Каргопольская игрушка отличительные особенности

Обновлено: 22.04.2024

Каргопольская глиняная игрушка — традиционный промысел в Архангельской области. О том, сколько лет самой старой фигурке, как в давние времена мастера лепили и украшали игрушки и как в Каргополе возродилось ремесло — читайте в нашем материале.

История каргопольского промысла

Гончарный народный промысел в районе Каргополя зародился еще в XI–XIII веках: археологи нашли здесь фрагменты посуды и других предметов быта. В этих местах добывали красную глину, она хорошо подходила и для ручной лепки, и для работы на гончарном круге. Своего расцвета это ремесло достигло в XIX веке.

Сначала гончарное дело не было основным занятием каргопольских крестьян. Мастера садились за круг зимой, когда не нужно было работать в поле. Готовую посуду отвозили на рынки и ярмарки. За зиму умелый гончар мог сделать от 400 до 800 горшков и выручить за них до 15 рублей — немалую сумму для XIX века.

Посуду в Каргополье делали все — мужчины, женщины, дети начиная с 8–9 лет. А из остатков глины лепили разные фигурки. Мастера их особо не ценили: стоили такие игрушки очень мало, чаще всего их просто раздаривали детям. Некоторые торговцы расписывали свистульки натуральными красками и использовали как своеобразную рекламу: ребенок, увидев на прилавке яркую игрушку или услышав переливчатый свист, тянул к ней родителей: «Купи, купи свистульку!» А взрослые заодно могли приобрести и нужный в хозяйстве горшок, квашню или крынку.

Как выглядели средневековые каргопольские игрушки, неизвестно. Археологам удалось найти только одну фигурку коня, которую сделали примерно в XV–XVI веках. По ней можно судить лишь о том, что тогда «бобки» (так здесь называют игрушки) не раскрашивались, отличались простой формой и условностью деталей. Первые упоминания о «классических» фигурках относятся к 70-м годам XIX века.

От птицы до кентавра: самые популярные фигурки

Изображали в основном одиночные фигурки: женщин в широких юбках-колоколах, мужчин с окладистыми бородами, домашних и диких животных — оленей, медведей, лошадей, коров, птиц. В начале XX века появились сюжетные глиняные игрушки, которые показывали сценки из деревенской жизни: охоту и рыбалку, стирку белья и работу в кузнице, сбор урожая и праздничные гулянья.

Многие фигурки сохраняли оттенок древних верований. Например, женщина с младенцем или птицей в руках напоминала старинные изображения матери-земли, олицетворяла плодородие и достаток. Примерно такое же значение имела и фигурка медведя — популярного героя народных сказок, песен и преданий.

Некоторые игрушки изображали фантастических существ. Самое известное из них — Полкан, или Полихан, некое подобие кентавра, верхняя часть тела у которого человеческая, нижняя — конская (в самых старых вариантах — собачья). В былинах Полкан часто фигурировал как добрый богатырь, защитник слабых, бедных и обиженных.

Другое необычное существо, которое лепили каргопольские мастера, — Тянитолкай, похожий на двухголового коня. Одну голову ему красили в черный цвет, другую — в белый, а между ними сажали глиняного всадника. В такую игрушку вкладывали глубокий смысл: белая сторона Тянитолкая олицетворяла свет, добро и жизнь; черная — зло, тьму и смерть. Всадник между ними воплощал вечные метания человеческой души, однако некоторые фигурки все же изображали его прильнувшим к белой половине Тянитолкая — как бы сделавшим выбор.

Мука, свинец и охра: как лепили и чем украшали

Традиционно каргопольскую игрушку создавали из цельного небольшого куска глины, мелкие налепные детали почти не использовали. Лепили только руками, без специальных инструментов: гончар проминал глину пальцами, выбирал из нее мелкие камешки и непромешанные комки, чтобы они не испортили готовое изделие.

Вылепленные из глины игрушки оглаживали мокрыми руками, чтобы убрать неровности и придать окончательную форму. Затем их просушивали на ветру и обжигали в печи. До конца XIX века фигурки почти не раскрашивали, только украшали «обварным» методом: сразу после обжига раскаленное изделие погружали в густой мучной раствор, мука пригорала к поверхности и оставляла необычные темные разводы.

В конце XIX — начале XX века каргопольские игрушки стали лепить иначе. Теперь их нередко создавали по частям, добавляли мелкие налепные детали. На смену «обварной» керамике пришла «поливная»: перед обжигом изделие обмазывали дегтем и обсыпали свинцовым порошком. При обжиге свинец плавился, и на поверхности глины получалась красивая зеленоватая глазурь. В то же время мастера начали украшать игрушки росписью — мелом, цветной глиной, сажей, охрой. Всю фигурку целиком белили, чтобы создать фон, затем намечали лицо или морду, расписывали одежду людей или туловище животных красными, зелеными, синими, черными узорами. Элементы орнамента также происходили из древности: например, круги, кресты и стрелы олицетворяли солнце и тепло, прямые или волнистые линии — воду, колосья, зерна и другие растительные узоры — землю и богатый урожай.

В деревнях, которые находились на территории Каргопольского уезда (сегодня это Каргопольский район Архангельской области), с древних времен занимались созданием гончарных предметов обихода. Это дело было сезонным – когда заканчивались сельскохозяйственные работы, крестьяне могли позволить себе заняться лепкой горшков. Из глиняных отходов создавали разные поделки. Так появилась знаменитая каргопольская игрушка. Первоначально к этому ремеслу никто не относился серьезно. Для раскрашивания изделия использовали подручные материалы. В основном эта была печная сажа и известь.

каргопольская игрушка

Какая она – игрушка из глины?

Глиняные каргопольские игрушки представляют собой фигурки в виде собак, медведей, сказочных героев, приземистых мужиков с бородами-лопатами, баб с новорожденными малышами, птиц и других живых существ. Несмотря на такое широкое разнообразие форм, старинная каргопольская глиняная игрушка не обладала яркой расцветкой, ведь в качестве красок использовали мел, сажу и цветную глину. Современная вещица уже отличается более яркими оттенками, однако профессионалы стараются не делать свои творения очень пестрыми. Красный, синий, зеленый, белый, черный цвета и охра являются самыми популярными оттенками для разрисовывания изделий.

Для большинства игрушек характерны такие элементы росписи, как кресты, красные большие круги, кольца. Все это старинные солнечные символы. Также использовали мотивы лепестков растений, колосьев хлеба и зернышек.

Авторство

каргопольская глиняная игрушка

В большинстве случаев имена изготовителей подобных вещиц никому не известны. Но существуют некоторые знаменитые мастера каргопольской игрушки, благодаря творчеству которых сбереглось ремесло и в него были привнесены характерные элементы.

В тридцатые годы прошлого века в деревне Гринево проживал Дружинин Иван Васильевич – потомок рода гончаров. Он был одним из талантливейших создателей глиняных игрушек. Сегодня его шедевры люди знают как классические каргопольские.

Гринево стало местом рождения еще одной известной мастерицы, из-под рук которой появилась чудесная каргопольская игрушка. Имя ей – Бабкина Ульяна Ивановна. Начав заниматься созданием игрушек еще в 15-летнем возрасте, Бабкина продолжала свое ремесло до конца жизни. Именно она не дала завершиться прекрасному обычаю произведения сувениров. Это Ульяна Ивановна сберегла образ коня-полкана, или, как его еще называют, полихана. Кентавр с бородой, коим является Полкан – один из самых любимых и востребованных образов каргопольской глиняной игрушки.

Династия Шевелевых

лепка каргопольская игрушка

Игрушка из Каргополя своим развитием во многом обязана Шевелевым. Об удивительных вещицах невозможно рассказывать без упоминания этих славных людей. Род Шевелевых берет свое начало в деревне Токарево, которая находилась в паре километров от самого Каргополя по Пудожскому тракту. Шевелев Александр Петрович дал жизнь филиалу каргопольского отделения «Беломорских узоров», который производил игрушки.

Сегодня дело предков унаследовал Шевелев Валентин Дмитриевич. Он занимается воссозданием старинной техники обварки поделок, которая подразумевает помещение разгоряченной после обжига игрушки в так называемую болтанку – густой раствор на основе муки. В результате поверхность изделия покрывается декоративными разводами и пятнами черного цвета. Все это возможно благодаря подгоревшей муке. В Каргополе в 2003 году был создан Дом-музей династии Шевелевых и каргопольской глиняной игрушки.

мастера каргопольской игрушки

Самая древняя каргопольская игрушка – это баба. Благодаря сочетанию довольно древних элементов и своей архаичности она относит пользователя к эпохам мезолита, неолита и палеолита. По своему внешнему виду фигурка напоминает бабу-идола, сделанную из камня, с невозмутимым плоским лицом. Историки считают, что она олицетворяет Великую Матерь, которая, предположительно, относится к матриархату палеолитического периода. Позже она перевоплотилась в символ Матери-Земли, основной богини Природы. По истечении некоторого времени культовое значение игрушки было потеряно, и она стала всего лишь детской забавой и аксессуаром быта крестьянина.

Производство бабы

Фигурка лепится по отдельным частям: голова и торс, руки, юбка-колокол и головной убор. Туловище и юбку прикрепляли друг к другу, сдавливали обе руки-колбаски, скручивали их в форме калачика и тоже фиксировали. Головной убор в виде кокошника или шляпы приделывали самым последним. На этом заканчивалась лепка.

Каргопольская игрушка далее нуждалась в покраске. Бабу подвергали обработке известью, иногда для этой цели применяли раствор на основе мела и молока. Потом мастера приступали к прорисовыванию передника. Его наполняли разнообразными изображениями символического значения. Так, волнообразные линии символизировали воду и дождь, зигзаги означали молнии, ливни и грозы. Изображение креста в круге символизировало солнце, а креста в ромбе – землю. Роспись каргопольской игрушки в виде креста с точками означала засеянное поле, а различные завитушки – это ростки. Если говорить в общем, то вся вышеописанная символика имела отношение к оседлому жителю, пахарю или сеятелю.

каргопольская игрушка полкан

Полкан

Особое место в истории глиняных поделок занимает каргопольская игрушка Полкан. Специалисты в области создания сувениров считают, что слово «полкан» произошло от «полконя». Эта игрушка появилась после бабы. Она считается такой же любопытной и архаичной, содержит много разных смыслов. Полкан – кентавр, человек-конь, носивший бороду и шляпу. Иногда его изображали с грудью женщины. В Полихане появляется очень важный символ крестьянства – конь. Он стал воплощением землепашества, богатства, знатности и силы.

Полкан – это землепашец, так как первые пахари воспринимались именно как «люди-кони». Борода – это свидетельство зрелого возраста, а широкая грудная клетка – символ расцвета сил. Что же символизирует женская грудь? История каргопольской игрушки говорит, что это универсальный символ крестьян: покровитель рода, семьи, хозяин, хранитель домашнего очага.

Другие фигурки

К прочим древним образам относятся изображения зверей. Сначала популярностью пользовались зайцы, чуть позже их вытеснили кони. Особое почетное место занимала медведица («медвежаха») с потомством или без него. Ее могли лепить с разнообразными бытовыми предметами, например, с рыбой или зеркалом в лапах. Медведь – это один из первых символов планеты.

история каргопольской игрушки

К самым поздним сюжетам каргопольской глиняной игрушки относятся образы, связанные с сельским бытом. Так, мастера лепили тройку запряженных лошадей с наездниками. Мужики с длинными бородами, держащие гармонь, лапти или трубку, крестьянки и барыни – все это прообразы глиняных поделок.

Особенности каргопольских игрушек

Каргопольская глиняная игрушка имеет достаточно архаичный внешний вид. Она обладает узнаваемым стилем, типажами и росписью. Эту вещицу можно величать воистину народной, так как ее исполнение максимально свободное. Условно все сюжеты поделок можно поделить на несколько категорий: к первой относятся архаичные типы, такие, как Берегиня – женщина, которая в руках держит голубей, а также лошади, Полкан и другие животные. Ко второму типу каргопольских игрушек относятся сюжетные изделия, которые демонстрируют сцены из деревенского быта. Также эта категория сувениров иллюстрирует сюжеты из сказок. Сюда можно отнести такие композиции, как «Девушка за стиркой», «Репка» и прочие.

Каргопольская игрушка традиционной росписи – это выбеленная поделка, расписанная разными цветами, но без нанесения лишних деталей и ненужного глянца. Несмотря на то что на фигурке присутствуют яркие оттенки, выглядит она приглушенно. Лицо расписывается довольно условно.

каргопольская игрушка история возникновения

О каргопольской игрушке в наши дни

Сегодня кроме классических образов широкую популярность снискали многофигурные композиции. Здесь возникает движение и характер, у мастеров появляется желание сделать все так, как в реальной жизни. Гончары установили сюжеты и темы. В своем большинстве это жизнь крестьян, их праздники и будни. Разрабатывается великое многообразие новых сюжетов, которые имеют отношение к праздничным датам, к разным выставкам, мероприятиям, которые проходят в том или ином городе.

Дом-музей Шевелевых

Каргополь, улица Гагарина, дом №30 – именно в этом старом бревенчатом здании с наличниками зеленого цвета находится известный на всю Россию Дом-музей Шевелевых. Это родовое гнездо династии знаменитых мастеров каргопольской игрушки. Тут есть две маленькие комнаты, в которых в свое время проживали Клавдия Петровна и Дмитрий Васильевич Шевелевы. Они воспитали троих детей – Валентина, Владимира и Виталия. А те дали жизнь своим детям, которые не дают пропасть ремеслу своих предков. Когда в конце 2000 года умер Дмитрий Васильевич, его наследники выступили с предложением открытия музея. Эта идея была поддержана администрацией района, а через два года власти отдали вторую половину помещения в аренду роду Шевелевых.

Музейные экспозиции

В 2002 году на территории поместья Владимир Шевелев обустроил выставочный летний зал, а в переднем отделении дома он организовал комнату для мастер-классов. Через год братья Шевелевы создали экспозицию, но временную. Официальной датой открытия Дома-музея является 13.06.2003 года.

В современном Каргополе нет постоянно действующей выставки каргопольской игрушки, поэтому музей Шевелевых восполняет этот пробел. Здесь представлены фотографии, некоторые реликвии семьи, традиционные бытовые принадлежности, которые были слеплены на гончарном круге и покрыты поливой из свинца. Украшением экспозиции являются предметы живописи трех братьев. Здесь интересно будет и старшему поколению, и младшему.

Вот такая она – каргопольская игрушка. История возникновения ее уходит своими корнями в глубокую древность, проходит через века и останавливается в современном Каргополе в Доме-музее династии Шевелевых. Возможно, тот, кто впервые увидит глиняное изделие, скажет: «Такое я и сам сделаю». Но нет, здесь необходимо особое умение, талант, дар. Чтобы создать каргопольскую игрушку, нужно проникнуться крестьянским духом и пропитаться любовью к древнему искусству и своей Родине.


Культурное наследие в нашей стране очень богато и разнообразно. Есть довольно много интересных вещей, историю происхождения которых мы даже не знаем. Каргопольские глиняные игрушки появились в России очень давно. Для жителей Архангельской области их изготовление было промыслом, приносившим заработок. При этом мало кто знает, что эти игрушки являются одними из самых древних фигурок, представляющих сегодня большую ценность. Когда и где они появились? Сколько им лет? Как мастера делали и украшали их? На все эти вопросы вы сможете найти ответы в нашей статье.

Историческая справка


Ремесло по изготовлению глиняных игрушек зародилось в районе Каргополя в XI-XIII веках. Во время проведения археологических раскопок ученые нашли многочисленные фрагменты посуды и других элементов быта. Концентрация промысла именно в этом регионе обусловлена тем, что здесь большие залежи красной глины, которая идеально подходит для лепки и гончарства. Но расцвет ремесла наблюдался лишь в XIX веке.

Долгое время ремесло не было промыслом. Им занимались преимущественно крестьяне, которые пытались хоть как-то заработать деньги. Чаще всего игрушки делали зимой, когда не нужно было работать в поле. Их продавали на рынках и ярмарках. Умелые мастера успевали за сезон сделать от 500 до 800 изделий, продажа которых приносила около 15 рублей. На те времена это были хорошие деньги.

Кто занимался ремеслом



Как выглядели средневековые каргопольские игрушки, остается неизвестным. Несмотря на многочисленные раскопки, в руки археологов попала только одна фигурка коня, сделанная ориентировочно в XV-XVI веках. Неоспоримым фактом является лишь то, что в те времена игрушки еще не расписывали красками.

Какие фигурки были самыми популярными


Игрушки были преимущественно одиночными. Чаще всего делали фигурки женщин и мужчин, а также разнообразных животных — лошадей, оленей, волков, медведей, птиц и так далее. Начиная с XX века, мастера начали изготавливать сюжетные игрушки, демонстрирующие различные события из повседневной жизни, например, охоту, выполнение каких-либо бытовых обязанностей, праздничные мероприятия или посевные работы.

Многие сюжеты посвящались старинным народным верованиям и обрядам. Например, женщина с малышом на руках олицетворяла начало жизни, достаток и процветание. Примерно такое же значение имела и фигурка медведя, который был одним из главных персонажей многих сказок.


Некоторые игрушки выполняли в виде мифических существ. Самым известным из них был Полкан, представляющий собой человека с лошадиным телом. В народных былинах он выступал воином, защищающим слабых и обездоленных.

Еще одним популярным существом был Тянитолкай, напоминающий коня с двумя головами. На Тянитолкае сидел всадник. Одна голова существа была выкрашена в черный, а вторая в белый цвет. Эта игрушка имела очень глубокий смысл. Белая голова символизировала жизнь и свет, а черная означала смерть и тьму. Всадник символизировал человеческую душу, которая постоянно мечется между добром и злом.

Как лепили и украшали


Для изготовления игрушек брали цельный кусок красной глины небольшого размера. Лепили исключительно вручную без использования каких-либо специальных приспособлений. Глину просто разминали пальцами, придавая ей нужную форму. Чтобы избежать неровностей и каких-либо дефектов, руки периодически смачивали в воде. Когда изделие было готово, его просушивали и обжигали в печи, после чего оно затвердевало и сохраняло форму.

Расписывать игрушки начали ориентировочно с конца XIX века. Одновременно с этим изменилась и технология их изготовления. Теперь мастера делали отдельные части, которые затем собирали в единое изделие. Украшали его мелкими лепными элементами. После этого игрушки просушивали, смазывали дегтем, присыпали свинцовым порошком. Только после этого их отправляли в печь для обжига.


Перед продажей игрушки белили, а затем украшали и расписывали мелом, глиной разных цветов, охрой и сажей. На выходе получались красивые однотонные или разноцветные изделия, которые пользовались неплохим спросом.

Позднее в качестве украшения начали использовать орнаменты. Наиболее распространенными были геометрические фигуры, прямые или волнистые линии, а также растительные узоры. При этом каждый орнамент имел определенное значение.

Угасание и возрождение ремесла


Изготовлением глиняных игрушек в окрестностях Каргополя занимались до 1917 года. Но после революции ремесло пришло в упадок. Основные причины этого заключались в отсутствии спроса на изделия и нежелании новых властей поддерживать производителей. За следующие 10-15 лет мастера практически полностью перевелись. Ремеслом продолжали заниматься единичные гончары, изделия которых сохранились до наших дней.

Возрождение ремесла началось в 60-х годах прошлого века. Этому помогла Ульяна Бабкина, занимавшаяся изготовлением игрушек. А в 1967 году по распоряжению правительства в Каргополе был открыт гончарный цех, которым руководил потомственный гончар Александр Шевелев. При нем глиняные игрушки стали более сложными, красивыми и совершенными. Их расписывали разноцветными красками, что придавало им хорошую детализацию и реалистичность.

Национальное достояние


Каргопольские глиняные игрушки — это важная часть истории и культуры нашей страны. В 2003 году в Каргополе открылся музей Шевелевых. Это целая династия гончаров, которая занимается изготовлением игрушек и по сей день. В музее вы можете не только прикоснуться к истории, но и научиться делать своими руками изделия из глины, посетив бесплатный мастер-класс.

Очень радует тот факт, что сегодня у нас есть возможность более детально узнавать историю своей прекрасной страны.

Каргопольская игрушка

Каргопольская игрушка появилась в районе города Каргополя в Архангельской области. А если точнее, то в деревнях Печникова, Гринева и Токарева. Истоки промысла идут еще с 13 века, где найдены первые гончарные изделия, а характерные особенности ремесла сохранились до нашего времени.

Содержание:

История промысла

Мужчины и женщины создавали различную посуду (горшки, миски, кувшины и т.д.), а в свободное время лепили незатейливые фигурки для детей, прибегавших на производство к родителям. Изделия никогда не пользовались большим спросом, поэтому их редко вывозили на продажу и выставляли на ярмарках. Каргопольскую игрушку делали для ребятишек, да чтобы использовать излишки материала, который не пригодился для других изделий.

Традиции ремесла сохранились практически без изменений до наших дней, однако каргопольская игрушка перестала пользоваться спросом уже в середине 20-ых годов, а через десятилетие производство и вовсе сошло на нет.

история каргопольской игрушки

В 1930-ом году созданием незатейливых глиняных фигурок занималось несколько мастеров в деревне, которые считали это не работой, а хобби. К 1950-ому году осталась всего одна мастерица, создающая игрушки. Она обжигала их по-домашнему, в собственной печке, а для придания прочности засыпала углями, ожидая, когда фигурки прокалятся. Для росписи ремесленница использовала старые краски. Изменился внешний вид изделий позже, когда мастерица стала известна за пределами своей области и добрые люди начали присылать ей новые материалы. Тогда каргопольские фигурки стали красочнее, хотя стилистика не изменилась.

Сейчас ее работы выставлены во многих музеях народного промысла, а в Каргополе создан музей каргопольской глиняной игрушки, где собраны лучшие экспонаты гончарного ремесла из этой области.

Виды каргопольских игрушек

разные каргопольские игрушки

В каргопольских игрушках преобладает деревенская тематика. Местные мастера с большей охотой изображали простых русских людей – крестьян, которые работают в поле; пахарей и сеятелей, отдыхающих во время обеденного перерыва; женщин, стирающих белье и нянчащих детей. Обычно люди в этих глиняных изделиях очень трудолюбивы: они сеют поле, кормят скот, готовят еду, собирают урожай или выполняют домашние обязанности. Но было место и праздничной тематике, здесь ремесленники изображали танцующие пары, веселящихся музыкантов с гармошками и резвую детвору, радующуюся гуляниям.

о каргопольской игрушке

Создавали и животных, как настоящих, так и вымышленных. Самый известный персонаж - полуконь-получеловек Полкан, изображенный в военной форме с орденами. Были и другие герои древнерусских легенд, например, двухголовой конь или птица Сирин.

Некоторые настоящие животные также получали некое очеловечивание, им прорисовывали одежду, обустраивали быт, даже давали музыкальные инструменты. В фигурках участвовала все фауна, знакомая русскому человеку – медведи, лоси, бараны, кошки, собаки, птицы, лошади.


Каргопольские игрушки не прорабатывались детально, многие элементы одежды или аксессуары были изображены схематично. Наряды были яркими, заметными. Женщин часто наряжали в длинные сарафаны, заплетали волосы в косу, на шею вешали бусы, а в руки давали или сверток с младенцем или блюда с едой. Мужские образы обладали густой бородой, шапкой или шляпой для защиты от солнца, расписной рубахой, свободными шароварами и высокими сапогами на небольшом каблуке.


Образы традиционного каргопольского ремесла наполнены скрытым смыслом. Например, фигурка обычной женщины была символом Земли, плодородия, кормилицей-матушкой. Именно она пробуждала природу от зимней спячки, давала богатый урожай осенью и спасала в голодные времена. А медведь считался хозяином леса, который мог, как разорвать неугодного путника на части, так и щедро одарить лесными дарами и привести к выходу из чащи. Рогатые животные, как олень или баран, символизировали небо и солнце. Согласно многим преданиям, оказавшим влияние на гончарное дело, рога освещают людям путь, приводят к истине. Полкан же, являющийся скрещением человека и коня, был защитником людского народа от всех бед и напастей. При любой опасности он закрывал широкой грудью народ, отражая нападки судьбы.

Технология изготовления

изготовление игрушки

Первоначальный этап – подготовка материала. Каждый мастер сам выбирает способ: кто-то изначально подсушивает глину, а потом превращает в порошок и смешивает с водой; кто-то сперва замешивает до состояния теста и подсушивает; кто-то и вовсе обходится без сушки.

Фигурки лепятся из цельного куска, иногда с добавлением дополнительных элементов. Каргопольским игрушкам свойственна простота в исполнении, поэтому глине придают самые незатейливые формы в виде силуэта человека или животного. Образ героя передается обобщенно, несколько примитивно.

обжиг игрушки в домашней печи

После придания формы следует обжиг, которые многие мастерицы производили в домашних печах. После тепловой обработки изделие необходимо было поместить в густой раствор из муки. Пригоревшая мука создавала на поверхности причудливые темные узоры, которые в дальнейшем покрывались красками. Подобная технология давала фигурке рельефность и объем.

Завершающий этап – покраска изделия. Раньше ремесленники смешивали красящий пигмент с мелом, что придавало игрушке светлый оттенок.

Роспись каргопольской игрушки


Изделия из Архангельской области не могут похвастаться наличием богатой цветовой палитры. Чаще всего использовали оттенки красного, зеленого, желтого и синего. Предпочтение отдавали ярким и насыщенным цветам.

На фигурки всегда имелся узор - люди получали его в качестве декора к одежде, а животным орнамент наносился на рога или конечности. Сам узор был незатейливым и примитивным: простые и волнистые линии, круги, треугольники, цветочный орнамент. Присутствовала и символика из древней Руси: символичное изображение солнца, неба и луны. Были и стихийные знаки, как огонь, земля и вода.

Каргопольская игрушка

Каргопольская игрушка на сегодняшний день является сувенирной продукцией, отличающейся природным своеобразием, и несущим в себе богатейшую историю северных народов. Название этой игрушки произошло от названия местности в Архангельской области. Город Каргополь и все окружающие его деревни являются настоящей родиной этой удивительной глиняной игрушки. Суровые края, расположенные в дремучих лесах, с непроходимыми топкими болотами вокруг, богатейшие самым доступным материалом – красной глиной, издревле славились талантливыми гончарами.

Северные крестьяне в свободное от сельскохозяйственных работ время и в зимний период, садились за гончарный круг, порою целыми семьями, и работали над созданием глиняных изделий, изготовление которых являлось дополнительным средством к существованию. Известны имена таких талантливых гончаров, как Дружинин И.В. и Бабкина У.И. Музеи в первую очередь приобретали работы мастера Дружинина И.В., его игрушки славились и считались классическими. Бабкина У.И. – это единственный человек, кто в период 50-х годов хранил традиции народного искусства. Благодаря ей на Каргопольскую игрушку вновь было обращено внимание, и в Союзе художников был рассмотрен вопрос о возрождении почти целиком утраченного промысла.

Описание игрушки

Каргопольская игрушка традиционной росписи – это выбеленная поделка, расписанная разными цветами, но без нанесения лишних деталей и ненужного глянца. Несмотря на то, что на фигурке присутствовали яркие оттенки, выглядела она приглушенно. Лицо расписывалось довольно условно. Из глины, которая оставалась после изготовления основного изделия, для малолетних детишек крестьяне делали игрушки. В основном это были одиночные фигурки людей с плоскими лицами, с обобщенными деталями одежды и фигуры, напоминающие «каменных баб», а также животных. Все эти творения расписывались при помощи сажи и золы, с применением различных узоров и орнаментов. Жизненный век этих игрушек был недолог, и полного представления об игрушках того периода мы, к сожалению, не имеем.

О Каргопольской игрушке впервые заговорили в начале ХХ столетия. Гончары данного периода передавали свои знания и умения от отца к сыну, от матери к дочери, сохраняя традиции, о которых мы можем судить по их работам. При окрашивании игрушек использовались черные, зеленые, синие, белые, красные цвета. При их росписи использовали древнюю символику - овалы, кресты, колосья, зерна, солнце.

Как играть?

Каргопольскую игрушку можно использовать для сюжетно-ролевых игр. Придумывать с глиняными игрушками сюжеты и разыгрывать их с друзьями или родителями. Однако материал, из которого сделана игрушка, недолговечен, именно поэтому сегодня каргопольские игрушки чаще используются в качестве сувениров.

Плюсы и минусы

Играя в сюжетно-ролевые игры развивается личность малыша, активизируется развитие его познавательных процессов, закладываются основы для овладения новыми, более сложными видами деятельности. Играя, малыши отражают в ролях, которые они на себя примеряют, всё, что видят вокруг: события, модели поведения взрослых и пр. Участие в сюжетно-ролевой игре позволяет почувствовать себя частью коллектива.

Новый век

По сей день есть мастера, которые занимаются лепкой Каргопольских игрушек, но они изготовляются уже не из той красной глины, а из разных ее сортов, и раскрашиваются яркими современными красками. Игрушки имеют большое количество отличий от тех первых игрушек, украшенных сажей и смолой, несмотря на то, что современные мастера гончарного дела стараются придерживаться древних обычаев создания игрушки. В настоящее время Каргополь по-прежнему остается центральным городом изготовления игрушек. Опыт многих поколений художников дает нам сегодня возможность погрузиться в сказочный мир народной игрушки.

Производство

Сегодня кроме классических образов широкую популярность снискали многофигурные композиции. Здесь возникает движение и характер, у мастеров появляется желание сделать все так, как в реальной жизни. Гончары установили сюжеты и темы. В своем большинстве это жизнь крестьян, их праздники и будни. Разрабатывается великое многообразие новых сюжетов, которые имеют отношение к праздничным датам, к разным выставкам, мероприятиям, которые проходят в том или ином городе. Сегодня Каргопольскую игрушку производят мастера своего дела вручную. Массового фабричного производства этой игрушки нет, тем она и ценна. Известные мастера, которые до сих пор сохранили традиции и лепят Каргопольские игрушки, являются Шевелёва, Журавлева, Митрохина, Полуянова и другие мастера.

Читайте также: