромный и добрый богатырь, защитник людей от сил зла. Он наполовину бравый генерал: грудь у него крепкая, лицо круглое с большой окладистой бородой, а туловище-как у коня, и на ногах копыта. На груди Полкана-лучистое солнышко . Человек здесь-образ большого мира, и его поведение или действия оказывают прямое воздействие на природу, на плодородие земли. Полкан в каргопольской игрушке - это образ неодолимо могучего богатыря. Очень редко лепили Полкана удалым и молодцеватым, обычно он статный "стар матёр человек".

" Тяни-толкай" Фигурка тяни-толкая сосотоит из двух коней - черного и белого. Конь - одно из самых почитаемых у славян животных. Белые и рыжие кони считались посланниками тепла, солнечного света и всякого блага, то конь черный несет саму Смерть. Всадник на коне - символ сам по себе многогранный, а тем более всадник на тяни-толкае , олицетворяющий собой постоянную борьбу между светлой и темной сторонами человеческой души.

СУВЕНИР В современной Каргопольской игрушке, кроме традиционных фигур, широко используются многофигурные композиции, появляется характер и движение, стремление к тому, чтобы "всё было как в жизни". Мастерами установлены темы и сюжеты, чаще всего это крестьянская жизнь, будни и праздники. Разрабатываются и новые сюжеты, связанные с календарными праздниками, с различными мероприятиям и выставками, проходящими в городе.

Традиции лучших мастеров продолжает Валентин Дмитриевич Шевелев- известный Каргопольский гончар и игрушечник, член Союза художников России. В Каргополе открыт частный "Музей семьи Шевелевых". В нем показано творчество представителей этой семьи ведущих свои родовые корни от токаревских гончаров . Также Каргопольская глиняная игрушка выставляется и в Русском музее .

Историяигрушки. Делала на экзамен по МХК, может пригодиться кому нибудь. Буду рада.

ВложениеРазмер
kargopolskaya_glinyanaya_igrushka.pptx 2.76 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Каргопольская глиняная игрушка Составила Яковлева Е.М.

КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА - русский художественный промысел, распространенный в районе города Каргополя Архангельской области.Возникновение промысла Издавна в Торопове, Гриневе, Печникове - деревнях Панфиловской волости Каргопольского уезда , сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах .

Искусство изготовления керамики зародилось на Каргопольской земле ещё в эпоху каменного века . На стоянках Каргопольской неолитической культуры (4 - 3 тыс . до н.э .) найдены обломки глиняной посуды , украшенные ямочно-гребенчатым орнаментом , а также примитивные фигурки , изображающие людей , птиц и животных . Истоки традиционного гончарного промысла Каргополья уходят в 11 - 13 века , ко временам славянской колонизации края из Новгородских и Ростово-Суздальских земель .

Конкретные сведения о развитии гончарства на Каргополье относятся лишь к 19 - началу 20 в.в . Наибольшее развитие он получил в деревнях Панфиловской волости , в окрестностях села Печниково . В 1902 году здесь работало на дому 43 гончара , из них 30 человек в деревнях Гринево , Олеховская , Огнево и Ананьино . Как и все крестьяне , каргопольские гончары пахали землю , растили на ней хлеб , держали скот . И лишь в свободное от сельскохозяйственных работ время садились за гончарный круг . Делали посуду разных размеров , форм . Из остатков глины " стряпали " величавых баб , домашнюю живность , лесное зверье , звонкоголосых уточек-свистулек , особо любимых детворой . Свои изделия панфиловские горшечники продавали на местных ярмарках , развозили по ближайшим деревням , продавали их и в Каргополе .

Каргопольская глиняная игрушка как художественное явление сегодня по праву занимает одно из первых мест среди российских народных промыслов игрушки. Большая заслуга в этом принадлежит известным мастерам из д. Гринево : Ивану Васильевичу Дружинину (1887 - 1949г.г.) - талантливому мастеру - классику каргопольской игрушки и Ульяне Ивановне Бабкиной ( 1889 - 1977г.г.) - самой знаменитой мастерице.

Огромный интерес к её творчеству в 60-е годы способствовал возрождению промысла. В Каргополе создали гончарный цех, который в 1968 г. стал филиалом предприятия народных художественных промыслов "Беломорские узоры" (г.Архангельск ). Возглавил предприятие потомственный гончар из д. Токарёво Шевелёв Александр Петрович. Сохранив традиционные сюжеты, Шевелёв начал разрабатывать новые. В новой игрушке появились усложненность, многофигурность , движение, натурализм, разнообразие цвета, тщательная лепка, заглаженная поверхность. Деревенская тема в игрушке осталась главной.

С И М В О Л Ы Берегиня - это одна из старославянских рун, впоследствии выродившаяся в букву "Буки" алфавита. Руна Берегини - это руна Богини-Матери, ведающей и земным плодородием, и судьбами всего живого. Богиня-Мать дает жизнь душам, приходящим, чтобы воплотиться на Земле, и она отнимает жизнь, когда приходит время. Поэтому руну Берегини можно назвать и руной Жизни, и руной Смерти. Эта же руна является руной Судьбы.

"Медведь" - знак Плодородия У славянских народов " медведко " считается подателем плодородия земли, существовало поверье о связи медвежьего культа с плодородием женщины. После венца молодых встречали в медвежьей шкуре и желали им счастья, богатства и деторождения. Медведь у большинства гончаров - добрый " хозяюшко леса". Он выходит на встречу к людям полным пирогов. Балагур, весело играет на гармошке

"Олень. Лось. Баран" - знаки Неба Каргопольским глиняным оленям, лосям и баранам ставили на боках большие буро-красные круги, (либо золотили), которые символизировали бесконечный бег солнца. С ними было связано представление о довольстве и благе, а само слово "рогато" значило на Севере жить в изобилии и богатстве.

" Полкан " - знак Солнца Полкан , огромный и добрый богатырь, защитник людей от сил зла. Он наполовину бравый генерал: грудь у него крепкая, лицо круглое с большой окладистой бородой, а туловище-как у коня, и на ногах копыта. На груди Полкана-лучистое солнышко . Человек здесь-образ большого мира, и его поведение или действия оказывают прямое воздействие на природу, на плодородие земли. Полкан в каргопольской игрушке - это образ неодолимо могучего богатыря. Очень редко лепили Полкана удалым и молодцеватым, обычно он статный "стар матёр человек".

" Тяни-толкай" Фигурка тяни-толкая сосотоит из двух коней - черного и белого. Конь - одно из самых почитаемых у славян животных. Белые и рыжие кони считались посланниками тепла, солнечного света и всякого блага, то конь черный несет саму Смерть. Всадник на коне - символ сам по себе многогранный, а тем более всадник на тяни-толкае , олицетворяющий собой постоянную борьбу между светлой и темной сторонами человеческой души.

СУВЕНИР В современной Каргопольской игрушке, кроме традиционных фигур, широко используются многофигурные композиции, появляется характер и движение, стремление к тому, чтобы "всё было как в жизни". Мастерами установлены темы и сюжеты, чаще всего это крестьянская жизнь, будни и праздники. Разрабатываются и новые сюжеты, связанные с календарными праздниками, с различными мероприятиям и выставками, проходящими в городе.

Традиции лучших мастеров продолжает Валентин Дмитриевич Шевелев- известный Каргопольский гончар и игрушечник, член Союза художников России. В Каргополе открыт частный "Музей семьи Шевелевых". В нем показано творчество представителей этой семьи ведущих свои родовые корни от токаревских гончаров. Также Каргопольская глиняная игрушка выставляется и в Русском музее .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация "Дымковская глиняная игрушка" и дидактический рисунок к ней

Презентация "Дымковская глиняная игрушка" знакомит дошкольников с историей создания игрушки, основными формами и особенностями колорита.Дидактический рисунок позволит проверить степень усвоения матери.


Презентация "Каргопольская глиняная игрушка"

Презентация для старшей группы.


Презентация "Дымковская глиняная игрушка"

Конспект занятия по художественно-эстетической деятельности (рисование) с использованием ИКТ.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Каргопольская игрушка.pptx

КАРГОПОЛЬ


Курс повышения квалификации

Музыкотерапия для детей дошкольного и младшего школьного возраста


Курс профессиональной переподготовки

Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования


Курс повышения квалификации

Видеотехнологии и мультипликация в начальной школе


«Слабоуспевающие дети: кто они? Специфика обучения и сопровождения»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

КАРГОПОЛЬ

Каргополь

И что-то лепит мастерица…

И что-то лепит мастерица…

Каргопольская игрушка

Гончарный промысел

Игрушки, как и посуда, были «обварными»

Игрушки, как и посуда, были «обварными»


Ульяна Ивановна Бабкина (1888—1977)

Ульяна Ивановна Бабкина (1888—1977)

Любимые темы Бабкиной: баран, медведко, баба, мужик в лодке, утушка, собака.

Любимые темы Бабкиной: баран, медведко, баба, мужик в лодке, утушка, собака.

"Полкан" - знак Солнца Полкан, огромный добрый богатырь, защитник людей от.

"Полкан" - знак Солнца
Полкан, огромный
добрый богатырь,
защитник людей
от сил зла.

"Берегиня" – знак ЗемлиБерегиня – женщина, которая в руках держит голубей. Си.

"Берегиня" – знак Земли
Берегиня – женщина, которая в руках держит голубей. Символизирует
моление "матери сырой земли" о вешних лучах солнца, о свете, тепле,
так необходимых для её
плодородия.

"Тяни-толкай"- свет и тьма Если светлый конь олицетворяет собой радость со.

"Тяни-толкай"- свет и тьма

Если светлый конь олицетворяет собой радость солнечного света, то конь черный несет саму Смерть.

"Медведь" - знак ПлодородияПоляночкой Идет медведь с тальяночкой, Он идет, г.

"Медведь" - знак Плодородия
Поляночкой
Идет медведь с тальяночкой,
Он идет, гармошку рвет,
Баскую песенку поет.

КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА

ДРЕВНИЕ СИМВОЛЫКрасивы и необычны по цвету Каргопольские игрушки. Расписанные.

ДРЕВНИЕ СИМВОЛЫ
Красивы и необычны по цвету Каргопольские игрушки. Расписанные в ярких или приглушенных тонах, они отличаются простыми и ясными узорами. На поверхности фигурок наведены древние символы солнца – большие, огненно красные круги, кресты, а также мотивы зерен, хлебных колосьев и веточек растений

многофигурные композиции

ГОНЧАРЫ И ИГРУШЕЧНИКИ ШЕВЕЛЁВЫИгрушка из Каргополя своим развитием во многом.

ГОНЧАРЫ И ИГРУШЕЧНИКИ ШЕВЕЛЁВЫ
Игрушка из Каргополя своим развитием во многом обязана Шевелевым

Валентин Дмитриевич Шевелёв

Валентин Дмитриевич Шевелёв

Дом-музей мастеров Шевелёвых и каргопольской игрушки

Дом-музей мастеров Шевелёвых и каргопольской игрушки

Чтобы создать каргопольскую игрушку, нужно проникнуться крестьянским духом.

Чтобы создать каргопольскую игрушку, нужно проникнуться крестьянским духом и пропитаться любовью к древнему искусству и своей Родине.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Выбранный для просмотра документ Каргопольская игрушка ( с презентацией).docx

Мороз суров. Широко поле.
Январь идет по Каргополью.

И утопая в море снега,
Где льдами скована Онега,
Где спит медведь в своей берлоге,
И замело пути-дороги,
Подсмотрим в светлое окошко:

3 слайд
Там на скамейке дремлет кошка,
И необычная картина –
Печная сажа, мел да глина,
И что-то лепит мастерица,
Вот тройка удалая мчится,
Стоит Полкан, снуют зайчата,

4 слайд
Здесь хоровод, там медвежата,
Герои старых русских сказок
На землях чуди белоглазой.

Издавна в деревнях Торопове, Гриневе, Печникове, которые находились на территории Каргопольского уезда (сегодня это Каргопольский район Архангельской области), сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах. Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды: печных горшков, кубов, кринок, мисок. Участвовала вся семья: и мужчины, и женщины, и дети. Каргопольская посуда пользовалась спросом по всему Поонежью, ее возили в Архангельск, большой гончарный торг был в самом Каргополе.

Из остатков глины мастера лепили игрушки, не придавая им особенного значения. Глиняные лошадки, упряжки, фигурки людей и животных стоили недорого, особенным спросом не пользовались, и их лепили скорее для собственного удовольствия, чем ради заработка.

Первоначально к этому ремеслу никто не относился серьезно. Игрушки, как и посуда, были «обварными». После обжига раскаленное изделие погружали в «болтушку», густой мучной раствор. Пригоревшая мука оставляла на светлой поверхности сосуда или игрушки черный кружевной узор. Такие игрушки напоминали скорее произведения художников каменного века. Для раскрашивания изделия использовали подручные материалы. В основном эта была печная сажа и известь.

Самые ранние сведения о каргопольской глиняной игрушке относятся к 70 годам 19 века. В настоящее время в музейных собраниях сохранились лишь единичные экземпляры старой каргопольской игрушки.

8 слайд ( Ульяна Ивановна Бабкина )

Велика Россия наша
И талантлив наш народ
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.

Каргопольская глиняная игрушка как художественное явление сегодня по праву занимает одно из первых мест среди российских народных промыслов игрушки. Большая заслуга в этом принадлежит Ульяне Ивановне Бабкиной ( 1888 - 1977г.г.) - самой знаменитой мастерице.

Ульяна Ивановна начала делать игрушки с 15 лет и занималась этим всю жизнь (1888—1977), не дав прерваться традиции изготовления игрушек. Ульяна Ивановна Бабкина жила в покинутой всеми деревне Гринево, расположенной в 17 километрах от Каргополя. Восемьдесят девять лет - всю жизнь делала мастерица свои "бобки" (это местное название игрушки), то под протяжно распеваемую сказку, то под задорную частушку, то под напев старинной песни, перекликавшейся с образами глиняных фигурок

Любимые темы Бабкиной: баран, медведко, баба, мужик в лодке, утушка, собака. Размер игрушек невелик – сантиметров восемь – девять. Раскраска (из-за нехватки красок) самая простая – кирпично-красным, зелёным, чёрным. Она часто дарила игрушки детям или

несла на ярмарку в Каргополь.

10 слайд (Символика каргопольской игрушки)
Именно она сохранила образ Полкана (полуконя) — бородатого кентавра, который является одним их самых популярных персонажей в каргопольской игрушке.

Каргопольская игрушка
Ей не налюбуешься
И в Париже и в Нью-Йорке
Наш Полкан красуется.

"Полкан" - знак Солнца

Полкан, огромный и добрый богатырь, защитник людей от сил зла. Он наполовину бравый генерал: грудь у него крепкая, лицо круглое с большой окладистой бородой, а туловище-как у коня, и на ногах копыта. На груди Полкана-лучистое солнышко.

"Берегиня" – знак Земли

Берегиня – женщина, которая в руках держит голубей. Символизирует моление "матери сырой земли" о вешних лучах солнца, о свете и тепле, так необходимых для её плодородия. Птицы издавна считались в народе предвестницами тепла и весны. Своим громким щебетом они "прогоняли" с земли силы тьмы, несли свет, радость и счастье.

12 слайд
Как тянутся руки к глине,
Хочется мять и мять,
Потом получится грива,
Хвост и стать.
5

Ты появился на свет

Какой ты желанный,
Цены тебе нет.

"Тяни-толкай"- свет и тьма

Фигурка тяни-толкая состоит из двух коней - черного и белого. Конь - одно из самых почитаемых у славян животных. Белые и рыжие кони считались посланниками тепла, солнечного света и всякого блага. Если светлый конь олицетворяет собой радость солнечного света, то конь черный несет саму Смерть. Сидящего между черным и белым конем всадника стараются перетянуть на свою сторону светлые и темные силы. Интересно положение всадника - на одних фигурках он еще держится руками за обоих коней, как -бы не определившись в своей судьбе - а на других он уже прильнул к светлому коню.

"Медведь" - знак Плодородия

Особое почетное место занимала медведица («медвежаха») Сама собой медвежаха передаёт Добро, она может быть с пирогами, бочкой мёда или медвежатами.
Медведь у большинства гончаров - добрый "хозяюшко леса". Он выходит на встречу к людям полным пирогов. Балагур, весело играет на гармошке:

Поляночкой,
Идет медведь с тальяночкой,
Он идет, гармошку рвет,
Баскую песенку поет - пела про него У.И. Бабкина

Глиняные каргопольские игрушки представляют собой фигурки в виде собак, медведей, сказочных героев, приземистых мужиков с бородами-лопатами, баб с новорождёнными малышами, птиц и других живых существ.

Красивы и необычны по цвету игрушки. Расписанные в ярких или приглушенных тонах, они отличаются простыми и ясными узорами. На поверхности фигурок наведены древние символы солнца – большие, огненно красные круги, кресты, а также мотивы зерен, хлебных колосьев и веточек растений.

В современной Каргопольской игрушке, кроме традиционных фигур, широко используются многофигурные композиции, изделия, которые демонстрируют сцены из деревенского быта, сюжеты из сказок. Теперь их украшает не блеклый узор, наведенный цветной глиной по известковому фону, а яркая темперная роспись.

17 слайд (Династия Шевелевых)

Игрушка из Каргополя своим развитием во многом обязана Шевелевым. Об удивительных вещицах невозможно рассказывать без упоминания этих славных людей. Сам род Шевелевых, гончаров и игрушечников не менее чем в пяти поколениях, происходит из деревни Токарево, располагавшейся в нескольких верстах от Каргополя.

Семья Шевелевых сыграла особую роль в деле возрождения каргопольской игрушки. Основателем династии Шевелевых был потомственный гончар Дмитрий Васильевич Шевелев (1907 – 2000 гг.).

Долгое время каргопольская игрушка была незаслуженно забыта, а потом, видя народный интерес, в середине 60-х годов создаётся мастерская по изготовлению игрушки, а возглавил её Александр Петрович Шевелёв (1910—1980), партизан, начальник лесопункта после войны, набрал он мастеров и начали лепить каргопольскую игрушку. Его игрушки сразу завоевали популярность. Глиняных мужиков и баб, и диковинных зверей стали спрашивать все, кто приезжал в Каргополь.

В настоящее время традиции продолжает художник Валентин Дмитриевич Шевелёв.

В старом бревенчатом доме на ул. Гагарина располагается Дом-музей мастеров Шевелёвых и каргопольской игрушки, который был открыт в Каргополе в 2003 году. В нём жили до недавнего времени, а сейчас члены семьи с удовольствием проведут экскурсию по дому, расскажут про каргопольскую игрушку и покажут мастер-класс по её изготовлению на кухне с традиционной русской печью.

Валентин Дмитриевич Шевелёв рассказывает: «За одним столом отец и кушал, и красил, и игрушки лепил. Игрушки обжигались в русской печи и хранились в шкафу. Отец работал кассиром, вставал рано утром и ещё до работы всегда успевал слепить десяток простых игрушек. Игрушки белили известью, а красками служили: сажа из трубы, луковая кора и анилиновые красители».

Валентин Дмитриевич Шевелёв воссоздаёт именно старинную технологию обварки игрушек. Он сохранил традицию приёма лепки, которая соблюдается как у большой, так и у малой игрушки. Любая игрушка лепится из единого кусочка глины.

Возможно, тот, кто впервые увидит глиняное изделие, скажет: «Такое я и сам сделаю». Но нет, здесь необходимо особое умение, талант, дар. Чтобы создать каргопольскую игрушку, нужно проникнуться крестьянским духом и пропитаться любовью к древнему искусству и своей Родине.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Теория и методика педагогического проектирования

Курс повышения квалификации

Профилактика синдрома «профессионального выгорания» у педагогов


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Каргопольская глиняная игрушка
Презентацию подготовила учитель технологии Колесова Н.А.

С 60-х годов прошлого века традиционная культура Русского Севера изучалась не только этнографами, фольклористами и искусствоведами. На волне всеобщего интереса к национальной культуре Каргополь становится местом паломничества любителей старины. В эти годы были найдены мастера-хранители ремесел, записан устный и музыкальный фольклор, изучен обрядовый комплекс.
Жемчужины народной памяти собираются и сегодня. По воспоминаниям старожилов работникам культуры Каргопольского района в 2005 году записаны ценные сведения о народных традициях (сборник материалов районного конкурса «Традиции Каргопольского края», Каргополь, 2005).

Сегодня в Каргополь снова ведут все дороги. Сюда на Праздник народных мастеров России приезжают из Волгограда и Мурманска, Вологды и Владимира, Смоленска и Иркутска, Москвы, С.-Петербурга, Архангельска и др. городов.
А все началось с глиняной игрушки. Писатель Юрий Андреевич Арбат в 60-е годы нашел в деревне Гринево мастерицу Ульяну Ивановну Бабкину. Написал о ней и об Иване Васильевиче Дружинине, игрушку которого обнаружил в Москве в коллекции Музея народного искусства. Датирована работа Ивана Дружинина 1935 годом. Игрушки Ульяны Бабкиной сделаны для Юрия Арбата в 1963 году. Так узнали об удивительной мастерице-сказочнице. В деревню Гринево за игрушками и за добрым словом поехали ценители народного искусства.

«Ульяна Бабкина», Г.А.Кулишов

У.И.Бабкина расписывает игрушку,1972год

У.И.Бабкина лепит игрушку., 1972 год

Посуда
У.И.Бабкина. Тарелка с «солнышком ласковым».1960 г.
У.И.Бабкина. Тарелка с «солнышком лучистым». 1960 г.

Праздник 1995 года - «Гончары России» – был первой творческой встречей профессионалов-ремесленников.
Центром событий стала выставка «От археологии до наших дней» – из фонда Каргопольского музея и частных собраний. По описаниям краеведа Ф.К. Докучаева-Баскова на каргопольском базаре еще в начале XX века можно было встретить «из гончарных изделий… черную посуду: как-то горшки различных величин, крышки к ним, латки, кринки, масляники, кадиленки, цветочники…..

Посуда каргопольских гончаров: роговик, блюдо, рукомойник. 1947г.

Гончарные изделия. Каргопольский район.
XIV – XIXвв.

Из той же черной глины лепятся различного рода игрушки, неизменно бывающие на базаре: лошадки – на воле , в упряжи и с верховым; солдатики, куры, фигурки баб (эти последние… скорее напоминают собою изделия людей каменного века), «Утушки» для свистания и наигрывания (эта детская свистулька имеет за собой порядочную давность, черепки ее находятся даже при разработке давным давно нетронутой почвы)».

«Крестьяне пилят дрова». Н.Е.Пригодина

«За прялкой». О.Н.Фарутина

В глиняной игрушке Каргополя особо выделяются сюжеты, связанные с аграрной магией. Богатырь-Полкан часто изображен в позе сеятеля. Женская фигура в глине связывалась с образом Матери-Сырой земли, с идеей воскрешения природы и растительности жаркими лучами солнца.
Развитие гончарного ремесла во времени оставляет неизменными его составляющие элементы: глина, огонь, рука мастера, гончарный круг.

О.Н.Фарутина (Центр ремесел «Берегиня»)

1
2
1. О.Е.Исакова (Центр ремесел «Берегиня»)
2 О.Н.Фарутина (Центр ремесел «Берегиня»)

Н.Е.Пригодина (Центр ремесел «Берегиня»)

Символический фигурой в каргопольской игрушке стал Полкан-богатырь, впервые появившийся в творчестве Ульяны Бабкиной . Мифологическое существо полуконь-получеловек из глубин народного подсознания, из памяти былинного эпоса материализовался в глине и стал любимым сюжетом в творчестве всех мастеров, одним из символов города.
Более приближены к иллюстрации, к повествованию ярко раскрашенные игрушки Александра Петровича Шевелева – основателя артели мастеров в Каргополе, родоначальника сувенирного направления в развитии игрушки.

Фантазия , сказка, юмор, жизненные наблюдения рождаются только в условиях свободы. Развитие чувства формы и цвета , знание традиций требуют времени и любви. У каждого творчески работающего мастера в Каргополе свой узнаваемый почерк, свои любимые сюжеты, колористические решения. Центр ремесел «Берегиня» собрал наиболее активных мастеров. Здесь созданы условия для творчества, для участия на выставках и фестивалях народного искусства.
Династия потомственных мастеров из рода Кононовых – Светлана Михайловна Кононова и ее дочь Евгения Придеина, Тамара Серафимовна Водяницкая, Ольга Фарутина.

Они являются Народными мастерами России, участниками крупных художественных выставок, имеют учеников. Памятные события истории и современности вызывают появление новых образов игрушек. Каждый новый сюжет проходит испытание временем – лучшее закрепляется для следующего поколения мастеров.
Валентин Дмитриевич Шевелев сознательно реконструирует архаичные классические черты в каргопольской игрушке. Он вернул ее первозданный вид – до 30-х годов XX века игрушка не расписывалась. Она обрабатывалась способом обварки или покрывалась глазурью.

Многие фантастические сюжеты в игрушке восстановлены Валентином Дмитриевичем по рассказам матери – известной игрушечницы Клавдии Петровны Шевелевой.
«Баба с птицами». В.Д.Шевелев. 1984 г.

Скульптура «Ворон». 1995 г. Глина. Лепка, обварка

С.И.Рябов. Роспись игрушки. Село Ловзанга. 1982 г.

Валентин Дмитриевич Шевелев. 1984 г.

Семья Шевелевых: Ольга, Валентин, Дмитрий Васильевич, Анна, Василий, Игорь. Каргополь. 1974 г.

В такой печи готовили пищу и обжигали игрушки

Игрушки Ивана Васильевича Дружинина (1887-1949) и его жены Екатерины Андреевны Дружининой (1899-1978) из Гринева – одни из лучших не только в Каргополье, но и в России. Для них характерны монументальная пластика и роспись с тонкой цветовой разработкой орнамента. Пластика Дружинина отмечает лишь самое главное. Руки у «баб» выполнены схематично: полукруглые, прижаты к туловищу и составляют с ним одно целое. Они либо сложены под грудью, либо у живота. Иногда держат младенца или блюдо с пирогами, которые органично срастаются с самой фигуркой.

Крестьянин с папиросой. 1935 г.
И.В. и Е.А. Дружинины.

И.В. и Е.А. Дружинины.
Крестьянка с младенцем., Крестьянка с муфтой. Конец 1930-х гг. - 1940

И.В. и Е.А. Дружинины. Крестьянка с птицей и собачкой. 1935 г.

И.В. и Е.А. Дружинины. Медведь задирает теленка. 1937 г.

И.В. и Е.А. Дружинины. Олень и собака. 1937 г.

Часто руки бывают расположены на бедра или протянуты навстречу зрителю, или воздеты к небу. Их украшение состоит всего лишь из нескольких поперечных мазков, кисти рук окрашены зеленым или буро-красным цветом.
«Одеты» игрушки, как правило, в праздничные народные костюмы. Сарафаны на крестьянках пышные, словно под ними надето несколько юбок, а спереди подвязаны узорные передники. На головах – фантастические головные уборы.
Одним из наиболее интересных персонажей игрушек Дружининых является медведь.

Одной из лучших мастериц каргопольской глиняной игрушки по праву можно назвать Александру Васильевну Завьялову (р.1913 г.), имя которой , к сожалению, знакомо совсем немногим. Наиболее интересны вылепленные ею стройные, высокие, не лишенные изящества «бабы». Их отличают гармоничные пропорции и чистый, сдержанный рисунок форм.

1
2
3
Рождение игрушки. Лепит А.В.Завьялова. 1976 г.

4
Рождение игрушки. Лепит А.В.Завьялова. 1976 г.

А.В.Завьялова. Бабы. 1976 г.

Среди гриневских мастеров известна и семья Егора Ивановича и Ульяны Егоровны Дружининых. У них росли четыре сына и три дочери, трое из которых – Сергей, Николай и Любовь – лепили игрушки. Егор Иванович – потомственный гончар, но на продажу делал одну посуду, Ульяна Егоровна помогала ему в работе и, кроме того, «стряпала» игрушки.
Их дочь Любовь (р.1918г.), как и А.В.Завьялова, училась у У.И.Бабкиной.

К мастерам гриневского круга следует отнести интересного, самобытного гончара Семена Ивановича Рябова (1912-1984).Рябов – гончар замечательный, его посуда была признана чуть ли не самой лучшей: тонкостенная, с красивой муравленой поливой. Делал он и игрушки. Глиняные фигурки Рябова, в большинстве своем стоящие, изготовлены из единого куска глины с малым числом налепов. Игрушки несут в себе отголосок старых образов, хотя иные детали выполнены натуралистично.

С.И.Рябов. Крестьянка с птицей. Крестьянка подбоченись. Парень с гармонью.1976г.

С.И.Рябов. Гармонист. 1976 г.

С.И.Рябов. Барышня. Всадница на двуглавом коне. Барышня с птицами. 1977г.

Александр Петрович Шевелев (1910-1980).
В его произведениях преимущественное развитие получили повествовательные сюжеты: он любил лепить мужика, плетущего лапти или играющего на гармони, грибника с кузовком за плечами. Но иногда из рук Шевелева выходят игрушки совсем простые, будь то свистульки с головой птицы Сирин, коровы или барана, лошади или утушки, мы сразу обращаем внимание на их своеобразную лепку, присущую только этому мастеру, невольно всматриваемся и в сам образ, тесно связанный с местной фольклорной и изобразительной традицией.

«Лиса с петушком»
Шевелев Александр Петрович 1954 г.

А.П. Шевелев.
Свистульки: Корова, Дед, птица Сирин. 1977 г.

А.П.Шевелев. Тройка. 1978г.

А.П.Шевелев. Крестьянка с пирогами.1970г.

Клавдия Петровна Шевелева (1913-1974)
родная сестра Александра Петровича Шевелева. Так же, как и брат, она с детства помогала отцу лепить посуду и глиняные фигурки.
В ряде работ Шевелевой, так же как и ее брата, чувствуется стремление изобразить в игрушке, словно запечатленные с натуры, реальные сценки из сельской жизни, что подчеркивается не столько выбором сюжета, сколько характером пластики и росписи.

К.П.Шевелева. Возки. 1973г.

К.П.Шевелева. Медвежахи. 1970-1973)

К.П.Шевелева. Парень с гармонью. Посиделки. Старик плетет лапти. 1970г.

Сюжеты российских игрушек всюду едины: это-бабы, кони, птицы. Но на ряду внешних признаков, пластическому решению и манере росписи, легко отличить каргопольские фигурки от пензенских, тульские от вятских. У каждой – свой традиционный образ и стиль, свои приемы в работе, накопленные гончарами каждого из промыслов за долгие годы их существования.
Сегодня Каргополь- творческая лаборатория ,мастерская, «школа искусств» для народных мастеров и художников, архитекторов и музыкантов, исследовательское поле для искусствоведов и археологов.

3 поколения мастеров соединила «Берегиня». Старые мастера – носители традиций, получившие знания ремесел в детстве, в деревнях – в семьях потомственных мастеров, еще в 60-70-е годы передавали свои секреты следующему поколению мастеров, живущих в Каргополе. Их ученики стали первыми руководителями мастерских Центра ремесел, а ныне уже ученики учеников растят следующее поколение мастеров.
В дни праздников здесь размещаются мастер-классы, организуются выставки, семинары, творческие встречи. Участие на выставках в Каргополе престижно для любого российского мастера, художника, фотографа.

Будущих мастеров растит и Каргопольский педагогический колледж. В детской школе искусств также организована специальная программа по народному искусству Каргополья. Продолжает работать артель гончаров «Каргопольская игрушка», созданная в 60-е годы Александром Петровичем Шевелевым.

«Беломорские узоры» - здесь так же занимаются
гончарством. В этой мастерской трудятся всего
13 мастеров, некоторые из них уже более 20-лет
отдали этому нелегкому труду.

Гончар на своем рабочем месте

Сушка перед обжигом

Вторая сушка уже на специальной печи

Специальная печь для обжига игрушек и посуды

Посуда после обжига в специальной печи

Рабочее место мастера по росписи глиняной игрушки

Рабочее место мастера по росписи глиняной игрушки

Доктор. Неизвестный мастер. 1952г. Нетрадиционная Каргопольская игрушка

Яковлева Светлана Николаевна 1972г.

Краткое описание документа:

С 60-х годов прошлого века традиционная культура Русского Севера изучалась не только этнографами, фольклористами и искусствоведами. На волне всеобщего интереса к национальной культуре Каргополь становится местом паломничества любителей старины. В эти годы были найдены мастера-хранители ремесел, записан устный и музыкальный фольклор, изучен обрядовый комплекс.
Жемчужины народной памяти собираются и сегодня. По воспоминаниям старожилов работникам культуры Каргопольского района в 2005 году записаны ценные сведения о народных традициях (сборник материалов районного конкурса «Традиции Каргопольского края», Каргополь, 2005)

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Каргопольская игрушкаВыполнила студентка НФ МГОУ 4 курс НО Трофимова Виктория


Курс повышения квалификации

Музыкотерапия для детей дошкольного и младшего школьного возраста


Курс профессиональной переподготовки

Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования


Курс повышения квалификации

Видеотехнологии и мультипликация в начальной школе


«Слабоуспевающие дети: кто они? Специфика обучения и сопровождения»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Каргопольская игрушкаВыполнила студентка НФ МГОУ 4 курс НО Трофимова Виктория

Каргопольская игрушка
Выполнила студентка НФ МГОУ 4 курс НО
Трофимова Виктория

История возникновения Из глины гончары лепят горшки и другую посуду. А кол.

История возникновения
Из глины гончары лепят горшки и другую посуду.
А коли останется приготовленная глина от горшков и мисок, так лепят из неё игрушки – фигурки баб, домашних и лесных животных, петушков, уточек, свистульки и гримелки разные.

Глиняные каргопольские игрушки представляют собой фигурки в виде собак, ме.

Глиняные каргопольские игрушки представляют собой фигурки в виде собак, медведей, сказочных героев, приземистых мужиков с бородами-лопатами, баб с новорождёнными малышами, птиц и других живых существ.

Несмотря на такое широкое разнообразие форм, старинная каргопольская глиняная игрушка не обладала яркой расцветкой, ведь в качестве красок использовали мел, сажу и цветную глину.

Мастера Каргопольской игрушки В 1930 гг. изготовлением игрушек занималось л.

Мастера Каргопольской игрушки
В 1930 гг. изготовлением игрушек занималось лишь несколько мастеров. В 1950 гг. остался лишь один мастер, и им была легендарная мастерица Ульяна Ивановна Бабкина (1889 – 1977 гг.).

Особенности Каргопольской игрушки Одеты игрушки, как правило, в нарядные нар.

Особенности Каргопольской игрушки
Одеты игрушки, как правило, в нарядные народные костюмы.

Сарафаны на крестьянках пышные. В руках женщины держат детей, блюда с яств.

Сарафаны на крестьянках пышные. В руках женщины держат детей, блюда с яствами или птиц.

Условно все сюжеты игрушек можно поделить на несколько категорий: к перво.

Условно все сюжеты игрушек можно поделить на несколько категорий:
к первой категории относятся такие типы, как Берегиня – женщина, которая в руках держит голубей, а также лошади, Полкан и другие животные.
ко второй категории относятся сюжетные изделия, которые демонстрируют сцены из деревенского быта.

Орнамент Каргопольской игрушки Элементы орнамента – круги с пятнами другого.

Орнамент Каргопольской игрушки
Элементы орнамента – круги с пятнами другого цвета или крестами внутри, «ёлочки», «гребёнки» – сходны с орнаментами на глиняных черепках каргопольской культуры четырёх тысячелетней давности.

Символика Каргопольской игрушки Берегиня – знак Земли. Слепленная из гли.

Символика Каргопольской игрушки
Берегиня – знак Земли.
Слепленная из глины баба с головой, увенчанной «солнцем», воздетыми к небу руками и сидящими в них птицами, которые символизируют моление «матери сырой земли» о вешних лучах солнца, о свете и тепле, так необходимых для её плодородия.

Медведь – знак Плодородия. У славянских народов «медведко» считается по.

Медведь – знак Плодородия.
У славянских народов «медведко» считается подателем плодородия земли.

Олень. Лось. Баран – знаки Неба С ними было связано представление о дов.

Олень. Лось. Баран – знаки Неба
С ними было связано представление о довольстве и благе, а само слово «рогато» значило на севере жить в изобилии и богатстве.

Полкан – знак Солнца Полкан в каргопольской игрушке – это образ неодоли.

Полкан – знак Солнца
Полкан в каргопольской игрушке – это образ неодолимо могучего богатыря. Очень редко лепили Полкана удалым и молодцеватым, обычно он статный «стар матёр человек».

«Тяни-толкай»: свет и тьма Всадник на тяни-толкае, олицетворяющий собо.

«Тяни-толкай»: свет и тьма
Всадник на тяни-толкае, олицетворяющий собой постоянную борьбу между светлой и тёмной сторонами человеческой души. Сидящего между чёрным и белым конём всадника стараются перетянуть на свою сторону светлые и тёмные силы.

Изготовление Каргопольской игрушки Фигурка лепится из одного куска глины, н.

Изготовление Каргопольской игрушки
Фигурка лепится из одного куска глины, налепных деталей немного.

Детали обозначаются острой палочкой.
Игрушку лепят частями: торс с головой, юбку-колокол, руки, головной убор. Торс соединяли с юбкой, две руки-колбаски сдавливали, сгибали калачиком, и присоединяли к торсу. В последнюю очередь надевают головной убор – шляпу или кокошник.

Для обжига игрушку ставят на ночь в протопленную печь, поближе к углям, гд.

Для обжига игрушку ставят на ночь в протопленную печь, поближе к углям, где температура достигает 800 – 900 градусов Цельсия.
Расписывают игрушку неяркими, блеклыми красками.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 918 439 материалов в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Роль педагога в реализации концепции патриотического воспитания школьников в образовательном процессе в свете ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация инклюзивного обучения в сфере образования»
  • Курс повышения квалификации «Теория и практика инклюзивного обучения в образовательной организации в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Организация краеведческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы»
  • Курс профессиональной переподготовки «Тьюторское сопровождение обучающихся в системе инклюзивного образования»
  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО»
  • Курс повышения квалификации «Система работы учителя-дефектолога при обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями (ООП) в общеобразовательном учреждении»
  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогическая диагностика в современном образовательном процессе»
  • Курс повышения квалификации «Разработка адаптированных образовательных программ в условиях ФГОС СПО»
  • Курс повышения квалификации «Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»
  • Курс повышения квалификации «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Видеотехнологии и мультипликация в начальной школе»
  • Курс профессиональной переподготовки «Оказание психолого–педагогической помощи лицам с ОВЗ»

Оставьте свой комментарий

  • 08.05.2017 6691
  • PPTX 1.1 мбайт
  • 474 скачивания
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Трофимова Виктория Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

63 минуты

«Как пережить подростковый возраст»

77 минут

«Особенности изучения математики с учащимися с ОВЗ»

111 минут

«Система экологического образования: организация работы по формированию экологического сознания личности»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: