Когда младенец начинает брать игрушки

Обновлено: 22.05.2024

С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Родители должны четко представлять себе особенности развития малыша в различные возрастные периоды – знать, какие умения и навыки могут быть выработаны и какие требования можно предъявлять ребенку в соответствии с возрастом, чтобы не вызывать переутомления.

Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами- педиатрами по следующим показателям:

• Зрительно-ориентировочные и слуховые ориентировочные реакции;
• Эмоции;
• Общие движения;
• Движения руки и действие с предметами;
• Подготовительные этапы развития речи и понимание речи;
• Навыки и умения.

Развитие этих показателей в зависимости от возраста наглядно представлены в таблицах.

Таблица 1. От 0 до 6 месяцев

Кратковре- менно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним

Навыки и умения в процессах

Берет пищу губами с ложки для кормления

Таблица 2. От 6 до 12 месяцев

Действует с предметами по разному, в зависимости от свойств: катает, вынимает, перекладывает

С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Это самый необходимый фактор для развития зрительных и слуховых восприятий, для формирования положительных эмоций, основных движений, и является подготовительным этапом для развития речи.

Развитие зрения и слуха

У новорожденного ребенка зрительный и слуховой анализаторы развиты лучше, чем анализаторы, обеспечивающие движение. Уже в первые дни после рождения ребенок начинает фиксировать взгляд на объектах, которые расположены на линии его зрения. Малыш может проследить глазами за движущимся предметом, но это действие еще очень кратковременно и неустойчиво. На десятый-пятнадцатый день жизни дети способны более долго удерживать движущийся предмет в поле зрения. И только со второго месяца жизни они уже сосредоточивают взгляд на неподвижном предмете.

Постепенно малыш начинает следить за многими движущимися объектами и окружающими его людьми. В четыре месяца он уже узнает свою маму, а в пять способен отличить близких родственников от незнакомых ему людей.
Деятельность слухового анализатора развивается так же быстро, и, уже с трехнедельного возраста ребенок начинает прислушиваться к звукам. К пяти месяцам он определяет направление звука и поворачивает головку в сторону его источника. Так же малыш по-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему.

Развитие эмоциональных реакций

Эмоции новорожденного ребенка всегда исключительно отрицательные и однообразные. Свое недовольство к внешнему или внутреннему дискомфорту он выражает криком и плачем. Но эти эмоции всегда рациональны, поскольку служат сигналом для мамы. Мама, прекрасно ориентируясь в ситуации, способна вернуть малышу комфорт ? поменять пеленки, накормить, успокоить и пр.

Установлено, что уже в первые дни жизни приближение взрослого человека вызывает у малыша повышение двигательной активности и сосательных движений - это реакция предвосхищения кормления.

На второй-третьей неделе жизни малыш внимательно осматривает лицо матери и ее руки, пытается ощупывать грудь. Потом такой интерес к маме возникает уже во время бодрствования.

На втором месяце жизни малыш улыбается на приближение и разговор взрослого, а с третьего месяца начинает смеяться. У него появляется интересная реакция на приближение взрослого человека - он вскидывает ручки, перебирает ножками и радостно гулит. Врачи называют эти эмоции "комплексом оживления".

К четырем-пяти месяцам развивается ориентировочная реакция - малыш начинает реагировать на знакомых и незнакомых ему людей. Он уже хорошо отличает мать среди других взрослых, по-разному реагирует на ее появление и исчезновение. По отношению к людям, с которыми у ребенка сложился хороший контакт, может возникнуть и дополнительный эмоциональный компонент - бурная негативная реакция на прекращение общения или на уход любимого человека. Малыш огорчается, если кто-то неожиданно перестал уделять ему внимание.

Постепенно ребенок начинает интересоваться и другими, незнакомыми ему людьми. При этом кроме оживления и радости, может последовать и противоположная реакция, например, страха и негативизма. Не стоит пугаться, если малыш плачет при виде постороннего человека - это совершенно нормальное поведение. При этом, чем старше становится ребенок, тем сильнее он выражает свои эмоции.

После шести-семи месяцев формирование активной познавательной деятельности ребенка требует непрерывного манипулирования с предметами и игрушками. Поэтому и первая негативная реакция на незнакомого человека легко подавляется естественным любопытством по отношению ко всему новому и неисследованному.

К девяти месяцам эмоциональная жизнь малыша существенно обогащается. Усиливаются и проявления эмоций. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, реакции на людей бывают очень различными. Возникает робость и стеснительность. Однако налаживание отношений все же удается благодаря любопытству малыша.

Координация движений у детей развивается после рождения. Первые дифференцированные движения ручками возникают на втором-третьем месяцах жизни. Малыш приближает руки к к глазам и носу, потирает их, а потом поднимает над лицом и разглядывает. С трех-трех с половиной месяцев он ощупывает свои руки, перебирает пальцами одеяла и край пеленки. В этом возрасте ему понадобятся мелкие игрушки -случайно наталкиваясь на них, ребенок сжимает кисть в кулак и толкает игрушку, не захватывая ее.

При вкладывании игрушки в руку ребенок долго ее удерживает за счет хорошо развитого хватательного рефлекса, а так же пробует ее на вкус – тянет в рот.

Внимательно следите, чтобы мелкие детали не попали в рот малыша!

С пятого месяца жизни движения рук малыша уже напоминают движения взрослого человека. Однако он совершает массу сопутствующих нерациональных движений, и параллельно двигает второй ручки. При захвате игрушки ребенок, он двигает еще ножками и туловищем. А сама хватающая рука совершает много лишних ненужных движений.

Более прицельные движения руки формируются только к восьми- девяти месяцам жизни.

Важным на первом году жизни является развитие речи. На втором месяце ребенок начинает произносить отдельные звуки - "а-а-а", " а-бы-ы", " е-ее" и др. Однако сначала гуление бывает кратковременным, потому что всегда происходит на фоне оживления и радости. Это свидетельствует о хорошем самочувствии и о положительном эмоциональном настроении малыша.

К четырем-пяти месяцам формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком. А в возрасте семи месяцев появляется лепет. Детский лепет – это произношение во время гуления слогов – "ба-ба-ба", "да-да-да", "ма-ма-ма". Малыш может подолгу "разговаривать" подобным способом, вызывая радость родителей.

В семь-восемь месяцев ребенок уже понимает отдельные элементы речи взрослых и способен установить связь между услышанным словом и конкретным образом. Так, на вопрос "Где мама?", он поворачивает голову и смотрит в сторону мамы (поисковая зрительная реакция). На просьбу поиграть в "ладушки", помахать ручкой, малыш отвечает соответствующими действиями - хлопает в ладоши и машет ручкой. Также в этом возрасте интенсивно развивается лепет, элементы подражания звукам. Ребенок часто повторяет слоги с разнообразными интонациями.

Обычно первые слова малыш произносит в десять-одиннацать месяцев. Эти слова состоят из простых для произношения однообразных слогов (ма-ма, па-па, дя-дя, ба-ба) или упрощенных звуковых подражаний (кс-кс), а также слов традиционного детского языка (ав-ав).

К году ребенок умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб - дай, покажи, закрой. Понимает слова -"надо" и "нельзя".

Гармоничность нервно-психического развития во многом зависит от внимания взрослых. Дети, которых любят, с которыми много разговаривают и играют, развиваются быстрее тех, которые лишены такого интенсивного внимания.

Почаще разговаривайте с ребенком, вызывая у него улыбку и поддерживая его в оживленном состоянии. Перед каждым кормлением и во время бодрствования выкладывайте ребенка на животик - это развивает умение поднимать и удерживать голову, укрепляет тонус брюшных мышц. Так же рекомендуется брать малыша на руки, сначала в горизонтальном положении, а с полутора месяцев - в вертикальном, для поднятия эмоционального тонуса и умения держать головку.

Для игр с малышом используйте яркие погремушки простой формы. Медленно двигайте ими и стороны в сторону, заставляйте их звучать - так вы будете стимулировать развитие зрительного и слухового восприятия.
В возрасте с трех до шести месяцев родители, разговаривая с малышом, должны стремиться вызывать ответные звуки и смех. Нужно как можно чаще выкладывать ребенка на живот, помещать перед ним на близком расстоянии игрушки, чтобы малыш учился ползать.

Показывайте малышу яркие игрушки с разных сторон – пусть он как можно чаще переворачивался со спины на живот и обратно. А также предложите ребенку игрушки, удобные для захватывания ручками. Общая активность малыша способствуют развитию его эмоций и речи.

В возрасте от шести месяцев до года нужно "поощрять" у ребенка лепет, почаще вступать в "переговоры", вызывать подражание слогам и простым словам. В семь- восемь месяцев можно выучить игру " Ладушки", "Сорока" и другие пальчиковые игры. Ребенок должен уметь по просьбе взрослых давать руку или нужную игрушку.

Игрушки лучше класть в кроватку или манеж. Показывайте малышу элементарные действия с предметами, побуждая его повторять за вами. Для развития действия с предметами давайте ему открывающиеся коробочки, детские ведерки, корзиночки и пирамидки и мячи.

Помните, что игры-занятия с детьми первого года жизни должны носить эмоциональный характер и обязательно сопровождаться разговором.

С рождения относитесь к ребенку как к мыслящему существу - ведь он наблюдает за происходящим в окружающем его мире более внимательно и сознательно, чем мы себе представляем.

грудничок играет с погремушкой

Не секрет, что каждый любящий родитель, желает своему малышу самого хорошего. С первых дней мы планируем для своей крохи жизнь. Мы переживаем по любому поводу, разболелся ли животик, или наше чадо плохо спало всю ночь. Любые хорошие моменты — это одновременно и радость и память на всю жизнь. Каждый папа и каждая мама часто балуют свою кроху подарками.

А что ребенку нужно? Конечно же, игрушка! Новорожденный не исключение, этот карапуз с первых дней увлеченно знакомится с окружающим миром и первые игрушки приносят крохе массу новых впечатлений. Главное, чтобы игрушка была интересной и безопасной! Сегодня мы поговорим о погремушках для новорожденного.

Погремушки бывают разные

Существуют различные виды погремушек, но можно выделить основные:

  • Классика. Такой тип погремушки в основном простого строения с удобной ручкой. Например: круглый шар, размером с кулачок новорожденного, с несколькими мелкими деталями внутри. Когда новорожденный трясет игрушкой, шар издает характерные звуки;
  • Шелестелки. Мягкая игрушка с внутренней шелестящей вставкой. Часто можно встретить игрушку в виде книжки, где каждая страничка издает новый звук и имеет разную структуру ткани. Подойдут такие игрушки новорожденному с первых дней и до года. Благодаря такой погремушке, у крохи развивается мелкая моторика и слух;
  • Прорезыватель зубов. Такую полезную игрушку, иногда совмещают с погремушкой. Так, малышу можно и зубки почесать и звук приятный послушать;
  • Погремушка слинговая. Почему такое название? Потому что такие игрушки сделаны в виде бус, из разных тканей, деревянных шаров и других забавных для ребенка деталей.

Мамы любят одевать их на шею и новорожденный может вволю наиграться с погремушкой, в то время как мама носит его в слинге. Такие бусы сейчас набирают популярность и не только благодаря своей уникальности, а и тому, что молодая мама может сделать их сама;

  • Подвески. Такие погремушки можно вешать на кроватку для новорожденных или коляску. Делают их в основном из пластмассы, или ткани. Иногда добавляют в них моторчик и дергая игрушку вниз, новорожденный с удовольствием смотрит как она, жужжа, возвращается в начальное положение;
  • Погремушка — одежда. Видели ли вы когда-нибудь звонкие носочки или браслетики у малышей? Вот это и есть погремушка. На носочек, например, пришивают тканевую мордочку животного, в которой вшита погремушка. Или на полоску ткани цепляют различные звонкие детали. Главное, чтобы они были крепко пришиты!;
  • Серебряные погремушки. Для новорожденных существуют и такие игрушки. Они очень красиво смотрятся и малышам нравятся. Иногда такие погремушки делают именными.

Выбираем игрушку по возрасту и по делу!

Выбирать погремушку, это как в магазин пойти за продуктами. Не зная заранее для каких целей она нужна, можно скупить огромное количество невероятных игрушек. Так что давайте разберемся как выбрать погремушку:

  1. Если забава нужна новорожденному первых дней жизни, стоит обратить внимание на классические погремушки и шелестелки. Другого вида игрушку малыш еще не поймет;
  2. Ребенку постарше, примерно с 4 месяцев, можно брать развивающие коврики с подвесными погремушками, забавные книжки пищалки и игрушки с кнопочками, а также слинго — бусы; В статье важная информация о том, что должен уметь ребенок в 4 месяца>>>
  3. Начиная с 4 месяцев и до 1 года, стоит купить прорезыватель для зубов. Учтите, что заранее необязательно покупать к 4 месяцам, так как зубки у каждого новорожденного начинают резаться по-своему;
  4. С более осознанного возраста (6—7 месяцев) новорожденный с удовольствием будет играть в большие мягкие кубики, куклы, зайцы с шелестящими и звуковыми эффектами; Что же нового происходит в жизни ребенка в этом возрасте, читайте: Что должен уметь ребенок в 6 месяцев>>>
  5. В этом же возрасте можно попробовать дать ребенку игрушки — развивашки с запахом, такие можно купить у хендмейдера или сделать самому.

А вы знали? Самые дорогие для сердца ребенка, погремушки — сделанные мамой. Даже энергетически эти игрушки несут массу положительной энергии. Кстати, это уже доказано наукой!

Часто мамы задаются вопросом: во сколько месяцев ребенок держит погремушку? Ответ неоднозначный, ведь каждый новорожденный развивается по-своему, но в основном с 2 месяцев новорожденному можно давать ее в руки и не осознанно он будет держать ее несколько минут, а в 3—4 месяца, малыш сам будет тянуться к забаве. Подробнее об этом читайте в статье Когда ребенок начинает держать игрушку в руках>>>

Когда ребенок осознанно начинает брать игрушки, это означает что малыш перешел на новый этап развития. Примерно в 5 месяцев новорожденный, осознанно тянет руки и хватает игрушку. Вначале, он это делает двумя руками, для твердости, а когда урок будет усвоен, ребенок будет проделывать это одной рукой.

В полгода малыш может удерживать по одной игрушке в каждой руке, а также брать их, находясь в лежачем положении (на животе, на боку).

Важно! Не стоит расстраиваться, что ваш малыш немного запаздывает. Характер у детей разный и каждый по своему графику развивается! Но если есть большие сомнения — обратитесь к вашему детскому педиатру за советом.

В какие игры можно поиграть с погремушкой?

Варианты игр с малышом при помощи погремушек, можно разделить на несколько этапов:

  1. Возраст ребенка 2—3 месяца:
  • Вложите удобное колечко или ручку погремушки малышу в ладошки. В этом возрасте он неосознанно сожмет свои ручки и несколько минут будет держать игрушку;
  • Когда ребенок освоит и осознает (причинно-следственная связь) эту игру, усложните задание. Теперь держите игрушку перед ним и передвигайте ее влево, вправо, немного вверх и вниз. Делать это нужно медленно. Эта игра развивает фокусировку зрения. Узнайте из статьи, когда новорожденный начинает видеть>>> Если новорожденный потянется и попробует взять погремушку — задание пройдено;
  1. Возраст новорожденного 3—4 месяца:
  • Вот и пришло время когда нужно давать погремушку. В этом возрасте научите ребенка брать погремушку с ваших рук и передавать ее обратно. Важно проделывать это упражнение в разных позициях. Пусть новорожденный проиграет ситуацию находясь на боку, на животе, на спине; Читайте, чтобы узнать, когда ребенок начинает переворачиваться>>>
  1. Возраст малыша 5—6 месяцев:
  • Хорошая игра «перекладывание». Нужно научить новорожденного перекладывать игрушку с одной руки в другую;
  • Вторая игра-задание, заключается в том, чтобы ребенок твердо держал две погремушки, а мама немного тянула то одну, то другую. Игра хорошо развивает мозг и помогает осознавать происходящие действие;
  1. Возраст ребенка 7—8 месяцев:
  • Игры становятся разнообразней: малыш размахивает, стучит, бросает, грызет свою игрушку. Все это благоприятно сказывается на его развитии. В это время поиграйте с ребенком в маленький, звонкий мяч. Неважно, что малыш не сможет его поймать, он все разно получи массу удовольствия.
  1. Возраст 8—11 месяцев:
  • Оденьте новорожденному звонкие носочки или браслетики, пусть малыш подвигается вместе со своей забавой;
  • Поиграйте с ребенком в разные кубики, или мячики с разным наполнителем. Пусть одна погремушка шелестит, другая звенит, а третья пересыпается внутри маленькими горошинками;
  • Начинайте обучать ребенка действиям: лови, стучи, бросай, кусай.

Знайте! Даже самому маленькому проказе, могут надоесть некоторые игрушки. Спрячьте их на время, а через недельку достаньте. Так, старые погремушки станут новыми.

Мамин хендмейд, или делаем погремушку своими руками

Как же сделать погремушку своими руками? Создать забаву для своего крохи, несложно, главное фантазия! Предлагаем несколько простых вариантов:

  • Делаем выкройку мяча (баскетбольного или теннисного). Можно взять любую мягкую ткань, лучше хб., сшиваем. Через отверстие в мяче вставляем воздушный шарик и бросаем в него несколько бусин или звоночек. Такому мячу будет рад любой ребенок. Секрет в том, что шарик можно время от времени надувать или спускать;
  • Мама может изготовить слинго — бусы . Если нет деревянных бусин, можно взять коробочки от киндер сюрприза. Обшивать или обвязывать и чем наполнять — дайте разгуляться своей фантазии;
  • Можно сделать погремушку — книжку. Добавив в нее разные по текстуре странички шелестелки;
  • Самый простой и распространенный вид хендмейда — пластиковые баклажки 0,5, заполненные наполовину разными семенами и крупами. Такая игрушка не оставит равнодушным ни одного новорожденного.

Счастье вашего малыша — в ваших руках. Иногда простые объятья приносят больше радости, чем новые игрушки. Уделяйте достаточно времени своему карапузу и он будет счастлив!

Главная / Грудничок / Развитие ребенка / по навыкам / В каком возрасте ребёнок начинает держать игрушку в руках?

ребенок лежит на спине смотрит на игрушку


Покупать погремушку для младенца можно с самого рождения. Когда ему исполнится три недели – он уже ею заинтересуется.

Его вообще в этом возрасте начинает интересовать всё яркое и движущееся. Особенно младенцам интересны погремушки, издающие звуки.

Вы часто спрашиваете, когда же ребёнок начинает держать игрушку в своих руках? Сегодня как раз об этом и расскажу.

Особенности развития

Несмотря на то, что новорожденного ещё не интересуют игрушки, у него развит хватательный рефлекс. Если что-то попадает к нему в руки, он их сжимает и держит предмет, но сам не осознаёт, что происходит. Читайте подробнее о рефлексах новорожденного>>>

Это может быть игрушка, мамин палец или одежда. Такое действие он совершает неосознанно, и чтобы выпустить предмет из рук, ему нужно помочь расцепить пальцы.

Прежде чем научиться держать игрушку в руках, пройдёт несколько этапов:

  1. С 8 недель малыш будет удерживать помещенные в руке предметы, и тянуть их ко рту.
  2. С 4 месяцев осознанно хватать игрушки, какие попались в его поле зрения, и притягивать их.
  3. После 5 месяцев ребёнок пробует брать игрушки с кроватки или с другой поверхности. Он зажимает их обеими руками, а также учится сдавливать их и одной рукой.
  4. В 6 месяцев ребёнок лёжа может схватить игрушки, а также держать в обеих руках разные игрушки. Допустим, правую руку он может взять погремушку, а в левую — мягкую игрушку.

О развитии ребёнка, особенностях сна и о том, как правильно воспитывать смотрите интернет-курс Мой любимый малыш: секреты развития и воспитания ребёнка до года>>>

Чтобы ребёнку захотелось захватить игрушку в руку, она должна быть яркой и находиться на расстоянии около 40 см от него. Если игрушки будут ближе — он их просто не заметит. Узнайте, когда новорожденный начинает видеть>>>

Тяжелую игрушку тоже не следует брать, ведь малыши пока ещё роняют игрушки и могут ударить себя.

Ещё примечательно вот что. Если в указанный период ваш ребёнок не выполняет те или иные действия, это не означает, что он отстаёт в развитии. Читайте интересную статью Развитие ребёнка по месяцам до года>>>

В каком возрасте ребёнок начинает держать игрушку — очень индивидуально.

Если он в положенный возраст не держит предметы в руках, значит, ему удастся это чуть позже. А родители могут ему в этом помочь.

Как научить ребёнка держать игрушку

Учить ребёнка держать предмет в руке необходимо в хорошем настроении, ласковым голосом и в игровой форме. Узнайте когда малыш начинает улыбаться>>>

От этого зависит, во сколько месяцев ребенок начнёт держать игрушки.

Запаситесь терпением, так как это займёт время и потребует многочисленных повторений.

Важно! Ни в коем случае не сравнивайте в чём-либо своего с ребёнка с другими.

Итак, обучение заключается в нескольких упражнениях:

  • сцепление рук;
  • вкладывание игрушки в руку;
  • схватывание предметов.

Чтобы ребенок умел сцеплять руки, нужно в этом ему помогать. Он научится чувствовать, что его пальцы могут сжимать что-то.

Перед тем, как вложить игрушку в руку ребёнку, поводите ею перед его глазами. Но на положенном расстоянии, чтобы он её видел. Малыш будет отслеживать игрушку взглядом.

Затем вложите её в руки ему между большим пальцем и всеми остальными пальцами, поперёк ладони. Так ему точно будет удобно её держать.

На первых занятиях соединяйте пальцы ребёнка своими руками.

Сначала малыш будет быстро выпускать игрушку из своих рук. Потом начнёт удерживать её на несколько секунд, а затем и дольше.

Когда ребёнок начинает держать игрушку в руке довольно продолжительное время, можно усложнить упражнение: слегка потягивать её на себя.

Это упражнение даст почувствовать ребенку напряжение в мышцах.

Для того чтобы ребёнок научился схватывать игрушки, повесьте яркий предмет рядом с какой-нибудь рукой: левой или правой, неважно.

Теперь уже не торопитесь вкладывать ему игрушки сами. Дайте ему возможность и время для того, чтобы он сам дотянулся до неё и схватил. Ведь ему важно познавать механизм движений и развивать его.

От вас потребуется:

  • коснуться тыльной стороны его руки, чтобы он раскрыл ладошку;
  • позвенеть погремушкой, чтобы он заинтересовался ею;
  • подождать, чтобы ребёнок сам взял выбранную игрушку;
  • поменять игрушку, если интереса не было проявлено;
  • подвести руку ребёнка с игрушкой к свободной руке и помочь дотронуться до предмета.

Важно! Непременно хвалите, когда ребёнок начинает держать игрушки самостоятельно.

Он уже учится радоваться и осознавать свой успех. Подробнее в статье Когда ребёнок начинает смеяться>>>

Обязательно следите за состоянием игрушек. Они должны быть чистыми, ведь ребёнок обязательно потянет их в рот.

Желательно брать качественные игрушки: чтобы они не издавали неприятного запаха и были гладкими, без заводских дефектов, которые могут повредить нежную кожу ребенка.


пример первой погремушки

Первой игрушкой малыша в большинстве случаев будет погремушка. Поэтому для начала очень важно приобрести в магазине правильную погремушку. Первая погремушка ребенка должна быть яркая легкая с мелко фрагментированным наполнителем, который создает нерезкий звук, чтоб исключить вздрагивание ребенка. Ручка у погремушки должны быть прямая, напоминающая ручку ложки. Не забудьте ее хорошенько помыть с детским мылом в теплой воде перед тем, как дать ее ребенку. Мои рекомендации как научить ребенка брать игрушку относятся к детям первых месяцев жизни. И прежде чем малыш потянется к игрушке, он должен научиться ее рассматривать или обращать на нее внимание.


мобиль на кроватку

Первое желание разглядеть игрушку появляется у ребенка в возрасте 1 месяца, затем он начинает прослеживать ее глазами. Для такого занятия младенцу хорошо подойдет игрушка «мобиль», прикрепляющаяся на кроватку. На третьем месяце жизни ребенок следит за игрушкой поворачивая голову всех направлениях. И только потом пробует протянуть руку к игрушке. К возрасту 3 месяца физиологический мышечный гипертонус в руках снижается, поэтому разжать кулачок и протянуть руку малышу становится легче. В ряде случаев таких как недоношенность или родовая травма, дети осваивают эти навыки с опозданием больше чем на месяц. Если вы потренируете внимание ребенка и подскажете, как правильно взять игрушку, он быстрее начнет это делать самостоятельно, что будет способствовать его интеллектуальному развитию. Я рекомендую перед тренировкой дополнительно проводить массаж ладошек и пальцев по предложенной методике (см. по ссылке), подготавливая мелкие мышцы кисти к действиям, акцентируя внимание ребенка на его руке, способствуя разглядыванию кулачка

Итак, как научить ребенка брать игрушку:

Занятия начните с тренировки прослеживания игрушки. Лежащему на спине ребенку на расстоянии 20-25 см от его глаз покажите яркую погремушку, привлеките его внимание и убедитесь, что малыш заинтересованно смотрит на нее. После чего медленно с потряхиванием перемещайте игрушку сначала в боковых направлениях, затем вверх и вниз, можно дополнительно по кругу. Но следите, чтобы малыш не терял игрушку из своего поля зрения. Повторите упражнение, постепенно доведя количество повторов до 4-5 раз в каждую сторону. Итоговым результатом тренировки должно быть плавное прослеживание, сопровождающееся поворотом головы в полном объеме и во всех направлениях. Только после этого в упражнение добавляется тренировка участия рук ребенка.

Прослеживание ирушки

Прослеживание игрушки

Следующим этапом будет попытка малыша дотронутся до игрушки. Что бы это желание появилось, игрушка должна попасть в поле зрения ребенка рядом с его ладошкой. Это выглядит так, когда ребенок поворачивает голову за предложенной игрушкой, дотроньтесь погремушкой до пальчиков ребенка, обращая его внимание на это

Следующим желанием малыша будет разжать кулачок, а вы в это время дотроньтесь ручкой погремушки до ладони ребенка. Он попытается захватить предложенную ему игрушку. Сначала это будет выглядеть не очень- то правильно и уверенно. Повторите попытку 3-5 раз, обязательно для каждой руки по очереди. С каждым разом это будет получаться лучше и быстрее

попытка взять игрушку

попытка взять игрушку

Следите, что бы захват игрушки был правильным, т.е. большой палец должен противопоставляться остальным.

Если ребенок берет и удерживает погремушку, попробуйте взяв его за предплечье, поводить его рукой с погремушкой в разные стороны, но в пределах его поля зрения. При этом ребенок сам должен удерживать игрушку.

Если предыдущее упражнение получилось, то к удерживаемой ребенком игрушке приблизите свободную руку ребенка и дайте ему дотронуться до нее свободной рукой. Это будет способствовать освоению ребенком перекладывание игрушки из одной руки в другую.

После того, как малыш научился протягивать руку к погремушке лежа на спине, то предложите дотянуться к расположенной рядом игрушке из положения лежа на животе, как более сложный вариант. Но предварительно несколько раз покажите, с участием руки ребенка, необходимые движения.

Рекомендация детского остеопата. Родители иногда замечают, что ребенок берет игрушки чаще и охотнее в левую руку. У них возникает соответственно вопрос: а не левша ли малыш? Можно с уверенностью сказать, что в грудном возрасте определить будет ли ребенок левшой пока невозможно. Его предпочтения в некоторых случаях охотнее пользоваться левой рукой зависят от следующих факторов. Самый распространенный вариант, это когда родители чаще протягивают ребенку игрушку в левую сторону малыша, при этом родитель правша и при общении с ребенком левая рука малыша оказывается ближе и удобнее именно для родителя. В итоге получается, что та рука, к которой чаще протягивают предмет, быстрее развивается, и ребенок начинает охотнее ей пользоваться. Возможен и другой вариант, в котором в руке изменен мышечный тонус с рождения, тогда отмечается повышенное мышечное напряжение (гипертонус), либо пониженное (гипотония). В разделе по тестированию на эти отклонения было обращено ваше внимание. Эта причина также способствуют неодинаковому развитию движений в руках. Будет отставать та рука, в которой сильно изменен тонус мышц. Но в любом случае обязательно учитывайте, что развивать моторику и координацию надо в обеих руках одинаково. В противном случае неправильная установка кистей рук, приведение первого пальца к ладони, сжатые в кулак пальцы за счет повышенного тонуса влекут за собой поздний и неправильный захват предметов руками, вследствие чего нарушаются психическое развитие ребенка, с возрастом и мелкая моторика, обучение письму, рисованию. Если у вас возникли сомнения в своевременности и правильности развития моторики и координации у ребенка, детский остеопат сможет определить наличие нарушения функции и провести необходимую мануальную коррекцию.

  • Вопросы по теме задавайте на форуме.
  • Подписывайтесь на мою страницу в Инстаграме.
  • Пользуйтесь моим каналом остеопат-онлайн в Телеграме. .

*Статьи по массажу, ЛФК и рекомендации врача носят информационный характер, не являются рекламой услуг.

Новорожденные малыши развиваются стремительно. За первый год своей жизни человечек осваивает большинство необходимых навыков. Наверняка к появлению крохи на свет родители и сердобольные бабушки закупили целый арсенал всевозможных погремушек. Но с какого возраста они нужны малышу? Во сколько месяцев ребенок начинает держать погремушку, интересоваться ею, брать самостоятельно?

Новорожденный малыш смотрит на погремушку

Когда новорожденному можно давать погремушки?

Давать их можно именно с периода новорожденности, то есть в первые недели жизни. Конечно, рассмотреть предмет и осознанно взять его кроха пока не в состоянии, но он уже реагирует на звуки, исходящие от погремушки. Кроме этого, у новорожденного развит хватательный рефлекс, поэтому он будет хватать все, что касается его ладошек: игрушки, мамин палец, локон или нос. Но хватание это рефлекторное, неосознанное. Именно поэтому кроха не сможет сам отдать предмет: разжимать кулачки он пока тоже не умеет. Это придется делать маме. Ухватив, малыш будет удерживать игрушку в руке, если она достаточно легкая, пока мама не вытащит ее из кулачка. Но только удерживать, не более того. Манипуляции с предметами новорожденному пока не доступны. Первые недели его жизни проходят во власти рефлексов. По мере их угасания малыш будет приобретать осознанные навыки.

Для хватания крохе наиболее удобны небольшие яркие погремушки в виде овала или кольца, на который навешаны мелкие детальки, издающие звуки при соударении.

Примерно к 3 неделям младенец начинает следить за игрушкой, расположенной на небольшом расстоянии перед ним. Если предмет водить перед глазками ребенка медленно, он будет успевать ловить и провожать его взглядом. То есть, младенец начинает реагировать на погремушки не только как на источник звука, но и как на движущийся предмет.

Малыш с погремушкой

Когда ребенок начинает управлять руками?

Управлять своими руками крохе не так-то просто. Для начала он научится хватать одну свою ручку другой, сжимать-разжимать кулачки. Это происходит примерно к началу второго месяца. Но в это время ребенок еще не осознал того, что у него имеются такие замечательные приспособления, как ручки и пальчики на них. Сейчас гипертонус новорожденных еще не угас (хотя, возможно, уже стал менее заметен), из-за чего самостоятельно поднести ручки к глазам и рассмотреть у него не получается. Но получится совсем скоро – примерно к концу 2 месяца.

Если в кроватке грудничка подвешены музыкальные мобили, именно с этого момента он начинает тянуться к игрушкам на нем, толкать их. Сначала, скорее всего, это произойдет случайно. Кроха зацепит маленький предмет ручкой – он издаст звук. Малыш пытается повторить процедуру, тянется к игрушке, толкает ее, чтобы снова услышать звук.

В этом возрасте особенно важно давать крохе игрушки в ручки.

Постепенно, по мере угасания рефлексов и снижения гипертонуса, ребенок будет все активнее изучать свои ручки, научится понимать, что с их помощью можно не только толкать или трогать предметы, но и захватывать их, удерживать, трясти и т. д. Начинается процесс развития мелкой моторики и координации движений при помощи новых тактильных ощущений.

Примерно к 3 месяцам малыш начнет изучать ручки подолгу: рассматривать, трогать пальчики, сосать их, исследуя не только глазками, но и ртом. Попавшие в ручки предметы он тоже вполне осознанно тянет в ротик, чтобы исследовать.

К 4 месяцам ребенок начинает держать погремушку, вложенную ему в ручку, сознательно. Если у него в это время уже режутся зубки, он вполне в состоянии понять, как использовать охлаждающий прорезыватель.

Не отучайте малыша от сосания всего и вся: это не вредная привычка, а важный жизненный этап, опыт познания окружающего мира доступными ему способами. Лучше следите за чистотой тех предметов, которые он постоянно изучает.

Игрушки для самых маленьких

Когда ребенок начинает интересоваться игрушками?

Для того чтобы малыш начал интересоваться игрушками как предметами для совершения всевозможных манипуляций, должно произойти несколько важных вещей:

  • Уровень развития интеллекта должен быть таким, чтобы у малыша возник интерес к познанию окружающих его вещей. Для этого необходимо развитое зрение, слух, умение контролировать действия рук с помощью глаз, а также понимание, что мир не ограничен тем, что находится непосредственно перед глазами, а предметы имеют разное предназначение, которое нужно понять опытным путем.
  • Для исследования окружающей действительности нужны определенные физические навыки. Ребенок должен стать мобильнее: научиться переворачиваться, ложиться на животик, сидеть. Это дает возможность рассматривать все вокруг и доставать интересующие предметы.
  • Ручки должны уметь брать интересующую вещь, держать ее, трясти, перекладывать.

Только при этих условиях ребенок сможет играть с погремушками, заинтересовавшись и достав их, а не просто держать в руках то, что вложила в них мама.

Обычно все это приходит к ребенку в районе полугода. Малышу становится интересно не только то, что гремит, но и шуршит, хрустит, издает музыкальные звуки, светится при нажатии. Он учится производить с предметом всевозможные манипуляции, а не просто брать. Теперь кроха может сам отдать вещь, если попросить ее.

Дайте грудничку кусок полиэтилена – это надолго увлечет его. Только не оставляйте малыша с пакетом наедине – это небезопасно. Такой же интерес вызовет у него струя воды из-под крана.

Как научить ребенка брать игрушку в руки?

Если малыш немного отстает от этих условных требований и не держит предмет в 3 месяца, не стоит паниковать: всему свое время. У каждого крохи — свой собственный темп развития. Можно помочь ему освоить важные, но пока сложные навыки.

Как научить ребенка держать игрушку, брать ее, если у него пока не получается? Разложить действие на несколько более простых и обучать малыша последовательно:

  1. Сцеплять ручки. Именно таким движением сопровождаются первые попытки ребенка схватить предмет: он тянет ручки вперед и сцепляет их. Можно соединять ручки во время кормления, или когда грудничок находится у мамы на руках.
  2. Вкладывать погремушку в ручку. Для начала нужно поводить ею перед глазками малыша, потрясти, чтобы он заинтересовался движущимся предметом, издающим звук. Теперь нужно вложить игрушку в ручку ребенка. Поначалу он будет удерживать ее совсем недолго, постепенно увеличивая временной интервал.
  3. Закрепить навык удерживания. Когда ребенок научится уверенно удерживать погремушку, взрослому нужно начинать тянуть ее на себя, чтобы карапуз отвечал тем же. Так он научится соотносить напряжение в мышцах с удерживанием предмета. Постепенно он начнет сам тянуться к игрушке.

Чтобы кроха начал сам хватать предметы, иногда его к этому тоже нужно подтолкнуть несложными действиями:

  1. прикоснуться к тыльной стороне его ладошки, чтобы он раскрыл пальчики;
  2. привлечь внимание к предмету (потрясти, поводить перед глазами);
  3. подождать, пока кроха сам захочет взять его, потянется навстречу;
  4. если он не проявляет интереса, можно заменить предмет на другой и попробовать снова.

Во время таких игр важно постоянно разговаривать с малышом, улыбаться, хвалить, если у него получилось сделать что-то.

Детские игрушки

Как выбрать погремушку?

Чтобы погремушки стимулировали ребенка к развитию и не нанесли вреда, выбирать их нужно основательно, исследуя множество критериев.

Какими должны быть погремушки?

  • Экологичными: не выделять токсинов, не вызывать аллергию.
  • Безопасными: не иметь острых или плохо закрепленных деталей.
  • Прочными: выдерживать множество ударов, падений.
  • Разнообразными по цвету, фактуре, звуковым эффектам: яркими, имеющими разные формы, выполненными из разнообразных материалов, издающими различные звуки (звон, треск, шелест, хруст, шуршание).
  • Практичными: выдерживающими частую чистку, мытье, стирку, кипячение.

Погремушка – один из первых предметов, помогающих маленькому человечку познавать мир и приобретать нужные навыки. С ее помощью ребенок учится не только хватать, стучать или трясти. Стимулируя кроху яркой игрушкой, его учат переворачиваться, ползать и даже ходить. Но вначале он все-таки учится ее держать. Поэтому качество и чистота ее должны быть на особом контроле у родителей.

Читайте также: