Каргопольские игрушки в детском саду

Обновлено: 04.05.2024

Конспект
непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Подсолнушки».

Культурная практика «Художественно эстетическое развитие»

Тема «Роспись каргопольской игрушки»

Цель : Прививать любовь к русскому народному прикладному искусству Познакомить с историей возникновения игрушки, обратить внимание на ее красоту и забавный характер, который с любовью передают Каргопольские мастера. Развивать эстетическое восприятие.

1. Познакомить детей с каргопольской росписью.

2. Учить поэтапно расписывать силуэт Каргопольской игрушки

3. Формировать навыки по созданию единства формы и декора игрушки, композиции ритма цветовых пятен и элементов, развивать творческие способности и воображение.

4. Воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

Предварительная работа : беседы, чтение литературы по народным промыслам, изготовление глиняных лошадей, просмотр иллюстраций о промысле, изготовлении каргопольской игрушки, о сегодняшней работе мастеров; рассматривание альбомов, глиняных игрушек, подбор музыкального сопровождения, создание в группе мини-музея и мастерской по росписи, рисование и раскрашивание народных игрушек в книгах-раскрасках.

Воспитатель: А куда отправимся – это вы отгадаете сами.

Ей не налюбуешься

И в Париже и в Нью-Йорке

Наш Полкан красуется.

Наша русская игрушка,

Не стареет сотни лет

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет.

Воспитатель: Усаживайтесь на ковер поудобнее, крепко возьмитесь за руки и закройте глаза. Итак, наше удивительное путешествие начинается!

Воспитатель: А теперь посмотрите вокруг, куда мы попали?!

Воспитатель: А попали мы в город Каргополь. Послушайте рассказ о городе Каргополе и ее мастерах.

«Затерялся город Каргополь в дремучих северных лесах и непроходимых болотах. Глиняные игрушки в России делали во многих городах и селах, но каргопольские никогда с другими не спутаешь. Много лет тому назад северные крестьяне растили хлеб, держали скот. В свободное от работы время садились за гончарный круг-делали посуду. В старину русский крестьянин не мог купить детишкам игрушки. А ребятишкам хотелось играть. И нашлись в деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только ни мастерили «ребячью забаву» - игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы… Ну а там, где жили гончары, лепили из глины.

Каргопольская игрушка отличается от игрушек других областей России. У каргопольских мастеров – это одиночные фигурки, иногда 2-3 персонажа, связанные единым сюжетом.

Фигуры людей изображены в повседневном труде: крестьянки с пирогами или с корзиной, либо нянчат детей, прядут нитки; мужчины в труде (пахарь, сеятель, кузнец).»

Воспитатель: А давайте вместе отправимся в мастерскую. Ребята, а что такое мастерская?

(Выслушиваются ответы детей).

Воспитатель: Кто работает в мастерской?

(Выслушиваются ответы детей.)

Воспитатель: Действия мастера оттачивались веками, самые лучшие передавались из поколения в поколение. Все лишнее просто терялось. Хотите ли вы стать мастерами? Чтобы стать мастером, надо сначала узнать, что и как мы будем учиться делать. А будем мы учиться раскрашивать глиняную каргопольскую игрушку.

Воспитатель: Ой, посмотрите, какие у меня игрушки!

Воспитатель: Но они совсем не раскрашены! Что же делать?

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам раскрасить каргопольские игрушки, но сначала давайте рассмотрим, какие цвета красок используют каргопольские мастера?! (красный, зеленый, голубой, черный).

Воспитатель: Из каких элементов состоит кагопольский узор? (Круги, кресты, кольца, линии, волнистые линии, точки, овал).

Воспитатель: Каждый мастер расписывает игрушку по своему вкусу, поэтому они не похожи одна на другую, но каждая прекрасна по-своему.

Воспитатель: Мы с вами тоже сегодня будем мастерами и постараемся расписать свою игрушку красиво, ярко, нарядно и аккуратно.

Воспитатель: Пройдите каждый на свое местечко. Я предлагаю вам немножко подумать, каким узором вы будете расписывать свою игрушку. А перед тем, как вы преступите к работе, давайте немного разомнем пальчики.

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

Скачет резвый табунок.

Руки на столе, ладонями вниз. Поочередное продвижение вперед то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.

Подумали? А теперь приступайте к рисованию. Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными. (Не набирать много краски).

Анализ детских работ

Ребята, посмотрите на своих лошадок. Какие они красивые!

А вам нравятся ваши работы?

Какая лошадка вам понравилась больше всех?

Какие краски использовали?

Какие элементы узора?

Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Садитесь на ковер – самолет, крепко закрывайте глаза. Полетели!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной образовательной деятельности "Каргопольская игрушка"

Знакомство детей с особенностями и этапами изготовления каргопольской игрушки, с историей возникновения этого промысла. Воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства.


Конспект непосредственно образовательной деятельности (образовательная область «Художественное творчество». Лепка.) Тема: декоративная лепка каргопольской игрушки «Утушка моховая»

Приобщение детей к русскому народному промыслу – изготовлению глиняных игрушек.


Конспект занятия Каргопольская игрушка

Конспект занятия по лепке для детей среднего возраста.


Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Ярмарка. Роспись каргопольской игрушки»

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Ярмарка. Роспись каргопольской игрушки».


Конспект ООД "Роспись каргопольской игрушки"

Данное занятие поможет педагогам познакомить детей с росписью каргопольской игрушки.


Конспект НОД Тема:"Роспись по мотивам каргопольской игрушки" (средняя группа)

Данное заняти проводится с группой детей среднего дошкоьного возраста по теме: "Роспись по мотивам каргопольской игрушки". Проводя с детьми данное занятие мы знакомим детей с Каргопольской р.


Художественное творчество. Декоративное рисование. Тема: «Роспись каргопольской игрушки». Художественное творчество. Декоративное рисование. Тема: «Роспись каргопольской игрушки». ________________ Пр

Художественное творчество. Декоративное рисование.Тема: «Роспись каргопольской игрушки».

Тип: познавательно- творческий, среднесрочный.

Тема: «Каргопольская игрушка».

Информационная карта проекта : МДОУ «Детский сад №181» Заводского района г. Саратова.

Место проведения: г. Саратов, 5 Динамовский проезд, д. 18б.

Автор проекта : Волкова Наталья Александровна, Мазаева Елена Васильевна - воспитатели

Руководитель проекта : Станислав Светлана Евгеньевна – старший воспитатель.

Участники проекта : воспитатели Волкова Рамиля Нурахмед-кызы, Мазаева Елена Васильевна дети, родители.

Количество участников проекта : 25 детей, 25 семей, 2 воспитателя.

Возраст детей: 5 – 6 лет.

Форма проведения: дневная.

Сроки проведения: с 01.03.2019 г. по 25.03.2019 г.

Цель: развитие эстетического восприятия детей через приобщение к декоративной деятельности.

- расширять представления детей об истории возникновения каргопольской игрушки;

- формировать умения украшать каргопольскими узорами силуэты сарафанов;

- развивать технические навыки при работе с кистью и краской (легко касаться бумаги, делая точки; действовать всей поверхностью кисти, проводя полосы, волнистые линии);

- развивать восприятие цвета, умение подбирать необходимые краски;

- развивать познавательную активность детей к изобразительной деятельности, русской художественной культуре;

- вызвать желание самим создавать узоры по мотивам каргопольских мастеров;

- создать благоприятные условия для успешности реализации проекта по ознакомлению с Каргопольской игрушкой;

- ознакомить детей с художественными произведениями по тематике;

- привлечь родителей воспитанников к реализации проекта;

- создать мини - музей «Каргопольская игрушка»;

- разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с каргопольской игрушкой;

- провести цикл занятий и мероприятий по теме: «Каргопольская игрушка»;

Последнее время большое внимание в ДОУ уделяется вопросам нравственно-патриотического воспитания. Реализовать подобные задачи возможно разнообразными путями, один из них – приобщение ребенка к культуре своего народа. Как известно, самый действенный способ – это игра. Основной атрибут игровой деятельности – игрушка. Игрушек в современном мире много. Большинство из них развивают в ребёнке не всегда доброе и радостное. Хотя изначально игрушка предназначена именно для этого – для радости и гармоничного развития ребенка. Чтобы донести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях, необходимо обратиться к самым истокам, в первую очередь - к народной игрушке. Именно русская народная игрушка считается одним из эффективных средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Проблема проекта.

Во время изучения лексической темы «Россия – Родина моя» выяснилось, что дети мало знают о родном крае, его традициях, культуре, народных промыслах. Данная тема особенно заинтересовала детей, когда речь зашла о русской народной игрушке. У детей возникло множество вопросов, появилось желание узнать больше о старинных игрушках нашего края.

Если взрослые и дети будут больше знать о своем крае, труде и жизни людей, народных промыслах и культуре, то они будут больше любить и ценить землю, на которой родились и живут, беречь и с уважением относиться к своей малой Родине.

• Оборудовать место в группе – для создания мини-музея «Каргопольская игрушка».

• Оборудовать место в группе – для создания мини-музея «Каргопольская игрушка».

• Оформить выставку из детских работ.

• Сделать пооперационные карты на каждую фигурку.

• Подобрать литературные произведения для инсценирования, драматизаций, настольного театра.

• Расширятся представления о каргопольской игрушке, процессе её изготовления.

• Научатся выделять элементы каргопольской росписи.

• Научатся видеть и откликаться на проявление красоты в искусстве, в предметном мире.

• Приобретут изобразительно-выразительные умения (передача формы, пропорций, композиции).

• Сформируется побудительное отношение к собственной деятельности.

• Примут участие в подборе предметов народного промысла.

• Приобретут знания о народных традициях, праздниках.

• Укрепят внутрисемейные связи.

• Научатся делать своими руками каргопольские игрушки.

• Материал для изобразительного творчества.

• Дополнительный материал и атрибуты для театрализованной деятельности.

Продукт проектной деятельности :

• Презентация проекта.

• Создание мини-музея «Каргопольская игрушка»

• Беседы, познавательные рассказы воспитателя.

• Рассматривание иллюстраций и изделий дымковских мастеров.

• Беседа с детьми «Знакомство с каргопольской игрушкой».

• Проведение НОД «Элементы росписи каргопольских игрушек».

• Проведение НОД «Каргопольская игрушка – полкан».

• Проведение НОД «Каргопольская игрушка – барыня».

• Подвижная игра «Мишка и ребята».

• Игры малой подвижности «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». Подвижная игра «Шел козел по лесу».

• Игры средней подвижности Каравай», «Ветер», «Огород», «Три веселых братца», «Кастрома».

Чтение и заучивание стихотворений о каргопольских игрушках «Ванюшка – глинушка, Лев из Каргополья, «Берегите игрушки», «Каргопольские игрушки», «Медведь», «Собачки», «Полкан», «Бородатые кентавры», «Тяни – толкай, «Барыня», «Уточки»

• Загадки о каргопольских игрушках.

Дидактические и настольно-печатные игры:

«Русские узоры», «Составь узор», «Разрезные картинки», «Раскрась по образцу», «Продолжи узор», «Что дальше, что ближе», «Найди отличия», «Узнай по силуэту».

• Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек».

Взаимодействие с родителями.

• Консультация «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье»

• Беседа «О значении каргопольской игрушки в жизни детей».

• Консультация «Народные игры в семье».

• Рекомендации родителям «Радость сотворчества. Каргопольская игрушка».

• Изготовление родителями поделок совместно с детьми из разных материалов и украшение поделок элементами «каргопольской росписи».

I этап - подготовительный:

- введение детей в проектную деятельность;

- разработка проекта, этапов его реализации;

- подобрать необходимую литературу, иллюстрации, наглядные пособия;

- беседа – консультация с родителями на тему: «Каргопольская игрушка»;

- привлечение родителей к проекту (оповещение, приглашение к сотрудничеству, приглашение к подготовке развивающей старшей группы к проекту).

II этап – основной:

-создание благоприятных условий в группе для успешности реализации проекта;

- показ видео-презентации «Каргопольская игрушка»;

- оформление альбома с иллюстрациями «Каргопольская игрушка»;

- организация продуктивных видов деятельности;

- аппликация «Каргопольские уточки»;

- лепка из соленого теста: «Козёл»;

- лепка из пластилина «Каргопольские свистульки»;

- рисование «Каргопольская барышня», «Каргопольские узоры»;

- лепка из глины «Полкан»;

- рассматривание с детьми оригинальных игрушек;

- лото «Русские узоры», кубики «Составь узор», «Разрезные картинки», «Раскрась по образцу», «Продолжи узор», «Что дальше, что ближе», «Найди отличия», «Узнай по силуэту».

III этап – заключительный:

- обобщение результатов работы;

- оформить выставку рисунков «Народная игрушка из Каргополя»;

- создание мини-музея «Каргопольская игрушка»;

- создание презентации проекта «Каргопольская игрушка».

- воспитанники будут иметь представление о некоторых особенностях декоративного прикладного искусства;

- воспитанники будут иметь представление: об образах и узорах;

- дети научатся рисовать и лепить игрушку по мотивам каргопольской росписи, использовать в работе знания об узорах, составлять орнамент из геометрических фигур при оформлении игрушки, выделять элементы каргопольской росписи, называть цвета, используемые в росписи.

-родители будут иметь представление о народном промысле каргопольской игрушки;

-родители познакомятся и примут участие совместной творческой работе, и ещё более сблизит детей и родителей.

В магазинах продается достаточное количество игрушек, но самой любимой становится та, что сделана своими руками. Пусть она не так совершенна, но она нравится детям и взрослым. Дети познакомились с произведениями народных мастеров, узнали, откуда пришли к нам красочные забавные игрушки.

Данный проект получился ярким, познавательным, практическим и результативным. Все дети активно участвовали в проекте. Были прочитаны Воспитанники познакомились со стихами о каргопольской игрушке, расширили кругозор об истории возникновения игрушки, познакомились с техникой росписи каргопольской игрушки, закрепили навыки работы с глиной, красками. Дети пополнили свой словарный запас новыми словами (гончар, ярмарка, поселенье и другие).

Считаю, что проект достиг цели, заинтересовал детей. Игрушки, выполненные детьми, доставили им чувство радости, удовлетворения, восхищения.

Рефлексия проектной деятельности :

Данная проектная деятельность максимально способствует раскрытию творческого потенциала ребёнка, воспитывает индивидуально выраженную, креативную личность. Дети создавали прекрасные игрушки, обращаясь к истокам народного творчества, в которых, наряду с точным использованием техники выполнения поделки, дети постарались передать свой внутренний мир, внести своё я, создать свой орнамент в росписи игрушки.

Каргопольская игрушка, первоначально предназначавшаяся для игры, для забавы, для сердечного восхищения, несёт детям радость познания и коллективного труда, приобщает к народному мироощущению, заключает в себе огромный творческий импульс, После выполнения индивидуальных игрушек у воспитанников возникает радостное восхищенное чувство сопричастности с историей родины, чувство удовлетворения от проделанной работы.

При создании народной игрушки, дети научились планировать свою работу, общаться между собой, выслушивать мнение другого, совместно выбирать орнамент для росписи игрушки, активно проявилось умение самостоятельно работать. У детей раскрылись творческие и организаторские способности, совершенствовались навыки оценочной деятельности готовых изделий.

Перспективно – тематическое планирование с детьми.

№ Дата Содержание работы Цель

1 01.03.2019. Рассматривание альбома

«Каргопольская игрушка». Развивать наблюдательность, любознательность, внимание; умение любоваться народной игрушкой, яркостью и красотой ее узоров.

2 04.03.2019. Беседа «Знакомство с каргопольской игрушкой». Познакомить с историей происхождения каргопольской игрушки, видами гаркопольских игрушек и материалом, из которого они сделаны.

3 05.03.2019. Рисование «Элементы росписи каргопольских игрушек».

Познакомить детей с каргопольской росписью, её элементами – кругами разного размера. Совершенствовать умение рисовать круги, закрашивать краской, не выходя за контур, повторять изображение, заполняя все пространство силуэта. Воспитывать чувство сопереживания, желание помочь.

4 06.03.2019. Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек».

Развивать у детей самостоятельно организовывать игры, учить обогащать содержание игры, а также играть коллективно, самостоятельно распределять роли. Воспитывать у детей вежливость к друг другу.

Настольная игра «Русские узоры». Развивать творческие способности, мышление, воображение, наблюдательность. Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, любовь к народному творчеству.

Подвижная игра «Найди себе пару». Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, быстро строиться в пары. Развивать инициативу, сообразительность.

6 12.03.2019. Д/ игра «Составь узор». Развивать зрительное внимание, память, мышление.

7 13.03.2019. Рисование «Каргопольская игрушка Полкан» Формировать у детей умение создавать нарядные, обобщенные стилизованные образы. Продолжать формировать умение детей подбирать цветовую палитру, используя стилевые особенности цвета, присущие каргопольской росписи.

8 14.03.2019. Д/ игра «Раскрась по образцу».

Расширить знания о характерных особенностях каргопольской игрушки (элементы узора, цветовая гамма); развивать умение отличать каргопольскую игрушку от других видов росписи; развивать эстетический вкус; учить видеть красоту росписи народной игрушки).

9 15.03.2019. Рисование

«Каргопольская игрушка». познакомить детей с каргопольской игрушкой, как видом народного декаративного-прикладного искусства.

10 18.03.2019. Настольная игра «Каргопольские разрезные картинки».

Закреплять знания детей о народной каргопольской игрушке; умение собирать из частей по способу мозаики. Выделять элементы украшения. Воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.

11 19.03.2019. Чтение стихотворения о каргопольских игрушках : «Лев из Каргополья», «Велика Россия наша» Познакомить детей с народными каргопольскими игрушками, воспитывая эстетическое отношение к предметам.

12 20.03.2019. Игра средней подвижности «Кошка и мышка» Развивать у детей умение быстро действовать по сигналу, ходить, сохраняя форму круга.

13 21.03.2019. Загадки о каргопольских игрушках. Развивать мышление, память, внимание, способность отгадывать загадки.

Игра малой подвижности «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». Развивать творческое воображение. Побуждать детей к импровизации. Активизировать речь детей.

14 22.03.2019. Дидактическая игра трафареты Развивать умение детей повторять форму каркопольских игрушек, узнавать элементы каргопольской росписи. Понакомить с техникой использования каргопольских узоров.

15 25.03.2019. Выставка рисунков и поделок «Народная игрушка из Каргополя». Развивать творческие способности детей, мелкую моторику рук.

Создание Мини– Музея «Каргопольская игрушка». Формировать первоначальное представление о многообразии и видах музеев.

Перспективно – тематическое планирование с родителями.

№ Дата Содержание работы Цель

1 04.03.2019. Консультация «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье».

Создать условия для целостного эмоционального и эстетического развития детей дошкольного возраста, приобщение их к искусству различных жанров, художественному творчеству в семье.

2 07.03.2019. Консультация

«Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».

Формировать глубокий интерес к различным видам искусства; развивать детское творчество и формировать эстетический вкус; воспитывать чувства любви к родному краю.

3 11.03.2019. Консультация «Народные игры в семье».

Познакомить родителей с сохранением, возрождением и применением народных игр для воспитания подрастающего поколения в семье.

4 15.03.2019. Консультация «Влияние народных промыслов («Каргополь») на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».

Формировать представления о видах искусства, о детском творчестве

воспитывать эстетические чувства к народно-прикладному искусству

5 19.03.2019. Рекомендация «Радость сотворчества. Каргопольская игрушка». Ознакомить с изготовлением каргопольской игрушки, расширить знания родителей и детей о народном промысле, прививать любовь к творчеству, развитие коммуникативной культуры.

6 25.03.2019. Консультация для родителей «Игрушки в жизни ребёнка» Расширить знания родителей о значении игрушки в жизни ребёнка.

1. М. В. Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2008 – 256 с.

2. Г. В. Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизе трейдинг», 2007– 128 с.

3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие: Спб. : Детство – Пресс, 2017г.

4. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Учебно-наглядное пособие. / М. : Мозаика-Синтез, 1996.

5. Каргопольская игрушка. Учебное издание /М. : Мозаика-Синтез, 2008.

6. Малик Л. С. Народная игрушка русского Севера, как средство воспитания. /Архангельск,2004

Мастер-класс по росписи «Хозяйка с пряником». Каргопольская игрушка

Мастер-класс по росписи «Хозяйка с пряником». Каргопольская игрушка Каргопольские игрушки зародились как сезонный промысел крестьян в деревнях Архангельской области, около города Каргополя. Местные крестьяне.

Педагогический проект «Ах, лето…» Введение Лето — удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Дети имеют возможность получить огромное.

Педагогический проект «Мамочка моя»

Педагогический проект «Мамочка моя» Педагогический проект "Мамочка моя!" Самое прекрасное на земле слово - мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно.

Педагогический проект «Мои друзья» Информационная карта проекта Продолжительность проекта: краткосрочный, 1 неделя Тип проекта: информационно-творческий Автор проекта Стратулат.

Педагогический проект «Моя семья» Информационная карта проекта Продолжительность проекта 1 неделя Вид проекта: творческо-исследовательский Тип проекта: краткосрочный Автор.

Педагогический проект «Путешествие в мир куклы»

Педагогический проект «Путешествие в мир куклы» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 57 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара. Педагогический проект.

Педагогический проект «Защитники Отечества»

Педагогический проект «Защитники Отечества» Педагогический проект «Защитники Отечества»Проект посоциально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно – эстетическому.

Снежный мини-музей под открытым небом на участке ДОУ «Каргопольская игрушка»

Снежный мини-музей под открытым небом на участке ДОУ «Каргопольская игрушка» Снежный мини - музей под открытым на участке ДОУ "Каргопольская игрушка" Муниципальное Бюджетное Дошкольное Учреждение "Детский Сад № 13.

Формирование у детей познавательно-творческого интереса к русской народной культуре, через ознакомление с каргопольской игрушкой.

Задачи:

Образовательные:

• Расширять представления детей об истории возникновения каргопольской игрушки.

• Продолжать формировать умения украшать каргопольскими узорами силуэты сарафанов.

Развивающие:

• Развивать технические навыки при работе с кистью и краской (легко касаться бумаги, делая точки; действовать всей поверхностью кисти, проводя полосы, волнистые линии).

• Развивать познавательную активность.

• Развивать восприятие цвета, умение подбирать необходимые краски.

Воспитательные:

• Воспитывать любовь к каргопольской игрушке.

• Прививать любовь к русскому быту с помощью стихотворений.

• Воспитывать уважение к труду мастеров.

Предварительная работа:

• Просмотр презентации «Каргопольская игрушка»

• Рассматривание каргопольских игрушек

• Изготовление каргопольской игрушки из глины

• Рассматривание иллюстраций с изображением каргопольских игрушек, элементов каргопольской росписи.

• Создание в группе мини-музея «Глиняная игрушка»

Оборудование и материалы к занятию:

Ход НОД

Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать?

Воспитатель: Сегодня мы отправимся в волшебный город народных мастеров. Закрывайте глазки и считайте. «1,2,3 повернись, в городе мастеров очутись» Вы хотите узнать в каком городе мы оказались?

Воспитатель: Я вам подскажу.

И народ в нём озорной

Мастера не любят скуки

Приложить умеют руки.

Лепят всё, горшки да кружки

И весёлые игрушки

Дети вы догадались, что это за город такой?

Воспитатель: А чем знаменит город Каргополь?

Воспитатель: В старину их называли тарарушками. Из какого материала мастера лепят игрушки в Каргополе?

Очень славны да забавные

Какие каргопольские иргушки вы знаете? Назовите их.

Дети: Берегиня – знак земли, Тяни-толкай – знак света и тьмы, Полкан – знак солнца, Медведь, Птица-сирин, Олень – знак неба, Лошадь и другие.

Ей не налюбуешься,

И в Париже и в Нью-Йорке

Наш Полкан красуется.

Воспитатель: Какие цвета используют каргопольские мастера?

Дети: красный, жёлтый, синий, зелёный, чёрный.

Воспитатель: Правильно, мастера используют неяркие цвета. Какими узорами мастера расписывают свои игрушки?

Дети: круг, точка, кольца, линия, волнистая линия, крестики

Воспитатель: Как зовут самую знаменитую мастерицу-игрушечницу?

Дети: Ульяна Ивановна Бабкина

Воспитатель: Благодаря У. И. Бабкиной и живёт каргопольская народная игрушка. Мастерица не только игрушки лепила, но и сказки сказывала своим внучатам. И я знаю одну каргопольскую сказку. Хотите её послушать?

Воспитатель: Проходите на лавочки и слушайте.

Собралась девица красная да на ярмарку. На ярмарку ехать нарядиться надо. Глянула, а нарядного сарафана нет. Достала тогда девица краски, сарафан, да стала украшать его. Сарафан украшает да сказку сказывает. Выглянуло солнышко тёплое да яркое. (рисую солнышко) Припекает солнышко. Снег разогревает, побежали ручьи (рисую волнистую линию). Прогрелась земля (рисую чёрную линию) попали в тёплую землю зёрнышки (рисую точки). Посмотрела девица, а сарафан уже и нарядным стал.

- Какими элементами украшала девица свой сарафан?

Ответы детей

Воспитатель: У девицы много подружек есть, все хотят на ярмарку попасть. Я приглашаю вас в мастерскую, помочь украсить сарафаны росписью, да не простой, а каргопольской.

Девочки и мальчики: хлоп-хлоп-хлоп,

Прыгают, как мячики: прыг-скок, прыг-скок,

Ножками топочут: топ-топ-топ

Весело хохочут: ха-ха-ха

(дети проходят и садятся за столы)

Воспитатель: Посмотрите, кто-то уже побывал в мастерской. Да сарафаны украсил. И мы сейчас возьмём кисточки в руки да подружек порадуем. Сначала потренируем пальчики.

Нарисуем жёлтый круг

После лучики вокруг.

Пусть на белом свете

Ярко солнце светит.

На детей и на цветы

Смотрит солнце с высоты

Пусть растут быстрее

Их теплом согреет.

Воспитатель: Не забудьте, что кисточку нужно взять правильно (показ). Краску набираем, не торопимся, последнюю капельку оставляем на баночке. Нужна будет другая краска, кисточку промываем об салфеточку промакаем. Возьмите кисточку, помогите украсить сарафан подружкам.

(Дети украшают сарафан, звучит народная музыка)

Воспитатель: Давайте посмотрим, что у вас получилось. Полюбуйтесь, какие красивые узоры на сарафанах.

Отдохнуть пришла пора.

Выходите все сюда.

Ждёт вас хороводная игра.

(Дети исполняют «Северный хоровод»)

Воспитатель: Вот и приша пора возвращаться обратно. «1,2,3 повернись. В детском саду очутись.»Наше путешествие закончилось.

Как вы думаете, понравились наши сарафаны каргопольским барышням?

всех на свете краше

- А вам что понравилось?

(Ответы детей)

Не стареет сотни лет

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет.

(Возвращаемся в группу)

Конспект совместной деятельности в старшей группе детского сада «Каргопольская игрушка» Конспект. Совместная деятельность в старшей группе детского сада. «Каргопольская игрушка». Воспитатель: Мазина О. А. 2018г Цель:.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Матрешка-деревянная игрушка» Тема: .Матрешка- деревянная игрушка Форма проведения: Фронтальная. Место проведения: в группе. Цель: расширять и закреплять знания детей.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с историей создания куклы «Народная игрушка» Цель: познакомить воспитанников с историей создания куклы. Задачи: 1. Развивать эстетическое восприятие и эмоциональное отношение к окружающим.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Наши помощники» Конспект непосредственно образовательной деятельности. «Наши помощники»[/b] Возраст: старший дошкольный возраст (старшая группа) Цель:.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по безопасности «Спички детям не игрушка» Конспект непосредственно-образовательной деятельности по безопасности "Спички детям не игрушка" Цель: Формирование целостного представления.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для средней группы.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Я — гражданин России» Конспект занятия по познавательному развитию «Я-гражданин России» (подготовительная группа) Цель:Формирование гражданских и патриотических.

Конспект НОД по рисованию «Такая непростая, загадочная эта каргопольская игрушка» Игрушки для детей созданы тысячи лет тому назад. Задача игрушки - дать в руки ребенку часть познаваемого им мира. Игрушка – это мост в.

Конспект образовательной деятельности «Дымковская игрушка». Развитие у дошкольников интереса к изучению народных промыслов Тема: «Дымковская игрушка». *Рассказать детям историю дымковской игрушки *Сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите,.

Конспект развития непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе Форма проведения: игра-фантазия. Вид детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная,.

Цель: Познакомить с историей возникновения игрушки, вызвать интерес и эмоциональный отклик на народную игрушку, обратить внимание на её красоту и забавный характер, который с любовью передают Каргопольские мастера. Развивать эстетическое восприятие, образные представления, чувство цвета и композиции.

Задачи: 1) Познакомить с историей возникновения Каргопольской игрушки.

2) Воспитывать любовь к народным промыслам и эстетическое отношение к изделиям народных мастеров.

3) Учить поэтапно, расписывать силуэт Каргопольской игрушки.

Материалы: Народные игрушки, иллюстрации (этапы изготовления игрушки, символика цвета).

Силуэт Каргапольской игрушеки «Коня – Палкана», вырезанного из белой бумаги, краски гуашь, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Предварительная работа : Чтение рассказов, стихов о народных игрушках. Индивидуальная работа в книжном уголке. Рассматривание знакомых народных игрушек из глины. Использование раскраски «Народные промыслы». Игра – лото - поделка «Русский сувенир». Лепка «лошадок» из глины. Подбор иллюстраций для выставки.

-Сегодня мы с вами вспомним, что мы знаем об игрушках наших прабабушек и прадедушек, а так же познакомимся с новыми, необычными игрушками нашего Русского Севера.

1.Дидактическая игра «Узнай, что в сундуке».

-У нас с вами посмотрите, имеется целый сундук различных игрушек, нам необходимо разобрать их по полочкам, чтоб навести порядок. В сундуке хранятся народные игрушки разных мастеров нашей страны.

-Как необходимо обращаться с такими игрушками? Почему? (ответы детей)

Воспитатель предлагает детям взять по одной игрушке и рассказать о ней.

Воспитатель рассказывает сам об одной из игрушек для образца.

Дети по образцу рассказывают о своих игрушках, которые взяли из сундука. (Слушаются ответы нескольких детей, остальным предлагается рассказать об игрушке в конце занятия)

Воспитатель предлагает сгруппировать игрушки по элементам росписи, расставить их по полочкам: филимоновские игрушки, дымковские игрушки и несколько игрушек неизвестных для детей, поставить отдельно.

-Посмотрите эти игрушки нам с вами пока неизвестны, но сейчас мы с вами узнаем о них много интересного.

2. История возникновения Каргопольских игрушек.

Каргополь — древний город в Архангельской области. Раньше это был широко известный большой торговый и культурный центр Русского Севера. От тех времен остались величественные храмы и соборы. Сейчас это заповедные места, где до сих пор сохранилась самобытная русская культура, искусство и ремесла. Игрушки Каргопольских мастеров в большинстве своем - одиночные фигурки, иногда два-три персонажа, связанных единым сюжетом и каким-то несложным действием. Они немного неуклюжи и тяжеловаты: крепкие крестьянки, мужики, птицы, кони.

«Полихан» или «Конь – Палкан», был одним из самых любимых образов народных умельцев. Узор прост и незатейлив. На поверхности фигурок писали древние символы солнца - круги, кресты, а так же веточки, мотивы хлебных колосьев и зёрен.

Я прошу подняться вас – это раз.

Повернулась голова – это два.

Руки вверх, вперед смотри – это три.

Руки разведем пошире на четыре.

С силой пальцы сжать, разжать – это пять.

Всем ребятам тихо сесть – это шесть!

4. Роспись силуэта «Коня – Полкана».

- Я предлагаю вам пройти и присесть за столы.

- Что вы видите на своих столах? (ответы детей)

- Перед вами находится силуэт Каргопольской игрушки «Коня – Полкана».

Сейчас мы с вами как настоящие мастера будем ее расписывать.

Воспитатель рассказывает детям этапы росписи силуэта и показывает пример росписи на доске.


Стоит на реке Онеге, в Архангельской области, славный город Каргополь. Хотите там побывать и узнать, чем он зна­менит? Ну тогда давайте отправимся в путешествие. Чтобы попасть туда, вы должны закрыть глаза и произнести закли­нание: «Раз, два, три повернись, в Каргополе очутись!»


Вид на Каргополь

Вот мы и в городе Каргополе. А знаменит этот город сво­ими необыкновенными игрушками. В этом городе в старину игрушки называли тарарушками. Это от слова «тарарай», что означает «шутник» или «сказочник».

Под руками талантливых умельцев рождается праздничный мир сказочных образов: нарядные развеселые медведи, игра­ющие на гармошках и рожках, прекрасные волшебные птицы Сирин с женскими головами, получеловек-полуконь — гроз­ный Полкан-кентавр, беззаботные весельчаки-гуляки и бары­ни — уморительно танцующие пары, пестро и весело разри­сованные собаки, коровы, свиньи, лихие всадники верхом на конях, оленях и даже барашках и козлах.

Теперь давайте поближе рассмотрим эти фигурки. Чем они вам нравятся? Что необычного в них вы находите?


Как вы думаете, что это за игрушка? Правильно, это конь — один из любимых сюжетов каргопольских мастеров. Есть у жителей Каргополя поговорка: «Конёчки-бегуночки — верные помощники земледельца». Жители сравнивают коня с богом Солнца. На Севере в летнее время солнце называли Бурков, а в зимнее — Сивкой. Крестьяне верили, что ходят по кругу Сивка да Бурка, оттого стужа сменяется летним зноем: «Бурка идет в горку, а Сивка бежит под горку». Конь, друг и помощник человека, в сказках превосходит его умом и силой, обладает волшебными свойствами. В Каргополе коня называют кобылкой.


А это свистулька-утушка. Такие свистульки были самы­ми распространенными и любимыми игрушками. На весе­лых гуляниях, которые устраивали в Каргополе (они назы­вались «городища»), на них можно было сыграть несложную песенку.

Под пение утушки водили хороводы, парни выбирали не­вест и устраивали свадьбы. А жениха и невесту называли се­лезнем и утушкой. Образ этой птицы был также связан на севере с водой (болотом и мхом), где «гуляла утушка». Неда­ром ее здесь называют «моховая». Про утушку пели так:

Где ты ночь ночевала?

— Там, там, там, за болотом,
У Кузьмы-Демьяна.

А вот еще игрушка. Хотите я вам про нее расскажу? Это получеловек-полуконь Полкан-кентавр. Он наполовину бра­вый генерал: грудь крепкая, лицо круглое, борода окладистая, а наполовину конь — на ногах копыта. Полкан в карго поль­ских игрушках — это могучий богатырь, как Илья Муромец.


А этот персонаж вы, конечно, узнали. Про нее говорят: «Коровушка — кормилица крестьян», «Корова есть — и обед есть». Еще ее называют в народе ласково — «красоха».

Еще один забавный герой Каргополя — Медведко — добрый хозяин леса. Он большой, но не страшный. Говорят о нем так:

Идет медведь с тальяночкой,

Он идет, гармошку рвет,

Баску песенку поет.

Баская песенка — значит «очень красивая».

А про эту барышню кто хочет из вас рассказать? Не за­будьте про ее кавалера весельчака-гуляку. Что в них особен­ного, необычного? Чем отличаются эти игрушки от дымков­ских и филимоновских?

Вот мы познакомились с каргопольскими игрушками. По­нравились они вам? А как же сделать такую игрушку? Пра­вильно, нужно сначала накопать и намесить глины. Затем из еще мокрой глины вылепить фигурки, которые следует снача­ла просушить 2—3 дня в помещении, а потом обжечь в рус­ской печке. И, наконец, расписать красками.

Какой же орнамент украшает каргопольскую игрушку? Назовите знакомые элементы. Это очень своеобразный ор­намент, он идет из глубокой древности: чаще всего это крупный круг или овал с обводкой другим цветом, точки, пересекающиеся линии, разноцветные черточки. В основ­ном используют желтый, черный, красный, синий, блекло-зеленый цвета.

А сейчас я приглашаю вас посмотреть видеофильм о каргопольском промысле «Славен град на Онеге».


Дополнительные вопросы к детям во время беседы:

Почему игрушки, которые ты видишь, называются каргопольскими?

Из какого материала их делают?

Что любили лепить в Каргополе?

Назови любимые персонажи.

Какое настроение создают эти игрушки?

Какие элементы вы запомнили?

Как они называются и что символизируют?

Мастер-класс для детей по изготовлению глиняной игрушки в рамках XIII Межрегионального художественного фестиваля – выставки «Радужная кисть»
Ведущая: ФАРУТИНА Ольга Николаевна, мастер Каргопольской глиняной игрушки, народный мастер России.
Работает в центре народных ремёсел «Берегиня», г. Каргополь Архангельской области.


Лев из Каргополя

В Каргополе есть игрушка

Зверек Небольшой, на щечках мушки,

Нет его короче ног.

Крашен ярко всюду белым:

Ножки, хвостик и спина.

Шея лентой черной смело

А головка — желтым цветом.

Льва хотел он произвесть!

Только что-то в лике этом

И зверек из давней сказки,

Не пугаясь, не грозя,

С выраженьем тёплой ласки

Смотрит тихо нам в глаза.


Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). — М.: Мозаика-Синтез, 2001.

Алехин А. Д. Матрешки. Книжка-картинка. — М.: Ма­лыш, 1988.

Алексахин Н. Н. Голубая сказка. — М.: Народное образо­вание, 1996.

Алексахин И.Н. Волшебная глина. — М.: Агар, 1998.

Безруких М. М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. — М.: Гуманитар­ный издательский центр «Владос», 2001.

Богусловская И. Я. Русская глиняная игрушка. — СПб.: Художник РСФСР, 1988.

Грибовская А. А. Знакомство с русским народным де­коративно-прикладным искусством и декоративное рисова­ние, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. — М.: МИПКРО, 1999.

Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольни­ков. — М.: Творческий центр «Сфера», 2005.

Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность. — М.: Академия, 1998.

Доронова Т. Н. Дошкольникам об искусстве. — М.: Про­свещение, 1998.

Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Методические рекомендации для воспи­тателей, работающих с детьми 3—6 лет по программе «Раду­га». —, М.: Просвещение, 1999.

Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. — М.: Просвещение, 2000.

ХЪ.Шалова С. Росписи Хохломы. — М.: Детская литерату­ра, 1991.

Жигалова С. Росписи Хохломы. — М.: Детская литера­тура, 1991.

Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и худо­жественное развитие дошкольников. — М.: Педагогика, 1983.

Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. — М.: Просвещение, 1985.

Корабельников В. А. Рисуем орнамент (по методике I-. I. Ковальковской). — М.: ФМиЗХ, 1993.

Князева О. Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. — СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 1998.

Клиенов А.П. Народные промыслы.— М.: Белый город, 2002.

Корчаловская Н.В. Комплексные занятия по разви­тию творческих способностей дошкольников. — М.: Фе­никс, 2003.

Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании до­школьников. — М: Педагогическое общество России, 2005.

Комарова Т. С. Дети в мире творчества. — М.: Мнемозина, 1995.

Комарова Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.— М.: Просвещение, 1991.

Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество.— М.: Педагогика, 1990.

Комарова Т. С. Как научить ребенка рисовать. — М.: Столетие, 1998.

Комарова Т. С, Зырянова О.Ю. Красота. Радость. Твор­чество. ГОУ Начальная школа — детский сад №1607, 1999.

Коромыслов Б. И. Жостовская роспись.— М.: Изобра­зительное искусство, 1997.

Мост И. Г. Рисование. Для обучения детей в семье, детском саду. — Екатеринбург: У- Фактория, 1996.

Лабунская Г. В. Художественное воспитание в семье. — М.: Педагогика, 1970.

Майорова К, Дубинская К. Русское народное приклад­ное искусство. — М.: Русский язык, 1990.

Утробина К. К, Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми. — М.: Гном и Д, 2001.

Пантелеев Т. Н., Максимов Ю. В., Пантелеева Л. В. Де­коративное искусство детям. — М.: Просвещение, 1976.

Попова О. К, Каплан Н. П. Русские художественные промыслы. — М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.

Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного воз­раста с русским народным декоративно-прикладным искусст­вом. — М.: Скрипторий, 2003.

Соломенникова О.А. Радость творчества.— М.: Мозаи­ка-Синтез, 2005.

Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Знакомство детей с рус­ским народным искусством, ремеслами, бытом в музее дет­ского сада. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

Тимофеева М.В., Тарабарина Т.П. И учеба, и игра, и изобразительное искусство.— Ярославль: Академия развития, 1997.

Тюфанова И. В. Мастерская юных художников. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.

Федотов Т. Я. Послушная глина. — М.: АСТ-Пресс, 1997.

Швайко Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (старшая группа). — М.: Гуманитарный изда­тельский центр Владос, 2001.

Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности детском саду (подготовительная группа). — М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.

Шибанова Н. Я. Народное искусство в творчестве детей. Хохлома. — Пермь: Пермский институт повышения квалифи­кации работников образования, 2002.

Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Учебно-на­глядное пособие для 1-го класса. Альбом. — М.: Мозаика-Синтез, 1996.

Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декора­тивного рисования. — М.: Просвещение, 1979.

Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. — М.: Мо­заика-Синтез, 1996.


Советую Вам пройти по другим разделам " Навигации" и почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОУ и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, экзаменам, курсовым и дипломным работам. Буду рада, если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе.

С уважением, О.Г. Гольская

"Помощь по сайту" - нажмите на изображение - гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (Контрольная работа по модулю "Планирование работы по развитию детской речи. НАРОДНЫЕ РЕМЁСЛА И ПРОМЫСЛЫ РОССИИ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЁСЛА НАРОДОВ ПРИАМУРЬЯ ").

Читайте также: