Каргопольская игрушка сделать своими руками

Обновлено: 17.04.2024

И сейчас традиция лепки игрушки живет в Каргополе. Здесь находиться училище, и множество художественных школ, которые передают традицию детям. Здесь каждый год проходит большой фестиваль-конкурс игрушки, праздник, на котором весело всем, и взрослым и детям.

Когда организовали цех каргопольской игрушки, то мастеров в нем было совсем не много, около тридцати человек. Наряду с мастерами-надомниками Д.В. и К.П. Шевелевыми, С.И. Рябовым, С.Е. Дружининым, пришла сюда и увлеченная красотой и мудростью народного искусства молодежь, сменившая свою первую профессию - Т.С. Водяницкая, С.Н. Яковлева, А.Ф. Шевелева, Е.А. Пискунова и многие другие. Когда же встал вопрос о продолжении традиции игрушки, о том, что мастерство лепки и понимание души игрушки воспринимаются с малых лет, когда дети сперва мяли глину, затем пробовали сами лепить, обжигать и красить игрушки; теперь же получалось так, что в игрушку приходили мастера "со стороны", которым нужно было органично вливаться в традицию, причем не просто копировать произведения мастеров прошлого, но и вносить новые сюжеты, давать новую жизнь игрушке.

Первый шаг в этом направлении сделал А.П. Шевелев, организовав при городском Доме пионеров кружок глиняной игрушки. С 1963 года в школах, а затем в педучилище руководил такими кружками. Позже возникла Школа искусств. И теперь при обучении детей основам лепки игрушки используются разработанные этими мастерами педагогические программы, позволяющие воспринять всю мощь народного искусства органично со своим внутренним миром.

Когда ребятишки приступают к своим учениям, им не терпеться побыстрее слепить человеческую фигурку. Но учитель не торопиться. Первое серьезное задание - слепить шарик. Не скатать его в ладошках, а именно вылепить ровный круглый объем, работая всеми пальцами. Затем они раскрасят их, как мячи или елочные украшения. Потом они будут лепить целиндрик и конус - исходные формы каргопольской игрушки. Первая игрушка, с которой начинается обучение лепке, - собачка. Мастер может сделать крепкого невозмутимого деревенского пса со степенным добродушным выражением на морде, но чаще возникает другой характер, подвижная, с повернутой головой и расставленными лапами собака, у которой в зубах кость, а на спине сидит птичка.

Вы можете попробовать вылепить барыню по мотивам каргопольской игрушки. Для этого кусок глины, предназна­ченный для лепки, надо поделить на несколько частей для изготовления торса, юбки, рук и головного убора. Смотрите последовательные этапы лепки:


Лепим торс с головой. Катаем глиняный цилиндр, на­мечаем голову и слегка ее округляем. Шея у игрушки оста ется толстой (иначе сломается).


Лепим юбку-колокол. 1-й способ — метод кругового на-лепа: катаем колбаски толщиной 1см в диаметре. Каждая последующая должна быть немного короче предыдущей. Начинаем с самой большой. Сворачиваем ее в кольцо. Затем укладываем на него кольцо из следующей колбаски и т. д. Каждое глиняное кольцо прижимаем к предыдущему. У вас получилась глиняная пирамида.


Чтобы юбка не разваливалась, надо каждую сторону за­гладить — и снаружи, и внутри.

2-й способ. Кусок ткани намочить и отжать. Кладем гли­няный шар на ткань, закрываем его и прокатываем скалкой либо стеклянной бутылкой. Получаем глиняный блин тол щиной до 0,5—0,8 см. Вырезаем из него сектор и получен ную фигуру сворачиваем в конус. Места соединения замазы ваем.


3-й способ — выбирание стекой. Лепим глиняный конус и затем выбираем глину стекой или ложкой. Юбка готова.


Присоединяем туловище к юбке. Лепим руки. Примазываем со всех сторон и сворачива ем их калачиком. Делаем кокошник — вытягиваем голову и спереди примазываем полоску и серьги.

Для шляпы берем шарик, превращаем его в цилиндр. Поля либо оттягиваются от цилиндра, либо налепливается кол баска и примазывается. Поля не должны быть широкими.

Выглаживаем всю фигурку. Если у вас есть возможность обжечь высохшую игрушку в муфельной школьной печи, то обжигайте ее в течение 3 часов при температуре 400—450°.

После обжига ее белят водоэмульсионной краской и расписывают гуашью или темперой.

Каргопольская игрушка

Каргопольская игрушка появилась в районе города Каргополя в Архангельской области. А если точнее, то в деревнях Печникова, Гринева и Токарева. Истоки промысла идут еще с 13 века, где найдены первые гончарные изделия, а характерные особенности ремесла сохранились до нашего времени.

Содержание:

История промысла

Мужчины и женщины создавали различную посуду (горшки, миски, кувшины и т.д.), а в свободное время лепили незатейливые фигурки для детей, прибегавших на производство к родителям. Изделия никогда не пользовались большим спросом, поэтому их редко вывозили на продажу и выставляли на ярмарках. Каргопольскую игрушку делали для ребятишек, да чтобы использовать излишки материала, который не пригодился для других изделий.

Традиции ремесла сохранились практически без изменений до наших дней, однако каргопольская игрушка перестала пользоваться спросом уже в середине 20-ых годов, а через десятилетие производство и вовсе сошло на нет.

история каргопольской игрушки

В 1930-ом году созданием незатейливых глиняных фигурок занималось несколько мастеров в деревне, которые считали это не работой, а хобби. К 1950-ому году осталась всего одна мастерица, создающая игрушки. Она обжигала их по-домашнему, в собственной печке, а для придания прочности засыпала углями, ожидая, когда фигурки прокалятся. Для росписи ремесленница использовала старые краски. Изменился внешний вид изделий позже, когда мастерица стала известна за пределами своей области и добрые люди начали присылать ей новые материалы. Тогда каргопольские фигурки стали красочнее, хотя стилистика не изменилась.

Сейчас ее работы выставлены во многих музеях народного промысла, а в Каргополе создан музей каргопольской глиняной игрушки, где собраны лучшие экспонаты гончарного ремесла из этой области.

Виды каргопольских игрушек

разные каргопольские игрушки

В каргопольских игрушках преобладает деревенская тематика. Местные мастера с большей охотой изображали простых русских людей – крестьян, которые работают в поле; пахарей и сеятелей, отдыхающих во время обеденного перерыва; женщин, стирающих белье и нянчащих детей. Обычно люди в этих глиняных изделиях очень трудолюбивы: они сеют поле, кормят скот, готовят еду, собирают урожай или выполняют домашние обязанности. Но было место и праздничной тематике, здесь ремесленники изображали танцующие пары, веселящихся музыкантов с гармошками и резвую детвору, радующуюся гуляниям.

о каргопольской игрушке

Создавали и животных, как настоящих, так и вымышленных. Самый известный персонаж - полуконь-получеловек Полкан, изображенный в военной форме с орденами. Были и другие герои древнерусских легенд, например, двухголовой конь или птица Сирин.

Некоторые настоящие животные также получали некое очеловечивание, им прорисовывали одежду, обустраивали быт, даже давали музыкальные инструменты. В фигурках участвовала все фауна, знакомая русскому человеку – медведи, лоси, бараны, кошки, собаки, птицы, лошади.


Каргопольские игрушки не прорабатывались детально, многие элементы одежды или аксессуары были изображены схематично. Наряды были яркими, заметными. Женщин часто наряжали в длинные сарафаны, заплетали волосы в косу, на шею вешали бусы, а в руки давали или сверток с младенцем или блюда с едой. Мужские образы обладали густой бородой, шапкой или шляпой для защиты от солнца, расписной рубахой, свободными шароварами и высокими сапогами на небольшом каблуке.


Образы традиционного каргопольского ремесла наполнены скрытым смыслом. Например, фигурка обычной женщины была символом Земли, плодородия, кормилицей-матушкой. Именно она пробуждала природу от зимней спячки, давала богатый урожай осенью и спасала в голодные времена. А медведь считался хозяином леса, который мог, как разорвать неугодного путника на части, так и щедро одарить лесными дарами и привести к выходу из чащи. Рогатые животные, как олень или баран, символизировали небо и солнце. Согласно многим преданиям, оказавшим влияние на гончарное дело, рога освещают людям путь, приводят к истине. Полкан же, являющийся скрещением человека и коня, был защитником людского народа от всех бед и напастей. При любой опасности он закрывал широкой грудью народ, отражая нападки судьбы.

Технология изготовления

изготовление игрушки

Первоначальный этап – подготовка материала. Каждый мастер сам выбирает способ: кто-то изначально подсушивает глину, а потом превращает в порошок и смешивает с водой; кто-то сперва замешивает до состояния теста и подсушивает; кто-то и вовсе обходится без сушки.

Фигурки лепятся из цельного куска, иногда с добавлением дополнительных элементов. Каргопольским игрушкам свойственна простота в исполнении, поэтому глине придают самые незатейливые формы в виде силуэта человека или животного. Образ героя передается обобщенно, несколько примитивно.

обжиг игрушки в домашней печи

После придания формы следует обжиг, которые многие мастерицы производили в домашних печах. После тепловой обработки изделие необходимо было поместить в густой раствор из муки. Пригоревшая мука создавала на поверхности причудливые темные узоры, которые в дальнейшем покрывались красками. Подобная технология давала фигурке рельефность и объем.

Завершающий этап – покраска изделия. Раньше ремесленники смешивали красящий пигмент с мелом, что придавало игрушке светлый оттенок.

Роспись каргопольской игрушки


Изделия из Архангельской области не могут похвастаться наличием богатой цветовой палитры. Чаще всего использовали оттенки красного, зеленого, желтого и синего. Предпочтение отдавали ярким и насыщенным цветам.

На фигурки всегда имелся узор - люди получали его в качестве декора к одежде, а животным орнамент наносился на рога или конечности. Сам узор был незатейливым и примитивным: простые и волнистые линии, круги, треугольники, цветочный орнамент. Присутствовала и символика из древней Руси: символичное изображение солнца, неба и луны. Были и стихийные знаки, как огонь, земля и вода.

Каргопольские игрушки зародились как сезонный промысел крестьян в деревнях Архангельской области, около города Каргополя. Местные крестьяне работали летом в полях, а зимой занимались гончарным промыслом, изготавливая посуду и домашнюю утварь из местного сорта глины. Игрушки делались из остатков материала и поначалу были лишены какой бы то ни было художественной ценности. Они покрывались мучным отваром и обжигались, затем наносили элементы этой нехитрой росписи. Со временем роспись совершенствовалась, и сегодня каргопольские игрушки более изящно и тонко расписаны.

Мастер-класс по росписи «Хозяйка с пряником». Каргопольская игрушка

Каргопольские игрушки очень самобытны и неповторимы. Это полкан – полуконь-получеловек, лев, сказочные плиты и двухголовые кони, персонажи с козьими и медвежьими головами. Когда лепишь каргопольскую игрушку можно фантазировать и творить.


Помимо этих, изготавливаются и традиционные персонажи – животные и люди.

Вот и я решила зимними вечерами слепить каргопольскую хозяйку с пряником на свой лад.


После того, как игрушка высохла, я попросила обжечь её. Получилась вполне приличная барышня.


В старину обожженные игрушки покрывали мучным отваром. Я покрыла изделие темперной белой краской.


Крестьяне наносили самодельные краски: мел, сажа, синька, а то и скобленая ржавчина.

Узоры были незатейливые, наводили простой узор: точки, черточки, кресты, круги с крестом внутри, либо вписанные один в другой концентрические окружности с синей точкой в центре. Сейчас расписывают темперными, акриловыми красками.



Узор очень простой: полоски, волнистые линии, точки, кресты, штрихи. Этот узор очень древний, и каждый знак имеет определенный смысл, который сейчас многими забыт, а мастера рисуют его так, как изображали когда-то предки. Например, - крест, символ солнца, означает землю, засеянное поле, - ростки, изображение растительности, - волнистая линия изображает речку, воду, влагу, которой надо напоить растения.



Как лепить, так и расписывать каргопольские игрушки одно удовольствие. В последние десятилетия получили распространение жанровые сцены. Вполне можно с детьми лепить новые сюжеты и персонажи из народных сказок.

«Каргопольская игрушка» (работы детей)

«Каргопольская игрушка» (работы детей) Каргополь - древний, очень красивый город, находится на самом севере России, где короткое лето и длинная зима. В окрестных деревнях лепили.

Мастер-класс для педагогов «Основы Гжельской росписи»

Мастер-класс для педагогов «Основы Гжельской росписи» Мастер-класс для воспитателей (изобразительное творчество) по теме «Гжель-синяя сказка». Место проведения: МДОУ д/с №10 г. Подольск. Целевая.

Мастер-класс городецкой росписи по дереву

Мастер-класс городецкой росписи по дереву Для ознакомления старших дошкольников с городецкой росписью я самостоятельно изготовила и расписала деревянные изделия, которые использовала.

Мастер-класс хохломской росписи по дереву

Мастер-класс хохломской росписи по дереву Для ознакомления и обучения старших дошкольников хохломской росписи, я изготовила и расписала разделочные доски "под хохлому", используя.

Мастер-класс по изготовлению и росписи дымковских игрушек.

Мастер-класс по изготовлению и росписи дымковских игрушек. Представляю вам последовательность моего мастер - класса по изготовлению и росписи дымковских игрушек: Шаг 1. Замес глиняной массы. Сначала.

Мастер-класс по изготовлению и росписи плоских матрёшек

Мастер-класс по изготовлению и росписи плоских матрёшек Матрёшка - одна из самых красивых народных игрушек нашей страны. В целях приобщения детей к истокам народного искусства, я изготовила плоских.

Мастер-класс по росписи кормушек для птиц

Мастер-класс по росписи кормушек для птиц С началом поздней осени зимующие птицы нашего климата нуждаются в подкормке. С этой целью мы изготовили кормушки для птиц. Но, чтобы наши.

Мастер-класс по росписи маек «Сам себе дизайнер»

Мастер-класс по росписи маек «Сам себе дизайнер» Мне всегда очень нравится сочетать полезное с приятным. Вот и сейчас, на очередном занятии по творчеству мы решили украсить свои футболки. У.

Слава и популярность каргопольских игрушек стали, пожалуй, большой неожиданностью для мастеров гончарного дела былых времён. Основным промыслом ремесленников из деревень Каргопольского уезда Архангельской губернии издавна было изготовление посуды. А игрушки они делали из остатков материала – местной красной глины, не придавая им особого значения и, как сейчас говорится, не пиарили эту свою продукцию.

Как бы там ни было, каргопольская игрушка, наряду с дымковской, филимоновской и т.п. вошла в сокровищницу русских народных промыслов как отдельное, имеющий неповторимый стиль, ремесло. И этот стиль прекрасно подходит для его использования в творческих занятиях с детьми. Идеи по организации таких занятий и их готовые конспекты собраны для Вас на страницах данного раздела.

Творим вместе с детьми в добром стиле Каргопольского уезда.

Содержится в разделах:

Лепка каргопольской игрушки из соленого теста. Конспект НОД «Каргопольский конь» КОНСПЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НОД) Тема: Каргопольский конь Вид деятельности: лепка Приоритетная образовательная область: художественно-эстетическое развитие. Интеграция с другими образовательными областями: социально-коммуникативное развитие;.

Конспект НОД в средней группе «Игрушки расписные, нарядные такие» по мотивам каргопольской росписи Конспект НОД в средней группе на тему «Игрушки расписные, нарядные такие» (по мотивам каргопольской росписи) Цель: Прививать любовь к русскому народному прикладному искусству Познакомить с историей возникновения игрушки, обратить внимание на ее красоту и забавный характер.

Каргопольская игрушка - Конспект занятия по декоративному рисованию «Знакомство с каргопольской глиняной игрушкой. Зарисовка элементов росписи»

Публикация «Конспект занятия по декоративному рисованию «Знакомство с. » Тема: «Знакомство с каргопольской глиняной игрушкой. Зарисовка элементов росписи». _ Программное содержание: обучающая: Познакомить детей с каргопольской глиняной игрушкой (местом возникновения промысла, процессом изготовления, колоритом росписи, научить рисовать элементы.

Лэпбук «Каргопольская игрушка»

Лэпбук «Каргопольская игрушка» Довольно интересная история не столько самой игрушки, сколько процесса ее возрождения. В отличие от многих других сохранившихся народных промыслов, возрождение которых было централизованно организовано в советское время еще до войны, промысел каргопольской игрушки в России в.

Конспект ООД по декоративному рисованию с использованием регионального компонента «В гостях у каргопольских мастеров»

Конспект ООД по декоративному рисованию с использованием регионального компонента «В гостях у каргопольских мастеров» «В гостях у каргопольских мастеров» Цель: приобщать детей к истокам народного искусства, продолжать знакомить детей с каргопольской игрушкой, воспитывать у них интерес к изделиям народных мастеров, желание создавать подобные игрушки. Коррекционно-образовательные задачи.

Конспект интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию: «Мир каргопольской игрушки» в средней группе Конспект интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию: «Мир каргопольской игрушки» в средней группе Цель: Познакомить с историей возникновения каргопольской игрушки, вызвать интерес и эмоциональный отклик на народную игрушку, обратить внимание на её красоту и.

Каргопольская игрушка - Фоторепортаж «Путешествие в Каргополь»

Фоторепортаж «Путешествие в Каргополь»

Статья «Фоторепортаж «Путешествие в. » Фоторепортаж «Путешествие в Каргополь» В юго-западной части Архангельской области, между Карелией и Вологодской областью, по живописным берегам реки Онеги расположился старинный город Каргополь. Поселение было основано новгородцами в 1146 году. Его называли «северным форпостом.

Педагогический проект «Каргопольская игрушка» Вид: фронтальный Тип: познавательно- творческий, среднесрочный. Тема: «Каргопольская игрушка». Информационная карта проекта: МДОУ «Детский сад №181» Заводского района г.Саратова. Место проведения: г.Саратов, 5 Динамовский проезд, д.18б. Автор проекта: Волкова Наталья.

«Сказочное Каргополье». Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста На тему: «История, изготовление и роспись каргопольской игрушки». Подготовила воспитатель: Строгалева Светлана Александровна Цель Создание условий для развития художественного творчества.

«Каргопольская игрушка» (работы детей) Каргополь - древний, очень красивый город, находится на самом севере России, где короткое лето и длинная зима. В окрестных деревнях лепили глиняные игрушки. Среди каргопольских игрушек не.


















Пластилиновые Каргопольские игрушки Знакомство детей с Каргопольской игрушкой начинается с младшей группы. Малышам я рассказываю о красоте и особенностях той или иной Каргопольской игрушки. Постепенно ребят подвожу к.








«Сказки бабушки Ульяны». Каргопольская игрушка Сегодня мы с вами познакомимся с удивительными игрушками, которые с давних времён лепят из глины и раскрашивают в городе Каргополе Архангельской области. Каргопольские игрушки – кони.


Планирование НОД по рисованию «Каргопольская игрушка» «Платочек – каргопольская роспись». Цели и задачи: Продолжать знакомить детей с росписью каргопольской игрушки (барышень); учить выделять элементы узора (прямые линии, крестики, точки.



Каргопольские птички. (Лепка из глины) Каргопольские игрушки - предания старины природа, сказания, изображенные в глине.Они привлекают своей выразительностью и самобытностью.Основные персонажи - фантастический.






Каргопольская игрушка - фотоотчёты - перейти на главную страницу рубрики.

Читайте также: