Каргопольская игрушка полкан школа народного искусства

Обновлено: 25.04.2024

1. Познакомить с замечательным мастерством и искусством Русского Севера, с особенностями в росписи каргопольской глиняной игрушки.

2. Формирование навыков по созданию единства формы и декора игрушки, композиции ритма цветовых пятен и элементов, развивать творческие способности и воображение.

3. Воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

Сценарий урока посвящен замечательному мастерству и искусству народа России, он поможет лучше понять дух и культуру народов нашей страны.

ВложениеРазмер
kargopol.doc 192.5 КБ
kargopol2.ppt 228.5 КБ
kargopol4.ppt 121.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Каргопольская игрушка.

1. Познакомить с замечательным мастерством и искусством Русского Севера, с особенностями в росписи каргопольской глиняной игрушки.

2. Формирование навыков по созданию единства формы и декора игрушки, композиции ритма цветовых пятен и элементов, развивать творческие способности и воображение.

3. Воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

Сценарий урока посвящен замечательному мастерству и искусству народа России, он поможет лучше понять дух и культуру народов нашей страны.

  1. Для учащихся:
  • модель для раскрашивания " Каргопольская игрушка"
  • гуашь
  • кисти
  • баночка для воды
  • лист бумаги
  • салфетка
  • тычок (ватная палочка)
  • простой карандаш
  • стирательная резинка
  1. Для учителя:
  • каргопольские игрушки
  • плакаты «Каргопольская игрушка»
  • презентации «Каргопольская игрушка»

План урока (45 мин):

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 3-5 мин.
  2. Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией каргопольских игрушек, плакатов, презентаций. Объяснение последовательности росписи. 10-15 мин.
  3. Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 15-20 мин.
  4. Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.

Запись на доске: Сказочный мир Каргополя.

Учитель: На севере, в старинном русском городе Каргополе Архангельской области находится один из центров производства глиняной игрушки. В старину Каргополь был широко известный и большой культурный центр Русского Севера. Сейчас это заповедные места, где до сих пор сохранилась самобытная русская культура, искусства и ремесла.

Издавна в окрестных деревнях близ Каргополя делали свистульки, фигурки, изображали то, что видели.

(Учитель показывает презентации «Каргопольская игрушка», каргопольские игрушки. Обращает внимание на особенности каргопольской игрушки.)

- Это степенный бородатый крестьянин, который присел после работы отдохнуть или рыбак на лодке, охотник в лесу.. Во всех фигурках мало деталей, мастер подчеркивает лишь самое главное. Люди изображаются крепкими, приземистыми, мужчины почти всегда с бородой.

- Каргопольская крестьянка, встречающая гостей с хлебом и солью или стирающая белье. Почти все изображались за работой. Но не забыты и праздничные темы – «кадриль», игра на гармошке или балалайке. Как правило игрушки каргопольских мастеров одиночные, иногда два-три персонажа, связанные единым сюжетом.

- Есть и фантастические игрушки. Каргопольские мастера очеловечивали животных, наделяли их символическим смыслом. Вот и получались Полкан-богатырь, медведь с тальяночкой, птица Сирин, тяни-толкай.

- Своеобразна роспись игрушек. Старая каргопольская игрушка была неяркой, блеклой. Для ее украшения мастерицы использовали мел, печную сажу –настоящих красок тогда не знали. Даже и сегодня в росписи чувствуется северная сдержанность, суровость края.

(Конец показа презентации. Учитель демонстрирует каргопольские игрушки, плакаты, альбомы и т. д.)

Вопрос: Какие цвета можно выделить на каргопольских игрушках?

Ответ: Цвета неяркие, приглушенные: розовые, зеленые, желто-оранжевые бледных оттенков, сиреневато-синие.

Вопрос: Из чего состоят узоры каргопольских мастеров?

Ответ: Полоски, кольца, дуги, овалы, точки, ростки.

Учитель: Каждый элемент узора имеет свой смысл, свое значение. Так круги, кольца с крестом внутри – символ Солнца; дуги и скобки – символ Земли, пашни; точки и веточки – символы зерна и ростков. Как вы думаете, почему эти символы особенно любили северные мастера?

Ответ: На севере холодно, всегда ждут прихода весны, Солнца, тепла. Ждут когда снова можно будет сеять и растить хлеб.

Учитель: А сейчас и мы с вами, ребята, попробуем приблизить весну и Солнце - на время станем народными мастерами и распишем модель каргопольской игрушки. Постарайтесь работать так, чтобы на сердце у вас было тепло и радостно!

(На доске плакаты или презентации поэтапной росписи каргопольской игрушки).

В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце урока устраивается выставка. Ребята вместе с учителем выбирают лучшие работы. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.

Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры.- Ярославль: Академия развития, 2000.

Искусство-детям. Каргопольская игрушка.-М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Хвостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М.: Просвещение, 1981.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Классный час. Тема: «В мастерской глиняной игрушки. Лепка каргопольской игрушки “Медведка”».

Данную разработку классного часа можно использовать для учеников начальной школы. В разработке содержится история возникновения каргопольской игрушки, информация о мастерах и пошаговое выполнение игру.


Конспект Технология 3 класс Тема урока: «Изготовление игрушки – дергунчика»

Конспект Технология 3 класс Тема урока: «Изготовление игрушки – дергунчика».

Урок ИЗО во 2 классе по программе "Планета знаний". Тема "Каргопольская игрушка.Полкан"

Урок ИЗО во 2 классе.Лепка каргопольской игрушки Полкан.


Тема урока по ИЗО во 2 классе "Каргопольская игрушка"(презентация)

В презентации содержится материал для урока ИЗО во 2 классе по теме "Каргопольская игрушка". Рекомендую учителям начальных классов использовать на уроке в качестве изучения нового материала-.


Конспект урока технологии, 1 кл.Тема урока: « Новогодняя игрушка»

КОНСПЕКТ ПО ТЕХНОЛОГИИ 1. Урок № 12.

Конспект урока английского языка во 2 " Б" классе 23.03.2017 г. Учитель английского языка МБОУ СОШ №5: Терентьева М. А. Тема урока: «Мои игрушки»/ “My Toys”.

Тип урока: урок закрепления и систематизации знаний. Цели: Практическая - обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме «Мои игрушки». Воспитательная - воспитывать у учащихся интере.


разработка урока "Каргопольская игрушка"

урок по декоративному творчеству "Каргопольская игрушка", знакомит с особенностью данного промысла.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

"Полкан" - знак СолнцаАфанасьева Нина Ивановна Учитель изобразительного искус.

Курс повышения квалификации

Профилактика синдрома «профессионального выгорания» у педагогов

Курс повышения квалификации

Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и практики современного образования


«Творческая работа с детьми (3-10 лет) по теме Космос»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

"Полкан" - знак СолнцаАфанасьева Нина Ивановна Учитель изобразительного искус.

"Полкан" - знак Солнца
Афанасьева Нина Ивановна
Учитель изобразительного искусства
МБОУ СОШ №29
Г. Северодвинск Архангельской области

"Полкан" - знак СолнцаПолкан, огромный и добрый богатырь, защитник людей от с.

"Полкан" - знак Солнца
Полкан, огромный и добрый богатырь, защитник людей от сил зла. Он наполовину бравый генерал: грудь у него крепкая, лицо круглое с большой окладистой бородой, а туловище-как у коня, и на ногах копыта. На груди Полкана-лучистое солнышко.
Жило в народе представление о солнце в виде красного юноши, оттого и в русских сказках всадник на белом или рыжем коне символизировал день и солнце. Бородатый Полкан с лучистым солнцем на груди яркий образ Ярилы-бога Солнца.
В те далёкие времена любого рослого мужика могли назвать Полканом. Для того чтобы земля дала обильный урожай, перед посевной выбирали в деревне "богатыря-Полкана", тормошили и "роняли" его на землю, пели обрядовые песни.
Таким же крепким, полным сил и здоровья выбирали и засевальщика. За день до посева он парился в бане, ведь потом мыться ему уже нельзя, иначе в колосьях будет "бель" - пустота.
В ночь перед севом и в продолжении всей работы он не должен был спать с женой. Проснувшись, надевал на себя всё чистое, чтобы и всходы были чисты, скидывал штаны и в одной длинной, до колен, рубахе приступал к работе.
Человек здесь-образ большого мира, и его поведение или действия оказывают прямое воздействие на природу, на плодородие земли.
Полкан в каргопольской игрушке - это образ неодолимо могучего богатыря. Очень редко лепили Полкана удалым и молодцеватым, обычно он статный "стар матёр человек".

 Создательница Полкана - бабушке Ульяна

Создательница Полкана - бабушке Ульяна

1 этап Ни Семён Рябов, ни Бабкина Ульяна Не помогут нам слепить богатыря.

1 этап
Ни Семён Рябов, ни Бабкина Ульяна
Не помогут нам слепить богатыря Полкана.
Руками крепко глину мнём,
Толстый жгут на стол кладём.

2 этапБуква Г поможет нам Разделить Полкана пополам. Одна часть – богатырь-че.

2 этап
Буква Г поможет нам
Разделить Полкана пополам.
Одна часть – богатырь-человек,
Прославленный в былинах навек.
Вторая часть – конь,
Быстрый, как огонь.

3 этапРазрежем стеком глину На части, на четыре. Будут ноги у Полкана Покрепч.

3 этап
Разрежем стеком глину
На части, на четыре.
Будут ноги у Полкана
Покрепче и пошире.

4 этапКнизу сузили мы ноги И проверили не раз, Чтоб устойчиво стояли, Чтобы р.

4 этап
Книзу сузили мы ноги
И проверили не раз,
Чтоб устойчиво стояли,
Чтобы радовали глаз.

5 этапКонус будет головой, Бородатой, как живой. Полкана будем мы равнять, И.

5 этап
Конус будет головой,
Бородатой, как живой.
Полкана будем мы равнять,
И гладить, приговаривать:
«Ты будешь силой, красотой
Всех нас очень радовать!»

6 этапСформируем бороду, Размажем по лицу. Наденем сверху шляпу, Ах, как она.

6 этап
Сформируем бороду,
Размажем по лицу.
Наденем сверху шляпу,
Ах, как она «к лицу»
Носик, глазки, рот, и вот,
Он уж песенки поёт!

7 этап«Вытянем» пошире руки, Пусть они не знают скуки. Придадим им форму, вер.

7 этап
«Вытянем» пошире руки,
Пусть они не знают скуки.
Придадим им форму, верно?
И погладим всё опять.
Если сделать их отдельно,
Можно быстро потерять.

8 этап Лепим хвост, вот это диво, Прочно, гладко, и красиво. Хвост –.

8 этап
Лепим хвост, вот это диво,
Прочно, гладко, и красиво.
Хвост – деталь уж очень важная
Для Полкана нашего отважного.

9 этапЕщё посмотрим, и погладим, В недельную сушку отправим. А потом ждёт исп.

9 этап
Ещё посмотрим, и погладим,
В недельную сушку отправим.
А потом ждёт испытание,
В муфельной печи обжигание.

10 этап Полкана покрываем белой краской, Стал он чистым и прекрасным!

10 этап
Полкана покрываем белой краской,
Стал он чистым и прекрасным!

11 этап Наденем синюю рубашку и красные штаны. Ах, какой красивый, Бо.

11 этап
Наденем синюю рубашку и красные штаны.
Ах, какой красивый,
Богатырь страны.

12 этап А узоры – загляденье. Круг – знак солнца и огня. Ромб – счаст.

12 этап
А узоры – загляденье.
Круг – знак солнца и огня.
Ромб – счастливая охота,
Пожелание добра.
Да и цвет здесь много значит:
Белый – правда, чистота,
Жёлтый – солнце, свет и радость,
Красный – сила, красота.


Список использованных интернет - ресурсовhttp://kuzaranda.ru/blog/kargopolsk.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект урока ИЗО.2 класс. УМК «Планета знаний»

«Каргопольская игрушка .Полкан»

Задачи:

1 . Познакомить с каргопольской глиняной игрушкой Полкан, технологией ее изготовления.

2. Закреплять умения обработки пластилина.

3. Развивать глазомер, мелкую моторику рук, умение следовать образцу, работать с опорой на рисунки объектов.

4. Воспитывать трудолюбие, уважение к чужому труду, к культуре народа своего края.

Оборудование : а) для учителя: образцы глиняных игрушек, пластилин, презентация, компьютер, проектор,.

б) для учащихся: набор пластилина, учебник, рабочая тетрадь

Этапы урока

Формирование УУД и ТООУ

I. Актуализация знания

– Чему мы учимся на уроке «Изобразительное искусство»? – Что уже узнали на предыдущих уроках?

– С какими материалами учились работать на уроках?

– Какие способы соединения деталей узнали?

– Пластилин – это материал или инструмент? Почему?

– Какие правила работы с пластилином мы уже знаем и выполняли их?

– Кто уже понял, с каким материалом мы будем работать сегодня?

- Посмотрите на эту игрушку, как вы думаете, из чего она сделана?

Учитель показывает глиняную игрушку Полкан.

Рассказ учителя с опорой на презентацию.

Кони, утушки, кукушки.

Вы красивы, вы баски –

Очень яркие мазки.

В вас и радуга, и солнце,

Яркий цветик на оконце,

Пляшут бабы с мужиками,

И гармонь поет басами.

Тройка мчится, снег скрипит,

В небесах луна блестит.

В Каргопольском крае, деревне Гринёво
Жила-была Ульяна Ивановна Бабкина.

Жила одна в избушке с маленькими оконцами и низким потолком. Хозяйство у неё было небольшое: Петя-петушок, две курушки Пеструнюшки и четыре кота - Барчик, Брянчик, Кот Котофеюшко и Васька.

Ростом она маленькая, телом сухонькая, подвижная, глаза у неё весёлые-превесёлые.

Всю жизнь прожила бабушка Ульяна в этом домике и умерла совсем старой - было ей тогда 89 лет.

Игрушки научилась она лепить у своего отца, когда была ещё девочкой. Летом отец пахал землю и растил хлеб, а зимой делал глиняную посуду, забавные куколки и свистульки для ребятишек.

Глиняные игрушки лепила Ульяна Ивановна всю свою жизнь.

(Мои игрушки рассказывают о крестьянском труде , о весёлых деревенских праздниках , о людях северной земли )

И оттого шли к бабушке Ульяне за её добрыми игрушками и взрослые, и дети. К Ульяне Ивановне приезжали и художники, и учёные-искусствоведы из Москвы, Санкт-Петербурга посмотреть на сказочный мир глиняных игрушек. Их очень интересовала одна из игрушек.

- Это кто, бабушка, кентавр этот?

(ДаПолкан –это богатырь . В старину жил такой . Хлеб помогал людям растить , землю от врагов оберегать .Руки у Полкана будут сильные , грудь могучая . А на груди – солнышко .Ноги – что у коня –быстрые .А на них –золотые копыта .)

- Вы сами Полкана придумали?

(Отец мой так делал , и я делаю)

Налепит бабушка Ульяна игрушек - поставит их в тёплое место сохнуть. А чтобы стали они крепкими, закалит в огне. И потом узоры наводит. Выставит на стол разноцветные краски, кисточку возьмёт, ею и разрисовывает.

Постановка учебной задачи

- Как вы думаете, какой будет ваша учебная задача?

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций;

2 ) формируем умение выявлять сущность и особенности объектов;

3) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные УУД:

1 ) формируем умение слушать и понимать других;

2 ) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

II. Открытие нового знания

1. Проверка рабочих мест

– С чего надо начинать работу? (С организации рабочего места.)

– Подготовьте своё рабочее место для работы с пластилином.

а) Возьмите один брусок пластилина и расскажите всё о нём: каковы его цвет, форма, поверхность (гладкая или шершавая), мягкость-твёрдость, сгибаемость, пластичность.

– Какими же свойствами обладает пластилин?

б) Учитель предлагает ученикам выполнить ряд приёмов и наблюдает за их работой. После каждого задания подводится итог: выбирается самый рациональный приём. Возможно, качественными окажутся все приёмы. Или одним детям подходит один приём, другим – другой. Главное, чтобы каждый ученик нашёл свой приём получения различных форм. 2 3

– Как отрезать кусочек пластилина от бруска? (Отпилить стекой, отделить верёвочкой. Качественнее второй приём).

– Что делать, если пластилин очень твёрдый? (Разогреть в руках, на батарее.)

– Как скатать большой шарик? (В руках, на столе.) 2

– Как скатать маленький шарик? (Между пальцами, на столе.)

– Как скатать палочку или колбаску? (В руках, на столе.)

Можно предложить ученикам сравнить свои действия с рисунками в учебнике на с. 107.

– Какие ещё формы можно сделать из пластилина?

– Что вы узнали о материале пластилине?

– К какому этапу урока теперь можем приступить? (Выполнить поделку.)

Регулятивные УУД:

1 ) формируем умение учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

III. Развитие умения применять новое знание

Выполнение задания на с. 107.

Тело игрушки, на какого животного похоже? Правильно, на коня. Раскатаем кусочек пластилина в колбаску, разрежем стекой с двух сторон, чтобы сделать ноги. Загнём и придадим форму ногам.

На что похожа голова игрушки? Правильно, верхняя часть игрушки – это тело человека. Для этого возьмём ещё один кусочек пластилина, скатаем его тоже в колбаску, примажем один конец к туловищу Полкана.

Осталось сделать только голову и шляпу .

Изготовление игрушки с помощью учителя с опорой на инструкционную карту. Учитель показывает последовательность работы, используя документ- камеру.

2. Анализ работ. 4

Вопросы к ученику, индивидуально оценивающему свою работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе сделать лошадку?

– Ты справился с работой или есть недочёты?

– Ты выполнил всё сам или с чьей-то помощью?

– Как бы ты оценил свою работу?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Личностные УУД:

1. формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

IV. Итог урока, рефлексия.

Готовые работы выставляются на демонстрационную доску. Учитель вместе с учениками обсуждает результат, положительно отзывается о работе детей и отмечает аккуратность, эстетичность, творческое проявление индивидуальности детей.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Традиционная технология изготовления каргопольской глиняной игрушки Полкан


Курс профессиональной переподготовки

Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 642 человека из 75 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности методической работы в онлайн-образовании


Курс повышения квалификации

Педагогические основы деятельности учителя общеобразовательного учреждения в условиях ФГОС


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Традиционная технология изготовления каргопольской глиняной игрушки Полкан

Традиционная технология изготовления каргопольской глиняной игрушки Полкан

г.Каргополь Архангельской областиКрай с богатой историей и природой

г.Каргополь
Архангельской области
Край с богатой историей и природой

Каргопольская игрушка Каргопольская игрушка – русский художественный керамич.

Каргопольская игрушка
Каргопольская игрушка – русский художественный керамический промысел

Каргопольская игрушка отличается от яркой дымковской и филимоновской приземи.

Каргопольская игрушка отличается от яркой дымковской и филимоновской приземистой формой, «глухой» окраской, орнаментом.

В круге сюжетов каргопольской игрушки отражены три темы: образы животных, люд.

В круге сюжетов каргопольской игрушки отражены три темы: образы животных, люди и сказочные персонажи.

Полкан – мифическое существо, полуконь-получеловек, пришедший из народных лег.

Полкан – мифическое существо, полуконь-получеловек, пришедший из народных легенд и преданий.
Полкан – это символ огромного богатыря, наделенного огромной народной силой, защитника людей от зла.

Мастерица Ульяна Бабкина лепила игрушку и приговаривала: “Полкана-богатыря сд.

Мастерица Ульяна Бабкина лепила игрушку и приговаривала: “Полкана-богатыря сделаю.
В старину жил такой. Хлеб помогал людям растить, землю от врагов оберегать. Руки у Полкана будут сильные, грудь могучая.
А на груди – солнышко.
Ноги – что у коня – быстрые. А на них золотые копыта”.
Заслуга возрождения и сохранения сказочного образа
Полкана принадлежит Ульяне Ивановне Бабкиной.

Этапы изготовления традиционной каргопольской глиняной игрушки Полкан.1.2.3.4.

Этапы изготовления традиционной каргопольской
глиняной игрушки Полкан.
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Что означает орнамент, который нанесен на игрушку?

Что означает орнамент, который нанесен на игрушку?

В древние времена каждый элемент орнамента имел конкретное значение. Все узор.

В древние времена каждый элемент орнамента имел
конкретное значение. Все узоры являются символами
солнца, земли, зерен.

Кресты, круги – солнечные знаки. Круг символизирует дневной и годичный бег со.

Кресты, круги – солнечные знаки. Круг символизирует дневной и
годичный бег солнца вокруг земли. Крест означает то, что солнце
светит на все стороны, и все времена года зависят от него.

Древнейший мотив народного орнамента – “Древо жизни”. Иногда кружками на конц.

Древнейший мотив народного орнамента – “Древо жизни”.
Иногда кружками на концах ветвей обозначены плоды.

Зерна изображены в виде эллипсов и иногда помещены в скобки. Они символизирую.

Зерна изображены в виде эллипсов и иногда помещены в
скобки. Они символизируют засеянное поле.

Волнистые линии обозначают воду, дождь. Прямые линии орнамента – борозды вспа.

Волнистые линии обозначают воду, дождь.
Прямые линии орнамента – борозды вспаханной земли.

Этапы изготовления традиционной каргопольской глиняной игрушки Полкан.1.2.3.4.

Этапы изготовления традиционной каргопольской
глиняной игрушки Полкан.
1.
2.
3.
4.
5.
6.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 918 439 материалов в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»
  • Курс повышения квалификации «Технология и организация кухонь народов мира: особенности и традиции»
  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогическое сопровождение при подготовке к конкурсам профмастерства WorldSkills Russia»
  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»
  • Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в ВУЗе в условиях реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Черчение: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Учебная деятельность по предметной области «Черчение»: основы предмета и реализация обучения в условиях ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»
  • Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»

Оставьте свой комментарий

  • 05.12.2015 2790
  • PPTX 4.5 мбайт
  • 89 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Михайлова Светлана Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

79 минут

«Что же такое - эмоциональное выгорание?»

60 минут

«Основные проблемы процедур лицензирования и прохождения аккредитации: взгляд специалиста образовательной организации и эксперта»

101 минута

«Развитие творческого потенциала и личностных возможностей ребёнка в процессе обучения и воспитания»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Полкан — Полехан

— Глину я беру в моей родной деревне Ананьино — это километрах в трех отсюда. Она там вязкая, чистая, без каменьев, выносит большую жару. Из нее хоть посуду, хоть игрушки делать можно.— Семен Иванович Рябов рассказывает, а пальцы его разминают комок темно-коричневой глины. — Заготавливаю ее летом: зимой замерзнет — ломом не пробьешь. Набью кусочков глины — она у меня в сенях лежит,— в ведро положу и ставлю его к печи. Когда оттает, кипятком залью — глина вся разбухнет. Руками ее разминаешь, пока не сделается мягкой, вязкой.

Слово за слово — а на столе уже барышни в кокошниках, гармонист, медведь, тоже с гармошкой, птица счастья Сирин, сказочный получеловек-полуконь — Кентавр, а по-местному — Полкан. Кажется, медленно, не торопясь лепит Семен Иванович. Отщипнет от глиняного теста кусочек, мнет его, мнет пальцами, придает форму. Где уберет лишнее, где вотрет еще кусочек глины, пальцы смочит водой и гладит мокрыми пальцами почти готовую фигурку, выравнивает.

— Раньше, когда еще посуду глиняную делали, глину клали в особое корыто и деревянной дощечкой ее месили. Делали ручной круг деревянный. На скамью гвоздь — а на него круг, вертишь его. Посуда дня два сохла на полатях, потом еще дня три на печи. Деготь, половинщиком его называли, пополам с водой разводили, наносили на поверхность тонким слоем. Каждую посудину этим дегтем обмазывали лапкой или крылышком, чтобы облив был ровный. А сверху еще мучкой свинцовой обсыпали, для блеску, и крылышком опахивали. Обжигали в специальной печи — называли ее «красильня». Дрова готовили сосновые, сушили их заранее. Поначалу чурочки жгли, чтоб глина в жаре пообвыклась, закалилась, а потом уже прибавляли жару.

Отец мой, Иван Яковлевич, знатный гончар был и меня выучил, мог я еще мальчонкой любую посуду вылепить. Гончарное дело в нашу деревню от моей сродственницы, Ульяны Бабкиной, перенялось. Жила она в деревне Гринево. У них, да в Печникове многие посуду лепили, а потом уж и у нас, в Ананьино. Но баба Уля одна только, почитай, и не перестала игрушки делать, она это искусство пронесла: и форму и узоры старинные. Благодаря ей игрушка каргопольская потом возродилась.

Ананьино давно уже снесли,— продолжает свой рассказ Семен Иванович,— и гончарством из тех мастеров никто теперь не занимается. А игрушки я один делаю. Отец мой игрушки почти не делал — только что нам, ребятам, к празднику. Он от своей матери, Прасковьи Ивановны, научился, а она из одной семьи с Ульяной Бабкиной происходит, там все умели.

Я вместе с отцом крестьянским делом до войны занимался, а гончарным — когда время выпадало. С войны вернулся в свой колхоз и шестнадцать лет водил комбайн. Так что большой перерыв вышел у меня по глиняной части: надо было восстанавливать сельское хозяйство — что же я, комбайн брошу и пойду игрушки лепить? Что люди-то скажут? Курам на смех. А после работы уставал так, что не до игрушек было.

Раньше в каждом селе занимались каким-то ремеслом: у нас, в Ананьине,— гончарным, здесь, в Погосте, куда мы переехали, корзины плели. В соседней деревне бондарничали — бочонки, ушаты делали, и не было такой деревни, чтобы кто-нибудь чем-то не занимался. Вот мы делали посуду, а ее всем надо. Мы ее на рынок везли, а бочонки, телеги, сани покупали. Такой взаимный обмен был. А сейчас скажи кому-нибудь сделать бочонок — мастера не найдешь во всем Каргополе. Или корзину сплести — вывелись мастера. Посуду-то два человека и могут показать, как делать. А туес сплести — в лес ходить за ягодами? Ведь до чего дошло: дровни некому связать, лошадь запрячь нечем, хомута нигде нет. А лошадь в селе еще долго нужна будет, негоже за вязанкой хвороста трактор гонять. Надо бы мастеров, которые еще остались, собрать да поучиться у них.

С игрушкой каргопольской так и поступили. Не дали ей умереть. Создано было у нас в 1967 году отделение архангельских «Беломорских узоров». Старый мастер Александр Петрович Шевелев стал учить молодежь игрушки делать. Очень хорошо, по-моему, только вот что мне не очень по душе: мастер одну игрушку сделает, а другие по ней уже лепят и так же точно расписывают.


Семен Иванович конвейера в художественном деле не признает, для него каждая фигурка — это всегда что-то новое, оригинальное, он ревностный продолжатель традиций старых, ушедших мастеров.

Каргопольскую глиняную игрушку «открыл» заново в конце пятидесятых годов писатель Юрий Арбат. Он рассказал о работах Ивана Васильевича Дружинина и Ульяны Ивановны Бабкиной. Дружинина тогда уж не было, он умер в 1949 году, осталась только Бабкина из всех мастеров, владевших искусством лепки игрушки. Она прожила почти девяносто лет, успев передать ремесло в несколько рук.


Когда и как зародилось это ремесло в дремучих, затерянных и глухих северных лесах? В такую отдаленную древность уводит этот вопрос, в такую полусказку-полубыль, что и говорить бы об этом не стоило, не докажи нам русский Север уже стократно, как глубоки тут корни народные, сколь бережно хранят древний дух утопленные в землю черные срубы крестьянских домов, какая немыслимая старина хоронится под серебряным лемехом потаенных в лесной глуши часовенок.


Смуту внес Юрий Арбат. До него все было ясно: была на земле заглохшая ныне каргопольская глиняная игрушка, похожая на дымковскую, те же образы — барышни, лоси, олени, кони, утушки, коровы, — но, между прочим, отмечалось, что «на фигурках животных всегда имеется изображение круга». Какого круга? Об этом почему-то не задумывались, хотя еще в 1913 году историк и краевед Ф. К. Докучаев-Басков писал в очерке «Каргополь»:


«. Лепятся различного рода игрушки, неизменно бывающие на базаре: лошадки на воле, в упряжи и с верховым; солдатики, куры, фигуры баб (эти последние фигуры скорее напоминают изделия людей каменного века), утушки для свистания и наигрывания (эта детская свистулька имеет за собой порядочную давность, черепки ее находятся даже при разработке давным-давно нетронутой почвы). В последнее время сбыт на эти игрушки пал, и производство их уменьшается».

Археологи давно уже определили, что далекие наши предки, придя с Волги, Оки и Камы, обосновались здесь, на Севере, на возвышенностях, по берегам рек, уже четыре тысячи лет назад. В ближайших окрестностях Каргополя ученые открыли следы почти ста стоянок эпохи неолита — времени зарождения керамического искусства. Дошли до нас и многочисленные образцы глиняной посуды тех времен. Причем их орнамент столь своеобразен, что он дал жизнь даже термину «каргопольская культура». Вот что писал по этому поводу в 1952 году археолог М. Фосс:

«Наряду с круглыми и ромбическими ямками встречаются овальные (часть с острыми концами), приближающиеся к квадратной или прямоугольной форме, а также прямоугольные и неправильной формы, в виде овала, как бы обрезанного с одной стороны. Присутствие их в орнаменте придает такой своеобразный облик каргопольской керамике, что ее без труда можно узнать.

Наряду с керамикой, в орнаментах которой господствуют ямки, есть керамика с преобладанием гребенчатых орнаментов. в виде зигзага, треугольников, пересекающихся полос, образующих узор в виде сети и т. д.».

Так вот, если внимательно познакомиться с нынешней каргопольской игрушкой, то окажется, что все эти слова, сказанные применительно к черепкам четырехтысячелетней давности, можно в известной мере отнести к изделиям Дружинина, Бабкиной и их последователей! Связать в узел концы нити с таким разрывом до Юрия Арбата никто не решался, а он взял и связал. И хотя происхождение каргопольской игрушки все еще спорно, но год от года становится яснее, что чем глубже копаем мы свой культурный слой, тем больше нитей тянется оттуда, из глубин истории, к нам, в сегодняшний день.

Взять хотя бы любопытную историю, как попал в любимые образы каргопольской игрушки полуконь-получеловек, нареченный на Руси Полканом. Принято считать, что свою родословную он ведет от древне-греческого Кентавра, или Китовраса, перекочевавшего на русские лубочные картинки.

Однако сегодня некоторые исследователи образов русского народного искусства, в том числе Г. Дурасов, считают, что Полкан гораздо роднее божеству древних славян Плихану, или Полехану, близкому Яриле-Солнцу, нежели Китоврасу, или Кентавру. В 1838 году известный знаток русской старины М. Н. Макаров писал о Плихане в книге «Русские предания»:

«В Александровском уезде (Владимирская губерния) на левом берегу Дубны, в смежных дачах деревень Дубны, Потапихи и других есть одна лужайка, на которой в июне месяце ежегодно собирается крестьянский торжок. Это остаток пированья древнему суздальскому божеству Плихану, или Полехану, и потому торжок этот все еще называется Плихановою ярманкой. В версте отсюда есть и роща Плишиха, или Плиханиха. По рассказам помнят, что тут некогда бывали какие-то игрища, борьба, кулачный бой, верховой оскок. »

А вот в той же книге о Полкане:

«У нас каждый крестьянин, не запинаясь, назовет вам рослого и здорового человека богатырем Полканом; древний Полкан весьма короткий знакомец всякому из наших простолюдинов, и всякий из них вам расскажет, что богатырь Полкан не человек и не конь, но какая-то смесь и того и другого. »

Все это пока лишь гипотеза. Но сейчас, видя, как Семен Иванович Рябов, продолжая дело Ульяны Ивановны Бабкиной, лепит коренастого, широкогрудого богатыря Полкана — непременно подбоченившегося левой рукой, в шляпе,— веришь, что таким и был Полехан в представлении наших далеких предков в стародавние времена.

В числе любимых образов Семена Ивановича — барышни. Рябов готов лепить их день и ночь. Вроде бы и похожи они между собой, а двух одинаковых не найдешь.

— Игрушку я по-своему каждый раз делаю,— рассказывает он,— на свой вкус, и крашу тоже по-разному. Когда барышню делаю, хочу, чтобы представляли, какими они раньше были. Я знаю, что барышни ходили в кокошниках, в перевязках, в старинных платьях, длинных сарафанах. Современную одежду мы и так видим, а вот в старину-то как одевались, не все знают. У каждой игрушки свое что-то. Мишку с гармошкой делаю так, чтобы видно было, что веселый он, не загорюнился. Раскраске я у бабки Ули учился. Она свои игрушки мелом да тушью раскрашивала, линяли они иногда. А когда краски появились,— продолжает Семен Иванович,— то ловко же она с ними управлялась!


Когда ее спрашивали: «Почему ты, бабка Уля, медведя синего сделала?», она отвечала: «Я за ягодами ходила — в аккурат такого в малиннике повстречала».

Баба Ульяна очень хорошо чувствовала, какой краской покрасить ту или иную игрушку, как лучше юбку у барышни раскрасить. Это ведь очень важно — уметь не только сделать игрушку, но и уметь «одеть» ее: я еще не дошел до всех ее премудростей в этом. Узоры она старинные тоже хорошо очень знала, думаю, ведом был ей скрытый теперь смысл этих узоров. Ведь не просто это крестики, кружочки, ромбики. Крест в круге — так это солнце, например.


Краски теперь какие хочешь бери — темперу или гуашь. Цвета я выбираю, какие нравятся, какие глаз подскажет. Для коня — охру красную, для зайца — белила цинковые, для кофты — кадмий оранжевый, а то — охру золотистую или кобальт.

Узоры или из головы выдумываешь, или на вышивки старинные посмотришь.

Да что я языком-то молочу, мы сейчас все в натуре посмотрим, только те игрушки, что сегодня слеплены, раскрашивать рано, их еще высушить, а потом обжечь надо. Мы покрасим вот эти.— Рябов достает из-под кровати фанерный ящичек и из-под тряпок вытаскивает обожженные фигурки: барышень, Полкана, зайца, козла, свистульку-утушку. На столе разложены тюбики с темперой, баночки для разведения краски.

И вот уверенно произведена первая линия — по окружности юбки одной из барышень чуть ниже талии. Затем еще две вертикальные линии очерчивают передник, затем возникают линии блузки. Мастер закрашивает передник светлой, песочного цвета краской, юбку — терракотовой, блузку — светло-коричневой, кокошник — малиновой. Черные бусины — глаза, ротик, пуговки — вот и готова барышня. Невольно сравниваю ее с работами Дружинина, Бабкиной. Различия есть. Игрушка Рябова более пластична, изящна, но при этом частично потеряна архаичность, «грубоватость» форм, непосредственность, присущая работам старых мастеров. И все же преемственность традиций несомненна. Это настоящая каргопольская игрушка, спутать ее ни с какой другой невозможно. Это настоящее народное искусство.

Теперь Рябов берет тонкую кисть, и вот они, на переднике,— знаменитые «усеченные овалы, кресты, ромбики» — таинственные знаки.

Непременный магический знак появляется на боках козла, оленя, утушек, и наконец бордовый крест, вписанный в другой крест, с овальными сторонами, украсил белую грудь Полкана. Что он означает? Немигающий взор не выдает тайны. Блестящие еще не просохшей краской черные точки глаз с удивлением и укоризной смотрят на открывшийся им мир. Они словно вопрошают: «Что было со мной эти четыре тысячи лет?»

Читайте также: