Каргопольская игрушка технология изготовления

Обновлено: 17.05.2024

Введение………………………………………………………………………..….2
Глава I. Истоки промысла……. ………………………………………………. 3
Глава II. Технология изготовления и символика каргопольской игрушки.…..8
Заключение……………………………………………………………………….12
Список использованной литературы…………………………………………. 13

Работа содержит 1 файл

промыслы.docx

У славянских народов медведь считается символом плодородия земли, существовало поверье о связи медвежьего культа с плодородием женщины. После венца молодых встречали в медвежьей шкуре и желали им счастья, богатства и деторождения. Медведь у большинства гончаров олицетворяет доброго "хозяина леса". Он выходит на встречу к людям полным пирогов, играет на гармошке. Иногда медведя изображали с птицей в лапах, и украшали большим крестом. Возможно, этот образ – отголосок верований в связь медведя с культом огня и солнца.

Свистульки-утушки в Каргополье были самыми распространенными и любимыми игрушками, особенно среди детей. Образ этой птицы был связан на Севере с водой (болотом, мхом), где «гуляла утушка», недаром и называют ее здесь именно «моховой». Изображение утки-«воды» встречается вместе с конем или крестом-солнцем.

Изображение петуха редко встречается в каргопольской игрушке, в 1970-е годы их лепила одна лишь У. И. Бабкина. Но среди образов местной вышивки петух занимает одно из центральных мест, обычен он и в росписи по дереву (на ставнях и дверях домов), упоминается в местных песнях, частушках и сказках 10 .

Лев в каргопольской игрушке встречается лишь в работах И. В. Дружинина, но в крестьянской пластике он не единичен. У Дружинина лев отличается от коровы или коня формой головы: круглой, с оттопыренными ушами, прямым носом, окладистой бородой, полыми глазами и ртом — он чем-то даже напоминает изображения мужика. Образ льва имеет ряд общих черт с мифологическим охранителем посевов, а также с самим Солнцем.

Игрушка каргопольских гончаров донесла до нас еще один древний, пришедший с Востока персонаж, широко распространенный в русской крестьянской росписи,— птицу Сирин. В Каргополе мастера лепят «сиринов» в виде птички-свистульки, но с женской головой, иногда с распростертыми крыльями.

Фигурка тяни-толкая сосотоит из двух коней - черного и белого. Если светлый конь олицетворяет собой радость солнечного света, то конь черный несет саму Смерть. Всадник на коне - символ сам по себе многогранный, а тем более всадник на тяни-толкае, олицетворяющий собой постоянную борьбу между светлой и темной сторонами человеческой души. Сидящего между черным и белым конем всадника стараются перетянуть на свою сторону светлые и темные силы. Интересно положение всадника: на одних фигурках он еще держится руками за обоих коней, не определившись в своей судьбе, а на других он уже прильнул к светлому коню.

В современной Каргопольской игрушке, кроме традиционных фигур, широко используются многофигурные композиции, появляется характер и движение, стремление к тому, чтобы "всё было как в жизни". Мастерами установлены темы и сюжеты, чаще всего это крестьянская жизнь, будни и праздники. Разрабатываются и новые сюжеты, связанные с календарными праздниками, с различными мероприятиям и выставками, проходящими в городе.

Каргопольская игрушка, просуществовавшая как традиция на протяжении многих лет, изготавливается потомственными мастерами в Каргополе и сейчас. В 1993 году был образован Центр народных ремесел «Берегиня», он является филиалом Областной школы народных ремесел. Наряду с другими ремёслами, лепкой игрушки занимаются 5 мастеров. Здесь получают навыки мастерства каргопольские школьники, проводятся мастер-классы по лепке для туристов. В Центре ремёсел оформлен небольшой музей глиняной игрушки.

В 2003 году в селе Печниково, родине известных мастеров глиняной игрушки, создан музейно-образовательный комплекс «Живая традиция» совместными усилиями Каргопольского музея и сельской школы. Традиции лучших мастеров продолжает Валентин Дмитриевич Шевелев- известный Каргопольский гончар и игрушечник, член Союза художников России.

В Каргополе открыт частный «Музей семьи Шевелевых», где показано творчество представителей этой семьи, которая занимается созданием каргопольской игрушки уже на протяжении нескольких поколений.

Существование подобных музеев и образовательных центров позволяет изучать феномен каргопольской игрушки, сохранять и передавать традиции её создания следующим поколениям.

Список использованной литературы:

1 Дурасов Г.П. Каргопольская глиняная игрушка. Л., 1986.

2 Дурасов Г.П. Каргопольская глиняная игрушка. Л., 1986.

4 Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. Л., 1975.

5 Гунн Г. П. Каргополье и Онега. М.: Искусство, 1989.

7 Гунн Г. П. Каргополье и Онега. М.: Искусство, 1989.

8 Барадулина В. А. Основы художественного ремесла. М.: Просвещение, 1979.

Каргопольская игрушка

Каргопольская игрушка появилась в районе города Каргополя в Архангельской области. А если точнее, то в деревнях Печникова, Гринева и Токарева. Истоки промысла идут еще с 13 века, где найдены первые гончарные изделия, а характерные особенности ремесла сохранились до нашего времени.

Содержание:

История промысла

Мужчины и женщины создавали различную посуду (горшки, миски, кувшины и т.д.), а в свободное время лепили незатейливые фигурки для детей, прибегавших на производство к родителям. Изделия никогда не пользовались большим спросом, поэтому их редко вывозили на продажу и выставляли на ярмарках. Каргопольскую игрушку делали для ребятишек, да чтобы использовать излишки материала, который не пригодился для других изделий.

Традиции ремесла сохранились практически без изменений до наших дней, однако каргопольская игрушка перестала пользоваться спросом уже в середине 20-ых годов, а через десятилетие производство и вовсе сошло на нет.

история каргопольской игрушки

В 1930-ом году созданием незатейливых глиняных фигурок занималось несколько мастеров в деревне, которые считали это не работой, а хобби. К 1950-ому году осталась всего одна мастерица, создающая игрушки. Она обжигала их по-домашнему, в собственной печке, а для придания прочности засыпала углями, ожидая, когда фигурки прокалятся. Для росписи ремесленница использовала старые краски. Изменился внешний вид изделий позже, когда мастерица стала известна за пределами своей области и добрые люди начали присылать ей новые материалы. Тогда каргопольские фигурки стали красочнее, хотя стилистика не изменилась.

Сейчас ее работы выставлены во многих музеях народного промысла, а в Каргополе создан музей каргопольской глиняной игрушки, где собраны лучшие экспонаты гончарного ремесла из этой области.

Виды каргопольских игрушек

разные каргопольские игрушки

В каргопольских игрушках преобладает деревенская тематика. Местные мастера с большей охотой изображали простых русских людей – крестьян, которые работают в поле; пахарей и сеятелей, отдыхающих во время обеденного перерыва; женщин, стирающих белье и нянчащих детей. Обычно люди в этих глиняных изделиях очень трудолюбивы: они сеют поле, кормят скот, готовят еду, собирают урожай или выполняют домашние обязанности. Но было место и праздничной тематике, здесь ремесленники изображали танцующие пары, веселящихся музыкантов с гармошками и резвую детвору, радующуюся гуляниям.

о каргопольской игрушке

Создавали и животных, как настоящих, так и вымышленных. Самый известный персонаж - полуконь-получеловек Полкан, изображенный в военной форме с орденами. Были и другие герои древнерусских легенд, например, двухголовой конь или птица Сирин.

Некоторые настоящие животные также получали некое очеловечивание, им прорисовывали одежду, обустраивали быт, даже давали музыкальные инструменты. В фигурках участвовала все фауна, знакомая русскому человеку – медведи, лоси, бараны, кошки, собаки, птицы, лошади.


Каргопольские игрушки не прорабатывались детально, многие элементы одежды или аксессуары были изображены схематично. Наряды были яркими, заметными. Женщин часто наряжали в длинные сарафаны, заплетали волосы в косу, на шею вешали бусы, а в руки давали или сверток с младенцем или блюда с едой. Мужские образы обладали густой бородой, шапкой или шляпой для защиты от солнца, расписной рубахой, свободными шароварами и высокими сапогами на небольшом каблуке.


Образы традиционного каргопольского ремесла наполнены скрытым смыслом. Например, фигурка обычной женщины была символом Земли, плодородия, кормилицей-матушкой. Именно она пробуждала природу от зимней спячки, давала богатый урожай осенью и спасала в голодные времена. А медведь считался хозяином леса, который мог, как разорвать неугодного путника на части, так и щедро одарить лесными дарами и привести к выходу из чащи. Рогатые животные, как олень или баран, символизировали небо и солнце. Согласно многим преданиям, оказавшим влияние на гончарное дело, рога освещают людям путь, приводят к истине. Полкан же, являющийся скрещением человека и коня, был защитником людского народа от всех бед и напастей. При любой опасности он закрывал широкой грудью народ, отражая нападки судьбы.

Технология изготовления

изготовление игрушки

Первоначальный этап – подготовка материала. Каждый мастер сам выбирает способ: кто-то изначально подсушивает глину, а потом превращает в порошок и смешивает с водой; кто-то сперва замешивает до состояния теста и подсушивает; кто-то и вовсе обходится без сушки.

Фигурки лепятся из цельного куска, иногда с добавлением дополнительных элементов. Каргопольским игрушкам свойственна простота в исполнении, поэтому глине придают самые незатейливые формы в виде силуэта человека или животного. Образ героя передается обобщенно, несколько примитивно.

обжиг игрушки в домашней печи

После придания формы следует обжиг, которые многие мастерицы производили в домашних печах. После тепловой обработки изделие необходимо было поместить в густой раствор из муки. Пригоревшая мука создавала на поверхности причудливые темные узоры, которые в дальнейшем покрывались красками. Подобная технология давала фигурке рельефность и объем.

Завершающий этап – покраска изделия. Раньше ремесленники смешивали красящий пигмент с мелом, что придавало игрушке светлый оттенок.

Роспись каргопольской игрушки


Изделия из Архангельской области не могут похвастаться наличием богатой цветовой палитры. Чаще всего использовали оттенки красного, зеленого, желтого и синего. Предпочтение отдавали ярким и насыщенным цветам.

На фигурки всегда имелся узор - люди получали его в качестве декора к одежде, а животным орнамент наносился на рога или конечности. Сам узор был незатейливым и примитивным: простые и волнистые линии, круги, треугольники, цветочный орнамент. Присутствовала и символика из древней Руси: символичное изображение солнца, неба и луны. Были и стихийные знаки, как огонь, земля и вода.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

1. Знакомство с каргопольской глиняной игрушкой. 3

Каргопольские мастера. 3

Сюжетная каргопольская глиняная игрушка. 3

2. Собственные исследования. 4

2.1 Анкетирование. 4

Изготовление сюжетной каргопольской глиняной игрушки. 4

Список литературы 6

Наш мир удивительно красив и многообразен! На уроке изобразительного искусства мы проходили Народные промыслы России. Как все же богат русский народ мастерами. Какие удивительные вещи мастерят своими руками. Я так захотел окунуться в мир народного искусства и своими руками изготовить чудо. Меня очень заинтересовала сюжетная каргопольская глиняная игрушка. Она так точно передает быт крестьян. Глиняная игрушка – это не только особый вид народного искусства, но и возможность окунуться в прошлое, узнать историю развития и возникновения гончарного промысла, путь к познанию жизни.

Цель исследования : изготовление сюжетной каргопольской игрушки.

Актуальность работы : в современном мире, погруженного в интернет и телевидение, люди забывают о значимости игрушки и творчества в жизни ребенка. Игрушка сделанная своими руками, это настоящее чудо.

Объект исследования : народные промыслы.

Предмет исследования: процесс изготовления сюжетной игрушки по каргопольским мотивам.

Гипотеза: верно ли, что совместное изготовление глиняной игрушки привносит тепло и добро в отношения. Она радует свой красотой.

Задачи исследования:

- познакомиться с историей возникновения сюжетной каргопольской игрушки;

- провести опрос среди 3-4 классов моей школы;

-изучить процесс изготовления игрушки;

-изготовить сюжетную каргопольскую глиняную игрушку;

-провести мастер-класс среди моих одноклассников;

-сбор и анализ материалов;

-работа с информацией из интернета;

-посещение мастер-класса по изготовлению глиняной игрушки;

-проведение мастер-класса среди одноклассников.

Этапы моего исследования:

Теоретическое исследование материала

Изучение информации по теме исследования.

Задать вопросы специалистам.

Чтение специальной литературы.

Поиск информации в интернете.

Изготовление глиняной игрушки.

Посещение мастер-класса по изготовлению глиняной игрушки.

Проведение мастер-класса в школе.

1.Знакомство с каргопольской глиняной игрушкой

В деревнях, которые находились на территории Каргопольского уезда (сегодня это Каргопольский район Архангельской области), с древних занимались создание гончарных предметов обихода. Это дело было сезонным - когда заканчивались сельскохозяйственные работы, крестьяне могли позволить себе заняться лепкой горшков. Из глиняных остатков создавали разные поделки. Так появилась знаменитая каргопольская игрушка. (1 стр . 45)

Каргопольские мастера

В тридцатые годы прошлого века в деревне проживал Дружинин Иван Васильевич – потомок рода гончаров. Он был одним из талантливейших создателей глиняных игрушек. Сегодня его шедевры люди знают как классические каргопольские. (2 стр. 54)

Гринёво стало местом рождения еще одной известной мастерицы, из-под рукой которой появилась чудесная каргопольская игрушка. Имя ей – Бабкина Ульяна Ивановна. Начав заниматься созданием игрушек еще в 15- летнем возрасте, Бабкина продолжала своё ремесло до конца жизни.

Игрушка из Каргополя своим развитием во многом обязана Шевелёвым. Об удивительных вещицах невозможно рассказывать без упоминания этих славных людей. Род Шевелёвых берёт своё начало в деревне Токарево, которая находилась в паре километров от самого Каргополя по Пудожскому тракту. Шевелев Александр Петрович дал жизнь филиалу каргопольского отделения «Беломорских узоров», который производил игрушки. (3 стр. 21)

Сегодня дело предков унаследовал Шевелёв Валентин Дмитриевич. Он занимается воссозданием старинной технике обварки поделок, которая подразумевает помещение разгоряченной после обжига игрушки в так называемую болтанку – густой раствор на основе муки. В результате поверхность изделия покрывается декоративными разводами пятнами чёрного цвета. Всё это возможно благодаря подгоревшей муке. В Каргополе в 2003 году был создан Дом-музей династии Шевелёвых и каргопольской глиняной игрушки. (4)

1.2Сюжетная каргопольская игрушка

Каргольская глиняная игрушка имеет достаточно архаичный внешний вид. Она обладает узнаваемым стилем, типажами и росписью. Эту вещицу можно величать воистину народной, так как исполнение максимально свободное. Условно все сюжеты поделок можно поделить на несколько категорий: к первой относятся архаичные типы, такие, как Берегиня – женщина, которая в руках держит голубей, а также лошади, Полкан и другие животные. Ко второму типу каргопольских относятся сюжетные изделия, которые демонстрируют сцены из деревенского быта. Также эта категория сувениров иллюстрирует сюжеты из сказок. Сюда можно отнести такие композиции, как «Девушка за стиркой», «Репка» и прочие. (4 )

Сегодня кроме классических образов широкую популярность снискали многофигурные композиции. Здесь возникает движение и характер, у мастеров появилось желание сделать все так, как в реальной жизни. Гончары установили сюжеты и темы. В своем большинстве это жизнь крестьян, их праздники и будни. Разрабатывается великое многообразие новых сюжетов, которые имеют отношение к праздничным датам, к разным выставкам, мероприятиям, которые проходят в том или ином городе. (2 стр. 89)

История возникновения ее уходит своими корнями в глубокую древность, проходит через века и останавливается в современном Каргополе в Доме-музее династии Шевелёвых. Возможно, тот, кто впервые увидит глиняное изделие, скажет: «Такое я и сам сделаю». Но нет, здесь необходимо особое умение, талант, дар. Чтобы создать каргопольскую глиняную игрушку, нужно проникнуть крестьянским духом и пропитаться любовью к древнему искусству своей Родине. (5)

2.Собственные исследования

Анкетирование

Свое исследование я решил провести с опроса учащихся 3-4 классов. Мною была составлена, анкета в ней было 2 вопроса:

Чем знаменит город Каргополь?

Хотели бы, вы изготовить, то чем знаменит Каргополь?

Опрос показал, что ребята знают каргопольскую игрушку и хотели бы ее изготовить самостоятельно. (Приложение 1)

2.2 Изготовление каргопольской сюжетной игрушки

Моя практическая часть началась с поиска глины. В Каргополе игрушки лепят из красной глины, которую необходимо искать подальше от реки, в овраге, где она пожирнее, чем речная (в ней большое количество песка). (4) В Новосибирске каргопольскую глину не купить, поэтому стал искать. Голубая глина для лепки, которую продают в магазине, по отзывам мастеров плохого качества. Я решил обойти Дома творчества и узнать, какую глину используют для лепки они. Мне подсказали, где купить глину и пригласили на мастер-класс по лепке каргопольской сюжетной глиняной игрушки.(Приложение 2)

Этапы технологии изготовления сюжетной каргопольской игрушки «Рыбак»

Этап подготовки глины:

Глину необходимо смешать с водой и замесить ее словно тесто. Можно ее затем пропустить через сито и дать подсохнуть, тогда лишняя влага испариться. Если глина хорошо отстает от рук, оставляя едва след, то она готова для лепки.

Самый главный этап – лепка:

Сначала глину тщательно мнут, перемешивают, чтобы получилась однородная масса. Для того чтобы игрушки получились ровными , одинаковыми, принято пользоваться своеобразной мерой – средний размер игрушки не превышает длину кисти рук. Главный инструмент – это руки мастера! Фигурки лепятся из одного куска глины. Моя сюжетная игрушка состоит и фигуры рыбака, который в руках держит весло, лодки и собачка. Рыбака я лепил из целого куска. Скатал овал и наметил пять частей: голова и конечности. Далее прорабатывала каждую часть. При работе глина подсыхает, поэтому рядом стоит баночка с водой, для того, чтобы смачивать пальцы. Отдельно налепливаются: шляпа, низ рубахи и весло. Когда все элементы проработаны руками, необходимо немного просушить, фигуру на воздухе, потом влажной губкой убрать неровности. Лодка лепиться из двух частей дно и бортики. Для дна я вырезал шаблон из картона, по нему сформировал дно из глины, далее прилепливал бортики. Также руками проработал хорошо и прошел по поверхности влажной губкой. Отдельно лепил две лавочки, на одну усадила рыбака, на другую собачку. Фигура собачки лепится из цельного куска, выделяем голову, конечности и хвост. Отдельно лепятся ушки. Пальцами формируем капельки, чуть сплюснуть и присоединить к голове собачки. После обработке губкой поставить на лавочку в лодку и стекой пригладить лапы к лавочке, для того чтобы фигурка держалась. Фигуру рыбака я тоже присоединил с помощью стеки к лавочке и перешел к лепке весла. Стеки лучше всего использовать деревянные, так как к ним глина не прилепает. Мне их изготовил папа из березовых шпажек для шашлыка.

Когда вся сюжетная игрушка была готова я сушила её при комнатной температуре. В Доме творчества, где я была на мастер - классе мне предложили помощь в обжиге мой работы. Обжиг проходить в специальной муфельной печи, где температура поэтапно повышается. Моя игрушка после сушки изменила с красного цвета на бледно-розовый.

Этап грунтовки:

Далее этап грунтовки с помощью белой акриловой краски и широкой мягкой кисть. Снова сушка.

Этап росписи :

Роспись игрушки выполняется темперными красками, а также гуашью с добавлением клея ПВА, хорошие тонкие кисти. После росписи игрушка готова, можно любоваться настоящим чудом, изготовленным своими руками.

В заключении хочется отметить, что цель моего исследования была достигнута. Мне удалось изготовить сюжетную каргопольскую игрушку своими руками. Поставленные задачи были решены.

В глиняные игрушки давно не играют. Они превратились в искусство, у которого очень богатое прошлое. Моя гипотеза подтвердилась. Ребята с удовольствием лепили игрушки. Совместное изготовление глиняной игрушки – это очень увлекательный интересный и радостный процесс. Мы с ребятами очень сплотились после мастер-класса, стали дружнее, что говорит о том, что совместное изготовление глиняной игрушки объединяет не только родных близких людей, но и одноклассников. (Приложение 3)

Я изготовил игрушку близкую с каргопольскими традициями. Возможно, у меня не все получилось так, как должно быть, но в моей сюжетной игрушке осталось тепло моих рук.

Список литературы

Анищенков В.Р. Перо Жар – птицы: Русские народные помыслы. Учебное пособие для 3 – 4 классов общеобразовательных организаций. – М.: «Русское слово – учебник, 2014

Антропова Е.Б. От Холмогор до Колы 33 Николы. – Архангельск: ИПП «Правда, Севера», 2011

Г. П. Дурасов. Каргопольская глиняная игрушка. – Л.: Художник РСФСР, 1986

Каргопольская глиняная игрушка — традиционный промысел в Архангельской области. О том, сколько лет самой старой фигурке, как в давние времена мастера лепили и украшали игрушки и как в Каргополе возродилось ремесло — читайте в нашем материале.

История каргопольского промысла

Гончарный народный промысел в районе Каргополя зародился еще в XI–XIII веках: археологи нашли здесь фрагменты посуды и других предметов быта. В этих местах добывали красную глину, она хорошо подходила и для ручной лепки, и для работы на гончарном круге. Своего расцвета это ремесло достигло в XIX веке.

Сначала гончарное дело не было основным занятием каргопольских крестьян. Мастера садились за круг зимой, когда не нужно было работать в поле. Готовую посуду отвозили на рынки и ярмарки. За зиму умелый гончар мог сделать от 400 до 800 горшков и выручить за них до 15 рублей — немалую сумму для XIX века.

Посуду в Каргополье делали все — мужчины, женщины, дети начиная с 8–9 лет. А из остатков глины лепили разные фигурки. Мастера их особо не ценили: стоили такие игрушки очень мало, чаще всего их просто раздаривали детям. Некоторые торговцы расписывали свистульки натуральными красками и использовали как своеобразную рекламу: ребенок, увидев на прилавке яркую игрушку или услышав переливчатый свист, тянул к ней родителей: «Купи, купи свистульку!» А взрослые заодно могли приобрести и нужный в хозяйстве горшок, квашню или крынку.

Как выглядели средневековые каргопольские игрушки, неизвестно. Археологам удалось найти только одну фигурку коня, которую сделали примерно в XV–XVI веках. По ней можно судить лишь о том, что тогда «бобки» (так здесь называют игрушки) не раскрашивались, отличались простой формой и условностью деталей. Первые упоминания о «классических» фигурках относятся к 70-м годам XIX века.

От птицы до кентавра: самые популярные фигурки

Изображали в основном одиночные фигурки: женщин в широких юбках-колоколах, мужчин с окладистыми бородами, домашних и диких животных — оленей, медведей, лошадей, коров, птиц. В начале XX века появились сюжетные глиняные игрушки, которые показывали сценки из деревенской жизни: охоту и рыбалку, стирку белья и работу в кузнице, сбор урожая и праздничные гулянья.

Многие фигурки сохраняли оттенок древних верований. Например, женщина с младенцем или птицей в руках напоминала старинные изображения матери-земли, олицетворяла плодородие и достаток. Примерно такое же значение имела и фигурка медведя — популярного героя народных сказок, песен и преданий.

Некоторые игрушки изображали фантастических существ. Самое известное из них — Полкан, или Полихан, некое подобие кентавра, верхняя часть тела у которого человеческая, нижняя — конская (в самых старых вариантах — собачья). В былинах Полкан часто фигурировал как добрый богатырь, защитник слабых, бедных и обиженных.

Другое необычное существо, которое лепили каргопольские мастера, — Тянитолкай, похожий на двухголового коня. Одну голову ему красили в черный цвет, другую — в белый, а между ними сажали глиняного всадника. В такую игрушку вкладывали глубокий смысл: белая сторона Тянитолкая олицетворяла свет, добро и жизнь; черная — зло, тьму и смерть. Всадник между ними воплощал вечные метания человеческой души, однако некоторые фигурки все же изображали его прильнувшим к белой половине Тянитолкая — как бы сделавшим выбор.

Мука, свинец и охра: как лепили и чем украшали

Традиционно каргопольскую игрушку создавали из цельного небольшого куска глины, мелкие налепные детали почти не использовали. Лепили только руками, без специальных инструментов: гончар проминал глину пальцами, выбирал из нее мелкие камешки и непромешанные комки, чтобы они не испортили готовое изделие.

Вылепленные из глины игрушки оглаживали мокрыми руками, чтобы убрать неровности и придать окончательную форму. Затем их просушивали на ветру и обжигали в печи. До конца XIX века фигурки почти не раскрашивали, только украшали «обварным» методом: сразу после обжига раскаленное изделие погружали в густой мучной раствор, мука пригорала к поверхности и оставляла необычные темные разводы.

В конце XIX — начале XX века каргопольские игрушки стали лепить иначе. Теперь их нередко создавали по частям, добавляли мелкие налепные детали. На смену «обварной» керамике пришла «поливная»: перед обжигом изделие обмазывали дегтем и обсыпали свинцовым порошком. При обжиге свинец плавился, и на поверхности глины получалась красивая зеленоватая глазурь. В то же время мастера начали украшать игрушки росписью — мелом, цветной глиной, сажей, охрой. Всю фигурку целиком белили, чтобы создать фон, затем намечали лицо или морду, расписывали одежду людей или туловище животных красными, зелеными, синими, черными узорами. Элементы орнамента также происходили из древности: например, круги, кресты и стрелы олицетворяли солнце и тепло, прямые или волнистые линии — воду, колосья, зерна и другие растительные узоры — землю и богатый урожай.

Введение………………………………………………………………………..….2
Глава I. Истоки промысла……. ………………………………………………. 3
Глава II. Технология изготовления и символика каргопольской игрушки.…..8
Заключение……………………………………………………………………….12
Список использованной литературы…………………………………………. 13

Работа содержит 1 файл

промыслы.docx

Глава I. Истоки промысла……. ………………………………………… ……. 3

Глава II. Технология изготовления и символика каргопольской игрушки.…..8

Список использованной литературы…………………………………………. 13

Народные художественные промыслы – одна из форм народного художественного творчества, составляющая неотъемлемую часть русской культуры. Народные художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Мастерство изготовления того или иного вида художественных изделий в народных художественных промыслах передавалось из поколения в поколение. В России существует несколько наиболее известных центров народных художественных промыслов, и Каргополь является одним из них. Знаменит этот небольшой городок в Архангельской области изготовлением Каргопольской глиняной игрушки.

Изучением вопроса возникновения данного промысла занимались такие исследователи, как Гунн Г. П., Богуславская И. Я., Дурасов Г. П., Колобкова И.А., и др. В своем исследовании «Каргополье-Онега» Гунн Г. П. особое внимание уделяет рассказу о самых известных авторах и хранителях традиций каргопольской игрушки. Богуславская И. Я. пишет о русской игрушке, представленной в разных центрах народных художественных промыслов, уделяя особое внимание изучению именно каргопольской игрушки.

Целью данной работы является изучение истории возникновения каргопольской игрушки как уникального народного промысла русского севера.

Глава I. Истоки промысла.

Каргопольская игрушка – русский художественный промысел, распространенный в районе города Каргополя Архангельской области. Промысел возник в Торопове, Гриневе, Печникове - деревнях Панфиловской волости Каргопольского уезда, и сложился как сезонный гончарный промысел на местных красных глинах.

Искусство изготовления керамики зародилось в Каргополе ещё в эпоху каменного века. На стоянках Каргопольской неолитической культуры (4 - 3 тыс. до н.э.) были найдены обломки глиняной посуды, украшенные ямочно-гребенчатым орнаментом, а также примитивные фигурки, изображающие людей, птиц и животных.

Традиционный гончарный промысел Каргополья уходит истоками в XI – XIII века, ко временам славянской колонизации края из Новгородских и Ростово-Суздальских земель. Именно в это время здесь впервые появляется посуда, изготовленная на ручном гончарном круге.

Уже на этом раннем этапе появляются характерные формы сосудов, которые дошли до XX века практически без особых изменений. Сведения о гончарстве этого многовекового периода немногочисленны. При археологических раскопках на соборной площади города Каргополя найдено большое количество обломков средневековой глиняной посуды, свидетельствующих о значительных масштабах и высоком уровне керамического производства 1 .

Более точные сведения о развитии гончарства на Каргополье относятся лишь к XIX - началу XX в.в. Историко-краеведческие публикации и статистические отчеты по кустарной промышленности упоминают о существовании этого промысла в восьми волостях Каргопольского уезда. Наибольшее развитие он получил в деревнях Панфиловской волости, в окрестностях села Печниково. В 1902 году здесь работало на дому 43 гончара, из них 30 человек в деревнях Гринево, Олеховская, Огнево и Ананьино 2 .

Основным занятием каргопольских гончаров были пахота и выращивание зерновых. Гончарным ремеслом занимались только в свободное время. Изготовление посуды давало дополнительные средства к жизни. В промысле работали и мужчины, и женщины, им помогали дети лет с 8 – 9 лет. Изготавливали посуду разных размеров и форм, а из остатков глины лепили женские фигуры, домашнюю живность, лесных зверей, уточек-свистулек и др. Свои изделия панфиловские горшечники продавали на местных ярмарках, развозили по ближайшим деревням, продавали их и в Каргополе.

Традиционные приемы изготовления глиняной посуды передавались из поколения в поколение и донесли до нас древнюю технологию. Мастера выделывали посуду на ручном деревянном гончарном круге, наращивая стенки сосудов из нескольких жгутов - "тетерок" 3 . Высохшие изделия помещали в печь, после чего окунали в смесь из овсяной или гороховой муки, которая покрывала изделия разводами разных форм. Такую посуду называли обварной.

В конце XIX века широкое распространение получила поливная керамика. Готовое изделие обмазывали дегтем и посыпали его толченой свинцовой "мучкой". Во время обжига окись свинца плавилась, и посуда покрывалась зеленоватой глазурью 4 .

Изначально изготовление глиняных игрушек сопутствовало гончарному ремеслу. Существует очень мало данных о том, как выглядели средневековые каргопольские игрушки. Единственную игрушку этого времени, найденную в Каргополе, археологи датируют XV - серединой XVI в.в. Она представляет собой обломок пустотелой фигурки коня, вылепленного из отдельных комочков глины.

На протяжении длительного периода навыки и приемы лепки совершенствовались, а с ними появлялись наиболее выразительные и обобщенные формы игрушки. Таким образом, появилось изображение женской фигуры на устойчивом полом конусе-юбке, обтекаемая форма птички-свистульки, более сложные по силуэту изображения коня и всадника. Изменялась со временем и техника обработки поверхности (ангоб, обварка, полива), которая повторяет по сути дела технологию изготовления глиняной посуды. Существует мнение, что в конце XIX века для увеличения спроса начинают делать и расписную игрушку. Для росписи использовали натуральные природные красители.

После революции 1917г. с изменением социальных и хозяйственно-бытовых условий жизни спрос на гончарные изделия заметно упал и промысел постепенно угасал. В 30-е годы ХХ века изготовлением посуды и игрушек занимались лишь немногие мастера.

Промысел был возрожден благодаря работам Ивана Васильевича Дружинина (1887 - 1949г.г.), талантливому мастеру каргопольской игрушки, и Ульяны Ивановны Бабкиной (1889 - 1977г.г.), наиболее известному автору игрушки. Изделиям этих мастеров свойственны лучшие черты старых каргопольских игрушек.

Существуют отличительные черты ранних, архаичных образцов каргопольской игрушки:

    • наивная условность лепки;
    • примитивная, но живописная двух- или трёхцветная раскраской;
    • монументальность, неподвижность фигурок;
    • одиночные фигурки, не группы;
    • лепка из одного куска глины;
    • малое количество налепных деталей.
    • предельно упрощенные формы.

    Но именно в лепке лежит секрет выразительности каргопольских игрушек.

    В пластике и орнаменте "глиняных баб" Ивана Дружинина сохранилась ощутимая связь с древнейшей традицией земледельческого культа, с образом языческой богини Матери - покровительницы плодородия, защитницы урожая, дома, семьи 5 .

    Основной темой творчества Ульяны Бабкиной являются образы окружающей её повседневной жизни, образ человека северной деревни. Четкие по пластическому решению, радостные по росписи, игрушки воплощают естественную радость жизни.

    Уже у Бабкиной появляются несвойственные ранее для каргопольской игрушки характеристики: движение, усложненность пластического решения, расширение тематики и сюжетные игрушки 6 .

    Ульяна Ивановна Бабкина жила опустевшей деревне Гринево, расположенной в 17 километрах от Каргополя. На протяжении всей своей жизни она делала свои "бобки", как называет игрушку местное население. В 1950-е гг. Бабкина заинтересовала своими работами нескольких односельчан, которые взялись за забытое мастерство.

    Игрушке У. И. Бабкиной характерны следующие особенности:

      • простые по форме фигурки;
      • выразительные, разнообразные сюжеты;
      • роспись масляными красками по белому меловому фону;
      • использование только трёх - четырёх цветов;
      • излюбленные персонажи: полканы, медведи, олени, фигурки людей.

      Персонажи У. И. Бабкиной одеты то в городскую одежду, то в крестьянское платье с традиционными каргопольскими узорами.

      Возрождение старинного промысла В 1960-е гг. работами У. И. Бабкиной заинтересовались известные искусствоведы и коллекционеры, которые оказали большую поддержку в возрождении старинного промысла. С этого времени ни одна крупная выставка народного искусства не обходилась без работ мастерицы. Ее игрушки находятся во многих музейных коллекциях. К столетнему юбилею У. И. Бабкиной на ее могиле был поставлен памятник работы скульптора В. М. Клыкова 7 .

      В 1967 г. по инициативе Союза художников РСФСР в Каргополе создали гончарный цех, который в 1968 г. стал филиалом предприятия народных художественных промыслов "Беломорские узоры" Архангельска. Возглавил предприятие потомственный гончар из деревни Токарёво Шевелёв Александр Петрович (1910 г.- 1980 г.). Он наладил настоящее гончарное производство, а также изготовление глиняной игрушки.

      Сохранив традиционные сюжеты, Шевелёв начал разрабатывать новые. Новшества, привнесённые Шевелёвым, характеризуются следующими особенностями:

        • усложненность формы;
        • многофигурность, группы фигур, объединённые одним сюжетом;
        • движение, реалистичность изображения;
        • разнообразие цвета;
        • тщательная лепка, детализированные фигуры;
        • заглаженная поверхность фигурок.

        Однако тематика остаётся прежней: крестьянки, которые несут корзины, нянчат детей, прядут; крестьяне, занятые повседневным трудом; пахари, и сеятели, и кузнецы. Не забыты и праздничные темы: бражники в лодке, возок, всадники, старик с балалайкой, танцующая пара и гармонист.

        Глава II. Технология изготовления и символика каргопольской игрушки.

        Искусство изготовления каргопольских игрушек начинается с подготовки глины. Материал следует брать дальше от воды, и чем жирнее глина, тем она лучше. Каждый мастер выбирает свой способ приготовления глины: некоторые сначала подсушивают кусочки глины, затем измельчают ее до состояния порошка, затем замачивает и замешивает. Некоторые, наоборот, сначала заливает глину водой и перемешивают. Все лишние элементы (камни, растения) оседают на дне, тогда жидкую глиняную массу сливают и оставляют ещё на некоторое время. Затем глину чаще всего пропускают через сито и дают подсохнуть, чтобы испарилась лишняя влага. После всех этих манипуляций глина готова для лепки, она должна хорошо отставать от рук 8 .

        При лепке мастер почти не пользовался инструментом, главное орудием труда являются его руки. Глину необходимо тщательно мять, перемешивать, чтобы превратить ее в однородное глиняное «тесто». Рука мастера служила своеобразным эталоном пропорций — средний размер игрушки не превышал длины кисти руки. Так игрушки получались ровными, одинаковыми по размеру. На следующем этапе игрушка оглаживается, просушивается на ветру и обжигается через несколько недель в печи.

        Расписывают игрушку неяркими, блеклыми красками. Цвет соответствует крестьянскому костюму в повседневной обстановке. Раньше мастера подмешивали пигмент в мел, поэтому цвет каргопольской игрушки разбавлен белилами, приглушен. Предпочтительны розовые, зеленые, сиренево-синие, желто-оранжевые краски неярких оттенков.

        Белили обожженную игрушку разведенным на молоке мелом, затем расписывали. Кофту барыни покрывали сплошным цветом, юбку закрашивали так же, спереди рисовали передник, который оставался белым после побелки. На него наносился нехитрый узор: полоски, волнистые линии, точки, кресты, штрихи. Этот узор очень архаичен, и каждый знак несёт под собой определенный смысл, который сейчас многими забыт, а мастера продолжают рисовать его так, как изображали когда-то их предки.

        Самые распространенные образы в каргопольской глиняной игрушке — женские фигурки. Сегодня мастера называют их «куклами» или «бобками», а раньше — «бабами». Они отличаются оформлением: одни стоят с коромыслом, другие — с блюдом, полным пирогов, третьи кормят младенцев, иные держат в высоко поднятых к небу руках птиц. В росписи часто присутствует канонический орнамент: большой буро-красный круг с крестом внутри на переднике, либо вписанные одна в другую концентрические окружности с синей точкой в центре. Фигурки женщин с таким орнаментом еще в начале XX века ценились дороже всего и пользовались у покупателей особым спросом.

        Образ женщины с обнажённой грудью связан с важнейшей обрядовой темой. В глазах народа «мать-сырая земля» была чистой и светлой. Поэтому фигурки глиняных каргопольских баб закрашивались белой краской. Белый цвет в древности сравнивался со светом, но не отражённым, а излучаемым изнутри. Роспись по подолу глиняных «баб» олицетворяют вспаханную землю. В центре обозначается знак солнца или знак проращенного зерна. Также в росписи используются растительные знаки, знаки дождя.

        Одним из любимых сюжетов каргопольских гончаров был конь. После обжига его красили чаще всего известкой, а на боках рисовали колечко или косой крест. Встречается так же и образы оленя, лося и барана. Культ лося-оленя был значительно древнее, чем культ коня, о чем свидетельствуют находки в Пазырыкском кургане на Алтае, где погребальная колесница была запряжена двумя конями с золотыми масками и ветвистыми рогами 9 .

        Читайте также: