Каргопольская игрушка роспись конь

Обновлено: 28.03.2024

Каргопольская глиняная игрушка — традиционный промысел в Архангельской области. О том, сколько лет самой старой фигурке, как в давние времена мастера лепили и украшали игрушки и как в Каргополе возродилось ремесло — читайте в нашем материале.

История каргопольского промысла

Гончарный народный промысел в районе Каргополя зародился еще в XI–XIII веках: археологи нашли здесь фрагменты посуды и других предметов быта. В этих местах добывали красную глину, она хорошо подходила и для ручной лепки, и для работы на гончарном круге. Своего расцвета это ремесло достигло в XIX веке.

Сначала гончарное дело не было основным занятием каргопольских крестьян. Мастера садились за круг зимой, когда не нужно было работать в поле. Готовую посуду отвозили на рынки и ярмарки. За зиму умелый гончар мог сделать от 400 до 800 горшков и выручить за них до 15 рублей — немалую сумму для XIX века.

Посуду в Каргополье делали все — мужчины, женщины, дети начиная с 8–9 лет. А из остатков глины лепили разные фигурки. Мастера их особо не ценили: стоили такие игрушки очень мало, чаще всего их просто раздаривали детям. Некоторые торговцы расписывали свистульки натуральными красками и использовали как своеобразную рекламу: ребенок, увидев на прилавке яркую игрушку или услышав переливчатый свист, тянул к ней родителей: «Купи, купи свистульку!» А взрослые заодно могли приобрести и нужный в хозяйстве горшок, квашню или крынку.

Как выглядели средневековые каргопольские игрушки, неизвестно. Археологам удалось найти только одну фигурку коня, которую сделали примерно в XV–XVI веках. По ней можно судить лишь о том, что тогда «бобки» (так здесь называют игрушки) не раскрашивались, отличались простой формой и условностью деталей. Первые упоминания о «классических» фигурках относятся к 70-м годам XIX века.

От птицы до кентавра: самые популярные фигурки

Изображали в основном одиночные фигурки: женщин в широких юбках-колоколах, мужчин с окладистыми бородами, домашних и диких животных — оленей, медведей, лошадей, коров, птиц. В начале XX века появились сюжетные глиняные игрушки, которые показывали сценки из деревенской жизни: охоту и рыбалку, стирку белья и работу в кузнице, сбор урожая и праздничные гулянья.

Многие фигурки сохраняли оттенок древних верований. Например, женщина с младенцем или птицей в руках напоминала старинные изображения матери-земли, олицетворяла плодородие и достаток. Примерно такое же значение имела и фигурка медведя — популярного героя народных сказок, песен и преданий.

Некоторые игрушки изображали фантастических существ. Самое известное из них — Полкан, или Полихан, некое подобие кентавра, верхняя часть тела у которого человеческая, нижняя — конская (в самых старых вариантах — собачья). В былинах Полкан часто фигурировал как добрый богатырь, защитник слабых, бедных и обиженных.

Другое необычное существо, которое лепили каргопольские мастера, — Тянитолкай, похожий на двухголового коня. Одну голову ему красили в черный цвет, другую — в белый, а между ними сажали глиняного всадника. В такую игрушку вкладывали глубокий смысл: белая сторона Тянитолкая олицетворяла свет, добро и жизнь; черная — зло, тьму и смерть. Всадник между ними воплощал вечные метания человеческой души, однако некоторые фигурки все же изображали его прильнувшим к белой половине Тянитолкая — как бы сделавшим выбор.

Мука, свинец и охра: как лепили и чем украшали

Традиционно каргопольскую игрушку создавали из цельного небольшого куска глины, мелкие налепные детали почти не использовали. Лепили только руками, без специальных инструментов: гончар проминал глину пальцами, выбирал из нее мелкие камешки и непромешанные комки, чтобы они не испортили готовое изделие.

Вылепленные из глины игрушки оглаживали мокрыми руками, чтобы убрать неровности и придать окончательную форму. Затем их просушивали на ветру и обжигали в печи. До конца XIX века фигурки почти не раскрашивали, только украшали «обварным» методом: сразу после обжига раскаленное изделие погружали в густой мучной раствор, мука пригорала к поверхности и оставляла необычные темные разводы.

В конце XIX — начале XX века каргопольские игрушки стали лепить иначе. Теперь их нередко создавали по частям, добавляли мелкие налепные детали. На смену «обварной» керамике пришла «поливная»: перед обжигом изделие обмазывали дегтем и обсыпали свинцовым порошком. При обжиге свинец плавился, и на поверхности глины получалась красивая зеленоватая глазурь. В то же время мастера начали украшать игрушки росписью — мелом, цветной глиной, сажей, охрой. Всю фигурку целиком белили, чтобы создать фон, затем намечали лицо или морду, расписывали одежду людей или туловище животных красными, зелеными, синими, черными узорами. Элементы орнамента также происходили из древности: например, круги, кресты и стрелы олицетворяли солнце и тепло, прямые или волнистые линии — воду, колосья, зерна и другие растительные узоры — землю и богатый урожай.

Знакомство с Каргопольской игрушкой.

Роспись «Коня – Палкана» декоративными элементами».

Цель: Познакомить с историей возникновения игрушки, вызвать интерес и эмоциональный отклик на народную игрушку, обратить внимание на её красоту и забавный характер, который с любовью передают Каргопольские мастера. Развивать эстетическое восприятие, образные представления, чувство цвета и композиции.

Задачи: 1) Познакомить с историей возникновения Каргопольской игрушки.

2) Воспитывать любовь к народным промыслам и эстетическое отношение к изделиям народных мастеров.

3) Учить поэтапно, расписывать силуэт Каргопольской игрушки.

Материалы: Народные игрушки, иллюстрации (этапы изготовления игрушки, символика цвета).

Силуэт Каргапольской игрушеки «Коня – Палкана», вырезанного из белой бумаги, краски гуашь, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Предварительная работа: Чтение рассказов, стихов о народных игрушках. Индивидуальная работа в книжном уголке. Рассматривание знакомых народных игрушек из глины. Использование раскраски «Народные промыслы». Игра – лото - поделка «Русский сувенир». Лепка «лошадок» из глины. Подбор иллюстраций для выставки.

Ход занятия.

-Сегодня мы с вами вспомним, что мы знаем об игрушках наших прабабушек и прадедушек, а так же познакомимся с новыми, необычными игрушками нашего Русского Севера.

1. Дидактическая игра «Узнай, что в сундуке».

-У нас с вами посмотрите, имеется целый сундук различных игрушек, нам необходимо разобрать их по полочкам, чтоб навести порядок. В сундуке хранятся народные игрушки разных мастеров нашей страны.

-Как необходимо обращаться с такими игрушками? Почему? (ответы детей)

Воспитатель предлагает детям взять по одной игрушке и рассказать о ней.

Воспитатель рассказывает сам об одной из игрушек для образца.

Дети по образцу рассказывают о своих игрушках, которые взяли из сундука. (Слушаются ответы нескольких детей, остальным предлагается рассказать об игрушке в конце занятия)

Воспитатель предлагает сгруппировать игрушки по элементам росписи, расставить их по полочкам: филимоновские игрушки, дымковские игрушки и несколько игрушек неизвестных для детей, поставить отдельно.

-Посмотрите эти игрушки нам с вами пока неизвестны, но сейчас мы с вами узнаем о них много интересного.

2. История возникновения Каргопольских игрушек.

Каргополь — древний город в Архангельской области. Раньше это был широко известный большой торговый и культурный центр Русского Севера. От тех времен остались величественные храмы и соборы. Сейчас это заповедные места, где до сих пор сохранилась самобытная русская культура, искусство и ремесла. Игрушки Каргопольских мастеров в большинстве своем - одиночные фигурки, иногда два-три персонажа, связанных единым сюжетом и каким-то несложным действием. Они немного неуклюжи и тяжеловаты: крепкие крестьянки, мужики, птицы, кони.

«Полихан» или «Конь – Палкан», был одним из самых любимых образов народных умельцев. Узор прост и незатейлив. На поверхности фигурок писали древние символы солнца - круги, кресты, а так же веточки, мотивы хлебных колосьев и зёрен.

Я прошу подняться вас – это раз.

Повернулась голова – это два.

Руки вверх, вперед смотри – это три.

Руки разведем пошире на четыре.

С силой пальцы сжать, разжать – это пять.

Всем ребятам тихо сесть – это шесть!

4. Роспись силуэта «Коня – Полкана».

- Я предлагаю вам пройти и присесть за столы.

- Что вы видите на своих столах? (ответы детей)

- Перед вами находится силуэт Каргопольской игрушки «Коня – Полкана».

Сейчас мы с вами как настоящие мастера будем ее расписывать.

Воспитатель рассказывает детям этапы росписи силуэта и показывает пример росписи на доске.

Конспект занятия по знакомству с Каргопольской игрушкой — роспись «Коня — Палкана» декоративными элементами


5. Оформление выставки работ для родителей. Подведение итогов занятия.

-С какими игрушками мы сегодня с вами познакомились?

-Что вы узнали про них?

-Какая работа по вашему больше всего похожа на образец?

-Понравилось ли вам сегодня занятие?

Фотоотчёт «Знакомство с филимоновской игрушкой в средней группе»

Фотоотчёт «Знакомство с филимоновской игрушкой в средней группе» В рамках проекта «Знакомство с русским народным творчеством» знакомила детей с русскими народными промыслами. Решила использовать для этого.

Конспект интегрированной ОД в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с декоративными птицами»

Конспект интегрированной ОД в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с декоративными птицами» Конспект интегрированной совместной образовательной деятельности в средней группе Ознакомление с окружающим миром, художественное творчество.

Конспект НОД «Знакомство с дымковской игрушкой» «Знакомство с дымковской игрушкой» Младшая группа. МБДОУ «Березка» Воспитатель: Мухаметшина Н. В. Виды детской деятельности.

Конспект НОД «Знакомство с дымковской игрушкой» (вторая младшая группа)

Конспект НОД «Знакомство с дымковской игрушкой» (вторая младшая группа) Виды детской деятельности. Игровая, познавательно-исследовательская, речевая, коммуникативная, продуктивная, художественная. Задачи: 1.

Конспект открытого занятия «Знакомство с русской народной деревянной игрушкой-свистулькой, роспись птички свистульки» Цель: Познакомить с русской народной игрушкой – свистулькой. Учить детей на силуэте птички строить нарядный узор при помощи чередования.

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Ярмарка. Роспись каргопольской игрушки» Конспект занятия по рисованию «Ярмарка. Роспись каргопольской игрушки» Подготовительная группа Составила воспитатель первой квалификационной.

Конспект занятия «Знакомство с народной игрушкой-матрешкой» Цель: 1. Знакомство детей с дидактической народной игрушкой 2. Упражнять детей в умении группировать предметы по цвету и величине. Материал:.

Познавательно-творческий проект «Знакомство с новогодней игрушкой»

Познавательно-творческий проект «Знакомство с новогодней игрушкой» .

Рисование по мотивам дымковской игрушки «Роспись коня» Рисование по мотивам дымковской игрушки Тема: Роспись коня Цель: закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи; закрепить умение.

Конспект занятия «Знакомство с богородской игрушкой» Тема «Знакомство с богородской игрушкой». Цель: познакомить детей с богородской игрушкой, привлечь внимание детей к игрушке, способствовать.

Лэпбук «Каргопольская игрушка» Довольно интересная история не столько самой игрушки, сколько процесса ее возрождения. В отличие от многих других сохранившихся народных промыслов, возрождение которых было централизованно.






Каргопольская игрушка - Конспект ООД по декоративному рисованию с использованием регионального компонента «В гостях у каргопольских мастеров»

Статья «Конспект ООД по декоративному рисованию с использованием регионального компонента «В гостях у. » «В гостях у каргопольских мастеров» Цель: приобщать детей к истокам народного искусства, продолжать знакомить детей с каргопольской игрушкой, воспитывать у них интерес к изделиям народных.


Фоторепортаж «Путешествие в Каргополь» Фоторепортаж «Путешествие в Каргополь» В юго-западной части Архангельской области, между Карелией и Вологодской областью, по живописным берегам реки Онеги расположился старинный город.





















Сценарий открытого занятия «Знакомство и изготовление каргопольской игрушки» для старшей группы Цель: научить ребёнка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Воспринимать окружающее через речь, мир музыки и изобразительную деятельность. Программное.




Каргопольская игрушка - Снежный мини-музей под открытым небом на участке ДОУ «Каргопольская игрушка»

Публикация «Снежный мини-музей под открытым небом на участке ДОУ «Каргопольская. » Снежный мини - музей под открытым на участке ДОУ "Каргопольская игрушка" Муниципальное Бюджетное Дошкольное Учреждение "Детский Сад № 13 " Выполнили: Панфилова Елена Юрьевна, воспитатель 1.





















Конспект занятия «Составление рассказов о дымковской, филимоновской, каргопольской игрушках» в средней группе ОВЗ Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: учить детей составлять описательный рассказ об игрушках, давать описание внешнего вида игрушек.


Методика проведения занятия по декоративному рисованию с детьми 5–7 лет «Роспись каргопольского петушка» Рисовать мои дети любят все без исключения, даже те, кто в начале года не особо горели этим желанием. За семь месяцев плодотворной работы с моими ребятишками могу сказать, что в этих детях.












Мастер-класс по декоративному рисованию с детьми 5–7 лет «Роспись каргопольского петушка» Для проведения занятия по декоративному рисованию с детьми 5-7 лет на тему «Роспись каргопольского петушка» необходимо для начала самой попробовать расписать такого петушка и предложить это.
















Конспект занятия по знакомству с Каргопольской игрушкой — роспись «Коня — Палкана» декоративными элементами Знакомство с Каргопольской игрушкой. Роспись «Коня – Палкана» декоративными элементами». Цель: Познакомить с историей возникновения игрушки, вызвать интерес и эмоциональный отклик на.




Мастер-класс по росписи «Хозяйка с пряником». Каргопольская игрушка Каргопольские игрушки зародились как сезонный промысел крестьян в деревнях Архангельской области, около города Каргополя. Местные крестьяне работали летом в полях, а зимой занимались.

Приоритетная образовательная область: художественно-эстетическое развитие.

Интеграция с другими образовательными областями: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие.

Цель: лепка коня по мотивам каргопольской росписи на основе совершенствования навыков работы с соленым тестом.

• закреплять знания детей о каргопольской росписи, узнавать ее по отличительным признакам;

• закреплять умение лепить пластическим способом, вытягивать детали из целого куска, соблюдая расположение и соотношение частей тела, соединять части, прижимая их, друг к другу.

• продолжать развивать декоративное творчество детей;

• развивать мелкую моторику в процессе лепки мелких деталей.

• воспитывать самостоятельность в выполнении задания, умение испытывать положительные эмоции от познавательной, продуктивной деятельности;

• продолжать воспитывать аккуратность при работе с изобразительными материалами и инструментами.

Планируемые результаты: лепят коня по мотивам каргопольской росписи на основе совершенствования навыков работы с соленым тестом.

Дидактические средства: презентация, учебно-наглядные пособия по глиняной игрушке.

Раздаточный материал: соленое тесто.

Материалы и оборудование: стека, доска, клеенка, салфетки.

№ Этапы, продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога Методы, формы, приемы Предполагаемая деятельность детей Планируемые результаты

1. Организационно – мотивационный этап Создать мотивацию к занятию по рисованию. Здравствуйте, ребята!

Придумано кем – то, просто и мудро.

При встрече здороваться «Доброе утро»

Доброе утро – как ваши дела?

Доброе утро Родная земля.

Доброе утро солнцу и птицам.

Доброе утро – улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера.

Каких только игрушек не встретишь на прилавках наших магазинов! Яркие, красочные, маленькие и большие, сделанные из различных материалов. А когда появились первые игрушки и какими они были? Какие особенные игрушки были у наших земляков в далеком прошлом?

Первые игрушки появились, наверно тогда, когда первобытный человек сделал себе для охоты копье, а для своего сынишки такое же, но поменьше. А еще вылепил из глины горшок, из оставшегося кусочка – куклу. Так и повелось из поколения в поколение. Словесный (беседа, наглядный Отвечают на вопросы воспитателя Проявляют интерес к занятию по рисованию.

2. Основной этап

2.1. Этап постановки проблемы

закреплять знания детей о каргопольской росписи, узнавать ее по отличительным признакам

Посмотрите на полку, сколько здесь красивых, нарядных, необычных игрушек. Посмотрите, какая необычная игрушка! Как вы думаете, из чего сделана эта игрушка. А чтобы они были красивыми - наносят узор. Эти игрушки радуют нас своей красотой. Хотите ребята узнать и посмотреть где делают такие игрушки? Тогда садитесь на стульчики перед краном.

попали мы в город Каргополь. Послушайте рассказ о городе Каргополе и ее мастерах.

«Затерялся город Каргополь в дремучих северных лесах и непроходимых болотах. Глиняные игрушки в России делали во многих городах и селах, но каргопольские никогда с другими не спутаешь. Много лет тому назад северные крестьяне растили хлеб, держали скот. В свободное от работы время садились за гончарный круг-делали посуду. В старину русский крестьянин не мог купить детишкам игрушки. А ребятишкам хотелось играть. И нашлись в деревнях замечательные придумщики и умельцы. Ну а там, где жили гончары, лепили из глины.

Каргопольская игрушка отличается от игрушек других областей России. У каргопольских мастеров – это одиночные фигурки, иногда 2-3 персонажа, связанные единым сюжетом.

Фигуры людей изображены в повседневном труде: крестьянки с пирогами или с корзиной, либо нянчат детей, прядут нитки; мужчины в труде (пахарь, сеятель, кузнец).

Цвет в росписи тоже имеет значение :

Белый - чистота, добро, правда Желтый – солнце, радость

Красный - огонь, красота, здоровье, сила Зеленый – жизнь, земля, пашня

Синий - небо Черный – горе, зло, неправда.

Мастера, не только делали игрушки, но ещё и любили поиграть, игры были весёлые.

Вот и мы с вами поиграем в игру «Платочек»

Вот платочек расписной.

Он волшебный не простой

Будет платочек с детьми играть, всех собою накрывать. Дети идут под музыку по кругу. По окончании музыки останавливаются, приседают и закрывают глаза, а воспитатель накрывает ребёнка платком и говорит «Раз, два, три. Кто же спрятался внутри. Дети отгадывают.

Словесный, наглядный Отвечают на вопросы воспитателя Дети знают о каргопольской росписи, узнают ее по отличительным признакам

2.2. Этап ознакомления с материалом закреплять умение лепить пластическим способом, вытягивать детали из целого куска, соблюдая расположение и соотношение частей тела, соединять части, прижимая их, друг к другу Ребята, на сегодняшнем занятие мы с вами будем лепить каргопольскую игрушку, а какую вы угадайте с помощью стихотворения.

Очень стройный и красивый.

С челкой и пушистой гривой.

Может он скакать.

Ест овес, умеет ржать.

Прыгнет в воду и в огонь

Ребята, давайте оподготовим наши руки.

«Вот помощники мои».

Вот помощники мои,

Смотрим на раскрытые ладони.

Их как хочешь поверни:

И вот эдак, и вот

Не обидятся никак.

Раз, два, три, четыре, пять.

Конь умеют лепить пластическим способом, вытягивая детали из целого куска, соблюдая расположение и соотношение частей тела, соединяя части, прижимая их, друг к другу

2.3. Этап практического решения проблемы

развивать мелкую моторику в процессе лепки мелких деталей Скатываем из теста туловище нашего коня в виде цилиндра, делаем надрезы с двух сторон. Затем придаём форму тела и ног нашему изделию.

Лепим голову. Делаем гриву и хвост коню. Прикрепляем к туловищу.

И оставляем сушить! Наглядный, словесный, практическая самостоятельная работа Лепят по образцу воспитателя развита мелкая моторика в процессе лепки мелких деталей

3. Заключительный этап

Совершенствовать умение детей анализировать процесс своей творческой деятельности и творческий продукт, полученный в ее процессе. Ребята, посмотрите на своих лошадок. Какие они красивые!

А вам нравятся ваши работы?

Какая лошадка вам понравилась больше всех?

Как вы лепили их и из чего?

А какую роспись мы с вами изучили?

Ребята, посмотрите на своих лошадок. Какие они красивые!

А вам нравятся ваши работы?

Какая лошадка вам понравилась больше всех?

Какие краски использовали?

Какие элементы узора?

Чтобы закрепить наши знания, давайте поиграем в игру

«Найди каргопольский узор» Беседа Отвечают на вопросы воспитателя Анализируют процесс своей творческой деятельности и творческий продукт, полученной в ее процессе

«Наш кубанский каравай». Лепка из соленого теста

«Наш кубанский каравай». Лепка из соленого теста "Кубань – земля такая: От хлеба золотая. " Неспроста о нашем кубанском хлебе слагают стихи и песни. А кто не слышал про знаменитый кубанский.

«Угощение для бабушки Федоры» (лепка из цветного соленого теста)

«Угощение для бабушки Федоры» (лепка из цветного соленого теста) Дети сидят на стульях, просматривают м/ф «Федорино горе». Вдруг слышат плач за дверью, входит бабушка Федора и причитает: (Муз. сопровождение.

Фотоотчет «Лепка сувениров из соленого теста»

Фотоотчет «Лепка сувениров из соленого теста» Доброго времени суток! Дорогие коллеги, предлагаю вашему вниманию, фотоотчет «Лепка сувениров из соленого теста». Тестопластика – так называется.

Каргопольская игрушка

Каргопольская игрушка появилась в районе города Каргополя в Архангельской области. А если точнее, то в деревнях Печникова, Гринева и Токарева. Истоки промысла идут еще с 13 века, где найдены первые гончарные изделия, а характерные особенности ремесла сохранились до нашего времени.

Содержание:

История промысла

Мужчины и женщины создавали различную посуду (горшки, миски, кувшины и т.д.), а в свободное время лепили незатейливые фигурки для детей, прибегавших на производство к родителям. Изделия никогда не пользовались большим спросом, поэтому их редко вывозили на продажу и выставляли на ярмарках. Каргопольскую игрушку делали для ребятишек, да чтобы использовать излишки материала, который не пригодился для других изделий.

Традиции ремесла сохранились практически без изменений до наших дней, однако каргопольская игрушка перестала пользоваться спросом уже в середине 20-ых годов, а через десятилетие производство и вовсе сошло на нет.

история каргопольской игрушки

В 1930-ом году созданием незатейливых глиняных фигурок занималось несколько мастеров в деревне, которые считали это не работой, а хобби. К 1950-ому году осталась всего одна мастерица, создающая игрушки. Она обжигала их по-домашнему, в собственной печке, а для придания прочности засыпала углями, ожидая, когда фигурки прокалятся. Для росписи ремесленница использовала старые краски. Изменился внешний вид изделий позже, когда мастерица стала известна за пределами своей области и добрые люди начали присылать ей новые материалы. Тогда каргопольские фигурки стали красочнее, хотя стилистика не изменилась.

Сейчас ее работы выставлены во многих музеях народного промысла, а в Каргополе создан музей каргопольской глиняной игрушки, где собраны лучшие экспонаты гончарного ремесла из этой области.

Виды каргопольских игрушек

разные каргопольские игрушки

В каргопольских игрушках преобладает деревенская тематика. Местные мастера с большей охотой изображали простых русских людей – крестьян, которые работают в поле; пахарей и сеятелей, отдыхающих во время обеденного перерыва; женщин, стирающих белье и нянчащих детей. Обычно люди в этих глиняных изделиях очень трудолюбивы: они сеют поле, кормят скот, готовят еду, собирают урожай или выполняют домашние обязанности. Но было место и праздничной тематике, здесь ремесленники изображали танцующие пары, веселящихся музыкантов с гармошками и резвую детвору, радующуюся гуляниям.

о каргопольской игрушке

Создавали и животных, как настоящих, так и вымышленных. Самый известный персонаж - полуконь-получеловек Полкан, изображенный в военной форме с орденами. Были и другие герои древнерусских легенд, например, двухголовой конь или птица Сирин.

Некоторые настоящие животные также получали некое очеловечивание, им прорисовывали одежду, обустраивали быт, даже давали музыкальные инструменты. В фигурках участвовала все фауна, знакомая русскому человеку – медведи, лоси, бараны, кошки, собаки, птицы, лошади.


Каргопольские игрушки не прорабатывались детально, многие элементы одежды или аксессуары были изображены схематично. Наряды были яркими, заметными. Женщин часто наряжали в длинные сарафаны, заплетали волосы в косу, на шею вешали бусы, а в руки давали или сверток с младенцем или блюда с едой. Мужские образы обладали густой бородой, шапкой или шляпой для защиты от солнца, расписной рубахой, свободными шароварами и высокими сапогами на небольшом каблуке.


Образы традиционного каргопольского ремесла наполнены скрытым смыслом. Например, фигурка обычной женщины была символом Земли, плодородия, кормилицей-матушкой. Именно она пробуждала природу от зимней спячки, давала богатый урожай осенью и спасала в голодные времена. А медведь считался хозяином леса, который мог, как разорвать неугодного путника на части, так и щедро одарить лесными дарами и привести к выходу из чащи. Рогатые животные, как олень или баран, символизировали небо и солнце. Согласно многим преданиям, оказавшим влияние на гончарное дело, рога освещают людям путь, приводят к истине. Полкан же, являющийся скрещением человека и коня, был защитником людского народа от всех бед и напастей. При любой опасности он закрывал широкой грудью народ, отражая нападки судьбы.

Технология изготовления

изготовление игрушки

Первоначальный этап – подготовка материала. Каждый мастер сам выбирает способ: кто-то изначально подсушивает глину, а потом превращает в порошок и смешивает с водой; кто-то сперва замешивает до состояния теста и подсушивает; кто-то и вовсе обходится без сушки.

Фигурки лепятся из цельного куска, иногда с добавлением дополнительных элементов. Каргопольским игрушкам свойственна простота в исполнении, поэтому глине придают самые незатейливые формы в виде силуэта человека или животного. Образ героя передается обобщенно, несколько примитивно.

обжиг игрушки в домашней печи

После придания формы следует обжиг, которые многие мастерицы производили в домашних печах. После тепловой обработки изделие необходимо было поместить в густой раствор из муки. Пригоревшая мука создавала на поверхности причудливые темные узоры, которые в дальнейшем покрывались красками. Подобная технология давала фигурке рельефность и объем.

Завершающий этап – покраска изделия. Раньше ремесленники смешивали красящий пигмент с мелом, что придавало игрушке светлый оттенок.

Роспись каргопольской игрушки


Изделия из Архангельской области не могут похвастаться наличием богатой цветовой палитры. Чаще всего использовали оттенки красного, зеленого, желтого и синего. Предпочтение отдавали ярким и насыщенным цветам.

На фигурки всегда имелся узор - люди получали его в качестве декора к одежде, а животным орнамент наносился на рога или конечности. Сам узор был незатейливым и примитивным: простые и волнистые линии, круги, треугольники, цветочный орнамент. Присутствовала и символика из древней Руси: символичное изображение солнца, неба и луны. Были и стихийные знаки, как огонь, земля и вода.

Читайте также: