Книжки игрушки в библиотеке

Обновлено: 23.04.2024

Пример готовой курсовой работы по предмету: Издательское дело

Содержание

Глава 1.Книжка-игрушка: понятие, виды, специфика 5

1.1.Понятие книжки-игрушки и ее место в детской книжной продукции 5

1.2.Виды книжек-игрушек и требования к ним 11

Глава 2.Анализ современного российского рынка книжек-игрушек 18

2.1.Издательства, специализирующиеся на книжках-игрушках 18

2.2.Некоторые современные серии книг-игрушек 22

Список литературы 28

Выдержка из текста

Целью исследования данной работы поставлено выявление современных принципов и правил работы редактора над детской книжкой-игрушкой.

Книги-игрушки в работе с дошкольником в детской библиотеке

Практическая значимость работы заключается в проектировании и разработке идеи пособия для развития мелкой моторики и подборе упражнений направленных на повышение уровня развития мелкой моторики у дошкольников.

ВведениеВ современных условиях динамично изменяющейся культуры роль детской книги в воспитании детей, сохраняя в основном свою общую направленность на активизацию их познавательных процессов, а также развитие креативности и формирование эстетического вкуса, претерпевает определенные изменения как по форме, так и содержанию и методам реализации данной роли. Происходящая смена культурных парадигм делает актуальным вопрос относительно того, какой должна быть современная детская книга, чтобы в современных условиях поддержать и подтвердить свою незаменимую роль в развитии личности ребенка.

Мало того, даже самый развитый ребеноĸ, ĸоторый проявляет интерес ĸ игрушĸе, предназначенной для более взрослых детей, может причинить ущерб своему здоровью. Это связано с тем, что развивающие игрушĸи, разработанные для определенной возрастной ĸатегории, гарантируют ее безопасность именно для этого возраста. Кроме того, ĸ тому времени, ĸогда ребеноĸ дорастет до этой развивающей игрушĸи, она элементарно ему насĸучит.

Методологическую основу работы составили: исследования Л. Павловой, мы использовали статью «Какие игрушки предпочитают малыши?»/Дошкольное воспитание, 98 № 12, с. 86-89 и статью Хризман Т.П., Еремеева В.Д. в книге Мальчики и девочки: два разных мира. Нейропсихологи — учителям, воспитателям, родителям, школьнм психологам. — СПб., 1998.

Факторы реализации игры являются: установление содержательной связи между знаниями детей об окружающей действительности (содержание познавательной сферы) и их игрой, включение всех видов игр в педагогический процесс, своевременная организация развивающей предметно-игровой среды, квалифицированное участие педагогов в педагогическом процессе, обеспечивающем право ребенка на игру, индивидуальный подход к воспитанию, обучению, развитию детей в игровой деятельности, перспективное планирование развития игры (комплексный метод), использование эффективных методов и приемов, способствующих развитию игры

Каждый ребенок через игру познает окружающий мир, а с помощью игрушки можно привить лучшие черты ребёнка, ведь они имеют большое значение в развитии. На наш взгляд, в настоящее время связь актуальной жизненной ситуации ребенка и предпочитаемой им игрушки определена недостаточно, но потребность в изучении чрезвычайно велика. Например, на выбор ребенка влияет его эмоциональное состояние, тип привязанности к матери, социальный статус в группе сверстников, мода на игрушки, внешний вид игрушки, а также зависит от среды, в которой ребенок растет и находиться [23].

Теоретическая значимость: Систематизация основных положений отечественной, возрастной и педагогической психологии о влиянии игрушки на процесс формирования личности дошкольников и места детской игрушки в эмоциональном развитии ребенка.

Список литературы

1. Аромштам, М. Книжки, обросшие «шерстью» [Текст]

/ М. Аромштам // Дошкольное образование : газ. изд. «Первое сентября». – 2002. – № 23. – С. 45.

2. Водчиц, С.С. Эстетика пропорций в дизайне. Система книжных пропорций [Текст]: учеб. пособие для вузов / С.С. Водниц. – М.: Техносфера, 2005. – 416 с.

3. Герасимова, Н. Чудо-книги Л. Майоровой [Текст]

4. ГОСТ 7.60-90. Издания. Основные виды. Термины и определения [Текст].

– М.: Стандарт, 2007. – 24 с.

5. Для самых маленьких и любознательных [Текст]

// Формат. – 2008. – № 7(39).

6. Дьячкова, Е.В.1 класс [Текст]

/ Е. В. Дьячкова // Начальная школа. – 1992. – № 2. – С. 26-30.

7. Дьячкова, Е. В. Внимание книжки-игрушки! [Текст]

/ Е. В. Дьячкова // Детская литература. – 1989. – № 12. – С. 67-73.

8. Киселева, С. А. Книжка-игрушка на любой вкус [Текст]

/ С.А. Киселева // Формат. – 2009. – № 7 (48).

9. Книга: Энциклопедия [Текст]

/ ред. кол.: И.Е. Баренбаум, А.А. Беловецкая, А.А. Говоров и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — 800 с.

10. Книжка – игрушка [Электронный ресурс].

11. Кудрявцева, Л.С. Художники детской книги [Текст]: пособие для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений / Л.С. Кудрявцева. – М.: Издат. центр «Академия», 1998. – 208 с.

Процесс воспитания талантливого читателя начинается задолго до его появления на свет. Будущим мамам и папам нужно готовить себя к этой роли, стать настоящими знатоками детской книги. Очень полезно знать разновидности книг, способных приобщить вашего малыша к книжному миру.

Книжка-игрушка - 1

Ребенку до года нужны книжки-игрушки — яркие, красочные, с изображением того, что окружает малыша, что легко узнаваемо: домашних животных, игрушек, предметов детской одежды. Такие книги положительно влияют на развитие мозга ребенка, способствуют формированию первых представлений о мире: знакомят с названиями предметов, развивают мелкую моторику, речь, внимание, зрительное восприятие, память.

Книжка-игрушка - 2

На малышей от 1 месяца до 1 года рассчитаны книжки, в которых отсутствует текст. Их основное назначение — знакомство с такими понятиями, как цвет, форма. Они помогают при формировании первых математических представлений, дают ребенку понятие о простейших геометрических фигурах и основных цветах, а также формируют пространственное мышление.

Ребенок от года до двух

После года у детей активно развивается мышление и понимание речи. Малыш этого возраста уже хорошо узнает изображения знакомых предметов. На этом этапе особенно важно приобретать для него книги с картинками, где предметы и животные легко узнаваемы (впрочем, без лишних мелких деталей). Свое положительное действие для развития малыша могут оказать тактильные книжки-игрушки. На страничках этих книг встроены различные тактильные элементы, передающие фактуру изображенного предмета (ткань, мех, дерево, картон, пластик, поролон, фольга и т.д.).

Книжки-игрушки, предназначенные детям этого возрастного периода, можно условно разделить на такие виды:

  • книжки-игрушки для привлечения и удержания внимания малыша;
  • книжки-игрушки для развития некоторых бытовых навыков;
  • книжки-игрушки для развития мелкой моторики;
  • книжки-игрушки для развития тактильных впечатлений;
  • книжки для обучения: книжки, которые призваны помочь малышу выучить названия различных объектов, явлений и действий

Ребенку от 1 года до 2 лет:

  • Пальчиковые книжки-игрушки, которые созданы специально для развития познавательного интереса: расширение представлений об эмоциях и жестах, развитие воображения, целенаправленного внимания, пространственного мышления, формирования активной речи. Если надеть на пальчик мягкую бабочку, пчелку, червячка, они оживут: начнут радоваться, грустить и удивляться. Пальчиковая книжка поможет вовлечь малыша в сюжетно-ролевую игру, разыграть с ним мини-спектакль.
  • Книжки-пышки, напоминающие магнит: при закрытии пухлые страницы плотно примыкают друг к другу. Ребенку их приятно держать в руках, открывать, закрывать, перелистывать.
  • Книжки-пищалки очень занимательны: имеют богатый иллюстративный материал, небольшой по объему текст и игрушку-пищалку, привлекающую внимание ребенка к книге.

Ребенок от двух до трех

Игрушки и игры для детей 2-х – 3-х лет очень интересны и многообразны. Это период, требующий самых разных игрушек. Совершенствуется мелкая моторика малыша, он с удовольствием манипулирует предметами. В возрасте от двух до трех лет малыш жаждет создавать и исследовать. Книги для детей 2 и 3 лет – это разнообразные сказки и стихи.

Чтение никогда не покажется вашему ребёнку скучным занятием, если вы познакомите его с серией увлекательных книжек–игрушек.

Книжки-игрушки, предназначенные детям этого возраста, можно условно разделить на следующие категории:

  • книжки-игрушки для развития навыков;
  • книжки-игрушки для развития мелкой моторики;
  • книжки-игрушки для развития тактильных впечатлений;
  • книжки-игрушки для обучения: книжки, которые призваны помочь малышу выучить буквы, цифры, названия геометрических фигур, животных и т.д.
  • книжки-игрушки для развития творческих способностей, которые учат лепить, рисовать, клеить, конструировать и т.д.

Для детей 2-х – 3-х лет:

  • Книжки-игрушки с выдвижными картинками («потягушки»), где на каждой странице маленьких читателей ожидает веселая загадка или занимательный вопрос.
  • Книжки-превращалки.
  • Книга-пазл.
  • Книжка-вырубка (обложка вырезана по контуру того предмета или образа, о котором идет речь в тексте).
  • Книжки-кусалки.

Книга – это источник знаний для людей любого возраста, даже для самых маленьких детей. Только вот обычная книга долго не будет находиться в руках маленького любознательного исследователя, да и текст с мелким шрифтом не даст чего-то полезного малышу, который учится познавать мир. Именно поэтому появились развивающие книжки-игрушки для таких читателей. Эти книги можно найти и в Центральной детской библиотеке.




Ново годний подарок: стихи и загадки / худож. М. В. Федотова. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2008.


Загадки / худож. В. Д. Сергеев. – М.: Дрофа - Медиа, 2003.


Реб ята, чтобы разгадать загадки, нужно повернуть кружок в книжке. Тогда вы узнаете, кто утром встаёт, громко песенки поёт; на крылечке кто лежит, дом хозяйский сторожит; у кого мордочка усатая, а сама лохматая; что за рыжая плутовка кур ворует очень ловко. Вы готовы ответить? Если нет, то книга вам поможет.

Репка / худож. С. В. Емельянова. – СПб.: Нева, 2006.

Перед вами необычная книжка с известной сказкой "Репка". Ее можно не только читать - с ней можно играть, устраивая представления т еатра , где перед вами появятся сказочные персонажи. Прочтите и поиграйте в сказку!

Лаврентьева, Е. Про котят / Е. Лаврентьева. – М.: РОСМЭН- ИЗДАТ, 2007.

Альбатрос Альберт летает через моря, чтобы навещать друзей по всему свету. Хотите присоединиться к нему? Вы узнаете о различных животных, обитающих в джунглях, бескрайних саваннах, хол о дной Антарктиде. Особенно интересно будет поиграть с ними, а это очень просто: нужно подвигать рычажок, тогда эти необыкновенные животные словно оживут перед вами.


За рулём. Я пожарный / пер. Д. Селивёрстовой. - М.: Эксмо, 2009.

Вы хотите стать пожарным? В этой книге есть настоящий руль, который можно поворачивать, а также переключать звуковые сигналы. Выполняйте задания и отправляйтесь в путь!

Уже в XYIII – XIX и начале XX в. читателям и библиотекарям были известны книги – настольные игры, книжки-игрушки на елку, книжки-пано­рамы, книжки-затеи (музыкальные, арифметические), книжки-ширмы, книжки-поделки, книжки-фигуры, книги-комиксы, которые тоже нередко сегодня отно­сят к книжкам-игрушкам.

В 20-е гг. XX в. выпускались книжки-поделки, книжки-затеи, книжки с игровым замыслом, а также кино­книжки, книжки-раздвижки, книжки-игрушки для те­невого театра.

В 1940-e гг., главным образом в период Великой Оте­чественной войны, преобладает выпуск книг-фигур, создаются книги-игрушки с картонным клапаном и отверстиями.

В 1960-70-е гг. появляются книги-игрушки с картон­ными и пластмассовыми подвижными дисками (в виде телефонов, часов а др.), новые конструкции книжек-поделок, книги-игры, книги с переводными картинками и аппликациями, с металлическими пружинками или резинками, книги с прорезанным оконцем на первой странице, книги с пластинками и со стереоскопичес­ким эффектом.

В 1970-80-е гг. получают распространение книги с открывающейся дверцей на странице, с последова­тельно разворачивающимися страницами, книга-те­атр как подвид книги-затеи, много издается альбо­мов-самоделок и книжек с пластинками, появляются “компьютерные “музыкальные книжки.

В 1990-е гг. возрождаются книги-затеи (музыкаль­ные, арифметические, математические), появляются книги-игрушки с электронным звуковым сопровожде­нием, издается много книг-комиксов, книг с сопрово­дительным материалом, книг-игр.

Однако, несмотря на такую богатую историю и большое разнообразие книг-игрушек, о них не упоми­налось в нормативных документах по книгоиздатель­скому делу вплоть до 1990 г. Только ГОСТ 7.60—90 “Издания. Основные виды. Термины и определе­ния” дает определение книжке-игрушке как виду из­дания и перечисляет ее разновидности, но далеко не полно: книжка-ширмочка, книжка-гармошка, книж­ка-вертушка, книжка с игровым замыслом, книжка-панорама, книжка-затея, книжка-фигура, книжка-поделка. Не получили пока признания такие разно­видности, как книжка-игрушка на елку, книжка с сопроводительным материалом (игрушкой, аудиокас­сетой, видеокассетой, грампластинкой, фишками и др.), книга-планшетка, книжка-театр, кино-книжка, книжка-раздвижка, книжка-игрушка для теневого театра.

В современных книжках-игрушках гармонично сочетаются традиционные подходы и новаторские поиски. Сейчас они, безусловно, переживают свое второе рождение.

Богатая история книг-игрушек заслуживает боль­шего внимания библиографов. Решение задачи полно­го библиографического учета и отражения таких книг создаст необходимую источниковедческую основу для их детального изучения, разработки полноценной ти­пологии, даст ориентиры детским библиотекарям для более глубокого понимания их особеннос­тей. С помощью библиографических сведений, со­бранных с максимально возможной полнотой, наши потомки получат представление о том, какими были книги-игрушки в далеком прошлом, в том числе и в кон­це XX столетия.

****** 2022 год ОРША - КУЛЬТУРНАЯ СТОЛИЦА БЕЛАРУСИ****** ***** ***** СКОРО В БЛОГЕ! ***** Место силы? Точка роста? РеКлАмА в библиотеке ***** День библиотек в странах мира ***** Как происходит проверка фонда *****и ещё много актуальных новостей из жизни библиотек мира ******

Игрушки в библиотеке - помогают или мешают раскрывать пространство? Часть І



ФАКТ ИЗ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ: Игрушки существуют с давних времен. Их вытачивали из дерева, лепили из глины, а одной из первых мягких игрушек стала тряпичная кукла, которую мастерили своим детям, а иногда дети их делали сами. Затем появились мягкие игрушки: мишки, зайчики и другие, правда, они не были такими яркими, красочными и разнообразными, как теперь. Мягкая игрушка - самая молодая. Ей чуть больше ста лет. Самая первая мягкая игрушка появилась в начале ХХ века в Германии.





Игрушки встречают читателей не только внутри, но и снаружи - на входе или на окнах. И тексты и рекламные слоганы о чтении. Вполне себе симпатично, особенно вариант с оленёнком - он нарисован юной читательницей, поэтому особенно дорог библиотекарям. Плюс в том, что экспозиция видна издалека и тема может меняться сколько угодно в зависимости от поры года и других целей библиотеки.


- в оформлении интерьера библиотеки применяют разнообразные креативные идеи. Качество исполнения зависит от качества используемых материалов. Если Лягушки просто нарисованы на стенах, то Пчёлки находятся в свободном полёте. Надувные Утки и Щенок приятны взгляду и на них можно посидеть самым маленьким читателям. Сказочные персонажи бумажного производства на мой взгляд проигрывают тёплому Солнышку, Вороне и Кукле. Мечта библиотекаря - стеллаж в виде Динозавра. Тут один "минус" - я бы могла испугаться впервые увидев такого зверя.








- настенные экспозиции тоже привлекают внимание читателя - либо рекламой услуг, книжного фонда. призывом к чтению или просто своим видом. Тут у читателя один выбор: или "Читай о кошках!" или тебя съест Дракон, а может и Единорог увезёт в дальние страны.





- супергерои встречаются реже, но охотно осваивают библиотечное пространство. Здесь мне нравятся оба варианта.






Переходим к самом многочисленной группе игрушек, живущих в библиотеках - представителях животного мира.


- ёжики: их любят дети, любят взрослые. Вариантов использования - великое множество. Мне понравились бумажные ежи. А вам?


- читаем сами. Животные зачастую выступают в роли читателей - лежат на книгах, читают книгу, читают игрушечным малышам. Некоторые устают от чтения - красный Лягушонок из их числа :)





- точь в точь Некоторые библиотекари обладают огромным творческим потенциалом - они воссоздают сами или с помощью читателей героев книг, которые точь-в-точь похожи на нарисованных. Браво! Кстати, у нас в Беларуси уже дважды проходит выставка таких героев. Называется "Улыбчивые чуда". кому интересно - загляните сюда.



- очень похоже Вышеназванную тему продолжают книжки и грушки, очень похожие на персонажи - Лисёнок, Рыбки, Котёнок и Мумми Тролли. На мой взгляд, всё достойно внимания читателя. Рыбок, кстати, можно было бы использовать в виде викторины и "ловить" их с помощью удочки. Магниты сейчас купить не проблема.







- самый многочисленный отряд - мишки! В самых разнообразных видах, цветах и занятиях. Мишки читают, сидят на книжках, печатают на компьютерах, играют в настольные игры, занимаются йогой (!). Меня порадовал олимпийский Мишка, который рекламирует фонд в одной из американских библиотек. Как он туда попал? :) Кстати рекламирует он фонд русской литературы!








- весёлые друзья Здесь библиотечная фантазия зашкаливает - в помощь библиотекарю для привлечения внимания читателей отправляется отряд из всех имеющихся в мире животных.

Они прячутся между книг, занимают места в креслах, на столах, забираются на стеллажи, атакуют компьютерные клавиатуры.

Сказать по-правде - Свинки понравились, ну и Цыплёнок тоже ничего. Игрушки на верхних полках стеллажей - не очень. Мне бы в детстве хотелось с ними поиграть. а дотянуться как?






В следующий раз я покажу вам какие страшилки обитают в библиотеках, с кем приходят авторы книг и какие львы - самые красивые. До встречи. )))

Читайте также: