Казачьи игрушки в старину

Обновлено: 16.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Приобщение дошкольников к истокам, традициям и быту казаков посредством реализации проекта «Игрушки казачат»

Гринченко Галина Васильевна

Воспитатель, МБДОУ детский сад № 18 «Счастливое детство» муниципального образования Тбилисский район

С февраля 2020 года наш детский сад № 18 «Счастливое детство» осуществляет сетевое взаимодействие на базе инновационной площадки по теме «Традиции и обычаи кубанской семьи – как фактор формирования социальных навыков у школьников в рамках сетевого взаимодействия разноплановых образовательных организаций в условиях муниципального образования» с СОШ № 4 имени героя Советского Союза Е.Д.Волкова и Центром дополнительного образования детей «Казачок». Это подразумевает, что наш детский сад должен играть важную роль в становлении будущих школьников истинными казачатами, потому что именно в дошкольном возрасте начинает зарождаться и укореняться в детях дух патриотизма.

Воспитатели нашего детского сада активно реализовывают проекты, разрабатывают дидактические пособия, организовывают мероприятия, благодаря которым воспитанники с удовольствием познают традиции и быт казаков.

Мои воспитанники средней группы «Звёздочки» - им по четыре года. Ранее, когда ребята были младше, мной проводилось я проводила ряд развлекательно-ознакомительных мероприятий приуроченных к казачьим праздникам, на которых в игровой форме знакомила детей с обычаями казаков. В средней группе я решила, что пора с моими детьми реализовать познавательный проект и этот проект должен заинтересовать их и укоренить в них желание к познанию большего.

Что же интересно детям четырех лет? Конечно, в первую очередь их интересуют игры и игрушки. С их помощью дети познают мир. Именно поэтому тема моего проекта «Игрушки казачат».

Игрушки у детей появились с тех давних времен, когда произошло разделение труда и дети были признаны исторически сложившейся общностью и у человека возникла необходимость занять чем-то ребенка, а так же обучить и подготовить к взрослой жизни. И с тех времен игрушка стала спутником ребенка с самого рождения. Каждая игрушка имела свое предназначение: научить чему-либо и воспитать какое-либо качество.

В казачьих станицах Кубани мальчиков с раннего детства готовили к будущей воинской службе, а девочек посвящать себя семейной жизни. Это отражает характер игрушек, которые развивали в мальчиках проворство, смелость, отвагу, а в девочках качества хорошей хозяйки, матери.

Краснодарский край многонациональный, поэтому переплелись на кубанской земле обычаи, традиции и обряды народов издавна поселившихся здесь. Это сыграло немаловажную роль в истории игрушек казачат.

Цель моего проекта: формирование чувства патриотизма с помощью знакомства с разнообразием казачьих игрушек и выявления их связи с бытом и обычаями казачьей семьи.

Были поставлены задачи: привить интерес к познанию истории родного края и возрождению лучших традиций семейного воспитания казаков.

На подготовительном этапе проекта я занималась разбором и изучением источников и методической литературы, взаимодействовала с родителями, выяснив возможность их участия в данном проекте, подготовкой презентации, дидактических пособий и мероприятий, определением содержания и длительности проекта.

В ходе беседы с родителями мною была раскрыта актуальность темы данного проекта. Игрушка с самого рождения побуждает малыша к развитию познавательных интересов и к размышлению. Играя со своей игрушкой, ребенок воспроизводит и переживает многие события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Каждая казачья игрушка несла свое предназначение и воспитывала определенные качества в детях: смелость, сноровку, выносливость – у мальчиков; доброжелательность, отзывчивость, трудолюбие – у девочек. Особое внимание уделялось тому, чтобы научить казачат уважению к старшим. В наше время очень актуально воспитывать эти качества в детях посредством знакомства с казачьими игрушками и применением их в повседневной игре детей.

Родителям была дана ссылка на онлайн-сборник казачьих сказок и рекомендовано читать эти сказки детям дома, потому что в них очень ярко отражены быт и традиции казаков, знакомство с которыми – наша цель.

Многие семьи вызвались помочь в оформлении казачьего мини-музея детского сада, подарив элементы и предметы казачьего быта.

Благодаря тесному сотрудничеству с родителями, стало возможным более глубоко погрузить детей в истоки региональной культуры, пробудить в них потребность в познании традиций и национальных особенностей родного края, что неизменно влечет за собой воспитание патриотизма.

Основной этап проекта реализовывался по плану мероприятий в течении одной недели.

Была организована экскурсия детей в казачий мини-музей детского сада, где они смогли увидеть, потрогать предметы казачьего быта и услышали рассказ о предназначении в жизни казаков каждого экспоната.

Почему именно это мероприятие было первым в списке? Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере воспитания детей, которая создает условия погружения ребенка в специально организованную среду. Это позволяет детям более тесно взаимодействовать с культурой и окружающим миром, приобщить к традициям казачьего общества и семьи, формировать познавательный интерес и действия ребенка через включение его в различные виды деятельности. После экскурсии значительно возрос интерес детей к познанию истории и традиций казачества.

С помощью подготовленного заранее дидактического пособия «Одежда казаков», я познакомила детей с традиционной одеждой казаков. Народный костюм является отражением самобытности и культуры. Мужская одежда в первую очередь приспособлена к тому, чтоб казаку было удобно ездить верхом и не мешала обращению с оружием. Ведь, мальчиков казачат с раннего детства готовили к будущей воинской службе. Женский костюм тоже был показателем характера казачек, он удобный для ведения хозяйства, воспитания детей, всегда украшен вышивками и кружевами, чтобы подчеркнуть красоту казачек, а свободный и закрытый покрой, головные накидки выражали скромность и порядочность женщины казачки. Элементы казачьего костюма мы встречаем во многих игрушках казачат.

Чтобы ближе познакомить детей с разнообразием и особенностями казачьих игрушек я показала им презентацию, в которой рассказала о том, какими игрушками играли младенцы, какие были предназначены только для мальчиков, а какие для девочек; о том, что игрушки казачатам их родители делали своими руками из подручных средств. Моих ребят это очень заинтересовало и они выразили желание сделать себе такие игрушки. Мы единогласно решили, что сделаем игрушку для мальчиков и для девочек, чтобы потом применять их в играх.

Для мальчиков, конечно мы сделали коня, так как жизнь казака была тесно связана с конем и порой зависела от него. Много пословиц об этом говорит: «Казак без коня, что воин без ружья», «Казак с конем и ночью и днем», « Вся родня не стоит коня» и т.д. Мальчиков с трех лет уже приучали к верховой езде. Поэтому у каждого малыша была с раннего детства лошадка-скакалка, так называемый конь на палочке, на которых ребята-казачата скакали и играли в разные игры. История создания этой игрушки уходит далеко в прошлое, когда все началось с обычного прутика: какой-то мальчишка поднял его с земли и вообразил себя наездником, а за ним повторили и другие, а дальше взрослые помогли сделать лихого скакуна похожим на настоящего, прикрепив к палочке голову из пучка соломы. Позже голову стали вырезать из дерева, шить из материала.

Мы сделали своих коней из картона, раскрасили и прикрепили их на палочку. Чтобы конь был более реалистичен, мы красили его голову гривой из ниток. Не только мальчики, но и девочки были в восторге от полученного результата и в этот же день все с удовольствием поиграли со своими конями в игру «Напои лошадку».

Следующим этапом проекта было изготовление куколки. В давние времена сразу после рождения девочке сворачивали из полотенца и лоскутов куклу-закрутку и приговаривали: «Штоб ты булла тряпошница, штоб буллы у тэбэ куклы». Будущим казачьим женщинам прививали умение обращаться с хозяйством и желание материнства. Играя с куклой, маленькая казачка училась шить, стирать, заботиться о семье.

Большое внимание уделялось куклам-оберегам. Считалось, что она отвлекала на себя злые силы и оберегала хозяев. Их так и называли «Берегини».

Еще были обрядовые куклы, но их нельзя считать детской игрушкой, так как они выполняли функцию некоего посредника в общении с высшими силами, защищающими дом и семью.

Для игр девочек подходила «Кукла-хозяйка». Она была олицетворением женщины-казачки: белая рубаха, цветная юбка, красивый передник и на голове яркий платок. Моим воспитанникам было интересно поиграть с такой куклой и мы решили сделать ее. Здесь мы не обошлись без помощи родителей. Для них был организован мастер-класс, где под моим руководством совместно с детьми поэтапно были созданы куколки.

Самодельные вещи доставляют детям неподдельную радость, особенно, когда они создаются вместе с родителями.

Благодаря реализации проекта «Игрушки казачат» у детей развился стойкий интерес к казачьим традициям, культуре, быту. В процессе дети задавали много вопросов, на основании которых я уже начала разрабатывать новый проект и внесла мероприятия в перспективное планирование, учитывая региональный компонент.

Цель проекта была достигнута - мои воспитанники гордятся тем, , что родились и живут в казачьем крае.

Проект разработан как часть воспитательно-образовательной деятельности по реализации проекта «Этнокультурный компонент в деятельности дошкольной образовательной организации как способ формирования патриотических и социально-нравственных качеств личности дошкольника».

ВложениеРазмер
mamanovich_proekt_igrushki.docx 31.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малыш» Зерноградского района

Информационно-творческий проект «Игрушки казачат».

Разработчик: воспитатель высшей квалификационной категории Маманович Екатерина Аркадьевна.

Проект разработан как часть воспитательно-образовательной деятельности по реализации проекта «Этнокультурный компонент в деятельности дошкольной образовательной организации как способ формирования патриотических и социально-нравственных качеств личности дошкольника».

С 1 июня 2019 года я начала углубленную работу по реализации регионального компонента «Казачество», продолжая большим интересом изучать историю, культуру, быт донских казаков. Одновременно с этим стала знакомить детей с казачеством. На тот момент это была вторая младшая группа, 3-4 года. С 1 июня 2021 года я стала воспитателем старшей логопедической группы «Казачата» и, продолжая самообразование по изучению истории донских казаков, их культуры, обычаев, быта, и меня заинтересовала тема игрушек донских казачат. Несомненно, детям очень интересно узнавать как жили их предки, на каждом занятии они проникаются, активно работают, с энтузиазмом разучивают песни, воодушевленно читают стихи и делают многое другое. Но поскольку я работаю с детьми, я решила, что тема игрушек казчат, с чем играли их прабабушки и прадедушки, будет им особо интересна, как и мне. Эта идея подвигла меня на разработку данного проекта, главной идеей которого является, не только изучение истории игрушек донских казаков, их самостоятельное изготовление, но еще и то, что данные игрушки дети могут использовать в своих играх, обыгрывая различные сюжеты, отчасти заменяя бездушные магазинные игрушки, ведь в игрушку, созданную своими руками ребенок вложил свою любовь, тепло и старание. Воспитанники старшей логопедической группы «Казачата» имеют различные нарушения развития компонентов речи и я считаю, что данный проект можно считать не только информационно-творческим, но и коррекционным, корригирующим психо-эмоционалные и когнитивные нарушения в развитии детей, поскольку в процессе изготовлении игрушек задействуется мелкая мускулатура кистей рук, а как результат – развитие мелкой моторики рук, что свою очередь положительно сказывается на развитии звукопроизношения и графомоторных навыков детей. Помимо прочего, создание народной игрушки является своего рода релаксацией и медитацией (я часто включаю спокойные казачьи мелодии или наоборот, веселые песни во время занятий), дети снимают эмоциональное напряжение, расслабляются, уже представляют, какие игры организуют с этими игрушками, либо могут подпевать, как это делали их предки казаки в процессе работы.

Сейчас много говорят о том, какими должны быть игрушки наших детей. Но споры эти появились не сегодня. Ведь игрушки для детей – это особый мир, по сути, мир взрослых в миниатюре, где ребенку лишь остается роль владельца и пользователя, но не творца; он ничего не изобретает, а только применяет. Особое значение для общего развития ребенка имеют народные игрушки. Они создавались народом для детей, были направлены на так называемую «социализацию» малыша: вхождение в мир человеческой культуры, взаимоотношений людей и природы. Такие игрушки «с внутренним смыслом» родители делали для своих детей. Это искусство передавалось по наследству. Позднее это привело к созданию целых промыслов по изготовлению игрушек. В наше время на первый план выдвигаются проблемы нравственного воспитания детей. К сожалению, незнание нашими детьми своей истории и традиций, жизни наших предков, не позволяет в полной мере учить детей доброте, терпению, умению сопереживать, помогать другим людям.

Основной атрибут игровой деятельности – это игрушка. Игрушка предназначена для радости и гармоничного развития ребенка. Чтобы донести до сознания дошкольников, что они являются носителями народной культуры, педагог обязан воспитывать детей в национальных традициях, обратиться к истокам народной культуры и, в первую очередь, к народной игрушке. Игрушка для ребенка – объект общения во всех его проявлениях и партнер в игре.

Как здорово, что наши предки предлагали своим детям игрушки, с помощью которых они готовились к взрослой жизни. Мальчики скакали на игрушечных лошадках и представляли себя взрослыми мужчинами, мужественными и ответственными. Девочки с юных лет примеряли на себя роль матери – куклу можно было покачать, спеть ей колыбельную песню, покормить, а можно и рассказать сказку. А обереговые куклы, которые передавались от матери к дочери! Этому нужно учиться и нам, перенимая опыт у наших предков, - готовить детей к будущей взрослой жизни через приобщение к народной игрушке.

Исходя из идеи развития у ребенка творческих способностей посредством казачьей культуры, с детьми старшей группы был разработан проект «Игрушки казачат».

Этот проект способствует приобщению детей к истокам казачьей культуры, помогает напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес и уважение к истории Донского края. Знакомя детей с народной игрушкой, традициями, обычаями донских казаков мы уделяем внимание духовному воспитанию, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению развития познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус.

Народная игрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.

Цель проекта: приобщение детей к Донской казачьей культуре через ознакомление с народной игрушкой.

- приобщать к истокам культуры донского казачества;

- формировать представления о народной игрушке, традициях и обычаях, связанных с изготовлением игрушек;

- формировать предпосылки к поисковой деятельности, интеллектуальной инициативе;

- способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной деятельности;

- развивать творческие и познавательные способности;

- формировать и развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности;

- развивать речевые умения и мелкую моторику рук;

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: долгосрочный, 6 месяцев 01.07.2021-30.12.2021

Участники: воспитатель, дети и родители старшей группы.

Используемые педагогические технологии:

- Обучение в сотрудничестве.

- Информационно - коммуникационные технологии.

- Исследовательские методы в обучении.

Работа над проектом осуществлялась:

- во время непрерывной образовательной деятельности;

- в ходе режимных моментов;

- в самостоятельной деятельности детей;

- в совместной деятельности.

1 этап – подготовительный

- изучение литературы и информации по теме проекта;

- определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;

- создание необходимых условий для реализации проекта, подбор материала для развития творчества детей;

2 этап – основной (практический)

- внедрение в воспитательно-образовательный процесс приемов и методов по расширению знаний детей о народных игрушках;

3 этап – итоговый

- выставка детских работ в музее «Казачья горница»;

- вручение подарков мамам воспитанников на День Матери-казачки;

- украшение рождественской елочки в самостоятельно изготовленными елочными игрушками;

- вручение игрушек детям младшей группы.

Ожидаемые результаты проекта:

- начнут проявлять интерес к народной игрушке, народно-прикладному искусству;

- овладеют знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек;

- проявят интерес к самостоятельной творческой деятельности;

- проявят доброту, заботу, бережное отношение к игрушкам;

- возрастёт речевая и познавательная активность детей в разных видах деятельности;

- у детей сформируются знания о народной игрушке, культуре и быте донских казаков, о костюмах казаков и казачек.

- начнут применять коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.

Перспективы дальнейшего развития проекта:

Планируется дальнейшая работа по данной теме

Театрализованные и режиссерские игры с куклами и лошадками по сказкам и фантазии детей.

Сюжетно - ролевые игры : «Семья», «Строительство», «Скотный двор», «Дочки-матери».

Игровая деятельность с народными игрушками.

Общение: «Что мы знаем о игрушках», «Какая ваша любимая игрушка», «Игрушки наших родителей, бабушек и дедушек», «Как мы играем с игрушками», «Береги игрушки».

Использование загадок об игрушках.

Оформление в музее «Казачья горница» выставки «игрушки из прошлого».

Развлечение «День Матери-казачки».

Рассматривание альбомов «Русские народные игрушки», «Казачьи игрушки», «Одежда казаков»

Развивающие игры «Наряди казачку и казака», «Подбери по росту», «Расставь по порядку», «Найди такую же», «Чудесный мешочек», «Разрезные картинки».

Просмотр презентации «Народные игрушки», «Игрушки казачат».

Экспериментальная деятельность «Из чего сделана игрушка»

Ознакомление с окружающим миром

Разучивание стихотворений, потешек, песен и частушек о куклах, лошадках, игрушках.

Словесные игры : «Какой? Какая? Какие?»

Художественно- эстетическое развитие

Музыкальная деятельность : Разучивание хоровода «Покрова», потешек, песен и частушек о куклах, лошадках, игрушках.

Творческая мастерская : выставка поделок «Хоровод игрушек».

Рассматривание альбомов с различными игрушками.

Раскрашивание раскрасок по теме.

Изготовление атрибутов к игре «Казачье подворье», «Наряди казака и казачку».

Создание дидактического пособия «Игрушки бывают разные – от современности в прошлое».

Ручной труд «Лошадка из гофрокартона», «Лошадка-качалка», «Кукла-пеленашка», «Кукла из ложки», «Погремушка», «Игрушки на елку – ангел, колокольчик».

Подвижные игры «Папаха», «Ляпка», «Скачки на конях», «Салки», «Горшок».

Альбомы для рассматривания: «Одежда казаков», «Народные игрушки», «Игрушки из глины», «Тряпичные куклы».

Шаблоны, трафареты по теме.

Настольные игры «Наряди казака и казачку», «Лото», «Что лишнее».

Раскраски по теме.

Выставка народных игрушек.

Игрушки: деревянные матрешки, вязаные куклы, лошадки, оформление игровой зоны «Казачье подворье», куклы-мотанки, тряпичные куклы.

Счетный материал: мелкие деревянные матрешки, плоскостные матрешки, птички-свистульки.

Цель: ознакомление с историей родного края, бытом казачьей семьи. Дать возможность детям создать кубанскую игрушку своими руками.

Назначение: младшие школьники казачьего клуба «Вольница», руководитель С.В. Носова, МОУ школы-лицея№1 .

Самой первой игрушкой, которая подвешивалась в люльку была ложка. Ребенок бил по ней ручками и так развлекался. Слайд :

Еще в люльку подвешивали яркие лоскуты, «кружавки» (как тогда говорили), разные тряпочки. Яркие лоскуты развлекали младенца, пока мать была занята.

Тряпочки, кружавки над люлькой шевелились, привлекали внимание малыша.

У малышей были и погремушки, сделанные из ярких декоративных тыковок. В высушенной тыкве проделывали дырочку, просовывали зерна кукурузы, трясли, зерна гремели – ребенок радовался. Показать нашу тыкву.

Маленькие казачата любили играть с пылью. Как тогда говорили «нагортали» кучки пыли и соревновались у кого куча больше, потом прыгали с разбега в эту кучу – у кого пылевое облако больше, тот победил.

Слайд «свыстуны» из глины :

Одной из самых любимых игрушек были свистки и дудочки. Делались свистульки из бузины, «сюрчки» из камыша, «свыстуны» из глины в виде животных: петушков, коников. Иногда такие свистульки делал отец или дед, но чаше всего их покупали или выменивали на какие-нибудь тряпки у старьевщика.

Ехала по станице гарба (телега, повозка), а за ней толпа ребятишек, которые выпросили у родителей копейки или тряпки и желали купить свисток. Говорили: «Гарба проедет – вся улица свистит».

Делали дети себе игрушки сами. Самая простая игрушка – гуркало. Брали гусиную плоскую косточку, проворачивали дырку или брали пуговицу. В дырки продевали толстую нитку, брали за концы ниток и раскручивали от себя. Нитка накручивалась, а когда переставали накручивать, слега ослабляли натяжение, пуговица крутилась, нитка гудела, гурчала. Получался такой музыкальный инструмент.

Слайд : как делали мяч

Любили дети играть в мяч, но стоил он дорого.

Казаки народ творческий, с выдумкой. Придумали вот что. Когда корова линяла, пух счесывали, собирали его, а когда полный мешок накопиться, кипятили воду, бросали туда этот пух, мешали в чане палкой, пух сбегался в один ком, ком вытаскивали, отжимали, высушивали, обшивали тряпками – вот и готов мяч. Его можно было бросать друг другу и перекатывать ногами.

Слайд : игрушки лепили из глины

У мальчиков игрушки были вырезаны из дерева или слеплены из глины. Вырезал для внуков дед.

Вырезал коней, петушков, человечков и даже маленькие санки, лодочки, грабли, тяпки.

Слайд : делали и настоящие санки

Слайд : «я люблю свою лошадку…»

Слайд : юла, дзига:

  • Дзигу били кнутом, стараясь попасть по выемке поперек дзиги, тогда она летела, крутясь. Дзигой сбивали мишени – камни. Умельцы бросали ее кнутом вдаль на два метра и дальше.
  • Такая игра развивала глазомер, меткость, учила казачонка обращаться с плеткой. Это могло пригодиться во время боя на войне.

Слайд : лихие скакуны

Дети любили лепить игрушки из теста. Когда мать пекла хлеб, немного теста выделялось детям. Они лепили себе птичек, куколок. Это занятие поощрялось, считалось, что девочка вырастет хорошей хозяйкой, коли любит с тестом возиться.

Слайд : играли скартофелем

Играли с картофелем, который был похож на животных, например, на уточку, коровку.

Слайд : куклы-любимые игрушки

Одной из самых любимых игрушек девочек была кукла. Как выдумете, когда у девочки появлялась первая кула . в 2 . 3 года или сразу после рождения?

Сразу после рождения девочке сворачивали из полотенца и лоскутов куклу и приговаривали : «Штоб ты була тряпошница, штоб булы у тэбэ куклы».

А почему так приговаривали? Давайте вместе подумаем. Чему училась маленькая казачка, играя с куклой?

-шить, стирать, заботиться о семье, нянчить младших

Кукол делали из разных материалов: из кабачка (раньше тыкву называли кабак) – вырезали кожуру. Рисовали золой, угольком лицо, заворачивали в тряпки – вот и готова лялька.

Можно было изготовить ляльку, то есть, младенца из очищенного початка кукурузы, или из листьев кукурузного початка. Эти листья называли «талаши».

Из талаша плели и корзиночки. Для игры и для пользы в таких корзиночках в кладовке, на кухне лежал лук, чеснок….

Слайд куклы из соломы

Мастерили кукол из соломы - сухих стеблей пшеницы.

Вырезались для девочек и деревянные игрушки. Посмотрите на экран. Правда, забавные игрушки? Вот бы их в руках подержать, да?

Слайды : щука , водяной , тетушка с метлой , куклы из пеньки – верёвок или конопляных нитей ; сшитая кукла .

Делали и цветочных кукол. Как?

  • Брали розу (мак), обрывали часть лепестков, или же срывали бутон, или отцветший цветок.
  • Короткий черешок втыкали в перевернутый цветок колокольчика – получалась дама в платье.

Слайд : Такой кукле стелили постельку из листьев, одеяло - из лопуха, мастерили огород из цветочков, тыковок.

Ребята, у нас есть книги, с помощью которых вы сможете сделать себе игрушки сами. Внимание на экран.

А сейчас в нашей творческой мастерской мы попробуем создать кубанскую кулему. Куклу-закрутку.

В России таких тряпичных кукол называли «кувадки».

  • Маленькие куколки служили оберегом для ребенка.
  • Куколку клали в под подушку – она оберегала от болезней и дурных снов.
  • Внимание на экран. Перед вами примерная схема. По ней будем сворачивать куклу-закрутку. Кубанскую кулему.

*Александров С.Г. Инвентарь и атрибутика детских традиционных состязаний, игр и развлечений кубанских казаков (конец XIX- НАЧАЛА XXвв) //Дикаревские чтения (6) . Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур кубани за 1999 год. – Краснодар, 2000. –С.45-49.

*Казаки/под ред. Б.А. Алмазова. –С.-П,1999. –С. 45.

*Маслов А.В. Кубанская старина / А.В. Маслов. –Краснодар,2007. –С.32.

Цель: создание педагогических условий, способствующих приобщению детей к историческим, духовным ценностям и традициям Донского края, через знакомство с куклой кулемой.

- воспитание уважения к культурным народным традициям, среди которых – и замечательные традиции наших предков – донских казаков;

- развитие интереса детей к культурному наследию донского казачества;

- развивать и обогащать словарный запас, пополнить его новыми понятиями и словами:

- создать благоприятную эмоционально - комфортную среду для продуктивной деятельности (конструирование).

Словарная работа: Кулема, куль, кувадка, оберег.

Ход экскурсии:

Ребята, Какая самая любимая игрушка у всех девочек? (Ответы детей). Да, одной из самых любимых игрушек девочек была кукла.

А вы знаете, что куклы могут быть не только для игры? Послушайте ребята сказку:

Жила-была на свете девочка. Была у нее мама, которая очень любила свою дочку. Однажды мама сильно заболела, умирая, матушка позвала дочку и вручила ей куколку. «Береги куколку, она будет защищать тебя от злых людей, помогать тебе в хозяйстве, будет тебе подружкой»- сказала матушка. После смерти мамы, девочка стала жить со злой мачехой. Тяжело ей было- мачеха постоянно ругала девочку, нагружала ее тяжелой домашней работой. Доставала тогда бедняжка куколку и рассказывала ей о своем горе. Кукла ее выслушает, да скажет спать ложиться, а утром- все дела девочки переделаны. Еще кукла учила девочку, как жить с мачехой, как уцелеть, как устроен мир, в котором она живет. Стала кукла подружкой и оберегом.

А что такое оберег? Как вы думаете? (Ответы детей). Обратите внимание на слово. Оберег- оберегает. Оберег – это предмет, который спасает человека от опасностей, болезней, помогает в хозяйстве.

Мастерили казачки для своих дочерей красивых куколок. Передавали через этих кукол свою любовь и заботу. Ребята, а хотите узнать, с какими куклами казачата играли? Тогда пойдем в наш музей и там рассмотрим их, и я о них вам расскажу. (Идут в мини-музей «Казачья горница»).

Давным-давно, когда ещё не было ни пластмассы, ни резины, ни красок, когда не было магазинов, а все покупали на базарах и ярмарках, у детей не было столько игрушек, как у вас. Дети придумывали и делали себе игрушки сами или им мастерили взрослые.

Сначала дети играли деревянной куклой. Из чего она сделана?

(воспитатель показывает полено)

(воспитатель показывает соломенную куклу). Делали и глиняных красавиц из глины.

Конспект экскурсии «Игрушки донских казачат. Куклы» для детей старшей группы

Ребята, а как вы думаете из чего еще делали кукол?

Кукол делали из разных материалов, а еще из кабачка (раньше тыкву называли кабак) – вырезали кожуру. Рисовали золой, угольком лицо, заворачивали в тряпочки – вот и готова лялька.

Можно было изготовить ляльку, то есть, младенца из очищенного початка кукурузы, или из листьев кукурузного початка.

Делали и цветочных кукол. Как?

Брали розу (мак, обрывали часть лепестков, или же срывали бутон, или отцветший цветок. Короткий черешок втыкали в перевернутый цветок колокольчика – получалась дама в платье.

Такой кукле стелили постельку из листьев, одеялко- из лопуха, мастерили огород из цветочков, тыковок.

Как вы думаете, когда у маленькой казачки появлялась первая кула. в 2. 3 года или сразу после рождения? (Ответы детей)

Сразу после рождения ребеночку сворачивали из полотенца и лоскутов куклу. Эта тряпичная куколка называлась у донских казаков -«Кулема». В России таких тряпичных кукол называли «кувадки». Давайте повторим – Ку-ле-ма. А кулемой ее назвали, потому, что она на мешочек похожа. А слово "куль"у казаков "мешок"значило.

Брали казачки платок, завязывали узелками два конца. Это ручки. В один не завязанный конец клубочек клали и обматывали. Затем ручки прикладывались к голове и нижним концом привязывались. Посмотрите, с боков у Кулемы есть кармашки. Туда можно спрятать конфетку – вот так (показывает, или пряничек, или шишечку. Куколок украшали – делали им переднички и платочки.


Вешали кулему в люльку и приговаривали : «Штоб ты была тряпошница, штоб были у тебя куклы».

А почему так приговаривали? Давайте вместе подумаем. Чему училась маленькая казачка, играя с куклой (шить, стирать, заботиться о семье, нянчить младших).

Маленькие куколки служили оберегом для ребенка. Куколку могли класть под подушку – она оберегала от болезней и дурных снов. Тряпичная кукла такая мягонькая, тепленькая, ласковая. Когда берешь в руки такую куколку на сердце становится тепло и радостно!

Ребята, скажите из чего мастерили кукол?

А как называлась тряпичная куколка?

Для чего нужна была кулема?

Ребята, наша экскурсия подошла к концу. Вам понравилось в нашем музее? Какая кукла вам запомнилась больше всего? (Ответы детей). А сейчас пойдем в группу и попробуем с вами смастерить своих куколок.

Детский мастер-класс «Птичка» по изготовлению объёмной игрушки из бумаги для детей старшей группы

Детский мастер-класс «Птичка» по изготовлению объёмной игрушки из бумаги для детей старшей группы Детский мастер-класс «Птичка». Объёмная игрушка из бумаги Цель. Научить детей делать объёмную птичку из бумаги. Задачи. Формировать интерес.

Фотоотчет о спортивном празднике «Покров у донских казачат» для детей с ТНР старшего дошкольного возраста по ФГОС

Фотоотчет о спортивном празднике «Покров у донских казачат» для детей с ТНР старшего дошкольного возраста по ФГОС Доброго дня суток дорогие маамовцы! Спасибо, что посетили мою страничку. Уже не в первый раз хочу представить вам на просмотр фотоотчет.

Конспект прогулки-экскурсии в парк Победы с детьми старшей группы

Конспект прогулки-экскурсии в парк Победы с детьми старшей группы Задачи: • познакомить детей с парком Победы города, героями-земляками; • расширять знания дошкольников о событиях Великой Отечественной.

Конспект экскурсии детей подготовительной группы к строящемуся зданию

Конспект экскурсии детей подготовительной группы к строящемуся зданию Экскурсия к строящемуся зданию. Цель: создать условие для обогащения знаний детей о строительстве нового здания для детского сада в Аскизе.

Конспект экскурсии «Почта России» для детей подготовительной группы

Конспект экскурсии «Почта России» для детей подготовительной группы Цель: Расширить знания детей о профессиях людей (о почтальоне). Активизировать словарь и систематизировать знания детей о труде работников.

Конспект экскурсии в типографию с детьми старшей группы

Конспект экскурсии в типографию с детьми старшей группы Цель: Познакомить детей с трудом работников типографии. Показать значимость каждого компонента труда в получении результата. Познакомить.

Конспект экскурсии в зимний сад для детей средне-старшей группы «Незнайка, просит о помощи!»

Конспект экскурсии в зимний сад для детей средне-старшей группы «Незнайка, просит о помощи!» Конспект экскурсии в зимний сад для детей средне – старшей группы «Незнайка, просит о помощи!» Цель: формирование экологической культуры.

Конспект экскурсии в лес с детьми старшей группы «Любите и берегите родную природу»

Конспект экскурсии в лес с детьми старшей группы «Любите и берегите родную природу» Задачи. Уточнить и расширить знание правил поведения в лесу. Закрепить представления о деревьях нашего края, их частях, сходстве и отличии.

Вид проекта : познавательно – творческий (краткосрочный с 14.05 по 21.05 2021г.

Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.

Проблема: недостаточно сформированы представления у детей старшего дошкольного возраста о народных игрушках Донских казаков.

Дошкольное детство-важнейший и самоценный период его обогащения событиями и впечатлениями окружающей жизни. Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Именно в детском возрасте нужно возбудить в душах детей интерес к своему народу, его культуре, истории, зародить в их сознании чувство любви к Родине, принадлежности к великому народу. Дать детям то ценное, что создано казачеством за его историю.

Цель проекта : создать условий для знакомства с народными игрушками донских казаков.

Задачи проекта :

-Сформировать представления о народных игрушках донских казаков и истории их возникновения;

-Развитие интереса детей к культурному наследию донского казачества;

-Развивать и обогащать словарный запас, пополнить его новыми понятиями и словами;

-Воспитание уважения к культурным народным традициям, среди которых-и замечательные традиции наших предков –донских казаков.

Методы и формы работы:

1. Взаимодействие с детьми:

Образовательная область Мероприятия

Познавательное развитие Просмотр презентации «Донское казачество»

Рассматривание иллюстраций «Жизнь и труд казаков»

Рассматривание иллюстрации «Костюмы донских казаков», «Традиционный русский народный костюм», «Казачий курень».

Развитие речи Беседа «Знакомство с народными игрушками донских казаков»

Беседа «Казаки люди вольные»

Беседа «Обряды и праздники на Дону»

Разучивание песни «Эх донские казаки»

Чтение художественной литературы: Лебеденко П. В. «Сказки тихого дона»

Физическое развитие Физкультминутка "Пальчики"

П/И «Заря-зарница»

П/И «Плетень»

Художественно- эстетическое развитие Выкладывание рисунков из камней

«Превращение деревянной ложки в куклу»

Конструирование «Создание платковой куклы оберег»

Социально - коммуникативное развитие Сюжетно-ролевые игры

Игра с куклой «Полено»

Сюжетно-ролевая игра «Платковая кукла оберег»

Мероприятие «Донские казаки»

2. Взаимодействие с родителями:

Консультация: «Донской край. Донские казаки»

Приобщение родителей к работе над проектом по оформлению деко-

Предполагаемые результаты проекта :

В ходе реализации проекта у детей будут сформированы целостные представления о игрушках донских казаков, истории донского края. У детей появится интерес к своему родному краю. Данный проект позволит сделать процесс приобщения детей к знаниям о Донском казачестве более интересным, доступным, значимым. Укрепим заинтересованность родителей в сотрудничестве с ДОУ.

Этапы реализации проекта :

Этапы Содержание деятельности Цель Форма реализации Период

Подготовительный сбор информации;

работа с методической литературой;

составление плана работы над проектом;

создание развивающей среды;

подбор игр и оборудования;

подбор цикла бесед;

взаимодействие с родителями. Формулирование проблемы;

Выбор способа решения.

Основной реализация проекта. Провести мероприятия согласно плану ООД. Совместная и самостоятельная деятельность.

Сотрудничество с родителями. 14.05. – 21.05.2021год

Заключительный Подведение итогов. Оценить результативность проделанной работы.

Мероприятие «Донские казаки»

Основной этап (реализация проекта с 17.05.2021г-21.05.2021г)

-Просмотр презентации «Донское казачество»

Цель: формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с Донским казачеством.

-Рассматривание иллюстраций «Жизнь и труд казаков»

Цель: сформировать у детей дошкольного возраста интерес к истории жизни казаков.

- Рассматривание иллюстрации «Костюмы донских казаков», «Традиционный русский народный костюм», «Казачий курень»

Цель: воспитывать у детей ценностное отношение к национальным традициям; приобщать детей к национальным ценностям (костюмы,танцы,песни,игры.)

Сюжетно-ролевая игра «Платковая кукла оберег»

Цель: расширить тематику сюжетных игр, использование платковой куклы для всестороннего развития воспитанников старшего дошкольного возраста.

Беседа «Казаки люди вольные»

Цель: приобщать интерес на основе знакомства с историей казачества.

Разучивание песни: «Эх Донские Казаки»

Цель: формировать развитие, духовности посредством знакомства детей с донскими песнями.

-Чтение художественной литературы: Лебеденко П. В. «Сказки тихого дона»

Цель: воспитание нравственных качеств на примере литературных образов сказки;

развитие самостоятельного мышления творческих способностей ; формирование интереса к донской литературе.

Сюжетно-ролевые игра в куклу Полено и исполнение ей колыбельной песни

Цель: вызвать у детей эмоциональный отклик на деятельность, желание учувствовать в совместных играх, используя продуктивную деятельность,убаюкивание колыбельной песней, укладывание куклу Дашу.

Беседа «Знакомство с народными игрушками донских казаков».

Цель: приобщить детей к историческим, духовным ценностям и традициям Донского края, через знакомство с куклой кулемой.

Дидактическая игра -Выкладывали из камней рисунки

Цель: Создать благоприятную эмоционально-комфортную среду для продуктивной деятельности (конструтрование)

-Превращение деревянной ложки в куклу

Цель: создание установки для самостоятельной творческой активности детей на основе знакомства детей с народными промыслами – изготовлением куклы из ложки.

Мероприятие «Донские казаки»

Цель: приобщать детей к культуре и быту казачества.

В результате проведенной работы можно отметить, что у детей сформировались представления о народных игрушках донских казаков. За время реализации проекта дети и родители много узнали нового. У детей обогатился словарный запас путем введения определенных слов в практику общения. Дети поняли, что наши игрушки и игрушки наших бабушек сильно различаются.

Знакомство воспитанников дошкольного возраста с народными мастерами Брянского края

Знакомство воспитанников дошкольного возраста с народными мастерами Брянского края В 2015-2016 году я выбрала тему по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе организации работы по.

Дидактическая игра «Продолжи пословицу донских казаков»

Дидактическая игра «Продолжи пословицу донских казаков» Культурные традиции донских казаков – это неиссякаемый источник народной мудрости, который передаётся от поколения к поколению. Пословицы.

Физкультурное развлечение «Игры донских казаков» в подготовительной группе

Физкультурное развлечение «Игры донских казаков» в подготовительной группе Цель: Обогащение двигательного опыта детей и оздоровление детского растущего организма через народные подвижные игры; воспитание любви.

Проект по ознакомлению с русскими народными игрушками «Бабушкины игрушки» (матрешки, ложки, неваляшки, свистульки)

Проект по ознакомлению с русскими народными игрушками «Бабушкины игрушки» (матрешки, ложки, неваляшки, свистульки) Фотоотчёт по проекту «Бабушкины игрушки». В прошлом учебном году мы работали над проектом «Бабушкины игрушки». Работа проводилась с октября.

Конспект НОД «Боевая доблесть донских казаков» (старший дошкольный возраст)

Конспект НОД «Боевая доблесть донских казаков» (старший дошкольный возраст) Цель: создание условий для духовно – ценностного развития подрастающего поколения посредством знакомства с боевой доблестью донских казаков.

Широкая Масленица. Знакомство детей с народными традициями и обрядами Видео

Широкая Масленица. Знакомство детей с народными традициями и обрядами Видео Сколько открытий делает ежедневно малыш! Они овеяны особым эмоциональным отношением, которое проявляется только в детстве. И, хотя многие.

Читайте также: