Каргопольская игрушка лепка пошагово

Обновлено: 25.04.2024

Знакомство детей с Каргопольской игрушкой начинается с младшей группы. Малышам я рассказываю о красоте и особенностях той или иной Каргопольской игрушки. Постепенно ребят подвожу к осмыслению понятия «народная игрушка». С ними мы осваиваем отдельные элементы Каргопольского орнамента - это посильная задача для самых маленьких. В старших группах дети осваивают технику каргопольской росписи и начальные этапы лепки игрушек.

Лепить можно не только из глины, но и из использованного пластилина, выбросить жалко, вот и используем для лепки игрушек. Для лепки надо взять однотонный пластилин. Цвет нам не важен, главное в изделии – его форма.

Даю детям поэкспериментировать с пластилином. За каждым приемом лепки я открываю детям маленькое чудо ремесла. Я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами включения ребенка в процесс творчества на занятие являются игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций, коллективная работа.

Приобретенные знания закрепляются на практике.

Перед росписью покрываем изделие водоэмульсионной краской 2—3 раза. Чтобы краска хорошо легла на пластилин, обезжириваем его мукой или крахмалом, нанеся их сухой кистью на изделие. Еще можно опустить изделие в мыльную воду. Когда эмульсионка высохнет, принимаемся за роспись. Хорошо ложится гуашь, можно использовать масляные художественные краски, тогда роспись займет несколько дней, т. к. краски должны просохнуть.

Вот такие каргопольские игрушки у нас получились.

Пластилиновые Каргопольские игрушки






Занятие по патриотическому воспитанию в старшей группе «Турнир знатоков родного края» Занятие по патриотическому воспитанию в старшей группе «Турнир знатоков родного края» Задачи: Образовательная: обобщить и конкретизировать.

Планирование НОД по рисованию «Каргопольская игрушка»

Планирование НОД по рисованию «Каргопольская игрушка» «Платочек – каргопольская роспись».Цели и задачи:Продолжать знакомить детей с росписью каргопольской игрушки (барышень); учить выделять.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Выполнила Т.В. Тищенко, воспитатель МБДОУ № 135 «Дюймовочка», г. Архангельск


Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность мини-музея как культурно-просветительского центра дошкольной организации


Курс повышения квалификации

Особенности использования дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста


Курс повышения квалификации

Национальная система учительского роста: деятельность учителя-наставника в общеобразовательной организации


«Как общаться с ребенком, чтобы он дал вам поработать из дома?»

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Выполнила Т.В. Тищенко, воспитатель МБДОУ № 135 «Дюймовочка», г. Архангельск

Выполнила Т.В. Тищенко, воспитатель МБДОУ № 135 «Дюймовочка», г. Архангельск

Из куска глины скатать столбик

Из куска глины скатать столбик

Сделаем из столбика катушку. Для этого от середины столбика глину переместим.

Сделаем из столбика катушку. Для этого от середины столбика глину переместим к краям Сначала с одной стороны Затем с другой Получится вот такая катушка

С одной стороны катушки делаем надрез Формируем ноги коня

С одной стороны катушки делаем надрез Формируем ноги коня

Вытягиваем ноги с противоположной стороны катушки

Вытягиваем ноги с противоположной стороны катушки

В итоге должно получиться вот так

В итоге должно получиться вот так

Часть глины с одного из верхних краёв катушки передвигаем в противоположную с.

Часть глины с одного из верхних краёв катушки передвигаем в противоположную сторону для изготовления торса

С противоположной от торса стороны техникой защипа формируем хвост Полкана

С противоположной от торса стороны техникой защипа формируем хвост Полкана

В своей верхней части хвостик должен быть узким и расширяться книзу

В своей верхней части хвостик должен быть узким и расширяться книзу

Для изготовления рук и головы Полкана верхнюю часть торса делим на три части.

Для изготовления рук и головы Полкана верхнюю часть торса делим на три части Формируем руки. Они должны быть округлыми (в форме колбасок) Для изготовления головы закругляем верхнюю часть заготовки

Из отдельного куска глины скатываем колбаску Примазываем её к лицевой части

Из отдельного куска глины скатываем колбаску Примазываем её к лицевой части

Формируем бороду в виде лопаты Сглаживаем места соединения бороды с головой и.

Формируем бороду в виде лопаты Сглаживаем места соединения бороды с головой и шеей

Из маленького кусочка глины способом примазывания лепим нос Полкана Сглаживае.

Из маленького кусочка глины способом примазывания лепим нос Полкана Сглаживаем места соединения носа с головой

Скатываем жгутик, слегка сплющивая его Обводим жгутиком вокруг головы по пери.

Скатываем жгутик, слегка сплющивая его Обводим жгутиком вокруг головы по периметру, формируя шляпу

Придаём игрушке смысловое значение через расположение рук. Например, одна рук.

Придаём игрушке смысловое значение через расположение рук. Например, одна рука на боку, вторая поднята в приветствии Верхняя часть каждой руки надрезается стеком на две неравные части – создавая подобие открытой ладони

С помощью заострённой палочки делаем глаза и рот Полкана Делаем лучики на бор.

С помощью заострённой палочки делаем глаза и рот Полкана Делаем лучики на бороде

Придаём законченность игрушке с помощью мелких деталей – пуговиц, погон, гарм.

Придаём законченность игрушке с помощью мелких деталей – пуговиц, погон, гармошки

Игрушка готова

 По материалам книги В.Н. Бурчевского «Глины не мять – красоты не видать»

По материалам книги В.Н. Бурчевского «Глины не мять – красоты не видать»

Краткое описание документа:

Презентация по лепке из глины каргопольской глиняной игрушки "Полкан" предназначена для проведения продуктивной деятельности с детьми подготовительной к школе группы детского сада. Цель: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Данную презентацию также можно использовать для проведения мастер-класса с родителями воспитанников.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 918 439 материалов в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Образовательные ресурсы системы дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Организация работы в ДОО по подготовке детей к школе»
  • Курс повышения квалификации «Система работы специалистов ОО по выявлению профессиональных предпочтений от дошкольного до подросткового возраста»
  • Курс повышения квалификации «Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»
  • Курс повышения квалификации «Инновационные подходы к организации социально-личностного развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Экологическое образование детей дошкольного возраста: развитие кругозора и опытно-исследовательская деятельность в рамках реализации ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Простые машины и механизмы: организация работы ДОУ с помощью образовательных конструкторов»
  • Курс повышения квалификации «Современные методы организации детской игры в ДОУ»
  • Курс повышения квалификации «Здоровьесберегающие технологии в физическом развитии дошкольников и их применение в условиях ФГОС ДО»
  • Курс повышения квалификации «Сурдопедагогика: организация обучения, воспитания, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся в условиях реализации программы ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста»
  • Курс повышения квалификации «Личностное развитие дошкольника в социальной среде в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс профессиональной переподготовки «Сурдопедагогика в дошкольном образовании»
  • Курс повышения квалификации «Управление качеством дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования»

Оставьте свой комментарий

  • 17.07.2019 1452
  • PPTX 8.2 мбайт
  • 40 скачиваний
  • Рейтинг: 1 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Тищенко Татьяна Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

58 минут

«Лекционно-семинарская система обучения как системный дидактический комплекс»

36 минут

«Сватовство на Кубани»

28 минут

«Упражнения-движения или самый ловкий ребенок на детской площадке»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Тема: Традиционная технология изготовления каргопольской глиняной игрушки Полкан.

Цель: Практическое освоение участниками мастер - класса традиционной технологии изготовления каргопольского полкана.

1. Познакомиться с русским художественным керамическим промыслом – каргопольской игрушкой.

2. Раскрыть символическое значение орнамента в росписи глиняной игрушки.

3. Научить участников мастер - класса традиционной технологии изготовления каргопольского полкана.

Тип занятия: комбинированное

Продолжительность занятия: 50 минут.

Материалы и оборудование:

1. Наглядные материалы:

- выставка традиционных каргопольских глиняных игрушек обучающихся в студии «Глиняная игрушка» и педагога;

- иллюстрированный материал с изображением каргопольского полкана.

2. Учебно-дидактическое обеспечение:

3. Материалы и инструменты:

- дощечки для работы с глиной;

- стаканы с водой;

4. Технические средства:

- иллюстрированный материал с изображением каргопольского полкана.

Ход занятия (слайд №1)

- Прежде всего мне хотелось бы услышать от вас, что вы знаете о каргопольской игрушке?

- Каргопольская игрушка - русский художественный керамический промысел, распространенный в районе города Каргополя Архангельской области. С давних времен жители этого города и его окрестностей занимались гончарным делом. Большей частью они делали глиняную посуду: печные горшки, миски, кринки. Некоторые мастера лепили глиняные игрушки. (слайд № 2 фото города)

- Мне очень интересно узнать, какие образы каргопольской традиции вам наиболее известны?

- Каргопольскую игрушку можно сразу отличить от яркой дымковской и филимоновской (слайд № 3 сравнение игрушек) по приземистой форме, глухой окраске, орнаменту. По своему характеру и сдержанной внутренней силе она близка к язычеству. В круге сюжетов каргопольской игрушки отражены три темы: (слайд № 4) образы животных (конь, олень, медведь и др.), людей и сказочные персонажи.

Одним из таких персонажей является образ Полкана.

- Знаете ли вы кто такой Полкан?

(слайд № 5) Это фантастическое существо, полуконь-получеловек, пришедшее из народных легенд и преданий. Полкан – это символ огромного, доброго богатыря, защитника людей от зла, богатырь, наделенный несокрушимой народной силой.

- В каких других культурах встречается похожий образ?

Мастерица Ульяна Ивановна Бабкина, которой принадлежит заслуга возрождения и сохранения одного из самых популярных персонажей в каргопольской игрушке – Полкана, лепила и приговаривала: «Полкана-богатыря сделаю. В старину жил такой. Хлеб помогал людям растить, землю от врагов оберегать. Руки у Полкана будут сильные, грудь могучая. А на груди солнышко. Ноги – что у коня – быстрые. А на них золотые копыта».

(слайд № 6) фото У. И. Бабкиной

Постановка цели занятия

- Сегодня я предлагаю слепить эту необычную игрушку по традиционной технологии.

Планирование предстоящей работы

- Возьмите, пожалуйста, в руки Полкана, рассмотрите его и попытайтесь определить этапы изготовления игрушки. (слайд № 7)

- А может быть, кто-то из вас знает, что означает орнамент, который нанесен на игрушку? (слайд № 8)

В древние времена каждый элемент орнамента имел конкретное значение. Все узоры, которые вы видите, являются символами солнца, земли, зерен. (слайд № 9). Основное занятие каргопольских мастеров – землепашество. Не случайно поэтому знаки солнца, земли, зерен как пожелание благополучия украшают их игрушки.

Кресты, круги – солнечные знаки. Круг символизирует дневной и годичный бег солнца вокруг земли. Крест – означает то, что солнце светит на все 4 стороны и все времена года о него зависят.

Древнейший мотив народного орнамента – «древо жизни». Иногда кружками на концах ветвей обозначены плоды. Зерна изображены в виде эллипсов и иногда помещены в скобки. Они символизируют засеянное поле.

Волнистые линии – обозначают воду (дождь).

Прямые линии орнамента – борозды вспаханной земли.

Магическое содержание знаков-символов со временем утратилось.

К сожалению современная каргопольская игрушка менее архаична. Сохраняя традиционные формы, нынешние мастера делают ее более изящной, порой четче акцентируют детали, скульптурки все больше тяготеют к натурализму, а роспись становится более конкретной, чем это принято традицией.

Практическая работа

Технология изготовления игрушки:

Каргопольские игрушки лепят пластическим способом лепки, т.е. из одного кусочка глины:

1. Приступая к изготовлению Полкана, мы берем в руки хорошо промятый кусок глины и скатываем между ладонями валик.

2. Затем сгибаем валик по середине ровно на 90 градусов.

3. Левой рукой держим игрушку, а правой начинаем распределять глину на ноги. Распределили. И сразу начинаем влажными пальцами вытягивать столбики ног, которые широко расставлены и плавно сужаются книзу.

4. После того, как сделали ноги, четырьмя пальцами из задней части фигурки начинаем вытягивать хвостик. Он небольшой, аккуратный, направлен вниз.

5. Следующий этап – вылепливание верхней части фигурки. Сначала распределяем глину на руки и голову, затем снова влажными пальцами выравниваем руки, одна из которых направлена вверх, другая – вниз. Голову формируем на высокой шее с выступающим вперед массивным подбородком.

6. Для изготовления шляпы берем в руки небольшой кусочек глины, катаем в шарик и лепим из него шляпу с широкими полями. Затем тщательно примазываем ее к голове.

7. Для завершения образа, необходимо сделать нос и острым инструментом наметить на лице Полкана глаза и рот.

Вот и готов наш Полкан!

Вам лишь осталось обжечь игрушку в муфельной печи и расписать ее.

Оценка работы, подведение итогов

- Пришло время подведения итогов нашего мастер-класса. Я хотела бы услышать от вас, что нового вы сегодня узнали и чему научились? Как можете применить полученные знания в работе с детьми?

- В свою очередь, я хочу сказать мастерам огромное спасибо за творческую работу. Я уверена, что ваши игрушки принесут вам в дом счастье, частичку солнышка и защитят вас от любых неприятностей! Всего вам доброго!

И сейчас традиция лепки игрушки живет в Каргополе. Здесь находиться училище, и множество художественных школ, которые передают традицию детям. Здесь каждый год проходит большой фестиваль-конкурс игрушки, праздник, на котором весело всем, и взрослым и детям.

Когда организовали цех каргопольской игрушки, то мастеров в нем было совсем не много, около тридцати человек. Наряду с мастерами-надомниками Д.В. и К.П. Шевелевыми, С.И. Рябовым, С.Е. Дружининым, пришла сюда и увлеченная красотой и мудростью народного искусства молодежь, сменившая свою первую профессию - Т.С. Водяницкая, С.Н. Яковлева, А.Ф. Шевелева, Е.А. Пискунова и многие другие. Когда же встал вопрос о продолжении традиции игрушки, о том, что мастерство лепки и понимание души игрушки воспринимаются с малых лет, когда дети сперва мяли глину, затем пробовали сами лепить, обжигать и красить игрушки; теперь же получалось так, что в игрушку приходили мастера "со стороны", которым нужно было органично вливаться в традицию, причем не просто копировать произведения мастеров прошлого, но и вносить новые сюжеты, давать новую жизнь игрушке.

Первый шаг в этом направлении сделал А.П. Шевелев, организовав при городском Доме пионеров кружок глиняной игрушки. С 1963 года в школах, а затем в педучилище руководил такими кружками. Позже возникла Школа искусств. И теперь при обучении детей основам лепки игрушки используются разработанные этими мастерами педагогические программы, позволяющие воспринять всю мощь народного искусства органично со своим внутренним миром.

Когда ребятишки приступают к своим учениям, им не терпеться побыстрее слепить человеческую фигурку. Но учитель не торопиться. Первое серьезное задание - слепить шарик. Не скатать его в ладошках, а именно вылепить ровный круглый объем, работая всеми пальцами. Затем они раскрасят их, как мячи или елочные украшения. Потом они будут лепить целиндрик и конус - исходные формы каргопольской игрушки. Первая игрушка, с которой начинается обучение лепке, - собачка. Мастер может сделать крепкого невозмутимого деревенского пса со степенным добродушным выражением на морде, но чаще возникает другой характер, подвижная, с повернутой головой и расставленными лапами собака, у которой в зубах кость, а на спине сидит птичка.

Вы можете попробовать вылепить барыню по мотивам каргопольской игрушки. Для этого кусок глины, предназна­ченный для лепки, надо поделить на несколько частей для изготовления торса, юбки, рук и головного убора. Смотрите последовательные этапы лепки:


Лепим торс с головой. Катаем глиняный цилиндр, на­мечаем голову и слегка ее округляем. Шея у игрушки оста ется толстой (иначе сломается).


Лепим юбку-колокол. 1-й способ — метод кругового на-лепа: катаем колбаски толщиной 1см в диаметре. Каждая последующая должна быть немного короче предыдущей. Начинаем с самой большой. Сворачиваем ее в кольцо. Затем укладываем на него кольцо из следующей колбаски и т. д. Каждое глиняное кольцо прижимаем к предыдущему. У вас получилась глиняная пирамида.


Чтобы юбка не разваливалась, надо каждую сторону за­гладить — и снаружи, и внутри.

2-й способ. Кусок ткани намочить и отжать. Кладем гли­няный шар на ткань, закрываем его и прокатываем скалкой либо стеклянной бутылкой. Получаем глиняный блин тол щиной до 0,5—0,8 см. Вырезаем из него сектор и получен ную фигуру сворачиваем в конус. Места соединения замазы ваем.


3-й способ — выбирание стекой. Лепим глиняный конус и затем выбираем глину стекой или ложкой. Юбка готова.


Присоединяем туловище к юбке. Лепим руки. Примазываем со всех сторон и сворачива ем их калачиком. Делаем кокошник — вытягиваем голову и спереди примазываем полоску и серьги.

Для шляпы берем шарик, превращаем его в цилиндр. Поля либо оттягиваются от цилиндра, либо налепливается кол баска и примазывается. Поля не должны быть широкими.

Выглаживаем всю фигурку. Если у вас есть возможность обжечь высохшую игрушку в муфельной школьной печи, то обжигайте ее в течение 3 часов при температуре 400—450°.

После обжига ее белят водоэмульсионной краской и расписывают гуашью или темперой.

Каргопольская глиняная игрушка — традиционный промысел в Архангельской области. О том, сколько лет самой старой фигурке, как в давние времена мастера лепили и украшали игрушки и как в Каргополе возродилось ремесло — читайте в нашем материале.

История каргопольского промысла

Гончарный народный промысел в районе Каргополя зародился еще в XI–XIII веках: археологи нашли здесь фрагменты посуды и других предметов быта. В этих местах добывали красную глину, она хорошо подходила и для ручной лепки, и для работы на гончарном круге. Своего расцвета это ремесло достигло в XIX веке.

Сначала гончарное дело не было основным занятием каргопольских крестьян. Мастера садились за круг зимой, когда не нужно было работать в поле. Готовую посуду отвозили на рынки и ярмарки. За зиму умелый гончар мог сделать от 400 до 800 горшков и выручить за них до 15 рублей — немалую сумму для XIX века.

Посуду в Каргополье делали все — мужчины, женщины, дети начиная с 8–9 лет. А из остатков глины лепили разные фигурки. Мастера их особо не ценили: стоили такие игрушки очень мало, чаще всего их просто раздаривали детям. Некоторые торговцы расписывали свистульки натуральными красками и использовали как своеобразную рекламу: ребенок, увидев на прилавке яркую игрушку или услышав переливчатый свист, тянул к ней родителей: «Купи, купи свистульку!» А взрослые заодно могли приобрести и нужный в хозяйстве горшок, квашню или крынку.

Как выглядели средневековые каргопольские игрушки, неизвестно. Археологам удалось найти только одну фигурку коня, которую сделали примерно в XV–XVI веках. По ней можно судить лишь о том, что тогда «бобки» (так здесь называют игрушки) не раскрашивались, отличались простой формой и условностью деталей. Первые упоминания о «классических» фигурках относятся к 70-м годам XIX века.

От птицы до кентавра: самые популярные фигурки

Изображали в основном одиночные фигурки: женщин в широких юбках-колоколах, мужчин с окладистыми бородами, домашних и диких животных — оленей, медведей, лошадей, коров, птиц. В начале XX века появились сюжетные глиняные игрушки, которые показывали сценки из деревенской жизни: охоту и рыбалку, стирку белья и работу в кузнице, сбор урожая и праздничные гулянья.

Многие фигурки сохраняли оттенок древних верований. Например, женщина с младенцем или птицей в руках напоминала старинные изображения матери-земли, олицетворяла плодородие и достаток. Примерно такое же значение имела и фигурка медведя — популярного героя народных сказок, песен и преданий.

Некоторые игрушки изображали фантастических существ. Самое известное из них — Полкан, или Полихан, некое подобие кентавра, верхняя часть тела у которого человеческая, нижняя — конская (в самых старых вариантах — собачья). В былинах Полкан часто фигурировал как добрый богатырь, защитник слабых, бедных и обиженных.

Другое необычное существо, которое лепили каргопольские мастера, — Тянитолкай, похожий на двухголового коня. Одну голову ему красили в черный цвет, другую — в белый, а между ними сажали глиняного всадника. В такую игрушку вкладывали глубокий смысл: белая сторона Тянитолкая олицетворяла свет, добро и жизнь; черная — зло, тьму и смерть. Всадник между ними воплощал вечные метания человеческой души, однако некоторые фигурки все же изображали его прильнувшим к белой половине Тянитолкая — как бы сделавшим выбор.

Мука, свинец и охра: как лепили и чем украшали

Традиционно каргопольскую игрушку создавали из цельного небольшого куска глины, мелкие налепные детали почти не использовали. Лепили только руками, без специальных инструментов: гончар проминал глину пальцами, выбирал из нее мелкие камешки и непромешанные комки, чтобы они не испортили готовое изделие.

Вылепленные из глины игрушки оглаживали мокрыми руками, чтобы убрать неровности и придать окончательную форму. Затем их просушивали на ветру и обжигали в печи. До конца XIX века фигурки почти не раскрашивали, только украшали «обварным» методом: сразу после обжига раскаленное изделие погружали в густой мучной раствор, мука пригорала к поверхности и оставляла необычные темные разводы.

В конце XIX — начале XX века каргопольские игрушки стали лепить иначе. Теперь их нередко создавали по частям, добавляли мелкие налепные детали. На смену «обварной» керамике пришла «поливная»: перед обжигом изделие обмазывали дегтем и обсыпали свинцовым порошком. При обжиге свинец плавился, и на поверхности глины получалась красивая зеленоватая глазурь. В то же время мастера начали украшать игрушки росписью — мелом, цветной глиной, сажей, охрой. Всю фигурку целиком белили, чтобы создать фон, затем намечали лицо или морду, расписывали одежду людей или туловище животных красными, зелеными, синими, черными узорами. Элементы орнамента также происходили из древности: например, круги, кресты и стрелы олицетворяли солнце и тепло, прямые или волнистые линии — воду, колосья, зерна и другие растительные узоры — землю и богатый урожай.

Читайте также: