Комаровский дети и игрушки

Обновлено: 15.05.2024

The Village пообщался с педиатрами и составил гид по развивающим игрушкам для детей до года. Анна Игошина, врач-педиатр, врач-физиотерапевт высшей категории, главврач клиники «Медика», и Роман Шиян, педиатр клиники DocDeti, рассказывают, что действительно пригодится.

Четыре вопроса, которые интересуют родителей

1. Сколько игрушек нужно ребенку?

Роман: Для здорового развития детям необходимо много играть. Но для этого вовсе не обязательны игрушки. В любом доме есть большое количество предметов для игры: кастрюли, ложки, книги и так далее. Игрушки можно сделать своими руками. Чем проще игрушка, тем больше фантазии нужно приложить для игры с ней и тем больше необходимость участия в игре мам, пап, братьев и сестер. Минимально необходимого количества игрушек не существует. Однако в недавнем исследовании говорилось, что чем меньше игрушек у ребенка, тем дольше и более креативно он с ними играет, в то время как избыток игрушек значительно снижает качество игры.

2. Как выбрать игрушку?

Роман: Для детей любого возраста стоит выбирать простые игрушки. Чем больше у игрушки функций, тем меньше действий требуется от ребенка в игре с ней. Если ребенок просто сидит и смотрит, как игрушка сама выполняет свои функции, пользы от такой игрушки немногим больше, чем от просмотра телевизора.

Анна: Игрушки должны быть крупные и цельные, без мелких элементов, сколов, царапин и неприятного запаха. Их не должно быть много, чтобы ребенок учился концентрировать внимание на одном предмете. Резиновые игрушки должны быть плотными, они не должны крошиться. Окрашенные игрушки перед покупкой необходимо потереть рукой: если след от краски остается на пальцах, покупать их не следует. Игрушки должны быть сделаны из разных материалов: резиновые, мягкие и пластиковые. Перед первым использованием пластиковые и резиновые игрушки необходимо замочить в растворе из детского мыла, текстильные — стирать в детском порошке.

3. Развивают ли развивающие коврики?

Роман: С трех месяцев детям очень нравится проводить время на развивающих ковриках — там много всего интересного, что увлекает малыша. Ребенок на нем может длительное время быть предоставлен сам себе, поэтому мамы часто пользуются ковриком, чтобы немного отвлечься и заняться своими делами. Это удобно, и этим, безусловно, можно пользоваться. Однако не стоит забывать, что с точки зрения развития ребенка коврик не такой уж и «развивающий». Важно помнить про главный принцип здорового развития: ребенку в первую очередь необходимо взаимодействие с другими членами семьи.

4. Нужны ли гаджеты до года?

Роман: До года ребенку не нужны интерактивные электронные игрушки, обучающие приложения на смартфонах и планшетах. Они отвлекают его от необходимых в раннем возрасте социальных взаимодействий. Увлекаясь такой игрушкой, малыш не видит выражения лица родителей, их жестов, пропускает обращенные к нему фразы. Многочисленные исследования показывают, что электронные игрушки приводят к снижению игрового взаимодействия родителей и ребенка, более позднему развитию речи и умственных способностей, уменьшению двигательной активности.

Как меняются игрушки от рождения до года

Новорожденный. Игрушки не нужны

Анна: Первый месяц жизни ребенка — период адаптации к окружающему миру. Важнейшую роль здесь играет совместное пребывание новорожденного с родителями или взрослыми, ухаживающими за ним. За это время ребенок научится поворачивать голову в разные стороны, фокусировать взгляд на несколько секунд на неподвижном предмете, реагировать на голос близких.

Роман: Жизнь малыша в этот период достаточно проста. Все, что действительно важно, — это хорошо покушать, хорошо поспать, иметь чистый подгузник и много материнского тепла. Зрение малыша развито еще недостаточно. Лучше всего дети в этом возрасте распознают человеческие лица, поэтому отличная игра — корчить рожицы. Ребенок может даже копировать ваше выражение лица. В этом возрасте малыш уже может различать контрастные цвета на близком расстоянии, поэтому для игры может пригодиться пара ярких погремушек.

Слух малыша также пока недостаточно развит, но он уже узнает звучание маминого голоса. Как можно больше разговаривайте с ребенком, рассказывайте забавные истории, задавайте вопросы, пойте песни, подражайте звукам, которые он издает. У грудничка хорошо развита тактильная чувствительность. Поэтому берите его на руки, качайте, поглаживайте его, делайте легкую гимнастику и, самое главное, обеспечьте большое количество контакта «кожа к коже».

1–3 месяца. Погремушки, колокольчики, бубенчики, мобиль

Анна: В этот период ребенок уже держит голову, переворачивается со спины на бок, у него появляется координация в движениях. Он реагирует на звуки, поворачивает голову в сторону его источника, исследует собственные ладони и пальцы, сжимает их в кулачки и рассматривает; тянется к игрушкам, проявляет интерес к ярким предметам. Отвечает на общение гулением, улыбкой. Угасают рефлексы новорожденного, формируется распорядок дня и навыки общения со взрослыми. Появляется интерес к окружающему миру.

Игрушки этого возраста — яркие и контрастные, но при этом простые для восприятия. Учите ребенка сосредотачивать внимание на объекте и прислушиваться к звукам. Осторожно водите игрушкой в разные стороны и следите за вниманием малыша, сопровождайте движения ласковыми словами. Не трясите излишне активно рядом с лицом ребенка игрушками, издающими звуки, — это может вызвать стресс и даже повредить слух. В два месяца поддерживайте игрушку в руках ребенка, развивая хватательный рефлекс. А к трем месяцам малыш уже научится держать игрушку самостоятельно.

3–6 месяцев. Крупные кубики, прорезыватели, удобные для захвата мягкие мячики, игрушки для пальчикового спектакля, книжки с крупными картинками, игрушки для купания

Анна: Малыш уверенно держит голову, переворачивается со спины на живот и обратно, при кормлении из бутылочки держит ее руками, в вертикальном положении пытается оттолкнуться ножками от опоры, к шести месяцам садится при поддержке взрослых. Узнает маму и родственников, которые чаще с ним общаются. С посторонними ведет себя осторожно. При гулении неосознанно издает слоги «ма-ма» и «ба-ба», при обращении к нему разговаривает, при прекращении общения может плакать.

Главное для развития малыша в этот период — общение и совместная игра. Ребенок самостоятельно изучает игрушки — держит в руках, учится перекладывать из одной руки в другую. Игрушки должны быть крупные и в то же время удобные для захвата. Они должны способствовать развитию органов чувств, тактильных ощущений, зрительного и слухового восприятия. Изучайте с ребенком яркие иллюстрации в книге, купите игрушки для купания и прорезыватель.

7–9 месяцев. Музыкальные игрушки, книжки, игрушки для купания

Анна: В этот период происходит скачок в физическом и нервно-психическом развитии. Ребенок переворачивается, ползает, начинает садиться, вставать и ходить у опоры. К девяти месяцам начинает ходить, держась за две руки, учится держать равновесие. Различает близких и незнакомых. Может долго лепетать при общении с близкими, постепенно расширяя набор слогов. Подолгу разглядывает книжки и картинки. Реагирует на собственное имя. Знает некоторые предметы в доме и на картинках. Начинает играть в простые игры, например «Ладушки». Малыш начинает применять полученные знания и навыки. Формируются навыки личной гигиены (высаживание на горшок, привычка чистить зубы). В этот период малыша приучают есть самостоятельно, пить из кружки, которую держит взрослый.

Игрушками здесь могут быть миниатюрные копии взрослых музыкальных инструментов (например, синтезатор, саксофон, гитара, барабан, ксилофон) — они познакомят малыша с разнообразием звуков. Эту же функцию выполняют гавкающие игрушечные собачки, хрюкающие свинки, поющие птички. Нажимайте вместе с ребенком на кнопки, если это музыкальные инструменты — подпевайте.

10–12 месяцев. Пирамидки, кубики, заводные игрушки, матрешки, машинки, игрушки-каталки, центры для развития мелкой моторики

Анна: Ребенок пытается самостоятельно ходить, играть с игрушками и даже взаимодействовать с другими детьми. Пытается пользоваться предметами гигиены, например расческой. Двигается под музыку. Осознанно произносит слоги «ма-ма», «па-па», «ба-ба». Узнает и находит знакомые предметы, если ему задают вопрос. Эмоционально реагирует на интонацию речи и запретные слова. Выполняет простые просьбы родственников.

В этот период сборка и разбор пирамидок, матрешек, несложных конструкторов с крупными деталями будет одновременно способствовать развитию интеллекта и моторики ребенка. А участие в игровом процессе родителей укрепит связь с малышом.

Роман: 10–12 месяцев — это время бурного развития социальных и коммуникативных навыков. Для развития ребенка в этот период очень важно, чтобы он играл не один, а вместе с родителями или другими детьми. Лучшей игрушкой будет та, с помощью которой он будет взаимодействовать с окружающими. Она должна быть максимально простой — чтобы ребенок, играя с ней, использовал различные навыки: говорения, воображения, физической активности. Например, играя куклами, машинками, фигурками животных, дети используют воображение для имитации ситуаций и стараются пользоваться звуками и словами, чтобы рассказать о них — в результате у ребенка развивается язык и образное мышление.

Играя с кубиками, пирамидками, сортерами, ребенок развивает пространственное мышление, моторные и базовые математические навыки. Игрушки для физической активности (тот же мяч) не только способствуют физическому развитию, но и учат взаимодействию: нужно соблюдать правила игры, общаться с другими участниками игры. Бросание мяча — очень хорошая игра с простыми правилами, которая вызовет множество эмоций у детей и их родителей.

Когда ребенок не спит, ему нужно чем-то заняться он может взять в руки игрушку и играть с ней. В то же время, потеряв к ней интерес, он роняет ее. Если малышу не дотянуться до предмета, он смотрит на него и при этом медленно сжимает и разжимает кулачки. В его представлении игрушка приобретает особый смысл. Это не просто предмет, а нечто такое, что можно взять, попробовать на вкус и ощупать. Ребенок пытается познать окружающий его мир. Он стремится найти применение предметам, которые находятся рядом с ним.
Относясь приветливо к любому новому гостю, он, тем не менее, делает четкое различие между знакомыми и незнакомыми людьми. Малыш всегда отдает явное предпочтение тем, кого знает. Когда он устал и капризничает, его могут успокоить только родители.
По мере того как ребенок знакомится с окружающим миром, у него появляются новые реакции. До этого момента вся его жизнь протекала между двумя состояниями -когда он был счастлив или несчастлив. К пяти месяцам поведение ребенка становится более осмысленным - можно различить, когда он возбужден или доволен и спокоен. С другой стороны, состоянию дискомфорта сопутствуют настороженность, печаль, страх. Многообразие окружающего мира вызывает у малыша целую гамму чувств, которые выражаются в виде бессвязного лепета. Теперь он может означать: "посмотри на меня", "возьми меня на руки", "мне это не нравится".

В возрасте пяти месяцев у детей появляются некоторые особенности, связанные с развитием двигательных навыков.
Некоторые малыши уже могут хорошо ползать по дому, а другие начинают делать это только через несколько месяцев. Важно помнить, что раннее развитие двигательных навыков не обязательно связано с ранним развитием умственных способностей.
Ребенку всегда доставляет удовольствие чувствовать, что он может самостоятельно передвигаться. С помощью родителей он способен подняться и встать на ноги. Лежа в ванночке во время купания, малыш охотно отталкивается ножками от рук взрослого и барахтается в воде.
Особенно нравится детям надувное детское креслице. Сидя в нем, они любят отталкиваться ногами от пола и подпрыгивать. Проверьте, чтобы кресло, которым вы пользуетесь, было прочным и устойчивым. Когда ребенок сильно возбужден, он способен опрокинуть его.
К началу шестого месяца большинство детей уже умеют дотягиваться до игрушек и хватать их. Они могут делать это сначала одной рукой, затем другой.
В этом возрасте ребенок уже научился управлять движениями руки, хватать какой-либо предмет и рассматривать его. Теперь он владеет движениями всех пальцев и без труда берет самые маленькие предметы, включая чайную ложку.
По-видимому, малыш начинает осознавать, что у него есть правая и левая рука - одну и ту же вещь он может держать в левой руке, а потом перекладывать в правую.
Более того, для него становится ясным, что в какой бы руке ни находилась игрушка, она не меняет своих свойств (колокольчик звенит одинаково).

Способность видеть, слышать, чувствовать

Теперь для ребенка особенно важными являются зрительные образы, с которыми он сталкивается. До этого малыш ударял по предмету в поисках интересных ощущений, затем хватал его, чтобы засунуть в рот. Пятимесячный ребенок уже берет предметы, чтобы рассмотреть их. Прежде чем взять погремушку в рот, он трясет ее, вертит и внимательно изучает.
По мере того как у малыша накапливаются знания об окружающем мире, он продолжает с особым вниманием относиться к поведению матери. Если она выходит из комнаты, ребенок продолжает пристально смотреть на то место, где она только что находилась. Когда мать входит обратно, он следит за каждым ее движением.
Пятимесячный ребенок не только поворачивает голову, услышав какой-либо звук, но пытается найти его источник, даже если он трудно различим. Малыш живо реагирует на звук шагов, и когда кто-нибудь входит в комнату, он настораживается и становится необычайно внимательным. Он проявляет любопытство к звукам, которые произносит сам, обнаруживая при этом, что звук голоса меняется, если положить в рот палец или игрушку. Ему нравится слушать музыку, и он часто оживляется при звуках ритмичной, бодрой мелодии.
В этом возрасте купание может стать для малышей настоящим праздником. Большинство детей уже умеют брызгаться и делают это сразу, как только попадают в воду. Обычно они бьют по воде сразу двумя руками. Когда ваш малыш научится играть в эту игру, он будет разбрызгивать воду себе в лицо и в глаза, вскрикивать от восторга и снова брызгаться. Он как бы пытается понять, как надо реагировать, когда вода попадает ему в лицо.
Во время купания ребенок может вволю наиграться в воде и одновременно узнать, какие у него есть части тела. Если родители поддерживают его за спинку, он дотянется до пальцев ног и потрогает их. Забавляясь в воде с игрушками, малыш неожиданно для себя откроет свою половую принадлежность. Затем, пока его вытирают, он обнаружит пупок или с удовольствием потрогает свой нос и уши. Когда вы близко наклонитесь к нему, он попытается ощупать ваше лицо и сравнить его со своим.

Понимаем своего ребенка

К этому времени ребенок освоил многие согласные звуки и может произнести: "Ма-Ма", "Па-Па", "На-На". Интересно, что он почти никогда не произносит слоги по одному, например "Ма", а только "Ма-Ма" или "Ма-Ма-Ма-Ма". Когда малыш произносит осмысленные звуки, такие как "Ма-Ма" или "Па-Па", его родители, братья и сестры обычно подхватывают и повторяют их, явно получая от этого наслаждение. Ребенок, отвечая на их восторги, произносит эти слова снова и снова. Вот так, получая поддержку, он постепенно переходит от бессвязного лепета к осознанной речи.
Хотя пятимесячный ребенок не вкладывает смысла в то, что произносит, тем не менее его речевые упражнения являются необходимым условием для овладения речью. Он находит способы позвать в комнату маму или заставить ее обратить на себя внимание, если она отвернулась. Отвечая на зов малыша, мать тем самым дает ему представление о том, какой силой обладает человеческая речь.
Когда мама и папа, ненадолго расставшись с малышом, возвращаются обратно, он восторженно приветствует их, изо всех сил размахивая руками, возбужденно подпрыгивая и издавая громкие звуки. Он также радуется появлению братьев, сестер и других членов семьи, однако при этом проявляет свои чувства более сдержанно.
Пятимесячный ребенок способен выражать недовольство столь же непосредственно, как и восторг. В более раннем возрасте, как мы уже наблюдали, эта реакция обычно возникала в результате каких-либо внутренних или внешних физических воздействий. Теперь, повзрослев, ребенок раздражается, когда не может получить того, чего хочет. Если вы отнимете у него игрушку или положите его в кроватку, пока он еще не уснул, или будете слишком долго переодевать его, то рискуете вызвать у малыша гнев.

ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ

Опустите двигающиеся игрушки
Опустите вниз все висящие высоко игрушки, до которых ребенок пытается дотянуться. Его больше не удовлетворяет наблюдение за интересными предметами издалека. Он хочет их схватить, потрясти, повертеть и увидеть вблизи. Если невозможно опустить игрушку, к которой он тянется, лучше будет убрать ее совсем.
Детский рюкзачок
Берите ребенка на прогулку, посадив в детский рюкзачок. Рюкзачки, которые закрепляются спереди, подходят для этой цели лучше всего, потому что ребенок может видеть ваше лицо, когда вы с ним разговариваете.
Посадите малыша к себе на спину
Делая домашние дела, сажайте малыша в рюкзачок себе на спину (как это делают индейцы).
Разговаривайте с ребенком при перемене обстановки
Вынимая из кроватки, переодевая, сажая в ванночку или устраивая на сиденье машины, разговаривайте с ребенком. Даже если он не понимает точного значения слов, то так или иначе догадается, что вы подаете ему сигнал о предстоящей перемене обстановки.
Протягивайте руки навстречу малышу
Независимо от того, откуда вам приходится брать малыша, протягивайте к нему руки, говоря при этом "Оп!" Через некоторое время ребенок начнет тянуться навстречу вам.

Новые открытия
Блестящая кастрюля
Дайте ребенку большую блестящую кастрюлю, чтобы он мог посмотреться в нее. Пусть он повертит, похлопает и постучит по ней со всех сторон. Малышам нравятся "игрушки" взрослых.
Перед зеркалом
Подержите малыша перед большим зеркалом, где его видно во весь рост. Пусть он внимательно рассмотрит свое изображение. Покажите ему, где в зеркале мама, а где он.
Несколько игрушек в детской кроватке
Оставляйте в детской кроватке несколько маленьких игрушек. Ребенок научится отличать их друг от друга, выберет самую любимую и даже сможет заметить, когда в кроватке появится новый предмет.
Куклы-неваляшки
В этом возрасте детям очень нравится обнаруживать новые интересные предметы, и поэтому ваш ребенок будет с удовольствием играть в куклы-неваляшки. Стоит ему уронить такую игрушку, как она тут же самостоятельно принимает стоячее положение. Воображение малыша поражает эта необычная реакция на его действия.
Детские качели
Посадите ребенка в домашние детские качели и начните осторожно раскачивать. Когда качели качнутся от вас, скажите: "До свидания", а когда вернутся обратно: "Здравствуй". Хотя малыш еще не понимает смысла сказанного, он догадается, что вы употребляете два разных слова. Через некоторое время он обнаружит, что слова, звучащие по-разному, имеют разное значение.
Потрогай звук
Когда ребенок начнет проводить эксперименты со своим голосом, вы заметите, что он отчетливо произносит несколько звуков: б, м, д, а, и, у. Попробуйте повторять их вслед за ним. Произнося звуки, положите пальцы малыша на свои губы. Пусть он ощутит вибрацию вашего голоса и дрожание губ.
Погремушки
Поскольку теперь принято считать, что погремушки отживают своей век, многие дети лишены возможности играть с ними. Это непростительная ошибка со стороны родителей. Народная мудрость, создавшая эту замечательную игрушку, жива и по сей день. В возрасте пяти месяцев ребенок начинает осознавать связь и взаимодействие окружающих предметов и явлений. Он обнаруживает, что определенные действия, которые он совершает, связаны с определенными предметами. Поскольку в ребенке изначально заложены некоторые двигательные навыки, в частности способность трясти руками, он автоматически начинает трясти погремушкой, как только она попадает ему в руки. Чем больше ребенок будет играть с разными погремушками, тем больше удовольствия он получит, развивая при этом свои двигательные навыки.
Развитие координации
"Вот какой ты большой"
Посадите малыша в высокий детский стул или устройте его так, чтобы он мог на что-нибудь опираться. Опустите его руки вниз и спросите: "Ты большой?" Затем поднимите руки над головой и скажите: "Вот какой ты большой!" Если в ответ вы услышите смех, это значит, что игра ему нравится.
Веселые прыжки
Дети любят слушать веселые песенки и стишки, сидя на коленях у мамы или у папы. Особенно их забавляют песенки с "сюрпризом". Ребенок уже заранее предчувствует, что его ждет в конце песни, и подает вам знак улыбкой или смехом. Такая реакция свидетельствует о постепенном укреплении памяти.
Раз-два встали!
Малыш уже умеет садиться, и, возможно, вы обнаружите, что он пытается вставать. Помните, что прежде, чем расслаблять колени, ребенок учится распрямлять их. Если вы видите, что ребенок готов подняться на ноги, обязательно поддерживайте его, взяв под мышки. Благодаря этому ребенок будет меньше уставать не переутомится.
Прикрепите кольца к детской кроватке
Прикрепите к передней спинке кроватки пластмассовые кольца. Малыш будет стремиться схватить их и подтянуться вперед.
Вниз под горку
Ваш ребенок наверняка уже умеет переворачиваться. Если погода позволяет, выйдите вместе с ним на улицу и расстелите на траве одеяло в том месте, где есть небольшой уклон. Положите малыша на одеяло и, придерживая, помогите ему несколько раз перевернуться.
Спасательный круг
Надуйте детский резиновый круг. Наденьте его на ребенка, когда он сидит. Если малыш начнет падать, круг защитит его от ушиба.
Принятие решений
По игрушке в каждой руке
Дайте малышу игрушку сначала в одну, а затем в другую руку. Вскоре он научится перекладывать игрушки туда и обратно.
Игра в мяч
Пусть малыш увидит, как вы кидаете мячик вверх и вниз. Постепенно он будет все внимательнее следить за его движениями.
Нарисованное лицо
Лица по-прежнему притягивают внимание ребенка. Нарисуйте на кусочке ткани рожицу и пришейте к внутренней стороне простыни, которой он накрыт. Поднимая простыню, малыш увидит улыбающееся лицо.
Карусель
Теперь малыш замечает разницу между нормальным лицом и перекошенным. Нарисуйте цветным карандашом или мелом на твердой бумажной тарелке две рожицы - с одной стороны веселую, а с другой - печальную. (Можно сделать дырочки вместо глаз или менять положение пак и перевернуть тарелку. На какую рожицу вашему малышу нравится смотреть больше?
Исчезающий мяч
Поставьте у стены стул, на котором сидит ваш ребенок, и закатите под него мячик. Пусть он ударится о стену и выкатится обратно. Понаблюдайте, будет ли малыш следить за мячом.

Время кормления
Дайте ребенку ложечку
Во время кормления дайте ребенку в руки ложечку, тогда он перестанет тянуться к той, которой вы его кормите. Не ждите, что малыш начнет есть самостоятельно. То, что он держит ложку, уже само по себе большое достижение.
Дайте ребенку чашку
Некоторым пятимесячным детям нравится пить из чашки. Чтобы ребенок не разлил жидкость, капните в пластмассовую чашку сначала всего 2-3 капли и дайте подержать ее своему малышу.
Называйте части тела ребенка
Переодевая или купая ребенка, называйте ему части тела и лица, до которых вы дотрагиваетесь.
Застывшее лицо
Разговаривая с ребенком во время переодевания, остановитесь на секунду, и пусть малыш увидит, что ваше лицо стало совершенно неподвижным. Понаблюдайте за тем, как он будет пытаться заставить вас заговорить снова.
Кораблик в детской ванночке
Если, купая ребенка, вы опустите в ванночку кораблики, это доставит малышу огромное удовольствие. Их можно легко сделать, взяв пластмассовые коробочки из-под маргарина.
Время отдыха
Ласково похлопайте малыша
Если вы видите, что ребенок устал, но никак не может успокоиться, возьмите его на руки, прислоните к плечу и ласково и ритмично похлопайте по спине. Он расслабится и отдохнет вместе с вами.
Разговор шепотом
Попробуйте прошептать малышу на ушко несколько слов. Новые способы общения способствуют установлению более близких контактов между вами и ребенком.
Укачивание
Дети любят, когда мама или папа прижимают их к себе и качают. Укачивая ребенка, пойте ему колыбельную песню.

опубликовано 21/05/2007 13:23
обновлено 13/05/2011
— Педагогика и психология

В предыдущей главе мы говорили о том, как возникает общение между новорожденным и родителями. Теперь мы будем наблюдать развитие этих отношений в течение второго месяца жизни ребенка, когда малыш становится более восприимчив к окружающей действительности и отчетливее проявляет свою реакцию на поведение взрослых. В то же время мы увидим, как улучшается координация движений ребенка и его способность реагировать на зрительные образы и звуки.
По мере того как развивается способность малыша воспринимать и усваивать новую информацию, родители начинают относиться к нему как к личности. Уже в возрасте одного месяца можно определить индивидуальные черты характера ребенка, отличающие его от сверстников. Разговаривая с малышом один на один, вы сможете настроиться на его естественный ритм и почувствовать, когда можно заниматься с ним, а когда необходимо дать ему отдохнуть. Вы узнаете, как обращаться с ребенком, когда он перевозбужден и сильно кричит. Вы откроете новые способы помочь малышу сохранить состояние покоя и бодрости, утихомириться перед сном.
Один из способов, которым можно помочь ребенку, это научить его сосать пустышку. Некоторые дети начинают сосать соску инстинктивно, другие упорно отказываются от нее. Если малыш сопротивляется и выплевывает пустышку, будьте настойчивы. Постарайтесь дать ее ребенку, укачивая его и напевая какую-нибудь мелодию. Купите две или три разные соски, чтобы можно было определить, какая ему больше нравится. Спустя некоторое время ваши усилия вознаградятся - с помощью соски ребенок научится самостоятельно успокаиваться и засыпать. Пустышка - это средство, которое и вы и ребенок в ближайшее время оцените по достоинству.

Месячный ребенок начинает уже управлять своим телом. У него исчезают судорожные, хаотичные подергивания, а движения рук и ног постепенно становятся более ровными и упорядоченными. Нервная дрожь, которая так характерна для новорожденных, также пропадает.
Первое изменение, которое можно заметить в поведении ребенка, - это способность двигать головой. Если малыша положить в кроватке на живот, он без особых усилий сможет поворачивать голову из стороны в сторону.
Некоторые, особенно сильные дети, даже поднимают ее и смотрят вокруг. Способность ребенка двигать головой особенно очевидна, когда вы держите его, прислонив к своему плечу. Однако независимо от того, насколько крепок ваш ребенок, он далеко не полностью может управлять своими движениями. Вынимая малыша из кроватки или нося его по комнате, обязательно поддерживайте его головку руками. Как правило, месячные дети не в состоянии самостоятельно передвигаться, однако изредка встречаются такие активные малыши, которые, извиваясь и ерзая, добираются до угла кроватки или переворачиваются с живота на спину. Иногда даже самые пассивные дети способны делать неожиданные движения. Поэтому на всякий случай даже самого крошечного младенца лучше не оставлять одного на столе или на другом высоком месте.
Достигнув месячного возраста, ребенок начинает не только поворачивать голову, но и значительно лучше владеть мышцами рук и ног. Он способен двигать ими не только плавно и ритмично, но также ускорять или замедлять темп в зависимости от ритма человеческой речи. Когда вы говорите с ребенком спокойным и ровным тоном, его движения спокойны и равномерны. Попробуйте заговорить быстро, возбужденно, и вы увидите, как малыш начнет энергично перебирать руками и ногами.

Способность видеть, слышать, чувствовать

В предыдущей главе речь шла о степени возбудимости у новорожденных. Мы говорили о том, что можно заметить, как по-разному они чувствуют себя в зависимости от их окружения, спят и бодрствуют. Состояние месячного ребенка значительно проще определить. Уже можно понять, крепко или, наоборот, беспокойно спит малыш, а когда просыпается, спокоен он или возбужден.
В состоянии бодрствования месячный ребенок способен следить взглядом за двигающимся объектом. Он сосредоточивается и с интересом смотрит на какой-нибудь предмет или рисунок, находящийся перед ним на расстоянии 12-30 сантиметров. Если что-нибудь особенно понравится малышу, он даже начинает "гукать". Затем через несколько минут он отводит взгляд. Этот процесс называется "ознакомлением". Ребенок как будто бы говорит: "Да, теперь я знаю, что это такое". Если вы поменяете предмет или, не убирая первый, покажете малышу другой, он повторит свои действия.
Для месячного ребенка новые звуки так же интересны, как и новые зрительные образы. Он может отличить речь от других звуков и при этом явное предпочтение отдает человеческому голосу. При незнакомом звуке ребенок настораживается, замирает, и кажется, что он внимательно прислушивается к нему. Если звук повторяется несколько раз, ребенок перестает обращать на него внимание. Чтобы вновь заинтересовать ребенка, можно изменить звук, например, вместо звона колокольчика дать малышу послушать погремушку или игрушку, которая может пищать.
В этот период в сознании ребенка укрепляется связь между увиденным и услышанным. После небольшой тренировки он каждый раз будет смотреть на колокольчик, висящий над его кроваткой, когда тот зазвенит. Малыш по-разному реагирует на различные звуки. Музыка успокаивает его, громкий шум пугает, а свист или звон вызывает интерес.

Понимаем своего ребенка

С момента рождения каждый ребенок представляет собой ярко выраженную индивидуальность, обладающую характерными отличительными чертами. Однако лишь к концу первого месяца жизни малыша родители начинают по-настоящему узнавать его. Теперь они могут рассказать о своем ребенке очень многое, включая весь спектр его поведения: каким он бывает, когда спокоен или возбужден, когда он в хорошем настроении или капризничает, отдыхает или двигается, легко ли он успокаивается или нет, предсказуемы его действия или нет, быстро или медленно он реагирует на происходящее вокруг него. Родители знают, как лучше всего держать его на руках и каким способом успокаивать и укладывать спать. Они могут определить, когда он кричит от боли, когда от голода, а когда его крик означает: "Ничего страшного не случилось. Просто я хочу, чтобы меня приласкали".
У месячного ребенка пропадает характерный для новорожденных сонный блуждающий взгляд. Теперь малыш способен довольно долго бодрствовать до и после кормления, однако он до сих пор не готов к воздействиям, имеющим резкий характер. Если он слышит слишком громкие звуки, видит яркий свет, чувствует слишком энергичные прикосновения, он не в силах отделить одно ощущение от другого. Перегруженный впечатлениями, малыш начинает нервничать и раздражаться. Действительно, в этом возрасте у многих детей в течение дня бывают определенные периоды, когда они неожиданно быстро переутомляются и начинают капризничать. В такие моменты одного малыша можно успокоить, взяв на руки, покачав или ритмично похлопав по спине. Другой перестанет плакать и уснет, если его завернуть в одеяло или уютно устроить в коляске.
Однако случается, что очень активный или беспокойный малыш не реагирует ни на какие усилия со стороны родителей и его неутихающий плач создает в доме напряженную обстановку. Такому ребенку необходимо дать некоторое время покричать, чтобы он мог освободиться от внутреннего напряжения. Мы надеемся, что нижеперечисленные способы помогут вам успокоить неугомонного малыша.
1. Старайтесь завершать ежедневные дела, такие, как кормление, пеленание, купание и массаж перед сном, в уравновешенном спокойном состоянии.
2. Сядьте в кресло-качалку в полутемной комнате. Возьмите ребенка на руки и тихонько качайтесь, напевая мелодию. Если ребенок напряжен и выгибается, положите его вниз животом себе на колени или устройте в большой удобной коляске и осторожно покачивайте. Напевайте что-нибудь тихим голосом.
3. Раскачиваясь некоторое время, прислушайтесь к крику. Не начал ли он утихать? Может быть, стал не таким пронзительным и громким? Если вы почувствуете, что плач стал более сонным и тихим, продолжайте качаться еще в течение пяти минут.
4. Бывает и так, что плач не утихает, а, наоборот, усиливается. В этом случае осторожно положите ребенка на живот в кроватку. Включите негромкую музыку - радио или музыкальную шкатулку, и на цыпочках выйдите из комнаты.
5. Если крик продолжается более 10 минут, вернитесь к обычным делам. Будьте уверены в себе и не забывайте, что, занимаясь делами, нужно сохранять их обычную последовательность, спокойствие и равновесие.
6. Наконец, если вы видите, что ребенок всегда засыпает с трудом, обратитесь к детскому врачу.
Месячный ребенок еще не готов к контактам с окружающими, тем не менее он стремится к общению. Попробуйте поиграть со своим малышом в игру "один на один": вы и ребенок пристально смотрите друг другу в глаза, затем отводите их в сторону и снова встречайтесь взглядом. Таким простым способом родители вырабатывают у ребенка навык общения, который становится для него первым шагом к разговорному языку. И через какое-то время ребенок начинает "гулить". Хотя его звуковой репертуар небогат и ограничивается одним или двумя гласными переднего ряда, он в самом полном смысле слова учится говорить.
Очень забавно наблюдать за родителями, которые увлечены разговором со своим малышом. Взрослый высоко поднимает брови, широко открывает глаза и округляет рот, или, наоборот, хмурясь, прищуривает глаза и сжимает губы. Он может кивать головой и близко наклоняться к лицу ребенка или же слегка запрокидывать голову. Путем таких гримас и движений, которые на первый взгляд кажутся неестественными, родители приобщают ребенка к языку жестов, который служит неотъемлемым элементом разговорного языка. Открытый взгляд, лицо, обращенное к малышу, свидетельствуют о желании взрослого общаться с ребенком, вызывают его на диалог. И наоборот, если выражение лица у взрослого становится отрешенным и он отворачивается, это означает, что сейчас в разговоре наступит пауза.
Такие беседы, какими бы короткими они не были, обычно протекают в определенной последовательности. Сначала папа или мама повышают голос, чтобы привлечь внимание ребенка. Когда малыш в ответ начинает издавать разные звуки, это воодушевляет взрослого, и разговор оживляется, что, в свою очередь, вызывает сильное возбуждение ребенка. Затем, по мере того как волнение малыша утихает, голос взрослого постепенно понижается, и он отводит взгляд в сторону. Через несколько секунд "собеседники" снова смотрят друг на друга, и разговор возобновляется. Со временем, благодаря таким беседам, в вашей семье может установиться ежедневный ритуал, доставляющий удовольствие и малышу и родителям.

ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ

Разговор с ребенком
Больше всего ребенок любит слушать человеческий голос. Приветствуйте его, входя в комнату, и используйте любую возможность, чтобы поговорить с ним. Говорите громко, если вы хотите привлечь внимание малыша, и тихо, когда нужно его успокоить. Изменяя тембр голоса от низкого до высокого и наоборот, можно поддерживать интерес ребенка достаточно долго.
Папины игры
Мама и папа по-разному играют с ребенком. Поскольку каждый из них вносит что-то свое в общение с малышом, важно, чтобы они оба участвовали в его воспитании. Меняйте положение ребенка. Старайтесь располагать ребенка таким образом, чтобы его окружали самые разнообразные предметы. Например, если вы берете его на прогулку в автомобиле, положите на сиденье машины что-нибудь яркое, чтобы возбудить его воображение. (Каждый раз, когда вы вместе едете в автомобиле, не забывайте проверить, что в машине имеются все необходимые приспособления, обеспечивающие безопасность ребенка во время поездки.)

Время игр
Зрение
"Кукла из тарелки"
Смастерите для малыша куклу, нарисовав на бумажной тарелке лицо и прикрепив к ней сбоку ручку. Перемещайте тарелку в разные стороны на расстоянии 25-ти сантиметров от лица ребенка. Через некоторое время малыш начнет следить за игрушкой, и на его лице появится улыбка.
Наблюдение за предметом
Пусть ребенок наблюдает за погремушкой, фонариком или яркой игрушкой. Передвигайте предмет слева направо на расстоянии 25-30 сантиметров от лица малыша. Когда он научится следить за ним, водя глазами по горизонтали, начните движение по вертикали, от лобика малыша к подбородку. Наконец, попробуйте вращать предмет по кругу. Не забывайте следить за настроением малыша и будьте готовы прекратить игру, если почувствуете, что он устал или ему стало скучно.
Посмотри на меня
Пусть ребенок наблюдает за вашим лицом. Когда вы будете двигаться слева направо, малыш будет следить за вами взглядом и поворачивать голову.
Прыгающая игрушка
Пришейте одним концом к маленькой мягкой игрушке резиновую тесемку. Другой конец прикрепите к потолку. Положите ребенка так, чтобы игрушка находилась прямо над ним, и заставьте игрушечного зверька прыгать вверх и вниз. Став постарше, малыш сможет дотянуться до него руками и схватить.
Вид из кроватки
Если стенки детской кроватки будут сделаны из прозрачной пластмассы, ребенок сможет сквозь них смотреть на окружающие предметы.
Двигающаяся игрушка
Повесьте над детской кроваткой игрушку, которую легко можно передвинуть. Выбирая игрушку, представьте, как ее воспримет малыш. Пусть в течение нескольких дней она повисит с одной стороны кроватки, а затем с другой. Когда малыш привыкнет к ней и вы заметите, что он способен несколько мгновений задерживать на ней взгляд, повесьте другие игрушки на бортики кроватки.
Восприятие звуков
Детские стихи
Познакомьте ребенка со стихотворным ритмом и размером.
Расскажите ему какие-нибудь хорошо знакомые и любимые детские стихи, например: "Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять. " или придумайте свои собственные. Возьмите любую песенку и просто поменяйте слова.
Пинетки с колокольчиком
Привяжите колокольчики к детским пинеткам. Каждый раз шевеля ножкой, малыш будет слышать звон колокольчика.
Где я?
Разговаривайте с ребенком, лежащим в кроватке, одновременно передвигаясь по комнате. Следя за вашими движениями, он будет развивать зрение и слух.
Ощущения
Помассируйте малышу пальцы рук и ног
Помассируйте отдельно каждый пальчик. Благодаря этому приятному ощущению, ребенок будет лучше чувствовать свое тело.
Развитие осязания
Потрите руки и ноги ребенка рукавичками, сделанными из разного материала - шелка, вельвета, атласа, шерсти, фланели или махровой ткани.
Легкое прикосновение
Осторожно погладьте ребенка кисточкой, перышком или кусочком ваты. Ему понравятся эти ласковые прикосновения.
Приятные запахи
Обмакните ватные шарики в разные ароматические жидкости, такие, как одеколон, мятная или ванильная туалетная вода. Дайте их понюхать малышу - поможет в развитии его обоняния.
Упражнения
Поднимите и опустите руки малыша
Положите ребенка на спину, осторожно поднимите его ручки над головой и опустите вниз, затем скрестите их перед грудью и разведите по сторонам. При этом напевайте какую-нибудь песенку.
Прогулка на велосипеде
Положите малыша на спину, осторожно подвигайте его ножками, имитируя движения ног велосипедиста. Во время упражнения спойте песенку, например: "Мы едем, едем, едем в далекие края. "
Взгляд наверх
Положите малыша на пол животиком вниз. Сядьте рядом с ним и, называя его по имени, показывайте ему яркую игрушку. Малыш будет стараться поднять голову, тем самым развивая мышцы шеи, спины и рук.
Посмотри на маму
Сделайте то же самое упражнение, только на этот раз вы должны лечь на спину и положить малыша себе на живот. Называя ребенка по имени, старайтесь, чтобы он поднял головку и посмотрел на вас.

Время кормления
Изменяйте положение ребенка
При кормлении грудью вы естественно меняете положение ребенка. Однако если вы кормите ребенка из рожка, старайтесь делать это так, чтобы он видел окружающие предметы под разными углами зрения.
Оберните детский рожок
Если ваш ребенок сосет из рожка, заверните бутылочку в ткань, и пусть малыш дотрагивается до нее во время еды. Чехол для рожка можно купить в магазине или сделать из носка яркой расцветки.
Яркое полотенце
Перед тем как начать кормить ребенка, положите себе на плечо яркое цветное полотенце или накиньте яркий шарф. Ребенку понравится время от времени смотреть на ваше лицо, а затем на полотенце. Если вид яркой вещи отвлекает малыша, не показывайте ее, пока не закончите кормление.

Время купания
Нежное прикосновение
Продолжайте делать ребенку массаж. Массируя его тельце, напевайте тихую колыбельную. Ваши прикосновения и пение позволят малышу расслабиться и почувствовать себя в безопасности.
Заверните ребенка
Выкупав и завернув малыша в полотенце, поиграйте с ним в прятки. (Спрячьте лицо за край полотенца, а затем выгляньте и скажите: "Ку-ку".)

Время пеленания
Развлечение
Повесьте несколько легких игрушек над детским пеленальным столиком. На некоторое время ребенок успокоится, занявшись изучением каждой игрушки.
Подышите над руками и животиком ребенка
Согрейте своим дыханием ручки и животик малыша. Сосредоточивая внимание на разных частях своего тельца, он лучше узнает себя.

Время отдыха
Развевающиеся ленты
Прикрепите к пластмассовому кольцу короткие цветные ленточки. Повесьте их рядом с детской кроваткой. Откройте окно или включите электрический вентилятор, так чтобы ленты развевались. Перед сном ребенку будет приятно понаблюдать за ними.
Непродолжительный отдых
Если у вас выдалась свободная минутка, отдохните вместе с ребенком. Удобно устроившись на кровати или мягком ковре, положите малыша себе на грудь. Ваше спокойное ритмичное дыхание успокоит малыша, и вы оба останетесь довольны проведенным вместе временем.

опубликовано 21/05/2007 12:26
обновлено 13/05/2011
— Педагогика и психология

Ведущий редактор, пишет на темы, которые актуальные для мам: мода, красота, питание, здоровье, беременность, роды, воспитание, обучение, хобби.


«Ребенка надо развивать», — уверены мамы и папы, выбирая очередной сортер, пирамидку, кинетический песок… И это на самом деле верно: с помощью развивающих игрушек дети открывают для себя новое. Известный педиатр Евгений Комаровский перечислил развивающие игрушки для детей первого года жизни:

Зеркало, особенно, если это составная часть более сложной конструкции;

мобили — особые устройства, которые вешаются над головой ребенка и имеют несколько свисающих деталей различной формы, цвета, размера — детали эти прыгают, вращаются, издают звуки, светятся и т. д.;

пирамидки, пазлы, кубики — все, что надо определенным образом взять и куда-то в определенном порядке положить, — это просто прекрасно для развития. В этом аспекте мячик и ведро — идеальная развивающая комбинация: увидеть, как мячик катится и отскакивает, добраться до него, взять двумя руками и положить в ведро.


Однако доктор отметил два существенных условия, при котором развивающие игрушку действительно принесут малышу пользу:

Каждому возрасту соответствуют разные развивающие игрушки — в зависимости от того, что (какие формы двигательной активности, какие свойства предметов, какие варианты социальных взаимодействий) развивается именно сейчас.

Самой эффективной развивающей игрушкой для ребенка любого возраста (но чем младше, тем эффективность выше) будет заинтересованный, любящий, не жалеющий личного времени взрослый человек. Мама (или папа) приятна на ощупь или колючий, движется или замирает, издает звуки или молчит, вкусно или по-разному пахнет, является источником еды и может использовать в процессе общения с малышом различные упомянутые выше предметы. ⠀

Эффективность любой игрушки многократно возрастает, когда взрослые демонстрируют детям ее развивающие возможности.

Родители-пользователи Сети поделились наблюдениями и практическим опытом, какие игры или игрушки интересны малышам. И это не всегда то, что куплено в магазине…

Мои дети с удовольствием играют с кастрюлями и ложками.

Пакет и коробка - лучшие развивающие игрушки по мнению моих детей.


Фасоль цветная, горох целый и половинка, а если совсем для радости, то добавить пшено. Никогда не забуду, сколько радости и эмоций было в первый раз, а особенно когда разрешила все высыпать на ковёр, ходить ножками и подбрасывать.

Разной формы макароны - ракушки и спиралька. А если ещё и цветные - вообще праздник. Мы ещё в баночки от пюре разные крупы насыпали и показывали как тарахтит - лучшие всяких погремушек, а если есть небольшая банка от чая жестяная - туда фасоль или орех в скорлупе положить - супер.

У нас любимыми игрушками первого года стали крышечки от детского питания и макароны🙈 очень здорово помогали занять дочку, пока готовила.

А какие развивающие игры (игрушки) нравятся вашему крохе?

Родителям новорожденных кажется, что обычная квартира полна опасностей. Где поставить кроватку, не навредит ли ребенку кондиционер, как уберечь его от пылевых клещей? На эти и другие вопросы отвечает педиатр Евгений Комаровский, автор новой книги «365 советов на первый год жизни вашего ребенка».

Мягкие игрушки

Пылевые клещи — очень распространенная причина аллергии. Они могут жить и, как правило, живут в подушках, матрасах, мягких игрушках. Уменьшив количество пылевых клещей, вы можете существенно снизить риск развития бронхиальной астмы и других аллергических заболеваний.

Как минимизировать воздействие пылевого клеща в мягких игрушках? Вот всего пять правил:

  • не поощряйте родственников и друзей к покупке мягких игрушек;
  • не формируйте у ребенка привычку спать с мягкими игрушками;
  • 1–2 подобных игрушки — вполне достаточный повседневный ассортимент;
  • не реже чем 1 раз в месяц стирайте мягкие игрушки в горячей воде в стиральной машине;
  • (самое жуткое правило) расставайтесь с мягкими игрушками после 2–3 месяцев использования.

Сквозняк

Не существует живых существ, для которых представляет опасность движущийся воздух, поскольку имеются врожденные физиологические механизмы реагирования: напряжение мышц, сужение/расширение сосудов, активизация кровообращения и многое другое. У человека эти эффективные механизмы еще и дополняются возможностью применять соответствующую одежду.

Сквозняком принято называть поток воздуха, который насквозь продувает помещение.

Оберегая ребенка от сквозняка, вы не используете врожденные способности организма реагировать, и эти способности отключаются за ненадобностью.

Как следствие — сквозняк, из казалось бы обычного и естественного явления природы, превращается в источник повышенной опасности.

С момента возвращения из роддома не обращайте внимания на то, открыта или закрыта дверь в комнату, где находится ребенок. Не имеет значения, с точки зрения его здоровья, где расположена кровать и попадает ли на нее воздух из приоткрытого окошка.

Для пятилетнего ребенка, уже испорченного стремлениями взрослых его уберечь, имеет. А для новорожденного — нет.

Ребенок и кондиционер. Можно?

Современная городская жизнь и современные путешествия немыслимы без кондиционеров. С максимально возможной вероятностью ваш ребенок проведет рядом с кондиционерами всю свою жизнь, поэтому знакомство с кондиционированным воздухом

и адаптацию к нему не следует откладывать на потом.

Кондиционеры (при правильном применении) не несут в себе никакой угрозы здоровью детей, более того — признаны прекрасным средством профилактики перегрева и обеспечения комфортных параметров окружающей среды как для детей, так и для взрослых.

Возраста, при котором кондиционер запрещен, не существует. Можно новорожденному. Можно в автомобиле. Можно и нужно в детской комнате.

Можно всегда, когда это реально улучшает вашу жизнь.

Опасения людей старшего поколения, а также их уверения в особой опасности кондиционеров, особенно для детей, как правило, обусловлены отсутствием личного опыта использования кондиционеров и жизни в кондиционированном воздухе. Неудивительно, что отсутствие опыта порождает опасения.

Кухонное полотенце

Возьмите за правило: предметы, имеющие отношение к кормлению ребенка, после мытья или дезинфекции должны высыхать естественным образом — расположите их на чистой поверхности (одноразовое бумажное или неиспользованное тканевое полотенце) и пусть себе спокойно сохнут на воздухе.

Еще более цивилизованный вариант — сушка в посудомоечной машине.

Применение кухонных полотенец для вытирания (протирания) посуды — один из самых эффективных способов повторно испачкать все, уже помытое.

Если очень торопитесь, очень надо срочно протереть и срочно освободить место на столе — используйте кухонное полотенце только один раз (или пусть это в принципе будут одноразовые полотенца) и не забывайте перед протиранием посуды тщательно вымыть собственные руки.

Микроволновка

Микроволновые печи удобны, безопасны, могут без каких-либо ограничений применяться для приготовления и разогрева продуктов, предназначенных для детского питания, для стерилизации предметов, имеющих отношение к кормлению детей.

Все разговоры о том, что «имеются особо вредные волны», что «детям ни в коем случае нельзя» — все это сплетни и слухи. На сегодняшний день медицинская наука не имеет никаких данных об опасности микроволновых печей вообще и об их опасности для детей в частности.

Напоминаю: микроволновую печь не рекомендуется использовать для разогрева/размораживания сцеженного материнского молока. Разогревать молочные смеси можно без проблем.

Принципиальнейшая особенность микроволновой печи — неравномерный нагрев. Тщательное перемешивание всего того, что вы достали из микроволновки, — важнейшее правило, обязательное к исполнению.

Всегда, когда это возможно, не помещайте в микроволновую печь стеклянные баночки с детским питанием. Переложите необходимую порцию в блюдце/тарелку и нагревайте-перемешивайте.

Обращаю внимание: достаточно нагретая пища — это пища, чуть теплая на вкус. Если вы сомневаетесь — горячая или нет, значит, наверняка горячая. Подождите! Помните: дополнительное выпрашивание пищи в течение 5 минут пойдет лишь на пользу детскому здоровью.

Читайте также: