Каргопольская игрушка раскраска 2 класс

Обновлено: 24.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Технологическая карта по уроку ИЗО

2 класс 3 четверть

УМК Планета знаний

Тип урока: изучение нового материала.

Тема «Каргопольская игрушка»

Цель: 1. Познакомить с замечательным мастерством и искусством Русского Севера, с особенностями в росписи каргопольской глиняной игрушки.

2. Сформировать навыки по созданию единства формы и декора игрушки, композиции ритма цветовых пятен и элементов, развивать творческие способности и воображение.

3. Воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

Обучающие : Познакомится с Каргопольской игрушкой.

Воспитательные: воспитывать аккуратность, дружелюбие, вежливость, умение работать в группах;

Развивающие: развивать творческое воображение, творческую инициативу, наблюдательность, конструктивную фантазию.

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций;

2) формируем умение выявлять сущность и особенности объектов;

3) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

1) формируем умение учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Все ли правильно сидят?

Все внимательно глядят?

Проявляют эмоциональную отзывчивость.КУУД

2.Актуализация опорных знаний

Какие виды росписи мы с вами уже знаем? (просмотр на слайдах) ( ГЖЕЛЬ, ХОХЛОМА,ДЫМКА, ФИЛИМОНОВСКАЯ, ПЕРОГОРСКАЯ)

Какие цвета используются в ПЕРМОГОРСКОЙ росписи?

3.Мотивация учебной деятельности

К нас снова пришло письмо, да сегодня не одно. Одно письмо от мастеров с Северной Двины, они прислали нам благодарственное письмо за наши работы. Ну что же у нас может быть во втором письме?

Давайте откроем и узнаем.

Коммуникативные, регулятивные ууд

Ребята чем же мы сегодня будем заниматься?

5.Изучения нового материала

-Сейчас я вам раздам на каждую парту фото- образцы каргопольских игрушек, ваша задача сказать чем отличается от пермогорской росписи, какие цвета и узорыиспользуются, какие используют фигурки.

Какие основные цвета используются?

Какие узоры, элементы используются для росписи игрушек?

Давайте я вам немного расскажу о Каргополе и о каргопольской игрушке: На севере, в старинном русском городе Каргополе Архангельской (КАРТА) области находится один из центров производства глиняной игрушки. В старину Каргополь был широко известный и большой культурный центр Русского Севера. Сейчас это заповедные места, где до сих пор сохранилась самобытная русская культура, искусства и ремесла.

Издавна в окрестных деревнях близ Каргополя делали свистульки, фигурки, изображали то, что видели.

Это степенный бородатый крестьянин, который присел после работы отдохнуть или рыбак на лодке, охотник в лесу.. Во всех фигурках мало деталей, мастер подчеркивает лишь самое главное. Люди изображаются крепкими, приземистыми, мужчины почти всегда с бородой.

- Каргопольская крестьянка, встречающая гостей с хлебом и солью или стирающая белье. Почти все изображались за работой. Но не забыты и праздничные темы – «кадриль», игра на гармошке или балалайке. Как правило игрушки каргопольских мастеров одиночные, иногда два-три персонажа, связанные единым сюжетом.

- Есть и фантастические игрушки. Каргопольские мастера очеловечивали животных, наделяли их символическим смыслом. Вот и получались Полкан-богатырь, медведь с тальяночкой, птица Сирин, тяни-толкай.

Прыг – скок, прыг – скок,

Выше, выше , высоко

Прыгай на носках легко.

Нам прислали силуэты игрушек. И попросили расписать их. Девочки распишут каргопольскую крестьянку, мальчики сказочного полкана. Какие цвета и узоры мы будем использовать?

Приступаем к работе.

С чем сегодня познакомились на уроке?

Выставка работ. –Удалось ли воссоздать Каргопольскую роспись? С помощью чего?

Авторская одежда Сестры Тургиновы Путь Женщины

Авторская одежда Сестры Тургиновы Путь Женщины

Авторская одежда Сестры Тургиновы Путь Женщины запись закреплена

📚

Серия рабочих тетрадей для детей по народным промыслам.

📕

Каргопольская игрушка, Искусство детям
Дорожин Ю., Носова Т. 2008г
В рабочей тетради даны некоторые приемы ленки и росписи каргопольских игрушек. Материал изложен по принципу от простого к сложному, от изучения основных элементов росписи и упражнений на повтор до занятий на импровизацию.
Для работы понадобятся: глина или пластилин; стеки; набор гуашевых красок; кисти; банка для воды и салфетка.

📕

Жостовский букет, Искусство детям
Дорожин Ю.Г. 2010г.
Это пособие ознакомит ребенка с историей, технологией изготовления и этапами росписи знаменитых жостовских подносов, с художественными секретами выявления света и объема, создания настроения и колорита. Ребенок узнает, что такое «бликовка», «чертежка» и как большую композицию связать в единое целое, освоит законы построения жостовского орнамента. Завершает цикл занятий самостоятельное декоративное оформление различных предметов.

📕

Городецкая роспись, Искусство детям
Федоров Ю. 2011г.
С помощью этой тетради ребенок узнает об истории городецкого художественного промысла и освоит технику создания легкой, прозрачной росписи. Рассматривая домашнюю утварь, украшенную пышными купавками, розанами и ромашками, воспроизводя и дорисовывая образцы, начатые художником, он изучит характерные особенности городецкого искусства.

📕

Сказочная гжель, Искусство детям.
Дорожин Ю.Г. 2010г.
В тетради даны некоторые характерные приемы гжельской росписи. Материал изложен по принципу от простого к сложному, от изучения простейших элементов гжельской росписи и упражнений на повтор до заданий на импровизацию.
Издание поможет педагогам начальных классов, воспитателям старших групп дошкольных образовательных учреждений, преподавателям художественных школ, руководителям кружков и различных студий, а также родителям организовать интересные занятия и полезный досуг детей.

📕

Дымковская игрушка, Искусство детям
Шпикалова Т., Величкина Г. 2013г.
Эта тетрадь познакомит ребенка с миром нарядных и выразительных по пластике дымковских игрушек. Он освоит технику дымковской росписи, секреты узоров; научится работать с цветом. Раскрашивая картинки, лепя и раскрашивая фигурки, ребенок почувствует характерные особенности дымковского искусства.

📕

Хохломская роспись. Искусство детям
Орлова Л.В. 2012г.
Данное издание выпускается в рамках серии рабочих тетрадей «Искусство — детям» и знакомит детей с основами народного и декоративно-прикладного искусства. Серия предназначена для групповых и индивидуальных занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста на уроках труда и изобразительного искусства. В данной тетради представлены основные приемы хохломской росписи. Материал изложен по принципу от простого к сложному, от изучения основных элементов хохломской росписи и упражнений на повтор до заданий на импровизацию и роспись объемных изображений.

📕

Мезенская роспись. Искусство детям.
Знатных О. 2008г.
Эта рабочая тетрадь ознакомит ребенка с завораживающей красотой мезенской росписи по дереву, ее удивительными и загадочными образами огненно-красных коней, оленей и птиц, приносящих счастье. Воспроизводя ленточный орнамент, узоры в прямой и косой клетке, ребенок придет к пониманию самобытности северного искусства. Расписывая поставок, коробуху или утицу, ребенок коснется очень важных тем, среди которых представления наших предков о мироздании, древние поверья и обычаи.

📕

Филимоновские свистульки: Рабочая тетрадь
Соломенникова Ольга 2006г.
Альбом "Филимоновские свистульки" познакомит ребенка с изделиями центра художественного промысла Филимоново, научится создавать удивительные вещи за счет необычной формы, умелого сочетания графических элементов, варьирования цвета.Ребенок сможет освоит особенности построения орнамента в прямоугольной форме, круге, на полосе, узнает законы симметрии и задумается о неразрывной связи человека с природой.В альбоме даны методические советы и рекомендации по ходу каждого занятия.В каждом новом занятии ребенку предлагается изображение силуэта предмета из глины с росписью и шаблон для самостоятельной работы.

рисунок каргопольская игрушка

Рисунки

рисунок каргопольская игрушка Полкан

Пошагово научимся рисовать рисунок «Каргопольская игрушка из глины Полкан». Такая фигурка – настоящее произведение народного искусства.

Материалы и инструменты для рисования полкана:

Этапы рисования игрушки:

1. Рисуем круг, который станет головой полкана. Затем дорисовываем простым карандашом контур туловища.

Набросок Полкана

2. Прорисовываем точный контур головы полкана и добавляем ему шляпку. «Одеваем» в кофточку и рисуем руки. Линией определим границу для копыт и нарисуем на спинке круг, как декоративный элемент.

Детализация наброска

3. На кофточке рисуем большой круг, а в середине декоративные элементы. Точно также поступим и с тем, который нарисован на спинке. Добавляем мелкие кружки. Также рисуем детали на личике Полкана.

Готовый набросок Полкана

4. Переходим к краскам. Для этого сперва используем зеленую краску. Закрашиваем ею кофточку человечка.

Раскрашивание зеленой гуашью

5. Красной гуашью прокрашиваем шляпку, мелкие кружки и детали на крупных элементах. Воспользуемся также и желтой краской, которой закрасим ленту на шляпе и лепестки в кружках.

Раскрашивание красной и желтой гуашью

6. Смешиваем на палитре белый с коричневым и полученным нежным оттенком рисуем основную часть игрушки.

Раскрашивание основной части игрушки

7. Бордовым или темно-коричневым прокрашиваем копыта, щечки и рот полкана.

Копыта, щечки и рот полкана бордовым цветом

8. Придаем рисунку объем. Для этого используем коричневую краску.

Использование коричневой краски

9. В завершении создаем обводку черной гуашью.

Контур черной гуашью

10. Так получим красочный рисунок «Каргопольская игрушка» в виде Полкана, нарисованного гуашью.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Каргопольская игрушкаВыполнила студентка НФ МГОУ 4 курс НО Трофимова Виктория


Курс повышения квалификации

Музыкотерапия для детей дошкольного и младшего школьного возраста


Курс профессиональной переподготовки

Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования


Курс повышения квалификации

Видеотехнологии и мультипликация в начальной школе


«Слабоуспевающие дети: кто они? Специфика обучения и сопровождения»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Каргопольская игрушкаВыполнила студентка НФ МГОУ 4 курс НО Трофимова Виктория

Каргопольская игрушка
Выполнила студентка НФ МГОУ 4 курс НО
Трофимова Виктория

История возникновения Из глины гончары лепят горшки и другую посуду. А кол.

История возникновения
Из глины гончары лепят горшки и другую посуду.
А коли останется приготовленная глина от горшков и мисок, так лепят из неё игрушки – фигурки баб, домашних и лесных животных, петушков, уточек, свистульки и гримелки разные.

Глиняные каргопольские игрушки представляют собой фигурки в виде собак, ме.

Глиняные каргопольские игрушки представляют собой фигурки в виде собак, медведей, сказочных героев, приземистых мужиков с бородами-лопатами, баб с новорождёнными малышами, птиц и других живых существ.

Несмотря на такое широкое разнообразие форм, старинная каргопольская глиняная игрушка не обладала яркой расцветкой, ведь в качестве красок использовали мел, сажу и цветную глину.

Мастера Каргопольской игрушки В 1930 гг. изготовлением игрушек занималось л.

Мастера Каргопольской игрушки
В 1930 гг. изготовлением игрушек занималось лишь несколько мастеров. В 1950 гг. остался лишь один мастер, и им была легендарная мастерица Ульяна Ивановна Бабкина (1889 – 1977 гг.).

Особенности Каргопольской игрушки Одеты игрушки, как правило, в нарядные нар.

Особенности Каргопольской игрушки
Одеты игрушки, как правило, в нарядные народные костюмы.

Сарафаны на крестьянках пышные. В руках женщины держат детей, блюда с яств.

Сарафаны на крестьянках пышные. В руках женщины держат детей, блюда с яствами или птиц.

Условно все сюжеты игрушек можно поделить на несколько категорий: к перво.

Условно все сюжеты игрушек можно поделить на несколько категорий:
к первой категории относятся такие типы, как Берегиня – женщина, которая в руках держит голубей, а также лошади, Полкан и другие животные.
ко второй категории относятся сюжетные изделия, которые демонстрируют сцены из деревенского быта.

Орнамент Каргопольской игрушки Элементы орнамента – круги с пятнами другого.

Орнамент Каргопольской игрушки
Элементы орнамента – круги с пятнами другого цвета или крестами внутри, «ёлочки», «гребёнки» – сходны с орнаментами на глиняных черепках каргопольской культуры четырёх тысячелетней давности.

Символика Каргопольской игрушки Берегиня – знак Земли. Слепленная из гли.

Символика Каргопольской игрушки
Берегиня – знак Земли.
Слепленная из глины баба с головой, увенчанной «солнцем», воздетыми к небу руками и сидящими в них птицами, которые символизируют моление «матери сырой земли» о вешних лучах солнца, о свете и тепле, так необходимых для её плодородия.

Медведь – знак Плодородия. У славянских народов «медведко» считается по.

Медведь – знак Плодородия.
У славянских народов «медведко» считается подателем плодородия земли.

Олень. Лось. Баран – знаки Неба С ними было связано представление о дов.

Олень. Лось. Баран – знаки Неба
С ними было связано представление о довольстве и благе, а само слово «рогато» значило на севере жить в изобилии и богатстве.

Полкан – знак Солнца Полкан в каргопольской игрушке – это образ неодоли.

Полкан – знак Солнца
Полкан в каргопольской игрушке – это образ неодолимо могучего богатыря. Очень редко лепили Полкана удалым и молодцеватым, обычно он статный «стар матёр человек».

«Тяни-толкай»: свет и тьма Всадник на тяни-толкае, олицетворяющий собо.

«Тяни-толкай»: свет и тьма
Всадник на тяни-толкае, олицетворяющий собой постоянную борьбу между светлой и тёмной сторонами человеческой души. Сидящего между чёрным и белым конём всадника стараются перетянуть на свою сторону светлые и тёмные силы.

Изготовление Каргопольской игрушки Фигурка лепится из одного куска глины, н.

Изготовление Каргопольской игрушки
Фигурка лепится из одного куска глины, налепных деталей немного.

Детали обозначаются острой палочкой.
Игрушку лепят частями: торс с головой, юбку-колокол, руки, головной убор. Торс соединяли с юбкой, две руки-колбаски сдавливали, сгибали калачиком, и присоединяли к торсу. В последнюю очередь надевают головной убор – шляпу или кокошник.

Для обжига игрушку ставят на ночь в протопленную печь, поближе к углям, гд.

Для обжига игрушку ставят на ночь в протопленную печь, поближе к углям, где температура достигает 800 – 900 градусов Цельсия.
Расписывают игрушку неяркими, блеклыми красками.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 918 439 материалов в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Роль педагога в реализации концепции патриотического воспитания школьников в образовательном процессе в свете ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация инклюзивного обучения в сфере образования»
  • Курс повышения квалификации «Теория и практика инклюзивного обучения в образовательной организации в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Организация краеведческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы»
  • Курс профессиональной переподготовки «Тьюторское сопровождение обучающихся в системе инклюзивного образования»
  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО»
  • Курс повышения квалификации «Система работы учителя-дефектолога при обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями (ООП) в общеобразовательном учреждении»
  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогическая диагностика в современном образовательном процессе»
  • Курс повышения квалификации «Разработка адаптированных образовательных программ в условиях ФГОС СПО»
  • Курс повышения квалификации «Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»
  • Курс повышения квалификации «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Видеотехнологии и мультипликация в начальной школе»
  • Курс профессиональной переподготовки «Оказание психолого–педагогической помощи лицам с ОВЗ»

Оставьте свой комментарий

  • 08.05.2017 6693
  • PPTX 1.1 мбайт
  • 474 скачивания
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Трофимова Виктория Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

120 минут

«Организация исследовательской деятельности школьников»

126 минут

«Развитие управляющих функций мозга ребенка: полезные советы и упражнения для педагогов»

28 минут

«Искусство детям - увлекательно и просто: Древний Китай»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Каргопольская игрушка.pptx

КАРГОПОЛЬ


Курс повышения квалификации

Музыкотерапия для детей дошкольного и младшего школьного возраста


Курс профессиональной переподготовки

Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования


Курс повышения квалификации

Видеотехнологии и мультипликация в начальной школе


«Слабоуспевающие дети: кто они? Специфика обучения и сопровождения»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

КАРГОПОЛЬ

Каргополь

И что-то лепит мастерица…

И что-то лепит мастерица…

Каргопольская игрушка

Гончарный промысел

Игрушки, как и посуда, были «обварными»

Игрушки, как и посуда, были «обварными»


Ульяна Ивановна Бабкина (1888—1977)

Ульяна Ивановна Бабкина (1888—1977)

Любимые темы Бабкиной: баран, медведко, баба, мужик в лодке, утушка, собака.

Любимые темы Бабкиной: баран, медведко, баба, мужик в лодке, утушка, собака.

"Полкан" - знак Солнца Полкан, огромный добрый богатырь, защитник людей от.

"Полкан" - знак Солнца
Полкан, огромный
добрый богатырь,
защитник людей
от сил зла.

"Берегиня" – знак ЗемлиБерегиня – женщина, которая в руках держит голубей. Си.

"Берегиня" – знак Земли
Берегиня – женщина, которая в руках держит голубей. Символизирует
моление "матери сырой земли" о вешних лучах солнца, о свете, тепле,
так необходимых для её
плодородия.

"Тяни-толкай"- свет и тьма Если светлый конь олицетворяет собой радость со.

"Тяни-толкай"- свет и тьма

Если светлый конь олицетворяет собой радость солнечного света, то конь черный несет саму Смерть.

"Медведь" - знак ПлодородияПоляночкой Идет медведь с тальяночкой, Он идет, г.

"Медведь" - знак Плодородия
Поляночкой
Идет медведь с тальяночкой,
Он идет, гармошку рвет,
Баскую песенку поет.

КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА

ДРЕВНИЕ СИМВОЛЫКрасивы и необычны по цвету Каргопольские игрушки. Расписанные.

ДРЕВНИЕ СИМВОЛЫ
Красивы и необычны по цвету Каргопольские игрушки. Расписанные в ярких или приглушенных тонах, они отличаются простыми и ясными узорами. На поверхности фигурок наведены древние символы солнца – большие, огненно красные круги, кресты, а также мотивы зерен, хлебных колосьев и веточек растений

многофигурные композиции

ГОНЧАРЫ И ИГРУШЕЧНИКИ ШЕВЕЛЁВЫИгрушка из Каргополя своим развитием во многом.

ГОНЧАРЫ И ИГРУШЕЧНИКИ ШЕВЕЛЁВЫ
Игрушка из Каргополя своим развитием во многом обязана Шевелевым

Валентин Дмитриевич Шевелёв

Валентин Дмитриевич Шевелёв

Дом-музей мастеров Шевелёвых и каргопольской игрушки

Дом-музей мастеров Шевелёвых и каргопольской игрушки

Чтобы создать каргопольскую игрушку, нужно проникнуться крестьянским духом.

Чтобы создать каргопольскую игрушку, нужно проникнуться крестьянским духом и пропитаться любовью к древнему искусству и своей Родине.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Выбранный для просмотра документ Каргопольская игрушка ( с презентацией).docx

Мороз суров. Широко поле.
Январь идет по Каргополью.

И утопая в море снега,
Где льдами скована Онега,
Где спит медведь в своей берлоге,
И замело пути-дороги,
Подсмотрим в светлое окошко:

3 слайд
Там на скамейке дремлет кошка,
И необычная картина –
Печная сажа, мел да глина,
И что-то лепит мастерица,
Вот тройка удалая мчится,
Стоит Полкан, снуют зайчата,

4 слайд
Здесь хоровод, там медвежата,
Герои старых русских сказок
На землях чуди белоглазой.

Издавна в деревнях Торопове, Гриневе, Печникове, которые находились на территории Каргопольского уезда (сегодня это Каргопольский район Архангельской области), сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах. Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды: печных горшков, кубов, кринок, мисок. Участвовала вся семья: и мужчины, и женщины, и дети. Каргопольская посуда пользовалась спросом по всему Поонежью, ее возили в Архангельск, большой гончарный торг был в самом Каргополе.

Из остатков глины мастера лепили игрушки, не придавая им особенного значения. Глиняные лошадки, упряжки, фигурки людей и животных стоили недорого, особенным спросом не пользовались, и их лепили скорее для собственного удовольствия, чем ради заработка.

Первоначально к этому ремеслу никто не относился серьезно. Игрушки, как и посуда, были «обварными». После обжига раскаленное изделие погружали в «болтушку», густой мучной раствор. Пригоревшая мука оставляла на светлой поверхности сосуда или игрушки черный кружевной узор. Такие игрушки напоминали скорее произведения художников каменного века. Для раскрашивания изделия использовали подручные материалы. В основном эта была печная сажа и известь.

Самые ранние сведения о каргопольской глиняной игрушке относятся к 70 годам 19 века. В настоящее время в музейных собраниях сохранились лишь единичные экземпляры старой каргопольской игрушки.

8 слайд ( Ульяна Ивановна Бабкина )

Велика Россия наша
И талантлив наш народ
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.

Каргопольская глиняная игрушка как художественное явление сегодня по праву занимает одно из первых мест среди российских народных промыслов игрушки. Большая заслуга в этом принадлежит Ульяне Ивановне Бабкиной ( 1888 - 1977г.г.) - самой знаменитой мастерице.

Ульяна Ивановна начала делать игрушки с 15 лет и занималась этим всю жизнь (1888—1977), не дав прерваться традиции изготовления игрушек. Ульяна Ивановна Бабкина жила в покинутой всеми деревне Гринево, расположенной в 17 километрах от Каргополя. Восемьдесят девять лет - всю жизнь делала мастерица свои "бобки" (это местное название игрушки), то под протяжно распеваемую сказку, то под задорную частушку, то под напев старинной песни, перекликавшейся с образами глиняных фигурок

Любимые темы Бабкиной: баран, медведко, баба, мужик в лодке, утушка, собака. Размер игрушек невелик – сантиметров восемь – девять. Раскраска (из-за нехватки красок) самая простая – кирпично-красным, зелёным, чёрным. Она часто дарила игрушки детям или

несла на ярмарку в Каргополь.

10 слайд (Символика каргопольской игрушки)
Именно она сохранила образ Полкана (полуконя) — бородатого кентавра, который является одним их самых популярных персонажей в каргопольской игрушке.

Каргопольская игрушка
Ей не налюбуешься
И в Париже и в Нью-Йорке
Наш Полкан красуется.

"Полкан" - знак Солнца

Полкан, огромный и добрый богатырь, защитник людей от сил зла. Он наполовину бравый генерал: грудь у него крепкая, лицо круглое с большой окладистой бородой, а туловище-как у коня, и на ногах копыта. На груди Полкана-лучистое солнышко.

"Берегиня" – знак Земли

Берегиня – женщина, которая в руках держит голубей. Символизирует моление "матери сырой земли" о вешних лучах солнца, о свете и тепле, так необходимых для её плодородия. Птицы издавна считались в народе предвестницами тепла и весны. Своим громким щебетом они "прогоняли" с земли силы тьмы, несли свет, радость и счастье.

12 слайд
Как тянутся руки к глине,
Хочется мять и мять,
Потом получится грива,
Хвост и стать.
5

Ты появился на свет

Какой ты желанный,
Цены тебе нет.

"Тяни-толкай"- свет и тьма

Фигурка тяни-толкая состоит из двух коней - черного и белого. Конь - одно из самых почитаемых у славян животных. Белые и рыжие кони считались посланниками тепла, солнечного света и всякого блага. Если светлый конь олицетворяет собой радость солнечного света, то конь черный несет саму Смерть. Сидящего между черным и белым конем всадника стараются перетянуть на свою сторону светлые и темные силы. Интересно положение всадника - на одних фигурках он еще держится руками за обоих коней, как -бы не определившись в своей судьбе - а на других он уже прильнул к светлому коню.

"Медведь" - знак Плодородия

Особое почетное место занимала медведица («медвежаха») Сама собой медвежаха передаёт Добро, она может быть с пирогами, бочкой мёда или медвежатами.
Медведь у большинства гончаров - добрый "хозяюшко леса". Он выходит на встречу к людям полным пирогов. Балагур, весело играет на гармошке:

Поляночкой,
Идет медведь с тальяночкой,
Он идет, гармошку рвет,
Баскую песенку поет - пела про него У.И. Бабкина

Глиняные каргопольские игрушки представляют собой фигурки в виде собак, медведей, сказочных героев, приземистых мужиков с бородами-лопатами, баб с новорождёнными малышами, птиц и других живых существ.

Красивы и необычны по цвету игрушки. Расписанные в ярких или приглушенных тонах, они отличаются простыми и ясными узорами. На поверхности фигурок наведены древние символы солнца – большие, огненно красные круги, кресты, а также мотивы зерен, хлебных колосьев и веточек растений.

В современной Каргопольской игрушке, кроме традиционных фигур, широко используются многофигурные композиции, изделия, которые демонстрируют сцены из деревенского быта, сюжеты из сказок. Теперь их украшает не блеклый узор, наведенный цветной глиной по известковому фону, а яркая темперная роспись.

17 слайд (Династия Шевелевых)

Игрушка из Каргополя своим развитием во многом обязана Шевелевым. Об удивительных вещицах невозможно рассказывать без упоминания этих славных людей. Сам род Шевелевых, гончаров и игрушечников не менее чем в пяти поколениях, происходит из деревни Токарево, располагавшейся в нескольких верстах от Каргополя.

Семья Шевелевых сыграла особую роль в деле возрождения каргопольской игрушки. Основателем династии Шевелевых был потомственный гончар Дмитрий Васильевич Шевелев (1907 – 2000 гг.).

Долгое время каргопольская игрушка была незаслуженно забыта, а потом, видя народный интерес, в середине 60-х годов создаётся мастерская по изготовлению игрушки, а возглавил её Александр Петрович Шевелёв (1910—1980), партизан, начальник лесопункта после войны, набрал он мастеров и начали лепить каргопольскую игрушку. Его игрушки сразу завоевали популярность. Глиняных мужиков и баб, и диковинных зверей стали спрашивать все, кто приезжал в Каргополь.

В настоящее время традиции продолжает художник Валентин Дмитриевич Шевелёв.

В старом бревенчатом доме на ул. Гагарина располагается Дом-музей мастеров Шевелёвых и каргопольской игрушки, который был открыт в Каргополе в 2003 году. В нём жили до недавнего времени, а сейчас члены семьи с удовольствием проведут экскурсию по дому, расскажут про каргопольскую игрушку и покажут мастер-класс по её изготовлению на кухне с традиционной русской печью.

Валентин Дмитриевич Шевелёв рассказывает: «За одним столом отец и кушал, и красил, и игрушки лепил. Игрушки обжигались в русской печи и хранились в шкафу. Отец работал кассиром, вставал рано утром и ещё до работы всегда успевал слепить десяток простых игрушек. Игрушки белили известью, а красками служили: сажа из трубы, луковая кора и анилиновые красители».

Валентин Дмитриевич Шевелёв воссоздаёт именно старинную технологию обварки игрушек. Он сохранил традицию приёма лепки, которая соблюдается как у большой, так и у малой игрушки. Любая игрушка лепится из единого кусочка глины.

Возможно, тот, кто впервые увидит глиняное изделие, скажет: «Такое я и сам сделаю». Но нет, здесь необходимо особое умение, талант, дар. Чтобы создать каргопольскую игрушку, нужно проникнуться крестьянским духом и пропитаться любовью к древнему искусству и своей Родине.

Читайте также: