Клод дебюсси ящик с игрушками балет

Обновлено: 27.04.2024

Детский уголок (англ. Children's Corner; фр. Le Coin des enfants) L.113 (CD 119a) — цикл из шести фортепианных пьес Клода Дебюсси, написанный в 1906—1908 годах, по авторскому обозначению — «маленькая сюита». Опубликован в 1908 году, с оригинальными рисунками на обложке издания, сделанными самим композитором. Цикл впервые публично исполнен пианистом Гарольдом Бауэром 18 декабря 1908 года.

Шесть сонат для разных инструментов (фр. Six sonates pour divers instruments) — неоконченный цикл из предполагаемых к написанию шести сонат французского композитора Клода Дебюсси, над которым он работал в последние годы жизни (1915—1917). Полное название — «Шесть сонат для разных инструментов, сочиненных Клодом-Ашилем Дебюсси, французским музыкантом» (фр. Six sonates pour divers instruments composées par Claude Debussy musicien français). Написать композитору удалось из задуманных только три: сонату.

Карнава́л живо́тных (фр. Le carnaval des animaux) — сюита («зоологическая фантазия») для инструментального ансамбля Камиля Сен-Санса, одно из самых популярных его сочинений.

«Новобрачные на Эйфелевой башне» (фр. Les Mariés de la Tour Eiffel) — эксцентричный коллективный балет «Шестёрки», дружеского объединения французских композиторов, по либретто Жана Кокто. Впервые балет был поставлен в Театре Елисейских полей труппой Рольфа де Маре «Шведский балет» (фр. Ballets suédois) 18 июня 1921 года.

«Дитя́ и волшебство́» (иногда «Дитя и волшебства́», фр. L’Enfant et les Sortilèges) — одноактная опера-балет (фр. fantasie lyrique — музыкальная фантазия) Мориса Равеля в двух картинах (фр. parties) на либретто Колетт. Номер сочинения по каталогу Марна M.71. Создавалась в период с 1919 по 1925 год. Премьера состоялась 21 марта 1925 года в опере Монте-Карло под управлением Виктора де Сабаты и в хореографии Джорджа Баланчина при участии Русского балета Дягилева. Вторая после «Испанского часа» и последняя.

Песни странствующего подмастерья (нем. Lieder eines fahrenden Gesellen) — вокальный цикл австрийского композитора Густава Малера, написанный на собственный текст в первой редакции, для голоса и фортепиано, в 1884—1885 годах. Новая версия, для голоса и оркестра, была создана Малером в 1892—1893 годах и впервые исполнена, под его управлением, в 1896 году.

«На пустынных островах» — вторая опера Сергея Прокофьева (так и не завершённая композитором) по собственному либретто, сочинялась им в 1901—1903 годах.

Балет как музыкальная форма получил развитие от простого дополнения к танцу, к конкретной композиционной форме, которая часто имела такое же значение, как и сопутствующий её танец. Зародившись во Франции в 17 веке, форма танца началась как театральный танец. Формально до 19-го века балет не получил «классического» статуса. В балете термины «классической» и «романтической» хронологически развернулись от музыкального использования. Таким образом, в 19-м веке классический период балета совпал с эпохой.

Свадебка (фр. Les Noces) — музыкальное произведение И. Ф. Стравинского для четырёх певцов, хора, четырёх фортепиано и ударных (1923). Либретто автора на основе русских народных песен из сборника фольклориста П. В. Киреевского. Обозначенная в подзаголовке как «русские хореографические сцены с музыкой и пением» «Свадебка» задумывалась как балет (с пением), ныне исполняется преимущественно на концертной эстраде наподобие кантаты (без костюмов и хореографии). Примерная продолжительность — 23-25 минут.

Концерт № 1 для скрипки с оркестром D-dur, op. 19 — первый скрипичный концерт Сергея Прокофьева. Начало создания относится к 1914 году, а завершение — к 1917 году. Первое исполнение состоялось 18 октября 1923 года солистом Марселем Дарье и оркестром под управлением Сергея Кусевицкого в Гранд-Опера́, Париж. В 1921 году нотоиздательством «А. Гутхейль» был опубликован клавир сочинения, а в 1924 году — его партитура.

Ноктю́рн (от фр. nocturne — «ночной») — распространившееся с начала XIX века название пьес (обычно инструментальных, реже — вокальных) лирического, мечтательного характера. Французское слово nocturne в этом значении впервые применил Джон Филд в 1810-х годах, хотя итальянский термин notturno существовал ещё в XVIII веке и обозначал музыку, исполнявшуюся на открытом воздухе.

«Ромео и Джульетта» — увертюра-фантазия Петра Ильича Чайковского, по мотивам одноимённой трагедии Уильяма Шекспира. Произведение посвящено М.А. Балакиреву.

Фантастическая симфония, ор. 14 (полное название «Эпизод из жизни артиста, фантастическая симфония в пяти частях» ― фр. Épisode de la vie d’un artiste, symphonie fantastique en cinq parties) ― симфония Гектора Берлиоза. Написанная в 1830 году, она стала одним из первых крупных сочинений в жанре программной музыки и одним из самых известных произведений композитора.

«Мра́морная краса́вица» (англ. The Marble Maiden, La Fille de marbre) — балет балетмейстера Альбера на музыку Адольфа Адана на либретто Альбера и Анри де Сен-Жоржа, поставленный в 1845 году в Лондоне, на сцене театра «Друри-Лейн»; также двухактный балет-пантомима балетмейстера Артура Сен-Леона по собственному стихотворному либретто на музыку Микеле Коста и Цезаря Пуни, поставленный в 1847 году в парижской Опере на сцене Театра Ле Пелетье — переделка балета Жюля Перро «Альма, или Дочь огня.

Клавираусцуг (нем. Klavierauszug, от Klavier — фортепиано и Auszug — извлечение) — переложение для фортепиано музыкального произведения, написанного изначально для крупного музыкального ансамбля. Часто употребляется сокращённая форма этого слова, клавир. Может использоваться в процессе репетиций, а также для ознакомления широкой публики и музыкантов с произведениями. В клавираусцуге вокальная партия записывается отдельно; переложение может быть сделано как для одной пары рук, так и для нескольких.

Концерт для валторны с оркестром № 1 Ми-бемоль мажор, соч. 11 — одно из первых серьёзных сочинений Рихарда Штрауса. Он написал его в 1882—1883 годах в возрасте 18 лет. Сегодня этот концерт, наряду с концертами Моцарта, — один из самых популярных в валторновом репертуаре.

Лирическая опера (фр. opéra lyrique, также conte lyrique, drame lyrique, épisode lyrique, pièce lyrique) — ведущий жанр французской оперы середины — второй половины XIX в., тесно связанный с творчеством таких композиторов, как Шарль Гуно, Жорж Бизе, Жюль Массне, Амбруаз Тома и т. д. Некоторые из лирических опер — например, «Кармен» — являются общепризнанными шедеврами мировой оперной классики, постоянно исполняющимися на оперных сценах мирах.

«Почтальон из Лонжюмо» (фр. Le postillon de Lonjumeau) — комическая опера в трёх актах Адольфа Адана на либретто Адольфа де Лёвена и Леона Брюнсвика.

«Ночной Гаспар» (фр. Gaspard de la nuit, традиционный перевод «Ночные видения»), подзаголовок «Три поэмы для фортепиано по А. Бертрану» — фортепианная сюита Мориса Равеля, написанная в 1908 году как музыкальные иллюстрации к стихотворениям в прозе Алоизия Бертрана из его одноимённого сборника. Тексты Бертрана рисуют ирреальный мир ночных сновидений, населённый странными существами.

«Шехераза́да» — симфоническая сюита Н. А. Римского-Корсакова, написанная в 1888 году. Римский-Корсаков создал «Шехеразаду» под впечатлением от арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Произведение входит в рамки и традиции «Востока» в русской музыке, идущих от «Руслана и Людмилы» М. Глинки. Благодаря восточному колориту, созданному с помощью цитирования восточных мелодий, тем в восточном духе, имитации звучания восточных инструментов и тонов «Шехеразада» по своей форме и стилю — симфоническая сюита.

«Мимолётности» (фр. Visions fugitives) op. 22 — сборник фортепианных миниатюр, написанных Сергеем Сергеевичем Прокофьевым в 1915-17 гг. Некоторые «Мимолётности» Прокофьев исполнил перед отдыхающими в курзале Кисловодска 14 октября 1917 г. Официальная премьера «Мимолётностей» (сборник целиком) состоялась 15 апреля 1918 г. в Петрограде, также в исполнении автора. Поводом к написанию послужили стихи К. Д. Бальмонта, две строки из которых Прокофьев выбрал к качестве эпиграфа.

«Петя и волк» — симфоническая сказка для детей, написанная Сергеем Сергеевичем Прокофьевым на собственный текст весной 1936 года, вскоре после его возвращения в СССР, по инициативе Наталии Ильиничны Сац для постановки в её Центральном детском театре. Премьера состоялась 2 мая 1936 года. Произведение исполняется чтецом, текст для которого написан самим композитором, и оркестром.

«Искатели жемчуга» (фр. Les pêcheurs de perles) — опера Жоржа Бизе в трех актах, по либретто Э. Кормона и Мишеля Карре.

Концерт № 2 для скрипки с оркестром g-moll, op. 63 — второй скрипичный концерт Сергея Прокофьева, созданный в 1935 году. От первого скрипичного концерта отличается философичностью и отсутствием гротескности, усилением лирического элемента и упрощением языка. Первое исполнение состоялось 1 декабря 1935 года солистом Робером Соэтаном и Мадридским симфоническим оркестром под управлением Энрике Фернандеса Арбоса, Мадрид. Партитура сочинения была опубликована в 1937 году нотоиздательством «А. Гутхейль.

«Воццек» (нем. Wozzeck) — экспрессионистская опера австрийского композитора Альбана Берга в трёх действиях (15 картинах), впервые поставленная в 1925 году. Признаётся одной из вершин новой венской школы и оперного искусства XX века.

Баркаро́ла (от итал. barca — лодка) — народная песня венецианских гондольеров; в ряде источников упоминается как гондольера.

Го́льдберг-вариа́ции (нем. Die Goldberg-Variationen), BWV 988 — музыкальное произведение Иоганна Себастьяна Баха, состоящее из Арии и тридцати вариаций для клавесина. Впервые опубликованы в 1741 году как четвёртая часть серии, названной композитором «Клавирная практика» («Clavier-Übung»).

Симфония псалмов (англ. Symphony of Psalms) — трёхчастная симфония И.Ф. Стравинского для хора и симфонического оркестра. Партитура закончена в 1930 году. Ныне исполняется преимущественно во второй редакции (1948).

Симфони́ческая поэ́ма (нем. Tondichtung, Sinfonische Dichtung) — жанр симфонической музыки, выражающий романтическую идею синтеза искусств. Симфоническая поэма представляет собой одночастное оркестровое произведение, допускающее различные источники программы (литература и живопись, реже — философия или история; картины природы). Симфонической поэме свойственно свободное развитие музыкального материала, сочетающее различные принципы формообразования, чаще всего сонатность и монотематизм с цикличностью.

«Зимний путь» (Winterreise; Op. 90, D 911) — второй песенный цикл Шуберта, классический образец этого музыкального жанра.

«Вольный стрелок» (нем. Der Freischütz; в русском переводе также неточно — «Волшебный стрелок») — романтическая опера Карла Марии фон Вебера, либретто Иоганна Фридриха Кинда по одноименной новелле Иоганна Августа Апеля и Фридриха Лауна.

Багате́ль (фр. bagatelle — маленькая изящная вещь, безделушка) — это небольшая, лёгкая в исполнении музыкальная пьеса, главным образом для фортепиано.

Диало́ги кармели́ток (фр. Dialogues des Carmélites) — опера в 3 актах (12 картинах) Франсиса Пуленка, одно из наиболее известных его сочинений. Написана по заказу миланского театра Ла Скала, где и была поставлена впервые 26 января 1957 года (на итальянском языке, дирижёр Нино Сандзоньо).

Юмореска — (нем. Humoreske от Humor — юмор) — музыкальная пьеса шутливого, юмористического характера или включающая выдержанные в таком характере разделы.

«Лакме» (фр. Lakmé) — опера в трёх актах, написанная Лео Делибом на либретто Эдмона Гондине и Филиппа Жиля, основанном на романе Пьера Лоти «Рараю, или Женитьба Лоти». Как многие другие французские оперы конца XIX века, в том числе «Искатели жемчуга» Бизе и «Король Лахорский» Массне, «Лакме» наполнена восточным колоритом и была написана специально для Марии ван Зандт.

Симфония «Ма́нфред» си минор, соч. 58 — программная симфония Петра Ильича Чайковского, написана в мае—августе 1885 года на сюжет одноимённой поэмы Байрона. Хронологически эта симфония занимает место между 4-й и 5-й симфониями композитора. Впервые была исполнена 11 марта 1886 года в Москве под руководством М. Эрдмансдерфера. 22 ноября того же года симфония впервые прозвучала в США и была издана Юргенсоном.

«Груди Терезия» (фр. Les mamelles de Tirésias) — комическая опера (фарс) Франсиса Пуленка по одноимённой пьесе Гийома Аполлинера в двух действиях с прологом. Опера написана в 1945 году, впервые исполнена в 3 июня 1947 года в «Опера-комик» в Париже.

Поэма «Колокола», оp. 35 — музыкальное произведение для смешанного хора, трёх солистов (сопрано, тенора и баритона) и оркестра, написанное С. В. Рахманиновым в 1913 году на слова одноимённого стихотворения Эдгара По в переводе К. Д. Бальмонта. Впоследствии поэма получила посвящение: «Моему другу Виллему Менгельбергу и его оркестру Концертгебау в Амстердаме».

Песнь о земле (нем. Das Lied von der Erde) — симфония в песнях Густава Малера для двух солистов и оркестра, написанная в 1909 году.

Программная музыка — академическая музыка, не включающая в себя словесный текст, то есть инструментальная, однако сопровождаемая словесным указанием на своё содержание.

Гала́нтная Евро́па (фр. L'Europe galante, ballet mis en musique) — «балет, положенный на музыку» (опера-балет) в четырёх выходах с прологом композитора Андре Кампра на стихи Антуана де Ламотта, одно из первых произведений этого жанра. Хореография аттрибутирована танцовщику и хореографу Луи Пекуру. Спектакль был дан в первый раз 24 октября 1697 года в Париже, в театре Пале-Рояль на улице Сент-Оноре силами Королевской академии музыки.

Юноша и Смерть (фр. Le Jeune Homme et la Mort) — одноактный балет в 2 картинах на музыку «Пассакальи» Иоганна Себастьяна Баха. Идея и либретто Жана Кокто, хореография и постановка Ролана Пети.

Интерме́ццо (итал. intermezzo от лат. intermedius — находящийся посреди, промежуточный) — небольшое комическое представление, разыгрываемое между актами или картинами оперы-сериа; небольшая самостоятельная инструментальная пьеса или часть инструментального цикла.

Партиту́ра (итал. partitura, букв. — разделение, распределение) в музыке — нотная запись многоголосного музыкального произведения, предназначенного для исполнения ансамблем, хором или оркестром, в которой все партии (голоса) одна над другой даны в определённом порядке.

«Остров мёртвых», op. 29 — симфоническая поэма С.В. Рахманинова, написанная в 1908—1909 гг. в Дрездене. Произведение посвящено Н.Г. Струве, другу Рахманинова, композитору и музыкальному деятелю.

Капри́ччио (итал. Capriccio, также каприс, фр. caprice; букв. каприз, прихоть; причудливый изыск) — произведение академической музыки, написанное в свободной форме.

«Золотой петушок» — опера Николая Андреевича Римского-Корсакова, написанная в 1908 году по одноимённой сказке А. С. Пушкина (либретто В. И. Бельского).

Песенный цикл — цикл романсов или песен, объединенных общей идеей, а также музыкальным тематизмом. Понятие «вокальный цикл» аналогично поэтическому циклу в литературе.

«Царь Эдип» (лат. Œdipus rex) — опера-оратория в двух актах, шести картинах Игоря Стравинского по либретто Жана Кокто.

«Ящик с игрушками» — детский балет, созданный французским композитором Клодом Дебюсси .

«Это пантомима с музыкой, которую я написал в рождественский альбом для детей, чтобы их позабавить. И не более того».
К. Дебюсси о своем балете «Ящик с игрушками»

Один из критиков остроумно отметил, что музыку своего балета композитор «извлек … из ящика с игрушками Шушу». Тот, кто хорошо знаком с историей французской музыки, помнит, что Шушу — это ласковое прозвище Клод-Эммы, любимой дочки Клода Дебюсси. Для своей маленькой Шушу Дебюсси пишет фортепианную сюиту «Детский уголок» , в которой «оживил» любимые игрушки дочери, через несколько лет после создания своего детского цикла Дебюсси сочиняет балет «Ящик с игрушками» (1913 г.), который также посвящает дочке. ⠀

Главные герои балета: Кукла, Солдатик и Полишинель — персонажи истории, придуманной художником Андре Элле. Свой сценарий балета и картинки к нему Элле показал Дебюсси, композитору идея художника понравилась и он начал работу над музыкой.


В игрушечном городке по замыслу Элле разгорались нешуточные страсти. Кукла влюбляется в повесу Полишинеля, Солдатик в свою очередь влюблен в красавицу Куклу. В середине балета происходит сражение за главную героиню между солдатиками и полишинелями. Солдат ранен на поле боя, Кукла, обманутая Полишинелем, ухаживает за Солдатом и постепенно влюбляется в своего верного и доброго защитника. В конце балета (с начала событий прошло 20 лет) Кукла и Солдат наблюдают за тем, как их дети танцуют веселый танец.


Малыши-детки характеризуются в балете веселой полькой, красавица Кукла — изящным вальсом, Солдатика сопровождает смелый фанфарный мотив, за Полишинелем Дебюсси «закрепляет» скерцозную тему из детской песенки.

В балете можно встретить много музыкальных цитат, как из собственных произведений Дебюсси, так и из сочинений других композиторов.

Так, в балете находят цитаты из детских французских песенок, из «Детского уголка» и прелюдий самого Дебюсси. Композитор отсылает слушателей к музыке Гуно (интонации марша из оперы «Фауст» слышны в сцене битвы солдатиков и полишинелей) и Мендельсона (мотив знаменитого «Свадебного марша» появляется ближе к концу балета, намекая на счастливый финал). ⠀
Знакомясь с балетом «Ящик с игрушками», обязательно вспомните «Петрушку» Стравинского и «Кармен» Бизе (как и у героини Бизе у Куклы есть красная роза).

Находить и разгадывать эти музыкальные аллюзии, искать скрытый смысл цитат Дебюсси очень интересно взрослым слушателям, дети же получают удовольствие, соприкасаясь с яркой красочной музыкой, обрамляющей закрученный сюжет из жизни их любимых игрушек.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Ящик с игрушками Музыка – А.К. Дебюсси Либретто – А. Элле Одноактный бале.


Курс повышения квалификации

Преподавание музыки в дополнительном образовании: методы и приемы обучения и воспитания детей


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы педагогики и методологии общего образования


Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности педагога дополнительного образования при обучении академическому вокалу


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Ящик с игрушками Музыка – А.К. Дебюсси Либретто – А. Элле Одноактный бале.

Ящик с игрушками
Музыка – А.К. Дебюсси
Либретто – А. Элле
Одноактный балет в 4 картинах с прелюдией и эпилогом.
1919 г, Париж
Третий и последний балет композитора.
Первый детский балет Дебюсси.
Главные действующие лица – игрушки. Есть версии постановок с участием марионеток.

Ашиль-Клод Дебюсси́ 1862, Сен-Жермен-ан-Ле 1918 года, Париж Французски.

Ашиль-Клод Дебюсси́
1862, Сен-Жермен-ан-Ле
1918 года, Париж
Французский композитор, дирижер, пианист и критик. Ведущий представитель музыкального импрессионизма.
Дебюсси начал обучаться музыке в 9 лет и уже в 1872 г. поступил на младшее отделение Парижской консерватории. Уже в консерваторские годы проявилась нетрадиционность его музыкального мышления, что вызвало столкновения с преподавателями. В 1881 г. Дебюсси по приглашению русской меценатки Н. фон Мекк дважды посетил Россию.
Получив в 1884 году Большую Римскую премию, Дебюсси отправился в Рим. Но на отчетные симфонию «Зулейма» и сюиту «Весна» он получил разгромную рецензию, в которой впервые применительно к музыкальному произведению было употреблено слово «импрессионизм».
«Послеполуденный отдых фавна», симфония «Ноктюрны», опера «Пеллеас и Мелизанда» - эти сочинения стали ярчайшими образцами симфонического и оперного импрессионизма. Другая, не менее важная грань творчества – многочисленные фортепианные произведения, поэтичные и красочные.
В начале ХХ в Дебюсси становится известным музыкальным критиком. Закат своей жизни Дебюсси проводит в постоянных выступлениях, концертах и творчестве.

История создания Заказ на создание детского балета Дебюсси получил от худ.

История создания
Заказ на создание детского балета Дебюсси получил от художника-иллюстратора Андре Элле, который принёс готовый сценарий с рисунками. По поводу создания балета сохранилась переписка между композитором и художником, которая проливает свет на историю его создания. Из неё становится ясно, что Дебюсси влиял на художественное оформление этого сочинения, а художник многие его предложения принял.
Балет посвящён дочери композитора — Клод-Эмме Дебюсси (домашнее прозвище «Шушу») Дебюсси писал: «Я выпытываю все секреты у старых кукол Шушу». Позже музыкальный критик Марсель Дитши по этому поводу заметил: «Он извлёк свой балет из ящика с игрушками Шушу»

1-2 картина Пролог – сон игрушек в ящике. 1 картина. Магази.

1-2 картина
Пролог – сон игрушек в ящике.
1 картина.
Магазин игрушек и парад кукол. Куклы танцуют. Деревянный солдатик, увидев одну из них, влюбился. Но красавица Кукла уже отдала свое сердце другому — ленивому, легкомысленному и скандальному Полишинелю.
У каждого главного героя есть своя музыкальная тема. У красавицы Куклы — изящный вальс, Солдатика сопровождает смелый фанфарный мотив, за Полишинелем Дебюсси «закрепляет» скерцозную тему из детской песенки.
2 картина.
Драка за главную героиню между Полишинелем и Солдатиком перерастает в к большое сражение между полишинелями и солдатиками. В этом сражении влюбленный Солдатик был серьёзно ранен.

3-4 картина 3 картина. Покинутая негодным Полишинелем Кукла забрала.

3-4 картина
3 картина.
Покинутая негодным Полишинелем Кукла забрала Солдатика к себе домой и вылечила его. Постепенно она влюбляется в своего верного и доброго защитника. Кукла и Солдат поженились. Они купили заброшенной ферму.
4 картина.
Процветающая ферма с вывеской «Прошло 20 лет». Перед фермой — Солдатик с седой бородой, сильно располневшая Кукла, а рядом расположились их дети. Кукла уже не может танцевать, но пробует петь, а их дети танцуют зажигательную польку «на знаменитый мотив», которую они восторженно танцуют. Кукла и Солдат наблюдают за тем, как их дети танцуют веселый танец. Дерзкий Полишинель стал сторожем в магазине игрушек.
В Эпилоге возвращается музыка и декорации первой картины, а все игрушки прячутся в ящик.

Музыкальные особенности В музыкальном отношении балет уникален тем, что н.

Музыкальные особенности
В музыкальном отношении балет уникален тем, что насыщен различными цитатами и аллюзиями. Цитаты можно разделить на три основных группы: 1)французские детские и народные песни («Пастушеская песенка», «Баю-баюшки, дитя», «Пан, что это там?», «Фанфан Тюльпан»); 2)темы известных классических произведений («Свадебный марш» Феликса Мендельсона, марш и хор солдат из оперы «Фауст» Шарля Гуно); 3)самоцитирование («Детский уголок», «Остров радости» и др.).
Также авторы балета проводят намеренную параллель между Куклой, Солдатиком, Полишинелем и главными героями оперы «Кармен» Жоржа Бизе. Также возможны отсылки к миру образов балета И. Ф. Стравинского «Петрушка» (Балерина, Петрушка и Арап). Балет Дебюсси по своему игрушечному жанру можно отнести к традиции, заложенной ещё балетом Делиба «Коппелия» и продолженной балетом Чайковского «Щелкунчик».
Оркестровку после смерти композитора по начатым эскизам в 1919 году закончил его друг Андре Капле. Состав оркестра оригинальный и красочный: фортепиано, челеста, 2 флейты, 2 кларнета, 2 фагота, 2 гобоя, английский рожок, 2 валторны,2 трубы, скрипки, альты, виолончели, контрабасы, арфа, треугольник, литавры, тарелки, бубен, большой барабан, трещотка.

Премьера Премьера балета прошла 10 декабря 1919 года в пари.

Премьера
Премьера балета прошла 10 декабря 1919 года в парижском Лирическом театре Водевиль.
А в 1962 году в Нидерландах по случаю столетия со дня рождения Дебюсси состоялось первое представление балета с участием марионеток.
Сейчас балет ставится преимущественно в детских труппах.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения


В статье рассматриваются сюжетные пересечения между балетами «Петрушка» Игоря Стравинского и «Ящик с игрушками» Клода Дебюсси в аспекте творческой полемики двух композиторов. Центром исследования становится выявление цитат, использованных в балете Дебюсси, и методы его работы
с заимствованным материалом. В «Ящике с игрушками» Дебюсси применяет три типа цитат. Это излюбленные композитором детские песенки, символизирующие для него мир детства, наивности и чистоты. Затем – мелодии из известных классических сочинений, а также цитаты из собственных опусов. Для композитора важна семантика «чужих» тем. Он вводит эти цитаты завуалированно, используя отдельный сегмент мелодии, искусно вкрапляет их в стилистику собственного языка, не стремясь к узнаваемости цитируемых мотивов. Самостоятельный смысловой уровень в балете образует ряд тем, выполняющих функции лейтмотивов. Их развитие и смысл близки вагнеровскому пониманию назначения лейтмотивов как самостоятельно действующих музыкальных «персонажей», призванных раскрывать подтексты сюжета и эмоционального настроения героев и тех или иных ситуаций. Приведённая классификация цитат даёт возможность сделать следующие выводы: «чужие» цитаты у Дебюсси играют изобразительно-иллюстративную роль, тогда как самоцитирование приобретает оттенок пародии.

Ключевые слова: Клод Дебюсси, Игорь Стравинский, балет, «Ящик с игрушками», музыкальная цитата.

Авторское право

Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.

Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.

Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).

Лицензии

Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.

PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.

Критерии авторства, соавторство

Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.

1. Авторство основывается на следующих критериях:

1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.

2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.

3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.

4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.

2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.

3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.

4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.

5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.

6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.

7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.

8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.

9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.

Evgeniya D. Krivitskaya, Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского

Кривицкая Евгения Давидовна, доктор искусствоведения, профессор кафедры истории
зарубежной музыки

Библиографические ссылки




-->
[2022 Май 24][Аудио]
Украинские дуэты (Uk. (0)
[2022 Май 18][Аудиокнига]
Л. Утесов. Друзья и . (0)
[2022 Май 16][Книги]
Переписка П.И. Чайко. (4)
[2022 Май 15][Аудио]
Октет Контрабасов "L. (0)
[2022 Апр 26][Аудио]
Н. Гоголь. «Ревизска. (2)
--> -->
[2022 Июн 06]
Л. Керубини. Ре. (2)
[2022 Июн 06]
Л. Керубини. Ре. (0)
[2022 Апр 16]
Реквиемы: В.-А. (1)
[2022 Фев 24]
Верди. Реквием . (1)
[2022 Фев 08]
Доменико Скарла. (0)
--> -->
[2022 Май 07][аудио]
А. Саратский /A. Sar. (0)
[2021 Дек 29][видео]
Джаз от народных арт. (0)
[2021 Сен 30][видео]
Георгий Гаранян: Про. (0)
[2021 Сен 05][видео]
Bobby McFerrin and G. (0)
[2021 Июл 27][видео]
Советский джаз. Сдел. (0)
--> -->
[2022 Май 31][Ноты]
Фортепианные концерт. (0)
[2022 Май 21][Ноты]
Б. Лятошинский (0)
[2022 Май 10][Ноты]
Романсы русских комп. (0)
[2022 Май 02][Ноты]
Ф. Пуленк. GLORIA. (2)
[2022 Апр 24][Ноты]
А. Шнитке (0)
-->


Дебюсси. "Ящик с игрушками"

Ящик с Игрушками, детский балет в 4 сценах для ф-но, Дебюсси сочинил в 1913 г. Оркестровую версию по авторским эскизам 1914 г. завершил в 1919 г. дирижер и композитор А.Капле.

Симфонический оркестр г.Бамберга
Дир. Ионель Перля
(Архивная запись)

Формат: Мп3 / 256
Размер: 26 Мб



Код для сайта или блога
Код для форума
Прямая ссылка

Читайте также: