Книжка игрушка что такое

Обновлено: 26.04.2024

Уже в XYIII – XIX и начале XX в. читателям и библиотекарям были известны книги – настольные игры, книжки-игрушки на елку, книжки-пано­рамы, книжки-затеи (музыкальные, арифметические), книжки-ширмы, книжки-поделки, книжки-фигуры, книги-комиксы, которые тоже нередко сегодня отно­сят к книжкам-игрушкам.

В 20-е гг. XX в. выпускались книжки-поделки, книжки-затеи, книжки с игровым замыслом, а также кино­книжки, книжки-раздвижки, книжки-игрушки для те­невого театра.

В 1940-e гг., главным образом в период Великой Оте­чественной войны, преобладает выпуск книг-фигур, создаются книги-игрушки с картонным клапаном и отверстиями.

В 1960-70-е гг. появляются книги-игрушки с картон­ными и пластмассовыми подвижными дисками (в виде телефонов, часов а др.), новые конструкции книжек-поделок, книги-игры, книги с переводными картинками и аппликациями, с металлическими пружинками или резинками, книги с прорезанным оконцем на первой странице, книги с пластинками и со стереоскопичес­ким эффектом.

В 1970-80-е гг. получают распространение книги с открывающейся дверцей на странице, с последова­тельно разворачивающимися страницами, книга-те­атр как подвид книги-затеи, много издается альбо­мов-самоделок и книжек с пластинками, появляются “компьютерные “музыкальные книжки.

В 1990-е гг. возрождаются книги-затеи (музыкаль­ные, арифметические, математические), появляются книги-игрушки с электронным звуковым сопровожде­нием, издается много книг-комиксов, книг с сопрово­дительным материалом, книг-игр.

Однако, несмотря на такую богатую историю и большое разнообразие книг-игрушек, о них не упоми­налось в нормативных документах по книгоиздатель­скому делу вплоть до 1990 г. Только ГОСТ 7.60—90 “Издания. Основные виды. Термины и определе­ния” дает определение книжке-игрушке как виду из­дания и перечисляет ее разновидности, но далеко не полно: книжка-ширмочка, книжка-гармошка, книж­ка-вертушка, книжка с игровым замыслом, книжка-панорама, книжка-затея, книжка-фигура, книжка-поделка. Не получили пока признания такие разно­видности, как книжка-игрушка на елку, книжка с сопроводительным материалом (игрушкой, аудиокас­сетой, видеокассетой, грампластинкой, фишками и др.), книга-планшетка, книжка-театр, кино-книжка, книжка-раздвижка, книжка-игрушка для теневого театра.

В современных книжках-игрушках гармонично сочетаются традиционные подходы и новаторские поиски. Сейчас они, безусловно, переживают свое второе рождение.

Богатая история книг-игрушек заслуживает боль­шего внимания библиографов. Решение задачи полно­го библиографического учета и отражения таких книг создаст необходимую источниковедческую основу для их детального изучения, разработки полноценной ти­пологии, даст ориентиры детским библиотекарям для более глубокого понимания их особеннос­тей. С помощью библиографических сведений, со­бранных с максимально возможной полнотой, наши потомки получат представление о том, какими были книги-игрушки в далеком прошлом, в том числе и в кон­це XX столетия.

Издание, имеющее необычную конструктивную форму, предназначенное для умственного и эстетического развития детей.

Примечание - Различают следующие разновидности книжек-игрушек: книжка-картинка, книжка-раскраска, книжка-ширмочка, книжка-гармошка, книжка-вертушка, книжка с игровым замыслом, книжка-панорама, книжка-затея, книжка-фигура, книжка-поделка.

Словарь по информации, библиотечному и издательскому делу. – М. : ВИНИТИ РАН . 2007 .

Смотреть что такое "книжка-игрушка" в других словарях:

книжка-игрушка — Издание, имеющее необычную конструктивную форму, предназначенное для умственного и эстетического развития детей. Примечание Различают следующие разновидности книжек игрушек: книжка картинка, книжка раскраска, книжка ширмочка, книжка гармошка,… … Справочник технического переводчика

Книжка-игрушка — издание, имеющее нестандартную конструктивную форму, предназначенное для умственного и эстетического развития детей. Существует множество разновидностей К. и.: книжка раскраска, книжка ширмочка, книжка гармошка, книжка вертушка, книжка с игровым… … Реклама и полиграфия

Книжка-игрушка — книжное или листовое издание для детей дошкольного и младшего школьного возраста, изготовленное в такой форме, чтобы ребенок мог его не только рассматривать и читать, но и играть с ним, делать из него поделки и т. п. Формы К. и. многообразны:… … Издательский словарь-справочник

книжка-игрушка — книжка игрушка, книжки игрушки … Орфографический словарь-справочник

Книжка-игрушка — 31. Книжка игрушка Издание, имеющее необычную конструктивную форму, предназначенное для умственного и эстетического развития детей. Примечание. Различают следующие разновидности книжек игрушек: книжка ширмочка, книжка гармошка, книжка… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Книжка-игрушка — 2.25. Книжка игрушка издание, имеющее необычную конструктивную форму, предназначенное для умственного и эстетического развития детей. Источник: СанПиН 2.4.7.960 00. 2.4.7. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к изданиям книжным… … Официальная терминология

Книжка-игрушка — Не следует путать с книгой игрой … Википедия

Книжка-игрушка — вид издания для детей, выполненный в оригинальной форме и способствующий развитию личности. Разнообразные К. и. являются своеобразным мостом от игрушек к книге. Например, книжки из синтетических полимеров, страницы которых имеют форму… … Педагогический терминологический словарь

Книжка с картинками — Портрет ребёнка с иллюстрированной книжкой (К. Л. Фогел … Википедия

Погарский, Михаил Валентинович — (род. 24 сентября 1963, Муром) российский писатель и художник. Михаил Погарский … Википедия

Книжка-игрушка – штука хитрая. Она - тайное оружие Просвещенного Родителя и одновременно предмет искренней любви каждого Ребенка. Рискнёте завести такую в доме, потом не удивляйтесь: дети начнут развиваться как на дрожжах, поступят в институт, не закончив детского сада, а потом откроют новый закон квантовой физики, засмотревшись на облака. Словом, хорошая это вещь. Когда родители ее читают, дети внимательно слушают, а если родители вдруг устали, дети спокойно играют и не пристают.
Найти такую книжку-игрушку совсем не сложно – практически каждое детское издательство занимается "развитием" детей. Но выбрать из всего многообразия издание, подходяще именно Вашему ребенку и Вам – куда как сложнее.
Возраст: средний возрастной диапазон, на который рассчитаны развивающие издания – от двух до шести. Подобрать специальную литературу для годовалых малышей - уже является определенной проблемой. Найти же издания для самых маленьких – трех - шестимесячных детишек – по силам только очень настойчивым и самоотверженным матерям.
Применение: зачем младенцам книжки? Хороший вопрос. Книжки-игрушки для самых маленьких обладают рядом необычных свойств, например, полифункциональностью. Играя с такой книжкой, ребенок смотрит, слушает, осязает – развивает органы чувств, знакомится окружающим миром.
Оформление: книжка-игрушка должна соответствовать и потребностям ребенка, и эстетическим вкусам родителя. Прихотливые, вычурные иллюстрации могут понравиться маме, но напугать малыша. По мнению психологов, излишне насыщенные цвета "кислотных", флуоресцентных оттенков оказывают негативное воздействие на психику ребенка. Поэтому, выбирая книгу, в первую очередь обращайте внимание на качество полиграфии и соответствие гигиеническим стандартам.

Мягкая книжка Астеркласс

МЯГКИЕ КНИЖКИ

Тот редкий случай, когда книжки рассчитаны на малышей от 1 месяца до 1 года. Ни стишков, ни песенок вы в них не найдете – текстов в мягких книжках попросту нет. Однако для знакомства с основополагающими понятиями, такими как цвет, форма и фактура, книжки "Астеркласс" подходят идеально. Мягкая книжка-малышка способствует формированию первых целенаправленных действий: развивает мелкую моторику, знакомит с названиями предметов, развивает речь, внимание, зрительное сосредоточие, память. Контрасты" и "Фигуры" помогают при формировании первых математических представлений, знакомят ребенка с простейшими геометрическими фигурами и основными цветами, а также формируют пространственное мышление.

Книжки-пышки.

Это книжки нового поколения. Их приятно держать в руках, открывать, закрывать, перелистывать пухлые странички, отмечая про себя удивительное свойство, напоминающее магнит: при закрытии страницы плотно примыкают друг к другу.

Книжки-пышки имеют уникальную конструкцию: сочетание мягкого и легкого материала (EVA-Foam) и прочного плотного картона. Именно поэтому их сложно испортить. Гибкий корешок из коленкора позволяет малышу полностью разворачивать книжку, так, чтобы первая страница соприкасалась с последней. Мягкие закругленные уголки не поранят ребенка. Экологически чистый материал совершенно безвреден, даже если книжку потащат в рот.
Яркие, с симпатичными иллюстрациями, добрыми стихами, "Книжки-пышки" не оставят малышей равнодушными.

Дельфин Долли

КНИЖКИ ДЛЯ ВАННОЙ

Если с мягкими книжками можно спать, то с ванными книжками можно весело плескаться. Здесь есть и текст, и картинки, и смешные киты с черепахами, которые могут пищать и пускать пузыри, и любимые диснеевские герои. Ванные книжки способствуют развитию координации движений в воде, приучают ребенка к купанию.

Плюшевые непоседы

ПАЛЬЧИКОВЫЕ КНИЖКИ-ИГРУШКИ

Коровка. Большая деревня. Урал ЛТД

Если надеть на пальчик мягкую куколку, она оживет: начнет радоваться, грустить и удивляться. Пальчиковые книжки-игрушки созданы специально для детей от года до двух лет. С их помощью можно решить множество важных задач, касающихся познавательного развития. Например, расширение представлений об эмоциях и жестах, развитие воображения, целенаправленного внимания, пространственного мышления, формирования активной речи. Можно вовлечь малыша в сюжетно-ролевую игру, разыграть с ним мини-спекталь, героями которого станут божья коровка, лягушонок-путешественник, мышка-певунья, лошадка или барашек.

Процесс воспитания талантливого читателя начинается задолго до его появления на свет. Будущим мамам и папам нужно готовить себя к этой роли, стать настоящими знатоками детской книги. Очень полезно знать разновидности книг, способных приобщить вашего малыша к книжному миру.

Книжка-игрушка - 1

Ребенку до года нужны книжки-игрушки — яркие, красочные, с изображением того, что окружает малыша, что легко узнаваемо: домашних животных, игрушек, предметов детской одежды. Такие книги положительно влияют на развитие мозга ребенка, способствуют формированию первых представлений о мире: знакомят с названиями предметов, развивают мелкую моторику, речь, внимание, зрительное восприятие, память.

Книжка-игрушка - 2

На малышей от 1 месяца до 1 года рассчитаны книжки, в которых отсутствует текст. Их основное назначение — знакомство с такими понятиями, как цвет, форма. Они помогают при формировании первых математических представлений, дают ребенку понятие о простейших геометрических фигурах и основных цветах, а также формируют пространственное мышление.

Ребенок от года до двух

После года у детей активно развивается мышление и понимание речи. Малыш этого возраста уже хорошо узнает изображения знакомых предметов. На этом этапе особенно важно приобретать для него книги с картинками, где предметы и животные легко узнаваемы (впрочем, без лишних мелких деталей). Свое положительное действие для развития малыша могут оказать тактильные книжки-игрушки. На страничках этих книг встроены различные тактильные элементы, передающие фактуру изображенного предмета (ткань, мех, дерево, картон, пластик, поролон, фольга и т.д.).

Книжки-игрушки, предназначенные детям этого возрастного периода, можно условно разделить на такие виды:

  • книжки-игрушки для привлечения и удержания внимания малыша;
  • книжки-игрушки для развития некоторых бытовых навыков;
  • книжки-игрушки для развития мелкой моторики;
  • книжки-игрушки для развития тактильных впечатлений;
  • книжки для обучения: книжки, которые призваны помочь малышу выучить названия различных объектов, явлений и действий

Ребенку от 1 года до 2 лет:

  • Пальчиковые книжки-игрушки, которые созданы специально для развития познавательного интереса: расширение представлений об эмоциях и жестах, развитие воображения, целенаправленного внимания, пространственного мышления, формирования активной речи. Если надеть на пальчик мягкую бабочку, пчелку, червячка, они оживут: начнут радоваться, грустить и удивляться. Пальчиковая книжка поможет вовлечь малыша в сюжетно-ролевую игру, разыграть с ним мини-спектакль.
  • Книжки-пышки, напоминающие магнит: при закрытии пухлые страницы плотно примыкают друг к другу. Ребенку их приятно держать в руках, открывать, закрывать, перелистывать.
  • Книжки-пищалки очень занимательны: имеют богатый иллюстративный материал, небольшой по объему текст и игрушку-пищалку, привлекающую внимание ребенка к книге.

Ребенок от двух до трех

Игрушки и игры для детей 2-х – 3-х лет очень интересны и многообразны. Это период, требующий самых разных игрушек. Совершенствуется мелкая моторика малыша, он с удовольствием манипулирует предметами. В возрасте от двух до трех лет малыш жаждет создавать и исследовать. Книги для детей 2 и 3 лет – это разнообразные сказки и стихи.

Чтение никогда не покажется вашему ребёнку скучным занятием, если вы познакомите его с серией увлекательных книжек–игрушек.

Книжки-игрушки, предназначенные детям этого возраста, можно условно разделить на следующие категории:

  • книжки-игрушки для развития навыков;
  • книжки-игрушки для развития мелкой моторики;
  • книжки-игрушки для развития тактильных впечатлений;
  • книжки-игрушки для обучения: книжки, которые призваны помочь малышу выучить буквы, цифры, названия геометрических фигур, животных и т.д.
  • книжки-игрушки для развития творческих способностей, которые учат лепить, рисовать, клеить, конструировать и т.д.

Для детей 2-х – 3-х лет:

  • Книжки-игрушки с выдвижными картинками («потягушки»), где на каждой странице маленьких читателей ожидает веселая загадка или занимательный вопрос.
  • Книжки-превращалки.
  • Книга-пазл.
  • Книжка-вырубка (обложка вырезана по контуру того предмета или образа, о котором идет речь в тексте).
  • Книжки-кусалки.

Мы хотим, чтобы наши дети с рождения оказывались в здоровой, гармоничной и творческой атмосфере, с радостью познавали мир и раскрывали свои таланты. Мы поддерживаем и развиваем их с пеленок. Стараемся совместить проверенные временем способы с современными находками, и не последнее место среди них занимают книги, которые тоже изменились. Они стали интерактивными, научились «общаться» с детьми через разные каналы восприятия, стали верными спутниками, веселыми учителями, партнерами по играм. Сегодня для этой цели вы можете выбрать множество прекрасных книг, которые увлекут малышей от 0 до 3 лет.

Одни из самых популярных — это погремушки. Например, серии Малышки-погремушки и Носики-курносики: книжка с погремушкой» уже полюбились самым маленьким читателям за счет красочных картинок, простых и удобных форм и, конечно же, интерактивной детали в виде самой настоящей погремушки! Из новых серий выделяются книги «Бусинки-погремушки — вместо одного яркого мячика там целая россыпь ярких мелких деталей, прочно закрытых в прозрачном окошке.

Отдельное место на пьедестале лучших детских книг занимают издания с объемными иллюстрациями. Картинки, которые вырастают перед ребенком, напоминают театральные декорации и становятся объектом изучений и игр. Для родителя подобные панорамные книги становятся легким способом познакомить ребенка с разными животными и предметами. Для самых маленьких можно посоветовать серию «Моя первая книга с объемными картинками», где животные и машины еще и двигаются на каждой странице, Чудо-панорамы с классическими сказками и «Удивительная книга с объемными картинками», где на страницах скрываются дополнительные интерактивные элементы.

Кроме того, бывают с кнопками, пуговицами и шнурками прямо на страницах, книги с окошками для изучения определенных тем и более легкого запоминания, книги, из которых без ножниц можно сделать фигурки куколок или других персонажей и играть с ними.

Методист и эксперт по раннему развитию Татьяна Савельева выделяет целых пять преимуществ .

1. Общение необходимо малышу с первых дней и месяцев жизни. Книги – идеальный повод! Взять на руки, вызвать улыбку, обменяться теплом и почитать вслух — книжки-игрушки дарят множество идей для взаимодействия между мамой и ребенком. Даже 2–3 месячному малышу уже можно и нужно начинать читать вслух! Стихи, потешки, короткие рифмованные тексты — читайте вслух малышу каждый день по 5 минут, и логопедические проблемы никогда не войдут в вашу жизнь.

2. К концу первого полугодия у детей развивается координация рук и глаз. Можно начинать трогать книжки — и активно развиваться. Чем активней среда вокруг, чем больше возможностей она представляет — тем быстрее развивается ребенок. Книга — отличный предмет для исследования. Особенно если она дополнена активными элементами: шнурочками, кнопочками, фактурными включениями, озвученными картинками.

3. В промежутке от пяти до семи месяцев ребенок научится сидеть — и «читать» книжки ему станет интереснее. Малыш стремится дотянуться до всего, что ему приглянулось — окружайте его полезными и безопасными предметами. Мягкие книги с пазлами, которые можно разбирать и собирать, будут занимательным и полезным досугом.

4. Во втором полугодии бурно развивается память малыша — он начнет запоминать книги. Самое время начать формировать вкус ребенка, в том числе и литературный. Присмотритесь, какие книги он встречает с большей радостью? Как отзывается на разных персонажей? Вызывают ли они оживление и желание подражать звукам животных, машин, повторять окончания? Все это часть активного познания мира вокруг, которым увлечен ваш ребенок.

5. Играем с книгой — развиваем мышление, познаем связь между причиной и следствием! Истории из книжек для самых маленьких станут отличными сюжетами для игр. Попросите ребенка закрыть глазки и затем найти спрятанную вами , или создайте из подручных средств любимого героя и вместе путешествуйте по книжке. Поиграйте с пальчиками, сопровождая игры песенками и приговорками. Варианты ограничены только вашей фантазией!

Общение — это самое важное, что нужно малышам в раннем возрасте. Именно оно определяет все процессы дальнейшего развития. И для малышей — это замечательная возможность сделать ваше общение богаче и разнообразнее.

Читайте также: