Когда ребенок начинает проявлять интерес к игрушкам

Обновлено: 17.05.2024

Через какие этапы физического и психологического развития проходит ребенок от 1 до 2 лет, как родители могут помочь ему активно познавать мир.

Что умеет делать годовалый малыш

Давайте посмотрим, что умеет кроха к своему первому дню рождения.

На втором году жизни малыш еще не так уверенно стоит на ногах, однако может вставать и садиться без помощи родителей, ходить самостоятельно или с поддержкой с одной стороны. Он может пережевывать твердую пищу и играть в более сложные игры с игрушками.

В первый год жизни малыш уже умеет:

  • Произносить несколько слов, кроме «мама» и «папа», или активно лепетать;
  • Выражает неудовольствие при слове «нельзя», резком тоне голоса взрослого, неумении выполнить желаемое действие;
  • Указывать части тела;
  • По-разному вести себя с разными людьми (мама, папа, бабушка, незнакомцы);
  • Находить нужные предметы в комнате, выполнять просьбы взрослых.

Ребенок имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия, пищевые пристрастия; пытается участвовать в одевании (поднимает руку или ногу), умывании.

Психологи считают, что в 1 год ребенок переживает кризис, о котором мы рассказываем здесь.

В этом возрасте малыши заняты исследованием мира и при этом эмоциональны, их настроение часто меняется, и от родителей требуется повышенное внимание и терпеливость. Сейчас вам нужно помочь своему чаду перейти из периода младенчества в период раннего детства, организовать все условия для его гармоничного физического и психического развития.

Как правило, период от года до 2 лет делится на 4 отрезка: 1 год – 1 год 3 месяца, 1 год 3 месяца – 1 год 6 месяцев, 1 год 6 месяцев – 1 год 9 месяцев, 1 год 9 месяцев – 2 года. Давайте посмотрим, как продолжается развитие ребенка в это время.

Чему учится малыш от 1 года до 1 года 3 месяцев

Именно сейчас он приобретает важнейшие навыки в области ходьбы, речи и мышления.

Физические навыки малыша от 1 года до 1 года 3 месяцев:

Надеемся, что вы изучили наш материал о ходьбе и позаботились о создании безопасного пространства для обучения малыша этому навыку.

  • Процесс обучения ходьбе требует от малыша огромных усилий, он исследует рельеф, не избегая трудных мест, и часто падает. Но не стоит волноваться: именно так ребенок учится координации движений, чувству равновесия. Иногда малыш снова переходит на ползание.
  • Ни в коем случае не лишайте ребенка движения: это может вызвать нервный срыв, раздражение или апатию и вялость.
  • В этот период малыш удивляет нас потрясающим любопытством и страстным желанием узнать как можно больше о мире — именно сейчас надо позаботиться о том, чтобы он не трогал опасные вещи. Не нужно стараться убрать все предметы, которые ребенку захочется взять в руки, — пусть ваш юный исследователь накапливает сенсорный опыт, он ему необходим.

Конечно, совсем без болезненных ощущений ему не обойтись — но и это не вызывает в малыше страх, а, наоборот, дает толчок действовать еще упорнее.

Психоэмоциональное развитие малыша от 1 года до 1 года 3 месяцев:

В этот период у ребенка продолжается развитие нервной системы, однако воля не развита, он импульсивен, еще не умеет регулировать проявления своих чувств: все вызывает острый интерес и смену эмоций. Он привязан к родителям, скучает по ним, узнает их на фотографиях, любит с ними играть. Незнакомых людей опасается.

Ваш малыш крушит, рвет и ломает все, к чему прикасается? На самом деле такое его поведение — повод радоваться: именно это и нужно ребенку для развития.

Вот чему он учится таким образом:

  • Подражать взрослым — крохе хочется взять именно тот предмет, который находится в руках у родителей;
  • Получать навыки обращения с новыми предметами и игрушками, от кубиков до вкладышей. Сейчас малышу понравятся игрушки, которые состоят из частей, удобных для разъединения и соединения. Мы подробно рассказываем о том, какие игрушки нужны ребенку в этот период, здесь (ссылка на медиацентр Игрушки);
  • Анализировать, сравнивать и обобщать — что будет, если потянуть на себя лист бумаги из книги? А если бросить кубик на пол? Так формируется сенсомоторный интеллект.

Также сейчас активно развивается речь малыша — советуем познакомиться с материалом на эту тему. Пока понимает он гораздо больше, чем может сказать.

Он умеет держать в руках чашку и ложку, может самостоятельно пить и есть ложкой, но помощь взрослого еще необходима.

Чему учится малыш от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев

Малыш активно развивает навыки ходьбы и речи.

Физические навыки малыша от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев:

  • В 1 год 6 месяцев ребенок, как правило, может ходить самостоятельно без поддержки — пускай и не очень ровно, ему предстоит совершенствовать это умение на втором и третьем годах жизни.
  • Многие дети могут преодолевать препятствия, подниматься и сходить вниз по детской горке, переносить с собой предметы, играть в мяч.
  • Ребенок может сам брать чашку и ложку, более скоординированно пользоваться ими.
  • Он замечает, если одежда стала мокрой или грязной, и сообщает о своем неудовольствии. Начинает осваивать навыки гигиены (дает понять, что хочет в туалет). При умывании пытается показать, что может делать это сам.

Как помочь малышу учиться речи, мы подробно рассказываем здесь.

Сейчас надо говорить с ребенком эмоционально, но медленно, чтобы он все понял, делать паузы, строить короткие фразы. Показывайте малышу предметы, если вы говорите о них, поощряйте его интерес.

Психоэмоциональное развитие малыша от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев:

Ребенок прошел кризис одного года и стал более спокойным, однако изъявляет желание находиться рядом с близкими людьми, требует соблюдения режима, стремится к постоянству в быту. Ему интересно общаться с детьми, но делить с ними игрушки не хочется. Именно сейчас важно правильно построить отношения в семье, где есть старшие или младшие дети: ребенок склонен к ревности.

Чему учится малыш от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев

В этом возрасте малыш совершает скачок в развитии. Он больше понимает, говорит и двигается.Физические навыки

  • Ребенок в 1 год 9 месяцев готов забираться на высоту, самостоятельно быстро и медленно ходить; в целом это начало периода, когда он все хочет делать сам.
  • Малыш умеет перешагивать через препятствия, подниматься на детскую горку и спускаться с нее, ходить по ограниченной поверхности или по доске.
  • Он может катать мяч с мамой или папой — вообще ему нравятся активные игры со взрослыми. Ребенок с удовольствием занимается гимнастикой.
  • Он ест самостоятельно и аккуратно, умеет пользоваться салфеткой.
  • Малыш сам снимает и надевает шапку и обувь, просит переодеться, если одежда грязная или мокрая. Ему нравятся новые вещи, он с удовольствием одевается красиво.
  • Если родители помогали ребенку развить способность говорить о том, что он хочет в туалет, то к этому возрасту малыш умеет это делать.
  • Ребенок сам убирает на место свои игрушки по просьбе взрослого.

Психоэмоциональное развитие малыша от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев:

В этот период малыш особенно интересуется предметами и игрушками, играет дольше и старается использовать их по назначению, причем ему нужно выбирать те игрушки и предметы, которые интересны для него.

Речь в этом возрасте продолжает активно развиваться: все еще проявляет себя «автономная речь», когда малыш называет предметы подражательными детскими словами («собачка» — «ав-ав»; «машинка» — «би-би»). Родителям нужно много говорить с крохой, стараться понимать эти слова, реагировать на них, показывать, как произносить их правильно.

Чему учится малыш от 1 года 9 месяцев до 2 лет

В этом возрасте малыш не только учится думать — происходит скачок в социальном развитии, он начинает понимать, как правильно себя вести, и ему доставляет удовольствие такое поведение при условии поощрения со стороны взрослых.

Физические навыки малыша от 1 года 9 месяцев до 2 лет:

К 2 годам у ребенка активно развиваются лобные отделы коры головного мозга, которые связаны с умением анализировать информацию. Большинство детей в это время играет еще дольше, увлеченнее и с большим количеством игрушек.

  • Сейчас малыш умеет лазать по лестницам, ходить по неровной поверхности, он пробует бегать, хорошо бросает мяч, умеет сам катать машинки, велосипед и другие предметы.
  • Он с удовольствием занимается гимнастикой и играет со взрослыми в активные игры.
  • Ребенок сам старается мыть и вытирать руки, аккуратно ест без нагрудника, умеет надевать шапку, носочки, обувь, хотя пока не может самостоятельно завязать шнурки или застегнуть пуговицы. Ему нравится новая одежда.
  • Он умеет сам убирать игрушки на место, сообщает взрослым о том, что хочет в туалет.

Для малыша сейчас важна стабильность его мира, ему необходимо видеть, что все вещи находятся на своих местах. Поэтому он категорически не соглашается отдавать свои игрушки другим детям. И по этой же причине сейчас особенно важно соблюдать привычный режим сна, кормления и игр, иначе малыш может испытать стресс.

Психоэмоциональное развитие малыша от 1 года 9 месяцев до 2 лет:

За те 3 месяца, что прошли с момента, когда малышу был 1 год и 6 месяцев, его словарь увеличился в 10 раз — до 200 – 500 слов, он научился строить предложения из 2 – 3 слов. Родителям нужно продолжать обучать малыша речи — познакомьтесь с материалом на эту тему. Много говорите с ним, делая речь интонационно яркой, при игре изображайте голоса других персонажей, задавайте ребенку вопросы, чтобы поддержать его интерес. Рассказывайте малышу о смысле слов, явлений и отношений между ними.

  • По мнению некоторых специалистов, сейчас можно начинать учить малыша буквам — предложить ему кубики с буквами и плакат-алфавит.
  • Ребенок продолжает удивлять взрослых неожиданными поступками и экспериментами с предметами. Он делает так, потому что сопоставляет свои знания о мире и пробует применить их сам, на практике. Сейчас важно не ругать его, играть вместе с малышом и направлять его любопытство в нужное русло.
  • В этот период малыш вовсю подражает взрослым: надевает очки, как бабушка, звонит по телефону, как папа. В этой игре он формирует собственный характер, примеряя на себя роли других людей. Ему нужно доброжелательное внимание и участие близких в играх.
  • Теперь он проявляет терпеливость, послушание. Ему интересны другие дети, и он готов пообщаться с ними, может выбрать любимого ребенка, с которым ему хочется играть больше, чем с другими.
  • Ребенок начинает понимать, что он мальчик или девочка, проявляет интерес к занятиям мужчин или женщин соответственно.

Изучая стандартные этапы развития малыша, помните, что не бывает двух одинаковых людей. У каждого ребенка освоение навыков происходит тогда и так, как может быть только у него. Не переживайте, если ваш малыш «молчун» или не интересуется пирамидкой: все дети разные!

Ваша задача — помочь ему в этом, обязательно обращаясь к специалистам за советами, чтобы обеспечить своему крохе все возможности для роста и развития.

Психическое развитие младенца: что может и чего не может ребенок до года

Каждая женщина с нетерпением ждет, когда наконец ее малыш впервые улыбнется, сделает первый шаг и скажет «мама». Только иногда ждем мы этого слишком рано: тренируем перевороты, повторяем слова и завешиваем кроватку игрушками, до которых ребенку еще нет никакого дела.

Как происходит развитие ребенка до года? Когда же малыш начинает замечать окружающие предметы и родных людей? Когда появляется интерес к игрушкам и разговорам?

Разумеется, каждый ребенок индивидуален, но общие принципы и этапы развития можно отнести ко всем малышам. И в соответствии с этим построить игры и общение с ними.

Рекомендации

0-1 месяц

Сильны рефлексы, первые две недели движения неосознанны, не может сфокусировать взгляд на предметах, не различает цветов.

Окружающий мир воспринимается как свет-тень

- Успокаиваться, слыша знакомый голос

- Следить за движением лица, игрушки (находящейся на расстоянии 15-20 см от его лица)

- Поворачивать голову на звук (редко)

- Улыбаться в ответ на голос родителей (редко)

- Щуриться на яркий свет

- Фокусировать, задерживать взгляд на крупных предметах – лицо, яркая игрушка, черно-белая картинка (в конце первого месяца)

- Реагировать на звук

- Реагировать на резкие запахи (морщиться, отворачиваться)

- Улыбаться во сне, после еды

- Разговаривать с ребенком

- Вешать над кроваткой (или ставить вдоль стенок) черно-белые картинки на расстоянии

Проявляется характер, индивидуальность – из «инопланетянина» малыш превращается в маленького человечка.

Еще не развита память – быстро забывает, быстро привыкает

- Издавать отдельные звуки (гулить)

- Смеяться во сне

- Следить за медленно движущейся игрушкой, сосредотачивать на ней взгляд

- Тянуться к игрушкам, пытаться схватить (редко)

- Фокусировать взгляд и задерживать его (на предмете, глаза в глаза)

- Искать взглядом источник звука (поворачиваться на голос)

- Вешать над кроваткой игрушки (на высоте 30-50 см, не ниже, иначе есть возможность развития косоглазия)

- Разговаривать с ребенком

- Повторять за ним его звуки (если гулит)

Переходный период – реакции на ощущения уже не инстинктивны, а осознанны. Период слюноотделения и пробы всего на вкус

- Различать «своих» и незнакомых

- Следить за игрушкой

- Рассматривать другие новые предметы в комнате,

быстро фокусировать взгляд

- Скучать и проситься на руки, требовать общения, игр

- Вертеть в руках игрушки, колечки, которые ему дают, тянуть в рот

- «Говорить» - подолгу гулить, занимая себя этим разговором

- Тянуть руку к игрушкам, заинтересовавшим предметам, пытаться их схватить

- Держа на руках вертикально, показывать игрушку, направляя на него его ручку – чтобы ребенок видел взаимосвязь рука-предмет

- «Говорить» на его языке, повторяя звуки, которые произносит ребенок

- Петь песенки (колыбельные)

- Возмущаться, когда отбирают игрушку

- Узнавать не только родителей, но и любимые игрушки, бурно радоваться этому

- Узнавать свое имя, поворачивать голову на его звук

- «Гладить» разные поверхности – дивана, пола, пеленки, изучая на ощупь

- Громко смеяться, когда с ним играют

- Улыбаться, когда видит родителей

- Хватать игрушки, притягивая их ко рту

- Держать игрушки перед собой, рассматривать

- Показывать, давать игрушки, чтобы малыш захватывал их обеими руками, держа их перед собой

- Разговаривать, петь песенки

- Подвешивать игрушки над ребенком, чтобы поднимал руку и хватал / притягивал к себе (лучше звенящие)

- Класть на разные поверхности, стелить ткань различной фактуры

Прослеживание взаимосвязи событий, изучение окружающего мира

- Искать выпавшую из руки игрушку

- Разглядывать мелкие предметы, пытаться их схватить (кончиками пальцев или зажать ладонью)

- «Разговаривать», сочетая согласные и гласные звуки (лепет)

- Играть с игрушкой, приподнявшись на предплечьях (лежа на животе)

- Переворачиваться за интересующим его предметом, пытаться к нему ползти

- Перекладывать игрушку из одной руки в другую

- Не терять интереса к упавшей игрушке

- «Вредничать», кричать, если с ним не играют, если родители вышли из комнаты

- Ощупывать лицо родителей, изучая

- «Петь», растягивая звуки и варьируя тональности

- Чаще выкладывать на живот, разложив перед малышом игрушки (стимулировать желание приблизиться, схватить игрушку)

- Давать выбирать из нескольких игрушек одну

- Показывать как мелкие, так и крупные игрушки/предметы

- Шумно набирать воздух, а потом дуть на ребенка (после третьего-четвертого раза, уже должен ждать «ветерка») – на взаимосвязь событий

Учиться садиться, сидит.

Период высаживания на горшок

- Играть в игрушки, сидя

- Бить ладошками по воде, играя, повторяя за родителями

- Неуверенно / нечетко произносить «мама», «папа»

- Рассматривать игрушки (перед тем, как потянуть их в рот), греметь погремушкой

- Узнавать голоса (даже не видя знакомого человека)

- Давать малышу игрушки и предметы различной формы, цвета, качества поверхности, температуры

- Играть в игрушки во время купания (если малыш уверенно сидит в ванной)

- Высаживая малыша на горшок, говорить «ка-ка», развивая запоминание последовательности событий

Сильная привязанность к матери

- Хорошо ползать и стремиться доползти до любимой игрушки или интересного ему предмета

- Уметь видеть и подбирать мелкие предметы не только кончиками пальцев

- Пытаться стоять и стремиться осматривать окружающий мир стоя

- Опасаться незнакомых, стремиться на ручки к маме

- Производить действия с пищащими игрушками, шуршащей бумагой, чтобы добиться желаемого звука

- «Разговаривать» с игрушками, людьми, «петь»

- Понимать, что люди и вещи – разные предметы

- Сажать на ноги и качать (придерживая), напевая песенки, заканчивая «по кочкам, по кочкам, в ямку бух». Это развивает равновесие и память (перед «бух» должен замирать в ожидании)

Сидит, стоит у опоры, перемещается много и в разных направлениях

- Узнавать лица по фотографии, в зеркале

- Махать рукой (до свидания)

- Хлопать в ладошки

- Обниматься (при встрече)

- Взаимодействие двумя руками (держать одну игрушку полностью ладошками)

- Чужие люди вызывают интерес (не страх)

- Отбирать игрушки (если родители держат их в своих руках)

- Отталкивать руку, если не нравится действие (умыть лицо, вытереть нос)

- Играть в игрушки по-настоящему (возить, катать, толкать)

- Катать с мамой мячик

- Играть в ладушки

- Катать мячик (ребенок толкает его обратно)

- Прятать игрушки (не до конца, чтобы было видно) – малыш должен их находить

Изучает окружающий мир и его содержание (следует убирать банки с пуговицами, спицы, мелкие предметы)

- Понимать просьбы, запреты

- Может сказать самые простые слова «мама, папа, дай, ту-ту»

- Испытывая позывы к стулу, говорить «ка-ка», чтобы напомнить о высаживании

- Узнавать по звуку происходящее (звонит телефон, шумит пылесос, открыли дверь ключом)

- Повторять движения за родителями, подражать

- Играть в игрушки «с содержанием» - матрешки, пирамидки

- Играть в прятки (пряча лицо за руками, прячась за предметами, но чтобы частично быть видным)

- Искать предметы по квартире

- Показать, как стучат друг о друга ложки или ложка по деревянной / железной поверхности

- Объяснять звуки – звонок телефона / дверной, пищит игрушка, звенит тарелка, шумит чайник

- Расширять разговорный запас

- Узнавать не только звуки, но и визуальное действие: мама взяла телефон – будет разговаривать с бабушкой, папа взял ведро – выйдет из квартиры

- Давать знакомые вещи (в ответ на просьбу и протянутые руки)

- Выбирать друга - любимую игрушку и не расставаться с ней

- Находить нужную игрушку в ящике с остальными

- Ревновать и запоминать, как плохое, так и хорошее (или вкусное, если еда)

- Поощрять разговор малыша – если правильно назвал, попросил, бурно реагировать

- Стремиться не провоцировать негативные эмоции, не выделять или хвалить кого-то другого

11-12 месяцев

Ребенок умеет стоять, ходить

- Играть в куклу (возит колясочку, машинку) по-настоящему – кормит, баюкает, гуляет

- Может играть с другими детьми

- Рассматривать картинки в книжках

- Проявлять интерес к гостям, стремиться быть в центре внимания

- Играет в кубики – может построить башенку

- Может нанизать колечки на палку

- Разбирается в форме предметов – может найти кубики, мячики

- Понимать «нельзя», «нет», может озорничать, стараться манипулировать

- Читать книжки (желательно с яркими картинками, книжки-игрушки)

- Учиться рисовать мелками и карандашами

- Играть в ванной в «Пеликана» - зачерпывать пеликаном более мелкие игрушки (в роли пеликана могут выступать сложенные ладошки)

Перепутанные роли: стоит ли бить тревогу, если сын играет в куклы?

Узнав пол ребенка еще до его рождения, родители покупают соответствующие этому полу игрушки, пеленки, одежду определенного цвета. Таким образом, ребенка как бы заранее, в соответствии с общепринятыми культурными нормами, готовят к осознанию того, мальчик он или девочка. Но что делать, если вопреки ожиданиям родителей сын, подрастая, тянется в песочницу, где девочки играют в куклы, а дочь стремится вместе с мальчишками поиграть в «войнушку»? Для начала необходимо разобраться в ситуации.

Во-первых, нужно учитывать возраст ребенка. Считается, что до 3 лет ребенок не осознает свой пол и не связывает выбор определенных видов игрушек с тем, мальчик он или девочка. А далее малыш идет в детский сад, родители берут его в гости, где он впервые встречается с игрушками противоположного пола. И ему становится интересна любая новая игрушка, ведь дома он таких раньше не встречал — родители их попросту не покупали. Возможно, кроху тянет к игрушкам противоположного пола, так как свои наскучили.

Во-вторых, имеет значение не столько сам факт игры с куклами для мальчиков или с машинками для девочек, сколько ее характер. Важно учитывать, насколько долго и часто это происходит, насколько ребенок увлечен игрой, каков сюжет этой игры. Может быть, взяв куклу, мальчик сделает из нее монстра, потому что солдатики по сравнению с ней очень маленькие, а девочка в машинке повезет куколку в магазин за покупками.

Таким образом, прежде чем переживать и запрещать ребенку играть с «неправильными» игрушками, нужно понять причину, по которой ваш сын проявляет интерес к куклам или дочь — к машинкам. Причины могут быть следующими:

Проявление любопытства. Например, если мальчик впервые увидел коляску с пупсом, то вполне нормальным можно считать его желание покатать ее. Или, возможно, малыш воспринял коляску как любую другую «каталку» и даже не заметил, что в ней лежит кукла. То же самое с девочками — они попросту из интереса могут примерять на себя роли, присущие мальчикам, изучая себя с необычной, непривычной стороны. Если в этом случае позволить крохе поиграть и удовлетворить интерес, вскоре он пройдет сам по себе.

Подражание родителям или старшим братьям и сестрам. Когда трехлетний малыш укладывает спать куклу сестренки, это может означать только то, что он проигрывает обычную ситуацию из собственной жизни. Таким образом мальчик может осваивать заботливое поведение, которое показывает по отношению к нему отец, а это станет даже полезным навыком в будущем. Девочка, в окружении которой только братья, может увлеченно бегать и забираться на деревья вместе с ними. Также машинки могут быть интересны девочкам в связи с тем, что многие мамы сами часто возят их на машине.

Физическая и психологическая энергии ребенка. Все дети разные: у них различны и физические показатели силы или слабости нервной системы, и темперамент, и многое другое. Поэтому мальчик, который имеет меланхолический тип темперамента, может чувствовать себя неуютно с другими, более активными мальчишками и начинает играть с девочками, в обществе которых ощущает себя самым сильным. Или, например, энергичной девочке может наскучить играть в куклы, тогда как лазанье по деревьям вместе с мальчишками в большей мере позволит ей выплеснуть свою энергию.

Рождение ребенка одного пола вопреки родительской мечте о малыше другого пола. Бывают ситуации, когда родители (или один из них) мечтают о дочери, а рождается сын, или наоборот. В этом случае родитель зачастую может не принимать реальный пол своего чада. Чаще всего это происходит неосознанно. Крайним проявлением этого неприятия может стать одевание мальчика в женскую одежду или, наоборот, девочки — в мужскую, а также прямое высказывание своего желания иметь ребенка противоположного пола. Такое поведение действительно может очень сильно травмировать ребенка и стать причиной внутреннего конфликта, неприятия себя и своего пола и, как следствие, низкой самооценки, неуверенности в себе, депрессивных, невротических состояний в будущем. И даже если у родителей нет такой ярко выраженной неприязни к полу ребенка, их изначальное желание может подсознательно влиять на выбор мужской или женской модели поведения малыша, в частности и на выбор игрушек. В связи с этим очень важно реально оценить, насколько вы как родитель принимаете пол собственного ребенка, не тоскуете ли от того, что хотели «другого» ребенка и не стараетесь ли «подогнать» его поведение под свое желание.

Отклонения от нормы. Это происходит чрезвычайно редко и не стоит делать вывод о «ненормальности» ребенка по одному факту использования игрушек противоположного пола, здесь всегда важна оценка общей картины. При этом лучше всего, если эту оценку проводят специалисты. Стоит обратиться к психологу, если ребенок очень длительное время проявляет интерес к «чужим» игрушкам, если он начинает ассоциировать себя с представителями противоположного пола или называет себя именами другого пола.

На что стоит обратить внимание

Немаловажный вопрос состоит в том, чего именно боятся родители, если их ребенок ведет себя нестандартным для его пола образом? Можно предположить, что так проявляется страх выбора ребенком нетрадиционной сексуальной ориентации или его желания сменить пол в будущем. Однако нельзя судить о будущей ориентации ребенка исключительно по одному признаку — игре, характерной для противоположного пола. Тем более эта игра не может стать причиной такого выбора. А вот реакция родителей на поведение дочери или сына вполне может повлиять на самоопределение будущих женщины или мужчины.

Что делать родителям

Начнем с того, что главное, чего не стоит делать родителям в этой ситуации, — запрещать играть в определенные игрушки, реагировать чересчур эмоционально, ругать и тем более наказывать за такое проявление интереса. Эффект от таких реакций может быть совсем обратным желаемому, и, в лучшем случае, интерес к игрушкам противоположного пола может закрепиться по принципу «запретный плод сладок».

Лучше всего показывать своему чаду мужественное и женственное поведение на собственном примере. Конечно, вы можете подчеркивать женские качества своей дочери: например, наряжать ее в платья, юбки и банты, покупать множество кукол и показывать мультфильмы про принцесс. Но все эти приемы вряд ли сработают, если сама мама считает излишним использовать косметику, следить за собой и носит исключительно брюки. То же самое можно сказать и о мужском поведении: мальчикам необходимо видеть образец мужественности, желательно в собственном отце. Имея такой ориентир, мальчик будет выбирать «мужские» игрушки, и даже если интерес к куклам однажды возникнет, он быстро пройдет сам собой.

Каждый родитель хочет, чтобы детство ребенка было радостным, а будущее — счастливым. Это возможно, если человек будет оставаться собой, сохранит свое детское творческое начало, но при этом научится соответствовать правилам того общества, в котором он живет. Поэтому важно позволять ребенку проявлять себя естественным для него образом, давать возможности испытывать радость от игры и непосредственного общения, принимать и любить его таким, какой он есть, но при этом обучать его социальным и моральным нормам.

То же касается и вопросов пола. В каждом из нас есть и женские, и мужские черты, хотя, конечно, какие-то из них преобладают. Важно принимать в ребенке (да и в себе тоже) и те, и другие, видеть его уникальность и стремиться к тому, чтобы он стал, прежде всего, гармоничной личностью.

Психолог портала «Я — Родитель»
Анастасия Вялых


Данный тест позволит получить представление о преобладающем типе темперамента вашего ребенка. Ведь разница в темпераментах между родителями и детьми может привести к глубоким конфликтам, если вовремя не осознать, в чем проблема.

Многие родители задумываются: когда ребенок начинает держать игрушку, нужно стимулировать процесс развития данного навыка или лучше не вмешиваться. Безусловно, базовые навыки и умения должны развиваться самостоятельно, однако не лишним будет помочь малышу своевременно овладеть ими и закрепить их. Рекомендуется как можно раньше начать уделять внимание развитию мелкой моторики у ребенка, включая хватательные рефлексы.

Хватательный рефлекс – врожденная реакция, свойственная всем младенцам

Хватательный рефлекс – врожденная реакция, свойственная всем младенцам

Особенности развития хватательного рефлекса

Когда кроха приобретает умения держать предметы в руках, ему открывается увлекательный и многообразный мир игры. Первое проявление хватательного рефлекса является началом пути к освоению таких видов деятельности, как самостоятельное употребление пищи, письмо, рисование и прочее.

Развитие хватательного рефлекса происходит поэтапно. Данная реакция является врожденной, однако для ее совершенствования требуется время (около года). За этот период движения малыша станут более уверенными, скоординированными, осознанными. Интенсивное развитие рефлекса начинается в возрасте 3 месяцев и в дальнейшем только набирает обороты.

Итак, формирование реакций проходит несколько этапов:

  1. От рождения до 2 месяцев. Малыши появляются на свет, имея в своем «арсенале» набор врожденных безусловных рефлексов. Если нажать на ладонь новорожденного пальцем, кроха тотчас сомкнет ее. Подобное действие совершается автоматически и не осознается ребенком. В течение первых недель жизни грудничок большую часть времени будет держать свои ручки сжатыми. Однако постепенно в нем проснется интерес к окружающему миру и собственному телу. В результате малыш начнет раскрывать и закрывать ладошки, исследуя таким образом самого себя, хватать находящиеся поблизости предметы, изучая пространство.
  2. В 3 месяца. Кроха еще не осознает своих возможностей и желаний, но при этом развитие рефлексов с этого момента начинает происходить интенсивнее. Карапуз уже привыкает к игрушкам, радостно оживляется при их виде. 3 месяца – это именно тот возраст, когда ребенок начинает тянуться к находящимся поблизости игрушкам. Благодаря этому, активно развиваются глазки, совершенствуется координация рук.

Рекомендация. Чтобы стимулировать положительные реакции, стоит повесить над головой малыша мобиль с погремушками: ребенок будет лежать и рассматривать их, стараясь к ним прикоснуться. Еще один способ стимуляции навыка – игра с малышом: можно слегка накрывать личико младенца пеленкой, а затем убирать. Наблюдая, как мама снимает ткань с его лица, кроха будет стараться тянуть ее самостоятельно.

  1. С 4 до 8 месяцев. К этому времени ребенок становится более любопытным и начинает активно изучать окружающий мир.

Важно! В данный период для обеспечения безопасности малыша необходимо убрать из его свободного доступа опасные предметы, а также игрушки, состоящие из мелких частей.

К 8 месяцам ребенок, как правило, уже умеет крепко удерживать в руках ту или иную вещь. Однако ловкости ему будет все же недоставать. Между 3 и 12 месяцем младенец начинает брать предметы, чтобы затем попробовать их на вкус. Чтобы избежать неприятностей, но в то же время позволить малышу развивать навыки, крохе можно дать для игры детскую ложечку.

  1. С 9 до 12 месяцев. Хватательный навык к этому времени хорошо закрепляется, ручки у ребенка становятся крепче и сильнее, захват, соответственно, тоже. Интересно, что до достижения возраста 2 лет малыш не чувствует различия между правой и левой рукой.
  2. После года. В дальнейшем годовалый ребенок открывает для себя новое интересное занятие – бросание игрушек. В этот период малышу очень нравится бросать предметы и ждать, что мама поднимет их и подаст ему, чтобы он снова мог их бросить. Такое поведение является нормой, именно поэтому от родителей требуется максимум терпения. Начиная с 2 лет, малыши превращаются в настоящих художников, от чего в первую очередь страдают обои. В это время дети проявляют огромный интерес к соответствующим атрибутам: краскам, карандашам, мелкам и прочее. В трехлетнем возрасте координация движений достигает достаточно высокого уровня развития, чтобы ребенок мог поставить на бумаге свою подпись (пусть даже неровную и некрасивую).

Если кроха не проявляет никакого интереса к предметам, находящимся поблизости от него (не смотрит, не пытается ухватить), то стоит проконсультироваться со специалистом. Также поводом обратиться к врачу является неумение ребенка хватать и удерживать предметы в возрасте 9 месяцев.

На заметку. У деток, родившихся раньше положенного срока, этапы развития хватательных функций происходят с некоторой задержкой, в результате чего сроки, названные выше, смещаются на более позднее время.

Младенец играет

Когда ребенок держит игрушку

Некоторые ошибочно полагают, что младенцы способны держать предметы, в том числе игрушки, с первого дня жизни, так как у них присутствует хватательный безусловный рефлекс. Однако на самом деле крепко удерживать вещь, притом делать это осознанно ребенок может после 4 месяцев. По достижении 6 месяцев дети могут брать предметы из любого положения, а также держать их одновременно в обеих руках по отдельности.

После полугода малыши способны долгое время играть погремушкой. В результате кроха формирует в своем сознании набор любимых игрушек. Эту особенность можно использовать с целью тренировки двигательных навыков: потянуть вещь, находящуюся в руках у ребенка, на себя таким образом, чтобы мышцы карапуза слегка напряглись. Также рекомендуется тренировать умение перекладывать игрушки из одной руки в другую.

Роль игрушки в развитии личности

Игрушка сопровождает ребенка почти с самого рождения, оказывая существенное влияние на физическое и психическое развитие малыша, а именно способствует формированию и совершенствованию:

  • Памяти;
  • Внимания;
  • Воображения;
  • Моторики;
  • Ловкости;
  • Координации;
  • Зрения;
  • Восприятия звуков;
  • Социальных навыков.

Благодаря этим предметам, кроха знакомится с такими понятиями, как цвет, количество, форма, размер. В процессе регулярной игровой деятельности мозг ребенка накапливает изменения психики, которые впоследствии оказывают существенное влияние на формирование личности.

На заметку. Игрушка – это первый учитель ребенка, созданный взрослыми людьми для его подготовки к вступлению в социальные отношения и постепенному вхождению во взрослый мир.

В качестве самых первых игрушек для младенца выступают погремушки. С их помощью родители устанавливают эмоциональную связь с крохой, осуществляют общение (сопровождая игру ласковыми словами, улыбкой, пением). Яркий внешний вид погремушки, звук, который она производит, привлекают и удерживают внимание ребенка. В дальнейшем предмет становится интересен малышу с точки зрения манипуляций: к полугоду младенец начинает активно хватать его, благодаря чему развиваются реакция, координация, зрительное внимание. Малыш начинает размахивать погремушкой, бросать ее, поднимать, трясти. Постепенно у ребенка формируется понимание причинно-следственных связей: годовалый малыш осознает, что действия, которые он совершает с погремушкой, влекут за собой определенные последствия (например, если предмет потрясти, он издаст звук).

Благодаря контакту с музыкальными игрушками (барабаны, колокольчики, погремушки, детские гормошки), у ребенка развивается музыкальный вкус, появляется чувство ритма.

Играя с дидактическими игрушками (сборно-разборными конструкциями), годовалый малыш совершенствует моторику, учится проявлять самостоятельность, начинает осознавать результаты собственных усилий, осваивает сенсорные эталоны. Кроме того, яркий внешний вид предметов, разнообразие оттенков и форм, их гармоничные сочетания развивают у ребенка эстетический вкус.

В дошкольном возрасте применяются разнообразные игры, например, строительная, режиссерская, сюжетно-ролевая и прочие. Подобные занятия развивают воображение ребенка, формируют социальные навыки, приобщают к тем или иным профессиям.

На заметку. Важно правильно подбирать игрушки для ребенка. Делается это с учетом возраста, особенностей физического и психического развития, потребности в какой-либо деятельности, интересов малыша.

Мобиль с погремушками

Мобиль с погремушками

Как научить ребенка держать игрушку

Чтобы стимулировать развитие хватательных навыков у младенца, рекомендуется разрабатывать пальчики с помощью массажа и регулярных физических занятий.

Чтобы тренировка проходила максимально продуктивно, проводить ее рекомендуется в благоприятной обстановке: важно, чтобы ребенок был в хорошем настроении, во время занятий желательно разговаривать с малышом и улыбаться ему. На первых порах будет получаться далеко не все, но расстраиваться не нужно. Многократное повторение одних и тех же действий закрепит навык.

Вот несколько полезных советов, как стимулировать развитие необходимых умений:

  1. Когда кроха пытается соединить ручки над грудью, нужно помочь ему это сделать: свести ручки вместе так, чтобы ребенок почувствовал прикосновение своих пальчиков. Сцепление рук можно тренировать во время кормления (стараться делать так, чтобы карапуз обвивал бутылочку руками). Очень удобно тренировать навык, когда кроха сидит на коленях у взрослого. В этот момент руки малыша разводят и сводят, соединяя пальчики.
  2. Эффективный способ тренировки – вкладывание предметов в руку ребенка. Для этого берут погремушку (отличный вариант – в форме кольца) и привлекают к ней внимание крохи (водят перед глазами, трясут, издавая звук). Затем переходят непосредственно к рукам: необходимо разжать кулачок младенца и аккуратно размять его пальчики. Далее повторно привлечь внимание ребенка к предмету, и кроха сам потянется за ним. Когда это произойдет, игрушку следует положить в детскую ладонь так, чтобы малыш мог ухватиться за кольцо четырьмя пальцами (большой при этом нужно разместить сверху). Навык закрепится путем многократных повторений.
  3. Хватание предметов. На первых порах ребенок берет и удерживает любые вещи без разбора (не разделяет предметы в зависимости от их назначения и свойств). К 6 месяцам действия малыша становятся более осмысленными, заинтересованными: ребенок начинает выделять один предмет из нескольких и старается дотянуться только до него. Тренируя данный навык, родители помогают грудничку сформировать и установить важные нейронные связи между зрительными и двигательными центрами. Когда умение закрепляется, кроха начинает хватать все, что попадается ему под руку, независимо от того, лежит он на животе или спине, сидит или ползет. В этот период необходимо позаботиться о том, чтобы окружающие предметы были полностью безопасны для ребенка, различались по форме, величине, цвету.

Развитие хватательного рефлекса у новорожденного

Развитие хватательного рефлекса у новорожденного

Какие игрушки полезно давать ребенку

В первые месяцы жизни самой актуальной разновидностью игрушек является погремушка. Существует множество различных погремушек, которые подходят как для мальчиков, так и девочек:

  • Подвески (располагаются над кроваткой или коляской);
  • Браслеты и носочки (делаются из ткани, фиксируются с помощью липучки на руках и ногах младенца, соответственно). Развивают двигательные навыки;
  • Кольца (могут быть и другие формы – квадрат, треугольник и прочее). Предназначены для схватывания и удержания в руках;
  • Прорезыватели (используются в период прорезывания зубов);
  • Шуршалки (изготавливаются из ткани, имеют специальные наполнители, издающие «шуршащий» звук);
  • Слингоигрушки (подвязываются к слингу и «развлекают» ребенка во время прогулки).

Интересно. Любая погремушка может быть изготовлена как из одного материала, так и нескольких. В качестве таковых используются пластик, силикон, ткань.

Важнейшей разновидностью игрушек для малышей дошкольного возраста является кукла. Это не только предмет, участвующий в детских играх, но также неизменный партнер по общению, верный спутник и друг. Благодаря своему воображению, ребенок наделяет куклу характером, чувствами, мыслями, настроением, в зависимости от которых она совершает те или иные поступки. В процессе «общения» с куклой малыш учится проявлять заботу о «друге», воспитывает его, передает свои знания. По сути, все действия, какие совершает ребенок с игрушкой, есть не что иное, как отражение действий его родителей по отношению к нему самому. Играя с куклой, малыш воспроизводит различные формы поведения и осуществляет их оценку.

Также большое значение для развития ребенка имеют игрушки-орудия (к таковым относятся лопатки, ведерки и прочее), технические игрушки (машинки, самолеты), спортивно-моторные, самоделки и другие.

Погремушка-прорезыватель для зубов

Погремушка-прорезыватель для зубов

Хватательный навык – важнейшая функция, развитие которой влияет на формирование физических и психических характеристик ребенка. Знание того, во сколько месяцев новорожденный ребенок должен держать игрушку, поможет родителям своевременно приступить к тренировке необходимых способностей и умений.

Видео

На сервисе СпросиВрача доступна консультация педиатра онлайн по любой волнующей Вас проблеме. Врачи-эксперты оказывают консультации круглосуточно и бесплатно. Задайте свой вопрос и получите ответ сразу же!

фотография пользователя

Здравствуйте
У каждого ребёнка свой потенциал, каждый развивается в комфортном для себя темпе. Ребёнок удерживает игрушку , имеет ручки в рот, он не лежит как плеть, это хорошо.
Головку удерживает? Переворачиваться пытается? На животике хорошо лежит ?

фотография пользователя

Отлично ? поводов для паники точно нет!
Пробуйте другие игрушки, может быть ребенка заинтересует что-то другое, более крупные, мягкие
Показывайте картинки типо монтессори

Дарья, какие только игрушки не пробовали. Картинки попробуем, спасибо! У него еще часто руки в кулачках, хотя свободно разжимает, когда надо. Это нормально?

фотография пользователя

Этт проявления тонуса , но учитывая, что ребёнок родился раньше гестационного возраста, это допустимо
Делайте каждый день гимнастику, массажики, хорошо ещё использовать мягкий мячик с шипиками (тот что для собак) и катать его по ручками ребенка

Дарья, сейчас делаем массажа курс. Ручки мячиком я ему тоже каждый день массажирую. Мне кажется, еще в прошлом месяце он лучше ручки раскрывал . Сейчас кулачки часто стали.
Массажистка говорит,бчто тонус в ручках и вообще по телу абсолютная норма. При это он пальчики неловко так разжимает. И когда вкладываешь в руки игрушку, как то неловко ими владеет

фотография пользователя

Ничего страшного, мелкая моторика медленно развивается
Не ровняйтесь на сверстников, малыш родился раньше срока, поэтому его развитие будет индивидуальным

фотография пользователя

Здравствуйте! Нет никакого повода для паники. Подрастёт немного, ему интересно будет игрушки, не торопитесь, он ещё маленький, ему просто нравится наблюдать, а не играть. Дети тоже индивидуальны, ни о какой патологии или проблем не говорит ваш случай.

Галимат, благодарю за ответ. Может ли играть роль, что родился на 34 неделе. То есть фактически нам сейчас 4 месяца только

фотография пользователя

Нет, вы просто на этом акцентируйте, что не играет он. На самом деле в 5 мес в основном им интересно следить, погремушки, а вот в игрушки играть не особо. Подрастёт ещё успеет наиграться , не переживайте

фотография пользователя

Марина .,здравствуйте. Вы молодцы ,многое ребеночек умеет к 5и месяцам! Повода к волнению на данный момент .
И то,что массаж проходите это положительно отразится на здоровье ребенка .
От Вас сейчас только динамическое наблюдение невролога в эпикризные сроки и все.
К игрушкам сам потянется к 6-6,5 мес .Это не патология.

Анастасия, благодарю за ответ. Может ли играть роль, что родился на 34 неделе? То есть фактически нам сейчас 4 месяца только

фотография пользователя

Да,Марина, это играет роль до года. Поэтому и пишу что для вас ,что вы умеете делать в 5 мес это очень хорошо

фотография пользователя

Здраввтуйте. Поводов для паники нет. Ничего страшного в этом нет. Попробуйте игрушки погремушки которые будут моргать цветами. Ребенок начнет на них обращать внимание. Будьте здоровы

Данил, спасибо за совет! Обязательно попробуем. А так все игрушки, что у нпс есть ' и мягкие, и яркие погремушки. Он за ними следит зрительно, если показать. В руку вложить - может подержать. Недолго. Потом бросает. А в этом возрасте ручки в кулачках - ничего страшного?

фотография пользователя

Данил, сейчас делаем массажа курс. Массажистка говорит,бчто тонус в ручках и вообще по телу абсолютная норма. При это он пальчики неловко так разжимает. И когда вкладываешь в руки игрушку, как то неловко ими владеет

фотография пользователя

фотография пользователя

Добрый вечер. Не переживайте, каждый ребёнок индивидуален, чуть позже появится интерес и к игрушкам. По Вашему описанию ребёнок развивается без отклонений.

фотография пользователя

Марина, здравствуйте!
Вы родились на 34 неделе, поэтому Ваш фактический возраст на 6 недель меньше, то есть около 4 месяцев, поэтому Ваше развитие для 4х месячного ребенка отличное! Мы всегда все навыки оцениваем ТОЛЬКО на фактический возраст, поэтому даже не переживайте!
Повесьте в кроватку мобиль, малыш будет изучать его, может начать тянуться за игрушками только к 6 месяцам , это абсолютно нормально!

Елена, спасибо за комментарий! У нас и коврик, и мобиль с игрушками. Очень ждем когда начнет брать игрушки сам. Он уже месяц почти сосет постоянно пальчики и кулачки, десна набухшие. Может, пока зубы лезут и настроение не до игрушек?

фотография пользователя

Елена, по-разному. Больше капризничает. Ножки он так высоко не умеет задирать, только коленками до рук достает
И ручками колени трогает

фотография пользователя

Нам важно стимулировать этот навык, чтобы ножки подтягивались к ротику. Можете приобрести носочки с бубенчиками специальные для деток, надеть на ножки, это будет и как игрушка привлекать, плюс навык стимулировать.
Если капризничает больше из-за дентации, то , конечно, сейчас настроение не до игрушек, не волнуйтесь, скоро интерес проснется!

фотография пользователя

Здравствуйте! В вашем случае нужно учитывать прстконцептуальный возраст ребенка. Т.е. двумя месяцами позже у вас будут навыки шестимесячного ребеночка. Сейчас по описанию отклонений в развитии нет. Предмет интереса в вашем возрасте это мама; яркий предмет; громкий, необычный звук. Играть осознанно в поремушку он пока не будет. Т.к. любит сосать кулачки, можно давать подержать прорезыватель. Поскольку это новый навык, в первое время он будет неуверенным и непостоянным. Не переживайте! Всему свое время)

Читайте также: