Каргопольская игрушка раскраска для детей

Обновлено: 25.04.2024

«Каргопольская игрушка»
презентация по рисованию на тему

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Каргопольская игрушка — русский художественный промысел, распространённый в районе города Каргополя Архангельской области.Автор: Демидович Елена Геннадьевна – учитель Шушенской начальной общеобразовательной школы, 2009 год

Город Каргополь в Архангельской области расположен на берегу озера

Каргополь находится за дремучими лесами и непроходимыми болотами, что способствовало его превращению в заповедное место со своей уникальной культурой и сказочной атмосферой, сложившейся много веков назад. С лихвой каргопольская земля наделила людей талантами, а они в меру своих сил украсили эту землю.

Каргопольская глиняная игрушка как художественное явление сегодня по праву занимает одно из первых мест среди российских народных промыслов игрушки. Большая заслуга в этом принадлежит известным мастерам из д. Гринево: Ивану Васильевичу Дружинину (1887 — 1949г.г.) — талантливому мастеру — классику каргопольской игрушки и Ульяне Ивановне Бабкиной ( 1889 — 1977г.г.) — самой знаменитой мастерице.

Жила Ульяна Ивановна в маленькой деревеньке Гриневе недалеко от села Печникова по Пудожскому тракту. Вокруг простирается «каргопольская сушь» -неширокие поля, невзрачные леса. Избушка мастерицы была ветхой, покосившейся — одинокое старушечье житье. Сама Ульяна Ивановна маленькая, сухонькая, с лицом, как печеное яблоко. Этакая северная бабушка-задворенка. Но не так проста была Ульяна Ивановна, свойственны ей были и юмор, старческое лукавство, и достоинство народной умелицы.

Зимой ночи длинные, темнеет рано, скучно в крестьянской избе ребятам. И вот однажды захотел старик своих внуков порадовать игрушкой. А купить-то не на что. Выглянул он в окно. Кого только нет на скотном дворе: козы и свиньи, собаки и коровы, лошади и овцы. Подумал-подумал старик и придумал: сделаю-ка я им игрушки сам, И сделал… ».

В каргопольской игрушке немало мифологических или сказочных образов: удивительные звери, птицы, домашние животные с чертами поведения обычных людей. Один из самых интересных – сказочный образ Полкана – полуконя-получеловека. Этот мифический вымышленный художественный образ родился в народном искусстве Русского Севера. Это образ Добра. Создавая его в глиняной игрушке, мастерица У. Бабкина рассказывала такую легенду: «Полкан – богатырь. Хлеб помогал людям растить, землю от врагов оберегать. Руки у Полкана сильные, грудь могучая. А на груди солнышко. Ноги – что у коня – быстрые.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

знакомство с каргопольской игрушкой ,элементы росписи.

Знакомство детей с особенностями и этапами изготовления каргопольской игрушки, с историей возникновения этого промысла. Воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства.

Творчество детей — это особый вид искусства. В нем не бывает брака, не существует недочетов, оно идеально. Возьмем, например, лепку. Лепить можно как из.

Каргопольская игрушка.Далеко на севере, в Архангельской области, расположен старинный русский город Каргополь. его жители создали особый вид художественного народного промысла, который существует в Ка.

Занятие по лепке на тему: «Каргопольская игрушка — Конь» в подготовительной группе. Программное содержание: Научить делать из пластилина ка.

Приобщение детей к русскому народному промыслу – изготовлению глиняных игрушек.

Мастер-класс по декоративному рисованию с детьми 5–7 лет «Роспись каргопольского петушка»

Ирина Сергеевна Панова
Мастер-класс по декоративному рисованию с детьми 5–7 лет «Роспись каргопольского петушка»

Для проведения занятия по декоративному рисованию с детьми 5-7 лет на тему «Роспись каргопольского петушка» необходимо для начала самой попробовать расписать такого петушка и предложить это занятие детям.


Готового каргопольского петушка я показала детям на картинке, а поэтапной росписью мы занялись вместе с детьми. Во время рисования все дети говорили о том, что им очень нравится «это занятие».

Материалы и оборудование: альбомный лист формат А5 с контурным изображением глиняной игрушки петушка, простой карандаш, ластик, кисть тонкая, гуашь жёлтая, красная, зелёная, чёрная, баночка с водой, салфетка х/б.

1. Прорисовка простым карандашом деталей петушка: голова, хвост, крыло, грудка, ножка.


2. Фоновая окрашивание жёлтой краской деталей:


полоса на ножке


3. Рисование гребешка, бороды, перьев на хвосте, крыле, грудке, шейке петушка, прорисовка дополнительных элементов (полоса) красной краской приёмом примакивания ворса кисти, сначала все детали прорисовываем красной краской, далее зелёной











4. Рисование черной краской: глаз и клюв.


Во время рисования напоминаю детям о том, что рисовать надо кончиком кисти, тогда линии будут тонкими и аккуратными, краску лишнюю надо снимать с кисти о край баночки, тогда краска с кисти не будет растекаться, распределится на бумаге там, где вы задумали.


«Цветочный натюрморт в технике монотипия». Мастер-класс по рисованию гуашью с детьми 7–8 лет «Цветочный натюрморт в технике монотипия» Мастер-класс по рисованию гуашью с детьми 7-8 лет. Автор: Бариева Лилия Сергеевна. Должность:.


Конспект ООД по декоративному рисованию «Городецкая роспись» Программное содержание: • Образовательная: упражнять в рисовании городецких цветов – розы, ромашки и бутона, соблюдая последовательность.

Моделирование как средство обучения детей 6–7 лет декоративному рисованию Доклад на тему: Моделирование как средство обучения детей 6-7 лет декоративному рисованию. Одной из основных задач, стоящих перед современными.

Конспект НОД по декоративному рисованию с детьми 6–7 лет «Чудо чудное диво дивное золотая хохлома» Тема: «Чудо чудное, диво дивное – золотая хохлома» Цель: Продолжать воспитывать интерес к русским народным промыслам и желание их изучать,.

Конспект НОД по декоративному рисованию в подготовительной группе «Роспись матрешки» Конспект НОД – познание и декоративное рисование в подготовительной группе. Автор: Платонова Елена Николаевна, воспитатель МБДОУ № 89.

Конспект НОД по декоративному рисованию «Роспись дымковского коня» в подготовительной группе Цель: Познакомить детей с росписью народной глиняной игрушки; расширить кругозор детей о художественных народных промыслах; Задачи: -Уточнить.

Конспект занятия по декоративному рисованию в подготовительной группе «Городецкая роспись» Программные задачи: 1. Учить детей самостоятельно придумывать узор по мотивам городецкой росписи, располагая его на листе бумаги. 2. Закрепить.

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе детского сада «Роспись каргопольской игрушки «Кадриль» Цель: развитие у детей навыка рисования элементов каргопольской росписи. ЗАДАЧИ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ 1. Продолжать знакомство детей с каргопольской.


Мастер-класс «Занятие по рисованию с детьми 6 лет «Ночной зимний город» На мой взгляд, зимний город нарисовать не слишком сложно. Например, рисунок зимнего города может быть совсем детским. На рисунке можно нарисовать.


Открытое занятие по декоративному рисованию «Роспись коней» Конспект открытого занятия в средней группе по декоративному рисованию «Дымковская лошадка» Цель: формировать навыки техничного исполнения.

Презентация для урока ИЗО «Каргопольская игрушка»

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Как отличить простую усталость от профессионального выгорания?

Можно ли избежать переутомления?

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Описание презентации по отдельным слайдам:

Родина: Далёкий север Провинция за дремучими лесами и непроходимыми болотами Архангельская область Старинный русский город Каргополь

Каргопольская игрушка- Забава предков или художественный промысел?

энергии. Они брали остатки глины от своей основной работы и в результате на свет появлялись забавные глиняные игрушки. Известно, что гончары, устававшие от однообразной работы — лепки горшков и глиняной посуды, искали выход своей творческой

А чем отличаются каргопольские игрушки от других?

Наивность Излишняя простота Схематичность Эмоциональность Олицетворение Самобытность Выразительность Своеобразие сюжетов (Неуклюжие фигурки баб с младенцами, приземистые мужики с бородами-лопатами, кони, птицы, медведи, собаки, герои сказок и былин. ) Особенности:

Отголоски глубокой старины В прошлом игрушки отличались архаичностью образов, наивной условностью лепки и примитивной, но живописной раскраской в два – три цвета. Современная игрушка лепится тщательнее, поверхность заглажена, краски разнообразнее. При этом наивность крестьянского примитива, составлявшая главную прелесть старой игрушки, утрачивается.

Уникальные фотографии старинной Каргопольской игрушки

Уникальные фотографии старинной Каргопольской игрушки

Уникальные фотографии старинной Каргопольской игрушки

Следы исторического прошлого нашего народа

Следы исторического прошлого нашего народа

Далёкое прошлое, г. Каргополь (гончары); XIX в., деревня Печниково (гончар Иван Дружинин); 50-е гг., Ульяна Бабкина; 1907-2000, Династия Шевелёвых; Наше время, умельцы Историческая справка

Подготовка глины Лепка фигурки Сушка на ветру Обжиг в печи Погружение в густой мучной раствор или покрытие мелом Роспись Технология Изготовления

РОСПИСЬ каргопольской игрушки

При всем разнообразии форм, старинные каргопольские игрушки не были яркими, т.к. из красок были только цветная глина, сажа и мел. Современная каргопольская игрушка стала ярче, однако лучшие мастера как правило избегают излишней пестроты. Чаще всего используются такие цвета, как белый, охра, красный, зеленый, синий, черный.

Значение цветов в древности Белый цвет понимался как «сияющий белизной» и сравнивался со светом, но не отраженным, а излучаемым изнутри Красный, «жаркий» цвет символизировал не только солнце, но и небесный огонь: солнце есть круг, наполненный огнем, пристрастие к сочетанию блеклого охристо-желтого и серого тонов, иногда он применяет розовый и совсем редко зеленый.

Традиционные образцы росписи — это, например, древние символы солнца, земли, воды, растительные мотивы.

Традиционные образцы росписи Ромб — пожелание счастливой охоты; повторяющиеся ромбы — плодородие, изобилие, пожелание блага, добра Засеянное поле Земля Вода Небо Луна

Традиционные образцы росписи Земля, пропитанная водой Знаки дождя Растительные знаки Вечное движение небесного светила

Традиционные образцы росписи Знаки солнца, огня

Традиционные образцы росписи

Роспись каргопольской крестьянки

Роспись каргопольской крестьянки

Обзор игрушек Многофигурная композиция. Классические яркие цвета. Сюжет игрушки – конь двусторонний (символическое изображение дня и ночи) и мужичок.

«Тройка» Знаменитая многофигурная композиция «Тройка». Яркая цветовая гамма. Игрушка состоит из собственно тройки лошадей, возницы и парочки – девушка и парень с гармошкой

Многофигурная композиция. Сюжет игрушки – ярмарка. Игрушка состоит из следующих фигурок – лошадка, сани, а на них пара – дедушка и бабушка. Веселая и яркая игрушка.

Сюжетами каргопольской игрушки часто становились профессии или какая-либо деятельность крестьян. Данная фигурка изображает гончара. Это была одна из самых распространенных и уважаемых профессий в Архангельской области.

Многофигурная композиция. Сюжетом для данной игрушки служит бытовая тема. Композиция включает в себя женщину, готовящую обед в печке, двоих деток, наблюдающих за ней и непременный атрибут любой крестьянской избы кошку.

Знаменитая фигурка «Полкан». Изображает получеловека, полузверя.

Полкан — знак солнца

Эти фигуры Карогопольской игрушки находятся на Каргопольской улице Москвы

Выставка «Глиняная сказка» в Каргопольском государственном историко-архитектурном и художественном музее

Спасибо за внимание!



Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р



  • Елисеева Софья Сергеевна
  • Написать
  • 2537
  • 25.10.2017

Номер материала: ДБ-790760

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Авторская одежда Сестры Тургиновы Путь Женщины

Авторская одежда Сестры Тургиновы Путь Женщины

Авторская одежда Сестры Тургиновы Путь Женщины запись закреплена

📚

Серия рабочих тетрадей для детей по народным промыслам.

📕

Каргопольская игрушка, Искусство детям
Дорожин Ю., Носова Т. 2008г
В рабочей тетради даны некоторые приемы ленки и росписи каргопольских игрушек. Материал изложен по принципу от простого к сложному, от изучения основных элементов росписи и упражнений на повтор до занятий на импровизацию.
Для работы понадобятся: глина или пластилин; стеки; набор гуашевых красок; кисти; банка для воды и салфетка.

📕

Жостовский букет, Искусство детям
Дорожин Ю.Г. 2010г.
Это пособие ознакомит ребенка с историей, технологией изготовления и этапами росписи знаменитых жостовских подносов, с художественными секретами выявления света и объема, создания настроения и колорита. Ребенок узнает, что такое «бликовка», «чертежка» и как большую композицию связать в единое целое, освоит законы построения жостовского орнамента. Завершает цикл занятий самостоятельное декоративное оформление различных предметов.

📕

Городецкая роспись, Искусство детям
Федоров Ю. 2011г.
С помощью этой тетради ребенок узнает об истории городецкого художественного промысла и освоит технику создания легкой, прозрачной росписи. Рассматривая домашнюю утварь, украшенную пышными купавками, розанами и ромашками, воспроизводя и дорисовывая образцы, начатые художником, он изучит характерные особенности городецкого искусства.

📕

Сказочная гжель, Искусство детям.
Дорожин Ю.Г. 2010г.
В тетради даны некоторые характерные приемы гжельской росписи. Материал изложен по принципу от простого к сложному, от изучения простейших элементов гжельской росписи и упражнений на повтор до заданий на импровизацию.
Издание поможет педагогам начальных классов, воспитателям старших групп дошкольных образовательных учреждений, преподавателям художественных школ, руководителям кружков и различных студий, а также родителям организовать интересные занятия и полезный досуг детей.

📕

Дымковская игрушка, Искусство детям
Шпикалова Т., Величкина Г. 2013г.
Эта тетрадь познакомит ребенка с миром нарядных и выразительных по пластике дымковских игрушек. Он освоит технику дымковской росписи, секреты узоров; научится работать с цветом. Раскрашивая картинки, лепя и раскрашивая фигурки, ребенок почувствует характерные особенности дымковского искусства.

📕

Хохломская роспись. Искусство детям
Орлова Л.В. 2012г.
Данное издание выпускается в рамках серии рабочих тетрадей «Искусство — детям» и знакомит детей с основами народного и декоративно-прикладного искусства. Серия предназначена для групповых и индивидуальных занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста на уроках труда и изобразительного искусства. В данной тетради представлены основные приемы хохломской росписи. Материал изложен по принципу от простого к сложному, от изучения основных элементов хохломской росписи и упражнений на повтор до заданий на импровизацию и роспись объемных изображений.

📕

Мезенская роспись. Искусство детям.
Знатных О. 2008г.
Эта рабочая тетрадь ознакомит ребенка с завораживающей красотой мезенской росписи по дереву, ее удивительными и загадочными образами огненно-красных коней, оленей и птиц, приносящих счастье. Воспроизводя ленточный орнамент, узоры в прямой и косой клетке, ребенок придет к пониманию самобытности северного искусства. Расписывая поставок, коробуху или утицу, ребенок коснется очень важных тем, среди которых представления наших предков о мироздании, древние поверья и обычаи.

📕

Филимоновские свистульки: Рабочая тетрадь
Соломенникова Ольга 2006г.
Альбом "Филимоновские свистульки" познакомит ребенка с изделиями центра художественного промысла Филимоново, научится создавать удивительные вещи за счет необычной формы, умелого сочетания графических элементов, варьирования цвета.Ребенок сможет освоит особенности построения орнамента в прямоугольной форме, круге, на полосе, узнает законы симметрии и задумается о неразрывной связи человека с природой.В альбоме даны методические советы и рекомендации по ходу каждого занятия.В каждом новом занятии ребенку предлагается изображение силуэта предмета из глины с росписью и шаблон для самостоятельной работы.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Каргопольская игрушка.pptx

КАРГОПОЛЬ


Курс повышения квалификации

Музыкотерапия для детей дошкольного и младшего школьного возраста


Курс профессиональной переподготовки

Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования


Курс повышения квалификации

Видеотехнологии и мультипликация в начальной школе


«Слабоуспевающие дети: кто они? Специфика обучения и сопровождения»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

КАРГОПОЛЬ

Каргополь

И что-то лепит мастерица…

И что-то лепит мастерица…

Каргопольская игрушка

Гончарный промысел

Игрушки, как и посуда, были «обварными»

Игрушки, как и посуда, были «обварными»


Ульяна Ивановна Бабкина (1888—1977)

Ульяна Ивановна Бабкина (1888—1977)

Любимые темы Бабкиной: баран, медведко, баба, мужик в лодке, утушка, собака.

Любимые темы Бабкиной: баран, медведко, баба, мужик в лодке, утушка, собака.

"Полкан" - знак Солнца Полкан, огромный добрый богатырь, защитник людей от.

"Полкан" - знак Солнца
Полкан, огромный
добрый богатырь,
защитник людей
от сил зла.

"Берегиня" – знак ЗемлиБерегиня – женщина, которая в руках держит голубей. Си.

"Берегиня" – знак Земли
Берегиня – женщина, которая в руках держит голубей. Символизирует
моление "матери сырой земли" о вешних лучах солнца, о свете, тепле,
так необходимых для её
плодородия.

"Тяни-толкай"- свет и тьма Если светлый конь олицетворяет собой радость со.

"Тяни-толкай"- свет и тьма

Если светлый конь олицетворяет собой радость солнечного света, то конь черный несет саму Смерть.

"Медведь" - знак ПлодородияПоляночкой Идет медведь с тальяночкой, Он идет, г.

"Медведь" - знак Плодородия
Поляночкой
Идет медведь с тальяночкой,
Он идет, гармошку рвет,
Баскую песенку поет.

КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА

ДРЕВНИЕ СИМВОЛЫКрасивы и необычны по цвету Каргопольские игрушки. Расписанные.

ДРЕВНИЕ СИМВОЛЫ
Красивы и необычны по цвету Каргопольские игрушки. Расписанные в ярких или приглушенных тонах, они отличаются простыми и ясными узорами. На поверхности фигурок наведены древние символы солнца – большие, огненно красные круги, кресты, а также мотивы зерен, хлебных колосьев и веточек растений

многофигурные композиции

ГОНЧАРЫ И ИГРУШЕЧНИКИ ШЕВЕЛЁВЫИгрушка из Каргополя своим развитием во многом.

ГОНЧАРЫ И ИГРУШЕЧНИКИ ШЕВЕЛЁВЫ
Игрушка из Каргополя своим развитием во многом обязана Шевелевым

Валентин Дмитриевич Шевелёв

Валентин Дмитриевич Шевелёв

Дом-музей мастеров Шевелёвых и каргопольской игрушки

Дом-музей мастеров Шевелёвых и каргопольской игрушки

Чтобы создать каргопольскую игрушку, нужно проникнуться крестьянским духом.

Чтобы создать каргопольскую игрушку, нужно проникнуться крестьянским духом и пропитаться любовью к древнему искусству и своей Родине.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Выбранный для просмотра документ Каргопольская игрушка ( с презентацией).docx

Мороз суров. Широко поле.
Январь идет по Каргополью.

И утопая в море снега,
Где льдами скована Онега,
Где спит медведь в своей берлоге,
И замело пути-дороги,
Подсмотрим в светлое окошко:

3 слайд
Там на скамейке дремлет кошка,
И необычная картина –
Печная сажа, мел да глина,
И что-то лепит мастерица,
Вот тройка удалая мчится,
Стоит Полкан, снуют зайчата,

4 слайд
Здесь хоровод, там медвежата,
Герои старых русских сказок
На землях чуди белоглазой.

Издавна в деревнях Торопове, Гриневе, Печникове, которые находились на территории Каргопольского уезда (сегодня это Каргопольский район Архангельской области), сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах. Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды: печных горшков, кубов, кринок, мисок. Участвовала вся семья: и мужчины, и женщины, и дети. Каргопольская посуда пользовалась спросом по всему Поонежью, ее возили в Архангельск, большой гончарный торг был в самом Каргополе.

Из остатков глины мастера лепили игрушки, не придавая им особенного значения. Глиняные лошадки, упряжки, фигурки людей и животных стоили недорого, особенным спросом не пользовались, и их лепили скорее для собственного удовольствия, чем ради заработка.

Первоначально к этому ремеслу никто не относился серьезно. Игрушки, как и посуда, были «обварными». После обжига раскаленное изделие погружали в «болтушку», густой мучной раствор. Пригоревшая мука оставляла на светлой поверхности сосуда или игрушки черный кружевной узор. Такие игрушки напоминали скорее произведения художников каменного века. Для раскрашивания изделия использовали подручные материалы. В основном эта была печная сажа и известь.

Самые ранние сведения о каргопольской глиняной игрушке относятся к 70 годам 19 века. В настоящее время в музейных собраниях сохранились лишь единичные экземпляры старой каргопольской игрушки.

8 слайд ( Ульяна Ивановна Бабкина )

Велика Россия наша
И талантлив наш народ
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.

Каргопольская глиняная игрушка как художественное явление сегодня по праву занимает одно из первых мест среди российских народных промыслов игрушки. Большая заслуга в этом принадлежит Ульяне Ивановне Бабкиной ( 1888 - 1977г.г.) - самой знаменитой мастерице.

Ульяна Ивановна начала делать игрушки с 15 лет и занималась этим всю жизнь (1888—1977), не дав прерваться традиции изготовления игрушек. Ульяна Ивановна Бабкина жила в покинутой всеми деревне Гринево, расположенной в 17 километрах от Каргополя. Восемьдесят девять лет - всю жизнь делала мастерица свои "бобки" (это местное название игрушки), то под протяжно распеваемую сказку, то под задорную частушку, то под напев старинной песни, перекликавшейся с образами глиняных фигурок

Любимые темы Бабкиной: баран, медведко, баба, мужик в лодке, утушка, собака. Размер игрушек невелик – сантиметров восемь – девять. Раскраска (из-за нехватки красок) самая простая – кирпично-красным, зелёным, чёрным. Она часто дарила игрушки детям или

несла на ярмарку в Каргополь.

10 слайд (Символика каргопольской игрушки)
Именно она сохранила образ Полкана (полуконя) — бородатого кентавра, который является одним их самых популярных персонажей в каргопольской игрушке.

Каргопольская игрушка
Ей не налюбуешься
И в Париже и в Нью-Йорке
Наш Полкан красуется.

"Полкан" - знак Солнца

Полкан, огромный и добрый богатырь, защитник людей от сил зла. Он наполовину бравый генерал: грудь у него крепкая, лицо круглое с большой окладистой бородой, а туловище-как у коня, и на ногах копыта. На груди Полкана-лучистое солнышко.

"Берегиня" – знак Земли

Берегиня – женщина, которая в руках держит голубей. Символизирует моление "матери сырой земли" о вешних лучах солнца, о свете и тепле, так необходимых для её плодородия. Птицы издавна считались в народе предвестницами тепла и весны. Своим громким щебетом они "прогоняли" с земли силы тьмы, несли свет, радость и счастье.

12 слайд
Как тянутся руки к глине,
Хочется мять и мять,
Потом получится грива,
Хвост и стать.
5

Ты появился на свет

Какой ты желанный,
Цены тебе нет.

"Тяни-толкай"- свет и тьма

Фигурка тяни-толкая состоит из двух коней - черного и белого. Конь - одно из самых почитаемых у славян животных. Белые и рыжие кони считались посланниками тепла, солнечного света и всякого блага. Если светлый конь олицетворяет собой радость солнечного света, то конь черный несет саму Смерть. Сидящего между черным и белым конем всадника стараются перетянуть на свою сторону светлые и темные силы. Интересно положение всадника - на одних фигурках он еще держится руками за обоих коней, как -бы не определившись в своей судьбе - а на других он уже прильнул к светлому коню.

"Медведь" - знак Плодородия

Особое почетное место занимала медведица («медвежаха») Сама собой медвежаха передаёт Добро, она может быть с пирогами, бочкой мёда или медвежатами.
Медведь у большинства гончаров - добрый "хозяюшко леса". Он выходит на встречу к людям полным пирогов. Балагур, весело играет на гармошке:

Поляночкой,
Идет медведь с тальяночкой,
Он идет, гармошку рвет,
Баскую песенку поет - пела про него У.И. Бабкина

Глиняные каргопольские игрушки представляют собой фигурки в виде собак, медведей, сказочных героев, приземистых мужиков с бородами-лопатами, баб с новорождёнными малышами, птиц и других живых существ.

Красивы и необычны по цвету игрушки. Расписанные в ярких или приглушенных тонах, они отличаются простыми и ясными узорами. На поверхности фигурок наведены древние символы солнца – большие, огненно красные круги, кресты, а также мотивы зерен, хлебных колосьев и веточек растений.

В современной Каргопольской игрушке, кроме традиционных фигур, широко используются многофигурные композиции, изделия, которые демонстрируют сцены из деревенского быта, сюжеты из сказок. Теперь их украшает не блеклый узор, наведенный цветной глиной по известковому фону, а яркая темперная роспись.

17 слайд (Династия Шевелевых)

Игрушка из Каргополя своим развитием во многом обязана Шевелевым. Об удивительных вещицах невозможно рассказывать без упоминания этих славных людей. Сам род Шевелевых, гончаров и игрушечников не менее чем в пяти поколениях, происходит из деревни Токарево, располагавшейся в нескольких верстах от Каргополя.

Семья Шевелевых сыграла особую роль в деле возрождения каргопольской игрушки. Основателем династии Шевелевых был потомственный гончар Дмитрий Васильевич Шевелев (1907 – 2000 гг.).

Долгое время каргопольская игрушка была незаслуженно забыта, а потом, видя народный интерес, в середине 60-х годов создаётся мастерская по изготовлению игрушки, а возглавил её Александр Петрович Шевелёв (1910—1980), партизан, начальник лесопункта после войны, набрал он мастеров и начали лепить каргопольскую игрушку. Его игрушки сразу завоевали популярность. Глиняных мужиков и баб, и диковинных зверей стали спрашивать все, кто приезжал в Каргополь.

В настоящее время традиции продолжает художник Валентин Дмитриевич Шевелёв.

В старом бревенчатом доме на ул. Гагарина располагается Дом-музей мастеров Шевелёвых и каргопольской игрушки, который был открыт в Каргополе в 2003 году. В нём жили до недавнего времени, а сейчас члены семьи с удовольствием проведут экскурсию по дому, расскажут про каргопольскую игрушку и покажут мастер-класс по её изготовлению на кухне с традиционной русской печью.

Валентин Дмитриевич Шевелёв рассказывает: «За одним столом отец и кушал, и красил, и игрушки лепил. Игрушки обжигались в русской печи и хранились в шкафу. Отец работал кассиром, вставал рано утром и ещё до работы всегда успевал слепить десяток простых игрушек. Игрушки белили известью, а красками служили: сажа из трубы, луковая кора и анилиновые красители».

Валентин Дмитриевич Шевелёв воссоздаёт именно старинную технологию обварки игрушек. Он сохранил традицию приёма лепки, которая соблюдается как у большой, так и у малой игрушки. Любая игрушка лепится из единого кусочка глины.

Возможно, тот, кто впервые увидит глиняное изделие, скажет: «Такое я и сам сделаю». Но нет, здесь необходимо особое умение, талант, дар. Чтобы создать каргопольскую игрушку, нужно проникнуться крестьянским духом и пропитаться любовью к древнему искусству и своей Родине.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Каргопольская игрушкаВыполнила студентка НФ МГОУ 4 курс НО Трофимова Виктория


Курс повышения квалификации

Музыкотерапия для детей дошкольного и младшего школьного возраста


Курс профессиональной переподготовки

Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования


Курс повышения квалификации

Видеотехнологии и мультипликация в начальной школе


«Слабоуспевающие дети: кто они? Специфика обучения и сопровождения»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Каргопольская игрушкаВыполнила студентка НФ МГОУ 4 курс НО Трофимова Виктория

Каргопольская игрушка
Выполнила студентка НФ МГОУ 4 курс НО
Трофимова Виктория

История возникновения Из глины гончары лепят горшки и другую посуду. А кол.

История возникновения
Из глины гончары лепят горшки и другую посуду.
А коли останется приготовленная глина от горшков и мисок, так лепят из неё игрушки – фигурки баб, домашних и лесных животных, петушков, уточек, свистульки и гримелки разные.

Глиняные каргопольские игрушки представляют собой фигурки в виде собак, ме.

Глиняные каргопольские игрушки представляют собой фигурки в виде собак, медведей, сказочных героев, приземистых мужиков с бородами-лопатами, баб с новорождёнными малышами, птиц и других живых существ.

Несмотря на такое широкое разнообразие форм, старинная каргопольская глиняная игрушка не обладала яркой расцветкой, ведь в качестве красок использовали мел, сажу и цветную глину.

Мастера Каргопольской игрушки В 1930 гг. изготовлением игрушек занималось л.

Мастера Каргопольской игрушки
В 1930 гг. изготовлением игрушек занималось лишь несколько мастеров. В 1950 гг. остался лишь один мастер, и им была легендарная мастерица Ульяна Ивановна Бабкина (1889 – 1977 гг.).

Особенности Каргопольской игрушки Одеты игрушки, как правило, в нарядные нар.

Особенности Каргопольской игрушки
Одеты игрушки, как правило, в нарядные народные костюмы.

Сарафаны на крестьянках пышные. В руках женщины держат детей, блюда с яств.

Сарафаны на крестьянках пышные. В руках женщины держат детей, блюда с яствами или птиц.

Условно все сюжеты игрушек можно поделить на несколько категорий: к перво.

Условно все сюжеты игрушек можно поделить на несколько категорий:
к первой категории относятся такие типы, как Берегиня – женщина, которая в руках держит голубей, а также лошади, Полкан и другие животные.
ко второй категории относятся сюжетные изделия, которые демонстрируют сцены из деревенского быта.

Орнамент Каргопольской игрушки Элементы орнамента – круги с пятнами другого.

Орнамент Каргопольской игрушки
Элементы орнамента – круги с пятнами другого цвета или крестами внутри, «ёлочки», «гребёнки» – сходны с орнаментами на глиняных черепках каргопольской культуры четырёх тысячелетней давности.

Символика Каргопольской игрушки Берегиня – знак Земли. Слепленная из гли.

Символика Каргопольской игрушки
Берегиня – знак Земли.
Слепленная из глины баба с головой, увенчанной «солнцем», воздетыми к небу руками и сидящими в них птицами, которые символизируют моление «матери сырой земли» о вешних лучах солнца, о свете и тепле, так необходимых для её плодородия.

Медведь – знак Плодородия. У славянских народов «медведко» считается по.

Медведь – знак Плодородия.
У славянских народов «медведко» считается подателем плодородия земли.

Олень. Лось. Баран – знаки Неба С ними было связано представление о дов.

Олень. Лось. Баран – знаки Неба
С ними было связано представление о довольстве и благе, а само слово «рогато» значило на севере жить в изобилии и богатстве.

Полкан – знак Солнца Полкан в каргопольской игрушке – это образ неодоли.

Полкан – знак Солнца
Полкан в каргопольской игрушке – это образ неодолимо могучего богатыря. Очень редко лепили Полкана удалым и молодцеватым, обычно он статный «стар матёр человек».

«Тяни-толкай»: свет и тьма Всадник на тяни-толкае, олицетворяющий собо.

«Тяни-толкай»: свет и тьма
Всадник на тяни-толкае, олицетворяющий собой постоянную борьбу между светлой и тёмной сторонами человеческой души. Сидящего между чёрным и белым конём всадника стараются перетянуть на свою сторону светлые и тёмные силы.

Изготовление Каргопольской игрушки Фигурка лепится из одного куска глины, н.

Изготовление Каргопольской игрушки
Фигурка лепится из одного куска глины, налепных деталей немного.

Детали обозначаются острой палочкой.
Игрушку лепят частями: торс с головой, юбку-колокол, руки, головной убор. Торс соединяли с юбкой, две руки-колбаски сдавливали, сгибали калачиком, и присоединяли к торсу. В последнюю очередь надевают головной убор – шляпу или кокошник.

Для обжига игрушку ставят на ночь в протопленную печь, поближе к углям, гд.

Для обжига игрушку ставят на ночь в протопленную печь, поближе к углям, где температура достигает 800 – 900 градусов Цельсия.
Расписывают игрушку неяркими, блеклыми красками.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дистанционные курсы для педагогов

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 918 439 материалов в базе

«Интеграция современного искусства в детское творчество»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Другие материалы

«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Роль педагога в реализации концепции патриотического воспитания школьников в образовательном процессе в свете ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация инклюзивного обучения в сфере образования»
  • Курс повышения квалификации «Теория и практика инклюзивного обучения в образовательной организации в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Организация краеведческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы»
  • Курс профессиональной переподготовки «Тьюторское сопровождение обучающихся в системе инклюзивного образования»
  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО»
  • Курс повышения квалификации «Система работы учителя-дефектолога при обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями (ООП) в общеобразовательном учреждении»
  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогическая диагностика в современном образовательном процессе»
  • Курс повышения квалификации «Разработка адаптированных образовательных программ в условиях ФГОС СПО»
  • Курс повышения квалификации «Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»
  • Курс повышения квалификации «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Видеотехнологии и мультипликация в начальной школе»
  • Курс профессиональной переподготовки «Оказание психолого–педагогической помощи лицам с ОВЗ»

Оставьте свой комментарий

  • 08.05.2017 6694
  • PPTX 1.1 мбайт
  • 474 скачивания
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Трофимова Виктория Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

15 минут

«Линогравюра. Знакомство с техникой, делаем авторскую высокую печать»

60 минут

«Особенности внеклассной работы по физическому, нравственному, патриотическому воспитанию детей»

33 минуты

«Развитие эмоционального интеллекта у младших школьников»

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Каргопольская игрушка

Каргопольская игрушка появилась в районе города Каргополя в Архангельской области. А если точнее, то в деревнях Печникова, Гринева и Токарева. Истоки промысла идут еще с 13 века, где найдены первые гончарные изделия, а характерные особенности ремесла сохранились до нашего времени.

Содержание:

История промысла

Мужчины и женщины создавали различную посуду (горшки, миски, кувшины и т.д.), а в свободное время лепили незатейливые фигурки для детей, прибегавших на производство к родителям. Изделия никогда не пользовались большим спросом, поэтому их редко вывозили на продажу и выставляли на ярмарках. Каргопольскую игрушку делали для ребятишек, да чтобы использовать излишки материала, который не пригодился для других изделий.

Традиции ремесла сохранились практически без изменений до наших дней, однако каргопольская игрушка перестала пользоваться спросом уже в середине 20-ых годов, а через десятилетие производство и вовсе сошло на нет.

история каргопольской игрушки

В 1930-ом году созданием незатейливых глиняных фигурок занималось несколько мастеров в деревне, которые считали это не работой, а хобби. К 1950-ому году осталась всего одна мастерица, создающая игрушки. Она обжигала их по-домашнему, в собственной печке, а для придания прочности засыпала углями, ожидая, когда фигурки прокалятся. Для росписи ремесленница использовала старые краски. Изменился внешний вид изделий позже, когда мастерица стала известна за пределами своей области и добрые люди начали присылать ей новые материалы. Тогда каргопольские фигурки стали красочнее, хотя стилистика не изменилась.

Сейчас ее работы выставлены во многих музеях народного промысла, а в Каргополе создан музей каргопольской глиняной игрушки, где собраны лучшие экспонаты гончарного ремесла из этой области.

Виды каргопольских игрушек

разные каргопольские игрушки

В каргопольских игрушках преобладает деревенская тематика. Местные мастера с большей охотой изображали простых русских людей – крестьян, которые работают в поле; пахарей и сеятелей, отдыхающих во время обеденного перерыва; женщин, стирающих белье и нянчащих детей. Обычно люди в этих глиняных изделиях очень трудолюбивы: они сеют поле, кормят скот, готовят еду, собирают урожай или выполняют домашние обязанности. Но было место и праздничной тематике, здесь ремесленники изображали танцующие пары, веселящихся музыкантов с гармошками и резвую детвору, радующуюся гуляниям.

о каргопольской игрушке

Создавали и животных, как настоящих, так и вымышленных. Самый известный персонаж - полуконь-получеловек Полкан, изображенный в военной форме с орденами. Были и другие герои древнерусских легенд, например, двухголовой конь или птица Сирин.

Некоторые настоящие животные также получали некое очеловечивание, им прорисовывали одежду, обустраивали быт, даже давали музыкальные инструменты. В фигурках участвовала все фауна, знакомая русскому человеку – медведи, лоси, бараны, кошки, собаки, птицы, лошади.


Каргопольские игрушки не прорабатывались детально, многие элементы одежды или аксессуары были изображены схематично. Наряды были яркими, заметными. Женщин часто наряжали в длинные сарафаны, заплетали волосы в косу, на шею вешали бусы, а в руки давали или сверток с младенцем или блюда с едой. Мужские образы обладали густой бородой, шапкой или шляпой для защиты от солнца, расписной рубахой, свободными шароварами и высокими сапогами на небольшом каблуке.


Образы традиционного каргопольского ремесла наполнены скрытым смыслом. Например, фигурка обычной женщины была символом Земли, плодородия, кормилицей-матушкой. Именно она пробуждала природу от зимней спячки, давала богатый урожай осенью и спасала в голодные времена. А медведь считался хозяином леса, который мог, как разорвать неугодного путника на части, так и щедро одарить лесными дарами и привести к выходу из чащи. Рогатые животные, как олень или баран, символизировали небо и солнце. Согласно многим преданиям, оказавшим влияние на гончарное дело, рога освещают людям путь, приводят к истине. Полкан же, являющийся скрещением человека и коня, был защитником людского народа от всех бед и напастей. При любой опасности он закрывал широкой грудью народ, отражая нападки судьбы.

Технология изготовления

изготовление игрушки

Первоначальный этап – подготовка материала. Каждый мастер сам выбирает способ: кто-то изначально подсушивает глину, а потом превращает в порошок и смешивает с водой; кто-то сперва замешивает до состояния теста и подсушивает; кто-то и вовсе обходится без сушки.

Фигурки лепятся из цельного куска, иногда с добавлением дополнительных элементов. Каргопольским игрушкам свойственна простота в исполнении, поэтому глине придают самые незатейливые формы в виде силуэта человека или животного. Образ героя передается обобщенно, несколько примитивно.

обжиг игрушки в домашней печи

После придания формы следует обжиг, которые многие мастерицы производили в домашних печах. После тепловой обработки изделие необходимо было поместить в густой раствор из муки. Пригоревшая мука создавала на поверхности причудливые темные узоры, которые в дальнейшем покрывались красками. Подобная технология давала фигурке рельефность и объем.

Завершающий этап – покраска изделия. Раньше ремесленники смешивали красящий пигмент с мелом, что придавало игрушке светлый оттенок.

Роспись каргопольской игрушки


Изделия из Архангельской области не могут похвастаться наличием богатой цветовой палитры. Чаще всего использовали оттенки красного, зеленого, желтого и синего. Предпочтение отдавали ярким и насыщенным цветам.

На фигурки всегда имелся узор - люди получали его в качестве декора к одежде, а животным орнамент наносился на рога или конечности. Сам узор был незатейливым и примитивным: простые и волнистые линии, круги, треугольники, цветочный орнамент. Присутствовала и символика из древней Руси: символичное изображение солнца, неба и луны. Были и стихийные знаки, как огонь, земля и вода.

Читайте также: