Кейс ярмарка старых игрушек финансовая грамотность

Обновлено: 29.04.2024

Название раздела: «Экономическая сфера».

Роль и место данного раздела в курсе: раздел «Экономическая сфера» изучается в курсе «Обществознание» 8 класс по программе Боголюбова Л.Н. и включает в себя изучение основ финансовой грамотности.

Цели урока:

  • повторение и обобщение наиболее значимых вопросов раздела «Экономическая сфера» и основ финансовой грамотности в игровой форме;
  • освоение системы знаний о финансовой деятельности для решения задачи профессиональной ориентации школьников и самоопределения личности;
  • развитие у учащихся познавательной активности и творческого мышления;
  • формирование навыков сотрудничества и работы в команде.

Задачи урока:

Образовательные:

  • закрепление и осмысление изученного материала по разделу «Экономическая сфера» и основ финансовой грамотности;
  • формирование у обучающихся 8 классов необходимых умений и навыков для принятия рациональных финансовых решений при командной работе.

Развивающие:

  • развитие познавательной активности и творческого начала личности, критического мышления и адаптивных возможностей в изменяющихся внешних условиях;
  • развитие внимания, памяти, логического мышления, умения анализировать информацию, обучение навыкам аргументации выводов.

Воспитательные:

  • совершенствование методики воспитательного воздействия на личность обучающегося через групповые и игровые формы;
  • развитие у учащихся нравственной и финансовой культуры, способности к самоопределению, самореализации и профориентации.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • раскрывать смысл основных понятий раздела «Экономическая сфера»;
  • получать социальную информацию об экономической жизни общества и финансах из источников различного типа;
  • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный социальный опыт.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • оценивать тенденции экономических изменений в обществе;
  • выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской и мировой экономики.

Личностные:

  • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

Ученик получит возможность для формирования:

  • понимания личной ответственности за финансовые решения.

Метапредметные:

  • умения сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • умения получать и критически осмысливать финансовую информацию, оценивать финансовые предложения, а также делать осознанный выбор для достижения личных финансовых целей;
  • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
  • способности координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия.

Ученик получит возможность для формирования:

  • навыков различных видов публичных выступлений и следования этическим нормам и правилам их ведения;
  • навыков финансового образа мышления и повышения уровня финансовой грамотности.

Тип урока: повторительно-обобщающий урок (обобщение и систематизация знаний).

Оборудование урока:

  • мультимедийная презентация «Финансовая культура и экономическое образование молодежи»;
  • выставка книг «Ваши финансы: сохранить и приумножить»;
  • фрагмент худ. фильма «Мертвые души» реж. М. Швейцер (1984 г.);
  • фрагмент худ. фильма «12 стульев» реж. Л. Гайдай (1971 г.);
  • аудиозапись куплетов Мефистофеля из оперы «Фауст» Ш. Гуно («Люди гибнут за металл…»);
  • аудиозапись песни «Money, Money, Money» в исполнении группы ABBA;
  • маршрутные листы;
  • таблички с названиями станций;
  • грамоты и сувениры для награждения команд;
  • многофункциональная интерактивная панель с сенсорным экраном, планшеты.

Формы и методы обучения:

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы (по классификации Ю.К.Бабанского): словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый, познавательная игра, самоконтроль.

Основные понятия и термины: Экономика, финансы, деньги, предпринимательство, конкуренция, спрос, предложение, потребности, блага, производство, акция, инфляция, банк, депозит, кредит, рассчетно-кассовые операции, валюта, прибыль, семейный бюджет, инвестиции, пенсия, налог, страхование.

Форма проведения урока: дидактическая игра в форме познавательного квеста.

Условия игры

Игра длится 90 минут. В игре принимают участие учащиеся 8 класса, которые разделены на команды. Каждая из команд в ходе игры будет работать над общими для всех заданиями, либо над специальными заданиями, объединенными общей темой и сравнительно одинаковыми по сложности.

В ходе игры идет работа по обобщению и повторению темы «Экономическая сфера» и основы финансовой грамотности.

Выявляется победитель (команда).

Жюри ведет подсчет баллов по пятибалльной системе за каждое задание, подводит итоги в конце игры и называет победителя.

Состав жюри игры: администрация школы, представители бизнеса, банка и налоговой службы, родители учеников, учащиеся старших классов.

Дидактическая игра приобретает характер общественного смотра знаний.

Познавательный квест по финансовой грамотности «Для тех, кто не боится мечтать и действовать» состоит из нескольких станций. На каждой станции познавательного квеста учащихся встречают модераторы, которые выдают задания участникам квеста, оценивают выполнение заданий в баллах (заносят баллы в маршрутный лист). За правильно выполненные задания модераторы выдают пазлы участникам квеста. На финише из собранных пазлов учащиеся составляют картину и называют ее автора.

После прохождения каждой станции участники квеста смогут получить правильный и исчерпывающий ответ на все задания, предложенные им модераторами на станции.

Подготовка к уроку

За две недели до урока класс делится на команды, в каждой из них определяется капитан. Команды придумывают свое название, готовят девиз, эмблему и получают домашнее задание.

  1. Прочитайте произведения русской и мировой художественной литературы о деньгах, богатстве, инвестировании и финансовых рисках. Подумайте, можно ли понять эти произведения без знания основ экономики и финансовой грамотности? Докажите вашу точку зрения конкретными примерами из текста.
  2. Подготовьте буктрейлер по одной из прочитанных вами книг, которая произвела на вас особое впечатление.

Далее представлены станции познавательного квеста и перечень заданий для учащихся на каждой из них.

Старт

Конкурс «Представление команд».

Станция №1. «Экономисты»

  • Конкурс «Творческая разминка (Словесные пазлы)».
  • Конкурс «Виды издержек».
  • Конкурс «Учимся финансовой грамотности на успехах и ошибках литературных героев» (Домашнее задание).

Станция №2. «Финансисты»

  • Конкурс «Финансовая задача»
  • Конкурс «Финансовые ребусы».
  • Конкурс «Виды банковских операций».

Станция№3. «Предприниматели»

Физкультминутка «Здоров буду и денег добуду!».

  • Конкурс «Люди и деньги».
  • Конкурс «Найди слово!».
  • Конкурс «Предприниматели и меценаты ХIХ – начала ХХ в.»

Станция№4. «Налоговики»

  • Конкурс «Необычные налоги».
  • Конкурс «Пословицы и поговорки о налогах».
  • Конкурс «Виды налогов».

Финиш

Конкурс «Деньги в живописи».

Ход познавательного квеста

Звучит аудиозапись куплетов Мефистофеля из оперы «Фауст» Ш. Гуно («Люди гибнут за металл…»).

Старт

Конкурс «Представление команд».

(Название, эмблема, девиз).

Получение маршрутных листов с указанием станций в определенном порядке.

Станция №1. «Экономисты»

Конкурс «Творческая разминка (Словесные пазлы)».

Соберите на многофункциональной интерактивной панели с сенсорным экраном из рассыпавшихся слов высказывание Лоуренса Питера об экономике. Прочитайте и объясните его смысл.

(«Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов». Лоуренс Питер).

Конкурс «Виды издержек».

На многофункциональной интерактивной панели с сенсорным экраном установите соответствие между видами издержек предприятия в краткосрочном периоде и соответствующими им конкретными примерами: для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПРИМЕРЫ

ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК

А)

Расходы на упаковочный материал и тару для расфасовки продукции

1)

Б)

Оплата услуг охранной фирмы и бухгалтерских услуг

2)

В)

Оплата заключенного ранее рекламного контракта

Г)

Оплата процентов банку по ранее взятым кредитам

Д)

Сдельная оплата труда работников

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Б

В

Г

Д

Б

В

Г

Д

Конкурс «Учимся финансовой грамотности на успехах и ошибках литературных героев» (Домашнее задание).

Прочитайте произведения русской и мировой художественной литературы о деньгах и богатстве, бизнесе и экономике, финансах, финансовых инструментах и финансовых рисках. Подумайте, можно ли понять эти произведения без знания основ экономики и финансовой грамотности? Докажите вашу точку зрения конкретными примерами из текста.

(Бальзак О. «Банкирский дом Нусингена», «Гобсек»;
Гоголь Н. «Ревизор», «Мертвые души»;
Драйзер Т. «Трилогия желания», состоит из трех романов «Финансист», «Титан» и «Стоик»;
Золя Э. «Деньги», «Добыча»;
О. Генри «Благородный жулик»;
Лесков Н. «Старый гений»;
Лефевр Э. «Воспоминания биржевого спекулянта»;
Паутов А. «Я и мои 100 000 должников. Жизнь белого коллектора»;
По Э. «Надувательство как точная наука»;
Пушкин А. «Пиковая дама», «Сказка о попе и его работнике Балде»;
Ремарк Э. «Черный обелиск»;
Чехов А. «Пари»;
Эшбах А. «Один триллион долларов»).

Подготовьте буктрейлер по одной из прочитанных вами книг, которая произвела на вас особое впечатление.

Учащиеся демонстрируют буктрейлеры.

Станция №2. «Финансисты»

Конкурс «Финансовая задача».

Решите задачу:

За творческую победу в конкурсе «Одаренные дети» Анна получила грант мэра города в размере 50 тысяч рублей. Она планировала воспользоваться этими деньгами через два года, для обучения в университете. Чтобы деньги не обесценились, Анна решила разместить их на банковский депозит.

Банк «Береза» предлагает ставку 8% годовых с начислением процентов в конце срока.

Банк «Рябина» предлагает ставку 9% годовых с начислением и капитализацией процентов в конце каждого года.

Какое из предложений для двухлетнего депозита будет выгоднее для Анны? Обоснуйте свой ответ.

Ответ: предложение банка «Рябина» выгоднее (9 405 руб. >8 000 руб.).

Конкурс «Финансовые ребусы».

На многофункциональной интерактивной панели представлены задания-ребусы по экономике и финансовой грамотности. Отгадайте их и дайте определение этих терминов.






Конкурс «Виды банковских операций».

На многофункциональной интерактивной панели с сенсорным экраном установите соответствие между видами банковских операций и иллюстрирующими их конкретными примерами: для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПРИМЕРЫ

ВИДЫ БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ

А)

Эмиссия ценных бумаг и их размещение на открытом рынке

1)

Активные банковские операции

Б)

Создание и увеличение собственного капитала банка за счет отчислений от прибыли

2)

Пассивные банковские операции

В)

Межбанковские займы на внутреннем и внешнем рынке

Г)

Предоставление кредитов физическим лицам под залог недвижимости (ипотечное кредитование)

Д)

Лизинговые операции (приобретение банком определенного имущества для сдачи его в аренду пользователям)


Семейная викторина по финансовой грамотности «Своя игра» для учащихся начальной школы с целью сформировать у учащихся положительное отношение к финансовой грамотности, интереса к экономике.

Содержимое разработки

Проект «Занятие –игра по финансовой грамотности для младших школьников»

Проект «Занятие –игра по финансовой грамотности для младших школьников»

Пояснительная записка Для учителя становится актуально найти новые формы и методы взаимодействия школы и семьи, научиться новому общению педагога с родителем на основе доверия друг к другу и совместного воспитания каждого ребенка. Семейная викторина по финансовой грамотности - это эффективный метод взаимодействия всех трех сторон образовательного процесса. Ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Родитель и ребенок учатся и приобретают опыт по взаимодействию для достижения общей цели, реализуя общие задачи. начиная учиться в школе, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходимы знания по финансовой грамотности. Данный проект призван мотивировать учащихся начальной школы для дальнейшего изучения этой темы.

Пояснительная записка

Для учителя становится актуально найти новые формы и методы взаимодействия школы и семьи, научиться новому общению педагога с родителем на основе доверия друг к другу и совместного воспитания каждого ребенка. Семейная викторина по финансовой грамотности - это эффективный метод взаимодействия всех трех сторон образовательного процесса. Ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Родитель и ребенок учатся и приобретают опыт по взаимодействию для достижения общей цели, реализуя общие задачи. начиная учиться в школе, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходимы знания по финансовой грамотности. Данный проект призван мотивировать учащихся начальной школы для дальнейшего изучения этой темы.

Цели занятия

Правила игры:

  • В игре принимают участие 2 (или несколько) команды учащихся и родителей.

В каждой категории по 5 вопросов. Вопросы распределены по степени сложности от 20 до 100 баллов. Учащиеся и родители делятся на команды по 6 человек. Выбирается капитан команды. Каждая команда выбирает тему и стоимость вопроса. Ведущий зачитывает вопрос, после чего у команды есть 30 секунд на обсуждение правильного ответа. По истечении времени, капитан команды озвучивает ответ. В случае правильного ответа команда получает балл, соответствующий стоимости вопроса. Если ответ не верен, баллы вычитаются. Ведущий фиксирует количество баллов каждой команды. Команды отвечают на вопросы поочередно, по завершению игры, подсчитывается количество баллов у каждой команды. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Квест "Кошелечек" разработан с целью повышения финансовой грамотности обучающихся начальной школы.

ВложениеРазмер
kvest.docx 650.57 КБ

Предварительный просмотр:

Игра - квест по финансовой грамотности

Кремень Анна Юрьевна

учитель начальных классов,

МБОУ «Воргинская средняя школа»

Игра- квест "Кошелечек"

Игра-квест " Кошелечек " рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста.

- повышение финансовой грамотности обучающихся,

- содействие формированию разумного финансового поведения, обоснованных решений, ответственного отношения к личным финансам,

- повышение эффективности защиты интересов обучающихся как потребителей финансовых услуг,

- формирования чувства милосердия, сплоченности, умения работать в коллективе.

1. Развивать мотивацию обучающихся к повышению собственной финансовой грамотности и повышение уровня осведомленности в различных областях финансовой грамотности.

2. При помощи игровых ситуаций закрепить основы финансовой грамотности.

3. Научить применять ранее полученные знания по школьным предметам.

Планируемые результаты образовательного события :

Личностные : формирование понятия семейного бюджета, необходимости его рационального планирования и расходования с учетом личных нужд и трат, чувства милосердия, коллективизма.

Метапредметные : развитие способности использовать математические вычисления, развитие смыслового чтения текстов финансового содержания, развитие способности критически осмысливать информацию.

Предметные : формирование знаний о семейном бюджете, его расходной и доходной частях, профиците и дефиците семейного бюджета, формирование знаний о ежедневном использовании финансов.

Краткое описание игры-квеста:

Игра проводится как внеурочное интерактивное образовательное событие, являясь групповым соревновательным квестом.

Примерная продолжительность игры - 45 минут.

Квест рассчитан на 2 – 6 команд, команды по 5-6 человек. Для игры необходимо подготовить: точки-станции, с заданиями, «монетки» и листы с заданиями по каждой станции, наградной материал по итогам игры.

Каждая команда в начале игры получает маршрутный лист и кошелечек со «стартовой суммой». При составлении маршрута команды важно, чтобы команды не пересекались на станциях и не мешали друг другу.

Обучение в игре - один из самых эффективных методов получения знаний. Игры и игровые занятия по финансовой грамотности, разработанные в рамках Программы «Финансовая грамотность», позволяют прожить опыт, необходимый для реальной жизни, повысить уровень финансовой грамотности, а также сформировать интерес к финансово грамотному поведению.

Игры и игровые занятия по финансовой грамотности

Игры для детей 5–13 лет

Иллюстрация к программе

Деловая игра «Финансовый театр»

Игра знакомит с темой личного финансового планирования на примере персонажей сказок, учит рационально подходить к управлению расходами.

Иллюстрация к программе

Игра «Как тратить карманные деньги»

В ходе игры у детей формируется представление о том, какие источники доходов существуют, как защитить сбережения от влияния инфляции, и что такое личный финансовый план.

Иллюстрация к программе

Игра «Финансовое бинго»

Игра помогает актуализировать знания финансовых терминов и их значений.

Иллюстрация к программе

Игра «Блеф-клуб»

Карточная игра знакомит участников с налогами: например, с подоходным налогом, НДС и социальными выплатами. Игра формирует понимание того, какие налоги необходимо платить, каковы последствия неуплаты налогов.

Иллюстрация к программе

Игра «СтрахOff или как защититься от рисков»

В процессе игры участники узнают о том, какие риски потери денег существуют и как от них защититься с помощью страхования.

Иллюстрация к программе

Игра «Финансовые колонизаторы»

Игра, в которой знания по финансовой грамотности помогают участникам завоевывать игровые территории и захватывать крепости. В процессе игры участники узнают, какие источники доходов и расходов семьи существуют, какие налоги необходимо платить.

Иллюстрация к программе

Игра «Финансовый блогер»

Игра погружает участников во внутреннюю «кухню» профессии блогера, учит писать тексты, анализировать информацию и на её основе формулировать финансовые советы для сверстников. Участники игры получат опыт составления личного финансового плана, постановки финансовой цели и прогнозирования сроков ее достижения.

Иллюстрация к программе

Курс «Юный финансист»

Курс погружает дошкольников и младших школьников в основы финансовой грамотности — знакомит с понятием денег, их ролью в современном мире. Благодаря игровому опыту дети формируют представление о способах получения дохода и важности финансового планирования для исполнения своих желаний.

Игры для детей 13–18 лет

Иллюстрация к программе

Деловая игра «Предпринимательство»

Игра знакомит участников с темой предпринимательства, учит в игровой форме принимать решения на всех этапах создания бизнеса в условиях конкуренции.

Иллюстрация к программе

Деловая игра «Семейный бюджет»

Игра знакомит детей с темой семейного бюджета. В результате игры участники на собственном опыте понимают, как разные события могут влиять на увеличение или уменьшение расходов, убеждаются в ценности финансового планирования.

Иллюстрация к программе

Деловая игра «Фондовый рынок»

Игра знакомит с темой фондового рынка и темой управления доходом через инвестиционные инструменты. Участники в безопасных условиях (без потери реальных денег) учатся анализировать риски и принимать инвестиционные решения.

Иллюстрация к программе

Деловая игра «Личный финансовый план»

Игра учит участников понимать механизм работы финансовых институтов: банк, страховая компания, брокерская компания и биржа; разрабатывать долгосрочные финансовые стратегии; принимать взвешенные решения с точки зрения постановки финансовых целей и выбора финансовых инструментов для накопления на них.

Иллюстрация к программе

Деловая игра «Защита прав потребителей»

Игра знакомит участников с темой защиты прав потребителей финансовых услуг и развивает такие навыки, как определение проблемы, принятие решений в условиях ограниченного времени, идентификация проблемы.

Командные соревнования являются одним из самых эффективных способов получения полезных для жизни знаний и умений. Мы предлагаем интереснейшие сценарии игр и квестов, которые помогут повысить уровень финансовой грамотности и доставят массу удовольствия как участникам, так и организаторам. Средняя продолжительность игровых мероприятий – 2-3 часа.

1. Кейс-чемпионат «Личный финансовый план»

В ходе данного кейс-чемпионата командам участников выдается карточка персонажа, чьи надежды и чаяния им необходимо превратить в финансовую цель, и рассчитать план по ее достижению через 8 лет. Участникам предстоит не только оптимизировать доходы и расходы персонажа, помочь ему с выбором финансовых услуг, но и учесть возможные макроэкономические изменения в мире.

Данное мероприятие позволяет студентам задуматься о необходимости долгосрочного финансового планирования, научиться ставить финансовую цель и вырабатывать стратегию для ее осуществления. Все расчеты производятся в таблице Excel с применением кредитного и депозитного калькулятора.

2. Интеллектуальное шоу «Финансовые бои»

Яркое интеллектуальное шоу, которое обязательно заинтересует школьников в теме финансовой грамотности! Финансовые бои можно проводить в классе или в актовом зале, в рамках урока или организовать масштабные соревнования между классами.

Разные форматы интеллектуальных соревнований между командами помогают прокачать знания по теме банковских услуг, таких как вклады, кредиты и банковские карты, а также развивают находчивость и умение работать в команде. Если ты уверен в своих силах и сможешь выстоять не один раунд с наибольшим количеством баллов – победа обеспечена!

3. Деловая игра «Услуги финансовых организаций»

Задача игры состоит в том, чтобы прожить 6 игровых лет, управляя собственным домохозяйством. Каждая команда-домохозяйство ежегодно получает зарплату и решает, во что вложить денежные средства, чтобы получить доход и улучшить свое благосостояние путем покупки клеток игрового поля. Осторожно! Борьба за игровые клетки предстоит нешуточная! А с банками и микрофинансовыми организациями нужно быть внимательным, иначе придется отстаивать свои права в государственных органах.

Игра хорошо подходит для формирования ответственного потребительского поведения, понимания своих прав и обязанностей и умения справляться со сложными ситуациями. Это одна из самых масштабных и эффективных игр ПАКК - участники учатся и меняют свое поведение прямо во время игры!

4. Бизнес-симулятор «Доходность и риски»

20 игроков и 2 модератора пытаются выбрать между высокой доходностью и высокими рисками и низкой доходностью и низкими рисками. Три вида акций, основанных на реальных событиях, меняются в стоимости и доходности каждый игровой период, в то время как банковский депозит стабилен как никогда. Как найти оптимальную стратегию? Куда вложить деньги? Время принимать решения!

Игра развивает у участников понимание, как соотносятся доходность и риски, и учит грамотно распоряжаться своими сбережениями. А периодические страховые случаи добавляют игре азарт.

5. Станционная игра «Заработать за 60 минут»

Игра хорошо подходит и для 50, и для 150 игроков. Чтобы заработать «финики» и выйти победителями участникам придется хорошенько потрудиться. На 13 станциях с затейливыми заданиями участники могут проявить не только свои интеллектуальные способности, но и творческие.

В этой игре важна командная работа и продуманный план действий, ведь команды могут «вытеснять» друг друга со станций. Так что ключевые умения финансовой грамотности - планирование своих действий и распределение ресурсов – будут развиваться с самой первой минуты игры.

6. Игра-квест «Финансовые звезды»

Команды участников – это корпорации, целью которых является постройка космического корабля. Игра направлена на то, чтобы участники научились сберегать и увеличивать свои денежные средства, а также управлять финансовыми инструментами, на случай если они захотят осуществить некую задуманную цель в своем будущем.

В игре есть станции, на которых можно зарабатывать деньги; есть финансовые организации, с которыми можно взаимодействовать. Игра хорошо подходит для выездного или пришкольного лагеря, когда игровые локации можно разместить на улице подальше друг от друга.

7. Практикум по решению кейсов «Про студента Елисея»

Данный кейс был разработан как часть практикума по управлению личными финансами в рамках курса занятий для детей-сирот. Мероприятие затрагивает такие темы, как потребности и расходы, финансовые цели и финансовое планирование.

В рамках кейса участникам мероприятия предлагается составить план доходов и расходов студента Елисея таким образом, чтобы за 1 год помочь ему достичь 4 финансовые цели, указанные в легенде.

Читайте также: